автореферат и диссертация по педагогике 13.00.08 для написания научной статьи или работы на тему: Формирование творческого стиля деятельности будущего конструктора-модельера средствами дизайна
- Автор научной работы
- Костогриз, Татьяна Владимировна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Екатеринбург
- Год защиты
- 2004
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.08
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Костогриз, Татьяна Владимировна, 2004 год
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОГО СТИЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩЕГО КОНСТРУКТОРА-МОДЕЛЬЕРА.
1.1. Творческий стиль деятельности будущего конструктора — модельера как педагогическая проблема.
1.2. Дизайн костюма в системе обучения будущего конструктора - модельера.
1.3. Средства дизайна как педагогическая проблема.
1.4. Характеристика модели формирования творческого стиля деятельности будущего конструктора-модельера средствами дизайна.
Выводы по первой главе.
ГЛАВА 2. ОПЫТНО - ПОИСКОВАЯ АПРОБАЦИЯ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОГО СТИЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩЕГО КОНСТРУКТОРА-МОДЕЛЬЕРА СРЕДСТВАМИ ДИЗАЙНА
2.1. Логика и задачи опытно - экспериментальной работы.
2.2.Диагностика творческого стиля деятельности будущего конструктора-модельера.
2.3. Опыт формирования творческого стиля деятельности.
2.4. Педагогическая эффективность модели формирования творческого стиля деятельности.
Выводы по второй главе.
Введение диссертации по педагогике, на тему "Формирование творческого стиля деятельности будущего конструктора-модельера средствами дизайна"
Актуальность исследования. Изменения, происходящие в современном мире, затрагивают все сферы жизни общества, в том числе и сфере образования.
В современной профессиональной педагогике происходит поиск педагогических систем и технологий, способных не толька формировать квалифицированного специалиста, профессионала — исполнителя, но и формировать творческую личность будущего конструктора-модельера, его направленность на творческое отношение к своей будущей профессии.
Творчество в любом виде деятельности человека способствует приобщению его к материальной культуре общества, опираясь на созидательные процессы, возвышает и облагораживает личность. Сегодня важно сформировать у молодых людей способность эмоционально воспринимать и ценить прекрасное в человеке и окружающем его мире, чтобы возвратить обществу нравственные идеалы и утраченную духовность. Творческая энергия, полученная от общения с искусством, должна, в конечном счете, стимулировать деятельность в создании новых ценностей.
Поиск и выявление новых путей формирования творческой, гармонически развитой, активной личности имеет большое значение в совершенствовании подготовки и воспитания конструктора-модельера. Практический опыт активизации и формирования творческого стиля деятельности будущего конструктора-модельера средствами дизайна исторического костюма играет важную роль в гуманизации образовательного процесса. Решение проблемы совершенствования системы профессионального образования обусловливает необходимость разработки задач профессиональной педагогики, способствующих формированию творческого стиля деятельности конструктора-модельера и дает ключ к анализу и конструированию содержания образовательного процесса, стимулирующего его формирование.
Эффективность образования в значительной мере зависит от степени проявления творческой деятельности личности конструктора-модельера, что предполагает выход за пределы некоторой ограниченности, предписанной установками, инструкциями^ положениями, сложившимися стереотипами. Достигается это за счет отказа от стандартизации и универсализации образовательного процесса, что обеспечит открытость, вариативность, динамичность содержания, форм и методов совместной деятельности педагогов и будущих конструкторов-модельеров.
Актуальность проблемы формирования творческого стиля деятельности будущего конструктора-модельера определяется необходимостью осознания основных особенностей и принципов национально-культурных традиций, изучения художественных процессов и их проникновения в суть концепции основ дизайна, построения образовательного процесса, направленного на создание эстетически функционально полноценного предмета с разработанной конструктивно- методической основой.
Дизайн исторического костюма, являющийся неиссякаемым источником творческого вдохновения, составной частью духовной и эстетической культуры общества, способствует его интеграции с другими видами художественной деятельности, слиянию их в виде синтеза искусств, обладающего большой культурной ценностью для формирования творческой индивидуальности будущего конструктора-модельера. В настоящее время ряд ученых (В.Р. Аронова, Н.В. Воронов, В.Л. Глазычева) определяют дизайн как самостоятельные и хорошо разработанные формы творческой деятельности, что позволяет считать дизайн, творческой деятельностью, направленной на создание гармоничной среды, способствующей удовлетворению духовных потребностей человека, обогащению внутреннего мира личности, её художественного вкуса. Использование средств дизайна исторического костюма, опора на традиции, хранимые народным искусством, способствует формированию творческого стиля деятельности будущего конструктора-модельера.
К настоящему времени в науке имеется определённый объём знаний, необходимых для постановки и решения исследуемой проблемы. Содержательные аспекты становления творческой деятельности, специфические особенности творчества, различные аспекты формирования творческой деятельности личности освещены в работах отечественных ученых - философов, психологов, педагогов (В.И. Андреева, Н.А. Бердяев, B.C. Библер, Т.Г. Браже, И.С. Коган, С.М. Кожуховская, С.А. Новоселов, В.Г. Рындак, Е.В. Ткаченко, E.JI. Яковлева). Теоретические вопросы активизации творческой деятельности освещаются в работах JI.M. Баженова, Д.Б. Богоявленская, И.П. Волков, B.C. Кузина, Л.Б. Переверзев.
В ходе-исследования были проанализированы труды в области общей, возрастной и педагогической психологии (Л.С. Выготский, Э.Ф. Зеер, А.Н. Леонтьев, Б.Ф, Ломов, С.Л. Рубинштейн), психологии искусства (Е.Я. Басин, Е.И. Игнатов, B.C. Кузин, М.П. Якобсон). К.А. Альбуханова-Славская, В.Г. Разумовский, А.С. Смирнов, А.В. Хуторский, исследовали вопросы познавательной активности обучающихся. Проанализированы вопросы содержания организационных форм и методов обучения графическим дисциплинам (Л.М. Баженова, А.Л. Дижур, А.И. Ковешников, А.А. Мелик-Пашаев, Н.Н. Ростовцев). Особое внимание проблеме соединения художественнотворческой работы с учебной уделяется в исследованиях Б.Г. Гагарина, В.П. Зинченко, Н.Н. Нечаев, Ю.И. Постоногова, Я.А. Пономарев и др., которые считают, что в основе учебных занятий должно быть решение задач, развивающих воображение. Мы опирались на исследования в области теории и методики дизайна (Л.Н. Безмозди-на, Ю;Г. Божко, Н.В. Воронов, Е.В. Жердев, М.С. Каган, А.С. Сидоренко); истории развития основных концепций дизайна (В.Р. Ароно-ва, Т.О. Берник, В.В. Волковой, В:Л. Глазычева, В.Ф. Рунге). Знакомство с произведениями народного искусства в области костюма, с творчеством современных художников-модельеров, дизайнеров не только воспитывает художественный вкус будущего конструктора-модельера, но и пробуждает в нем желание выразить свой индивидуальный стиль: создавать в эскизе и материале современный костюм. К вопросу использования традиций декоративно-прикладного искусства, а именно искусству народного костюма, обращались основоположники школы отечественного моделирования: Г.С. Горина, В.М. Зайцев, В.Н. Козлова, Т.В, Козлова, Н.М. Ламанова, М.Н. Мерцалова, М.Н. Пармон.
