автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Методика обучения информатике учащихся музыкальных школ с использованием звукового программно-аппаратного комплекса
- Автор научной работы
- Чёрная, Маргарита Юрьевна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Санкт-Петербург
- Год защиты
- 2012
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.02
Автореферат диссертации по теме "Методика обучения информатике учащихся музыкальных школ с использованием звукового программно-аппаратного комплекса"
На правах рукописи УДК: 373.016:002
ЧЁРНАЯ МАРГАРИТА ЮРЬЕВНА
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ УЧАЩИХСЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ШКОЛ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗВУКОВОГО ПРОГРАММНО-АППАРАТНОГО КОМПЛЕКСА
13.00.02 - теория и методика обучения и воспитания (информатика, уровень общего образования)
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
1 9 Ш/1 Ш
Санкт-Петербург 2012
005046381
Работа выполнена на кафедре информатики федерального государственного
бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Российский государственный педагогический университет им.
А.И. Герцена"
Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор,
главный научный сотрудник УМЛ «Музыкально-компьютерные технологии» РГПУ им. А.И. Герцена ГОРБУНОВА ИРИНА БОРИСОВНА
Официальные оппоненты:
доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой информационных систем и технологий Международного банковского института
МАКАРОВА НАТАЛЬЯ ВЛАДИМИРОВНА
доктор педагогических наук, профессор, главный научный сотрудник лаборатории информатизации педагогического образования Института педагогического образования Российской академии образования ЛЕБЕДЕВА МАРГАРИТА БОРИСОВНА
Ведущая организация: Санкт-Петербургская академия
постдипломного педагогического образования
Защита состоится "21" июня 2012 г. в 14.00 часов
на заседании диссертационного Совета Д 212.199.03 по защите докторских и кандидатских диссертаций, созданного на базе федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена"по адресу: 191186, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48, корп.1, ауд.237.
С диссертацией можно ознакомиться в фундаментальной библиотеке ФГБОУ ВПО "Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена", г. Санкт-Петербург.
Автореферат разослан 17 мая 2012 г.
Ученый секретарь диссертационного совета
доктор педагогических наук, профессор — Симонова И.В.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования
Стремительная информатизация общества естественным образом затронула сферу музыкального образования, где идёт поиск новых форм, методов, средств обучения, обновление методического содержания. Постепенно традиционное музыкальное образование переходит на новый уровень - информационное музыкальное образование, связанное с появлением новых электронных и компьютерных технологий. Информатика становится одной из основных дисциплин в музыкальном образовании, способствует расширению содержания обучения и усовершенствованию творческой деятельности музыканта, превращает процесс обучения в более высокотехнологичный и интенсивный. Вследствие этого предъявляются новые требования к уровню подготовки современного музыканта.
В настоящее время в музыкальном образовании появился новый инструментарий - электронный музыкальный синтезатор: чтобы научиться играть и уметь управлять этим инструментом, недостаточно знаний по классической теории музыки, гармонии, полифонии. Современный синтезатор является цифровым инструментом с соответствующим программным обеспечением, по сути, специализированным компьютером для работы с музыкальной информацией. Взаимообусловленность технических и программных средств в электронном музыкальном синтезаторе характеризует звуковой программно-аппаратный комплекс инструмента. С учётом этого появляется необходимость развития новых для музыканта способностей оперативно и качественно работать с музыкальной информацией на базе нового инструментария, анализировать и обрабатывать полученные результаты, обосновывать принятые решения в творческой деятельности, исходя из имеющейся музыкальной информации.
Это надо учитывать в подготовке специалистов, поскольку с самого раннего обучения у учащихся музыкальных школ появляется практическая необходимость в знаниях об информации, информационных процессах, базовых понятиях информатики как элементах реальной творческой деятельности на синтезаторе.
В этой связи возникает необходимость создания методики обучения информатике учащихся музыкальных школ и введения новой дисциплины «Информатика» на электронных отделениях детских музыкальных школ и школ искусств, где звуковой программно-аппаратный комплекс становится новым средством обучения информатике музыкантов и в то же время сам выступает объектом практической направленности в обучении, что и является предметом нашего исследования.
Многие исследователи в своих работах, учитывая процесс информатизации музыкального образования, указывают на необходимость более эффективной подготовки современного музыканта как специалиста, нового уровня его образованности (Л.Г. Арчажникова, В.В. Медушевский,
E.B. Назайкинский, Ю.Н. Parc, В.Г. Ражников). На особенности преподавания информатики для гуманитариев указывали Л.И. Алешин, А. Бешенков, В.П. Демкин и др. В отечественной системе музыкального образования проблеме необходимости обучения информатике посвящены научные и научно-методические публикации (Г.Г. Белов, И.А. Большакова, Т.И. Воронина, И.Б. Горбунова, A.B. Горельченко, М.И. Карпец, И.М. Красильников, Е.В. Орлова, Ж.Ю. Ситникова, A.B. Харуто и др.). Во многих странах вопросы обучения информатике музыкантов рассматриваются уже с середины прошлого века (Дж. Дрекслер, П.-Э. Йанолз, В. Реллин, Н. Хайнес и др.), примерно с этого же времени композиторы применяют музыкально-компьютерные технологии и электромузыкальный инструментарий в своем творчестве (Э. Артемьев, П. Булез, С. Крейн, Я. Ксенакис, Д. Лигети, А. Шнитке, К. Штокхаузен и многие другие).
Сегодня среди существующих исследований нет таких, в которых электронный музыкальный синтезатор рассматривался бы как инструмент, с помощью которого можно изучать информатику:
• как звуковой программно-аппаратный комплекс обучения информатике учащихся музыкальных школ;
• как средство и объект обучения информатике, создающие такую обучающую среду, которая способствует формированию и развитию информационных компетентностей музыканта.
Между тем потребность в таком исследовании явно диктуется современным состоянием подготовки учащихся и преподавателей музыкальных школ. Как показали результаты констатирующего этапа педагогического эксперимента, использование музыкантами знаний по информатике и умения применять их в творческой деятельности, как правило, фрагментарно, музыканты слабо владеют необходимым уровнем знаний, чтобы в полном объёме освоить современный музыкальный синтезатор как звуковой программно-аппаратный комплекс. Данные результаты свидетельствуют о наличии проблем в этой сфере:
- неучтённый факт потребности в интеллектуально-технологическом усовершенствовании музыкально-образовательного процесса;
- отсутствие специального внимания к психологической особенности восприятия информации учащимися-музыкантами (образное мышление, художественное восприятие, эмоциональная память, тяготение к определенным видам художественной деятельности), влияющее на затруднения в обучении информатике и низкую учебную мотивацию учащихся музыкальных школ;
- отсутствие внимания к возрастным особенностям обучения учащихся музыкальных школ, где уже дошкольники получают элементарные представления о музыкальной информации на синтезаторе;
- нехватка учебных и методических пособий по информатике для учащихся и преподавателей-музыкантов.
Научный поиск решения проблемы обучения информатике учащихся
музыкальных школ направлен на разрешение следующих противоречий:
- несоответствие уровня подготовки учащихся и преподавателей музыкальной школы в области обучения информатике и современными требованиями к музыкантам-специалистам;
- необходимость знаний по информатике, без которых музыканту становится невозможно разобраться в информационных процессах на электронном синтезаторе и отсутствие методики обучения информатике учащихся музыкальных школ.
Возникшая проблемная ситуация определила цель исследования: разработка методики обучения информатике учащихся музыкальных школ с использованием звукового программно-аппаратного комплекса.
Объектом исследования выступает процесс обучения информатике учащихся музыкальных школ на основе компетентностного подхода.
Предмет исследования — методика обучения информатике учащихся музыкальных школ с использованием звукового программно-аппаратного комплекса.
Гипотеза исследования заключается в том, что если:
• учитываются возрастные и психолого-педагогические особенности восприятия информации музыкантами (образно-ассоциативное мышление, эмоциональная память, приоритет творческого начала) при выборе методов, средств, форм организации учебной деятельности, с ориентацией на интегративно-контекстный подход к обучению;
• содержание обучения строится на основе междисциплинарной интеграции, формирующей единую систему знаний и опыт междисциплинарного применения знаний, связывающей учебно-познавательную и творческо-практическую деятельность;
содержание обучения направлено на выяснение информационных процессов, связанных с особенностями хранения, передачи и обработки музыкальной информации на синтезаторе, учитывающих профессиональные потребности и интересы учащихся-музыкантов;
• электронный музыкальный синтезатор в учебном процессе представлен как звуковой программно-аппаратный комплекс, имеющий набор технических и программных средств обработки звуковой и музыкальной информации, выступает, как новое средство обучения информатике (являясь источником информации) и объект для изучения и усвоения учебного материала, -
то возможно создание методики обучения информатике учащихся музыкальных школ с использованием звукового программно-аппаратного комплекса, способствующей повышению результативности обучения информатике учащихся-музыкантов и формированию устойчивых знаний и умений по информатике, обеспечивая успешное выполнение творческой деятельности.
Для решения указанных проблем и проверки достоверности принятой гипотезы исследования, были поставлены следующие задачи:
1) исследовать состояние проблемы и перспективы обучения информатике учащихся музыкальных школ на основе анализа научной и методической литературы;
2) ввести понятие «звуковой программно-аппаратный комплекс»;
3) разработать методику обучения информатике с использованием звукового программно-аппаратного комплекса;
4) сформулировать принципы отбора содержания обучения информатике учащихся музыкальных школ;
5) выявить особенности использования звукового программно-аппаратного комплекса в качестве средства обучения и объекта изучения информатики учащимися музыкальных школ;
6) разработать учебно-методический комплекс (программа, учебное пособие, учебник-словарь, творческая тетрадь, электронный учебник дистанционного обучения, аудио- и видеоматериалы) для музыкантов;
7) экспериментально проверить результативность использования звукового программно-аппаратного комплекса в обучении информатике учащихся музыкальных школ.
