Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика профессионального образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.08 для написания научной статьи или работы на тему: Формирование графической культуры у будущих конструкторов-модельеров в колледже

Автореферат по педагогике на тему «Формирование графической культуры у будущих конструкторов-модельеров в колледже», специальность ВАК РФ 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования
Автореферат
Автор научной работы
 Лямина, Алла Амировна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Ставрополь
Год защиты
 2007
Специальность ВАК РФ
 13.00.08
Диссертация недоступна

Автореферат диссертации по теме "Формирование графической культуры у будущих конструкторов-модельеров в колледже"

На правах рукописи

ЛЯМИНА Алла Амировна

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАФИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У БУДУЩИХ КОНСТРУКТОРОВ-МОДЕЛЬЕРОВ В КОЛЛЕДЖЕ

13 00 08 - Теория и методика профессионального обра^вания

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата педаго! ических наук

Ставрополь, 2007

003174316

Работа выполнена на кафедре педагогики и психологии высшей школы ГОУ ВПО «Северо-Кавказский государственный технический университет»

Научный руководитель

доктор педагогических наук, профессор

Шаповалов Валерий Кириллович

Официальные оппоненты

доктор педаюгических наук, профессор

Намчук Виктор Петрович

кандидат педагогических наук, доцет Палиева Надежда Андреевна

Ведущая организация

ГОУ ВПО Ставропольский государственный педагогический

институт

Зашита диссертации состоится «8» ноября 2007 года в 16 00 часов на заседании диссертационного совета ДМ 212 245 01 при ГОУ ВПО «СевероКавказский государственный технический университет» по адресу 355029, г Ставрополь, проспект Кулакова, 10

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «СевероКавказский государственный технический университет» по адресу 355029, г Ставрополь, проспект Кулакова, 2

Текст автореферата размещен на сайте ГОУ ВПО «Северо-Кавказский государственный технический университет» http //www ncstu ru

Автореферат разослан « S » октября 2007 i ода

Ученый секретарь диссертационного совета доктор педагогических наук,

профессор

ЮН Ветров

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы и постановка проблемы исследования В

посчедпее время преподавателями и студентами (.редких специальных учебных заведений все больше осознается значимость знания черчения инженерно» и компьютерной графики, графического языка для овладения тон или иной профессией, для развития графической культуры будущих специалистов Дисциплинами призванными, с одной стороны, обеспечить высокую эффективность профессиональной подготовки будущею коиарукгора-модельера, а с друюЙ, - подютовить его к новым изменившимся Социально-экономическим и социокультурным условиям будущей деятельности, неслучайно являются такие, как черчение, пачер 1ати1ытя геометрия, инженерная и компькиерная графика

Происходящие в мире итерационные процессы способствуют развитию межнационального (рафическою общения Язык графики является одним из способов выражения профессиональной культуры, расширяет сферу коммуникативных возможностей гпециатиста, владеющего этим языком Графический язык расширяет коммуникативное пространство специалиста носречетвом использования содержательной составляющей 1рафического характера Гемпы глобализации, взаимопроникновения, ми 1С!рации межнационального характера таковы, что можно с уверенностью прогнозировать скорое наступление такого времени, когда специалист просш может оказаться несостоятельным без умения почучать и обрабатывать графическую информацию

Средние специальные учебные заведения, формируя графическую культуру студентов, вооружают их знаниями и умениями о графических методах, правилах отображения и чтения информации, ее сохранении и передачи, преобразовании и использовании в профессиональной деятельности, что способствует формированию мобильности выпускника колчеджа в обществе, его конкурентоспособности на рынке труда

Пробчема графической подготовки конструкторов-модельеров является одной из актуальных Назрела необходимость в рамках среднего профессионачьного образования исследован, возможность включения в содержание профессиональной подготовки будущих конструкторов-модельеров программ развития графической культуры

Графическая культура как интегративное понятие является важнейшей частью общей кулыуры чечовека и предполагает единство и синтез па1 лядпо-образного восприятия мира, системы знаний и умений, практических графических действий личности, способностей анализировать и создавать фафические системы Гуманизация и гуманитаризация современного среднего профессионального образования предполагает развитие общечеловеческих, общекультурных, нравственных, этических и эстетических качес1в выпускников, формирование духовно 601 атой ЧИЧНОС1И Кроме того, сам процесс изучения графических дисциплин можег сиособсшоваи> значительном) расширению профессиональной кучьтуры

будущих специалистов Следовательно, тенденция у1л>блепия содержания обучения графическому языку за счет профессионально направленного изучения графики и использования ее основ при обучении другим графическим дисциплинам определяет особую актуальность проблемы эффективного использования культурно-образовагелыюго потенциала изучения графики в колледже

Конструкгор-чодельер должен не только владеть всем комплексом знании в области черчения теоретическими основами графических изображений и геометрических построений, общими правилами оформления и выполнения чертежа, но и обладать графической культурой как одной из составляющих профессиональной культуры Причем в процессе формирования графической культуры у будущего конструктора-модельера решается социально-педагогическая задача, состоящая в том, чтобы подготовить студента к самостоя1ельной практическом дея!ельности, в которой он мог бы реализовать свои творческие способности, применить полученные знания, умения и навыки

Проведенный автором анализ научной литературы и практики подготовки конструкторов-модельеров показал, что в современном среднем профессиональном образовании графическая культура не выступает специальным предметом этот процесса В то же время различные попытки решения проблемы формирования графической культуры в общеобразовательных учреждениях представлены в работах Л Н Анисимовой, АД Ботвинникова, В А Гервера, НА Гордиенко В В Степаковой, и др

Проблема формирования графической культуры стала активно изучаться в диссертационных исследованиях Так, работы А В Кострюкова и М В Лагуновой направлены на решение этой проблемы в высших технических учебных заведениях В диссертациях В А Куриной, В П Молочкова, А А Павловой рассматривается процесс формирования графической культуры у будущих учителей

Актуальность темы настоящего исследования определяется рядом противоречий- между высокими требованиями стандарта специальности 2808 Моделирование и конструирование швейных изделий к графической подготовке будущих конструкторов-модельеров, заключающихся в наличии у них графической культуры, с одной стороны, и недостаточной разработанностью теоретических и методических основ содержания графического образования, способствующих этому процессу - с другой,

между потребностями населения в получении высококвалифицированных услуг в области моделирования и конструирования одежды и неспособностью предприятий удовлетворить эти потребности из-за недостаточно высокого уровня графической культуры у персонала,

- между культурно-образовательным потенциалом графическою языка в системе подгоювки специалистов колледжа, который личностно и