Однако, несмотря на повышенный интерес, педагогический опыт формирования творческого стиля деятельности будущего конструктора-модельера исследован недостаточно. Неразрешенными остаются противоречия между:
- потребностью общества в личности, обладающей творческим стилем деятельности, и недостаточным уровнем его формирования;
- потенциальными возможностями средств дизайна в формировании творческого стиля деятельности будущего конструктора-модельера и недостаточным их использованием в образовательном процессе;
- потребностью образовательных учреждений в.научно-методическом обеспечении процесса формирования творческого стиля деятельности средствами дизайна и недостаточной разработанностью проблемы в педагогической науке.
Данные противоречия позволили сформулировать проблему диссертационного исследования; «Поиск и научное обоснование содержания и структуры процесса формирования творческого стиля деятельности будущего конструктора-модельера средствами дизайна».
Актуальность, теоретическая* значимость и недостаточная разработанность проблемы в педагогической науке, позволили определить тему исследования «Формирование творческого стиля деятельности будущего конструктора - модельера средствами дизайна».
Цель исследования теоретически обосновать и опытно-поисковым путем проверить эффективность модели формирования творческого стиля деятельности будущего конструктора-модельера средствами дизайна.
Объект исследования - формирование творческого стиля деятельности будущего конструктора-модельера в образовательном процессе.
Предмет исследования - средства дизайна как фактор формирования творческого стиля деятельности будущего конструктора-модельера в образовательном процессе профессионально-педагогического колледжа.
Задачи исследования
1. Уточнить понятие «творческий стиль деятельности будущего конструктора-модельера»;
2. Выявить средства дизайна, способствующие формированию творческого стиля деятельности будущего конструктора-модельера.
3. Разработать содержание и структуру процесса формирования творческого стиля деятельности будущего конструктора-модельера с учетом роли средств дизайна.
4. Подготовить условия для овладения будущим конструктором-модельером способами рефлексии.
Гипотеза исследования:
1. Наиболее эффективным способом формирования творческого стиля деятельности является опора на мотивацию в самораскрытии творческих способностей будущего конструктора-модельера.
2. При активизации процесса формирования творческого стиля деятельности будущего конструктора-модельера по созданию авторского костюма средства дизайна будут выступать как фактор формирования творческого стиля деятельности.
3.Вероятно, при разработке содержания образовательного процесса в контексте осмысления возможностей художественно-выразительных средств дизайна особая роль будет принадлежать аспектам композиции и гармонии исторического костюма.
4. Мы предположили, что для закрепления формирующегося творческого стиля деятельности особое внимание должно быть обращено на рефлексию.
Методологическую основу нашего исследования составили философские положения о познании как единстве ориентировочной и исполнительной деятельности человека, о взаимосвязи теории и практики в актуализации личностного потенциала студента. Источниками исследования являются труды известных ученых в области философии (И. Кант, М.М. Рубинштейн), философские положения о творческой и деятельной сущности личности (В.И Андреев, Г.С. Батищев, Н.А. Бердяев, М.С. Каган), развитии творческих способностей (A.M. Матюшкин, А.А. Мелик-Пашаев, В.Г Разумовский, С.А. Новоселов, В.Г. Рындак); идеи творчества как механизма саморазвития в процессе формирования творческого стиля деятельности (Е.А. Климов, Т.М.Кузнецова, Н.Ю. Посталюк, Р.К. Саттарова); педагогики (Н.С. Боголюбова, В.И Загвязинский, А.А. Мелик-Пашаев, В;А. Сухомлинский), психологии творчества (Е.Я. Басин, Зеер*
А.Ю. Козырева, А.Н. Лук, А.К. Маркова, Я.А. Пономарев); методологические положения теории дизайна (В.Р. Аронов, В.Н. Гамаюнов, А.Л. Дижур, Е.В. Жердев, М.С. Каган, К. Кантор); концептуальные идеи дизайна одежды (Д.Ю. Ермидова, М.Р. Панкратова), истории костюма (0. Гербенова, Л. Кибадова, P.M. Кирсанова, Н. Ламанова, М.Н. Мерцалова) и стиля (В Г. Власов, Ф;М. Пармон); общие принципы промышленного проектирования и производства одежды (В.Л. Глазычев, Г.С. Горина, Т.В. Козлова), моделирование и формообразование одежды в процессе художественного проектирования (В.М Зайцев, Н.Ламанова, Ф.М. Пармон).
База исследования: Оренбургский государственный профессионально-педагогический колледж, Оренбургское областное художественное училище, Оренбургский индустриально-педагогический колледж.
Исследование проводилось с 1996 по 2003 гг. включительно.
Первый этап {1996-1998) - определение теоретических и методологических оснований исследования, уточнение формулировок, структуры и содержания понятий, разработка диагностической программы, построение общей гипотезы исследования, проведение констатирующего эксперимента. Основные методы: общетеоретические (анализ научной и научно-методической литературы, понятийно-терминологической системы по проблеме; построение гипотез, прогнозирование) и эмпирические (наблюдение, беседа, изучение и обобщение педагогического опыта).
Второй этап (1999-2002) - обоснование модели формирования творческого стиля деятельности будущего конструктора-модельера средствами дизайна исторического костюма, разработка и экспериментальная апробация системы средств дизайна исторического костюма, выявление динамики формирования творческого стиля деятельности конструктора-модельера, типов взаимосвязи процесса формирования творческого стиля деятельности и средств дизайна исторического костюма. Основные методы исследования: общетеоретические (прогнозирование, моделирование); эмпирические (наблюдение, беседа); социологические (анкетирование, интервьюирование, экспертные опросы); социально-психологические (тестирование, тренинг); математические (ранжирование); описательные (включенное наблюдение, эмпатическое слушание).
