Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Методика интенсивного обучения основам академического рисунка в условиях диалога культур

Автореферат по педагогике на тему «Методика интенсивного обучения основам академического рисунка в условиях диалога культур», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Автореферат
Автор научной работы
 Люй Шишэн
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Ростов-на-Дону
Год защиты
 2012
Специальность ВАК РФ
 13.00.02
Диссертация по педагогике на тему «Методика интенсивного обучения основам академического рисунка в условиях диалога культур», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Диссертация

Автореферат диссертации по теме "Методика интенсивного обучения основам академического рисунка в условиях диалога культур"

На правах рукописи

Люй Шишэн

МЕТОДИКА ИНТЕНСИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ОСНОВАМ АКАДЕМИЧЕСКОГО РИСУНКА В УСЛОВИЯХ ДИАЛОГА

КУЛЬТУР

Специальность 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (изобразительное искусство)

5 ДЕК 2013

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Мсс::Еа-2013

005543121

005543121

Работа выполнена на кафедре изобразительного искусства факультета технологии, изобразительного искусства

и профессионального образования ФГАОУ ВПО «Южный федеральный университет»

Научный руководитель: кандидат педагогических наук, профессор Ушакова Лариса Георгиевна

доктор педагогических наук, профессор, ГБОУ ВПО «Московский городской педагогический университет», факультет изобразительного искусстза, кафедра рисунка, заведующий кафедрой.

кандидат педагогических наук, доцент, ГОУ ВПО «Московский государственный областной университет», факультет изобразительного искусства и народных ремесел, кафедра рисунка, заведующий кафедрой.

Защита состоится «23» декабря 2013г. в 15.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.154.03 при ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет» по адресу: 119571, Москва, проспект Вернадского, д.88, ауд. № 551.

С диссертацией можно ознакомиться в ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный уяиверекгет» по адресу: 119991, Москва, Малая Пироговская, 1.

Автореферат разослан « » ноября 20 "13г.

Ученый секретарь Зубрилин

Официальные оппоненты: РОЩИН Сергей Павлович

ЧИСТОВ Павел Дмитриевич

Ведущап организация: ФГБОУ ВПО «Курский государственный университет»

диссертационного совета

Общая характеристика работы

Проблема исследования и ее актуальность.

Развитие средств массовой -коммуникации, политического и экономического сотрудничества неизбежно приводят к взаимодействию культур,каждая из которых, базируясь на собственных принципах,имеет тысячелетиями сформированный порядок, вкусовые предпочтения и собственную систему ценностей. Это касается всех сфер образования, в том числе и художественного. В связи с этим, возрастают требования к уровню и качеству подготовки специалистов. Особую значимость приобретают методики, способные сохранять имеющийсяопыт и внедрять новые образовательные технологии.

Этому явлению невозможно дать однозначной оценки, так как объективно существует ряд положительных и отрицательных моментов. С одной стороны, взаимодействие способствует взаимному обогащению национальных культур, с другой стороны,оно может стать причиной потери традиции, в частности, художественной.

Начиная с 50-х годов прошлого столетия, Россия и Китай активно взаимодействуют в сфере образования, в том числе и художественного. Сейчас этот процесс продолжает активно развиваться. Так, например, только в СПГАХИ им. И.Е.Репина, учатся в настоящее время более 300 китайских студентов. Таким образом, можно говорить о том, что на данный момент идет активный процесс освоения китайскими специалистами традиций российской академической реалистической школы изобразительного искусства.

Следовательно, для подготовки современных специалистов, в том числе иностранных, в области искусства необходимо создание таких образовательных технологий, которые бы позволили легче адаптироваться к особенностям другой изобразительной культуры, а также реализовывать данные тенденции в современном образовательном процессе.

В связи с этим возникает противоречие — меяеду необходимостью создания подобных методических систем как необходимого средства осуществления и активизации межкультурного образовательного процесса и недостаточной практической разработанностью и теоретическим обоснованием подобных методик в процессе обучения основам изобразительного искусства, в частности, академической живописи и рисунка.

В рамках нашего исследования мы обратились к фундаментальным исследованиям в данном вопросе.

Основой для теоретической базы исследования послужили труды в области психологии JI.C. Выгодского, H.H. Волкова, В.П.Зинченко, Е.И. Игнатьева, B.C. Кузина, C.JI. Рубинштейна, Л .Я. Дорфмана.

В области истории и современного опыта художественного и художественно-педагогического образования в России мы опирались на труды Э.М. Белютина, H.H. Ростовцева, Н.М. Молевой, В.В. Бабияк, Е.В.Шорохова, В.П. Зинченко, Л.Г. Медведева, H.H. Ростовцева, Г.В. Беды.

При анализе практического опыта преподавания академического рисунка нами рассматривались работы отечественных художников-педагогов 19-20 вв.: A.A. Дейнеки, Д.Н. Кардовского, H.H. Ростовцева, П.П. Чистякова, Сапожникова А. П., Гавриляченко С.А.

Историю становления художественного образования в Китае рассматривали в своих работах Чжэнь Жуй Лин, Чжан ДаоСэнь, Сюй ПэйХун.

В настоящие время современные проблемы художественно-педагогического образования рассматриваются в трудах таких китайскихпедагогов как Ли СуЦзе, Чжоу ПэнХой, Ван Цзин Цзяо.В области общекультурного взаимодействия мы опирались на работы Си Цзинчжи, Лид Г, Чень Жуйлиня, Инь Шаочуна, Жэнь Гунсюна, Гу Пина, Вань ЦзяньЦзюня.

В рамках анализа российско-китайского опыта обучения академическому рисунку особое внимание нами было уделено теоретической и практической деятельности выдающегося педагога К.М.Максимова.

Анализ исследований теоретиков и историков художественного образования России и Китая и указанного выше противоречия показали, что вопрос разработки методики интенсивного обучения основам академического искусства в условиях диалога культур до сих пор всесторонне не рассматривался.

