автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Изучение автобиографических произведений на уроках русской литературы в 7-8 классах в школах Башкортостана
- Автор научной работы
- Зарипова, Зульфия Ангамовна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 2000
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.02
Автореферат диссертации по теме "Изучение автобиографических произведений на уроках русской литературы в 7-8 классах в школах Башкортостана"
На правах рукописи
ЗАРИПОВА Р Г 5 ОД
Зульфия Ангамовна " ,3 Д"|р £
ИЗУЧЕНИЕ АВТОБИОГРАФИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ НА УРОКАХ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В 7-8 КЛАССАХ В ШКОЛАХ БАШКОРТОСТАНА
13.00.02 - теория и методика обучения литературе
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
Москва- 2000
Работа выполнена на кафедре литературы Башкирского государственного педагогического института.
Научный руководитель - доктор филологических наук,
профессор Р.К. Амиров
Научный консультант - кандидат педагогических наук,
старший научный сотрудник H.H. Вербовая
Официальные оппоненты: доктор педагогических наук,
профессор И.С. Збарскнй, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник A.C. Жулева
Ведущая организация - Бирский государственный
педагогический институт
Защита состоится _2000 г. в_часов
на заседании диссертационного совета К 113.09.01 по присуждению ученой степени кандидата педагогических наук в Институте национальных проблем образования Минобразования Россия и Госкомсе-вера России по адресу: 105077, Москва, ул.Г1ервомайская, 101.
С -диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института национальных проблем образования Минобразования России и Госком-ссвсра России
Автореферат разослан
Ученый секретарь диссертационного совета кандидат педагогических наук
_■_2000j, _
О.М. Александрова
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность исследования.
В сложившейся практике школьного обучения русской литературе в национальной школе общие и специальные приемы активизации умственной деятельности учащихся опираются в основном на усзоение историко-литературных знаний и теоретико-литературных понятий, на выработку необходимых умений самостоятельной работы с текстом, развитию творческого воображения, что в комплексе составляет читательские умения.
Несмотря на проведенный за последние годы целый ряд научно-методических исследований ( Т.Г.Браже, Г.И.Беленький, В.Г.Маранцман, М.В.Черкезова, Л.В.Тодоров, С.К.Бирюкова, М.М.Савченко, Н.Н.Вербовая, Н.С.Русина, И.С.Збарский и др.), проблема анализа художественного произведения ( в нашем случае - автобиографических повестей) продолжает оставаться одной из самых сложных и далеко еще не решенных. Всеми исследователями в настоящее время ощущается необходимость искать новые пути и методы изучения литературного произведения, которые бы в большей степени отвечали его специфике, его эстетической сущности.
Отметим, что и вопрос формирования читательских умений учащихся в ходе литературного анализа автобиографических произведений (далее - АП) остается пока недостаточно решенным в методической науке, «гто н заставило нас обратиться к исследованию данной проблемы.
В школах Башкортостана существует ряд специфических особенностей, продиктованных национальным сознанием, своеобразием мышления, культурных традиций, играющих соответствующую роль в восприятии АП, созданных представителями различных национальных литератур. В методике преподавания литературы эта область мало исследована. И этим прежде всего объясняется предпринятая нами попытка определения методических путей изучения АП различных авторов в национальных школах республики.
О необходимости методического решения этого вопроса свидетельствует и низкий уровень владения школьниками - башкирами и татарами - идейно-тематическим содержанием произведений данного рода, недостаточное качество их усвоения.
Учителя испытывают затруднения при решении следующих вопросов: организация подготовки к восприятию изучаемого АП; методика совершенствования навыков чтения, усвоения содержания, комментирования текста, анализа событий, образа главного героя и образа повествователя. Сложными в школьной практике остаются также проблемы методов построения образов-персонажей, идеи, темы, жанровых особенностей, осуществления словарно-фразеологической работы на уроках литературы. Большое значение имеет также выбор и правильное применение средств наглядности, эффективных при рассмотрении произведений данного жанра.
Объект исследования - процесс изучения автобиографических произведений в их жанровой специфике учащимися средних классов школ Башкортостана.
Предмет исследования - разработка методики обучения анализу АП русских и национальных авторов во взаимосвязи и Ч определение наиболее эффективных путей реализации поставленной задачи.
Целью исследования является теоретическое обоснование и практическая разработка методической системы изучения автобиографических повестей в курсе русской литературы в школе, которая обеспечит усвоение произведений этого жанра нерусскими учащимися 7-8 классов.
В процессе исследования проверялась выдвинутая гипотеза: методика анализа АП в курсе русской литературы в школах Башкортостана будет эффективна при следующих условиях:
- если анализ ведется с учетом особенностей жанра изучаемых произведений;
- если основу работы составляет не просто определенная последовательность формирования читательских умений, а постелен-
кое углубление и усложнение изучаемого материала, а также повторение усвоенного в младших классах;
- если привлекается материал для сопоставления и анализа фактов взаимовлияния литератур;
- если ведущими при изучении АЛ являются вопросы и задания творческого характера, требующие от учащтся самостоятельной работы в добывании знаний и умений переносить полученное на новые ситуации.
В соответствии с целью исследования и гипотезой потребовалось решить ряд конкретных задач:
- выявить роль автобиографических повестей в развитии учащихся на основе изучения и анализа психолого-педагогических, литературоведческих работ, различного типа программ, учебников и методических пособий по русской Л1гге- ' ратуре;
-определить психолого-педагогическую сущность процесса формирования у школьников-читательских умений с учетом специфики жанра;
- выявить реальныазнатш¡и;уменшгшкольников с целью уста новления объективнойкартикыих, литературного развития;
- на основе данных педагогики', "психологии, методики преподавания литературы;, проведенных, наблюдений и экспериментов определить наи6Ьяеа*зффективные?путн; и; формы изучения АП;
- проверить, разработанную- методику в процессе опытно-экспериментальногФ обучения.
Методологическую? основу диссертации составляют труды известных литературоведов^ и; лингвистов;, педагогов и психологов, методистов; и; ученых,., занимающихся* проблемами преподавания русской литературой как. в; русской' так и в национальной школе.
Для решения поставленных; задана и> проверки выдвинутой гипотезы использовались-следукшшеметоды исследования:
- теоретический (изученне>литературоведческой, психологической, методической литературы);
- социолого-педагогический ^анализ профамм, учебных хрестоматий, методических руководств по русской литературе для национальных школ РФ, целенаправленное наблюдение за учебным процессом на уроках, обобщение 'передового опыта работы учителей-словесников, изучение $$>£>вня знаний, умений и навыков учащихся в аспекте исследуемой темы, анкетирование и беседы с учащимися и учителями);
-сопоставительный (сопоставление АП в русской, башкир ской и татарской литературах и результатов их изучения в национальной школе);
- экспериментальный (опытно-экспериментальная работа С целью определения основных направлений исследования; рекомендация видов заданий и вопросов для развития навыков овладения учащимися 7-8 классов национальной школы всеми компонентами изучаемых АП, а также их речевых умений; проверка результатов использования предлагаемой методики);
- статистический (анализ устных и письменных ответов учащихся, обработка результатов эксперимента).
Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что в нем обоснована необходимость введения АП в программу по русской литературе для школ Башкортостана; введены переводы произведений автобиографического жанра башкирских и татарских писателей; разработана методика их изучения во взаимосвязи с повестью русского автора («Детство» А.М.Горького ); выявлены идейно-тематические и художественные традиции изображения событий и героев автобиографических произведений; проанализировано усвоение этих произведений школьниками 7-8 классов с учетом национальных и возрастных особенностей их восприятия.
