Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Научно-методические основы профессиональной подготовки школьников по профилю "Ручное ковроткачество"

Автореферат по педагогике на тему «Научно-методические основы профессиональной подготовки школьников по профилю "Ручное ковроткачество"», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Автореферат
Автор научной работы
 Гаджимурадов, Сиражутин Магомедович
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 1990
Специальность ВАК РФ
 13.00.02
Диссертация недоступна

Автореферат диссертации по теме "Научно-методические основы профессиональной подготовки школьников по профилю "Ручное ковроткачество""

должности шш ваниматься деятельностью, связанной с ответ-< ственностью за техническое состояние или эксплуатации транспортных средств, на срок до пяти лет. Основные положения диссертации отражены в следующих опубликованных работах:

1. Ответственность по ст. 215^ УК УССР// Радянське право.-1989,- № 10 (в соавторстве).

2. Понятие транспортного средства в дорожно-транспортных преступлениях // Радянське право.- 1990.- К 8.

УкрПКГИместпром зак. 1695, тираж 100 экз. объем 1,325

Подписано к печати 20.10.1990 г.

МОСКОВСКИ« ПЕДАГОГИЧЕСКИ« ГОСУДАРСТВЕННЫ« УНИВЕРСИТЕТ имени В. И. ЛЕНИНА

Специализированный согст К 113.08.02

Па правах рукописи УДК 371.39(071.2) ГАДЖИМУРАДОВ Снражутнн Магомедович

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ШКОЛЬНИКОВ ПО ПРОФИЛЮ «РУЧНОЕ КОВРОТКАЧЕСТВО»

(Па материале народных художественных промыслов Дагестана)

Специальность 13.00.02 — методика преподавания изобразительного искусства (декоратнппо-прнкладное искусство)

А В ТОРЕ ФЕ Р А Т

диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических" наук

Москва 1990

Работа выполнена в Московском педагогическом государственном университете им. В. И. Лепила.

кандидат педагогических паук, доцент II. С. БОГОЛЮБОВ

Официальные оппоненты:

доктор педагогических паук, старшин научный сотрудник ШПИКАЛОВА Т. Я.

кандидат искусствоведения ТАШЛИЦКАЯ Э. II.

Ведущая организация — Дагестанский государственный педагогический институт.

Защита состоится « г. в ча-

сов на заседании специализированного/совета К 113.08.02 но присуждению ученой степени кандидата наук в Московском государственном университете имени В. И. Ленина по адресу: 117571, Москва, проспект Вернадского, д. 88.

С диссертацией ложно ознакомиться в библиотеке университета (Малая Пироговская, дом 1, МПГУ им. В. И. Ленина).

II а у ч н ы й руководите л ь:

Автореферат разослан

Ученый секретарь специализированного совета

С. К. ИГНАТЬЕВ

московский ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫ» УНИВЕРСИТЕТ имени В. И. ЛЕНИНА

Специализированный совет К 113.08.02

На правах рукописи УДК 371.30(071.2) ГА ДЖИМУ РАДОВ Сиражутин Магомедович

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ШКОЛЬНИКОВ ПО ПРОФИЛЮ «РУЧНОЕ КОВРОТКАЧЕСТВО»

(На .материале народных художественных промыслов Дагестана)

Специальность lo.00.02 — методика преподавания изобразительного искусства (декоративно-прикладное искусство)

А В Т О Р Е Ф Е Р А Т

диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических' паук

Москва 1990

Работа выполнена в Московском педагогическом государственном университете пм. В. И. Ленина.

кандидат педагогических паук, доцент Н. С. БОГОЛЮБОВ

Официальные о п п о п е н т ы:

доктор педагогических наук, старший научный сотрудник ШПИКАЛОВА Т. Я.

кандидат искусствоведения ТАШЛИЦКАЯ Э. II.

Ведущая организация — Дагестанский государственный педагогический институт.

сов на заседании спы

присуждению ученой степени кандидата наук в Московском государственном университете имени В. И. Ленина по адресу: 117571, Москва, проспект Вернадского, д. 88.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке университета (Малая Пироговская, дом 1, МПГУ им. В. И. Ленина).

II а у ч и ы и руководитель:

Защита состоится

Автореферат разослан

: Ш)0 г.