профессионально значим дчя субъектов образованельного процесса, и 01су!ствием научно-теоретического обоснования условий

совершенствования процесса формирования графической культуры у будущих конструкторов-модельеров в колледже

С учетом вышеизложенного проблема исследования состоит в [еоретическом обосновании педагогических условий совершенствования процесса формирования графической культуры будущих конструкторов-модельеров в колледже

Решение этой проблемы и составило цель исследования

Объект исследования процесс профессиональной подготовки будущих конструкторов-модельеров в колледже

Предмет исследования педагогические условия формирования графической культуры будущих конструкторов-модельеров в колледже

Гипотеза исследования процесс формирования графической культуры у будущих конструкторов-модельеров в колледже будет эффективным, если он предполагает

- разработку содержательного компонента процесса формирования и развития графической культуры на основе анализа стандарта специальности, учебных планов и программ, максимальное использование культурно-формирующего потенциала всех учебных дисциплин,

- реализацию принципов системности, интеграции, наглядности, связи теории с практикой в преподавания дисциплин, направленных на формирование графической культуры студентов,

- использование специальной методики формирования трафической культуры у студентов колледжа с применением современных методов и форм графической деятельности,

- наличие купьтуротворческой образовательной среды в колледже, ориентированной на формирование графической культуры у студентов,

- учет индивидуально-возрастных и психологических особенностей студентов колледжа, их мотивацию на овладение графической культурой

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи:

1 Раскрыть содержание, структуру и функции графической культуры конст ру кторов-модельеров

2 Разработать критерии и ггоказатели определения уровней сформированное™ графической культуры у студентов - будущих кона рукт оров-модельеров

3 Обосновать и сформировать содержатечьный компонент процесса формирования графической культуры

4 Обосновать и проверить в опытно-экспериментальной работе модель процесса формирования графической культуры будущих конструкторов-модельеров в колледже

5 Разработать и апробировать методику формирования графической культуры С|удентов

6 Определить и экспериментально проверить совокупность

педагогических условий, способствующих совершенствованию процесса формирования графической кульг)ры будущих конструкторов-модельеров в колледже

Методологическую основу исследования составили системный подход позволяющий рассматривать исследуемый объект как множество вазаимосвязанных элементов, объединенных общностью функций и цели, единством построения и функционирования, аксиологический, личкосгно-творческий и деятельностный подходы, определяющие деятельность как условие профессионального становления будущего специалиста в образовательном процессе и позволяющие рассматривать личность буд>щего конструктора-модсльера в контексте субъект-субъектных отношений в качестве субъекта профессионального развития, комплекс фичософских, культуролиических и психолого-педагогических подходов к пониманию феномена культуры и ее формирования

Теоретическую основу диссертации составили иссчедования

- природы и функций культуры (К Л Абулъханова-Славская, А И Арнольдов, В С Библер, М С Каган, Л Н Коган, Н Б Крылова, М К Мамардашвили, Э С Маркарян, Б А Пружинин, В М Розин и др ),

проблем профессиональной культуры и профессионализации личности (А А Баталов, В С Виноградов, Г М Кочетов, И М Модель, Ь.С. Романова и др ), профессионально значимых качеств (Б Г Ананьев, В ГГ Беспалько, Ф Зеер, В Д Шадриков и др ),

- в области современных концепций образовательного процесса культуротворческой школы (В С Библер, А П Валинкая, 1 М Давыденко, И Ф Исаев Н Б Крылова, Т И Шамова и др ),

- профессиональных ценностей в образовании (С В Бондаревская, Б С Гершунсний, В А Караковский, Б Т Лихачев, Н Д Никандров, 3 И Равкии, В А Сластенин, В А Сухомлинский, Е Н Шиянов, Н Е Щуркова),

- творческой деятельности (И П Калошина, МИ Махмутов, А В Хуторской, М Г Ярошевскии и др ),

- психологии творчества мышления (АН Леонтьев, АМ Матюшкин, Я А Пономарев, С Л Рубинштейн, О К Тихомиров), единства обучения и психического развития личности и ведущей роли обучения (Б Г Ананьев, Л С Выготский, А Н Гальперин, В В Давыдов и др), психологических закономерностей и специфических особенностей формирования графических знаний, умений и навыков, пространственного мышления (А Д Ботвинников, Г И Лернер, Б Ф Ломов, И С Якиманская и др ),

- содержания организационных форм и методов обучения графическим дисциплинам (Л М Баженова, А Д Ботвинников, А Л Дижур, А И Ковешников, А А Мелик-Пашаев, Б И Полякова, Н Н Ростовцев),

- проблем преподавания графических дисциплин (Л Н Анисимова, А Д Ботвинников, В А Гервер, С И Джембинский, Ю Ф Катханова, Д А Наиниш, Л М Пыжевич, В В Степакова, Л С Шебеко и др ),

-по истории костюма (О Гербенова, Л Кибадова, РМ Кирсанова, II Ламанова, МН Мерцалова) и стиля (В Г Власов, ФМ Пармон) ,

моделированию и формообразованию одежды в процессе художественного проектирования (ГО Бердник, В М Зайцев, 11 Ламанова, Ф М Пармон)

Методы исследования теоретический анализ психолого-педагогической и специальной литературы, нормативной документации, учебников, пособий, изучение и обобщение опыта работы педагогов колледжа, анализ ¡ворческих рабог студентов, беседы, устный и письменный опросы С1удентов, тестирование анкетирование, педагогический эксперимент, методы сташсгической обработки полученной информации

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем дано понятие «графическая культура конструктора-модельера», определен содержательный компонент процесса формирования графической культуры на основе стандарта специальности 2808 Моделирование и конструирование швейных изделий в условиях колледжа, раскрыты и научно обоснованы структурные компонешы и функции графической культуры конструктора-модельера

Теоретическое значение исследования предложены критерии (когнитивный, конативный, могивациошшй, креативный) определения уровней сформированное™ графической культуры у ст)дентов колледжа, выявлена и раскрыта совокупность педа! огических условии, к которым относятся мо1ипационпо-целевой, ' содержательный и процессуальный аспекты, обеспечивающих эффективность формирования графической культуры в целостном педагогическом процессе колледжа

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработано учебно-методическое обеспечения процесса формирования графической культуры студентов колледжа - будущих конструкторов-модельеров, включающее в себя

- рабочую учебную программу по дисциплине «Компьютерная график?» с обоснованием перечня необходимых графических знаний, умений, навыков и тематического плана занятий,

- графические задания с методическими указаниями по дисциплинам «Инженерная (рафика и перспектива» с использованием компьютерной системы автоматизированного проектирования AutoCAD, «Моделирование и конструирование швейных изделий», «Спецрисуиок и художественная графика

Данный учебно-методический материал можно использовать как в образовательном процессе средних специальных учебных заведений, так и системе повышения квалификации преподавателей техникумов, колледжей На защиту выносятся следующие положения.

