Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Методика обучения компьютерно-графическому моделированию пространственных базовых форм

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Александрова, Валерия Викторовна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Санкт-Петербург
Год защиты
 2002
Специальность ВАК РФ
 13.00.02
Диссертация по педагогике на тему «Методика обучения компьютерно-графическому моделированию пространственных базовых форм», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Александрова, Валерия Викторовна, 2002 год

ВВЕДЕНИЕ.

Глава 1. Теоретические основы компьютерно-графического. моделирования.

§1.1 Анализ существующих методик моделирования. пространственных форм.

§1-2. Разработка методик базовых пространственных форм.

§1.3. Адаптированные и неадаптированные изображения.

Классификация типов и форм при распознавании. на плоскости и объеме.

Выводы по главе 1.

Глава 2. Методы и методика моделирования пространственных базовых форм.

§2.1 Основы выделения базовых форм и производных от них.

§2.2. Методы построения базовых форм и производных от них.

§ 2.3. Деформация базовых форм.

§2.4. Методика моделирования пространственных форм на примере. объектов декоративной пластики.

Выводы по главе 2.

Глава 3. Организация и результаты педагогического эксперимента. по КГМ.

§3.1. Основные положения методики обучения.

§3.2. Организация эксперимента по КГМ.

§ 3.3. Результаты эксперимента.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Методика обучения компьютерно-графическому моделированию пространственных базовых форм"

Компьютер - инструмент новой информационной технологии, порожденный постоянно прогрессирующей электронной технологией. Из многочисленных областей применения компьютера в первую очередь автора исследования интересует использование его как инструмента конструктора, художника, дизайнера - аниматора, что позволяет освободить представителей этих профессий от неблагодарной рутинной работы. Общим для этих профессий является работа с образной информацией и потребность в создании и коррекции графики [46].

Также автора исследования интересует использование компьютера как инструмента для эстетического воспитания учащихся, являющегося неотъемлемой частью воспитания подрастающего поколения, что приобретает в современных условиях исключительно важное значение. Для решения поставленных задач по эстетическому воспитанию учащихся необходима более серьезная теоретическая и методическая подготовка учителей изобразительного искусства в области трехмерного моделирования на компьютере.

Данная разносторонняя подготовка позволит учителю улучшить учебную и воспитательную работу в целом, а занятия по моделированию пространственных форм как на станке для лепки, так и на экране компьютера являются одной из форм художественного воспитания учащихся.

Изобразительная деятельность, вне зависимости от того, осуществляется ли она на станке для лепки или на экране компьютера, совершенствует органы чувств и особенно зрительное восприятие, основанное на развитии мышления, умении наблюдать, анализировать, запоминать, воспитывает волевые качества, творческие способности, художественный вкус, воображение, развивает эстетическое чувство (умение видеть красоту форм, движений, пропорций, цвета, цветосочетаний), необходимое для понимания искусства, способствует познанию окружающего мира, становлению гармонически развитой личности [36,62,17,61,29,39]. Поэтому особую актуальность в современных условиях приобретают занятия, сочетающие моделирование из пластических материалов с моделированием объектов пространственных форм на экране компьютера. Эти два вида моделирования взаимно обогащают и дополняют друг друга.

В последнее время появилось большое количество компьютерных программ для моделирования, анимации и визуализации трехмерных миров. Каждая из них по-своему хороша, но, по мнению автора, лучшее сочетание простоты управления и эффектности конечного результата удалось создать разработчикам из Discreet, Inc. (ранее Kinetix).

Действительно, став самой распространенной и мощной настольной програмой, 3D Studio МАХ обратил на себя внимание не только новичков, но и профессионалов. Однако первых не должны пугать многочисленные возможности, заложенные в 3D Studio МАХ для вторых, - программа позволяет успешно работать и тем, и другим, каждому на своем уровне.

В результате своего развития 3D Studio МАХ стал отраслевым стандартом и область его применения огромна и многогранна [20,41,42, 45,50,52,66]. Эта программа трехмерного моделирования и анимации нашла своих многочисленных пользователей по всему миру — от новичка до профессионала киноиндустрии.