Практическая значимость исследования. Процесс обучения анализу АП рассмотрен в диссертации не только с исторнко-методическои точки зрения, но и как фактический материал, содействующий решению актуальных вопросов литературно-методического и психолого-дидактического характера, что расширяет возможности дальнейшего усовершенствования про-
грамм: по-русской; литературе;, открывает новые перспективы развития методикц.препсдажшдалитературы в школе в целом.
Поскольку в работе- намечены пути оптимизации изучения АП, диссертация призвана содействовать повышению уровня преподавания литературы в национальной средней школе, в средних специальных учебных заведениях и на гуманитарных факультетах высших учебных заведений. Кроме того, выводы и рекомендации исследования могут быть учтены при дальнейшем усовершенствовании программ, учебных хрестоматий, методических руководств к ним.
Достоверность исследования обеспечена методологической базой и обусловлена результатами экспериментального обучения, проведенного в национальных школах республики.
Апробация работы. Предложенные автором рекомендации о путях изучения АП докладывались на заседаниях методических объединений опорных школ, где проводилась опытно-экспериментальная работа, а также на республиканских и межвузовских научно-практических конференциях.
Диссертация по главам и разделам и в целом обсуждалась на заседаниях кафедры литературы Башкирского государственного педагогического института.
На защиту выносятся следующие положения:
- учет жанровой природы произведения (автобиографической повести) позволяет учителю использовать принципы доступности, глубины и прочности его усвоения;
- изучение жанрово-стилезой и проблемно-тематической специфики АП в общеметодическом контексте эпического рода позволяет акцентировать внимание на типологических аспектах разрабатываемой темы;
- использование местного исторического, литературоведческого и культуроведческого материала, межлитературных связей,
- сопоставление с произведениями родной литературы содействуют повыщеншо интереса учащихся к личности писателя и его
творчеству, что обеспечивает высокий уровень анализа произведения;
- изучение АЛ в курсе русской литературы средней школы направляется на развитие учащихся, на активизацию эмоционально-эстетического восприятия личности героя-повествователя, формирование навыков и закрепление умений литературного анализа у школьников.
Структура диссертации. Диссертация состоит из »ведения, трех глав, заключения, библиографии, приложений.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Во введении обосновываются выбор темы, актуальность диссертационного исследования, определяются (объект, предмет, методы исследования, формулируются цель, задачи, гипотеза, раскрываются научная новизна и практическая значимость работы, называются основные положения, выносимые на защиту.
В первой главе "Своеобразие автобиографических ¡произведений в ряду жанров эпической прозы" делается анализ развития жанра автобиографической прозы, очерчивается крут вопросов, решаемых в русле исследуемой проблемы, проводится анализ соответствующей литературы.
Исследование истории вопроса показало, что жанрово* видовые особенности автобиографической прозы, место произведений подобного жанра в мемуарной прозе всегда были в центре внимания литературоведов, педагогов, методистов литературы, но решались они не однозначно.
Есть отдельные произведения, в которых жанровая чистота соблюдается в большей мере. Именно такие произведения, как «Долгое-долгое детство», «Последняя книга», отобраны нами для изучения на уроках русской литературы и даны рекомендации о включении их в программу 7-8 классов национальных школ. В диссертации предлагаются поурочное планирование и методические пути работы с этими произведениями в названных классах.
Кроме того, как правило, большинство АП охватывает детские и юношеские годы авторов, отсюда следует, что главное
внимание концентрируется на процессе становления, формирование человеческой личности.
В АП главным всегда является сам автор, и все описываемые события передаются непосредственно через его восприятие. Этот аспект учитывается нами в системе уроков по изучению АП русских, башкирских и татарских писателей. При этом раскрывается содержательное и стилистическое своеобразие произведения каждого автора в его национальной специфике.
Исходя из положения о том, что в центре автобиографических произведений - рассказ о становлении характера автобиографического героя под влиянием времени, среды, людей, литературы и т.п., во втором параграфе данной главы концентрируется внимание и на жанрово-видовых особенностях автобиографической повести, говорится о решении этих вопросов на уроках литературы.
Поскольку к особенностям произведений такого жанра относится обязательное присутствие личностного начала, которое во многом определяется особенностями творческой индивидуальности, склада мышления и мировосприятия автора, обращается внимание на сходство мировосприятия повествователя АП, а в ряде случаев и лирического героя, 'когда идет сопоставление с лирическими произведениями тех же авторов.
Так, страстная исповедальность книги М. Карима "Долгое-долгое детство" позволяет решить этот теоретико-литературный вопрос при объяснении того, что его произведения литературоведы и методисты считают ярким примером лирической прозы. Значение этого понятия анализируется на уроках литературы, что помогает пониманию учащимися идейно-художественного смысла изучаемого произведения так же, как при. анализе повести А.Еники «Последняя книга» даётся понятие о роли публицистического начала в художественном произведении.
В работе находит методическое преломление также принципиальное отличие современной автобиографической прозы от традиционной повести при сопоставлении автобиографической трилогии М.Горького с произведениями современных писателей:
последовательная установка на подлинность, которая осуществляется в самом тексте на всем его протяжении и является одним из принципов его структуры. Изображая прошлое не в виде хронологического ряда, но показывая, как воспринимал эти события реально существовавший человек того времени, о чем он думал, как он ощущал мир,- писатель дает читателям почувствовать "живое дыхание" истории. В этом раскрывается и стилистическое своеобразие каждого произведения , которое также анализируется на уроках (например: сопоставление восприятия мира персонажем-ребенком и им же, взрослым человеком, с высоты прожитых лет - ретроспективный показ изображаемого в повести «Долгое-долгое детство».
Многих великих писателей мира можно назвать "писателями-автобиографами". Это не только потому, что в каждом крупном произведении автор, увековечивая для современников и потомков память о своей эпохе, оставляет в нем отпечаток собственной души и мысли, но и потому, что великие художники, рассказывая о себе и своем времени, передают свой непосредственный жизненный опыт, свое восприятие мира и человека читателю. В этом случае заходит речь об автобиографизме, автобиографических и биографических элементах, имеющих большое воспитательное значение, почти в каждом произведении. В диссертации это решается путем методических рекомендаций автора к проведению уроков и к самостоятельной работе учащихся.
Е нашем исследовании показаны также приёмы изучения литературных традиций, которые питают современную автобиографическую прозу: раскрывается своеобразное поэтическое видение действительности, находящее выражение в основном в стиле произведений, в их колоритном образном языке, в изобразительно-выразительных средствах, в таких художественных приёмах, как обильное использование пословиц, поговорок, афоризмов, что является доказательством творческого использования литературных традиций предшественников. Это имеет немаловажное значение для эстетического развития школьников и выработки у них навыка анализа АП в единстве формы и содержания.
Учащиеся по заданию учителя самостоятельно находят подобные примеры в текстах изучаемых произведений.
В произведениях современных писателей особенно силен нравственно-этический пафос как одна из традиций автобиографического жанра, что позволяет использовать анализ таких произведений не только в образовательных, но и в воспитательных целях. Такое же значение имеют и факты нерасторжимой связи современных литератур со своими национальными истоками, неразделимости истории и современности, их диалектической взаимосвязанности. Эти сведения учащиеся получают как на вводных уроках, так и в процессе анализа АП.
В конце главы содержатся выводы по теоретической части исследования и использованию этих теоретических положений в практике преподавания: изображение человека, героя АП в его общении с другими людьми, прием воспоминаний о прошлом и о том, как оно видится через годы, в процессе формирования взрослого. Пониманию этого способствует сопоставление на уроках материала АП с биографией самого писателя (М.Горький), с его автобиографией и лирическим героем стихотворений этого же автора (М.Карим), обращение к истории и культуре родного народа (А.Еники).
