Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Формирование творческой воспитывающей среды в учреждении дополнительного образования детей

Автореферат по педагогике на тему «Формирование творческой воспитывающей среды в учреждении дополнительного образования детей», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Автореферат
Автор научной работы
 Павлов, Андрей Викторович
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 2011
Специальность ВАК РФ
 13.00.02
Диссертация по педагогике на тему «Формирование творческой воспитывающей среды в учреждении дополнительного образования детей», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Диссертация

Автореферат диссертации по теме "Формирование творческой воспитывающей среды в учреждении дополнительного образования детей"

ПАВЛОВ Андрей Викторович

ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Специальность 13.00.02 - теория и методика обучения и воспитания (социальное воспитание в разных образовательных областях и на всех уровнях системы образования)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

2 ИЮН 2011

Москва 2011

4848371

Работа выполнена на кафедре социальной и семейной педагогики Российского государственного социального университета

Научный руководитель:

кандидат педагогических наук доктор философских наук, доцент Егорычев Александр Михайлович

Официальные оппоненты:

доктор педагогических наук, профессор Гончарук Алексей Юрьевич

кандидат педагогических наук, доцент Алаторцева Ирина Сергеевна

Ведущая организация:

ГОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет»

Защита состоится «23» июня 2011 г. в 14:00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.341.06 по защите докторских и кандидатских диссертаций при Российском государственном социальном университете по адресу: 129226, г. Москва, ул. Вильгельма Пика, 4, корп.2 в Зале диссертационного совета.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Российского государственного университета по адресу: 129226, г. Москва, ул. Вильгельма Пика, 4, корп. 3.

Автореферат диссертации размещен на официальном сайте http://www.rgsu.net

Автореферат разослан «20» мая 2011 г.

Ученый секретарь диссертационного совета

Т.Э. Галкина

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Проблема «человек - среда» традиционно актуальна для педагогики. Воспитание средой приобретает новые смыслы с изменяющимися общественными отношениями и новыми вызовами обществу.

Возникающие в обществе проблемы (экологии, экономики, политики, науки и техники и т.д.) требует от современного человека новых подходов, нестандартных решений, принятие которых способна личность творческая, имеющая активную творческую позицию. Концепция государственной политики в области образования выделяет важность формирования у подрастающего поколения качеств, присущих творческой личности. Потребность общества и государства в творческой личности актуализирует проблему поиска средств педагогического стимулирования, адекватных целям развития личности, изучения взаимосвязи творчества и социокультурной среды.

Достичь развития качеств творческой личности, ее становлению при звано воспитание. Такому воспитанию способствует определенным образом организованная, педагогизированная среда, направленная на самореализацию личности, ее социализацию, побуждающая осознавать свои цели, ценности своего общества, развивать творческие способности. Этой средой выступает семья, образовательные учреждения.

Вместе с тем, образовательный процесс в общеобразовательном учреждении имеет жесткие рамки образовательного стандарта, не позволяющего выйти за его пределы, что противоречит сущности творческой деятельности. Поэтому целесообразнее для целей развития творческой личности использовать потенциал учреждения дополнительного образования, основная задача которого - развитие мотивации к познанию и творчеству детей. Современное учреждение дополнительного образования имеет подходящий воспитательный потенциал и социально-педагогические условия для развития у ребенка активной творческой позиции и творческих способностей. В целом, оно имеет более широкие возможности, в отличие от семьи и общеобразовательного учреждения, для создания творческой воспитывающей среды. Данный факт диктует необходимость поиска путей создания такой среды в учреждении дополнительного образования детей.

Вопросы повышения роли учреждений дополнительного образования детей в формировании творческой воспитывающей среды, развития творчества подрастающего поколения нашли отражение в литературе. В частности, положения теории среды и педагогики среды (И.А. Тэн, Я. Корчак, В.Н. Шульгин, Н.И. Иорданский, А.Г. Калашников, С.С. Моложавый, Дж. Дьюи, К.Н. Вентцель, С.Т. Шацкий, А.П. Пинкевич, A.C. Макаренко и др.); средовой подход в воспитании и образовании (Л.И. Новикова, Г.П. Щедровицкий, Н.Л. Селиванова, Д.И. Фельдштейн, Л.В. Мардахаев, A.B. Гаврилин, И.В. Кулешова, С.Д. Поляков, A.A. Бодалев, Ю.С. Мануйлов, С.Д. Дерябо, В.Д. Семенов, Н.Е. Щуркова и др.); развитие

средового подхода в образовательных сферах, актуализации понятия (И.А. Зимняя, Г.А. Ковалев, E.H. Бережнова, Э.Д. Днепров, А.Б. Орлов, В.И. Панов, В.В. Рубцов, Е.А. Климов, C.B. Тарасов, Д.Б. Эльконин, В.А. Левин, К. Левин, К. Роджерс и др.)

Проведенный теоретический анализ литературы показал, что вопросы теоретико-методических основ формирования творческой воспитывающей среды в учреждениях дополнительного образования детей не получили в ней необходимое отражение. Изложенное позволило выделить сложившиеся противоречия между:

- возросшими потребностями общества, самой личности в творческой позиции личности и недостаточной обращенностью педагогической науки и воспитательно-образовательной практики к ее развитию;

- необходимостью развития творчества ребенка через особым образом организованную творческую воспитывающую среду и недостаточным вниманием к формированию такой среды в учреждениях дополнительного образования детей;

необходимостью обоснования теоретико-методических основ комплекса мер по формированию творческой воспитывающей среды в учреждениях дополнительного образования детей и недостаточной теоретической разработанностью данного вопроса.

Указанные противоречия позволили сформулировать проблему исследования: каковы теоретико-методические основы формирования творческой воспитывающей среды учреждения дополнительного образования детей?

Данная проблема определила тему исследования: «Формирование творческой воспитывающей среды в учреждении дополнительного образования детей».

Объект исследования: социокультурная среда учреждения дополнительного образования детей.

Предмет исследования: комплекс мер, направленных на формирование творческой воспитывающей среды в учреждении дополнительного образования детей.

Цель исследования: разработать модель формирования творческой воспитывающей среды и экспериментально проверить комплекс мер по ее реализации в учреждении дополнительного образования детей.

Гипотеза исследования: Учреждение дополнительного образования детей обладает значительным воспитательным потенциалом для развития творческой личности. Данный процесс требует интеграции и консолидации всех возможностей учреждения, развития в нем творческой воспитывающей среды. Эффективность данного процесса может быть обеспечена, если:

- формирование творческой воспитывающей среды происходит посредством реализации целесообразного комплекса мер, обеспечивающих ценностно-ориентационное единство, субъектно-творческое богатство предметную и событийную насыщенность;

- интериоризация ценностей и смыслов творческой воспитывающей среды осуществляется через творческие общности (группы и коллективы) в органичном единстве воспитания, обучения и развития с учетом индивидуальных потребностей и особенностей субъектов среды, а также особенностей самой среды;

- обеспечивается активное взаимодействие субъектов творческой воспитывающей среды посредством совместной творческой деятельности, ведущее к раскрытию их творческого потенциала и самореализации.

В соответствии с объектом, предметом, целью и гипотезой были определены следующие задачи исследования:

1. Выявить место и роль творческой воспитывающей среды как социально-педагогического феномена в развитии творческой личности ребенка.

2. Уточнить понимание сущности и структуры творческой воспитывающей среды.

3. Разработать структурно-функциональную модель формирования творческой воспитывающей среды учреждения дополнительного образования детей и обосновать комплекс мер по ее реализации.

4. Экспериментально проверить эффективность комплекса мер по формированию творческой воспитывающей среды в учреждении дополнительного образования детей.

Теоретическую и методологическую основу исследования составили: положения системного (В.Г. Афанасьев, В.П. Беспалько, B.C. Ильин, JI.M. Кустов, Э.Г. Юдин), программно-целевого (O.E. Лебедев, A.M. Моисеев, П.И. Третьяков и др.) подходов к исследованию образовательных систем. В качестве методологических ориентиров служили научные труды по модернизации, прогнозированию, проектированию и моделированию развития образования и педагогической науки; понимание сущности педагогики среды (К.Н. Вентцель, С.Т. Шацкий, Я. Корчак, Н.И. Иорданский, В.Н. Шульгин, A.C. Макаренко, Дж. Дью, А.П. Пинкевич, С. Френе и др.); концепции взаимодействия личности и среды (Д.И. Фельдштейн, Г.П. Щедровицкий, A.A. Бодалев, В.А. Караковский, Л.И. Новикова, A.B. Мудрик, Л.В. Мардахаев, Н.М. Смирнова и др.); современные концепции воспитывающей и обучающей среды (Ю.С. Мануйлов, Н.Е. Щуркова, Г.А. Ковалев, C.B. Тарасов, Е.А. Климов, Б.М. Бим-Бад, В.В. Рубцов, A.A. Марголис, И.А. Зимняя, В.И. Слободчиков, A.B. Иванов и др.); положения теории творчества, его развития и диагностики (Я.А. Пономарев, С.Л. Рубинштейн, JI.C. Выготский, Б.Г. Ананьев, A.M. Матюшкин, А.Н. Лук, С.И. Гессен, В.Н. Дружинин, Э.П. Торренс, Д.П. Гилфорд, В.Г. Рындак, A.M. Егорычев, А.И. Серавин и др.); концептуальные идеи содержания и развития дополнительного образования детей (Н.К. Крупская, П.П. Блонский, E.H. Медынский, А.К. Бруднов, В.А. Березина, Г.П. Буданова, Л.И. Буйлова, В.И. Слободчиков, А.К. Бруднов, А.Г. Асмолов, М.Б. Коваль и др.); содержание и методы педагогического проектирования,

моделирования и прогнозирования (В.П. Беспалько, В.М. Монахов, В.И. Панов, В.А. Ясвин, К. Ингенкамп, А.П. Тряпицина и др.).

