Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Методические основы преподавания начертательной геометрии на факультетах Технологии и предпринимательства педвузов с элементами дизайна

Автореферат по педагогике на тему «Методические основы преподавания начертательной геометрии на факультетах Технологии и предпринимательства педвузов с элементами дизайна», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Автореферат
Автор научной работы
 Глазкова, Ирина Владимировна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 1999
Специальность ВАК РФ
 13.00.02
Диссертация по педагогике на тему «Методические основы преподавания начертательной геометрии на факультетах Технологии и предпринимательства педвузов с элементами дизайна», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Диссертация

Автореферат диссертации по теме "Методические основы преподавания начертательной геометрии на факультетах Технологии и предпринимательства педвузов с элементами дизайна"

На правах рукописи ГЛАЗКОВА Ирина Владимировна

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕПОДАВАНИЯ НАЧЕРТАТЕЛЬНОЙ ГЕОМЕТРИИ НА ФАКУЛЬТЕТАХ ТЕХНОЛОГИИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ПЕДВУЗОВ С ЭЛЕМЕНТАМИ ДИЗАЙНА

Специальность 13. 00. 02 - теория и методика обучения общетехническим дисциплинам и трудовому обучению

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

МОСКВА 1999

Работа выполнена на кафедре машиноведения Московского педагогического государственного университета.

Научный руководитель:

. доктор педагогических наук, профессор

ПАВЛОВА А.А.

Официальные оппоненты:

доктор педагогических наук, профессор КАЛЬНЕЙ В.А.,

кандидат технических наук, доцент ГОРДЕЕВА И.В.

Ведущая организация:

Череповецкий государственный университет

Защита состоится « 7 » февраля 2000 г. в 15 часов на заседании диссертационного совета Д 053.01.16 в Московском педагогическом государственном университете по адресу: 119435, г. Москва, ул. Пироговская, дом 29, ауд. 30.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке МПГУ по адресу: 119882, г. Москва, ул. Малая Пироговская, дом 1.

Автореферат разослан « »

Ученый секретарь'

диссертационного Совета

Шаронова Н.В.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Диссертационная работа исследует проблему поиска оптимальной методики преподавания графики на факультетах технологии и предпринимательства (ФТиП) педвузов, . готовящих для средней общеобразовательной школы учителей технологии и предпринимательства.

Актуальность проблемы. На современном этапе развития общества происходят различные изменения в социальной сфере, оказывающие значительные влияния на систему образования. Вопрос подготовки учителей, призванных воспитывать подрастающее поколение в духе времени, остается одним из важнейших.

В связи с этим необходим подъем системы образования на более высокую качественную ступень, и, в связи с этим, подъем системы подготовки педагогических кадров. Нужны не просто специалисты своего дела, а люди с новым типом мышления, т.е. люди инициативные, творческие, смелые в принятии решений по различным вопросам, высоко и всесторонне образованные. Проблемы гуманизации, демократизации, индивидуализации и интеграции обучения требуют выхода на новый качественный уровень. Одним из реальных путей и мощным подспорьем реализации этих целей и задач может стать дизайн-подход в образовании. Графика, являясь одним из главных средств дизайна, служит формой представления идей. Следовательно, будущий учитель технологии должен, прежде всего, быть графически образованным, чтобы уметь донести свою мысль, идею проектируемого изделия или объяснить суть работы существующих изделий до аудитории.

Обращаясь к проблеме пропедевтики дизайна в курсе «Начертательная геометрия», мы ставим в данной работе перед собой цель: исследовать, разработать и реализовать концепцию методики обучения графике с пропедевтикой дизайна на ФТиП педвузов в первом модуле интегрального курса графики - «Начертательная геометрия».

Объект исследования: учебная деятельность студентов ФТиП в процессе изучения начертательной геометрии с элементами дизайна.

Рабочая гипотеза: выдвинуто предположение, что качество интеллектуального, творческого, политехнического аспектов общей профессиональной и общекультурной подготовки учителя технологии и предпринимательства улучшится, если графическая подготовка студентов ФТиП будет включать в себя элементы дизайн-грамотности и дизайн-культуры, начиная с изучения первого модуля курса графики -«Начертательная геометрия».

Основные задачи исследования:

1. Исследовать роль и место дизайн-подготовки в профессиональной деятельности учителя технологии и предпринимательства.

2. Выявить и обосновать составляющие дизайна, элементы которых могут войти в 1-ый модуль курса графики - «Начертательная геометрия».

3. Разработать программу 1-го модуля курса графики «Начертательная геометрия» с учетом дизайн-составляющих.

4. Разработать задания и апробировать их на 1-ом курсе ФТнП МПГУ в соответствии с предлагаемой программой.

5. Апробировать разработанную программу и задания на первом курсе ФТиП МПГУ.

Методологической основой проведенного исследования являются концепции общего, среднего и дизайнерского образования и трудовой подготовки, теория и практика работы русских, советских и зарубежных ученых: В.Р. Аронова, П.Р.Атутова, Ю.К. Бабанского, A.A. Белова, А.Д. Ботвинникова, И.А. Вакса, И.С. Глазунова, В.О. Гордона, В. Гропиуса, Г. Земпера, В.П. Зинченко, В.А.. Кальней, Л.С.Катонина, А.Г. Климухина, Ю.ИКороева, У. Крейна, В.С Кузина., H.H. Кузнецова, И.Я. Лернера, Б.Ф. Ломова, Г.Б. Минервина, У. Морриса, Б.М. Неменского, Оуэн Джонса, A.A. Павловой, В.Д. Симоненко, М.Н. Скаткина, Д.А. Тхоржевского, М.Ф. Фишера, Л.М. Холмянского, Ю.Л. Хотунцева, Н.Ф. Четверухина и др.

Применялись следующие методы исследования:

1. Изучение и анализ психолого-педагогической, методической и учебной литературы.

2. Изучение и анализ опыта преподавания графических дисциплин в высшей и средней школе.

3. Изучение и анализ опыта преподавания дизайна и начертательной геометрии в высших и средних учебных заведениях в России и за рубежом.

4. Беседы, анкетирование, опросы школьных учителей трудового обучения, технологии, черчения, графики и других предметов, а также преподавателей и студентов ФТиП педвузов.

5. Педагогические эксперименты: констатирующий, развивающий (начиная с 1995/96 уч.г.).

6. Наблюдение и анализ в процессе выполнения работ студентами

ФТиП.

Научная новизна проведенного исследования состоит в том, что :

1. Разработана и обоснована концепция дизайн-подхода к процессу обучения студентов ФТиП педвуза и, в том числе, пропедевтики элементов дизайна в первом модуле графики - «Начертательная геометрия».

2. Разработаны требования к модели специалиста в курсе графики, которые обусловлены концепцией дизайн-подхода к обучению студентов ФТиП графике.

3. Разработана программа обучения студентов 1-го курса ФТиП графике с элементами дизайна.

4. Разработаны требования к заданиям по начертательной геометрии с новых позиций дизайн-подхода.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:

1. Определены и научно обоснованы требования к профессиональной модели учителя графики средней общеобразовательной школы с учетом дизайн-элементов.

2. Обоснованы нововведения в курс графики, предназначенные для студентов ФТиП педвузов.

Практическая ценность работы состоит в следующем:.

1. Предлагаемая программа апробирована и используется в полном объеме в процессе обучения начертательной геометрии студентов ФТнП МПГУ, начиная с 1997г.

2. Разработаны и внедрены в учебный процесс задания по графике с элементами пропедевтики дизайна.

3. Предлагаемая программа может быть использована на ФТиП педвузов, а также в УПК и школах с углубленным изучением графики и черчения.

4. Элементы программы, внедряемые на первом курсе, повышают эффективность обучения студентов ФТиП МПГУ на старших курсах.

На защиту выносятся:

1. Содержание программы учебного модуля графики «Начертательная геометрия» с элементами пропедевтики дизайна для студентов ФТиП педвузов.

2. Содержание заданий для самостоятельных и индивидуальных (практических) занятий по начертательной геометрии с элементами пропедевтики дизайна.

3. Перечень дизайн-требований к дидактическому обеспечению курса начертательной геометрии на ФТиП педвуза. Его компоненты и результаты апробации в учебном процессе.

4. Содержательные компоненты профессиональной модели учителя графики и черчения средней общеобразовательной школы.

Апробация результатов исследования осуществлялась в форме докладов и обсуждений в МПГУ на кафедре машиноведения (1987- 1999 гг.), в МЭИ на кафедре инженерной графики (1996г.,1997г.), МИЭТ на кафедре инженерной и компьютерной графики (1995г.), на семинарах, научных конференциях ФТнП МПГУ( 1997-1999гг.).

Внедрение результатов исследования

Разработанная программа по начертательной геометрии с элементами дизайна используется на первом курсе ФТнП МПГУ, начиная с 1995 г.

Разработанные задания используются при проведении практических занятий со студентами ФТнП МПГУ.

В сжатой форме программа и задания были использованы при обучении учителей технологии и предпринимательства в Москвском институте Повышения Квалификации работников образования (МИПКРО) в 1997/98 и 1998/99 уч. гг.

