Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Музыкальное искусство как педагогическое средство коррекции эмоциональной дезадаптации у младших школьников

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Алексеева, Татьяна Юрьевна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Екатеринбург
Год защиты
 1998
Специальность ВАК РФ
 13.00.02
Диссертация по педагогике на тему «Музыкальное искусство как педагогическое средство коррекции эмоциональной дезадаптации у младших школьников», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Алексеева, Татьяна Юрьевна, 1998 год

Введение

Глава I. Педагогический потенциал музыкального искусства в коррекционно-развивающей работе с эмоционально-дезадаптированными детьми младшего школьного возраста

§ 1. Эмоциональная сфера личности и ее особенности в младшем школьном возрасте

§ 2. Эмоциональная дезадаптация у младших школьников: содержание понятия и структура дефекта

§ 3. Психолого-педагогический механизм коррекционно-развивающего воздействия музыки на эмоционально-дезадаптированного младшего школьника

Глава II. Педагогическая диагностика и коррекция эмоциональной дезадаптации у младших школьников средствами музыкального искусства

§ 1. Критерии оценки и диагностика уровня эмоциональной дезадаптации у младших школьников

§ 2. Принципы и формы организации коррекционно-развивающей работы с эмоционально-дезадаптированными младшими школьниками на основе использования средств музыкального искусства

§ 3. Педагогическая технология коррекционно-развивающего процесса, использующего средства музыкального искусства

§ 4. Анализ эффективности использования музыкального искусства в качестве педагогического средства в коррекционно-развивающей работе с эмоционально-дезадаптированными детьми младшего школьного возраста

Введение диссертации по педагогике, на тему "Музыкальное искусство как педагогическое средство коррекции эмоциональной дезадаптации у младших школьников"

Актуальность исследования. Одной из ведущих задач современной школы является помощь ребенку в процессе социализации на основе формирования адаптационного потенциала личности. У значительной части школьников адаптационный потенциал ослаблен за счет эмоциональных нарушений, проявляющихся в аффективно-регулятивных, эмоционально-коммуникативных затруднениях, декомпенсации познавательной деятельности и гипофункции эмоционально-нравственной сферы. Зачастую это сигналы опасности, выявляющие «зону риска» формирования личности, в которой велика вероятность асоциальных и болезненных эмоциональных изменений (Г.М. Бреслав).

Наиболее остро подобные эмоционально-личностные процессы протекают в младшем школьном возрасте (Л.И. Божович, Е.И. Савонько, О.С. Никольская, JI.C. Славина, Л.Г. Татарникова), осложненном проблемами освоения новой социальной и школьной среды и, в связи с этим, повышенным уровнем школьной и личностной тревожности детей, несформированностью мотиваци-онной сферы и механизмов аффективной адаптации к социальной действительности.

Именно эти явления опосредуют возникновение сложного и многогранного дефекта эмоциональной сферы младших школьников — эмоциональной дезадаптации, — отсутствия у детей на доступном им уровне стабильности в саморегуляции внутренних аффективных процессов и адекватности в контактах с окружающим миром.

Проблема эмоциональной дезадаптации раскрыта в исследованиях В.В. Лебединского, О.С. Никольской, Е.Р. Баенской, М.М. Либлинг, Н.Г. Свининой, которые характеризуют этот дефект как социально-психологический, затрудняющий многие сферы деятельности школьника, и взаимосвязанный с другими видами дезаптированных состояний: психологической дезадаптацией (A.A. Налчаджян, Т.Г. Дичев, Б.Т. Турусбеков, Ю.А. Александровский, В.И. Бруд-ный, О.И. Зотова, Б.Д. Карвасарский, Д. Стотт); школьной дезадаптацией (Р.В.

Овчарова, Н.И. Жариков, Э.М. Александровская, А.Г. Хрипкова, М.В. Антропова, Г.Г. Манке); психосоматической дезадаптацией (Д.И. Дубровский, Г.К. Зайцев, В В. Колбанов, М.Г. Колесникова, Л.Г. Татарникова).

