Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Народное искусство как средство эстетического воспитания школьников

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Аристова, Ульяна Викторовна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 1999
Специальность ВАК РФ
 13.00.02
Диссертация по педагогике на тему «Народное искусство как средство эстетического воспитания школьников», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Аристова, Ульяна Викторовна, 1999 год

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ НАРОДНОГО ИСКУССТВА.

1.1. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАРОДНОГО ИСКУССТВА В ПРОЦЕССЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ.

1.2. ВОЗРАСТНЫЕ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПОДРОСТКОВ И ВЛИЯНИЯ НАРОДНОГО ИСКУССТВА НА ФОРМИРОВАНИЕ ИХ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ.

1.3. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИЗУЧЕНИЮ РУССКОГО НАРОДНОГО КОСТЮМА.

1.4. СИСТЕМНО-КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К СОДЕРЖАНИЮ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СРЕДСТВАМИ НАРОДНОГО ИСКУССТВА.

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ.

ГЛАВА 2. РУССКИЙ НАРОДНЫЙ КОСТЮМ В СИСТЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ

ЛИЧНОСТИ.

2.1. РУССКИЙ НАРОДНЫЙ КОСТЮМ КАК СРЕДСТВО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ.

2.2. ТРАДИЦИИ НАРОДНОЙ ОДЕЖДЫ В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ.

2.3. РУССКИЙ НАРОДНЫЙ КОСТЮМ КАК ОБЪЕКТ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

УЧАЩИХСЯ.

2.4. ИЗ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ РУССКОГО НАРОДНОГО

КОСТЮМА.'.

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ.

ГЛАВА 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ ПО

ИЗУЧЕНИЮ РУССКОГО НАРОДНОГО КОСТЮМА.

3.1. СТРУКТУРА СОДЕРЖАНИЯ И МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОГО НАРОДНОГО КОСТЮМА.

3.2. ВЫБОР МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ, ИХ СУЩНОСТЬ И ВОЗМОЖНОСТИ ПРАКТИЧЕСКОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В

ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОГО НАРОДНОГО КОСТЮМА.

3.3. ЭТАПЫ, АНАЛИЗ И РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.

ВЫВОДЫ ПО ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Народное искусство как средство эстетического воспитания школьников"

В настоящее время решение задач гуманизации образования и духовного возрождения общества невозможно без повышения роли эстетического воспитания в учебно-воспитательном процессе современной школы. Общественно-политические изменения, произошедшие за последние годы в нашей стране, выдвинули новые требования к воспитанию и образованию подрастающего поколения. Сегодня обществу необходимы творческие силы, соответствующие изменившимся условиям жизни, которые будут способствовать его дальнейшему развитию и совершенствованию. Поэтому для формирующейся личности особую важность приобретают: готовность к продуктивной творческой деятельности; социальная адаптация; способность легко ориентироваться в решении творческих задач; национальное самосознание. Именно эти качества необходимо формировать в процессе обучения и воспитания школьников. Поэтому активизация внимания к национальным традициям в культуре и искусстве, использование их в процессе эстетического воспитания приобретает особую актуальность.

Эстетическое воспитание создает личность средствами искусства, в том числе народного декоративно-прикладного искусства, которое представляет собой важный фактор нравственно-эмоционального, целостного воздействия на личность. Именно в народном декоративно-прикладном искусстве сохраняется связь времен, историческая память поколений, народное мировоззрение.

Обладая большими познавательными, воспитательными и развивающими возможностями, народное искусство активно участвует в процессе эстетического воспитания и развития личности учащихся.

Систематическое и целенаправленное приобщение детей к народному искусству служит более гармоническому развитию их личности, развивает их эстетические, морально-нравственные качества, формирует эмоционально-ценностное отношение к явлениям действительности, учит понимать и охранять культурное богатство нации. Чем раньше начинается такое приобщение, тем лучше его результат. Т.Я.Шпикалова подчеркивала: «История и жизнь народа, народные идеалы, народный характер находят отражение и в народном и в профессиональном искусстве. Народное чувство мира свойственно народному мастеру и профессиональному художнику. Но основу для восприятия культуры во всей ее полноте и подлинности дает рано начавшееся систематическое общение с искусст-вом».(263;с.220).

Эстетическое воспитание следует рассматривать в непосредственной связи не только с изучением народного искусства. Оно также связано с де-t коративно-творческой деятельностью в области народного художественного творчества. w

Специфика такой деятельности состоит в том, что посредством художественного труда школьники создают красивые и одновременно полезные вещи, развивая таким образом способности к творчеству. Кроме этого школьникам представляется возможность приобрести политехнические навыки по работе со всевозможными инструментами, приспособлениями и материалами.

Организуется такого рода деятельность в школе, которая остается главным звеном всей системы эстетического воспитания, а также в других учреждениях, функционирующих в границах образовательного пространства, для которых активно разрабатываются вариативные программы обучения.

Учебно-воспитательные возможности народного декоративно-прикладного искусства изучались еще в самом начале становления совет-«- ской школы такими педагогами как А.В.Бакушинский, Г.В.Лабунская, В.Е.

Пестель, Е.А.Флерина, Н.П.Сакулина, В.Ф.Шехтель. Особенности образного языка народного искусства усиливают его эстетико-воспитательное воздействие. Все вместе позволяло, по их мнению, развивать эстетическую восприимчивость к явления и предметам окружающего мира.

Вопросы использования народного декоративно-прикладного искусства в обучении школьников рассматривали Т.С.Комарова, Н.П.Сакулина, Н.Б.Халезова, О.С.Молотобарова, Р.А.Бардина,Т.Я.Шпикалова, В.С.Кузин,

A.С.Хворостов, П.В.Лосюк.

Значение народного декоративно-прикладного искусства в эстетическом воспитании отмечали Ю.П.Желтоухов, П.В.Лосюк, Л.Н.Любарская, Ю.В.Максимов, Б.Ф.Сюзева, Т.Я.Шпикалова, А.С.Хворостов,

B.В .Корешков, Т.С.Комарова, Н.П.Сакулина.

Опыт эстетического воспитания в школах, расположенных в местах художественных промыслов, где народное искусство сохранилось в этнографической среде анализировали в своих исследованиях В.А.Барадулин, Ю.Б.Максимова, Л.К.Шевчук.

Вопросы общей и возрастной психологии освещены в трудах Л.С.Выготсокого, П.Я.Гальперина, В.В.Давыдова, Л.В.Занкова, Е.И.Игнатьева, В.А.Крутецкого, А.Н.Леонтьева, Б.Ф.Ломова,

A.Я.Понамарева, П.Н.Ракицкого, Д.В.Эльконина и др.

Наше исследование в педагогическом плане опирается на труды таких ученых и педагогов, как Н.К.Крупская, Э.М.Моносзон,

B.А.Сухомлинский, В.Н.Шацкая, С.Т.Шацкий. А также на дидактические положения Ю.К.Бабанского, И.Д.Зверева, И.Я.Лернера, М.Н.Скаткина, В.В. Краевского.