Объем и структура диссертации

Диссертационная работа состоит из введения, 3 глав, списка литературы и приложений: №1. Иллюстративный ряд для проведения лекционного курса; №2. Альбом текущих семестровых работ студентов 1-го курса ФТиП МПГУ.

Общий объем (не включая списка литературы и приложений) -

135 с.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЙ РАБОТЫ

Во введении, обосновывается актуальность темы, определяется проблема, ,объект, предмет, задачи, гипотеза исследования, его научная, теоретическая и практическая значимость, приводятся основные положения диссертации, выносимые на защиту.

В первой главе "Исследование необходимости дизайн-грамотности и дизайн-культуры в работе учителя технологии и предпринимательства" ведется поиск оптимального рабочего определения и содержательного наполнения понятия, "Дизайн", рассматривается роль и место дизайна в профессиональной деятельности учителя технологии, предпринимательства и труда, проводится анализ значимости дизайн-составляющих в профессиональном становлении учителя технологии.

Дизайн, как самостоятельная профессия, возник в XX веке, хотя разные его черты проявлялись в тех областях материальной культуры, где происходило развитие техники, усовершенствование построек, средств передвижения и др., а также решались вопросы формообразования, гармонии цветов, пропорций и др. Уже в средние века рассматривались прикладные задачи «дизайнерского» характера. Начиная с эпохи Возрождения, в обучение специалистов в области инженерии, архитектуры вводились проблемы классических составляющих дизайна. Развитие дизайна, как профессии, происходило медленно, менялось с трудом.

Идея дизайнерского образования в России нашла свою практическую реализацию в 1920 г., когда были созданы Высшие государственные Художественно- технические мастерские (ВХУТЕМАС), на основе слияния Строгановского училища и московской Школы живописи, ваяния и зодчества.

Пропедевтические курсы дизайна синтезировали в себе многие дисциплины: черчение. перспективу. начертательную геометрию, композицию, цветоведение. проектирование. В этом и состояла их ценность для дизайнера, как специалиста широкого, универсального профиля.

На основе анализа материалов о развитии дизайнерских школ, становится ясно, что основным вопросом, который ставили перед собой дизайнерские школы, был вопрос о том, что же включает в себя понятие "дизайн".

В данной работе, опираясь на изученный материал, мы сформулировали определение понятия «дизайн», которое было взято за основу в данной работе. Нами принят рабочий термин, означающий разновидность процесса создания рукотворной продукции - предметной среды и ее элементов, основанной на принципах сочетания красоты и пользы с соответствующими требованиями дизайн-составляющих. При этом графика и макетирование являются главными инструментами проектирования.

При разработке определения понятия «дизайн» мы использовали дизайн-составляющие, учитываемые различными дизайн-школами и, безусловно, оказывающие значительное влияние на качество подготовки дизайнера. Перечислим основные дизайн-составляющие: 1. Функциональное назначение. 2. Формообразующие факторы. 3. Композиция. 4. Эстетичность. 5. Цвет. 6. Шрифт. 7. Эргономичность. 8. Экологичность. 9. Экономичность. 10.

Конструкция. 11. Материал. 12. Технология изготовления. 13. Функциональная значимость!

Разумеется, названные выше составляющие не претендуют на " взаимную независимость и исчерпывающее наполнение содержания понятия «Дизайн», которое постоянно обновляется и меняется.

В этой главе исследуется роль дизайна в профессиональной деятельности учителя труда, ОТД, технологии и предпринимательства. В качестве инструмента исследования нами была разработана матрица, выявляющая значимость' межпредметпых связей дизайн-составляющих и учебных дисциплин в школе на уроках труда и технологии.

В качестве исходных данных были взяты основные (базовые) модули из экспериментальной программы «Технология» (научные руководители: профессор Ю.Л. Хотунцев и профессор В.Д.Симоненко).

В результатае исследования матрицы межпредметных связей дизайн-составляющих и учебных дисциплин интегральной образовательной области «Технология» в средней общеобразовательной школе мы пришли к следующим выводам:

1. Дизайн-составляющие являются активным инструментом при проведении творческих и увлекательных, интересных занятий.

2. Дизайн, как предмет, необходим практически на всех стадиях изучения образовательной области «Технология».

3. Дизайн-составляющие являются неотъемлемой частью всех учебных модулей «Технологии».

4. Дизайн-составляющие желательно вводить в школе с самого начала изучения образовательной области «Технология».

В первой главе мы исследовали и факторы, определяемые становлением современного дизайна.

Разработка опережающих, развивающих программ дизайн-образования и профобразования - задача, которая должна присутствовать в программе ФТиП.

Другая важная задача - создание органичной связи и осознанной интеграции художественно-проектного обучения с изучением технических дисциплин.

Это реально может быть осуществлено только при полном взаимодействии предметов, изучаемых на факультете, и сильных межпредметных связях.

Большинство дисциплин в рамках программы «Технология», которые определяют в дальнейшем направление деятельности учителя технологии и предпринимательства, опираются на мощную базу «Дизайн». Практически все дизайн-составляющие являются учебными элементами предметов учебного плана факультета, их неотъемлемой частью. Это доказывает проведенный нами анализ содержания учебных дисциплин, входящих в учебный план с 1997/98 уч.г. ФТиП МПГУ, и матрицы межпредметных связей дизайн-составляющих, которая была составлена по итогам исследования содержания программ, опросов и бесед с преподавателями- предметниками ФТиП в течение 1995- 99 гг.; все дизайн-составляющие присутствуют в каждом предмете в большей или меньшей степени.

Было доказано, что учитель технологии в школе постоянно работает с использованием элементов дизайна и графики. При этом главным средством

дизайна, его языком служит графика. «Рисуя, дизайнер проектирует, а проектируя - рисует».

Дизайн - это прежде всего проектирование и конструирование, т.е. построение, создание объекта, предмета, изделия. Наряду с решением функциональных и эксплуатационных задач дизайн в первую очередь занимается решением проблем • эстетического формообразования, рассчитанного на определенное психологическое воздействие, учитывающее специфику восприятия человеком прекрасного.

Наконец, на основании анализа данных, представленных в матрице, можно утверждать: введение элементов дизайна необходимо практически во все предметы учебного плана ФТиП педвуза.

Во второй главе «Конструировать курса «Начертательная геометрия» с позиций дизайн-подхода» прежде всего исследуется вопрос, какие требования должны предъявляться к графическим знаниям и умениям будущего учителя технологии и предпринимательства, а также дается анализ интеллектуальных возможностей студентов первого курса ФТиП с позиций этих требований.

На базе компонентов двух блоков «Знания, умения, навыки» и «Личностные качества», исследованных А.А.Павловой, нами была разработана усовершенствованная модель специалиста, включающая в себя (помимо известных) составляющие, обусловленные, перечисленными ранее требованиями дизайн-факторов.

При отборе материала проектируемой программы, мы проанализировали тенденцию развития совремеш1Ых курсов начертательной геометрии с позиций дизайн-подхода, а также те программы, которые были созданы в различных педагогических, технических и художественных вузах -МПГУ (Павлова A.A.), МАИ (Якунин В.И., Четверухин Н.Ф.), МАРХИ (Климухин А.Г., Короев Ю.И., Соболев H.A.), МАДИ (Кузнецов Н.С., Рыжов H.H.) и т.д.; учебники и сборники задач по начертательной геометрии современных авторов: Гордона В.О., Павловой A.A., Четверухина Н.Ф., Кремсала В.Е. и др.; были рассмотрены также учебники по черчению, выпущенные в период с 1961 года (результаты анализа в работе предлагаются в виде таблицы).

В результате исследования мы сделали вывод: вся история развития начертательной геометрии подсказывает, что без элементов дизайнерского мышления, без знания основ законов дизайна, вряд ли можно представить сегодняшний курс графики. В ряде программ вузов встречаются интегральные задачи (МАИ, МПГУ, МАРХИ).

Однако применяемые в настоящее время учебные программы по начертательной геометрии подготовки художников, конструкторов, преподавателей технических дисциплин (но не учителей технологии и предпринимательства) не имеют системного подхода к графике с позиций введения дизайн-составляющих, а содержат лишь частичные и разрозненные их элементы. Мы же предлагаем программу для подготовки специалиста -учителя труда, технологии и предпринимательства, обоснованно включающую в себя продуманный комплекс дизайн-составляющих, гармонично связанных и тесно переплетающихся с базовыми элементами и темами начертательной геометрии.

Количество учебных часов, отведенных в программе на блок «Начертательная геометрия», остается прежним - 76, меняется лишь внутреннее наполнение курса и его общая направленность, обусловленные соответствием дизайн-составляющим. '

В качестве базовой нами была взята программа по начертательной геометрии, разработанная A.A. Павловой. Но несмотря на определенное приближение названной программы к нашим требованиям, требовалось ее существенное развитие, расширение и дополнение с позиций дизайн-подхода. Перечислим эти расширения.

Основные элементы расширения програм.чы

1.Введение

Графика как предмет и средство изучения. Графика в жизни и профессиональной деятельности человека. Графика в технологии и профессиональной деятельности учителя технологии и предпринимательства.

2.Начертатсльная геометрия (теоретические основы графики)

Тема 2.1.Краткая история развития графической культуры. Дизайн: определение, роль в жизни человека и профессиональной деятельности учителя технологии и предпринимательства. Графика как один из основных языков дизайна. Шрифт, как неотъемлемая составляющая графики и дизайна.

