Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Музыкальное мышление младших школьников и методика его развития

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Суслова, Нелли Вячеславовна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 1997
Специальность ВАК РФ
 13.00.02
Диссертация по педагогике на тему «Музыкальное мышление младших школьников и методика его развития», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Суслова, Нелли Вячеславовна, 1997 год

Введение

Глава I. Музыкальное мышление: сущность, структура, динамика.

§ 1. Проблема музыкального мышления в контексте современного музыкознания

§ 2. Музыкальное мышление как психическая деятельность личности

§ 3. Динамика этапно-операционального развертывания мыслительного процесса.

§ 4. Музыкальная специфика этапно-операционального развертывания мыслительного процесса.

§ 5. Бессознательные компоненты музыкального мышления.

§ 6. Уровневая структура мышления. Динамика сознательного и бессознательного в музыкальном мышлении.

§ 7. Целостная модель музыкального мышления.

Глава П. Экспериментальное исследование развития музыкального мышления детей младшего школьного возраста на уроках музыки в общеобразовательной школе.

§ 1. Психологические характеристики младшего школьного возраста.

§ 2. Форма, методы, этапы и условия проведения опытно-экспериментальной работы.

§ 3. Ход и результаты констатирующего эксперимента. Методика диагностики музыкального мышления детей.

§ 4. Методика развития музыкального мышления младших школьников.

§ 5. Ход и результаты формирующего эксперимента.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Музыкальное мышление младших школьников и методика его развития"

Отечественная педагогика конца XX века настойчиво ищет новые пути развития, выстраивает новую систему ценностей. Одна из важнейших линий этих поисков - гуманизация и гуманитаризация образования. Она связана с переориентацией на личность ребенка всей системы воспитания и обучения. Такая постановка вопроса требует всестороннего и целенаправленного учета данных психологии в построении конкретных образовательных технологий, в том числе и в области музыкальной педагогики.

Б.В.Асафьев, Л.В.Гродзенская, М.А.Румер, В.Н.Шацкая учитывали данные психологии своего времени в методических и научных разработках. Наше время открыло несравнимо более широкие возможности для синтеза музыкально-педагогической и психологической наук. Доступ к данным зарубежных психологических исследований, разработка новой научной области «Музыкальная психология», открытия в области семантики и семиотики создали принципиально новый научный контекст для подобных исследований Музыкальное мышление представляется одной из важнейших точек проекции этого контекста на проблемы музыкальной педагогики.

Работы В.Н.Петрушина, А.В.Ражникова, Г.С.Тарасова, Г.М.Цыпина по музыкальной психологии, опубликованные в последние годы, дают прочную психологическую опору для исследования музыкального мышления в рамках педагогического процесса. Огромную ценность представляют работы, выполненные на стыке музыкальной психологии и музыкознания (В.В.Медушевский, Е.В.Назайкинский, М.С.Старчеус).

С другой стороны, и сама музыкальная педагогика накопила богатый материал, так или иначе связанный с проблемой музыкального мышления (работы Т.АБарышевой,

B.К.Белобородовой, ЛВ.Горюновой, А.А.Пиличаускаса). Особо следует отметить вклад ДБ.Кабалевского, который воплотил концепцию развития музыкального мышления в конкретной учебной программе.

Отдельные стороны музыкального мышления ученика и связанных с ним музыкальных способностей, рассматривались в работах Ю.Б.Алиева, НПАнтонец, Л.Г.Арчажниковой, НЕ.Гришанович, Т.В.Дябло, Т.В.Еременко, Е.Ф.Карповой,

C.АКарцевой, И.И.Кевишаса, ДККирнарской, Э.В.Козловой, В.Ф.Судакова, А.В.Тороповой, Н.М.Черноиваненко и других исследователей. Но данные авторы не ставили своей задачей анализ музыкального мышления как фундаментальной психической функции, опосредующей весь комплекс музыкальности личности в целом.

Новизна исследования состоит в стремлении преодолеть существовавшую в данном вопросе фрагментарность, создать целостную систему педагогических взглядов на музыкальное мышление ученика, а также включить в музыкально-педагогический процесс современные данные психологии и музыкознания.

Актуальность темы определяется недостаточной разработанностью исходных научных представлений о феномене музыкального мышления на уровне современных достижений общей и музыкальной психологии, музыкознания.

Теоретическая значимость диссертации заключается в разработке представлений о сущности, структуре и динамике процесса музыкального мышления школьников.

Практическая значимость работы состоит в том, что разработка сущности и структуры музыкально-мыслительного процесса дает педагогу принципиально новые методологические ориентиры и конкретные методические приемы его развития у школьников.

Исходя из вышесказанного, цель настоящего исследования мы видели в том, чтобы на основании данных философии, психологии мышления, музыкознания, музыкально-педагогической теории и практики выявить сущность, структуру и динамику музыкального мышления, и на этой основе найти действенные пути развития этой важной психологической функции личности.

Для достижения этой цели был выдвинут ряд основных задач: построить целостную модель музыкального мышления личности школьника; разработать методику диагностики музыкального мышления детей; разработать методику развития музыкального мышления в младшем школьном возрасте и проверить ее эффективность.

Постепенно в процессе исследования формулировалась гипотеза, состоящая из следующих положений:

Музыкальное мышление включает в себя основные закономерности мышления как психического процесса в целом, а его специфика обусловлена духовным содержанием музыкального искусства, семантикой музыкального языка и активным самовыражением личности в процессе музыкальной деятельности.

Эффективное руководство развитием музыкального мышления возможно на основе личностного подхода, обеспеченного адекватным содержанием и методами музыкального образования, а также применения специально разработанной диагностики музыкального мышления.

Выделение в процессе музыкального мышления уровней, отражающих все разнообразие его проявлений в музыкальной деятельности, и этапов постижения художественного смысла музыкального произведения позволяет реализовать задачу развития музыкального мышления детей в целостной системе организации музыкально-педагогического процесса.

Объектом исследования являются дети младшего школьного возраста.

Предметом исследования выступает музыкальное мышление ученика как психическая функция личности и как процесс, организующий музыкальную деятельность ребенка.

