Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Содержание и методы обучения основам народного искусства Дагестана в начальной школе

Автореферат по педагогике на тему «Содержание и методы обучения основам народного искусства Дагестана в начальной школе», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Автореферат
Автор научной работы
 Байрамбеков, Марат Мирзоевич
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 1993
Специальность ВАК РФ
 13.00.02
Диссертация недоступна

Автореферат диссертации по теме "Содержание и методы обучения основам народного искусства Дагестана в начальной школе"

РГ6 од

7 1"<ш оп инстптут общего образования Министерства образования российской федерации

Специализированный совет К 113.39.01

На правах рукописи

БАИРАМБЕКОВ Марат Мнрзоевич

СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ОСНОВАМ НАРОДНОГО ИСКУССТВА ДАГЕСТАНА , В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Специальность 13.00.02 — Методика преподавания изобразительного искусства

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических паук

Москва 1993

Работа выполнена в Институте общего образования Министерства образования Российской Федерации.

Научный руководитель:

доктор педагогических паук, профессор Т. Я. ШЛИКАЛОВА

Официальные оппоненты:

доктор педагогических наук,

профессор Е. В. ШОРОХОВ, кандидат педагогических лпаук Н. М. СОКОЛЬНИКОВА

Ведущая организация: Дагестанский государственный педагогический институт.

сов на заседании специализированного совета К 113.39.01 по присуждению ученой степени кандидата педагогических наук в Институте общего образования Министерства образования Российской Федерации по адресу: 109044, Москва, Крутицкий вал, 24.

С диссертацией''Можно " ознакомиться *в библиотеке института.

О/

Автореферат разослан .....1993 года.

Ученый секретарь специализированного совета,

Защита состоится «:

кандидат педагогических наук М. В. ТКАЧЕВА

Актуальность исследования. В современных условиях общественного развитая, когда гуманистическое начало приобретает все большую значимость в важнейших областях казни и деятельности человека, особкй с«ксл имеет рассмотрение вопросов приобщения подрастающего поколения к художественным и эстетическим ценностям, отражающих общечеловеческие вдеалн и устремления.

Значение отмеченной проблемы определяется все более возрастающей ролью искусства в формировании духовной культуры современника', способностью полноценно осваивать произведения искусства , сохранить и лриушюкать достояния культуры прошлого и настоящего.

Народное декоративно-прикладное искусство Дагестана имеет богатые многовековые традиция, является неотъемлемой частью национальной культуры. Его сохранение, развитие способствует формированию духовной и эстетической культуг* личности. .

В настоящее время происходит обиовлелио народного образования, в тон числе и начальной школа в адп.'-шеяии максимального удовлетворения интеллектуальных и ду ^тих потребностей личности, так .как гуманизация общества требует от педагогической науки н школы создания условий, обеспечивающих формирование эстетического отношения к искусству, как системного образования. Прежде всего это касается начальной школы, которая признана обеспечить базу для последующего художественного и эстетического развития учащихся.

' Анализ работы общеобразовательных школ республики выявил отсутствие целенаправленной, системной работы по обучению младших школьников народному декоративно-прикладному искусству Дагестана. Вместе с тем, очевидны результаты в школах, расположенных в традиционных центрах художественных промыслов (Кубачи, Балхар, Унцукуль, М икрах и др.).

В связи о этим наша исследования были направлены иа то, ЧТ96Н определить содержание, формы л методы обучения младших школьников народному искусству Дагестана. При этом мы опиралиоь ва трудн известных ученых-методистов, исследования которых посвящены проблемам методики преподавания изобразительного и де-

коротивно-прикдадного искусства (Г.В.Беда, В.С.Кузин, Н.Н.Роо~ товцев, Л.С.Хворостов, Е.В.Шорохов, Т.Я.В1иикалоЕа и др.).

В ходе исследования изучены психолого-педагогичесме труди Ю.К.Бабанского, П.П.Блонского, Л.С .Выготского, В.В.Даввдова, Е.И.Игнатьева, И.Я.Лерлера, М.Н.Скаткииа, Б.Г.'.Теплова и др. Учитывались проблемы изучения народных художественных промыслов, надвинутые в работах известных ученых-искусствоведов А.В.Бакунинского, В,М.Василенко, В.С.Воронова, М.А.Некрасовой, А.Б.Салтыкова и др.