Тема 2.2. Основные методы проецирования. Иллюстрация авторских чертежей, технических рисунков, набросков талантливых инженеров, дизайнеров, архитекторов. Путь. развития и становления графики. История развития чертежа (включая работы XIV-XVI вв.); отличия старинных чертежей от современных.

Тема 2.3. Точка. Точка как абстрактный и обобщающе-конкретный образ. «Точка» в дизайне.

Тема 2.4. Прямая линия. Эмоциональное и эстетическое наполнение понятия линии как образа. Эмоциональное восприятие линий (статика, динамика, напряжение, эмоциональность).

Формирование понимания студентами линии не только как абстрактного образа, построенного при помощи графического инструмента, а как носителя гаммы разнообразных эмоций, функций,,конструкций, символов.

Тема 2.5. Плоскость. Функциональность плоскостей в различных изделиях. Технология изготовления и примеры использования.

Примеры эргономического обоснования целесообразности использования плоскостей разного положения в различных конструкциях.

Тема 2.6. Способы преобразования эпюра. Преобразования как активная составляющая композиционного решения формы изделия и его оформления (орнамент; элементы декора, выполненные при помощи различных преобразований и т.д.)

Использование различных преобразований в повседневной жизни человека при создании различных изделий и проектировании элементов интерьера; в творческой деятельности студента ФТиП при выполнении курсовых и дипломных работ; профессиональной деятельности учителя технологии и предпринимательства.

Тема 2.7. Кривые линии. Построение разверток и спрямление кривых. Понятие «форма линии». Эмоциональное воздействие различных

форм линий на человека. Примеры использования эмоциональных характеристик линий в процессе художественного конструирования.

Кривые линии в дизайне. Знакомство с различными видами линий. Эмоциональное и психологическое воздействие линий на человека. Использование различных видов линий при создании технических и архитектурных конструкций, предметов быта с учетом их характеристик (значимость, технологичность, красота, выразительность, напряженность и т.д.). Реализация на практике системы «геометрия - функция - технология».

Тема 2.8. Понятие «форма предмета». Поверхности. Функциональная значимость линий поверхности (коники, линии среза, линии равного уклона и т.д.). Взаимная связь формы изделия и технологии его изготовления. Взаимная связь формы изделия и материала. Знакомство с основами формообразования: понятия технологичности, пластичности, изящности, легкости или тяжести формы. Формообразование в природе как один из образцов (прототипов) генерации дизайнерских форм. Взаимозависимости геометрии, материала, формы и технологии. Применение поверхностей и их чертежей в науке, технике, дизайне, в работе школьного учителя технологии и предпринимательства.

Тема 2.9. Развертки поверхностей

Развертка - как вид технологии изготовления объектов из листовых материалов. Решение проблем экономии расходования материалов средствами построения разверток. Моделирование форм и их орнаментов с помощью разверток.

Тема 2.10. Пересечение геометрических образов. Частные случаи пересечения форм в предметах бытового дизайна и архитектуры. Эстетика линий пересечения форм. Проектирование линий пересечения поверхностей с помощью ЭВМ при помощи современных графических программ: Truc Space, ArchiCAD, 3D Studio. Применение задач на построение линий пересечения поверхностей в жизни и деятельности (в том числе и творческой) человека.

Тема 2.11. Метрические задачи. Применение способов решения метрических задач в деятельности дизайнера, шшеепера, учителя технологии и предпринимательства.

Тема 2.12. Аксонометрические проекции. Применение наглядных изображений в: техническом конструировании, архитектуре, педагогике, науке, дизайне. Выбор оптимального вида' аксонометрии для наглядного представления изделия - проектируемого или существующего. Методика построения наброска (обобщение использования в предыдущих темах).

В этой же главе дается обоснование расширительных компонентов содержательного наполнения заданий для практических (индивидуальных и самостоятельных) занятий.

В третьей главе - «Педагогический эксперимент» - описывается проверка эффективности разработанной методики, которая осуществлялась в ходе педагогического эксперимента в течение 1995-1999гг.

Эксперимент был встроен в учебный процесс преподавания начертательной геометрии на ФТиП МПГУ. Апробация программы проходила в несколько этапов в часы, отведенные учебным планом ФТиП на начертательную геометрию (72 часа).

Для проведения эксперимента в период с 1995/96 по 1999/2000 уч.гг. ежегодно выбирались случайным образом по две группы общим количеством

50 учащихся. Одна группа являлась экспериментальной - 25 человек, а другая- 25 человек, контрольной.

Преподаватели ФТиП МПГУ, работавшие в экспериментальных и контрольных группах, были одни и те же: д.п.н., профессор Павлова A.A. (ведущий лектор, стаж педагогической деятельности 30 лет); ст. преп. Севрук Н.А.(стаж педагогической деятельности более 30 лет); доц. Афанасьев Ф.З. (стаж педагогической деятельности 30 лет); ст. преп. Глазкова И.В.(стаж педагогической деятельности 5 лет); асс. Макленкова С.Ю.(стаж педагогической деятельности 3 года).

Для выявления уровня подготовленности студентов, поступивших на ФТиП МПГУ, проводился констатирующий этап эксперимента.

Констатирующий этап эксперимента проходил в период с 1 по 15 сентября 1995/96 по 1999/2000 уч.гг., для его проведения использовались методы наблюдения, бесед, опросов студентов.

В процессе работы было проведено исследование личностных и профессиональных характеристик студентов ФТиП с целью выявления готовности к обучению по новой программе. Для этого использовались такие методы, как: наблюдения, беседы, анкетирование, тестирование. В результате этого был сделан вывод: студенты, поступающие на первый курс факультета, с каждым годом имеют все более слабую подготовку по графике, - хотя на факультет поступают люди далеко не равнодушные и желающие (за редким исключением) не только получить диплом, а действительно научиться какому - либо виду деятельности в рамках программы «Технология»; многие до поступления в вуз занимались различными видами декоративно-прикладного творчества, самостоятельно некоторые пробовали рисовать.

11-ой этап эксперимента - развивающий. В 1996/97 уч.г. в программу по начертательной геометрии экспериментальных групп были введены элементы новой программы в лекционный и практический курс. С 1997/98 уч.г. преподавание в экспериментальных группах велось по предлагаемой программе в полном объеме.

Ежегодно, начиная с 1996/97 уч.г., в период с 25 октября по 10 ноября (во время промежуточной аттестации на ФТиП МПГУ) давалась промежуточная оценка успеваемости студентов всех групп, которая уже на данном этапе показала, что уровень успеваемости в экспериментальных группах выше, чем в контрольных.

В 1997/98 и 1998/99 уч. г.г. Учащимся экспериментальных групп, а также учителям московских школ (получающим дополнительное образование по специальности «Преподаватель технологии и предпринимательства» в Московском институте повышения квалификации работников образования), для более глубокой проработки программы с точки зрения значимости программы и подбора дидактического обеспечения, было предложено ранжировать факторы, представленные в таблице 1, способствующие повышению учебно-творческой деятельности студента.

Таблица I

№ Фактор

1 Возможность использовать в жизни. Повышение конкурентноспособности

2 Возможность использования в профессиональной деятельности

3 Использование в других предметах, изучаемых на ФТиП

4 Использование в художественном творчестве

5 Развитие творческих способностей

6 Повышение общечеловеческой культуры

7 Возможность использования в дизайне

8 Развитие художественных задатков

9 Развитие интеллекта, воображения, пространственного мышления

Результаты оценки факторов в этих группах представлены в виде графика на рисунке 1 (стр. 11). Анализ графика показывает, что оценки похожи в своей закономерности.

Многие студенты и учителя при этом подчеркивали, что немаловажное значение имеет личность преподавателя, уровень его профессиональной подготовки.

Контрольный срез проводился начиная с 1996/97уч.г. в несколько этапов:

а) оценка качества выполненных контрольных и домашних (самостоятельных) работ;

б) по результатам сдачи экзамена по начертательной геометрии; 1996/97, 1997/98, 1998/ 99 уч.г.г. Число участников эксперимента осталось прежним -50.

Оценка качества контрольных и домашних (самостоятельных) работ, их грамотность и аккуратность (во многих случаях - графическая культура) исполнения проводилась на основании анализа альбомов работ, выполненных в рабочих тетрадях заданий по начертательной геометрии, моделей, которые выполнялись в течение семестра и представлялись для допуска к экзаменам.

• Оценка, данная группой профессионалов - преподаватей графики ФТиП МПГУ, показала, что у студентов экспериментальных групп работы выполнены более качественно и грамотно. Результаты их оценки представлены на рис. 2 и 3 (стр. 12).

График оценки факторов, способствующих усвоению знаний

1998/99 у1

,2 34 56 7 89 Фактор

Рис.1

Графики сравнительной оценкн контрольных и домашних (самостоятельных) работ

1997/98 уч.г.

Экспериментальная группа

Примечание к рисункам 1 и 2: оценка работ проставлялась 3-х балльная:

1- работа выполнена достаточно грамотно (по правилам начертательной геометрии, хотя с небольшими погрешностями), но неаккуратно.