Компьютер и его программное окружение расширяют границы возможного и делают доступным для широких масс пользователей многие из тех функций, которые считались привилегией узкого класса интеллектуалов и творческих личностей [54,56,63,68,71,72].

В данной диссертационной работе с целью интенсификации образовательного процесса восприятия и моделирования пространственных форм используется компьютерная программа 3D Studio МАХ.

Идеи, заложенные авторами 3D Studio МАХ, блестяще реализуются на практике, в настоящий момент это не только один из самых мощных, но и один из самых продаваемых пакетов трехмерной графики в мире.

Моделирование архитектурных интерьеров и фасадов, анимация персонажей, фотореалистичные 3D сцены для Internet, визуализация физических процессов - вот далеко не полный список задач, легко решаемых этой программой. Причем речь может идти как об оригинальной «начинке» домашней странички WEB или поздравительном ролике, так и о курсовом или дипломном проекте, коммерческой реализации целого интернет-сервера или представительском видеоклипе крупной компании.

Масштабность и модульная структура пакета позволяют получить конечный результат буквально за несколько часов работы пользователя, только начинающего свое 3D - самообразование. Профессионалу же предоставлены неограниченные средства для творческого поиска и совершенствования.

В результате работы программы создаются статические сцены, состоящие из определенного набора геометрических объектов (плоских и объемных), которые являются трехмерными, то есть описываются тремя координатами.

Упрощенно эти координаты можно назвать длиной, шириной и высотой. Четвертое измерение - время - присутствует только в динамических сценах, использующих анимацию (или оживление).

Любая сцена формируется с использованием стандартного алгоритма, который укрупненно может быть описан следующим образом:

• Создание геометрии, то есть компьютерно-графического моделирования (КГМ) объектов декоративной пластики.

• Отладка источников света, съемочных камер и материалов, что зачастую является необходимым для обеспечения большей выразительности смоделированных объектов декоративной пластики.

• Настройка анимации.

• Визуализация, предполагающая рендеринг сцены в ее конечном варианте.

Конечным результатом, завершающим работу над статической трехмерной сценой является «картинка» — графический файл изображения. Динамическая сцена дает на выходе набор «картинок», или анимационную последовательность, где каждый кадр отражает изменения, происходившие с объектами сцены. Результаты визуализации могут быть перенесены на бумагу, пленку, ткань или записаны на видеоленту, CD-диск и т.д.

Общеизвестно, что занятия КГМ моделированием способствуют формированию у учащихся пространственного мышления, вне зависимости от того, занимается ли учащийся моделированием из пластических материалов или моделирует объекты декоративной пластики на экране компьютера.

Существуют многочисленные работы, посвященные преподаванию моделирования объектов из пластических материалов и моделированию с помощью компьютерной программы 3D Studio МАХ, которые содержат большое количество моделей-образцов.

Различные аспекты проблемы обучения моделированию на экране компьютера рассматриваются в работах М.Марова, Г.Темина, П. Винклера, Д.Маэстри.

Проблемы моделирования из пластических материалов рассматривались в трудах Л.В.Алексеевой, Г.Я.Федотова, В.А.Карда, С.К.Петрова, Е.В.Данкевич, О.В.Жаковой, Н.П. Костерина.

Однако теоретические знания и практические умения, получаемые на основе данных пособий, не являются в полной мере действенными, т.к. имеющаяся в распоряжении учащихся совокупность, а точнее сумма знаний, не преобразована ими в деятельную систему, т.к. не познаны и не задействованы структурные, логические связи, сообщающие единство многообразным разрозненным знаниям.

Каждая из моделей-образцов рассматривается как частный случай, и при этом упускается из виду то общее, что способно объединить разрозненные частные случаи в единую систему компьютерно-графического моделирования (КГМ).

Общеизвестно, что для того, чтобы научиться моделировать даже самые простые предметы декоративной пластики, учащийся должен твердо усвоить, что даже самые сложные конструкции собираются из простых элементов [34,49,69], так называемых базовых форм, и мысленно четко представлять себе весь процесс моделирования - от простого к сложному и уметь распознавать простые базовые формы в сложной конструкции и воспроизводить их и в пластическом материале, и на экране компьютера.