Разносторонний анализ произведений народного изобразительно-пластического искусства производился П.Г.Богатыревым, НЯ.Богуславской, В.М.Василенко, В.С.Вороновым, М.А.Некрасовой,

Т.М.Разиной, Б.А.Рыбаковым, А.Б.Салтыковым, А.К.Чекаловым. Названные искусствоведы-исследователи рассматривали народное искусство с точки зрения философии и культуры, эстетики и этнографии, изучали его в психологическом, историко-краеведческом, нравственном аспектах.

Общие вопросы теории эстетического воспитания и художественного образования разрабатывались в трудах многих ученых, в том числе Г.В. Беды, ■ В.С.Кузина, Б.Г.Лихачева, Е.Е.Рожкова, Н.Н.Ростовцева, Е.В.Шорохова.

Художественно-эстетическому развитию личности ребенка посвящены работы Д.М.Кабалевского, Б.В.Квятковского, В.А.Космянской, В.С.Мухиной, Б.М.Неменского, А.П.Сидельниковой, В.А.Сухомлинского, Б.М.Теплова, Н.Б.Халезовой, В.Н.Шацкого, Б.П.Юсова.

В последние годы вопросы методики эстетического воспитания и художественного образования подрастающего поколения средствами изобразительного и декоративно-прикладного искусства находят широкое отражение в трудах Н.Н.Ростовцева, Г.В.Беда, В.С.Кузина, Н.П.Сакулиной, Е.В.Шорохова, К.Е.Ералина и других ученых. С точки зрения настоящего исследования нас особенно интересовали диссертационные исследования А.С.Хворостова, Т.Я.Шпикаловой, В.В.Корешкова, В.К.Лебедко, Р.М.Варцава, В.Д.Черкасова.

Но не смотря на наличие большого числа исследований по проблеме эстетического воспитания детей и использования декоративно-прикладного искусства в этом процессе перед образовательными учреждениями стоит проблема поиска путей его дальнейшего совершенствования.

Одним из средств решения этой задачи является использование в обучении и воспитании такого вида народного декоративно-прикладного искусства как русский народный костюм.

Описания русской традиционной и праздничной одежды известны нам из обобщающих трудов дореволюционных ученых по истории России, ее духовный и материальной культуре, народном быте -Н.И.Костомарова, И.Е.Забелина, М.Забылина, А.Н.Афанасьева, П.В.Киреевского, П.В.Шейна, А.В.Терещенко.

В 20 - 30-е годы такие авторы И.Е. Лебедева, Н.П. Гринкова, Д.К. Куфтина изучали материал, порой, декор, орнаментику композиции русского крестьянского костюма ими была разработана типология русской и восточнославянской одежды, выяснялась история возникновения и развития ее отдельных элементов и форм.

Орнаментации крестьянской одежды были посвящены работы таких авторов как В.В.Стасов, В.А.Городцов, Л.А.Динцес, Б.А.Рыбаков, Г.С.Маслова и других, выполненные в разное время. Они рассматривали орнаментальные мотивы в качестве историко-этнографического источника, отражавшего сложность народного сознания. Г.С. Маслова также исследовала роль народно одежды в восточнославянских обычаях и обрядах.

Основные эстетические принципы народного искусства были сформированы В.С.Вороновым. П.Г.Богатырев определил в своих исследованиях функциональную природу народной одежды и представил народный костюм как многофункциональную знаковую систему. М.А.Некрасова исследовала специфику художественного образа в народном творчестве, установила всеобъемлющий принцип ансамблевости в народном искусстве.

Декоративное решение русской женской одежды Х1Х-нач.ХХ вв. изучала И.П.Работнова, Т.Н.Тропина рассматривала русский народный костюм в контексте народной художественной культуры. С.П. Исенко исследовала эстетику русского народного костюма и проблемы его сценического воплощения.

В области моделирования одежды выделяются работы Т.В.Козловой, которая исследовала русский народный костюм с точки зрения использования его конструктивной основы для создания современных конструкций одежды. Ф.М.Пармон предложил систему классификации предметов костюма, его конструкций и рассматривал его как художественно-конструкторский источник в творчестве художников-модельеров. Г.С.Горина также изучалала вопросы использования народных традиций в современном костюме, а Т.К.Стриженова рассмотрела этот вопрос в ходе развития отечественного моделирования

Т.Я.Шпикалова рассматривала участие в педагогическом процессе всего народного искусства как особого типа художественного творчества. В предложенной системе обучения и воспитания наряду с другими видами народного искусства предлагалось знакомить детей с русским народным костюмом.

Отдельные аспекты изучения костюма и использования в обучении художественно-проектной деятельности поднимались в исследованиях Е.В.Плотниковой, Т.В.Гановой, Ю.В.Коваленко, Л.М.Стратоновой, Е.В.Ковешниковой, которые предлагали с его помощью развивать эстетический вкус, дизайнерское и художественное мышление, активизировать творческий поиск обучаемых.

Вместе с тем на сегодняшний день не проводилось отдельного педагогического исследования по вопросу улучшения и совершенствования эстетического воспитания школьников посредством изучения русского народного костюма.

Одновременно в Базисном плане общеобразовательной школы предусмотрены образовательные области «Искусство», «Ознакомление с окружающим миром», «Технология», в составе которой находятся «Изобразительное искусство и художественный труд», «Обязательные занятия, занятия по выбору», «Факультативные занятия, индивидуальные и групповые занятия», каждая из которых включает изучение народного искусства, народного быта, существует необходимость более глубокого ознакомления с искусством народного костюма, как важной части материальной и духовной культуры русского народа. Это особенно актуально в связи с возрастающим интересом общества к истокам национальной культуры и искусства, историческому прошлого своего народа.

Учитывая изложенное, мы считаем, что проблема исследования состоит в поиске дополнительных учебно-воспитательных средств и методов, открывающихся с изучением такого вида народного творчества, как русский народный костюм, повышающих эффективность эстетического воспитания учащихся в процессе изучения народного искусства, что отвечает потребностям социальной и педагогической практики.

Цель исследования. Совершенствование эстетического воспитания и художественного образования учащихся с учетом специфики национального декоративно-прикладного искусства России, в частности русского народного костюма в процессе их художественно-образовательной деятельности.

Объект исследования. Эстетическое воспитание учащихся среднего школьного возраста средствами народного декоративно-прикладного искусства (костюма).

Предметом исследования выступает система отношений и зависимости между занятиями по изучению народного декоративно-прикладного искусства (костюма) и эстетическим воспитание и развитием учащихся.

Гипотеза исследования заключает в себе предположение о том, что эстетическое воспитание учащихся в средней школе и в учреждениях дополнительного образования может быть существенно улучшено, если:

- использовать специфику воспитательных возможностей познавательной и художественно-творческой деятельности школьников, связанной с изучением русской традиционной и праздничной одежды;

- использовать воспитательные и развивающие возможности искусства русского народного костюма как специфического средства эстетического воспитания;

- разработать необходимый методический и дидактический материал по проблеме исследования; то это послужит цели улучшения и совершенствования эстетического воспитания в школах и в других учебных учреждениях (дополнительного образования).