1 Под графической культурой конструктора-модельера, являющейся компонентом профессиональной культуры специалиста, понимается его интеграгивное качество, характеризующееся единством графических знаний, умений и навыков, ценностного отношения к результатам графической деятельности (чертежи конструкции и эскизы моделей), и обеспечивающее его профессиональное творческое саморати тие

2 Структура графической культуры конструктора-модс 1ьера представляет собой сочетание четырех компонентов (когни гивного, мотивационно-ценносшою, операционно-деятелышстного, индивидуально-творческого), преломляющихся в основных функциях графической культуры (гносеологической, гуманистической, технологической, информационной, рефлексивной)

3 Критерии (когнитивный, конативный, мотивационный, креативный) и показатели сформированное! и графической культуры

4 Модель процесса формирования графической культуры будущих конструкторов-модельеров в колледже представляет собой отражение организованной совокупности структурных компонентов (когнитивного, мотивационно-ценностного, операционно-деятельностно1 о, индивидуально-творческого) этого процесса В ходе профессиональной подготовки конструкторов-модельеров достигается в разной степени положительная динамика формирования структурных компонентов графической культуры Особенности данного процесса обусловлены спецификои каждого компонента, личностными ресурсами обучаемых, а также педагот ическими условиями его осуществления

5 Педагогические условия формирования графической культуры у будущих конструкторов-модельеров

" взаимное согласование внешних целей и внутренних установок личности конструктора-модельера в процессе формирования графической культуры,

■ создание у студентов устойчивой мотивации на овладение графической культурой,

■ индивидуализация обучения, позволяющая каждому студенту построить собственную траекторию овладения графическим языком с учетом личностных особенностей обучаемого,

■ установление состава и содержания необходимых и достаточных знаний и умений для успешного формирования графической культуры согласно принципам обучения и критериям отбора, исходя из содержания профессиональной подготовки будущего конструктора-модельера, а также учета единства содержательной и процессуальной сторон обучения,

• использование современных форм и методов графической деятельности, разработка специальных заданий по дисциплинам, наполняющим содержание графической культуры с учетом специфики обучения графическим дисциплинам в колледже,

■ графическая подготовка преподавателей, обеспечивающих процесс формирования графической культуры у студентов колледжа,

Основные этапы исследования. Исследование проводилось в несколько этапов в течение 2003-2007 гг.

На первом этапе (2003-2004 гг) происходил выбор, обоснование и теоретическое осмысление проблемы исследования на основе изучения научной и учебно-методической литературы, изучался опыт работ

преподав.пелсй i рафики в колледже, определялись план исследования, его исследовательская база, научный аппарат и концептуальные основы

Па втором jrane (2004-2005 п ) уточнялись цель, задачи, объект, предмет и гипотеза исследования, разрабатывались содержание и структура графической культуры, обосновывались критерии, показатели и уровни сформированное™ графической культуры студентов колледжа, проводился констатирующий эксперимент с целью установления исходного уровня сформированносги графической культуры студентов, анализировался полученный диагностический материал, определялось реальное состояние проблемы формирования графической культуры конструктора-модельера, на основании материалов констатирующего эксперимента обосновывались педагогические условия, обеспечивающие эффективность формирования графической кулыуры конструктора-модельера, разрабатывалась методика формирования графическом культуры у студентов колледжа

lia третьем этапе (2005-2006 гг ) проводился формирующий эксперимент по проверке выдвинутой гипотезы, реализации модели формирования графической культуры, апробировались методы и педагогические условия формирования разчичных компонентов графической культуры, анализировались результаты опытно-экспериментальной работы путем сопомавления данных констатирующего и формирующего экспериментов

Па четвергом этане (2006-2007 гг ) был проведен контрольный эксперимент, проанализирована динамика формирования графической культуры у будущих конструкторов-модечьеров, обобщены результаты проведенного исследования, оформлен текст диссертации

Экспериментальной базой исследования явился Ставропочьскии технологический колледж В экспериментальной работе в течение трех лет принимали участие педагоги и студенты в количестве 192 человек

Достоверность научных результатов исследования обеспечена исходными методоло1ическими позициями автора, обоснованностью методов исследования, адекватных его цели, логике и задачам, опорой на теоретические положения и выводы исследований по философии, психоло-I ни, педагогике и 1ехнологии профессиональной подготовки конструкторов-модельеров в колледже положительной динамикой эксперимента, результаты которого подтверждают верность теоретических выводов и проделанной опытно-экспериментальной работой

Апробация и внедрение в практику резулыатов исследования осуществлялись в ходе проведения опытно - экспериментальной работы Основные положения и результаты исследования нашли отражение в опубликованных автором работах, были предметом обсуждения на заседаниях цикловых комиссий Ставропольского строительного техникума, были апробированы в ходе выступлений на региональных межвузовских конференциях (XXXIV научномехническая конференции Ставрополь СевКавГТУ, 2004, «Педагогическая наука и практика - региону» Ставрополь СГПИ, 2004) семинарах, а также ежегодных межрегиональных

научно - практических конференциях преподавателей начального и среднего профессионального образования Ставропольскою края «Инновационные процессы в системе начального и среднего профессиональною образования в условиях модернизации российского образования» (г Лермонтов, 2006, 2007 гг) Результаты исследования были реализованы в откорректированном учебном плане под! отовки специалистов по специальности 2808 Моделирование и конструирование швейных изделий, в учебных программах, дидактических материалах, рекомендациях, которые нашли практическое применение в процессе обучения, курсовых и дипломных работах студентов Ставропольского технологического колледжа

Структура диссертации Диссертация состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, списка литературы, включающего 157 наименований, и 4-х приложений Диссертация изложена на 213 страница*, содержит 2 схемы и 17 таблиц

Во введении обоснована актуальность темы исследования, предеитчен научный аппарат исследования цель, объект, предмет, гипотеза, задачи, методология и методы исследования, обозначены его этапы, охарактеризована научная новизна, теоретическая и практическая значимость, сформулированы положения, выносимые на защиту

В первой главе «Теоретические основы формирования графической культуры студентов» рассмотрены исходные теоретические положения исследуемой проблемы, определен категориальный аппарат исследования, сформу тировано определение графической культуры конструк гора-модельера, представлена его профессиограмма, разработан содержательный компонент процесса формирования графической культуры, выделены функции, структурные компоненты графической культуры конструктора-модельера, критерии и уровневые показатели ее сформированное™, разработана модель процесса формирования графической культуры у будущих конструкторов-модельеров в колледже

Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по формированию графической культуры у будущих конструкторов-модельеров в колледже» определен комплекс педагогических условий, обеспечивающий успешное формирование графической культуры у студентов колледжа, разработана специальная методика ее формирования у студентов колледжа с применением современных методов и форм графической деятельности, представлены содержание и результаты опытно-экспериментальной работы по формированию графической культуры у студентов - будущих конструкторов-модельеров

В заключении изложены обобщенные результаты и основные выводы исследования

В приложениях представлены рабочая учебная программа по дисциплине «Компьютерная графика», графические задания с методическими указаниями по дисциплинам «Инженерная графика и перспектива» с использованием AutoCAD, «Моделирование и конструирование швейных изделий» «Спецрисунок и художественная графика, творческие эскизы

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Анализ современных психолого-педагогических и философских исследований показал, чго культура дифференцируется по типу и характеру человеческой деятстьности, следовательно, правомерно в качестве базового компонента профессиональной культуры конструктора-модельера выделить графическую культуру наряду с другими ее видами коммуникативной (А А Бодалев, В А Кан-Калик, А В Мудрик, О И Киселева и др), экономической (В И Максакова, М В Владыка, Л И Галамян, Л Н Понамарев, В Д Попов, А П Сидельковскнй, В П Чичканов и др ), этической (А А Николаева, Л И Романова, В А Караковский, Н Шурикова, Г Н Филонов и др), эстетической (А А Андреева, А И Буров, Б Т Лихачев, Б Неменский и др ) и др

В ходе исследования имеющихся в науке определений понятия «графическая культура» (А В Кострюков, В А Курина, М В Лагунова, В П Молочков, А А Павлова, В В Степакова) установлено, что графическая культура имеет интегративную основу Диссертантом рассмотрены педагогический, психологический, профессиональный и политехнический аспекты графической культуры конструктора-модельера и представлен авторский вариант профессиограммы конструктора-модельера Графическая культура конструктора-модельера, как часть профессиональной, наполняется конкретным содержанием в контексте определенной деятельности Она указывает на процессы созидания личностью будущего конструктора-модельера материальных и духовных ценностей, имеющих субъективное и объективное значение, на процессы изменения, развития, преобразования действительности и собственной индивидуальности

В диссертации сущность графической культуры будущего конструктора-модельера, являющейся компонентом профессиональной культуры специалиста, определяется как его интегративное качество, характеризующееся единством графических знаний, умений и навыков, ценностного отношения к результатам графической деятельности (чертежи конструкции и эскизы моделей), и обеспечивающее его профессиональное творческое саморазвитие

Содержание графической культуры конструктора-модельера детерминиройано целью и функциональной структурой его

профессиональной деятельности Исходя из обязательных компонентов содержания личное гно-ориентированного образования и авторского определения графической культуры конструктора-модельера, в качестве ее структурных компонентов были выделены когнитивный, мотивационно-ценностный, операционно-деятельностный и индивидуально-творческий

Когнитивный компонент. Наиболее полно содержание знаний, которые необходимы для формирования графической культуры конструктора-модельера, представляют знания'

1 Мировоззренческие - знания, определяющие отношение к процессу познания графической культуры

2 Методологические - знания общих принципов изучения графического языка

3 Теоретические — знания понятий, положений и закономерностей графической теории (об истории костюма и стилях, о композиции и Гармонии, законах перспективы, пропорциях и строении человеческого тела, сочетании цветов и т д )

4 Технологические - знания об изобразительных средствах, техниках, технологиях, способов репродуктивной и творческой деятельности в графической области, самообучения, самообразования и самовоспитания

Овладение конструктором-модельером системой знаний не исчерпывает всех аспектов проявления графической культуры Конструктор-модельер может состояться только при условии усвоения и развития им профессионально-значимых ценностей

Мотивационно-ценностный компонент графической культуры характеризует готовность конструктора-модельера к реализации профессиональных ценностей

Исследование графической культуры с позиций аксиологического подхода позволило рассматривать мотивационно-ценностный компонент как совокупность образовательных научно-мировоззренческих ценностей, накопляемых личностью студента в процессе обучения и используемых для получения им новых знаний в учебной и производственной деятельности

В контексте культурологического подхода к исследованию проблемы ценностей научно-мировоззренческие ценности графической культуры студента рассматриваются как индивидуально-личностные и представляют собой систему, состоящую из ценностей-целей, ценностей-средств, ценностей-знаний, ценностей-отношений, ценностей-качеств У каждого студента колледжа формируется специфическая система регулируемых мотивов, оказывающая непосредственное влияние на характер и продуктивность учебно-познавательной и профессиональной деятельности Для графической деятельности творческого характера у будущих конструкторов-модельеров важное место приобретает такая организация системы мотивов, при которой наиболее значимыми являютсй, главным образом, познавательные мотивы и особенно мотивы профессионально-творческих достижений

Операционно-деятельностный компонент графической культуры включает систему графических умений Он предполагает владение методами научного познания, умениями и навыками по их использованию в технологии графической деятельности

С учетом специфики графической деятельности автором обоснован следующий комплекс графических умений и навыков в операционно-деятельностном компоненте графической культуры конструктора-модельера' 1) умения планировать предстоящую графическую деятельность (умение фиксировать затруднения, умение отделять случайные факторы затруднений от неслучайных, умение осознавать суть проблемной ситуации, задачи, умение формулировать цель предстоящей работы, используя графические

термины, умение Находить причины затруднения, умение видеть необходимость в перестройке способа действия, умение обращаться к собственному опыту для поиска в нем материала, с помощью которого конструируется гипотеза, умение формулировать гипотезу и др),

2) умения использовать графические приемы и методы (умение осуществить альтернативный подход, умеИйе1 находить пути выхода из затруднений с коррекцией способа действия по преодолению этого затруднения, умение изменять способы и направленность самоорганизации своей деятельности в соответствии с требованиями ситуации и др ),

3) умения и навыки работы с чертежными инструментами, учебной и специальной литературой,

4) умение осуществлять подготовку к практической работе (умение выстраивать комплекс практических действий, умение планировать и распределять во времени практическую работу; умения создавать простейшие графические элементы с использованием чертежных инструментов, умение учитывать правила техники безопасности при проведении практической работы и др ),

5) умения и навыки проведения практической, работы (разработка чертежа конструкции модели, изготовление лекал модели, макета в материале;

6) умения и навыки анализа и оформления результатов работы (умение обработать результаты в виде эскизов, схем, графиков, таблиц, и др , умение оценивать объективность выполненной работы, умение найти причинно-следственные связи, сделать выводы, умение определить практическую значимость работы, ее место в системе ранее приобретенных знаний и др);

7) умение графически, устно, письменно, в электронном виде представить результаты работы.