Ученый секретарь специализированного совета

С. К. ИГНАТЬЕВ

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Трудовое обучение шко.-ьников является одним из актуальных требований современности. Педагогической и псж ологической наукой доказано, что формирование потребности в трудовой деятельности в период школьного обучения является существенным моментом в гармоническом развитии и становле-нги личности ребенка.

На Всесоюзном съезде работников народного образования ( декабрь 1988 г.) рассматривались вопросы совершенствования работы з области трудовой и профессиональной подготовки школьников. В качестве одной из основных задач в резолюции съезда была названа организация трудового воспитания и профессиональной ориентации подрастающего поколения на основе органического соединения гро-'изводителыюго труда и обучения, на основе политехнизации средней и выспей школы*. На современном этапе активное внедрение производительного труда в учебно-воспитательный процесс становится одним чз основных направлений деятельности школы.

Значительный вклад в разработку теории трудовой, политехнической, профессиональной подготовки школьников внесли работы педагогов и психологов П.Р.Атутова, Ю.К.Бабанского, С.Я.Батышева, А.П.Беляевой, А.Д.Ботвинникова, А.А.Васильева, Ю.К.Васильева, А.Ю.Гордина, В.И.Загвязнинского, А.Б.Ительсона, К.Н.Катханова, А.И.Кочетова, В.В.Кузьминой, А.А.Кыверялги, В.А.Полякова, М.Н. Скаткина, Д.А.Тхоржевского, С.Г.Шаповаленко. В трудах этих ученых показано, какие возможности обучения и в.зпитания содержатся в системе трудовой и профессиональной подготовки школьников, даны конкретные научные разработки и рекомендации по совершенствованию этой системы.

Однако сложившаяся на сегодняшний ден_, систе*'а трудовой подготовки учащихся сильно отстает от требований времени к нуждается в радикальном обновлении.

Перестроечные процессы, происходящие в сфере народного образования, привели к изменению самих подходов к организации трудового обучения школьников. Очень важно, что в условиях демократизации школьной яизни каждый педагогический коллектив получает возможность свободно выбирать программы для дифференцированного

I Материалы Всесоюзного съезда работников народного обшзова-ния 20-22 декабря 1988 г, - М.: Просвещение, 1989.- С.43."

обучения по различным направлениям общеобразовательной и профессиональной подготовки учадихся с учетом особенностей своего региона. '

В качестве варианта профессиональной подготовки может высту-' пать организация трудового обучения в школе на базе народных промыслов, которые в течение многовековой истории сохраняют свою жизнеспособность.

Проблемы народных художественных промыслов нашей страны были разработаны в трудах известит ученых-искусствоведов: А.В.Баку-шинского, В.М.Василенко, В.С.Воронова, М.С.Кагана А.Б.Салтыкова', С.М.Тгмерина. В связи с усиливающейся тенденцией к возрогде-нию и сохранению очагов народного искусства в последние годы появились работы, посвященные проблемам преемственности традиций художественных промыслов (см. исследования И.А.Богуславской,п.М. Дибирова, А.А.Иванова, А.С.Канцедикас, М.М.Маммаева, М.А.Некрасовой, Т.М.Разиной).

Об очевидной пользе приобщения дошкольников, учащихся и студентов к народному искусству, о его роли в трудовом, нравственном и эстетическом воспитании говорится в научно-педагогических исследованиях и методических работах с.Ф.Абдуллаева, В.М.Аглае-вой, В.А.Баралулина, Ю.К.Бедаанова, Е.Г.Болотских, Т.А.Давыдовой, Ы.К.Даутова, М.В.Дараган, Л.В.Ершовой, М.А.Ершовой, 'Г.Б. ^Изабакарова, Ю.В.Максимова, А.А.Сарбагышева, Д.М.Скильского.В.Г. Смирнова, А.С.Хворостова. Эти ученые рассматривают возможности использования различных традиционных видов декоративно-прикладного искусства для эстетического воспитания учащихся в процессе преподавания изобразительного искусства, организации кружковой и факультативной работы в школе. Научное и практическое значение имеет исследование Т.Я.Шшисаловой, где впервые теоретически обосновывается система обучения и воспитания учащихся средней общеобразовательной школы средствами народного декоративно-прикладного искусства. Выполнены и исследования, посвященные изучению декоративно-прикладного искусства в вузе, художественно-педагогической подготовке учителей изобразительного искусства.

