Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Изучение лирики и поэмы "Реквием" Анны Ахматовой в школах с родным (нерусским) языком обучения Республики Татарстан

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Мартьянова, Ольга Валерьевна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 2005
Специальность ВАК РФ
 13.00.02
Диссертация по педагогике на тему «Изучение лирики и поэмы "Реквием" Анны Ахматовой в школах с родным (нерусским) языком обучения Республики Татарстан», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Мартьянова, Ольга Валерьевна, 2005 год

ВВЕДНИЕ.

Глава 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИЗУЧЕНИЯ ЛИРИКИ И ПОЭМЫ «РЕКВИЕМ» А. АХМАТОВОЙ

В ШКОЛЕ С РОДНЫМ (НЕРУССКИМ) ЯЗЫКОМ ОБУЧЕНИЯ.

§1.1. Этапы осмысления лирики А. Ахматовой в литературоведческих исследованиях.

§ 1.2. Основные мотивы поэтики лирики и поэмы «Реквием»

А. Ахматовой.

§1.3. Мемуарные источники и их роль в осмыслении судьбы поэта и его творчества.

Глава 2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИРИКИ И ПОЭМЫ «РЕКВИЕМ» А. АХМАТОВОЙ В ШКОЛЕ С РОДНЫМ

НЕРУССКИМ) ЯЗЫКОМ ОБУЧЕНИЯ.

§2.1. Проблемы художественного восприятия и понимания текста в процессе изучения лирики в школе.

§ 2.2. Анализ программ, учебников и учебных пособий по литературе.

Глава 3. СИСТЕМА ИЗУЧЕНИЯ ЛИРИКИ И ПОЭМЫ «РЕКВИЕМ» А. АХМАТОВОЙ В ШКОЛАХ С РОДНЫМ (НЕРУССКИМ) ЯЗЫКОМ

ОБУЧЕНИЯ. ОБУЧАЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ.

§3.1. Констатирующий эксперимент. Этапы изучения лирики и поэмы «Реквием» А. Ахматовой в школах с родным (нерусским) языком обучения.

§ 3.2. Изучение лирики А. Ахматовой в средних классах.

§3.3. Система внеурочных занятий в рамках элективного курса по изучению лирики А. Ахматовой.

§ 3.4. Монографическое изучение лирики А. Ахматовой в выпускном классе.

§ 3.5. Изучение поэмы А. Ахматовой «Реквием» в 11 классе.

§ 3.6. Итоги экспериментального обучения.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Изучение лирики и поэмы "Реквием" Анны Ахматовой в школах с родным (нерусским) языком обучения Республики Татарстан"

На современном этапе школа, как и общество в целом, выдвигает своей целью нравственное, эстетическое воспитание. Духовная жизнь определяет судьбу, характер того, что с человеком делается, что им руководит в его поступках, формируя личность, является высшим невидимым духовным центром. Активная переориентация школьного литературного образования оказывает позитивное воздействие на повышение его уровня, развитие творческого потенциала личности, воспитание её в духе общечеловеческих идеалов. Поэзия А. Ахматовой, бесспорно, является важным компонентом формирования духовности, эстетической чуткости.

В культурном контексте XX века творчество А. Ахматовой занимает особое место. Её поэзия чутко впитала элементы культуры XIX века, творчества английских, французских, испанских, американских писателей, унаследовала от А. Пушкина, М. Лермонтова, Ф. Тютчева, Н. Некрасова, Н. Гоголя, Ф. Достоевского, А. Блока, И. Анненского и др. особое отношение к слову как вместилищу не только культурных, нравственных ценностей человечества, но и способа выражения психологического состояния автора, которое обязательно должно быть донесено до читателя.

В последние годы значительно возрос интерес к творчеству А. Ахматовой. Появилось множество отечественных и зарубежных исследований, в которых творчество А. Ахматовой рассматривается как во многом определившее развитие культуры XX века.

Лирика - наиболее трудный для восприятия род литературы. Вошедшие в программы стихи поэтов XX века, в том числе и А. Ахматовой, требуют читательских усилий. Следовательно, повышаются требования к подготовке квалифицированного читателя, воспитанного на лучших образцах лирики.

Действующие программы предлагают изучать творчество А. Ахматовой в выпускном классе, но программы Т. Ф. Курдюмовой, А. И. Княжицкого, В. Я. Коровиной, М. Г. Ахметзянова предлагают знакомить учащихся с творчеством А. Ахматовой и в средних классах.

Программа по русской литературе для татарских школ Республики Татарстан рекомендует изучать творчество А. Ахматовой в 7-8 классах.

Однако необходимо констатировать тот факт, что изучение творчества А. Ахматовой в системе литературного образования татарских школ не подкреплено научно-методическими исследованиями. Это приводит к малоэффективному изучению её поэзии в школе, умалению значения творчества поэта.

В связи с этим данная проблема в школах Республики Татарстан представляется глубоко актуальной. Потребность в создании теоретически обоснованной системы целостного изучения творчества А. Ахматовой и недостаточное освещение этого вопроса в методической литературе обусловили выбор темы и актуальность нашего исследования.

Проблема может быть разрешена через системное изучение лирики А. Ахматовой в её специфике. Изучение лирических произведений А. Ахматовой в среднем звене в школах с родным (нерусским) языком обучения позволит как можно раньше приобщить школьников к доступным им лучшим творениям поэта, откроет для них новые перспективы в постижении поэзии вообще. К пониманию лирики А. Ахматовой ученик-читатель может прийти путём системного и поэтапного знакомства с поэзией А. Ахматовой и особенностями её поэтики такими, как лаконичность, простота и непосредственность выражения, классическая афористичность, сдержанность чувств, импрессионистичность, трагизм, предметность и пластичность образов, тяготение к философскому осмыслению мира, психологизм, парадоксальность, склонность к оксюморонам, переплетение временных пластов, историзм, сопряжение лирического и эпического, многоликость лирической героини, полифонизация через введение различных видов «чужого слова» (цитатность), камерность и суровость, аполитичность в сочетании с гражданственностью, гуманизм.

Принципиально важное значение в диссертационной работе приобретают вопросы поэтики и восприятия лирики А. Ахматовой в свете критических исследований современных отечественных ахматоведов (М. Н. Баженов, В. В. Виноградов, В. Я. Виленкин, М. JI. Гаспаров, Н. Г. Гончарова, Е. С. Добин, В. М. Жирмунский, JI. Г. Кихней, О. А. Клинг, JI. А. Колобае-ва, С. И. Кормилов, Н. В. Королева, М. М. Кралин, М. Б. Мейлах, В. К. Мусатов, JI. А. Озеров, А. И. Павловский, Н. Н. Скатов, Р. Д. Тименчик,

A. Урбан, JL А. Шилов, Т. В. Цивьян, Б. М. Эйхенбаум и др.) и работ зарубежных авторов (Р. Якобсон, А. Хейт, Е. Эткинд и др.).

Большой вклад в ахматоведение внесли мемуарные работы таких авторов, как JI. Чуковская, Э. Герштейн, П. Лукницкий, В. Виленкин,

B. Черных, А. Найман, А. Хейт.

На исследованиях этих авторов базируется наш качественный выбор содержания обучения, направленности инструментария анализа, научно обоснованных подходов к системе изучения поэзии А. Ахматовой в школе с родным (нерусским) языком обучения.

Для данного исследования принципиально важно рассмотрение вопроса восприятия и изучения лирики. Пристальное внимание этому вопросу уделяется в трудах филологов, психологов: JI. С. Выготского, П. М. Якобсона, Д. Н. Узнадзе, О. И. Никифоровой, JI. Г. Жабицкой, Б. С. Мейлаха, В. А. Кан-Калика, Н. Д. Молдавской и др.

В значительной степени обогатили теорию и практику изучения лирики в школе труды таких ученых-методистов, как М. А. Рыбникова, В. В. Голубков, О. Ю. Богданова, Н. О. Корст, Н. И. Кудряшов, Т. Ф. Кур-дюмова, В. Я. Коровина, В. Г. Маранцман, 3. Я. Рез, Т. Г. Браже, В. П. Медведев, JI. В. Тодоров, И. С. Збарский, М. Г. Качурин, М. Г. Ахметзянов, С. К. Бирюкова, Р. Д. Мадер, В. Ф. Чертов, Н. А. Бодрова, Е. В. Карсалова и др.

В последнее десятилетие значительный вклад в историю и методику изучения лирики в нерусской школе внесла кафедра русской, зарубежной литературы и методики преподавания Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета (бывшего Казанского государственного педагогического университета). Авторским коллективом (М. Г. Ахметзянов, Т. В. Воронцова, М. В. Ведишенкова, А. Ф. Галимулли-на, Т. А. Карпеева, Т. В. Моисеева, Т. Д. Фролова, Ж. Ф. Хакимова, Г. А. Голикова, Р. Ф. Мухаметшина и др.) создана программа по русской литературе, хрестоматии, методические руководства к ним, в которых лирика русских поэтов занимает значительное место.

