автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Декоративно-прикладное искусство в системе художественного образования Республики Дагестан
- Автор научной работы
- Раджабов, Исмаил Магомедович
- Ученая степень
- доктора педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 1998
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.02
Содержание диссертации автор научной статьи: доктора педагогических наук, Раджабов, Исмаил Магомедович, 1998 год
Введение.
Глава I. Теоретические основы обучения учащихся изобразительному и декоративно-прикладному искусству с учетом регионально-национальных традиций.
1.1. Соотношение федерального и регионального компонентов в системе художественного образования.
1.2. Методологическое, психолого-педагогическое обоснование преподавания декоративно-прикладного и изобразительного искусства (исторический аспект).
1.3. Декоративно-прикладное искусство Дагестана: история развития и локальные особенности.
Глава II. Народное декоративно-прикладное искусство Дагестана, его место, роль и значение в художественном образовании учащихся школ республики Дагестан. 2.1. Декоративно-прикладное и изобразительное искусство в системе художественного образования с учетом регионально-национальных традиций.
2.2. Исторически сложившиеся методы обучения и художественные традиции в преподавании изобразительного и декоративно-прикладного искусства.
2.3. Определение уровня специальной подготовленности ф учащихся из районов с традиционно развитыми художественными промыслами.
2.4. Система занятий по ознакомлению учащихся с народными художественными промыслами республики Дагестан.
Глава III. Экспериментальное исследование процесса обучения учащихся декоративно-прикладному и изобразительному искусству с учетом национально-художественных традиций.
3.1. Констатирующий и поисковый эксперименты.
3.2. Модель методической системы экспериментального обучения.
3.3. Формирующий эксперимент.
Введение диссертации по педагогике, на тему "Декоративно-прикладное искусство в системе художественного образования Республики Дагестан"
Проблема исследования и ее актуальность.
Коренные изменения во всех сферах современной жизни оказывают существенное влияние на развитие системы образования. Одно из определяющих условий этого процесса - стабильная тенденция гуманизации образования, т.е. осознание индивидумом всей системы общественных отношений, основанных на фундаментальном исследовании, освоении мировой и отечественной культуры прошлого, постоянном изучении культуры настоящего.
Сказанное порождает необходимость дальнейшего совершенствования системы художественного образования и эстетического воспитания учащихся на основе широкого освоения и глубокого восприятия культурно-исторического и художественно-педагогического наследия человечества.
В настоящее время прогресс в искусстве невозможен без творческой преемственности и критического анализа, без освоения художественного опыта, сложившихся эстетических критериев, творческих традиций прошлого. Именно поэтому столь важное значение приобретает обращение к истокам национальной культуры. Особо значим этот постулат в тех регионах Российской Федерации, где народные художественные промыслы имеют многовековые традиции и сохраняют творческий потенциал, в частности, в республике Дагестан.
Анализ истории обучения изобразительному и декоративно-прикладному искусству на различных этапах развития общества показывает, что во все времена это обучение традиционно базировалось на бережном изучении и творческом обобщении опыта прошлого, усвоении и использовании устоявшихся эстетических критериев, художественных традиций и педагогических принципов. Этот основополагающий принцип сохраняет актуальность и на современном этапе системы обучения изобразительному и декоративно-прикладному искусству в общеобразовательной школе.
Ценность и плодотворность использования сложившегося опыта обучения изобразительному и декоративно-прикладному искусству базируется также и на том, что он складывался столетиями, прошел многовековую проверку практикой, а это, в конечном итоге, позволило создать, отобрать наиболее удачные образцы, методы, приемы, своего рода эстетические и художественные эталоны.
Вопросы теории, истории и методики преподавания изобразительного и декоративно-прикладного искусства достаточно глубоко разработаны отечественными и зарубежными специалистами. В частности, принципиально важное значение для нашего исследования имели труды заслуженных авторитетов по общей педагогике: Ю.К. Бабанского, И .Я. Лернера, М.Н. Скаткина, В.А. Сластенина и др., по психологии: H.H. Волкова, JI.C .Выготского, В.И. Кириенко, Е.И. Игнатьева, B.C. Кузина и др., по эстетике: М.С. Кагана, Н.И. Кияшенко, В. И. Разумного и др., по теории и методике изобразительного искусства: H.H. Анисимова, Г.В. Беды, Т.С. Комаровой, В.В. Корешкова, B.C. Кузина, H.H. Ростовцева, A.C. Хворостова, Е.В. Шорохова, Т.Я. Шпикаловой и др.
В теоретическую основу исследования были положены также глубоко аргументированные образцы анализа произведений декоративного и изобразительно-пластического искусства, которые можно найти в трудах П.Г. Богатырева, И.Я. Богуславской, В.М. Василенко, Н.С. Воронова, М.А. Некрасовой, Т.М. Разиной, Б.А. Рыбакова, P.JI. Розенфельдт, А.Б. Салтыкова, А.К. Чекалова, отразивших осмысление народного искусства в философском, культурном, эстетическом, этнографическом, историко-краеведческом и нравственном аспектах.
Проблемам изучения истории развития народного декоративно-прикладного искусства Дагестана посвящены исследования таких русских и дагестанских ученых в области археологии, этнографии, искусствоведения, как Д.М. Атаев, Н.Б. Бакланов, Г.Г. Газимагомедов, П.М. Дибиров, Б.А. Дрон, A.A. Иванов, Э.В. Кильчевская, М.М. Маммаев, С.А. Ханмагомедов, Э.М. Шиллинг.
Вопросы художественно-эстетического образования учащихся с учетом и использованием средств народного декоративного искусства на современном этапе обучения в школах республики рассматриваются также в исследованиях дагестанских ученых М.М. Байрамбекова, С.М. Гаджимурадова, A.M. Магомедова, П.Н. Магомедова, Ш.А. Мирзоева, И.М. Раджабова, Н.П. Рашидова.
Основные положения методических концепций современных ученых соответствующего профиля в большей степени ориентированы на "общее" художественное образование и эстетическое воспитание школьников в масштабе страны.
При этом региональные, исторически традиционные, национальные эстетические и художественные особенности, а главное, их влияние на соответствующую подготовку учащихся изучены недостаточно. Пока не систематизирован и не внедрен в школьное образование творческий опыт целых регионов по освоению и плодотворному использованию.-национальных художественных традиций преподавания изобразительного и декоративно-прикладного искусства.
Ставя задачу определения путей усовершенствования методической системы обучения школьников изобразительному и декоративно-прикладному искусству, считаем необходимым тщательно дифференцировать методы и приемы обучения с учетом сложившихся регионально-национальных, педагогических и эстетических концепций, традиций, принципов и стилей народного искусства.
Автономии, национальные округа и различные регионы Российской Федерации получили правовые возможности создать на основе федеральной программы свои варианты учебных программ, учитывающие этническое самосознание, народную культуру.
В связи с этим необходимо разработать и внедрить в практику довузовского и вузовского образования комплекс программ нового типа, которые должны гармонично сочетать федеральный компонент с региональным, ассимилирующим вековые национальные традиции народного искусства, в частности, декоративно-прикладного.
На богатейшем и разнообразном фоне художественного творчества различных регионов страны, прежде всего республик Северного Кавказа, и в целом России прикладное искусство Дагестана занимает особое место. Оно имеет множество жанров, технических приемов, декоративных мотивов и форм, исторически сложившихся навыков, художественных традиций.
Здесь, в сравнительно небольшом регионе, представлены и находят развитие чуть ли не все виды и жанры народного художественного ремесла. Этническая пестрота, относительная изолированность селений, разнообразие поддающихся обработке материалов, исконное бережное отношение к художественным традициям создают уникальный конгломерат промыслов, имеющих отнюдь не музейное, а чисто бытовое назначение, хотя при этом все они представлены и занимают достойное место в музеях, и не только нашей страны.
В практической работе преподаватель сталкивается с различным уровнем подготовленности учащихся, определяемой окружающей действительностью, примерами деятельности взрослых, природными условиями. В связи с этим особое значение приобретает проблема художественного образования - школьников с учетом как региональной, так и национальной специфики художественного образования и воспитания. Здесь диалектические связаны два обогащающих друг друга начала: с одной стороны, сложившиеся в дошкольной жизни эстетические представления и оценочные критерии ребенка, с другой, - дидактически принципы, основанные на учебных и возрастных возможностях.
Задача школьного художественного образования, особенно в тех регионах, где развиты народные художественные промыслы, состоит в обогащении знаний, умений и навыков учащихся путем пополнения их изобразительной практики знаниями основ изобразительной грамоты.
Для того, чтобы определить эффективные методы работы с учащимися, следует обратиться к традициям обучения различным видам художественных промыслов и ремесел, изучить возможности использования этих традиций в современной школьной практике. Например, исторически сложившиеся пути передачи знаний и умений от мастера к ученику могут явиться моделью соответствующего учебного процесса.
Богатый потенциал использования национальных художественных традиций в преподавании содержится именно там, где исторически сложились художественные промыслы. Однако отработанной методической системы обучения средствами изобразительного и декоративно-прикладного искусства с учетом глубины усвоения общекультурного наследия данного региона до сих пор не существует. Опыт наиболее одаренных учителей не обобщен и не систематизирован, нет дифференцированных методической системы и средств обучения, учитывающих региональные особенности и позволяющих использовать общепедагогические требования в сочетании с национально-художественными традициями в школьном преподавании изобразительного и декоративного искусства.
