Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Музыкально-коммуникативная игра в учебно-воспитательной работе с младшими школьниками

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Борисенко, Анна Александровна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 2006
Специальность ВАК РФ
 13.00.02
Диссертация по педагогике на тему «Музыкально-коммуникативная игра в учебно-воспитательной работе с младшими школьниками», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Борисенко, Анна Александровна, 2006 год

Введение.

Глава I. Межличностное общение и игра в учебно-воспитательном процессе. К истории вопроса.

Глава II. Игровая коммуникативная деятельность: черты, особенности, свойства.

2.1. Музыкально-коммуникативные игры на групповых занятиях по музыкально-теоретическим дисциплинам.

2.2. Основные компоненты игровых технологий на занятиях ® музыкой.

Глава III. Опытно-экспериментальное исследование проблемы организации музыкально-коммуникативных игр на занятиях по музыкально-теоретическим дисциплинам. ф Выводы.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Музыкально-коммуникативная игра в учебно-воспитательной работе с младшими школьниками"

Масштабные изменения в социокультурной среде российского общества на протяжении последних десятилетий инициировали процессы обновления в области педагогики. Среди такого рода процессов - усиление гуманистической составляющей профессиональной деятельности педагога, тенденция перехода от «знаниевой», репродуктивно-отражательной к личностно-ориентированной, «деятельностной» модели взаимодействия учителя и ученка. В контексте сегодняшнего дня остро встает вопрос не только о нахождении новых подходов к содержанию образовательно-воспитательной практики, но и о совершенствовании методов субъект-субъектного общения педагога с детьми в ходе обучения. Все более явственно прослеживается тенденция отхода от жестких педагогических стереотипов, одномерных авторитарно-императивных стратегий воздействия на учащуюся молодежь в пользу демократизации всего комплекса взаимоотношений в системе "учитель - ученик". В этом отношении весьма перспективным представляется внедрение в педагогический процесс различных форм игровой деятельности.

Особое значение использование игровых технологий имеет в сфере дополнительного образования, в частности, на уроках музыки (групповые занятия по музыкально-теоретическим дисциплинам) с учащимися младшего школьного возраста в эстетических центрах, школах искусств, Дворцах детского творчества и т.д. Известно, что указанный возрастной период характеризуется трудностями, связанными с резким переходом ребенка в новую социальную среду. Занятия в учебных заведениях системы дополнительного образования должны помогать детям преодолевать затруднения, связанные с изменением их социального статуса. И в этом плане использование такой формы учебной деятельности и, одновременно, способа общения в ходе учебных занятий, как дидактическая, художественно-творческая, развивающая игра на материале музыкального искусства, может служить не только средством формирования навыков эстетического восприятия действительности, но и дисциплинировать ребенка, воспитывать у него чувство солидарности, коллективизма. Иными словами, игра учит ребенка находить оптимальные пути взаимодействия с окружающими - как своими сверстниками, так и взрослыми.

Игровая деятельность была предметом исследований в трудах известных философов, социологов, психологов, педагогов -® отечественных и зарубежных (П.П. Блонский, J1.C. Выготский, О.С.

Газман, А.Н. Леонтьев, К.Д. Ушинский, С.А. Шмаков, Д.Б. Эльконин, К. Грос, Я.А. Коменский, Ж. Пиаже, Ф. Фребель, Й. Хейзинга, В. Экслайн и др.). Активно использовался игровой компонент и в практике специалистов в области музыкального образования и воспитания (Ю.Б. Алиев, О.А. Апраксина, Н.А. Ветлугина, Н.А. Долматов, Б.С. Рачина, Г.С. Ригина, Г.А. Струве и др.). Обращение к игровым # технологиям позволяло педагогам-музыкантам решать многообразные задачи приобщения детей и подростков к нормам социокультурного общения и взаимодействия, а также способствовало персонализации личности, ее нравственному и духовному становлению.

В то же время можно констатировать, что вопросы совершенствования способов общения педагога с учащимися младшего школьного возраста на уроках музыки посредством внедрения в учебный процесс игровых технологий до настоящего времени остаются недостаточно разработанными. Не исследованы в должной мере как теоретические, так и методические аспекты проблемы, чем и определяется актуальность настоящего диссертационного исследования.

Его цель - теоретическое изучение и обоснование методики организации групповых музыкально-коммуникативных игр в учебно-воспитательной работе с младшими школьниками (на материале музыкально-теоретических занятий в учреждениях дополнительного образования).

Объект исследования - учебно-воспитательный процесс на групповых занятиях по музыкально-теоретическим дисциплинам.

Предмет исследования - музыкально-коммуникативные игры на уроках музыки в учреждениях дополнительного образования. ® Задачи исследования:

- Обозначить место и роль игровой коммуникативной деятельности в ходе усвоения человеком общественно-исторического опыта.

- Обосновать с научно-теоретической точки зрения необходимость внедрения системы музыкально-образовательных («развивающих») игр с целью повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.

- Выявить наиболее целесообразные формы и способы ф коммуникативно-игрового взаимодействия ("учитель - ученик", "ученик ученик") на музыкально-теоретических занятиях с детьми младшего школьного возраста в учреждениях дополнительного образования.

- Разработать методику организации групповых музыкально-коммуникативных игр в рамках освоения музыкально-теоретических дисциплин, овладения комплексом соответствующих знаний.

Проверить в ходе опытно-экспериментальной работы целесообразность и педагогическую обоснованность основных теоретико-методических положений, разработанных в настоящем исследовании.

Гипотеза исследования.

Эффективность групповых занятий по музыкально-теоретическим дисциплинам с младшими школьниками в учреждениях дополнительного образования может быть существенно повышена при условии разработки педагогом специального комплекса музыкально-коммуникативных игр. Указанный комплекс необходимо рассматривать: как форму учебной деятельности, направленную на: а) стимулирование интереса детей к изучаемому предмету, развитие их общих и музыкальных способностей; б) интенсификацию процессов усвоения того или иного учебного материала;

- как способ общения участников игр, благодаря которому: а) создаются оптимальные условия для свободного самопроявления учащегося, мобилизации его когнитивных ресурсов; б) преодолеваются психологические барьеры, связанные с переходом учащегося к занятиям в условиях школьного коллектива.

Методологической основой исследования явились философско-педагогические идеи о природе человеческого общения, о творчески-деятельностной сущности личности, о диалектике индивидуального и группового в общественной и социокультурной практике (А.Ф.Лосев, М.М.Бахтин, Г.Г.Гадамер, М.С.Каган, Н.И.Киященко, Е.Н. Шапинская и др.); психолого-педагогические исследования российских и зарубежных специалистов, посвященные различным аспектам учебно-воспитательной работы с детьми и подростками (Л.С.Выготский, В.А.Сухомлинский, М.Н.Скаткин, М.Г.Плохова, Е.А.Леванова, а также А.Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл и др.); труды ведущих российских специалистов в области истории, теории и методики преподавания музыки (Э.Б.Абдуллин, Ю.Б.Алиев, О.А.Апраксина, Л.Г.Арчажникова, А.Н.Малюков, Т.Г.Мариупольская, А.И.Николаева, Е.В.Николаева,

О.П.Радынова, Л.А.Рапацкая, П.А.Хазанов, Г.М.Цыпин, ГТ.А. Черватюк и др.).