Таким образом, являясь основанием для возникновения отклонений в формировании личности детей младшего школьного возраста, эмоциональная дезадаптация представляет собой серьезную педагогическую проблему, требующую решения путем организации коррекционно-развивающего процесса.

В связи с этим особый интерес представляют коррекционно-развивающие возможности музыкального искусства, изучение и использование которых в педагогическом процессе широко представлено в научно-педагогической литературе. Аксиологический, развивающий и воспитательный смысл музыкального искусства раскрыт философами (Платон, Б. Спиноза, И. Маттезон, Ж.Ж. Руссо, Г.Ф. Гегель, А. Шопенгауэр, А. Бергсон), психологами (К. Штумпф, Э. Курт, Б.Л. Яворский, С.Н. Беляева-Экземплярская, H.A. Гарбузов, Б.А. Вяткин, Л .Я. Дорфман, Г.Н. Кечхуашвили, Е.В. Назайкинский), педагогами (O.A. Апраксина, В.Н. Шацкая, М.А. Руммер, С.Н. Морозова, Т.В. Нагорная, Т.И. Благинина, Б.Д. Тихонов).

Но несмотря на широкий круг исследований возможностей и функций музыки в педагогическом процессе, использование музыкального искусства как коррекционно-развивающего средства в работе с младшими школьниками не разрабатывалось. Таким образом, возникает противоречие между целесообразностью коррекционного развития эмоционально-дезадаптированных младших школьников на основе привлечения средств музыкального искусства и отсутствием теоретического и методического обеспечения данного процесса. Необходимость разрешения этого противоречия определила тему нашего исследования: «Музыкальное искусство как педагогическое средство коррекции эмоциональной дезадаптации у младших школьников».

Объект исследования, процесс педагогической коррекции состояния эмоциональной дезадаптации у младших школьников.

Предмет исследования: технология применения музыкального искусства в процессе педагогической коррекции эмоциональной дезадаптации у младших школьников.

Цель исследования, теоретически обосновать и практически проверить эффективность использования музыкального искусства в процессе педагогической коррекции эмоциональной дезадаптации у младших школьников.

Гипотеза исследования: музыкальное искусство будет являться эффективным средством педагогической коррекции эмоциональной дезадаптации у младших школьников, если: будет создана эмоционально-комфортная ситуация развития младших школьников, основанная на принципе личностно-ориентированного взаимодействия педагога и ученика, принимающем личность ребенка как источник его развития; коррекционно-развивающее воздействие музыки будет основано на психофизическом, эмоционально-коммуникативном, программно-семантическом, социально-нравственном смыслах музыкального искусства; методика музыкального занятия будет основана на системе модулей, адресно корректирующих соответствующие компоненты состояния эмоциональной дезадаптации.

Объект, предмет, цель, гипотеза исследования определили следующие задачи:

1. Определить содержание понятия «эмоциональная дезадаптация личности в младшем школьном возрасте» и критерии оценки ее уровня и характера.

2. Определить механизм педагогического воздействия на структуру дефекта средствами музыкального искусства.

3. Разработать технологию организации процесса педагогической коррекции состояния эмоциональной дезадаптации у младших школьников средствами музыкального искусства.

4. Экспериментально подтвердить эффективность использования музыкального искусства как педагогического средства в коррекционно-развивающем процессе.

Для реализации цели и задач исследования применялся комплекс методов: историко-педагогический анализ литературы по теме исследования, анкетирование, опросные методы, педагогическое наблюдение, тесты, изучение продуктов деятельности младших школьников, педагогический аспект, качественный и количественный анализ.

Основной опытно-экспериментальной базой исследования явились муниципальные образовательные учреждения г. Нижнего Тагила — школы № 28 и № 1.

Теоретико-методологической основой для диссертационного исследования послужили: концепция личностно-ориентированного образования (В.В. Сериков, И.С. Якиманская, Е.В. Бондаревская), психолого-педагогическая теория деятельности (П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Н.Г. Салмина, Н.Ф. Талызина, Д.Б. Эльконин), суггестопедическая теория (В.Н. Мясищев, Д.Н. Узнадзе, Б.Д. Парыги-на, Л.Г. Татарникова), феноменология эмоциональных явлений (JI.C. Выготский, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, П.К. Анохин, П.М. Якобсон, В.К. Вилюнас, Г.М. Бреслав), теория музыкального обучения и воспитания (Б.В. Асафьев, Д.Б. Кабалевский, O.A. Апраксина, Э.Б. Абдуллин, Ю.Б. Алиев, Л.Г. Арчажникова, Н.А.Терентьева, Г.М Цыпин и др.).