Особую значимость для нас в аспекте изучения, возрождения и дальнейшего развития народного искусства Дагестана представляли теоретические исследования русских, советских и дагестанских ученых, этнографов, искусствоведов Н.Б.Бакланова, БЛ. Дрон, П.М.Деблрова, Г.Г.Газимагомедова, Э.В.Кильчевской, НЛ. Ыарра, li.ll.Мамаева; С.О.Хан-Иагоиедога, Е,Ы.Шшшшга и др.

Актуальности решения дроблены изучения народного декоративно-прикладного искусства в общеобразовательной школе и профессиональной подготовки учителей в педагогических вузах посвящены исследования ученых России, Закавказья, Средней Азии п т.д. Это диссертации С.Ф.АЙдуллаева, Е.С.Аолыханова, ЭДтдаева, Ю.К.Бедкановз, А Я.Торонто,.3. И. Поздняковой, Г.А.Поровской, А.А.Сарбачышева в др. В вех раскрывается богатое содержание народного искусства и определяется пути и методы худоаесгвенво-эстеткческого воспитания учащихся и студентов.

В исследованиях дагестанских ученых по проблема« эстетического воспитания школьников средствами народного искусства раскрываются Еопросы профессиональной подготовки учавдхся по основам ковроткачества (С.Ы.Радкшурадов), освеаиэтся методы использования народного декоративно-прикладного искусства Дагестана на уроках 1530 в старших классах {й,и.?здгабов}, г раскрываются фории организации внеклассной работы в сельской сколе на художественных традициях и народных праздниках (А.¡Л.Магомедов) .

Анализ и обобщение научных исследований по вопросам изучения народного искусства в школе показывает, что в педагогической науке и практике фактически не разработана проблема

обучения и воспитания младших школьников на материале народного декоративно-прикладного искусства Дагестана. Все это определяет актуальность проблемы исследования: подбор оптимального содержания и разработка методов'и приемов обучения младших школьников основам народного искусства Дагестана.

Решение этой проблемы и определяет цедь исследования.

Объект исследования. Декоративно-прикладное искусство народов Дагестана, условия и возможности его использования в структуре содержания учебно-воспитательной работы начальной школы.

Предмет исследования. Пути, средства и методические условия худонественно-эстетического образования и воспитания младших школьников в процессе обучения народному искусству Дагестана.

Гипотеза дсследова!до. Содерзание и мето*"г обучения основам народного искусства Дагестана в начально" ¡.-'оле окажет эф-' фектнвное воздействие в художественпо-эст1" «ском образованна и воспитании учащихся, если будут учтена ..¿¿дующие условия:

- вкличенле в содержание обучения таких видов народной) искусства как ковроткачество, художественная обработка металла, гончарное производство, резьба и насечка дерева металлом, опосредованно эстетическому восприятии и творческой деятельности младших школьников;

- обеспечение преемственности младших школьников и дошкольников ;

- выработка критериев отбора материала по годам обучения;

- разработка художественно-дидактических материалов и упражнений/

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой' исследования решались следующие задачи:

1. Изучить материалы по проблеме исследования в трудах

по этнопедагогике, психологии, искусствоведению, методике преподавания изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

2, Проанализировать сложившуюся систему учебно-воспитательного процесса по изобразительному искусству в дагестанской школе и изучить положительный педагогический опит использования декоративно-прикладного искусства Дагестана.

3. Разработать критерии отбора произведений народного искусства и определить содержание до годам обучения. •

4. Разработать методику осЕоеявд народного я декоративно-прикладного искусства Дагестана в художественно-эстетическом воспитании и образовании младших школьников.

5. Разработать экспериментальную программу освоения народного и декоративно-прикладного искусства Дагестана для начальных классов.

Для решения доставленных задач использовались 1&тоды исследования:

- анализ теоретической, псшсолого-дедагогической, эгво-п еда го гкческой, искусствоведческой,* методической литературы;

- анализ учебно-методической документации начальных школ;

-'изучение традиционных художественных промыслов;

- изучение и обобщение иередового педагогического опыта использования народного декоративно-прикладного искусства Дагестана в учебно-воспитательно« процессе общеобразовательные и * сдециализированнюс (расдолокеяных в центрах традиционных худо-кественных промыслов) школ;

- опнтво-исследовательская работа (анкетирование, беседы

о учащимися, учителями, студентами, работниками народного образования, адробацвя методических рекомендаций и т.д.);

- самоанализ результатов собственной педагогической, мзто-даческай и худоаесгвенно-творческой деятельности.

