Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика профессионального образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.08 для написания научной статьи или работы на тему: Формирование творческой самостоятельности будущих художников-стилистов в вузе

Автореферат по педагогике на тему «Формирование творческой самостоятельности будущих художников-стилистов в вузе», специальность ВАК РФ 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования
Автореферат
Автор научной работы
 Кулешова, Анна Александровна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Шахты
Год защиты
 2013
Специальность ВАК РФ
 13.00.08
Диссертация по педагогике на тему «Формирование творческой самостоятельности будущих художников-стилистов в вузе», специальность ВАК РФ 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования
Диссертация

Автореферат диссертации по теме "Формирование творческой самостоятельности будущих художников-стилистов в вузе"

На правах рукописи

005534265

КУЛЕШОВА Анна Александровна

ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ ХУДОЖНИКОВ-СТИЛИСТОВ В ВУЗЕ

13.00.08 - Теория и методика профессионального образования

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

10 Г 2013

Орел 2013

005534265

Работа выполнена на кафедре психологии и педагогики Института сферы обслуживания и предпринимательства (филиала) ФГБОУ ВПО «Донской государственный технический университет» в г. Шахты Ростовской области

Научный руководитель доктор педагогических наук, профессор

Ковешиикова Елена Николаевна

Официальные оппоненты: Шабанов Николаи Константинович

доктор педагогических наук, профессор, ФГБОУ ВПО «Курский государственный университет», заведующий кафедрой художественного образования и искусств

Иванова Оксана Юрьевна

кандидат педагогических наук, доцент, ФГБОУ ВПО «Орловский государственный университет», заведующая кафедрой иностранных языков

Ведущая организация ГБОУ ВПО «Московский городской

педагогический университет»

Защита состоится 31 октября 2013 года в 09.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.183.04 на базе ФГБОУ ВПО «Орловский государственный университет», адрес: 302026, г. Орел, ул. Комсомольская, 95.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ВПО «Орловский государственный университе т».

Автореферат разослан 30 сентября 2013 года.

Ученый секретарь /^л /Т/!

диссертационного совета / / Селютин Владимир Дмитриевич

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Модернизация отечественной системы высшего образования, ее интеграция в международное образовательное пространство предопределяют кардинальный пересмотр целей, содержания и методов профессиональной подготовки, приведение их в соответствие с реальными запросами современного общества. Динамичная конъюнктура рынка труда требует повышения профессиональной мобильности выпускников и тем самым делает востребованным ряд профессионально важных личностных качеств, таких, как самостоятельность в стратегически важных видах жизнедеятельности, совершенствование своих личностных особенностей, интеллектуально-творческая активность.

Необходимость формирования творческой самостоятельности будущих художников-стилистов в процессе вузовской подготовки обусловлена самой спецификой данной профессии. Основным видом их профессиональной деятельности является эффективное использование новых методов художественного проектирования, стратегий исследования проектных ситуаций, поиска новых идей, исследования структуры проблемы и ее оценки. В контексте идей личностно ориентированного образования развитие творческой самостоятельности у будущих художников-стилистов предполагает широкий взгляд на процесс и результат профессиональной подготовки студентов: это не только усвоение знаний, умений и навыков, но и становление личностных особенностей (свойств) будущего профессионала.

Для формирования в процессе вузовской подготовки творческой самостоятельности будущих художников-стилистов огромное значение имеет формирование целостного, ценностно-смыслового отношения личности субъекта к изучаемым объектам, процессам, явлениям в контексте профессиональной деятельности. Достижению этой цели, безусловно, способствуют студенческие конкурсы модельеров. По форме учебно-познавательной деятельности студентов подготовка к участию в конкурсе может быть отнесена к квазипрофессиональной деятельности (A.A. Вербицкий), поскольку в этом процессе воссоздается предметное, социальное и психологическое содержание реального профессионального труда специалиста. Кроме того, конкурсы развивают и закрепляют у будущих художников-стилистов навыки самостоятельной работы, умение профессионально мыслить, принимать решения и организовывать их выполнение. Также студенческие конкурсы обладают широкими дидактическими возможностями. С их помощью можно формировать чрезвычайно широкий спектр профессиональных компетенций будущего художника-стилиста.

Таким образом, выбор темы данного диссертационного исследования обусловлен актуальной потребностью выявить и изучить педагогические условия формирования творческой самостоятельности будущих художников-

/

\ .<'

стилистов в вузе на примере их подготовки к участию в студенческих конкурсах модельеров.

Анализ психолого-педагогической литературы по обозначенной проблеме показал, что в теории и практике профессионального образования имеются предпосылки для разработки различных аспектов формирования творческой самостоятельности студентов. Изучению творческой деятельности, творческого мышления и творческой одаренности посвящены работы отечественных и зарубежных психологов (Г.С. Альтшуллера, В.Н. Дружинина, Л.Б. Ермолаевой-Томиной, Я.А. Пономарева, C.JI. Рубинштейна, Дж. Гилфорда, А. Маслоу, К. Тейлора и др.). На сегодняшний день имеются серьезные исследования в области понимания индивидуальных различий творческой одаренности (Б.Г. Ананьев, Б.М. Теплов, Е.Л. Яковлева и др.), осмысления творчества как механизма развития личности (B.C. Библер, Д.Б. Богоявленская, А.Н. Лук и др.), актуализации творческого потенциала личности (Л.Н. Седова). Становление творческой индивидуальности, превращение ее в социально ценные качества освящается в исследованиях В.И. Загвязинского, В.А. Кан-Калика, Н.Д. Никандрова и др.

Понятие «творческая самостоятельность учащихся» раскрывается в работах В.И. Андреева, В.Б. Бондаревского, М.Г. Гарунова, П.Ф. Кравчука,

A.A. Леонтьева, В.И. Орлова, П.И. Пидкасистого, C.B. Рыжовой и др.

В исследованиях последних лет наметился интерес к проблеме формирования творческой самостоятельности студентов (Н.Ю. Ермилова,

B.C. Макеева, Н.В. Манерко, И.В. Назарова, В.Н. Правдюк, И.А. Шаршов и др.). Этот вопрос частично освещался и в ряде работ, посвященных вопросам профессиональной подготовки студентов творческих специальностей (E.H. Ковешникова, Т.В. Костогриз, Е.В. Ладыгин, И.А. Львова, М.С. Мышинская, Р.В. Пилюгин, H.H. Соловьева, И.Б. Торшина и др.). Однако применительно к студентам - будущим художникам-стилистам этот вопрос специально не рассматривался. Анализ диссертационных исследований по проблемам теории и методики профессиональной подготовки художников-стилистов (С.А. Карпеева, Л.В. Матвеева, Л.М. Тухбатуллина) свидетельствует о недостаточной изученности педагогических условий формирования творческой самостоятельности будущих художников-стилистов в процессе вузовской подготовки.

В связи с этим можно выделить ряд объективно существующих противоречий:

- между потребностью в профессионалах в области художественного проектирования костюма с высоким уровнем творческой самостоятельности и недостаточной изученностью педагогических условий формирования данного качества у студентов - будущих художников-стилистов в процессе вузовской подготовки;

- между осознанием важности профессионально ориентированной творческой самостоятельной деятельности студентов и невозможностью полноценного воссоздания предметного, социального и психологического

содержания реального профессионального труда художника-стилиста в традиционных условиях обучения в высшей школе;

- между актуальностью развития творческой самостоятельности будущих художников-стилистов в процессе профессионального образования и недостаточной разработанностью педагогических технологий формирования готовности к художественно-проектной деятельности.

Выявленные противоречия обусловили выбор темы данного исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: каковы педагогические условия эффективного формирования творческой самостоятельности будущих художников-стилистов в процессе профессиональной подготовки в вузе. Разрешение данной проблемы является целью исследования.

Объект исследования — профессиональная подготовка студентов — будущих художников-стилистов в вузе.

Предмет исследования - формирование творческой самостоятельности будущих художников-стилистов в процессе профессиональной подготовки в вузе (на примере подготовки к участию в студенческих конкурсах модельеров).