Методы исследования. В процессе осуществления задач исследования были использованы следующие методы:
• методы теоретического исследования: изучение и анализ научно-методической, психолого-педагогической литературы, диссертационных работ по проблемам музыкально-информационного образования, материалов научно-практических конференций и интернет-ресурсов; изучение методической документации (государственных образовательных стандартов, программ по информатике средней школы, учебных планов, нормативных документов); изучение педагогического опыта, связанного с информатизацией музыкального образования с введением музыкально-компьютерных технологий;
• методы эмпирического исследования: интервьюирование, анкетирование, экспертная оценка, собеседование, наблюдение за деятельностью обучающихся и изучение их самостоятельных творческих работ, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный);
методы математической статистики: качественный и количественный анализ результатов педагогического эксперимента.
Положения, выносимые на защиту: 1. Обучение информатике учащихся музыкальных школ является необходимой и важной составляющей профессиональной подготовки современного музыканта. В качестве основных целей обучения информатике выделены следующие:
• развитие творческого мышления и художественного потенциала через
звуковой мир цифровых технологий;
• формирование навыков элементарной информационной деятельности,
б
связанной с процессами получения, преобразования, накопления и передачи музыкальной информации;
• развитие компетентностей (познавательная, информационная, профессиональная), позволяющих успешно применять в творческой деятельности звуковой программно-аппаратный комплекс на основе усвоенных знаний, акцентируя внимание на самостоятельность, активность и ответственность самих учащихся.
2. Методика обучения информатике учащихся музыкальных школ строится на интегративно-контекстном подходе, с учётом специализации деятельности музыкантов:
• отбор содержания обучения представлен как трансформация учебно-познавательной деятельности в практическую на основе междисциплинарной интеграции, при активном включении учащихся в деятельность по решению творческих задач (усвоение одной дисциплины базируется на знаниях другой);
• ориентация на активные методы обучения (проблемное, развивающее, исследовательское, проектное), позволяющие вовлечь учащихся в учебно-познавательную деятельность;
• современные формы организации обучения (творческие работы, обучающие игры, проблемное и интерактивное обучение) предоставляют учащимся не только готовые знания, но и опыт самостоятельного нахождения знаний через творческую деятельность на музыкальном синтезаторе;
• применение звукового программно-аппаратного комплекса, являющегося средством обучения и объектом изучения информатики, создаёт условия для лучшего понимания и эффективного усвоения материала по информатике, позволяет учитывать профессиональные потребности и интересы учащихся музыкальных школ.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют:
• труды учёных-музыкантов, композиторов, проводящих исследования по проблематике электронно-компьютерного музыкального инструментария (Э. Артемьев, Э. Денисов, Ч. Додж (США), Ж.-М. Жарр, М. Заливадный, М. Кёниг (Нидерланды), Я. Ксенакис (Франция); Е. Мурзин, А. Немтин, Ж. Риссе (Франция), Р. Ружичка (Чехия), Л. Термен, Л. Хиллер (США), А. Шнитке, К. Шульц (Германия);
• работы музыкантов-исследователей и учёных, занимающихся проблемой создания и изучения строения электронно-музыкального инструментария (А. Володин, Б. Галеев, И. Красильников, Т. Кэхилл, Р. Муг, Е. Мурзин, М. Мэтьюз, Л. Термен, Л. Хаммонд, Д. Эпплтон и др.);
• труды математиков, исследующих процессы, связанные с моделированием элементов электронно-музыкального творчества (Г. Вейль, Ю. Вигнер, В. Ф. Зайцев, Р. Зарипов, Ч. Пирс, С. Чибирёв);
• педагогические аспекты использования музыкально-компьютерных технологий в музыкальном образовании (В.О. Белунцов, А.Г. Гейн, И.Б.
Горбунова, А. Камерис, И.М.Красильников, Р.Ю. Петелин, Ю.В. Петелин, А.Б. Родионов, A.B. Харуго, В.М. Цеханский);
• необходимость введения в музыкальное образование музыкальной информатики (А.П. Ментюков, Ю.Н. Parc, Н.С. Сушкевич, A.B. Харуто);
• разработка стандартов и программ по информатике (И.Ф. Базлов, С.А. Бешенков, Л.Л. Босова, A.A. Кузнецов, Н.В. Макарова, A.B. Могилев, И.Г. Семакин, А.Л. Семенов, А.И. Сенокосов, Н.Д. Угринович, Е.К. Хеннер, А.Н. Шляго и др.);
• методология компетентностного подхода в педагогическом образовании (О.В. Акулова, И.С. Батракова, А.К. Маркова, С.А. Писарева, Т.Н. Носкова, Н.Ф. Радионова, А.П. Тряпицына и др.);
• основные положения знаково-контекстного обучения (В.П. Беспалько, Н.В. Борисова, A.A. Вербицкий, Н.Б. Лаврентьева, Ю.Г. Татур и др.).
В своей работе мы взяли за основу концепцию курса информатики, разработанную профессором Натальей Владимировной Макаровой. Объектом нашего внимания являются следующие принципы данной концепции:
• обеспечение базового уровня информационной культуры учащегося при условии непрерывности образования;
• развитие логического и творческого мышления, познавательного потенциала школьника, его коммуникативных способностей на базе современного компьютерного инструментария;
• освоение базовых технологий в процессе решения задач из конкретной предметной области;
• приобретение опыта использования информационных технологий в практической музыкальной деятельности;
• интеграция информатики и межпредметные связи с другими предметами, как возможность закрепления и углубления знаний, полученных на других предметах.
Источником диссертационного исследования явился также собственный шестнадцатилетний опыт автора как заведующей электронным отделением музыкальной школы им. М.И. Глинки (СПб), преподавателя и разработчика курсов повышения квалификации на базе РГПУ им. А.И. Герцена.
Логика и основные этапы исследования
Исследование, базируясь на основных методологических и методических принципах теории и практики обучения, имело следующие этапы:
1. Предварительный этап (1996 — 2002 гг.):
изучение научной литературы, теоретических источников, методического материала по предмету «Информатика», разработка и написание программы обучения для детских образовательных учреждений «Электронные музыкальные инструменты»;
2. Теоретический этап исследования (2003 — 2007 гг.).:
• определение конкретных путей, способов и средств достижения поставленных целей и задач исследования:
• применение теоретических выводов в практике преподавания информатики с использованием звукового программно-аппаратного комплекса в музыкальных школах;
отбор содержания, конкретных тем, разделов в реализации междисциплинарных связей;
• разработка методики преподавания информатики на основе интегративно-контекстного подхода в обучении учащихся музыкальных школ;
3. Экспериментальная часть исследования (2006 - 2011 гг.):
содержит проверку выдвинутых идей в практике обучения информатике учащихся ДМШ, ДШИ, а также в программе курсов повышения квалификации «Методика обучения игре на электронных музыкальных инструментах» и «Музыкальное компьютерное творчество» на базе РГПУ им. А.И. Герцена, в программе для детских музыкальных учреждений «Электронные музыкальные инструменты», в написании учебного пособия для педагогов и студентов факультетов компьютерных технологий высших учебных заведений «Электронные музыкальные инструменты».
Научная новизна исследования
• Обосновано использование звукового программно-аппаратного комплекса в обучении информатике учащихся музыкальных школ, представленного как средство обучения и как объект изучения информатики.
• Разработана методика обучения информатике учащихся музыкальных школ с использованием звукового программно-аппаратного комплекса на основе интегративно-контекстного подхода.
• Разработана программа обучения электронному инструментарию учащихся музыкальных школ, включающая изучение информатики с использованием звукового программно-аппаратного комплекса, позволяющая развить познавательную деятельность музыкантов с учётом их профессиональных интересов.
• Выявлены критерии отбора содержания курса информатики для учащихся музыкальных школ, основанные на междисциплинарных связях (общий тематический материал, сближающий дисциплинарные знания) с учётом психолого-педагогических особенностей восприятия.
Теоретическая значимость исследования
• Обоснована необходимость обучения информатике учащихся музыкальных школ на основе интегративно-контекстного подхода с учётом специализации деятельности музыкантов;
• уточнено понятие «звуковой программно-аппаратный комплекс», раскрыта его сущность;
• выявлены принципы отбора содержания обучения информатике учащихся музыкальных школ на основе междисциплинарной интеграции;
• уточнена структура и расширено содержание дисциплины «Музыкальная информатика» в связи с введением звукового программно-аппаратного комплекса в учебный процесс учащихся музыкальных школ.
Практическая значимость проведенного исследования
• Создано учебно-методическое пособие «Электронные музыкальные инструменты», рекомендованное при изучении информатики в ДМШ, ДШИ;
• внедрена программа обучения для детских музыкальных образовательных учреждений «Электронные музыкальные инструменты», включающая учебный материал по информатике;
• организованы курсы повышения квалификации по модульной программе, профессиональная переподготовка преподавателей и музыкантов в области освоения электронного музыкального инструментария, Новый инструмент представлен как звуковой программно-аппаратный комплекс, требующий грамотной работы со звуковой и музыкальной информацией;
разработаны Всероссийский музыкально-образовательный портал ДЛЯ преподавателей и музыкантов - Муз.учитель.ру ГЬтг//тигис1ше1.п1/) и Музыкально-образовательный портал для современных родителей и их детей http://muzroditel.ru/. позволяющие расширить и преобразовать самостоятельную деятельность музыкантов в информационной образовательной среде (сетевые конференции, семинары, проекты, организация консультационной помощи, возможность получение новых знаний из предложенной информации, участие в дистанционных курсах повышения квалификации);
• организованы дистанционные курсы повышения квалификации «Методика обучения игре на электронном музыкальном синтезаторе», «Аранжировка на электронном музыкальном синтезаторе», «Компьютерное музыкальное творчество», «Основы компьютерной грамоты», разработаны материалы для дистанционной поддержки этих курсов;
• внедрена разработанная электронная система проверки знаний по информатике в форме тестов (задания с выбором ответов), позволяющая определить уровень подготовки обучающихся;
• введена новая дисциплина «Музыкальная информатика» в образовательном процессе на электронных отделениях музыкальных школ, как практический отклик на необходимость знаний по информатике в деятельности современного музыканта.