Эти вопросы не получили должного научно-теоретического освещения ни в монографиях, ни в учебно-методической литературе. Каждый учитель решает их, исходя из собственных воззрений, не всегда правильно увязывая их с общей системой художественного образования и эстетического воспитания учащихся. На устранение этих недостатков и направлена наша работа.
В настоящее время в Дагестане педагогическое образование в основном строится на лучших образцах европейской культуры, а вековой национальный традиционный художественный опыт предан забвению. В личностном аспекте такая практика в условиях республики далеко не оправдана и противоречива. Важно отметить, что и студент вуза, и школьник воспринимают эту культуру сквозь призму своего жизненного опыта и в свете требований того социального и культурного пространства, где он живет и учится.
Результаты нашего исследования могут способствовать не только разрешению возникающих противоречий, но и совершенствованию методики преподавания изобразительного и декоративного искусства в дагестанских школах.
В дагестанской народной педагогике образование и воспитание направлены на достижение гармоничного сочетания трех основных качеств: ума, нравственности, трудолюбия. Именно этими качествами должен обладать идеальный ребенок, и на их развитие необходимо ориентировать образовательный и воспитательный процесс в дагестанской школе, семье.
Ученик приходит в школу с уже сложившимися традиционными художественными установками, знаниями и умениями, полученными в семье. Каждый ребенок в дагестанских селах в зависимости от того, каким ремеслом владеет тот или иной район, имеет свои особенности формирования художественного мышления и восприятия искусства.
Абитуриент приходит в вуз также с уже сформированными, но уже на другом уровне, специфическими качествами. Здесь он должен получить возможность развиваться и в профессиональном плане, приобрести необходимые педагогу качества: сформированное педагогическое мировоззрение, педагогическую деятельность в соответствии с принципами педагогического поведения.
В основу стандарта педагогического художественного образования и эстетического воспитания в вузе должна быть положена эта модель педагога. Кроме того, стандарт должен непременно учитывать художественные традиции народов Дагестана, чтобы учитель смог их успешно использовать и в практической работе в школе.
Наш опыт свидетельствует, что единый подход к художественному образованию и эстетическому воспитанию для различных территорий многонационального государства в должной мере не учитывает интересы и не удовлетворяет запросы региональной школы.
В условиях Дагестана особое внимание следует обратить на преподавание родных языков, истории и географии республики, предмета "Культуры и традиции народов Дагестана", народных художественных промыслов, а также на изучение экологической, социально-экономической, демографической обстановки во взаимосвязи с дисциплинами общегосударственного образовательного стандарта. Ведь наука, искусство, литература, образование и культура нужны обществу не сами по себе - они сохраняют и передают новым поколениям те духовные ценности, нравственные принципы, которые так необходимы нам сегодня, на этапе развития национального самосознания. В республике Дагестан крепки культурные традиции, преемственность народных мастеров, поэтому одной из главных задач вузовского и школьного образования мы считаем формирование у учащихся республики традиционной национальной культуры.
К сожалению, в общеобразовательных школах потенциал традиций народного искусства и ремесла для художественного творческого развития учащихся используется недостаточно. Это отчасти объясняется отсутствием целенаправленной работы по включению декоративно-прикладного искусства в образовательный процесс школы, а также неразработанностью содержания и форм приобщения учащихся к национальной культуре.
Прежде всего необходимо создать эффективную методическую систему обучения средствами изобразительного и декоративно-прикладного искусства с учетом национально-региональных особенностей и общих педагогических требований к преподаванию этого предмета в школе.
Здесь уместно отметить очень важный нравственный аспект рассматриваемой проблемы. Умелое сочетание федерального и национально-регионального компонентов с общепедагогическими требованиями в практике работы школы будет способствовать не только повышению национального самосознания, но и взаимному уважению народов. Это актуально в нынешних условиях, когда вместе обучаются дети разных национальностей; нужно найти такие способы педагогического воздействия, чтобы в их личностных качествах национальное формировалось в гармонии с интернациональным. Мы исходим из того, что интернациональное -это не безнациональное, готовность проявить искреннее уважение к культуре, искусству, традициям других народов.
Все вышесказанное определяет проблему исследования: разработка, экспериментальная проверка и научно-педагогическое обоснование системы художественного образования учащихся республики Дагестан и создание эффективной методической системы обучения средствами изобразительного и декоративно-прикладного искусства, правильное соотношение федерального и регионального компонентов, с учетом сочетания традиций народной педагогики, а также общих требований к преподаванию этого предмета в родной общеобразовательной школе. Решение этой проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования: процесс обучения школьников изобразительному и декоративно-прикладному искусству в общеобразовательных школах республики Дагестан.
Предмет исследования: методы и формы обучения изобразительному и декоративно-прикладному искусству с учетом влияния традиций народного искусства Дагестана.
Гипотеза исследования: эффективное формирование и совершенствование знаний, умений и навыков в процессе обучения изобразительному и декоративно-прикладному искусству в республике Дагестан возможно при следующих условиях:
- если научно обосновано соотношение федерального и регионально-национального компонентов в содержании художественного образования, раскрывающее новые технологические подходы к изучению творчества народных мастеров и художественных промыслов;
- если есть в общеобразовательных школах республики такая методическая система обучения средствами изобразительного и декоративно-прикладного искусства, которая рациональна сочетала бы в себе национальные и интернациональные традиции, общепедагогические требования с региональными художественными, особенностями последовательное освоение духовных ценностей народного искусства как части художественной культуры;
- если в практике обучения изобразительному искусству происходит постоянный учет знаний, умений и навыков, полученных при исторически сложившемся традиционном обучении художественным ремеслам в различных районах республики.
Задачи исследования:
1. Изучить и обобщить передовой опыт учителей изобразительного и декоративного прикладного искусства в школах республики Дагестан.
2. Выявить методологические и психолого-педагогические особенности обучения школьников изобразительному и декоративно-прикладному искусству с учетом исторически сложившихся в республике Дагестан традиций обучения народному искусству.
3. Определить соотношение федерального и регионального компонентов в содержании художественно-эстетического образования учащихся Дагестана.
4. Дать теоретическое обоснование методики обучения школьников изобразительному и декоративно-прикладному искусству с учетом региональных национальных традиций.
5. Разработать дифференцированную методическую систему обучения изобразительному и декоративно-прикладному искусству школьников республики Дагестан на основе гармонического соотношения федерального и регионально-национального компонентов.
6. Выявить уровень художественной и специальной подготовленности учащихся, степень осознания ими роли декоративно-прикладного искусства в художественном образовании.
7. Разработать содержание занятий и методические рекомендации по их проведению с учетом видов декоративно-прикладного искусства в различных культурно-ремесленных центрах Дагестана.
8. . Создать учебные наглядные пособия для студентов и учащихся по изучению национальной культуры и художественных традиций народов республики Дагестан.
9. Осуществить экспериментальную проверку разработанной системы обучения.
Методологической основой исследования послужили теоретическое положение о единстве исторического и логического подходов при анализе социально- культурных и психолого-педагогических явлений, о многофакторной, в том числе и социальной, детерминированности процессов художественноэстетического образования. Мы исходили также из положения о необходимости системно-целостного философского, художественно-эстетического подхода к учебной работе с современной молодежью; в качестве кардинального постулата в исследовании фигурирует тезис о субъективности как важнейшем качестве человека.
Методы исследования. На различных этапах исследования использовались следующие методы:
- изучение нормативных документов Министерства образования РФ и республики Дагестан;
- анализ литературных источников и монографических работ по педагогике, психологии, искусствоведению, исторических и архивных документов, диссертационных исследований;
- анализ действующих экспериментальных программ школьного цикла, кружков, факультативов;
-беседы с учащимися, учителями и руководителями детских творческих коллективов;
- изучение и обобщение передового педагогического опыта специализированных и общеобразовательных школ, а также дома детского творчества, центров эстетического образования;
- анкетирование учителей, школьников;
- изучение процесса создания продуктов художественно-творческой деятельности учащихся в области народного декоративно-прикладного искусства;
- изучение процесса создания художественных произведений в традициях народного ремесла непосредственно на производстве. Этапы исследования:
Первый этап (1984-1986) изучение и анализ литературных источников. Исследовались традиционные и современные методы обучения изобразительному и декоративно-прикладному искусству в дагестанской школе. Накопление эмпирического материала.
На первом этапе эксперимента намечены пути исследования данной проблемы; проводился ряд наблюдений за деятельностью учителей изобразительного искусства республики Дагестан. Главное внимание было уделено в основном специализированным школам, где развиты традиции художественного ремесла. Путем изучения научно-педагогической, а также методической литературы определялась степень разработанности избранной проблемы в педагогике и ее состояние в практике школьного обучения, выявились различные уровни подготовленности учащихся. Результаты исследования опубликованы в методических пособиях для студентов художественно-графического факультета и учителей изобразительного искусство, создавались учебно-методические наглядные пособия для школ республики.