Исследование проводилось в два этапа.

На первом этапе (1994-1997 гг.) анализировалась философская, психологическая и педагогическая литература в целях разработки методологических и теоретических основ исследования; определялись проблема, объект, предмет и цель исследования; был проведен эксперимент для проверки гипотезы.

Опытно-экспериментальная работа выполнялась в естественных условиях базы исследования.

На втором этапе (1997-1998 гг.) проводились анализ и теоретическое обобщение, интерпретация полученных результатов исследования, оформление материалов диссертационного исследования.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

1. Теоретически обосновано содержание понятия «эмоциональная дезадаптация личности в младшем школьном возрасте», определяемое следующими компонентами: расстройство системы эмоциональной регуляции, эмоциональная автономность, низкая эмоционально-познавательная децентрация, отклоняющееся поведение.

2. Раскрыт механизм коррекционно-развивающего действия средств музыкального искусства на эмоционально-дезадаптированных младших школьников, основанный на психофизическом, эмоционально-коммуникативном, программно-семантическом, социально-нравственном смыслах музыкального искусства, опирающийся на законы художественного восприятия, природу и функции эмоциональных явлений.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработаны приемы использования музыки в коррекционно-развивающем педагогическом процессе путем создания художественно-игровых и нравственно-эстетических ситуаций; представленный материал может быть использован в коррекционно-развивающем педагогическом процессе, связанном с воздействием на эмоциональную сферу младших школьников в общеобразовательной школе, в классах педагогической коррекции.

Научная обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечены опорой на методологическую основу, использованием методов теоретического и эмпирического исследования, результатами экспериментальной работы.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Теоретическое обоснование обращения к музыкальному искусству как педагогическому средству в процессе коррекционно-развивающей работы с эмоционально-дезадаптированными детьми младшего школьного возраста.

2. Методический комплекс музыкально-творческих заданий, выступающих средством коррекции эмоциональной дезадаптации и развития эмоциональных и высших личностных образований младших школьников.

Апробация и практическое внедрение результатов исследования осуществлялось: а) в ходе опытно-экспериментальной работы и обсуждения материалов исследования на заседаниях методических объединений учителей начальных классов и музыки в образовательных учреждениях — школах № 28 и № 1 г. Нижнего Тагила, на кафедре эстетического воспитания младших школьников Нижнетагильского педагогического института; б) в выступлениях на научно-практических конференциях по проблеме гуманизации образования и социального становления современного школьника (гг. Екатеринбург, Нижний Тагил, 1997, 1998).

Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Решение проблемы эмоциональной дезадаптации у младших школьников, нахождение эффективных педагогических средств ее коррекции является насущной необходимостью современной педагогической теории и практики. Возникновение проблемы связано с ослабленным адаптационным потенциалом младших школьников, вследствие негативных воздействий социальной среды, ведущих к эмоциональным нарушениям, обусловливающим появление эмоциональной дезадаптации, и, как следствие, отклонений в формировании личности детей младшего школьного возраста.

Большой интерес в для педагогической коррекции эмоциональной дезадаптации у младших школьников представляет музыкальное искусство, являющееся адекватным аффективной природе дефекта. Обладая психофизическим, эмоционально-коммуникативным, программно-семантическим, социально-психологическим смыслами, музыка непосредственно воздействует на эмоциональную, коммуникативную, интеллектуальную, социально-нравственную сферы младшего школьника.

В связи с этим была выдвинута гипотеза об эффективности музыкального искусства в качестве педагогического средства коррекции эмоциональной дезадаптации у младших школьников. С целью определения истинности гипотезы было проведено теоретическое и экспериментальное исследование.