Для решения поставленных задач и проверки положений гипотезы были использованы методы исследования: теоретические (сопоставление, анализ, синтез, обобщение, моделирование, проектирование); эмпирические (педагогическое наблюдение, в т.ч. включенное; беседы, анкетирование, интервьюирование, тестирование, педагогический эксперимент, метод экспертных оценок); методы математической статистики и графического анализа данных.

Этапы исследования. Исследование проводилось с 2007 по 2011 годы в три этапа:

На первом этапе (2007-2008 гг.) определены теоретические и методологические основания исследования; выделены проблема, объект и предмет, цель, задачи и методы исследования, разработан понятийный аппарат; сформулирована модель формирования творческой воспитывающей среды в учреждении дополнительного образования детей и разработан комплекс мер по ее реализации.

На втором этапе (2008-2010 гг.) проведены констатирующий и формирующий этапы эксперимента, в ходе которых реализован комплекс мер по формированию творческой воспитывающей среды в учреждении дополнительного образования детей.

На третьем этапе (2010-2011 гг.) обобщены, систематизированы и проанализированы полученные материалы; проведена статистическая обработка полученных данных; сформулированы выводы исследования; литературно оформлена диссертация.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

- на основе существующих смыслов и определений понятий «творчество», «воспитание», «среда» уточнено и дополнено понимание сущности творческой воспитывающей среды в учреждении дополнительного образования детей;

- раскрыты место и роль творческой воспитывающей среды в становлении творческой личности ребенка;

- выявлены особенности творческой воспитывающей среды в учреждении дополнительного образования детей;

- определены уровни сформированное™ творческой воспитывающей среды учреждения дополнительного образования детей, а также критерии и показатели ее проявления;

- определены уровни проявления творчества воспитанников;

- разработан и экспериментально проверен комплекс мер по формированию творческой воспитывающей среды в учреждении дополнительного образования детей.

Теоретическая значимость исследования. Полученные в результате исследования материалы дополняют положения средового подхода в воспитании подрастающего поколения, а также раздел социальной педагогики «Педагогика среды» в части развития творческой

воспитывающей среды; конкретизируют понимание сущности, содержание, а также возможности развития творческой воспитывающей среды учреждения дополнительного образования детей; дают теоретическое модели формирования творческой воспитывающей среды в учреждении дополнительного образования детей; определяют уровни проявления творчества воспитанников в творческой воспитывающей среде; расширяют имеющиеся теоретические представления о критериях, показателях уровнях сформированное™ творческой воспитывающей среды.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанные положения, научно-методические рекомендации и выводы исследования получили практическое внедрение в учреждении дополнительного образования детей и способствовали развитию творческой воспитывающей среды, творческих способностей разновозрастных групп воспитанников творческих объединений учреждения.

Материалы использованы процессе обучающих семинаров, курсов для методистов и педагогов дополнительного образования и способствовали повышению их подготовленности к формированию и развитию творческой воспитывающей среды с целью системного развития творческой личности ребенка в условиях образовательного учреждения.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Творческая воспитывающая среда - это социокультурное пространство, содержащее смыслы, ценности и традиции, способствующее наиболее полному раскрытию творческого потенциала ребенка, его самореализации с учетом природных задатков и индивидуальных особенностей, необходимых для развития общих и специальных способностей, креативного мышления, стимулирующие его социализацию.

Основными компонентами творческой воспитывающей среды являются: аксиологический (ценностно-ориентационное единство, субъектное богатство, событийная и предметная насыщенность); базовый (самоуправление, творческая самореализация, творческая общность, совместная творческая деятельность); предметно-практический (содержательно-методический, организационно-управленческий,

пространственно-предметный, коммуникативно-информационный).

Уровнями сформированности творческой воспитывающей среды являются формально-пассивный, мотивационно-продуктивный, творческо-салюактуализационный. Они определяются через комплекс показателей и критериев: уровень проявления творчества воспитанников - пассивно-досуговый, стимульно-подражательный, стимулъно-продуктивный, рефлексивно-творческищ степень развития компонентов творческой воспитывающей среды; изменение специфических базовых параметров среды - интенсивности, эмоциональности, активности, осознанности; комфортности, удовлетворенности воспитанников в среде; степени ценностно-ориентационного единства; творческая самоактуализация педагогов в среде; отношения родителей к среде.

2. Формирование творческой воспитывающей среды в учреждении дополнительного образования детей строится на основе комплекса мер. Данный комплекс мер реализуется через систему средств, методов и форм на двух уровнях: средовом - развитие непосредственно компонентов творческой воспитывающей среды (аксиологического, базового, предметно-практических); субъектном - развитие личностных качеств субъектов среды посредством интериоризации ценностей и смыслов среды. Комплекс мер по формированию творческой воспитывающей среды направлен на обеспечение интенсивного взаимосвязанного и целесообразного развития ее основных компонентов. По своей сущности он представляет собой систему воспитательно-образовательных (социально-педагогических) действий, способствующих эффективной организации процесса творческого развития ребенка, и включает: развитие вариативной совместной творческой и исследовательской деятельности; создание и развитие детского воспитательного коллектива; инициирование и поддержка крупных («ключевых») воспитательных творческих дел, осуществляемых всеми субъектами среды; стимулирование и мотивация всех субъектов среды в творческой самореализации; социально-педагогическую и психологическую поддержку субъектов среды; совершенствование (развитие) пространственно-предметного окружения; развитие детского самоуправления; укрепление демократических норм общения, творческого взаимодействия и самоорганизации; взаимодействие с родителями воспитанников как активными участниками развития творческой воспитывающей среды.

3. Модель формирования творческой воспитывающей среды учреждения дополнительного образования детей представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов: субъектного, мотивационно-целевого, содержательного, процессуально-деятельностного, оценочно-результативного, каждый из которых включает совокупность блоков, обеспечивающих системную интеграцию и консолидацию творческого потенциала субъектов воспитательно-образовательного процесса и средовых социокультурных, творческих ресурсов учреждения дополнительного образования детей. Она реализуется на основе следующих принципов: творчества, духовности, культуросообразности, социокультурности, коллективного взаимодействия, толерантности и др.

Достоверность и обоснованность научных результатов обусловливается опорой на известные теоретические концепции и методологические позиции, реализующие системный, деятельностный подходы; применением совокупности взаимодополняющих и взаимоподтверждающих методов исследования, адекватных целям, задачам и гипотезе исследования; проведенной опытно-экспериментальной работой, подтверждающей эффективность комплекса предложенных мер и педагогических условий; репрезентативностью выборки исследования;

длительным характером эксперимента; использованием методов математической статистики.

База исследования. Исследование проводилось в течение 2007-2011 гг. на базе общеобразовательных школ Тверского района ЦАО г. Москвы и учреждений дополнительного образования детей. Экспериментальная работа осуществлялась на базе ГОУ Центр детского творчества «На Вадковском» и его филиалов.

Апробация п внедрение результатов исследования осуществлялась в процессе экспериментальной работы в образовательных учреждениях, а также посредством выступлений на научно-практических конференциях (Всероссийские социально-педагогические чтения - Москва, 2008-2011 гг.); Всероссийском форуме организаторов летнего отдыха и досуга детей и молодежи «Анапа-2008» (лауреатство в конкурсе авторских программ); круглых столах (РГСУ в 2008 г., семинары-практикумы конкурса «Юные таланты Московии» в 2010 г. и др.); городских методических семинарах при МИОО; участия в открытой дискуссии программы «Шире круг» по проблемам творческого развития детей на телеканале «Доверие» (2011 г.); публикаций основных положений, результатов исследования научных изданиях.

Материалы исследования внедряются в практику работы учреждения, на базе которого проводилась экспериментальная работа.