Научная новизна исследование состоит в следующей:

- определены опти&альвна пути использования сародного искусства Дагестана в обучении учащихся начальных классов;

- выработаны критерии отбора содержания народного-искусства по года« обучения;

- разработана методика освоения I»редкого асгусстаа Дагестана в худокествевио-зстетическом воспитании кдадших школьников.

Практическая значимость пссдедодзния в тоа, что разработанная экспериментальная прогрецца, методика обучения осповау декоративно-прикладного искусства Дагестава, учебяо-мегодичео-

кие таблицы создают реальную основу художественного образования, эстетического воспитания а творческого развития учащихся начальных классов.

Материалы исследования могут быть использованы в практике подготовки учителей изобразительного искусства е педагогическом институте и училищах республики, б работе института повышения квалификации педагогических кадров.

Результаты исследования служат основой для дальнейшей разработки проблем обучения народному искусству Дагестана в подростковом и старшем школьном возрасте.

Достоверность исследования обеспечена опорой на достияения педагогической и психологической науки, основные половения и выводы отдаю-исследовательской работы нашли отражение в разработке содеряания и методики обучения, в экспе^-г'ентальной программе "Основы народного искусства Дагестана шл 1-1У классов" и в разработке учебно-методических таблиц.

внеоды и результаты исследования лериод.-пезки рассматривались на заседаниях лаборатория эстетического воспитания средствами изобразительного искусства Института общего образования Ш PS (Москеэ, 1990-1993 гг.), на курсах повышения квалификации и семинарах учителей изобразительного искусства республики (1980-1992 гг.), освещались в выступлениях автора на республиканских, Всесоюзных и Международных научно-практических конференциях (г.Махачкала - 1985, IS87, 1991, 1992 гг., г.Нальчик -1988 г., г.Херсон - ISSI г.). Материалы исследования периодически обращались на ученой совете Дагестанского НИИ педагогики им. А.А.Тахо-Года.

На защиту выносится следующее положение. Разработанная, научно обоснованная и апробированная система содержания и методов обучения основам народного искусства Дагестана в начальной школе.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.

- 5 -

основное содьташш исслтавлшя

Во Егедендд обосновываются актуальность проблемы, Еыбор ге-ш, определяется объект, предмет; ставятся цель, задачи, офор-ыудирована гипотеза, определены методы исследования, этапы научного поиска, научная новизна и практическая значимость исследования.

В первой главе - "Народное искусство Дагестана и проблемы художественного и эстетического образования я воспитания школьников" - рассматриваются различные формы бытования и развития народного искусства Дагестана, анализируются историко-культурные ц художественные традиции, отраженные е исследованиях рус- . ских, советских и дагестанских ученых, их роль и значение в трудоЕом и художественно-эстетическом воспитании школьников; рассматриваются проблемы изучения народного искусства Дагестана в содераанаи школьаого образования, анализируются исследования дагестанских ученых и методистов, в которых освещаются вопросы художественного образования а эстетического Боепитания подрастающего поколения; раскрываются концептуальные подходы и намечаются основные пути в решении вопроса обучения и воспитания младших школьников средствами народного искусства Дагестана.

В главе анализируются материалы по проблеме исследования, отражающие богатство художественных традиций декоративно-прикладного искусства Дагестана, их разнообразие, обусловленное особенностями его исторического развития.•Так, художественные ремесла , которые изначально развивались в двух формах, как домашнее ремесло и как организованное ремесло «астеров-прикладников, прошли долги'.; исторический луть своего становления. Современное народное декоративно-прикладное искусство Дагестана - это результат многовекового опыта творчества коренных народностей, которые передавали свое искусство из поколения в поколение. На этом пути своего исторического развития худокественные промыслы республики формировались и под воздействием искусства рада древних цивилизаций Европы и Азии. Все это, несомненно, обогатило искусство народов Дагестана, который при этом сохранил свой неповторимый облик, язык, самобытаую культуру а сегодня является одним из немногих уголков в мире, где народное искусство органично входит в современную ооциальную жизнь и кивет в традиционно Г. этнокультурной среде.