Таким образом, проблема исследования заключается в разработке методических основ интенсивного обучения основам академического искусства в условиях взаимодействия культур.

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить решение поставленной задачи.

Объект исследования: процесс обучения иностранных студентов основам академического изобразительного искусства, в частности, рисунку

в соответствии с российской системой художественного профессионального образования.

Предмет исследования - методика, средства и формы организации учебного процесса, способствующие интенсивному обучению основам академического рисунка в условиях межкультурного образовательного пространства.

Гипотеза исследования состоит в том, что система интенсивного обучения основам изобразительного искусства в условиях диалога культур будет эффективной, если:

- она будет учитывать принципы и традиции, имеющиеся в данной культуре;

будет основана на базовых дидактических принципах и обогащенаразнообразными методами и средствами, имеющими дидактическое и научное обоснование;

- знания, получаемые обучаемыми на занятиях по данной системе,будут актуальны (раскрытие перед учащимися значимости получаемой информации);

- данная методическая система будет учитывать и широко использовать разнообразные современные средства обучения (новые технологии, в том числе, интернет, обучающие фильмы, пособия, проекторы и т.д).

В соответствии с предметом, целью и гипотезой были поставлены следующие задачи исследования:

1. Посредством изучения трудов и различных научных исследований в области художественного образования, психологии, культурологии определить условия, способствующие интенсивному обучению основам академического рисунка в условиях межкультурного образовательного пространства.

2. Выявить основные критерии, благодаря которым возможно определить качество интенсивности учебного процесса при обучении основам академического рисунка.

3. Определить ряд методов, приемов, форм и средств обучения, а так же оптимальные варианты их комбинирования для придания максимальной интенсивности учебному процессу в конкретных образовательных условиях.

4. Разработать научно обоснованную методическую систему, способствующую интенсивному овладению студентами китайских вузов основами академического рисунка и провести ее апробацию.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были применены следующие методы исследования:

- анализ литературы в области культурологии, эстетики, психологии, педагогики и методики преподавания изобразительного искусства, в которой рассматриваются вопросы, смежные с проблематикой данного исследования;

- наблюдение и анализ процесса и результатов практической работы студентов российских и китайских вузов, беседы со студентами и преподавателями;

- анализ практического опыта преподавания изобразительного искусства в России и Китае (на примере факультета дизайна и искусства Южного Федерального университета (Россия) и Педагогического института Шандоуского университета (Китай), в том числе действующих программ по дисциплинам предметной подготовки (рисунку, живописи, композиции);

проведение педагогического эксперимента, включающего констатирующий, формирующий и контрольный этапы, а так же анализ результатов экспериментальной работы;

Основные этапы исследования

Первый этап (2008-2009) - подготовительный. На данном этапе был проведен анализ литературы по культурологи, психологии художественного творчества, истории художественного академического образования в России и Китае. Так же подробно были изучены литературные источники, посвященные научно-методическим разработкам в области проблематики данного исследования с целью определения разработанности проблемы. Также на данном этапе велся анализ учебных программ и практических занятий студентов, обучающихся основам академического рисунка в России и Китае. На данном этапе была определена актуальность исследования, а так же уточнен понятийный аппарат исследования.

Второй этап (2009-2011)- поисковый. В течение этого периода уточнялась проблема исследования, изучались и анализировались результаты экспериментальной работы отечественных и зарубежных исследователей по проблеме исследования, формировалось содержание учебной программы. Была сформулирована гипотеза, намечены цели, задачи и определены методы исследования. Был проведен констатирующий этап экспериментального исследования с целью выявления исходного уровня подготовки студентов. Определены контрольные и экспериментальные группы. Разрабатывалась концепция, содержание и структура методической

системы, направленной на интенсификацию процесса обучения китайских студентов основам академического рисунка в условиях диалога культур, а также учебной программы, входящей в состав данной системы.

Третий этап (2011-2012) - экспериментальный. На данном этапе была окончательно сформирована методическая система, способствующая интенсивному обучению студентов китайских профильных вузов основам академического рисунка, а так же проведено ее внедрение и апробация. После этого был проведен подробный анализ результатов педагогического эксперимента, выявлен ряд проблем и определены пути их решения.

Научная новизна результатов исследования заключается в следующем:

- систематизирован, обобщен и проанализирован теоретический и практический опыт обучения китайских студентов основам академического рисунка в китайских и российских профильных вузах;

- выявлены эффективные условия, методы и средства, способствующие интенсификации процесса обучения основам академического рисунка в условиях сложившихся образовательных традиций России и Китая;

разработаны критерии, позволяющие определить уровень интенсивности процесса обучения академическому рисунку студентов профильных вузов Китая и России;

- научно обоснована, разработана и экспериментально проверена методическая система интенсивного обучения основам академического рисунка в условиях диалога культур.

Теоретическая значимость результатов исследования заключается в решении научно-педагогической задачи, а именно: разработке методики интенсивного обучения основам академического рисунка студентов китайских профильных вузов в условиях диалога культур, а так же в возможности применения полученных результатов в смежных исследованиях, посвященных проблемам культурно-образовательного обмена в области художественной педагогики. Некоторые положения исследования могут быть разработаны в рамках исследований, посвященных аналогичной тематике.

Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что в результате проведенной работы была разработана система практических упражнений, позволяющая оптимизировать все компоненты учебного процесса, что обеспечило интенсивное обучение китайских студентов основам академического рисунка.

Программа практических заданий, составленная в рамках предлагаемой методической системы, может быть полезна при работе над смежными дисциплинами предметной подготовки (живописью, композицией, историей искусств), а так же в рамках знакомства китайских студентов с достижениями академической системы художественного образования. Методические пособия, выполненные в рамках исследования, а так же учебные рисунки могут быть использованы в качестве наглядного материала на занятиях по композиции, живописи, изучении технологии изобразительных материалов и т.д.. Кроме того, методическая система, разработанная и апробированная в рамках представленного диссертационного исследования, может быть использована и для обучения студентов других регионов Азии.