Цель, задачи, логика исследования определили структуру диссертации, которая состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Во введении обосновывается актуальность темы исследования, определяется научный аппарат, раскрываются методологические основы и методы исследования. В первой главе «Творческая воспитывающая среда и модель ее формирования в учреждении дополнительного образования детей» исследуются истоки понимания воспитывающей среды как социально-педагогического феномена, определяется понятие, сущность и структура творческой воспитывающей среды, а также структурно-функциональная модель ее формирования в учреждении дополнительного образования детей. Во второй главе «Экспериментальная проверка комплекса мер по формированию модели творческой воспитывающей среды в условиях учреждения дополнительного образования детей» проводится анализ потребностей детей в творческой деятельности, раскрывается формирующая часть экспериментальной работы по реализации комплекса мер, направленных на формирование творческой воспитывающей среды в условиях учреждения дополнительного образования детей, представлен анализ полученных результатов и перспективы развития. В заключении изложены выводы по результатам исследования и определены направления дальнейшей работы. В приложениях представлены программно-методические разработки и диагностические материалы по теме исследования. Текст диссертации содержит 10 таблиц, 23 рисунка.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

В последнее время как отдельное направление в педагогике выделяется средовой подход, хотя он имеет глубокие корни в истории педагогической и философской мысли, а среда как объект научного познания исследуется на протяжении всего существования наук об обществе в контексте окружающего мира. Диада «среда - личность» широко исследована философией, социологией, педагогикой и психологией.

Средовой подход в воспитании рассматривается в литературе как управление социализацией и развитием ребенка через среду. Под средовым подходом в воспитании понимается система действий со средой, обеспечивающих ее превращение в средство диагностики, проектирования и продуцирования воспитательного результата (Ю.С. Мануйлов, JI.B. Алиева, A.B. Гаврилин, И.В. Кулешова, JI.B. Мардахаев, С.Д. Поляков и др.).

Именно концепция средового подхода в воспитании призвана разрешить противоречие между тенденцией полнее использовать возможности среды и отсутствием соответствующих технологий.

Анализ литературы показал, что в ней нашли отражение такие понятия, как «образовательная среда», «воспитательная среда», «воспитывающая среда», «социокультурная среда», «образовательное пространство» и др. Однако часто одно и тоже явление называют этими терминами. В рамках нашего исследования нам будет интересен воспитательный, точнее «воспитывающий» аспект, так как речь идет о влиянии условий среды на личность, потому как «воспитательный» подразумевает воздействие субъекта среды (педагога) на другого субъекта (воспитанника).

Разграничивая понятия «воспитывающая» и «воспитательная», в исследовании исходили из того, что в первом случае уделяется главное внимание «самости» объект-субъекта воспитания - личности воспитанника, его активному личностному участию в процессах социализации и самореализации, его ведущей роли в этих процессах. Среда приобретает характеристики среды «воспитывающей» в результате управления объективно существующими ее обстоятельствами и потенциальными ресурсами. Управление ее развитием позволяет актуализировать потенциально существующие в ней ресурсы за счет творческого раскрытия потенциала ее субъектов. «Воспитательная» среда возникает и продолжает существовать лишь в результате созидающей деятельности его субъектов, в большей мере - педагогов, осуществляющих воспитательную деятельность.

Важно отметить, что в литературе понятия «среды» и «пространства» рассматриваются как синонимичные, так и как самостоятельные. Привязка значений параметров среды к тому или иному пространственному объекту (например, улица, образовательное учреждение и т.д.) объясняется тем, что «прибором», измеряющим средовые параметры, в конечном счете, является человек, наделенный в своей деятельности стратегией пространственного мышления. Особенность пространственного представления среды

раскрывается введением категории «социальное пространство» в интегральной социологической теории П. Сорокина.

Считаем, что средовой подход в воспитании и образовании идет своими истоками к самим основам социального воспитания в обществе и, безусловно, нашел отражение в большинстве образовательных систем и концепций.

Так Я. Корчак впервые выделил четыре основных типа воспитывающей среды, определив среди них особо ценную, способствующую свободному развитию активного ребенка - творческую среду.

Также при анализе концепций сред различных авторов (Т.В. Менг, В.Г. Воронцова, М. Раудсепп, М. И. Башмаков, С. Н. Поздняков, Н. А. Резник и др.) было выявлено, что именно творческая функция является одной из главных функций среды.

Именно творчество, созидание нового, по мнению ряда ученых (Я.А. Пономарев, С.И. Гессен, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.И. Слободчиков, Б.Д. Эльконин и др.) является при этом и механизмом развития личности, а в самом широком смысле - взаимодействием, ведущим к развитию.

Считаем, что для проявления и развития творчества нужна свободная, непринужденная обстановка, которую пока не может обеспечить современная система школьного образования в России. Существующие сегодня методы, характерные для школьного образования блокируют самоактуализацию личности учащихся, а мотивация достижений и затрудняет проявление творческих способностей. Так, в большинстве случаев обучение сводится к запоминанию и воспроизведению приемов действия, типовых способов решения заданий. Однотипные упражнения для отработки навыков, «оттачивание» действия вырабатывают у детей стереотип мышления, подавляя способность к творчеству, не давая выйти ребенку на уровень творческого решения. Творческие проявления угасают у ребенка в погоне за быстротой выполнения действия по образцу.

Исследования ряда ученых (А. Маслоу, Т. Амабайль, Р. Милгрэм, М. Воллаха, Н. Когана, В. Н. Дружинина и др.) подтверждают, что творческая деятельность является успешной, если имеет внутренний побудительный мотив и личностный смысл. Процесс выполнения навязанного «творческого» задания, как правило, не становится личностно-значимым. Он обычно связан с мотивацией достижения - получение высокой отметки и/или социального одобрения (похвала учителя), следовательно, не способствует формированию творческой личности, не приводит к созданию оригинальных творческих продуктов, в которых отражаются интересы ребенка, воплощается его уникальный индивидуальный опыт.

На основании глубокого анализа философской, психолого-педагогической литературы, а также собственного опыта педагогической деятельности, сделан вывод о том, что развитие творчества, а, следовательно, и личности воспитанника, целесообразно реализовывать в творческой среде, построенной на принципах добровольности, вариативности и личностно-

деятельностного характера образовательного процесса. Такой средой может стать учреждение дополнительного образования детей, имеющее значительный воспитательный потенциал и вышеобозначенные характеристики.

Учреждение дополнительного образования детей - тип образовательного учреждения, реализующий образовательные программы и услуги различной направленности, выходящие за рамки основной образовательной программы (жесткого образовательного стандарта) в интересах личности, общества и государства. Основные задачи учреждения дополнительного образования детей сводятся к решению проблемы развития мотивации к познанию и творчеству и, в конечном итоге - формированию гармоничной, всесторонне развитой, творческой, свободной личности.

Его система очень гибкая и предоставляет определенный уровень свободы, благоприятствует варьированию перспектив, предусматривать большое число различных их комбинаций. Основная задача педагога здесь -помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Сам воспитанник в такой среде переходит из ранга объекта воздействия в ранг субъекта творчества, а учебный материал из ранга предмета освоения переводится в ранг средства достижения высокой социальной созидательной цели.

В нашем исследовании учреждение дополнительного образования детей рассматривается как специфическая среда, необходимая для творческого развития ребенка, его самореализации, самоопределения и социализации в целом.

Среда современного учреждения дополнительного образования детей способна соединить два трудно пересекающихся направления - гуманитарно-художественное и научно-техническое, две культуры относительно обособленные друг от друга. Такая интегрированная третья культура развивает системное творческое мышление, формирует формы познания, необходимые во всякой деятельности. Поэтому творческая воспитывающая среда здесь - действующая модель усвоения культуры. Среда организована так, чтобы предоставить для творческой активности ребенка культурно богатый и интересный материал.

Учреждение дополнительного образования детей в отличие от музыкальных, художественных, спортивных и других специализированных школ представляет больший уровень свободы, свободы творчества, необходимой для творческого поиска. В таких условиях теория и практика находятся в органической интеграции.

Практика показывает, что в учреждениях дополнительного образования детей в отличие от других типов образовательных учреждений созданы практически все условия для внедрения инновационных социально-педагогических моделей творческой деятельности (как образа жизни), поскольку традиции, стиль и методы работы этих учреждений максимально учитывают потребности подрастающего поколения и особенности общества.

На наш взгляд, очень важным является то, что может быть недоступно ребенку в другой среде (семья, улица, школа), - здесь она организуется таким образом, т.е. наполняется смыслами и ценностями, имеющими высокую значимость для детей, подростков и молодежи, чтобы воспитанник на любом возрастном этапе мог гармонично влиться в эту среду, адаптироваться и развиваться в ней.

Таким образом, воспитывающая среда представляет собой комплексное системное понятие. Данное понятие включает социокультурные, психологические и педагогические смыслы и ценности и, в значительной степени, ориентировано на акцентуацию, как индивидуально-личностного аспекта воспитания, так и коллективного, общественного.

На основе анализа исследованных концепций сред разных авторов (В.В. Рубцов, A.A. Марголис, В.А. Гуружапов, В.А. Ясвин, Н.Е. Щуркова, Е.А. Климов, C.B. Тарасов, Г.А. Ковалев, A.B. Иванов) нами и построена структурная модель творческой воспитывающей среды учреждения дополнительного образования детей (схема 1).

Схема 1

Творческая воспитывающая среда учреждения дополнительного образования детей

Основными функциями творческой воспитывающей среды являются: творческая, познавательная, развивающая, социально-адаптационная, 1{енностно-ориентационная, профориентационная, рекреационная.