Не представляется возможным создание научно обоснованной системы изучения поэзии А. Ахматовой без учета эстетических и психологических основ восприятия искусства, возрастных особенностей школьников, методических подходов к изучению лирики учениками-билингвами, особенностей понимания и интерпретации русской лирики учащимися, воспитывающимися, прежде всего на родной литературе. Последнее поставило нас перед необходимостью рассмотреть ряд работ (Д. Ф. Загидуллина, Ю. Г. Нигматуллина) по вопросам культурной татарской традиции в литературе и национального своеобразия эстетического идеала, затронутым в связи с проблемой изучения русской литературы в нерусской школе.

Разработка системы уроков по творчеству А. Ахматовой требует также исследования проблемы активизации творческой деятельности учащихся, которая представлена в трудах дидактов В. В. Давыдова, М. А. Данилова, Д. В. Вилькеева, И. Я. Лернера, М. И. Махмутова, М. И. Скаткина и др., в которых определяются общепедагогические подходы к такой форме её организации, как урок.

Таким образом, труды вышеназванных учёных (философов, психологов, литературоведов, дидактов, методистов) позволяют научно обосновать и разработать методическую модель изучения лирики и поэмы «Реквием» А. Ахматовой в школе с родным (нерусским) языком обучения.

Объект исследования - процесс восприятия и изучения лирики русских поэтов в школах с родным (нерусским) языком обучения, ф Предмет исследования - методика изучения лирики и поэмы «Реквием» А. Ахматовой в школах с родным (нерусским) языком обучения.

Цель исследования - теоретически обосновать и разработать систему изучения поэзии А. Ахматовой в курсе русской литературы для школ с родным (нерусским) языком обучения, создать экспериментально проверенную методику изучения лирических произведений в средних классах и монографического изучения лирики и поэмы «Реквием» А. Ахматовой в % выпускном классе на уроках литературы.

В ходе исследования была выдвинута и проверялась следующая гипотеза: методика изучения лирики и поэмы «Реквием» А. Ахматовой в школах с родным (нерусским) языком обучения будет эффективной, если

- изучение начнётся в среднем звене и будет проходить поэтапно с последовательным углублением и развитием новых представлений о своеобразии лирики А. Ахматовой в рамках разработанной системы;

- лирика и поэма «Ревкием» А. Ахматовой в процессе изучения будут рассмотрены в контексте культурных традиций, с учетом особенностей её поэтики, специфики её восприятия и понимания нерусскими учащимися;

- на всех этапах системы будет организовано творческое чтение и анализ лирических произведений и поэмы «Реквием» А. Ахматовой, а процесс изучения пройдет в интересной эмоциональной и интеллектуальной работе учащихся;

- будут учитываться возрастные и интеллектуальные возможности учащихся, уровень восприятия ими лирических произведений;

- доминирует деятельностный принцип обучения при разработке форм и приемов проведения уроков по изучению лирики и поэмы «Реквием»;

- изучение основывается на методе творческого чтения во взаимосвязи с эвристическим методом;

- работа на уроках и внеклассных занятиях будет включаться в единый процесс обучения и воспитания.

Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы были выдвинуты следующие задачи:

1) выявить теоретические основы изучения лирики и поэмы «Реквием» А. Ахматовой в школах с родным (нерусским) языком обучения, опираясь на труды литературоведов и, в частности, ахматоведов, раскрыть содержание и особенности поэтики А. Ахматовой;

2) провести анализ психолого-дидактической и методической литературы с целью изучения опыта анализа лирических произведений на уроках литературы в средних и старших классах;

3) разработать и научно обосновать систему поэтапного изучения поэзии А. Ахматовой;

4) определить влияние поэзии А. Ахматовой на учащихся-татар и реальный уровень эстетического восприятия ими поэтических текстов с целью выявления объективных и субъективных факторов, определить наиболее эффективные приемы обучения;

5) экспериментально проверить эффективность предложенной системы работы по изучению лирики и поэмы «Реквием» А. Ахматовой в средних и старших классах в школах с родным (нерусским) языком обучения и обобщить результаты.

Для решения поставленных задач применялся метод восхождения от абстрактного к конкретному, моделирование, построение гипотез, доказательство выдвигаемых положений с помощью теоретического обоснования и эксперимента.

Методологической основой исследования являются литературоведческие и критические работы, в которых рассматриваются творчество, поэтика лирики А. Ахматовой, труды по философии, эстетике, психологии, педагогике, методике литературы, в которых и раскрываются проблемы художественного восприятия, понимания и интерпретации лирики, изучения лирики в школе, оптимизации учебного процесса.

Поставленные задачи решались с помощью следующих методов исследования: теоретический анализ литературоведческой, психолого-педагогической, методической литературы по проблеме исследования;

- изучение и анализ школьных программ и учебников: наблюдение за состоянием вопроса изучения лирики А. Ахматовой в школах с родным (нерусским) языком обучения;

- анкетирование учащихся, беседы с учителями, анализ ответов учащихся.

- педагогический эксперимент (констатирующий, обучающий, контрольный).

Исследование проводилось в три этапа:

На первом этапе (2001-2002 гг.) осуществлялось изучение философских, литературоведческих, психологических, дидактических и методических источников, проводилось наблюдение за деятельностью учителей и учащихся на уроках изучения поэзии А. Ахматовой; анкетирование, установление уровня сформированности представлений о поэзии А. Ахматовой у учащихся.

На втором этапе (2003-2004 гг.) разрабатывался и проводился обучающий эксперимент в школах г. Казани: татарско-русской школе № 113 (учителя - Дюрдеева J1. Ю., Мартьянова О. В.), татарской школе № 85 (учитель - Салина А. Г.) и в школах №№ 89, 170 в татарских классах (учи

V. теля - Фефелова Н. В., Исламова Р. Г), татарской гимназии № 12 (учитель Чеканова В. А.).

На третьем этапе (2004-2005 гг.) проводился анализ, обобщение и систематизация полученных данных, оформление диссертационной работы.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в следующем: выявлены теоретические основы изучения лири-ф ки и поэмы «Реквием» А. Ахматовой в школах с родным (нерусским) языком обучения Республики Татарстан, научно обоснована проблема системного поэтапного изучения лирики А. Ахматовой на уроках литературы, теоретически обоснованы методы и приемы работы, формы проведения занятий, на которых формируются, развиваются и закрепляются представления о лирике и поэме «Реквием» А. Ахматовой как художественном целом.

Практическая значимость исследования заключается в том, что в Ш нем даны конкретные методические рекомендации по изучению лирики и поэмы «Реквием» А. Ахматовой в средних и старших классах в татарской школе, разработаны уроки и внеклассные мероприятия в их тесной взаимосвязи.

Материалы исследования могут быть использованы в практике преподавания литературы в средней школе, при чтении лекций по методике преподавания литературы на курсах повышения квалификации учителей.

Достоверность результатов исследования подтверждается теоретической обоснованностью исходных положений и путей исследования, це-# ленаправленным использованием данных литературоведения, психологии, педагогики, методики преподавания литературы; изучением и обобщением имеющегося опыта; анализом результатов на каждом этапе работы, а также личным опытом работы автора в школе.

Апробация работы. Основные положения диссертации отражены в докладах на конференциях в МПГУ (Голубковские чтения, 2002, 2003, 2005), на конференциях молодых ученых в КГПУ (Казань, 2002-2004), на Всерос сийской научно-практической конференции (Казань, 2003), на заседаниях кафедры русской, зарубежной литературы и методики преподавания в КГПУ (2001-2005 гг.), аспирантских объединениях (2002-2005 гг.), на курсах повышения квалификации учителей русского языка и литературы в ИРО РТ (ИПКРО РТ) (2002-2005 гг.) и в опубликованных работах:

1. Изучение поэмы А. Ахматовой «Реквием» в 11 классе: Методические рекомендации. - Казань, 2002. - 18 с.

2. Мотивы воспитания толерантной личности в поэзии А. Ахматовой. // Материалы научно-методической конференции «Межкультурная коммуникация и формирование толерантной личности. - М.-Казань, 2002. - С. 44-46.

3. Особенности поэзии позднего периода творчества А. Ахматовой. // Личностно-ориентированное образование в условиях татарско-русского двуязычия: межкультурная коммуникация, теория и практика организации учебного процесса. Сборник научно-методических материалов. - Казань-Азнакаево, 2002. - С. 83-84.

4. Творчество А. Ахматовой в рамках элективного курса «Серебряный век российских муз». // Совершенствование языкового образования в школе. Сб. научно-методических материалов. - Казань: ТАРИХ, 2004. - С. 52-60.