Индивидуально-творческий компонент Успешность

профессиональной деятельности конструктора-модельера напрямую зависит от наличия у него творческих способностей Творческая графическая деятельность студентов обеспечивает применение знаний и тем самым завершает процесс их усвоения

Необходимым компонентом креативного подхода, используемого в процессе формировании графической культуры специалиста, является творческая направленность обучения и воспитания, суть которой заключается в смене ценностных ориентации, в установке на рефлексивно-творческое освоение новых знаний, продуктивное их внедрение и творческое использование Проявление индивидуально-творческого компонента графической культуры зависит от внутренней готовности студента к графической деятельности, владения графическими приёмами и методами

Формирование творческой личности конструктора-модельера необходимо рассматривать как двусторонний процесс, связанный, с одной стороны, с выработкой необходимых качеств творческой личности специалиста, с другой - с формированием у него опыта творческой

деятельности Графическая деятельность студента создает возможность для творческого саморазвития личности, ее самоопределения и социализации

Данные компоненты составляют интегративное целое графической культуры конструктора-модельера и преломляются в efe основных функциях (гносеологическая, гуманистическая, технологическая, информационная и рефлексивная) Указанные функции, находясь в тесном взаимодеиствии со структурными компонентами, образуют целостную, динамическую систему

Рассмотрение графической культуры в структуре содержания профессиональной подготовки конструкторов-модельеров позволило определить и охарактеризовать содержательный компонент процесса формирования и развития графической культуры с позиции отбора и структурирования содержания С этой целью были проанализированы государственный образовательный стандарт, ныне действующий учебный план и учебные программы подготовки по специальности 2808 Моделирование и конструирование швейных изделий Показано, что графическая культура играет роль базового компонента, интегрирующего различные дисциплины и представленного в различных образовательных областях Сделан вывод о том, что в процессе формирования графической культуры у будущих конструкторов-модельеров необходимо использовать современные научные достижения и культурно-формирующий потенциал всех дисциплин учебного плана данной специальности В связи с этим были подвергнуты анализу все дисциплины учебного плана на предмет наличия в них содержания, необходимого для формирования графической культуры у будущих конструкторов-модельеров

С целью более глубокого понимания процесса формирования графической культуры была построена Теоретическая модель, отражающая данный процесс и объединяющая в себе когнитивный, мотивационно-ценностный, операционно-деятельностный и индивидуально-творческий компоненты данного вида профессиональной культуры

Идея интеграции четырех компонентов модели формирования графической культуры осуществлялась по следующим направлениям

- максимальное использование возможностей (предпосылок), имеющихся в дисциплинах Государственного образовательного стандарта по специальности 2808 Моделирование и конструирование швейных изделий, включающих в свое содержание значительный объем информации по всем четырем компонентам графической культуры

- устранение недостатков, выявленных в ходе анализа содержания профессиональной подготовки конструкторов-модельеров корректировка рабочей учебной программы дисциплины «Инженерная графика и перспектива», входящей в блок общепрофессиональных дисциплин, с учетом возможностей компьютерной системы автоматизированного проектирования (AutoCAD), которая позволяет выполнять двумерные и трехмерные проекты различной степени сложности Использование автоматизированного проектирования изменило не только содержание, но и методику преподавания данной дисциплины, позволило сократить время на выполнение графических заданий, интенсивнее использовать современные методы обучения на практических занятиях с целью выработки у студентов необходимых графических умений и навыков Изучение данной дисциплины федерального компонента способствует, в основном, формированию у студентов когнитивного и операционно-деятельностного компонентов графической культуры

- включение в цикл ОГСЕ учебного плана специальности 2808 Моделирование и конструирование швейных изделий дисциплины «Культурология» с целью более глубокого осмысления будущими конструкторами-модельерами ценностей графической культуры (мотивационно-ценностный компонент) В цикл специальных дисциплин с целью компенсации необходимых знаний, методов и техник формирования когнитивного, а в значительной степени - опреационно-деятельностного и индивидуально-творческого компонентов, добавлена разработанная автором диссертации дисциплина «Компьютерная графика» в качестве дисциплины по выбору студента, устанавливаемая образовательным учреждением, программа которой ставит основной задачей формирование графической культуры

- разработка специальных графических заданий с методическими указаниями по дисциплинам «Инженерная графика и перспектива», «Спецрисунок и художественная графика», «Моделирование и конструирование швейных изделий» с использованием метода проектов

Схема 1

Модель формирования графической культуры у будущих

___конструкторов-модельеров в колледже_

Графическая составляющая профессиональной деятельности конструктора-модельера |

Графический компонент профессиограммы конструктора-модельера

Содержание графической культуры в требованиях ГОС специальности 2808 _Моделирование и конструирование швейных изделий_

| Графическая культура как часть профессиональной культуры конструктора-модельера |

Процесс формирования графической культуры студентов колледжа

_____

Целепологание Принципы Содержательный Структурные Методика

компонент процесса компоненты фор-

формирования графической мирования

графической культуры графической

культуры культуры

Подготовка Системности Дисциплины Когнитивный Выбор и

студентов к блоков ОГСЭ, ОПД, исполь-

работе с Интеграции сд зование

графической Включение в современных

информацией в Наглядности учебный план Мотивационко- форм и

культуротвор- дисциплин ценностный методов

ческой образо- Связи «Культурология», графической

вательной теории с «Компьютерная гра- деятельности

среде практикой фика» Корректи- в соответст-

Построение ровка рабочей Операционно- вии с

вариативной учебной программы деятельностный моделью

системы фор- дисциплины процесса

мирования «Инженерна* форми-

графической графика и рования

культуры сту- перспектива» с Индивидуально- графической

дентов - бу- учетом творческий культуры

дущих конст- возможностей ком- Задания по

рукторов-мо- пьютерной системы соот-

дельеров кол- автоматизированного ветствующим

леджа на ос- проектирования дисципли-

нове совре- (AutoCAD) нам

менных форм и

методов

графической

деятельности

Результат сформированность графической культуры Определяется по критериям и

показателям четырех компонентов (когнитивного, мотивационно-ценностного,

операционно-деятельностного, индивидуально-творческого)

формирующим содержательный компонент графической культуры, разработка учебно-методического обеспечения процесса формирования графической культуры студентов колледжа - будущих конструкторов-модельеров

Структурно-функциональный анализ графической культуры конструктора-модельера дал возможность обосновать критерии и показатели ее сформированности