Методы исследования:

1. Теоретический анализ научной литературы (педагогика, психология, методика преподавания музыки, философия, эстетика, музыкознание, социология).

2. Изучение и обобщение передового педагогического опыта; ретроспективный анализ собственного педагогического опыта автора диссертации.

3. Методы эмпирического уровня: целенаправленные (в том числе «включенные») педагогические наблюдения; беседы и интервью с педагогами, учащимися, родителями; устные и письменные анкетные опросы; метод экспертных оценок; обучающий эксперимент.

Новизна проведенного исследования:

Проанализированы особенности коммуникативного взаимодействия педагога-музыканта с учащимися младшего школьного возраста на групповых занятиях по музыкально-теоретическим дисциплинам (в учреждениях дополнительного образования), ф - Определены теоретические и методические предпосылки для внедрения игровых «технологий» в педагогический процесс.

Разработана «технология» организации и проведения музыкально-коммуникативных игр, нацеленная на повышение эффективности музыкальных занятий.

Проверена в экспериментальных условиях продуктивность использования музыкально-коммуникативных игр в учебной работе с младшими школьниками; выявлены мера и степень влияния этих игр на развитие общих и специальных (музыкальных) способностей учащихся, активизацию их интереса к музыкальным занятиям.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что разработаны и обоснованы теоретико-методические основания для внедрения музыкально-коммуникативных игр в учебно-воспитательный процесс; определены основные психолого-педагогические подходы к организации коммуникативных игр на занятиях по музыкально-теоретическим дисциплинам с учащимися младшего школьного возраста; осуществлен системный анализ различных компонентов музыкально-коммуникативных игр в рамках целостного синергетического комплекса игровых технологий.

Практическая значимость исследования в том, что оно позволяет оптимизировать формы и методы коммуникативного взаимодействия участников музыкально-образовательного процесса. Данные, содержащиеся в диссертации, могут быть использованы в ходе занятий по музыкально-теоретическим дисциплинам в учреждениях дополнительного образования (в музыкальных школах, студиях, кружках), на уроках музыки в общеобразовательных школах, а также служить материалом для чтения лекций на курсах повышения квалификации педагогов дополнительного и специального образования.

Достоверность результатов настоящей работы обеспечена: а) опорой на фундаментальные труды отечественных и зарубежных ученых (педагогов, психологов, философов, социологов); б) адекватностью методологии исследования его специфике, целям, задачам; в) проверкой основных положений исследования в различных формах опытно-экспериментальной работы.

Положения, выносимые на защиту: 1. Одна из актуальных задач учителей музыки на современном этапе -нахождение таких форм и методов межличностного взаимодействия с учащимися, которые способствовали бы формированию их познавательных интересов, когнитивных способностей, выработке умения свободно общаться с окружающими. Внедрение игровых технологий в педагогический процесс, расширяя возможности комплексного воздействия на учеников, способствуя установлению коммуникативных связей между ними, создает, тем самым, необходимые условия для решения указанных задач.

2. Обращение к музыкально-коммуникативным играм в структуре урока - при условии создания художественно-творческой атмосферы в классе - способно инициировать как интеллектуальные, так и эмоциональные реакции детей, стимулировать положительную мотивацию в учебной деятельности. Тем самым обеспечивается органичный и естественный переход детей на новую, более высокую ступень в обучении, вхождение их в новый «статус обучающегося».

3. В русле прогрессивных педагогических тенденций особое значение в ходе музыкальных занятий приобретает установка не только на достижение конкретной педагогической цели, но и на собственно процесс обучения, его развивающий потенциал. Наиболее актуальный на сегодняшний день «деятельностный», сотворческий характер взаимодействия «учитель-ученик» становится возможным при использовании синергетического комплекса музыкально-коммуникативных игр, направленных на решение дидактических, художественно-творческих, развивающих задач обучения и воспитания.

4. К числу атрибутивных, профессионально значимых качеств и свойств преподавателя-музыканта должны быть отнесены суггестивность, умение добиться нужных результатов, не прибегая к авторитарным методам воздействия, а также перцептивные способности, склонность к эмпатии, что позволяет создавать положительный эмоциональный фон на занятиях. Ориентация на толерантный, "ненасильственный" стиль преподавания, на атмосферу аттракции в работе с детьми предполагает многообразие стилистики, полифункциональность деятельности педагога, его способность учитывать специфику учебной работы в системе дополнительного образования.

Апробация диссертации осуществлялась в ходе выступлений с докладами на Московской региональной научно-практической конференции «Музыкальное образование сегодня и завтра» (2002 г.), на окружном конкурсе профессионального мастерства педагогов дополнительного образования «Сердце - отдаю детям» (2002 г.), на городском конкурсе "Педагог-внешкольник Москвы - 2003", на Московской научно-практической конференции «Культура социального взаимодействия в образовательном процессе Дворца творчества» (2003 г.), на Московском городском конкурсе «Научный и программно-методический потенциал дополнительного образования детей» (2003 г.); в ходе обсуждения диссертации на заседаниях кафедры музыкальных инструментов Московского педагогического государственного университета; через публикацию статей и других материалов по теме исследования; в процессе опытно-экспериментальной работы на базе Дворца творчества детей и молодежи Восточного округа г. Москвы (1998-2004 гг.).

Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"

1. Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что

внедрение в процесс занятий по музыкально-теоретическим

дисциплинам с учащимися младщего школьного возраста различных

форм игровой деятельности расширяет возможности комплексного

воздействия на ребенка, как в плане приобщения его к миру искусства,

развития его общих и специальных способностей, так и социализации

личности, помогая преодолевать психологические барьеры, связанные с

переходом в новый статус школьника. 2. В исследовании обосновано, что введение в структуру урока

синергетического комплекса музыкально-коммуникативных игр -

дидактических, худоэюественно-творческих, развивающих,

рассматриваемых в качестве одной из форм учебной деятельности, а

также способа общения и взаимодействия участников игры, -

способствует интенсификации познавательных процессов у учащихся,

усилению мотивации к изучению предмета, развитию интеллектуальных

и эмоциональных реакций, пробуждению творческих начал личности. 3. Автором исследования доказано, что использование игровых

технологий в педагогическом процессе обеспечивает наиболее

благоприятные условия для свободного самопроявления учащегося,

формирует его когнитивные способности, коммуникативные умения и

навыки, облегчая вхождение ребенка в среду общения с окружающими -

педагогом и своими сверстниками. 4. Как показало настоящее исследование, создание положительного

эмоционального климата обучения, атмосферы аттракции а также

сотворческий характер взаимодействия учителя с учениками является

непременным условием успешности проведения музыкальных занятий с

использованием развивающих игр. В этом отношении особое значение

приобретают такие профессиональные качества педагога, как

коммуникативность поведения, суггестивные и перцептивные

способности, склонность к эмпатии, многообразие и

полифункциональность стилистики взаимоотношения с учащимися. 5. Опытная проверка разработанной методики организации

музыкально-коммуникативных игр подтвердила её целесообразность и

продуктивность. Предложенные и апробированные в ходе

экспериментального исследования рекомендации способствуют

оптимизации процесса обучения детей младшего школьного возраста по

музыкально-теоретическим дисциплинам.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Борисенко, Анна Александровна, Москва

1. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1983.- 112 с.

2. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. М.: Просвещение, 1979. -255 с.

3. Александрова Е.В. Развитие восприятия музыкального образа у первоклассников (в процессе постановки детской оперы): Автореф. дисс.канд. пед. наук. -М., 1991. 16 с.

4. Алиев Ю.Б. Методика музыкального воспитания детей (от детского сада к начальной школе). - Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. -352 с.

5. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 336 е.: ноты.

6. Амонашвили Ш.А. Гуманно-личностный подход к детям. М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: Издателство НПО «МОДЭК», 1998. - 544 с.

7. Ананченко Г.В. Формирование гармонического слуха первоклассников (на уроках музыки): Дисс.канд. пед. наук. М., 1979. - 190 с.

8. Андреева Г.М. Психология социального познания: Учеб. пособие для высших учебных заведений. М.: «Аспект Пресс», 1997. - 239 с.

9. Андрущенко Т.Ю. Коррекционные и развивающие игры для детей 6-10 лет: Учебное пособие/Т.Ю. Андрущенко, Н.В. Карабекова. М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 96 е.: ил.

10. Аникеева Н.П. Воспитание игрой: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1987.- 144 с.

11. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV-XVIIbb./Coct. С.Д. Бабишин, Б.Н. Митюров. М.: Педагогика, 1985.-363 е.: ил.

12. Антология педагогической мысли России второй половины XIX -начала XX в./Сост. П.А. Лебедев. М.: Педагогика, 1990. - 608 е.: ил.

13. Антология педагогической мысли христианского Средневековья. T.I. М.: АО «Аспект Пресс», 1994. - 399 с.

14. Апраксина О. А. Музыкальное воспитание в русской общеобразовательной школе. М.-Л.: Изд. АПН РСФСР, 1948. - 148 с.

15. Апраксина О.А. Очерки по истории художественного воспитания в советской школе. М.: Изд. АПН РСФСР, 1956. - 224 с.

16. Арзаманов Ф. С.И. Танеев преподаватель курса музыкальных форм. - М., 1963.- 118 с.

17. Аристотель Сочинения. В 4-х т. Т.З: Пер ев од/В ступ, статья и примеч. И.Д. Рожанский. М.: Мысль, 1981. - 613 с.

18. Аристотель. Этика/Аристотель; Пер. Н.В. Брагинской, Т.А. Миллер. М.: ООО «Издательство ACT», 2002. - 494 с.

19. Аркин Е.А. О некоторых вопросах воспитания детей (Переписка с родителями). Вып.2. М.: Гос. учеб.-педагог. изд., 1935. - 144 с.

20. Арстанов М.Ж., Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Проблемно-модельное обучение: вопросы теории и технологии: Проблемное изучение в ВУЗе. Алма-Ата: Мектеп, 1980. - 207 с.

21. Арстанов М.Ж., Хайдаров Ж.С., Фридман Э.К. Дидактическая имитационная игра «Педагогическая практика» (Методическая разработка)/Под ред. д-ра пед. наук, проф. П.И. Пидкасистого. Алма-Ата: НМК MB и ССО КАЗССР, 1982. - 11 е.: ил.

22. Артемьева Т.И. Методологический аспект проблемы способностей. М.: «Наука», 1977. - 184 с.

23. Арчажникова Л.Г. Профессия учитель музыки: Кн. для учителя. -М.: Просвещение, 1984. — 111 с.

24. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Кн. первая и вторая. Л.: «Музыка» Ленинградское отделение, 1971. - 376 с.

25. Бадмаев Б.Ц. Психология в работе учителя: В 2 кн. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - кн. 1: Практическое пособие по теории развития, обучения и воспитания. - 240 с.

26. Барабошкина А.В. Сольфеджио для 1-го класса ДМШ. Методическое пособие. М.: Музыка, 1975. - 79 с.

27. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества/Сост. С.Г. Бочаров. -2-е изд. М.: Искусство, 1986. - 445 с.

28. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях: Учеб. пособие для студ. муз. фак. педвузов. -М.: Издательский центр «Академия», 2002.-416 с.

29. Бердяев Н.А. О русских классиках/Сост., коммент. А.С. Гришин. Вступ. ст. К.Г. Исупов М.: Высш. шк., 1993. - 368 с.

30. Берн Э. Игры, в которые играют люди/Пер. с англ. М. Будыниной, Е. Перцевой, В. Никандровой. М.: Эксмо, 2002. - 320 с.

31. Беседы К.С. Станиславского/Под общей ред. Ю.С. Калашникова. -2-е изд., дополн. М.: Всероссийское театральное общество, 1947. - 182 с.

32. Бехтерев В.М. Проблемы развития и воспитания человека/Под ред.A.В. Брушлинского и В.А. Кольцовой. Вступ. ст. А.В. Брушлинского иB.А. Кольцовой М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. - 416 с.

33. Блаватская Т.В. Греческое общество второго тысячелетия до новой эры и его культура. М.: «Наука», 1976. - 173 с.

34. Блехер Ф.Н. Дидактические игры и занимательные упражнения в первом классе. М.: Просвещение, 1964. - 184 с.

35. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения. В 2-х т. Т.2/Под ред. А.В. Петровского. М.: Педагогика, 1979.-400 с.

36. Бодалев А.А. Психология общения: Избранные психологические труды. 2-е изд. - М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2002. - 256 с.

37. Бочкарева Л.П. Создание игровых образов детьми шестого года жизни под влиянием художественной книги и картины: Автореф. дисс.канд. пед. наук. -М., 1982. 16 с.

38. Братченко С.Л. Экзистенциальная психология глубинного общения: уроки Джеймса Бюджентала. -М.: Смысл, 2001. 197 с.

39. Буш В.В. Памятники старинного русского воспитания (к истории древнерусской письменности и культуры). Петроград, 1918. - 119 с.

40. Бычков Ю.Н., Глядешкина З.И. Ладовая организация и композиционная структура музыкального произведения в теории Б. Яворского: Лекция по курсу «Музыкально-теоретические системы». -М.: Гос. муз.-пед. институт им. Гнесиных, 1984. 52 с.

41. Бюлер К. Духовное развитие ребенка/Пер. с нем. изд., под ред. и с предисловием В.Е. Смирнова. М.: «Новая Москва», 1924. - 556 с.

42. Вахтеров В.П. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1987.-400 с.

43. Вейс П.Ф. О методике ритмического воспитания в первом классе общеобразовательной школы//Вопросы методики музыкального воспитания детей. М.: «Музыка», 1975. - С. 3-49.

44. Вейс П., Ригина Г., Головина М. Методические разработки к проведению уроков музыки в первом классе школы (первое полугодие). М.: Академия пед. наук СССР. - 1972. - 173 е.: ил., ноты.

45. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. М.: Просвещение, 1981.-240 е., нот.

46. Винничук JI. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима/Пер. с польск. В.К. Ронина. М.: «Высшая школа», 1988. - 496 е.: ил.

47. Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология общения в детском возрасте. Практическое пособие. 2-е изд., испр. и доп. М.: Педагогическое общество России, 2003. - 240 с.

