автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Использование активных форм учебных занятий при изучении современной русской литературы в старших классах национальной (бурятской) школы как средство формирования творческого читателя
- Автор научной работы
- Нимаева, Ирина Бальжинимаевна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Улан-Удэ
- Год защиты
- 1993
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.02
Автореферат диссертации по теме "Использование активных форм учебных занятий при изучении современной русской литературы в старших классах национальной (бурятской) школы как средство формирования творческого читателя"
ИНСТИТУТ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ ОБРАЗОВАНИЯ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РФ'
Спепиадизтоовастый- совет К ПЗ.С9.01
На правах рукописи
НИМАЕЗА Ирина Бальжинимаевна
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ ФОРМ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ СОВРЕМЕННОЙ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 3 СТАРШИХ КЛАССАХ НАЦИОНАЛЬНОЙ (БУРЯТСКОЙ) ШКОЛЫ КАК СРЕЗСГБО ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОГО ЧИТАТЕЛЯ
13.00.02 - методика преподавания литературы
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
Улан-Удэ - ШЗ
Работа выполнена в Институте национальных проблей образования Министерства образования PS
Научный руководитель - кандидат педагогических наук,
старший научный сотрудник Н.К.Вербовая
Официальные оппоненты: доктор педагогических наук,
профессор Л.В.Тодоров
кандидат педагогических наук, доцент Г.А.Обернихина
Ведущее учреждение - Бурятский государственный педагогический институт им, Д.Банзарова
Защита диссертации состоится " "_1593 г.
в_часов на заседании специализированного совета К ИЗ.05.01
по присуждению ученой степени кандидата педагогических наук в Изституте национальных проблем образования МО И (105077, г.Москва, $а.Первомайская, 101).
С диссертацией мовно ознакомиться в библиотеке института Автореферат разослан "_" _1553 г.
ученый сеедетарь ■ специализированного совета кандидат педагогических наук
Ы.Г.Борисенкй»
С'еленгинского'района, Агагатская средняя школа Ьаиграевского раЛона, Республиканская школа-интернат Л г.Улан-Удэ.
Результаты исследования докладывались на научно-практических конфервнпгях профессорско-преподавательского состава Бурятского педагогического института им. Дорни Банзарова (г. Улан-Удэ, 1585) к Восточно-Сибирского государстве'-чого института культуры (г./лан-^ъэ, 1562, 1553), на республиканской научно-лракгической конференции (Ижевск, 1588;' Якутск, 1550). Материалы исследования использовались при чтении лекций на республиканских курсах повышения квалификаций учителей русского языка и литературы.
СТРУКТУРА И ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ.
Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии. 3 тексте пригодятся таблицы гля иллвстрации соответствиях положений и выводов научного исследования.
Во введении обосновывается выбор темы исследования, актуальность, объект, предмет и цель исследования, формулируемся гипотеза, определяется задачи и методы исследования.
Первая глава - "Современная литература в системе литературного образования старшеклассников национальной школы" -состоит из трех параграфов. 3 главе рассматриваются взгляда методистов XIX века (Д.Писарева, Н.Черныпевского, В.Стовнина, З.Острогорекого к др.) и более позднего времени (Р.й.Альбет-ковоЯ, С.К.Бирюковой, Н.А.Еодровой. H.H.Вербовой, З.ВбселоЕОй, Г.П.ЭолсвниковЬй, А.Н.Воробьевой, С.Гуревича, Е. В. Квятко~-¡кого/ Н.И.Кудряшева, А.М.Лебедева, Л.ШЛесохиной, А.А.Липаева, Р.И.^адер, К.З.Мальиевой, К.!!.Нартова, Т.Д.Полозовой, Г.А.ОЗер вихиной, Н.С.Русиной, Ь'.А.йбниковвй, Л.В.Тодорова, Е.П.Шибин-ской, ?.:.ВЛеркезоЕол и др.) на проблему активизации изучения литераторы. Анализируются действующие программы и учебные пособия в аспекте темы исследования.