5. Урок филологического прочтения лирического стихотворения А. Ахматовой «Песня последней встречи» в XI классе. // Особенности преподавания русского языка и литературы в современной школе. Материалы научно-практической конференции. - М.-Казань: РИЦ «Школа», 2004. -С. 106-110.

6. Поэтическое «эхо» классики в творчестве А. Ахматовой (8 класс). // Филологическая наука в XXI веке: взгляд молодых. Материалы третьей международной конференции молодых ученых. - М.-Ярославль: МПГУ-Ремдер, 2004. - С. 436-440.

7. Изучение творчества А. Ахматовой в 11 классе: Методические рекомендации. - Казань, 2004. - 24 с.

8. Творчество А. Ахматовой в школьном изучении: Методические рекомендации. - Казань, 2005. - 23 с.

9. Гражданская лирика А. Ахматовой // Магариф. - 2005.—№ 6. - С. 29-31.

10. Анна Ахматова - муза серебряного века // Профильно-ориентированные элективные курсы. Сборник научно-методических материалов. - Казань: РИЦ «Школа», 2005 г. - С. 123-129.

Основные положения, выносимые на защиту:

1) Воспитание духовно богатой личности, способной дать высокую эстетическую оценку произведениям искусства, глубоко осознающей свою нравственную и гражданскую позицию, предполагает обращение учащихся татарских школ к лучшим образцам русской поэзии, в частности к творчеству А. Ахматовой.

2) Создание методической модели системного изучения лирики А. Ахматовой, включающей в себя пропедевтический этап (6, 8, 9 классы) формирования представлений о творчестве А. Ахматовой, способствует эффективности изучения поэзии А. Ахматовой в её специфике, в широком культурном и литературном контексте в 11 классе.

3) Методическая модель изучения лирики и поэмы «Реквием» А. Ахматовой в школах с родным (нерусским) языком обучения основывается на методе творческого чтения во взаимосвязи с эвристическим методом и предполагает длительный процесс поэтапного её изучения.

4) Методика изучения лирики и поэмы «Реквием» А. Ахматовой опирается на достижения ахматоведения и учитывает особенности восприятия и понимания русской лирики учащимися нерусских школ.

Структура диссертации определена теоретическим и эмпирическим характером исследования. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.

Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"

Выводы по третьей главе

Определение основных положений системы изучения поэзии А. Ахматовой в школе с нерусским языком обучения, моделирование процесса изучения и экспериментальная проверка системы на двух этапах является основным содержанием научно-практической главы исследования, ориентированной на разработку научной методики по проблеме исследования и проверку ее эффективности. Основными выводами являются следующие:

1. Экспериментальное изучение лирики А. Ахматовой в школах с родным (нерусским) языком обучения подтверждает положение о необходимости системного изучения лирики А. Ахматовой в средних и старших классах как длительного поэтапного процесса. Реализация принципа системности, преемственности является одним из условий эффективности изучения лирики А. Ахматовой. Опора на достижения ахматоведения, критический и научный анализ, преодоление трудности ахматовских текстов как реализация принципа научности и посильной трудности также является условием эффективности системы. Выбор метода творческого чтения во взаимосвязи с эвристическим основывается на принципе медленного чтения лирических произведений А. Ахматовой и отвечает специфике школ с родным (нерусским) языком обучения, что и способствует реализации принципа творческой активности учащихся.

2. Экспериментальное изучение поэзии А. Ахматовой в школах с родным (нерусским) языком обучения представляет собой изучение лирических произведений А. Ахматовой в средних классах и в 11 классе монографическое изучение лирики и поэмы «Реквием» в специфике, в контексте творчества и широком культурном контексте. Этапность системы реализуется через научно обоснованный выбор содержания обучения и последовательность методических задач: формирование начальных представлений о лирике и лирическом произведении А. Ахматовой, углубление начальных представлений, формирование общего представления о лирике и поэме «Реквием» как художественном целом.

3. Экспериментальное изучение лирики А. Ахматовой в школах с родным (нерусским) языком обучения подтверждает гипотезу об эффективности данной методики при условии организации интенсивной эмоциональной и интеллектуальной работы учащихся, поэтапной системы работы с последовательным выделением на каждом этапе сложившихся представлений учащихся о лирике А. Ахматовой. Ходом экспериментальной работы подтверждается положение о творческом характере процесса изучения поэзии Ахматовой в школах с родным (нерусским) языком обучения.

4. Экспериментальное изучение в целом подтверждает эффективность предложенной модели изучения поэзии А. Ахматовой в национальной школе. Эксперимент показывает, что первичное восприятие нерусскими школьниками поэзии А. Ахматовой отличается от идеальной модели её восприятия. Управление процессом вторичного восприятия корректирует данную модель в следующем аспекте: осмысление семантики, образа, структурных связей текста выступает как важнейший в восприятии этап понимания, который предшествует таким этапам, как создание "модели мира" А. Ахматовой, подключение ассоциаций.

5. Преложенный в рамках методической модели элективных курс призван служить развитию эстетического вкуса, расширению литературного кругозора, выработке умений учащихся оперировать историко-культурными, историко-литературными знаниями, более свободное владение теоретическим аппаратом литературоведения.

Введение в учебный процесс методической модели формирования представлений о лирике и поэме «Реквием» А. Ахматовой позволяет учащимся глубже воспринимать творчество А. Ахматовой в её художественно-эстетическом своеобразии, способствует созданию положительной учебной мотивации, развитию ассоциативного мышления и творческих способностей учащихся школ с родным (нерусским) языком обучения Республики Татарстан.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Данное исследование находится в русле стержневых задач школьного преподавания литературы - повышения качества литературного образования, развития творческого потенциала личности, воспитания ее в духе общечеловеческих идеалов.

Изучение лирики А. Ахматовой в школе с родным (нерусским) языком обучения как проблема рассматривается теоретически и эмпирически. В связи с темой исследования намечается цель: теоретически обосновать и экспериментально проверить систему изучения лирики А. Ахматовой в 6, 8, 9, 11 классах школ с родным (нерусским) языком обучения, предварительно определив содержание этапов и методику работы на каждом этапе.

Цель исследования и выдвинутая гипотеза определяют последовательность решения задач: теоретического обоснования проблемы, создания методической модели и ее экспериментальной проверки с определением особенностей восприятия лирики А. Ахматовой нерусскими школьниками.

Подводя основные итоги диссертационного исследования, можно сделать следующие выводы:

1. Проведенное исследование подтвердило правильность выдвинутой гипотезы. Методика изучения лирики и поэмы «Реквием» А. Ахматовой в школах с родным (нерусским) языком обучения берет за основу критерий эстетической и общечеловеческой ценности произведения, художественного мастерства поэта в изображении культурно-исторических традиций, принимает достижения современного ахматоведения в качестве методологической основы. Данная основа определяет процесс изучения в следующих аспектах: 1) качественный выбор содержания обучения; 2) научно обоснованный выбор направленности и инструментария анализа, основанный на принципиальном утверждении реалистического характера ахматоведения, учете специфических особенностей ее поэтики и места в культурном контексте эпохи; 3) учет особенностей восприятия лирики Ахматовой при выборе приемов активизации читательской деятельности.

2. Методика изучения лирики и поэмы «Реквием» А. Ахматовой в школе с родным (нерусским) языком обучения, основывается на методе творческого чтения во взаимосвязи с эвристическим и активизации межпредметных и внутрипредметных связей, опирается на личностно-ориентированный и деятельностный подход. Данная методика основывается на принципе системности, который обеспечивает преемственность и реализуется через установление связей между содержанием обучения и поэтапным решением методических задач: формирование начальных представлений о лирическом произведении А. Ахматовой, углубление начальных представлений, формирование представления о лирике А. Ахматовой как художественном целом. Системность, научность и посильная трудность, творческая активность учащихся и положительный эмоциональный фон обучения являются принципами, реализация которых обеспечивает эффективность предложенной методики.

3. Методика изучения лирики и поэмы «Реквием»А. Ахматовой в школе с родным (нерусским) языком обучения строится с учетом национальных особенностей восприятия и понимания русской лирики учащимися, в частности, осознания ее русской национально-культурной семантики на языковом, образном и понятийном уровнях. Эффективность методики определяется ориентацией на модель восприятия лирики А. Ахматовой нерусскими учащимися, при условии положительной установки на восприятие, осмысление семантики образа и структурных связей текста, подключение механизмов образного представления реалий; воссоздание "модели мира" А. Ахматовой; подключение механизмов ассоциативной памяти, получение эстетического наслаждения от произведения и удовлетворение от самого процесса восприятия.

4. Целенаправленное сочетание активных форм урока (урок-практикум с элементами ролевой игры, урок-семинар, урок-исследование, урок-конференция, урок - читательский комментарий) и внеклассных занятий (элективный курс «Златоустая Анна») способствует развитию интереса к творчеству А. Ахматовой.