В диссертации сделан анализ и обобщение научных исследований становления и развития декоративно-прикладного искусства Дагестана. В трудах ученых Н.Б.Бакланова, Е.А.Дрон, П.М. Дебирова, Г.Г.Газлмагомедова, ЭЛЗ.КильчевскоЙ, Н.Я.Марра, М.М .Мамаева, С.0.1ан-1.!агомедова, Е.И.Шиллинга и др. показано, что народное искусство имеет древние и глубокие корни, богатые многовековые традиции со своим многообразием форм и функций. Оно в наши дни, являясь активным воплощением творческих сил народа, способствует формированию и раскрытию многосторонне развитой личности.

В главе дается краткий искусствоведческий обзор различных видов декоративно-прикладного искусства Дагестана с целью выявления худокественно-Еыраэительннх особенностей произведений народных мастеров и определения их роли е эстетическом воспитании и развития детей в процессе освоения изрядного искусства. В итоге определены основные виды декора'i'io-прпкладного искусства для разработки содержания и мег его освоения в

начальной школе: ковроткачество (паласы, войлочные, безворсовые и ворсовые ковры); художественная обработка металла (медно-чекэнные изделия, филигрань, эмальерные работы и ювелирное искусство); гончарное производство (балхарскэя неполивная и су-левкентская глазурованная керамика, лепные игрушки, посуда и скульптура малой пластики); унцукульская насечка дерева металлом.

В ходе исследований с целью определения состояния проблемы изучения народного искусства Дагестана в системе начального образования проанализированы учебные программы, научные исследования дагестанских ученых, обобщен опыт работы школ и т.д.

В целях выявления основных направлений реализации задач художественного образования и эстетического воспитания в диссертации рассматриваются концептуальные подходы по решению данной проблемы в системе школьного образования. Важное значение в теоретическом осмыслении проблемы эстетического отношения к искусству, художественного воспитания и образования для нас имели исследования известных ученых в области философии и эстетики (А. И .Алехин, А .И.Буров,'М.Ф.Овсянников, И.Ф.Смолвяии-йов и др.), искусствознания (В.М .Авдеев, А.В.Бакушинскнй, B.C. Воронов и др.), психологии (Б.Г.Ананьев, Н.Н.Волков, Л.С.Выгот-

ский, Е.Н.Игнатьев и др.), педагогики и методики (Г.В.Беда, Е.В.Квятковскнй, В.С.Кузин, II,Н.Ростовцев, В.А.Сухомлинский, А.С.Хворостов, Т.Я.ШпикалоЕа, Е.В.И1орохов и др.). При всем многообразии исследований, осветивших творческие и методические аспекты эстетического воспитания, художественного образования и развития школьников, приходится констатировать, что многие конструктивные идеи ученых не реализовывались на практике в условиях нашей республики.

В этой связи для установления конкретных причин и определения путей выхода из слоившейся ситуации мы провели социологические исследования. Беседы, анкетирование по следующим основ-еш вопросам для учителей, родителей и других работников народного образования: I) выявление общего состояния и уровня преподавания1 предмета изобразительного искусства в школе на современном этапе; 2) установление стелена учета национальных художественных традиций в школах республики. Для учащихся начальной школы основными являются следующие вопросы: I) определение знаний учащихся о декоратинно-прякладном искусстве народов Дагестана; 2) выявление факторов положительного влияния народного искусства на художественно-эстетическое воспитание и образование учащихся в учебно-воспитательном процессе.

Анкетирование проводилось в различных регионах нашей республики. При этом мы охватывали школы, в которых изучаются традиционные художественные промыслы, о такяе районы и города, где общеобразовательные школы работают по типовой программе. Таким образом, всего экспериментом было охвачено 556 человек, в тем числе 400 учащихся, 156 учителей, родителей и других работников народного образования.

Результаты первичного анкетирования, опроса, бесед дали еозмокность выявить отношение респондентов к проблеме изучения нзродиого искусства Дагестана в начальной школе. Так, из 156 опрошенных мы получили следующие данные: по первому вопросу -7 У % ответилиПэтрнцатёльно и 22 % - положительно; по второму Еопросу, соответственно - 85 % и 15 %. Кроме того следует отметить, что мы выявили условно три груши; школ, в которых изучается народное искусство Дагестана е разном объеме учебного . Бремени. Это школы, расположенные в традиционных центрах, где изучается один из видов народного искусства (профессиональное

обучение). Вторая грушш - школы, где учителя используют, но не во Есем объеме, многообразие видов народного искусства на уроках ИЗО. И, наконец, третья группа - околи, где происходит фрагментарное включение народного искусства в учебно-воспитательный процесс.

