автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Художественно-педагогическая интерпретация песенного репертуара как компонент профессиональной деятельности учителя музыки
- Автор научной работы
- Михайлова, Людмила Борисовна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 1993
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.02
Автореферат диссертации по теме "Художественно-педагогическая интерпретация песенного репертуара как компонент профессиональной деятельности учителя музыки"
гГ6 0.1
1 9 НОЛ зюсковскип ОРДЕНА ЛЕНИНА II ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени В. И. ЛЕНИНА
Спецпалпэпр052нннй сонет Д 053,01.13
На псгнах рукописи
МИХАЙЛОВА Лю;шпла Борпсовяа
ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ПЕСЕННОГО РЕПЕРТУАРА КАК КОМПОНЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ
Специальзосхь 13.00.02 — каю^ика прнюдгзаапя мушка
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на ссиск-гннэ ученей степени кандидата пе^агсги-гескня наук
¡Москва — 1993
Работа выполнена в Московском педагогическом государственном университете им. В. И. Ленина.
Научный руководитель:
кандидат педагогических наук, и. о. профессора О- П СОКОЛОВА
Официальные оппоненты:
доктор искусствоведения, профессор В, Ю. ГРИГОРЬЕВ
кандидат педагогическая наук, доцент Т. Г. МАРИУПОЛЬСКАЯ
Ведущее учреждение — Вологодский государственный педагогический институт.
Защита состоятся «.&.£.>> Vg.QJ.rb1993 г. в Л.&.. ч. на заседании специализированного совета Д. 053.01.13. по присуждению ученой степени кандидата наук в Московском ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени педаго-ческом университете им. В. И. Ленина по адресу: 109172, Москва, Новоспасский пер.,, д. 3, кори. 3.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке МИГУ им. В. И. Ленина (ул. Мал. Пироговская, д. 1).
Автореферат разослан /Р. ¿М^Ы'фл^ 1993 г
Ученый секретарь специализированного совета а * Т. Л. ЯКУБОВСКАЯ
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
Актуальность проблемы .Современные условия глубокого социального, экономического, культурного и духовного кризиса требуют энергичной перестройки всего дела образования и воспитания в нашей стране. Курс на гуманизацию образования и гуманитаризации общеобразовательной школы ориентирует не только на улучшение качества преподавания искусства в школе, но и вклалнвпет иное понимание в семо образование, призванное формировать новые поколения "культуротворящйх исторических личностей" / Н.Кия-денко /.
"Педагогике искусства" в решении этого сложнетлего вопроса принадлежит особая роль, поскольку неразрывна связь худо-кественных произведения с нравственными критериям личности, убеждениями, представлениями человека о жизненно важных для об-щеатва. » лично для него ценностях.
Исполнительская деятельность учителя музыки, являясь составной частьо целостного педагогического процесса, призвано "учать самой музыкой,.. не давать готовые схемы, образцы вопросов и ответов, а спрашивать и отвечать при пошщи музыки и собственной исполненш"/1.Г.Арчажиикова/, Она предполаг ал- >.гз только единичные акты исполнения, но также и напряженную, длительную, до каши в» работу по анализу восприятия произведения н активной переработке полученных впечатлений. Вследстиае этого. исполнительская деятельность учителя музыки понимается нами как интерпретаторскдя:. творческая процесс исполнительского осюения, астодковалия а его результат.
Интерпретаторско-псполнительсхой деятельности педагога-ну-ашсанта посвядеки отдельные высказывания, статьи, исследованит, катоюе затратгавг следующие пробдеда: необходимость выразительного исполнения произведении для школьников, заостренность ареподнасяинх худокестяенних образов /ПЛ.Гродзенская, О.А.Ап- . раксииа, Й,К.Бйкла»ова, Г.Н.ГСадаака и другое/, доступность восприятия /Г.М.Цыпш), КД.Цагурян, Г.Ф.Кимэклис/, содействие активпашн гни камня детей, выработке глубокого понимания ими ' садаркишя прочзгедония /Л.Г.Арчаядакова/. Указанные исследован'.;» обогатим знания о гачасгвенних хара ктерлстакдх иктерпретаторс-сэч?сподш1тедьсгая двктеяьносга учзтеля музыки и прааоли & носа «у взгляду иа ее худакзйтаенно-падагогачаскур специфику, не-разрыгно связывает уэ вопрэсм асполаекая с пздагогеческмка зада-
чами /Л.Г.Арчаиннкова, Е.В.Куршев, Л.М.Кадщш, А.Пиличяускас/.