В последние десятилетия большое внимание вопросам трудового обучения на базе народного творчества уделяется в центрах народных художественных промыслов нашей страны. При этом декоративно-прикладное искусство рассматривается как важное средство трудо-

вого воспитания, профориентации и формирования художественной культуры школьников.

В условиях Дагестана эта чроблёма имеет свою специфику.

Усиливающаяся с каждым годом тенденция сотрудничества общеобразовательных школ и базовых предприятий Министерства местной промышленности автономной республики способствует не только реализации реформы школы, но и дальнейшему развитию и сохранению традиционных видов народного .декоративно-прикладного искусства, п. о чем свидетельствует многолетний опыт некоторых школ Дагестана.

В связи с этим особую актуальность приобретает проведенное нами исследование научно-методических основ профессиональной подготовки учащихся общеобразовательных школ, расположенных я традиционных центрах народных художественных промыслов Дагестана, и разработка учебно-методического комплекса профильного обучения ручному ковроткачеству.

Исследование проводилось в несколько этапов.

I этап (1977-1981 гг.). Проводилось обследование школ ДАССР, где осуществлялось профильное обучение учащихся традиционным видам народных ремесел с целью выявления опыта существующей практики преподавания декоративно-прикладного искусства.

Была такие изучена этнопедагогическая, историческая, этнографическая, искусствоведческая и методическая литература о народных художественных промыслах, к концу этого периода нами были выявлены положительные и отрицательные стороны организации профессионального обучения учащихся по всем профилям декоратив-по-пршивд ото искусства, а также определены гипотеза, предает, объект, цель и задачи исследования.

П этап (1982-1984 гг.). Анализировались действующие школьные программы по различным видал декоративно-прикладного искусства. Проводилось обследование базовых ковровых предприятий с целью изучения специфики коврового производства. В ходе опытно-экспе-ршлентальной работы были определены основные компоненты содержания профессионального обучения основам ручного ковроткачества.

Ш этап (1985-1990 гг.). В процессе обучающего эксперимента проверялась эффективность разработанного наш учебно-методического комплекса по основам ручного ковроткачества, бцш обобщены результаты исследования и сделаны выводы.

Гипотеза. Наибольшая эффективность профессиональной подготовки учащихся по специальности "ковроделие" может быть достигнута

только на основе учебно-методическ ;-го комплекса, включающего все основные компоненты профессиональной подготовки: подготов-• ку теоретическую, технологическую и художественно-творческую.

Приоритетными знаниями и умениями в этом комплексе следует считать те, которые необходимы для художественно-творческой подготовки школьников и овладения ими профессиональным мастерством.

Методологической основой исследования.явились труда классиков марксизма-ленинизма о политехническом образовании, соединении обучения с 'Производство!.;, роли труда в формирование и развитии гармоничной личности; Постановления ЦК КПСС и Советского правительства о совершенствовании системы трудового обучения, воспитания и профориентации школьников, о развитии народных ху- -дожественных промыслов; материалы о реформе общеобразовательной и профессионально? школы, Всесоюзного съезда работников народного образования (декабрь 1988 г.); достижения современной педагогической и психологической науки; литература о народном декоративно-прикладном искусстве и данные, художественной практики действующих народных промыслов; передовой педагогический опыт профессиональной подготовки учащихся по профилям декоративно-прикладного искусства в сельских школах Дагестана.

Объект исследования - процесс профессионального обучения учащихся по специальности "ковровщица" в общеобразовательных школах, расположенных в традиционных центрах ручного ковроткачества.

Предмет исследования - пути и средства, методические условия профессиональной подготовки школьников по профилю "Ручное ковроткачество".

Цель исследования - разработать научно-методические основы и содержание профессиональной подготовки школьников по основам ручного ковроткачества.

Исходя из цели и проблемы, определены конкретные задачи ис-. следования:

1. Опираясь на историко-культурные позиции и изучение этнопе-дагогических традиций, выявить воспитательные возможности, заложенные в искусстве ручного ковроткгчества.

2. Разработать научно-методические основы профессиональной' подготовки школьников по профилю "Ручное ковроткачество", определить основные компоненты содержания обучения.

3. Разработать и экспериментально проверить новую учебную программу по основам ручного ковроткачества.

'4. Создать научно обоснованный учебно-мегодический комплекс по ручному ковроткачеству.