В соответствие с психодиагностическими методиками для экспертизы образовательной среды (В.А. Ясвин, Б.Ф. Ломов, С.Д. Дерябо) выделены базовые значимые параметры творческой воспитывающей среды: интенсивность, свидетельствующая о степени насыщенности среды

условиями, влияниями, возможностями и концентрации их проявления; эмоциональность, характеризующая соотношение рационального и творческого; активность, присущая творческой деятельности, как показатель творчески ориентированного созидательного потенциала; осознанность, как показатель умения субъектов обосновывать выбор творческого способа действия.

Основываясь на исследованиях многих авторов, можно утверждать, что педагогические действия со средой (ее формирование) можно охарактеризовать как творческий процесс использования существующих потенциалов конкретной среды учреждения дополнительного образования детей, ограничение негативных факторов социальной среды общества, усиление и развитие имеющихся позитивных факторов, а также привнесение новых смыслов и ценностей высокой социальной значимости.

Было бы ошибочно считать, что в учреждении дополнительного образования детей творческая воспитывающая среда существует априори -такую среду в нем нужно формировать и развивать.

В соответствии с задачами исследования нами была разработана модель формирования творческой воспитывающей среды (см. схему 2), представляющую собой форму организации всей жизни учреждения дополнительного образования детей, которая преобразована всеми агентами воспитания в фактор интегрированного, системного воспитательного влияния на процесс творческого развития и самореализации личности ребенка, его социализацию. Субъекты данной организации целенаправленно используют возможности и ресурсы среды в воспитательном процессе для реализации целей и задач воспитания творческой личности.

Построение данной модели предполагает концептуализацию элементов с учетом их полноты и достаточности, а также установление структурообразующих взаимосвязей между ними. Модель включает пять интегративно взаимосвязанных структурных компонента: мотивационно-целевой, содержательный, процессуально-деятельностный, оценочно-результативный.

В ходе реализации модели были определены цель, задачи, этапы проведения опытно-экспериментальной работы, описан ход формирующего эксперимента, в котором предусматривается реализация комплекса мер, обеспечивающих формирование творческой воспитывающей среды учреждения дополнительного образования детей.

Целью опытно-экспериментальной работы являлась доказательная и объективная проверка выдвинутой нами гипотезы. Экспериментальная работа проводилась в три этапа. Исходя из задач и содержания опытно-экспериментальной работы на констатирующем этапе исследования определялись методики диагностики сформированности творческой воспитывающей среды учреждения дополнительного образования детей; выявлялся исходный уровень сфомированности творческой воспитывающей среды; анализировалось состояние воспитательно-образовательного процесса в учреждении.

Схема 2

Модель формирования творческой воспитывающей среды учреждения дополнительного образования детей

Социальный заказ

Потребности и мотивы личности

Цель: формирование творческой воспитывающей среды, способствующей развитию творческих проявлений, способностей, самореализации личности ребенка.

Задачи

Оси о вны ej р ин ци п ь|_

Средовый уровень КомпонентыTBCJ

—| Аксиологический! Базовый

Предметно-практический

Субъектный уровень

[-¡Индивидуальные субъекты I-

I Воспитанники j

ПедзгогиЬ=й Родители j

—[ Коллективные субъекты j

Комплекс мер

Интенсивное взаимосвязанное и целесообразное развитие компонентов творческой воспитывающей среды

X

Средства

Методы

Формы 1

Показатели и критерии сформированности ТВС

5

о £ 5

Развитость компонентов ТВС

Комфортность, ущовлетв^еннот

Степень ценностно-ориентационного единства

Степень творческих проявлений воспитанников

Творческая самоактуализация педагогов

Отношение родителей

4-

Уровни сформированности ТВС I

формально-пассивныи мотивационно-продуктивныи творческо-самоактуализационныи

Результат

Творческая I Творческая личность

воспитывающая среда воспитанника

Согласно разработанной модели формирования творческой воспитывающей среды весьма важным представляется мониторинг

образовательных потребностей и интересов воспитанников, а также их родителей в сфере дополнительного образования для построения такой среды и определения стратегии и тактики развития учреждения. Данная задача была решена на констатирующем этапе исследования среди учащихся школ района экспериментальной базы исследования. Полученные материалы подтвердили предположение о том, что развитие творческих способностей, становление творческой личности являются одними из приоритетных потребностей школьников и интересов родителей.

В ходе констатирующего этапа эксперимента для выявления исходного состояния сформированности творческой воспитывающей среды учреждения был проведен общий анализ среды учреждения, определен ее потенциал для развития сформулированной в исследовании модели. Также на констатирующем этапе выделены и реализованы двухуровневые группы диагностических методик:

• 1 уровень «средовый» - диагностика среды (динамика базовых параметров среды, уровень комфортности воспитанников в учреждении, степень удовлетворенности воспитанников жизнедеятельностью в учреждении, система отношений в микросредах и уровень ценностно-ориентационного единства). Здесь использовались: методика изучения удовлетворенности воспитанников жизнедеятельностью в образовательном учреждении A.A. Андреева, метод «полярного шкалирования», адаптированная методика «Среда-метафора» Ю.С. Мануйлова, адаптированная методика социометрии Дж. Морено, методика исследования ценностно-ориентационного единства B.C. Ивашкина и В.В. Онуфриевой.

• 2 уровень «субъектный» - диагностика творческих проявлений воспитанников, диагностика творческой самоактуализации педагогов, отношение родителей. Здесь использовались: методики диагностики основных качеств творческого мышления Е. Торренса, Дж. Гилфорда, С. Медник, методика творческой самоактуализации педагогов A.B. Лазукина.

Оценить результативность модели, качественные характеристики процесса позволяет уровневый подход. Чтобы выделить уровни проявления творчества воспитанников, творческое мышление было рассмотрено через диагностику его основных качеств - широта категоризации, беглость, гибкость, оригинальность. При суммировании результатов были выделены шкалы и установлены уровни проявления творчества воспитанников: пассивно-досуговый, стимульно-подражатепъный, стгшульно-

продуктивный, рефлексивно-творческий.

С этой целью были протестировано 278 воспитанников учреждения дополнительного образования детей из 34 творческих объединений различной направленности в возрасте от б до 18 лет, в том числе воспитанники экспериментальной и контрольных групп.

В качестве экспериментальной группы были определены 63 воспитанника из 7 творческих объединений различной направленности и аналогично 60 - в качестве контрольной. Занятия и жизнедеятельность экспериментальной группы осуществлялась непосредственно в

экспериментальном учреждении, а контрольной - большей частью на базе филиала учреждения в общеобразовательной школе №228 г. Москвы.

На основании критериев и показателей, позволяющих утверждать о той или иной степени развития и сформированности творческой воспитывающей среды в учреждении дополнительного образования детей, были выделены уровни ее сформированности: нормативно-пассивный, мотиваг^онно-продуктивный, творческо-самоактуачизационный.

Итоги диагностического среза, проведенного в рамках констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы, дали возможность представить объективную картину позиций групп на данном этапе; послужили для отнесения исследуемых сред к мотивационно-продуктивному уровню развития творческой воспитывающей среды; подтвердили вывод о необходимости проведения специально организованной работы по формированию творческой воспитывающей среды учреждения дополнительного образования детей; позволили скорректировать модель формирования творческой воспитывающей среды в учреждении.

Формирующий этап исследования был посвящен реализации комплекса мер по формированию творческой воспитывающей среды экспериментального учреждения. Особая роль принадлежала совместной творческой деятельности в различных ее формах: летний лагерь досуга и творчества «Бриз»; творческие выезды для воспитанников всех творческих объединений Центра; «КВН», «День Рождения Центра» и др.

Развитие получил детский воспитательный коллектив, ведь средовое воспитание немыслимо без воздействия коллектива, в котором развивается личность, а развитие и социальное воспитание наиболее успешно осуществляется в коллективе и через коллектив. С этой целью была создана детская общественная организация «Содружество Вадковцев», в которую вошли воспитанники разных творческих объединений.

В целях активизации совместной творческой деятельности воспитанников и педагогов, развития творческих способностей, сплочения коллектива ежегодно по авторской программе проводился выездной лагерь досуга и творчества, организовывались творческие выезды в течение года для воспитанников всех творческих объединений учреждения. Кроме этого разработана и внедрена система лагерей различной направленности, позволяющая охватить весь контингент воспитанников.

Усиление творческой мотивации происходило за счет насыщения среды актуальной познавательной информацией - в учреждении организована система экскурсий, открыт видеосалон, усовершенствована система стендовой информации, преобразована система постоянных и сменных экспозиций и выставок и т.д. Что в свою очередь повлекло преобразования в предметной среде.

Одним из эффективных приемов, реализация которого привела к оптимальным результатам, явилась практика крупных («ключевых») воспитательных творческих дел, акций творческого характера,

осуществляемых всеми субъектами среды:, «Играй-город», «Масленица», «Мы помним» и др.

С помощью игровых форм воспитанники постигали первые навыки творческой деятельности, потому что игровая форма, как первооснова образовательного и творческого процессов не только отвечает естественным духовным запросам детей, но и является подлинным побудителем детского творчества, средством самоорганизации труда.