48. Вопросы методики воспитания слуха. JL: «Музыка», 1967. - 136 с.

49. Вопросы методики преподавания музыкальной литературы в детской музыкальной школе. Учебно-методич. пособие для уч-ся теоретических отделений музыкальных училищ. М.: Госуд. муз.-пед. институт им. Гнесиных, 1976. - 18 с.

50. Вопросы методики преподавания музыкально-теоретических дисциплин. Сб. статей. -М.: «Музыка», 1967. 195 с.

51. Вопросы музыкальной теории и педагогики. Горький: Волго-Вятское книжное издательство, 1975. -215 с.

52. Вопросы музыки в школе. Сб. статей/Под ред. И. Глебова. Л.: Изд-во «Брокгауз - Ефрон», 1926. - 284 с.

53. Воспитание детей в игре/Сост.: А.К. Бондаренко, А.И. Матусик; Под ред. Д.В. Менджерицкой. М.: Просвещение, 1979. - 175 е.: ил.

54. Воспитание и обучение детей шестого года жизни: Кн. для воспитателя дет. сада/Н.А. Ветлугина, Р.С. Буре, Т.И. Осокина и др.; Под ред. Л.А. Парамоновой, О.С. Ушаковой. М.: Просвещение, 1987. - 160 с.

55. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк: Кн. для учителя. 3-е изд. - М.: Просвещение, 1991. - 93 е.: ил.

56. Выготский Л., Геллерштейн С., Фингерт Б., Ширвиндт М. Основные течения современной психологии/Под ред. Б.А. Фингерта и М.Л. Ширвиндта. -М.-Л.: Госуд. изд-во, 1930.-264 с.

57. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. М.: Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2004. - 512 с.

58. Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного/Пер. с нем. М.: Искусство, 1991. - 367 с.

59. Газман О.С. Детский коллектив как субъект и объект воспитания. (На материале воспитательной работы со старшекл. в условиях летнего лагеря): Автореф. дисс.канд. пед. наук. М., 1974. - 26 с.

60. Газман О.С., Харитонова Н.Е. В школу с игрой: Кн. для учителя. -М.: Просвещение, 1991.-96 е.: ил.

61. Гегель. Энциклопедия философских наук. Т.1. Наука логики. М., «Мысль», 1975.-452 с.

62. Гейхман Л.К. Суггестивные приемы управления вниманием студентов// Взаимосвязь осознаваемых и неосознаваемых компонентов психики в педагогическом процессе: Межвузовский сборник научных трудов. Пермь: ПГПИ, 1982. - С. 101-106.

63. Гельвеций К.-А. Счастье/Сост. и коммент. А.В. Серегина; Вступ. ст. Х.Н. Момджяна. М.: «Сов. Россия», 1987. - 480 с.

64. Глебов И. Организация преподавания музыки в общеобразовательной школе//Вопросы музыки в школе. Сб. статей/Под ред. Игоря Глебова. JL: «Брокгауз-Ефрон», 1926. - 284 с.

65. Гофман И. Вопросы и ответы. М.: «Музыкальный сектор государственного издательства», 1929. - 98 с.

66. Грос К. Душевная жизнь детей. Избранные лекции: Пер. О.И. Нечаевой, А.Н. Соколовой. СПб.: Изд. М.И. Пейкер, 1906. - 303 с.

67. Деятельность, общение, игра в развитии коллектива и формировании личности школьника/Материалы научно-практической конференции, проведенной 19-22 октября 1981 г., в г. Липецке. М.: Педагогическое общество, 1983. - 175 с.

68. Джонсон Д.У. Тренинг общения и развития: Пер. с англ. М.: Издательская группа «Прогресс», 2001. - 248 с.

69. Долматов Н.А. Методические разработки по курсу сольфеджио. Часть III. М.: Московский госуд. пед. инст. им. В.И. Ленина, 1984. - 73 с.

70. Долматов Н.А. Сольфеджио в музыкальных классах общеобразовательной школы. Методические разработки для студентов муз. пед. факультетов педагогических ВУЗов. Первый класс. - М.: МГПИ им. В.И. Ленина, 1981. - 51 с.

71. Домострой Благовещенского попа Сильвестра. Сообщено действит. членом императорского общества истории и древностей Российских при Московском университете Д.П. Голохвастовым. М.: Университетская типография, 1849. - 116 с.

72. Дополнительное образование детей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/Под ред. О.Е. Лебедева. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 256 с.

73. Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. Элементы «Карнавальной культуры» в развитии ребенка-дошкольника//Вопросы психологии. 1994. - №2. -С. 77-87.

74. Елисеев О.П. Психологические условия организации целостного внимания учащихся музыкальных школ на занятиях по теории музыки: Дисс.канд. псих. наук. М., 1988. - 180 с.

75. Ершов П.М., Ершова А.П., Букатов В.М. Общение на уроке, или режиссура поведения учителя. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Московский психолого-социальный институт, «Флинта», 1998. - 336 с.

76. Жуковская Р.И. Воспитание ребенка в игре. М.: Изд-во академии педагогических наук РСФСР, 1963. - 319 с.

77. Жураковский Г.Е. Очерки по истории античной педагогики. М.: Изд-во Академии пед. наук РСФСР, 1963. - 510 с.

78. Заморев С.И. Игровая терапия. Совсем не детские проблемы. -СПб.: «Речь», 2002. 135 с.

79. Зимняя И.А., Мазаева И.А. Коммуникативная культура студента (к проблеме формирования). М., Ижевск: Удм. университет, 2002. - 42 с.

80. Зинкевич Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии. - СПб.: Изд-во «Речь», 2003. - 400 е.: ил.

81. Зинченко А.П. Игровая педагогика (система педагогических работ Школы Г.П. Щедровицкого). Тольятти, 2000. - 184 с.

82. Зинченко Т.П. Память в экспериментальной и когнитивной психологии. СПб.: Питер, 2002. - 320 е.: ил.

83. Знаков В.В. Понимание в познании и общении. Самара: Сам ГПУ, 2000.- 188 с.

84. Иванов С.А., Киященко Н.И. Образование и искусство в формировании целостной личности (теория и практика). М.: «Школа-ВУЗ-Академия», 2002. - 169 с.

85. Иванченко Г.В. Психология восприятия музыки: подходы, проблемы, перспективы. М.: Смысл, 2001. - 264 с.

86. Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия/Под ред. Е.А. Левановой. СПб.: Питер, 2006. - 208 е.: ил.

87. Игровые технологии как условие формирования личности ребенка: Методич. пособие/Сост. Л.Ф. Блинова. Казань: ЗАО «Новое знание», 2002. - 80 с.

88. Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия/Сост. О.А. Апраксина. М.: Просвещение, 1990. - 207 с.

89. Ильичева А.В. Игровая деятельность как средство развития музыкального восприятия школьников: Автореф. дисс.канд. пед. наук. -М., 2003.- 16 с.

90. История Византии. Т. II. М.: «Наука», 1967. - 471 е.: ил.

91. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? 3-е изд., испр. - М.: Просвещение, 1989. - 191 е.: 8 л. ил.

92. Каган М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. -М.: Политиздат, 1988. 319 с.