Особенно игашоп представляется паи художественно-педагогическая работа будущих учителей музыки над одним из основных музыкальных материалов школьного урока - песней. Являясь од-кии из видов специальной подготовки учителя музыки в вузе, окольная песня до настоящего времени не становилась объектом специального изучения. Частично ей посвящены исследования П.Ни-кодаенко, В.К,Теадиной, Д.Пашкиной, а также книги обзорного характера, статьи /Н.Михайловская, М.Гольденштейн, 0.Очаковская и другие/. Мало изученными остеиотся теоретические вопроси о специфике песенного жанра, распространено мнение о "второсортности" песенного материала для школьников, невозможности его интерпретации.
Научио-нетодаческая литература не располагает практический» рекомендациями по обучению студентов музыкально-педагогических (¡¡акулътетов педвузов художественно-педагогической интерпретации окольного песенного репертуара; не определены ее сущность и качественные характеристики;, не уточнены возможности учебного процесса для организации такой работы.
Являясь актуслькимя для музыкальной педагогики, данные положения акцентируют необходимость пристального- педагогического внимания к проблеме художественно-педагогической интерпретации школьного песенного репертуара в подготовке будущего учителя звки. Важность поставленной проблем«, ее теоретическая неразработанность в музыкальной педагогике обусловливает актуальность данного исследования.
Цель исследования - разработка путей и методов освоения студентами художественно-педагогическоя интерпретации школьного песенного репертуара и их экспериментальная проверка.
Объект исследования - студенты третьего курса музыкально— педагогического факультета в условиях спецпрактикука "Методика интерпретации школьной песни" и на индивидуальных уроках дири -жирования» *
Предмет исследования - процесс подготовки будущего учителя музыки к осуаествкешш художественно-оедагогическоп и.нтергсрета- • ими икольиого песенного репертуара.
Гипотеза исследования ^ предполагается, что готовность студентов музыкально-педагогического факультета к осуцссгвдеиип к у-
. -ч-
дожественно-педагогическоя интерпретации школьного песенного репертуара обеспечивается специально разработанной метода коп, основу которой составляют знания о педагогических основах исполнительской деятельности учителя музыки, специф!ке в заи моде я стеля музыки и слова в песенном жанре; интерпретаторе ко-исполнит ел ¡>_с-_ кие приемы-действия. объединяющие личностные ^кторы, субъективные позиши исполнителя и материал интерпретируемого сочинения, в уиения, охватывающие весь процесс исполнительского освоения произведения.'
' Задачи исследования:
1. Обосновать сущность понятия "художественно-пе дагогичес^л интерпретация", выявить ее качественные характеристик».
2. Раскрыть основы музыкально-теоретических предпосылок интерпретации школьного песенного репертуара, определить коммуникативные интерпретатореко-исполнитеДьские приемы, сспользуе-¡ше учителем-музыкантом в работе над песьей.
3. Определить характер действий, этапы художественно-творческой деятельности по освоений произведений, основные умек"я художественно-педагогической интерпретации школьных ск: . ределпть пути их развития.
'». Разработать методику фор ми ране гая си стеки у:-'/; ж; худо-кзстгенно-педагогической интерпретации песен, вкльчаспу-й лекцм-онно-практачесхле /спецпрактику и/ и индивидуальные /уроки дирижирования/ замятая.
5. Экспериментально проверить предлагаемую гатодику.
Методологической основой освоения студентами художественг.а-пздагогмческой интерпретации школьного пасенного репертуара является длалоктичгское учение о ззаамосглси теории-и практики к о решавшей роди практического опыта в совершенствовании знаний, умэияя, навыков; положения эстетики о художественно-творческой дялтедьиоети /М.Каган/; выводы музыкально-теоретической наук: <з проблемах исполнительства пзсенного канрз; обоснования отечест-гянноа педагогики органичного сочетания исполнительских и педагога чзских гачаств учителя музиш, о познавательной деятельности, . про&зетх обгоняя»
Методака исследования в клочила:
1. Теоретический анализ литературы по проблема исслздовшшя.
2. Акватарованно студентов.
3. Самооценка студентами собственных умении по интерпретации школьного песенного репертуара.
<*. Метод, оценивания компетентниш судьями /рейтинг/.
5. Педагогическое наблвдение: анализ интерпретпторско-ис-полнительскоя деятельности студентов, изучение аннотаций студентов к песенному репертуару.
6. Педагогический эксперимент.
Научная новизна^ и теоретическая значимость исследования.
1. Впервые предметом исследования ягилаеь проблема художественно-педагогическая интерпретация музыкального произведения как компонента профессиональной подготовки учителя музыки, представляющей собой пересечение художественно-творческих и педагогических задач исполнительского освоения произведения.