5. Осуществить экспериментальную проверку эффективности разработанного учебно-методического комплекса по результатам его внедрения в практику профессиональной подготовки школьников в традиционных центрах ручного ковроткачества.-

Научная новизна исследования. Исследована социально-экономическая база ручного ковроткачества - ведущей отрасли местной ху-„ дожественной промышленности-Дагестана, на основе которой строится профессиональная подготовка учащихся общеобразовательных-школ. Проанализированы этнопедагогические срздства обучения и воспитания детей в центрах народных художественных промыслов. Обобщена передовая практика профессиональной подготовки школьников по различным профилям художественного труда. Определены основные компоненты содержания профессионального обучения ковроделию. Раскрыты и обосноггны научно-методические основы препода--вания ковроделия в общеобразовательной школе. Разработан учебно-методаческий комплекс профессионального обучения основам ковроткачества, внедрение которого способствует-формированию гармонически развитой творческой личности.

Практическая значимость разработанного учебно-методического комплекса (программа, пособие, методические рекомендации) состоит в том, что в нем раскрыты научно обоснованные педагогические закономерности и условия, знание которых помогает учителю осуществить профессиональную подготовку учащихся в единстве с их нравственным. трудовым, эстетическим.воспитанием и творческим развитием. Этот комплекс средств обучения и воспитания может бь'-'ь использован в школах других регионов страны, расположенных в действующих- центрах ковроткачества, для осущеса^ления профессией. -гьной подготовки учащихся по профилю "Ручное ковроткачество", а также при организации внеклассной работы и факультативов по ковроделию.

Апробация т>аб< :ы и внедрение результатов. Основные результаты исследования, отраженные в учебно-методическом комплексе, состоящем из прографи по основам ручного ковроткачества для учащихся 5-11 классов, учебного пособия и методических рекомендаций ' по орнаментальной композиции и колорировашго ковровых изделий,' опубликованы в печати, а' также внедрены в практику работы общеобразовательных школ Дагестана.

- 6 - •

СТРУКТУРА И ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ'

Текст диссертации состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

ро введении обосновывается актуальность проблемы, определяют-' ся объект, предает, цель, гипотеза, задачи, методологическая основа исследования, этапы научного поиска, а также научная новизна и практическая значимость работы.

В первой главе диссертац.л - "Историко-культурные и этнопеда-гогические традиции в центрах ручного ковроткачества Дагестана"-показана роль декоративно-прикладного искусства и его значеш.а в социально-экономической жизни сельского населения в традиционных центрах народных художественных промыслов, дан искусствоведческий обзор развития ковроткачества в Дагестане. С целью выявления воспитательных возможностей анализируются социально-бытовые факторы, влияющие на обучение художественному ремеслу,а также народные этические нормы, обычаи и художественные традиции, обосновывается необходимость их использования в современной шко- . льной практике профессионального обучения школьников.

На основе этнопедагогического анализа-раскрываются особенное- • ти семейного обучения и воспитания детей, в процессе которого в центрах ручного ковроткачества в течение многих столетий' осуществлялась передача художественно-ремесленных традиций от старшего поколения поколению подрастающему.

В искусствоведческом обзоре рассматриваются художественные особенности дагестанских ворсовых, безворсовых и войлочных ковров. Характеризуется современная ковровая промышленность, являющаяся наилучшей базой для организации эффективной профессиональной подготовки школьников.

Из всех видов художественных промыслов Дагестана наиболее кассовым и повсеместно распространенным всегда было ковроделие. Дагестанские ковры отличались своими высокими техническими и художественными качествами и славились на всем Кавглзе. Как свидетельствуют письменные источники, в XIX веке ковровые изделия дагестанских мастериц вывозились в другие страны до Америки и Канада, и в настоящее время в художественной промышленности автономной республики основное место занимает ковровое производство. Во многих населенных пунктах функционируют оовршенше ковровые предприятия, изделия которых по-прежнему пользуются большой по-

пуяярностыо. Коврг современных дагестанских мастериц экспонировались на всемирных выставках в Ячонии, Канаде, Бельгии, Испании, Индии, Мексике.

Сохранению и развитию этого промысла способствует то, что около 20 лет во многих сельских школах, там где имеются ковровые предприятия, на уроках труда учащихся обучают основам ручного ковроткачества.