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования необходимым стало решение следующих задач:

Задачи исследования:

- определить возможности использования искусства русского народного костюма в системе эстетического воспитания и художественного образования;

- выявить психолого-педагогические факты, влияющие на улучшение эстетического воспитания в процессе изучения русского народного костюма;

- изучить историю особенности структуры декоративного и художественного решения, различные функции и образный язык русской традиционной и праздничной одежды;

- изучить и обобщить педагогический опыт преподавания вопросов народного декоративно-прикладного искусства, а также народного костюма;

- разработать и научно обосновать методику обучения, состоящую из заданий и упражнений по данной тематике;

- апробировать разработанную программу и экспериментально проверить и проанализировать эффективность предложенной методики в условиях средней школы;

- на основе экспериментальной программы разработать методические рекомендации для преподавателей, занимающихся эстетическим и художественным воспитанием.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовались следующие методы исследования:

- изучение, анализ и обобщение научно-методической и специальной литературы по проблеме исследования;

- изучение нормативной и программно-методической документации;

- обобщение педагогического опыта по существующей проблеме;

- использование методов беседы, анкетирование интервьюирования учащихся, учителей школ и учреждений дополнительного образования;

- длительное педагогическое наблюдение по специально разработанным программам во время выполнения упражнений и заданий;

- анализ продуктов творческой деятельности учащихся (рисунки, зарисовки, эскизы);

- проведение педагогического эксперимента и обработка полученных данных;

Этапы исследования

Исследование проводилось с 1993 по 1999 год в четыре этапа.

На первом этапе (1993-1994 гг.) осуществлялся анализ психолого-педагогической, методической и философской литературы. Проводился поисковый эксперимент, позволивший построить структуру дальнейшего исследования.

Второй этап (1994-1995 гг.) включал в себя продолжение систематического анализа специальной литературы. Происходило изучение опыта преподавания различных аспектов народного декоративно-прикладного искусства в Русской исторической общеобразовательной школе № 167 САО г. Москвы, школах № 645, 656, 218 с целью обобщения исходных теоретических и практических положений преподавания. Продолжалось проведение поискового эксперимента.

На третьем этапе исследования (1995-1997 гг.) были разработаны и экспериментально проверены методы, пути и средства улучшения эстетического воспитания учащихся на занятиях по художественному освоению русского народного костюма, как одного из видов народного декоративно-прикладного искусства.

На четвертом этапе (1997-1999 гг.) обобщались и анализировались полученные данные, происходило написание текста исследования.

Эксперимент проводился на базе учреждения дополнительного образования в Художественной школе САО г. Москвы.

Научная новизна и теоретическая ценность исследования определяется тем, что:

- разработана методика использования в учебно-воспитательном процессе материалов по русскому народному костюму и организации художественно-творческой деятельности, определены приемы, формы, методы работы в соответ вития школьников;

- научно обоснованы требования к планированию и организации занятий по изучению костюма и эстетическому воспитанию учащихся;

- созданы программы, подготовлены методические рекомендации;

- в нем раскрыты воспитательные и развивающие возможности русского народного костюма, входящего в состав народного искусства, как средства эстетического воспитания школьников.

Практическая значимость исследования заключается в:

- разработке и научном обосновании методики обучения, включающей систему заданий и упражнений, обеспечивающей формирование художественного вкуса, творческого отношения к работе, а также положительно влияющую на развитие личности национального самосознания учащихся;

- возможности использования его результатов для повышения эффективности эстетического воспитания учащихся.

Достоверность исследования обеспечена методологией исходных теоретических позиций, достижениями педагогической и психологической наук, искусствознания, культуры, а также разработанной методикой исследования и ее реализацией, адекватной задачам и логическим построением, выводами опытно-экспериментальной работы, проводимой с 1993 по 1999 гг., в которой было задействовано более 160 учащихся школ, 5 учителей школ, соразмерным сочетание качественного и количественного анализа собранных материалов.

Границы исследования.

Охватывают методику преподавания и суть работы школьников по изучению русского народного костюма, ее художественно-образовательную направленность и эстетического воздействия на учащихся в различных формах деятельности.

Апробация исследования. Основные выводы и результаты исследований докладывались и обсуждались на научно-практических конференциях по итогам научно-исследовательской работы МПГУ им. В.И. Ленина (1994 - 1999 гг.), на курсах повышения квалификации учителей 19931999гг. Экспериментальная работа с учащимися по теме исследования проводилась на базе Художественной школы С АО (1993 -1997 гг.).

Текст диссертации включает введение, три главы, заключение, библиографию и иллюстрированное приложение.

Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"

ВЫВОДЫ ПО ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ

Проведенное экспериментальное и теоретическое исследование позволят сделать выводы о том, что:

- предлагаемое к изучению содержание образования может быть использовано для внедрения в учреждениях дополнительного образования, а также школах с этнокультурным компонентом во внеурочное время и фрагментарно - в учебное время с учетом материально-технической и методической базы;

- комплексное использование воспитательных возможностей, скрытых в искусстве русского народного костюма, возможностей познавательной и художественно-творческой деятельности, связанных с его изучением и созданием образцов совершенствует процесс эстетического воспитания и художественного образования учащихся;

- в целях повышения эффективности обучения необходимо соблюдение ряда методических условий, обеспечивающих методическую базу для изучения и создания русского народного костюма в основе которых:

1. соответствие содержания программы обучения требованиям оптимизации, гуманизации интенсификации учебного процесса;

2. материально-техническое оснащение, учитывающее требования программ и специфику работы учащихся;

3. методика принятия оптимальных решений о выборе методов обучения в соответствии с условиями протекания учебного процесса, возможностями учащихся и наличием времени для их использования;

4. соблюдение принципов построения творческого урока, обеспечивающих творческую направленность учебных занятий и способствующее творческому развитию учащихся;

5. личностно-ориентированное взаимодействие преподавателя с учениками на всех этапах усвоения знаний, умений и навыков, постоянный контроль их сформированности, расширение сферы их практического применения;

- в результате анализа учебно-творческих работ учащихся было выявлено, что предложенные упражнения или задания могут быть использованы в разном качестве в зависимости от учебной ситуации: а) как творческая разминка на занятиях, б) для работы с основными понятиями и терминами, в) для микропроверки на понимание основных понятий и терминов, г) для закрепления полученных знаний, умений и навыков, д) для развития творческих способностей, .

- качественное улучшение показателей эстетически воспитанной личности (эстетическое отношение, эстетический вкус и т.д.) происходит за счет формирования и развития положительных качеств личности в соответствии с основными требованиями по воспитанию подрастающего поколения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Предлагаемая концепция изучения и создания русского народного костюма опирается на положения и выводы, сделанные в результате анализа научно-творческих и практических материалов, подтверждающих, что эстетическое воспитание учащихся в средней школе и в учреждениях дополнительного образования становится более эффективным в том случае, когда:

- в полной мере используются воспитательные и развивающие возможности искусства русского народного костюма как специфического средства эстетического воспитания, выражающиеся в его принадлежности к народному искусству, в единстве утилитарных и эстетических качеств, в особенности образного содержания, в традиционных эстетических принципах;

- организуется учебно-творческая деятельность, объектом которой является русский народный костюм. Такая деятельность позволяет решать целый ряд учебно-воспитательных задач, так как через нее школьники получают возможность передать свои впечатления об окружающей действительности с помощью различных художественных материалов;

- в содержание образования включается методический и практический материал, состоящий из теоретического обоснования и системы учебно-творческих заданий по изучению и созданию русского народного костюма.