В качестве гипотезы исследования выдвинуто предположение о том, что формирование творческой самостоятельности будущих художников-стилистов в процессе профессиональной подготовки в вузе станет более эффективным, если:

- будут приняты во внимание сущностные характеристики этого качества, включающие мотивационно-ценностный, когнитивный и креативно-деятельностный компоненты;

- будут выявлены критерии, показатели и уровни сформированности творческой самостоятельности студентов - будущих художников-стилистов в вузе;

- формирование творческой самостоятельности будущих художников-стилистов в вузе будет осуществляться на основе разработанной модели, включающей в себя целевой, содержательный, организационно-деятельностный, критериально-оценочный и результативный блоки;

- эффективность реализации разработанной модели будет определяться комплексом педагогических условий, способствующих формированию творческой самостоятельности студентов - будущих художников-стилистов.

В соответствии с целью, предметом и гипотезой исследования были определены следующие задачи:

1. На основе анализа научно-педагогических исследований конкретизировать сущностные характеристики творческой самостоятельности студентов — будущих художников-стилистов как профессионально значимого качества личности.

2. Выявить критерии, показатели и уровни сформированности творческой самостоятельности будущих художников-стилистов в вузе.

3. Разработать структурно-содержательную модель формирования творческой самостоятельности будущих художников-стилистов в процессе профессиональной подготовки в вузе.

4. Выявить, теоретически обосновать и экспериментально подтвердить педагогические условия, обеспечивающие эффективное формирование творческой самостоятельности будущих художников-стилистов в вузе.

Методологическую основу исследования составили:

- исследования в области философии образования (Б.С. Гершунский, В.Д. Шадриков и др.); идеи философской антропологии о приоритете общечеловеческих ценностей и личности в образовательном процессе;

- идеи системного (В.Г. Афанасьев, И.В. Блауберг, Ю.П. Сокольников и др.) и субъектно-деятельностного (C.JI. Рубинштейн, К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, A.B. Брушлинский, Е.А. Климов и др.) подходов;

- идеи личностно ориентированного образования (Е.В. Бондаревская, A.M. Новиков, Г.М. Романцев, В.В. Сериков, В.А. Сластенин и др.), исследования по фундаментальным проблемам дидактики высшей школы (С.И. Архангельский, Е.ГТ. Белозерцев, М.Г. Гарунов, А.Д. Гонеев, И.Ф. Исаев,

A.B. Коржуев, П.И. Образцов, А.Г. Пашков, ГГ.И. Пидкасистый, В.А. Попков,

B.А. Сластенин, JI.M. Фридман, E.H. Шиянов и др.).

Теоретической основой исследования являются:

- личностно ориентированный подход к образованию (H.A. Алексеев, Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, Л.М. Фридман, И.С. Якиманская и др.);

компетентностный подход к образованию (В.И. Байденко,

A.A. Вербицкий, И.А. Зимняя, А.К. Маркова, A.B. Хуторской и др.);

- исследования в области применения педагогических технологий развивающего обучения (В.В. Давыдов, JI.B. Занков, Д.Б. Эльконин), проблемного обучения (И.Я. Лернер, A.M. Матюшкин, М.И. Махмутов), контекстного обучения (A.A. Вербицкий, О.Г. Ларионова), профессионально-ориентированного обучения (М.Я. Виленский, П.И. Образцов, В.И. Правдюк,

B.А. Сластенин, А.И. Уман);

работы, рассматривающие психолого-педагогические аспекты творческой деятельности (К.А. Абульханова-Славская, В.И. Андреев, В.Б. Бондаревский, Л.С. Выготский, Е.А. Климов, Я.А. Пономарев и др.);

- исследования сущности, видов, условий организации самостоятельной деятельности студентов в системе высшего образования (Е.Я. Голант, В.И. Загвязинский, И.И. Ильясов, П.И. Пидкасистый, Е.С. Полат, A.A. Пономарева, И.Э. Унт, М.А. Федорова и др.).

Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки гипотезы применялся комплекс методов, адекватных природе изучаемых явлений: теоретических (анализ, обобщение, систематизация, сравнительно-сопоставительный метод, метод аналогии, метод теоретического моделирования), диагностических (наблюдение, анкетирование, опрос, тестирование, экспертное оценивание) и экспериментальных (констатирующий и формирующий эксперименты).

Экспериментальная база исследования. В исследовании приняли участие 160 человек: из них 80 студентов кафедры «Моделирование, конструирование и дизайн» Технологического факультета Южно-Российского государственного университета экономики и сервиса и 80 студентов Кавминводского института сервиса (филиала) ЮРГУЭС. В мае 2013 г. ЮРГУЭС реорганизован в Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал) ФГБОУ ВПО «Донской государственный технический университет» в г. Шахты Ростовской области.

Этапы исследования. На первом этапе (2006 - 2007 гг.) определялась научная проблема и теоретико-методологические основы исследования, изучалась психолого-педагогическая литература по проблеме исследования, составлялся план опытно-экспериментальной работы.

На втором этапе (2007 - 2011 гг.) осуществлялась разработка модели формирования творческой самостоятельности студентов, обосновывались педагогические условия, способствующие эффективной реализации модели на практике. В ходе констатирующего эксперимента был выявлен исходный уровень творческой самостоятельности учащихся, в ходе формирующего — апробировались педагогические условия реализации предложенной модели.

На третьем этапе (2011 - 2013 гг.) оценивалась эффективность опытно-экспериментальной работы по формированию творческой самостоятельности будущих художников-стилистов в процессе подготовки к студенческим конкурсам модельеров. Внедрялись в практику научно-методические рекомендации; систематизировались результаты исследования; уточнялись положения, выносимые на защиту; оформлялся текст диссертации. Научная новизна исследования состоит в том, что: - дефиниция понятия «творческая самостоятельность» конкретизирована с учетом специфики профессионального становления будущих художников-стилистов в вузе;

выявлены компоненты, критерии, показатели и уровни сформированное™ творческой самостоятельности студентов - будущих художников-стилистов в вузе;

разработана структурно-содержательная модель формирования творческой самостоятельности будущих художников-стилистов, включающая в себя целевой, содержательный, организационно-деятельностный,

критериально-оценочный и результативный блоки.

Теоретическая значимость результатов исследования состоит: в выявлении сущностных характеристик творческой самостоятельности студентов применительно к профессиональному образованию художников-стилистов, что развивает современные представления об особенностях профессионального и творческого становления профессионала в области художественного проектирования;

в теоретическом обосновании комплекса педагогических условий, необходимых для формирования творческой самостоятельности студентов в процессе профессиональной подготовки в вузе.

Практическая значимость исследования заключается в том, что содержащийся в нем теоретический и эмпирический материал позволяет использовать полученные результаты для дальнейшего совершенствования системы профессиональной подготовки бакалавров и магистров по направлениям «Дизайн» и «Искусство костюма и текстиля». Выявленная совокупность педагогических условий эффективного формирования творческой самостоятельности студентов может учитываться при разработке учебных планов, программ и учебно-методических комплексов. Методические разработки по организации внеаудиторной самостоятельной профессионально ориентированной работы студентов могут быть использованы в практике подготовки по различным специализациям и профилям. Методика организации и функционирования Студенческого дома моделей может применяться в работе профильных факультетов и кафедр.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обусловлены аргументированностью, целостностью и непротиворечивостью исходных теоретико-методологических позиций; применением комплекса методов исследования, адекватных его объекту, предмету, целям и задачам; репрезентативностью экспериментальных данных, их количественным и качественным анализом; совокупностью результатов, подтверждающих выдвинутую гипотезу.

Личный вклад соискателя заключается в разработке общей концепции исследования, анализе и обобщении теоретического материала по проблеме формирования творческой самостоятельности студентов; в разработке критериев и уровней оценки сформированности творческой самостоятельности будущих художников-стилистов; в разработке структурно-содержательной модели формирования творческой самостоятельности студентов; в разработке спецкурса «Архитектоника»; в организации и проведении опытно-экспериментальной работы; в разработке методического обеспечения процесса формирования творческой самостоятельности будущих художников-стилистов в вузе в ходе подготовки к международным конкурсам молодых модельеров, включающего организацию внеаудиторной профессионально ориентированной самостоятельной работы студентов в Студенческом доме моделей ЮРГУЭС.

Положения, выносимые на защиту:

1. Творческая самостоятельность — основное личностное качество студентов - будущих художников-стилистов в процессе их профессионального становления. Она проявляется в эффективном использовании общенаучных и профессиональных компетенций при решении профессиональных творческих проектных задач: выбора стратегий и методов исследования проектных ситуаций, методов поиска новых художественных идей, реализации художественных проектов. Сформированное в ходе процесса обучения в вузе это качество обеспечивает дальнейшую творческую самореализацию выпускника вуза в профессиональной деятельности.