В теоретической части исследования осуществлен феноменологический анализ эмоциональных явлений личности и их роли в процессе обучения, основанный на трудах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, П.К. Анохина, Г.Х. Шингаро, A.B. Запорожца, П.М. Якобсона, Л.И. Божович, В.К. Вилюна-са, Г.М. Бреслава, В.М. Смирнова, П.В. Симонова, С.Н. Батраковой. Определено понятие «эмоциональная дезадаптация личности в младшем школьном возрасте», основные компоненты дефекта (расстройство системы эмоциональной регуляции, эмоциональная автономность, низкая эмоционально-познавательная децентрация, девиантное поведение). Выявлен механизм педагогического воздействия на структуру дефекта средствами музыкального искусства.

Целью опытно-экспериментальной части диссертационного исследования явилось определение характера и глубины эмоциональной дезадаптации у младших школьников, раскрытие принципов и форм организации коррекцион-но-развивающего процесса, обоснование технологии коррекционно-развивающего обучения, построенной на инвариантно-модульном принципе.

За время проведения формирующего эксперимента в состоянии эмоциональной дезадаптации у младших школьников, составлявших экспериментальные группы, произошли значительные внутриструктурные изменения: расстройство системы эмоциональной регуляции уменьшилось на 23%, эмоциональная автономность — на 35%, качество познавательной сферы улучшилось на 23%, количество отклонений в поведении детей уменьшилось на 26%; общий уровень дефекта снизился на 30%. Результаты проведенного исследования подтвердили гипотезу об эффективности музыкального искусства в качестве педагогического средства коррекции эмоциональной дезадаптации у младших школьников.

Данные экспериментальной работы позволяют сделать следующие выводы:

1. Коррекционно-развивающий процесс, использующий музыкальное искусство как педагогическое средство коррекции эмоциональной дезадаптации, обеспечивает младшим школьникам поэтапный переход от состояния дезадаптации к состоянию устойчивого и адекватного взаимодействия с реальной действительностью.

2. Педагогические возможности музыкального искусства в коррекционно-развивающем процессе заключены в активизации личностного потенциала младшего школьника как источника и основы его саморазвития.

3. Эффективность коррекционно-развивающего процесса, использующего средства музыкального искусства обеспечивается за счет аюуализации психофизического, программно-семантического5 эмоционально-коммуникативного, социально-психологического смыслов музыкального искусства, обращенных в педагогическом процессе непосредственно к компонентам эмоциональной дезадаптации.

4. Педагогическое воздействие средствами музыкального искусства на эмоционально-дезадаптированных младших школьников должно осуществляться по индивидуальной программе, составленной с учетом индивидуальной структуры дефекта, используя для этого возможности модульной технологии и целесообразные формы взаимодействия школьников и педагога.

5. Понимая значение и эффективность использования музыкального искусства в коррекционно-развивающем процессе, тем не менее, считаем, что музыка не может являться единственным средством коррекции дефекта, а требует взаимодействия с другими педагогическими приемами и средствами, целенаправленно влияющими на эмоционально-личностную сферу младших школьников.

141

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Алексеева, Татьяна Юрьевна, Екатеринбург

1. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. — М., 1983.

2. Аверин A.B. Психология детей и подростков. — С.-Пб., 1994.

3. Алмазов Б.Н. Психологическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. — Свердловск, 1986.

4. Альманах музыкальной психологии. — М., 1995.

5. Амонашвили III.А. Воспитательная и образовательная функция оценки школьников. М., 1984.

6. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1969.

7. Антология педагогической мысли России XVIII в. — М., 1985.

8. Антология педагогической мысли России второй половины XIX—начала XX веков. —М., 1990.

9. Анохин П.К. Узловые вопросы в изучении высшей нервной деятельности // Проблемы высшей нервной деятельности. — М., 1949.

10. Апраксина O.A. О праве учителя-музыканта на эксперимент // Музыкальное воспитание в школе. — М., 1978. Вып. 13. — С. 15-31.

11. Апраксина O.A. Методика музыкального воспитания в школе. — М., 1983.

12. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. — Л., 1973.

13. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. —Л., 1974.

14. Аснин В.И. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. — М., 1980,

15. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. — М., 1983.

16. Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство. —Л., 1974.