В поисках эффективных методов обучения мы обратились к изуче- ' нию традиционных способов обучения ремеслу, получивших распространение в центрах ковроткачества, и возможностей их использова-кия в современной практике^профессиональной подготовки школьников.

Был осуществлен анализ' основных принципов народной педагогики и форм передачи художественного мастерства младшему поколению. Таких основных форд было две: первая - семейная, когда ремесло осваивается под руководством матери и старших членов семьи; вторая - индивидуальная подготовка, или так называемый институт ученичества, когда умение перенимается у опытной ковровщицы. В обоих случаях детям с малых лет (обычно с 6-7 летнего возраста) прививалась любовь к народному декоративно-прикладному искусству, много внимания уделялось формированию у них наблюдательности, усидчивости, терпения, бережливости, развитию художественного вкуса.

Так из поколения в поколение переходили ходожественные и технические приемы традиционного ремесла. При этом дети воспитывались не аг^трактныш нравоучениями и назиданиями, а в процессе активного участия в трудовой деятельности. В совместном тру,1"" со взрослыми членами семьи у девочек вырабатывались такие положительные нравственные качества, как трудолюбие, чувство долга, кс лективиэм, уважение к старшим, исполнительность, общительность, эмоциональная сопричастность к общественно полезной деятельности.

Сегодня задач, сохранения преемственной связи между поколениям и организации качественно новых форм обучения молодежи ивди-вщзуалъно-художественному творчеству перешла в ксялпетенцип общеобразовательной школы. .

В заключение делается вывод о том, что внедрение новых форм профессионального обучения школьников га базе традиционного декоративно-прикладного искусства вызывает необходимость разработ-

Ю1 учебно-методического комплекса по ковроделию, отвечаицего уровню современных требований педагогической науки, и трекде всего ■ теоретической разработки и экспериментальной проверки содержания профессионального обучения в школе.

Зо второй главе - "Теоретическое и экспериментальное обоснование содержания профессионального обучения по профилю "Ручное ковроткачество" дается теоретическое обоснование программы ручного ковроткачества'. Проводится сравнительный анализ структуры программ профессионального обучения ковроткачеству и другим видам народных ремесел.

Современное профессиональное обучение в школе органически связано с общеобразовательной подготовкой, поэтому разработанная нами программа предусматривает включение обширного научно-теоре- ■ тпческого и практического материала.

Содержание новой программы направлено на реализацию следующих задач", поставленных перед трудовым обучением в школе: направить богатый нравственно-эстетический потенциал народного искусства на всестороннее развитие уча'чихся; способствовать гармоническому развитию личности на основе" соединения умственного и физического труда; дать учащимся возможность проявить самостоятельность и творчество в реальной практической деятельности; сформировать навыки, которые Могут быть использованы и в дальнейшей профессиональной деятельности, и в повседневной жизни, и в индивидуальном тзорчестве.

3 новом содержании профильного обучения ковроделию реализуется сочетание трех основных компонентов: I) технологическая под- ■ готовка (формирование ручных навыков ткачества), 2) теоретическая подготовка (знания в области народного декоративно-прикладного искусства), 3) художественно-творческое развитие учащихся."

В глазе дается характеристика уровней профессиональной подготовки учащихся контрольных классов, в которых обучение ковроделию осуществлялось без специальной программы. Для проверки были разработаны задания, охватывающие группу знаний, умений и навыков по трем названным компонентам содержания профессионального обучения. Результаты оценивались с помощью разработанных наш ' критериев по трем уровням: высокий, средний и низкий.

• Результаты контрольных срезов показали следующее.

I. Учащиеся контрольных классов владеют теоретическими знаниями в области народного декоративно-прикладного искусства на

очень низком уровне.

2. Наиболее слаба художественно-творческая подготовка учащихся . Так, подавляющее большинство из них не умеет самостоятельно составлять орнаментальные композиции ковровых рисунков, разрабатывать проекты или технические рисунки ковровых изделий.

3. Показатели технологической подготовки свидетельствуют о том, что исполнительскими умениями и навыками ковроткачестза учащиеся этих школ владеют в достаточной степени.

Таким образом, в школах, где. было введено ковроткачество, из-за отсутствия программы и научно обоснованной методики содержание профессионального обучения ограничивалось исполнительской технологической подготовкой школьников при отсутствии других важнейших компонентов, профессиональной подготовки, а именно - ис- , кусствоведческой и художественно-творческой.