Достоинством анализируемых школьных программ по курсам русской литературы для национальных школ является то, что они в значительной мере нацеливают на изучение современной лите-
ратуры. Но практика показывает, что уровень литературной подготовленности учащихся национальных школ все еще отстает от возросших требований, предъявляемых к системе школьного образования. Это связано с тем, что использование . активных форм учебных занятий по современной литературе не носит последовательного, систематического характера.
В бурятской школе чаше проводятся лекция-беседа, семинар, реже - дискуссия, практикум, конференция и другие. Однако, до проведения лекции, например, не отрабатываются на практических занятиях, консультациях навыки конспектирования, тези-рования, составления плана. Поэтому старшеклассники во время прослушивания лекционного материала не умеот депать нужные записи, выделяя главное. Не всегда'используется на уроке-лекции опережающие,' сопутствующие групповые и индивидуальные задания.
Также не осуществляется подготовительный процесс перед проведением семинарского занятия по' современной литературе, то есть не организуется процесс самостоятельного чтения всеми учениками в классе изучаемых произведений, не отрабатываотся навыки анализа произведений разных жанров, наьыхи составления доклада, реферата, сообщения на практических занятиях и так далее.
В силу перечисленных недочетов в преподавании современной литературы в бурятской школе недостаточно обеспечивается высокий уровень знаний, умений и навыков учащихся.
Таким ооразом, возникает серьезная проблема -активизации процесса изучения современной литературы с целью усиления читательской активности учашихся, формирования навыков самостоятельного суждения, творческого развития личности старшеклассника
В главе определяются основные условия активизации процесса изуче-шя современной литературы в национальной (бурятской) школе, а именно:
а)организация творческой деятельности ^чашихся в процессе изучения современной литературы;
б)учет особенностей восприятия иноязычной литераторы уча-тгимяся-бурятаик;
впоследовательное, целенаправленное использование актив-
ных форм учебных занятий, все болзе усложняющихся от темы к теые, от класса к классу, адекватных возрастным и национальным особенностям психолоп , интересов и потребностей учащихся.
Во второй главе - "Использование активных форм учебных занятий по современной литературе е 1Х-Х классах бурятской школы" - рассматривается вопросы изучения произвёде-ний современных писателей и поэтов на специальных уроках-беседах в девятом и десятом классах бурятской аколы.
В условиях национальной школы выбор тех или иных форм изучения произведения зависит не только от тематической и яанровой особенностей произведения, но и от уровня речевой и литературной подготовленности контретн'сго класса. Девятиклассники бурятской гаколы, по яащ'им наблюдениям, в основном . затрудняется в русской устной свободной речи, в самостоятельной работе над- художественным текстом. Поэтому в девятом классе занятия носят е основном обучающий характер. Он;; строятся в определенной последовательности с учетом сложности формы урока и степени возрастания доли самостоятельной деятельности учащихся. Исходя из этого, последовательность разработаннъис нами занятия в этом классе вьтлядит следующим образом: сооеседовакие - практикум - лекция беседа - урок-доклад - семинар - диспут. Специфика проведения этих уроков показана в процессе изучения произведений "Ранние журавли" Ч.Айтматова, "Век живи - век люби" В.Распутина, "Хаэарула" Н.Думбадзе и др.
Б параграфе - "Выявление читательских интересов учащихся и обучение'работе с книгой на уроках-собеседованиях и vpoкax-пpaктик"?^ax в IX классе" - рассматриваются
* д I £ _
такиз фор мы уроков, V собеседоЕани-е и практикум, цель и специфика проведения этих занятий - выявление уровня читательских интересов учащихся.и выработка умений и на-зккор, связанных с самостоятельной работой над текстом (тезирование, конспектирование, аннотирование, анализ и др.). Наблюдения показали целесообразность ЕЬ-бора именно таких фора занятий зеодного характера к серии уроков по изучение современной литературы е 9 классе
бурятской школы, что во нногом оолегчает переход к более сложный формам сроков (лекция, семинар, диспут .и др.).