Методологическим фундаментом исследования послужили: идея В.С.Соловьева о всеединстве человека, мира и духовного начала; концепция Н.Бердяева о сущности творчества; учение К.Г.Юнга о взаимодействии коллективного и индивидуального в психике личности; отечественная школа психологии мышления (К.А.Абульханова-Славская, Я.М.Пономарев, О.К.Тихомиров и др.); представления о процессуальном характере мышления гепггальтпсихологов (К.Дункер, М.Вертгеймер); концепция структуры сознания и вероятностная модель языка В.В.Налимова; теория мысле-деятельности Г.П.Щедровицкого; научные представления о взаимоотношении формы и содержания в музыке (М.Г.Арановский, В.В.Медушевский, Е.В.Назайкинский, М.ШБонфельд и др.); принцип соответствия содержания, форм и методов обучения специфике искусства (ДБ.Кабалевский, Б.М.Неменский и др.).

Эксперимент и апробация результатов исследования проходили на базе МГЛГ № 1513 в 1991-1996 годах, а также частной школы театра «Тень» в 1992-1994 годах, на лекционных и семинарских занятиях со студентами музыкального факультета МПГУ в 1993-1996 годах, на всероссийской методической конференции в институте усовершенствования учителей в (1994 г.), на П-й международной научно-практической конференции «Взаимосвязь методологической и методической подготовки учителя музыки» в МПГУ (1994 г.), на Ш-й Международной научно-практической конференции «Музыкальное образование и подготовка учителя музыки. Взгляд в XXI век» в МПГУ ( 1996 г.).

Видеоматериалы, отснятые в процессе экспериментальной работы, демонстрировались в университетах Германии, Японии, США, Финляндии, Голландии. Ряд видеофильмов в настоящее время используется в качестве учебно-демонстрационного материала на занятиях методологического и методического цикла со студентами МПГУ им. Ленина.

Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"

Основные выводы

1. На основании осмысления данных в области философии, музыкознания, психологии мышления и музыкальной психологии, музыкально-педагогической теории и практики, нами была сформулирована целостная модель музыкального мышления, включающая в себя специфическое содержание музыкально-мыслительного процесса, динамику его развертывания и уровневую структуру.

2. На основе этой модели были разработаны критерии диагностики и методика тестирования музыкального мышления младших школьников, выявляющая не только внешние показатели музыкальных умений и навыков, но и важнейшие внутренние личностные факторы, определяющие их. Данная методика диагностики может использоваться при проведении отбора учащихся в различные учебные заведения и при определении индивидуальных программ развития музыкальных способностей ребенка.

3. В опоре на теоретические представления о музыкальном мышлении младших школьников, возможности его диагностики и опытно-экспериментальной работы была создана методика развития музыкального мышления младших школьников, включающая в себя конкретные рекомендации по содержанию и организации учебной деятельности школьников на уроке музыки

4. Разработанные теоретическая модель музыкального мышления, методика тестирования и методика развития музыкального мышления младших школьников были апробированы в реальной практике музыкального образования. Полученные результаты свидетельствуют о правомерности разработанной концепции и эффективности предложенных методик.

5. Результаты отсроченного наблюдения свидетельствуют о том, что полученные данные создают реальную научную основу для разработки проблемы музыкального мышления на всех возрастных этапах развития учащихся. Дальнейшее исследование данного направления предполагает экстраполяцию теоретической модели и предложенных методик в сферу среднего специального и высшего музыкально-педагогического образования, что позволит формировать соответствующие профессиональные умения и навыки у будущих учителей музыки

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Суслова, Нелли Вячеславовна, Москва

1. Абульханова-Славская К.А. Психология мышления. - М., 1968. - 208 с.

2. Агарков О.М. Об адекватности восприятия музыкального метра. II Музыкальное искусство и наука. Сборник статей / Ред.-сост. Е.В.Назайкинский Вып. 1. - М., 1970. -С. 95-135.

3. Актуальные проблемы современной музыкальной педагогики. // Сборник докладов межвузовской научно-методической конференции. / Отв. ред. П.Е.Зелинский. -Таганрог, 1994. -12 с.

4. Александров Е.П. К вопросу о структуре отношения к музыке. II Тезисы докладов межвузовской научно-методической конференции. -Таганрог, 1994 С. 31-34.

5. Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. М., 1984 - 297 с.

6. Андреев АЛ. Искусство, культура, сверхкультура (философия искусства Н.А.Бердяева). М., 1991. - 67 с.

7. Андреев AJI. Место искусства в познании мира. М., 1980. - 255 с.

8. Андреев АЛ. Методологические проблемы искусства как формы познания: Автореф. канд. дис. М., 1973., 25 с.

9. Андреев АЛ. Философско-эстетический анализ гносеологических аспектов искусства: Автореф. докт. дис М., 1982. - 42 с.

10. Анисимов П.В. Формирование у школьников мотивации учебной музыкальной деятельности как проблема подготовки учителя: Автореф. канд. дис. М., 1987. 16 с.

11. Арановский М.Г. Мышление, язык, семантика. II Проблемы музыкального мышления. Сборник статей / Под ред. М.Г.Арановского. М., 1974. - С. 90-128.

12. Арановский М.Г. О двух функциях бессознательного в творческом процессе композитора. II Бессознательное. Природа, функции, методы исследования: в 4 т./ Под. Общей ред. АС.Прангишвили и др. Тбилиси, 1978. - Т.2. - С. 583-590.

13. Арановский М.Г. Сознательное и бессознательное в творческом процессе композитора. II Вопросы музыкального стиля. Сборник статей. Л. 1978. - С. 140-156.

14. Арчажникова Л.Г. Проблема взаимосвязи музыкально-слуховых представлений и музыкально-двигательных навыков (В процессе обучения игре на фортепиано в общеобразовательной школе): Автореф. канд. дис. М., 1971. 22 с.

15. Арчажникова Л.Г. Личностный подход к профессии учителя музыки. II Методологические проблемы музыкальной педагогики. Материалы межреспубликанской научно-практической конференции / Отв. ред. Э.Б.Абдуллин, Т.А.Осипенкова. М., 1991. - С. 28-31.

16. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. Д.,1973.- 131 с.

17. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Кн. 1-2. JI., 1963. - 378 с.

18. Асафьев Б.В. Симфонические этюды. 2-е изд. JL, 1970. - 262 с.

19. Аскерова С.М.кызы. Формирование творческого воображения младших школьников в процессе музыкально-исполнительской деятельности: Автореф. канд. дис.-М., 1986.- 16 с.

20. Асмолов А.Г. Знаем ли мы себя? М., 1989. - 41 с.

21. Белобородова В.К., Ригина Г.С., Куликова Н.Ф. Музыка в подготовительном и первом классах: Пособие для учителей / Под ред. Г.С. Ригиной. М., 1983. - 158 с.

22. Бердяев Н.А. Кризис искусства. М., 1990. - 48 с.

23. Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. В 2-х т. М., 1994., -Т. 1. - 542 с.

24. Библер B.C. Мышление как творчество (введение в логику мысленного диалога).1. М., 1975. 400 с.

25. Бирюков С.Н. Обаяние импровизации. // Музыкальный современник. Сборник статей. Вып. 5. - М„ 1984. - С. 134-150.

26. Благинина Т.И. Подготовка будущего учителя музыки к художественному анализу музыкального произведения на уроке: Автореф. канд. дис. М., 1995. - 16 с.

27. Блинова М.П. Некоторые вопросы музыкального воспитания школьников в свете учения о высшей нервной деятельности: Пособие для учителей пения. M.-JL, 1964. -104 с.

28. Блок А.А. Об искусстве. М., 1980. - 502 с.

29. Блохина Л.П. Роль модуляций частоты основного тона в акустическом выражении эмоциональных состояний. II Возможности судебной видеофонографической экспертизы. Сборник научных трудов./ Отв. ред. Н.П.Майлис. М., 1989. - 167 с.

30. Богин Г.И. Схемы действий читателя при понимании текста: Учебное пособие. -Калинин, 1989. 70 с.

31. Бонфельд М.Ш. Формирование музыкальной культуры в спецкурсе Эстетика музыкальной речи. II Музыкальная культура и личность. Межвузовский сборник научных трудов. Владимир, 1987. - С. 43-50.

32. Боровиков Л.И. Формирование интереса к музыкальному фольклору у первоклассников: Автореф. канд. дис. М., 1986. - 17 с.

33. Брушлинский А.В. Психология мышления и кибернетика. М., 1970. - 189 с.

34. Брушлинский А.В. Взаимосвязь процессуального и личностного аспектов мышления. II Мышление: процесс, деятельность, общение. Сборник статей / Отв. ред. А.В.Брушлинский.- М., 1982. С.6-57.

35. Бугрименко Е.А. Переходные формы знакового опосредствования в обучении 6-летних детей. II Вопросы психологии № 1. - 1994. - С. 54-60.

36. Булыго К.М. Повышение эффективности проблемных ситуаций в учебной деятельности музыканта: Автореф. канд. дис. М., 1983. - 16 с.

37. Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. М., 1989. - 304 с.

38. Бурьянек Й.К. К историческому развитию теории музыкального мышления. II Проблемы музыкального мышления. Сборник статей / Под ред. М.Г.Арановского. М., 1974. - С. 29-58.

39. Валькова В.К. К вопросу о понятии ^музыкальная тема? II Музыкальное искусство и наука. Сборник статей / Ред.-сост. Е.В.Назайкинский. Вып. 3. - М., 1978. - С. 168-190.

40. Васина -Гроссман В.В. Вокальные миниатюры Антона Веберна. II Музыкальный современник. Сборник статей. Вып. 5. - М., 1984. - С. 273-287.

41. Веберн А. Лекции о музыке. Письма. -М., 1975. 140 с.

42. Вейс П.Ф. О методике ритмического воспитания в первом классе общеобразовательной школы. II Вопросы методики музыкального развития детей. Сборник статей. М., 1975. С. 3-49.

43. Вейс П.Ф. О трех сторонах творческого музыкального мышления детей. И Развитие музыкального слуха, певческого голоса и музыкально-творческих способностей учащихся общеобразовательной школы. Тезисы VI научной конференции М., 1982. С 245-247.

44. Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. М., 1982. - 336 с.

45. Вендрова Т.Е. Интонационное учение Б.В.Асафьева как одна из основ новой программы по музыке для общеобразовательной школы: Автореф. канд. дис. М., 1981,- 16 с.

46. Вертгеймер М. Продуктивное мышление. / Пер. с англ. В.ПЗинченко. -М., 1987. -335 с.

47. Ветлугина Н.А. Возраст и музыкальная восприимчивость. И Восприятие музыки Сборник статей / Ред.-сост. В.Н.Максимов. М., 1980. - С. 229-243.

48. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. М., 1968. - 415 с.

49. Виноградов Л.В. Раскрыть музыку в ее целостности. II Искусство в школе. № 2. - 1994. - С. 20-26.

50. Возможности судебной видеофонографической экспертизы. Сборник научных трудов./ Отв. ред. Н.П.Майлис. М., 1989. - 167 с.

51. Возрастная и педагогическая психология: Тексты / Сост. и коммент. Шуаре Марта О. М., 1992. - 272 с.

52. Восприятие музыки. Сборник статей / Ред.-сост. В.Н.Максимов. М., 1980. - 256 с.

53. Воловикова М.И. Мышление как процесс и познавательная мотивация. II Мышление: процесс, деятельность, общение. Сборник статей / Отв. ред.

54. А.В.Брушлинский,- М., 1982. С.50-79.

55. Вопросы музыкального стиля. Сборник статей Л. 1978. - 176 с.

56. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1991. - 92 с.

57. Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1986. - 354 с.

58. Высоцкая М.С. К исследованию современного художественного мышления (на материале жанров симфонии и оперы 60-80-х годов): Автореф. канд. дис. М., 1996. -24 с.

59. Гальперин П.Я. Введение в психологию. М., 1976. - 150 с.

60. Гальперин П.Я. К исследованию интеллектуального развития ребенка. II Возрастная и педагогическая психология: Тексты / Сост. и коммент. Шуаре Марта О. М., 1992.-С. 96-108.