Апробация основных положений, результатов и выводов исследования осуществлялась:
в процессе проведения городского семинара «Новые информационные технологии в современном музыкальном образовании и творчестве», проводимого на базе УМЛ «Музыкально-компьютерные технологии» РГПУ им. А.И. Герцена (ноябрь 2008г.);
на ежегодной международной научной интернет-конференции «Новые образовательные стратегии в современном информационном пространстве» (с декабря 2009г.);
на ежегодной Международной научно-практической конференции «Современное музыкальное образование», проводимой в РГПУ им. А.И. Герцена совместно с Санкт-Петербургской государственной консерваторией им. H.A. Римского-Корсакова (с декабря 2002 г.);
на конкурсах, семинарах, мастер-классах для преподавателей музыкальных и общеобразовательных школ, музыкальных и музыкально-педагогических училищ;
в процессе преподавания на курсах по программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки «Преподавание электронных музыкальных инструментов в средних профессиональных образовательных учреждениях (музыкальные училища и музыкально-педагогические колледжи)» слушателей с высшим и средним профессиональным образованием;
• в процессе обучения учащихся в детских музыкальных школах: МОУ ДОД «Детская музыкальная школа №3 им. Н.К. Гусельникова» г. Дзержинска Нижегородской области, МОУ ДОД Нижний Тагил «Детская музыкальная школа №1 им. Римского-Корсакова», МОУ ДОД «Сланцевская ДМШ» Ленинградской обл., МОУ ДОД «Детская школа искусств им. М.И. Глинки» Санкт-Петербурга.
Достоверность и обоснованность результатов исследования предоставляется точной методической основой исследования, многосторонним теоретическим анализом проблемы, выбором показателей эффективности предложенных подходов, адекватных предмету исследования, к реализации концепции обучения, а также репрезентативной выборкой количества респондентов констатирующего и формирующего эксперимента.
Личный вклад автора заключается в постановке и решении проблемы обучения информатике учащихся музыкальных школ, в том числе в разработке методики обучения информатике, в создании программы обучения на электронном музыкальном синтезаторе и учебного пособия «Электронные музыкальные инструменты», в разработке модульных курсов повышения квалификации преподавателей «Методика обучения игре на электронных музыкальных инструментах», «Аранжировка на электронных музыкальных инструментах» и «Компьютерное музыкальное творчество», в создании Всероссийского музыкально-образовательного портала МузУчитель.Ру (http://muzuchitel.ru), в проведении авторских дистанционных курсов обучения игре на электронных музыкальных инструментах.
Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения и библиографии. Основной текст занимает 186 страницы. Библиография содержит 183 наименования.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ Во введении обосновывается актуальность темы диссертационного исследования, определяются его цель, задачи, объект, предмет, гипотеза и
н
методы, раскрываются научная новизна, теоретическая и практическая значимость полученных результатов, формируются выносимые на защиту положения.
В первой главе «Обоснование возможности использования звукового программно-аппаратного комплекса в обучении информатике учащихся музыкальных школ» рассматриваются основные тенденции развития современного музыкального образования, связанные с информатизацией обучения; обосновывается необходимость знаний по информатике в учебной деятельности учащихся электронных отделений музыкальных школ; выявляются психологические особенности обучения информатике учащихся-музыкантов и причины, связанные с затруднениями в изучении этого предмета; рассматривается компетентностный подход как концептуальная основа технологии контекстного обучения; представлен электронный музыкальный синтезатор как звуковой программно-аппаратный комплекс в обучении информатике учащихся музыкальных школ.
В настоящее время осуществляется преобразование деятельности музыканта, изменяется процесс обучения, который становится интеллектуально-технологическим, основанным не только на непосредственном взаимодействии преподавателя с обучающимися, но и на интерактивном взаимодействии музыканта (пользователя) с электронным синтезатором или компьютером (заметим, что для музыканта компьютер и синтезатор являются новым инструментарием в творческой деятельности).
Реализация такого учебного процесса приводит к изменению техники исполнительства на инструменте. Включает в себя не только виртуозную игру на клавиатуре, но и сложный процесс управления инструментом, связанный с контроллером (регулятором) нескольких сотен, а то и тысяч разнообразных параметров, отвечающих за те или иные аспекты звуковой информации (поиск, получение, обработка, запись, хранение, представление, передача), конструирование стиля, редактирование тембров, конвертирование звукового файла из одного формата в другой, а также получение дополнительной информации непосредственно из Интернета и многое другое. Данным процессом музыкант должен уметь управлять - как во время исполнения при помощи клавиш, кнопок, педалей, фэйдеров, так и предварительно запрограммировав нужную настройку, установив параметры на самом синтезаторе.
Из этого следует, что для современного музыканта, помимо традиционных средств эффективного решения проблем систематизации, распространения, хранения, изучения и передачи информации, становится необходимым умение анализировать, перерабатывать, выделять существенное, искать способы решения и применять полученную информацию в практической деятельности. Всё это вместе и определяет уровень информационной компетентности современного музыканта.
В результате проведённого исследования было выявлено, что, осваивая современный музыкальный синтезатор как звуковой программно-аппаратный
комплекс, высококвалифицированные специалисты, имеющие музыкальное и педагогическое образование, столкнулись с трудностями. Из-за низкого уровня знаний по информатике возникла сложность в понимании логики функционирования инструмента, интерфейса, свойств структуры и закономерностей распространения музыкальной информации.
В рамках исследования обнаружилось, что у некоторой части учащихся-музыкантов также возникали проблемы в освоении синтезатора как звукового программно-аппаратного комплекса, при изучении основных понятий информатики, в умении применять полученные знания на практике (психологические особенности восприятия информации) или вообще отсутствие этих знаний (у младших школьников).
Как известно, для людей творческих профессий эффективность обучения достигается тогда, когда новые знания добываются в результате творческой деятельности, когда учебный процесс максимально приближается к практической работе и новые дисциплины изучаются в контексте с деятельностью музыканта. Учитывая это, целесообразно выстраивать процесс обучения информатике учащихся музыкальных школ на основе компетентностного подхода как «концептуальной основы технологии контекстного обучения» [А. Вербицкий]. В логике компетентностного подхода содержание образовательного процесса должно выстраиваться на профессиональных задачах. Смысл такого подхода заключается в том, чтобы обеспечить у учащихся не только формирование целостного восприятия знаний, но и получение необходимого опыта в самостоятельной творческой деятельности, умело используя приобретённые знания в обучении.
В диссертации обосновывается целесообразность использования компетентностного подхода как способа решения указанных проблем, связанных с трудностями в изучении информатики учащимися музыкальных школ. Как показало наше исследование, данный подход к обучению информатике позволяет максимально приблизить содержание предмета к творческой профессиональной деятельности музыканта, создаёт условия для лучшего понимания и эффективного усвоения материала по информатике, способствует формированию умения самостоятельно использовать полученные знания в творческой деятельности, увеличивает активность и ответственность самих учащихся.
Настоящая работа исходит из установки, что современный электронный музыкальный синтезатор представляет собой звуковой программно-аппаратный комплекс для творческой работы со звуковой музыкальной информацией; имеет устройства ввода (клавиатура, кнопки, рычажки, датчики, MIDI), вывода (звук, индикаторы, MIDI), обработки (генераторы, преобразователи, память) и центральный процессор, координирующий их работу. В связи с этим сформулировано определение и введено понятие «звуковой программно-аппаратный комплекс», что отражает взаимообусловленность технических и программных средств,
предназначенных для решения творческих задач, значимых для профессиональной деятельности музыкантов.
В ходе анализа был выявлен состав программного обеспечения музыкального синтезатора, состоящий из системных и прикладных программ:
главной частью системного программного обеспечения является операционная система, в каждой модели синтезатора она своя (у синтезатора Korg операционная система OASYS, у синтезатора Roland - Fantom, у синтезатора Yamaha - Motif). Показана структура синтезатора, состоящая из клавиатуры и звукового блока (две независимые части, связанные между собой через MIDI интерфейс), отмечено, что в современных моделях синтезатора, как и у компьютера, обновляется операционная система, имеется страничное меню, встроенные справочные файлы, скринсейверы;
прикладное программное обеспечение представлено программами специального назначения, которые используются в профессиональной деятельности музыканта это:
звуковые и музыкальные редакторы Voice Creator, Voice Set и Style Creator для создания, редактирования, тембра, стиля с огромным количеством алгоритмов при осуществлении высокоскоростных преобразований над звуковыми сигналами DSP (реверберация, хорус, флэнжинг и др.);
базы данных Database (БД) для структурирования музыкальной информации, хранимой в памяти синтезатора, отображающие состояние объектов и их взаимосвязь - база данных готовых аранжировок (БД) Song, созданных стилей (БД) Style, редактированных тембров (БД) Voice и др.;
электронные таблицы, позволяющие проводить вычисления при обработке музыкальных данных и при контроле параметров звуковых сигналов.