Уточненные в ходе■исследования компоненты содержания профессиональной подготовки школьников схематически можно представить так (см. схему I).

Искусствоведческие знания о традиционных центрах ручного ковроткачества Дагестана п других регионов страны

Специальные знания колористических особенностей композиций ковровых изделий .

Практические умения составлять проекты и технические рисунки ковров творческого характера

йсползштельские ' умения ткачества безворсовых и ворсовых ковров. Политехнические знания о механизмах, станках,-оборудовании, ковроткацкого производства

В третьей главе - "Структура учебно-методического комплекса по основам ручного ковроткачества и результаты его внедрения" -рассматриваются дидактические основы построения новой учебной программы, пособия и.методических рекомендаций по основам ручного ковроткачества. Раскрываются содержание и методы обучения ковроделию на основе внедрения учебно-методического комплекса в общеобразовательных школах, где осуществляется профессиональная подготовка учащихся на базе местных ковровых предприятий. Проведен анализ результатов обучающего эксперимента.

Все разделы программы были структурированы ка основе следующих психолого-педагогических положений:

- соблюдение преемственности теоретических и практических занятий в 5-8 и 9-11 классах; .

- подбор теоретического учебного материала и объектов производительного труда в соответствии с возрастными особенностями школьников;

- организация учебно-практической деятельности учащихся таким образом, чтобы программный материал выполнял не только обучающую, но и развивающую функцию;

- интеграция предмета "Основы ковроделия" с изучаемыми в школе основами наук.

В ходе эксперимента было апробировано учебное пособие, в котором в соответствии с трехкомпонентной моделью профессионатьно-' 'го обучения поэтапно раскрывается содержание всех основных тем. программы, обеспечивающих теоретическую, художественно-творческую и технологическую подготовку школьников.

В ходе апробации программы и пособия- обнаружилось, что отсутствие- методически* основ, подробно раскрывающих некоторые важные разделы программы, отрицательно сказывается на эффективности обучения. В связи с этим было разработано третье звено учебного комплекса - методические рекомендации по проведению практических занятий, а также задания творческого характера, направленные на изучение разнообразных композиционных приемов орнаментации и колористических решений ковровых изделий.

Создание грамотной художественно-выразительной кошозгдаи коврового рисунка является сложным творческим процессом. Поэтому задания по композиции'строились- таким образом, чтобы учащиеся постепенно овладевали всеми закономерности построения, всей азбукой композиционного строя коврошх рисунков путем4риоованид

отдельных элементов и мотивов орнамента в средних классах и составлением сложных многофигурных орнаментальных, а также тематических композиций в ставших классах.

Для определения'понятия "ковровая композиция" было использовано следующее-правило: упорядоченное расположение ритмично по-

■ вторяющихся геометризированных компонентов, в комплексе создающих графическую и цветовую гармонию в замкнутой плоскости ковровой поверхности, называется орнаментальной композицией ковра.

Композиция любого ковра создается в результате взаимодействия двух изобразительных средств - орнамента 'и цвета, но эти средства достигают своей выразительности только при умелом использовании орнамента в соответствии с законами ритма и подбора гармоничных сочетаний цвета. Собственно, благодаря наличию этих , двух важнейших качеств, определяющих художественное достоинст-ло, ковер становится изделием декоративно-прикладного искусства.

В процессе выполнения практических заданий по композиции и ^одорированию учащиеся приобретают обширные теоретические знания о цвете и красках, а.также технические навыки, нужные им < при самостоятельном составлении творческих композиций в процес-■се создания проектов'ковровых изделий. Серия этих заданий рассчитана на то, что в ходе изучения традиционных орнаментальных композиций ковров учащимися одновременно будут осваиваться и

■ закономерности их цветовых сочетаний.

Процесс создания проекта ковра состоит из двух взаимосвязанных видов деятельности учащихся: аналитической (анализ традиционных ковровых- рисунков) и синтетической (создайте цельной композиции коврового рисунка путем синтеза отдельных элементов орнамента), исходя из которых строится методика проведения практических занятий по-композиции и колорированию ковровых изделий.