2- работа выполнена достаточно грамотно, аккуратно, но не чувствуется высокого уровня графических знаний и культуры.

3- работа заслуживает высокой оценки и по грамотности, и по

графической культуре.

По результатам сдачи экзамена по начертательной геометрии. 1996/97, 1997/98, 1998/99 уч.г.г. Число участников эксперимента осталось прежним -50.

Во время сдачи экзамена по первому модулю графики «Начертательная геометрия» студенты 1-го курса экспериментальных и традиционных групп сдавали экзамен одним и тем же преподавателям. Студентам экспериментальных групп к традиционным билетам предлагались дополнительные задания, содержащие вопросы пропедевтики дизайна, следующего характера:

1. Какими поверхностями могут быть ограничены детали, изготовляемые на станках: а) сверлильных; б) токарных; в) фрезерных; г) токарно - винторезных?

2. В каком случае изображение на экране монитора (телевизора) будет более качественным (менее искаженным): а) если поверхность его экрана будет максимально близка к плоскости; б) если поверхность его экрана имеет некоторую (в том числе значительную) кривизну.

3. На каких станках и с помощью какого инструмента могут быть получены детали, ограниченные поверхностями: а) конической; б) цилиндрической); в) многогранной; г) сферой; д) пирамидальной?

4. Приведите примеры изделий, элементы обобщенной геометрической формы которых работают на: а) сжатие; б) изгиб; в) растяжение; г) кручение.

5. Приведите примеры случаев, когда более эргономично и функционально значимо положение плоскости: а) наклонное; б) горизонтальное; в) вертикальное.

6. Что было бы, если бы внутренняя зеркальная поверхность автомобильных фар имела бы форму сферы, а не параболоида?

7. Вы читали «Гиперболоид инженера Гарина»? В названии романа есть ошибка. Какая?

8. В каких технических деталях реализуется касание двух поверхностей вращения: а) цилиндрических с параллельными осями; б) конических с перпендикулярными взаимно скрещивающимися осями; в) конических с общей вершиной; г) однополостных гиперболоидов со скрещивающимися осями; д) сфер?

9. Как называется один из самых древних «механизмов», с помощью которого мастера изготовляли из глины круглые сосуды (предметы быта, украшения и т.п.). Используется ли сейчас эта технология?

10. С помощью какой технологии поверхность (в том числе плоскость), ограничивающую изделие, приближают к идеальной?

11. Из каких материалов должны быть изготовлены поверхности, чтобы составляющей технологии их производства было изготовление развертки: ее построение и использование? Приведите примеры.

Несмотря на несколько больший объем требований, ответы студентов экспериментальных групп были не только более грамотными, но ярче, содержали много практических примеров и иллюстраций.

Средний балл сдачи экзаменов по начертательной геометрии на 1-ом курсе распределился следующим образом (см. Таблицу 2).

Таблица 2

Группа Учебные годы

1996/97 1997/98 1998/99

Средний балл

Экспериментальная (25 студентов) 3,54 3,84 4,08

Контрольная (25 студентов) 3,06 3,20 3,45

1. 1-й курс (2 - й семестр)

Дальнейшая, специальная целенаправленная работа по пропедевтике элементов дизайна в графике с экспериментальными группами пока не велась. Но как показал профессиональный анализ работ и их экспертная оценка, они были намного качественнее по уровню исполнения и более творческими. Уровень работ студентов этих групп был намного выше по сравнению с уровнем работ студентов контрольных групп.

Кроме того, оценка, данная преподавателями старших курсов работе студентов, обучающихся на первом курсе в экспериментальных группах по программе «Начертательная геометрия с элементами дизайна», по качеству и срокам исполнения намного лучше. С этими студентами интереснее и легче работать. Среди них намного больше ищущих, изобретательных и творческих личностей. Более того, процент работающих в школе (начиная с третьего курса) среди студентов экспериментальных групп больше и многие из них идут преподавать в школу графику, дизайн, черчение.

Таким образом, результаты эксперимента подтвердили гипотезу о том, что уровень качества усвоения начертательной геометрии повысится, если в данный курс включить элементы дизайна.

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ

1. Предложено оптимальное определение и содержательное наполнение понятия «Дизайн», которым целесообразно руководствоваться в дальнейшем как рабочим определением.

2. На основании проведенного исследования материалов по истории и современному состоянию школ дизайна как в России, так и за рубежом, определены дизайн-факторы, входящие в это понятие.

3. Исследованы роль и место дизайна в профессиональной деятельности учителя технологии, предпринимательства и труда.

В результате сделаны следующие выводы:

а) дизайн-составляющие являются неотъемлемой частью всех учебных модулей образовательной области «Технология» в средней школе;

б) дизайн, как учебный элемент, необходим пргйстическн на всех стадиях изучения образовательной области «Технология»;

в) дизайн-составляющие являются активным инструментом для проведения творческих занятий в общеобразовательной школе по «Технологии»;

г) дизайн-составляющие желательно вводить в школе с самого начала изучения образовательной области «Технология».

4. Проанализирована значимость дизайн-составляющих в процессе обучения студентов ФТнП педвуза - в профессиональном становлении учителя технологии и предпринимательства.

5. Показано, что главным средством дизайна, его языком служит графика.

6. Исследованы содержательные элементы курса начертательной геометрии и спроектирована программа с базовыми составляющими дизайна, которая позволила дать студентам ФТиП сумму знаний и умений, необходимых для формирования высокой графической дизайн-культуры будущих преподавателей технологии и предпринимательства.

7. Предлагаемая программа «Графика» с элементами дизайна апробирована и используется на ФТиП МПГУ с 1997/98 уч.г.

Апробация показала, что процесс изучения графики с элементами дизайна создает условия для создания учебно-творческой среды с положительно - эмоциональным климатом.

8. Разработан и апробирован в учебном процессе комплект заданий для практических и самостоятельных работ по начертательной геометрии с элементами дизайна.

Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях:

1. Эстетические начала в курсе «Графика»// Научная сессия по итогам научно - исследовательской работы. - М: МПГУ, 1995.

2. Активизация развития художественного мышления базовыми средствами компьютерной графики// III Российская конференция. Тезисы докладов. - М.: МИЭТ - Технический университет, 1995. -С. 13-14 (в соавторстве с Павловой A.A.).

3. Проектная графика и дизайн - базовые компоненты профессиональной подготовки учителя технологии (труда)// Научные труды МПГУ. Серия: естественные науки. - М.: Прометей, 1996. - С.51-53 (в соавторстве с Павловой A.A., Дементьевой Е.В.).

4. Проектная графика и графический дизайн в программе подготовки учителя труда и обшетехннческих дисциплин// - М.: Прометей, 1997. - С.67-71 (в соавторстве с Павловой A.A., Корзиновой Е.И.).

5. Использование компьютерной программы CORELDROW в курсе композиции на факультете технологии и предпринимательства педвуза/'/ Межвузовский сборник научных трудов. - М.: Прометей, 1997. - С.92-95 (в соавторстве с Павловой A.A., Дементьевой Е. В.)

6. Графические дисциплины// Программы дисциплин предметной подготовки. Специальность: "030600i - Технология ij

предпринимательство" . - М.: Прометей, 1999. - С. 108-117 (в соавторстве с Павловой A.A.).

7. Основы художественного конструирования (Дизайн)// Программы дисциплин предметной подготовки. Специальность: "030600 -Технология и предпринимательство" . - М.: Прометей, 1999. -С.140-142 (в соавторстве с Павловой A.A.).

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Глазкова, Ирина Владимировна, 1999 год

ВВЕДЕНИЕ.

Глава I. ИССЛЕДОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ДИЗАЙН-ГРАМОТНОСТИ И ДИЗАЙН-КУЛЬТУРЫ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ ТЕХНОЛОГИИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

1.1. Поиск оптимального определения и содержательного наполнения понятия "Дизайн".i.

1.2. Исследование роли и места дизайна в профессиональной деятельности учителя Технологии, предпринимательства и труда.

1.3. Анализ значимости дизайн-составляющих в профессиональном становлении учителя Технологии и предпринимательства.

Выводы по главе 1.

Глава 2. КОНСТРУИРОВАНИЕ КУРСА «НАЧЕРТАТЕЛЬНАЯ ГЕОМЕТРИЯ» С ПОЗИЦИЙ ДИЗАЙН-ПОДХОДА.

2.1. Требования к дизайн-графическим знаниям и умениям модели специалиста «Учитель технологии и предпринимательства». Анализ уровня подготовленности студентов 1-го курса ФТиП с позиций этих требований.

2.2. Анализ тенденций развития курсов начертательной геометрии с позиций дизайн-подхода.

2.3. Проектирование программы с базовыми составляющими дизайна.

2.4. Реализация разработанных принципов в методике проведения практических занятий по начертательной геометрии.

Выводы по главе II.

Глава 3. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

Выводы по эксперименту.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Методические основы преподавания начертательной геометрии на факультетах Технологии и предпринимательства педвузов с элементами дизайна"

На современном этапе развития общества происходят различные изменения в социальной сфере, оказывающие значительные влияния на систему образования.

Вопрос подготовки учителей, призванных воспитывать подрастающее поколение в духе времени, остается одним из важнейших.