Третий этап (2002-2003) - уточнение и проверка научных идей диссертации, анализ и интерпретация результатов исследования, их внедрение в практику образовательного процесса профессионально-педагогического колледжа, литературное и техническое оформление работы. Основные методы: общетеоретические (анализ продуктов деятельности учащихся); математические (шкалирование, математическая обработка цифровых данных); описательные (самоотчет, описательные самохарактеристики).
Научная новизна исследования состоит в том, что: - уточнено понятие «творческий стиль деятельности будущего конструктора-модельера» как качество личности, отражающее совокупность устойчивых характеристик художественно-творческой деятельности, проявляющихся независимо от ее содержания, цели и характерных особенностей субъекта творчества.
- выявлены средства дизайна (аспекты композиции и гармонии исторического костюма), способствующие формированию творческого стиля деятельности будущего конструктора-модельера;
- теоретически обоснована и экспериментально проверена структурно-функциональная модель формирования творческого стиля деятельности будущего конструктора-модельера средствами дизайна.
Теоретическая значимость исследования заключается:
1. В расширении научных представлений о творческом стиле деятельности будущего конструктора-модельера в условиях использования средств дизайна.
2. В обосновании теоретических предпосылок формирования творческого стиля деятельности будущего конструктора-модельера средствами дизайна (аспекты композиции и гармонии исторического костюма).
3. В выявлении принципов формирования творческого стиля деятельности будущего конструктора-модельера средствами дизайна.
4. В определении типов взаимосвязи средств дизайна и процесса формирования творческогсг стиля деятельности будущего конструктора-модельера (взаимодействие, взаимопроникновение, проективная связь).
Практическая значимость исследования состоит в разработке:
- комплексной программы формирования творческого стиля деятельности будущего конструктора-модельера средствами дизайна;
- специального курса «Формирование творческого стиля деятельности будущего конструктора-модельера средствами дизайна исторического костюма», отражающего основные направления реализации разработанной программы, которые могут быть использованы в практике подготовки художников-модельеров, дизайнеров по различным специализациям, в процессе повышения квалификации и переподготовки преподавателей профессиональных колледжей, училищ, специалистов в области моделирования одежды;
- создании научно-методических рекомендаций по организации формирования творческого стиля деятельности будущего конструктора-модельера средствами дизайна исторического костюма, предназначенные для преподавателей профессиональных колледжей, училищ, руководителей студий художественно-эстетического направления.
Достоверность научных результатов исследования и основных выводов-обеспечена целостностью методологических позиций, концептуальной непротиворечивостью; соответствием методологической основы исследования поставленной проблеме; опорой на результаты научных исследований в области педагогики, психологии и дизайна образования; применением комплекса научных методов и диагностических методик, адекватных объекту, предмету, целям и задачам исследования; репрезентативностью выборок, статистической достоверностью результатов и личным участием автора в организации и проведении педагогического эксперимента.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Творческий стиль деятельности будущего конструктора-модельера является качеством личности, отражающим совокупность устойчивых характеристик художественно-творческой деятельности, проявляющихся независима от ее содержания, цели и характерных особенностей субъекта творчества.
2. Средства дизайна включают объекты и процессы, служащие источником информации и инструментом для усвоения содержания учебного материала, воспитания и формирования творческого стиля деятельности будущего конструктора-модельера и представлены группой художественно-выразительных средств (аспекты композиции, гармонии исторического костюма).
3. Модель формирования творческого стиля деятельности будущего конструктора-модельера средствами дизайна основана на комплексе педагогических принципов (демократического взаимодействия, психологической комфортности, оперативности знаний, «Docento discimus» («Уча - учимся сами»), системности, ориентации на естественное выращивание индивидуальности, «творческого озарения»). Данные принципы обосновывают целевой (конкретная, перспективная, и оперативная цели), содержательный (совокупность когнитивного, эмотивного, деятельностного компонентов), технологический (комплекс объективных и субъективных условий с элементами интегративных технологий), оценочно-результативный компоненты (критерии; уровневые показатели; диагностические методики; методы педагогического исследования) образовательного процесса, типы взаимосвязи (взаимодействие, взаимопроникновение и проективная связь) и характер взаимодействия его субъектов,
4. Уровни формирования творческого стиля деятельности будущего конструктора-модельера отслеживаются соответственно этапам развития творческого стиля деятельности будущего конструктора-модельера (мотивационно-целевому, творческо-деятельностному, результативному) по следующим показателям: знания, сформированное™ умений творческой деятельности, мотивы творческой деятельности, способности к художественному творчеству.
Личный вклад а&тора состоит:
- в осуществлении теоретического анализа процесса формирования творческого стиля деятельности будущего конструктора-модельера средствами дизайна;
- в организации и проведении педагогического эксперимента по исследуемой проблеме и систематизации эмпирического знания;
- в обосновании модели формирования творческого стиля деятельности будущего конструктора-модельера средствами дизайна.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в практической педагогической деятельности и посредством организации опытно-экспериментальной работы на базе Оренбургского государственного профессионально-педагогического колледжа, Оренбургского государственного индустриально-педагогического колледжа и Оренбургского областного художественного училища (1998-2003). Основные положения исследования и его результаты обсуждались на методологических семинарах, заседаниях кафедры общей педагогики Оренбургского государственного педагогического университета, методических совещаниях кафедры «Дизайн одежды» Оренбургского государственного профессионально-педагогического колледжа и отделения декоративно-прикладного искусства Оренбургского художественного училища (2000-2003); нашли свое отражение в учебно-методических разработках, пособии; опубликованы в научных статьях, тезисах региональных, всероссийских, международных научно-практических конференций, опубликованных в Оренбурге, Екатеринбурге, Челябинске, Рязани, Тамбове (1997-2003).
ГЛАВА U ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОГО СТИЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩЕГО КОНСТРУКТОРА-МОДЕЛЬЕРА
Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика профессионального образования"
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
В ходе проведенной опытно-поисковой работы осуществлялась апробация модели (рис.1) формирования творческого стиля деятельности будущего конструктора -модельера средствами дизайна исторического костюма, были решены поставленные задачи, сделаны следующие выводы:
1. Констатирующий этап опытно-поисковой работы показал, что актуальность проблемы формирования творческого стиля деятельности будущего конструктора-модельера обусловлена потребностями современного общества в квалифицированном специалисте, обладающем индивидуальным творческим стилем деятельности, необходимостью отбора специфических педагогических средств, адекватных цели формирования творческого стиля деятельности будущего конструктора-модельера.