17. Батракова С.Н. Педагогические приемы эмоционального воздействия на учащихся. — Ярославль, 1.982.

18. Батракова С.Н. Эстетическое начало в деятельности педагога // Психологические аспекты гуманизации педагогического процесса. —Ярославль, 1991.

19. Батрусь Б.С. Психологические аспекты нравственного развития личности. — М„ 1977.

20. Белкин A.C. Отклонения в поведении школьников. — Свердловск, 1973.

21. Белкин A.C. Внимание — ребенок! — Свердловск, 1981.

22. Беспалько В.П. Слагаемые педагогических технологий. Педагогика и логика. — М„ 1988.

23. Благонадежина JI.B. Эмоции и чувства // Психология. — М., 1956.

24. Блинова М. Некоторые вопросы музыкального воспитания школьников в свете учения о высшей нервной деятельности. — М., 1964.

25. Бодина Е.А. Воздействие музыки на воспитание личности / Педагогика. — 1992. № 5—6, — С. 32-37.

26. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М., 1968.

27. Бочкарев Л.Л. Адекватное восприятие музыки в зависимости от психических состояний слушателей // Новые исследования в психологии. — 1981. — № 2. — С. 63-74.

28. Бреслав Г.М. Воспитание нравственных чувств в семье // Вопросы психологии. — 1986. — № 1. — С. 41-47.

29. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности личности в детстве. — М., 1990.

30. Вахнянская Л.Л. Особенности отношения школьников к эстетическому содержанию музыки // Новые исследования в психологии. — 1978. — № 1. — С. 47-49.

31. Вендрова Т.Е. Художественно-педагогический анализ на уроке музыки // Музыка в школе. — 1989. — № 3. — С. 24-32.

32. Вилюнас В.К. Психологический анализ эмоциональных явлений. Эмоциональные переживания в структуре мотивационных процессов // Новые исследования в психологии. — 1973. — № 2. — С. 23-25.

33. Вилюнас В.К. Психологический анализ эмоциональных явлений. Эмоциональная структура личности // Новые исследования в психологии. — 1974. — № 1. — С. 15-18.

34. Вилюнас B.K. Психология эмоциональных явлений. — М., 1976.

35. Винокуров Л.В. Некоторые причины школьной дезадаптации и пути их коррекции // Психологические аспекты гуманизации педагогического процесса. — Ярославль, 1991.

36. Воспитание музыкой / Сост. Т.Е. Вендрова, И.В. Пигарева. — М., 1991.

37. Выготский Л.С. Проблема эмоций // Вопросы психологии. — 1958. — № 3. — С. 125-128.

38. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. — М., 1960.

39. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 5. — М., 1983.

40. Выготский Л.С. Психология искусства. — М., 1987.

41. Вяткин Б.А. Дорфман Л.Я. Влияние музыки на психомоторику в связи с особенностями нейродинамики // Вопросы психологии. — 1980. —№ 1. — С. 94-100.

42. Гальперин П.Я., Талызина Н.Ф. Управление познавательной деятельностью учащихся. — М., 1972.

43. Гельгорн Э., Луфборроу Дж. Эмоции и эмоциональные расстройства. — М., 1966.

44. Голошумова Г.С. Музыка как средство коррекции работы // Вестник ППУ. — Вып. 1. — Н. Тагил. — 1996. — С. 21-27.

45. Гордеева О.В. Развитие языка эмоций у детей // Вопросы психологии. — 1995. — №2. —С. 137-149.

46. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология. — М., 1993.

47. Грановская P.M. Элементы практической психологии. —Л., 1988.

48. Гуревич K.M. Что такое психологическая диагностика. — М., 1985.

49. Гуткина H.H., Данг Суанг Хуай. К характеристике мотивации поведения младших школьников // Вопросы психологии. — 1975. — № 4. — С. 56-63.

50. Давыдов В.В. Виды общения в обучении. — М., 1977.

51. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. — М., 1986.

52. Додонов Б.И. Эмоции как ценность. — М., 1978.

53. Дорфман Л.Я. Исследование структуры эмоциональных состояний, возникающих под влиянием музыки // Психологические проблемы индивидуальности. — ML, 1983. — Вып 1.—С. 66-67.