Несовершенство большинства существующих пособий заключается в малом количестве изучаемых базовых форм и терминологических ошибках [49].

Компьютерная программа 3D Studio МАХ имеет набор стандартных и усложненных примитивов, которые являются своего рода базовыми формами, однако целый ряд базовых форм, необходимых для моделирования объектов декоративной пластики, приходится создавать при помощи модификаторов, имеющихся в данной компьютерной программе.

Поэтому значительное место в данной разработке занимает создание методики КГМ процесса воспроизведения объектов декоративной пластики. Что позволяет использовать эффект накопления базовых форм и производных от них, а также особенностей их создания как из пластических материалов, так и методами трехмерной графики, а также применения их в качестве элементов построения самой сложной конструкции - как на станке для лепки, так и на экране компьютера.

Таким образом, сказанное выше определяет актуальность данной работы, посвященной исследованию научной проблемы, состоящей в поиске оптимальных вариантов обобщения и систематизации знаний для обучения основам моделирования пространственных форм как объектов декоративной пластики на экране компьютера, посредством программы 3D Studio МАХ.

В качестве объекта исследования выступает процесс обучения школьников и студентов педагогических вузов основам моделирования объектов декоративной пластики как средствами трехмерной графики 3D Studio МАХ, так и воспроизведением их с помощью пластических материалов.

Приведенные определения позволяют сформулировать цель исследования, которая состоит в том, чтобы научить учащихся использовать компьютерную графическую систему для распознавания простых базовых форм в самой сложной конструкции и создания предметов декоративной пластики путем воспроизведения и соединения простых базовых форм. Это позволяет сформировать у учащихся устойчивую матрицу памяти - термин, используемый Бехтеревой.

Данная цель определила предмет исследования, которым является методика обучения моделированию объектов декоративной пластики учащихся в системе дополнительного образования на основе геометрических и природных базовых форм, как на станке для лепки, так и на экране компьютера.

Теперь можно сформулировать тему исследования: в связи с проведенным анализом существующих подходов формулируем следующую тему исследования: компьютерно-графическое моделирование пространственных форм на примере объектов декоративной пластики.

Что требует решения следующей проблемы и цели.

Проблема и цель исследования определили необходимость решения следующих задач:

Проанализировать и исследовать пути повышения эффективности обучения моделированию объектов декоративной пластики на основе компьютерно-графического моделирования с использованием ограниченного набора базовых форм.

Разработать методику компьютерно-графического моделирования использования базовых форм в процессе обучения моделированию декоративной пластики.

Проверить разработанную методику обучения пространственного восприятия в ходе проведения компьютерного моделирования и педагогического эксперимента.

Для решения задач исследования использовались следующие методы : анализ специальной литературы по компьютерному графическому моделированию объектов декоративной пластики. педагогический эксперимент с целью обоснования эффективности разработанной авторской методики.

Для решения поставленных задач и достижения цели исследования была сформулирована следующая гипотеза: повышение эффективности обучения основам моделирования объектов декоративной пластики может быть обеспечено использованием в процессе компьютерно-графического моделирования дидактического материала данной методики - изображения базовых форм, а также иллюстративного материала по распознаванию и воспроизведению базовых форм с целью синтеза новых пространственных форм.

Для решения задач исследования использовались такие методы, как анализ специальной литературы по компьютерному графическому моделированию объектов декоративной пластики.

Педагогический эксперимент с целью выявления эффективности разработанной авторской методики

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

В содержании обучения выделена система базовых форм, играющих роль деталей конструктора, с помощью которых моделируются объекты декоративной пластики.

Разработана новая методика обучения КГМ пространственных форм на основе использования ограниченного системного набора базовых форм, способствующая повышению эффективности обучения. Разработаны принципы отбора дидактического материала для обучения основам КГМ.

Практическая значимость полученных результатов заключается в разработке:

Методических рекомендаций для учащихся и преподавателей по обучению основам пространственного восприятия и моделирования объектов декоративной пластики.