В ходе реализации комплекса мер положительно проявило себя создание органа детского самоуправления - Молодежной палаты Совета Центра, направленной на проявление социальной и творческой активности, самореализации и самоутверждения.

Особое значение для развития творческих способностей имела хорошо организованная и систематизированная исследовательская деятельность воспитанников, которая способствует не только развитию способностей ребенка, но и мотивирует его на выполнение учебной задачи в целом, и самое главное, способствует его социальной адаптации к среде, помогает менять его статус в коллективе, позволяет почувствовать собственную значимость.

Как необходимое условие необходимо отметить организацию .методического и психологического сопровождения процесса формирования творческой воспитывающей среды в учреждении дополнительного образования детей.

Творчество, как определено в процессе исследования, требует признания, так как при использовании термина «творчество» подразумевается определенный продукт. То есть творчество понимается как продукт, который требует признания и с которым можно познакомиться. Для этой цели был организован ряд фестивалей, конкурсов, турниров в которых могли принять участие воспитанники учреждения.

Отдельное внимание в процессе формирования творческой воспитывающей среды уделялось работе с семьей, потому как родители воспитанников - немаловажные субъекты среды, непосредственно участвующие в ее жизнедеятельности и оказывающие определенное влияние на процессы, происходящие в ней. Так была организована система мероприятий под общим названием «День семьи», направленная на организацию активного творческого семейного досуга детей и родителей при участии педагогов, обучение родителей способам и формам организации такого досуга. В дальнейшем эта система переросла в семейный клуб «Улей», который стал пользоваться популярностью родителей.

Разнообразие форм работы, взаимосвязь индивидуальной, групповой, коллективной работы, совместная деятельность с педагогом были направлены на построение системы отношений, форм сотрудничества и сотворчества внутри творческой воспитывающей среды.

При реализации модели мы столкнулись с некоторыми трудностями: с педагогическим коллективом - низкая мотивация в работе на «среду» за рамки своей образовательной программы; особенности режима работы; недостаточный уровень теоритической и научно-методической подготовки в

отсутствие педагогического образования. С воспитанниками - низкая мотивация к совместным мероприятиям; замкнутость. В работе с родителями -неготовность вступать в партнерские отношения с педагогами и психологической службой; трудности в организации совместных мероприятий; деструктивные воспитательные воздействия в отношении воспитанников.

На контрольном этапе эксперимента для определения уровня и выявления динамики сформированное™ творческой воспитывающей среды в ходе экспериментальной работы проводилась диагностика по тем же методикам, что и на констатирующем этапе эксперимента. Изменения, произошедшие в ходе опытно-экспериментальной работы, позволили проследить общую динамику сформированное™ творческой воспитывающей среды экспериментальных и контрольных групп.

0 2010 г. И 2007 г. В 2010 г. 0 2007 г.

эмоциональность эмоциональность

доминантность доминантность

обобщенность аидя обобщенность

осознаваемость осознаваемость

интенсивность штш интенсивность

активность »Г«"™ активность '-•Wi '.ST'1

мобильность мобильность

устойчивость устойчивость

широта дВИиа широта .................¡" f........ '

0,0 2,5 5,0 7,5 10,0 12,5 0,0 2,5 5,0 7,5 10,0 12,5

Среда экспериментальных групп Среда контрольных групп

Рис.1. Гистограмма динамики параметров среды в группах

На контрольном этапе была проведена диагностика базовых параметров среды, которые служат критериями сформированное™ творческой воспитывающей среды - широта, мобильность, активность, осознаваемость, интенсивность, эмоциональность. Использовались опросники, составленные на основе системы психодиагностических параметров, разработанной для психодиагностики и экспертизы образовательной среды (В.А. Ясвин, Б.Ф. Ломов, С.Д. Дерябо). Полученные данные учреждения экспериментальной группы отражены на рисунке 1.

В экспериментальной группе значительные изменения произошли в следующих показателях: интенсивности (3,7/8,2), эмоциональности (5,3/10,1), активности (4,7/9,7), осознанности (6,2/9,9). Именно с этими критериями была связана результативность построения творческой воспитывающей среды в нашей функциональной модели.

Стоит отметить, что более комфортно ощущали себя воспитанники экспериментальных групп (88,7%). Ощущения неудовлетворенности,

напряжения, дискомфорта в большей степени свойственны воспитанникам контрольных групп, где ощущения комфортности в учреждении испытывали 65,9% (рис.2).

Рис. 2. Гистограмма уровня комфортности воспитанников в среде.

Значительно увеличился уровень комфортности в учреждении у воспитанников экспериментальной группы (60,2% - 2007 г. и 87,7% в 2010 г.), в то время как в контрольной произошло незначительное увеличение (58,4/65,9). Данное увеличение объясняется совершенствованием учебных умений, навыков самостоятельной творческой работы, что уменьшает роль педагога в образовательном процессе и увеличивает роль сотрудничества, равноправного взаимодействия всех субъектов творческой воспитывающей среды.

Рис. 3. Гистограмма степени удовлетворенности воспитанниками жизнедеятельностью в среде.

Степень удовлетворенности взаимоотношениями и

жизнедеятельностью (рис.3) возросла в обеих группах (с 64,1% до 77,6% в экспериментальной и с 61,3% до 66,0% в контрольной).. Степень удовлетворенности воспитанниками жизнедеятельностью в среде наиболее возросла в экспериментальной группе (77,6%) по отношению к контрольной (66%).

Чтобы судить об успешности комплекса мер по формированию творческой воспитывающей среды на развитие творчества воспитанников, необходимо рассмотреть их сквозь призму выделенных нами уровней проявления творчества воспитанников, проследив динамику изменений.

Таблица 1

Сравнительная оценка уровней проявления творчества воспитанников экспериментальных и контрольных групп

№ п/п Уровни проявления творчества ЭГ КГ

2007 2010 2007 2010

1. пассивно-досуговы й 10 (15,90%) 4 (6,30%) 11 (18,40%) 6 (10%)

2. стимульно-подражательный 27 (42,90%>) 18 (28,50%) 26 (43,40%) 29 (48,30%)

3. стимульно-продуктивный 14 (22,20%) 24 (38,30%) 13 (21,60%) 14 (23,30%)

4. рефлексивно-творческий 12 (19%) 17 (26,90%) 10 (16,6%) 11 (18,30%)

Согласно выделенным в модели уровням проявления творчества 1 уровень - пассивно-досуговый, 2 уровень - стимульно-подражательный, 3 уровень - стимульно-продуктивный, 4 уровень - рефлексивно-творческий.

Рассмотрим изменения в уровнях проявления творчества воспитанников экспериментальных и контрольных групп {таб. 1).

Ш Экспериментальная в контрольная

2007 2010 2007 2010 2007 2010 2007 ! 2010 1 уровень 2 уровень 3 уровень 4 уровень

Рис. 4. Гистограмма уровней проявления творчества воспитанников в группах.

Данные исследования показали, что изменения произошли в обеих группах, однако динамика изменений в группах различна (рис. 4). В экспериментальных группах значительно увеличился стимульно-продуктивный уровень развития творчества воспитанников (14/24) и рефлексивно-творческий (12/17), в то время как в контрольных группах на этом уровне произошли незначительные изменения (13/14) и (10/11) соответственно. В контрольной группе значительно увеличился лишь стимульно-подражательный уровень, что говорит о менее эффективном процессе развития творчества здесь.

Изменения произошли и в микросредах - творческих общностях. Уровень ценностно-ориентаг^онного единства в экспериментальной группе значительно увеличился и достиг высоких показателей (0,78), в то время как в контрольной составил среднее значение (0,43). Согласно данным социометрии значительно увеличилась степень сплоченности в экспериментальной группе.

В то же время одной из самых актуальных выявлена возможность удовлетворения и развития потребности педагогов в творческой самоактуализации личности. В связи с этим было проведено исследование уровня творческой самоактуализации педагогов дополнительного образования в творческой воспитывающей среде учреждения дополнительного образования детей (рис. 5).

Е2007 ы 2010

70 -...............................-........................................-......................

123456789 10 11

Рис. 5. Гистограмма уровня творческой самоактуализации педагогов в творческой воспитывающей среде Значение шкал: 1) ориентация во времени 2) ценности 3) взгляд на природу человека 4) потребности в познании 5) креативность 6) автономность 7) спонтанность 8) самопонимание 9) аутосимпатия 10) контактность 11) гибкость в общении.

Предположение о том, что вовлечение педагогов в развитие творческой воспитывающей среды повышает уровень таких самоактуализационных тенденций как ориентация на настоящее, разделение ценностей, спонтанность, креативность, нашло подтверждение.

Изменения, произошедшие в укладе жизни учреждения, повлияли и на позицию родителей как субъектов среды. По результатам проведенного опроса родителей с целью выяснения их отношения к организации творческой воспитывающей среды в учреждении 86% (61% в 2007 г.) родителей считают, что именно творческая среда влияет на развитие личностных качеств и творческих способностей воспитанников.