2. Определены содержание и качественные характеристики худо--"стгснно-педагогической интерпретации школьного песенного репертуара.
3. Разработана и теоретически обоснована система умения ху-^экественно-педагогаческой интерпретации школьного песенного ре-пертуари, которая охватывает весь художественно-творческий процесс исполнительского' освоения произведения и приводит к результату - худа^.ествснно-нсдйгогической трактовке.
Разработана и экспериментально проверена нстодика форми-' рованяя умений художественно-педагогической интерпретации школьного песенного репертуара в период обучеькя студентов, в которой представлены новые метод« анализе, якольной песни, носнс кнтер-претаторско-исполнительские коимуиикатишие приеки к средства.-
Прастичсская значиность исследования состоит d следуйте»:
1. разработанная методака ямпатся для современно« учителя музыки методикой домаанеп подготовки песенного материала к исполнении, а такие открывает новие перспективы для работа под исполнительской реализацией худокестштого образа песни в
к кольио н классе?
2. разработка спецпрактикума "Методика интерпретации ы Коль-нов песни", определяемая пути и натоды {лршровшшя у студентов умения худолествснно-педагогичсскоп интерпретации школьник не сан, позволяет повысить качество профессиональное подготовки Судуле-го учителя муэмхи;
3* Рг.эрпботшшая методика является r.o miiovux своих аспектах
униварсальной, позволяющей применять ее в исполнительских классах других средних и высших учебник ну зыкал ьних заведений;
4. совмецение основополагающих для "педагогики искусства'* художественных и педагогических факторов в разработанной методике дает практический пример для создания подобных методик в других областях музыкальной педагогики.
На защиту взносятся следующие полоу-ония:
1. Художественно-педагогическая интерпретация музыкальных произведения /школьных песен/, являясь необходимым компонентом в подготовке студентов к их будущей профессии, представляет собой художствзнно-творческий процесс исполнительского освоения произведения, учитывающий педагогические задачи исполнительской деятельности учителя музыки.
2. Школьная песня имеет определенную стилистику и спец* ку, заключавшуюся во взаимодействии стабильного музык^-лыюго и мобильного литературного компонентов. Диалектика их взаимодеРс ЕЯ я раздает множественность музыкально-литературного сиктев песенном жанре, которая и является музыка..!ьно-телретически предпосылкам его интерпретации,
3. Художественно-творческая деятельность по исполни тсльокуну освоению школьного песенного репертуара формирует а.:.тему взаимосвязанных уненип шк способности будущего учителя музыки а/выявлять художественно-педагогическую концепцию исполнения песни и форнулировать ее ь краткой образном слове, б/интерпрета-ровать произведение в соответствии с концепцией, представляя индивидуальные программы исполнения: кокпозиционно-драматургичес-куа, логико-структурнув, эмошонольно-интонационнуа, в/актуализировать данное программы с помоцьп коммуникативных интерпрета--."орско-астолинтельских средств и приемов, г/убедительно и выразительно преподносить их акольниквм /исполнять/.
Владение састеноп умения художественно-педагогической интерпретации школьного песенного репертуара достигается целенаправленной, поэтапной организацией лехционно-практических за или а сяещраетикука "Методика интерпретации пкольлой песни" и спецификой индишдуальных уроков в классе дириаироваяия.
Апробация результатов исследования осуществлялась в ходе опитно-эшириментальноя работы на музыкально-педагогическом факультете Саратовского государственного педагогического икститу-
то имени К.А.Федина /1986-1991 г.г./; на отделении руководителей народного хора Саратовской государственной консерватории имени Л.В.Собинова; в выступлениях автора на ежегодных научных конференциях профессорско-преподавательского состава СГШ /Саратов, 1-86-1992 г.г./; на Всесоизиой конференции по проблемам заочного обучения /Саратов, 1590 г./} путем публикаций научных и методаческих статей в сборниках научных трудов СПШ и«. КД. Федина /1585, 1926, 1990 г.г./; в процессе обсуждения диссертационной работы на кафедре пения и методиги музыкального воспитания С ГНИ им. К.А.Федана и кафедре пения и хорового дирижирования ЖГУ им. В.И Ленина.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ' ЖССЕРТА1Ш
Диссертация состоит из введения, трех глав, зоклечення, списка литературы, приложений.
Во введении обосновывается актуальность темы исследования, характеризуется ее современное состояние, определяются цель, объект, предмет, гипотеза, излагаются методологические основы и методы, раскрываются научная новизна и практическая значимость исследования, формулируется положения, выносимые на защиту, содержатся сведения об апробации данной работы.