Творческая самостоятельность будущих художников-стилистов является целостной системой его личностных и профессиональных качеств, структура

которой представлена мотивационно-ценностным, когнитивным и креативно-деятельностным компонентами.

2. Сформированность творческой самостоятельности студентов -будущих художников-стилистов определяется следующими критериями и раскрывающими их показателями:

личностно-профессиональные мотивы и потребности (устойчивый интерес к профессиональной художественно-проектной деятельности; потребность в наиболее полном и глубоком освоении знаний, в стремлении разностороннего владения дизайнерским мастерством; потребность в саморазвитии и творческой самореализации);

системное владение общенаучными и профессиональными знаниями (их глубина, полнота, качество, а также знание содержания художественно-проектной деятельности со специализацией в области дизайна костюма, т.е. профессиональная грамотность);

индивидуальный творческий почерк (эффективное использование накопленного опыта, умение творчески применять полученные знания в новых условиях; способность к художественно-проектной творческой деятельности, предполагающая разработку проектов изделий с учетом конструктивно-технологических, эстетических, стилистических, экономических и прочих параметров, и демонстрирующая целесообразность, оригинальность и культуру исполнения проектов);

Сочетание этих критериев и показателей характеризуют уровни творческой самостоятельности студентов — будущих художников-стилистов: низкий, средний и высокий.

3. Структурно-содержательная модель формирования творческой самостоятельности будущих художников-стилистов в вузе опирается на ряд теоретических подходов (системный, личностно ориентированный, компетентностный) и включает целевой, содержательный, организационно-деятельностный, критериально-оценочный и результативный блоки, различные по содержанию и функциям.

Целевой блок определяется социальным заказом на подготовку квалифицированного конкурентоспособного профессионала, готового применять профессиональные компетенции и личностные качества в стандартных и изменяющихся ситуациях профессиональной деятельности. Содержательный блок представлен совокупностью следующих компонентов: мотивационно-ценностного, когнитивного, креативно-деятельностного. Организационно-деятельностный блок содержит методы, формы и средства, направленные на формирование структурных компонентов творческой самостоятельности. Критериально-оценочный блок представлен критериями, показателями и оценками уровня сформированности творческой самостоятельности студентов — будущих художников-стилистов. Результативный блок характеризует достигнутый результат формирования творческой самостоятельности студентов — будущих художников-стилистов.

4. Формирование творческой самостоятельности будущих художников-стилистов в вузе обеспечивается соблюдением ряда педагогических условий. К ним относятся: усиление профессионально-творческой направленности профилирующей дисциплины «Выполнение проекта в материале»; методическое обеспечение и четкое структурирование содержания внеаудиторной самостоятельной профессионально ориентированной работы (ВСПОР) студентов; использование методов активного обучения и инновационных педагогических технологий в соответствии с формами учебной деятельности студентов.

Апробацпя и внедрение результатов исследования осуществлялись в Студенческом доме моделей ЮРГУЭС, а также при подготовке, организации и проведении ежегодного Международного конкурса молодых дизайнеров и модельеров «Подиум». Текущие результаты исследования заслушивались на заседаниях кафедры психологии и педагогики ЮРГУЭС.

Ход исследования, его основные положения и результаты обсуждались на международных научно-практических конференциях «Текстиль - одежда -обувь - средства индивидуальной защиты - XXI век» (Шахты, 2010), «Градостроительство, архитектура, искусство и дизайн» (Ростов-на-Дону, 2009), «Этносервис в моде, дизайне, истории» (Владивосток, 2007), на Корейско-Российской научно-практической конференции «Grand Fashion» (Москва, 2011), межрегиональной научно-практической конференции «Губернский стиль» (Воронеж, 2009), научно-практической конференции «Проблемы дизайна в социальном контексте современности» (Ставрополь, 2010); на семинарах «Академии индустрии моды», Международной научно-практической конференции «Вопросы образования и науки в XXI веке» (Тамбов, 2013).

Основные теоретические и практические результаты исследования получили отражение в 24 публикациях автора, из них 4, включенные в перечень ВАК, общим объемом 13 п. л.

Структура диссертации определена целью и логикой исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обоснована актуальность исследуемой проблемы, степень ее научной разработанности, сформулированы цель, объект, предмет и задачи исследования, выдвигается гипотеза, раскрываются научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы, формулируются основные положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Теоретико-методологические основы формирования творческой самостоятельности будущих художников-стилистов в вузе» представлен научный аппарат, современное состояние проблемы в теории и практике высшего профессионального образования; охарактеризованы основные методологические подходы к изучению проблемы формирования творческой самостоятельности студентов; определены понятие, структура и

содержание творческой самостоятельности будущих художников-стилистов, а также критерии и показатели ее сформированное™; представлена структурно-содержательная модель формирования творческой самостоятельности будущих художников-стилистов в процессе профессиональной подготовки в вузе.

Изучение ряда нормативных документов, а также работ H.A. Алексеева, В.А. Болотова, A.A. Вербицкого, Э.Ф. Зеера, В.В. Серикова, И.А. Якиманской и др. позволил сделать вывод о том, что в современных отечественных концепциях и моделях образования отчетливо прослеживается тенденция к усилению личностной компоненты. Особое внимание исследователей уделяется проблемам развития в процессе обучения творческой личности, формирование способности к саморазвитию и самосовершенствованию, а также овладение учащимися опытом творческой деятельности и опытом эмоционально-ценностных отношений к миру, к людям и самому себе.

Анализ литературы по проблеме формирования творческой самостоятельности студентов в вузе показал интерес ученых к ее разработке. Вместе с тем, это понятие трактуется неоднозначно. Большинство отечественных авторов понимает творчество, прежде всего, как деятельность личности. В педагогическом плане (A.A. Леонтьев, В.И. Андреев и др.) творчество рассматривается двояко. Во-первых, как создание в результате деятельности нового продукта, материальных или духовных ценностей, имеющих личностное или социальное значение. Во-вторых, под творчеством понимается сам процесс достижения этого результата, причем такой процесс, в котором личность реализует и утверждает свои потенциальные силы и способности, в котором она сама развивается. Самостоятельность соотносится с творчеством как целое и часть (И.Я. Лернер).

Под самостоятельностью в педагогике понимается: готовность и способность субъекта собственными силами овладевать знаниями и умениями (Н.И. Половникова, В.З. Юсупов); талант, интеллектуальные способности и умения обучаемого, дающие ему возможность самостоятельно учиться (Н.П. Ерастов, М.И. Махмутов); черта личности, проявляющаяся в пытливости мысли, любознательности, интересе к открытию нового знания (Н.Г. Дайри, Л.В. Жарова) и т.д. В нашем исследовании мы, опираясь на работы В.Б. Бондаревского, М.Г. Гарунова, П.Ф. Кравчука, В.И. Орлова, П.И. Пидкасистого, C.B. Рыжовой и др., считаем, что самостоятельность, проявляемая студентом в образовательном процессе, закладывают основу для формирования в структуре личности такого ее качества как творческая самостоятельность. Это проявление понимается не только как самостоятельное творческое выполнение субъектом своих профессиональных функций, но и как процесс его профессионального становления — «творения самого себя» как творческого субъекта профессиональной деятельности. При этом содержание образования переводится из внешней (организационной) плоскости учебного процесса во внутреннюю (личностную).

В результате анализа научной литературы, близкой к проблематике нашего исследования, мы пришли к выводу, что формирование творческой

самостоятельности студента выступает одним из условий профессионального становления личности. Исходя из понимания профессии художника-стилиста как творческой, в структуре творческой самостоятельности студента -будущего художника-стилиста были выделены следующие компоненты: мотивационно-ценностный; когнитивный и креативно-деятельностный.

Мотивационно-ценностный компонент отражает личностное отношение к деятельности, выраженное в целевых установках, интересах, мотивах. Он предполагает наличие у учащихся интереса к определенному виду деятельности; стремления к приобретению общих и специальных знаний, умений и навыков. Представлен внешней мотивацией, обеспечивающей интерес к предмету, и внутренней мотивацией, которая является более значимой для творческой деятельности.