5. Использование приемов целостного, сопоставительного анализа на культурологической основе, позволяет совершенствовать навыки анализа поэтического текста, активизирует мыслительную деятельность учащихся, способствует развитию ассоциативного мышления и воображения, более глубокому постижению авторского замысла, авторской концепции, а также акцентирует внимание учащихся на особенностях поэтики А. Ахматовой (лаконичности, простоте и непосредственности выражения, классической афористичности, сдержанности чувств, импрессионистичности, трагизме, предметности и пластичности образов, тяготении к философскому осмыслению мира, психологизме, парадоксальности, склонности к оксюморонам, переплетение временных пластов, историзме, сопряжении лирического и эпического, многоликости лирической героини, полифонизации через введение различных видов «чужого слова» (цитатности), камерности и суровости, аполитичности в сочетании с гражданственностью, гуманизме).

6. Использование внутрипредметных и межпредметных связей на уроках по изучению лирики и поэмы «Реквием» способствуют пониманию своеобразия творчества А. Ахматовой.

7. Эффективность разработанной методической модели изучения лирики и поэмы «Реквием» А. Ахматовой в школах с родным (нерусским) языком обучения Республики Татарстан подтверждена в ходе опытно-экспериментального обучения, результаты которого демонстрируют положительные тенденции в литературном развитии учащихся.

Общие методические и теоретические положения диссертационного исследования предполагают конкретизацию методики изучения лирики и поэмы «Реквием» А. Ахматовой в школах с родным (нерусским) языком обучения Республики Татарстан.

Перспективы исследования в данной области могут быть связаны с дальнейшей разработкой изучения лирики А. Ахматовой в школах с родным (нерусским) языком обучения в культурном контексте творчества зарубежных поэтов (В. Шекспир, А. Данте), изучение творчества А. Ахматовой во взаимосвязи искусств. Решение названных проблем будет способствовать эффективности постижения и целостности восприятия учащимися творческого наследия А. Ахматовой.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Мартьянова, Ольга Валерьевна, Москва

1. Абелюк 1989 - Абелюк Е. С. Читательский комментарий: замысел и воплощение. Путь школьника к «Реквиему» А. Ахматовой // Литература в школе. - 1989. - № 3. - С. 13-30.

2. Агеносов 2002 Агеносов В. В. Русская литература XIX-XX веков. Программа для 10-11 классов общеобразовательных учреждений / В. В. Агеносов, А. Н. Архангельский. -М.: Дрофа, 2002.

3. Адамович 1989 Адамович Г. Мои встречи с А. Ахматовой // Звезда. - 1989. - № 6. - С. 49-56.

4. Азадовский 1989 Азадовский К. "Меня назвал "китежанкой": А. Ахматова и Н. Клюев // Литературное обозрение. - 1989. - № 5. - С. 66-71.

5. Айхенвальд 1923 Айхенвальд Ю. А. Ахматова. // Айхенвальд Ю. Силуэты русских писателей: Изд. в 4-х тт. - Берлин, 1923. - Т. 3. - С. 279-291.

6. Аминова 1997 Аминова О. Н. Поэтика лирического цикла А. А. Ахматовой //Дис. канд. фил. наук. - Ульяновск, 1997.

7. Аникин 1991 Аникин А. Е. О литературных истоках "детских" мотивов в поэзии А. Ахматовой // Русская речь. - 1991. - № 1. - С. 23-28.

8. Анна Ахматова. 2001 Анна Ахматова: последние годы. Рассказывают В. Кривулин, В. Муравьев, Т. Венцлова. - СПб: Невский Диалект. 2001.

9. Артюховская 1981 Артюховская Н. И. О традиции русской психологической прозы в раннем творчестве А. Ахматовой // Вести. Моск. Унта. Сер. 9. Филология. - 1981. - № 2. - С. 14-21.

10. Архангельский 1988 Архангельский А. Час мужества // Литературное обозрение. - 1988. - № 1. - С. 48-51.

11. Асмус 1968 Асмус В. Ф. Вопросы теории и истории эстетики. -М., 1968.

12. Ахматова 1989 Ахматова А. Автобиографическая проза. / Вступ. ст., примеч. Р. Д. Тименчика, В. АЛерных // Литературное обозрение. - 1989. - № 5. -С. 3-18.

13. Ахматова 1998-1999 Ахматова А. А. Собрание сочинений: В 6 т. - М.: Эллис Лак, 1998-1999.

14. Ахматова 1998-2001 Ахматова А. А. Собрание сочинений: В 6 т.-М.: Эллис Лак, 1998-2001.

15. Ахматова 2000 Ахматова А. А. Стихотворения. Поэма: Анализ текста. Основное содержание. Сочинения: Авт.-сост. Л. Д. Сахарова. -2-е изд. - М.: Дрофа, 2000.

16. Ахматова 1998 Ахматова А. А. Стихотворения. Поэмы. Проза. - М.: "РИПОЛ КЛАССИК", 1998.

17. Ахматова 2003 Ахматова А. А. Стихотворения и поэмы. - М.: Детская литература, 2003.

18. Ахматова 2001 Ахматова A. A.: Pro et contra. - СПб: РХГИ,2001.

19. Ахматовские чтения 1991 Ахматовские чтения (Бежецк, 1989): Сб. научн. тр / Тверс. Гос. Ун-т; (Редкол.: В. А. Редькин и др.) - Тверь: ТГУ, 1991.

20. Ахметзянов 1979 Ахметзянов М. Г. Изучение литературных взаимосвязей в татарской школе. Пособие для учителя. Казань: Татарское книжное издательство, 1979.

21. Ахметзянов 1995 Ахметзянов М. Г. Формирование художественно-эстетических ориентаций старшеклассников в процессе освоения курса русской литературы: Дис. . д-ра пед. наук. - М., 1995.

22. Ачкасова 2000 Ачкасова Г. Л. Диалог искусств в системе школьного литературного образования: Дис. . д-ра пед. наук. - М., 2000.

23. Бабаев 1993 Бабаев Э. Г. "Одна великолепная цитата" // Русская речь. - 1993.-№3.-С. 3-6.

24. Бабаев 1989 Бабаев Э. Г. "Сокровенная речь" // Русская речь. -1989.-№3.-С. 28-40.

25. Баженов 1993 Баженов М. Н. "Свою меж вас еще оставив тень": Москва и москвичи в судьбе А. Ахматовой // Русская словесность. - 1993. -№ 5. - С. 69-75.

26. Баженов 1989 Баженов М. Н. А. Ахматова: Дни и события. Краткая биохроника // Ахматова А. "Узнают голос мой.": Стихотворения. Поэмы. Проза. Образ поэта, (в воспоминаниях современников). - М., 1989. - С. 578-593.

27. Банников 1993 Банников Н. В. На рубеже веков // Серебряный век русской поэзии. - М., 1993. - С. 3-16.

28. Бахтин 1986 Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. — М., 1986.

29. Барзас 1999 Барзас В. Многоэтажная Ахматова // Нева. - 1999. -№7.-С. 182.

30. Беляева 2004 Беляева Н. В. Уроки изучения лирики: Теория и практика дифференцированного подхода к учащимся. — М.: Вербум-М, 2004.

31. Библер 1991 Библер В. От науковедения - к логике культуры: Два философ, введ. в XXI век. - М.: Политиздат, 1991.

32. Бирюкова 2003 Бирюкова С. К. Словарь культуроведческой лексики русско-классической литературы. - СПб: Просвещение, 2003.

33. Богданова 1979 Богданова О. Ю. Развитие мышления старшеклассников на уроках литературы. - М.: МГПИ им. Ленина, 1979.

34. Божович 1978 Божович JI. И. Личность и её формирование в детском возрасте: психологические исследования. - М., 1978.

35. Бодрова 2002 Бодрова Н. А. Творчество А. А. Ахматовой и М. И. Цветаевой в школьном изучении. Пособие учителям-словесникам, слушателям курсов повышения квалификации, студентам-филологам. - Самара, 2002.

36. Борев 1988 Борев Ю. Б. Методология анализа художественного произведения // Методология анализа художественного произведения / Под ред. Ю. Б. Борева. - М.: Наука, 1988. - С. 3-32.

37. Бродский 1989 Бродский И. Скорбная муза // Юность. - 1989. -№ 6. - С. 65-68.

38. Бронская 1990 Бронская Л. И. Лирическая циклизация в раннем творчестве А. Ахматовой // Жанр и творческая индивидуальность. -Вологда, 1990. - С. 120-130.

39. Бурдина 2003 Бурдина С. В. Поэмы А. Ахматовой: Дис. . д-ра филол. наук. - М., 2003.

40. Валгина 1979 Валгина Н. С. Необычайное в обычном. Заметки о русской пунктуации А. Ахматовой // Русская речь. - 1979. - № 6. - С. 22-29.

41. Варшавская 1959 Варшавская М. М. Изучение лирических произведений в школе: Автореф. дис. . канд. пед. наук. -М., 1959.