За последние сто лет человечество продвинулось в области науки, техники, педагогики дальше, чем за всю предшествующую тысячелетнюю историю. Давно ли говорили, что сейчас «век полимеров», но века еще не прошло, как появился «век педагогики», «век генетики», «век информатики». Имеется в виду качественный скачок в эффективности обучения.

Но качественный скачок - это явление, при котором эффективность обучения возрастает многократно по сравнению с существующей на сегодняшний момент. Именно момент, так как лавина научно-технической информации настолько мощная, что в любой момент может захлестнуть современную школу.

Возникает вопрос: можно ли путем совершенствования процесса обучения решить проблему? Или нужны принципиально новые формы, методы, содержание обучения, новый тип системы обучения?

В нашей стране для успешного решения этого вопроса прежде всего необходим подъем на более высокую качественную ступень развития нашей страны системы подготовки педагогических кадров. Нужны не просто специалисты своего дела, а люди с новым типом мышления, т.е. люди инициативные, творческие, смелые в принятии решений по различным вопросам, высоко и всесторонне образованные. Резерв в достижении эффективности прежде всего может быть найден в использовании и развитии индивидуальных особенностей школьников, студентов, их способностей, в раскрытии и поднятии их на более высокий качественный уровень. Без этого многие учебновоспитательные задачи, над которыми бьются современные учителя и ученые, становятся неразрешимыми.

Проблемы гуманизации, демократизации, индивидуализации и интеграции обучения требуют выхода на новый качественный уровень. Вот здесь нам представляется, что одним из реальных путей и мощным подспорьем реализации этих целей и задач может стать дизайн-подход в образовании.

Вопросы дизайн-подхода как отдельного направления к образованию не обойдены вниманием специалистов, но только в тех немногих случаях, когда вопрос ставится о самостоятельной профессиональной подготовке дизайнеров.

Но школы, институты, университеты не стоят на месте. Трансформируются их идеология, задачи, жизненные и профессиональные ориентиры. И сегодня вопрос преподавания основ дизайна, который был поставлен еще в 1851 году на Первой Всемирной промышленной выставке, проходившей в Лондоне, становится еще более актуальным.

Еще в 1852 г. в работе Г. Земпера «Наука, промышленность и искусство» [44, с.248] были даны конкретные предложения по реформе системы образования в художественных школах с идеей специализации обучения по основным видам дизайнерской деятельности.

Изменения в социальной сфере во все времена оказывали влияние на систему образования, ее неразрывную связь с культурным и материальным наследием стран. Многие деятели науки и искусства поднимали вопрос о том, что дизайн-образование необходимо как составляющая образования любого человека в любой развитой стране: Готфрид Земпер, Генри Кол, Уильям Моррис, Оуэн Джонс, Чарльз Рени Макинтош, Ван де Вельде и т.д.

Дизайн связан с большими воспитательными возможностями. Возникший в ходе научно-технической революции и связанный с индустриальным производством, первоначально в России он рассматривался как область технической эстетики, изучающей вопросы формирования гармоничной среды, созданной средствами промышленного производства для обеспечения быта, труда и отдыха людей.

Беру на себя смелость утверждать, что внедрение технической эстетики в школу прежде всего на уроки труда - дело важное, необходимое. Оно содействует всестороннему гармоничному развитию личности, пониманию красоты труда и совершенных произведений человеческих рук.»- отмечал проф. А.А. Белов [11].

Но, чтобы учащиеся смогли выполнить красивые изделия, необходимо дать им знания, умения, сформировать потребность, и способность создавать красоту в окружающих их предметах.

Для осуществления такого процесса обучения и воспитания должна быть, прежде всего организована соответствующая подготовка учителя.

Дизайн-школы, сформировавшиеся к концу XX - го века (Ленинградская, Ульмская, Уральская и т.д.), ставят в центр учебного процесса «.личность педагога-дизайнера.»- это и «живая методика», и программа со своими «плюсами» и «минусами», это личностное понимание дизайна и реакция на проблемы общества. Среди общеобразовательных предметов таких школ значатся: рисование, черчение, художественно - графические работы, живопись и т.д.

Важность такого образования подчеркивал еще A.M. Горький: «Человек по натуре своей художник. Он повсюду, так или иначе, стремится вносить в свою жизнь красоту. »[21] Эта красота имеет всеобъемлющее понятие: не только создание красивых и эстетичных предметов и окружения, но и умение их приобретать и использовать в жизни и быту. Это две стороны одной проблемы - производство и потребление продуктов труда. А это ставит еще одну задачу перед преподавательским составом в школах и вузах.

И.А. Вакс стремился найти средства, «перекидывающие мосты между ценностями художественной традиции и миром повседневной жизни с ее быстроменяющимися запросами» [Монография "Художник в промышленности". - М.,1965 г.].

Гораздо важнее приобщить к определенному типу мышления, чем обучить формальным правилам. Это должно быть непрерывным процессом, развивающимся концентрически, подобно годовым кольцам дерева. Общий круг задач должен охватываться в целом в каждой фазе воспитания, а не дробиться на изолированные разделы, и одновременно распространяться на все области, постепенно интенсифицируясь и углубляясь», - писал В. Гропиус, положивший начало курсу пропедевтики дизйна Баухауза [1, с. 207].

Методика пропедевтического курса неотрывна от личности создателя. Однако она может появиться только как результат прямого взаимодействия, сотрудничества преподавателя, ведущего курс дизайна, и преподавателей других дисциплин, связанных с дизайном напрямую или опосредствованно.

Необходимо параллельно с образованием повышать уровень подготовки специалистов, которые могли бы качественно и квалифицированно не только создать, но и оценить выпускаемые изделия. Современные изделия, начиная от космического корабля и кончая обычной шариковой ручкой, требуют участия в их производстве работников различного профиля. Каждый выполняет свою работу и сотрудничает с остальными.

Чтобы качественно выполнить и оценить работу, необходима соответствующая подготовка специалистов, способных относиться к своей работе с позиций грамотного дизайн-подхода.

Наряду с выработкой умения грамотно оценивать качество конструирования, необходимо, по возможности, учить оценивать и сложности производственных технологий.

Но кто, какие учебные заведения могут подготовить такого специалиста, который умеет: а) проектировать и создавать продукты, безупречные с позиции дизайн - грамотности; б) правильно оценить уровень дизайн-качества готовой продукции; в) обучить вышеуказанным умениям и навыкам и приобщить к ним многих людей с детства и юности?

На основе анализа, проведенного нами (и представленного несколько ниже) в этой работе, мы пришли к следующим заключениям:

1. Возможности а) и б) могут быть реализованы выпускниками художественно-промышленных учебных заведений, полиграфических, архитектурных, специальных дизайнерских школ и колледжей (разумеется, с учетом их уровня и специализации).

2. Возможности б) и в) могут быть реализованы выпускниками факультетов технологии и предпринимательства и трудового обучения педагогических учебных заведений.

3. Возможности а), б) и в) одновременно могут обеспечить выпускники учебных заведений комплексного характера, сочетающих в себе типы учебных заведений, указанных в пп.1 и 2.

И мы в нашей работе рассматриваем проблемы, связанные с исследованием учебного процесса на факультетах Технологии и предпринимательства (ФТиП) педвузов с позиций дизайн-подхода к педагогическому образованию.

Установление межпредметных связей - одна из значимых проблем учебного процесса в любом вузе и школе, равно как и преодоление барьеров между различными отраслями человеческой деятельности - наукой, искусством, инженерией, философией, политикой и т.д.

Дизайн же служит связующим звеном, являясь неотъемлемой частью почти любой человеческой деятельности.

С позиций реального внедрения в быт и деятельность человека такой предмет, как «технология», способен решить проблемы воспитания не просто старательного студента, а ученика, знающего, где и как применить полученные знания.

Учитель труда может полностью проявить свои способности, т.к. он должен будет сам проектировать оригинальные процессы обучения в соответствии со своим конечным эффектом и сам руководить самостоятельной и творческой работой учащихся с выходом на конкретный продукт.»,- отмечал в своей книге И.П. Волков [20].

На каких занятиях можно обучить учащихся не только созданию качественных продуктов их труда, но и оценке процесса создания с усвоёнием новых знаний, выработке качеств личности, необходимых для творческой деятельности? - Прежде всего на уроках технологии, изобразительного искусства.

Новизна теоретических и научно-педагогических разработок в настоящее время базируется на обобщении достижений отечественной педагогической практики, анализа опыта зарубежных разработок, практическом переосмыслении предшествующего опыта обучения учащихся труду с позиции нового отношения к труду и постоянного развития технологической культуры.

Этими вопросами занимались и занимаются такие ученые и педагоги-практики, как П.Р. Атутов, А.А. Белов, Ю.К. Васильев, О.А. Кожина, И.Я. Лернер, А.А. Павлова, В.А.Поляков, И.В. Роберт, М.Н. Скаткин, В.Д. Симоненко, Ю.Л. Хотунцев и др.

На уроках технологии при проектировании и изготовлении изделий законы эстетики и красоты вступают в силу на разных этапах: при выполнении набросков, эскизов, при составлении чертежей, изготовлении моделей, макетов, при отделке изделий.