Когнитивный компонент включает совокупность знаний, умений, навыков общеобразовательного и профессионального характера, способствующих решению творческих задач. Этот компонент творческой самостоятельности специалистов дизайнерского профиля обеспечивает познание закономерностей творческого процесса и позволяет избежать дилетантизма в профессиональной деятельности.

Креативно-деятельностный компонент является центральным в структуре творческой самостоятельности студента - будущего художника-стилиста и основан на комплексе умений и навыков организации и осуществления творческой деятельности. Данный компонент отражает возможности учащихся в создании новых продуктов, идей и направлен на самоопределение и самовыражение в индивидуальной творческой деятельности.

Качественная характеристика компонентов творческой

самостоятельности позволила определить критерии и показатели сформированное™ этого качества у студентов — будущих художников-стилистов (Таблица 1).

Компоненты Критерии сформированности Показатели сформированности

Мотивационно-ценностный Личностно-профессиональные мотивы и потребности Мотивы учебно-профессиопальной деятельности и выбора профессии; потребность в самовыражении; личностно-значимая система ценностных ориентаций

Когнитивный Системное владение общенаучными и профессиональными знаниями Знания по изучаемым дисциплинам (их глубина, полнота, качество); профессиональная грамотность

Креативно-деятельностный Индивидуальный творческий почерк Уровень профессиональных умений и навыков; способность к художественно-проектной творческой деятельности

Таблица 1 - Структурные компоненты, критерии и показатели оценки творческой самостоятельности студентов - будущих художников-стилистов

Формирование творческой самостоятельности будущих художников-стилистов не может быть обеспечено лишь освоением теоретических курсов, преподносимых студенту в лекционной форме, оно предполагает также развитие у учащихся значимых для их будущей профессиональной деятельности личностных качеств. Это становится возможным при последовательном моделировании в учебной деятельности предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности.

Сущность концепции личностно ориентированного образования состоит в качественно новом определении функций учебного процесса как создания условий для целостного проявления, саморазвития и творческой самореализации личности субъекта в учебно-профессиональной деятельности, когда учащийся включается в систему личностно ориентированных ситуаций, которые актуализируют личностные функции субъекта деятельности.

В ходе решения одной из задач исследования, была разработана структурно-содержательная модель формирования творческой

самостоятельности студентов - будущих художников-стилистов, состоящая из целевого, содержательного, организационно-деятельностного, критериально-оценочного и результативного блоков (схема 1).

Целевой блок определяется социальным заказом на подготовку квалифицированного конкурентоспособного специалиста, готового применять знания, умения и личностные качества в стандартных и изменяющихся ситуациях профессиональной деятельности.

Содержательный блок предполагает развитие мотивационно-ценностного, когнитивного, креативного-деятельностного и рефлексивно-оценочного компонентов творческой самостоятельности студентов — будущих художников-стилистов. Данный блок представлен профилирующей дисциплиной «Выполнение проекта в материале», авторским спецкурсом «Архитектоника» и практической подготовкой к профессиональной творческой деятельности, осуществляемой в ходе разработки коллекции моделей одежды для участия в международных конкурсах молодых модельеров.

В организационно-деятельностный блок включена организационная деятельность по формированию творческой самостоятельности студентов — будущих художников-стилистов. Речь идет о выборе оптимальных форм, методов, педагогических технологий, а также средств обучения.

Критериально-оценочный блок обеспечивает качественную объективную оценку формирования творческой самостоятельности будущих художников-стилистов. Он содержит критерии, показатели и уровни сформированности данного качества у студентов.

Результативный блок отражает результат формирования творческой самостоятельности студентов в процессе профессиональной подготовки в вузе.

Социальный заказ: подготовка квалифицированного конкурентоспособного специалиста, готового применять знания, умения и личностные качества в стандартных и изменяющихся ситуациях профессиональной деятельности

Цель Формирование творческой самостоятельности будущих художников-стилистов в процессе профессиональной подготовки в вузе

Задачи Формирование положительной мотивации к профессиональной деятельности Формирование общих знаний и профессиональных и умений Формирование профессионально-творческих способностей

2 I 1 ЇШ К ® : С"! ■— ............... ШШ. Компоненты творческой самостоятельности Мотивационно-ценностный Когнитивный Креативно-деятельностный

Теоретическая подготовка Спецкурс «Архитектоника»

Практическая подготовка Дисциплина «Выполнение проекта в материале, подготовка к участию в студенческих конкурсах модельеров

ІЖІ? шш а и Я " а ° £ п & ^ О к и Впды деятельности студентов 1) Учебная (аудиторные занятия, СРС) 2) Квазипрофессиональная (внеаудиторная самостоятельная профессионально ориентированная работа в Студенческом доме моделей, на студенческом конкурсе)

Комплекс методов Сочетание традиционных и активных методов обучения; технологии проблемно-деятельностного и контекстного обучения

Формы обучения Лекции, практические занятия, дискуссия, проектирование, внеаудиторная самостоятельная профессионально ориентированная работа в рамках Студенческого дома моделей

Средства Демонстрационные, аудиовизуальные и др.; электронные образовательные ресурсы

.......... «Я я А їи :? в а Критерии сформированное™ творческой самостоятельности студентов

Личностно-профессиональные мотивы и потребности Системное владение общенаучными и профессиональными знаниями Индивидуальный творческий почерк

Показатели сформированное™ творческой самостоятельности студентов (представлены в таблице 1)

---

Уровни сформированное™ творческой самостоятельности студентов высокий, средний, низкий

3 в а 11| & . Результат

Сформирован мотивационно-ценностный компонент Сформирован когнитивный компонент Сформирован креативно-деятелыюстный компонент

і і 1 і

Сформирована творческая самостоятельность студентов - будущих художников-стилистов

Схема 1- Структурно-содержательная модель формирования творческой самостоятельности студентов - будущих художников-стилистов

Во второй главе «Экспериментальная оценка эффективности формирования творческой самостоятельности будущих художииков-стнлнстов в вузе на примере подготовки к студенческим конкурсам модельеров» подтверждены педагогические условия формирования творческой самостоятельности будущих художников-стилистов в вузе, разработана методика формирования данного качества на примере подготовки к конкурсам молодых модельеров, а также описано проведение опытно-экспериментальной работы.

Опытно-экспериментальная работа по формированию творческой самостоятельности будущих художников-стилистов проводилась с 2006 по 2013 гг. в ФГБОУ В ПО «Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса» и в его филиале - Кавминводском институте сервиса со студентами специальности «Художественное проектирование костюма». В эксперименте приняли участие 40 студентов ЮРГУЭС 2006 года поступления (ЭГ 1) и 40 студентов 2007 года поступления (ЭГ 2), а также по 40 студентов в контрольных группах (КГ 1 и КГ 2) 2006 и 2007 годов поступления соответственно из КМВИС. Таким образом, эмпирическую базу исследования составили две экспериментальные и две контрольные группы. Общее количество студентов — 160 человек.

Эксперимент включал три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. Задача констатирующего этапа заключалась в выявлении исходного уровня сформированное™ творческой самостоятельности студентов — будущих художников-стилистов. Степень сформированности компонентов творческой самостоятельности определялась с использованием психологических и дидактических тестов, собеседований, анализа успеваемости, наблюдения за работой студентов в течение учебного периода, визуального анализа проектных решений (просмотр), групповых экспертных оценок и т.д. Было выявлено три уровня сформированности творческой самостоятельности студентов. Низкий характеризуется недостаточной сформированностью всех компонентов, является неблагоприятным для творческой самостоятельной художественно-проектной деятельности. Средний определяется частичной сформированностью отдельных компонентов и показателей. Высокий - наиболее благоприятный для осуществления творческой художественно-проектной деятельности, характеризуется сформированностью и взаимодействием всех компонентов.

Как показали результаты констатирующего эксперимента, уровень сформированности творческой самостоятельности у большинства студентов находится в пределах среднего (допустимого) - от 52,5 до 60 % в разных группах. У части респондентов обнаружен низкий (от 25 до 32,5 %) уровень, а высокий был выявлен в среднем лишь у 14% испытуемых. Полученные данные подтвердили необходимость реализации разработанной модели.