В параграфе - "Лекционные занятия и связанные с ними уроки-беседы - способ расширения знаний пкольников по современной литературе к Еыработкк наЕЫков анализа произведения" - в основу лекционных , занятий положены рекомендации А..А.ЛипаеЕа, Н.И.К'гдрлшева, М.ВЛеркезовой, С.К.Ьиргковой, Н.Н.Вербовой,.Р.И.Лаьбетковйй, Е.Я.Шибйнсх'! и др. Особенностью в методике провехеиия ,этих уроков явпяется привлечение материалов краеведческого характера, взаимосвязей русской и родной лхя учащихся литератур, сравнительно-сопоставительного анализа произведений русской современной и классической литератур, а также с-другими видами искусства.
После прослушивания лекционного 'материала девятиклассники, как показывает наблюдения, еае не в состоянии принимать активное участие в семинаре, поэтому до него в зкеперимен-тальном порядке нами проводились урок-беседа, урок-доклад обучающего характера. На них учащимся предоставлялась возкок-ность учиться высказывать собственное мнение, суждение, готовить сообщения, выступить перед классом, принимать участие в обсуждении с тем, чтобы потом уже на семинаре не было затруднений в их дея зльности. цеха этих занятий - научить учащихся самостоятельно мыслить, еысказывать собственную точку зрения в оценке поступков героеЕ дроиьведений, углубить речевые нэеыки. Эти умения и навыки закрепляется в ходе уроков-диспутов, которым посвясен специальный параграф в этой же главе.
В параграфе - "углубление самостоятельной деятельности учаш.чхея на уроках по современной литературе в X классе" - . . рассматривается система занятий по изученкг произведений современных писателей в десятом кгассь бурятской ¡пколк.
В-сочетании предлагаемых нами форм учебных занята/ в 10 классе также лека? принцип постепенного усложнения. ' В отличие от дзвятого класса важное уесто займут такие фор-уроков, как "занята реферата", дискуссия. Хр-^гие яе форш занятий зны;о«ь -яаяиися с предку кого класса, поэте-' цу приемы работы на них предполагают линь Сольаув самостоятельность и творчество. Наиболее приемлемой представляется
следящая последовательность занятий: собеседование - лекция - семинар - диспут - запита реферата - дискуссия. А «езду ними по пере необходимости проводятся конс-кьтации, практикумы тренировочного характера.
Преемстгенность сохраняется и а выборе изучаемых произведений. Если я деяят^м классе 7ченики анализировали небольшие по объему произведен:*я (рассказы, лоЕести), но в которых реаа-зись сло.г-яке проблемы человеческих ззаимоотнопенкТ, то в десятой классе они зчакиются с более крупными произведениями ухе'известных т азторйв, тематика которых расширяется и углубляется ("лиги и помня", "Прсоание с Уатезоа" Б.Распутина; "А зори здесь тихие", "Завтра сала" война" I.Васильева; "убиты под Москвой, "Это ы, гослсди!" К.Зоробьева и др.). При изучения зтлх произведений происходят дальнейшее углубление навыков самостоятельной, творческой леятелькостя учащихся. приобщение их к понятии таких нравственных проблей, .<ак духовность, совестливость, ответственность, янтзлдигектчость.
Третьл глаза - "Активнее ^ормч учебных занятий в ходе изучения современной лите?ат7ры в II классе б7рятской школа" - состоит и? ^ести параграфов, цель ластояшей главы -показать систе'-гу занятий.по современной литеэзтуре в одиннадцатое классе как ггродочжеяие работы, начатой а девятом я десятом классах. Яа это« этапе происходит дал»ней!ее ражгрение читательских иятере )в -гчзях'хся л совершегсгво-вание их навыков анализа худоаестван-
ннх произБгдений. 3 оаботе с випускникака появляется так:;е йор!.а занятия, как урок-делогад игрч, "Кртглнй стол". урок-конфере;:п7Я и другие. Забор Лорм учесных занятий з этом классе ориентирован из зозмоглость магеималъно-го проявления старпех^асснякамк творческих способностей, дальнейшее развитие самостоятельности, ;&'шл"еяия. Проведение уроков п) согремеяной дитературе г.меет след^йстл последовательность, отпаяавц-/о постепенное тслохиение ->ц~
РАВОТ *
г. о в 7. создз^7*5 определенные 7 с юе'.'я -для подвгдекля . я-.'ог-от« полученных знаний, увечий и навыков учаалхс? * урок-лекцкя - сэ,т.ыар - дискуссия - еловая игра -концерт - урок-янсценировка - "Круглый стол" - конференция.