Авторских образцов объектов декоративной пластики, предлагаемых в качестве необходимого минимума для обучения основам моделирования как из пластических материалов, так и на экране компьютера.

Апробация результатов исследования осуществлялась на научно-методических семинарах и конференциях по проблемам преподавания информатики - (С.-Петербург, РГПУ им. А.И.Герцена, 2000 - 2001).

Также в течение 2000г.на кафедре информатики и вычислительной техники (С.-Петербург, РГПУ им. А.И.Герцена), проводился педагогический эксперимент со школьниками 10 класса 524 школы г. С.-Петербурга и студентами факультета математики по внедрению авторской методики КГМ декоративной пластики на основе применения ограниченного набора базовых форм.

Методика моделирования объектов декоративной пластики применялась в студии лепки и керамики ДЮМТРа Адмиралтейского района с 1993 г., результаты которой постоянно демонстрировались на выставках:

1. «За активное участие в проведении Международного фестиваля «Эволюция интерьера». СКК, С.-Петербург, 1999 г.

2. «За участие в районной выставке детского технического творчества». 2-я районная выставка детского технического творчества Адмиралтейского района. С.-Петербург, 26 апреля — 14 мая 1999г.

3. «Участнику выставки «Юный художник». 30 апреля - 22 мая 1998 года. Центральный выставочный зал «Манеж».

4. «За активное участие в проведении 4 районной выставки Детского технического творчества «Мир техники и дизайна», С.-Петербург, Адмиралтейский район, 4-16 мая 2001 г.

5. «За участие в конкурсе «Комната моей мечты». Международный фестиваль «Эволюция интерьера», СКК, С.-Петербург, 2001 г.

6. «За участие в пятой Международной выставке «Зооиндустрия-96.» ЛенЭкспо, С.-Петербург. 23 ноября 1996 г.

7. «За активное участие в отчетной выставке детского творчества, посвященной «50-летию Победы в Великой отечественной войне.» С.Петербург, май 1995 г.

На защиту выносятся следующие положения:

Система отбора дидактического материала, способствующая развитию у учащихся навыков распознавания простых базовых форм в сложных конструкциях.

Методика использования ограниченного системного набора базовых форм для обучения основам компьютерно-графического моделирования объектов декоративной пластики как на станке для лепки, так и на экране компьютера.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и литературы. Общий объем текста 139 стр.

Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"

Выводы: согласно условиям задания, фигурку «Голова кролика» следовало рассматривать как трехмерную, однако ряд студентов не видел принципиального различия между двумерным и трехмерным изображением, результатом чего стало распознавание безусловно вогнутых деталей фигурки, таких, как ушная раковина и рот, в качестве отдельных базовых форм, т.е. деталей выпуклых. Кроме того, большинство студентов не указали, имеют ли они в виду саму базовую форму или производную от нее, т.е. плоскую базовую форму. То есть студенты не придавали значения разнице между плоскостью и объемом.

Кроме того, большинство деталей фигурки имели несколько вариантов распознавания базовых форм.

Это было вызвано следующими факторами:

Изображение имело разворот в три четверти, что создавало сложности в распознавании базовых форм из-за перспективных сокращений.

Базовые формы имеют некоторые деформации и наложения, то есть частично перекрывают одна другую.

Изображение контурное, без графического или цветового показа объема. При неразвитом пространственном мышлении человек плохо распознает разницу между объемом и плоскостью.

На основании вышеперечисленных результатов теста можно сделать следующие выводы:

Для того, чтобы упростить процесс распознавания базовых форм, изображение объекта декоративной пластики должно быть представлено в проекции, не дающей перспективных сокращений базовых форм, так как перспективные сокращения усложняют процесс распознавания.

Необходимо предоставлять учащимся дидактический материал «Таблица базовых форм и их наиболее распространенных деформаций».