Установлено, что техническое и программное обеспечение электронного музыкального синтезатора представляет собой сложный процесс для обработки данных, передачи и хранения музыкальной информации, «синтезатор - электронный музыкальный инструмент, способный генерировать, комбинировать и обрабатывать широкий спектр звуков» [И. Алдошина].
В работе делается вывод о том, что звуковой программно-аппаратный комплекс активизирует работу учащихся, каждый из них стремится найти необходимую информацию, видит личностный смысл в получении этой информации для практической деятельности; тем самым информация превращается в знания, которые учащийся применяет как средство решения творческих задач, что обосновывает необходимость разработки соответствующей методики обучения.
Во второй главе «Методика обучения информатике учащихся музыкальных школ с использованием звукового программно-аппаратного комплекса в реализации интегративно-контекстного подхода»
рассматриваются теоретические основы, определяющие построение методики обучения информатике учащихся музыкальных школ, обоснован интегративно-контекстный подход в обучении, представлен учебный комплекс обучения информатике музыкантов.
В нынешнем образовательном пространстве сами по себе школьные «занятия не имеют значения, смысла, до тех пор, пока учащиеся не придадут им эти значения и смыслы» [Д. Кеннет].
В ходе разработки методики обучения информатике учащихся музыкальных школ мы опирались на обобщённую модель методической системы обучения (цель, содержание, методы, средства и организационные средства обучения).
Одна из основных целей обучения информатике учащихся музыкальных школ - развитие информационных компетентностей, позволяющих успешно действовать на основе усвоенных знаний, акцентируя внимание на самостоятельность, активность и ответственность самих учащихся.
В связи с этим за основу взята «интегративно-контекстная» педагогическая модель [А.А Вербицкий, В.Ф. Тенищева]. Концептуальную основу данной модели составляет контекстное обучение - «соединение в учебном процессе теории и практики, где знания, умения, навыки даются не как предмет, на который должны быть направлена активность учащегося, а в качестве средства решения задач» [А.А. Вербицкий]. В результате выбранная модель обучения сближает учебный процесс по информатике с профессиональной деятельностью музыканта с помощью учебно-творческих задач, заданий, ситуаций, и усвоение знаний происходит непосредственно в практической деятельности.
Связующим звеном между учебно-познавательной и музыкально-творческой деятельностью выступает «междисциплинарная интеграция», как «целенаправленное усиление междисциплинарных связей при сохранении целостности учебных дисциплин» [М.В. Носков, В.А. Шершнева]. При таком подходе усвоение одной дисциплины базируется на знаниях другой, учащиеся могут многократно использовать и закреплять полученные знания (в данном случае — по информатике) в решении творческих задач по освоению синтезатора и создания аранжировок (за рамками школьного предмета «Информатика»).
Реализация предлагаемого интегративно-контекстного подхода в обучении информатике учащихся музыкальных школ позволяет:
• обобщить способы действия в учебных предметах, выстроить системные научные понятия, уйти от большого количества частных фактов и избытка ненужной информации;
• отойти от репродуктивного способа обучения к проблемно-поисковому: не повторение и запоминание, а рассуждения и размышление;
снизить роль прямых активных педагогических воздействий и усилить творческую инициативу обучающихся;
• усилить взаимодействие преподавателя, учащегося и искусственного интеллекта синтезатора, где педагог перестаёт быть преимущественным источником информации;
• активнее применять знания по информатике в творческой деятельности музыкантов.
Предлагаемый интегративно-контекстный подход в обучении информатике учащихся-музыкантов воплощает следующие принципы организации учебного процесса:
• принцип проблемности: курс занятий выстраивается на основе обучающих действий и познавательных задач проблемного содержания, новое знание вводится как неизвестное для учащихся, где важно не просто переработать информацию, а активно включиться в поиск неизвестного знания;
• принцип непрерывности («содержательное единство дисциплин и преемственная взаимосвязь, на всех этапах обучения на базе интеграции, взаимодействие теоретических знаний с практическим применением» [С.Г. Вершловский]), освоение материала по информатике имеет своё продолжение на музыкальных занятиях;
• принцип целостности: содержание материала ориентировано на формирование обобщённых представлений, знаний, основных понятий, которые являются фундаментом для осознанного изучения предмета;
• принцип деятельности и активности: учащиеся сами «выясняют условия происхождения посредством специфических действий преобразования предметов» [В. В. Давыдов], что обеспечивает продуктивность деятельности, развивает инициативность и самостоятельность мышления учащихся;
• принцип междисциплинарной интеграции: выявление интегративной природы общих для дисциплин понятий, целостное изучение отдельных объектов с позиции разных предметов, формирование универсальных действий и, развитие качества субъекта познавательной деятельности;
• принцип профессиональной направленности обучения обеспечивает усвоение учащимися необходимых знаний и умений, в то же время, успешно формирует и развивает познавательный потенциал учащихся.
В таком процессе обучения информатике учащихся музыкальных школ доминируют активно-творческие методы обучения проблемно-практического характера, которые предоставляют учащимся не только готовые знания, но и опыт самостоятельного нахождения знаний через творческую деятельность.
В данном исследовании представлена реализация интегративно-контекстного подхода авторской программы для музыкальных школ «Электронные музыкальные инструменты». В программу введён материал по информатике с целью более глубокого изучения синтезатора как звукового программно-аппаратного комплекса. На основе практической потребности в знаниях по информатике определялся отбор содержания, которое выстраивается на основе междисциплинарной интеграции и значимости
материала, как на содержательном (интеграция на уровне знаний), так и на деятельностном уровне. Изложение содержания материала по информатике в программе имеет так называемую спиральную структуру, позволяющую по мере накопления знаний, повторять изученный материал на более высоком уровне без логических разрывов. При этом знания одного предмета переносятся в процесс усвоения другого, что помогает постепенно расширять и углублять содержание. Такое построение программы направлено на более глубокое проникновение в суть изучаемого материала, а также на развитие творческой инициативы в усвоении материала по информатике, при решении актуальных задач «обучения в деятельности» [Н.Ф. Радионова].
В таблице сопоставлены программа по информатике и программа по электронному музыкальному синтезатору (для иллюстрации выбрано несколько тем):
Таблица I
Программа преподавания информатики Н.В. Макаровой Программа обучения на электронном музыкальном синтезаторе
Часть 1. Информационная картина мира
Раздел 1. Роль информации в деятельности человека 1.1. Понятие об информации 1.2. Представление информации 1.3. Информационная деятельность человека Тема 1. Информация в творческой деятельности музыканта 1.1. Электронный музыкальный синтезатор как источник информации 1.2. Синтезатор как инструмент для работы с музыкальной информацией 1.3. Хранение музыкальной информации. 1.4. Обработка музыкальной информации 1.5. Передача музыкальной информации 1.6. Поиск музыкальной информации 1.7. Использование музыкальной информации
Раздел 2. Информационные процессы 2.1. Понятие процесса и информационного процесса 2.2. Информационные технологии Тема 2. Информационные процессы на синтезаторе 2.1. Понятие процесса и информационного процесса на синтезаторе 2.2. Создание аранжировки как информационно-музыкальный продукт 2.3. Инструменты информационных технологий
Часть 2. Программное обеспечение информационных технологий
Раздел 1. Освоение системной среды Windows 1.1. Знакомство со средой Windows 1.2. Графический интерфейс. Роль и структура окон 1.3. Информационные объекты Windows: файл и папка 1.4. Действия с файлами 1.5. Папка и ее параметры Тема 6. Системная среда электронного музыкального синтезатора б. 1. Графический интерфейс синтезатора и его основные объекты 6.2. Файл, папка, их параметры и действия над ними 6.3. Данные. Обработка данных функции STYLE CREATORDING 6.4. Понятие ОКНО на синтезаторе 6.5. Главное окно MAIN
Раздел 2. Общая характеристика прикладной среды 2.1. Общая характеристика табличного процессора Excel. 2.2. Создание и редактирование табличного Тема 7. Прикладная среда электронного синтезатора 7.1 Общая характеристика электронной таблицы 7.2. Создание электронной таблицы
документа 2.3. Форматирование табличного документа 7.3. Редактирование параметров аранжировки в таблице 7.4. Форматирование таблиц
Раздел 4. Освоение системы управления базой данных Access 4.1. Представление о базе данных и ее объектах 4.2. Знакомство с интерфейсом системы управления базой данных 4.3. Сортировка и фильтрация данных Тема 8. Представление о базе данных 8.1. Ваза данных готовых аранжировок MUSIC FINDER на синтезаторе 8.2. База данных STYLE, VOICE, MULTI PAD 8.3. Сортировка и фильтрация данных в таблице
Часть 3. Техническое обеспечение информационных технологий
Раздел 1. Аппаратная часть компьютера 1.1.Компьютер как средство обработки информации 1.2. Назначение микропроцессора 1.3. Основные характеристики памяти 1.4. Внутренняя память 1.5. Внешняя память 1.6. Устройства ввода информации 1.7. Устройства вывода информации 1.8. Взаимодействие устройств компьютера Тема 10. Аппаратное обеспечение электронного синтезатора 10.1. Основные этапы обработки музыкальной информации на синтезаторе 10.2 Назначение процессора 10.3. Назначение памяти синтезатора 10.4. Внутренняя и внешняя память синтезатора 10.5. Устройства ввода музыкальной информации 10.6. Устройства вывода музыкальной информации 10.7 Взаимодействие устройств синтезатора
Раздел 4. Коммуникации в глобальной сети Интернет 4.1. Поиск информации в Интернете 4.2. Основы языка HTML Тема 13. Коммуникации в глобальной сети Интернет 13.1. Подключение синтезатора к Интернету 13.2. Доступ к специальному веб-сайту
Представленные темы в программе обучения информатике учащихся музыкальных школ определяют междисциплинарную связь, реализуемую в процессе разноплановой творческой деятельности обучающихся.