Второй этап (1987-1989) включал исследовательскую и опытно-экспериментальную работу по углублению гипотезы, разработке условий и методов обучения изобразительному и декоративно-прикладному искусству Дагестана, рационально сочетающих национальные и интернациональные традиции, региональные особенности и общие требования к преподаванию этого предмета в общеобразовательных школах. Проведен анализ практики художественно-эстетической подготовки школьников в региональных условиях, уточнен уровень подготовленности учащихся.
Эксперимент проводился в школах с.Кубачи Дахадаевского района, с.Унцукуль Унцукульского района, с. Балхар Акушинского района, с. Хучни Табасаранского района, где развиты традиции различных народных художественных промыслов, а также в школах 1, 22, 33, 37, 85 г. Махачкалы, г. Дербента.
В ходе эксперимента выявлен различный уровень художественной подготовленности учащихся в зависимости от того, каким ремеслом владеют мастера того или иного района, с учетом степени усвоения ими национально-художественных традиций.
В эксперименте принимали участие свыше 600 учащихся 1-6 классов городских и сельских школ. В зависимости от уровня подготовленности учащихся им предлагались для выполнения серии заданий, где в качестве изображения использовались предметы, близко знакомые с детства в быту народов Дагестана, данные задания применялись в качестве диагностических. На втором этапе завершился констатирующий эксперимент; апробированы различные формы включения декоративно-прикладного искусства в учебный процесс школ, подготовлены учебные пособия для студентов и учителей изобразительного искусство.
Констатирующий эксперимент позволил скорректировать отдельные дополнительные задания и практические упражнения, входящие в экспериментальную методику обучения.
Третий этап (1990-1998). Были завершены теоретические разработки и экспериментальная проверка методической системы обучения изобразительному и декоративно-прикладному искусству школьников республики Дагестан на основе гармонического сочетания федерального и регионально-национального компонентов, а также традиций декоративного искусства и общепринятых требований к преподаванию этого предмета в школе. Результаты исследования внедрялись в практику общеобразовательных школ республики Дагестан через издание учебно-методических пособий, календарно-иллюстрированных тематических планов для учителей.
Велась подготовка учителей по проблемам внедрения этих материалов в дагестанские школы, и апробировалось учебное пособие для учителей.
Экспериментальные занятия были проведены при нашем непосредственном участии в школах с.Кубачи Дахадаевского района, с.Унцукуль Унцукульского района, с.Балхар Акушинского района, в школах №№ 1, 22, 33, 37, 85 г.Махачкалы, а также в школах г.Дербента. Затем экспериментальное обучение по нашим дидактическим разработкам и конспектам уроков изобразительного искусства проводили учителя изобразительного искусство названных школ.
На защиту выносятся: научное обоснование объективной необходимости и закономерности функционирования методической системы обучения изобразительному искусству учащихся республики Дагестан как важного направления совершенствования системы художественного образования и эстетического воспитания учащихся общеобразовательных школ;
- методическая система, в которую включены содержание, методы и приемы художественного образования и эстетического воспитания школьников на основе гармоничного сочетания федерального и регионально национального компонентов, а также традиций народного искусства и общепринятых требований к преподаванию этого предмета в школе;
- методическое обоснование учебно-методических комплектов наглядных пособий, обусловленное вариативностью видов декоративно-прикладного искусства в различных районах республики, их использованием на занятиях по изобразительному и декоративно-прикладному искусству Дагестана.
Научная новизна и теоретическое значение исследования состоят в том, что впервые в масштабе республики Дагестан поставлена и комплексно решена проблема методики преподавания изобразительного и декоративно-прикладного искусства в общеобразовательных школах с учетом гармонического сочетания федеральных и региональных компонентов, а также национально-художественных традиций народного искусства;
- определены место и роль изобразительного и декоративно-прикладного искусства в художественном образовании и эстетическом воспитании учащихся на современном этапе развития общества;
- разработаны параметры уровней и критерии оценки работы учащихся, позволяющие повысить специальную и художественную подготовленность;
- разработана и экспериментально проверена эффективная методическая система художественного образования с учетом регионально - национальных традиции и общепринятых требований к преподаванию этого предмета в школе, которая включает в себя: a) содержание художественного образования средствами декоративного и изобразительного искусства; b) дидактические принципы, формы, методы и методические приемы обучения, воспитания и развития; c) средства обеспечения учебно-воспитательных и развивающих процессов (ТСО, наглядные пособия и т.д.);
- определены и теоретически обоснованы пути влияния исторически сложившихся традиций декоративно-прикладного искусства на общее художественное образование школьников
Дагестана;
- изучены традиционные и современные методы обучения изобразительному и декоративно-прикладному искусству Дагестана;
- выявлены типичные различия в художественной подготовленности учащихся, обусловленные вариативностью видов декоративно-прикладного искусства в различных районах Дагестана;
- созданы методические разработки, календарно-иллюстрированные тематические планы для 1-6 классов общеобразовательных школ Дагестана, комплект учебно-методических наглядных пособий, учитывающие вид художественного ремесла, изучаемый в школе;
- впервые в республике издана серия наглядных пособий "Орнаменты народов Дагестана" (29 таблиц и методические рекомендации к ним);
Теоретические значение исследования состоит в том, что результаты его могут быть использованы в проведении дальнейших исследований рассматриваемых проблемам.
Практическое значение исследования состоит в реализации его теоретических положений:
- в создании принципиально новой методической системы обучения учащихся изобразительному и декоративно-прикладному искусству в школах Дагестана, где развиты народные художественные промыслы и ремесла; в возможности использования материалов данного исследования для совершенствования методики преподавания изобразительного и декоративно-прикладного искусства в регионах с развитыми художественными промыслами других республик страны;
- в разработке новых учебных пособий, методических рекомендаций, календарно-иллюстрированных тематических планов, учитывающих специфику подготовки учащихся по изобразительному и декоративно-прикладному искусству в различных районах республики Дагестан.
Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования нашли отражение в монографиях, учебных пособиях, методических рекомендациях, научных статьях, тезисах, опубликованных в гг. Москве, Уфе, Курске, Махачкале и др. Материалы исследования обсуждались и получили одобрение на Всесоюзных (Москва, Уфа, Курск), межрегиональных (Курск, Уфа, Махачкала) научных и научно-практических конференциях по проблемам совершенствования художественного образования и развития национальной культуры. С докладами и сообщениями автор выступал на ежегодных научных конференциях на художественно-графическом факультете Дагестанского государственного педагогического университета, в ходе чтения лекций, проведения семинаров в Избербашском педагогическом колледже и в институте повышения квалификации педагогических кадров. Материалы исследования апробированы и внедрены в практику обучения изобразительному и декоративно-прикладному искусству в общеобразовательных школах Дагестана.
Автором разработан и прочитан спецкурс "Формирование художественных потребностей учащихся средствами изобразительного и декоративно-прикладного искусства, изданы монография на тему "Декоративное и изобразительное искусство в системе художественного образования", учебные пособия ("Художественные традиции и изобразительное искусство в школе" и ДР-).
Иллюстрированные планы и разработки уроков по изобразительному искусству для 1-6 классов, учебно-методические наглядные пособия "Орнаменты народов Дагестана" (29 таблиц и методические рекомендации к ним) нашли широкое применение в практике обучения изобразительному и декоративно-прикладному искусству в школах республики Дагестан.
Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"
Выводы по главе.
В результате проведенных нами экспериментов по нами же разработанной методике и после обобщения их итогов сформулированы следующие выводы:
1. Результаты проверки эффективности предлагаемой методической системы обучения изобразительному и декоративно-прикладному искусству в средней общеобразовательной школе, учитывающей регионально-национальные художественные традиции, а также неизбежную разницу в уровнях дошкольной художественной подготовленности учащихся различных районов республики, подтверждают предложенную нами гипотезу о том, что оптимально эффективное формирование знаний, умений и навыков при обучении школьников изобразительному и декоративно-прикладному искусству в 1-6 классах школ республики Дагестан возможно лишь при соблюдении следующих эмпирически выявленных нами условий: выявление характерных особенностей знаний школьниками из разных районов республики основополагающих принципов изобразительного искусства, владения практическими умениями и навыками с учетом влияния исторически сложившихся традиций обучения народным художественным промыслом; разработка условий и методов обучения изобразительному искусству на основании гармонического сочетания национально-художественных традиций и общих требований преподавания этого предмета в школе; создание взаимосвязанной системы целенаправленных педагогических воздействий, обеспечивающих эффективность обучения изобразительному и декоративному рисованию на реалистической основе выравнивания с учетом дифференцированного индивидуального подхода и развития общего художественного образования школьников республики Дагестан.
2. Основная задача, и, на наш взгляд, достоинство предлагаемой методики заключается в том, что сохраняя, развивая и поддерживая все имеющиеся у учащихся положительные художественные задатки, знания, умения и навыки, она позволяет тем самым поднять общий уровень художественного образования и воспитания, учащихся средней общеобразовательной школы республик и тех регионов России, где традиционно исторически развиты народные художественные промыслы.
Заключение
Анализ результатов выполненных практических работ в основном подтверждает выдвинутую нами гипотезу и позволяет сделать следующие обобщающие выводы.
1. Изобразительное и народное декоративно-прикладное искусство является неоспоримо важным компонентом общей системы художественного образования и эстетического воспитания учащихся общеобразовательных школ республики Дагестан при условии учета региональных, исторически сложившихся национальных эстетических критериев продуманного соотнесения их с федеральным и региональным культурно-художественным цензом.