Разработаны критерии (когнитивный, конативный, мотивационный, креативныи) сформированности графической культуры конетруктора-модетьера Каждому критерию соответствует группа качественных показателей, по мере проявления которых можно судить об уровне сформированности графической культуры от первоначального графического знания к всестороннему овладению и творческому осмыслению способов их реализации в профессиональной деятельности Охарактеризовано несколько уровней сформированности графической культуры будущего специалиста репродуктивный, продуктивный и творческий

Репродуктивный уровень сформированности графической культуры у будущего конструктора-модельера характеризуется обрывочными, фрагментарными, бессистемными знаниями, лишь элементарных положений и закономерностей графической теории, неустойчивой мотивацией к графической деятельности, обусловленностью мотивов внешними факторами, недостаточной осознанностью целей и задач графической подготовки, которые не являются критериями профессиональной деятельности, низким уровень графических умений и навыков, умением имитировать форму графических объектов, выполнением графических заданий только по алгоритму, непоследовательностью действий при выполнении графической работы, низкои техникой исполнения эскизов, репродуктивным воображением, первоначальной стадией технического мышления (пространственным представлением), предполагает отсутствие творческого стиля деятельности, спонтанное творчество, решение графических задач по шаблону, отсутствие самоанализа графической деятельности

Продуктивный уровень сформированности графической культуры у будущего конструктора-модельера предполагает наличие базовых графических знаний, стремление к восполнению знаниеьых пробелов, расширению графических знаний, обогащение познавательных мотивов, недостаточную осознанность мотивов профес'сибнально-творческих достижений, удовлетворенность процессом графической деятельности, устойчивое отношение к графической деятельности, овладение основными графическими приемами и техниками, стремление планировать и решать нестандартные графические задания, техничность исполнения эскизов на среднем уровне, создание образа графических объектов по ею описанию, рисунку, чертежу, наличие пространственного воображения, которое находится на стадии воссоздающего воображения, недостаточное развитие творческого воображения, генерирование идей при помощи педагога, стиль творческой деятечьности находится на этапе становления, самоанализ

графической деятельности хаотичен, носит стихийно-эмпирический характер

Творческий уровень сформированное™ графической культуры у будущего конструктора-модельера характеризуется системностью, широтой и глубиной графических знаний (мировоззренческих, методологических, теоретических, технологических), владение понятийным аппаратом графических дисциплин, потребностью студента в овладении графическим языком, который рассматривается как ценность, сформированнностью познавательных мотивов и мотивов профессионально-творческих достижений, высокой технологической готовностью к графической деятельности, мастерством исполнения графических работ, оперативностью и техничным исполнением эскизов, способностью оперировать не только понятиями, но и образами, наличие пространственного воображения, которое находится на стадии творческого воображения, технического стиля мышления, поглощенностью творческим процессом, проявлением фантазии в графических работах, самостоятельным поиском и воплощением новых оригинальных, творческих решений, аваш ардным художественным творчеством, сформированным и ярко выраженным индивидуальным стилем, самоанализом графической деятельности

Весь процесс опытно-экспериментальной работы по формированию графической культуры у студентов колледжа был разделен на констатирующий, формирующий и контрольный этапы Эта работа осуществлялась в Ставропольском технологическом колледже

На первом этапе в 2004-2005 учебном году был проведен констатирующий эксперимент с целью определения наличия у студентов, поступивших на первый курс представлений о графической культуре конструктора-модельера, а также личностных характеристик, необходимых для ее формирования )

В опытно-экспериментальной работе участвовало 50 студентов (две группы по 25 студентов в каждой) У них проводились замеры показателей уровней сформированности графической культуры с целью изучения динамики ее развития

В контрольную труппу входили 25 студентов 1-го курса специальности 2808 Моделирование и конструирование швейных изделий, приступивших в сентябре 2004 года к обучению по учебному плану и программам без их корректировки, на основе использования традиционной методики обучения

В экспериментальную группу входили 25 студентов 1-го курса этой же специальности, но уже в сентябре 2005 года, т е после внесения изменений в учебный план, корректировки программы дисциплины «Инженерная графика и перспектива», разработки дидактических материалов, с учетом содержательного компонента графической культуры по экспериментальной методике обучения в течение учебного года и" внедрения в учебный процесс других элементов модели формирования графической культуры будущих конструкторов-модельеров в колледже

Для определения у ыудешов кошрольмои 1руппы первого курса колледжа (.формированное) и когиичивною комноисны 1рафической культуры в ходе итерирующего эксперимента, был проведен анализ данных, полученных в ходе опроса с помощью специально разработанной анкеты Сотаспо резучьтатам анкеты, большинство студсптов-первокурсников контрольной группы (64%) показали репродуктивный уровень сформированное ги ко! нитивпого компонента графической культуры

Выявление уровня сформированное^ мотивационно-ценноспюго компонеша графической культуры у студентов контрольной группы осуществлялось диссертантом с помощью спсцильно разработанной анкиы открытого типа, позволяющей опрашиваемому откровенно высказать свое собственное мнение Анализ резульгаюв анкетою опроса показал, чю студенты-первокурсники контрольной группы недосииочпо чс1ко понимают задачи графических дисциплин и нуги их Д0с1ижепия, по осознаю! важное п. изучения графических дисциплин для будущей профессии (80%), счшают необходимым для конструктора-модельсра постоянное совершенствование в области освоения графическою языка на протяжении всей его профессиональной деяте п.посги (68%) Бспыная чаиь студентов-первокурсников, принимавших учаете в копетсиирующем жеиеримеше, имеет разпи1ую познавательную потребность в облает освоения графических дисциплин, осознает ценносж графической дея1сльпос1И

Согласно результатам полученным в конституирующем зкеперимепге, у 32% респондентов оказался репродуктивный уровень сформированное!и мотнвациошю-ценносшою компонеша, 48% - продуктивный, 20% — творчсскии

Определение уровней сформированности операциоппо-дея1ельпос1иого компонента графической культуры у будущих копегруктров-модельеров проводилось па основе анализа данных графической работы, предполагающей выполнение в цвете зскиза какой-либо модели на нейтральном фоне, стараясь ючно передан, силул ее формы, пропорции, конструкцию, цветовое решение

Анализ результатов выполненной графической работы показал, чю большинство студентов (76%) не обладают умениями планирован, и распределять время на выполнение графической работы, не обладают умениями и навыками анализа и представления результатов работы (80%) Более сформированными оказались у студентов умения и навыки работы с чертежными инструментами (68%), умения создавап. просюйшие графические злемешы с использованием чер|ежпых инструмепюв (60%)