2. Исследование уровня формирования творческого стиля деятельности будущего конструктора-модельера осуществлялось посредством системной диагностики. В качестве ведущих методов выступали системный и уровневый анализ, интеграция которых основана на выявлении уровня формирования творческого стиля деятельности по основным его критериям.
3. Разработка инструментария художественно-творческой диагностики осуществлялось поэтапно: теоретический анализ объекта измерения и выбор критериев, которые дают возможность судить о его состоянии, уровне сформи-рованности творческого стиля деятельности; установление эмпирических индикаторов проявления каждого критерия; поиск протяженности выделенных в качественном анализе критериев и показателей, выделение уровней формирования изучаемого Объекта; перевод выделенных критериев и показателей в количественные эквиваленты, отбор математического аппарата для статистического анализа получаемой педагогической информации. у
4. Критериями формирования творческого стиля деятельности будущего конструктора-модельера являются знания, умения, способности к художественному творчеству, мотивы. Различная степень их проявления характеризует уровни формирования творческого стиля деятельности будущего конструктора-модельера: креативный, эвристический, стимульно-продуктивный.
5. Формирующий этап опытно-поисковой работы показал, что качественное преобразование творческого стиля деятельности происходит в том случае, если система средств дизайна исторического костюма выступает фактором формирования творческого стиля деятельности будущего конструктора-модельера и используется в определенной последовательности согласно целям и задачам выделенных этапов развития.
6. Анализ результатов проведенной опытно-поисковой работы подтвердил существование зависимости между использованием системы средств дизайна исторического костюма и положительной динамикой формирования творческого стиля деятельности будущего конструктора-модельера, что подтвердило правомерность первоначально выдвинутых положений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведено теоретическое исследование и опытно-поисковая работа по проблеме «Формирование творческого стиля деятельности будущего конструктора-модельера средствами дизайна».
Актуальность исследования проблемы формирования творческого стиля деятельности будущего конструктора-модельера средствами дизайна исторического костюма определяется необходимостью предоставления ему возможности для самореализации, самоорганизации, самовоспитания, саморазвития в условиях демократизации современной системы образования.
Проведенное исследование позволило выявить эвристический потенциал категории «творческий стиль деятельности» в подготовке будущего конструктора-модельера. Творческий стиль деятельности будущего конструктора-модельера в нашем исследовании рассматривается как качество личности, отражающее совокупность устойчивых характеристик художественно-творческой деятельности, проявляющихся независимо от ее содержания, цели и характерных особенностей субъекта творчества.
Доказано, что важным фактором формирования творческого стиля деятельности будущего конструктора-модельера являются средства дизайна исторического костюма. В настоящее время ряд ученых признают дизайн и искусство самостоятельными и хорошо разработанными формами творческой деятельности, что позволяет говорить о дизайне как о творческой деятельности, направленной на создание гармоничной среды, способствующей удовлетворению духовных потребностей человека, обогащению внутреннего мира личности, её художественного вкуса. В ходе исследования установлено, что использование средств дизайна исторического костюма, опора на традиции, хранимые народным искусством, способствуют формированию творческого стиля деятельности будущего конструктора-модельера.
Творческий стиль деятельности будущего конструктора-модельера как интегративное качество личности представляет совокупность и взаимопроникновение когнитивного (знания и способности), эмотивного (мотивы творчества, эмоциональность) и деятель-ностного (умения) компонентов, проявляющихся независимо от характерных особенностей субъекта творчества.
Опытно-поисковая работа подтвердила, что структурно-функциональная модель формирования творческого стиля деятельности будущего конструктора-модельера средствами дизайна базируется на принципах демократического взаимодействия, психологической комфортности, оперативности знаний, «Docento discimus» («Уча - учимся сами»), ориентации на естественное выращивание индивидуальности, «творческого озарения», культуротворчества; функционирует соответственно мотивационно-целевому, творческо-деятельностному, результативному этапам, направлена на развитие креативных, когнитивных и оргдеятельностных качеств личности, воспитание потребности в художественно-творческой деятельности на основе взаимосвязи со средствами дизайна согласно её типам: взаимодействие, взаимопроникновение, проективная связь.
Исследование позволило установить значимые изменения в уровне формирования творческого стиля деятельности будущего конструктора-модельера, что дает возможность прогнозировать его дальнейшее формирование при соблюдении апробированных требований: обоснование инструментария диагностики уровня формирования творческого стиля деятельности будущего конструктора-модельера, включающего критерии, уровневые показатели, методы диагностики и математической обработки результатов; разработки содержания образовательного процесса в контексте осмысления возможностей художественно-выразительных средств дизайна (аспекты композиции, гармонии); построении многоступенчатой программы формирования творческого стиля деятельности будущего конструктора-модельера средствами дизайна исторического костюма соответственно этапам с последующим отслеживанием результатов на каждой из ступеней (стартовой, становления, совершенствования);
- мотивации будущего конструктора-модельера на творческий стиль деятельности; активизации творческого стиля деятельности будущего конструктора-модельера по созданию авторского костюма.
Таким образом, в ходе опытно-поисковой работы была подтверждена правомерность выдвинутой гипотезы, выявлено и экспериментально доказано, что использование средств дизайна исторического костюма в формировании творческого стиля деятельности будущего конструктора-модельера обеспечивает его положительную динамику.
Проведенное исследование не претендует на исчерпывающий анализ обозначенной проблемы, выявило новые проблемные области, которые требуют дальнейшего исследования в связи с усилением тенденции формирования творческой личности будущего специалиста, остаются актуальными вопросы разработки технологий формирования творческого стиля деятельности будущего специалиста в условиях дополнительного и средне-профессионального образования; дидактических моделей формирования творческого стиля деятельности в образовательных учреждениях.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Костогриз, Татьяна Владимировна, Екатеринбург
1. Альбуханова-Славская К.А. Активность и сознание личности как субъекта деятельности // Психология личности в социалистическом обществе / Под редакцией В; Ф. Ломова, К. А. Альбуханова-Славской.-Ml: Наука, 1989.134 с.
2. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Основы педагогики творчества. Казань, Изд-во КГУ, 1988. 236 с.
3. Андреев В.И. Эвристикка для творческого саморазвития. Казань, 1994.247 с.
4. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Казань, Изд-во Каз. Унив, Книга 1. 1996. 567с., Книга 2. 1998.318 с.