Результатом анализа психолого-педагогической и специальной литературы, а также наблюдения за творческой деятельностью подростков стало определение научно-теоретических основ эстетического воспитания школьников средствами народного декоративно-прикладного искусства, включающую педагогическое обоснование этого процесса и учет возрастных особенностей психофизического развития личности школьника, как его непосредственного участника.

Содержание образования, направленность и методический уровень занятий по изучению русского народного костюма определялись системно-комплексным подходом и соблюдением дидактических принципов, предъявляемых к любой педагогической деятельности.

Среду основных психолого-педагогических условий, обеспечивающих успешное формирование совокупности личностных качеств в процессе изучения народного декоративно-прикладного искусства были выделены:

- вовлечение подростков в такие виды деятельности по освоению народного искусства, которые будут максимально способствовать его активному личностному развитию;

- организация учебно-воспитательного процесса в соответствии с возрастающими возможностями воспитания, мышления, памяти;

- прикладной характер разнообразных знаний о народном искусстве, который предоставляет возможность использовать их в различных областях деятельности, что помогает поддерживать постоянный интерес к учебе;

- разработка и реализация системы учебно-дидактических мероприятий, направленных на развитие эстетического воспитания творческого мышления исторической памяти, художественного воображения.

В ходе исследования также было определено место русского народного костюма в системе формирования личности. На основании теоретического и практического изучения вопроса мы отмечаем, что изучение этого вида народного декоративно-прикладного искусства развивает эстетический вкус, воспитывает эстетические чувства, способствует развитию чувства меры и цветовой гармонии, воспитывает уважение к труду, расширяет знания в области национальной художественной культуры, прививает любовь к народному творчеству и историческому прошлому своего народа.

Положительный результат от использования этого вида искусства в художественно-творческой деятельности будет зависеть от того, насколько учащиеся:

1. используют традиционные художественно-конструктивные принципы оформления народной одежды и основные принципы народного художественного творчества,

2. знают образную природу народного костюма и средства достижения ее художественной выразительности.

В проведенном исследовании было изучено современное состояние изучения русского народного костюма, определенное базовыми и вариативными программами обучения. На основании этого выделены их достоинства и отдельные недостатки, что позволило разобрать содержание образования и методику преподавания такого вида народного декоративно-прикладного искусства как русский народный костюм, были определены отдельные методические условия, обеспечивающие эффективное протекание учебного процесса. Апробированная программа обучения соответствует общим требованиям к объему знаний и задачам художественного образования и эстетического воспитания, учитывает психофизические особенности учащихся, ее содержание определяет системно-комплексный подход, возможности использования русского народного костюма в качестве средства формирования личности и развития ее творческих способностей, а также тесные связи с национальными художественными традициями и этнопеда-гогикой.

В процессе исследования были экспериментально проверены содержание и структура учебно-творческой деятельности учащихся на занятиях по изучению и созданию русского народного костюма для учреждений дополнительного образования и частично для средних учебных заведений. В его основе лежит соблюдение методических условий, связанных с поэтапной организацией изучения и практического закрепления учебного материала на уровне упражнений и творческих заданий, а также их самостоятельная творческая деятельность, направленная на приобретение знаний, умений и навыков узкоспециального и универсального характера и учитывающих возможности обучаемых.

Проведенное исследование не является исчерпывающим, оно помет послужить основой для дальнейшего развития и совершенствования структуры, содержания, форм и методов организации в системе дополнительного образования и воспитания школьников, связанных с изучением народного декоративно-прикладного искусства как в комплексе, так и отдельных его разновидностей. Необходимо, в частности разобрать подробные методические рекомендации по изучению русского народного костюма применительно к местам его бытования, историческим, краеведческим и художественным традициям, а также по направленному использованию его в нравственном, трудовом и эстетическом воспитании учащихся.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Аристова, Ульяна Викторовна, Москва

1. Агеев В.В. Проблема исследования управления поиском при групповом способе решения учебной задачи/ В сб.: Проблемы формирования творческого мышления учащихся. - Уфа: БашГПИ, 1987. - с.27-29.

2. Акимова Л.А. Декоративный ансамбль народного женского костюма русского Севера (семантические и знаковые аспекты). Автореф. на диссерт. на соиск.уч.степени канд.искусствоведения. М.: 1995. - 25 с.

3. Активизация познавательной деятельности школьников на уроках изобразительного искусства. / Под ред. Б.И.Фоминых. М.: НИИ школ, 1975. -164 с.

4. Актуальность проблемы формирования личности на материале народной культуры. / Межвузовский сборник научных трудов. Шуя.: 1994. - 198 с.

5. Алехин А.Д. Изобразительное искусство. М.: Просвещение, 1984. - 252 с.

6. Алиев Ю.М. Повышение эффективности художественно-творческой деятельности студентов в учебном процессе по композиции. Диссерт. на соиск.уч.степени канд.пед.наук. М.: 1992. - 190 с.

7. Амброз А.К. О символике русской крестьянской вышивки архаического типа. / Сов.археология, 1966, № 1. 87 с.

8. Андреев А.Л. Художественный образ и гносеологическая специфика искусства. Методологические аспекты проблемы. М.: Наука, 1981. - 194 с.

9. Андреева А.Г. Рисование моделей одежды, головных уборов и обуви. М.: КОИЗ, 1960.- 131 е., илл.

10. Ю.Анисимов Н.Н. Основы рисования. М.: Просвещение, 1977. - 167 с.11 .Аникина Н.А. Донской народный костюм: о создании сценического костюма на основе донской народной одежды. Ростов: 1986. - 120 с.

11. Анохин П.К. О творческом процессе с точки зрения физиологии./ Сборник «Художественное творчество». Л.: Наука, 1983. - с. 259-262.

12. Арнхейнм Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Наука, 1977. - 184 с.

13. Астахов И.В. Эстетика. М.: Московский рабочий. 1971. - 440 с.

14. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. Общедидактический аспект. М.: Педагогика, 1977. - 188 с.

15. Баженова А.А. "Русская эстетическая мысль и современность" М.: Знание, 1960. - 144 с.

16. Бакушинский А.В. Исследования и статьи. М.: Советский художник, 1981.-351 с.

17. Бегунова А.И. От кольчуги до мундира. М.: Просвещение, 1993, - 160 с илл.

18. БедаГ.В. Основы изобразительной грамоты. М.: Просвещение, 1989. -192 е., илл.

19. Беловинский Л.В. История русской материальной культуры: Учебное по собие, Часть 1. М.: Издательство МГУК, 1995. - 112 е., илл.

20. Беловинский Л.В. История русской материальной культуры: Учебное по собие, Часть П. М.: Издательство МГУК, 1995. - 112 е., илл.

21. Бескова А.И. Как возможно творческое мышление? М.: РАН ИФ,23.- 196 с.

22. Беспалъко В.П. Теория учебника. Дидактический аспект. М.: Педагогика, 1988. - 160 с.

23. Бланк А.Ф., Фомина З.М. Русская народная одежда и современное платье. М.: Легкая промышленность, 1982, - 176 е., илл.

24. Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства. М.: Искусство, 1971. 287 с.

25. Боголюбов Н.С. Развивающее обучение в изобретательном искусстве. / В сб. науч. трудов: Декоративно-прикладное искусство в системе эстетического воспитания. М.: МПГУ, 1990.