Однако некоторые разночтения при распознавании базовых форм все равно будут иметь место, так как следует учитывать тот факт, что некоторые базовые формы своим контуром напоминают контуры деформации других базовых форм, поэтому в некоторых случаях однозначного решения при выборе базовой формы не существует и одна и та же деталь объекта декоративной пластики может моделироваться разными авторами на основе различных базовых форм. В сложных случаях имеет место различное художественное восприятие одного и того же образа разными людьми в соответствии с творческой индивидуальностью автора модели, его личными представлениями об объекте.

Предложенная автором методика была применена при проведении вводного занятия с учащимися 10 класса гимназии № 524, ранее не работавшими с компьютерной программой 3D Studio МАХ.

Перед учащимися ставится задача - создать средствами 3D Studio МАХ объект декоративной пластики - голову мышки.

В качестве дидактического материала учащимся были выданы изображения предложенного для моделирования объекта - «Голова мышки». Изображение представляло собой контурную перспективу с поворотом в три четверти. Рядом с этим изображением находились контурные изображения базовых форм, необходимых для моделирования данного объекта. Кроме того, учащимся было выдано пособие с изображением примерных пропорциональных соотношений частей фигурки.

В процессе занятия учащиеся ознакомились с принципами работы с модификатором FFD 4x4x4, научились создавать базовые формы с помощью управляющих вершин контейнера деформации. Кроме того, учащиеся ознакомились с инструментами Mirror, Select Object, Select and Rotate, Select and Move, с кнопками Zoom. Pan, Arc Rotate, Min/Max Toggle, освоили команду Group меню Group, научились пользоваться палитрой цветов диалогового окна Object Color.

В процессе занятий встречались следующие сложности.

В некоторых случаях учащиеся не слишком точно следовали образцу при моделировании базовых форм.

Например, в одном случае были смоделированы круглые ушки вместо овальных, в другом случае не была смоделирована радужка глаза.

Это можно объяснить тем, что учащиеся подошли к выполнению задания творчески. Моделирование фигурки стало поводом для творческого самовыражения учащихся, которые стремились вложить в работу свое представление о том, какой бы им хотелось видеть фигурку. Именно по этой причине и возникали некоторые отступления от предложенного образца.

В ряде случаев имело место недовольство некоторых учащихся собственными работами, причем недовольство не носило конкретный характер, то есть учащийся не мог четко сформулировать, что именно не устраивало его в собственной работе, но работа не устраивала его «в общем».

На самом деле проблема заключается в следующем.

Усложнить процесс распознавания базовых форм может такой фактор, как деформация базовых форм.

Как уже неоднократно было разъяснено в предыдущих главах исследования, для того, чтобы моделировать объекты декоративной пластики, нужно твердо представлять, из каких именно деталей (т.е. базовых форм) состоит тот или иной объект декоративной пластики. Для этого нужно мысленно разделить объект на составляющие его базовые формы. При этом следует помнить, что базовые формы в «чистом» виде встречаются далеко не всегда, чаще имеют место незначительные деформации, поэтому при распознавании и воспроизведении базовых форм следует мысленно делать поправку на деформации, о чем, как правило, забывают учащиеся. И хотя изображение образца-модели может иметь четко выраженную и легко распознаваемую деформацию, учащийся в самом начале обучения основам моделирования может эту деформацию просто «не видеть», так как мозгу легче распознать только то, что ему хорошо знакомо (например, шар), чем один из частных случаев деформации данного шара.

Подчеркнуть этот нюанс особенно важно, так как на первых этапах обучения моделированию объектов декоративной пластики учащихся обучают распознавать различные элементы, из которых состоит объект декоративной пластики, как «чистые», то есть не имеющие деформаций базовые формы.

Если на данном этапе обучения заострять внимание на деформациях базовых форм, учащийся может запутаться и не усвоить основных принципов моделирования на основе использования определенных базовых форм.

Однако на наличие деформаций следует обратить внимание учащегося на том этапе, когда выполняемый им объект декоративной пластики выполнен примерно на 90 процентов. На этом этапе учащийся уже усвоил основные принципы моделирования данного образца на основе определенных базовых форм, поэтому можно ознакомить учащегося, хоты бы на теоретическом уровне, с такими нюансами моделирования, как деформация базовых форм.