С целью проверки гипотезы и подтверждения достоверности результатов экспериментальные данные были подвергнуты качественному анализу. Достоверность полученных результатов исследования достигнута путем использования статистических методов обработки данных эксперимента с помощью программы БТАПБТГСА 6 (определение значимых различий экспериментальной и контрольной групп критерием Манна-Уитни, распределение уровней внутри изучаемых групп - критерием однородности Хи-квадрат, направленность и выраженность изменений параметров среды - критерием Вилкоксона).

Полученные данные позволяют сделать вывод о том, что по всем критериям наблюдается значительно больший рост показателей в среде экспериментальных групп. Таким образом, среда экспериментальных групп достигла творческо-самоактуализационного уровня сформированности творческой воспитывающей среды, в то время как среда контрольных групп осталась на прежнем, мотивационно-продуктивном уровне.

Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:

1. Актуальность проблемы формирования творческой воспитывающей среды учреждения дополнительного образования детей обусловлена потребностью общества и государства в творческих гражданах, способных принимать нестандартные решения сообразно современным проблемам быстро изменяющегося мира, в развитии их творческих качеств, умений и способов творческой деятельности, позволяющих найти свое место в жизни, реализовать свои возможности, способности и приносить максимальную пользу обществу.

2. В педагогической теории и практике недостаточно разработаны теоретические, научно-методические и технологические аспекты формирования творческой воспитывающей среды в учреждении дополнительного образования детей, что затрудняет разработку модели и социально-педагогических мер по формированию такой среды в образовательных учреждениях для широкого внедрения в практику.

Проведенный теоретический анализ философской, социологической, психологической, педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования позволил уточнить сущность понятия «творческая воспитывающая среда», характеризующейся как часть социокультурной среды.

3. Творческая воспитывающая среда является условием и средством творческого развития личности в учреждении дополнительного образования

детей, обеспечивая эффективность процессов самореализации и социализации всех ее субъектов.

4. Разработанная модель процесса формирования творческой воспитывающей среды, в структуру которой входят мотивационно-целевой, содержательный, процессуально-деятельностный и оценочно-результативный компоненты, позволяет эффективно реализовать комплекс мер по созданию творческой воспитывающей среды в учреждении дополнительного образования детей.

5. Реализация комплекса взаимосвязанных, последовательно выполняемых мер, способствующий формированию творческой воспитывающей среды, представляет системный, целенаправленный, контролируемый и управляемый процесс, органически интегрированный в целостную педагогическую систему учреждения дополнительного образования детей.

6. Формирование творческой воспитывающей среды направлено на создание предпосылок для качественных изменений в структуре личности посредством развития творческих способностей, повышения мотивации к самореализации, формирование нравственных позиций и соответствующих социальных стереотипов поведения в обществе. Средовая поддержка способствует эффективному обеспечению реализации комплекса мер, способствующего формированию этих изменений.

7. Развитие творческой личности происходит более эффективно при ее активном включении (вхождении) в систему творческой воспитывающей среды в органичном взаимодействии ее «субъектного» и «средового» уровней.

Эффективность выявленного комплекса мер развития творческой воспитывающей среды подтверждается положительной динамикой сформированное™ его показателей и критериев оценки.

Проведенный анализ полученных количественных и качественных результатов экспериментальной работы позволяет утверждать, что поставленные задачи выполнены, а выдвинутая гипотеза нашла свое подтверждение.

В процессе исследования возникли новые вопросы и проблемы, нуждающиеся в своем решении. Диагностика творчества и творческого продукта является весьма сложным процессом, зачастую с большой степенью субъективности. Поэтому предложенные методы могут быть дополнены и подкреплены в процессе конкретной практической деятельности.

Основное содержание диссертационного исследования отражено в следующих публикациях.

1. Павлов A.B. Творческая воспитывающая среда // Социальная политика и социология. Междисциплинарный научно-практический журнал. - №5 (46). - В 2-х т. - Т. 1. - 2009. - С.307-310. - 0,3 пл.

2. Егорычев A.M., Павлов A.B. Среда учреждения дополнительного образования как условие творческого, художественно-эстетического воспитания детей // Педагогика искусства: электронный научный журнал. - №2 2011, URL: http://www.art-education.ru/AE-magazine/nevv-magazine-2-2011.htm. - 0,4 п.л.

3. Павлов A.B. Среда учреждения дополнительного образования детей как условие воспитания творческой личности // Социальная педагогика в России.-т. - 2011. - С.23-27 - 0,5 п.л.

4. Павлов A.B. Профессиональное самоопределение личности в среде учреждения дополнительного образования детей // Уровень жизни населения регионов России. - 2011. - №6. - С.43-46 - 0,32 п.л.

5. Павлов A.B. Совместная деятельность в формировании детского воспитательного коллектива // Социальная педагогика: теория, практика, перспективы: материалы Всерос. Макареновский соц.-пед. чтений, 27-28 марта 2008 г. / под ред. JI.B. Мардахаева. - М.: Изд-во РГСУ, 2008. - С.241-245.

6. Павлов A.B., Ермакова Н.П. Опыт реализации лагеря досуга и творчества для воспитанников творческих объединений УДОД // Воспитательная система летнего детского образовательно-оздоровительного лагеря. Пособие для руководителя, педагога, вожатого. - М.: ГОУДОД ФЦТТУ, 2009.-С. 18-27.

7. Павлов A.B. Детский воспитательный коллектив как средство и условие успешной социализации личности // Соц.-пед. наследие С.Т. Шацкого и современность (к 130-летию со дня рождения): материалы научно-практической конференции 23 октября 2008 г. / Под ред. Л. В. Мардахаева и А.К Быкова. - М.: Изд-во РГСУ, 2008 . - С. 136-138.

8. Павлов A.B. Среда учреждения дополнительного образования детей в творческом развитии личности ребенка // Актуальные проблемы социальной педагогики: теория и практика: материалы XII соц.-пед. чтений фак. соц. раб., педагогики и ювенологии 27 марта 2009 г. / под ред. Л.В. Мардахаева. - М.: Изд-во РГСУ, 2009. - С.58-61.

9. Павлов A.B. К вопросу о творчестве и творческой деятельности // Развитие социальной педагогики в России и подготовка кадров. Материалы XIII Всероссийских социально-педагогических чтений, посвященных 15-летию подготовки социальных педагогов (26 марта 2010 г.). В 2-х ч. - Ч. II / под. ред. Л.В. Мардахаева. - М.: Изд-во РГСУ, 2010. - С.81-83.

10. Павлов A.B. Истоки понимания сущности среды в отечественной социальной педагогике // Социальная педагогика в первом десятилетии XXI века и перспективы ее развития. Материалы XIV Всероссийских социально-педагогических чтений, посвященных 20-летию РГСУ (25 марта 2011 г.). -М.: Изд-во РГСУ, 2011. - С. 56-57.

ЗаказЛ!> 244-1-а/05/2011 Подписано в печать 17.05.2011 Тираж 60 экз. Усл. п.л. 1,2

ООО "Цифровичок", тел. (495) 649-83-30 www.cfr.ru; е-таИ: info@cfr.ru

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Павлов, Андрей Викторович, 2011 год

ВВЕДЕНИЕ.

Глава I. Творческая воспитывающая среда учреждения дополнительного образования детей и необходимость ее формирования.

§ 1. Истоки понимания сущности воспитывающей среды как социально-педагогического феномена.

§ 2. Творческая воспитывающая среда учреждения дополнительного образования детей, ее сущность и содержание.

§ 3. Комплексный подход к формированию творческой воспитывающей среды в учреждении дополнительного образования детей.

Глава II. Экспериментальная проверка комплекса мер, направленных на формирование творческой воспитывающей среды в условиях учреждения дополнительного образования детей.

§ 1. Методика и организация экспериментальной проверки комплекса мер, направленных на формирование творческой воспитывающей среды в учреждении дополнительного образования детей.

§ 2. Реализация комплекса мер, направленных на формирование творческой воспитывающей среды в учреждении дополнительного образования детей.

§ 3. Оценка и анализ результатов реализации комплекса мер, направленных на формирование творческой воспитывающей среды в условиях учреждения дополнительного образования детей.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Формирование творческой воспитывающей среды в учреждении дополнительного образования детей"

Проблема «человек - среда» традиционно актуальна для педагогики. Воспитание средой приобретает новые1 смыслы4 с изменяющимися общественными отношениями и новыми вызовами обществу.

Возникающие в обществе проблемы (экологии, экономики', политики, науки и техники и т.д.) требует от современного человека новых подходов, нестандартных решений, принятие которых способна личность творческая, имеющая активную творческую позицию. Концепция государственной политики в области образования выделяет важность формирования» у подрастающего поколения качеств, присущих творческой личности. Потребность общества и государства в творческой личности актуализирует проблему поиска средств педагогического стимулирования, адекватных целям развития личности, изучения^ взаимосвязи творчества и социокультурной среды.

Достичь развития качеств творческой личности, ее становлению призвано воспитание. Такому воспитанию способствует определенным образом организованная, педагогизированная среда, направленная на самореализацию личности, ее социализацию, побуждающая осознавать свои цели, ценности своего общества, развивать творческие - способности. Этой средой выступает семья, образовательные учреждения.