26. Болотина Л.А. Методика кружковой работы: Методические рекомендации для студентов художественно-графических факультетов, педагогических институтов. М.: Прометей МПГУ им.В.И.Ленина, 1990. - 35 с.

27. Борев Ю. Эстетика. М.: Политиздат, 1975. - 133 е., илл.

28. Брыкина Е.К. Творчество детей в работе с различными материалами. -М.: Педагогическое общество России, 1998, 147 с.

29. Быков А.В. Народный костюм Вологодской области. Вологда, Газета, 1990, 50 с.

30. Ванслов В.В. Всестороннее развитие личности и виды искусства. М.: Советский художник, 1966. - 120 с.

31. Вариативные педагогические системы. М.: Центр инноваций в педагогике, 1995.- 162 с.

32. Василенко В.М. Русское прикладное искусство. М.: Искусство, 1977, -464 е., илл.

33. Василенко В.М. Народное искусство. Избранные труды о народном творчестве Х-ХХ вв. М.: Советский художник. 1974. - 249 с.

34. Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству. М.: Просвещение, 1982. - 144 с.

35. Вопросы теории эстетического воспитания. / Под ред. Г.З.Апресяна / -М.: Издательство Московского Университета, 1970. 112 с.

36. Воронов B.C. О крестьянском искусстве. М.: 1972. - 350 с.

37. Выготский JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: Союз, 1997. 96 с.

38. Выготский JI.C. Лекции по психологии . СПб.: Союз, 1997. - 96

39. Выготский Л.С. Психология искусства. / Под ред. М.Г.Ярошевского. -М.: Педагогика, 1987. 341 с.

40. Ганова Т.В. Активизация творческого поиска у учащихся средней школы в процессе создания карнавально-маскарадного костюма. Диссер.на соиск. учен, степени канд. педагог, наук. М.: 1996. - 298 с.

41. Гачев Г.Д. Творчество, жизнь, искусство М.: Дет.лит., 1980. - 143 с.

42. Гавриловец К.В., Казимировская И.И. Работа классного руководителя по нравственному и эстетическому воспитанию школьников (1У-УШ классы). -Минск: Нар. асвета. 1978. 128 с.

43. Гальперин П.Я. К психологии творческого мышления. / Вопросы психологии. 1985, № 5. - с. 20-24.

44. Герчук Ю.Я. Язык и смысл изобразительного искусства. М., РИО Мос-облупрполиграфиздата. 1994 - 176 с.

45. Гильман Р.А. Иголка и нитка в умелых руках. 1993. - 192 е., илл.

46. Гильман Р.А. Педагогическое руководство творческой деятельностью студентов на занятиях по художественному оформлению тканей. Автореф. диссер. на соиск.уч.степени канд.пед.наук. М.: 1986. - 17 с.

47. Годфруа Ж. Что такое психология в 2-х томах, т.2. М.: Мир, 1992.

48. ГордееваВ.И. Русская народная одежда. Альбом. М.: Изобразительное искусство. 1974. - 56 с.

49. Горина Г.С. Моделирование костюма на основе народных традиций. -М.:МТИ. 1978.-21 с.

50. Горина Г.С. Народные традиции в моделировании одежды.- М.: Легкая индустрия. 1981.- 190 е., илл.

51. Горина Г.С. Традиции и модный костюм. М.: ДИ СССР, № 3.1967. - 27 с.

52. Горина Г.С. Народное искусство в моделировании одежды.- М: Легкая индустрия, 1974. -182 с.: илл.

53. Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства: Из опыта работы Кн. для учителя. М.: просвещение. 1991 - 159 е., ил.

54. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников, Учеб.пособие для студентов учеб .заведений. М.: Издательский центр Академия. -1997. - 272 с.

55. Громов Е.С. Природа художественного творчества. М.: Просвещение. 1986. - 249 с.

56. Громыко М.М. Мир русской деревни. М.: Молодая гвардия, 1991. - 451 с.

57. Гуревич А.Я. Ментальность / 50/50. Опыт словаря гвардия. 1991. 451 с.

58. Даниэль С.М. Искусство видеть. Л.: Искусство. Ленинг.отд. 1990. - 224 е., илл.

59. Декоративное искусство в процессе гуманизации образования. Межвузовский сборник научных трудов. М.: Прометей, 1994. - 70 с.

60. Декоративное творчество школьников и художественные народные промыслы / Под ред. Т.Я.Шпикаловой. М.: 1973. - 95 с.

61. Дидактика современной школы. Некоторые проблемы современной дидактики. / Под ред. М.Н.Скаткина. М.:Просвещение, 1982. - 319 с.

62. Дмитриева Н.А. Загадки мира моды: Очерки о культуре моды. Д.: Сталкер, 1998. - 464 е., илл.

63. Добрых рук мастерство. / Сост. И.Я.Богуславская Ленинградское отделение изд-ва Искусства, 1976. - 212 с.

64. Егоров А. Проблема эстетики М.: Советский писатель, 1974. - 397 с.

65. Ермаш Г.А. Искусство как мышление. М.: Искусство, 1982. - 277 с.

66. Ермолаева-Томина Л.Б. Проблема творческих способностей детей ( по материалам зарубежных исследований). / Вопросы психологии. № 5 - 1975. - с. 165-176.

67. Ершова М.А. Художественно-эстетическое воспитание школьников в кружках по художественной обработке текстильных и войлочных материалов. Диссер. на соиск.уч.степени канд.пед.наук. М.: 1988. - 189 с.

68. Ефремичева Н.В. Формирование и развитие творческих способностей школьников на занятиях по художественной обработке волокнистых материалов. Диссер. на соиск.уч.степени канд.пед.наук. М.: 1995. - 230 с.

69. Жердев Е.В. Художественное осмысление объекта дизайна. М.: Изд-во АЦТОПАН, 1993. - 132 с.

70. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. М.: Просвещение, 1967. - 228 с.

71. Изергина Н.Э. Методы активизации пространственного воображения младших школьников на уроках изобразительного искусства и художественного труда. Автореф.диссер. на соиск.уч.степени канд.пед.наук. М.: 1994. - 16 с.

72. Изобразительное искусство и художественный труд: 1-1У кл. кн. для учителя / Б.М.Неменский, Н.Н.Фомина и др. М.: Просвещение, 1991.-192 е., илл.

73. Изобразительное искусство и художественный труд У-УШ классы. Кн.для учителя / Н.Н.Фомина, А.А.Дмитриева, Н.А.Гореева и др. Сост. Н.Н.Фомина. М.: Просвещение АО Учебная литература, 1995 - 272 е., илл.

74. Ильницкая И.А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке. М. Знание, 1985. - 80 с.

75. Исенко С.П. Эстетика русского народного костюма и проблема его современного сценического воплощения Диссер.на соиск. уч. степени канд. наук искусствоведения. М.: 1993. - с.

76. Искусство и творческая деятельность / Отв. ред. В.И.Мазена. Киев: Наукова думка. - 1979. - 314 с.

77. Искусство и эстетическое воспитание молодежи. / Под ред. В.Г.Кисунько. М.: Наука, 1981. - 335 с.