Понятие «технология» и «дизайн» неотделимы. Любое дизайнерское мышление невозможно реализовать без технологии»-подчеркивал в своем выступлении профессор Д. Питт [74].

При выполнении изделий, их проектировании на уроках технологии студенты и школьники прежде всего обращаются к вопросу: как, в какой форме представить свои идеи и планы, каким образом изложить, чтобы их восприняли окружающие люди (учитель, ученики, товарищи и др.)? В этом случае самым простым и ясным языком является графика.

Давая познания по общей изобразительности, школа все внимание ученика сосредоточивала на способах выполнения, она чередовала карандаш, перо, кисть, осложняя и сами объекты изображения от орнамента до натурщика. Все устремлялось в конечную цель школы - дать такое изображение, чтобы с него можно было воспроизвести в точности предмет изображений. В такой же последовательности преподавались и теоретические предметы, мельчая на концах. Они углублялись в обособленную ремесленность. Особой заботой школы было окружено черчение с его непогрешимой точностью. » - отмечал К.С. Петров- Водкин, учившийся в центральном училище технического рисования [107, с.323].

Для будущих преподавателей технологии (студентов ФТиП педвузов) приобщение к знанию законов дизайна необходимо.

Художественная обработка различных материалов в своей технологической основе базируется на промышленном оборудовании, на умении владеть приемами столяра, слесаря, токаря, кузнеца и др. Соединяя профессиональные навыки с художественным замыслом, дети могут создавать изделия не только полезные, но и красивые. Внося в свою деятельность эстетические начала, приобщаясь к художественному творчеству», - отмечал А.С. Хворостов.

Красота зародилась в недрах простого ремесла как потребность человека в гармонии. Трудовая деятельность позволила создавать вещи все более совершенные, удобные, красивые и, конечно, встал вопрос об эстетическом воспитании средствами труда. Вопросами эстетического развития занимались И.Ф. Фишер, Г.Ф. Рабинович, А.В. Галичев, В.Ф. Коптев и др. Ряд аспектов показателей влияния среды, а также через среду на эффективность деятельности человека определены в ГОСТе 16035-81 (введен в действие 01.07.82 г.).

Итак, создается изделие . создатель и потребитель «беседуют» при помощи всем понятного языка - графики.

Графика, являясь главным средством дизайна, служит формой представления идей, которые только что появились в воображении автора на этапе поиска, а также в процессе развития этих идей и доведения их до производства в материале.

Следовательно, будущий учитель технологии должен прежде всего быть графически образованным, чтобы уметь донести свою мысль, идею проектируемого изделия или объяснить суть работы существующих изделий до аудитории.

Образовательная область технологии обширна и внедрение дизайн-элементов в различные ее направления - это поле деятельности для преподавателей многих направлений. Мы же, преподаватели графики, остановились на первом модуле -«начертательной геометрии». Почему? а) начертательная геометрия изучается на первом курсе. Введя элементы дизайна в начертательную геометрию, мы приобщаем студентов к дизайну на ФТиП с самого начала их обучения в вузе; б) начертательная геометрия является одной из базовых составляющих программы «Технология», и ее элементы входят во многие предметы ФТиП. Следовательно, внедряя дизайн-элементы в программу по начертательной геометрии, мы внедряем их автоматически и в другие предметы; в) более того, насыщая этот курс элементами дизайна, мы повышаем интерес и к предмету, и к учебной деятельности.

Поэтому, обращаясь к проблеме пропедевтики дизайна в курсе «Начертательная геометрия», мы ставим в данной работе перед собой цели:

Исследовать, разработать и реализовать концепцию методики обучения графике с пропедевтикой дизайна на ФТиП педвузов в первом модуле интегрального курса графики - «Начертательная геометрия».

Объект исследования: учебная деятельность студентов ФТиП в процессе изучения начертательной геометрии, с пропедевтикой дизайна.

Нами была выдвинута рабочая гипотеза : предполагаем, что качество интеллектуального, творческого, политехнического аспектов общей профессиональной подготовки учителя технологии и предпринимательства улучшится, если графическая подготовка студентов ФТиП будет включать в себя элементы дизайн-грамотности и дизайн-культуры, начиная с изучения первого модуля курса графики -«Начертательная геометрия».

Для реализации цели и проверки выдвинутой гипотезы оказалось необходимым решить ряд задач:

1. Исследовать роль и место дизайн-подготовки в профессиональной деятельности учителя технологии и предпринимательства.

2. Выявить и обосновать составляющие курса дизайна, которые могут войти в l-ый модуль курса графики - «Начертательная геометрия».

3. Разработать программу по l-му модулю курса графики «Начертательная геометрия» с учетом дизайн - включений.

4. Разработать задания в соответствии с предлагаемой программой.

5. Апробировать программу с элементами дизайна на первом курсе ФТиП МПГУ

6. Апробировать задания для индивидуальных и фронтальных форм обучения на l-ом курсе ФТиП МПГУ.

Методологической основой проведенного исследования являются концепции общего, среднего и дизайнерского образования и трудовой подготовки, теория и практика работы русских, советских и зарубежных ученых: В.Р. Аронова, П.Р.Атутова, Ю.К. Бабанского, А.Д. Ботвинникова, И.А. Вакса, И.С. Глазунова, В.О. Гордона, В. Гропиуса, Г. Земпера, Л.С.Катонина, А.Г. Климухина, Ю.И.Короева, У. Крейна, Н.Н. Кузнецова, И.Я. Лернера, Б.Ф. Ломова, У. Морриса, Оуэн Джонса, А.А. Павловой, В.Д. Симоненко, М.Н. Скаткина, Д.А. Тхоржевского, М.Ф. Фишера, Ю.Л. Хотунцева, Н.Ф. Четверухина и др.

Применялись следующие методы исследования:

1. Изучение и анализ психолого-педагогической, методической и учебной литературы.

2. Изучение опыта преподавания графических дисциплин в высшей и средней школе.

3. Изучение опыта преподавания дизайна и начертательной геометрии в высших и средних учебных заведениях в России и за рубежом.

4. Беседы, анкетирование, опросы школьных учителей технологии, графики и других предметов, а также преподавателей и студентов ФТиП, педвузов.

5. Педагогические эксперименты: констатирующий, развивающий - внутри учебного процесса (начиная с 1995/96 учебного года).

6. Наблюдение в процессе выполнения работ студентами

ФТиП.

Научная новизна проведенного исследования состоит в том, что:

1. Разработана и обоснована концепция дизайн-подхода к обучению студентов ФТиП графике и пропедевтике дизайна в первом модуле графики - «Начертательная геометрия».

2. Разработаны требования к модели специалиста, которые обусловлены концепцией дизайн-подхода к обучению студентов ФТиП графике.

3. Разработана программа обучения студентов 1-го курса ФТиП графике с элементами дизайна.

4. Разработаны требования к заданиям по начертательной геометрии с новых позиций дизайн-подхода.

Теоретическая значимость заключается:

1. В определении и обосновании требований к преподавателю графики с учетом дизайн-включений в программу.

2. В обосновании нововведений в курс графики, предназначенных для студентов ФТиП педвузов.

Практическая ценность работы состоит в следующем:

1. Предлагаемая программа используется на занятиях по графике на 1-ом курсе ФТиП МПГУ и может быть использована на ФТиП педвузов, а также в УПК и школах с углубленным изучением графики.

2. Разработаны задания по графике с пропедевтикой дизайна.

3. Предлагаемая программа апробирована и используется в полном объеме в процессе обучения начертательной геометрии студентов ФТиП МПГУ, начиная с 1997г.

4. Элементы программы, внедряемые на первом курсе, повышают эффективность обучения на старших курсах.

На защиту выносятся:

1. Содержание модели преподавателя предмета «Графика».

2. Дизайн-требования к методическому обеспечению курса «Графика» на ФТиП педвуза, его компоненты и результаты апробации в учебном процессе.

3. Программа пропедевтического курса дизайна в блоке «Начертательная геометрия».

Апробация результатов исследования осуществлялась в форме докладов и обсуждений в МПГУ на кафедре машиноведения (19871999 гг.), МЭИ (1996г.), МИЭТ (1996г.), на конференциях МПГУ (март 1997, март 1998 гг.), на научных семинарах ФТиП, Ленинских чтениях.

Внедрение результатов исследования.

Разработанная программа по начертательной геометрии с элементами дизайна используется на первом курсе ФТиП МПГУ, начиная с 1995 г.

Задания используются при проведении практических занятий со студентами ФТиП МПГУ.

В сжатой форме программа и задания были использованы при обучении учителей технологии и предпринимательства в Москвском институте Повышения Квалификации работников образования (МИПКРО) в 1997/98 и 1998/99 уч. гг.

Объем и структура диссертации.

Диссертационная работа содержит: введение, 3 главы, 21 таблицу, 3 схемы, 3 рисунка, список литературы и 2 приложения.

Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"

Основные результаты проделанной работы заключаются в следующем:

1. Предложено оптимальное определение и содержательное наполнение понятия «Дизайн», которым целесообразно руководствоваться в дальнейшем как рабочим определением.

2. На основании проведенного исследования материалов об истории и современном состоянии школ дизайна как в России, так и за рубежом определены дизайн-факторы, входящие в это понятие.

3. Исследованы роль и место дизайна в профессиональной деятельности учителя технологии, предпринимательства и труда.