Аналитическая деятельность учащихся строится на сочетании теоретического усвоения учебного материала с его реализацией на практике з последующей синтетической деятельности и тлеет следующее содерглшю: I) проводится искусствоведчески! разбор структурных схем' традиционных ковровых рисунков, в ходе которого учащиеся приходят к пониманию, что ковровый узор состоит из творчески переработанных природных форм растительного и живот-пого происхоздеши; 2) дается характеристика орнаментики ковра, дак как все узорообраэугацие элементы ковровой композиции под воздействием технологических особенностей ковроткачества тлеют

сходство с простыми геометрическими фигурами, ковровый узор называется геометризированным; 3) раскрывается семантика некоторых наиболее широко распространенных элементов ковровой орнаментики (бутон лотоса, плод граната и т.д.); 4) изучается традиционная цветовая гамма дагестанских ковров.

Цикл заданий по композиции и колорированию, выполняемый в процессе синтетической деятельности, основывается на теоретических знаниях, полученных в*ходе аналитической деятельности, и направлен на выработку у учащихся практических умений и навыков разработки ковровых рисунков (проектов). На ьгих практических занятиях путем выполнения разнообразных упражнений осваиваются художественные особенности построения орнаментальных композиций и колористических решений традиционных ковровых изделий.

Технология проектирования ковровых рисунков осваивается в ■ следующей методической последовательности: I) проводятся зарисовки составных, основополагающих, т.е. узорообразующих элементов различных конфигураций, характерных для орнаментальных ком-, позиций ковровых медальонов, с помощью которых затем строятся композиции медальонных розеток; 2) выполняются упражнения по комбинаторике, орнамента путем нахождения унифицированных структурных элементов коврового узора, при взаимодействии которых могут создаваться самые разнообразные комбинации узора для заполнения фоновой части ковра; 3) разрабатывается центральчое поле ковра, когда элементы и мотивы орнамента располагаются во- • круг,центральных медальонов, а также выполняется множество конструктивных вариаций,с помощью которых осваиваются понятия о центральной симметрии, зрительном равновесии композиции ковра; 4) к разработке центрального поля подбираются составные элементы каймового узора, исходя из правила, что в узорных, полосах каймы должны присутствовать орнаментальные мотивы, имеющиеся в основных медальонах и фоновой части коврового, рисунка; 5) творческая работа по конструированию проекта по схеме: элемент, мотив, медальон, -центральное поле, обрамляющая чаоть (кайма) -заканчивается синтетической работой, подводящей итоги практической деятельности .учащихся, где каждое частное, гарыондч- э и соразмерно подчинено общему - созданию авторокого пооекта*'ковра.

В ход- выполнения этой художественно-технологической работы у учащихся "закреплялись' очень важные, и нужные в перспективе профессиональные понятия: масштабность, пропорция, соразмерность,

- 13 - ■ ч

ритм, симметрия, асимметрия, стилизация, а также развивались сенсорные навыки составления гармоничных цветосочетаний, которые школьники умело применяли в цветных вариантах своих ковровых проектов.

На практических занятиях по колорированию у учащихся при выполнении разнообразных учебно-тренировочных заданий с использованием широкого диапазона цветовой гаммы накапливались набллде-.ния, обогащался личный опыт, развивались творческое воображение и чувствительные способности к цвету.

Вся эта декоратигно-прикладная деятельность способствовала формированию творческих способностей каждого школьника, его художественному и эстетическому развитию. Только для этого необходимо "разбудить" и развить природные задатки каждого ученика путем подключения его психической системы чувственного восприятия, образного мышления и творческого воображения. Чтобы эта система заработала в нужном направлении и успешно развивалась, надо вовремя и умело подключить ее в живой творческий процесс предметно-практической деятельности школьника, потому что сама • специфика обучения ковроделию способствует развитию у учащихся тех специальных умений и навыков-, которые необходимы для их творчества, плодотворной работы в этой сфере художественного труда.

При подборе содержания всех практических работ по композиции и колорированию ковровых изделий мы исходили из того,что лучше всего специальные способности и навыки к конкретному виду деятельности формируются в процессе осуществления самой этой деятельности.

Таким образом, на основе логического развертывания содержания учебной программы в структуре пособия и методических рекомендаций были созданы условия для усиления приоритета художественно-творческой направленности обучения школьников, формирования у них рациональных способов планирования профессиональной деятельности.