На защиту выносятся следующие положения:

Методическая система, обеспечивающая интенсивное овладение китайскими студентами в российских и китайских профильных вузах основами академического рисунка, в условиях взаимодействия российской и китайской художественной культуры, включающая в себя: цели, задачи и содержание учебного процесса, определение условий проведения учебного процесса в интенсивной форме, группы методов, приемов, дидактических средств, стимулирующих развитие мотивации обучаемых, а так же способствующих интенсификации учебного процесса в рамках культурно-образовательных пространств России и Китая, а также критерии оценки уровня интенсивности обучения основам академического рисунка и научное обоснование вывода о том, что развитие навыков академического рисунка является важнейшим на пути освоения основ реалистического рисования, а также в развитии понимания студентами большинства явлений изобразительного искусства как западноевропейского, так и искусства Китая.

Достоверность исследования обеспечивается соблюдением трех основных условий. Во-первых, опорой на фундаментальные положения ведущих специалистов в области культурологии, психологии, педагогики, методики преподавания изобразительного искусства, во - вторых, соблюдением методической последовательности в проведении научного исследования и, в - третьих, - анализом результатов педагогического эксперимента, объективность которого определяют заранее разработанные и обоснованные с точки зрения научной целесообразности критерии, единые при фиксации изначальных и конечных данных.

Апробация результатов исследования и их внедрение

осуществлялись посредством публикаций, посвященных проблематике диссертационного исследования. Результаты экспериментальной методики обучения основам академического рисунка в условиях диалога культур были рассмотрены на заседаниях кафедры изобразительного искусства факультета изобразительного искусства Южного федерального университета, а так же ученого Совета факультета изобразительного искусства ЮФУ (2012 г.). Экспериментальная апробация исследования проходила на художественно-графическом факультете Педагогического института Шандоуского университета (Китай), на примере обучения студентов, обучающихся по специальности «Живопись», а результаты данной работы были представлены на обсуждение комиссии профессорско-преподавательского состава данного вуза. Основные теоретические положения и выводы по материалам исследования были опубликованы в качестве научных статей, в том числе в изданиях, рекомендованных ВАК РФ.

Основное содержание диссертации.

Во введении обосновывается актуальность темы диссертационного исследования, определяется проблема исследования, формулируются цель и задачи исследования, предмет, гипотеза. Выделяются основные противоречия современного состояния проблемы. Также обосновываются методы исследования, излагается научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования, раскрываются основные положения, выносимые на защиту. Рассмотрены этапы работы.

В первой главе «Академическая школа обучения изобразительному искусству как явление российской художественной культуры» раскрываются особенности профессионального обучения изобразительному искусству в России, а также роль академического рисунка в этом процессе. Рассматривается опыт обучения данной дисциплине и ее значение для подготовки современных специалистов.

В § 1.1 раскрывается роль дисциплины «рисунок» в формировании основ академического обучения в России. Для этого уточняется определение «академический рисунок» и приводится его классификация. Это необходимо для представленного исследования, так как с момента возникновения академической системы обучения изобразительному искусству, рисунок является основой изобразительной деятельности. Это объясняется фундаментальной задачей академического искусства -

созданием реалистического изображения. Поэтому владение навыками рисования необходимо как живописцу, скульптору, так и художнику-педагогу. Также в данном параграфе рассматривается история развития академического рисунка в России, приводится опыт выдающихся художников-педагогов, таких как А.П. Лосенко, И.Н. Крамской, П.П. Чистяков, Д.Н.Кардовский. Все это позволило сделать вывод о том, что, являясь важнейшей частью художественной культуры России, академическая система обучения изобразительному искусству прошла долгий путь развития, в процессе которого оформилась ее важнейшая особенность - значимая роль «академического рисунка». Таким образом, вопрос о развитии опыта преподавания данной дисциплины тесно связан с сохранением ярчайшего явления российской художественной культуры -академической школы обучения изобразительному искусству. Это обстоятельство делает актуальным разработку новейших методических систем, адаптированных к современным условиям и способным решать проблемы подготовки будущих специалистов.

В § 1.2 продолжается рассмотрение роли академического рисунка в подготовке современных специалистов в художественных вузах России. Согласно последним образовательным стандартам, максимально приближенным к требованиям Болонского соглашения, подготовка по системе «бакалавр - магистр» реализуется через ряд компетенций, которым должен соответствовать уровень подготовки специалиста. К ним относятся общие и частные профессиональные компетенции. Первые характеризуются необходимостью подготовки специалиста, способного реализовывать свою профессиональную деятельность в конкретных культурных и социальных аспектах общественной деятельности. Вторые -опытом и навыками практической профессиональной работы. Обе эти группы объединяет то, что многие из этих компетенций, для специалистов художественного профиля, тесно связаны с изучением дисциплины «академический рисунок».

В связи с этим, особое значение приобретают методические системы, способные решать проблему обучения академическому рисунку в современных условиях, характеризующихся сменой приоритетов в сторону самостоятельной работы студентов и большей степени вариативности учебных планов и программ. Эффективное обучение академическому рисунку в таких условиях тесно связано с переосмыслением сущности учебного процесса, построенного на работе с натурной постановкой. Благодаря организации работы с натурным материалом происходит

постановка и решение учебных задач рисунка, а так же развитие творческих способностей студентов, формирование их профессионального мышления и навыков практической работы. Для представленного исследования это имеет особое значение, так как разработка методов интенсификации обучения академическому рисунку в условиях диалога культур так же будет более эффективной, если обратить особое внимание на процесс работы с натурным материалом.

Также обучение академическому рисунку позволяет реализовывать дидактические принципы академической системы обучения изобразительному искусству.

В § 1.3 говорится о том, что программа обучения рисунку в российской системе подготовки специалистов художественного профиля базируется на основных принципах дидактики, а именно: принципе научности, принципе наглядности, принципе систематичности и последовательности, принципе сознательности и активности, принципе доступности.