61. Гальперин П.Я., Запорожец А.В. Эльконин Б.Д. Проблемы формирования знаний и умений у школьников и новые методы обучения в школе. // Возрастная и педагогическая психология: Тексты / Сост. и коммент. Шуаре Марта О. М., 1992. - С. 230-242.

62. Гарипова Н.М. Формирование интонационного восприятия музыки в эстетическом воспитании как системе: Автореф. канд. дис. М., 1990. - 17 с.

63. Гаспаров Б.М. О некоторых принципах структурного анализа музыки. II Проблемы музыкального мышления. Сборник статей / Под ред. М.Г.Арановского. М., 1974. - С. 129-152.

64. Герасимов С.В. Познавательная активность и понимание. II Вопросы психологии -№3. 1994. -С.88-93.

65. Головинский Г.Н. О вариантности восприятия музыкального образа. II Восприятие музыки Сборник статей / Ред.-сост. В.Н.Максимов. М., 1980. - С. 127-140.

66. Горюнова JI.B. Развитие музыкального восприятия у подростков: Автореф. канд. дис.-М., 1970.-21 с.

67. Горюнова JI.B., Школяр JI.B. Развитие художественно-образного мышления детей на уроках музыки. II Музыка в школе. № 1. - 1991. - С. 30-36.

68. Горюхина Н.А. Вопросы теории музыкальных форм. II Проблемы музыкальной науки Сборник статей. Вып. 3. М., 1975. С. 3-16.

69. Горюхина Н. А. Музыкальное становление. Методика анализа. II Музыкальное мышление: Проблемы анализа и моделирования. Сборник научных трудов, Киев., 1988.-С. 3-10

70. Горюхина Н.А. Обобщение как элемент художественного мышления. II Музыкальное мышление: сущность, категории, аспекты исследования. Сборник статей / Отв. ред. И.Ляшенко. Киев, 1989. - С. 47-54.

71. Готсдинер АЛ. Музыкальная психология. М., 1993. - 190 с.

72. Готсдинер A.JI. О стадиях формирования музыкального восприятия. II Проблемы музыкального мышления. Сборник статей / Под ред. М.Г.Арановского. М., 1974. - С. 230-251.

73. Гродзенская НЛ. Школьники слушают музыку. М., 1969. - 77 с.

74. Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю.И. Образование личности: Пособие для преподавателей. М., 1994. - 134 с.

75. Давыдов В.В., Маркова А.К. Концепция учебной деятельности школьников. II Возрастная и педагогическая психология: Тексты / Сост. и коммент. Шуаре Марта О. М., 1992. - С. 243-259.

76. Давыдов В.В., Маркова А.К. Развитие мышления в школьном возрасте. II Возрастная и педагогическая психология: Тексты / Сост. и комменг. Шуаре Марта О. М., 1992.-С. 132-147.

77. Дельгадо X. Мозг и сознание. М., 1971. - 264 с.

78. Джинджихашвили Н.Я. К вопросу о психической необходимости искусства. // Бессознательное. Природа, функции, методы исследования: в 4-х т./ Под общ. ред. А.С.Прангишвили и др. Тбилиси, 1978. - Т.2. - С. 493-503.

79. Дубровский Д.И. Психика и мозг: результаты и перспективы исследований. II Мозг и сознание. Сборник статей-М., 1990-С. 2-31.

80. Дыс Л.Б. Музыкальное мышление как объект исследования. II Музыкальное мышление: сущность, категории, аспекты исследования. Сборник статей / Отв. ред. КЛяшенко. Киев, 1989. - С. 35-44.

81. Дябло Т.В. Активизация разносторонней музыкальной деятельности и музыкального развития первоклассников: Автореф. канд. дис. М., 1978. - 14 с.

82. Есенгазиева Б.О. Взаимосвязь психологических и логических характеристик мышления. II Мышление: процесс, деятельность, общение. Сборник статей / Отв. ред.

83. А.В.Брушлинский,- М., 1982. С.80-138.

84. Еременко Т.В. Некоторые вопросы развития восприятия музыкального образа в процессе слушания музыки на уроках пения в начальной школе: Автореф. канд. дис. -М., 1971.-16 с.

85. Ерчак Н.Т. Особенности понимания художественного текста взрослыми и детьми. II Вопросы психологии № 2. - 1994. - С. 82-87.

86. Заринь Д.В. Формирование музыкально-творческой активности младших школьников в процессе обучения игре на фортепиано: Автореф. канд. дис. М., 1986. -20 с.

87. Зейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии. М., 1982. - 126 с.

88. Земцовский И.И. Семасиология музыкального фольклора. II Проблемы музыкального мышления. Сборник статей / Под ред. М.Г.Арановского. М., 1974. - С. 177-206.

89. Златоустова JI.B. Кедрова Г.Е., Хитина М.В. Принципы распознавания эмоциональных состояний по комплексу фонетических признаков. II Возможности судебной видеофонографической экспертизы. Сборник научных трудов./ Отв. ред. Н.П.Майлис. -М„ 1989. 167 с.

90. Иваницкий А.М. Сознание: критерии и возможные механизмы. II Наука и разум. Сборник статей. М., 1994. С. 113-120.

91. Иванова Л.Г. Пути использования образов в решении задач. II Самосознание, речь и мышление. Сборник статей / Отв. Ред. М.М.Муканов. Вып. 11. - Алма-Ата, 1981. -С. 29-42.

92. Кадцын Л.М. Переживания в процессе слухового восприятия музыкальных произведений. // Музыкальное мышление: Проблемы анализа и моделирования. Сборник научных трудов. Киев., 1988.-С. 104-110.

93. Карпова Е.Ф. Взаимодействие логического и эмоционального действенный метод активизации музыкально-слухового самоконтроля. II Методы активизации музыкального воспитания. Сборник статей / Отв. ред. Г.В.Яковлев. -Вьш.2. -Саратов, 1975. - С. 22-30.

94. Карцева С.А. Роль знаний в развитии музыкального восприятия младших школьников: Автореф. канд. дис Л., 1969. - 19 с.