Для этого нужно указать на наличие таких деформаций на изображении, которое используется в качестве образца. Однако опыт автора говорит, что, как правило, даже в том случае, когда учащемуся указывают на наличие деформаций, он не всегда спешит следовать рекомендациям педагога.

Заключение

Общеизвестно, что психологи и педагоги рассматривают усвоение и применение знаний как две стороны активного процесса обучения [11,23,33,43,44]. Ими доказано, что учащиеся обладают предметно-практическим мышлением. И если преподаватель отвергает одну альтернативу, то учащиеся не примут другую до тех пор, пока не представят ее в виде зримого образа. Учащиеся хотят уловить, построить и вновь разобрать то, что они себе представили. Способность к абстрактному мышлению формируется у учащихся обычно в десяти-одиннадцатилетнем возрасте, но способность к абстрактному логическому мышлению формируется только в старших классах, и то не у всех, поэтому даже в изучении многих дисциплин модели-образцы играют большую роль.

При КГМ такие модели-образцы наиболее наглядны. Но главное в другом — эти модели можно исследовать, поворачивать, воздействовать на них любыми средствами, предоставляемыми компьютерной программой.

На основе проведенного теоретического исследования и экспериментальной проверки разработанной авторской методики можно сделать следующие выводы:

1. Выдвинута гипотеза компьютерно-графического моделирования пространственных форм как синтез выделенных простых базовых форм, что осуществляет поддержку и расширяет творческие и интеллектуальные функции, устраняя потребность во многих ремесленных навыках.

2. На основе использования программы 3D Studio МАХ разработан комплексный подход компьютерно-графического моделирования пространственных форм.

3. Разработана методика компьютерно-графического моделирования объектов пространственных форм.

Внедрение в учебный процесс предложенной методики КГМ активизирует познавательный интерес учащихся, способствует более глубокому и прочному усвоению учебного материала. Внедрение авторской методики в практику работы по обучению основам КГМ при построении объектов декоративной пластики способствует повышению эффективности обучения основам пространственного восприятия.

Терминология

1. Базовая форма — геометрический объект, используемый в качестве одного из элементов при моделировании сложной конструкции — объекта декоративной пластики.

2. Производная от базовой формы - то, что можно смоделировать из базовой формы только с помощью сплющивания и разрезания.

3. Матрица памяти - (по Н.П.Бехтеревой) - то, без чего мозг не может управлять даже простейшими действиями в «автоматическом» режиме. У взрослого человека множество различных матриц памяти. Матрицы памяти формируются постепенно, и под их воздействием человек совершает тысячи действий в «автоматическом» режиме, то есть не задумываясь.

4. Моделирование - процесс создания объекта декоративной пластики как на экране компьютера, так и с помощью пластических материалов.

5. Модификаторы - Модификаторами (modifiers) называются инструменты, предназначенные для изменения структуры объектов МАХ 3.0, то есть взаимного расположения, типа или числа вершин, формы, размеров и расположения граней, длины и кривизны сегментов и т.д. Модификаторы могут применяться к отдельным объектам или к выделенным наборам объектов. В последнем случае к каждому из объектов набора применяется образец модификатора.

6. Адаптированное изображение - изображение, на котором базовые формы и производные от них представлены или в «чистом» виде, или имеют очень незначительные деформации, которые не являются препятствием для распознавания базовых форм.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Александрова, Валерия Викторовна, Санкт-Петербург

1. Александрова B.B. "Моделирование декоративной пластики: от терракоты до 3D Studio МАХ." "Проф-Инфо", № 5-6, С.-Петербург, 2000г., с. 7-10.

2. Александрова B.B. "3D Studio МАХ как инструмент моделирования транспортных средств." "Проблемы транспорта" № 4, С.-Петербург, 2000 г., с. 102- 105.

3. Александрова В.В. "Методика моделирования пространственных форм". "Информатика исследования и инновации" Выпуск 5. С.-Петербург, 2001г., с. 110-117.