Все это позволяет сделать следующие выводы: во-первых, на протяжении всей истории становления и развития академической школы изобразительного искусства в России рисунок являлся важнейшей учебной дисциплиной, так как эстетические пристрастия общества и развитие светского искусства требовали от изображения точности формы и материальности, а иногда даже полной иллюзорности;

- во-вторых, пришедший на смену русскому реалистическому искусству конца 19 - начала 20 века социалистический реализм во многом воспринял опыт художественной педагогики предыдущего периода, так как это способствовало решению идеологических задач, стоящих перед искусством новой эпохи, что отразилось и на преподавании рисунка. Существующие методы обучения продолжали совершенствоваться, тем не менее, рисунок и сегодня продолжает занимать место «ведущей» дисциплины, так как позволяет решать новые задачи, стоящие перед искусством.

- в-третьих, система образования современной России (в том числе и художественного) также основывается на обобщенном опыте советской школы. Кроме того, основные задачи, стоящие перед системой образования, в целом остались прежние;

- дисциплина «рисунок» является фундаментом для реализации базовых общих дидактических принципов, присущих российской академической системе обучения изобразительному искусству. Поэтому,

рисунок как учебная дисциплина продолжает играть ведущую роль в обучении изобразительной грамоте.

Вторая глава диссертационного исследования называется «Обучение изобразительному искусству в Китае - традиции и инновации» и посвящена изучению исторических и культурных предпосылок становления современной системы профессионального художественного образования в Китае, а также особой роли в этом процессе российско-китайского сотрудничества.

В § 2.1 рассматриваются политические и исторические предпосылки российско-китайского сотрудничества в области становления профессионального художественного образования в Китае. Одним из важнейших факторов, оказавших влияние на этот процесс, является идеологическая близость политического устройства двух государств и необходимость создания профессиональной и культурной базы, отвечающей требованиям государственности. Таким образом, начиная с 50-х годов двадцатого столетия, в СССР обучалось более 10 тысяч китайских граждан, а за 10 лет после подписания договора о дружбе и сотрудничестве в 1950 году в КНР преподавали более 800 советских специалистов по разным специальностям, в том числе и художественным.

Деятельности советских и китайских специалистов, оказавших большое влияние на процесс становления академической школы изобразительного искусства в Китае, посвящен § 2.2. Среди них особенно примечательна фигура K.M. Максимова, профессора Московского государственного художественного института им. В.И. Сурикова. Во время работы в Центральной академии художеств Китая Константин Мефодьевич организовал «группу Максимова», в которой впервые в Китайской Народной Республике велось преподавание масляной живописи по русской академической системе.

Особое значение деятельность K.M. Максимова и его учеников имела для становления и развития системы обучения академическому рисунку в Китае. Опираясь в своей методической системе на достижения русской академической школы изобразительного искусства, в том числе на методические разработки П.П. Чистякова, K.M. Максимов считал, что путь к преодолению многих сложностей в процессе обучения лежит в тщательном изучении, анализе и штудировании натуры. Также такой подход был призван ограничить свойственное китайскому искусству стремление к декоративности.

В параграфе 2.3 рассматриваются некоторые направления, существующие в данный момент в Китае наравне с реалистической школой. Они оказывают значительное влияние на обучение основам изобразительной грамоте в университетах Китая. К таким направлениям относятся: искусство «чжитоухуа» - один из видов «бескисточного» письма, и национальная живопись «гохуа». Ознакомившись с сущностью данных техник, мы сделали следующие выводы:

- обучение изобразительному искусству в Китае на современном этапе имеет два основных стратегических направления. С одной стороны, это сохранение национальных форм изобразительной деятельности, с другой - изучение основ академической традиции, характерной для западноевропейской, а также российской школы.

- несмотря на существование двух различных направлений в обучении изобразительному искусству в художественных вузах Китая, значение академического рисунка признано одинаково высоким как для обучения в традициях западноевропейского искусства, так и по отношению к национальным формам изобразительной деятельности;

- становление академической системы обучения изобразительному искусству Китая проходило при тесном культурном и политическом сотрудничестве Китая и СССР. Таким образом, система художественного образования Китая восприняла западноевропейскую традицию через призму советского искусства, которое, в свою очередь, было сформировано на фундаменте дореволюционной Академии, а также опыта таких выдающихся художников и теоретиков как П. П. Чистяков, И.Н. Крамской, А.П. Сапожников, А.П. Лосенко, и т.д.. Большую роль в этом процессе играет обучение академическому рисунку, как методу, позволяющему эффективно изучать способы создания реалистичного изображения;

- изучение академического рисунка в Китае играет так же большую эстетическую роль, так как позволяет знакомить учащихся с достижениями и методами западноевропейской художественной традиции;

- на данный момент особую актуальность приобретают методики, позволяющие интенсифицировать процесс обучения академическому рисунку на различных специальностях в художественных вузах Китая.

Третья глава диссертационного исследования называется «Экспериментальная методическая система обучения академическому рисунку в условиях поликультурного образовательного пространства».

Первый параграф данной главы - «Теоретическое обоснование методической системы обучения рисунку. Принципы, методы, средства»

раскрывает и обосновывает структуру авторской методической системы обучения академическому рисунку студентов китайских вузов. Основным, при этом, является организация работы с натурными постановками и тщательно продуманная, методически обоснованная последовательность учебных задач. Так же в данном разделе описываются методы и средства, позволяющие повысить эффективность процесса обучения. В целом структура учебной программы, входящей в состав методической системы, состоит из трех основных уровней (этапов). Первый этап - базовый. Его основные задачи условно можно разделить на две группы:

- знакомство студентов с плоскостью и объемом, а так же закрепление ими начальных сведений о перспективе и способах конструктивного анализа формы, приобретение студентами опыта моделировки формы в пространстве;

- приобретение студентами опыта работы в графических материалах, а именно, изучение изобразительных возможностей основных академических техник рисунка (карандаш, уголь, сангина, тушь, ручка).