Наибольший интерес в наших исследованиях представляют школы второй и третьей группы, где ставилась задача на выявление знаний детей о народном искусстве Дагестана, а такие их практическое владение орнаментальной графикой, цветовой- композицией и т.д. Таким образом, школы второй группы (экспериментальные) показали следующие результаты по первому вопросу 76$ положительные ответы а 24 % - отрицательные, а по второму вопросу соответственно - 69 % и 31 % (из ИЗ учащихся). А- в школах третьей группы (контрольные) результаты показали, что дети слабо владеют графическими навыками (89 %) не имеют устойчивых знаний о идах народного искусства (86 %) из 125 учащихся. При этом следует отметить, что лучшие результаты во всех школах показывали дети, получившие определенное эстетическое Боепитание в семье, дошкольных учреждениях.

Итак, полученные в ходе исследования результаты свидетельствуют о том, что стихийно без целенаправленной работы невозможно реализовать е полной мере задачи освоения детьми худояеет-венно-эотетнческих традиций народного искусства Дагестана.

Отмечено такхе, что содержание программы.по изобразительному искусству сегодня не удовлетворяет ни учителей, ни учащихся, так как не огревает специфику нашей республики; где сложились самобытные, многовековые художественные традиции народного искусства.

Большинство респондентов считают, что формирование духов-но-нраЕственных качеств и творческое развитие личности нужно-"строить лре"кдё~всего~аа~основе изуч ен ия~национального искусства' СЕоего народа и общечеловеческих культурных ценностей.

В этой сеязи особую значимость, на наш взгляд, приобретает выявление и отражение содержания народного искусства и культуры в.программно-инструктивных п учебно-методических материалах новой национальной школы, цде обучение и воспитание личности учащихся должно быть направлено на духовно-нравственное, эстетическое воспитание и художественно-творческое развитие.

Таким образом, анализ историко-культурных а худонественннх традиций народов Дагестана, современного состояния школьного образования.и рассмотрение концептуальных подходов к содержанию' худокественно-эстетического воспитания школьников средствами •"народного искусства дает нам основание сделать следующие выводы:

1. Самобытное народное декоративно-прикладное искусство Дагестана, имеющее многовековые худонественвые традиции, кото- рые и ныне ле;.-:ат в основе таких видов как ковроткачество, художественная обработка металла, гончарное производство, резьба

по дереву, каш® а др., является важнейшей частью духовной и материальной культуры народов нашей республики. Поэтому в декоративно-прикладном искусстве Дагестана заложены большие возможности для решения современных педагогических и художественно-эстетических задач в условиях общеобразовательной школы. В связи с этим кдвчевш на ара глеи нал современного подхода в решении худокествеино-эстетического образования и воспитания подрастающего поколения является опора на народное искусство и национальную культуру Дагестана.

2. Определяя проблемы и пути развития народного образования Республики Дагестан, следует отметить, что начальная школа, будучи частью общесоюзной, имела сбои достоинства и недостатки в решении вопросов художественного образования и эстетического воспитания школьников. В связи с этим необходимо преаде всего решить следующие задачи:

- выработать целостную систему художественного образования и эстетического воспитания младших школьников с учетом национальных традиций народного искусства Дагестана;- разработать критерии отбора произведений народных мастеров, экспериментальную методику а программу для внедрения^ практику начальной школы материала по освоению учащимися народного искусства Дагестана.

Во. вторрй главе диссертации - "Содержание и методы обучения основам народного искусства в начальной школе" - рассматриваются принципы отбора произведений народного и декоративно-прикладного искусства Дагестана по годам обучения; раскрываются содержание и методы обучения учащихся основам народного- искусства; приводятся результаты внедрения экспериментальной методики обучения основам народного искусства Дагестана в начальной, школе. ' .

t

Разработка критериев отбора произведений народных мастеров и подбор содержания для освоения народного искусцтва Дагестана младшими школьниками осуществлен в исследовании с учетом следующего:

1. Комплексный подход к отбору произведений народных мастеров с учетом разнообразия традиционных видов народного теор-честЕа. С этой целью отобраны произведения: ковроткачества (паласы, войлочные, безворсовые, "ворсовые ковры); художественной обработки металла (медночеканнне изделия, филигрань, эмальерное и ювелирное искусство); гончарное производство (балхар-ская и сулевкептская керамика); художественная обработка дерева (унцукульская насечка дерева металлом)-. ' •

В выделенных традиционных видах отбирались произведения- е.-учетом худонественно-эстетических особенностей, способствующих эмоциональному восприятию и вызывающих интерес к саыостоятель- ' ной творческой деятельности учащихся.