Первая глава - Теоретические основы художественно-педагогической интерпретации школьного песенного репертуара".
В первом параграф художественно-педагогическая нитерпргта-шя музыкальных произведения рассматривается в свете оскоышх положении теории исполнительского искусства и педагогических вг-леи, условно и задач исполнительской деятельности учителя пузики.
Процесс исполшчтельского освоения произведения - "обгектава-иик" и "индивидуализация" /Н.Беивмов/ - вбирает в себя художественно-педагогические аспекты истолкования сочинения. !Гх характеристики таковы.
I. Исходным моментом, концепцией интерпретации музыкального произведения в деятельности учителя нузыет должна стать прааст-венно-астетическая проблема, для решения которой юевринимавдеиу и кольни ку необходимо приложить онергию и знания. Песенный канр в этом отношении имеет преимущества: наличие конкретного слова, которое мойет передавать идеи непосредственно в слои ее;'.о-ют. я-
тикном ЕНДО /С.Х.Раппопорт, Е.В.Назапкинскии, Б.Иемеиския/.
2. Для передачи духовных ценностей, содерлааихся и музыкальных произведениях, необходим та коя стиль общения-исполнения, такой тип коммуникации, который включает в себя признание в партнере неповторимой, личности и равного по социально-психо-логоческим параметрам человека. При таком взаимодействии учителя и ученика наиболее ярко реализуются функции "музыкального обценяя": сопереживание, понимание чувств другого человека, фор-5ироЕанио способности встать на точку зрения другого. Такой стиль обуславливает и особуа 1-орму исполнения-сообаеиия, обиа-яавауя инг.'.глость мыслительного процесса к ьчливаУщупся в "ин-терпретацда-Еысказцвание", 'Унтерпрстацив-размимленис1*, "интер-претацяо-отношение''.
3. Сила воздействии искусства во многом за ей сит от способно стн его воспринимать. Вследствие этого исполните ль е..а», интерпретация учителем музыки музыкального преглзвешшя обязана пязоаыЕать слуаа-гедьское восприятие, руководить познавательное даятельностьп слуяетелей-акольникоа, активизировать их вни1 'лик., тек серый способствовать глубокому поникание содер.ачп-.'т . • • нения.
Опираясь на фуиданентальныо труды по музыкальной пгмхолог."-/В.В.Мвдувезскаа, Б.В.Асафьев, Е.В.Назаякаиския. 7;.М.-цын/, тор констатирует, что для полноценнаго восприятия р .юним&ния произведения необходимо выпукло преподнести следующие компоненту: те ну произгздзнил » перетасаиня, неотрывные от нее, се развитие, ^разительность композиции. Далние ориентиры, стимулирующие поз-нвгательиуя активность алуватглея, должны быть "направлены на сзуг5Т?ля", "прояснены" при покоци специальных коммуникативных псяслш;тельсгс.1х праекоэ и средств. Такае "проясняющие" и "эяра-стичэск^е" яриеуы и средства опирается на эмоционально-оценочное и пзгнлгатзльныз свойства зосприятия и в песенном яамре имват срвцифачэсгав виракениз,. сантевируацез иузыху к слоео, Организованная а поноаьа гл киушкатнгныя приемов исполнительская интер-яротацая произведения разворачивает поэназательнуо деятельность сшу г>» г ?.п зГ!-акоды ;и га э по едедугзепу сценарий*. а/фиксация облика' отогн и егзего пврегиганля, б/сравиание тема и ее развития, ос-ичеяиваяиз ну. взсиподзпстпя, логики движения, контраста или кон-фшкга а ксгаоглшн:, з/асозпздпэ естественности иди неестествеа-
ности переходов, соразмерю сть или несоразмерность разделов, стройность, ясность всеи композиции, г/осознание движения и смены переливании в эстетическом и нравственном плане, д/ смена музыкальных представлений и перегибаний осознается как сложная картина мира или определенный взгляд на нее.
1». Выявление, фиксашя, различение вышеназванных ориентиров содержания произведения и их выразительные возможности поднимает уровень восприятия ученика на более васокую интеллектуальиу» ступень и ^ормируот познавательные потребности. /Л.М-Кадцкн/
Рассмотренные педагогические факторы позволяют сделать вывод о том, что художественно-педагогическая интерпретация музыкальных произведений в деятельности учителя музыки - это процесс исполнительского освоения сочинения, результатом которой является материализованная с помощью "проясняющих" и "эвристически" исполнительских приемов и средств художественно-педагогическая трактовка. Художественно-педагогическая трактовка произведения -это такая "направленная на случ&теля" модель исполнения, которая является для слу-лателя-шкальника нравственно-эстетической проблемой; имеет форму исполнения-сообщения, опиракаусся на такой тип коммуникации-, при котором наиболее действенно происходит передача духовных ценностей музыкального произведения; организует . слуаательскос восприятие, управляя познавательной деятельность»; пхольников и формируя их познавательные потребности.