Задания первого этапа делятся на три группы - способствующие приобретению учащимися умения производить конструктивный анализ формы в пространстве независимо от ракурса, задания направленные на развитие пространственного мышления и воображения, задания, направленные на формирование практических навыков работы в графических материалах. Ко второй группе заданий относятся задания, направленные в большей степени на развитие пространственного мышления и воображения. В отличие от предыдущей группы заданий, которая более рассчитана на рисование с натуры, на данном этапе рекомендуется выполнение упражнений с частичной опорой на зрительную

память и воображение.

Важнейшим принципом обучения на данном этапе является принцип научности и доступности. Соблюдение принципа наглядности обеспечивается использованием простых и сложных средств, включая мультимедийные устройства, а также наглядные пособия. На данном этапе эффективно применялись такие методы обучения как личный показ преподавателя, копирование, метод визирования, педагогическое рисование.

Второй этап - основной. Этому этапу соответствуют задания, направленные на изучение студентами способов решения объемной формы в пространстве, изучение пропорций и перспективы на примере головы человека. На данном этапе применялся метод обрубовки, чередования

краткосрочных и длительных видов работы. Таким образом, реализуются основные принципы обучения - принцип научности и принцип наглядности.

Третий этап - итоговый. Учебные задания данного этапа целиком посвящены более подробной работе над портретом. Теперь наряду с четким анализом конструкции с учетом анатомии, перед студентами ставятся более сложные задачи. К ним относится светотональная моделировка формы, проработка деталей, и как самая сложная - задача создания художественного образа, выражение внутреннего состояния человека посредством изобразительных средств. Так же, как и на предыдущем этапе, тут применяются авторские методы обучения. Например, рисование головы натурщика, черепа и экорше на одном листе. Данный способ позволяет выполнять одновременный анализ конструкции и формы предмета. Или метод параллельного рисования, известный еще со времен Императорской Академии художеств.

Для проверки эффективности авторской методики была разработана система критериев, позволяющих судить о ее эффективности. Этому посвящен § 3.2.

Все критерии можно разделить на две группы. Первая группа позволяет выявить уровень теоретической подготовки студентов на конкретном этапе обучения, вторая - позволяет проанализировать результаты практической работы. Первая группа: владение студентами понятийным аппаратом в конкретной профессиональной сфере деятельности, знание техник и материалов станкового рисунка, знание методической последовательности выполнения различных видов рисунка, а так же знание задач (наброски, зарисовки, длительные штудии и т.д.) и различных подходов к исполнению станкового рисунка.

Вторая группа критериев направлена на рассмотрение успешности выполнения студентами практических заданий и также делится на две подгруппы. К первой относятся: решение композиционных задач, убедительное решение основной массы в конкретной ракурсной ситуации, соблюдение пропорций как общих, так и индивидуальных (в рамках учебной программы 1-го курса, где предусмотрены на данном этапе изучение конструкции головы человека и выполнение портрета с натуры), конструктивный анализ формы с учетом анатомических особенностей строения головы человека, решение общего объема и отдельных его частей, светотеневая моделировка формы. Ко второй подгруппе относятся: разнообразие используемых подходов к ведению рисунка, применение

широкого спектра используемых техник и приемов ведения работы, создание и изобразительное решение художественного образа.

Благодаря представленным выше критериям стало возможно проведение экспериментальной части исследования. Ход и результаты констатирующего эксперимента представлены в § 3.3. Цели констатирующего эксперимента заключались в следующем: выявление и анализ типичных ошибок студентов, определение уровня умения студентов вести методически последовательно самостоятельную работу, выявление уровня владения студентами понятийным аппаратом, раскрытие причин недостаточной интеграции знаний студентов в различных дисциплинах на занятиях по рисунку, определение контрольных и экспериментальных групп.

В связи с обозначенными целями при проведении констатирующего эксперимента были использованы следующие методы исследования: беседы с преподавателями и студентами, опрос в письменной и устной форме, выполнение экспериментальной практической работы, результаты которой отражены в специальной таблице, анализ и работа с материалами учебных программ по рисунку, живописи и композиции, наблюдение и анализ учебного процесса (в особенности практической работы студентов в аудитории).

Разработка и внедрение экспериментальной системы проводились в 2010-2011 годах. В процессе разработки и внедрения обоих этапов экспериментальной системы - констатирующего и формирующего экспериментов - было задействовано около 150 человек, студентов Шандоуского университета, обучающихся по специальности «живопись».

Констатирующий этап эксперимента проводился в 2010 году, и в нем участвовало 40 человек, учащихся первых курсов. Участники эксперимента были разделены на подгруппы (4 подгруппы по 10 человек).

В представленной ниже таблице приведены результаты констатирующего эксперимента.

100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

Экспериментальная Контрольная

□ Теоретическая осведомленность в области изобразительной грамоты ■ Навыки практической работы___

В § 3.4. «Реализация экспериментальной программы обучения академическому рисунку в условиях поликультурного образовательного пространства. Ход и итоги формирующей фазы педагогического эксперимента» рассматривается ход формирующего эксперимента. Для более точного мониторинга в середине эксперимента был проведен промежуточный срез.

Результаты данного среза приведены ниже.

Экспериментальная Контрольная

□ Теоретическая осведомленность в области изобразительной грамоты Я Навыки практической работы_

Итог формирующего эксперимента, показал следующие результаты.

Экспериментальная Контрольная

□ Теоретическая осведомленность в области изобразительной грамоты В Навыки практической работы_

Результаты итогового среза оказались следующие. В двух контрольных группах соответствие практических работ указанным критериям составило около 77% от максимально возможного, тогда как в экспериментальных группах данный показатель достиг 95%, что почти на четверть превышает предыдущие показатели.