93. Кадобнова И.В., Усачева В.О., Школяр J1.B., Кузьмина О.В. Искусство слышать: Учеб.-метод. комплект. М.: Изд-во «Радуница», 1994.-208 с.

94. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1987. - 190 с.

95. Кант И. Религия в пределах только разума/Пер. с нем. Н.М. Соколова. СПб.: Издание В.И. Яковенко, 1908. - 228 с.

96. Кейра Фр. Детские игры. Исследование о творческом воображении у детей. Пер. М. Пичета/Под ред. И.М. Соловьева. М.: Товарищество типографии А.И. Мамонтова. - 1908. - 112 с.

97. Кельманович Л.Ф. Игра как форма художественной деятельности на уроках музыки. Статья. Пермь, 2002, интернет-версия, gcon. pstu.ac.ru/pedsovct/programm/-section=27-4.htm

98. Кирнарская Д.К. Психология специальных способностей. Музыкальные способности. М.: Таланты - XXI век, 2004. - 496 с.

99. Кирюшин В.В. Музыкальные мифы. Кн. 1-5. М.: Тритон, 1993. -176 с.(Кн.1), 189 с.(Кн.2), 255 с.(Кн.З), 192 с.(Кн.4), 159 с.(Кн.5).

100. Киященко Н.И., Лейзеров Н.Л. Искусство и духовный мир человека. М.: Знание, 1983. - 64 с.

101. Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива: Система личных взаимоотношений. Мн., 1984. - 239 е.: ил.

102. Костина Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми. СПб.: «Речь», 2003.- 160 с.

103. Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие/Сост. В.М. Кларин, А.Н. Джуринский. М.: Педагогика, 1989.-416 с.

104. Кононова Н.Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников: Из опыта работы музыкального руководителя. М.: Просвещение, 1982. - 96 е.: ил.

105. Конфуций и его школа. М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1996. - 176 с.

106. Кошмина И.В. Музыкальный букварь. М.: Изд-во ЭКСМО, 2002. - 64 е.: ил.

107. Краткий психологический словарь/Сост. Л.А. Карпенко; Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1985. - 431 с.

108. Креативный ребенок: Диагностика и развитие творческих способностей. Ростов н/Д: «Феникс», 2004. - 416 е.: цв. илл.

109. Критская Е.Д. Методика работы с учебниками «Музыка»: 1-4 кл.: Пособие для учителя/Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. М.: Просвещение, 2002. - 207 с.

110. Кроль J1.M., Михайлова E.J1. Человек-Оркестр: микроструктура общения. -М.: ТОО «Независимая фирма «Класс», 1993. 160 с.

111. Кэдьюсон X., Шефер Ч. Практикум по игровой психотерапии. -СПб.: Питер, 2002.-416 е.: ил.

112. Лабунская В.А., Менджерицкая Ю.А., Бреус Е.Д. Психология затрудненного общения: Теория. Методы. Диагностика. Коррекция: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Изд. центр «Академия», 2001. - 288 с.

113. Лаптев И.Г. Основные аспекты музыкального воспитания младших школьников: Монография. Астрахань: Изд-во Астраханского гос. пед. ун-та, 2001.- 144 с.

114. Леванова Е.А. Технология конструктивного взаимодействия педагога с подростком. Методическое пособие. М., 2002. - 224 с.

115. Леонтьев А.А. Психология общения. 3-е изд. - М.: Смысл, 1999. -365 с.

116. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т. I. М.: Педагогика, 1983. - 392 е.: ил.

117. Леонтьев А.Н., Теплов Б.М. Дискуссия о проблеме способностей (1953)//Вопросы психологии. 2003. - №2. - С. 5-32.

118. Липшиц Е.Э. Очерки истории Византийского общества и культуры. М.-Л.: Изд-во Академии Наук СССР, 1961. - 482 с.

119. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка/Под ред. А.Г. Рузской; Вступительная статья А.Г. Рузской. 2-е изд. - М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. - 384 с.

120. Лифиц И.В. Ритмика: В 2 ч. 4.II: Методическое пособие для студ. пед. училищ и учителей общеобразовательных школ/Под общ. ред. Т.В. Челышевой. М., 1992. - 105 с.

121. Локк Дж. Сочинения в 3-х т. Т. I./Ред.: И.С. Нарский, А.Л. Субботин; Ред. I т., авт. вступит, статьи и примеч. И.С. Нарский; Пер. с англ. А.Н. Савина. М.: Мысль, 1985. - 621 с.

122. Ломов Б.Ф. Системность в психологии: Избранные психологические труды/Под. ред. В.А. Барабанщикова, Д.Н. Завалишиной, В.А. Пономаренко. М.: Изд-во Московского псих.-соц. института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. -424 с.

123. Ломоносов М.В. Полное собрание сочинений. В 10 т. Т.7. М.-Л., 1956.-996 с.

124. Лосев А.Ф. Бытие имя - космос/Сост. и ред. А.А. Тахо-Годи. -М.: Мысль, 1993.-958 е.: 1 л. портр.

125. Льюис Д. Тренинг эффективного общения. М.: Изд-во ЭКСМО -Пресс, 2002. - 224 с.

126. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1977. - 224 с.

127. Лэндрет Г., Хоумер Л., Гловер Дж., Свини Д. Игровая терапия как способ решения проблем ребенка/Перев. с англ. Л.Р. Мошинской. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2001. - 320 с.

128. Мазель Л.А. Вопросы анализа музыки. М.: Сов. композитор. -1991.-376 с.

129. Мазель Л.А. О мелодии. М.: Госуд. муз. изд-во, 1952. - 300 с.

130. Мазель Л.А. Статьи по теории и анализу музыки. М.: Советский композитор, 1982.-328 с.

131. Майковская Л.С. Подготовка будущих учителей музыки к художественно-коммуникативной деятельности (артистизм действий): Автореф. дисс.канд. пед. наук. -М., 1992. 16 с.

132. Макаренко А.С. Воспитание гражданина/Сост. P.M. Бескина, М.Д. Виноградова. М.: Просвещение, 1988. - 304 е.: I л. портр.

133. Макаренко А.С. Книга для родителей.- Петрозаводск: Госуд. изд-во Карельской АССР, 1959. 439 с.

134. Макаренко А.С. Флаги на башнях. М.: Правда, 1981. - 480 е.: ил.

135. Максимов С.Е. Методы воспитания ладотонального слуха на уроках сольфеджио. Учебно-методическое пособие для педагогов музыкальных школ. М.: Госуд. муз.-пед. институт им. Гнесиных, 1973. -82 с.

136. Малюков А.Н. Психология переживания и художественное развитие личности. Дубна: Изд. центр «Феникс», 1999. - 256 с.

137. Мариупольская Т.Г. Проблемы традиций и новаторства в современной теории и методике преподавания музыки. -М.: «Прометей» МПГУ, 2002. 204 с.

138. Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики/Перев. с англ. A.M. Татлыбаевой. Научн. ред., вступ. статья и коммент. Н.Н. Акулиной. СПб.: Евразия, 1999. - 432 с.

139. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству: Художественное развитие ребенка в семье. М.: Редакция журнала «Искусство в школе», 1995. - 144 е.: ил.

140. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре: Пособие для воспитателя дет. сада/Под ред. Т.А. Марковой. М.: Просвещение, 1982. - 128 е.: ил.

141. Методические материалы по музыке для подготовительных классов общеобразовательных школ (экспериментальные)/Научный рук.доктор пед. наук, проф. Н.А. Ветлугина. М.: Мин. просвещения РСФСР, 1982. - 107 с.

142. Миллер С. Психология игры. СПб.: Университетская книга, 1999. - 320 с.

143. Минскин Е.М. От игры к знаниям: Развивающие и познавательные игры младших школьников. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1982.- 192 е.: ил.

144. Мир детства: Младший школьник/Под ред. А.Г. Хрипковой; Отв. Ред. В.В. Давыдов. М.: Педагогика, 1981. - 400 с.

145. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. -Ярославль: Академия развития, 1997. 240 е.: ил.

146. Монтень М. Опыты. Избранные произведения в 3-х томах. Т. I. Пер. с франц. М.: «Голос», 1992. - 384 с.

147. Монтессори М. Дом ребенка. Метод научной педагогики: Пер. с итал. С.Г. Займовского, с введ. проф. Гарвардск. ун-та Генри Гольмс. С предисл. Г.К. Вебера. М.: Сотрудник школ А.К. Залесской, 1915. - 375 е.: ил.

148. Мор Т. Утопия/Пер. с лат. и коммент. А.И. Малеина, Ф.А. Петровского. Вступ. ст. В.П. Волгина. 2-е изд., доп. - М.: Изд-во Академии Наук СССР, 1953.-295 е.: ил.

149. Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания. Учебное пособие. -М.: Педагогическое общество России, 2001. 320 с.

150. Музыка в начальных классах: Методическое пособие для учителя/Э.Б. Абдуллин, Т.А. Бейдер, Т.Е. Вендрова и др.; Науч. рук. Д.Б. Кабалевский. М.: Просвещение, 1985. - 140 е.: нот.

151. Музыка в подготовительном и первом классах: Пособие для учителей/Под ред. Г.С. Ригиной. -М.: Изд. АПН СССР, 1983.- 158 с.

152. Музыкальное воспитание в Венгрии/Под ред. J1.A. Баренбойма. -М.: «Советский композитор», 1983.-400 с.

153. Музыкальное воспитание в странах социализма. Сборник статей. -JL: «Музыка», 1975.-248 е.: ил.

154. Музыкальное образование в школе: Учеб. пособие для студ. муз. фак. и отд. высш. и сред. пед. учеб. заведений/JI.B. Школяр, В.А. Школяр, Е.Д. Критская и др.; Под ред. Л.В. Школяр. М.: Издат. центр «Академия», 2001. - 232 с.

155. Мухина С.А., Соловьева А.А. Нетрадиционные педагогические технологии в обучении. Ростов-н/Д: Изд-во «Феникс», 2004. - 384 с.

156. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. М.: «Музыка», 1972. - 384 с.

157. Н.А. Римский Корсаков и музыкальное образование. Статьи и материалы/Под ред. С.Л. Гинзбурга. - Л.: «Музгиз», 1959. - 327 е.: ил.

158. Нейгауз Г.Г. Размышления, воспоминания, дневники. Избранные статьи. М.: «Классика - XXI», 2000. - 432 е.: ил.

159. Никитин Б.П. Интеллектуальные игры. 4-е изд. - М.: «Гея», 1994.- 176 е.: ил.

160. Николаева Е.В. История музыкального образования: Древняя Русь: конец X XVII ст.: Учеб. пособие для студентов вузов/Е.В. Николаева. -М.: Владос, 2003. - 207 е.: ил., нот., табл.

161. Новикова Г.Н. Относительная и абсолютная сольмизация в музыкальном обучении младших школьников (к проблеме формирования музыкального слуха): Дисс.канд. пед. наук. Таллин, 1986.- 148 с.

162. Образцова Т.Н. Музыкальные игры для детей. М.: ООО «ИКТЦ «ЛАДА», ООО «Этрол», ООО «Гамма Пресс 2000», 2005. - 160 с.

163. Обучение и воспитание школьников средствами музыкального искусства: Сб. научных трудов/Под ред. Д.Б. Кабалевского. М., 1978. -108 с.

164. Осеннева М.С., Безбородова Л.А. Методика музыкального воспитания младших школьников: Учеб. пособие для студ. нач. фак. педвузов. М.: Издат. центр «Академия», 2001. - 368 с.

165. Осиновский И.Н. Томас Мор. М.: «Мысль», 1985. - 174 с.

166. Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста/Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера; Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. - М.: Педагогика, 1988. - 136 е.: ил.

167. Оськина С.Е. Музыкальный слух: Теория и методика развития и совершенствования/С.Е. Оськина, Д.Г. Парнес 2-е изд., испр. и доп. -М.: ООО «Издательство ACT», 2003. - 78 с.

168. Организация взаимодействия педагогов с учащимися/Е.А. Леванова, А.Б. Романенчук, Е.И. Мычко и др.; под ред. Е.А. Левановой. -Калининград, Балтийский институт экономики и финансов, 1999. 85 с.

169. Организация общения детей, педагогов и родителей в школьном коллективе. Материалы семинара, проведенного 29 сентября 1980 г. в г. Москве/Под ред. А.В. Мудрика. М.: Педагогическое общество, 1981. -68 с.

170. Орлова Е.М. Интонационная теория Асафьева как учение о специфике музыкального мышления: История. Становление. Сущность.- М.: «Музыка», 1984. 302 с.

171. Очерки истории школы и педагогики за рубежом. 4.1. (с древнейших времен до Великой французской революции). М.: Академия пед. Наук СССР, 1988.-203 с.

172. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР с древнейших времен до конца XVII в./Отв. ред. Э.Д. Днепров. М.: Педагогика, 1989.-480 с.

173. Пак Ю.А. Развитие музыкальной памяти у учащихся младшего школьного возраста (на занятиях по сольфеджио): Автореф. дисс.канд. пед. наук. М., 2002. - 17 с.

174. Панченко A.M. О русской истории и культуре. СПб.: «Азбука», 2000.-464 с.

175. Парыгин Б.Д. Анатомия общения: Учебное пособие. СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1999. - 301 с.

176. Педагогическое общение (Методические материалы к экспериментальной программе «Педагогическая техника учителя». Отв. ред. Л.И. Рувинский, Ж.А. Тихончук. М.: АПН СССР, 1986. - 136 с.

177. Песталоцци И.Г. Избранные педагогические сочинения : В 2-х т. T.l/Под ред. В.А. Ротенберг, В.М. Кларина. М.: Педагогика, 1981. - 336 с.

178. Петрушин С.В. Секреты открытого общения. Казань: Татарское книжное изд-во, 1994. - 112 с.

179. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. Психология интеллекта. Генезис числа у ребенка. Логика и психология. М.: Просвещение, 1969. - 659 с.

180. Пиаже Ж., Инхельдер Б. Психология ребенка. 18-е изд./Пер. с франц.- СПб.: Питер, 2003. 160 с.

181. Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии. Учебное пособие. М.: Рос. пед. агенство, 1996. - 269 с.