Во втором параграфе рассютрены эстетика к стилистика окольных песен, специфика песенного жанра и муэЕШКъво-теоретические предпосылки его интерпретации.
В результате анализа музикальио-теор&тичесхои литературы автор выявляет новые направления акализа школьной песни, необходимые для интерпретаторской Деятельности учителя музыки. Я № является: а/"лнппя скрытого лада", определяющая гзэлористическую насыщенность и функциональную яркость мелодии, ¿/тип интонационной структуры литературного текста песни, в/вид ся'Аета, г/тип а ^укт'.я припева. >
При изучении трудов В.Ваашаа-Гросщан, I-Кул а ко не ко го, В.Зака 1', других выявлено, что специфической, особенность» песен-, кого канра. кы;яется диалектическое взашюлейств!« стабильного кузикхлы-.агс и мобильного литературно тс какптшглов. Музнкельно-теорешчеаме предпосылки интерпретации песни рохдпятся из-за
кножественности музыкально-литературного синтеза в трех направлениях. ,
Кокпозишонио-дракатуртачсскис пре дпо силки отражаит действие основных принципов формообразования музыки и поэзии: архитектоническую /композиционную/ и процессуальна /драматургическую/, которые находятся в известной противоречии и требуют со-гласогания со стороны исполнителя при помощи "отыскания музыкального а поэтическом".
Логико-структурные предпосылки интерпретации песенного Каира проявляется на уровне музыкальной фразы, музыкальных предложений и литературной строим, литературного предложения. Их координация осуществляется при помощи приема "мотивная пульсация".
Эмоционально-интонационные предпосылки интерпретации как эмоциональное и интонационное многооОразие взаимоотношений музыки и слова в песне согласуются при помощи "сплава" эмоционально-интонационных красок музыки и литературы, "грамматики" эмоций и интонаш^п ¡сак системе представлений о структуре и динамике жизненных эмоция и интонаций.
Данные теоретические положения открывает возможности для работы учителя музыки в создании индивидуальных программ художественно-педагогической интерпретации песен,
ВТОРАЯ ГЛАВА - "Основные умения художественно-педагогической интерпретации школьного песенного репертуара: структура, содержание я пути формирования".
В первой параграфе, опираясь на основные положения теории М.С.Кагана о художественно-творческой деятельности, рассматривается весь процесс учебно-практического характера по исполнительскому освоению студента!« школьных песен. Структура художественно-творческой деятельности студентов вклвчает в себя действия познавательного, цешк. "риенташюнного л преобразовательного характера, наполнен-з¿г индивидуальным содержанием.
Познавательные действия, психической базой которых является абстрактное тлмение, дают студенту знания о произведении, добываемые с помощью научного анализа музыкальной и литературной сторон песенного репертуара.
Ценностно-ориентациончые деястгия с эмоциональной психической базой напраьлеии на осоэноние м оценку своего субъективного отношения к обт-ектигиэи информации - научному анализу. Очи вхо-
дят составной частью в такие операции как а/познание личностного смысла произведения, б/разработку ситуации нравственного характера, в/моделирование нравственной ситуации как худокест-■ езшшх образов-внушения, г/вербализацию с помощьв ключа-кода художественно-педагогической концепции интерпретации.
Познавательная и ценностио-ориентационний компоненты деятельности формируют умение выявлять художественно-педагогическую. концепции интерпретации школьных песен.
Преобразовательные действия, основой которых является воображение, переконструирует произведение в "художественно-педагогический материал", "направленный на слушателя" и формируют yus-iiíar создавать индивидуальные программ исполнительской интерпретации школьных песен, отвечавшие основным требованиям художественно-педагогическая интерпретации.
Выработка конпозиционно-драматургическоп коммуникативной программы исполнения песни происходит на основе следующих "про-яснявще-эвристических" ннтерпретсторско-мсполнитсльских прие-кав-деаствий; I/функдиональная /психологическая/ характеристика куплетов песни как характеристика основных разделов музыкалььой композиции, 2/иерархическая соотнесенность куплетов к припева с функциональными /психологическими/ характеристиками музыкальной композиция, ^/оперирование несяецифическими средствам ьи-разительности. "
Построение коммуникативной лаги ко-структурноВ программы исполнения песни осуществляется при помоци "пропсниаде-зьристичвс-toro приема "мотивная пульсация".