78. Искусство и школа. / Сост. А.К.Василевский. М.: Просвещение 1981. -223 с.93 .Искусство художественных промыслов на современном этапе. / Сб.наус.тр.НИИЗМ отв.ред. Т.М.Разина. М.: 1982. - 173 с.94 .Исследование проблем психологии творчества. / Под ред.

79. A.Я.Пономарева. М.: Наука, 1983. - 336 с.

80. Карпов П.И. Бытовое эмоциональное творчество в древнерусском искусстве. М.: Государственный исторический музей, 1928. - 112 с.

81. Каплан Н.И., Метлянская Т.Б. Народные художественные промыслы. -М.: Высш.школа. 1980. 176 с. илл.

82. КирееваЕ.В. История костюма. М.: Просвещение. 1976. - 176 е., илл.

83. Кирнос Д.И. Индивидуальность и творческое мышление. М.: 1992. - 176 с. 99 .Кирсанова P.M. Костюм в русской художественной культуре 18 - первой половины 20 вв.: Опыт энциклопедии. / Под ред. Морозовой Т.С.,

84. B.Д.Синюкова. -М.: Большая Российская энциклопедия, 1995. 383 е.: илл.

85. Климова Н.Т. Русский народный женский костюм Горьковской области XIX XX вв. / В сб.

86. Ключевский В.О. Курс русской истории. / Соч. в 9 т. М.: 1987. Т.1, с. 83-84.

87. Козлов В.Н. основы художественного оформления текстильных изделий. М.: Легкая и пищевая промышленность, 1981. 264 е., илл.103 .Козлова Т.В. Культура современного костюма. М.: Легкая индустрия, 1977. - 143 с.

88. Козлова Т.В. Основная терминология в теории костюма. М.: 1979.

89. Комарова Т.С., Савенков А.И. Коллективное творчество детей. М.: Российское педагогическое агентство. 1998. - 106 е., илл. Юб.Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования. - М.: АО Столетие. 1994. 144 с.

90. Кон И.С. Технология старшеклассника. М.: Просвещение. 1982. - 205 с.

91. Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры: Учеб. пособие. -М.: Аспект Пресс. 1997. 687 с.

92. Копович А. А. Театрализованные праздники и обряды в СССР М.: Высш.школа, 1990. 208 е., илл.

93. ПО.Копцева Т.А. Изобразительное искусство и мир интересов человека. -М.: Центр ХКЛ, 1994. 140 с.

94. Корешков В.В Диалектическое единство и взаимодействие содержания и формы в искусстве. / В ст.науч.тр. Декоративно-прикладное искусство в системе эстетического воспитания. М.: МПГУ им. В.И.Ленина. 1990. - с. 78-91.

95. Корешков В.В. Формирование личности учащегося в процессе декоративной деятельности по художественно-эстетической организации среды./ Диссер. на соиск.уч.степени доктора пед.наук. М.: 1994. - 311 с.

96. Корешков В.В. Формирование личности в процессе декоративной деятельности. /В сб. науч.тр. Декоративное искусство в процессе гуманизации образования.- М.: Прометей МПГУ им. В.И.Ленина. 1995. с. 3-7.

97. Королева И.А., Преферансова М.Ф. Давай учиться рисовать. М.: ЗНЧИ. 1993. - 72 с.

98. Короткова М.Р. Путешествие в историю русского быта. М.: Русское слово. 1998. - 256 е., илл.

99. Косарева Е.А. Художественно-графический эскиз в моделировании одежды. / Уч.пособие. Л.: Инженерно-строительный институт. 1978.-81е., илл.

100. Костомаров Н.И. Домашняя жизнь и нравы великорусского народа. -М.: Экономика. 400 с.

101. Катханова Ю.Ф. Развитие творческих способностей школьников и студентов художественно- графического факультета в гражданской деятельности. / М.: 1994. - 34 с.

102. Краткий педагогический словарь пропагандиста. / Сост. М.Н.Комчанова и В.С.Сурков.- М.: 1994. 34 с.

103. КрюковаИ. О природе декоративного искусства. / В сб. Советское декоративное искусство 73/74 сост. М.С.Степанец. М.: Советский художник. - 1975.- 154 с.

104. Кузин B.C. Основы обучения изобразительному искусству в школе. -М.: Просвещение. 1987. - 187 е., илл.

105. Кузин B.C. Психология. М.: Высшая школа. 1982. - 256 с, илл.

106. Крутецкий В.А. Психология. М.: Просвещение. 1980. - 305 с.

107. Крутецкий В.А. основы педагогической психологии. М.: Просвещение. 1972. - с.ЗЗ

108. Крутецкий В.А., Лукин Н.С. Психология подростка.- М.: Просвещение. 1965. 169 с.

109. Крутецкий В.А., Лукин Н.С. Психология старшего подростка. М.: Просвещение. 1976. - 303 с.

110. Кутьев В.О. Внеурочная деятельность школьников. М.: Просвещение, 1983.-223 с.

111. Ламанова Н.П. Доклад на 1 Всероссийской конференции по художественной промышленности. 1919 г. М.: Легпромиздат, 1920. - 26 с.

112. Лармин О.В. Искусство и молодежь. М.: Молодая Гвардия, 1980. - 191 с.

113. Лейзеров H.JI. Эстетическое воспитание и нравственное формирование личности. М.: Знание, № 5, 1973. - 48 с.

114. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание. Личность. М.: Политиздат, 1972.- 182 с. .

115. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. - 186 с.

116. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. М.: Прометей, 1993. - 528 с.

117. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников. М.: Просвещение, 1985. - 176 с.

118. Макаренко А.С. О воспитании./ Сост. и авт. вступ.ст. В.С.Хелемендинс. М.6 Политиздат, 1988. - 256 с.

119. Маленко Л.И. Искусство костюма. / Методическое пособие для художников модельеров. Минск: 1983. - 88 е., илл.

120. Малышев Ю. Мысли вслух об эстетическом воспитании. М.: Музыка, 1969.- 137 с.

121. Маслова Г.С. Русская народная вышивка. М.: Просвещение, 1978. -127 е., илл.

122. Маслова Г.С. Народная одежда в восточно- славянских традиционных обычаях и обрядах XIX нач. XX в. - М.: Наука, 1984. - с.

123. Маслоу А. Самоактуализация. / В сб.: Психология личности: Тексты. -Под ред. Ю.Б.Гйнненрейтер. М.: МТУ, 198

124. Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1972 - 208 с.

125. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. М.: Про свещение, 1977. - 239 с.

126. Махмутов М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. М. 1975.-367 с.

127. Мейлах Б.С. Процесс творчества и художественного восприятия. М.: Искусство, 1985. - 318 с.

128. Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности. . М.: Знание, 1981.-96 с.

129. Мерцалова М.Н. История костюма. М.: Искусство, 1972. - 119 с.

130. Мерцалова М.Н. Поэзия народного костюма. М.: Молодая Гвардия, 1988. -222 е., илл.

131. Миловский А.С. Скачи добрый единорог. Очерки. М.: Детская литература, 1982. - 191 с.

132. Моляко В.Д. Психология решения школьниками творческих задач. -Киев: Рад. школа, 1983. 94 с.

133. Морозова М.Г. Традиционный костюм народов Прикамья. М.: Союз-рекламкультура, 1990. - 17 с. илл.