42. Вдохновение. 1986 Вдохновение, мастерство, труд. (Записные книжки А. Ахматовой). Обзор Е. И. Лямкиной // Встречи с прошлым. - М., 1986.-С.408-410.

43. Вейдле 1989 Вейдле В. Умерла Ахматова // Литературная учеба. - 1989. -№3. -С. 158-161.

44. Вейдле 1973 Вейдле В. В. О поэтах и поэзии. - Paris, 1973.

45. Виленкин 1990 Виленкин В. Я. В сто первом зеркале. - 2-е изд., доп. - М., 1990.'

46. Виленкин 1994 Виленкин В. Я. Образ "тени" в поэтике А. Ахматовой // Вопр. лит. - 1994. - Вып. 1. - С. 57-76.

47. Виноградов 1976 Виноградов В. В. О поэзии Ахматовой (стилистические наброски) // Виноградов В. В. Поэтика русской литературы. Избранные труды. - М., 1976. - С. 369-459.

48. В мире литературы. 2002 В мире литературы. 11 класс: Учебник для общеобразовательных учебных учреждений / Под общ. ред.

49. A. Г. Кутузова. -М.: Дрофа, 2002.

50. В мире литературы. 2005 В мире литературы: Программа по литературе для общеобразоват. учрежд. 5-11 класс. / А. Г. Кутузов, А. К. Киселев, Е. С. Романичева и др.; Под ред. А. Г. Кутузова. -М.: Дрофа, 2005.

51. Возрастные возможности. 1966 Возрастные возможности усвоения знаний / Под ред. Л. Б. Эльконина и В. В. Давыдова. - М., 1966.

52. Вопросы преподавания. 1981 Вопросы преподавания русской литературы в национальной школе: Пособие для учителя. / Л. В. То-доров, М. Г. Ахметзянов и др. - Л.: Просвещение, 1981.

53. Воспоминания 1991 Воспоминания об Анне Ахматовой. / Сост.

54. B. Я. Виленкин, В. А Черных. М., 1991.

55. Восприятие 1974 Восприятие учащимися литературного произведения и методика школьного анализа: Пособие для учителей / Под ред. А. Н. Докусова. - М., 1974.

56. Выготский 1991 Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. -М.: Просвещение, 1991.

57. Выготский 1968 Выготский Л. С. Психология искусства. - М.,1968.

58. Вьялицина 1981 Вьялицина Н. В. Традиции русской классической поэзии в дореволюционном творчестве А. Ахматовой. (Сборники "Вечер", "Четки", "Белая стая"): Дис. канд. филол. наук. - Л., 1981.

59. Галимуллина 2001 Галимуллина А. Ф. Формирование понятия о классицизме у старшеклассников на уроках русской литературы в процессе изучения лирики (на материале национальных школ Республики Татарстан): Дис. . канд. пед. наук. -М., 2001.

60. Гальперин 1998 Гальперин П. Я. Психология как объективная наука. -М.: Ин-т практической психологии; Воронеж: НПО "МОДЭК", 1998.

61. Гаспаров 1995 Гаспаров М. JT. Избранные статьи. - М., 1995.

62. Герштейн 2002 Герштейн Э. Г. Мемуары. - М., Издатель, 2002.

63. Гинзбург 1987 Гинзбург JT. Я. Литература в поисках реальности. - Л.: Сов. писатель, 1987.

64. Гинзбург 1997 Гинзбург Л. Я. О лирике. - М., 1997.

65. Голубков 1962 Голубков В. В. Методика преподавания литературы. 7-е изд., перераб. и доп. - М., 1962.

66. Гончарова 1990 Гончарова Н. Г. ".Но все-таки услышат голос мой." (Планы несостоявшихся сборников Анны Ахматовой) // Вопросы литературы. - 1990. - Вып. 6. - С. 287-304.

67. Гочарова 2000 Гочарова Н. Г. «Фаты либелей» А. Ахматовой. М.: Росс. гос. б-ка, 2000.

68. Гурвич 1994 Гурвич И. Художественное открытие в лирике Ахматовой // Вопросы литературы. - 1994. - Вып. 3.- С. 153-173.

69. Гуковский 1966 Гуковский Г. А. Изучение литературного произведения в школе. - М.-Л.: Просвещение, 1966.

70. Давиденко 1990 Давиденко Г. И. Методика классной и внеурочной работы при изучении лирического произведения в старших классах: На материале лирики А. Ахматовой и Б. Пастернака: Дис. канд. пед. наук. -М, 1990.

71. Данькова 2000 Данькова Т. Н. Концепт "Любовь" и его словесное воплощение в индивидуальном стиле А. Ахматовой: Дис. . канд. фи-лол. наук. - Воронеж, 2000.

72. Джанджакова 1976 Джанджакова Е. В. "Смуглый отрок бродил по аллеям" // Русская речь. - 1976. - № 5. - С. 16-19.

73. Дидактика. 1982 Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики / Под ред. М. Н. Скаткина. 2-е изд. - М.: Просвещение, 1982. - 320 с. - С. 34-168.

74. Доманский 2000 Доманский В. А. Культурологические основы изучения литературы в школе. - Томск: Томск, гос. ун-т, 2000.

75. Добин 1976 Добин Е. С. Поэзия А. Ахматовой // Е. Добин. Сюжет и действительность. - Д., 1976. - С. 5-179.

76. Есин 1998 Есин А. Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения: Учеб. пособие для студентов и преподавателей филологических факультетов, учителей-словесников. -М.: Флинта: Наука, 1998.

77. Есипов 1995 Есипов В. П. "Как времена Веспасиана." (К проблеме героя в творчестве А. Ахматовой 40-60-х гг.) // Вопросы литературы.- 1995.-Вып. 6.-С. 57-85.

78. Жабицкая 1974 Жабицкая JI. Г. Восприятие художественной литературы и личность. - Кишинев, 1974.

79. Жижина 1997 Жижина А. Д. Как постигать язык поэзии: Учеб пособие.-М., 1997.

80. Жирмунский 1977 Жирмунский В. М. Преодолевшие символизм // В. М. Жирмунский. Теория литературы. Поэтика и стилистика. - JI., 1977.-С. 106-121.

81. Жирмунский 2001 Жирмунский В. М. Поэтика русской поэзии.- СПб.: Азбука-классика, 2001.

82. Жолковский 1992 Жолковский А. К. Биография, структура, цитация: еще несколько пушкинских подтекстов // Тайны ремесла / Рос. АН; Ин-т миров, лит. - М., 1992. - (Ахматовские чтения. Вып. 2). - С.20-29.

83. Загидуллина 1993 Загидуллина Д. Ф. Нравственно-эстетическое воспитание на уроках татарской литературы при изучениилирических произведений: В 5-8 классах: Дис. . канд. филол. наук. Казань, 1993.

84. Збарский 1995 Збарский И. С. Системное руководство чтением и формирование читательской самостоятельности учащихся средней школы теоретические основы и практика: Автореф. дис. . докт. пед. наук. -М, 1995.

85. Зинин 2004 Зинин С. А. Внутрипредметные связи школьного историко-литературного курса. - М.: ООО "ТИД "Русское слово", 2004.

86. Зинин 1997 Зинин С. А. Использование сопоставительного анализа в работе над поэтикой художественного произведения в старших классах // Поэтика художественного текста на уроках литературы: Сб. статей / Отв. ред. О. Ю. Богданова. - М, 1997. С. 28-38.

87. Ильин 1983 Ильин И. А. История искусства и эстетика. М.: Искусство, 1983.

88. Ильина 1977 Ильина Н. И. Ахматова в последние годы ее жизни // Октябрь. - 1977. - № 2. - С. 107-134.

89. Ильюшин 1988 Ильюшин А. А. Русское стихосложение. - М,1988.

90. Ионин 1986 Ионин Г. Н. Школьное литературоведение. - JI.: Просвещение, 1986.

91. Искусство. 1971 Искусство анализа художественного произведения / Сост. Т. Г. Браже. - М.: Просвещение, 1971.

92. История. 1995 История русской литературы XX век Серебряный век / Под ред. Жоржа Нива, Ильи Сормана, Витторио Страды и Ефима Эткинда. - М., 1995.

93. Кан-Калик 1995 Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. - М.: РГТУ, 1995.

94. Карлова 1992 Карлова Т. С. Слышу зовущий звук.: Лит.-крит. эссе. - Казань; Изд-во Казан. Ун-та, 1992.

95. Карсалова 1990 Карсалова Е. В. Стихи живые сами говорят. -М., 1990.

96. Кац, Тименчик 1989 Кац Б., Тименчик Р. Анна Ахматова и му- . зыка. - Л., 1989.

97. Качурин 1988 Качурин М. Г. О читательском воображении // Развитие творческой активности школьников в процессе преподавания литературы. - Л, 1988.