Целесообразность такого подхода подтвердилась в ходе обучакь .щего эксперимента, показавшего эффективность разработанного нами целостного учебно-методического комплекса для профессионального обучения основам ручного ковроткачества (см. схему 2).Сопоставительный анализ результатов обучения на основе традиционной методики и на основе нашего учебно-методического комплекса

показал существенное преимущество последнего. После его внедрения резко возрос уровень художественно-профессиональной подготовленности учащихся, особенно улучшились показатели, характеризующие уровни художественно-творческой подготовки.

Схема 2

Художественно-стилистический анализ ковровых изделий, изготовленных учащимися экспериментального класса и учащимися контрольного' класса, еще раз подтвердил, что работы последних по многим параметрам уступали аналогичным работам сверстниц из экспериментального класса. Например, ковровые изделия, выполненные в контрольных классах, страдали отсутствием единства колористического и орнаментального решения. Главное преимущество учегащ экспериментального класса заключалось в том, что. они сами создавали проекты ковров и поэтому могли воплотить свои творческие замыслы в материале, тогда как их сверстницы из контрольного класса пользовались только' готовыми техническими рисунками фабричного производства.

Таким образом, в процессе обучающего эксперимент былсг выяо-нено, что основные теоретические знания и практические умения, предусматриваемые учебно-методическим комплексом, соответствуют квалификационной характеристике ковровщицы. О преимуществе пред-

ложенной наш методики свидетельствует тот факт, что по всем критериям профессиональной подготовки учащиеся экспериментального выпускного класса показали результаты, существенно отличающиеся" в положительную сторону от результатов контрольного выпускного класса. Так, высокий уровень художественно-творческой подготовки показали 68,2$ учащшсся; улучшились и показатели уровней теоретической (76,2?) и технологической (90$) подготовки.

Итоги обучающего эксперимента подтвердили гипотезу и показали, что, опираясь нг разработанные в нашем исследовании научно-методические основы обучения, отвечающие современным психолого-педагогическим требованиям, и, используя созданный учебно-методический комплекс, можно успешно осуществлять профессиональную подготовку учащихся по профилю "Ручное ковроткачество" в сред-' них общеобразовательных школах, расположенных в центрах производства ковровых изделий.

В заключении Формулируются основные выводы, к которым пришел автор исследования, и научно-методические рекомендации по осу- . ществленига профессиональной подготовки школьников на базе народных художественных промыслов..

1. В традиционных центрах ручного ковроткачества целесообразно при взаимодействии общеобразовательных школ и базовых предприятий организовать оптимальную систему трудовой и профессиональной подготовки учащихся с ориентацией на творческую работу

в сфере производства разнообразных художественных изделий.

2. При изучении основ традиционных ремесел слелует шире использовать практиковавшиеся в прошлом этнопедагогические средства и методы семейного воспитания и обучения ремеслу, и сегод-■ня не утратившие своего значения для нравственного, трудового

п эстетического воспитания школьников.

3. В содержание профильного обучения основам художественного ремесла должны-входить теоретические знания, практические умения и навыки, составляющие три взаимосвязанные между собой компонента профессиональной подготовки учащихся общеобразовательной школы: -

- теоретическая подготовка (искусствоведческие знания);

- художественно-творческая подготовка (умения проектирования ковровых изделий);

- технологическая подготовка (исполнительские навыки).

4. Как показала экспериментальная проверка, введение программы, разработанной на основе трехкомпонентной модели обучения, создает оптимальные условия для организации производительного труда с элементами творчества, существенно повышает уровень профессиональной подготовки учащихся.

5. Полненные в исследовании результаты могут быть использованы "при разработке учебно-методических комплексов не только по ковроделию, но и по другим видам народного декоративно-прикладного искусства, на базе которых организовано профессиональное обучение школьников.

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях:

1. Трудовое обучение и профориентация школьников в центрах народных художественных промыслов // Школа и производство. -1980. - № 4. - С.25-27.. •

2. Основы ручного ковроткачества. У-Х1 классы: Программа. -Махачкала, 1986. - 24 с. (в соавторстве).

3. Основы ковродели: Учебное пособие. - Махачкала, 1989. -72 с.

4. Практические задания по орнаментальной композиции и коло-рированию ковровых изделий: Методические рекомендации. - Махачкала, 1990. - 50"с.