Во второй главе "Состояние изучения автобиографических произведений в практике национальной школы" проводится анализ методической литературы, существующих программ и учебных хрестоматий для национальных школ РФ с точки зрения исследуемой проблемы.
На основании анализа учебно-методического аппарата делается вывод о том, что не осмыслены такие важные аспекты школьного изучения прозы, как место АП, созданных в различных национальных литературах, в школьных программах и учебных пособиях, не получили достаточного освещения их структура, формы и объем педагогической презентации. Они не стали также объектом специальных научно-методических исследований.
Отсутствие научно-методических пособий для учителей, в которых освещались бы данные проблемы, показывает, что в практике массовой школы различные по своему жанрово-стилевому характеру произведения изучаются по однотипной схеме.
В соответствии с целями построения методики обучения нерусских учащихся анализу АЛ, разработки познавательно-воспитательных заданий, направленных на формирование умений, а также определения эффективных путей, средств и соответствующих условий успешной их реализации, нами были проведены исследования в средних школах №№9,21 г. Уфы, в Ново-балтачевской сельской средней школе Чекмагушевского района.
Метод наблюдения, используемый в естественных условиях на уроках русской литературы в 7-8 классах, позволил установить способы педагогического руководства процессом формирования умений анализа АП, изучить педагогический опыт по проблеме, выявить затруднения, испытываемые учителями и учениками.
Наблюдения проводились по заранее разработанному плану, предусматривающему изучение следующих вопросов:
а) способы педагогического руководства в обучении школьников умению анализировать АП ( комментированное чтение отрывков, приём составления биографии героя в его развитии, анализ портретного описания в сопоставлении с изображением характера героя; нахождение в тексте изобразительно-выразительных средств, помогающих раскрытию идейного содержания и образов произведения, выяснение особенностей стиля писателя);
б) типы и структура заданий, предлагаемых учащимся при изучении АП (определить по авторским ориентирам настроение и мотивы действия героев, составить план, определить в контексте читаемых отрывков роль изобразительно-выразительных средств; проанализировать монологи, диалоги, авторские описания с целью более полной характеристики персонажей и т.д.); в) условия успешного формирования таких умений, типичные затруднения при этом (постепенное усложнение даваемых учителем заданий,
повышение роли самостоятельности учащихся в их решении, преодолении затруднений, связанных с поверхностным чтением текста и отсутствием навыков анализа литературных произведений в целом и т.д.).
Таким образом, результаты анкетирования, беседы с учителями и учащимися, посещение ряда уроков в школах Башкортостана, наблюдения позволили прийти к заключению о том, что в изучении АП еще недостаточно внимания уделяется анализу поведения и поступков персонажа, его мыслей и переживаний, а также другим компонентам художественного текста: композиции произведения, его стилистическим особенностям и изобразительно-выразительным средствам. Определяя задания учащимся, ряд учителей решение проблемы анализа АП ошибочно видит не в формировании у школьников способов умственных действий, составляющих основу умений, а только в развитии речи. Отсюда на уроках такого типа главенствует пересказ. Вследствие этого складывается неполное эмоционально-оценочное суждение о литературном персонаже.
Поиск путей, обеспечивающих совершенствование обучения анализу АП, привел к обоснованию и разработке трёх групп заданий, направленных на формирование у школьников соответствующих умений: а) собственно- репродуктивные -«СР», б) творческие - «Т», в) переходные - «П». Например: «СР» - воссоздать в воображении художественные картины, определить в контексте идейно-художественную роль изобразительно-выразительных средств;
«Т» - сопоставить двух героев одного произведения с целью выявления общего и разного в их характерах, а также авторского отношения к ним; составить отзыв о самостоятельно прочитанном АП с мотивированием своего отношения к героям и событиям;
«П» - составить план собственного устного или письменного высказывания; определить, чему учит пример жизни литературного героя и т.д. .
Суть этих заданий состоит в том, что разработанные вопросы активизируют умения учащихся не только логично рассуждать о прочитанном, но и способность его эмоционального восприятия и осмысления. Другими словами, они служат целенаправленному развитию учебных умений и формированию ведущих свойств личности юных читателей.
Таким образом, методика обучения школьников анализу АП предполагает следующие основные условия развития соответствующих умений:
а) активизация воображения учащихся, их эмоциональной сферы;
б) освоение способов умственных действий;
в) установление ассоциативных связей между образами, прочитанным и действительностью;
г) выявление авторской позиции;
д) выявление приёмов создания образа АП.
Третья глава диссертационного исследования «Методические пути анализа автобиографических произведений в школе (на примере русских, башкирских и татарских писателей)» посвящена методике работы по изучению автобиографических произведений в национальной школе.
На основании анализа учебно-методического аппарата, который в определенной мере должен способствовать совершенствованию умений и навыков при анализе автобиографической повести о детстве Алеши Пешкова, делается вывод о том, что изучение произведения М.Горького ведется в различных аспектах: социально-историческая проблематика, классовая направленность, жанрово- композиционная и стилистическая специфика трилогии.
В первом параграфе главы предпринята попытка обобщения системы уроков по изучению первой части автобиографи-' ческой трилогии М. Горького в 7 классе, которой придерживаются в своей работе многие учителя-словесники.
Поскольку изучение данной повести идет в сопоставлении с биографией писателя, этому вопросу посвящается вводный урок. Затем учитель возвращает учащихся к этим наблюдениям и на
последующих уроках, где рассматриваются взаимоотношения автобиографического героя с другими персонажами. Каждому из них, отводится отдельный учебный час: 2-й урок - Алёша и образ бабушки, приёмы раскрытия характеров персонажей; 3-й урок -взаимоотношения Алёши с Цыганком и другими персонажами повести и т.д. Все эти занятия объединяются общим заглавием -«Дружба Алёши с хорошими людьми».
Последний урок посвящается работе над характером главного героя: перечитывание эпизодов, связанных с мотивацией поведения Алёши в различных ситуациях, уже сформировало у школьников их отношение к герою, закрепило те симпатии к нему, которые возникли ещё при первом чтении повести. Задача заключительного урока - систематизация впечатлений, учащихся о становлении характера Алёши, выяснение значения образа, в раскрытии идейного смысла произведения.
Подводя итог практическому осуществлению изучаемого АП, делаются выводы: учителям целесообразно уделять особое внимание выявлению особенностей изображения среды и её влияния на растущую личность, поскольку «выламливание» Алёши из мещанской среды и нравственное взросление начинается с протеста против её мерзостей и жестокостей.
В следующих разделах нашего исследования предлагаются основные формы работы при изучении АП писателей, представляющих разные этносы Башкортостана. Особый акцент делается на анализе специфики изображения национального характера и его восприятия учащимися.
Так, во втором параграфе данной главы нашли отражение особенности изучения системы образов, образа главного героя повести М. Карима "Долгое-долгое детство" в 8 классе башкирской школы. При этом выделяются следующие параметры : а) личностность автобиографического героя; б) степень его близости к автору, в связи с этим - особое отношение автора к своему герою; в) взаимоотношения автобиографического героя с другими персонажами; г) способы изображения, героев.
В результате экспериментальной проверки было определено оптимальное поурочное распределение изучаемого материала при освоении системы образов произведения: 1-й урок - Пупок и его Старшая Мать; 2-й урок - Пупок и его окружение; 3-й урок -Ак-Иондоз и Марагим.
Следует обратить внимание также на рекомендуемое диссертантом методически плодотворное графическое изображение художественных приемов автора и внутренней целостности системы образов повести «Долгое-долгое детство», что показано в специальной схеме приложения диссертации. Такая опорная схема, вывешиваемая в классе в крупноформатном исполнении, существенно повышает эффективность запоминания и усвоения материала.