2. Учет дидактических принципов преподавания искусства в школе, что позволяет выстроить систему диалектично в каждом классе отдельно, а такае в комплексе всей начальной школы.

3. Учет возрастных и психолого-педагогических особенностей развития младших школьников, что способствует не только художественно-эстетическому развитию, .но и духото-нрав.ствен-ному воспитанию личности, закладываются элементы национальной культуры.

4. В разработке критериев применялась корректировка с учетом накопленного положительного опыта работы с учащимися начальных классов в Кубачя и Унцукуле по художественной обработке -металла и дерева.

5. Учет взаимосвязи искусства народов Дагестана, России о искусством пародов мира (общечеловеческие ценности добра, отношение к природе, труду, быту, историческая память, традиции и ■ т.д.).

Выявленные критерии отборз произведений народного искусства бш;и полонены в основу содержания обучения учащихся начальных классов. В главе рассматриваются материалы, отранающие исследования форм и методов обучения младших школьников народному искусству Дагестана. Изучая вопросы методики освоения детьми народного искусства, мы большое значение прида-ем традацион-

-а- .

нш методам народной педагогики, которые активно воздейстЕова- -ли на худонественное, эстетическое, нравственное и трудовое воспитание детей. В дагестанских семьях потомственных мастеров О ил о принято передавать секреты мастерства от старших младшему поколению. Существовала и другая форма обучения - ученичество у известных мастеров.

В ходе исследования также отмечается, что ванной областью приобщения, дет ей к искусству является восприятие и практическая •деятельность, которые опираются на закономерности формирования личности младшего школьника, т.е. последовательность возникновения интересов, склонностей, потребностей,.чувств, эмоций и т.д. Проблемы развития'личности на разных возрастных периодах освещены в исследованиях известных психологов и физиологов, на основе которых мы в своей методике обучения народному искусству решали задачи развития эстетических чувств, художественного вкуса, увакения к труду народных каст еров, беренного отношения -к памятникам истории и культуры, приобщения к творческой деятельности. ■

Разработанная нами методика освоения народного искусства Дагестана в начальной школе построена на преемственности дошкольного воспитания и подбора оптимального сочетания общепедагогических и традиционных методов преподавания изобразительного и декоративно-прикладного искусства в школах России и нашей республики.

Особенности разработанной методики рассматриваются в исследовании на примере освоения одного из традиционных видов народного искусства Дагестана - гончарное производство (бал-харская и сулевкенгская керамика). В разработке содержания обучения основам народного искусства учитывается, что одним из познавательных процессов человеческой деятельности.является восприятие, которое дает нам более глубокие знания об окружающей деятельности, создает целостный образ предмета или явления. Поэтому развитию эстетического восприятия отводится большое значение в системе занятий по изучению народного искусства. При этом, совмещая словесные и наглядные методы обучения, учителю легче воздействовать на материально-чувственную и познавательную сторону восприятия ребенка.

Эмоциональное восприятие произведений народных мастеров, изучение затейливых орнаментальных иотивов, красота а пластика форм лепных игрушек и других предметов вызывает у детей стремление к практической деятельности, в процессе которого решаются следующие основные задачи:

- развитие чувства композиции в связи о построением узора иа плоскостях различной формы и объема (полоска, овал, круг

я т.д.); ' . •

- вырабатываются чувства цветовых сочетаний росписи и фона,

- формируются и совершенствуются навыки кистевой росписи;

- развиваются способности к творческой деятельности. •

С учетом этих задач л творческих принципов народного искусства были разработаны три основные типа практических занятий: повтор - рлсоваипе о образца, усвоение первоначальных навыков графического изображения и восприятия художественных особенностей изделий; вариации - сочетание традиционных понятий, закономерностей народного искусства и приобретение опыта творческих решения композиций; импровизация - направленные на закрепление и осмысление творческих композиций по мотивам традиционного орнамента народного искусства и создание.самостоятельных вариантов. ...