В результате исследования сделаны следующие выводы: а) дизайн-составляющие являются неотъемлемой частью всех учебных модулей образовательной области «Технология» в средней школе; б) дизайн как учебный элемент необходим практически на всех стадиях изучения образовательной области «Технология»; в) дизайн-составляющие являются активным инструментом для проведения творческих занятий в общеобразовательной "школе по «Технологии»; г) дизайн-составляющие желательно вводить в школе с самого начала изучения образовательной области «Технология».

4. Проанализирована значимость дизайн-составляющих в процессе обучения студентов ФТиП педвуза - в профессиональном становлении учителя технологии и предпринимательства.

5. Показано, что главным средством дизайна, его языком служит графика.

6. Исследованы содержательные элементы курса начертательной геометрии и спроектирована программа с базовыми составляющими дизайна, которая позволит дать студентам ФТиП сумму знаний и умений, необходимых для формирования высокой графической дизайн-культуры будущих преподавателей технологии и предпринимательства.

7. Предлагаемая программа «Графика» с элементами дизайна апробирована и используется на ФТиП МПГУ с 1997/98 уч.г.

Апробация показала, что процесс изучения графики с элементами дизайна создает условия для создания учебно-творческой среды с положительно-эмоциональным климатом.

9. Разработан и апробирован в учебном процессе комплект заданий для практических и самостоятельных работ по начертательной геометрии с элементами дизайна.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Глазкова, Ирина Владимировна, Москва

1. Абаева И.М. , Бармаш О.А. и др. Дизайн в общеобразовательной системе. - М.: ВНИИТЭ, 1994.

2. Алексеев Н.П. Нормальный шрифт. М., 1930.

3. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: Соч. в 2-х т. М.: Просвещение, 1980.

4. Араухо И. Архитектурная композиция. М.: Высшая школа, 1982.

5. Атутов П.Р., Поляков В.А. Роль трудового обучения в политехническом образовании школьников. -М.: Просвещение, 1995.

6. Атутов П.Р. Методические проблемы развития педагогической науки. -М„ 1995.

7. Атутов П.Р. Связь трудового обучения с основами наук: книга для учителя. -М.: Просвещение, 1983.

8. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М.: Просвещение, 1995. - 208 с.

9. Бегенау З.Г. Функция, форма, качество. Перевод с немецкого. М.: Мир, 1969. - 167 с.

10. Белан П.И., Белан Е.П. Подготовка учителей интегрированного предмета «Технология»//Школа и производство. 1994. - №4.

11. Белов А.А. Техническую эстетику на уроки труда//Школа и производство. -1980. - №12.

12. Беспалько Л.В. Педагогика и прогрессивные технологии обучения.-М.: Педагогика, 1995. 45 с.

13. Блаус А.Я. Система обучения графическим дисциплинам в Высшей школе: Автореферат. М., 1974.

14. Боумен У. Графическое представление информации. М.: Мир, 1971,- 25 с.

15. Бубенников А.В. Начертательная геометрия. Краткий очерк истории возникновения и развития начертательной геометрии. М., 1966.

16. Бубенников А.В. Начертательная геометрия задачи для упражнений. - М., 1981.

17. Бунина P.M. Черчение и спецрисование. М.: Высшая школа, 1975.

18. Быков З.Н., Крюков Г.В. и др. Художественное конструирование. Проектирование и моделирование промышленных изделий. М.: Высшая школа, 1986.

19. Быстрое В.М. Концепция эстетического развития учителя технологии и предпринимательства средствами дизайна и декоративно прикладного искусства. - Череповец: ЧГУ, 1999. - 126 с.

20. Волков И.П. Учим творчеству. М.: Педагогика, 1988. - 17 с.

21. Волков И.П. Цель одна-дорог много. М.: Просвещение, 1990.

22. Выготский Л.С. Мышление и речь. Избранные педагогические исследования. М.: Просвещение, 1956. - 24 с.

23. Гальперин П.Я., Генисаретский О.И. Актуальные проблеммы исследования проектной культуры/Яехническая эстетика. 1989. -№5. - 36 с.

24. Герасименко И.Я. Проблема технологического обеспечения художественно конструкторского образования//Техническая эстетика - 1982. - №3. - 14 с.

25. Гордеева И.В., Миронова Н.Г., Полтавцева Т.А. и др.; Под. ред. К.К. Александрова. Методические указания по курсу инженерной графики. Поверхности и развертки,- М.: МЭИ. 1986.

26. Городон В.О. , Семенцов-Огиевский М.А. Курс начертательной геометрии. М.: Наука, 1988.

27. Гордон В.О. , Иванов Ю.Б. , Солнцева Т.Е. Сборник задач по курсу начертательной геометрии. М.: Наука, 1977.

28. Григорьев Э.П., Заяц Р.В., Моляко В.А. Психологические аспекты художественного конструирования. Киев, 1975.

29. Григорьева Т.П. Японская художественная традиция. М.: Наука, 1979.

30. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. М.: Педагогика, 1972. -13 с.

31. Давыдов В.В. Методы проектирования. М.: Работник просвещения, 1976.-45 с.

32. Давыдов В.В. Философско педагогические проблемы развития образования. - М.: Педагогика, 1981.

33. Давыдов В. В. Формирование учебной деятельности школьников. -М.: Просвещение, 1982.

34. Дизайн в высшей шоле. Под. ред. J1.А. Кузьмичева. М., 1994.

35. Дружинин Н.С. , Цыблов П.П., Школьник К.А. Курс черчения. Часть I.-M.: МАШГИЗ, 1961. -С.46-65.

36. Дьюи Д. , Дьюи Э. Школы будущего. М.: Работник просвещения, 1922.-43 с.

37. Евтеев В.И. Начертательная геометрия, черчение и рисование. Пособие по техническому рисунку для студентов специальностей ЛИСИ. Л., 1969.

38. Егоров И.Г. Художественные шрифты. М., 1930.

39. Ермолаев А.П. Социально-культурные аспекты художественного конструирования предметной среды. Автореферат. М., 1974.

40. Ерошина Г., Ульянова В. Дизайн и дети. М., 1975.

41. Журавская Т.М. Роль формального в пропедевтическом курсе дизайна. Автореферат. С.-П., 1994.

42. Зайцев Г.П. Эволюция начертательной топологии: учебное пособие МГАТУ им. Циолковского. М., 1994.

43. Залесский Г.Е. Психология мировоззрения и убеждений личности. -М.: МГУ, 1994.

44. Земпер Практическая эстетика. М.: Искусство, 1983.

45. Зинченко В.П., Смирнов С.Д. Методологические вопросы психологии. М.: МГУ, 1983.

46. Зинченко В.П. и др. Функциональная структура зрительной памяти. М.: МГУ, 1980.

47. Засов В.Д., Зенгин А.Р., Крылов Н.Н, Задачник по начертательной геометрии. М.: Высшая школа, 1968.

48. Зорина Л.Я. Программа- учебник- учитель. М.: Знание, 1989.

49. Зорина Л.Я. Слово учителя в учебном процессе. М.: Знание, 1984.

50. Ивин А.А. Строгий мир логики. М.: Педагогика, 1988.

51. Игнатьев Б.В. Дальтон-план и новейшие течения русской педагогической мысли. М.: Мир, 1925. - 179с.

52. Идельсон И.Д. Основы проецирования. Пособие по курсу инженерной графики. Л., 1970.

53. Инженерная графика. Техническое черчение: Учебное пособие, приложения, рисунки. Таганрог, 1974.

54. Кабанова-Миллер Е.Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. М.: Педагогика, 1986. - 288 с.

55. Каган М.С. Историческая технология художественной культуры (5 лекций). Самара: Открытое общество , 1996.

56. Каган М.С. Системный подход и гуманитарное знание. Л.: ЛГУ , 1991.

57. Кальней В.А. , Капралова B.C., Поляков В.А. Основы методики трудового и профессионального обучения. М.: Просвещение, 1987.

58. Канке В.А. Этика, техника, символ: учебное пособие по курсу «Философия техники». Обнинск: Обнинский институт атомной энергетики, Каф. Философии и соц. наук, 1996.

59. Килпатрик В.Х. Метод проектов. Л.: Брокгауз-Ефрон, 1925. - 32 с.

60. Кларин М.В. Инновациорнные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. -М.:Арена, 1994. -14 с.

61. Колейчук В.Ф. и др. Динамическая и кинетическая форма в дизайне: методические материалы. М., 1989.

62. Коськов М.А. Еще раз о теоретической подготовке дизайнеров/ЛГехническая эстетика. 1989. - №9. - С. 13-16.

63. Кремсал В.Е. Начертательная геометрия в применении к черчению и конструированию: учебное пособие. Николаев: Кораблестроительный институт, 1989.

64. Круглов Б.С., Безруких М. и др. Почему учиться трудно? М., 1996.

65. Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. М.,1972.

66. Кузин B.C. Методика эстетического воспитания учащихся 1-3 классы на уроках изобразительного искусства. М., 1989.

67. Кузнецов А.Ф. , Соколвский М.С. Черчение и рисование. М.: Высшая школа, 1972.

68. Куликов А.С. Начертательная геометрия в приложении к черчению, конструированию и проектированию. М.: Машгиз, 1959.