Основной идейно-эстетический принцип М. Карима в данной повести - утверждение тесной связи человеческой жизни со своим прошлым, детством. Психологический анализ здесь направлен на раскрытие душевной жизни центрального героя -Пупка, обогащение его сознания новыми понятиями (добро и зло, жестокость и милосердие и т.д.), на внутреннее освоение им законов бытия и выражение к ним своего отношения, в результате чего идет процесс его духовного саморазвития. Раскрытие же душевных движений остальных персонажей передается через их внешние проявления.
Например, в классе анализируется эпизод прощания Старшей Матери со своими крестниками. Учащимся дается задание: определить, почему тот или иной подарок предназначается определенному человеку, исходя из особенностей его жизненного поведения и характера. Лишь один среди всех не получает благослов-ления Старшей Матери. Учащиеся приходят к выводу: Ярулла достоин самого страшного суда, потому что поднял руку на свою мать. Так, анализ одного из центральных эпизодов позволяет в процессе его разбора затронуть воспитательные проблемы, важные для каждого. В ходе же решения этих проблем совершенствуются навыки самостоятельного анализа литературного произведения у школьников.
При анализе АП необходимо останавливаться и на изобразительно-выразительных средствах, используемых автором Анализ языка необходим не только для более глубокого понимания литературного произведения, его специфической языковой-формы, но и для развития речи учащихся, для обогащения их словаря, понимания образных ресурсов родного языка.
Еще одна деталь. В своем АП М. Карим продолжил в новых условиях горьковские традиции автобиографического повествования, когда во главе всего стоит активная личность героя, преодолевающего все жизненные препятствия и невзгоды и влияющего на ход самой жизни. В нашем случае перед взором восьмиклассников - герой другого эпического повествования, и биография писателя другая - близка эмоциональному миру героя, взаимоотношения с другими героями знакомы читателю, выросшему в условиях деревенского мира. Здесь большое внимание требуется при анализе нравственных проблем. Эта направленность требует психологизма писателя.
Специфической особенностью психологизма АП М. Ка-рима является то, что в него вошли те лирическое размышления, проблемы, которые были предметом его раздумий в лирике. Поэтому подход и к системе образов повести, и к принципам их изображения совершенно новый - как к синтезу размышлении поэта и прозаика. В связи с этим учащимся предлагалось, например, такое задание: определить, какие стихотворения из сборника М.Карима «Четыре времени любви» созвучны эпизоду АП: раненый герой лежит на поле боя... Ответом учащихся стали стихотворения «Мои седины», «Три дня подряд» и т.д.
Такая цепь творческих заданий, сопоставлений имеет целью закрепить теоретико-литературные представления об авторе, герое-повествователе, автобиографическом герое, лирическом герое. В итоге учитель и учащиеся пришли к выводу, что вся повесть построена по принципу показа ступеней изображения жизни от фактов к обобщению. При этом учитель подводит школьников к мысли: если героя-повествователя мы можем сопоставить с автором, то герой АП, тем более лирический герой стихо-
творного произведения, вбирает в себя мысли и переживания значительно более широкого круга людей. Эти теоретико-литературные сведения в дальнейшем используются на уроках и при анализе других прозаических и стихотворных произведений, близких по тематике и идейно-художественному замыслу.
В заключении параграфа дается общая характеристика проведенной экспериментальной работы и подводятся ее итоги, анализируются количественные и качественные результаты экс-
Количество Композиционно- Не до конца Не смогли
уч-ся в классе сюжетныи и сти- сделать
листическии ана-
лиз сделали +
22 (в экспер.) 17 3 2
22 (в контр.) 13 3 6
Как видно из таблицы, в целом следует отметить достоверное повышение уровня усвоения учебно-литературной темы в экспериментальных классах по сравнению с контрольными классами.
Эти итоги позволили констатировать, что в процессе реализации разработанной методики возрос уровень умений восьмиклассников башкирской школы, что и проявилось при их самостоятельном анализе повести М. Карима: обнаруживать в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их функцию при создании писателем эмоционального тонуса произведения; понимать специфические особенности прозы изучаемого автора; оценивать АП в сопоставлении с лирическими стихотворениями поэта и высказывать эстетические суждения по этому поводу. Результаты экспериментальной работы дают, основание говорить об относительном совершенствовании русской речн;би-лингвов, качественный уровень которой отразился в ито.содух. письменных работах.
В следующем параграфе диссертации впервые в методике преподавания русской литературы в национальной школе в этнокультурном и историческом контексте рассматривается автобиографическая повесть известного татарского писателя А. Еники "Последняя книга".
Поскольку на уроках татарской литературы на изучение творчества этого писателя уделяется значительно большее количество часов (8 против 3), чем в курсе русской литературы в национальной школе, возникает необходимость изучить и обобщить опыт изучения "Последней книга" в курсе татарской и русской литературы в 8 классе средней школы.
Учителя подчеркивают, что мемуарно-йв^обнсграфическая в своей основе, эта книга А. Еники дала толчок формированию повышенного интереса к истории и тем самым стала ответом на важнейшую социально-нравственную потребность времени. Этим объясняется предельная насыщенность АП историческими фактами, описаниями человеческих судеб, что создаёт в результате атмосферу летописного повествования. По заданию учителя учащиеся находят эпизоды, в которых документализм и летописная основа повести проявляется наиболее ярко (главы «Эткол», «Каргалы»),
К тому же исследовательский пафос, двигающий автором-повествователем, открывает перед учителем возможность построить классную и внеклассную работу таким образом, чтобы пробудить и сформировать у школьников интерес к прошлому своего рода, народа, страны.
В диссертационном исследовании содержатся рекомендации по проведению подобных занятий в процессе анализа изобразительно-выразительных средств языка, сосредотачивается внимание учащихся на авторских индивидуально-неповторимых красках создания образов. К примеру, при анализе композиционного стоя произведения А. Еники, целесообразно отталкиваться от оригинальной, яркой зрительности, ассоциативности его образов. В связи с этим предлагается система вопросов и заданий, учитывающих специфические особенности языка писателя. На-
пример: Какую роль для раскрытия нравственно-эстетических проблем произведения играет пейзажная зарисовка? Как вы думаете, почему она является единственной в произведении? - Ответ- на эти вопросы учащиеся находят, сопоставляя лирическое описание пейзажа с преобладающей документальностью произведения.
Однако короткое время урока не дает учащимся полного представления о том разнообразии и богатстве художественных приемов, которые использует автор в произведении. Они не получают достаточно полного представления и о многогранности таланта писателя. Поэтому возможность расширения представлений школьников о приемах создания художественных образов и восполнение недостающих для их понимания знаний происходит в процессе внеклассной работы.
Так, в приложении к диссертации приведена схема "Моя родословная". Это творческое задание - составление родословного-древа,- представляет собой огромную кропотливую и в то же время интересную для учащихся исследовательскую работу.
В итоге своих поисков они не только составили историю своих родов, но и собрали множество историй и версии о происхождении названий деревень, истории их основания, о чем свидетельствуют ответы восьмиклассников, которые представлены и 17Р03нализ{фованы в диссертации: Вот характерный пример. С деревней Мачадыбащ, как выяснила Хузина Л., расположенной у истоков речки Мачады, случилось следующее: из-за карстовых явдений в деревне начались обвали; случалось, вмиг уходили в землю целые дома, и жители переселились на новые места, выбрав для поселения поляну между четырьмя озерами. Да построили за короткое время такие; дома, что и деревню проезжающие через неё люди назвали Щд&ар (по имени плотника).
Внеклассная работа после изучения повести А. Еники включает в себя также составление рефератов "Прошлое моей деревни", "Революция и гражданская война в моей округе", "Свидетели коллективизации", "Моя деревня в годы войны", "Один
день воины" на основе опроса лиц старшего поколения, подбора подшивок районной газеты разных лет.