2. Предлагаемая в исследовании методическая система обучения комплексу эстетических и художественных дисциплин в средней общеобразовательной школе дает возможность в значительной степени повысить интерес учащихся к изучению и освоению основ изобразительного и декоративно-прикладного искусства, стимулировать раскрытие и практическое воплощение их творческого индивидуального потенциала.
Разработанная система гармонического сочетания общепринятой концепции художественного и эстетического образования и народной методики обучения ребенка, подростка комплексу этих знаний и умений базируется именно на этом основополагающем постулате.
Если принять предложенную в данном исследовании концепцию за основу художественной, педагогической, практической деятельности преподавателя предметов эстетического цикла в школе конкретного национального региона, особо важное значение приобретает необходимость воспитать у учащихся подлинную самоценность национального, не упуская из вида межнациональный уровень, самосознание, прививать учащимся способность воспринимать и, следовательно, осознанно полюбить традиционное национальное искусство и народное художественное творчество.
3. Принципиально важное значение в полноценном освоении народного эстетического и художественного наследия приобретает в настоящее время продуманная и методически обоснованная педагогическая практика, которая должна базироваться на обогащении памяти и эстетической восприимчивости детей всеми веками сложившимися сокровищами регионального и национального культурного наследия. Этого можно добиться внедрением в школьную практику разработанной дифференцированной методической системы обучения средствами изобразительного и декоративно-прикладного искусства с учетом национальных художественных традиций, а также показом, детальным материально-производственным и искусствоведческим анализами конкретных изделий народных мастеров.
4. Предлагаемая система обучения имеет возможность более углубленно рассматривать, тестировать, достаточно уверенно определять уровень как природных способностей, так и конкретно художественной и эстетической ориентированности учащегося, а также выявлять предварительный уровень подготовленности школьника.
5. Исходя из вышеизложенного, основной задачей преподавателя художественно-эстетических дисциплин в средней общеобразовательной школе можно считать творческое освоение и использование принципов и методов народной педагогики - передачи от поколения к поколению критериев красоты и оценочного уровня, воспитанного и выработанного предками.
6. Изучение и творческое обобщение положительного опыта народной педагогики, традиционно сложившейся народной художественной традиции в региональной и национальной школе необходимо бережно сохранять и творчески перерабатывать, плодотворно применять к сегодняшней практике преподавания изобразительного и декоративно-прикладного искусства.
7. Предложенная система обучения средствами изобразительного и декоративно-прикладного искусства с учетом регионально-национальных традиций в достаточной степени универсальна и может быть при местной, локальной коррекции применена в географически и этнически отдаленных регионах Российской Федерации.
8. В основу методики преподавания изобразительного искусства в национальной школе, где данный предмет является основополагающим составляющим компонентом эстетического воспитания, положены труды специалистов различных областей знаний: философов, психологов, педагогов, учителей-практиков и деятелей школьного и внешкольного образовательных учреждений. Важной особенностью предлагаемой нами методики является также то, что она, основываясь на общепринятых научно-методических положениях, может быть применима к любому национальному и культурно-историческому региону нашей страны. Необходимо лишь с учетом локальных условий конкретизировать ее, уточняя методы обучения применительно к сложившимся местным художественно-историческим традициям и культуре.
9. В результате исследования доказана эффективность предложенной методики обучения основам изобразительного и декоративного искусства с необходимым учетом национально-художественных традиций. Это наглядно проявляется не только в повышении общего уровня знаний и умений, но также в развитии и сохранении степени познавательного интереса учащихся к культурному наследию народа. Это крайне важно как в достижении высоких результатов эстетического воспитания, так и художественного образования школьников.
10. Для максимальной эффективности обучения школьников республики Дагестан основам изобразительного искусства, по нашему убеждению, наиболее перспективный путь - гармоническое сочетание изначально заложенных и усвоенных знаний и навыков с общепринятыми требованиями, принципами и методами преподавания изобразительного искусства.
11. Для объективной оценки изобразительной деятельности школьников, имеющих специальную предварительную подготовку и контроля за ее развитием по одному из традиционных видов декоративно-прикладного искусства целесообразно использовать выверенный комплекс параметров критериев уровней оценки, что помогает наиболее полно раскрыть особенности художественной подготовленности учащихся.
Предлагаем разработанные нами следующие параметры.
1. Наличие основ художественного и декоративного образа;
2. Наличие сюжетного композиционного центра;
3. Построение изображения в перспективе;
4. Конструктивное видение изображаемого предмета;
5. Передача объема;
6. Передача формы;
7. Пластичность решения в формообразовании предмета;
8. Целостность композиции традиционных орнаментов;
9. Характер орнаментального строя;
10. Национальный колорит орнамента (повтор, вариации, импровизации);
11. Передача характерных традиционных орнаментальных мотивов;
12. Особенности отделки изделий;
13. Техника выполнения изображения орнаментальных мотивов.
12. Главным в построении экспериментальной методики обучения, на наш взгляд, является систематическое рисование с натуры как основополагающий элемент обучения изобразительной грамоте, а также декоративное рисование - наиболее близкий к национальным особенностям и доступный для учащихся вид изобразительной деятельности. При этом детям необходимо предлагать для изображения знакомые предметы, относящиеся к традиционному местному быту, а также в качестве наглядных пособий - образцы изделий, подчеркивающие специфику конкретного местного художественного ремесла.
13. Для того, чтобы ученики достаточно уверенно овладели умением комплексно воспринимать и творчески воплощать объект изображения, то есть правильно передавать его форму, цвет, тональные соотношения, нами предложена система дополнительных упражнений, каждое из которых нацелено на достижение цели и задачи конкретного урока и на выравнивание общего художественного уровня образованности школьников.
Список литературы диссертации автор научной работы: доктора педагогических наук, Раджабов, Исмаил Магомедович, Москва
1. Абдуллаев М.А. Из истории научно-педагогической мысли. Махачкала: Дагучпедгиз, 1986. 174 с.
2. Абдулина A.A. Формирование умения воссоздать художественные образы в процессе чтения литературных произведений / 1-3 классы/. Автореф. дис.канд. пед. наук.-М., 1977. 18 с.
3. Абросимова A.A. и др. Художественная резьба по дереву, кости и рогу: Учебн. пособие по ПТУ 2-е издание, 1984. 159 с.
4. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. -М.: Просвещение, 1985. -448 с.
5. Азаров Ю.П. Радость учить и учиться: Педагогика гармоничного развития.-М.: Политиздат, 1989. 333 с.
6. Актуальные проблемы формирования личности на материале народной культуры. Межвузовский сборник научных трудов. Шуя, 1994. 198 с.
7. Акунова Л.Ф., Крапивин В.А. Технология производства и декорирование художественных керамических изделий: Учебник для худ. пром. училищ и училищ прикладного искусства.-М.: Сов. художник, 1984. 207 с.
8. Алексеева В.В. Роль художественного наследия в эстетическом воспитании народа.-М.: Сов. художник. С.32.
9. Алексеева В.В. Изобразительное искусство и школа.-М.: Сов. художник, 1986. 286 с.
10. Анастасьев Д. Об эстетическом воспитании трудящихся.-М.:1. Профиздат, 1996. С.63.
11. Анри де Моран. История декоративно-прикладного искусства от древнейших времен до наших дней. Пер. с фр.-М.:1. Искусство, 1982. 577 с.
12. Алехин А.Д. Изобразительное искусство. Художник. Педагог, школа. Книга для учителя.-М.: Просвещение, 1984. 160 с.
13. Алехин А.Д. Система подготовки учителя изобразительного искусства: Дис. в виде научн. доклада. Док. пед. наук.-М., 1993.-32с.
14. Алиев А. Народные традиции, обычаи и их роль в формировании нового человека. Махачкала, 1986. 142 с.
15. Алиханов Р. Кубачинский орнамент.-М., 1963. 78 с.
16. Алиханов Р., Иванов А. Искусство Кубачи. -Д., 1976. 182 с. 17. Алпатов М.В. Немеркнущее наследие. -М.: Просвещение, 1991. -302 с.
17. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. -М.: Наука, 1970. 486 с.
18. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания: Избр. психол. труды. -М.: Наука, 1980. т.1 169 с.
19. Антонова Е.В. Орнаменты на сосудах и знаки на статуэтках Анаутской культуры // Средняя Азия и ее соседи в древности и средневековье.-М.: Наука, 1981. С.3-5.
20. Анисимов H.H. Основы рисования: Учебное пособие для студентов строительных специальных ВУЗов 2-е изд-е -М.: Стройиз-дат, 1977. 168 с.
21. Аристотель об искусстве поэзии. -М.: Гослитиздат, 1957.48 с.
22. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие// Сокращ. пер. с англ. Самохина В.Н.-М.: Наука, 1974. 392 с.
23. Архангельский С.И. Некоторые новые задачи высшей школы и требования к педагогическому мастерству.-М.: Знание,1976. 40 с.
24. Архангельский С.И. Некоторые проблемы теории обучения в высшей школе.-М.: Знание, 1963. 61 с.
25. Асельдеров М.А. О школьных традициях. Махачкала, 1962.