Формирующий этап опытно-экспериментальной работы проводился с целью апробации разработанной структурно-содержательной модели формирования творческой самостоятельности будущих художников-стилистов

в процессе профессиональной подготовки в вузе и выявления педагогических условий формирования этого качества личности. Обучение во всех группах велось с учетом требований ГОС ВПО по направлению подготовки 630200 «Художественное проектирование изделий текстильной и легкой промышленности», (специальность 071501 «Художественное проектирование костюма»; квалификация - художник-стилист). В контрольных группах обучение осуществлялось по традиционной системе без применения элементов структурно-содержательной модели формирования творческой самостоятельности будущих художников-стилистов.

Сочетание традиционных и активных методов обучения с использованием инновационных педагогических технологий применялось для 100% выборки студентов экспериментальных групп ЭГ 1 и ЭГ 2 при организации их внеаудиторной самостоятельной профессионально ориентированной работы по подготовке коллекций одежды в Студенческом доме моделей «Подиум» и их участия в конкурсах модельеров.

В ЭГ 1 и ЭГ 2 при изучении профилирующей дисциплины «Выполнение проекта в материале» применялась проектная методика, заключающаяся в самостоятельном решении усложненных конкретных художественно-проектных задач. При этом поиск новых идей, обобщение и систематизация полученных знаний, перенос их в нестандартные ситуации конкурсов позволяют студентам разрабатывать оригинальные по художественному замыслу и исполнению произведения, творчески решать композиционные, колористические и технические задачи, применять рациональные приемы отбора и использования информации.

Технология проблемного обучения использовалась в рамках авторского спецкурса «Архитектоника», разработанная система проблемных заданий которого нацелена на накопление опыта творческого решения разнообразных профессиональных задач.

Реализация технологии контекстного обучения в экспериментальных группах осуществлялась в ходе внеаудиторной самостоятельной профессионально ориентированной работы студентов, под которой мы понимаем форму осуществления познавательной деятельности, организуемую по личной инициативе студента в удобное время, и направленную на формирование ключевых компетенций, определяющих степень освоения содержания образования. В ЮРГУЭС эта работа проводится в рамках Студенческого дома моделей «Подиум», где будущие художники-стилисты проходят подготовку к участию в конкурсах молодых модельеров.

При разработке авторской коллекции одежды для участия в студенческом конкурсе модельеров будущие художники-стилисты остаются в позиции обучающихся и в то же время по целям, содержанию, формам, процессу и требованиям к получаемым результатам — в позиции специалистов. Студенты выполняют уже не академические процедуры усвоения знаний и овладения учебными навыками, а квазипрофессиональную деятельность, на стадии которой завершается процесс трансформации учебной деятельности в

профессиональную. При построении моделей в авторскую коллекцию для участия в конкурсе модельеров студент чаще всего обнаруживает несоответствие между наличием у него теоретических знаний и требованиями конкретной проектной ситуации. Такого рода противоречие порождает потребность в самостоятельном пополнении знаний, в поисках новых приемов профессиональной творческой деятельности, что способствует формированию индивидуального творческого почерка. Таким образом, в ходе формирующего этапа опытно-экспериментальной работы реализовывался содержательный блок структурно-содержательной модели формирования творческой самостоятельности будущих художников-стилистов.

Результаты контрольного этапа эксперимента продемонстрировали рост уровня сформированное™ творческой самостоятельности по отношению к констатирующему этапу в группах ЭГ 1 и ЭГ 2 (таблица 2; рисунок 1)._

Уровень творческой самостоятельности Экспериментальная группа Контрольная группа

Констатирующий этап Контрольный этап Констатирующий этап Контрольный этап

ЭГ 1 ЭГ 2 ЭГ 1 ЭГ 2 КГ 1 КГ2 КГ 1 КГ 2

Высокий 12,5 17,5 25 30 12,5 15 15 12,5

Средний 60 52,5 60 52,5 55 60 55 57,5

Низкий 27,5 30 15 17,5 32,5 25 30 30

Таблица 2 - Сравнительные ре зультаты сформированное™ творческой самостоятельности студентов на констатирующем и контрольном этапах эксперимента (%) Экспериментальная группа

| Констатирующий П Контрольный

Констатирующий Г~! Контрольный

Низкий Средний Высокий

Рисунок 1- Динамика уровня сформированное™ творческой самостоятельности студентов в экспериментальной и контрольной группах

Количество будущих художников-стилистов, имеющих низкий уровень, в ЭГ 1 уменьшилось с 27,5% до 15%, в ЭГ 2 - с 30% до 17,5%.Также в этих группах наблюдалось увеличение количества студентов с высоким уровнем сформированное™ творческой самостоятельности. В ЭГ 1 этот показатель составил 25%, в ЭГ 2 - 30%.

Проверка статистической значимости расхождений результатов контрольных и экспериментальных групп осуществлялась с использованием критерия К. Пирсона (х2). Графически и статистическими методами подтверждается основная гипотеза исследований: существенно повысился уровень творческой самостоятельности студентов в экспериментальных группах, а в контрольных группах изменения уровня творческой самостоятельности студентов статистически незначимы.

Апробация разработанной структурно-содержательной модели позволила выявить педагогические условия, обеспечивающие эффективное формирование творческой самостоятельности будущих художников-стилистов в процессе обучения в вузе. Таковыми являются:

1.Усиление профессионально творческой направленности профилирующей дисциплины «Выполнение проекта в материале» (за счет усложнения и углубления заданий на практических занятиях и для самостоятельной работы по дополнительному изготовлению моделей костюма при построении коллекции как полнокомплектной художественной системы). Это способствует практическому освоению закономерностей художественно проектной деятельности, развитию навыков самостоятельного творческого мышления, приобретения профессиональных компетенций.

2. Методическое обеспечение и четкое структурирование содержания внеаудиторной самостоятельной работы студентов.

Подготовка к участию в международных конкурсах молодых модельеров в рамках студенческого дома моделей определяется преподавателем и включает в себя следующие этапы:

- входной контроль знаний, умений и навыков (анализ успеваемости, собеседование, экспертная оценка проектных решений);

- составление поэтапного плана самостоятельной работы;

- разработка и выдача заданий для самостоятельной творческой профессионально-ориентированной работы;

- организация регулярных консультаций по выполнению заданий;

- самоконтроль и самооценка, осуществляемые студентом в процессе выполнения творческой профессионально-ориентированной работы;

- итоговый контроль — просмотры осуществляются большим или малым Творческим (Художественным) советом вуза или кафедры.

3. Использование методов активного обучения и инновационных педагогических технологий в соответствии с формами учебной деятельности студентов. В учебной деятельности использовались следующие методы: проблемная лекция, проблемный семинар, тренинг, дискуссия, проектный метод, технология проблемного обучения. В квазипрофессиональной

деятельности: технология контекстного обучения, сущность которой состоит в моделировании предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности.

Результаты экспериментального исследования, демонстрирующие рост уровня сформированное™ творческой самостоятельности студентов в группах ЭГ 1 и ЭГ 2, подтверждают эффективность реализуемой структурно-содержательной модели и комплекса педагогических условий формирования творческой самостоятельности студентов — будущих художников-стилистов.

Изложенные в настоящем исследовании результаты теоретического анализа и экспериментальной работы подтвердили выдвинутую гипотезу исследования и позволили сформулировать следующие выводы:

1. Творческая самостоятельность — основное личностное качество студентов — будущих художников-стилистов в процессе их профессионального становления. Она проявляется в эффективном использовании общенаучных и профессиональных компетенций при решении профессиональных творческих проектных задач: выбора стратегий и методов исследования проектных ситуаций, методов поиска новых художественных идей, реализации художественных проектов.

2. Структура творческой самостоятельности студентов - будущих художников-стилистов представлена мотивационно-ценностным, когнитивным, креативно-деятельностным компонентами. Их показателями являются: личностно-профессиональные мотивы и потребности, системное владение общенаучными и профессиональными знаниями, индивидуальный творческий почерк.

3. Структурно-содержательная модель формирования творческой самостоятельности будущих художников-стилистов в процессе обучения в вузе, при разработке которой были учтены теоретико-методологические подходы к проблеме формирования и развития творческой самостоятельности студентов в вузе, а также специфика профессиональной подготовки будущих специалистов в области художественно-проектной деятельности (дизайна костюма), состоит из целевого, содержательного, организационно-деятельностного, критериально-оценочного и результативного блоков. Реализация данной модели существенно повышает эффективность формирования творческой самостоятельности студентов — будущих художников-стилистов в процессе вузовской подготовки.