134. Московский региональный учебный базисный план. / Примерные учебные планы общеобразовательных учебных заведений./ /Серия Нормативно-правовое содержание в Москве/ М.: Центр инноваций в педагогике, 1996. -64 с.

135. МухинаВ.С. Возрастная психология, феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ.вузов. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр " Академия", - 456 с.

136. Мухина B.C. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. М.: Педагогика, 1981. - 177 е., илл.

137. Народное искусство в воспитании детей. / Под ред. Т.С.Комаровой. -М.: 1997.-210 с.

138. Народное творчество в эстетическом и нравственном воспитании учащихся. Из опыта работы школ России. / Сост. Коровина В.Я., Кучер Н.И. -М.: Мин-во образования РСФСР. Институт общего образования, 1991. 378 с.

139. Народное искусство и современная культура. Проблема сохранения и развития традиций. / Под ред. М.А.Некрасовой, К.А.Макаровой. М.: 1991 -378 с.

140. Народное искусство России, традиции и стиль. / Отв.ред. С.Г.Жижина. -М.: 1995. 172 с.

141. Народные основы искусства художественных промыслов. / Сб. науч.тр. НИИХП.//Отв.ред. Н.В.Черкасова. М.: НИИХП, 1981. - 126 с.

142. Народные художественные промыслы и современная культура. / Сб.тр. НИИХП под ред. Н.В.Черкасовой. М.: НИИХП, 1980. - 199 с.

143. Некрасов А.И. Народное искусство как проблема коллективного и индивидуального, традиции и новизна./ Проблемы народного искусства. М.: Изобразительное искусство, 1982. - с. 17.

144. Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры. Теория и практика. М.: Изобразительное искусство, 1983. - 334 е., илл.

145. Невзорова Н.К. Формирование у учащихся знаний, умений, навыков по художественно-прикладным видам работ в процессе трудового обучения в 1У-У1 классах. / Диссер. на сосик.уч.степени канд.пед.наук. М.: 1985. -170 с.

146. Неменский Б.М. Культура. Искусство. Образование. Цикл бесед, М.:. Центр ХКО. - 79 с.

147. Неменский Б.М. Мудрость красоты. М.: просвещение, 1987. - 322 е., илл.

148. Некрылова А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища: Конец ХУШ начало XX века - 2-е изд.доп. - JL: Искусство, 1988. -215 с.

149. Никифоров О.И. Исследования по психологии художественного творчества. М.: Изд-во Московского ун-та, 1972. - 153 с.

150. Новые исследования в педагогических науках. М.: Педагогика, 1990. -78 с. / АПН СССР выпуск № 2.

151. Новиков A.M. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении. М.: АПО РАО, 1998. - 136 с.

152. Новоселова C.JI. Развивающая предметная сфера в педагогике, М.: Центр инноваций в педагогике. 1995. - 64 с.170.0всянников М.Ф. Эстетика в прошлом, настоящем и будущем. М.: Просвещение. 1988. - 189 с.

153. В.А.Барадулина и О.В.Танкус 2-е изд. дораб. М.: Просвещение, 1986 -240 е., ил.

154. Пантелеев Г.Н., Максимов Ю.В., Пантелеева Л.В. Декоративное искусство детям - М.: Просвещение, 1976. - 212 е., ил.

155. Пармон Ф.М. Рисунок и графика костюма М.: Легпромбытиздат 1987.- 208 с.

156. Ш.Пармон Ф.М. Русский народный костюм как художественно-конструкторский источник творчества Моногр М.: Легпромбытиздат 1994.- 272 с.

157. Педагогическая теория идеи и проблемы / Сб. научных трудов Рос академия образования Институт теоретич. Исслед. в образовании М.: РОСТ ИТП и МИО РАО, 1992. 160 с.

158. Петров В.М., Киселев И.Н. Информационный анализ иерархии процесса художественного творчества / Сб. Исследование проблем психологии творчества .- М.: Наука, 1983. 226 с.

159. Петров Л.В. Мода как общественное явление.- Л.: Знание, 1979. 32 с.

160. Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении.- М.: Педагогика, 1980. 240 с.

161. Пилипенко Д.Г. Исследование эстетико-воспитательных возможностей занятий ДПИ в общеобразовательной школе Диссер. на соиск. уч. степени канд. пед. наук.- М.: 1975. 173 с.

162. Пластические искусства Краткий терминологический словарь. М.: Пассим, 1994. - 160 с.

163. Плотникова Е.В. Развитие эстетической культуры личности средствами костюма Диссер на соиск. учен, степени канд. пед. наук. М.: 1995. - 190 с.

164. Полонский В.М. Словарь понятий и терминов по законодательству Российской Федерации об образовании. М.: МИРОС 1995. - 80 с.

165. Программы для средних общеобразовательных заведений Примерные программы по обучению учащихся изготовлению изделий народных художественных промыслов 5-11 классы Министерство образования Российской Федерации. М.: Просвещение, 1992. - 160 с.

166. Программы средней общеобразовательной школы Изобразительное искусство 5-8 классы Министерство образования РСФСР. М.: Просвещение, 1991.- 126 с.

167. Программа для общеобразовательных учебных заведений Художественное вязание 9-10 классы Художественная вышивка 8 класс факультативные курсы Министерство образования РСФСР. М.: Просвещение, 1994. -30 с.

168. Программа общеобразовательных учреждений Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 классы с краткими методическими рекомендациями Министерство образования РСФСР. М.: Просвещение, 1994. -175 с.

169. Пропп В.Я. Русские аграрные праздники. JL: Наука, 1963. - 286 с.203 .Психология личности тесты опросники методики /Авторы сост. к п н доцент Н.В.Киршева, Н.В.Рябчикова, -М.: Гелигон, 1995. -236 с.

170. Психология личности Тесты /Под ред. Ю.Б.Гиппенрейген А.А.Пузырея.- М.: Изд- во Моск. ун-та, 1982. 288 с.

171. Психологический словарь /Под ред. В.В.Давыдова и др. М.: Педагогика, 1983.-448 е., ил.

172. Психология эмоций Тесты. /Под ред. В.К.Вилюнаса, Ю.Б.Гиппенрейтер.- М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. 288 с.

173. Развитие творческих способностей на занятиях изобразительным искусством. Межвузовский сборник трудов. /Под ред. Н.Н.Ростовцева. М.: МПГУ им.В.И.Ленина, 1983. - 173 с.

174. Разина Т.М. О профессионализме народного искусства. М.: 1985.

175. Рисунок. Живопись. Композиция.: Хрестоматия. / Сост.Н.Н.Ростовцев и др. М.: Просвещение. 1989. - 207 с.

176. Рождественская С.Б. Русская народная художественная традиция в современном обществе. М.: Наука, 1981. - 206 с. илл.

177. Ростовцев Н.Н. Академический рисунок. М.: Просвещение, 1984. - 240 с. илл.

178. Ростовцев Н.Н. Учебный рисунок. М.: Просвещение, 1976. - 237 е., ил.

179. Ростовцев Н.Н., Терентьев А.Е. Развитие творческих способностей на занятиях рисованием. Просвещение, 1987. - 176 е., ил.

180. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: 3-е изд. доп. и перераб. М.: АГАР, 1998. - 256 е., ил.