26. Атаева Э.С. Использование традиционных ремесел в процессе профессиональной подготовки будущего учителя к работе по трудовому воспитанию младших школьников: Автореф. дис//канд. пед. наук.-М., 1993. 18 с.
27. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. -М.: Педагогика, 1982. 192 с.
28. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: Методические основы.-М.: Просвещение, 1982. 192 с.
29. Бакланов Н.Б. Златокузнецы Дагестана. О кустарях-металлистах селения Кубачи.-М.: Центр, изд-во народов СССР, 1982. -67 с.
30. Бакушинский A.B. Художественное творчество и воспитание. -М.: Новая Москва, 1925. 286 с.
31. Бакушинский A.B. Исследования и статьи: Избр. искусствовед. тр.-М.: Сов. художник, 1981. 351 с. илл.
32. Баранов A.A. Исследование эффективности игровых форм обучения изобразительному искусству в 1 классе: Автореф. дис. канд. пед. наук.-М., 1981. 16 с.
33. Бардулин В.А., Сидоренко В.Г. Подсобные художественные промыслы России.-М.: Россельхозиздат, 1982. 112 с.
34. Бардулин В.А. Сельскому учителю о народных промыслах, 1979. 126 с.
35. Барщ А.О. Рисунок в средней художественной школе. -М.: Изд-во АХ СССР, 1963. С. 286-296.
36. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты: рисунок, живопись, композиция 2-е изд-е перераб. и доп.-М.: Просвещение, 1981. С. 239.
37. Беляев Т.Ф. Упражнения по развитию пространственных представлений у учащихся.-М.: Просвещение, 1983.
38. Беджанов Ю.К. Использование народного декоративно-прикладного искусства в подготовке студентов художественно-графических факультетов педагогических институтов.-М.: Просвещение, 1975. 165 с.
39. Башкиров A.C. Искусство Дагестана.-М., 1931. 25 с.
40. Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства.-М.: Искусство, 1971. 416 с.
41. Божович Л.И. Очерки психологии детей.-М.: АПН РСФСР, 1950. 128 с.
42. Буров А.И. Эстетика: проблемы и споры.-М., 1974. 326 с. 44. Ванслов М.М. Эстетика. Искусствознание. Вопросы теории и истории. Изобразительное искусство, 1983. - 439 с.
43. Василенко В.М. Русское прикладное искусство.-М., 1977. -464 с. илл.
44. Вегнер Л.А. Педагогика способностей. М.: Знание, 1973.96 с.
45. Васильев С. А. Теория отражения и художественное творчество. -М., 1970. 94 с.
46. Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства, 1985.- 72 с.
47. Возрастные возможности усвоения знаний: Младшие классы школы// под ред. Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова.-М.: Просвещение, 1968. -442 с.
48. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков// под ред. Д.Б. Эльконина, Т.В. Драгуновой.-М.: Просвещение, 1967. 360 с.
49. Вопросы искусства в свете борьбы идеологии. Сб. статей,1966.
50. Волков H.H. Восприятие предмета и рисунка. -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1950. 112 с.
51. Волков H.H. Восприятие картины 2-е изд-е. -М.: Просвещение, 1976. -32 с.
52. Волков H.H. Композиция в живописи. М.: Искусство, 1977. - 263 с.
53. Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству: Из опыта работы. М.: Просвещение, 1982. - 144 с.
54. Воробей Ю.Л. Диалектика художественного творчества. -М.: Изд-во МГУ, 1983.- 197 с.
55. Воронов B.C. О крестьянском искусстве: Избранные труды. -М.: Сов. художник, 1972. 178 с.
56. Воронов Н. Искусство, рожденное огнем. ЛМ1 "Сов. худ.", 1970. 141 с.
57. Выготский Л.С. Психология искусства.-М.: Педагогика, 1987.- 344 с.
58. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте 3-е изд-е. -М.: Просвещение, 1991. 93 с.
59. Выготский Л.С. Педагогическая психология// под ред. В.В. Давыдова.-М.: Педагогика, 1991. 485 с.
60. Гаджиева А.Г. Влияние присоединения Дагестана к России на развитие просвещения и культуры. Махачкала: Дагучпедгиз, 1966. С. 166-174
61. Гаджиев Б.И. Тропа дагестанского учителя. Махачкала: Дагучпедгиз, 1981. 98 с.
62. Гаджиев М. Из истории культуры Дагестана в эпоху бронзы. Махачкала, 1981. -98 с.
63. Гаджимурадов С.М. Основы художественной керамики: Учебное пособие для учителя. Махачкала: Дагучпедгиз, 1987. 115 с.
64. Гаджимурадов С.М., Байрамбеков М.М. Основы народного и декоративно-прикладного искусства Дагестана// Программы 1-4 классы. 1996 36 с.
65. Газамагомедов Г.Г. Современное декоративно-прикладное искусство Дагестана: Художественно-эстетические проблемы. Махачкала: Даг. кн. изд-во, 1992. 176 с.
66. Газимагомедов Г.Г. Декоративно-прикладное искусство Дагестана. Ежемесячный журнал Союза художников СССР.-М., 1974 № 7, 1973 № 11, 1968. № 9.
67. Гальперин П.Я. Актуальные проблемы возрастной психологии: Материалы к курсу лекций. -М.: Изд-во МГУ, 1978. 118 с.
68. Гальперин П.Я. Введение в психологию. -М.: Изд-во МГУ,1976.
69. Гинзбург И.Н., П.П. Чистяков и его педагогическая система. -М., Л.: Искусство, 1940. 240 с.
70. Глинская И.П. Изобразительное искусство: Методика обучения в 1-3 классах. Киев: Радянська школа, 1978. 109 с. 73. Гончаров И.Ф. Эстетическое воспитание школьников средствами искусства и действительности. -М.: Педагогика, 1986. - 126 с.
71. Горбунова Г.А. Индивидуальный подход в развитии творческих способностей младших школьников на занятияхрисования с натуры: Автореф. дис. канд. пед. наук.-М, 1995. 16 с.
72. Горяева H.A. Первые шаги в мире искусства.-М.: Просвещение, 1991. 168 с.
73. Государственный музей этнографии народов СССР. Ювелирные изделия. Альбом на англ. языке.-Л.: Аврора, 1988. 166 с.
74. Грегори Р. Л. Глаз и мозг. Психология зрительного восприятия. Перевод Е.Д. Хамской.-М.: Наука, 1970. 87 с.
75. Громов Е.С. Природа художественного творчества.-М.: Просвещение, 1985. 254 с.
76. Громов Е.С. Художественное творчество.-М.: Политиздат, 1970.- 253 с.
77. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. -М.: Педагогика, 1989. 96 с.
78. Давыдов Ю.Н. Искусство как социологический феномен.-М.: Искусство, 1968. 124 с.
79. Данилов М.А. Процесс обучения в советской школе. -М.,1980.
80. Дибиров П.М. Резьба по дереву в Дагестане. -М.: Наука, 1982. 234 с. илл.
81. Дейнека A.A. Учитесь рисовать: Беседы с изучающими рисование. -М.: Изд-во АХ СССР, 1961.- 224 с.
82. Дерябин A.C. Педагогическая система и методы Д.Н. Кардовского в учебной деятельности его учеников и последователей // Дис. канд. пед. наук.-М.: Просвещение, 1975. 231 с.
83. Дидактика средней школы // под ред. М.А. Данилова и М.Н. Скаткина.-М.: Просвещение, 1975. 216 с.
84. Дьюи Джон. Школа и общество. -М., 1924. 76 с.
85. Дьюи Джон. Психология и педагогика мышления. Берлин, 1922. 84 с.
86. Жукова A.C. Помогите смешанным рисункам. -М.: Просвещение, 1964. 110 с.
87. Жить в ладу с красотой // Шпикалова Т.Я., Сокольникова Н.М. и др. -М.: Мозаика-Синтез, 1997. 248 с.
88. Загвязинский В.И. Противоречие учебного процесса. Свердловск, 1971. 184 с.
89. Зигнер Е.А. Проблемы интернационального развития советского искусства. -М.: Сов. художник, 1977. С. 110-117.
90. Зись А. Искусство и эстетика. Традиционные категории и современные проблемы. Изд-е 2-е перераб. и доп. под общ. ред. Ю.Г. Шуба.-Н.: Искусство, 1975. 144 с.
91. Зименко В.М. Традиции. Новаторство. Современность. -М.: Сов. художник, 1965. 78 с.
92. Игнатьев Е.В. Психология изобразительной деятельности детей.-М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. С.6,7.
93. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей, 2-е изд-е, дополненное. -М.: Учпедгиз, 1961. 224 с.
94. Игнатьев Е.И. О некоторых особенностях изучения представлений и воображения // Вып. 76: Известия АПН РСФСР, 1956. -С.3-17.
95. Игнатьев Е.И. Возрастные и индивидуальные различия в развитии воображения у школьников // Материалы 3-й Узбекской республиканской конференции по вопросам психологии. -Ташкент, 1964. С.89-91.
96. Изобразительное искусство. Основы народного идекоративно-прикладного искусства, 1 класс // Шпикалова Т.Я., Сокольникова Н.М. и др.-М.: Мозаика-Синтез, 1996. 80 с.