Так же значительно отличаются и показатели по уровню теоретической подготовки студентов в вопросах изобразительной грамоты. Так, если в экспериментальных группах данный показатель составил 91%, то в контрольных - 72%.

Изменение уровня интенсификации учебного процесса обучения основам академического рисунку в условиях диалога культур отражено в представленной ниже таблице. (Отмечаем, что в таблице приведены средние результаты по группам).

Обозначен ие уровня Экспериментальная группа. Общее количество 20 человек Контрольная группа. Общее количество 20 человек

Начало эксперимента Промежуточный контроль Завершени е эксперимен та Начало эксперимента Промежуточн ый контроль Завершение эксперимента

Высокий 93%

Средний 58% 34% 75%

Низкий 17% 17%

Следует отметить, что данные показатели не являются окончательными и их назначение в том, чтобы показать степень интенсификации учебного процесса на рассматриваемом нами этапе обучения. Если такова динамика, то можно предположить, что, применяя разработанную методическую систему в дальнейшем, экспериментальные

группы в более сжатые сроки достигнут уровня, соответствующего 100% уровню. И приведенная ниже программа является лишь моделью для применения конкретных методов, способов и условий интенсификации процесса обучения рисунку в условиях межкультурных образовательных связей.

Заключение

В результате проведения диссертационного исследования была выявлена проблема - недостаточная разработка методологических основ интенсивного обучения основам академического искусства в условиях взаимодействия китайской и российской художественных культур. В связи с этим была разработана методическая система с опорой на ключевые дидактические принципы, включающая в себя методы, средства и оптимальные формы организации учебного процесса.

Впервые поставлены и решены такие задачи как определение условий, способствующих интенсивному обучению основам академического рисунка в условиях межкультурного образовательного пространства, выявление критериев оценки уровня интенсивности учебного процесса при обучении основам академического рисунка в подобных условиях, определение ряда методов, приемов и средств обучения, а также вариантов их комбинирования.

Решение данных задач было осуществлено благодаря анализу трудов отечественных и китайских специалистов в области культурологии, педагогики, истории искусства и психологии, соблюдению требований к ведению научного исследования, использованию объективных критериев оценки.

Предложенная нами методическая система может использоваться преподавателями и студентами в практической работе для повышения эффективности обучения основам академического рисунка в условиях поликультурного образовательного пространства не только в вузах, но и других учебных заведениях, имеющих художественную специализацию.

Основные положения диссертационного исследования отражены в следующих публикациях автора:

1. Люй Шишэн. Применение опыта российской школы изобразительного искусства в обучении академическому рисунку

студентов китайских педагогических вузов П Известия Южного федерального университета, 2012. - №1. - С. 149-154 - 0,7 пл.

2. Люй Шишэн. Роль академического рисунка в современной системе подготовки художников-педагогов в Китае // Известия Южного федерального университета, 2011. - №12. - С. 130-135 - 0,7 п.л.

3. Люй Шишэн. Роль методики K.M. Максимова в формировании современной художественной школы Китая // Известия Южного федерального университета, 2011. - №3. - С. 41-46 - 0,7 пл.

4. Люй Шишэн. Методы и средства интенсификации процесса обучения рисунку в процессе подготовки художников-педагогов в Китае // Известия АМИ, 2012. - №6. - С. 16-21 - 0,7 п.л.

5. Люй Шишэн. Проблема разработки критериев эффективности системы подготовки художников-педагогов в китайских вузах на примере профилирующих дисциплин // Известия АМИ, 2012. - №3. - С. 166171-0,7 п.л.

6. Люй Шишэн. Проблема модернизации современной системы подготовки художников-педагогов по профильным дисциплинам в Китае // Известия АМИ, 2012. - №3. - С. 217-222 - 0,7 п.л.

Подписано к печати 18.11.2013 Объем 1,25 п.л. Заказ № 56 Тираж 100 экз.

ГУТ.МПГУ

Текст диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Люй Шишэн, Ростов-на-Дону

ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

На правах рукописи

042014 50246

Люй Шишэн

МЕТОДИКА ИНТЕНСИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ОСНОВАМ АКАДЕМИЧЕСКОГО РИСУНКА В УСЛОВИЯХ ДИАЛОГА

КУЛЬТУР.

Специальность 13.00.02 - теория и методика обучения и воспитания (изобразительное искусство)

ДИССЕРТАЦИЯ

на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

Научный руководитель -кандидат педагогических наук, профессор

Л. Г. Ушакова

РОСТОВ-НА-ДОНУ 2012

Содержание

Введение...................................................................................3

Глава I. Академическая школа обучения изобразительному искусству

как явление российской художественной культуры..........................14

1.1 Роль дисциплины «рисунок» в формировании основ академического обучения в России................................................14

1.2 Опыт преподавания учебной дисциплины «рисунок» в российской системе художественно-педагогического образования......24

1.3 Реализация дидактических принципов академической системы обучения изобразительному искусству в процессе обучения

рисунку....................................................................................40

Глава II Обучение изобразительному искусству в Китае — традиции и

инновации.................................................................................48

2.1 Становление и развитие академической модели художественного образования в Китае...........................................48

2.2 История методов обучения академическому рисунку в Китае........................................................................................50

2.3 Академический рисунок и его роль в обучении

изобразительному искусству в современном Китае..........................72

Глава III. Экспериментальная методическая система обучения академическому рисунку в условиях поликультурного образовательного пространства.....................................................................................79

3.1 Теоретическое обоснование методической системы обучения рисунку. Принципы, методы, средства..........................................79

3.2 Определение критериев эффективности методической

системы...................................................................................96

3.3 Констатирующий эксперимент и анализ его результатов ....105

3.4 Реализация экспериментальной программы обучения академическому рисунку в условиях поликультурного образовательного пространства. Ход и итоги формирующей фазы педагогического

эксперимента...................................................................................113

Заключение..............................................................................147

Список литературы..................................................................160

Приложения.............................................................................176

ВВЕДЕНИЕ

В условиях глобального распространения средств коммуникации, влекущего за собой ускорение всех форм общественной деятельности, все новые задачи ставятся перед сложившимися образовательными системами. В связи с этим возрастают требования к уровню и качеству подготовки специалистов. Всвязи с этим особую значимость приобретают методики, способные синтезировать, сохранять имеющиеся знания и опыт, и в то же время позволяющие внедрять и использовать новые образовательные технологии.