Суть такой последовательности занятий в том, что учащиеся на знакожх по своей форме уроках, используя знакоше ухе приемы работы с художественными произведениями, вполне самостоятельно справляются с поставленными задачами по изученто художественного произведения современного писателя. А дальнейиее введение незнакомых фор« занятий, сложных по своей структуре, вызывает ч них "профессиональный интерес, азарт, желание попробовать себя в каких-то новых испытаниях. Они уже интересуется содержанием предстоящих уроков, возможными заданиями, поручениям.
На этих занятиях старшеклассники изучает романы "Белые одекды" В.£*динцева, "Дяаха" Ч.Айтматова, "Зкбоо" С.Бондарева, "Карьер" 3 Быкова и др«гие. Так, в параграфе "цёли и задачи лекционно-семназских занятий в XI классе", кроче всего, раскрывается содержание семгнара ка тему "Проблемы добра и- зла "(по произведениям Б./'удинцева "Белые одекдь" и Ч.Айтматова "Плаха"). Сенинар включал в себя следуюЕие доклады учас,ь:.:я: "Нравственный подвиг Огрига-леЕа", "Федор Ивановкч Лежкин - идеал добра; "Авдий как носитель высочайше? духовности", "Бостон урхунчиев как воплощение истинной человеческой морали". До семинара старшеклассники просяушали лекцив "Проблематика современной Русской литературы", где были затронуты в числе других гопросн о произведениях названных авторов. После нее на уроке-црактикуие ученики совместно с учителем анализировали наиболее сложные моменты и.з произведений В.Л"аиниева, Ч.Айтматова. Консультации были постены работе над докладами по названным выше ■ .темам. После тою, как был проведен семинар, по итогам1его содержания состоялся диспут "В чем истинное назначение Челоаека на земле?", Такое название диспута звучит весьма актуально, и особенности в настоящее время, когда одни идеалы сменяются другими, меняется езглйд на жизнь, потребности людей. Нельзя допусгйгь, чтобы обесценивалась чело!*?ческая жизнь, обесценивался спрос на людей талантливых, людей духовно к душевно щедрых, способных на самопожертвование ради высоки: иелей. Поэтом* самое время поговорить о ценностях вечных».
16 истинных человеческих устремлениях, о потребностях духовых.
Во втором параграфе - 'Развитие навыков дискутнрозаяия -1уть к проявлению самосознания и са^орырааения- выпускников ацкональноЯ школы" - рассматриваптся особенности проведе-[ия. дискуссионного занятия э.процессе изучения прсизээ-.гния'2.1ондарева "Выбор".