Создание коммуникативнай аиоционально-интонационной программы исполнения песни происходит не основе I/оперирований "грамматикой переживании", отраженных в ойссафикаиаи-слосаро Л.Кадцина, 2/открытой и скрытой форм интонационных /де клаиааи-оииых/ речевых прообразов, З/аксиом-устаносок, фкеяруеаих гику эмоционально-интонационных переходов.
. Данные умения объединяется в систему, сосгоязу» из двух блоков: исследовательского и преобразовательного.
Во втором пераграфе характеризуются основные этапы и кгто-ды формирования умевип худокаствгнио-педагопгч-зскоя ¡¡нтерпруте.» ции школьного пасенного репертуара. Автор считаю?, что для §ор-иирстеаиия ЕааеназЕанних укзшзя необходима: I/osi¡am«c¡¡ue с? у-
дентоз о проблемой художественно-педагогической интерпретации произведения как профессионально значимой, ее целями и эаяача-нл, правильным представление!! об "образце", идеале исполнения поспи в школьной аудитора; г/еоздание условий для осознания студентами своего соответствия профессиональному идеалу или приближения к нему, критического оценивания собственных интерпрс-таторско-нсполнитсльских умений, 'вычленение типичных недостатков 3/овладение методами е/наблядения за исполнением произведения песенного жанра, б/отбора и накопления интсрпретаторско-исполннтельси1х приемов о последующим их использованием, в/коллективной работы по накоплении творческого опыта в интерпретации песен, г/отбора и накопления исполнительских приемов, реа-зизуюзих замысел интерпретации /пение, дирижирование/, д/форм«-рованне самостоятельного владения умениями художественно-педагогической интерпретаими.
В ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ - "Экспериментальное исследование освоения студента»«» художественно-педагогической интерпретации окольного песенного репертуара" излагаются результаты опытно-экспериментального исследования, выполненного на .музыкально-педагогичесюом факультете Саратовского педагогического института.
В перш« параграфа прослеживается ход и результаты конста-тируезвго исследования. Оно решало следующие задачи: а/анализ обаего состоянии вопроса о художественно-педагогической интер-преташа /далее ХПИ/ окольного песенного репертуара, б/разработку критериев оцени уровней ХПИ, в/определение исходного уровня сформированное^! умений ХПИ, г/гылвление причин, тормозящих их форкиро вание.
Результаты анкетирования, бесед, анализа письменных аннота-дай на школьный песенный репертуар, констатирующие срезы, прове-дешше при поноаи рейтинга, опр и начальный уровень сформированное™ умения ХПИ и показала лиляй уровень осознанности профессиональной значимости умения ХШТ* неопределенность целевых установок, отсутствие педагогического аспекта в исполнении школьных песен, иоуиение выяшть худажзетвешшй образ сочинения, распорядиться интерпретаторего-пеподмйтельекпгд средствам и приемами во имя воплощения заимело произведения, низкий уровень теоретических гнакип, примитивизм, отсугстто глубины л понимании и 'характеристике художественного образа мсс"Л, се идо?, фар-
мальний подход студентов к анализу и исполнение школьных песен»
Автор приходит к выводу, что ХПИ школьных песен теоретически и практически не реализуется в процессе подготовки студеи-'тов к деятельности учителя музыки.
В ходе констатирувдего исследования был определен также исходный уровень умений ХПИ каждого студента. Средний Балл умений ХПИ школьных песен составил 1,8, что соответствует по шкале оценки низкому уровни. Исходный уровень определялся кокпетентны-№1 судьями в ходе зачетного мероприятия по исполнению школьного песенного материала и работе студентов над песней в период педагогической практики. Оценивание происходило по следувщим пара-кетрам: 1.Кяпч-код интерпретации песни - краткая индивидуализированная характеристика произведения, являодаяся итогом теоретического и личностного осмысления. 2.Композиционно-драматургическая программа исполнения песни, охват формы в целом, соотношение целого и отдельных частей. 3.Индивидуализация куплетов-действий, фиксирующая процесс развития основной «цели песни. ^Логико-структурная программа исполнения песня - "прояснение" наиболее важных высказывания, остановка внимания на отдельных элементах. 5.Эмоционально-интонационная программа исполнения песни - мир переживаний, настроений, чувств, эиоций и их развитие.
Из участников констатирувдего эксперимента, имеющих примерно равные показатели уровней сф~рммрованности умений ХПИ и профессиональной подготовки, были сформированы экспериментальная и контрольная группы.
Во втором параграфе раскрыто содержание формирующего эксперимента, имеющего два периода.