95. Кевишас И.И. Формирование логического запоминания в процессе музыкального обучения младших школьников: Автореф. канд. дис. М., 1978. - 16 с.

96. Кечхуашвили Г.Н. Музыка и фиксированная установка. II Бессознательное. Природа, функции, методы исследования: в 4-х т./ Под общ. ред. А.С.Прангишвили и др. Тбилиси, 1978. - Т.2. - С. 571-574.

97. Кирнарская Д.К. Музыкально-языковая способность как компонент музыкальной одаренности: Автореф. канд. дис Л., 1989. - 23 с.

98. Кияновская Л.А. Функции программности в восприятии программного произведения: Автореф. канд. дис.- Л, 1985. 24 с.

99. Козлова Э.В. Метод сравнения и его практическое применение на уроке музыки в школе. II Методы активизации музыкального воспитания. Сборник статей / Отв. ред. Г.В.Яковлев. Вып. 2,- Саратов, 1975. - С. 74-78.

100. Корсунская М.Л. Музыка С.С.Прокофьева как средство эстетического воспитания в начальной школе: Автореф. канд. дис М., 1975. - 30 с.

101. Костина Н.И. Формирование эстетики межличностных отношений у детей младшего школьного возраста. II Воспитание младших школьников в процессе внеклассной и учебной деятельности Сборник научных трудов. -М., 1980. С. 58-63.

102. Костюк А.Г. О мелодической ориентации музыкального восприятия. II Восприятие музыки Сборник статей / Ред.-сост. В.Н.Максимов. М., 1980. - С. 112-126.

103. Котик М.А. Новый метод экспериментальной оценки отношений людей к волнующим их событиям. II Вопросы психологии № 1. - 1994. - С. 96-101.

104. Котляревский И.Г. К вопросу о понятийности музыкального мышления. II Музыкальное мышление: сущность, категории, аспекты исследования. Сборник статей / Отв. ред. И.Ляшенко. Киев, 1989. - С. 28-34.

105. Коул М. Культурные механизмы развития. // Вопросы психологии № 3. - 1995. -С. 5-20.

106. Куприянова JUL Активизация творческой деятельности младших школьников при освоении музыкального фольклора: Автореф. канд. дис. М., 1990. - 16 с.

107. Лебедева Г .К. Проблема утомляемости и пути сохранения устойчивой работоспособности учащихся на уроках музыки в начальной школе: Автореф. канд. дис М., 1981. - 16 с.

108. Ломанов М.А. Элементы симметрии в музыке. II Музыкальное искусство и наука. Сборник статей / Ред.-сост. Е.В.Назайкинский. Вып. 1. - М., 1970. - С. 136-165.

109. Лосев А.Ф. Эстетика возрождения. М., 1982. - 624 с.

110. Лысина Н.И. Принципы взаимодействия музыки и литературы в процессе формирования интересов старших школьников: Автореф. канд. дис М., 1982. - 19 с.

111. Ляшенко И.Г. Целеполагание и деятельность музыкального мышления. II Музыкальное мышление: сущность, категории, аспекты исследования. Сборник статей / Отв. ред. И. Ляшенко. Киев, 1989. - С. 9-18.

112. Мазепус В.В, Цеханский В.А. Модели художественной рефлексии, инициируемой взаимодействием с ЭВМ. II Музыкальное мышление: сущность, категории, аспекты исследования. Сборник статей / Отв. ред. И.Ляшенко. Киев, 1989. - С. 173-178.

113. Максимов В.Н. Анализ ситуации художественного восприятия. II Восприятие музыки Сборник статей / Под. ред. В.Н.Максимова. М., 1980. - С. 54-90.

114. Матонис В.К. Музыкально-эстетическое воспитание личности. Л., 1988. - 86 с.

115. Медушевский В.В. К проблеме сущности, эволюции и типологии музыкальных стилей. II Музыкальный современник. Сборник статей. Вып. 5. - М., 1984. - С. 5-17.

116. Медушевский В.В. Музыкальная педагогика: озариться ли ей солнцем смысла? И Методологические проблемы музыкальной педагогики Материалы межреспубликанской научно-практической конференции / Отв. ред. Э.Б.Абдуллин, Т.АОсипенкова. -М., 1991,- С. 14-18.

117. Медушевский В.В. Музыкальное мышление и логос жизни. II Музыкальное мышление: сущность, категории, аспекты исследования. Сборник статей / Отв. ред. ИЛяшенко. Киев, 1989. - С. 18-28.

118. Медушевский В.В. Музыковедение. II Спутник учителя музыки. Учебное издание / Сост. Т.В.Челышева. М., 1993. - С. 63-125.

119. Медушевский В.В. О содержании понятия «адекватное восприятие». // Восприятие музыки Сборник статей / Ред.-сост. В.Н.Максимов. М., 1980. - С. 141-155.

120. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М., 1976. - 253 с.

121. Медушевский В.В. Строение музыкального произведения всвязи с его направленностью на слушателя: Автореф. канд. дис. М., 1970. - 24 с.

122. Медушевский В.В. Интонационная форма музыки.- М., 1993. 262 с.

123. Методологические проблемы музыкальной педагогики. // Материалы межреспубликанской научно-практической конференции/ Отв. ред. Э.Б.Абдуллин, Т.АОсипенкова. -М., 1991. 125 с.

124. Мешкова Т.А. Природа межиндивидуальныехразличий темповых характеристик у детей 7-8 лет. II Вопрсы психологии. № 1. - 1994. - С. 130-139.

125. Милка А.Г. О психологических предпосылках функциональности в музыке. II Бессознательное. Природа, функции, методы исследования: в 4-х т./ Под общ. ред. АС.Прангишвили и др. Тбилиси, 1978. - Т.2. - С. 575-582.

126. Мирецкая В.Г. Совершенствование восприятия художественного образа подростками на уроках музыки и литературы: Автореф. канд. дис. -М., 1984. 18 с.

127. Михайлова Г.А. Функции музыкальной стилизации. II Музыкальная культура и личность. Межвузовский сборник научных трудов. Владимир, 1987. - С. 50-58.

128. Музыка в начальной школе: Пособие для учителей / Под ред. Д.Б.Кабалевского. -М., 1980. 142 с.