54. Загвязинский В.И. Противоречия процесса обучения. — Свердловск, 1971.

55. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. —М., 1987.

56. Запорожец A.B., Неверович Я.З. К вопросу о генезисе, функции и структуре эмоциональных процессов у ребенка // Вопросы психологии. —1974. — № 6. — С. 59-73.

57. Запорожец A.B. Развитие эмоциональной регуляции у ребенка. — Тбилиси, 1971.

58. Запорожец A.B. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста. — М., 1986.

59. Как определить уровень развития мышления школьников. — М., 1986.

60. Зюбин JIM. Индивидуальный подход к учащимся в трудных случаях учебно-воспитательной работы. — М., 1974.

61. Изард К.Е. Эмоции человека. — М., 1980.

62. Из истории музыкального воспитания / Сост. O.A. Апраксина. — М., 1990.

63. Ильин B.C. Формирование личности школьника: целостный процесс. — М., 1984.

64. Ильина Г.А. К вопросу о формировании музыкального переживания // Вопросы психологии. — 1959,—№5. —С. 134-142.

65. Ильина Г.А. К вопросу о механизме музыкального переживания // Вопросы психологии. — 1971.

66. Кабалевский Д.Б. Избранные статьи о музыке. — М, 1963.

67. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. — М., 1981.

68. Кабалевский Д.Б. Программа средней школы: Музыка 1—3 классы. — М., 1990.

69. Каган В.Е. Психогенные формы школьной дезадаптации // Вопросы психологии. — 11984. — № 4. — С. 89-95.

70. Казначеев В.П. Адаптация человека // Клинические и экспериментальные аспекты патологии. — Новосибирск, 1980. С. 5-17.

71. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. — М., 1990.

72. Карпова Г.А., Брагина Т.А. Педагогическая диагностика личности ребенка в детском оздоровительном лагере. — Екатеринбург, 1996.

73. Карпова Г.А. Педагогическая диагностика отклоняющегося поведения школьников. — Екатеринбург, 1997.

74. Карпова Г.А. Педагогическая диагностика эмоционального самочувствия школьников. — Екатеринбург, 1997.

75. Карпова Г.А. Педагогическая социометрия ученического коллектива. — Екатеринбург, 1997.

76. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. —М., 1994.

77. Колесникова И.А. О критериях гуманизации образования // Гуманизания образования. — Теория. Практика. — С.-Пб., 1994.

78. Крупник Е.П. Психологические механизмы воздействия искусства на личность // Психологический журнал. — 1988. — Т. 2. — № 4. — С. 89-92.

79. Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. —М., 1972.

80. Крутецкий М.Л. Возрастная и педагогическая психология. — М., 1973.

81. Лазарев М.Л. Интоника. — М., 1994.

82. Леонтьев А.Н. Потребность, мотивы и эмоции. — М., 1971.

83. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. — М., 1972.

84. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. — М., 1977.

85. Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. — М., 1980.

86. Липкина А.И. Самооценка школьника. — М., 1976.

87. Личность: определение и описание // Вопросы психологии. — 1992. — № 3-4. — С. 5-12.

88. Лутошкин А.Н. Эмоциональная жизнь школьного коллектива. — М., 1978.

89. Мазель Л.А., Цукерман В.А. Анализ музыкальных произведений. — М., 1978.

90. Мазель Л.А. Вопросы анализа музыки. — М., 1978.

91. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. — М., 1976.

92. Методы системного педагогического исследования. —Л., 1980.

93. Морозов В.П. Возрастные особенности восприятия. — Л., 1980.

94. Морозов В.П. Возрастные особенности восприятия человеком эмоций в речи и пении // Журнал эволюционной биохимии и физиологии. — 11993. — Т. 3. — №1. —С. 289-292.

95. Морозов В.П. Невербальная коммуникация // Психологический журнал. — 1993. —Т. 14. —№ 1, —С. 18-23.

96. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. — М., 1972.

97. Неверович З.Я., Кошелева А.Д., Стрелкова Л.П. Развитие социальных эмоций.1. М„ 1986.