97. Изабака-рова Г.Б. Основы кубачинского искусства. -Махачкала: Дагучпед-гиз, 1979. 62 с.
98. Интернациональное и национальное в искусстве. "Сборник статей" отв. ред. О.Н. Кайдалова.-М.: Наука (АН СССР Институт Истории искусств Министерства культуры СССР), 1974.
99. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. 1 класс // Шпикалова Т.Я., Сокольникова Н.М. и др.-М.: Мозаика-Синтез, 1996. 80 с.
100. Изобразительное искусство и художественный труд. 1-4 классы // Б.М. Неменский, H.H. Фомина, Н.В. Гросул и др.-М.: Просвещение, 1991.- 186 с.
101. Изобразительное искусство и художественный труд. 5-8 классы // H.H. Фомина, H.A. Горяева и др. -М.: Просвещение, 1996.-192с.
102. Из опыта работы по изобразительному искусству с детьми // под ред. Г.В. Лабунской. -М.: Просвещение, 1952. 86 с.
103. Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство. -М.: Высшая школа, 1993. 336 с.
104. Искусство керамики. Сборник статей // под ред. Н.С. Сте-панян, 1970. 296 с.
105. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. -М.: Просвещение. -206 с.
106. Каган М.С. Культура как предмет философского исследования. Роль духовной культуры в развитии личности. -Л.: Знание, 1979. 94 с.
107. Каган М.С. Художественная культура как система.
108. Вопросы социологии искусства. -Л, 1980. 68 с.
109. Каган М.С. Морфология искусства. -Л.: Искусство, 1972.87 с.
110. Каймаразов Г.Ш. Очерки истории, культуры и просвещения народов Дагестана. -Ростов-на-Дону, 1965.
111. Калошин В.И. Художественный талант.-Л.: Искусство, 1980 N 11.-28 с.
112. Каменева Е.О. Какого цвета радуга. -М.: Дет. лит., 1984. -79 с. илл.
113. Кан-Калик В.А. Педагогическая деятельность как творческий процесс // Автореф. дис. д-ра психол. наук.-Л., 1985. -37 с.
114. Караханова Г.А. Формирование направленности интересов учащихся средней общеобразовательной школы на профессии народных художественных промыслов. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. -М., 1980. 168 с.
115. Кибрик Е. Об искусстве и художниках. -М.: Изд-во АХ СССР, 1961. 311 с.
116. Кильчевская Э.В., Иванов A.C. Художественные промыслы Дагестана. -М, 1959.
117. Кильчевская Э.В. Декоративное искусство аула Кубачи.-М., 1962.
118. Карлсон A.B. Дидактика и методика на уроках рисования. -М.: Просвещение, 1969. 58 с.
119. Кершенштейнер Г. Развитие художественного творчества ребенка. -М.: Изд-во Сытина, 1914. 214 с.
120. Климов Н.Т. Народный орнамент в композиции художественных изделий. Цветное коклюшечное кружево. -М.:
121. Изобр. искусство, 1991. 224 с.
122. Колокольников В.В. Рисование начальных классов восьмилетней школы.-Л.: Учпедгиз, 1960. 74 с.
123. Комарова Т.С. Формирование графических навыков у дошкольников.-М.: Просвещение, 1970. 152 с. илл.
124. Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования // 2-е изд-е перераб. и дополн. -М.: Просвещение, 1976. 158 с.
125. Комарова Т.С. Теория и практика обучения изобразительной деятельности в детском саду // Автореф. дис. д-ра пед. наук. -М., 1979. 35 с.
126. Комарова Т.С. Изобразительное творчество дошкольников в детском саду.-М.: Педагогика, 1984. 120 с.
127. Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования. -М.: Столетие, 1994. 140 с.
128. Коменский Я. А. Великая дидактика // Избранные педагогические сочинения в 2-х томах, т. 1.-М.: Педагогика, 1982. -С. 242-476.
129. Кондахчан Е.С., Башилов Я.А. Детский рисунок. -М.: Учпедгиз, 1940. 200 с.
130. Кондахчан Е.С. Методика преподавания рисунка в средней школе // 2-е изд-е.-М.: Искусство, 1952. 226 с.
131. Коргузалова Р.И. Тематическое рисование в школе. -Л.: Учпедгиз, 1959. 64 с.
132. Коровин В.И. Художественный талант. -М.: Искусство,1980.
133. Королев Ф.Ф. Системный подход к возможности его применения в педагогических исследованиях // Советская педагогика, 1970 N9. -С. 112-114.
134. Коррадо Риччи. Дети-художники. -М., 1911.
135. Косминская В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельности детей.-М.: Просвещение, 1981. 144 с.
136. Кон И.С. Психология юношеского возраста: Проблемы формирования личности. -М.: Просвещение, 1979. 175 о.
137. Краевский В.В. Проблемы научного обоснования обучения.-М.: Педагогика, 1977. 75 с.
138. Крупская Н.С. О коммунистическом воспитании школьников. Сборник статей, выступлений и писем. -М.: Просвещение, 1978. 240 с.
139. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников.-М.: Просвещение, 1976. 124 с.
140. Кубышкина Э.И. Проблемы цвета в изобразительном творчестве школьников 1-6 классов общеобразовательной школы // Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1980. 18 с.
141. Кузин B.C. Основы обучения изобразительному искусству в школе.-М.: Просвещение, 1977. 207 с. илл.
142. Кузин B.C. Психология 2-е изд-е .-М.: Высшая школа, 1982. -256 с. илл.
143. Кузин B.C. Методика преподавания изобразительного искусства в 1-3 классах 2-е изд-е. -М.: Просвещение, 1983. 191 с. илл.
144. Кузин B.C. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах. -М.: Просвещение, 1984. 318 с. илл.
145. Кузин B.C., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство в 1-2 классах // Учебн.-М.: Дрофа, 1995. 249 с. илл.
146. Кузин B.C. Наброски и зарисовки: Пособие для учителя 2-е изд-е перераб. -М.: Просвещение, 1981. 160 с. илл.
147. Лабунская Г.В. Методика рисования и лепки. -М.: Искусство, 1935. -156 с.
148. Лабунская Г.В. Изобразительное творчество детей. -М.: Просвещение, 1965. 207 с.
149. Леонтьев А.Н. Чувственный образ и модель в свете ленинской теории отражения// Вопросы психологии, 1970 N 2. С. 34-45.
150. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. -М., 1972.1. С.З.
151. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность 2-е изд-е. -М.: Политиздат, 1977. 304 с.
152. Лепилов K.M. Школьники-иллюстраторы. -Петроград: Зачатки знаний, 1924. 48 с.
153. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. -М.: Педагогика, 1981. 185 с.
154. Лернер И.Я., Скаткин М.Н. Современный урок.-М.: МИ-РОС, 1992. -38 с.
155. Лу Кич. Конструирование художественных изделий из керамики, 1979.
156. Лихачев Б.Т. Законы воспитания и их обусловленность законами общественного развития // Советская педагогика, 1981 N 3. -С. 86-93.
157. Лихачев В.Д., Лихачев Д.С. Художественное наследие Древней Руси и современность. -Л.: Наука, 1971. 186 с.
158. Лотман Ю.Н. Феномен культуры // Труды по знаковым системам. Тарту, 1979. Вып. 10. С. 18-24.
159. Ляпшин И.В. Художественная обработка металлов 2-е изд-е. -М.: Машиностроение, 1984. 112 с. илл.
160. Магомедова М.О. Я кубачинка. Махачкала: Дагкнигоиз-дат, 1968. -107 с.
161. Магомедова М.О. Узоры жизни. Советская Россия, 1974 .111с.
162. Магометов А. Кубачинский язык.
163. Магомедов Р.Н. Дагестан. Исторические этюды. Махачкала, 1975. -269 с.
164. Магомедова М.О. Резец златокузнеца.
165. Магомедова Э.М. Традиции эстетического воспитания.
166. Магомедова Э.М. Прогрессивные традиции народов Дагестана как средство нравственного воспитания. Махачкала: Дагучпедгиз, 1980. 85 с.168. Максимов Ю.В. У истоков мастерства. -М.: Просвещение, 1983. - 159 с. илл.
167. Малахов Н. Об историческом значении советского изобразительного искусства.-М.: Изобр. искусство, 1976. 160 с.
168. Мальховская Т.Н. Социальная активность школьника.-М.: Просвещение, 1978. 134 с.
169. Маммаев М.М. Декоративно-прикладное искусство Дагестана: Истоки и становление. Махачкала: Даг. кн. изд-во, 1989. -64 с.
170. Массовые виды искусства. -М.: Искусство, 1986. 154 с.
171. Маслов Г.С. Орнамент русской народной вышивки как историко-этнографический источник. -М.: Наука, 1978. 206 с.
172. Матюшкина A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении .-М.: Наука, 1972. 196 с.
173. Махмутов М.И. Современный урок 2-е изд-е.-М.:1. Педагогика, 1985. 133 с.
174. Махмутов М.И. Современный урок. -М.: Педагогика, 1981. 150 с.
175. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию: Учебн. пособие// под ред. Т.С. Комаровой 2-е изд-е дораб.-М.: Просвещение, 1985. 271 с. илл.