Вместе с тем, образовательный процесс в общеобразовательном учреждении имеет жесткие рамки образовательного стандарта, не позволяющего выйти за его пределы, что противоречит сущности творческой деятельности. Поэтому целесообразнее для целей развития творческой личности использовать потенциал учреждения дополнительного образования, основная задача которого - развитие мотивации к познанию и творчеству детей. Современное учреждение дополнительного образования имеет подходящий воспитательный потенциал и социально-педагогические условия для развития у ребенка активной творческой позиции и творческих способностей. В целом, оно имеет более широкие возможности, в отличие о г семьи и общеобразовательного учреждения, для создания творческой воспитывающей среды. Данный факт диктует необходимость поиска путей создания такой среды в учреждении дополнительного образования детей.

Вопросы повышения роли учреждений дополнительного образования детей в формировании творческой воспитывающей среды, развития творчества подрастающего поколения нашли отражение в литературе. В частности, положения теории среды и педагогики среды (И.А. Тэн, Я. Корчак, В.Н. Шульгин, Н.И. Иорданский, А.Г. Калашников, С.С. Моложавый, Дж. Дьюи, К.Н. Вентцель, С.Т. Шацкий, А.П. Пинкевич, A.C. Макаренко и др.); средовой подход в воспитании и образовании (Л.И. Новикова, Г.П. Щедровицкий, Н.Л. Селиванова, Д.И. Фельдштейн, Л.В. Мардахаев, A.B. Гаврилин, И.В. Кулешова, С.Д. Поляков, A.A. Бодалев, Ю.С. Мануйлов, С.Д. Дерябо, В.Д. Семенов, Н.Е. Щуркова и др.); развитие средового подхода в образовательных сферах, актуализации понятия- (И.А. Зимняя, Г.А. Ковалев, E.H. Бережнова, Э.Д. Днепров, А.Б. Орлов, В.И. Панов, В.В. Рубцов, Е.А. Климов, C.B. Тарасов, Д.Б. Эльконин, В.А. Левин, К. Левин, К. Роджерс и др.)

Проведенный теоретический анализ литературы показал, что вопросы теоретико-методических основ формирования творческой воспитывающей среды в учреждениях дополнительного образования детей не получили в ней необходимое отражение. Изложенное позволило выделить сложившиеся противоречия между:

- возросшими потребностями общества, самой личности в творческой позиции личности и недостаточной обращенностью педагогической науки и воспитательно-образовательной практики к ее развитию;

- необходимостью развития творчества ребенка через особым образом организованную творческую воспитывающую среду и недостаточным вниманием к формированию такой среды в учреждениях дополнительного образования детей; необходимостью обоснования теоретико-методических основ комплекса мер по формированию творческой воспитывающей среды в учреждениях дополнительного образования детей и недостаточной теоретической разработанностью данного вопроса.

Указанные противоречия позволили сформулировать проблему исследования: каковы теоретико-методические основы формирования творческой воспитывающей среды учреждения дополнительного образования детей?

Данная проблема определила тему исследования: «Формирование творческой воспитывающей среды в учреждении дополнительного образования детей».

Объект исследования: социокультурная среда учреждения дополнительного образования детей.

Предмет исследования: комплекс мер, направленных на формирование творческой воспитывающей среды в учреждении дополнительного образования детей.

Цель исследования: разработать модель формирования творческой воспитывающей среды и экспериментально проверить комплекс мер по ее реализации в учреждении дополнительного образования детей.

Гипотеза исследования: Учреждение дополнительного образования детей обладает значительным воспитательным потенциалом для развития творческой личности. Данный процесс требует интеграции и консолидации всех возможностей учреждения, развития в нем творческой воспитывающей среды. Эффективность данного процесса может быть обеспечена, если:

- формирование творческой воспитывающей среды происходит посредством реализации целесообразного комплекса мер, обеспечивающих ценностно-ориентационное единство, субъектно-творческое богатство предметную и событийную насыщенность; интериоризация ценностей и смыслов творческой воспитывающей среды осуществляется через творческие общности (группы и коллективы) в органичном единстве воспитания, обучения и развития с учетом индивидуальных потребностей и особенностей субъектов среды, а также особенностей самой среды;

- обеспечивается активное взаимодействие субъектов творческой воспитывающей среды посредством совместной творческой деятельности, ведущее к раскрытию их творческого потенциала pi самореализации.

В соответствии с объектом, предметом, целью и гипотезой были определены следующие задачи исследования:

1. Выявить место и роль творческой воспитывающей среды как социально-педагогического феномена в развитии творческой личности ребенка.

2. Уточнить понимание сущности и структуры творческой воспитывающей среды.

3. Разработать модель формирования творческой воспитывающей среды учреждения дополнительного образования детей и обосновать комплекс мер по ее реализации.

4. Экспериментально проверить эффективность комплекса мер по формированию творческой воспитывающей среды в учреждении дополнительного образования детей.

Теоретическую и методологическую основу исследования составили: положения системного (В.Г. Афанасьев, В.П. Беспалько, B.C. Ильин, Л.М. Кустов, Э.Г. Юдин), программно-целевого (O.E. Лебедев, A.M. Моисеев, П.И. Третьяков и др.) подходов к исследованию образовательных систем. В качестве методологических ориентиров служили научные труды по модернизации, прогнозированию, проектированию и моделированию развития образования и педагогической науки; понимание сущности педагогики среды (К.Н. Вентцель, С.Т. Шацкий, Я. Корчак, Н.И. Иорданский, В.Н. Шульгин, A.C. Макаренко, Дж. Дыо, А.П. Пинкевич, С. Френе и др.); концепции взаимодействия личности и среды (Д.И. Фсльдштейн, Г.П. Щедровицкий, A.A. Бодалев, В.А. Караковский, Л.И.

Новикова, A.B. Мудрик, J1.B. Мардахаев, H.M. Смирнова и др.); современные концепции воспитывающей и обучающей среды (Ю.С. Мануйлов, Н.Е. Щуркова, Г.А. Ковалев, C.B. Тарасов, Е.А. Климов, Б.М. Бим-Бад, В.В. Рубцов, A.A. Марголис, H.A. Зимняя, В.И. Слободчиков, A.B. Иванов и др.); положения теории творчества, его развития и диагностики (Я.А. Пономарев, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев, A.M. Матюшкин, А.Н. Лук, С.И. Гессен, В.Н. Дружинин, Э.ГТ. Торренс, Д.П. Гилфорд, В.Г. Рындак, A.M. Егорычев, А.И. Серавин и др.); концептуальные идеи содержания и развития дополнительного образования детей (Н.К. Крупская, П.П. Блонский, E.H. Медынский, А.К. Бруднов, В.А. Березина, Г.П. Буданова, Л.И. Буйлова, В.И. Слободчиков, Б.В. Куприянов, А.Г. Асмолов, М.Б. Коваль и др.); содержание и методы педагогического проектирования, моделирования и прогнозирования (В.П. Беспалько, В.М. Монахов, В.И. Панов, В.А. Левин, К. Ингенкамп, А.П. Тряпицина и др.).

Для решения поставленных задач и проверки положений гипотезы были использованы методы исследования: теоретические (сопоставление, анализ, синтез, обобщение, моделирование, проектирование); эмпирические (педагогическое наблюдение, в т.ч. включенное; беседы, анкетирование, интервьюирование, тестирование, педагогический эксперимент, метод экспертных оценок); методы математической статистики и графического анализа данных.

Этапы исследования. Исследование проводилось с 2007 по 2011 годы в три этапа:

На первом этапе (2007-2008 гг.) определены теоретические и методологические основания исследования; выделены проблема, объект и предмет, цель, задачи и методы исследования, разработан понятийный аппарат; сформулирована модель формирования творческой воспитывающей среды в учреждении дополнительного образования детей и разработан комплекс мер по ее реализации.

На втором этапе (2008-2010 гг.) проведены констатирующий и формирующий этапы эксперимента, в ходе которых реализован комплекс мер по формированию творческой воспитывающей среды в учреждении дополнительного образования детей.

На третьем этапе (2010-2011 гг.) обобщены, систематизированы и проанализированы полученные материалы; проведена статистическая обработка полученных данных; сформулированы выводы исследования; литературно оформлена диссертация.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

- на основе существующих смыслов и определений понятий «творчество», «воспитание», «среда» уточнено и дополнено понимание сущности творческой воспитывающей среды в учреждении дополнительного образования детей;

- раскрыты место и роль творческой воспитывающей среды в становлении творческой личности ребенка;

- выявлены особенности творческой воспитывающей срсды в учреждении дополнительного образования детей;

- определены уровни сформированности творческой воспитывающей среды учреждения дополнительного образования детей, а также критерии и показатели ее проявления;

- определены уровни проявления творчества воспитанников;

- разработан и экспериментально проверен комплекс мер по формированию творческой воспитывающей среды в учреждении дополнительного образования детей.