129. Музыкальное искусство и наука. Сборник статей / Ред.-сост. Е.В.Назайкинский. -Вып. 1.-М., 1970.-220 с.

130. Музыкальное искусство и наука. Сборник статей / Ред.-сост. Е.В.Назайкинский -Вып. З.-М., 1978.-230 с.

131. Музыкальное мышление: Проблемы анализа и моделирования. Сборник научных трудов. Киев., 1988. - 112 с.

132. Музыкальное мышление: сущность, категории, аспекты исследования. Сборник статей / Отв. ред. И.Ляшенко. Киев, 1989. - 181 с.

133. Музыкальное образование и подготовка учителя музыки: взгляд в XXI век. // Материалы Ш международной научно-практической конференции /Отв. ред. Э.Б.Абдуллин, Е.В.Николаева. М., 1996. - 135 с.

134. Мурзина Е.И. Историческое развитие народно-песенной традиции в аспекте фольклорного мышления. II Музыкальное мышление: сущность, категории, аспекты исследования. Сборник статей / Отв. ред. И. Ляшенко. Киев, 1989. - С. 105-112.

135. Назайкинский Е.В. Музыкальное восприятие как проблема музыкознания. II Восприятие музыки Сборник статей / Ред.-сост. В.НМаксимов. М., 1980. - С. 91-111.

136. Назайкинский Е.В. Оценочная деятельность при восприятии музыки. //Восприятие музыки Сборник статей / Ред.-сост. В.НМаксимов. М., 1980. - С. 195-228.

137. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. М., 1972. - 383 с.

138. Налимов В.В. Вероятностная модель языка. М., 1974. - 272 с.

139. Налимов В.В. Непрерывность против дискретности в языке и мышлении.1. Тбилиси, 1978. 84 с.

140. Налимов В.В. Спонтанность сознания: вероятностная теория смыслов и смысловая архитектоника личности. -М., 1989. 288 с.

141. Наэм Дж. Психология и психиатрия в США. М., 1984. - 300 с.

142. Никульшин В.Я. Роль поэтического текста в восприятии школьниками инструментальной музыки. II Художественное воспитание учащихся: XXIX Герценовские чтения. Сборник научных докладов. / Науч. ред. М.А.Верб. Л., 1976. - С. 28-30.

143. Новоселова Ю.Б. Наглядно-иллюстативный метод в преподавании музыки: сущность, структура, пути совершенствования: Автореф. канд. дис. М., 1988. - 16с.

144. Орлов А.Б. Онтопсихология: основные идеи, цели, понятия и методы. II Вопросы психологии № 3. - 1994. - С. 151-154.

145. Орлов Г.А. Время и пространство музыки. II Проблемы музыкальной науки Сборник статей / Ред. колл. Г.А.Орлов и др. Вып. 1- М., 1972. - С. 358-394.

146. Остроменский В.Д. Восприятие музыки как педагогическая проблема. Киев, 1975.- 199 с.

147. Очеретовская Н.Ф. Содержание и форма в музыке. Л., 1985. - 112 с.

148. Панкевич Г.П. Проблемы анализа пространственно-временной организации музыки. II Музыкальное искусство и наука. Сборник статей / Ред.-сост. Е.В.Назайкинский- Вып. 3. М., 1978. - С. 124-144.

149. Папуш МЛ. Элементы учения о мелодии. II Музыкальное искусство и наука. Сборник статей / Ред.-сост. Е.В.Назайкинский Вып. 3. - М., 1978. - С. 145-167.

150. Петренко В.Ф. Психосемантика сознания. М., 1988. - 208 с.

151. Петриков С.М. Текстуальное музыкальное мышление. Бийск, 1993. - 626 с.

152. Петрушин В.И. Музыкальная психология: Пособие для уч-ся и студ-в сред, и высш. муз. учеб. заведений М., 1994. - 303 с.

153. Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия как средство гармонизации личности. II Методологические проблемы музыкальной педагогики Материалы межреспубликанской научно-практической конференции / Отв. ред. Э.Б.Абдуллин, Т.А.Осипенкова. -М„ 1991. С. 45-48.

154. Петухов В.В. Психология мышления: Учеб.-метод. пособие. М., 1987. - 90 с.

155. Пиличаускас А.А. Вопросы музыкального развития учащихся в процессе элементарного музицирования: Автореф. канд. дис Вильнюс, 1973. - 28 с.

156. Пиличаускас А.А. Познание музыки как педагогическая проблема. М., 1991. - 43 с.

157. Покровский Д.Б. Фольклор и музыкальное восприятие. И Восприятие музыки Сборник статей / Ред.-сост. В.Н.Максимов. М., 1980. - С. 244-255.

158. Поливанова К.Н. Психологический анализ кризисов возрастного развития. II Вопросы психологии № 1. - 1994. - С. 61-70.

159. Пономарев Я. А Знания, мышление и умственное развитие. М., 1967. - 264 с.

160. Потебня А.А. Мысль и язык Киев, 1926. - 207 с.

161. Проблемы музыкального мышления. Сборник статей / Под ред. М.Г.Арановского. -М., 1974.-336 с.

162. Проблемы музыкальной науки: Сборник статей / Ред. колл. Е.М.Тараканов Вып.3.-М., 1975.-480 с.

163. Проблемы музыкальной науки: Сборник статей / Ред. колл. Е.М.Тараканов Вып.4.-М., 1979.-344 е.

164. Программы средней общеобразовательной школы. «Музыка» 1-3 классы трехлетней начальной школы. Учебное издание / Науч. рук-ль Д.Б.Кабалевский. М., 1988. - 160 с.

165. Притыкина О.К. Категория времени в эстетике Стравинского. II Вопросы музыкального стиля. Сборник статей. Л. 1978. - С. 39-57.

166. Психическое развитие младших школьников: Экспериментальное психологическое исследование / Под ред. Давыдова В.В. М., 1990. - 160 с.

167. Пясковский И.И. К проблеме историко-стилевой эволюции музыкального мышления. II Музыкальное мышление: сущность, категории, аспекты исследования. Сборник статей / Отв. ред. И.Ляшенко. Киев, 1989. - С. 141-152.