Со1ласно результатам порученным в коне I а тирующем экспсримеше, большинство студентов-первокурсников контрольной группы показали репродуктивный (48%) и продуктивный (40%) уровни сформированности операционпо-деяюш.посикно компонента (рафическои кудыуры

Для диашостики индивидуально-творческою комнонены I рафической культуры были иеиочьзовамы тесп>1 I. Торренса выявляющие

изобразительную креативность. Па данной методике получены следуют не рез>.-,г.та?ы. Почти у ножницы студентов (48%) уровень к рати в кости низкий, у 32% - средний, у 20% - ШССНШЙ,

Речультаты констатирующего эксперимента 1) экспериментальной груш те не имеют существенных различий в распределении студентов по УрЕйшям сформирован кости четырех основных компонентов графической культуры в сравнении с контрольной группой (диаграмма 1). Согласно данным, полученным в констатирующем эксперименте, большинство студентов экспериментальной группы показали репродуктивный уровень сформироиаI/пост когиитиннот (64-%) и иядявидуияьяо -тв орчесхого (52%) компонентов. Во лее сформированными у них оказались мотииапионно-ценностный (36% - репродуктивный уровень, 44% - продуктивный, 20% творческий) и операниоипц-деятсльностный (48% - репродуктивный уровень, 36% - продуктивный, 16% - творческий) компоненты графической культуры.

Диаграмма 1.

Ср;ишн соленые рог. 1Л оЬ О И с итти Р у: о :Хье; О >к< о р.:■ о Г: I и кот ролькой и

экспериментальной группам

| □ И ШрОДуМсш ППродукттшш.ш КТнорчсск^ГЦ

Ка1 пн": ам'.мн

Мотиаационяб-

:о,: он-:

Опера! [ЧОШ10-лозтелшостый

Индивидуал ьии-творческий

Программа формирующего эксперимсЕгщ учитывала результаты проделанной работы но апшниу ръзяыюго процесса ирофедашнальной подготовки конструкторов-модельеров » колледже и то реальное состояние графической подттопки студентов-первокурсников, которое выявилось в Коде констатирующего эксперимента.

Пропеес формиринаЕшя графической культуры у студентов колледжа

осуществлялся с помощью комплекса методов и средств обучения применяющихся сообразно организационным формам занятий с учетом целей обучения и специфики копире!пою блока содержания па разных этапах Разработанная специальная методика формирования !рафическои культуры предполагала три базовые формы учебной деятельной и соответствующие уровням усвоения содержания учебных дисциплин (Л С Архангечьскии, ВП Беспалько, Д В Чершпсвскии) и уровням 1 рафическои подюювки, испочьзование современных форм и методов графической деятельности (метод проектов, проблемно-диалогическая чекция, творческие работы, иссчедоватсльский метод) информационных технолонш обучения, учет специфики обучения графическим дисциплинам в колледже, которая заключается в следующем

- графическая деятельность опирае|ся на образно-логическое мышление, требует пространственных представлений и гибкою оперирования мыс-пенными образами Однако в учебнике приемы такою мышления не моделируются, указывается лишь исполни 1сльская часть te\ и.ж ины\ действий в связи сданным содержанием

- «Инженерная графика и перспектива» - трудоемкая дисциплина временные затраты на выполнение заданий по эюму предмету в два-фи раза превышают нормативные, студенты считают инженерную графику одним из самых (рудных предметов - неуспеваемость составляет 20-30%,

- изучение графических дисциплин приходится на сложный период адаптации студента к колледжу Частый и жеегкии коптрочь дополнительные консультации, дозированные задания не решаюi проблемы, а зачастую затрудняют и адатацшо, и изучение самих дисциплин,

- средняя школа обеспечивает достаточный уровень подготовки для успешного овладения курсом инженерной графики лишь в 15-30% случаев,

- невозможность предоставить студенту эталонный результат решения графической задачи для сверки с ним полученною результат, что порождает неуверенность студента в правильности решения вне контакта с преподават ел ем,

- невозможность по «почерку» определить автра графической работы, в результате чего многие студенты во внеаудторпых условиях списывают решения Друг у друга

Специальная методика включала разработанный комплекс заданий по основным разделам днециичип, составляющих основу содержания графической культуры («Инженерная графика и перспектива», «Спецрисунок и художественная графика» «Компьютерная графика», «Конструирование одежды», «Моде шрованис и художесihciihoc оформление одежды»)

Используемая методика формирования графической культуры была направлена па то, чтобы студент сам управлял совершенствованием своей I рафической деятельностью, На овладение им способами творческого труда в профессиональной сфере Эффективность методики оценивалась по положительной динамике изменения сформированности четырех компонентов

флфичсскои культуры ыудсшов Применялись разработанные авюром критерии Для эффективного применения методики формирования фафичсской кулыуры студентов оказалось необходимым пересмотрев сфуко'РУ учебного плана, содержание дисцитпин и как следствие, преобразовывать весь учебный процесс Бе применение позволило формировать графическую культуру студентов, независимо от их начального уровня ]рафическои подюговки и дало возможность наращивать ишеллектуальный но1енциал всем участникам образовательного процесса

Контрольный эксперимент по определению уровней сформированное™ графической культуры был проведен в мае 2007 года после реализации формирующего этапа эксперимента в контрольной и экспериментальной I руинах С целыо определения уровня сформированное™ когнитивного компонента графической кулыуры у студентов нами был проведен обобщающий анализ письменных контрольных рабо! по I рафическим дисциплинам, а также повторен дпкетый опрос Дня определения уровней сформированное ги мотивационпо-ценносгпого компонента графической кулыуры вновь был также повторен анкетный опрос В ходе проведения кош рольного эксперимента была усложнена контрольная графическая работа, выявляющая уровень сформированное™ опреационно-

дсягельпостого компонента, гак как студенты на данном этапе уже практически завершили изучение графических дисциплин Она заключалась в выполнении в цвете эскиза модели на 1ему «Времена года» при этом студент Должен постараться не только точно передать силуэт, пропорции, конструкцию, цветовое решение но и передать образность посредством графической манеры изображения, характера движения фигуры, аксессуаров Техника исполнения избиралась в вависимост от фактуры швейного маюриала и аксессуаров Был повторен и диагностический срез, направленный на определение уровня сформированное^ индивидуально-творческого компонента графической кучьтуры