98. Кихней 1997 Кихней Л. Г. Поэзия А. Ахматовой: Тайны ремесла. -М., 1997.

99. Клинг 1989 Клинг О. А. Своеобразие эпического в лирике А. Ахматовой // Науч. докл. высш. шк. Филолог, науки. -1989. - № 6. - С. 3-7.

100. Колобаева 1980 Колобаева Л. А. И мужество и женственность: о своеобразии лиризма А. Ахматовой // Литературная учеба. - 1980. - № 1. - С. 147-150.

101. Колобаева 1990 Колобаева Л. А. Концепция личности в русской литературе рубежа XIX - XX веков. - М, 1990. - С.3-71.

102. Кон 1999 Кон Е. X. Стиль лирики А. Ахматовой, 1909-1922 гг.: Дис. . канд. фил. наук.-М., 1999.

103. Коржавин 1989 Коржавин Н. А Ахматова и "Серебряный век" // Новый мир. - 1989. - № 7. - С. 240-261.

104. Кормилов 1998 Кормилов С. И. Поэтическое творчество А. Ахматовой. В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам. - М.: Изд-во МГУ, 1998. - 128с.

105. Королева 1989 Королева Н. В. В гостях у А. Ахматовой // Кн. обозр. -1989. -16 июня. - С. 8-9.

106. Королева, Гончарова 1996 Королева Н. В., Гончарова Н. Г. "И кто бы поверил, что я задумана так на долго.": (Вступ. ст.) // Анна Ахматова. Путем всея земли. - М., 1996. - С. 5-34.

107. Королева 2000 Королева С. В. Изучение особенностей поэтического языка в процессе анализа лирических произведений в старших классах средней школе: Дис. канд. пед. наук. — М., 2000.

108. Корст 1963 Корст Н. О. Очерки по методике анализа художественных произведений. - М., 1963.

109. Кралин 1989 Кралин М. М. "Хоровое начало" в книге Ахматовой "Белая стая" // Русская литература. - 1989. - № 3. - С. 97-108.

110. Кралин 2000 Кралин М. М. Победившее смерть слово. Статьи об А. Ахматовой и воспоминания о её современниках. - Томск: Изд. «Водолей», 2000.

111. Кричевская 1994 Кричевская Ю. Р. Модернизм в русской литературе: Эпоха серебряного века. - М., 1994.

112. Крупина, Соснина 1992 Крупина Н. JL, Соснина Н. А. Сопричастность времени: Современная литература в старших классах средней школы: Кн. для учителя. -М.: Просвещение, 1992.

113. Крутецкий 1976 Крутецкий В. Н. Психология обучения и воспитания школьников: Кн. для учителей. - М., 1976.

114. Культурологические штудии. 1993 Культурологические штудии: "Серебряный век" в европейской культуре XX века. - М., 1993.

115. Курдюмова 1964 Курдюмова Т. Ф. Изучение биографии писателя // Преподавание литературы в старших классах. - М.: Просвещение, 1964.

116. Кутузов 1995 Кутузов А. Г. и др. Как войти в мир литературы: 5 класс: Методическое пособ. — М.: Дрофа, 1995.

117. Кублановский 1992 Кублановский Ю. О "Реквиеме" Ахматовой. Эссе//Волга. - 1992. - № 11-12.-С. 158-164.

118. Кудасова 1991 Кудасова В. В. "Реквием" А. А. Ахматовой. К проблеме жанра // Пути и формы анализа художественного произведения. - Владимир, 1991. - С. 25-33.

119. Кузьмин 1987 Кузьмин А. Царскосельская статуя А. Ахматовой // Новый мир. - 1987. - № 1. - С. 153-166.

120. Кускова 1994 Кускова Н. А. Место и роль критического анализа в мемуарной литературе о писателях: Воспоминания об А. Ахматовой: Дис. . канд. филол. наук. -М., 1994.

121. Лебедева 1999 Лебедева М. Н. А. Ахматова о поэзии // Русская литература XX века. Пособие для учителя. - М., 1999. - С. 295-321.

122. Левин 1974 Левин Г. Ю., Сегал Д. М., Тименчик Р. Д. Топоров В. Н., Цивьян Т. В. Русская семантическая поэтика как потенциальная культурная парадигма // Russian Literature. - 1974. - № 7-8. - С. 49-70.

123. Леви-Стросс 1994 Леви-Стросс К. Первобытное мышление. — М., 1994.

124. Лейдерман 1982 Лейдерман Н. Л. Движение времени и законы жанра. - Свердловск: Средне-Уральское кн. из-во, 1982.

125. Лейдерман 2003 Лейдерман Н. Л. Советская русская литература: 1950-1990 гг. В 2 т. - М.: Академия, 2003.

126. Леонов 1999 Леонов С. А. Интегрированный урок литературы: Кн. Для учителей и учащихся. - М.: МПГУ, 1999.

127. Леонов 1988 Леонов С.А. Виды устных монологических выступлений учащихся на уроках литературы в старших классах и методика их подготовки // Развитие устной речи учащихся старших классов на уроках литературы. - М., 1988. - С. 47-61.

128. Леонтьев 1983 Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. - М.: Педагогика, 1983.

129. Лернер 1974 Лернер И. Я. Проблемное обучение. - М., 1974.

130. Липаев 1957 Липаев А. А. Изучение произведений русской литературы в национальной школе. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1957.

131. Лиснянская 1993 Лиснянская И. Новогодняя ночь (Из книги "Музыка" "Поэмы без героя") // Литературная учеба. - 1993. - № 2. - С. 210219.

132. Лисовский 1987 Лисовский А. М. Изучение лирики в школе: Пособие для учителя. - Киев: Рад. шк., 1987.

133. Литература. 2002 Литература 11 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2 ч. / Под ред. В. Г. Маранцмана. - М.: Классик Стиль, 2002.

134. Лосев 1992 Лосев Л. В. "Страшный пейзаж": Маргиналии к теме Ахматова - Достоевский // Звезда. - 1992. - № 8. - С. 148-155.

135. Лотман 1972 Лотман Ю. М. Анализ поэтического текста: Структура стиха. - Л.: Просвещение, 1972.

136. Лукницкий 1991 Лукницкий П. Н. Встречи с Ахматовой. -Париж, 1991.- Т. 1: 1924-1925.

137. Магомедова 1992 Магомедова Д. М. Анненский и Ахматова (к проблеме "романизации" лирики) // Царственное слово. / Рос. АН; Ин-т миров, лит. - М., 1992. - (Ахматовские чтения. Вып. 1). - С. 135-141.

138. Мадер 1986 Мадер Р. Д. Уроки-беседы по современной советской поэзии в старших классах. - М.: Просвещение, 1986.

139. Маймин 1972 Маймин Е. А. Опыты литературного анализа. -М.: Просвещение, 1972.

140. Маймин, Слинина 1984 Маймин Е., Слинина А. Роль эпитета в стихотворении А. Ахматовой "Слушая пение" // Теория и практика литературного анализа. - М., 1984. - С. 156-158.

141. Макогоненко 1986 Макогоненко Г. О сборнике А. Ахматовой "Нечет" //Вопросы литературы. - 1986. - № 2. - С. 170-189.

142. Макогоненко 1987 Макогоненко Г. П. .Из третьей эпохи воспоминаний: (об А. Ахматовой) // Дружба народов. - 1987. - № 3. - С. 232-241.

143. Мандельштам 1998 Мандельштам О. Э. Сборник сочинений в 4 т. М.- 1998.-Т. 1.

144. Мандельштам 1989 Мандельштам Н. Я. Об Ахматовой // Литературная учеба. - 1989. - № 3. - С. 134-151.

145. Маранцман 1986 Маранцман В. Г. Труд читателя. От восприятия литературного произведения к анализу: Книга для учащихся старших классов. - М., 1986.

146. Махмутов 1985 Махмутов М. И. Современный урок. 2-е изд., испр. и доп. - М., 1985.

147. Медведев 1985 Медведев В. П. Изучение лирики в школе: Кн. Для учителя. - М.: Просвещение, 1985.

148. Мейлах 1985 Мейлах Б. С. Процесс творчества и художественное восприятие. - М.: Искусство, 1985.

149. Мейлах 1983 Мейлах М. Б. "Свою меж вас еще оставив тень" // Литературное обозрение. - 1983. - № 5. - С. 95-100.

150. Меркин 1985 Меркин Г. С. Проблема сотворчества на уроке и во внеклассной работе по литературе: Автореф. дис. . д-ра. пед. наук. -М.: Просвещение, 1985.

151. Методика. 1977 Методика преподавания литературы: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. / Под ред. 3. Я. Рез. - М.: Просвещение, 1977.