Таким образом, проведенные опытно-экспериментальные исследования позволили сделать определенные выводы, которые представлены в конце главы. Отмечено, что изучение АП в этнокультурном и историческом аспекте позволяет проникнуть в творческую лабораторию писателя и проследить генезис образов, мотивов, становящихся основой различных АП. Для учащихся анализ этого пласта зачастую становится первотолчком обращения к историческим корням.
К тому же, свойственный автобиографической прозе М.Карнма психологизм, возникающий во многом на основе поэтических параллелей, в произведении А.Еники дополняется углубленным историзмом. Учащиеся уяснили, что стремление писателя быть верным духу времени, желанию воссоздать исторически-правдивую обстановку отдельных этапов исторического развитая было вызвано запросами современности.
В заключении представлены основные итоги исследования, позволяющие сделать следующие выводы:
¡.Проблема изучения АП в средних классах школ Башкортостана решается успешно, когда она рассматривается в аспекте формирования нравственно-эстетических идеалов учащихся - как башкир и татар, так и русских.
2.В, диссертации применен культурологический подход к постижению художественных произведений автобиографического жанра. Он проявляется в раскрытии духовной культуры русского, башкирского и татарского народов в их взаимосвязи, отраженной в изучаемых произведениях М.Горького, М.Карнма, А.Еники, а также в определении позиции автора-повествователя -автобиографического героя как одной из важнейших эстетических категорий
3 .Целенаправленное изучение АП способствует приобщению школьников к духовной культуре народа, осмыслению нравственно-эстетических ценностей художественной литературы, формированию исторического подхода к произведению. Этому
способствует культуроведческий подход к изучению художественных текстов разных авторов, их сравнительно-сопоставительный анализ, а также реализация принципа взаимодействия литератур и межпредметных связей.
4.Нравственное воспитание при изучении АП происходит при выявлении сквозных идейно-эстетических проблем, объединяющих все изучаемые по программе автобиографические повести в'единое целое.
5.Осуществление межпредметных связей между уроками русской и родной литературы, литературы и истории в процессе изучения АП пробуждает к ним личностное отношение юных читателей, развивает творческие умения и навыки анализа художественной литературы как на уроках, так и на внеклассных занятиях (составление схем системы образов, созданных писателем, исследовательская работа по изучению истории села, биографий односельчан в сопоставлении с историями жизней персонажен, составление на этой основе генеалогического древа своего рода и т.п.).
6.Эффективность изучения АП повышается, если при анализе художественных текстов опираться на гуманистические идеи изучаемых произведений и учитывать особенности восприятия данного жанра учениками разных национальностей Башкортостана.
7.Эстетическое воздействие автобиографической прозы усиливается, если на уроках уделяется внимание сведениям о писателе, о его мировоззрении в сопоставлении с авторской позицией повествования и жизнеописанием автобиографического героя, а также художественному мастерству писателя, в том числе в создании образной системы произведения.
8.Предложенная в диссертации методика изучения АП в башкирских школах не претендует на универсальность, но может использоваться при соответствующей корректировке и в других регионах России, в том числе при переподготовке преподавателей средних школ и при обучении студентов педагогических вузов.
Таким образом, обоснована необходимость исследования проблемы школьного изучения автобиографической прозы на основании изучения имеющейся литературы, связанной с темой диссертации, и анализа практики преподавания литературы в школах Башкортостана. Изучение последней проводилось в процессе собственной педагогической деятельности и наблюдений за работой учителей-словесников национальных школ.
Доказано, что наиболее эффективным в работе с АП можно считать композиционно-стилевой и сопоставительный методы анализа. Они являются основой формирования ассоциативного мышления учащихся и способствуют развитию их интереса к чтению вообще и читаемым книгам.
В ходе эксперимента решена также проблема взаимосвязи классной и внеклассной работы, направленных на освоение этих произведений и формирование на этой основе нравственных идеалов учащихся.
Внедрены в практику работы школы положительные результаты эксперимента и воздействие АП при целенаправленной работе учителя на формирование литературных знаний учащихся, на их нравственное и эстетическое воспитание.
Содержание диссертационного исследования отражено в следующих публикациях:
1.Элементы ислама в прозе М. Карима //Материалы научно-практической конференции "Ислам, народные традиции и современное образование". Москва-Уфа, 1994. С. 133-134.
2.Психологизм и концепция личности в прозе М. Карима //Вестник Башкирского гос. пед. института: Серия гуманитарных наук. Уфа, 1996. С. 81-82.
3.Нравственные ценности автобиографических произведений //Материалы всероссийской научно-практической конференции "Ценностные ориентации в подготовке специалистов". Уфа, 1997. С. 129-131.
4.Анализ образа главного героя автобиографических произведений в школьной практике // Мат-лы, межвуз. научно-практ.
конфер. «Система непрерывного образования: школа-педучилище-педвуз». Уфа, 1998. С. 213-220.
5.Место автобиографической прозы в мемуарной литературе //Вестник Башкирского гос. пед. института: Серия гуманитарных наук. Уфа, 1999. (в печати)
6.Национальное и конфессиональное в повести А. Еникк "Последняя книга "//Материалы юбилейной научной конференции "Национальные проблемы образования и единство образовательного пространства России: история, современность, перспективы". М., 1999. (в печати)
Заказ Ко 5" Дата 25.02.2000 формат 60x90 1/16
Объем 1 пл.Тир. 100 экз. Институт национальных проблем образования Минобразования России и Госкомсевера России 105077, Москва, ул. Первомайская, 101. Тел. 465-14-53.
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Зарипова, Зульфия Ангамовна, 2000 год
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА I. СВОЕОБРАЗИЕ АВТОБИОГРАФИЧЕСКИХ
ПРОИЗВЕДЕНИЙ В РЯДУ ЖАНРОВ ЭПИЧЕСКОЙ ПРОЗЫ
1.1. Место произведений автобиографического жанра в мемуарной прозе.
1.2. Жанрово-видовые особенности автобиографических произведений.
1.3. Традиции автобиографической прозы в русской и родных литературах башкирской и татарской). . .,.
ГЛАВА II. СОСТОЯНИЕ ИЗУЧЕНИЯ АВТОБИОГРАФИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ В ПРАКТИКЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ.
2.1. Обзор методической литературы, программ и учебных хрестоматий для национальных школ с точки зрения исследуемой проблемы.
2.2. Анализ опыта изучения произведений автобиографического жанра в национальных школах Башкортостана.
2.3. Описание констатирующего эксперимента: характеристика сформированности умений учащихся анализировать автобиографические произведения.
2.4. Пути преодоления трудностей и недостатков при изучении автобиографической повести концепция обучающего эксперимента).
ГЛАВА III. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПУТИ ИЗУЧЕНИЯ
АВТОБИОГРАФИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ В ШКОЛЕ (на примере произведений русских, башкирских и татарских писателей).
3.1. Опыт изучения автобиографической повести
М. Горького "Детство" в 7 классе русских, башкирских и татарских школ как способ освоения особенностей и традиций данного жанра (с опорой на уже имеющиеся знания учащихся).•».
3.2. Анализ автобиографической повести М. Карима
Долгое-долгое детство" в 8 классе башкирской школы в сопоставлении с творческой биографией писателя как выражение поэтического восприятия мира башкирским народом и как образец композиционно-сюжетного и стилистического разбора произведения в процессе его опытно-экспериментального изучения.