С творчеством ¡Ррия Бондарева учащиеся национальной молы лакомятся з 10 классе чзрез его произведения "Горячий снег", "Батальоны просят эгая" л другие, где резаетсл проблемы духср-;ого, нравственного порядка. Постом-,' нз случайно, что в II массе одно нз'л-тих произведений, автора, роман "Еибор", :очли целесообразным взять для дискуссионного изучения. .Само :а'звание романа настраивает на разрешение, -на раздумье, на ■о, чтобы оепать какие-то проблемные вопросы нравственного характера. На наа взгляд, ¡Срий Бондарев а своей книге затро-:ул множество таких теи, которые не утратили своей актуаль-:ости и до сегоднязних дней, а может быть,- наосорот, ь какой-'0 мере обострились. Цинизм, равнодушие, зестохость, злоб-юсть, зависть, вегизм, трусость, страх-, бездушие, утрата ¡еры, апатия - всё ото новой волной окутывает общество £0-х ■одов. Зто с одной стороны, а с другой, - в этой же книге [0~нс найти от аз ты на мяогае во.тросы о том, что такое кастоя-;ая любовь, настоящая м-гаская д?;мба, человеческая лриэязан-юсть, интеллигентность, совестливость, долг, добро, справедливость, духовность, настоящий талант, трудолобне, уважение. :сла ближе рассмотреть образы героеЕ этого романа, то в каяком' из них «эано обнаружить (характере, поступках, словах) •акое, что зазывает противоречивые оценв-и среди читателей. 1оэтому, думается, чго лучэеЗ ЬормоЯ изучения названного >омака и будет у рок-дя сессия, о чем свидетельствует экспериментальный материал в диссертации. Дискуссия слособству-;т углублению таких уценил навыков учапихся, а именно: ¡идеть проблем (нравственные, социальные, политические и др.), «оказывать собсгвеянуо точку зрения на проблемы, аргументировать свои доводи, вести дискуссии, начинать, игр ¿должать I заканчивать сбсий разговор, использовать речевые клизз *ипа "я ду^ая", ":не кажется" и др., делать выводы, обобше-
кие не только по фоизведению, но и для себя, для своих жизненных ориентиров.
Ся вдувшая параграф - "Развитие эстетических вкусов и т-орческого поооракения учашихся при составлении инсценировок и проведении "Локов-концертов". В национальной школе весьма важно испольэогание таких форм°»роков, как урок-иксценкоовка, урск-концерт, которые пробуждает у- школьников . трорчпекое вооора®5ние, развивают художественный вкус, сло-соСсгв'/рт их внутреннему раскрепоренис, разгкткп эмопиональ-еых чувств, эмоциональной речи. В экспериментальном классе для лповегения уррка-янсгзниповки сул предюнек рассказ А.Солленицвуа "!.'.ат?еяин хвор". Цель урока - заинтересовать стзрюкяасснгкй творчеством названного писателя, привлечь ах самих к творческол раэоте пг состеэленив небольшой пьесы по рассказу плеа-геля, предоставить км :зозчо.:<ность пробовать себя в актерских ролях. Подготовятгльнач работа вк.:ю-- чалз я себя сдед-адэе: просмотр телес.г-гктоклеЯ, росдузи-ваяие ради оспектаклеЛ с по с-; еду ош им их с5с';г.дением, обучение искусству художественного чтенкя, отбор литературного материала для «ясцепирования, чтение самого рассказа и его анализ, составление небольшой пьесы, ознакомление с литературоведческим материалом о творчестве писателя, постановка спектакля.
Рассказ Александра Содгенидына "¡¿агрекиа двор" произвел сильное впечатление на старшеклассников! Трагический финал в втом рассказе настраивал их на очень серьезное отношение к подготовке урока. В образе Уатрены требовалось раскрыть характер человека, от природы бескорыстного, совестливого, незлобивого, беспокойного, готового всегда помочь другим, доброго, деликат; я>о, скромного во всем. Герой-рассказчик, учитель сколи, такке отличается добротой я человечностью, внутренней порядочностью. Полная противоположность им - образ Фаддея, чья натура не оставляет никаких ьадекд на добро. Он жаден 7.о беспредела (.даже после смерти Матрены и своего сына гсе'еве был ьаяят присвоением части дома и прочего), жесток в оораиении-с'домашними (бил постоянно сеоо жену), мстителен (вспомним его слова "если б то не мой брат - я бы вас •
.порубал обоих" л с;озз рассказчика "Сорок лет пролежала его угроза а '»гл7, как стара?, тесак - а тдазлда-таки...").