152. Методика. 1999 Методика преподавания литературы: Учебник для студентов пед. вузов / О. Ю. Богданова, С. А. Леонов, В. Ф. Чертов; Под ред. 0.10. Богдановой.- М.: Изд. центр «Академия», 1999.т

153. Методика. 1992 Методика преподавания русской литературы в национальной школе: Пособие для студентов нац. групп пед. ин-тов / Под ред. М. В. Черкезовой и А. Д. Жижиной. - 2-е изд. - СПб.: Просвещение, 1992.

154. Мещерякова 1984 Мещерякова Н. Я. Нравственное воспитание учащихся на уроках литературы в 6-7 классах. - М.: Просвещение, 1984.

155. Михеева 1991 Михеева С. А. Автобиографизм и эпическое мышление в "Реквиеме" А. Ахматовой // Автор, жанр, сюжет. - Калининград, 1991.-С. 25-31.

156. Моисеева 2002 Моисеева Т. В. Обучение студентов педагогических колледжей и вузов анализу поэтического текста: Монография. -Нижнекамск: Изд-во НМИ «Чишме», 2002.

157. Молдавская 1976 Молдавская Н. Д. Литературное развитие школьников в процессе обучения. - М., 1976.

158. Мочульский 1989 Мочульский К. В. Поэтическое творчество Ахматовой // Литературное обозрение. - 1989. - № 5. - С. 44-52.

159. Мусатов 1992 Мусатов В. В. К проблеме целостного анализа лирической системы Ахматовой // Целостность художественного произведения. - Л., 1992. - С. 103-110.

160. Мустафин 2001 Мустафин Р. Поэтические интонации переводчика (переводы А. Ахматовой Г. Тукая). - Казань: Изд-во ДАС, 2001.

161. Нартов 1989 Нартов К. М. Курс русской литературы глазами учителей национальной школы // Советская педагогика. - 1989. - № 2. — С. 63-66.

162. Найман 2002 Найман А. Рассказы о А Ахматовой. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002.

163. Нечкина 1972 Нечкина М. Н. Загадки художественного образа.-М., 1972.

164. Нигматуллина 1970 Нигматуллина Ю. Г. Национальное своеобразие эстетического идеала. - Казань: Изд-во КГУ, 1970.

165. Невинская 1996 Невинская И. Н. Жанр поэмы в творчестве А. Ахматовой: Дис. канд. филол. наук. -М., 1996.

166. Никифорова 1972 Никифорова О. И. Психология восприятия художественной литературы. -М., 1972.

167. Никулин 1989 Никулин Н. А. Образ Родины в поэзии Ахматовой // Русский язык в школе. - 1989. - № 2. - С. 72-79.

168. Новое 1999 Новое в школьных программах. Русская поэзия XX века. В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам / Сост. С. Ф. Дмитренко. - 2-е изд. - М.: Изд-во МГУ, 1999.

169. Обернихина 2000 Обернихина Г. А., Биккулова И. А. Преподавание литературы XX века в 11 классе: Методические рекомендации. — М.: АПН и ПРО, 2000.

170. Овсянико-Куликовский 1914 Овсянико-Куликовский Д. Н. Психология мысли и чувства // Художественное творчество. Лирика как особый вид творчества: Собр. соч. - СПб., 1914. - С. 230-234.

171. Озеров 1971 Озеров Л. А. Ахматова // История советской литературы в 4-х тт. - М., 1971. - Т. 4. - С. 365-389.

172. Озеров 1995 Озеров Л. А. Ахматова. Вехи творчества: (Вступ. ст.) // Ахматова А. "Узнают голос мой": Стихотворения. Поэмы. Проза. Образ поэта / Сост. Глен Н. Н., Озеров Л. А. - М., 1995. - С. 6-22.

173. Ольшанский 1994 Ольшанский В. Б. Практическая психология для учителей. - М.: Онега, 1994.

174. Орлова, Копелев 1989 Орлова Р., Копелев Л. Анна всея Руси: (Воспоминания об Ахматовой); Гл. из кн. "Мы жили в Москве, 19561980" //Литературное обозрение. - 1989. - № 5. - С. 100-109.

175. Павловский 1991 Павловский А. И. А. Ахматова: Жизнь и творчество: Книга для учителя. -М.: Просвещение, 1991.

176. Педагогический. 2002 Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б. М. Бим-Бад. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2002.

177. Подшивалова 1989 Подшивалова Е. А. Эпическое и лирическое в "Реквиеме" Ахматовой // Проблемы художественности и анализ литературного произведения. - Пермь, 1989. - С. 48-50.

178. Полтавцева 1992 Полтавцева Н. Г. Анна Ахматова и культура серебряного века. - С.Пб.: Наука, 1992.

179. Попов 1996 Попов О. "Тайная сила." (Природа в стихах Ахматовой) // Русь. - 1996. - № 1. - С. 90-93.

180. Потебня 1976 Потебня А. А. Эстетика и поэтика. - М.: Искусство, 1976.

181. Программа. 2005а Литература: программа по литературе для общеобразовательных учреждений: 5-11 кл. / Т. Ф. Курдюмова, Н. А. Демидова, Е. Н. Колокольцев и др.; под ред. Т. Ф. Курдюмовой. - М.: Дрофа, 2005.

182. Программа. 2005b Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы. Авторы-сост.: Г. С. Меркин, С. А. Зи-нин, В. А. Чалмаев. - М.: Русское слово. - 2005 г.

183. Программа. 1997 Программа по русской литературе для 511 классов татарской школы / Научн. ред. М. Г. Ахметзянов. - Казань: Ма-гариф, 1997.

184. Программа. 2005 Программы общеобразовательных учреждений. Программа литературного образования 5-9 классов, 10-11 классов / Под ред. В. Г. Маранцмана. - М.: Просвещение, 2005.

185. К. М. Нартов, И. С. Русина / Под ред. К. М. Нартова. С-Пб.: филиал изд-ва Просвещение, 2005.

186. Программы. 2000а Программы общеобразовательных учреждений: Литература: 10-11 кл. / Под ред. Г. И. Беленького, Ю. И. Лыссого. - М.: Мнемозина, 2000.

187. Программы. 2000b Программы общеобразовательных учреждений: Литература: 5-11 кл. / Под ред. А. И. Княжницкого. - М.: Просвещение, 2000.

188. Программы. 2000с Программы общеобразовательных учреждений: Программа литературного образования. 5-11 кл. / Под ред. В. Я. Коровиной. - М.: Просвещение, 2000.

189. Пьяных 1989 Пьяных М. "Меня, как реку, суровая эпоха повернула.": о поэзии А. Ахматовой 2-ой пол. 30-х и 1-ой пол. 40-х гг. // Звезда. - 1989. - № 6. - С. 195-201.

190. Раппопорт 1968 Раппопорт С. X. Искусство эмоций. - М.,1968.

191. Рез 1975 Рез 3. Я. Изучение литературного произведения в школе как процесс: Лекции по методике преподавания литературы / Под ред. 3. Я Рез. - Л.: ЛГПИ, 1975. - 160 с.

192. Рейн 1991 Рейн Е. Сотое зеркало: Запоздалые воспоминания (об А. Ахматовой) // Звезда. -1991.- № 12.- С. 188-194.

193. Редькин 1991 Редькин В. А. Поиски форм организации времени и пространства в поэмах А. Ахматовой / В сб. Ахматовские чтения. -Тверь: ТГУ, 1991.

194. Рецептер 1987 Рецептер В. "Это для тебя на всю жизнь." Ахматова и "шекспировский вопрос" // Вопросы литературы. - 1987. - № 3. -С. 195-210.

195. Роскина 1989 Роскина Н. "Как будто прощаюсь снова." // Звезда. - 1989. - № 6. - С. 88-104.

196. Ростовцева 1989 Ростовцева И. «Реквием» опыт прочтения // Перспеквива-89. Советская литература сегодня.- М., 1989. - 254-289 с.

197. Рубинштейн 1998 Рубинштейн С. JI. Основы общей психологии. СПб.: Питер Ком, 1998.

198. Русская и родная литература. 1981 Русская и родная литература в национальной школе: Типологическая общность и взаимосвязи: Сб. научн. тр. / Под ред. Н. М. Шанского. - М.: НИИ общей педагогики, 1981.

199. Русская литература. 1997с Русская литература: Учеб. хрестоматия для 7 кл. ср. татарск. общеобраз. шк. / Под ред. М. Г. Ахметзяно-ва. - Казань: Магариф, 1997.

200. Русская литература. 2001а Русская литература: Учебная хрестоматия для 8 класса татарской средней общеобразовательной-школы / Под ред. М. Г. Ахметзянова. - Казань: Магариф, 2001.

201. Русская литература. 2001b Русская литература: Учебная хрестоматия для 11 класса татарской средней общеобразовательной школы: В двух частях / Под ред. М. Г. Ахметзянова. - Казань: Магариф, 2001.

202. Русская литература. 2000а Русская литература XX века: 11 кл.: Практикум: Учеб. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / Под ред. В. П. Журавлева. - М.: Просвещение, 2000.