176. Методы педагогических исследований // под ред. А.И. Пис-кунова, Г.В. Воробьева.-М.: Педагогика, 1979. 255 с.
177. Модернизм. Анализ и критика основных направлений. -М.: Искусство, 1980. 224 с.
178. Мухина B.C. Генезис изобразительной деятельности ребенка: Автореф. дис. д-ра психолог, наук. -М., 1972. 39 с.
179. Народные художественные промыслы СССР: по материалам Всесоюзной выставки, 1979. Альбом. -М.: Сов. художник.
180. Народное творчество как мир целостности. Альбом. -М.: Сов. Россия.
181. Народные знания. Фольклор. Народное искусство. Свод этнографических понятий и терминов. Вып. 4.-М.: Наука, 1991. -167 с.
182. Некрасова М.А. Современное народное искусство.-120 с.
183. Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры.-М.: Изобр. искусство, 1983. 343 с.
184. Некрасова М.А. Народное искусство России. Народное творчество как мир целостности. -М.: Сов. Россия, 1989. 220 с.
185. Неменский Б.М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания. -М.: Просвещение, 1987. 253 с.
186. Неменский Б.М. Мудрость красоты: О проблемахэстетического воспитания. Книга для учителей .-М.: Просвещение, 1981. 192 с.
187. Никанорова Н.П. Наглядные пособия и оборудование для занятий изобразительным искусством: Из опыта работы учителя. -М.: Просвещение, 1975. 134 с.
188. Недошивин Г. Теоретические проблемы современного изобразительного искусства. -М.: Сов. художник, 1972. 55 с.
189. Новиков Л.И. Искусство и воспитание нового человека. -М., 1964. -С. 38-42.
190. Новоселов Ю.В. Рисунок, живопись, композиция: Методические рекомендации для слушателей подготовительных отделений педагогических институтов. -М.: МГПИ им. В.И. Ленина, 1985. 46 с.
191. Одноралов Н.В. Материалы, инструменты и оборудование в изобразительном искусстве. -М.: Просвещение, 1989.
192. Омаров С.М. Первые годы строительства советской школы в Дагестане. Махачкала: Дагучпедгиз, 1968.
193. Орбели И.А. Албанские рельефы и бронзовые котлы. -Л.,1939.
194. Орловский Г.И. Учитель изобразительного искусства и его работы. -М.: Просвещение, 1972.- 79 с.
195. О реформе общеобразовательной и профессиональной школы: Сборник документов и материалов. -М.: Политиздат, 1984,-111с.
196. Основы декоративного искусства в школе // под ред. Б.В. Нешумова, Е.Д. Щедрина. -М.: Просвещение, 1981. -175 с.
197. Паньшина И.Н. Декоративно-прикладное искусство Мн.: Нар. асвета, 1975. 112 с.
198. Педагогическая Энциклопедия в 4-х томах, Т. 2.-М.: Сов. Энциклопедия, 1965 Т.2 -912 е., 1966 - Т.З -841 с.
199. Петровский A.B. Вопросы истории и теории психологии // Избр. труды. -М.: Педагогика, 1984. 271 с.
200. Пономарев Я.А. Психология творчества ,-М.: Наука, 1976.303 с.
201. Поровская Г.А. Народное декоративно-прикладное искусство в системе профессионально-педагогической подготовки учителей начальных классов педагогических факультетов педвузов: Дис.канд. пед. наук.-М., 1990. 197 с.
202. Попова О.С., Каплан Н.И. Русские художественные промыслы.-М.: Знание, 1984. С. 187-210.
203. Прекрасное своими руками для среднего и старшего возраста // Состав. С.С. Газарян.-М,; Дет. лит., 1987. 154 с. 207. Претте И.К., Капальдо А. Творчество и выражение: 2 курс художественного воспитания. -М.: Сов. художник, 1985. - 89 с. илл.
204. Проблемы народного искусства // под ред. М.А. Некрасовой и К.А. Макарова. -М.: Изобр. искусство, 1982. 136 с.
205. Программы восьмилетней школы. Изобразительное искусство. Начальные классы (1-3 классы). -М.: Просвещение, 1985. -78 с.
206. Программа средней общеобразовательной школы. Изобразительное искусство (4-6 классы). -М.: Просвещение, 1983.58с.
207. Программа средней общеобразовательной школы. Изобразительное искусство. Начальные классы (1-4 классы).-М.: Просвещение, 1985. 64 с.
208. Программы восьмилетней школы. Изобразительное искусство (4-6 классы). -М.: Просвещение, 1985. 18 с.
209. Программы для средних общеобразовательных учебных заведений. Факультативные курсы: Изобразительное творчество, скульптура, история изобразительного искусства. -М.: Просвещение, 1992. 65 с.
210. Программа художественной обработки металла (на примере Кубачинского ювелирного искусства) 1-11 классы. Махачкала: Дагучпедгиз, 1986. 68 с.
211. Программа основы ручного ковроткачества 5-11 классы. Махачкала: Дагучпедгиз, 1986. 24 с.
212. Программа основы художественной керамики 5-11 классы. Махачкала: Дагучпедгиз, 1986. 24 с.
213. Программы для средних общеобразовательных учебных заведений. Примерные программы по обучению учащихся изготовлению изделий народных художественных промыслов 5-11 классы. -М.: Просвещение, 1992. 63 с.
214. Программы основы народного и декоративно-прикладного искусства Дагестана 1-4 классы одиннадцатилетней школы. Махачкала: Дагучпедгиз, 1994. 48 с.
215. Программы педагогических институтов. Основы декоративно-оформительского искусства (школьное декоративное дело). Для специальности 2109 "Рисование. Черчение. Труд".-М.: Просвещение, 1975. 57 с.
216. Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство 1-9 классы // Научн. рук. Кузин В.С.-М.: Просвещение, 1994. -160 с.
217. Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 классы // Научн. рук. Б.М. Неменский-М.: Просвещение, 1994. 173 с.
218. Программы общеобразовательных учреждений. Основы эстетической культуры // Научн. рук. Л.П. Печко-М.: Просвещение, 1995. 46 с.
219. Программы средней общеобразовательной школы. Основы народного и декоративно-прикладного искусства (1-4 классы) // Научн. рук. Т.Я. Шпикалова. М.: Просвещение, 1992. - 78 с.
220. Программы средней общеобразовательной школы. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства (5-8 классы) // Научн. рук. Т.Я. Шпикалова. -М.: Просвещение, 1995. 87 с.
221. Программы общеобразовательных учреждений. Рисунок. Живопись. Композиция 1-11 классы (для классов с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла). -М.: Просвещение, 1995. 94 с.
222. Программы общеобразовательных учреждений. Мировая художественная культура 6-11 классы // Ю.А. Солодовников, JI.M. Предтеченская-М.: Просвещение, 1994. 96 с.
223. Программы общеобразовательных учреждений. Мировая художественная культура 9 класс // Н.И. Киященко, Н.М. Сокольникова и др.-М.: Просвещение, 1995. 23 с.
224. Программы общеобразовательных учреждений. Искусство: Сборник программ интегрированных курсов 1-11 классы. -М.:
225. Просвещение, 1995. -224 с.
226. Программы интегрированного курса "Искусство" // Рук. Н.М. Сокольникова. -М.: Рекорд, 1997. 135 с.
227. Проблемы народного искусства. -М.: Изобр. искусство, 1982.- 36 с.
228. Психология исследования творческой деятельности // отв. ред. O.K. Тихомиров.-М.: Наука, 1975. 252 с.
229. Психология рисунка и живописи: Вопросы психологического исследования формирования образа // отв. ред. Е.И. Игнатьев. -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1954. 224 с. илл.
230. Проблемы художественной методической подготовки студентов худграфа к работе в школе. Уфа, 1990. С.8-16.
231. Раджабов И.М. Художественные традиции и изобразительное искусство в школе. Махачкала: Дагучпедгиз, 1990. -40 с.
232. Раджабов И.М. Методика преподавания изобразительного и декоративного искусства с учетом региональных художественных традиций. Махачкала, 1997. 6 с.
233. Раджабов И.М., Магомедов Д.Б. Орнаменты народов Дагестана. Махачкала, 1997. 35 с.
234. Раджабов И.М., Магомедов Д.Б. Иллюстрированные планы и разработки уроков по изобразительному искусству для 1-6 классов. Махачкала-1997. 84 с.
235. Рафаенко В.Я. Народные художественные промыслы. -М.:3нание, 1978 98 с.
236. Разина Т.М. Русское народное творчество. -М.: Изобр. искусство, 1970. 255 с.
237. Раушенбах Б.В. Геометрия картины и зрительноевосприятие. -М.: Интерпракс, 1994. 231 с.
238. Революция искусство - дети: Из истории эстетического воспитания в советской школе: Материалы и документы // сост. и автор предисл. и прим. Н.П. Старосельцева. -М.: Просвещение, Кн. 1, 1917-1923-1966. - 295 с. Кн. 2, 1924-1929-1968. - 416 с.
239. Рождественская С.Б. Русская народная художественная традиция в современном обществе: Архитектурный декор и художественные промыслы // отв. ред. Г.С. Маслова. -М.: Наука, 1981. -208 с. илл.
240. Рожкова Е.Е., Херсонская Е.П. Рисование для учащихся. 5 класс. -М.: Просвещение, 1964. 227 с.