182. Платон. Сочинения в трех томах. T.III. 4.1. Под общ. ред. А.Ф. Лосева и В.Ф. Асмуса. Пер. с древнегреч. М.: «Мысль», 1971. 687 с.

183. Платонов К.К. Проблемы способностей. М.: «Наука», 1972. - 311 с.

184. Плеханов Г.В. Сочинения. Том XIV/Под ред. Д. Рязанова. М.: Госуд. изд-во, 1924. - 350 с.

185. Плохова М.Г. История педагогики и образования. Учебное пособие/Ред. А.И. Пискунов. М.: Сфера, 2001. - С. 399-438, 451- 488.

186. Плутарх Застольные беседы. Л.: «Наука», 1990. - 592 с.

187. Подуровский В.М., Суслова Н.В. Психологическая коррекция музыкально-педагогической деятельности: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 320 е.: ноты.

188. Поляк Г.Б. Новая школа на Западе. Педагогическая система Декроли. С предисл. А.П. Пинкевича. М.: «Работник просвещения», 1928.-98 е.: ил.

189. Пономарев Я.А. Психология творения. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1999.-480 с.

190. Попова О.В. Джазовый компонент в системе музыкально-теоретического обучения (на материале учебной работы в ДМШ): Дисс.канд. пед. наук. -М.: 2003. 190 с.

191. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками/Азарова Т.В., Барчук О.И., Беглова Т.В., Битянова М.Р., Королева Е.Г., Пяткова О.М.; под общей ред. Битяновой М.Р. СПб.: Питер, 2003.-304 е.: ил.

192. Проблема субъект-субъектного взаимодействия в теории и методике воспитания/Е.А. Леванова, И.В. Совга, Е.И. Мычко и др.; под ред. Е.А. Левановой. Калининград, Балтийский институт экономики и финансов, 1999. - 68 с.

193. Программы лауреатов V Всероссийского конкурса авторских программ дополнительного образования. Номинация художественная. -М.: ГОУ ЦРСДОД, 2003.-416 с.

194. Психологические исследования общения/Под ред. члена-корресп. АН СССР Б.Ф. Ломова, канд. филолог, наук А.В. Беляевой, канд. псих, наук В.Н. Носуленко. М.: «Наука», 1985. - 344 с.

195. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. муз. фак. высш. пед. учеб. заведений/Д.К. Кирнарская, Н.И. Киященко, К.В. Тарасова и др.; Под ред. Г.М. Цыпина. М.: Изд. центр «Академия», 2003. - 368 с.

196. Радынова О.П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников: Учеб. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений/О.П. Радынова, А.И. Катинене, М.Л. Палавандишвили. 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 240 с.

197. Ражников В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике. М.: Музыка, 1989.- 139 с.

198. Ражников В.Г. Путеводитель по дневнику творческого развития, методические пояснения. Книга для педагога и родителя. 2-е изд., испр. и доп.- М.: Академия МЕЗАППИ и школа «Наследник», 2000. - 88 с.

199. Разумный В.А. Эстетическое воспитание. М.: Мысль, 1969. - 190

200. Рапацкая JI.A. Формирование художественной культуры учителя музыки.-М.: Прометей, 1991.- 139 с.

201. Рачина Б.С. Путешествие в страну музыки: Учеб.-метод. пособие. -СПб.: ГУПМ, «МиМ Экспресс», 1997. - 128 с.

202. Ригина Г.С. Музыка. Учебник для 2 класса (I-IV) 2-е изд., испр. и доп. - Самара: Корпорация «Федоров», 2002. - 88 е.: ил.

203. Роттердамский Э. Похвала Глупости/Сост., вступ. ст., примеч. А.Л. Субботина. М.: ««Сов. Россия»», 1991. - 464 с.

204. Рубинштейн А.Г. Мысли и афоризмы/Перевод с нем. Н.Н. Штраух. -СПб. 1901.- 175 е.: ил.

205. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2002.- 720 е.: ил.

206. Руссо Ж.-Ж. Педагогические сочинения: В 2-х т./Под ред. Г.Н. Джибладзе; Сост. А.Н. Джуринский. М.: Педагогика, 1981. - 656 с. (T.I.), 336 с. (Т.Н.).

207. Савшинский С.И. Работа пианиста над музыкальным произведением. М.: Классика - XXI, 2004. - 192 с.

208. Самоукина Н.В. «Игры, в которые играют.». Психологический практикум. Дубна: Изд-во «Феникс+», 2002. - 128 с.

209. Самоукина Н.В. Организационно-обучающие игры в образовании.- М.: Народное образование, 1996. 112 с.

210. Серединская В.А. Развитие внутреннего слуха в классах сольфеджио. М.: Госуд. музык. изд-во, 1962. - 92 с.

211. Сикорский И.А. Воспитание в возрасте первого детства. СПб.: Издание А.Е. Рябченко, 1884.-206 с.

212. Сикорский И.А. Психологические основы воспитания и обучения.- Киев: Типография И.Н. Кушнерева, 1909. 112 с.

213. Скаткин М.Н. Школа и всестороннее развитие детей: Кн. для учителей и воспитателей. М.: Просвещение, 1980. - 144 с.

214. Смирнова Т.И. Учебное пособие «ALLEGRO». Методическая часть: Беседа «Интерпретация» из серии «Воспитание искусством или искусство воспитания». М., 2001. - 368 с.

215. Соловьев B.C. Сочинения В 2 т. T.I./Сост., общ. ред. и вступ. ст. А.Ф. Лосева и А.В. Гулыги; Примеч. С.Л. Кравца и др. М.: Мысль, 1988. - 892 е.: 1 л. портр. - (Филос. наследие. Т. 104).

216. Специфика морали и нравственного воспитания личности. Сборник научных трудов/Отв. ред. Л.М. Архангельский. Свердловск: Изд-во УрГУ, 1983.- 144 с.

217. Станиславский К.С. Статьи. Речи. Беседы. Письма. М.: Искусство, 1953. - 782 с.

218. Станкин М.И. Психология общения: курс лекций. 2-е изд., испр. - М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. - 336 с.

219. Столяренко Л.Д. Основы психологии. 5-е изд., перераб. и доп. -Ростов н/Д: Феникс, 2002. - 672 с.

220. Струве Г.А. Музыка для тебя (Из опыта педагога-музыканта). М.: Знание, 1988.-64 с.

221. Струве Г.А. Школьный хор: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1981.-191 е.: ил.

222. Стулова Г.П. К вопросу о формировании творческих способностей учащихся. Культура. Досуг. Дети: Материалы второго межрегион, научно-практич. семинара-совещания. Ред. сост. А.Н. Малюков. - М.: Мин. культуры РФ. - 1996. - С. 35-38.

223. Суслова Н.В. Музыкальное мышление младших школьников и методика его развития: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1997. - 31 с.

224. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. Педагогическое наследие./Сост. О.В. Сухомлинская. М.: Педагогика, 1990.-288 с.

225. Сухомлинский В.А. Разговор с молодым директором школы. М.: Просвещение, 1982. - 206 с.

226. Тамберг Ю.Г. Как научить ребенка думать: Учебное пособие. -СПб.: Изд-во «Михаил Сизов», 2002. 320 с.

227. Танеев С.И. В художественный совет Московской консерватории. -М., 1898.-24 с.