203. Русская литература. 2000b Русская литература XX века: 11 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений: В 2 ч. / Под ред. В. В. Агеносова. - М.: Дрофа, 2000. - Ч. 1-2.

204. Русская литература. 2001 Русская литература XX века: 11 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений / Под ред. Ю. И. Лыссого. - 2-е изд. - М.: Мнемозина, 2001.

205. Русская литература. 2003 Русская литература XX века: Учебник для 11 класса / В. А. Чалмаев, С. А. Зинин. В 2 ч. - М.: «ТИД «Русское слово - РС», 2003.

206. Русская литература. 1990 Русская литература в зарубежных исследованиях 1980-х годов. М., 1990.

207. Рыбникова 1985 Рыбникова М. А. Очерки по методике литературного чтения: Пособие для учителей. - 4-е изд., испр. — М.: просвещение, 1985. - 288 с.

208. Самойлов 1989 Самойлов Д. Времена Ахматовой // А. Ахматова. "Я - голос ваш." - М., 1989. - С. 5-17.

209. Сауленко ' 1989 Сауленко JI.JI. Пушкинские мотивы в поэзии А. Ахматовой: Дис. канд. филол. наук. - Одесса, 1989.

210. Светловская 1993 Светловская Н. Н. Основы науки о читателе: Теория формирования типа правильной читательской деятельности. -М.: Магистр, 1993.

211. Свою меж вас. 1992 Свою меж вас еще оставив тень./ Рос. АН; Ин-т миров, лит. - М., 1992. - (Ахматовские чтения. Вып. 3).

212. Симченко 1985 Симченко О. К изучению поэтики Ахматовой и Цветаевой (словесное поведение лирического героя) // Современные проблемы русской филологии. - Саратов, 1985. - С. 53-57.

213. Сафронова 1998 Сафронова Н. С. Литературные ассоциации в поздней лирике А. Ахматовой // Дисс. канд. пед. наук. - Тверь, 1998.

214. Скатов 1981 Скатов Н. Н. Книга женской души (о поэзии А. Ахматовой) // Скатов Н. Н. Далекое и близкое: Лит.-крит. очерки. - М., 1981.-С. 280-292.

215. Смелкова 1980 Смелкова 3. С. Слово в художественном тексте: Преодоление языковых трудностей при изучении русской литературы в национальной школе. - М.: Просвещение, 1980.

216. Смолякова 2000 Смолякова Н. В. Русская литература. XX век.- М.: "Издат-школа" 2000. 288 с.

217. Сомова 1984 Сомова С. Мне дали имя: Анна // Москва. - 1984.- № 3. С. 183-193.

218. Сосновская 1994 Сосновская И. В. Развитие эмоциональнойсферы старшеклассников при изучении лирики: Дис. . канд. пед. наук. -М., 1994.

219. Срезневская 1989 Срезневская В. С. Дафнис и Хлоя: (Воспоминания об Ахматовой и Гумилеве) // Звезда. - 1989. - № 6. - С. 134-144.

220. Страшнов 1999 Страшнов С. Л. Русская поэзия XX в. В выпускном классе: Кн. для учителя. -М.: Просвещение, 1999.

221. Струве 1989 Струве Н. 8 часов с А. Ахматовой (Воспоминания) // Звезда. - 1989. - № 6. - С. 118-126.

222. Тагер 1988 Тагер Е. Б. Избранные работы о литературе. - М.: Советский писатель, 1988.

223. Тайны ремесла. 1992 Тайны ремесла / Рос. АН; Ин-т миров, лит. - М., 1992. - (Ахматовские чтения. Вып. 2).

224. Темненко 1997 Темненко Г. М. Пушкинские традиции в творчестве Ахматовой: Дис. . канд. фил. наук. -М., 1997.

225. Тименчик 1995 Тименчик Р. Д. О "библейской тайнописи" у Ахматовой // Звезда. - 1995. - № 10.

226. Тименчик 1993 Тименчик Р. Д. Семисвечник А. Ахматовой // Новое литературное обозрение. - 1993. - № 3. - С. 195-197.

227. Тименчик 1989 Тименчик Р. Д. Чужое слово у Ахматовой // Русская речь. - 1989. - № 3. - С. 33-36.

228. Тихомирова 1998 Тихомирова А. О. Ранее творчество А. А. Ахматовой в свете связей с русской поэзией XIX в.: Дис. . канд. филол. наук. - М., 1998.

229. Тодоров 1989 Тодоров Л. В. Методика изучения поэтических произведений на уроках русской литературы в национальной школе РСФСР: Дис. . д-ра. пед. наук. -М., 1989.

230. Тодоров 1965 Тодоров Л.В. Работа над стихом в школе. - М.,

231. Томашевская 1989 Томашевская 3. "Я как петербургская тумба." // Октябрь. 1989. - № 6. - С. 188-202.

232. Топильская 1992 Топильская Е. Е. Мотив песни в лирике А. Ахматовой: к проблеме восприятия фольклоризма // Язык русского фольклора. - Петрозаводск, 1992. - С. 134-191.

233. Топоров 1989 Топоров В. Н. Об ахматовской нумерологии и менологии // А. Ахматова и русская культура XX века. - М., 1989.

234. Топоров 1990 Топоров В. Н. Об историзме Ахматовой. // Russian Literature. - 1990 - № 28. - С. 277-418.

235. Тропкина 1985 Тропкина Н. Е. Фольклоризм в творческих исканиях А. Ахматова: Дис. канд. филол. наук. - JL, 1985.

236. Тынянов 1977 Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино. -М.: Наука, 1977.

237. Узнадзе 1961 Узнадзе Д. Н. Экспериментальные основы установки. - Тбилиси: Изд-во АН Груз. ССР, 1961.

238. Урбан 1989 Урбан А. Образ А. Ахматовой // Звезда. - 1989. -№6.-С. 8-18.

239. Хакимова 1997 Хакимова Ж. Ф. Изучение лирики Б. Пастернака в национальных школах Татарстана: Дис. канд. пед. наук. - Казань, 1997.

240. Хализев 1999 Хализев В. Е. Теория литературы: Учебник. -М.: Высшая школа, 1999.

241. Хейт 1991 Хейт А. Анна Ахматова. Поэтическое странствие: Пер. с англ. - М., 1991.

242. Хмарский 1974 Хмарский И. Д. Анализ литературного произведения в старших классах. - Ульяновск: Изд-во Ульяновск, пед. ин-та, 1974.

243. Холшевников 1991 Холшевников В. Е. Стиховедение и поэзия. — JL: Изд-во Ленингр. гос. ун-та, 1991.

244. Царственное слово. 1992 Царственное слово // Рос. АН;

245. Ин-т миров, лит. М., 1992. (Ахматовские чтения. Вып. 1).

246. Цивьян 1989 Цивьян Т. В. Кассандра, Дидона, Федра: - Античные героини - зеркала Ахматовой // Литературное, обозрение. - 1989. - № 5. -С. 29-33.

247. Черкезова 1981 Черкезова М. В. Русская литература в национальной школе. -М.: Педагогика, 1981.

248. Черкезова 1999 Черкезова М. В. А. Ахматова «Мужество». // Литература в школе. - 1999. - № 5. - С. 34-41.

249. Черных 1989 Черных В. А. Летопись жизни и творчества А. Ахматовой: В 3 ч. - М.: Удиториал УРСС, 1989.

250. Чертов 1994 Чертов В. Ф. Русская словесность в дореволюционной школе. - М.: МПГУ им. В. И. Ленина, 1994.

251. Чуковская 1987 Чуковская Л. Записки об Анне Ахматовой: ВЗт.-М., 1987.-Т. 1: 1938-1941.

252. Чуковский 1990 Чуковский К. И. А. Ахматова. // Чуковский К. И. Собр. соч., т. 5. - М., 1967. - С. 725- 755.

253. Шилов 1989 Шилов Л. А. А. Ахматова: (100 лет со дня рождения). - М., 1989.

254. Эйхенбаум 1969 Эйхенбаум Б. М. А. Ахматова. Опыт анализа. // Эйхенбаум Б. М. О поэзии. - Л., 1969.

255. Эткинд 1989 Эткинд Е. "Как феникс из пепла". Поэзия А. Ахматовой на Западе. Германия и Франция. // Иностранная литература. - 1989. - № 2.

256. Эткинд 1997 Эткинд Е. Бессмертие памяти. // Эткинд Е. Там, внутри. Письма о русской поэзии XX века. - СПб., 1997. - С. 343-370.

257. Якименко 1998 Якименко Р. В. Методика изучения поэзии "Серебряного века" на уроках русского языка в 11 классе средней школы: Дис. .канд. пед. наук. -М., 1998.

258. Якобсон 1975 Якобсон П. М. Чувства, их развитие и воспитание. - М., 1975.