241. Региональный компонент в обучении на художественно-графическом факультете // Караханов М.Н. Махачкала, 1997. 245. Ростовцев H.H. Рисование 1 класс.-М.: Учпедгиз, 1957. -133 с.
242. Ростовцев H.H. Рисование 2 класс.-М.: Учпедгиз, 1957.127 с.
243. Ростовцев H.H. Рисование 3 класс.-М.: Учпедгиз, 1961.110 с.
244. Ростовцев H.H. Методика преподавания изобразительного искусства в школе 2-е изд-е доп. и перераб.-М.: Просвещение, 1980. -239 с. илл.
245. Ростовцев H.H. История методов обучения рисованию .-М.: Зарубежная школа рисунка. Просвещение, 1981. 192 с. илл.
246. Ростовцев H.H. История методов обучения рисованию.-М.: Русская и советская школы рисунка. Просвещение, 1982. 240 с. илл.
247. Ростовцев H.H., Терентьева А.Е. Развитие творческих способностей на занятиях рисования.-М.: Просвещение, 1987. 176 с. илл.
248. Ростовцев H.H. Академический рисунок .-М.: Просвещение, 1995. 196 с.
249. Ростовцев H.H. Рисование с натуры как учебный предмет (история, теория, методика): Автореф. дис. д-ра пед. наук.-М., 1985. 33с.
250. Ростовцев H.H. Рисование с натуры как учебный предмет:1. Г)
251. Автореф. дис. канд. пед. наук.-М.: Просвещение, 1980. 12 с.
252. Ростовцев H.H. Очерки по истории методов преподавания рисунка: Учебное пособие. -М.: Изобр. искусство, 1983. 288 с.
253. Рагинский Я.Я. Об истоках возникновения искусства.-М.: МГУ, 1982.
254. Риччи К. Дети-художники.-М.: Изд-во Саблина, 1911. 84с.
255. Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии. -М.: Учпедгиз, 1946. -704 с.
256. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии 2-е изд-е.-М.: Педагогика, 1976. 416с.
257. Сакулина Н.И. Рисование в дошкольном детстве.-М.: Просвещение, 1965. 214 с.
258. Сакулина Н.И., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Пособие для воспитателей. -М.: Просвещение, 1973. -206с.
259. Сакулина Н.И., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Пособие для воспитателей 2-е изд-е испр. и доп.-М.: Просвещение, 1982. 208 с. илл.
260. Салтыков А.Б. Использование народных традиций в развитии советского прикладного искусства.-М.: Искусство, 1956. -47с.
261. Сапего И.Г. Предмет и форма. Роль восприятия материальной среды художников в сознании пластической формы. -М.: Сов. художник, 1984. -124 с.
262. Сельскому учителю о народных художественных ремеслах Сибири и Дальнего Востока: Кн. для учителя. -М.: Просвещение, 1983. 256 с.
263. Скаткин М.Н. Совершенствование процесса обучения.-М.: Педагогика, 1971. 205 с.
264. Скаткин М.Н. Школа и всестороннее развитие детей. -М.: Просвещение, 1980. 144 с.
265. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований.-М.: Педагогика, 1986. 150 с.
266. Сластенин В.А. Формирование социально-активной личности учителя // Советская педагогика, 1981 N 4. С. 76-84.
267. Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. -М.: Просвещение, 1976. 160 с.
268. Современная керамика народных мастеров Средней Азии. Авторы альбома Т. Дервиз, JI. Жадова, И. Данко, Д. Митлянский.-М.: Сов. художник, 1974.
269. Соколова Т.М. Орнамент почерк эпохи -JL: Аврора, 1972
270. Соловьева Б.А. Искусство рисунка. -Д.: Искусство, 1989. -255 с. илл.
271. Страшнов В.Г. Домашние работы по дереву. Справочное пособие.-М.: Экология, 1954. 335 с.
272. Творческие проблемы современных народных промыслов. -Л.: Художник РСФСР.
273. Тедд Д.Л. Обучение рисованию по американскому способупрофессора Д.JI. Тедда, директора Художественно-промышленной школы в Филадельфии М.: Т-ва М.О. Вольф, 1902. 16 с.
274. Трупов Д.М. Аулы мастеров. Махачкала, 1977. 112 с.
275. Фаворский В.А. О художнике, о творчестве, о книге. М.: Молодая гвардия, 1966. - 126 с.
276. Философский энциклопедический словарь // гл. редакция Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов. М.: Сов. энциклопедия, 1983. - 840 с.
277. Флерина Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста. -М.: Учпедгиз, 1956. 160 с. илл.
278. Флеров A.B. Художественная обработка металлов (Практические работы в учебных мастерских). Учебник для ВУЗов.-М.: Высшая школа, 1976. 223 с.
279. Формирование социально-активной личности учителя. -М.: МГПИ им. В.И. Ленина, 1985. 9 с.
280. Фохт-Бабушкин Ю.У. Искусство и духовный мир человека. -М.: Наука, 1982. 143 с.
281. Хан-Магомедов С.О. Пионеры советского дизайна. -М.: Галарт, 1995. 424 с. илл.
282. Хворостов A.C. Единство трудового и эстетического воспитания школьников в процессе занятий декоративно-прикладным искусством // Дис. док. пед. наук.-М., 1983.
283. Хворостов A.C. Чеканка. Инкрустация. Резьба по дереву: Пособие для учителя 2-е изд-е.-М.: Просвещение, 1985.
284. Хворостов A.C. Декоративно-прикладное искусство в школе 2-е изд-е перераб. и доп.-М.: Просвещение, 1988. 176 с.
285. Хворостов A.C. Древесные узоры. -М.: Сов. Россия, 1976.94с.
286. Хворостов A.C. Древесная мозаика. Учебное методическое пособие для студентов-заочников худож. -граф. факультетов пединститутов.-М.: Просвещение, 1973. 86 с.
287. Хворостов A.C. Декоративно-прикладное искусство в школе 2-е изд-е перераб. и доп.-М.: Просвещение, 1988. 176 с.
288. Художественное образование учащихся в процессе обучения изобразительному искусству. -М.: Просвещение, 1983. -293с.
289. Художественно-графический факультет и школа. Сборник трудов, 1978.
290. Художественная культура: Понятия и термины.-М.: Знание,1978.
291. Чарушин Е.И. Мой метод рисования с детьми. Дошкольное воспитание, 1943 N 2 С. 22-25.
292. Чирков Д. Декоративное искусство Дагестана.-М., 1971.
293. Шевчук JLB. Дети и народное творчество: Кн. для учителя.-М.: Просвещение, 1985.
294. Щербаков B.C. Изобразительное искусство: Обучение и творчество // Проблемы руководства изобразительным творчеством детей. -М.: Просвещение, 1969. 272 с. илл.
295. Шиллинг Е.М. Балхар. Пятигорск, 1936. 210 с.
296. Шиллинг Е.М. Кубачинцы и их культура. 1949.
297. Шмит Ф.И. Почему и зачем дети рисуют: педагогический очерк. -М.: ГИЗ, 1925. 196 с.
298. Шорохов Е.В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе 2-е изд-е. -М.: Просвещение, 1977. -109 с. илл.
299. Шорохов Е.В. Композиция: Учебник для студентов худож.граф. факультетов пединститутов 2-е изд-е. -М.: Просвещение, 1986. -207с. илл.
300. Школа изобразительного искусства. В десяти выпусках. 3-е изд-е испр. и доп.-М.: Изобр. искусство, 1986 -1996.
301. Шорохов Е.В. Тематическое рисование в школе 2-е изд-е.-М.: Просвещение, 1975. 79 с.
302. Шорохов Е.В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе 2-е изд-е.-М.: Просвещение, 1977. 112 с.
303. Шорохов Е.В. Теоретические и методические основы композиции как учебного предмета в системе художественно-педагогического образования: Дис. Пед. Наук.-М., 1988.
304. Шпикалова Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования: Пособие для учителей 2-е изд-е. -М.: Просвещение, 1979. -190с.
305. Шпикалова Т.Я. Народное искусство в художественном образовании и эстетическом воспитании в средней общеобразовательной школе: Теоретическое обоснование системы обучения и воспитания, пути ее реализации: Дис. док. пед. наук.-М., 1988. -346 с.
306. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство в 1 классе. -М.: Просвещение, 1997. 192 с.
307. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство во 2 классе: Пособие для учителя.-М.: Просвещение, 1984. 270 с.211
308. Школа юного педагога. Махачкала, 1985. 35 с.
309. Энциклопедический словарь юного художника.-М.: Педагогика, 1983. 415 с.
310. Эстетическое воспитание в детском саду // под ред. H.A.
311. Ветлугиной. -М.: Просвещение, 1985. 206 с.
312. Эстетическое воспитание школьников: Вопросы системного подхода // под ред. Б.Т. Лихачева.-М.: Педагогика, 1980. -136 с.
313. Юсов Б.П. Проблема художественного воспитания и развития школьников: Автореф. дис. док. пед. наук.-М., 1984. 32 с.
314. Юсов Б.П. Проблема творчества в американской теории художественного воспитания // Искусство и дети: Эстетическое воспитание за рубежом. -М.: Искусство, 1969. 219 с.