Предлагается в методике обучения информатике, начиная с первых занятий на электронном синтезаторе, знакомить учащихся музыкальных школ с элементами информатики в процессе создания художественного звукового образа, например:
прослушивание аранжировок Demo-версии, где демонстрируются музыкальные возможности синтезатора (тембры, стили, эффекты), представлено как вид информации, как первичное представление об источнике и приёмнике звуковой информации',
продумывание образа и создание аранжировок представлено как работа с музыкальной информацией;
подбор соответствующих эффектов из банка MULTI PADS (мультипэды) и создание наиболее простого образа на инструменте (пение птиц, шум моря, песни дождя и ручейка) как обработка музыкального текста, рассчитанная на создание определенного впечатления;
подбор аккомпанемента к аранжировке (из банка «DEMO») в режиме SINGLE FINGER, представлен как работа с данными синтезатора и т.п.
Предлагается в процессе деятельности осваивать значимые для учащихся-музыкантов умения в решении творческих задач. Так уже в
младших и средних классах обучения игре на электронном синтезаторе объектами изучения становятся:
информационные процессы как элементы реальной деятельности музыкантов (передача, хранение и обработка музыкальной информации на синтезаторе);
в процессе создания аранжировки на ЭМС формируется представление об алгоритме как определённой последовательности действий при создании аранжировки, вырабатывается умение разработать алгоритм, его формы записи, представить его в виде блок-схемы;
в процессе обработки музыкальных данных на синтезаторе происходит знакомство с технологическими приёмами ввода, редактирования данных, работы с объектами электронной таблицы,
в процессе работы с готовыми аранжировками, тембрами, стилями, звуковыми настройками знакомство с понятием база данных, структурирование и редактирование данных и т.п.
Таким образом, содержание программы «Электронные музыкальные инструменты», построенное на логике познавательной деятельности музыкантов, позволило реализовать технологию интегративно-контекстного подхода в обучении информатике учащихся музыкальных школ.
Результаты исследования убеждают в эффективности изучения информатики на электронных отделениях музыкальных школ и введения в учебный план музыкальных школ дисциплины «Музыкальная информатика», (введена ГОС ОПД.Ф.01 с 2003г. и ФГО ОПД.04 с 2002г.).
В рамках исследования представлены существующие программы «Музыкальная информатика» [авторы - A.B. Харуто, Д.Л. Скрипкин, Д.В. Волгин, Ю.Ю. Терентьев и др.]. При этом предлагается дополнить важнейшие элементы программы (понятия и правила работы с компьютером, различные операционные системы со специализированными программами записи и обработки звука, общие понятия о файловой системе, аппаратное обеспечение и техническое обслуживание студий звукозаписи, цифровая запись, компьютерная вёрстка, набор нотного текста, работа в сети Интернет и т.д.) новым содержанием, на основе изучения синтезатора как звукового программно-аппаратного комплекса.
В диссертации обосновывается целесообразность предлагаемого интегративно-контекстного подхода в методике обучения информатике учащихся музыкальных школ с использованием звукового программно-аппаратного комплекса. Данный подход создаёт условия для лучшего понимания и эффективного усвоения программного материала по информатике, обеспечивает подготовку современных специалистов, способных в профессиональной деятельности к полноценному творчеству.
В третьей главе «Экспериментальная проверка результатов исследования» обоснованы результаты педагогического эксперимента.
Педагогический эксперимент был организован в 2006 г. и проведен: на уровне внутришкольной методической работы, в исследовании
принимали участие преподаватели и учащиеся музыкальных школ: Санкт-Петербурга, Ленинградской области, Нижнего Тагила, Дзержинска, Сыктывкара;
на уровне курсов повышения квалификации, исследовательская работа проводилась на базе РГПУ им. А. И. Герцена среди преподавателей ДШИ и ДМШ городов: Белгорода, Вологды, Ижевска, Курска, Москвы, Мурманска, Мурманской области, Нижнего Новгорода, Перми, Петрозаводска, Самары, Сахалинской области, Свердловска, Северодвинска, Ульяновска, Хабаровска, Чебоксар, также преподавателей из музыкальных школ Норвегии и Швеции.
На констатирующем этапе педагогического эксперимента решались следующие задачи: определение исходного уровня базовых знаний по информатике и умений применять их в творческой деятельности среди учащихся и преподавателей музыкальных школ. Итоги констатирующего эксперимента подводились в результате анализа анкет.
Для оценки уровня сформированное™ знаний по информатике нами были разработаны критерии оценки когнитивного, мотивационного и деятельностного компонента сформированное™ знаний учащихся-музыкантов и преподавателей музыкальных школ:
• уровень сформированное™ когнитивного компонента (понимание необходимости знаний по информатике как элементов реальной творческой деятельности на музыкальном синтезаторе);
• уровень сформированное™ мотивационного компонента (активность в использовании знаний по информатике в решении творческих задач с использованием звукового программно-аппаратного комплекса);
• уровень сформированное™ деятельностного компонента (умение самостоятельно использовать полученные знания по информатике в профессиональной творческой деятельности).
В ходе опроса преподавателей электронных отделений музыкальных школ был обнаружен недостаточный уровень подготовки по информатике и выявлено единогласие о необходимости этих знаний, в связи с возрастающей потребностью в освоении нового электронного инструментария как звукового программно-аппаратного комплекса. Такой настрой среди преподавателей благоприятно отразился на результате ответов учащихся музыкальных школ.
При проведении анкетирования учащихся-музыкантов мы получили данные, свидетельствующие о том, что понимание необходимости знаний по информатике у опрашиваемых присутствует, но использование этих знаний в творческой деятельности фрагментарно. Были выявлены следующие показатели уровней сформированное™ знаний по информатике среди музыкантов - начальный (фрагментарные знания при отсутствии сформированных умений и навыков), средний (базовые понятия по информатике, элементарные, неустойчивые навыки работы на компьютере), высокий (владение обобщенными знаниями по предмету, умение применять
полученные знания в творческой деятельности, оценивать результаты собственной практической работы). Данные исследования показали следующий уровень сформированное™ знаний по информатике (начальный 25%, средний 60%, высокий 15%). Учащиеся слабо владели необходимым уровнем знаний по информатике, часто этих знаний оказывалось недостаточно, освоение материала по информатике вызывало затруднение, связанное с возрастными и психологическими особенностями, что обуславливало необходимость разработки специальной методики обучения.
Целью формирующего этапа педагогического эксперимента явилась проверка эффективности обучения информатике по разработанной методике, направленной на формирование устойчивых знаний и навыков в практической деятельности музыканта.
Для проведения эксперимента были выделены контрольные и экспериментальные группы, имеющие одинаковый уровень подготовки. Контрольная группа состояла из 65 человек, экспериментальная - из 73 человек. Всего в эксперименте приняло участие 138- человек. Обучение проводилось в рамках существующего учебного плана музыкальных школ как «Предмет по выбору» в младших классах и «Дополнительный предмет профессиональной ориентации» в старших классах. Экспериментальные группы обучались на основе разработанной нами методики обучения информатике с использованием звукового программно-аппаратного комплекса, контрольные группы - по программе обучения информатике для общеобразовательных учреждений (отбор материала происходил выборочно на основе конкретной практической потребности в знаниях и профессиональных интересов музыкантов). По окончании обучения использовался метод сравнения результатов выполненных творческих заданий. Для составления и проверки результатов использовалась методика, разработанная И.Б. Горбуновой.
Сравнительный анализ показал существенное преобладание уровня сформированное™ знаний по информатике, где обучение информатике проходило с использованием звукового программно-аппаратного комплекса по сравнению с группами, где обучение велось традиционным способом. Уровень сформированное™ когнитивного компонента (около 60,0% в контрольной группе и более 85% в экспериментальной группе от числа опрошенных); уровень сформированное™ мотивационного компонента (менее 35% в контрольной группе и более 80% в экспериментальной группе от числа опрошенных); уровень сформированное™ мотавационного компонента (около 30% в контрольной группе и более 75% в экспериментальной группе от числа опрошенных).
Полученные результаты самостоятельного выполнения творческих заданий также были выше в группах, где обучение информатике проходило с использованием звукового программно-аппаратаого комплекса, подтверждает результативность обучения информатике учащихся музыкальных школ по данной методике с использованием звукового
программно-аппаратного комплекса. Творческие задания были построены таким образом, что их выполнение требовало применения знаний из области информатики: работа с музыкальной информацией на синтезаторе, создание электронных аранжировок, преобразование звука и звуковых эффектов, конвертирование форматов звуковых файлов, создание алгоритма аранжировок, редактирование нотного текста на синтезаторе, создание базы данных тембров и стилей, разработка буклетов, создание презентаций, размещение работ в сети Интернет.
На контрольном этапе педагогического эксперимента бьши обобщены и систематизированы результаты исследования. Анализ данных выявил, что использование программно-аппаратного комплекса в процессе обучения информатике учащихся музыкальных школ способствует формированию устойчивых навыков и знаний в практической деятельности. В конце эксперимента был зафиксирован следующий уровень сформированное™ знаний по информатике учащихся музыкальных школ (начальный 8%, средний 12%, высокий 80%), сократилось количество учащихся, имеющих фрагментарные знания при отсутствии сформированных умений и навыков, выросло число учащихся умеющих самостоятельно применять знания по информатике в профессиональной деятельности. Положительная динамика свидетельствует о формировании познавательного потенциала и активности учащихся-музыкантов в использовании звукового программно-аппаратного комплекса в обучении информатике.