Формирование когнитивного, мотивационпо-ценносгною, операционно-деятельносшого и индивидуально-творческого компонентов графической культуры, хо!я и представляет собой целостный процесс, являющийся соситвнои час1ыо процесса профессиональной подготовки конструктора-модельера, но имеет свои особенности, обусловленные спецификой каждою компонента Самым сложным в онытно-экСперименталыгой работе было формирование у студентов индивидуально-творческого компонента фафической культуры Необходима была длительная работа педагогов со студентами и по раскрышю и развитию их творческих способностей, формированию индивидуальною стипя в фафичсских работах, творческого мышления, серьезная работа самих студентов по анализу структурных элементов собственных графических действий и оценки их результатов

В ходе опытно-экспериментальной работы наблюдалось превышение показателей сформированное ги графической культуры в экспериментальной группе над соответствующими показателями в контрольной группе Формирующим эксперимент'Показал положительную динамику резутьтагов

разни шя все* четырех коми о: 5 с иго и графической культур!.1, ччт< особенно харайсрЩ) для студентов нролукти шо. я и творческой* уровней (диаграмма 2)-

Диаграмма 2

Срамггггил.пыс; результаты коичролши! о чкеиерим^па г го ко'Гфолмютт и ^сп&румитатою^УЙ группам

□ Р с продукт иР ш»1Й Ш Труду ктниный £3 I норме с кип j

моаггр г}> 'кс гр Петр гр Гр коЧТр. гр! экс 1 р КиГгЕ|> | ]1 чгс.гр

..У

У V —у '—

Когнитивный М огив: I ими ШК1- Операции шт- Ипдттдуа.'н.пи-

л,::|: _' : "М О"!1М;:;: .мм 1 тнорчеекип

Студенты стали активными участии ками учебно-практической деятельности, способствующей форш^рованию личности конструктора-модельера, уровень общего развития которого, а также способность к самообразованию и самосовершенствованию, становятся показателями его графической подготовки. Эксперимент выявил необходимость и дидактическую ценность использования информационных технологий в учебном процессе. Моделирующие обучлющие программы по компьютерной графике допо^Иияк лекционный курс, позволили повторить пройденный Материал, спэеибствшали рачиишо тйорчсскйй свос оби ост ей, посолили повысить уровень еамоетоятелп.посги студентов в ходе выполнении работы, вызывали интерес у студентов.

В заключении диссертации прицелены выводы, основанные иа результатах осуществленного исследования;

1. 1 !роисходящие в мире Интеграционные процессы способствуют развит ию межнационального графическом о общения. Язык граф я к и является одним из способов выражения профессии таиьттой культуры специалиста. Изучение современных психолого-иедагогическнх и философских исследований позволяет утверждать, что графическая культур а является частью ц рофессмо! ее,у, щйй кул тег у рта конструктора-модельера и

характеризуема единс1вом графических знаний, умении и навыков, ценноеIным онюшением к рсзулыа!ам фафичсской деятельности (чергежи консфукцин и >скизы моделей), и обеспечивает его профессиональное творческое саморазвитие

2 8 качение сгрук!урных компонентов графической купьтуры выделены к01 нигнвный, мотивационпо-ценностпый, операциопно-деятельпостныи и индивидуально-творческий компоненты, которые препомляю1ся в се основных функциях и образуют цечосгную, динамическую систему

3 Теоретически обоснована модель процесса формирования графической культуры будущих конструкторов-модельеров в колледже, наиболее конструктивными путями ее реализации являются изменение и корректировка содержания образования, определение педагогических условий, использование специальной меюдики ее формирования

4 Необходимым условием дидактическою и методического обеспечения модечируемою процесса являекя разработанная автором учебная программа по дисциплине «Компьютерная графика», графические задания по дисциплинам «Инженерная графика и перспектива» с использованием компьютерной сисюмы автоматизированного проек1 ирования Ли1оСАО, «Модечирование и конструирование швейных изделий», «Снецрисунок и художественная графика

5 Обоснована и экспериментально апробирована модель процесса формирования графической культуры будущих конегрукгоров-модельеров в колледже, которая может быть использована в средних специальных учебных заведениях осуществляющих подготовку копструк горов-модельеров

Резюмируя общие июги исследования, можно заключить, что выдвинутая I ипотеза в целом нашла свое подтверждение, цель досшгнута, поставленные задачи решены Вместе с юм, проведенное исследование не претендует па исчерпывающее решение подавленной проблемы Требуют дальнейшего разрешения следующие ее аспекты у1 дубление интегративных междисциплинарных связей в целях эффективного формирования фафичсской кулыуры будущих конструкторов-модельеров, практико-ориентированпая разработка вопросов подготовки и переподготовки педагогов, формирующих трафическуто культуру и др

Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях автора

Статьи я научных шданиях, рекомендованных ВАК

1 Лямина А А Анализ дефиниции понятия «графическая культура» в профессиональном образовании // Весшик Ставропольского государственно! о университета - Ставрополь, 2007 - Вып 49 - 0,5 п л

Лругис публикации

2 Лямина Л Л Профессиональная культура констру к гора-модельера // Нсдаго1 ическая наука и практика - региону Материалы межвузовской научно-практической конференции, 22-23 апреля 2004 года / Под ред ЛЛ 1'едько, Г И Манаенко -Ставрополь СГПИ, 2004 - 205 с - 0,4 п л

3 Лямина Л Л Сущность и анализ поня!ия «графическая кулыура» // Веыпик Ставропольского юсударстеппою иеда! 01 ического инс1и|у|а -Ставропочь, 2004 - Вып 4 - 0,6 и я

4 Лямина Л Л «Графическая кулыура» как ипшрагивпып феномен // Вестник Ставропольского 1осударственного педа! 01 ического ипешгуга -Ставрополь, 2005 - Вып 6 - 0,5 п л

5 Лямина Л Л Моделирование графической культуры у будущих консгрукторов-модсльеров (анализ государе темного образованный)! о сыидарта) // Весгпик Ставропол1.ского 1 оеударетвеппо!о педа!01 ического института - Ставрополь, 2006 - Вып 7 - 0 5 и л

6 Лямина А А Структурные компонент и функции графической культуры специалиста // Вестник Ставропольскою гоеударс1венною неда! о) ическо! о инстгута - Ставрополь, 2007 -Вып 0 -0,6м »

Подписано в псчагьО! 10 2007 г Формат 60\84 1/16 Уел печ л - 1,75 Уч - иэд л - 1 16 !>} vf.ii а офсс I пая Печ т офсетная Заказ №1301 Тираж 100 чкч

I ОУ ВПО «Северо-Кавказский госуирсшсниый технический университет» 355029,1 Стшрополь пр Кулакова, 2

Идатечкпво Ссверо-Кавка!ского юсуларешсшюю ■чмшчс^ммо )штерешста Ошечагано в тппо! рафии СевКав! ТУ