181. Русский костюм. Буклет ГИМ. М.: Внешторгиздат, изд.№ 50 - 60 е., ил.

182. Русский народный костюм. Альбом. М.: Советская Россия, 1989.- 312 с.

183. Русский традиционный костюм.: Иллюстрированная энциклопедия / Авт.-сост.: Н.Соснина, И.Шангина. СПб.: Искусство - СПб, 1998. - 400 е., ил.

184. Русский фольклор. Аннотированный библиографический указатель 1991 год. М.: Гос. республиканский центр русского фольклора, 1994. -104 с.

185. Рыбаков Б.А. Искусство о древних славян. История русского искусства /Под ред. И.Е. Грабаря, В.И.Лазарева. М.: 1953. - T.I. - с. 64-65.

186. Рытвинская Л.В. Образно-ассоциативная основа творчества художника-модельера. М.: Московский текстильный институт, 1982. - 32 с.

187. Рябцев Ю.С. История русской культуры. Художественная жизнь и быт ХУШ-Х1Х вв.: Учебное пособие. М.: Гумманитарный изд. центр ВААДОС. 1997. - 432 е., илл.

188. Савенкова Л.Г. Эстетическое воспитание учащихся средствами декоративно-прикладного искусства в советской школе (1917-1980 гг.) Диссер. на соиск.уч.степени канд.пед.наук. - М.-215 с.

189. Салтыков А.Б. Самое близкое искусство. М.: Советский художник, 1977.-245 с.

190. Сборник учебно-методических материалов по этнокультурному (национальному) компоненту образования. / Отв.ред. Кузнецов Г. Д. М.: Центр инноваций в педагогике, 1998. - 208 с.

191. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. - 256 с.

192. Системный подход к отбору содержания, методов, организационных форм и средств обучения. Сост. К.п.н. Фальковская А.Ю. М.: Министерство образования РСФСР .Институт профессионального образования. Кафедра педагогических технологий, 1991. - 38 с.

193. Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М.: Эллис Лак. 1995.-416 с.

194. Сохранение и возрождение фольклорных традиций. Вып. 5: Традиционные формы досуга: история и современность. М.: МК РФ РАН, Госуд. республиканский центр русского фольклора, 1994. - 188 с.

195. Степучев Р.А., Бесчастнов Н.П. Методы графической подачи моделей одежды. М.: МТИ, 1985.-256 с.

196. Стратонова Л.М. Графическая деятельность на занятиях по моделированию одежды как средство формирования художественного мышления. -Диссерт. на соиск. уч. степени канд. пед. наук. М.: 1991. - 160 с.

197. Стриженова Т.К. Развитие искусства советского костюма. (1917-1967). -Диссерт. на соик. уч. степени канд. искусствоведения.-237 с.

198. Сущность, принципы и система эстетического воспитания учащихся общеобразовательной школы: (Научно-теоретическая концепция НИИ художественного воспитания АПН СССР). М.: 1980. - 35 с.

199. Сюзева В.Ф. Исследование вопросов эстетического воспитания на уроках изобразительного искусства в начальных классах (декоративная работа). Диссер. на соиск. уч. степени канд. педагог, наук. М.: 1971. - 300 е.: илл.

200. Тарабукин Н.М. Очерки по истории костюма. М.: Издательство ГИТИС 1994. - 160 е.: илл.

201. Теоретические и прикладные аспекты научно-педагогических исследований / Авторы сост. В.К.Кирилов, Б.Л.Алексеев, Т.В.Кирилова,

202. А.Б.Алексеева Чебоксары, 1994. 287 с.

203. Теория и практика педагогического эксперимента. Куйбышев: 1974. / Отв. ред. А.Г.Грекулова, В.А.Бетев, К.А.Малыгин. 236 с.

204. Теория и практика педагогического эксперимента /Под ред. А.И.Пискунова, Т.В.Воробьева. М.: Педагогика 1979. - 208 с.

205. Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания. -М. Л: Известия АПН РСФСР 1974, № И. - с. 75.243 .Терещенко А.В. Быт русского народа. Ч. I. М.: Русская школа, 1997. -288 с.

206. Традиции народной одежды и искусство современного костюма// Под ред. Н.В.Черкасовой. М.: НИИХП, 1983. - 150 с.

207. Тропина Т.Н. Русский народный костюм в контексте народной художественной культуры. Диссер. на соиск. уч. степени канд. искусствоведения. -М.: 1988. 152 е.: прил., ил.-290 с.

208. Трубникова Л.А. Декоративно-прикладное искусство в системе средств эстетического воспитания учащихся в воскресной художественной школе. Диссерт. на соиск. уч степени кан. педагог, наук. Ростов-на-Дону: 1996. -226.: ил.

209. Фадеев В.А., Приступа Г.Н. Как проводить педагогический эксперимент: Учеб. пособие Рязань: Из-во РГПУ, 1993. - 140 с.

210. Фохт-Бабушкин Ю.У. Искусство и духовный мир человека. М.: Знание, 1982. - 112 с.

211. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. -М.: Просвещение, 1991. 288 е.: ил.

212. Цукерман А.К. Психология саморазвития. М.: Интерпранс, 1994. - 160 с. 255Лекалов А.К. Основы понимания декоративно-прикладного искусства. -М.: Изд-во АХ СССР. 1962. - 68 с.

213. Человек, предмет, Среда: Сборник статей / Сост. В.Н.Толстой. М.; Изобразительное искусство. 1980. - 256 е.: 56 ил.

214. Черный В.Д. Искусство средневековой Руси: Учебное пособие. М.: Гумманит. изд. центр Владос, 1997. - 432 е.: илл.

215. Шипов П. Русская народная одежда. СПб., 1902.

216. Шорохов Е.В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе. М.: Просвещение, 1977. - 210 с.

217. Шорохов Е.В. Композиция. М.: Просвещение, 1986. - 207 с.

218. Шпикалова Т.Я. Методические рекомендации к несброппорованному альбому "Русское народное искусство XVEI-XX вв." Пособие для учителей средней школы. М.: Советский художник, 1986.

219. Шпикалова Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования. Пособия для учителя. М.: Просвещение, 1974. - 159 е.: илл.

220. Шпикалова Т.Я Национальное и общечеловеческое. "Народное творчество" № 5-6 1993. с. 8-9.

221. Шрагина Л.И. Логика воображения. Одесса: Полис, 1995. - 111 е.: илл.

222. Щербаков B.C. Изобразительное искусство. Обучение и творчество. Проблема руководства изобразительным творчеством детей. М.: Просвещение, 1969. - 271 е.: илл.

223. Эстетика: Словарь / Под ред. А.А.Беляева и др. М.: Политиздат, 1989. -447 с.273 .Юсов Б.П. Восприятие искусства и возрастные особенности школьников. М.: 1973. - 4 т. с. 65.

224. ЯзыковаЕ.В. Творчество: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1990. -144 с.

225. Якобсон П.М. Психология художественного творчества. М.: Знание, 1971.-46 с.

226. Guilford J.P.Aisychometric approach to creativity. University of Southern California, 1986.

227. Torrance E.P. The nature of creafivity as manifest in its testinq. The blazinq drive: The creative perso 174278.ality Buffalo, NY: Bearly Limited, 1987.