В ходе исследования было выявлено, что обучение информатике учащихся музыкальных школ в процессе творческой деятельности повышает результативность обучения, способствует реализации профессиональных потребностей музыкантов и более глубокому освоению синтезатора как звукового программно-аппаратного комплекса, что обуславливает необходимость такого обучения.
Таким образом, педагогический эксперимент подтвердил правомерность выдвинутой гипотезы исследования и свидетельствует о том, что разработанная методика с использованием звукового программно-аппаратного комплекса в обучении информатике учащихся музыкальных школ эффективна.
Заключение
1. На основании проведенного исследования выявлена необходимость изучения информатики в музыкальных школах, связанная с освоением современного синтезатора как звукового программно-аппаратного комплекса на основе компетентностного подхода.
2. Сформулировано определение и введено понятие «звуковой программно-аппаратный комплекс», отражающее взаимообусловленность технических и программных средств, предназначенных для решения творческих задач по обработке звуковой и музыкальной информации, значимых для профессиональной деятельности музыкантов.
3. Сформулированы принципы отбора содержания обучения информатике на основе междисциплинарной интеграции, связывающие учебно-познавательную и творческо-практическую деятельность при активном включении учащихся в решение творческих задач.
4. Выявлена специфичность использования звукового программно-аппаратного комплекса в обучении информатике как нового средства обучения информатике и как объекта практической деятельности музыкантов, учитывающих возрастные и психолого-педагогические особенности восприятия.
5. Разработан и апробирован учебно-методический комплекс обучения электронному музыкальному инструментарию, предусматривающий логически последовательное изложение содержания информатики (программа, учебное пособие, творческая тетрадь, электронный учебник дистанционного обучения, аудио- и видеоматериалы), позволяющий глубже освоить материал и получить навыки по его использованию в самостоятельной творческой деятельности.
6. Подтверждена целесообразность использования звукового программно-аппаратного комплекса в обучении информатике учащихся музыкальных школ, открывающего перспективные направления в развитии информационно-музыкального образования, направленного на формирование профессиональных знаний и умений в творческой деятельности.
Использование результатов данного исследования и рекомендаций по обучению информатике учащихся музыкальных школ может служить основой для поиска новых педагогических решений в системе музыкального образования.
Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях:
1. Чёрная М.Ю. Методическая концепция обучения игре на музыкально-цифровых инструментах в образовательном процессе // Искусство и образование. - М., 2009 / №5. - 0,6 п.л. ISSN 20720432
2. Белов Г.Г., Горбунова И.Б., Горельченко A.B., Чёрная М.Ю. Музыкальный компьютер и синтезатор в педагогическом процессе: Учебное пособие. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2009. -(9,5п.л./ 2,8 п.л. ) ISBN 978-5-8064-1478-7
3. Чёрная М.Ю. Электронные музыкальные инструменты // Программа обучения для детских музыкальных школ и детских школ искусств. -СПб.: Композитор, 2011. - 7,5 п.л. ISMN 979-0-66000-541-5
4. Чёрная М.Ю. Клавишный синтезатор в музыкальном образовании // Сборник материалов международной научно-практической конференции «Современное музыкальное образование - 2006». - СПб., 2006. - 0,3 пл.
5. Чёрная М.Ю. Обучение на клавишном синтезаторе в музыкальных
школах // Сборник материалов международной научно-практической конференции «Современное музыкальное образование - 2007». - СПб.,
2007. - 0,4 п.л. ISBN 978-5-91639-010-0
6. Чёрная М.Ю. Об авторской программе обучения игре на синтезаторе // Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции «Новые технологии в музыкальном образовании». - М.,
2008. - 0,4 пл. ISBN 978-5-903323-04-3
7. Чёрная М.Ю. Проблемы в методике преподавания ЭМИ // Сборник материалов международной научно-практической конференции «Современное музыкальное образование - 2008». - СПб., 2008. - 0,5 п.л.
8. Чёрная М.Ю. Музыкальный синтезатор как средство обучения современным информационно-компьютерным технологиям в музыкальных школах // Сборник материалов международной научно-практической конференции «Современное музыкальное образование — 2009». - СПб., 2009. - 0,3 пл.
9. Чёрная М.Ю. Особенности педагогической деятельности в современной электронной среде музыканта // Сборник материалов международной научно-практической конференции «Современное музыкальное образование - 2010». - СПб., 2010. - 0,4 п.л. ISBN 978-598709-320-7
10.Чёрная М.Ю. Компьютер и синтезатор в музыкальном образовании // Региональная информатика-2010 (РИ-2010). XII Санкт-Петербургская международная конференция «Региональная информатика - 2010 (РИ-2010)», Санкт-Петербург, 20—22 октября 2010 г.: Труды конференции - СПб.: СПОИСУ, 2010. - 0,2 пл. ISBN 978-5-904031-99-2.
11.Чёрная М.Ю. Электронные музыкальные инструменты как программно-аппаратный комплекс обучения информационным технологиям в музыкальной школе // Региональная информатика -2010 (РИ-2010). XII Санкт-Петербургская международная конференция "Региональная информатика-2010 (РИ-2010)", Санкт-Петербург, 20— 22 октября 2010 г.: Труды конференции - СПб.: СПОИСУ, 2010. - 0,2 пл.
12.Чёрная М.Ю. Электронный музыкальный инструмент как средство обучения информатике учащихся музыкальных школ // Сборник научных трудов Интернет-конференции «Новые образовательные стратегии в современном информационном пространстве». - СПб., 2011. - 0,4 пл. ISBN 978-5-98709-293-4
13.Чёрная М.Ю. Обучения информатике учащихся музыкальных школ на базе электронного музыкального синтезатора // Сборник материалов международной научно-практической конференции «Современное музыкальное образование - 2011». - СПб., 2011. - 0,4 пл. ISBN 978-58064-1658-3
14.Чёрная М.Ю. Электронный музыкальный синтезатор как современный
программно-аппаратный комплекс в обучении информатике музыкантов // Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции «Компьютерные технологии в развитии музыкальной одарённости детей и юношества». - М.: ИХО РАО, апрель 2012.-0,4 пл.
15.Чёрная М.Ю. Контекстный подход в обучении информатике учащихся музыкальных школ как основа для создания современной образовательной среды // Сборник научных трудов Интернет-конференции «Новые образовательные стратегии в современном информационном пространстве». - СПб., март 2012. - 0,4 п.л. ISBN 978-5-98709-452-5
Подписано в печать 15.05.2012 г. Формат 60x84 1\16 Печать офсетная. Бумага офсетная. Объём: 1,75 усл. печ. л. Тираж 100 экз. Заказ № 225
Типография РГПУ им. А. И. Герцена 191186, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Чёрная, Маргарита Юрьевна, 2012 год
Введение.
Глава 1. Обоснование возможности использования звукового программно-аппартного комлекса в обучении информатике учащихся музыкальных школ
1.1. Анализ особенностей обучения информатике учащихся музыкальных школ.
1.2. Компетентностный подход в обучении информатике учащихся-музыкантов
1.3. Музыкальный компьютер как основной элемент в формировании новой творческой образовательной среды - музыкально-компьютерные технологии.
1.4. Электронный музыкальный инструмент как средство обучения информатике учащихся музыкальных школ.
Глава 2. Обучение информатике учащихся музыкальных школ на базе эзвукового программно-аппартного комплекса в реализации интегративно-контекстного подхода.
2.1. Педагогические условия и методические принципы обучения информатике в музыкальных школах с применением электронного музыкального синтезатора.
2.2. Программа «Электронный музыкальный синтезатор» как модель реализации технологии интегративно-контекстного подхода в обучении информатике.
2.3. Методика обучения информатике учащихся музыкальных школ на базе электронного музыкального синтезатора.
2.3.1. Электронный музыкальный синтезатор как современный программно-аппаратный комплекс обучения информатике в музыкальных школах.
2.3.2. Обучение основам информатики учащихся младших и средних классов музыкальных школ.
2.3.3. Программное обеспечение современного музыкального синтезатора как средство обучения информатике учащихся музыкальных школ.
2.3.4. Формирование новой дисциплины «Музыкальная информатика» в музыкальных школах
Глава 3. Экспертная проверка результатов исследования
3.1. Обоснование методики педагогического эксперимента, основные этапы.
3.2.Результаты экспериментального обучения по предложенной методике.
Введение диссертации по педагогике, на тему "Методика обучения информатике учащихся музыкальных школ с использованием звукового программно-аппаратного комплекса"
Стремительная информатизация общества естественным образом затронула сферу музыкального образования, где идёт поиск новых форм, методов, средств обучения, обновление методического содержания. Постепенно традиционное музыкальное образование переходит на новый уровень - информационное музыкальное образование, связанное с появлением новых электронных и компьютерных технологий. Информатика становится одной из основных дисциплин в музыкальном образовании, способствует расширению содержания обучения и усовершенствованию творческой деятельности музыканта, превращает процесс обучения в более высокотехнологичный и интенсивный. Вследствие этого предъявляются новые требования к уровню подготовки современного музыканта.
В настоящее время в музыкальном образовании появился новый инструментарий - электронный музыкальный синтезатор: чтобы научиться играть и уметь управлять этим инструментом, недостаточно знаний по классической теории музыки, гармонии, полифонии. Современный синтезатор является цифровым инструментом с соответствующим программным обеспечением, по сути, специализированным компьютером для работы с музыкальной информацией. Взаимообусловленность технических и программных средств в электронном музыкальном синтезаторе характеризует звуковой программно-аппаратный комплекс инструмента. С учётом этого появляется необходимость развития новых для музыканта способностей оперативно и качественно работать с музыкальной информацией на базе нового инструментария, анализировать и обрабатывать полученные результаты, обосновывать принятые решения в творческой деятельности, исходя из имеющейся музыкальной информации.