Подготовительный период - аналитический раздел спецпрактикума "Методика интерпретации школьной песни". Задача его состояла в том, чтобы ознакомить студентов с проблемой интерпретации песенного жанра. Осуществлялась она с помощью наблюдения /восприятия-анализа/ за преобразованием произведения исполнителем, с одной стороны, и анализа и воздействия интерпретьюрска-цеполнительекмх средств и приемов на восприятие слушателя, активизацию мыслительных и эмоциональных процессов. В обучении зго" выражалось в 1/элементарноы анализе неспеци<{ических выразительных средств и приемов проел уж; ьаешх произведений, 2/в анализа собственной реакции на звучаду» после как слушателя и актуали-
зацио тех интерпретаторско-исполнительских приемов, используемых певцом, которые "ведут слушателя за собоп", "проясняют" содержание произведения.
Необходимым условием восприятия-анализа являлось соотнесение реального исполнения /звучания/ с нотным оригиналом и фиксация в "исполнительской партитуре" иктерпретаторско-исполни-тельских приемов, используемых пёвцом.
Объектом восприятия-анализа первой ступени служило исполнение песен профессиональным* певцами, актерам драматических театров, бардам!, на второй ступени - исполнение студентами окольных песен. Сравнение собственного исполнения с "образцом" позволило студента» выявить уровень владения интерпретаторско-испол— . нительстми умениями и осознать необходимость целенаправленной и систематической работы d этом направлении.
Основной период непосредственно осуществлял формирование умений ХЛИ школьного песенного репертуара, приближение качеств нх к "образцовым", накопление творческого опыта.и переход к самостоятельному владение иш. Обучение велось в преобразователь-; ном разделе спечпрактикрла Методика интерпретации школьной песни" и на индивидуальных занятиях в классе дирижирования.
Преобразовательный раздел спецпрактику}» включал в себя два этапа. На первом отапе студентам сообщался теоретический матерю* и специфике ХПН, лслбенностя.ч песенного саяра, его музыкально-теоретических предпосылках интерпретации. На практических занятиях посредством проблеимих задания осваивались постепенно о/при«« анализа /научного/ зкольноя песни, б/ноше юзммуиикати ra ие "прояенлвде-зиристическле" приемы и средства интерпретации, в/ основные умения ХЛИ, г/весь худокесгванно-тгорческид процесс подготовки школьной пгсг" ч г?полненич от ее познания до "ратериоячзсияи" худотеетвекнй ':•. ._-угичзсгой концепции»
На втором этапе практических замятия совершенствовались ос~ новине умения ХПЛ, шисглливался шил- студентов ш интерпретации песенного материала. Ко.плейтиюгая работа обучаемых на данном этепе направлялось п пеигрэдирэсодась педагога:«, Она вклпчала и себя таи« иелостпмз ■jozvm как иитдрпретвюгя песен а/с свжз-rot! как развитиеи действия, б/с согетои ту. развитием чупег'га, п/класснчсегого репертуара, г/созлаинс гшгэдлтоо исполнения к
ОДНОЙ'и'ТОК re II-3CH5.
Практические занятия второго этапа преобразовательного раздела спецпрактикума формирует готошость студентов к самостоятельному прохождении всех этапов процесса интерпретации произведения.
Обучение в классе дирижирования проводилось по двум направлениям: I.Исполнительская реализация интерпретации песни, "исполнительский тренаж". 2.Самостоятельная работа со школьной песней под контролем педагога.
"Исполнительский тренаж" - работа над выразительностыо исполнения задуманной концепции. Она велась на основе "исполнительских партитур" и включала следующие методы, тренирующие пение и дирижерский жест: а/чередование декламации и пения, б/на-гдядвый метод, в/аналитический метод, г/метод сопоставления /сравнения/.
Переход к самостоятельному владению умениями ХПИ осуществлялся в такой последовательности постепенного "выключения" педагога из процесса освоения школьной песни: в 1-ой песне - самостоятельное создание эмоиионольно-интонационной программы, во 2-ой песне - выработка композиционно-драматургической программ, в 3-е я песне - составление логико-структурноя программы исполнения, в А—ой песне - выявление художественно-педагогической концепции интерпретации.
В третьем параграфе анализируются результаты эксперинентгь--ного исследования.