Это касается всех сфер научного знания, в том числе и художественного образования.

Особенно это является важным при обучении основам изобразительной грамоты, независимо от ступени или уровня обучения.

Средства массовой коммуникации, расширение экономического культурного пространства, неизбежно приводят к взаимодействию культур, каждая из которых, базируясь на собственных принципах, имеет тысячелетиями сформированный порядок, вкусовые предпочтения и собственную систему ценностей. Они получают свое воплощение во всех проявлениях материальной и духовной культуры, в том числе и в искусстве.

На их основании строится и система обучения, и способы передачи знаний одного поколения художников другому.

В современном мире подобные проявления культуры постоянно соприкасаются и являются наиболее актуальной и часто встречаемой формой взаимодействия.

Еще H.H. Крамской, как бы предвидя будущее, пишет «Что ни говорите, а искусство не наука. Оно только тогда сильно, когда национально. Вы скажете, а общечеловеческое? Да, но ведь оно, это общечеловеческое, пробивается в искусства только сквозь национальную форму. Я стою за национальное искусство, я думаю, что искусство не может быть никаким иным, как национальным. Нигде и никогда другого искусства не было, а если существует так называемое общечеловеческое искусство, то только в силу того, что оно выразилось нацией, стоявшей впереди общечеловеческого развития...» . [77, с. 84]

Этому явлению невозможно дать однозначной оценки, так как объективно существует ряд положительных и отрицательных моментов. С одной стороны, взаимодействие способствует взаимному обогащению национальных культур, с другой стороны, оно может стать причиной потери традиции, в частности художественной.

Одним из негативных факторов, препятствующих взаимообогащению этих сфер, является сам характер передачи информации. Интернет и другие современные средства коммуникации доступны практически всем, поэтому качество информации, поступающей по этим источникам, оставляет желать лучшего. В то же время, являясь одним из самых доступных способов общения и получения информации - интернет не может не оказывать влияния на любые образовательные процессы.

В этом контексте возникает острая необходимость создания таких образовательных технологий, методик и систем, которые бы позволили сохранить имеющиеся знания и за самый короткий срок сообщить их большому количеству человек.

Подобные системы должны отвечать следующим требованиям:

• доступности;

• актуальности;

• быть научно обоснованы;

• способствовать синтезу знаний.

Такие методические системы являлись бы более универсальными и способствовали бы сохранению знания, а так же помогали бы обучаемым более осознанно анализировать неорганизованный поток информации.

Таким образом, для подготовки современного специалиста в области искусства необходимо создание таких образовательных технологий, которые бы позволили ему самостоятельно ориентироваться в огромном информационном поле, самостоятельно выявлять и анализировать полученные сведения.

В связи с этим возникает противоречие — между необходимостью создания подобных методических систем, как необходимого средства осуществления и активизации межкультурного образовательного процесса и недостаточной практической разработанностью и теоретическим обоснованием подобных методик в процессе обучения основам изобразительного искусства, в частности, академической живописи и рисунка.

В рамках нашего исследования мы обратились к фундаментальным исследованиям в данном вопросе.

Основой для теоретической базы исследования послужили труды в области психологии JI.C. Выгодского, H.H. Волкова, В.П.Зинченко, Е.И. Игнатьева, B.C. Кузина, C.JI. Рубинштейна, Л.Я. Дорфмана.

Опорой в области истории современного опыта художественного и художественно-педагогического образования в России для нашего исследования являются труды Э.М. Белютина, H.H. Ростовцева, Н.М. Молевой, В.В. Бабияк, Е.В. Шорохова, В.П. Зинченко, Л.Г. Медведева, H.H. Ростовцева, Г.В. Беда.

При анализе практического опыта преподавания академического рисунка нами рассматривались работы A.A. Дейнеки, Д.Н. Кардовского, H.H. Ростовцева, П.П. Чистякова, Сапожников А. П. Гавриляченко С.А.

Историю становления художественного образования в Китае рассматривали в своих работах Чень Жуйлинь, Чжан Даосэнь, Сюй Бэйхун.

В настоящие время современные проблемы художественно-педагогического образования рассматриваются в трудах таких педагогов как Ли Суцзе, Чжоу Пэнхой, Ван Цзянь Цзюнь.

В области общекультурного взаимодействия мы опирались на работы Си Цзинчжи, Лид Г, Чень Жуйлиня, Инь Шаочуня, Жэнь Гунсюня, Гу Пина, Ван Цзянь Цзюня.

В рамках анализа российско-китайского опыта обучения академическому рисунку особое внимание нами было уделено теоретической и практической деятельности выдающегося педагога K.M. Максимова.

Анализ исследований и указанного противоречия показали, что вопрос разработки методики интенсивного обучения основам академического искусства в условиях диалога культур до сих пор всесторонне не рассматривался.

Все вышесказанное определило тему исследования «Методика интенсивного обучения основам академического рисунка в условиях диалога культур».

Проблема исследования заключается в разработке методических основ интенсивного обучения основам академического искусства в условиях взаимодействия культур.

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить решение поставленной задачи.

Объект исследования: процесс обучения иностранных студентов основам академического изобразительного искусства, в частности, рисунку в соответствии с российской системой художественного профессионального образования.

Предмет исследования - методика, средства и формы организации учебного процесса, способствующие интенсивному обучению основам академического рисунка в условиях межкультурного образовательного пространства.