Главный результат проведенного экспериментального т?ока Hai виделось г том, что поело него старвехпассиики приобрели какую-то внутреннею уверенность. что-то яресдояели а себе а плаке психологическом. Оо з'том говорило их желание снозп участвовать в какой-нибудь инсценировке. о чел ранее с учениками бурятской школа удавалось договориться с трудом. В сгоих отзывах по уроку большинство в «изссе нзтисатя, что урок был,интересны;!;, увлекательны.!. полезный; "...Наверное, таких уроков долано быть много, потому что, играя роль, невозможно переходить на своя, бурятский язык, надо гозооить только на. русском. У. .и смогли бы научиться свободно общаться на русском языке..;", "Чтоб-хорозю сигсать сзос роль, надо хорото локять образ гзроя, вчитываться в книгу, чего я рань-зе не старался делать. К этому "рок* было интересно готовиться, репетировать...", "Сначала я боялась играть, не хотела. Ко сейчас почему-то наоборот хочется «.трать в какоЛ-ниб^дь роли eis раз..."
7рок-кон1!ерт в экспериментальном классе был посвягаен творчеству Нико^зя -Рубпсэа. "з бесед со старшеклассниками Зь'ло известно, что немногие из них имеет представление об этом прекрасном русском поэте. Его стихи, полные любви к кизил, природе, родному крав, России, трогает своей сокро-генностьо, кротостью, т-дхо/ груетьч. Своим творчеством оя Злизок^таким бурятским поэтам, как Гондок '.'лзытуев, Геор--лЛ. Ха-ибылов, £апл 1амбаев(сопоставление их стихотворений, заявление-Слизких мотивов, тем имело место в ходе экспери-*еята). На уроке-кояцэрте'звучали не только стихи Николая Рубцова, но и Александра Блока, Сергея ¿езнииа, творчество :оторых знаком- -.'чеяккаи из программного -»атериала, а так-де :тихи бурятских лозгов, названных зыие.
3 параграфе - "Проведение "Круглого стола" как ¿юрмз 1аяктия на уроках литературы" - рассматриваются некоторые греемы отлодьзования это": фор>н урока в старзих классах.
Участие в "Круглом столе" предполагает для 7Чзеихся (диннадцзтого г.ласса-проявление высокой степени умственной пелостя. На кем проверяется навыки самостоятельных стждз-
ниЗ, аргументированных, обоснованных, практически эначигах. В эксяертзнтх\ънои классе вами проведен "Круглил стол" ка тему "Современная литература и ее ъоль е духовной жизни .ололел;:". Примерные »опроси к участниках д и скисся;:: Т.Сло-собка ли современна;! литература изменить,духовное содержание человека? 2.Ваши рассу-:^ения о книгах, наложивших отпечаток в зал ем мировосприятии. Есть ли геро::, близкие зам по духу к дуце? '3.!/"хеге ли вы сказать, что,читая современнее литературу, вам становится легче хить, строить свси отношения с лгдьми, понимать их проблемы и :роблемы общества в цело^й ^.'{зэестнс, что в настояшее время наблюдается прочесе пзде-ния интереса к чтение художественной кы;ги, особенно среди молодзжк..Чем еу oOi-яск'лте такоз положение и в чем видите выход из гтого лолокеняя? На :. гм от старшеклассников требовалось показать имение аказизирсчать произведение, высказывать обоснованное суждение по проблемам к предлагать свои т'ти реш нкя этих проб .тем, умен;'.,' задавать содержательные ьотрссы,кратко и логично отвечать на вопросы других, аргумевт:фуя свои мысли, быть корректном к внимательным собеседником, уважитель ным к ч»акц мнениям, суждениям.