228. Танеев С.И. Из научно-педагогического наследия. Неопубликованные материалы. Воспоминания учеников. М.: Музыка, 1967.-164 с.

229. Танеев С.И. Материалы и документы. Т.1. Переписка и воспоминания. М.: Изд-во академии наук СССР, 1952. - 354 е.: ил.

230. Теория и методика музыкального образования детей: Научно-методическое пособие/Л.В. Школяр, М.С. Красильникова, Е.Д. Критская и др. 2-е изд. - М.: Флинта: Наука, 1999. - 336 е.: ил.

231. Теория и методика обучения игре на фортепиано: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/Под общ. ред. А.Г. Каузовой, А.И. Николаевой. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 368 с.

232. Теплов Б.М. Избранные труды: В 2-х т. T.I. М.: Педагогика, 1985. -328 е.: ил.

233. Теплов Б.М. Избранные труды: В 2-х т. Т.Н. М.: Педагогика, 1985.-360 е.: ил.

234. Толстой Л.Н. М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1996. -224 с.

235. Утопический социализм: Хрестоматия/Общ. ред. А.И. Володина. -М.: Политиздат, 1982. 512 е.: ил.

236. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Т.8. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. М.-Л.: Изд-во академии педагогич. наук, 1950. - 776 с.

237. Фейнберг С.Е. Пианист. Композитор. Исследователь. М.: «Советский композитор», 1984.-232 е.: ил.

238. Флейвелл Джон X. Генетическая психология Жана Пиаже. С предисл. Жана Пиаже: Пер. с англ. М.: «Просвещение», 1967. - 623 с.

239. Флоренский П.А. Имена: Сочинения. М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО -Пресс; Харьков: Изд-во Фолио, 1998. - 912 с.

240. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие/Пер. с нем.; В 4-х томах. Т.4.- 2-е изд., стер. М.: Генезис, 2003. - 160 е.: ил.

241. Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник: Пер. с англ. и нем/Общ. ред. Л.Я. Гозмана и Д.А. Леонтьева; вст. ст. Д.А. Леонтьева. -М.: Прогресс, 1990. 368 е.: ил.

242. Фрёбель Фр. Педагогические сочинения. Т. II. Детский сад. (Детские игры. Устройство детского сада)/Пер. с нем. Н.Н. Соколова. -М.: Книгоиздательство К.И. Тихомирова, 1913. 581 е.: ил., ноты.

243. Фришман И.И. Методика работы педагога дополнительного образования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 160 с.

244. Хейзинга Й. Homo ludens. Человек играющий/Пер. с нидерл. В.В. Ошиса. М.: Изд-во ЭКСМО - Пресс, 2001.-352 с.

245. Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. М.: Генезис, 2003. -176 е.: илл.

246. Царева Н.А. Слушание музыки: Методическое пособие. М.: ООО «Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС», 2002. - 93 с.

247. Цицерон М.Т. Избранные сочинения/Пер. с латин. Сост. и ред. М. Гаспарова, С. Ошерова, В. Смирина. Вступ. ст. Г. Кнабе. Худ. В. Юрлов.- М.: Худож. лит., 1975. 454 с.

248. Цукерман Г.А. Учебное сообщество путь к учебной самостоятельности/ТМетодист. Научно-методический журнал. - М., 2003.- №6.-С. 55-56.

249. Цыпин Г.М. Музыкально-исполнительское искусство: теория и практика. СПб.: Алетейя, 2001. - 320 с.

250. Цыпин Г.М. Музыкант и его работа: Проблемы психологии творчества. М.: Сов. композитор, 1988. - 384 е.: ил.

251. Черватюк П.А. Гармоническое сольфеджио и методика его преподавания: Учеб.-метод. пособие. Краснодар: Кн. изд-во, 1983. - 62 с.

252. Черняева С.А. Психотерапевтические сказки и игры. СПб.: «Речь», 2003.- 168 с.

253. Чуфаровский Ю.В. Психология общения в становлении и формировании личности. М.: Изд-во «МЗ - Пресс», Издатель А.В. Воробьев, 2002. - 232 с.

254. Шапинская Е.Н. Искусство и эстетика. М., 1997.

255. Шатковский Г.И. Развитие музыкального слуха. М.: «Музыка», 1996.- 184 с.

256. Шатковский Г.И. Сочинение и импровизация мелодий: Методические разработки для преподавателей дет. муз. и шк. искусств. -М.: Мин. культуры РСФСР, 1989. 86 е., нот, ил.

257. Шацкий С.Т. Педагогические сочинения. Т. II. М.: Просвещение, 1964.-476 с.

258. Шварц И.Е. Психогигиена в школе: Учебное пособие. Пермь: ПГПИ, 1986.-70 с.

259. Школа и педагогика в культуре Древней Руси. 4.1. Историческая хрестоматия/Сост. О.Е. Кошелева, JI.B. Мошкова. М.: Изд-во Российского открытого университета, 1992. - 208 с.

260. Шмаков С.А., Безбородова Н.Я. От игры к самовоспитанию: Сб-к игр-коррекций. М.: Новая школа, 1993. - 80 с.

261. Шмаков С.А. Игры учащихся феномен культуры. - М.: Новая школа, 1994.-240 с.

262. Щуркова Н.Е. Классное руководство: игровые методики. М.: Педагогическое общество России, 2004. - 224 с.

263. Эйнон Д. Творческая игра: От рождения до десяти лет/Пер. с англ.- М.: Педагогика-Пресс, 1995. 192 е.: ил.

264. Экслайн В. Игровая терапия/Пер. с англ. М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО - Пресс, 2001. - 480 с.

265. Элементарное музыкальное воспитание по системе Карла Орфа. -М.: «Советский композитор», 1978. 367 е.: ил.

266. Эльконин Д.Б. Психология игры. 2-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 360 с.

267. Эльконин Д.Б. Творческие ролевые игры для дошкольного возраста. М., 1953. - 258 с.

268. Юдина Е.И. Мой первый учебник по музыке и творчеству/Азбука музыкально-творческого саморазвития. М.: Аквариум, 1997. - 272 с.

269. Яворский Б.Л. Избранные труды. Т.Н. 4.1. М.: «Советский композитор», 1987. - 366 с.

270. Якобсон П.М. Психология художественного творчества. М.: Знание, 1981.-48 с.

271. Якубовская Т.Л. Становление теории и практики музыкально-эстетического воспитания детей в деятельности В.Н. Шацкой//Вопросы вокально-хорового воспитания школьников: Сб. научных трудов. М.: МГПИ им. В.И. Ленина, 1983. - С. 57-66.

272. Яновская М.Г. Творческая игра в воспитании младшего школьника. Метод, пособие для учителей и воспитателей. М.: Просвещение, 1974. - 128 с.

273. Britt S.H., Janus S.Q. Toward a social psychology of human play. J. Soc. Psychol. 1941. Vol. 13/14. P. 351-384.

274. James W. Principles of psychology. New York, 1950. V.l.

275. Kepler H. The Child and his play: a planning guide for parents and teachers. New York; Mayflower: Funk and Wagnalls, 1952.

276. Schlosberg H. The concept of play//Psychol. Rev. 1947. Vol. 54. P. 229-231.