98. Неменский Б.М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания. — М., 1987.

99. Немов P.C. Психология. — М., 1994.

100. Обуховский К. Психология влечений человека. —М., 1972.

101. Обучение и воспитание школьников средствами искусства. — М., 1978.

102. Овчарова Р.В. Социально-педагогическая запущенность в детском возрасте.1. М., 1995.

103. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. — М., 1996.

104. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. — М., 1996.

105. Орлов Б.А. Личность и сущность: внешнее и внутреннее Я человека // Вопросы психологии.— 1995. —№ 2. С. 5-12.

106. Орф К. Система детского музыкального воспитания. — Л., 1970.

107. Педагогика. — Ярославль. 1994.

108. Петровский В.А. К пониманию личности в психологии // Вопросы психологии. — 1981. — С. 40-47.

109. Петровский В.А. Проблема развития личности в современной психологии // Вопросы психологии. — 1984. — № 4. — С. 15-29.

110. Петрушин В.И. Музыкальная психология. — М., 1990.

111. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. — М., 1976.

112. Привознова Р.П. Структура коррекционно-развивающих музыкальных занятий // Вестник ППУ. — Вып. 1. — Н. Тагил. — 1996. — С. 83-89.

113. Проблемы методологии педагогики и методики исследований. — М., 1971.

114. Ражников В.Г. Резервы музыкальной педагогики. — М., 1980.

115. Раттер М. Помощь трудным детям. — М., 1987.

116. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. — М„ 1995.

117. Роттенберг B.C., Аршавский В.В. Поисковая активность и адаптация. — М., 1984.

118. Рубинштейн C.JI. Бытие и сознание. — М., 1957.

119. Рубинштейн C.J1. Проблемы общей психологии. — М., 1977.

120. Свинина Н.Г. Концептуальные подходы и результаты исследования эмоционально-дезадаптированных детей // Вестник ППУ. — Вып. 1. — Н.Тагил. — 1996.— С. 11-18.

121. Сериков В.В. Личностный подход в обучении: от концепции к технологиям // Проблемы обновления содержания общественного развития. — Ростов-на-Дону. — 1992. — С. 25-32.

122. Сериков В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии: Монография. —Волгоград, 1994.

123. Симонов П.В. Что такое эмоция? — М., 1966.

124. Симонов П.В. Эмоциональный мозг. —М., 1981.

125. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. — М., 1984.

126. Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Генезис рефлексивного сознания в младшем школьном возрасте // Вопросы психологии. — 1990. — № 3. — С. 25-36.

127. Спутник учителя музыки / Сост. Т.В. Челышева. — М., 1993.

128. Тарасов Г.С. Психология восприятия музыки. — М., 1989.

129. Татарникова Л.Г. Педагогическая валеология. — С.-Пб., 1995.

130. Тельчарова P.A. Музыка и культура. — М., 1986.

131. Терентьева H.A. Музыка. Музыкально-эстетическое воспитание. — М.,1994.

132. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. — М., 1947.

133. Ухтомский А.А. Избранные труды. — Л., 1978.

134. Философско-психологические проблемы развития образования. — М., 1981.

135. Фридман Л.М., Пушкина Т.А., Каплунова И.Я. Изучение личности учащихся и ученических коллективов. — М., 1988.

136. Фром Э. Душа человека. — М., 1990.

137. Чистякова М.И. Психогимнастика. — М., 1990.

138. Шацкая В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. — М„ 1975.

139. Шингаров Г.Х. Место эмоций в структуре личности / Проблемы личности. Материалы симпозиума. Т. 1. — М., 1969. — С. 443.

140. Шингаров Г.Х. Эмоции и чувства как форма отражения действительности. — М„ 1971.

141. Школа и психическое здоровье учащихся. — М., 1988.

142. Эльконин Д.Б. Детская психология. — М., 1960.

143. Эльконин Д.Б. Психология игры. — М., 1978.

144. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. — М., 1990.

145. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. — М., 1996.

146. Якобсон П.М. Психология чувств. — М., 1956.

147. Якобсон П.М. Эмоциональная жизнь школьника. — М., 1966.