В последнем параграфе это.! главы - "Итоговое занятие в И классе урок-конферекция по проблемам современно,'! литературы" - раскрывается специфика проведения заключительного занятия по "изучению современной литературы в бурятской школе. 3 эксперимектадыгоч классе.зто занятие носило Ьсрму конференции на тему "Нравственные проблем в -'произведениях современно .ентературыТоржественная, праздничная обстановка г классе, вкстаякя книг, лучших сочинтчий, рисунков учащихся, доброжелательная атмосфера, знкмательное отношение к награждение лучших работ - все это характерно для итогового занятия. Тематика докладов разнообразна, так как старпехлаз-сники имела право самим выбрать произведение для исследования в докладе. На индивидуальных к групчовых консультациях ям давались советы и рекомендации по формулировке дезлада, его структуре, содержакас, На уроке проверяется уценке старгз-класскикоз свободно оперировать литературным материалом, »»лекее.сравнйвать, сопсосуавлять произведения одного и того
хе автора, разных автороз, выделять к них проблемные эопросы, самостоятельно исследовать их, делать состаетстаусщэе заключение. Итоговые занятия ("Круглый стол", конЬереяцая) /грают ::зжнуя роль в процессе углубления культуры знания, общения, речи учащихся национальной зколы.
Выводы.
I.Система изучения современной литературы в национально:! (бурятской) школе с использование:! активных рор:л работы не-эозчогна баз пересмотра зейстэ-**ч!ях тюта-и и учебных пособия, з которых зачаст-'О не отражены такие важные вопросы, как опора на эстетический опыт, полученный при изучении родной 1итерат"ры, привлечение материалов взаимосвязей, русской современной и классической литератур.
2.3 основу изучения .современной литературы в старших классах национальной пкслы должен быть положен уч*т возрастных особенностей, специфики чациональной психологии, а также лнт^ресов и потреоностей учакихся.
3.Оптимизация процесса изучения современной литературы оаэиепт от-последовательного использования различных ¡¡ори учебных ззкятгйСлэкг'/я. сечинар, дист/т, дискуссия и др.), в ходе которых фсрмируатся устойчивые представления о современном литературном процессе, творчестве отдельных писателей я поэтов а активизируется непосредственны,", жизненный опыт ст а рт: е хл а с ; ч ^ к о з.
^.Ы55ектланость изучения произведений современной литературы достигается тогда, когда преподаватель использует такие • методу л приеьы- анализа,"которне позволяет раскрыть ТЕерчес-
индивидуальность писателя и канровуе специфику произведения. X ним ш отномм сопоставление произведения с классикой, родной литературой, анализ языка художественного произведения, творческое чтение, причем,•элементы для сравнения и сопоставлен/л долзне усложняться от класса к классу.
* .Пряглечениз.'штеркодв взаимосвязей лхтесатур содействует акт'лзизапии лсследоват&.'зскпй, творческой деятельности уча-¡гпхея на уроках,.уаклекио зх интереса к современной латеоатурс,
6.3 процессе творческого изучения созреиеняой литературы с использованием различных форм самостоятельной работы стар-
векяасскикв ие только пополняет свои знания о литера^ре, но и ооогасагт свой духовный мир, жизненные опит, учатся сопереживать, сочувствовать, лсшть лвдеЗ, леоить жизнь, ■фкроду. свог родину, икр.
Такиа осрагоч, гее вышесказанное подтверждает нашу гипотез? о тоы, что изучение современко.1 русской литературы в старших классах национально* (бурятской) школы должно носи'1 творческий, исследовательский характер путем последовательного и целенаправленного включения в учебный процесс активных форм учебных занятия, адекгатных особенностям национальной психологи", ег/сое и пг™ребностей гчашихся, а также привлечения материалов литературных взаимосвязей.
Основные положения диссертации отражены в следуши публикациях:
1. Методические рекомендации к проведение уроков русской литературы в старших классах бурятской сколы // Воспитание и обучение - единый процесс. - улан-удг, 1967. - С. 32. }Ьокаы литературы - активную-форму. Методическое пособие для словесникоЕ бурятских школ. - Улан-Удэ, 1986
д.63. ■ '
3. Из опыта использования активных форм учебных занятий по русской литературе-в старших классах бурятской школы // Проблемы двуязычия в национальной школе. Сб.статей - Ижевск, 1969. - С. 221-224.
<». Из опыта обучения студентов национальных гр^пп // Проблемы возрождения национальной культуры. Тез. докл. ка^чно-пракг. ковф. 26 июня - 3 июля 1953 г. - Улак-^э, 1993. - С. 33-34.