Теоретическая значимость исследования. Полученные в результате исследования материалы дополняют положения средового подхода в воспитании подрастающего поколения, а также раздел социальной педагогики «Педагогика среды» в части развития творческой воспитывающей среды; конкретизируют понимание сущности, содержание, а также возможности развития творческой воспитывающей среды учреждения дополнительного образования детей; дают теоретическое модели формирования творческой воспитывающей среды в учреждении дополнительного образования детей; определяют уровни проявления творчества воспитанников в творческой воспитывающей среде; расширяют имеющиеся теоретические представления о критериях, показателях уровнях сформированности творческой воспитывающей среды.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанные положения, научно-методические рекомендации и выводы исследования получили практическое внедрение в учреждении дополнительного образования детей и способствовали развитию творческой воспитывающей среды, творческих способностей разновозрастных групп воспитанников творческих объединений учреждения.

Материалы использованы процессе обучающих семинаров, курсов для методистов и педагогов дополнительного образования и способствовали повышению их подготовленности к формированию и развитию творческой воспитывающей среды с целью системного развития творческой личности ребенка в условиях образовательного учреждения.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Творческая воспитывающая среда - это социокультурное пространство, содержащее смыслы, ценности и традиции, способствующее наиболее полному раскрытию творческого потенциала ребенка, его самореализации с учетом природных задатков и индивидуальных особенностей, необходимых для развития общих и специальных способностей, креативного мышления, стимулирующие его социализацию.

Основными компонентами творческой воспитывающей среды являются: аксиологический (ценностно-ориентационное единство, субъектное богатство, событийная и предметная насыщенность); базовый (самоуправление, творческая самореализация, творческая общность, совместная творческая деятельность); предметно-практический содержательно-методический, организационно-управленческий, пространственно-предметный, коммуникативно-информационный).

Уровнями сформированности творческой воспитывающей среды являются формально-пассивный, мотивационно-продуктивный, творческо-самоактуализационный. Они определяются через комплекс показателей и критериев: уровень проявления творчества воспитанников - пассивно-досуговый, стимульно-подраэ/сательный, стимулъно-продуктивный, рефлексивно-творческий; степень развития компонентов творческой воспитывающей среды; изменение специфических базовых параметров среды - интенсивности, эмоциональности, активности, осознанности; комфортности, удовлетворенности воспитанников в среде; степени ценностно-ориентациоиного единства; творческая самоактуализация педагогов в среде; отношения родителей к среде.

2. Формирование творческой воспитывающей среды в учреждении дополнительного образования детей строится на основе комплекса мер. Данный комплекс мер реализуется через систему средств, методов и форм на двух уровнях: средовом - развитие непосредственно компонентов творческой воспитывающей среды {аксиологического, базового, предметно-практических); субъектном — развитие личностных качеств субъектов среды посредством иптериоризации ценностей и смыслов среды. Комплекс мер по формированию творческой воспитывающей среды направлен на обеспечение интенсивного взаимосвязанного и целесообразного развития ее основных компонентов. По своей сущности он представляет собой систему воспитательно-образовательных (социально-педагогических) действий, способствующих эффективной организации процесса творческого развития ребенка, и включает: развитие вариативной совместной творческой и исследовательской деятельности; создание и развитие детского воспитательного коллектива-, инициирование и поддержка крупных («ключевых») воспитательных творческих дел, осуществляемых всеми субъектами среды; стимулирование и мотивация всех субъектов среды в творческой самореализации; социально-педагогическую и психологическую поддержку субъектов среды; совершенствование (развитие) пространственно-предметного окружения; развитие детского самоуправления', укрепление демократических норм общения, творческого взаимодействия и самоорганизации; взаимодействие с родителями воспитанников как активными участниками развития творческой воспитывающей среды.

3. Модель формирования творческой воспитывающей среды учреждения дополнительного образования детей представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов: субъектного, мотивационно-целевого, содержательного, процессуально-деятельностного, оценочно-результативного, каждый из которых включает совокупность блоков, обеспечивающих системную интеграцию и консолидацию творческого потенциала субъектов воспитательно-образовательного процесса и средовых социокультурных, творческих ресурсов учреждения дополнительного образования детей. Она реализуется на основе следующих принципов: творчества, духовности, культуросообразности, социокультурности, коллективного взаимодействия, толерантности и др.

Достоверность и обоснованность научных результатов обусловливается опорой на известные теоретические концепции и методологические позиции, реализующие системный, деятельностный подходы; применением совокупности взаимодополняющих и взаимоподтверждающих методов исследования, адекватных целям, задачам и гипотезе исследования; проведенной опытно-экспериментальной работой, подтверждающей эффективность комплекса предложенных мер и педагогических условий; репрезентативностью выборки исследования; длительным характером эксперимента; использованием методов математической статистики.

База исследования. Исследование проводилось в течение 2007-2011 гг. на базе общеобразовательных школ Тверского района ЦАО т. Москвы и учреждений дополнительного образования детей; Экспериментальная работа, осуществлялась 1на базе ГОУ. Центр детского творчества; <<На Вадковском» и его филиалов:

Апробация и.внедрение результатов исследования осуществлялась в процессе экспериментальной работы в образовательных! учреждениях, а* также посредством выступлений на научно-практических конференциях (Всероссийские социально-педагогические чтения — Москва, 2008-2011 гг.); Всероссийском форуме организаторов летнего отдыха и досуга детей и молодежи «Анапа-2008» (лауреатство в конкурсе авторских программ); круглых столах (РГСУ в 2008 г., семинары-практикумы конкурса «Юные таланты Московии» в 2010 г. и-др.); городских методических семинарах при МИОО; участия в открытой дискуссии программы «Шире круг» по проблемам творческого развития детей на телеканале «Доверие» (2011 г.); публикаций основных положений, результатов исследования научных изданиях.

Материалы исследования внедряются в практику работы учреждения, на базе которого проводилась экспериментальная работа.

Цель, задачи; логика исследования определили структуру диссертации, которая состоит, из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Во введении обосновывается актуальность темы исследования, определяется научный аппарат, раскрываются методологические основы и методы исследования. В первой главе «Творческая воспитывающая среда и модель ее формирования .в учреждении дополнительного образования детей» исследуются истоки понимания? воспитывающей среды как социально-педагогического феномена, определяется понятие, сущность и структура творческой воспитывающей среды, а также структурно-функциональная модель ее формирования: в учреждении дополнительного образования детей. Во второй; главе

Экспериментальная проверка комплекса мер по формированию модели творческой воспитывающей среды в условиях учреждения дополнительного образования детей» проводится анализ потребностей детей в творческой деятельности, раскрывается формирующая часть экспериментальной работы по реализации комплекса мер, направленных на формирование творческой воспитывающей среды в условиях учреждения дополнительного образования детей, представлен анализ полученных результатов и перспективы развития. В заключении изложены выводы по результатам исследования и определены направления дальнейшей работы. В приложениях представлены программно-методические разработки и диагностические материалы по теме исследования. Текст диссертации содержит 10 таблиц, 21 рисунок.

Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"

Выводы ко второй главе:

Средовая поддержка выражалась в развивающей личностно-ориентированиой направленности на творческую деятельность, на обеспечение информационной базы, стимулировала совершенствование умений самоорганизации, саморегуляции, самоконтроля, потребности^ в» освоении знаний на творческом уровне, способствовала проявлению творчества в различных формах творческой деятельности. Целостная организация среды на этом этапе потребовала и совершенствования коммуникативных навыков, культуры межсубъектных отношений.

Посредством вариативного изменения различных условий, включающих использование возможностей творческой воспитывающей среды, экспериментально проверялась эффективность сочетаний приемов и средств, способствующих интенсификации исследуемого процесса. При этом положительная динамика процесса обнаруживается при воздействии систематизированной, упорядоченной совокупности приемов и средств -комплекса мер.

Обобщая результаты диагностического этапа проведенного исследования, следует сказать, что развитие творчества воспитанника в специально организованной среде более эффективно, если оно предстает как процесс целенаправленного педагогического воздействия, заключающегося в обоснованном применении оптимальных педагогических средств и создании условий для творческой самореализации.

Социально-педагогические условия, создаваемые с помощью комплекса мер, направлены на создание предпосылок для качественных изменений в структуре личности посредством развития творческих способностей и умений, повышения мотивации к самореализации.

Средовая поддержка обеспечивает комплекс социально-педагогических мер, способствующих формированию этих изменений.

Среди условий, способствующих эффективному формированию творческой воспитывающей среды выделены прежде всего обеспечение положительной мотивации к творческой деятельности, удовлетворение потребностей и ожиданий детей и родителей, ориентация на саморазвитие.

Наиболее эффективными мерами, направленными на формирование творческой воспитывающей среды стали вариативная совместная творческая деятельность и создание детского воспитательного коллектива.

Эффективность выявленных мер развития творческой воспитывающей среды подтверждается положительной динамикой ее сформированности, показателей и критериев оценки.

Результаты экспериментальной проверки подтверждают гипотезу исследования и позволяют сделать вывод о том, что комплексная реализация выделенных в предлагаемой модели условий, преобразование компонентов среды оптимизирует процесс формирования и развития творческой воспитывающей среды, а сама среда выступает мощным педагогическим средством формирования творческого потенциала ребенка, его социализации.

187