' Подбор содержания заданий, их тематика определяется с учетом дидактических, возрастных а псахолого-педагогичесетх принципов обучения и воспитания младших школьникон. На этой основе детям I класса, например, предлагаются задания: рисование простых элементов балхарекой росписи (повтор); рисование узора в полосе из сочетания двух-трех элементов (Езрсацви); составление творческой композиции - эскиз декоративной тарелки (импровизация).

В процессе выполнения практической работы педагог знакомит детей о художествеяно-Енразательншя средствами п-понятиями ("риги", "орнамент", "композиция"! "линия", "цвет" и т.д.). В основе декоративного репеяия балха рекой росписи лежат стилизованныв элемента геометрического, растительного и зооморфного орнамента, построенные, е поиодья лияин, штриха, пятна. При этом очень вайю на уроках о целш развития графических навыков, о такие композиционных решения использовать различные -украшения и дидактические агри: "Отгадай", "Подбери пару",

"Выбери узор" и др.

Во 2 классе основная цель занятий - углубление знаний о балхарском орнаменте, совершенствование навыков кистевой росписи , формирование эстетического и художественного вкуса в "процессе восприятия. Здесь расширяется знакомство с изделиями народных мастеров и освоение графического исполнения элементов с применением штриховки, что придает узору особый привлекательный. ввд. Дета знакомятся с изображением традиционного орнамента в круге, характерными закономерностями построения узора по отношению к центру, с понятием центральной симметрии. В процессе самостоятельной работы закрепляются знания учащихся и совершенствуются навыки кистеЕОй росписи, которые они у&е используют в украшении и объемных изделий, например, игрушки-свистульки.

В 3 классе дети продолнают освоение балхарской росписи и впервые знакомятся с гончарными изделиями сулевкентских мастеров, которые украшали большие Еодоносные кувшины узором из ритмично повторяющихся параллельных прямых или волнистых линий, зигзагов, точек, 5 -образных динамичных изображений и т.д. В отличие от балхарской росписи, здесь узоры имеют красно-коричневый цвет, а' такие сулевкентские гончары пользуются разнообразными технологическими приемами: резьба по глине, штамповка, глазурование и т.д.

В 4 классе знания учащися обогащаются знакомством с малой пластикой художественной керамики - оригинальными скульптурными композициями известной мастерицы Зубайдат Умалаевой. Восприятие этих удивительно характерных образов, вылепленных в глин-е и с небольшим оршменталъным декором, вызывает полоки-тельные эмоции,.способствует развитию фантазии, вообраяения.

Все это вызывает неподдельный интерес у детей самим создавать такие образы на различные сюзсеты из жизни, народных сказок и расписывать их в традиционном стиле.

В отличие от предыдущих классов, здесь проводится отдельный урок, где обобщается весь материал о двух локальных центрах, художественной керамики. Более подробно рассматриваются ропросн художественных, технологических и других особенностей произведений народных мастеров. Этот урок мокно провести в различных формах: урок-беседа, урок-экскурсия, урок-выставка и т.д. При этом важным является активное участие самих учащихся

как в подготовке теоретической части, так и в решении практических задач. Освоение учащимися материала о балхарской и су-левкентской керамике происходит в тесном сочетании с занятиями по рисованию, лепке и ознакомлению с художественной керамикой России (Каргополь, Дымково, ¿илиыоново), Закавказья, Средней Азии.

Примерно в такой методическом плане строятся и занятая по освоению других видов декоративно-прккладаого искусства Дагестана. Из всего этого следует, что основная задача разработанной нами экспериментальной методики заключается в том, чтобы самым элективным способом обеспечить внедрение в практику работы начальной школы научно обоснованный, методически апробированный материал о народном искусстве Дагестана с целью обеспече- ,■ вия худокесгвенно-эстетяческого, духовно-нравственного воспи--талия и творческого развития личности младшего школьника.

Все это подтвердилось результатами опытно-исследовательской работы По внедрении в практику работы школ экспериментальное методики. Основный критерием освоения народного искусства Дагестана младшими школьниками были формирование эстетического воспитания и худокественно-творческого развития учащихся в экспериментальных школах.