Это надо учитывать в подготовке специалистов, поскольку с самого раннего обучения у учащихся музыкальных школ появляется практическая необходимость в знаниях об информации, информационных процессах, базовых понятиях информатики как элементах реальной творческой деятельности на синтезаторе.
В этой связи возникает необходимость создания методики обучения информатике учащихся музыкальных школ и введения новой дисциплины «Информатика» на электронных отделениях детских музыкальных школ и школ искусств, где звуковой программно-аппаратный комплекс становится новым средством обучения информатике музыкантов и в то же время сам выступает объектом практической направленности в обучении, что и является предметом нашего исследования.
Многие исследователи в своих работах, учитывая процесс информатизации музыкального образования, указывают на необходимость более эффективной подготовки современного музыканта как специалиста, нового уровня его образованности (Л.Г. Арчажникова, В.В. Медушевский, Е.В. Назайкинский, Ю.Н. Рагс, В.Г. Ражников). На особенности преподавания информатики для гуманитариев указывали Л.И. Алешин, А. Бешенков, В.П. Демкин и др. В отечественной системе музыкального образования проблеме необходимости обучения информатике посвящены научные и научно-методические публикации (Г.Г. Белов, И.А. Большакова, Т.И. Воронина, И.Б. Горбунова, A.B. Горельченко, М.И. Карпец, И.М. Красильников, Е.В. Орлова, Ж.Ю. Ситникова, A.B. Харуто и др.). Во многих странах вопросы обучения информатике музыкантов рассматриваются уже с середины прошлого века (Дж. Дрекслер, П.-Э. Йанолз, В. Реллин, Н. Хайнес и др.), примерно с этого же времени композиторы применяют музыкально-компьютерные технологии и электромузыкальный инструментарий в своем творчестве (Э. Артемьев, П. Булез, С. Крейн, Я. Ксенакис, Д. Лигети, А. Шнитке, К. Штокхаузен и многие другие).
Сегодня среди существующих исследований нет таких, в которых электронный музыкальный синтезатор рассматривался бы как инструмент, с помощью которого можно изучать информатику:
• как звуковой программно-аппаратный комплекс обучения информатике учащихся музыкальных школ;
• как средство и объект обучения информатике, создающие такую обучающую среду, которая способствует формированию и развитию информационных компетентностей музыканта.
Между тем потребность в таком исследовании явно диктуется современным состоянием подготовки учащихся и преподавателей музыкальных школ. Как показали результаты констатирующего этапа педагогического эксперимента, использование музыкантами знаний по информатике и умения применять их в творческой деятельности, как правило, фрагментарно, музыканты слабо владеют необходимым уровнем знаний, чтобы в полном объёме освоить современный музыкальный синтезатор как звуковой программно-аппаратный комплекс. Данные результаты свидетельствуют о наличии проблем в этой сфере:
- неучтённый факт потребности в интеллектуально-технологическом усовершенствовании музыкально-образовательного процесса;
- отсутствие специального внимания к психологической особенности восприятия информации учащимися-музыкантами (образное мышление, художественное восприятие, эмоциональная память, тяготение к определенным видам художественной деятельности), влияющее на затруднения в обучении информатике и низкую учебную мотивацию учащихся музыкальных школ;
- отсутствие внимания к возрастным особенностям обучения учащихся музыкальных школ, где уже дошкольники получают элементарные представления о музыкальной информации на синтезаторе;
- нехватка учебных и методических пособий по информатике для учащихся и преподавателей-музыкантов.
Научный поиск решения проблемы обучения информатике учащихся музыкальных школ направлен на разрешение следующих противоречий:
- несоответствие уровня подготовки учащихся и преподавателей музыкальной школы в области обучения информатике и современными требованиями к музыкантам-специалистам;
- необходимость знаний по информатике, без которых музыканту становится невозможно разобраться в информационных процессах на электронном синтезаторе и отсутствие методики обучения информатике учащихся музыкальных школ.
Возникшая проблемная ситуация определила цель исследования: разработка методики обучения информатике учащихся музыкальных школ с использованием звукового программно-аппаратного комплекса. Объектом исследования выступает процесс обучения информатике учащихся музыкальных школ на основе компетентностного подхода. Предмет исследования - методика обучения информатике учащихся музыкальных школ с использованием звукового программно-аппаратного комплекса.
Гипотеза исследования заключается в том, что если:
• учитываются возрастные и психолого-педагогические особенности восприятия информации музыкантами (образно-ассоциативное мышление, эмоциональная память, приоритет творческого начала) при выборе методов, средств, форм организации учебной деятельности, с ориентацией на интегративно-контекстный подход к обучению;
• содержание обучения строится на основе междисциплинарной интеграции, формирующей единую систему знаний и опыт междисциплинарного применения знаний, связывающей учебно-познавательную и творческо-практическую деятельность;
• содержание обучения направлено на выяснение информационных процессов, связанных с особенностями хранения, передачи и обработки музыкальной информации на синтезаторе, учитывающих профессиональные потребности и интересы учащихся-музыкантов;
• электронный музыкальный синтезатор в учебном процессе представлен как звуковой программно-аппаратный комплекс, имеющий набор технических и программных средств обработки звуковой и музыкальной информации, выступает, как новое средство обучения информатике (являясь источником информации) и объект для изучения и усвоения учебного материала, — то возможно создание методики обучения информатике учащихся музыкальных школ с использованием звукового программно-аппаратного комплекса, способствующей повышению результативности обучения информатике учащихся-музыкантов и формированию устойчивых знаний и умений по информатике, обеспечивая успешное выполнение творческой деятельности.
Для решения указанных проблем и проверки достоверности принятой гипотезы исследования, были поставлены следующие задачи:
1) исследовать состояние проблемы и перспективы обучения информатике учащихся музыкальных школ на основе анализа научной и методической литературы;
2) ввести понятие «звуковой программно-аппаратный комплекс»;
3) разработать методику обучения информатике с использованием звукового программно-аппаратного комплекса;
4) сформулировать принципы отбора содержания обучения информатике учащихся музыкальных школ;
5) выявить особенности использования звукового программно-аппаратного комплекса в качестве средства обучения и объекта изучения информатики учащимися музыкальных школ;
6) разработать учебно-методический комплекс (программа, учебное пособие, учебник-словарь, творческая тетрадь, электронный учебник дистанционного обучения, аудио- и видеоматериалы) для музыкантов;
7) экспериментально проверить результативность использования звукового программно-аппаратного комплекса в обучении информатике учащихся музыкальных школ. Методы исследования. В процессе осуществления задач исследования были использованы следующие методы:
• методы теоретического исследования: изучение и анализ научно-методической, психолого-педагогической литературы, диссертационных работ по проблемам музыкально-информационного образования, материалов научно-практических конференций и интернет-ресурсов; изучение методической документации (государственных образовательных стандартов, программ по информатике средней школы, учебных планов, нормативных документов); изучение педагогического опыта, связанного с информатизацией музыкального образования с введением музыкально-компьютерных технологий;
• методы эмпирического исследования: интервьюирование, анкетирование, экспертная оценка, собеседование, наблюдение за деятельностью обучающихся и изучение их самостоятельных творческих работ, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный);
• методы математической статистики: качественный и количественный анализ результатов педагогического эксперимента.
Положения, выносимые на защиту: 1. Обучение информатике учащихся музыкальных школ является необходимой и важной составляющей профессиональной подготовки современного музыканта. В качестве основных целей обучения информатике выделены следующие:
• развитие творческого мышления и художественного потенциала через звуковой мир цифровых технологий;
• формирование навыков элементарной информационной деятельности, связанной с процессами получения, преобразования, накопления и передачи музыкальной информации;
• развитие компетентностей (познавательная, информационная, профессиональная), позволяющих успешно применять в творческой деятельности звуковой программно-аппаратный комплекс на основе усвоенных знаний, акцентируя внимание на самостоятельность, активность и ответственность самих учащихся. 2. Методика обучения информатике учащихся музыкальных школ строится на интегративно-контекстном подходе, с учётом специализации деятельности музыкантов:
• отбор содержания обучения представлен как трансформация учебно-познавательной деятельности в практическую на основе междисциплинарной интеграции, при активном включении учащихся в деятельность по решению творческих задач (усвоение одной дисциплины базируется на знаниях другой);
• ориентация на активные методы обучения (проблемное, развивающее, исследовательское, проектное), позволяющие вовлечь учащихся в учебно-познавательную деятельность;
• современные формы организации обучения (творческие работы, обучающие игры, проблемное и интерактивное обучение) предоставляют учащимся не только готовые знания, но и опыт самостоятельного нахождения знаний через творческую деятельность на музыкальном синтезаторе;
• применение звукового программно-аппаратного комплекса, являющегося средством обучения и объектом изучения информатики, создаёт условия для лучшего понимания и эффективного усвоения материала по информатике, позволяет учитывать профессиональные потребности и интересы учащихся музыкальных школ.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют: • труды учёных-музыкантов, композиторов, проводящих исследования по проблематике электронно-компьютерного музыкального инструментария (Э. Артемьев, Э. Денисов, Ч. Додж (США), Ж.-М. Жарр, М. Заливадный, М. Кёниг (Нидерланды), Я. Ксенакис (Франция); Е. Мурзин, А. Немтин, Ж.