4. Процесс формирования творческой самостоятельности будущих художников-стилистов в вузе может быть эффективно реализован при соблюдении комплекса педагогических условий: усиление профессионально-творческой направленности профилирующей дисциплины «Выполнение проекта в материале»; методическом обеспечении и четком структурировании содержания внеаудиторной самостоятельной работы студентов; использование методов активного обучения и инновационных педагогических технологий в соответствии с формами учебной деятельности студентов.

В то же время проведенное исследование не исчерпывает всех аспектов рассматриваемой проблемы. Дальнейшая работа может быть продолжена в направлении более глубокого изучения закономерностей, принципов, условий формирования творческой самостоятельности будущих художников-стилистов в образовательном пространстве вуза.

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДИССЕРТАЦИИ ИЗЛОЖЕНЫ В СЛЕДУЮЩИХ ПУБЛИКАЦИЯХ АВТОРА Монографии

1. Кулешова, A.A. Творчество - путь к новизне / A.A. Кулешова // Новации в области проектирования конструирования, технологии изготовления и дизайна швейных изделий и обуви. Часть 2 (коллективная монография) / Под общ. ред. И.Ю. Бринка. - Шахты: ГОУ ВПО «ЮРГУЭС», 2010. - С. 152 - 158 (0,5 п.л.).

Статьи в рецензируемых журналах, рекомендованных ВАК РФ

2. Кулешова, A.A. Конкурсы моды в отечественной индустрии моды / A.A. Кулешова // Научно-практический журнал «Инновации». - 2010. - № 4 (138).-С. 124-127(0,5 п.л.).

3. Кулешова, A.A. Конкурс моды как инновационная форма профессионального обучения дизайнера костюма / A.A. Кулешова // Электронный научный журнал «Гуманитарные и социальные науки». — 2012. — № 1. С. 240 - 247. — Режим доступа: http: // www.hses-online.ru/2012/01/13_00_08/28.pdf (0,5 п.л.).

4. Кулешова, A.A. Внеаудиторная подготовка студентов к конкурсу моды как форма повышения профессиональной компетентности дизайнеров костюма / A.A. Кулешова // Электронный научный журнал «Современные проблемы науки и образования». - 2012. - № 5,- Режим доступа: http: // www.science-education.ru/103-6322 (0,5 п.л.).

5. Кулешова, A.A. Педагогические технологии формирования творческой самостоятельности художника-стилиста /A.A. Кулешова// Электронный научный журнал «Фундаментальные исследования». - 2013. - № 10 (часть 4). -С. 865-869: http://search.rae.ru/ (0,5 п.л.).

Статьи, материалы конференции, тезисы, доклады

6. Кулешова, A.A. Новые форматы обучения художников-стилистов /А.А.Кулешов, A.A. Кулешова // Вісник Київського національного університету технологій та дизайну. - 2007. - №3 (35). - С. 147 -148 (0,25 п.л.).

7. Кулешова, A.A. Профессиональное образование и международное культурное сотрудничество / A.A. Кулешова // Этносервис в моде, дизайне, истории: Материалы Международной научно-практической конференции. -Владивосток: ВГУЭС, 2007. - С. 229 - 230 (0,25 п.л.).

8. Кулешова, A.A. Дополнительное профессиональное образование дизайнеров по костюму / A.A. Кулешова // Градостроительство, архитектура, искусство и дизайн: Материалы Международной научно-практической конференции. - Ростов-на-Дону: ИАрхИ ЮФУ, 2009. - С. 147 - 151 (0,5 п.л.).

9. Кулешова, A.A. Народные традиции в процессе формирования личности дизайнера / A.A. Кулешова // Губернский стиль: русская провинция в контексте культуры и истории: Материалы IV Межрегиональной научно-практической конференции. - Воронеж, 2009. - С. 43 — 46 (0,5 п.л.).

10. Кулешова, A.A. Архитектоническая логика в дизайне костюма /А.А.Кулешова, Л.В. Моргачева // Текстиль - одежда - обувь - средства индивидуальной защиты - XXI век: Сборник материалов I Международной научно-практической конференции. - Шахты: ГОУ ВПО «ЮРГУЭС», 2010. — С. 21 (0,1 п.л.).

11. Кулешова, A.A. Идея крылатого костюма в проектировании коллекции современной одежды / A.A. Кулешова, O.A. Никитина // Текстиль — одежда — обувь - средства индивидуальной защиты - XXI век: Сборник материалов I Международной научно-практической конференции. - Шахты: ГОУ ВПО «ЮРГУЭС», 2010. - С. 23 (0,1 п.л.).

12. Кулешова, A.A. Деконструктивизм - новые принципы проектирования /A.A. Кулешова, О.Э. Лапина // Текстиль - одежда — обувь — средства индивидуальной защиты — XXI век: Сборник материалов I Международной научно-практической конференции. — Шахты: ГОУ ВПО «ЮРГУЭС», 2010. - С. 22 (0,1 п.л.).

13. Кулешова, A.A. Формирование авангардного мышления — основа инновационных методов обучения / A.A. Кулешова // Текстиль - одежда -обувь - средства индивидуальной защиты - XXI век: Сборник материалов

I Международной научно-практической конференции. - Шахты: ГОУ ВПО «ЮРГУЭС», 2010. - С. 110 (0,2 п.л.).

14. Кулешова, A.A. Архитектоническая логика формообразования в процессе подготовки дизайнера / A.A. Кулешова // Текстиль - одежда — обувь — средства индивидуальной защиты - XXI век: Сборник материалов

II Международной научно-практической конференции. — Шахты: ГОУ ВПО «ЮРГУЭС», 2011. - С. 136 - 141 (0,5 п.л.).

15. Кулешова, A.A. Art design of a women's clothes pret-a-porte minicollection after Russian hussar costume / O.B. Волкова, Д.А. Иванов, A.A. Кулешова // Материалы Корейско-Российской международной конференции «Grand Fashion». - M.: МГУДТ, 2011. - С. 98 - 99 (0,2 п.л.).

16. Кулешова, A.A. Проектирование современного нарядного платья по мотивам древнерусского творчества / В.И. Бедашева, C.B. Костромина, A.A. Кулешова // Текстиль - одежда - обувь - средства индивидуальной защиты - XXI век: Сборник материалов III Международной научно-практической конференции. - Шахты: ГОУ ВПО «ЮРГУЭС», 2012. - С. 172 -175 (0,25 п.л.).

17. Кулешова, A.A. Итоги эксперимента по формированию творческой самостоятельности студента художественных направлений обучения в вузе [Электронный ресурс] / A.A. Кулешова // Автономия личности. — 2013. — № 2 (8). — Режим доступа: http://nauka2020.ru/Kuleshova_2_120713.pdf, свободный. -Загл. с экрана (0,5 п.л.).

18. Кулешова, A.A. Понятие творческой самостоятельности в контексте личностно развивающего образования [Электронный ресурс] / A.A. Кулешова // Автономия личности. - 2013. — № 2 (8). — Режим доступа: http://nauka2020.ru/Kuleshova_120713.pdf, свободный. - Загл. с экрана (0,5 п.л.).

19. Кулешова, A.A. Студенческий конкурс моды в процессе обучения дизайнеров костюма в вузе / E.H. Ковешникова, A.A. Кулешова //Сборник материалов Международной научно-практической конференции «Вопросы образования и науки в XXI веке». - Тамбов: Институт повышения квалификации, 2013.-С. 102- 105 (0,25 п.л.).

Учебные и методические пособия

20. Кулешова, A.A. Художественное проектирование костюма. Дипломное проектирование. Учебно-методическое пособие / Т.А. Васильева, Т.Ф. Данцова, М.В. Дружинина, A.A. Кулешова, C.B. Куренова. - Шахты: ГОУ ВПО ЮРГУЭС, 2006. - 66 с. (1 п.л.)

21. Кулешова, A.A. Композиции костюма. Методические указания к выполнению курсовых проектов (работ) для студ. ТФ, ЗФ и ФДО спец. 260902 «КШИ» / A.A. Кулешова. - Шахты: ГОУ ВПО ЮРГУЭС, 2009. - 17 с. (1 п.л.)