5. Андрюхина JI.M. Стиль мышления в структуре научно-познавательной деятельности. // Анализ системы научного познания. Свердловск, Изд-во УрГУ, 1984. С. 64-69.
6. Антология педагогической мысли. В 3-х т. М.: Высш. шк. T.I, 1988. 446с., Т.2, 1989. 462 с.
7. Аронов В.Р. Дизайн и искусство. М.: Знание, 1984. 64 с.
8. Аронов В.Р. Художник и предметное творчество. Проблемы взаимодействия материальной и художественной культуры XX века М.: Советский художник, 1987. 232 е., ил.
9. Асеев В.Г. Мотивация и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1974. 392 с.
10. Баженова JI.M. Формирование художественных взглядов подростков в процессе обучения: Автореф. дисс.канд. пед.наук. М., 1982. 17 с.
11. Басин Е.Я. Психология художественного творчества. М.: Знание, 1987. 61 с.
12. Басин Е.Я. Психология художественного творчества: личностный подход. М.: Знание, 1985. 64 с.
13. Басин Е.Я. Творческая личность художника. М.: Знание, 1988. 61с.
14. Батищев Г.С. Неисчерпаемые возможности и границы применения категории деятельности // Деятельность: Теории. Методология. Проблемы: Политиздат, 1990. С. 21-34.
15. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. / Сост. С. Г. Бочаров. М., 1986. 445 с.
16. Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1977. 304 с.
17. Безмоздин Л.Н. В мире дизайна. Ташкент: Изд-во «ФАН» 1990. 313 с.
18. Белик В.Ф. Цель и средство в деятельности художника конструктора. - Д., 1972. 29 с.
19. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать. = М.: Просвещение, 1991.176 с.
20. Беляева-Экэемплярская С.Н. Моделирование одежды по законам зрительного восприятия. Репринтное изд.- М.: «Академия моды» 1996. 117 с.
21. Бердяев Н. Смысл истории. М.: Мысль, 1990. 176с.
22. Бердник Т.О. Дизайн костюма. -Ростов-на-Дону: Феникс,2000. 415 с.
23. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. 190 с.
24. Библер B.C. Мышление как творчество / Введение в логику мыслительного диалога. -М.: Политиздат, 1975. 399 с.
25. Богоявленская Д.Б. О предмете и методе исследования творческих способностей // Психологический журнал. 1995. т.16. №5. С.49-58.
26. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М.: Изд МГУ, 1982. 200 с.
27. Бодотских Е. Г. Методика преподавания художественной обработки текстильных материалов студентам художественно-графических факультетов: Дис.канд. пед. наук М., 1985. 183 с.
28. Бойчук А. В. Дизайнерское обучение: от культуры мышления к культуре формообразования // Научно-технический прогресс и проблемы предметно-пространственной среды. М : ХХОИ, 1984: 136 с.
29. Боно Э, Рождение новой идеи.- М.: Прогресс, 1976. 244 с.
30. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. М., 1981. 147 с.
31. Ботвинников А.Д. Организация и методика педагогических исследований. М., 1981. 43 с.
32. Брокман, Хелен Л: Дизайнер за работой.- Факторы, влияющие на моду: Главы из кн. Теория моделирования одежды. Нью-Йорк.
33. Браже Т.Г. Из опыта развития общей культуры учителя // Педагогика,1993.- №2. С.70-74.
34. Брушдинский А.В. Мышление и прогнозирование. М., 1979. 160 с.
35. Буткевич О.В. Красота: природа, сущность, формы Л.: Художник РСФСР. 1983. 438 с.
36. Валькова Н.П. Культурно эстетический смысл и профессио-догические основы деятельности художника - конструктора: Авто-реф. Дис,.канд. искусств. - М., 1986. 24 с.
37. Ванслов В В. Изобразительное искусство и музыка: Очерки. Л.: Художник РСФСР, 1983. 439 с.
38. Взаимодействие искусств в современном художественном процессе: Сб. по уч.-метод, вопр. / Акад. художеств СССР. Л.,1988. 81 с.
39. Власов В.Г. Иллюстрированный художественный словарь. Спб,1992. 319 с.
40. Воронов Н.В. Производственое искусство предшественник дизайна. - В сб. науч. тр.: Дизайн. - вып. 3. - М., 1996. 116 с.
41. Воронов Н.В. Что такое дизайн? М.: Знание. 1969. 232 с.
42. Волков И.П. Воспитание творчеством. М.: Знание,1989. 84 с.
43. Вельфлин Г.В. Основные понятия истории искусств: Проблемы эволюции стиля в новом искусстве. М.-Л., 1930, 290 с.
44. Ветров В.Н. Элементы дизайна в школьном курсе изобразительного искусства// Техническая эстетика, 1975. N 9, С. 18 -19.
45. Вещи вокруг нас / Пер с чеш. Л. Мостовой. М.: Знание, 1964. 270 с.
46. Визуальная культура визуальное мышление в дизайне / В. Ф. Колейчук и др. - М. 1990. 87 с.
47. Власов В. Г. Стили в искусстве. Словарь. T.I. Спб, 1995. 672 е., ил л.
48. Волков И.Ф. Произведение искусства в мире художественной культуры. М., 1988. 239 с.
49. Волков И.Ф. Творческие методы и художественные системы. -М., 1989. 253 с.
50. Волков Н.Н: Композиция в живописи. М : Искусство, 1997. 208 с.
51. Волошина Е.В., Тимофеева м. Р. Композиция костюма. Зрительные иллюзии, их применение в моделировании костюма: Методические указания к практическим занятиям для студентов специальности 28.06. Омск, 1991. 21 с.
52. Ворев Ю.Б. Эстетика.4-е изд., доп. М.: Политиздат 1988. 496 с.
53. Воробьева Д.И. Гармония: Интегрированная программа интеллектуально-художественного развития личности дошкольника СПб.: ЛОИХУ, 1995. 78 е., илл.
54. Выготский JI.С. Воображение и творчество в детском возрасте. -М.:Просвящение,1991. 93 с.
55. Выготский Л.С. Сборник соч.: в 6-ти т. М., - Т.З, 1983; Т.4, 1984.- 432 е.; Т.6, 400 с.
56. Выготский Л.С. Психология искусства. М.,1965, 95 с.
57. Гагарин Б.Т. Спецкурс для учителей ИЗО // Техническая эстетика, 1987, № 9. С. 14.
58. Гамаюнов В.Н. Пропедевтические курсы для втузов и педвузов // Техническая эстетика. 1980. N1. С. 17-18.