168. Pare Ю.Н., Назайкинский Е.В. О художественных возможностях синтеза музыки и цвета. И Музыкальное искусство и наука. Сборник статей / Ред.-сост. Е.В.Назайкинский. Вьш. 1. - М., 1970. - С. 166-189.

169. Ражников В.Г. Психолого-педагогическая модель музыкальной культуры. М., 1993. - 134 с.

170. Ражников В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике. 2-е изд. испр. М., 1994. - 141 с.

171. Развитие музыкального слуха, певческого голоса и музыкально-творческих способностей учащихся общеобразовательной школы. // Тезисы VI научной конференции / Под. ред. Ю.Б.Алиева и др.- М., 1982. 272 с.

172. Рерих Н.К. Об искусстве. М., 1994. - 128 с.

173. Ройтерштейн М.И. "Микрокосмос" Белы Бартока как школа воспитания ладового слуха. II Музыкальная культура и личность: Межвузовский сборник научных трудов. -Владимир, 1987. С. 34-42.

174. Рождественский Г.Н. Мысли о музыке. М., 1975. - 200 с.

175. Ротенберг B.C. Церебральные механизмы двух компонентов мышления: противоречия, перспективы и новая парадигма. II Мозг и разум. Сборник статей / Отв. ред. Д.И.Дубровский М., 1994. - С. 121-132.

176. Рудь И.Д., Цуккерман И.И. О возможности теоретико-информационного подхода к некоторым проблемам музыкального мышления и восприятия. II Проблемы музыкального мышления. Сборник статей / Под ред. М.Г.Арановского. М., 1974. - С. 207-229.

177. Румер М.А. Вопросы системы обучения пению в 1-4 классах. II Сборник статей /Под ред. М.А.Румер. М., 1960. - 251 с.

178. Румер М.А. Книга по пению: Пособие для учителя 1-го класса. М., 1955. - 72 с.

179. Румер М.А. Музыкальная грамота на основе пения. М., 1927. - 110 с.

180. Савина Е.А. Особенности представлений детей 5-10 лет о душе. II Вопросы психологии №3. - 1995. - С.21-27.

181. Самакаева М.Ю. Развитие восприятия музыки у старшеклассников: Автореф. канд. дис.-М., 1981. 16 с.

182. Самолдина К.А. Роль моторики в музыкальном развитии и воспитании младших школьников: Автореф. канд. дис.-М., 1974. 18 с.

183. Самсонидзе Л.П. О взаимоотношении художественного слова и музыкально-интонационного мышления. II Музыкальное мышление. Проблемы анализа и моделирования. Сборник научных трудов. Киев., 1988. - С. 48-52.

184. Семенов В.Е. Катарсис и антикатарсис: социально-психологический подход к воздействию искусства. II Вопросы психологии № 1. 1994. - С. 110-117.

185. Сепир Э. Язык. Введение в изучение речи. / Пер. с англ. А.М. Сухотина М.-Л., 1934. - 223 с.

186. Серов А.Н. Избранные статьи. II Соч.: в 2-х т. М., 1957. - Т. 1. - 628 с.

187. Собчик Л.Н. Метод цветовых выборов. Модифицированный тест Люшера. II Методы психической диагностики Вьш.2 - М., - 1994. - 87 с.

188. Скребков С.С. Избранные статьи. М. 1980. - 216 с.

189. Сокольская Ж.А. Содержание и основные критерии творческого мышления учителя музыки. II Музыковедческая подготовка школьного учителя: Межвузовский сборник научных трудов. М., 1984. - С.3-16.

190. Соловьев B.C. Философия искусства и литературная критика. -М., 1991. 703 с.

191. Соловьев B.C. Стихотворения. Эстетика. Литературная критика. -М., 1990. -575 с.

192. Соссюр Ф. Курс общей лингвистики. / Пер. с фран. А.М.Сухотина. М., 1933. - 272 с.

193. Сохор А.Н. Воспитательная роль музыки. Л., 1975. - 64 с.

194. Сохор А.Н. Музыка. // Музыкальная энциклопедия: в 6-ти т. М., 1976. - Т.З. - С. 730-751.

195. Сохор А.Н. Социальная обусловленность музыкального мышления и восприятия. II Проблемы музыкального мышления. Сборник статей / Под ред. М.Г.Арановского. -М., 1974. С. 59-74.

196. Спутник учителя музыки. Учебное издание / Сост. Т.В.Челышева. М., 1993. - 240 с.

197. Старобинский С.Л. Теоретические основы слухового анализа музыкальных произведений школьниками-подростками в слушательской деятельности: Автореф. канд. дис. -М., 1995.-27 с.

198. Сгарчеус М.С. Выразительный человек (о внешнем и внутреннем в музыкально-сценическом высказывании). // Музыка. Миф. Бытие. Сборник статей. М., 1995. -С.65-98.

199. Старчеус М.С. Об инвариантных механизмах музыкального восприятия. //Восприятие музыки Сборник статей / Ред.-сост. В.Н.Максимов. М., 1980. - С. 167-177.

200. Стоковский JI. Музыка для всех нас. М., 1963. - 216 с.

201. Судаков В.Ф. Роль интонационного "словаря" в музыкальном воспитании учащихся. // Художественное воспитание учащихся: XXIX Герценовские чтения. Сборник научных докладов. / Науч. ред. М.АВерб. JL, 1976. - С. 24-25.

202. Судаков В.Ф. Формирование у младших школьников культуры восприятия произведений советской музыки: Автореф. канд. дис Л., 1977. - 18 с.

203. Тарасов Г.С. Восприятие музыки как методологическая проблема. // Методологические проблемы музыкальной педагогики Материалы межреспубликанской научно-практической конференции / Отв. ред. Э.Б.Абдуллин, Т.А.Осипенкова. М., 1991. - С. 52-57.

204. Тарасов Г .С. Музыкальная психология. II Спутник учителя музыки Учебное издание / Сост. Т.В.Челышева. -М., 1993. С. 26-62.

205. Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей. М. 1988. - 173 с.