22. Кулешова, A.A. Архитектоника и структуры в пространстве. Конспект лекций для студ. ТФ спец 071501, 071503 «ХПК», «ХПИК» / A.A. Кулешова. -Шахты: ГОУ ВПО ЮРГУЭС, 2010. - 84 с. (3,5 п.л.)

23. Кулешова, A.A. Выполнение проекта в материале. Методические указания к выполнению курсовой работы для студентов ТФ спец 070601 «Дизайн» специализации «Дизайн костюма» / C.B. Костромина, A.A. Кулешова, Т.А. Митрохина. - Шахты: ГОУ ВПО ЮРГУЭС, 2011. - 47 с. (1 п.л.).

24. Кулешова, A.A. Выполнение проекта в материале. Учебно-методическое пособие к выполнению аудиторной и организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов специальностей 071501.65 «Художественное проектирование костюма», 070601.65 «Дизайн», направления подготовки бакалавров 072500.62 «Дизайн» /A.A. Кулешова, Т.А. Митрохина, Т.Н. Нагорских. - Шахты: ИСОиП (филиал) ДГТУ, 2013. - 30 с. (1 п.л.).

Кулешова A.A.

Формирование творческой самостоятельности будущих художников-стилистов в вузе: автореф. дис. ... канд. пед. наук. — Орел. 2013. — 23 с.

Подписано в печать 30.09.2013 г. Формат 60x84 1/16 Печатается на ризографе. Бумага офсетная Гарнитура Times. Объем 1,24 пл. Тираж 100 экз. Заказ № 146 Отпечатано с готового оригинал макета на полиграфической базе редакциоино-издательского отдела ФГБОУ ВПО«ОГУ» 302026 г. Орел, ул. Комсомольская, 95 Тел. (486 2) 74-09-30

Текст диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Кулешова, Анна Александровна, Шахты

Министерство образования и науки Российской Федерации Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал) Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Донской государственный технический университет» в г. Шахты Ростовской области

ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ ХУДОЖНИКОВ-СТИЛИСТОВ В ВУЗЕ

Специальность 13.00.08 - Теория и методика профессионального

образования

На п иси

Кулешова Анна Александровна

диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Научный руководитель доктор педагогических наук, профессор

Ковешникова Е.Н.

Шахты 2013

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение................................................................................... 3

Глава I. Теоретико-методологические основы формирования творческой самостоятельности будущих художников-стилистов в вузе................. 15

1.1. Проблема творческой самостоятельности студентов в контексте личностно развивающего образования.......................................... 15

1.2. Формирование творческой самостоятельности студентов художественных специальностей как педагогическая проблема........... 34

1.3. Конкурсы модельеров как средство формирования творческой

самостоятельности студентов - будущих художников-стилистов......... 51

Выводы по I главе................................................................... 77

Глава II. Экспериментальная оценка эффективности формирования творческой самостоятельности будущих художников-стилистов в вузе на примере подготовки к студенческим конкурсам модельеров................ 81

2.1. Педагогические условия формирования творческой самостоятельности будущих художников-стилистов в вузе............... 81

2.2. Методика формирования творческой самостоятельности студентов -будущих художников-стилистов (на примере подготовки к студенческим конкурсам модельеров)............................................................... 100

2.3. Организация и результаты опытно-экспериментальной работы по формированию творческой самостоятельности студентов - будущих художников-стилистов на примере подготовки к студенческим

конкурсам модельеров................................................................ 122

Выводы по II главе.................................................................... 140

Заключение.............................................................................. 144

Список литературы.................................................................... 149

Приложения............................................................................. 168

Приложение А. Положение о студенческом доме моделей ЮжноРоссийского государственного университета экономики и сервиса......... 168

Приложение Б. Творческие задачи при проектировании коллекции

моделей одежды на конкурс......................................................... 172

Приложение В. Темы самостоятельной проектной деятельности

студентов в Студенческом доме моделей......................................... 187

Приложение Г. Приказ ректора Южно-Российского государственного университета экономики и сервиса об утверждении Художественного 189 совета ЮРГУЭС........................................................................

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Модернизация отечественной системы высшего образования, ее интеграция в международное образовательное пространство предопределяют кардинальный пересмотр целей, содержания и методов профессиональной подготовки, приведение их в соответствие с реальными запросами современного общества. Динамичная конъюнктура рынка труда требует повышения профессиональной мобильности выпускников и тем самым делает востребованным ряд профессионально важных личностных качеств, таких, как самостоятельность в стратегически важных видах жизнедеятельности, совершенствование своих личностных особенностей, интеллектуально-творческая активность.

Необходимость формирования творческой самостоятельности будущих художников-стилистов в процессе вузовской подготовки обусловлена самой спецификой данной профессии. Основным видом их профессиональной деятельности является эффективное использование новых методов художественного проектирования, стратегий исследования проектных ситуаций, поиска новых идей, исследования структуры проблемы и ее оценки. В контексте идей личностно ориентированного образования развитие творческой самостоятельности у будущих художников-стилистов предполагает широкий взгляд на процесс и результат профессиональной подготовки студентов: это не только усвоение знаний, умений и навыков, но и становление личностных особенностей (свойств) будущего профессионала.

Для формирования в процессе вузовской подготовки творческой самостоятельности будущих художников-стилистов огромное значение имеет формирование целостного, ценностно-смыслового отношения личности субъекта к изучаемым объектам, процессам, явлениям в контексте профессиональной деятельности. Достижению этой цели, безусловно, способствуют студенческие

конкурсы модельеров. По форме учебно-познавательной деятельности студентов подготовка к участию в конкурсе может быть отнесена к квазипрофессиональной деятельности (A.A. Вербицкий), поскольку в этом процессе воссоздается предметное, социальное и психологическое содержание реального профессионального труда специалиста. Кроме того, конкурсы развивают и закрепляют у будущих художников-стилистов навыки самостоятельной работы, умение профессионально мыслить, принимать решения и организовывать их выполнение. Также конкурсы обладают широкими дидактическими возможностями. С их помощью можно формировать чрезвычайно широкий спектр профессиональных компетенций будущего художника-стилиста.

Таким образом, выбор темы данного диссертационного исследования обусловлен актуальной потребностью выявить и изучить педагогические условия формирования творческой самостоятельности будущих художников-стилистов в вузе на примере их подготовки к участию в студенческих конкурсах модельеров.

Анализ психолого-педагогической литературы по обозначенной проблеме показал, что в теории и практике профессионального образования имеются предпосылки для разработки различных аспектов формирования творческой самостоятельности студентов. Изучению творческой деятельности, творческого мышления и творческой одаренности посвящены работы отечественных и зарубежных психологов (Г.С. Альтшуллера, В.Н. Дружинина, Л.Б. Ермолаевой-Томиной, Я.А. Пономарева, C.J1. Рубинштейна, Дж. Гилфорда, А. Маслоу, К. Тейлора и др.). На сегодняшний день имеются серьезные исследования в области понимания индивидуальных различий творческой одаренности (Б.Г. Ананьев, Б.М. Теплов, E.J1. Яковлева и др.), осмысления творчества как механизма развития личности (B.C. Библер, Д.Б. Богоявленская, А.Н. Лук и др.), актуализации творческого потенциала личности (Л.Н. Седова). Становление творческой индивидуальности, превращение ее в социально ценные качества освящается в исследованиях В.И. Загвязинского, В. А. Кан-Калика, Н.Д. Никандрова и др.

Понятие «творческая самостоятельность учащихся» раскрывается в работах В.И. Андреева, В.Б. Бондаревского, М.Г. Гарунова, П.Ф. Кравчука,

A.A. Леонтьева, В.И. Орлова, П.И. Пидкасистого, C.B. Рыжовой и др.

В исследованиях последних лет наметился интерес к проблеме формирования творческой самостоятельности студентов (Н.Ю. Ермилова,

B.С.Макеева, Н.В. Манерко, И.В. Назарова, В.Н. Правдюк, И.А. Шаршов и др.). Этот вопрос частично освещался и в ряде работ, посвященных вопросам профессиональной подготовки студентов творческих специальностей (E.H. Ковешникова, Т.В. Костогриз, Е.В. Ладыгин, И.А. Львова, М.С. Мышинская, Р.В. Пилюгин, H.H. Соловьева, И.Б. Торшина и др.). Однако применительно к студентам - будущим художникам-стилистам этот вопрос специально не рассматривался. Анализ диссертационных исследований по проблемам теории и методики профессиональной подготовки художников-стилистов (С.А. Карпеева, Л.В. Матвеева, Л.М. Тухбатуллина) свидетельствует о недостаточной изученности педагогических условий формирования творческой самостоятельности будущих художников-стилистов в процессе вузовской подготовки.