59. Гамаюнов В.Н., Коробовский Ю. Г. Основы дизайна: Учеб. по соб. для студентов художествено-графических факультетов пединститутов. М.: Альфа, 1993. 80 с.
60. Гарифуллина М.М. Дидактические условия формирования культуры учебной деятельности студентов. Дисс.канд. пед. наук. Казань, 1987. 180 с.
61. Гегель Г. Эстетика в 4 т. М. Т.1., 1968. 312 с.
62. Генисаретский О.И. Актуальные проблемы исследования проектной культуры // Техническая эстетика, 1989. N5. С. 4-6.
63. Гинзбург И.В., П.П. Чистяков и его педагогическая система. -М.-Л., 1940. 204 с.
64. Глазычев В.Л. Проектное мышление как творческий процесс.В кн.: НТР и развитие художественного творчества. Л.: Наука, 1980. 254 с.
65. Гончаренко Н.В. Гений в искусстве и науке. М.:Искусство, 1991. 432 с.
66. Горина Г.С. Моделирование формы одежды.- М.: Легкая индустрия, 1982. 457 с.
67. Гофман А.Б. Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения. М.: Наука. 1994. 160 с.
68. Гросул Н.В. Педагогическое обоснование вопросов формирования замысла в работе с детьми. в сб. Искусство и образование. -Ижевск, Изд-во УдГУ, 1995. С.30-34.
69. Галеев Б.М. Содружество чувств и синтез искусств. М.: Знание, 1982. 64 с.
70. Даниэль С.М. Искусство видеть. Л.: Искусство, 1990. 223 с.
71. Делакруа Э. Мысли об искусстве, о знаменитых художниках. -М : Изд-во Акад.художеств СССР, I960. 282 с.
72. Дижур А.А. Дизайн и проблемы перестройки образования // Техническая эстетика, 1987, N 9. С. 1-2.
73. Дизайн как предмет научных и социально-философских исследований. М.: Искусство. 1970. вып.2.
74. Дизайн в высшей школе М.: Труды ВНИЙТЭ. 1994. 49 с.
75. Дмитриева Н.А. Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Мл Искусство, 1951.- 172 с.
76. Доброхотова И.А. Беседы о моде, или Зеркало, которое не лжет. Алма-Ата: Онер. 1991. 176 с.
77. Дижур А.Л. Английский опыт включения дизайна в систему воспитания и общего образования. В сб.: Дизайн в общеобразовательной системе. - М., 1994. С. 14.
78. Ермаш Г.А. Искусство как мышление М.: Искусство, 1982. 124 с.
79. Ермидова Д.Ю. Эстетические проблемы дизайна одежды 70 -90 гг. 20 века: Автореф. Дис.канд. фил. наук. М., 1996. 22 с.
80. Жердев Е.В. Художественное осмысление объекта дизайна. М.; Из-во АУТОПАН. 1993. 132 с.
81. Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности. М.: Наука, 1981. 211 с.
82. Разумовский В.Г. Развитие творческих способностей учащихся. М.: Просвещение. 1975. 271 с.
83. Сериков В.И. Методология и методика дидактического исследования. М., 1981. 160 с.
84. Загвязинский В.И. Педагогическое предвидение. М.: Знание, 1987. 235 с.
85. Зайцев В.М. Такая изменчивая мода. М.: Молодая гвардия, 1980. 119 с.
86. Зайцева Ж.А. Развитие творческой активности учащихся в педагогическом процессе: Дис.канд пед. наук Казань, 1994. 188 с.
87. Зеер Э;Ф. Психология профессий. Екатеринбург: Деловая книга, 2003 330 с.
88. Зинченко В.П. Психология восприятия. М., изд-во Московского университета, 1973. 246 с.
89. Исследование проблем психологии творчества / Под ред. Я. А. Пономарева.- М.: Наука, 1983. 336 с.
90. История костюма: Метод, указан./ Ред. Ю. Л. Герасимова.-Омск.: ОТИВО. 1991. -18 с.
91. Каваринова В.И. Красота, вкус, экономика.- М.: Экономика, 1985. 238 с.
92. Каган М.С. Дивайн как вид художественного творчества // Труды ВНИИТ8, сер.Техническая эстетика.- М., 1974. выл 6.-38 с.
93. Каган М.С. Человеческая деятельность. Опыт системного анализа. М.: Политиздат, 1974. 328 с.
94. Кант И. Критика чистого разума.- Соч. в 6-ти т. Т.З. — М.: Мысль, 1964. С.327.
95. Кантор К. Красота и польза: Социологические вопросы материально-художественной КУЛЬТУРЫ. М : Искусство, 1967. 279 с.
96. Кантор К. Правда о дизайне. М.: Анир, 1996.285 с.
97. Кибадова Л., Гербенова 0., Ламарова М. Иллюстрированная энциклопедия моды. Прага.: Артия, 1987. 608 с.
98. Киреева Е В. О культуре одежды (костюм, стиль, мода): Методическое пособие Л.: Знание, 1970. 16 с.
99. Кирсанова P.M. Костюм в русской художественной культуре 18-19 веков. М., 1995. 28 с.
100. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М.: Изд. Арена, 1994. 222 с.
101. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. Казань, Изд-во КГУ, 1969. 278 с.
102. Клубиков Б.И. Методы активизации творческого поиска в дизайне: Автореф. дис.канд. иск.-Л., 1978. 13 с.
103. Ковешнииов А.И: Теория и методика изучения основ дизайна в процессе профессиональной подготовки учителя ИЗО: Дисс.д-ра пед. наук.- М., 1992. 360 с.
104. Ковешникова Е.Н. Моделирование и конструирование одежды /методика преподавания на ХГФ пединститутов с учетом климатических и национальных особенностей: Дис.канд. пед. наук,- М. 1984. 154 с.
105. Козлова Т.В. Культура современного костюма.- М.: Легкая индустрия, 1977. 47 с.
106. Козлова Т. В. Основная терминология в теории костюма. М.: Легкая индустрия, 1977. - 84 с.
107. Козлова Т.В., Отепучев Р. А., Рытвинская Л.В., Петушкова Г. И. Основы теории проектирования костюма. Конспект лекций М.: Легкая индустрия, 1978. 65 с.
108. Козырева А.Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества Пенза, 1994. 339 с.
109. Композиционные средства и приемы художественной выразительности в дизайне М.: Труды ВНИИТЭ.- вып. 13., 1982. 100 с.