206. Титова Е.П. О системах организации звуковой ткани. II Музыкальное мышление: сущность, категории, аспекты исследования. Сборник статей / Отв. ред. И.Ляшенко. -Киев, 1989.-С. 120-126.

207. Титова Т.Н. О пространственно-временной модели восприятия одноголосия и многоголосия. II Восприятие музыки Сборник статей / Ред.-сост. В.Н.Максимов. М., 1980.-С. 156-166.

208. Тихомиров О.К. Структура мыслительной деятельности человека. -М., 1969. -304 с.

209. Торопова А.В. Диагностика особенностей бессознательного восприятия музыки детьми: Автореф. канд. дис. М., 1995. - 17 с.

210. Труфанов В.Г. О познавательных возможностях первоклассника. II Воспитание младших школьников в процессе внеклассной и учебной деятельности Сборник научных трудов. М., 1980. - С. 63-70.

211. Тюлин Ю.Н. Учение о гармонии. М., 1968. - 82 с.

212. Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки. Тбилиси, 1961. - 241 с.

213. Усачева В.О., Школяр JI.B., Школяр В.А. Программа для 1-3 классов общеобразовательной школы «Музыкальное искусство» М., 1996. - 30 с.

214. Фарбштейн А.А. Музыкальная эстетика и семиотика. II Проблемы музыкального мышления. Сборник статей / Под ред. М.Г.Арановского. М., 1974. - С. 75-89.

215. Фрейд А. Введение в детский психоанализ М., 1991. - 76 с.

216. Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции. / Пер. с нем. Т.В.Барышниковой. М., 1989. - 456 с.

217. Фейдимен.Д., Фрейгер Р. Личность и личностный рост. Вып. 1 - М., 1994. - 83 с.

218. Фромм Э. Искусство любви. Минск, 1990. - 80 с.

219. Холопова В.Н. О прототипах функций музыкальной формы. / Проблемы музыкальной науки. Сборник статей. Вып. 4 М., 1979. - С. 4-22.

220. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер. В.В.Петухова. М., 1981. - 400 с.

221. Хрестоматия по психологии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Сост. В.В.Мироненко; Под ред. А.В. Петровского 2-е изд., перераб и доп. - М., 1987. - 447 с.

222. Цатурян К.А. Педагогические основы освоения учащимися нового музыкального материала: Автореф. канд. дис. М., 1984. - 16 с.

223. Цыпин Г.М. Музыкант и его работа: Проблемы психологии творчества. М., 1988. -Кн 1 -382 с.

224. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения: Пособие для учащихся муз отд. педвузов и консерваторий. М., 1994. - 373 с.

225. Чередниченко Т.В. Музыка в истории культуры: Пособие для ст-в немузыкальных вузов. Вып. 2.-М., 1994. - 175 с.

226. Черноиваненко Н.М. Усвоение знаний средств музыкальной выразительности как основа формирования музыкального восприятия. II Методы активизации музыкального воспитания.Сборник статей Вьш.2 -Саратов, 1975. - С. 104-110.

227. Чиж Г.Л. Память как компонент системы музыкального мышления. II Музыкальное мышление: сущность, категории, аспекты исследования. Сборник статей / Отв. ред. И. Ляшенко. Киев, 1989. - С. 64-68.

228. Чижик И.К. Педагогические аспекты проблемы моделирования музыкального мышления. И Музыкальное мышление: Проблемы анализа и моделирования. Сборник научных трудов. Киев., 1988. - С. 37-42.

229. Чуприкова Н.И., Ротанова Т.А. Связь показателей интеллекта и когнитивной дифференцированности у младших школьников. II Вопросы психологии №3. -1995.-С. 104-114.

230. Шабельников В.К. Одномоментаная (симультанная) категоризация, ее формирование и психологический механизм. II Самосознание, речь и мышление. Сборник статей. / Отв. Ред. М.М.Муканов. Вып. 11.- Алма-Ата, 1981. - С. 3-15.

231. Шацкая В.Н. Музыка в школе. Художественное воспитание средствами музыкального искусства.- М., 1950. 176 с.

232. Шацкая В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. М., 1975. - 200 с.

233. Шеллинг Ф.В. Философия искусства. М., 1966. - 469 с.

234. Шерозия А.Е. Психика, сознание, бессознательное. Тбилиси, 1979. - 171 с.

235. Шехтер М.С. К проблеме свернутых действий. II Психологический журнал,- №1. -1995. С. 19-25.

236. Шлегель А.В. Лекции по изящной литературе и искусству. II Музыкальная эстетика Германии: в 2-х т. М., 1981. - Т. 1. - С.342-352.

237. Шмагина Т.С. Музыка в московских школах:! Сценарии уроков с методическими комментариями: Пособие для учителя. М., 1993. - 128 с.

238. Шульга Т.И. Проблемы волевой регуляции в онтогенезе. // Вопросы психологии -№ 1- 1994.-С. 105-109.

239. Шуман Р. О музыке и музыкантах, собр. ст., т. 1 М.,, 1975.

240. Щедровицкий Г.П. О принципах анализа объективной структуры мыслительной деятельности на основе понятий содержательно-генетической логики. II Вопросы психологии № 2 - 1964. - С. 28-41.

241. Эмоциональные и познавательные характеристики поведения. /Отв. ред. В.АЛабунская. Ростов-на-Дону, 1990. - 176 с.

242. Экспериментальные программы комплексного художественно-творческого развития школьников: 1-8 классы / Отв. ред. Б.П.Юсов. М., 1989. - 150 с.

243. Эриксон Э .Детство и общество. С.-П., 1996. - 187 с.

244. Юнг К.Г. Аналитическая психология. С.-Петербург., 1994. - 136 с.

245. Яворский Б.Л. Статьи. Воспоминания. Переписка. 2-е изд., испр. и доп.// Собр. соч. в 3-х т. М., 1972.-Т. 1.-711с.

246. Якиманская И.С. Требования к программам, ориентирванным на личностное развитие школьников. II Вопросы психологии № 2. - 1994. - С. 66-74.

247. Якобсон П.М. Эмоциональная жизнь школьника: Психологический очерк. 1966. 291 с.