В связи с этим можно выделить ряд объективно существующих противоречий:

- между потребностью в профессионалах в области художественного проектирования костюма с высоким уровнем творческой самостоятельности и недостаточной изученностью педагогических условий формирования данного качества у студентов - будущих художников-стилистов в процессе вузовской подготовки;

- между осознанием важности профессионально ориентированной творческой самостоятельной деятельности студентов - будущих художников-стилистов и невозможностью полноценного воссоздания предметного, социального и психологического содержания реального профессионального труда художника-стилиста в традиционных условиях обучения в высшей школе;

- между актуальностью развития творческой самостоятельности будущих художников-стилистов в процессе профессионального образования и недостаточной разработанностью педагогических технологий формирования готовности к художественно-проектной деятельности.

Выявленные противоречия обусловили выбор темы данного исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: каковы педагогические условия эффективного формирования творческой самостоятельности студентов -будущих художников-стилистов в процессе профессиональной подготовки в вузе. Разрешение данной проблемы является целью исследования.

Объект исследования - профессиональная подготовка студентов -будущих художников-стилистов в вузе.

Предмет исследования - формирование творческой самостоятельности будущих художников-стилистов в процессе профессиональной подготовки в вузе (на примере подготовки к участию в студенческих конкурсах модельеров).

В качестве гипотезы исследования выдвинуто предположение о том, что формирование творческой самостоятельности будущих художников-стилистов в процессе профессиональной подготовки в вузе станет более эффективным, если:

- будут приняты во внимание сущностные характеристики этого качества, включающие мотивационно-ценностный, когнитивный и креативно-деятельностный компоненты;

- будут выявлены критерии, показатели и уровни сформированности творческой самостоятельности студентов -будущих художников-стилистов в вузе;

- формирование творческой самостоятельности будущих художников-стилистов в вузе будет осуществляться на основе разработанной модели, включающей в себя целевой, содержательный, организационно-деятельностный, критериально-оценочный и результативный блоки;

- эффективность реализации разработанной модели будет определяться комплексом педагогических условий, способствующих формированию творческой самостоятельности студентов - будущих художников-стилистов.

В соответствии с целью, предметом и гипотезой исследования были определены следующие задачи:

1. На основе анализа научно-педагогических исследований конкретизировать сущностные характеристики творческой самостоятельности студентов - будущих художников-стилистов как профессионально значимого качества личности.

2. Выявить критерии, показатели и уровни сформированности творческой самостоятельности будущих художников-стилистов в вузе.

3. Разработать структурно-содержательную модель формирования творческой самостоятельности будущих художников-стилистов в процессе профессиональной подготовки в вузе.

4. Выявить, теоретически обосновать и экспериментально подтвердить педагогические условия, обеспечивающие эффективное формирование творческой самостоятельности будущих художников-стилистов в вузе.

Методологическую основу исследования составили:

- идеи системного (В.Г. Афанасьев, И.В. Блауберг, Ю.П. Сокольников и др.) и субъектно-деятельностного (C.JI. Рубинштейн, К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, A.B. Брушлинский, Е.А. Климов и др.) подходов;

- идеи личностно ориентированного образования (Е.В. Бондаревская, A.M. Новиков, Г.М. Романцев, В.В. Сериков, В.А. Сластенин и др.), исследования по фундаментальным проблемам дидактики высшей школы (С.И. Архангельский, Е.П. Белозерцев, М.Г. Гарунов, А.Д. Гонеев, И.Ф. Исаев, A.B. Коржуев, П.И. Образцов, А.Г. Пашков, П.И. Пидкасистый, В.А. Попков, В.А. Сластенин, JI.M. Фридман, E.H. Шиянов и др.).

Теоретической основой исследования являются:

- личностно ориентированный подход к образованию (H.A. Алексеев, Е.В.Бондаревская, В.В. Сериков, JIM. Фридман, И.С. Якиманская и др.);

компетентностный подход к образованию (В.И. Байденко, A.A. Вербицкий, И.А. Зимняя, А.К. Маркова, A.B. Хуторской и др.);

- исследования в области применения педагогических технологий развивающего обучения (В.В. Давыдов, JI.B. Занков, Д.Б. Эльконин), проблемного обучения (И.Я. Лернер, A.M. Матюшкин, М.И. Махмутов), контекстного обучения (A.A. Вербицкий, О.Г. Ларионова), профессионально-ориентированного обучения (М.Я. Виленский, П.И. Образцов, В.И. Правдюк, В.А. Сластенин,

A.И. Уман);

- работы, рассматривающие психолого-педагогические аспекты творческой деятельности (К.А. Абульханова-Славская, В.И. Андреев, В.Б. Бондаревский, Л.С. Выготский, Е.А. Климов, Я.А. Пономарев и др.);

- исследования сущности, видов, условий организации самостоятельной деятельности студентов в системе высшего образования (Е.Я. Голант,

B.И.Загвязинский, И.И. Ильясов, П.И. Пидкасистый, Е.С. Полат, A.A. Пономарева, И.Э. Унт, М.А. Федорова и др.).

Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки гипотезы применялся комплекс методов, адекватных природе изучаемых явлений: теоретических (анализ, обобщение, систематизация, сравнительно-сопоставительный метод, метод аналогии, метод теоретического моделирования), диагностических (наблюдение, анкетирование, опрос, тестирование, экспертное оценивание) и экспериментальных (констатирующий и формирующий эксперименты).

Экспериментальная база исследования. В исследовании приняли участие 160 человек: из них 80 студентов кафедры «Моделирование, конструирование и дизайн» Технологического факультета Южно-Российского государственного университета экономики и сервиса и 80 студентов Кавминводского института сервиса (филиала) ЮРГУЭС. В мае 2013 г. ЮРГУЭС реорганизован в Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал) ФГБОУ ВПО «Донской государственный технический университет» в г. Шахты Ростовской области.

Этапы исследования. На первом этапе (2006 - 2007 гг.) определялась научная проблема и теоретико-методологические основы исследования, изучалась

психолого-педагогическая литература по проблеме исследования, составлялся план опытно-экспериментальной работы.

На втором этапе (2007 - 2011 гг.) осуществлялась разработка модели формирования творческой самостоятельности студентов, обосновывались педагогические условия, способствующие эффективной реализации модели на практике. В ходе констатирующего эксперимента был выявлен исходный уровень творческой самостоятельности учащихся, в ходе формирующего -апробировались педагогические условия реализации предложенной модели.

На третьем этапе (2011 - 2013 гг.) оценивалась эффективность опытно-экспериментальной работы по формированию творческой самостоятельности будущих художников-стилистов в процессе подготовки к студенческим конкурсам модельеров. Внедрялись в практику научно-методические рекомендации; систематизировались результаты исследования; уточнялись положения, выносимые на защиту; оформлялся текст диссертации.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

- дефиниция понятия «творческая самостоятельность» конкретизирована с учетом специфики профессионального становления будущих художников-стилистов в вузе;

выявлены компоненты, критерии, показатели и уровни сформированности творческой самостоятельности студентов - будущих художников-стилистов в вузе;

разработана структурно-содержательная модель формирования творческой самостоятельности будущих художников-стилистов, включающая в себя целевой, содержательный, организационно-деятельностный, критериально-оценочный и результативный блоки.

Теоретическая значимость результатов исследования состоит:

в выявлении сущностных характеристик творческой самостоятельности студентов применительно к профессиональному образованию художников-стилистов, что развивает современные представления об особенностях

профессионального и творческого становления профессионала в области художественного проектирования;

в теоретическом обосновании комплекса педагогических условий, необходимых для формирования творческой самостоятельности студентов в процессе профессиональной подготовки в вузе.

Практическая значимость исследования заключается в том, что содержащийся в нем теоретический и эмпирический материал позволяет использовать полученные результаты для дальнейшего совершенствования системы профессиональной подготовки бакалавров и магистров по направлениям «Дизайн» и «Искусство костюм