110. Композиция в промышленном и декоративно-прикладном искусстве / Под ред. В.Н.Лазарева. Л.: ЛВХПУ им. Мухиной, 1973. 102 с.
111. Кон И.Н. Психология юношеского возраста. М., Педагогика, 1979. 98 с.
112. Краевский В.В. Методология педагогического исследования. -Самара, 1994. 165 с.
113. Краевский В.В. Моделирование в исследовании по педагогике. М.: Педагогика, 1988. 134 с.
114. Крылова Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста. -М.: Высшая школа, 1990. 140 с.
115. Кузнецова Т.М. Индивидуальный стиль деятельности педагога-хореографа и его формирование. Дис. .канд.пед.наук, Нижний Новгород, 1992. 179 с.
116. Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. Л.: 1985. 32 с.
117. Кулюткин Ю.Н. Творческое мышление в профессиональной деятельности учителя. Вопросы психологии, 1986, №2. - С.56 - 60.
118. Кыверялг А. А. Методы исследований в профессиональной педагогике. Талин: Валгус, 1980. 334 с.
119. ЛаЙдмяэ В.Й. Изобразительное искусство и его зритель, Талин, 1976. 133 с.
120. Лук А.Н. Мышление и творчество. М.: Политиздат, 1976. 144 с.
121. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1997. 304 с.
122. Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996. 308 с.
123. Матюшкин A.M. Основные направления исследований мышления и творчества // Психологический журнал, 1984. т.5. №1.- С. 9-17
124. Махмутов М.И., Ибрагимов Г.И., Чошанов М.А. Педагогические технологии развития мышления учащихся. Казань, 1993. 72 е., ил.
125. Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности. М., Знание, 1981. 96 с.
126. Мелик-Пашаев А.А. "Праздничный день" или "Страшный праздник"? (К проблеме понимания авторского замысла) / Искусство в школе, 1993, №6. С. 19-27.
127. Мерцалова М.Н. Костюм разных времен и народов. T.I.- М.: Академия моды, 1993. 543 е., ил.
128. Методы системного педагогического исследования: Учеб по-соб. / Под. ред. Н.В. Кузьминой. Л.: ЛГУ, 1980 172 с.
129. Мода: За и против. М.: Искусство, 1973. 346 с
130. Мода и промышленное моделирование одежды // Тезисы докладов на всесоюзной научной конференции (16 18 января 1979 ).- М.: МТИ., 1979, 69 с.
131. Мудрик А.В, Учитель: мастерство и вдохновение. М., 1986. 224 с.
132. Мухаметзянова Г.В., Карева Н.Н. Трудовое и эстетическое воспитание студентов. Казань, 1991. 183 с.
133. Неменский Б.М. Дидактика глазами художника. Педагогика, 1996, №3. С. 19-24.
134. Новоселов С.А., Шкутина Л.А., Егоров В.В., Творческий компонент подготовки педагогов профессионального обучения. Киров2001. 302 с.
135. Нечаев Н.Н. Моделирование и творчество /У Психолого педагогические проблемы проектирования подготовки в высшей школе. -М.: Знание, 1987. 90 с.
136. Новиков А.М4 Как работать над диссертацией. М., 1996. 112 с.
137. Орлова Л.В. Азбука моды.- М.: Просвещение, 1989. 176 е., ил. 142. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. Кн. Для учителя. М.: Просвещение, 1991. 165.
138. Основы профессионального творчества художника-конструктора / Сост. Е.Н. Лазарев, Ю.А. Грабовенко, Н.П. Валькова и др.- Л, 1978, 84 с.
139. Основы теории проектирования костюма: Учеб. для вузов. -М.: Легпромиздат, 1988. 362 е., ил.
140. Павловский А. Художественно-конструкторское образование в свете современных концепций дизайна // Техническая эстетика, 1975. №7. С. 15.
141. Панкратова М. Р. Человек костюм - среда. Конспект лекций. -М.: МГТА. 1992. 12 с.
142. Пармон Ф.М. Европейский костюм: стиль и мода. М.: МВС СССР. 1982. 115 е., ил.
143. Пармон Ф.М. Композиция костюма: Учебник для вузов. М.: Легкая индустрия, 1977. 4? с.
144. Педагогика искусства и школа. Сб. ст. М.: Сов. худож-ник.1982. 292 с.
145. Переверзев Л.Б. Дизайн для педагогики. Возможные перспективы // Техническая эстетика, 1985, № 1. С. 12.
146. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика М.: Педагогика, 1996. 280 с.
147. Плотникова Е.В. Развитие эстетической культуры личностисредствами костюма: Дис.канд. пед. наук. М, 1995 216 с.
148. Пономарев Я.А. Психология творческого мышления. М.: Изд-во АПН РСФСР, I960. 240 с.
149. Пономарев Я.А. Психология творчества: перспективы развития. // Психологический журнал. 1994, т. 15. С. 38-50.
150. Пономарев Я.А. Фазы творческого процесса. В кн.: Исследование проблем психологии творчества. - М., 1983. С. 3-26.
151. Посталюк Н.Ю. Дидактическая система развития творческого стиля деятельности: Педагогический аспект. Казань. 1989. 204 с.
152. Посталюк Н.Ю. Творческий стиль деятельности: Педагогический аспект. = Казань. 1993. 265 с.
153. Проблемы дизайна в костюме, мезвузовский сборник научных трудов.- М.: мРТА. 1992. 81 с.
154. Проблемы образного мышления и дизайн. Труды ВНИИТЭ. Серия "Техническая эстетика". Вып. 17.- М, 1978. 102 с.
155. Психологические проблемы развития творческих способностей в условиях гуманизации образования: Сб. науч. тр./ Под ред. г. А. Берулава, 161. Й.Н. Семенова. М.: Российское психологическое общество, 1995. 83 с.
156. Психология процессов художественного творчества. // Отв. ред. Б.С. Мейлах, Н А. Хренов. Л : Наука, 1980. 285 с.
157. Психология творчества (общая, дифференциальная, прикладная) / под ред. Я.А.Пономарева. М.:Наука, 1990. 224 с.
158. Развитие творческой активности студентов в учебной, научно-исследовательской и социально-политической деятельности / Сб.науч.трудов НИИ пробл.ВШ, Редкол. Л.И.Коханович. М.:НИИ ВШ, 1990. 183 с.
159. Разумовский В.Г. Развитие творческих способностей учащихся. М.: Просвещение. 1975. 271 с.
160. Рафф С.Е. Педагогическое взаимодействие как объект диагностики и коррекции: Дис.кад. пед. наук. Казань, 1994. 256 с.