Так, по уровню'эстетических, знаний экспериментальные школы показали следу вше результаты: 97 % положительные л 3 % -отрицательные, а по уровню сформироваиности худояеетвенно-творческах умений а навыков соответственно - 94 % и 6 % (из ПО учащихся). 3 то время, как в контрольных школах результаты осталась почти без изменений.

Результата опроса учителей, родителей и других работников народного образования свидетельствуют о качественном изменения е обучении и воспитании учащихся на основе изучения народного искусства Дагестана. Из 137 опрощенных положительно ответили 93 ,

Таким образом, проЕеденные нами исследования по разработке зксаерименгальноЗ методики и полученные результаты его.внедрения подтвердила наши .предположения'о необходимости создания учебно-методического комплекса й обучении младших школьников народному искусству Дагестана.

В связи с этим нами была разработана экспериментальная

программа о целью обеспечения и регламентации учебно-воспитательного процесса освоения народного искусства Дагестана в начальной ¡аколе.

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

I. Декоративно-прикладное искусство Дагестана, являясь частью национальной культуры, обладает художественно-эстетическим, и духовно-нравственным потенциалом для решения учебно-воо-питательных задач в начально! школе.

' 2. Определены основные пута и направления художественного образования и эстетического воспитания младших школьников средствами народного и декоративно-прикладного искусства Дагестана.

3. Выработаны критерии отбора оптимального содержания обучения младших икольнжов народному искусству Дагестана.

4. Разработана методика обучения младших школьников народному л декоративно-прикладному искусству Дагестана.

5. Разработана экспериментальная программа, определяющая и регламентирующая учебно-педагогическую деятельность школы по обучению младших школьников основам народного и декоративно—прикладного искусства Дагестана.

Таким образом, разработанная в данноц исследовании научно-методическая система, отвечающая современным псшсолого-педагогическим, художественно-эстетическим требованиям в процесса внедрения в практику работы школы монет оказать эффективное воздействие на обучение и Боепитание младших школьников средствами народного и декоративно-прикладного искусства Дагестана, что и дод2верздает ввдвинутую нами гипотезу.

По исследуемой проблеме автором опубликованы следующие работы:

1. Программа, Основы ручного ковроткачества У-Х1 классы. В соавторстве. Махачкала: Дагучдедгиз, 1986. - 0,49 л.л.

2. Программа воспитания и развития детей в дошкольных учреждениях Дагестана. Родничок. Коллектив авторов. Махачкала: Дагучледгиз, 1992, - 0,5 п.л.

3. Сборник учебных программ для подготовил мастеров декоративно-прикладного искуоотва в профессионально-технических училищах. Профессия - резчик по каина. В соавторстве. Махачкала: Дагучледгиз, 1993* - 0,55 л.л.

4. Сборник учебных программ" для подготовки мастеров декоративно-прикладного искусства в профессионально-технических училищах. Профессия — ковровщица. В соавторстве. Махачкала, 1993. — 0,75 п. л.

5. Художественное оформление школы. Махачкала: Дагуч-педгпз, 1989. — 3,25 п. л.

6. Первая республиканская выставка Художник-педагог. Махачкала, 1987. — 2,5 п. л.

7. Уроки народного искусства Дагестана в начальной школе. В соавторстве. Махачкала, 1989. — 1,05 п. л.

8. Воспитывать любовь к прекрасному. / Сб. Совершенствование учебно-воспитательного процесса в свете требований реформы общеобразовательной п профессиональной школы. Махачкала, 1987. С. 56-64.

9. Народное искусство Дагестана на уроках в школе. // Тезисы докладов региональной научно-практической конференции Искусство народных художественных промыслов Северного Кавказа. Нальчик, 16—19 октября. Махачкала, 1989. С. 5—

10. Роль декоративно-прикладного искусства Дагестана в эстетическом воспитании школьников. // Тезисы международной научно-практической конференции по эстетическому воспитанию молодежи. Формирование эстетического отношения к искусству. М., 1991. С. 123—125.

11. О работе проблемной группы учителей изобразительного искусства. // Тезисы докладов межобластной паучпо-практпче-скои конференции — выставки. Мы ц природа. Махачкала, 1991. С. 51-54.

6.

Подп. к печ. 25.05.93. Объем 1,25 п. л. Зак. 313. Тир. 100

Телеграфия МПГУ вк- В, И. Лепап»