Гипотеза исследования состоит в том, что система интенсивного обучения основам изобразительного искусства в условиях диалога культур будет эффективной, если:

• она будет учитывать принципы и традиции, имеющиеся в данной культуре;

• будет основана на базовых дидактических принципах и обогащена разнообразными методами и средствами, имеющими дидактическое и научное обоснование;

• знания, получаемые обучаемыми на занятиях по данной системе, будут актуальны (раскрытие перед учащимися значимости получаемой информации);

• данная методическая система будет учитывать и широко использовать разнообразные современные средства обучения (новые технологии, в том числе, интернет, обучающие фильмы, пособия, проекторы и т.д..).

В соответствии с предметом, целью, и гипотезой были поставлены

следующие задачи исследования:

1. Посредством изучения трудов и различных научных исследований в области художественного образования, психологии, культурологи определить условия, способствующие интенсивному обучению основам академического рисунка в условиях межкультурного образовательного пространства.

2. Выявить основные критерии, благодаря которым возможно определить качество интенсивности учебного процесса при обучении основам академического рисунка.

3. Определить ряд методов, приемов, форм и средств обучения, а так же оптимальные варианты их комбинирования для придания максимальной интенсивности учебному процессу в конкретных образовательных условиях.

4. Разработать научно обоснованную методическую систему, способствующую интенсивному овладению студентами китайских вузов основами академического рисунка и провести ее апробацию.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были применены следующие методы исследования:

- анализ литературы в области культурологии, эстетики, психологии, педагогики и методики преподавания изобразительного искусства, в которой рассматриваются вопросы, смежные с проблематикой данного исследования;

- наблюдение и анализ процесса и результатов практической работы студентов российских и китайских вузов, беседы со студентами и преподавателями;

- анализ практического опыта преподавания изобразительного искусства в России и Китае (на примере факультета дизайна и искусства Южного Федерального университета (Россия) и Педагогического института Шандоуского университета (Китай)), в том числе действующих программ по дисциплинам предметной подготовки (рисунку, живописи, композиции);

-проведение педагогического эксперимента, включающего констатирующий, формирующий и контрольный этапы, а так же анализ результатов экспериментальной работы;

Основные этапы исследования

Первый этап (2008-2009) - подготовительный. На данном этапе был проведен анализ литературы по культурологи, психологии художественного творчества, истории художественного академического образования в России и Китае. Так же подробно были изучены литературные источники, посвященные научно-методическим разработкам в области проблематики данного исследования с целью определения разработанности проблемы. Также на данном этапе велся анализ учебных программ и практических занятий студентов, обучающихся основам академического рисунка в России и Китае. На данном этапе была определена актуальность исследования, а так же уточнен понятийный аппарат исследования.

Второй этап (2009-2011) - поисковый. В течение этого периода уточнялась проблема исследования, изучались и анализировались результаты экспериментальной работы отечественных и зарубежных исследователей по проблеме исследования, формировалось содержание учебной программы. Была сформулирована гипотеза, намечены цели, задачи и определены методы исследования. Был проведен констатирующий этап экспериментального исследования с целью выявления исходного уровня подготовки студентов. Определены контрольные и экспериментальные группы. Разрабатывалась концепция, содержание и структура методической системы, направленной на интенсификацию процесса обучения китайских студентов основам академического рисунка в условиях диалога культур, а также учебной программы, входящей в состав данной системы.

Третий этап С201 1-20 1 24) - экспериментальный. На данном этапе была окончательно сформирована методическая система, способствующая интенсивному обучению студентов китайских профильных вузов основам академического рисунка, а так же проведено ее внедрение и апробация. После этого был проведен подробный анализ результатов педагогического эксперимента, выявлен ряд проблем и определены пути их решения.

Научная новизна результатов исследования заключается в следующем:

- систематизирован, обобщен и проанализирован теоретический и практический опыт обучения китайских студентов основам академического рисунка в китайских и российских профильных вузах;

выявлены эффективные условия, методы и средства, способствующие интенсификации процесса обучения основам академического рисунка в условиях сложившихся образовательных традиций России и Китая;

разработаны критерии, позволяющие определить уровень интенсивности процесса обучения академическому рисунку студентов профильных вузов Китая и России;

- научно обоснована, разработана и экспериментально проверена методическая система интенсивного обучения основам академического рисунка в условиях диалога культур.

Теоретическая значимость результатов исследования заключается в решении научно - педагогической задачи, а именно: разработке методики интенсивного обучения основам академического рисунка студентов китайских профильных вузов в условии диалога культур, а так же в возможности применения полученных результатов в смежных

исследованиях, посвященных проблемам культурно-образовательного обмена в области художественной педагогики. Некоторые положения исследования могут быть разработаны в рамках исследований, посвященных аналогичной тематике.

Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что в результате проведенной работы была разработана система практических упражнений, позволяющая оптимизировать все компоненты учебного процесса, что обеспечило интенсивное обучение китайских студентов основам академического рисунка.

Программа практических заданий, составленная в рамках предлагаемой методической системы, может быть полезна при работе над смежными дисциплинами предметной подготовки (живописью, композицией, историей искусств), а так же в рамках знакомства китайских студентов с достижениями академической системы художественного образования. Методические пособия, выполненные в рамках исследования, а так же учебные рисунки могут быть использованы в качестве наглядного материала на занятиях по композиции, живописи, изучении технологии изобразительных материалов и т.д.. Кроме того, методическая система, разработанная и апробированная в рамках представленного

диссертационного исследования, может быть использована и для обучения студентов других регионов Азии.

На защиту выносятся следующие положения:

Методическая система, обеспечивающая интенсивное овладение китайскими студентами в российских и китайских профильных вузах основами академического рисунка, в условиях взаимодействия российской и китайской художественной культуры, включающая в себя: цели, задачи и

содержание учебного процесса, определение условий проведения учебного процесса в интенсивной форме, группы методов, приемов, дидактических средств, стимулирующих развитие мотивации обучаемых, а так же способствующих интенсификации учебного процесса в рамках культурно-образовательных пространств России и Китая, а также критерии оценки уровня интенсивности обучения основам академи