161. Раченко И.П. Диагностика качества профессионально-педагогической деятельности учителя. Пятигорск, 1990. 112 с.
162. Реформа школы и развитие педагогического творчества учителей. Науч. трудов. / Под ред. В.Й. Загвязинского, М.М. Поташника и др. Тюмень, 1988. 96 с.
163. Розет И.М. Психология фантазии. Минск, Изд-во БГУ.1998 115 с.
164. Ростовцев Н.Н. Очерки по истории методов обучения рисованию. -М.: Просвещение, 1983. 289с.
165. Рубинштейн М.М. Идея личности как основа мировоззрения. — М., 1909. 1258 с.
166. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. 2-е изд. — М.: Педагогика, 1976. 416 с.
167. Рындак В. Г. Социализация и творческое развитие личности.— Оренбург: Изд. центр ОГАУ, 2000. 374 с.
168. Рындак В.Г. Образование. Наука. Творчество. Теория и опыт взаимодействия: Монография. Научная школа В.Г. Рындак / Под общ. ред. В.Г. Рындак; Уральское отделение РАО. Екатеринбург, -Оренбург: Орлит А, 2002. 352 с.
169. Рындак В.Г. Творческая деятельность как условие развития профессиональной компетентности // Тез. докл. всеросс. науч.-практ. конф. Курск, 1994. 255 с.
170. Рындак В.Г. Формирование творческого потенциала учителя (теория и диагностика). М.: Инст. ТП и МИ. 1994. 114 с.
171. Саттарова Р.К. Формирование индивидуального творческого стиля деятельности будущего учителя. Дис.канд. пед. наук. Казань, 1996. 180 с.
172. Соколов В.Н. Педагогическая эвристика: Введение в теорию и методику эвристической деятельности. М.: Аспект Пресс, 1995. 225 с.
173. Стриженова Т.К. Из истории советского костюма, м., 1972. 50 с.
174. Столович Л.Н. Жизнь. Творчество. Человек. М., Политиздат, 1985. 415 с.
175. Соловейчик С.Л. Воспитание творчеством. М., 1978 270 с.
176. Суходольский Г.В. Основы психологической теории деятельности. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1988. 148 с.
177. Сухомлинский В.А. О воспитании. М., Издательство политической литературы, 1975. 256 с.
178. Сухомлинский В.А. Избранные произведения в пяти томах. Том четвертый. К., «Радянська школа», 1980.
179. Торшилова Е.М., Дукаревич М.З. Художественное восприятие живописи и структура личности. В кн.: Творческий процесс и художественное восприятие. Л., 1978. 340 с.
180. Ткаченко Е.В., Кожуховская С. М. Организация, структура, содержание подготовки педагогов профессионального образования в области дизайна (Дизайнеров-педагогов) // Образование и наука; Известие Уральского отд. РАО. —Екатеринбург, 2001 4 (10) С. 136148.
181. Ткаченко Е.В., Бухарова Г.Д. , Контобойцева М.Г. Педагогический поиск в области профессионально-педагогического образования (обзор диссертационных исследований за 1991-2001 гг.). Екатеринбург, 2002. 154 с.
182. Философский словарь. / Под ред. И Г. Фролова М.: Политиздат, 1991. 560 с.
183. Франкл В. Человек в поисках смысла / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1990. 366 с.
184. Хафизова Д.А. Интенсификация учебно-творческой деятельности студентов на основе использования резервных возможностей личности. Дис.канд. пед. наук. Казань, 1990. 254 с.
185. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования Томск: Йзд-во Томского ун-та Барс, 1997. 392 с.
186. Хекхаузер X. Мотивация и деятельность. В 2-х т. — М.: Прогресс, 1986. 260 с.
187. Хуторской А.В. Эвристическое обучение. М: Междунар. пед. академия. 1998. 266 с.
188. Чухман Б.К. Роль искусства в развитии способностей школьников, М.: Педагогика, 1985. 144 с.
189. Чухман Е.К. Динамика художественного развития школьника в процессе изобразительно-творческой деятельности. в сб. Роль искусства в развитии способностей школьников / под ред. Е. К. Чухман. - М.: Педагогика, 1985. С. 57-85.
190. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп.— М., 1996. 320 с.
191. Щуркова Н Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры. — М.: Педагогический поиск, 1997. 448 с.
192. Щербаков B.C. Изобразительное искусство: Обучение и творчество. М.: Просвещение, 1969. 271 с.
193. Шершнева Л.П. Композиция в одежде швейной промышленности. -М.: ВЭМИ, 1981. 144 с.
194. Якиманская И.С. Технология личностно ориентированного образования. М.: «СЕНТЯБРЬ», 2000. 176 с.
195. Яковлева Н.М. Подготовка студентов к творческому решению воспитальных задач. Челябинск, 1991. 220 с.
196. Юдин Э.Г. Системный подход и принципы деятельности: Методологические проблемы современной науки. М.: Наука, 1978. 391 с.
197. Ядов В.А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. Л.: Наука, 1979. 329 с.
198. Якубсон Я. Г. О педагогической этике. Л.: Лениздат, 1973. 40 с.
199. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Республика, 1994. 527 с.
200. Allport G.W. Personality and Social encounter. — Chicago: University of Chicago Press, 1981. 388 p.
201. Argyle V. The psychology of interpersonal behavior. Yarmond-swordh, 1983. 380 p.
202. Bell D. The Cultural Contradictions of Capitalism. — N.-Y., 1976.
203. Catell R. Personality, motivation structure and measurement. — N.-Y., 1957. 260 p.
204. Dewey J. Democracy and Education. — N.-Y., 1961. 368 p.
205. Erikson E. Dimension of new Identity: The 1973 Jefferson Lectures in the Humanities. — N.-Y., 1974. 256 p.
206. Lipman M. Public opinion. — New York: The Free Press, 1965. 159 p.
207. Maslow A. H. Toward a personality of being. — N.-Y.; Toronto; London, 1982. 310 p.
208. Рис. 1 Модель формирования творческого стиля деятельности будущего конструктора-модельера средствами дизайнаисторического костюма.
209. Критериально-уровневая характеристика творческого стиля деятельности будущего конструктора-модельера
210. Компо нент Критерии Формы проявления У ровни сформированности
211. Креативный уровень Эвристический уровень Стимульно-продуктивный уровень1 2 3 4 5 6
212. Й высоком уровне; творческой слабо выражена;о Ч! творческая деятельности техника исполнения