3.3. Повесть А. Еники "Последняя книга" в историко-культурном аспекте изучения в 8 классе татарской школы)
Введение диссертации по педагогике, на тему "Изучение автобиографических произведений на уроках русской литературы в 7-8 классах в школах Башкортостана"
Среди школьных предметов гуманитарного цикла особая роль принадлежит литературе, формирующей сферу чувственного познания человеком окружающего мира. Эта развитая в общении с любым видом искусства, в том числе и с литературой, эстетическая, истинно человеческая форма познания объективной действительности, приобретая универсальный характер, распространяется на все сферы деятельности. "Эстетически неразвитый индивидуум, - писал Э. Ильенков, - сильно проигрывает как сила творческая: для него характерен как раз формально-догматический тип интеллекта, свидетельствующий о недостаточном развитии продуктивной силы воображения, и именно потому, что последняя развивается и совершенствуется специально как раз искусством". (65, 36)
Актуальность исследования.
В сложившейся практике школьного обучения русской литературе в национальной школе общие и специальные приемы активизации умственной деятельности учащихся служат, главным образом, усвоению историко-литературных знаний и теоретико-литературных понятий и, в меньшей степени, овладению учащимися необходимыми умениями самостоятельной работы с текстом, развитию творческого воображения, что в комплексе составляет читательские умения.
Несмотря на проведенный за последние годы целый ряд научно-методических исследований (Т.Г. Браже, Г.И. Беленький, В.Г. Маранцман, М.В. Черкезова, JI.B. Тодоров, С.К. Бирюкова, М.М. Савченко, Н.Н. Вербовая, Н.С. Русина, И.С. Збарский и др.), проблема анализа художественного произведения (в нашем случае - автобиографических повестей) продолжает оставаться одной из самых сложных и далеко еще не решенных. Всеми исследователями в настоящее время ощущается необходимость искать новые пути и методы изучения литературного произведения, которые бы в большей степени отвечали его специфике, его эстетической сущности.
Отметим, что и вопрос формирования читательских умений учащихся в ходе литературного анализа автобиографических произведений остается пока недостаточно решенным в методической науке, что и заставило нас обратиться к исследованию данной проблемы.
В школах Башкортостана существует ряд специфических особенностей, продиктованных национальным сознанием, своеобразием мышления, культурных традиций, играющих соответствующую роль в восприятии автобиографических произведений, созданных представителями различных национальных литератур. В методике преподавания литературы школе эта область мало исследована. И этим прежде всего объясняется предпринятая нами попытка определения методических путей изучения автобиографических произведений различных авторов в национальных школах республики.
Выбор автобиографических произведений М. Горького "Детство", М. Карима "Долгое-долгое детство", А. Еники "Последняя книга" обусловлен не только принадлежностью этих писателей к трем самым крупным из более чем ста национальностей, населяющих республику, - русским, башкирам, татарам. Мотивы более глубоки.
В 20-30-е годы XX столетия, когда автобиография-повествование от первого лица явилось в национальных литературах первым этапом обобщения жизненного материала, автобиографическая трилогия A.M. Горького с его социально ориентированным героем была своеобразным эталоном прозаической формы. Повести М. Карима и А. Еники как бы подхватили эту давнюю жанрово-стилевую национальную традицию, дав современную концепцию человека и обстоятельств.
Обращение к произведениям автобиографического жанра трех различных авторов позволяет выдвинуть и следующую экспериментальную задачу, связанную с углублением историко-теоретических представлений и знаний учащихся.
Анализ образа Алеши Пешкова в сопоставлении с фактами биографии писателя Максима Горького поможет сделать выводы о соотношении между жизненным фактом и художественным обобщением. Анализ же повести "Долгое-долгое детство", введение в контекст стихотворений М. Карима углубит представления учащихся о своеобразии литературных родов. Широкое обращение к историческим источникам, связанным с происхождением татарского народа, материалам по культуре быта, фольклора, художественного творчества башкирского и татарского народов (в повести А. Еники "Последняя книга") позволит реализовать межпредметные связи.
О необходимости методического решения этих вопросов свидетельствует и низкий уровень владения школьниками - башкирами и татарами - идейно-тематическим содержанием и смыслом произведений данного рода, качество их усвоения.
Учителя испытывают затруднения при решении следующих вопросов: организация подготовки к восприятию изучаемого автобиографического произведения; методика совершенствования навыков чтения, усвоения содержания, комментирования текста, анализа событий, образа главного героя и образа повествователя. Сложным в школьной практике остаются также проблемы методов построения образов-персонажей, идеи, темы, жанровых особенностей, осуществления словарно-фразеологической работы на уроках литературы. Большое значение имеет также выбор и правильное применение средств наглядности, эффективных при рассмотрении произведений данного жанра.
Объект исследования - процесс изучения автобиографических произведений в их жанровой специфике учащимися средних классов школ Башкортостана.
Предмет исследования - разработка методики обучения анализу автобиографических повестей русских и национальных авторов во взаимосвязи и определение наиболее эффективных путей реализации поставленной задачи.
Целью исследования является теоретическое обоснование и практическая разработка методики изучения автобиографических повестей в курсе русской литературы в школе, которая обеспечит полноценное усвоение произведений этого жанра нерусскими учащимися 7-8 классов.
В процессе исследования проверялась выдвинутая гипотеза: методика анализа автобиографических произведений в курсе русской литературы в школах Башкортостана будет эффективна при следующих условиях:
- если анализ ведется с учетом особенностей жанра изучаемых произведений;
- если основу работы составляет не просто определенная последовательность формирования читательских умений, а постепенное углубление и усложнение изучаемого материала, а также повторение усвоенного в младших классах;
- если привлекается материал для сопоставления и анализа фактов взаимовлияния литератур;
- если ведущими при изучении автобиографических произведений являются вопросы и задания творческого характера, требующие от учащихся самостоятельной работы в добыванйи знаний и умений переносить полученное на новые ситуации.
В соответствии с целью исследования и рабочей гипотезой потребовалось решить ряд конкретных задач:
- выявить роль автобиографических повестей в развитии учащихся на основе изучения и анализа психолого-педагогических, литературоведческих работ, различного типа программ, учебников и методических пособий по русской литературе;
- определить психолого-педагогическую сущность процесса формирования у школьников читательских умений с учетом специфики жанра;
- выявить реальные знания и умения учащихся с целью установления объективной картины их литературного развития;
- на основе данных педагогики, психологии, методики преподавания литературы, проведенных наблюдений и экспериментов определить наиболее эффективные пути и формы изучения автобиографических произведений;
- проверить разработанную методику в процессе опытно-экспериментального обучения.
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие методы исследования:
- теоретический (изучение литературоведческой, психологической, методической литературы);
- социолого-педагогический (анализ программ, учебных хрестоматий, методических руководств по русской литературе для национальных школ РФ, целенаправленное наблюдение за учебным процессом на уроках, обобщение передового опыта работы учителей-словесников, изучение уровня знаний, умений и навыков учащихся в аспекте исследуемой темы, анкетирование и беседы с учащимися и учителями);
- сопоставительный (сопоставление автобиографических повестей в русской, башкирской и татарской литературах и результатов их изучения в национальной школе);
- экспериментальный (опытно-экспериментальная работа с целью определения основных направлений исследования; рекомендация видов заданий и вопросов для развития навыков овладения учащимися 7-8 классов национальной школы всеми компонентами изучаемых автобиографических произведений, а также их» речевых умений; проверка результатов использования предлагаемой методики);
- статистический (анализ устных и письменных ответов учащихся, обработка результатов эксперимента).
Методологическую основу диссертации составляют труды известных литературоведов и лингвистов, педагогов и психологов, методистов и ученых, занимающихся проблемами преподавания русской литературы как в русской, так и в национальной школе.
Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что в нем обоснована необходимость введения автобиографических произведений авторов разных национальностей в программу по русской литературе для школ
Башкортостана; введены переводы произведений автобиографического жанра башкирских и татарских писателей; разработана методика их изучения во взаимосвязи с повестью русского автора ("Детство" A.M. Горького); выявлены идейно-тематические и художественные традиции изображения событий и героев автобиографических произведений; проанализировано усвоение этих произведений школьниками 7-8 классов с учетом национальных и возрастных особенностей их восприятия.
Практическая значимость исследования. Процесс обучения анализу автобиографических произведений рассмотрен в диссертации не только с историко-методической точки зрения, но и как фактический материал, содействующий решению актуальных вопросов литературно-методического и психолого-дидактического характера, что расширяет возможности дальнейшего усовершенствования программ по русской литературе, открывает новые перспективы развития методики преподавания литературы в школе в целом.
Поскольку в работе намечены пути оптимизации изучения автобиографических произведений, диссертация призвана содействовать повышению эффективности преподавания литературы в национальной средней школе, в средних специальных учебных заведениях и на гуманитарных факультетах высших учебных заведений. Кроме того, выводы и рекомендации исследования могут быть учтены при дальнейшем усовершенствовании программ, учебных хрестоматий, методических руководств к ним.
Апробация работы. Предложенные автором рекомендации о путях изучения автобиографических произведений докладывались на заседаниях методических объединений опорных школ, где проводилась опытно-экспериментальная работа, а также на республиканских и межвузовских научно-практических конференциях:
Диссертация по главам и разделам и в целом обсуждалась на заседаниях кафедры литературы Башкирского государственного педагогического института.
На защиту выносятся следующие,положения:
- учет жанровой природы произведения (автобиографической повести) позволяет учителю использовать принципы доступности, глубины и прочности его усвоения;
- изучение жанрово-стилевой и проблемно-тематической специфики автобиографического произведения в общеметодическом контексте эпического рода позволяет акцентировать внимание на типологических аспектах разрабатываемой темы;
- использование местного исторического, литературоведческого и культуроведческого материала, межлитературных связей, сопоставление с произведениями родной литературы содействуют повышению интереса учащихся к личности писателя и его творчеству, что обеспечивает высокий уровень анализа произведения;
- изучение автобиографических произведений в курсе русской литературы средней школы направляется на развитие учащихся, на активизацию эмоционально-эстетического восприятия личности героя-повествователя, формирование навыков и закрепление умений литературного анализа у школьников.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав,
Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рассмотренные в предложенной диссертации методы, пути и приемы изучения художественных произведений эпического жанра, а именно автобиографических повестей, явились результатом изучения путей развития и состояния методики русской литературы в национальной школе, а также серии экспериментальных литературно-педагогических исследований по апробации существующих в отечественной методике концептуальных положений, творчески использованных в школах Республики Башкортостан.
Таким образом, обоснована необходимость исследования проблемы школьного изучения автобиографической прозы на основании изучения имеющейся литературы, связанной с темой диссертации, и анализа практики преподавания литературы в школах Башкортостана. Изучение последней проводилось в процессе собственной педагогической деятельности и наблюдений за работой учителей-словесников национальных школ.
Доказано, что наиболее эффективным в работе с автобиографическими произведениями можно считать композиционно-стилевой и сопоставительный методы анализа. Они являются основой формирования ассоциативного мышления учащихся и способствуют развитию их интереса к чтению вообще и читаемым книгам.
В ходе эксперимента решена также проблема взаимосвязи классной и внеклассной работы, направленных на освоение этих произведений и формирование на этой основе нравственных идеалов учащихся.
Внедрены в практику работы школы положительные результаты эксперимента и воздействия автобиографических произведений при целенаправленной работе учителя на формирование литературных знаний учащихся, на их нравственное и эстетическое воспитание.
Основные итоги данного исследования позволяют сделать следующие выводы:
1. Проблема изучения автобиографических произведений в средних классах школ Башкортостана решается успешно, когда она рассматривается в аспекте формирования нравственно-эстетических идеалов учащихся - как башкир и татар, так и русских.
2. В диссертации применен культурологический подход к постижению художественных произведений автобиографического жанра. Он проявляется в раскрытии духовной культуры русского, башкирского и татарского народов в их взаимосвязи, отраженной в изучаемых произведениях М. Горького, М. Карима, А. Еники, а также в определении позиции автора-повествователя - автобиографического героя как одной из важнейших эстетических категорий.
3. Целенаправленное изучение автобиографической повести способствует приобщению школьников к духовной культуре народа, осмыслению нравственно-эстетических ценностей художественной литературы, формированию исторического подхода к произведению. Этому способствует культуроведческий подход к изучению художественных текстов разных авторов, их сравнительно-сопоставительный анализ, а также реализация принципа взаимодействия литератур и межпредметных связей.
4. Нравственное воспитание при изучении автобиографических произведений происходит при выявлении сквозных идейно-эстетических проблем, объединяющих все изучаемые по программе автобиографические повести в единое целое.
5. Осуществление межпредметных связей между уроками русской и родной литературы, литературы и истории в процессе изучения автобиографических произведений пробуждает к ним личностное отношение юных читателей, развивает творческие умения и навыки анализа художественной литературы как на уроках, так и на внеклассных занятиях (составление схем системы образов, созданных писателем, исследовательская работа по изучению истории села, биографий односельчан в сопоставлении с историями жизней персонажей, составление на этой основе генеалогического древа своего рода и т.п.).
6. Эффективность изучения автобиографических произведений повышается, если при анализе художественных текстов опираться на гуманистические идеи изучаемых произведений и учитывать особенности восприятия данного жанра учениками разных национальностей Башкортостана.
7. Эстетическое воздействие автобиографической прозы усиливается, если на уроках уделяется внимание сведениям о писателе, о его мировоззрении в сопоставлении с авторской позицией повествования и жизнеописанием автобиографического героя, а также художественному мастерству писателя, в том числе в создании образной системы произведения.
8. Предложенная в диссертации методика изучения автобиографических произведений в башкирских школах не претендует на универсальность, но может использоваться при соответствующей корректировке и в других регионах России, в том числе при переподготовке преподавателей средних школ и при обучении студентов педагогических вузов.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Зарипова, Зульфия Ангамовна, Москва
1. Аверинцев С.С. Плутарх и античная биография. М.: Наука, 1973.280 с.
2. Акимов В.В. На ветрах времени: Размышления о книгах. Л.:
3. Детская литература, 1991. 284 с.
4. Алейников 3.Я. Жанровое своеобразие мемуарно-художественнойавтобиографии 60-70-х годов: (Сюжет и характер): Автореф. дис. канд. филол. наук. М., 1981. 18с.
5. Амиров Р.К. Живая связь времен // Волга. 1982. №12. С. 60-70.
6. Амиров Р.К. Чтобы шагнуть в завтра. Статьи и портреты. Уфа:
7. Башк. книжное издательство, 1982. 256 с.
8. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. М.: Изд-во
9. Акад. пед. наук РСФСР, 1960. 486 с.
10. Андреев А.Л. Художественный образ и гносеологическаяспецифика искусства: Методологические аспекты проблемы. М.: Наука, 1981. 193 с.
11. Андреев В.А. От замысла к сюжету // По законам жанра.1. Тамбов, 1975. С. 36-59.
12. Андреева Л. Языковые средства изображения внутреннегомира человека в "Моих университетах" Горького //Уч. зап. Казанского пед. института. 1970, Вып. 77. С. 60-68.
13. Апухтина В.А. Концепция личности в художественнобиографической прозе // В.А. Апухтина. Современная советская проза, 60-70-е г.г. М.: Высшая школа, 1977. 176 с.
14. Арнаудов М. Психология литературного творчества. М.:1. Прогресс, 1970. 654 с.14. Ахматъянов P.15. Ахметзянов М.Г.16. Бабанский Ю.К.17. БанкН.18. БанкН.