4. Александрова В.В. "Методика моделирования декоративной пластики: от терракоты до 3D Studio МАХ." "Региональная информатика 2000", С.Петербург, 2001 г., с. 302 -305.

5. Александрова В.В. «Методика моделирования декоративной пластики» «Проблемы информатизации» № 3, Москва, 2001 г., с. 51-54

6. Аксенов Ю., Левидова М. Цвет и линия. Москва. «Советский художник», 1986 г., 326 с.

7. Алексеева В.В. Что такое искусство? М., Советский художник, вып.1 2,1973 -1979., 158 с.

8. Алексеева Л.В. Скульптура. Москва. Издательство «Просвещение», 1964 г., 26 с.

9. Алексеева Л.В. Внеклассные занятия по лепке в школе. Москва. Издательство «Просвещение», 1970 г., 46 с.

10. Ю.Алпатов М.В. Всеобщая история искусств, в 3-х томах. М. -Л., 1949, 400 с. П.Амосов Н.М. Алгоритмы разума. Киев, Наукова думка, 1979, 156 с. 12.Анисимов H.H. Основы рисования. Москва, издательство «Стройиздат»,1974 г., 156 с.

11. Афонькин С., Селезнева Ю. Мультяшки из пластилина. СПб, Издательство «Литера», 1998 г., 112 с.

12. Н.Барщ А.О. Наброски и зарисовки. М. 1970, 266 с.

13. Беда Г.В. Живопись и ее изобразительные средства. М., Просвещение, 1977, 170 с.

14. А H Боголюбов .Гаспар Монж. М., Издательство, Наука 1947, 184 с.

15. Богуславская И.Я. Русская глиняная игрушка. Л., Искусство, 1975, 154 с.

16. Бугамбаев М. Гончарное ремесло. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2000 г., 320 с.

17. Валериус С.С. Проблемы современной советской скульптуры. М., Искусство, 1961, 256 с.

18. Винклер П. Изучаем трехмерный дизайн с 3D Studio МАХ 2.5/3.0: Пер. с нем. М.: ДМК, 1999, 384 с.

19. Волков H.H. Восприятие предмета и рисунка. М., 1950, 255 с.

20. Голубкина A.C. Несколько слов о ремесле скульптора. М., Советский художник, 1960, 158 с.

21. Грегори Р. Разумный глаз. М., Мир, 1972. 185 с.

22. Громов В. Работа скульпторе-модельщика. Л., Госстройиздат, 1955. 180 с.

23. Громов Е.С. Художественное творчество. М., 1970. 236 с.

24. Данкевич Е.В., Жакова О.В. Знакомьтесь: глина. СПб. «Кристалл» 1998 г., 272 с.

25. Дейнека А. Учитесь рисовать. М., 1961, 156 с.

26. Демидов В.Е. Как мы видим, то что видим. -М., Знание, 1987, 135 с.

27. Дорожин Ю.Г. Филимоновские свистульки. Методические рекомендации, текст O.A. Соломенникова. М., Издательство «Мозаика-Синтез», 2001, 16 с.

28. Дюрер А. Дневники. Письма Трактаты. Л.-М.Д957, 350 с.

29. Ермонская В.В. Что такое скульптура. М., Изобразительное искусство, 1977. 180 с.

30. Ильина T.B. История искусств. Русское и советское искусство. Москва,: «Высшая школа», 1989 г., 400 с.

31. Интеллектуальные процессы и их моделирование. -М., Наука, 1987, 180 с.

32. Кард В., Петров С. Сказки из пластилина. СПб.: ЗАО «Валери СПб», 1997 г., 160 с.

33. Кепинов Г. Технология скульптуры. М., Изогиз, 1936, 125 с.

34. Костерин Н.П. Учебное рисование. Москва. Издательство «Просвещение», 1980 г., 240 с.

35. Крестовский И.В. Скульптура. М., Профиздат, 1960, 264 с.

36. Лантери Э. Лепка. М., Изд. Академии художеств СССР, 1963, 150 с.

37. Лепим из пластилина. Серия «Играем и учимся». Смоленск, Русич, 2000. 32 с.