Риссе (Франция), Р. Ружичка (Чехия), JI. Термен, JI. Хиллер (США), А. Шнитке, К. Шульц (Германия);
• работы музыкантов-исследователей и учёных, занимающихся проблемой создания и изучения строения электронно-музыкального инструментария (А. Володин, Б. Галеев, И. Красильников, Т. Кэхилл, Р. Муг, Е. Мурзин, М. Мэтьюз, JI. Термен, JL Хаммонд, Д, Эпплтон и др.); труды математиков, исследующих процессы, связанные с моделированием элементов электронно-музыкального творчества (Г. Вейль, Ю. Вигнер, В. Ф. Зайцев, Р. Зарипов, Ч. Пирс, С. Чибирёв);
• педагогические аспекты использования музыкально-компьютерных технологий в музыкальном образовании (В.О. Белунцов, А.Г. Гейн, И.Б. Горбунова, А. Камерис, И.М.Красильников, Р.Ю. Петелин, Ю.В. Петелин, А.Б. Родионов, A.B. Харуто, В.М. Цеханский);
• необходимость введения в музыкальное образование музыкальной информатики (А.П. Ментюков, Ю.Н. Parc, Н.С. Сушкевич, A.B. Харуто);
• разработка стандартов и программ по информатике (И.Ф. Базлов, С.А. Бешенков, Л.Л. Босова, A.A. Кузнецов, Н.В. Макарова, A.B. Могилев, И.Г. Семакин, А.Л. Семенов, А.И. Сенокосов, Н.Д. Угринович, Е.К. Хеннер, А.Н. Шляго и др.);
• методология компетентностного подхода в педагогическом образовании (О.В. Акулова, И.С. Батракова, А.К. Маркова, С.А. Писарева, Т.Н. Носкова, Н.Ф. Радионова, А.П. Тряпицына и др.);
• основные положения знаково-контекстного обучения (В.П. Беспалько, Н.В. Борисова, A.A. Вербицкий, Н.Б. Лаврентьева, Ю.Г. Татур и др.).
В своей работе мы взяли за основу концепцию курса информатики, разработанную профессором Натальей Владимировной Макаровой. Объектом нашего внимания являются следующие принципы данной концепции:
• обеспечение базового уровня информационной культуры учащегося при условии непрерывности образования;
• развитие логического и творческого мышления, познавательного потенциала школьника, его коммуникативных способностей на базе современного компьютерного инструментария;
• освоение базовых технологий в процессе решения задач из конкретной предметной области;
• приобретение опыта использования информационных технологий в практической музыкальной деятельности; интеграция информатики и межпредметные связи с другими предметами, как возможность закрепления и углубления знаний, полученных на других предметах.
Источником диссертационного исследования явился также собственный шестнадцатилетний опыт автора как заведующей электронным отделением музыкальной школы им. М.И. Глинки (СПб), преподавателя и разработчика курсов повышения квалификации на базе РГПУ им. А.И. Герцена.
Логика и основные этапы исследования
Исследование, базируясь на основных методологических и методических принципах теории и практики обучения, имело следующие этапы:
1. Предварительный этап (1996 - 2002 гг.): изучение научной литературы, теоретических источников, методического материала по предмету «Информатика», разработка и написание программы обучения для детских образовательных учреждений «Электронные музыкальные инструменты»;
2. Теоретический этап исследования (2003 - 2007 гг.).:
• определение конкретных путей, способов и средств достижения поставленных целей и задач исследования:
• применение теоретических выводов в практике преподавания информатики с использованием звукового программно-аппаратного комплекса в музыкальных школах;
• отбор содержания, конкретных тем, разделов в реализации междисциплинарных связей;
• разработка методики преподавания информатики на основе интегративно-контекстного подхода в обучении учащихся музыкальных школ;
3. Экспериментальная часть исследования (2006 - 2011 гг.): содержит проверку выдвинутых идей в практике обучения информатике учащихся ДМШ, ДШИ, а также в программе курсов повышения квалификации «Методика обучения игре на электронных музыкальных инструментах» и «Музыкальное компьютерное творчество» на базе РГПУ им. А.И. Герцена, в программе для детских музыкальных учреждений «Электронные музыкальные инструменты», в написании учебного пособия для педагогов и студентов факультетов компьютерных технологий высших учебных заведений «Электронные музыкальные инструменты».
Научная новизна исследования
• Обосновано использование звукового программно-аппаратного комплекса в обучении информатике учащихся музыкальных школ, представленного как средство обучения и как объект изучения информатики.
• Разработана методика обучения информатике учащихся музыкальных школ с использованием звукового программно-аппаратного комплекса на основе интегративно-контекстного подхода.
• Разработана программа обучения электронному инструментарию учащихся музыкальных школ, включающая изучение информатики с использованием звукового программно-аппаратного комплекса, позволяющая развить познавательную деятельность музыкантов с учётом их профессиональных интересов.
Выявлены критерии отбора содержания курса информатики для учащихся музыкальных школ, основанные на междисциплинарных связях (общий тематический материал, сближающий дисциплинарные знания) с учётом психолого-педагогических особенностей восприятия.
Теоретическая значимость исследования
• Обоснована необходимость обучения информатике учащихся музыкальных школ на основе интегративно-контекстного подхода с учётом специализации деятельности музыкантов;
• уточнено понятие «звуковой программно-аппаратный комплекс», раскрыта его сущность; выявлены принципы отбора содержания обучения информатике учащихся музыкальных школ на основе междисциплинарной интеграции; уточнена структура и расширено содержание дисциплины «Музыкальная информатика» в связи с введением звукового программно-аппаратного комплекса в учебный процесс учащихся музыкальных школ.
Практическая значимость проведенного исследования
Создано учебно-методическое пособие «Электронные музыкальные инструменты», рекомендованное при изучении информатики в ДМШ, ДШИ;
• внедрена программа обучения для детских музыкальных образовательных учреждений «Электронные музыкальные инструменты», включающая учебный материал по информатике;
• организованы курсы повышения квалификации по модульной программе, профессиональная переподготовка преподавателей и музыкантов в области освоения электронного музыкального инструментария. Новый инструмент представлен как звуковой программно-аппаратный комплекс, требующий грамотной работы со звуковой и музыкальной информацией;
• разработаны Всероссийский музыкально-образовательный портал для преподавателей и музыкантов - Муз.Учитель.Ру (http .-//muzuchi tel.ru/) и Музыкально-образовательный портал для современных родителей и их детей http://muzroditel.ru/, позволяющие расширить и преобразовать самостоятельную деятельность музыкантов в информационной образовательной среде (сетевые конференции, семинары, проекты, организация консультационной помощи, возможность получение новых знаний из предложенной информации, участие в дистанционных курсах повышения квалификации);
• организованы дистанционные курсы повышения квалификации «Методика обучения игре на электронном музыкальном синтезаторе», «Аранжировка на электронном музыкальном синтезаторе», «Компьютерное музыкальное творчество», «Основы компьютерной грамоты», разработаны материалы для дистанционной поддержки этих курсов;
• внедрена разработанная электронная система проверки знаний по информатике в форме тестов (задания с выбором ответов), позволяющая определить уровень подготовки обучающихся;
• введена новая дисциплина «Музыкальная информатика» в образовательном процессе на электронных отделениях музыкальных школ, как практический отклик на необходимость знаний по информатике в деятельности современного музыканта.
Апробация основных положений, результатов и выводов исследования осуществлялась:
• в процессе проведения городского семинара «Новые информационные технологии в современном музыкальном образовании и творчестве», проводимого на базе УМЛ «Музыкально-компьютерные технологии» РГПУ им. А.И. Герцена (ноябрь 2008г.);
• на ежегодной международной научной интернет-конференции «Новые образовательные стратегии в современном информационном пространстве» (с декабря 2009г.);
• на ежегодной Международной научно-практической конференции «Современное музыкальное образование», проводимой в РГПУ им. А.И. Герцена совместно с Санкт-Петербургской государственной консерваторией им. H.A. Римского-Корсакова (с декабря 2002 г.);
• на конкурсах, семинарах, мастер-классах для преподавателей музыкальных и общеобразовательных школ, музыкальных и музыкально-педагогических училищ;
• в процессе преподавания на курсах по программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки «Преподавание электронных музыкальных инструментов в средних профессиональных образовательных учреждениях (музыкальные училища и музыкально-педагогические колледжи)» слушателей с высшим и средним профессиональным образованием;
• в процессе обучения учащихся в детских музыкальных школах: МОУ ДОД «Детская музыкальная школа №3 им. Н.К. Гусельникова» г. Дзержинска Нижегородской области, МОУ ДОД Нижний Тагил «Детская музыкальная школа №1 им. Римского-Корсакова», МОУ ДОД «Сланцевская ДМШ» Ленинградской обл., МОУ ДОД «Детская школа искусств им. М.И. Глинки» Санкт-Петербурга.
Достоверность и обоснованность результатов исследования предоставляется точной методической основой исследования, многосторонним теоретическим анализом проблемы, выбором показателей эффективности предложенных подходов, адекватных предмету исследования, к реализации концепции обучения, а также репрезентативной выборкой количества респондентов констатирующего и формирующего эксперимента.
Личный вклад автора заключается в постановке и решении проблемы обучения информатике учащихся музыкальных школ, в том числе в разработке методики обучения информатике, в создании программы обучения на электронном музыкальном синтезаторе и учебного пособия «Электронные музыкальные инструменты», в разработке модульных курсов повышения квалификации преподавателей «Методика обучения игре на электронных музыкальных инструментах», «Аранжировка на электронных музыкальных инструментах» и «Компьютерное музыкальное творчество», в создании Всероссийского музыкально-образовательного портала МузУчитель.Ру (http://muzuchitel.ru), в проведении авторских дистанционных курсов обучения игре на электронных музыкальных инструментах.
Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения и библиографии. Основной текст занимает 186 страницы. Библиография содержит 183 наименования.