15. Атанов Г.А. Автобиографическая трилогия М. Горького:
16. Народно-поэтические истоки в изображении героев//Русская литература. 1981. №1. С. 60-68.
17. Нить времени. Д.: Советский писатель, 1978. 280 с. Соавтор жизнь (Документальные жанры в современной советской литературе). Д.: Знание, 1982.64 с.
18. Искусство литературного портрета. М.: Наука, 1976.184 с.
19. Трагедия Максима Горького // Литература. 1993. №1. С.
20. Вопросы литературы и эстетики. М.: Художественная литература, 1975.501с. Приобщение к искусству слова: (Раздумья о преподавании литературы в школе). М.: Просвещение, 1990. 192 с.
21. В мастерской художника слова // Избранные труды по теории литературы. М.: Просвещение, 1964. С. 51-233.
22. Бирюкова С.К., Ахметзянов М.Г. Уроки внекласного чтения в 4-7 классах национальных школ: Пособие для учителя. Л.: Просвещение, 1985. 287 с.
23. Бирюкова С.К. Словарь культуроведческой лексики русской классики. М.: ИНПО, 1999. 284 с.
24. Искусство анализа художественногопроизведения. М.: Просвещение, 1971. 240 с. Целостное изучение эпического произведения. М.: Просвещение, 1964. 304 с.
25. Бушканец Е.Г. О классификации мемуарных источников // Уч.зап. Казанского пединститута. Казань, 1972. Вып. 107. С.
26. Бушмин А.С. Методологические вопросы литературоведческихисследований . Л.: Наука, 1969. 227 с.
27. Быть на земле Поэтом: Творческие работы школьников Республики Башкортостан. Литературный альманах/ Сост. Л.Н. Голайденко и др. Уфа: Башкирский институт развития образования, 1999. 33 с.
28. БяликБ. Автобиографическая трилогия Горького //
29. М.Горький. Детство. В людях. Мои университеты. М„ 1956. С. 5-11.28. Бочаров С.29. Браже Т.Г.30. Браже Т.Г.
30. Вайнсберг И.И. Страницы большой жизни: М. Горький вдокументах, письмах, воспоминанияхсовременников (1868-1907). М., 1980.
31. Вербовая Н.Н. Изучение теоретико-литературных понятий встарших классах нац. школы: Пособие для учителя. М., 1995.
32. Взаимосвязь восприятия и анализа художественного произведения в процессе изучения литературы в школе / Отв. ред. О.Ю. Богданова. М.: Просвещение, 1984. 111 с.
33. Виноградов В.В. О языке художественной литературы. М.:
34. Госполитиздат, 1959. 654 с.
35. Вопросы методики анализа литературных произведений в их художественной специфике (Под ред. Т.С. Зепаловой, М.А. Снежневской. М.: НИИ СиМО, 1980. 94 с.
36. Вопросы преподавания русской литературы в национальной школе: Пособие для учителя / Под ред. Л.В. Тодорова. Л.: Просвещение, 1981. 296 с.
37. Воспитание учащихся в процессе преподавания русского языка и литературы: Вопросы методики обучения в национальной школе / Под. ред. И.В. Баранникова, И.Е. Каплана. М.: Педагогика, 1980. 181 с.
38. Восприятие учащимися литературного произведения и методика школьного анализа / Под. ред. A.M. Докусова. М.: Просвещение, 1974. 192 с.
39. Выготский Л.С. Восприятие высших психических функций. М.:
40. Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1960. 500 с.
41. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Искусство, 1968. 576 с.
42. Гаранина Н. Откроем книжку мемуаров.// Редактор и книга.
43. Вып. 7. М.: Книга, 1975. С.
44. Автореф. дис. канд. фил. наук. Уфа, 1990. 17 с. „ Содержательность художественных форм. М., 1980.200 с.
45. О психологической прозе. Л.: Художественная литература, 1977. 443 с.
46. Детство. Рассказы. М.: Художественная литература, 1981. 96 с.
47. Словесный образ и литературное произведение: Книга для учителя. Нижний Новгород, 1995. Труд и вдохновение. М.: Современник, 1983. 463 с.
48. Изучение литературного произведения в школе: Методологические очерки о методике. М.-Л.: Просвещение, 1966. 266 с.
49. Об условиях развития познавательной самостоятельности учащихся на уроках. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1963. 97 с. А.М.Горький: Очерки жизни и творчества. М.: ГИХЛ, 1959. 479 с.
50. Воображение. Смоленск: Изд-во Смоленского госпединститута, 1969. 94 с. Глядя на горы. Повесть и рассказы. М.: Современник, 1974. 362 с.
51. Последняя книга. Страницы прошлого. Казань: Татарское книжное издательство, 1998. 448 с. Самостоятельная работа учащихся на уроках. М.: Учпедгиз, 1961. 239 с.
52. Восприятие художественной литературы и личность: Литературное развитие в юности.
53. Кишинев: Штинца, 1974. 134 с.
54. За творческое изучение литературы: Анализ литературного произведения в 4-10 классах / Под ред. Н.И. Кудряшева. М., 1968. Вып.2я. л. л. ■% e.f\1. С. 14-1-15?.
55. Збарский И.С., Полухина В.П. Внекла^йое чтение по литературе1.-VIII кл.). М., 1980. 252с.
56. Зинова JI. . Нам с Вами повезло, Мустай агай! // Советская
57. Башкирия. 1994. 22 октября.
58. Иванова Е. Проблемы автора в мемуарноавтобиографической советской прозе 50-60-х годов: Автореф. дис. канд. филол. наук. Воронеж, 1972.18 с.
59. Идейно-эстетическое воспитание на уроках литературы в национальной школе / Под ред. JI.B. Тодорова. М.: НИИ нац. школ, 1982. 144 с.65. Ильенков Э.66. Ильин Е.Н.67. Ильин Е.Н.68. Инбер В.69. Ишекеев Н.70. Каштан И.Е.
60. О "специфике" искусства // Вопросы эстетйки. М.: Искусство, 1960. Вып. 4. С. 30-49. Искусство общения // Педагогический поиск. М.: Педагогика, 1989. 560 с. *
61. Путь к ученику: Раздумья учителя-словесника: Книга для учителя. Из опыта работы. М.: Просвещение, 1988. 221 с.
62. Запомним это таким (о Фадееве) // Знамя. 1964. №2. С. 170-176.
63. Методика изучения прозаических произведений киргизских писателей в общеобразовательных школах республики: Автореф. дис. канд. пед. наук. Фрунзе, 1984. 19 с.
64. Анализ произведений русской классики: Школьный курс: Книга для учителя,71. Карим М.72. Карим М.старшеклассника, абитуриента. М.: Новая школа, 1997. 144 с.
65. Долгое-долгое детство. М.: Детская литература. М„ 1989. 240 с.73. Карим М.74. Касторский С.75. Кириллова Г. Д.
66. Классическое наследие и современность / Под ред. Д.С. Лихачева. Л.: Наука, 1981.412 с.
67. Клумбите Д.А. Русская литература в системе литературногообразования школьников: Пособие для учителя. Каунас.: Швиеса, 1986. 104 с.
68. Кожинов В.В. Голос автора и голоса персонажей // Проблемыхудожественной формы социалистического реализма. В 2 т. Т. 2. М.: Наука, 1971. С. 195-235.
69. Кожинов В.В. Художественный образ и действительность //
70. Основы теории литературы. М.: Знание, 1962. 48 с.
71. Колядич Т.М. Мемуарно-биографические произведения 70-хгодов. Проблематика и жанр: Автореф. дис. канд. филол. наук. М., 1979. 19 с.
72. Колядич Т.М. Писатель и время (о традициях и новаторстве всовременной мемуаристике 70-х годов) //Ф