38. Лепка. Составитель Левадный B.C. Москва, ООО «Арфа СВ», 1998 г., 192 с.

39. Маров М. Энциклопедия 3D Studio МАХ 3. СПб: Издательство "Питер", 2000, 1184 с.

40. Маров М. 3D Studio МАХ 3:учебный курс. СПб: Издательство "Питер", 2000., 640 с.

41. Марр Д. Зрение. М., Радио и связь, 1987, 165 с.

42. Машинное зрение: Тематический выпуск //ТИИЭР. 1988, № 8, 56 с.

43. Маэстри Дж. Компьютерная анимация персонажей. СПб: Издательство "Питер", 2000. 336 с.

44. Д.Мичи, Р.Джонстон. Компьютер творец. М., Издательство «Мир», 1987. 255 с.

45. Молева Н., Белютин Э. Школа Антона Ашбе. М., 1958. 246 с.

46. Монж Гаспар. Начертательная геометрия. Комментарии и редакция Д.И. Каргина. М., Издательство АН СССР, 1947. 256 с.

47. Морозова O.A. Волшебный пластилин. Москва. «Мозаика-Синтез». 1998 г., 14 с.

48. Петерсон M. Эффективная работа с 3D Studio МАХ 3. СПб: Издательство "Питер", 2000, 656 с.

49. Писаревский J1.M. Лепка головы человека. М., Изд. Академии художеств СССР, 1962, 155 с.

50. Полевой Р. 3D Studio МАХ 3 для профессионалов. СПб: Издательство "Питер", 2000. 848 с.

51. Пономарев Я.А. Психология творческого мышления. М., 1969. 185 с.

52. Поспелов Д.А. Фантазия или наука: На пути к искусственному интеллекту. -М., Наука, 1982. 168 с.

53. Претте М.К., Капальдо А. Творчество и выражение. Москва. «Советский художник», 1985 г. 168 с.

54. Психология машинного зрения.-М., Мир, 1978. 256 с.

55. Рисунок. Учебное пособие. Под редакцией Серова A.M. Москва. Издательство «Просвещение», 1975 г., 271 с.

56. Ростовцев H.H. Академический рисунок. М., 1973. 254 с.

57. Ростовцев H.H. Учебный рисунок. М., Просвещение, 1976. 256 с.

58. Рынин H.A. Начертательная геометрия. Ортогональные проекции (Метод Монжа). Пгр., 1916. 154 с.

59. Савицкий C.JI. Работы из глины, гипса и папье-маше в школе. М., «Просвещение», 1968. 114 с.

60. Советское декоративное искусство 1945 — 1975 гг. Очерки. Москва, «Искусство», 1989 г., 256 с.

61. Современный компьютер. М., Мир, 1986. 286 с.

62. Соловьев A.M., Смирнов Г.Б., Алексеева Е.С. Учебный рисунок. М., 1953. 286 с.

63. Суржаненко А.Е. «Альфрейно-живописные работы». Москва, «Высшая школа», 1989 г., 255 с.

64. Темин Г. 3D Studio МАХ 3. Учебник. СПб: Издательство "ДиаСофтЮП", 2000. 480 с.

65. Терентьев А.Е. Изображение животных и птиц. М., 1969. 186 с.

66. Уинстон П. Искусственный интеллект. М. Мир, 1980. 168 с.

67. Федотов Г. Послушная глина. Москва, «ACT - ПРЕСС», 1997 г., 144 с.

68. Федотов Г. Дарите людям красоту. Москва. Издательство «Просвещение», 1985 г., 255 с.

69. Хазен A.M. О возможном и невозможном в науке.-М., Наука, 1988. 250 с.

70. Хрестоматия по ощущению и восприятию. М., МГУ, 1972. 336 с.

71. Чайков И.М. Лепка и формовка скульптуры. М., Искусство, 1953. 255 с.

72. Школа изобразительного искусства. М., Изд. Академии художеств СССР. 250 с.

73. David Elliot. Rodchenko. Reprint, 1979, ed. pablished by A. Zwemmer, London, in association with Museum of Modern Art. 136 p.