Для эакера уровней сформированной-« умений ХШ1 школьного песенного'репертуара использовалась такая же методика, как к в констатируюцен эксперименте. Первая среа свидетельствовал, что . студенты ЗГ достигли достаточного и высокого уровня владения умениями ХПИ. Средний балл их колеблется ог до 4,7 /гю пятибалльной система/, то есть при Сливается к ьисяену баллу. Еодь-шнетво обучаемых б ЗГ в высокой степени владеют умение и ьзр-бально представлять худохгствзннл-педагогическую концепцию интерпретации песни - 62,5?, показать ягркув о национал ыю-интонь-ционную программу песни - 75>, представить ясную направленность куплетов-девствип - 62,5^, половина студентов владеют умением в" высокой степени "прояснять" логика-структурную программу интер/ преташи и создавать целостную композииза песни.
■Второй срез - самооценка студентами уровня ефориироваиноотв
укения ХПИ показал, что в ЭГ он повысился в пределах от 0,7 до 1,6 балла, тогда как в КГ составил только разиицу в пределах от 0,0 до 0,3 балла.
Проверочный повторный эксперимент подтвердил результаты эксперимента. Разница уровней сформированное™ умений ХПИ школьных песен в ЭГ и КГ составила от 2,1 до 2,7 балла, в самооценке - от 1,7 до 1,5 балла.
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводи,
1. Проблема овладения будущими учителями музыки худокествен-но-ледагогаческюй интерпретацией школьного песенного репертуара не нашла должного освещения в психолого-педагогмческоя и-музы- . кально-методической литературе.
2. Художественно-педагогическая интерпретация музыкального произведения - социальное, музыкально-педагогическое явление, представляющее собой пересечение художественно-творческих и педагогических проблем. В таком виде художественно-педагогическая интерпретация музыкального сочинения способствует решению педагогических задач формирования личности школьника: передает духовные ценности человечества, воспитывает слушателя с активной познавательное деятельностью, воспитывает слушателя с интеллектуальным уровнем восприятия, способного позноть содержание произведения как нравствснно-эстстическую проблему 7П13НИ.'
3.Диалектика взаимодействия музыки и слова в песенном жанрз открывает возможности для творчзскоп работы учителя музыга в соз-. дания индивидуальных программ интерпретации я ¡сольной песни."
Художественно-творческая деятельность студентов формирует умения художественно-педагогической интерпретации окольных посзн, охватывающие весь процесс исполнительского освоения сочинения. Индивидуальные программ исполнения "направлены на слушателя* з социально-нравствзнном русло п : Боздействувщии педаго-
гическим средством,
5.Обучение студентов укенияи худохестЕЗНно-педагогичзсггап интерпретации а кольнул песен требует двух периодов: подготош-тельного и основного. Оно осуществляется на лекцисмно-гграктичес-ш занятиях спешрактикума "Методика интерпретации школьноп песпм." я на индивидуальных занпталх п классе дириглровшшя.
б. Основой фргарования унения художественио-педагогачсскоп интерпретации игольных песен является разработанная система
дроблемнах заданий. Единицы заданий представляет собой звено, ваксимально объединяющее внутреннюю активность студента и материал интерпретируемого сочинения, теоретические знания и практические умения.
7.Разработанная методика обладает рядом качеств, позволяющих преподаватели по новому использовать внутреннюю активность обучающегося: а/ойесаечивается контроль над мыслительной и эмо-№»оиадьной деятельностью студента, его воображением,. поскольку умственные действия объективируются в материальной форме "исполнительской партитуры" или вывода-рассукдения» б/осуществляется разделение познавательных, ценностно-ориентационных, преобразовательных действий в достижении необходимого результата и
их поэтапная отработка, что дает преподавателю возможность контролировать не только конечный продукт деятельности - интерпретацию песни, но и проводить пооперационный контроль в процессе всего обучения,
8.Результаты проведенного исследования подтверждают правильность выдвинутой гипотезы и дают основание убедиться в эффективности предложенных путей и методов освоения студентами музыкально-педагогического факультета художественно-педагогической интерпретации школьного песенного репертуара, способствувцей повышению уровня профессиональной подготовки будущих учителей музыки.
Основное содержание диссертации изложено в публикациях,
1. Меипредметные связи как необходимое условие формирования готовности к творческому педагогическому труду //Профессиональная направленность музыкального обравования в педвузе. - Саратов; С1ТШ им. КД.ёедана. 1985. - С. 54-102. /в соавторства/.
2. Изучение воздействующих средств школьной песни как компонента художествзнно-исполнительскоя деятельности // Подготовка учителя музыки в педвузе. - Саратов." С ГШ «ы. К.А.Февша, 1586. - С. 104-106. ^ в соавторстве/.
3. Исполнительская деятельность учителя музы юз в «ззте теории М.С.Кагана // Профессиональная направленность преподавания
в педвузе. - Саратов: СГПИ им. К.Й.Седина, 1950. - С. 76-77.