69. Куцын Т. И. Начертание шрифтов. М.: Гос. издательство архитектуры и градостроительства, 1950.

70. Лаврентьев А.А. Пропедевтическая дисциплина Трафика" ВХУТЕМАС. 1920-1922 годы//Техническая эстетика. 1984. - №7. -С.16-21.

71. Лапина И.А. Не уроком единым: развитие интереса к физике. М.: Просвещение, 1991.

72. Лапина И.А., Илюхина В.А. и др. Сверхмедленная управляющая система мозга и память. Л.: Наука, Ленинградское отделение, 1983.

73. Левин Карл. Геометрическая пропорция. М., 1984.

74. Ленинградская школа дизайна/Ред. Коллегия выпуска Валькова Н.П., Сидоренко В.Ф., Устинов А.У. М.: ВНИИТЭ, 1992.

75. Леонтьев А.В. Экономическая подготовка студентов ИПФ на занятиях в учебных мастерских. М., 1991.

76. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981 -185 с.

77. Лернер Л.Я. Педагогическая литература о проблеммах обучения: Обзоры по основным направлениям развития педагогической науки и практики. Обзор информации. М.: Министерство просвещения СССР, АПН СССР, НИИ общей педагогики. - 1983. - Вып. 6.-47 с.

78. Лихачев Б.Т. Эстетическое воспитание в школе. М., 1980.

79. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников: учебное пособие по спецкурсу для студентов педагогических институтов. -М.: Просвещение, 1983.

80. Локтев О.В., Глазунова И.М. Краткий курс начертательной геометрии. М.: Высшая школа, 1975.

81. Локтев О.В., Числов П.А. Задачник по начертательной геометрии. -М., 1977.

82. Лунев Б.П., Михнев М.М. Освещение мировоззренческих аспектов в процессе преподавания графических дисциплин: методические указания для преподавателей. М.: МИИГА, 1989.

83. Лихачев Б.Т. Философия воспитания. М: Педагогика, 1982. -16 с.

84. Макарова Н.Е. Пересечение поверхностей геометрических тел: учебное пособие. Пенза, 1997.

85. Мапьдонадо. Дизайнерское образование. М., 1965.

86. Мамедов Н.М. Культура, экология, образование. М.: РЭФИА, 1996. -29 с.

87. Мамедов Н.А. Экологический контекст современного образования//Педагогическое образование. 1993. - Вып. 10. - 39с.

88. Махмутов М.И. Современный урок. М.: Педагогика, 1995. - 184 с.

89. Методика художественного конструирования. М.: ВНИИТЭ, 1983.334 с.

90. Методические рекомендации по изучению педагогических взглядов С.Л. Рубинштейна. Смоленск, 1990.

91. Методические указания к проведению занятий по инженерной графике. С.-П.: Государственный университет.

92. Мечников И.И. Этюды о природе человека. М.: Папагея, 1903. -23 с.

93. Микешина Л.А. Методология научного познания в контексте культуры. М.: Исследовательский центр по проблемам подготовки специалистов, 1992.

94. Микешина Л.А. Познание и его возможности. М., 1992.

95. Минервин Г.Б., Мунипов В.М. О красоте машин и вещей. М.: Просвещение, 1981. - 143 с.

96. Монж Г. Начертательная геометрия. Изд-во АН СССР, 1947. - С. 10 -12.

97. Начертательная геометрия и графика. Сборник статей. Ред. Доц.Воскресенский В.А. .- Томск, 1966.

98. Неменский Б.М. Концепция эстетического развития учителя технологии и предпринимательства средствами дизайна и декоративно прикладного искусства. - Череповец: ЧГУ, 1999. —129 с.

99. Нестеренко О.И. Краткая энциклопедия дизайна. М.: Молодая гвардия, 1994.

100. Основы графической грамотности, под. ред. Виноградова. -Минск: Высшая школа, 1966.

101. Павлова А.А. Методические основы графической подготовки учителя труда и общетехнических дисциплин. Диссертация на соискание степени доктора педагогических наук. М., 1992.

102. Павлова А.А. Начертательная геометрия. М.: Прометей, 1993.

103. Павлова.А.А. Начертательная геометрия и черчение для педагогических институтов для специальности 21.20 Общетехнические дисциплины и труд//Сборник № 19. М.: Просвещение, 1988.

104. Павлова А.А., Чурикова И.В. Графические дисциплины// Программы дисциплин предметной подготовки. Специальность: "030600 Технология и предпринимательство". - М.: Прометей, 1999. -С. 108-117.

105. Пеклич В.А. Применение начертательной геометрии к решению проективных задач. М.: Высшая школа, 1983. - Вып. 10.

106. Песталоци И.Г. Избранные педагогические произведения. М.: Педагогика, 1981. -Т.2.

107. Петров- Водкин К.С. Пространство эвклида. Л.: Искусство, 1970. -323 с.

108. Прахт К. Мебель и архитектура. М.: Стройиздат,1993. - С.8-9.

109. Программы педагогических институтов. М.: Техническая эстетика, 1988.

110. Райн Д. Инженерная графика в САПР. М.: Мир, 1989. - 392 с.

111. Рицато Паоло. Жизнь сложна, и этим она прекрасна// Частная архитектура. 1999. - №4(28). - С.46-47.

112. Родченко A.M. Техническое рисование//Новый ЛЕФ. 1928. -№ 11.

113. Розов М.А. Проблемы анализа знания. М., 1997.

114. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: т.1,2. М.: Педагогика, 1989.

115. Сборник научно- методических статей «Начертательная геометрияи инженерная графика».- М : МГПИ. 1989116. Серов С. И. Стиль в графическом дизайне 60-80-е годы. М.: ВНИИТЭ, 1991.

116. Сидоренко В.Ф. Генезис проекной культуры//Вопросы Философии. 1984. -№70.-16 с.

117. Сидоренко В.Ф. Образование: образ культуры/ЛГехническая эстетика. 1989 - №12. - 98 с.

118. Сидоренко С.М. Руководство к решению задач по начертательной геометрии. М.: Всесоюзный заочный Машиностроительный институт, 1975.

119. Симонов В.П. Педагогический менеджмент. М.: Российское педагогичкское агеннство, 1977. - С.209-215.

120. Скаткин М.Н. Данилов М.А. Дидактика средней школы. М.: Просвещение, 1975. - 303с.

121. Совершенствование подготовки учителя трудового обучения к реализации задач реформ школы: Межвузовский сб. науч. тр./Отв. ред. Бака И.И. М. , 1987.

122. Сомов Г.Ю. Гармонизация формообразующих линий/Яехническая эстетика. 1972. - №12. - С.14-17.

123. Степанов В.Р. , Кузнецова В.Л. Проблема экологии- языком искусств. М.: Прогресс, 1991. - 26с.

124. Степина B.C. Педагогические мастерские. С.-П., 1997.

125. Тасамов В.И. Прометей или орфей. Искусство «технического» века. М.: Искусство, 1967. 372 с.

126. Teodore Е. Conover. Graphic communications. 1995 By Publishing company, USA.

127. Ушинский Д. К. Избранные произведения. М.: Просвещение, 1968.

128. Фролов И.Т. Горизонты экологического знания. М., 1986.

129. Фролов И.Т. Человек, общество, природа и НТР: Тезисы выступлений к III всесоюзному совещанию по философским вопросам современного естествознания. М.: Б.И., 1981.

130. Чапа М.И. Техническая геометрия. Учебное пособие по практическому курсу начертательной геометрии. Кишинев: ГПИ, 1998.

131. Черчение и начертательная геометрия. Пособие для студентов пединститутов. М.: Просвещение, 1969.

132. Четверухин Н.Ф. Проективная геометрия. М.: «Просвещение», 1969.

133. Четверухин Н.Ф. и др. Начертательная геометрия. М.: Высшая школа, 1963.

134. Щелкунов Д.Н. Дизайн: к проектированию будущего//Техническая эстетика. 1989. - №11. - 53 с.

135. Щукина Г.И. Активизация учебно- познавательной деятельности учащихся. Л., 1985.

136. Щукина Г.И. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении. М., 1984.

137. Яловенко А. Вальтер Гропиус в поисках новой гармонии// Частная архитектура. 1999. - №2(26). - С.70-74.

138. Яловенко А. Эйлин Грей и артдеко// Частная архитектура. 1999. -№3(27). - С.40-45.

139. Jacoby, Helmut. New architectural drawings. Ney York, Praeger, 1969.

140. Jon M. Duff. Concepts of Technical Graphics. Boston: PWS. KENT, Pablish Compani, 1990.

141. Robert R. Hartmann. Graphics for Designers. The Iowa State

142. Universiti Press Ames: Lowa, 50010. All rights reserved, 1976.x)

143. Bies Gohn D. Indastrial drafting: Prineiples, technicues, indastry practices. New York; London: Maemillan, 1987.

144. Benton Robert. Basic structural detaling. New York: Nichols, 1989.

145. Davis. В., Yarwood A. Yngineering drawing and computor graphics. -Wokingham: Van Nostrand Reinhold, 1986.

146. Levens Alexander, Chalk William. Graphics and engineering design. -New York ets.: Wiley, 1980.