автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Дидактические условия эстетического воспитания школьников средствами орнаментального искусства
- Автор научной работы
- Рамазанова, Эльмира Алиевна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Махачкала
- Год защиты
- 2002
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Рамазанова, Эльмира Алиевна, 2002 год
Введение
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты художественного образования и эстетического воспитания школьников средствами орнаментального искусства.
1.1. Единство и многообразие стилей орнаментального искусства разных стран и народов в процессе их исторического развития.
1.2. Народное декоративно-прикладное и орнаментальное искусство в системе ценностей культуры и художественно-эстетического образования.
1.3. Традиционное искусство народного орнамента Дагестана как эффективное средство художественно-эстетического воспитания школьников.
Глава 2. дидактические условия художественно-эстетического воспитания школьников средствами орнаментального искусства.
2.1. Дидактическая система художественно-эстетического образования школьников средствами орнаментального искусства.
2.2. Система занятий по изучению орнаментального искусства в школах Дагестана.
2.3. Методика реализации искусства орнамента в процессе обучения изобразительному искусству в школе.
Введение диссертации по педагогике, на тему "Дидактические условия эстетического воспитания школьников средствами орнаментального искусства"
На современном этапе развития общества гуманизация и теоретическое обоснование образования базируется на осознании постоянно возрастающих требований к уровню воспитания подрастающего поколения. Это в свою очередь, определяет необходимость умелого внедрения в сознании учащихся накопленного веками культурно-исторического и художественно-педагогического наследия с целью максимального плодотворного использования его в социальной, учебной и личностной практике.
Произведения декоративно-прикладного искусства, с которыми каждый человек, - будь то горажанин или сельский житель, - сталкивается постоянно и воспринимает их практически спонтанно являются неисчерпаемым источником эстетических переживаний и, соответственно, эмоциональных и эстетических открытий. Чувства, мысли и мастерство, вложенные автором — художником в свои произведения составляют эмоциональную и образную основу создания и восприятия предметов декоративно-прикладного искусства, определяют силу художественного воздействия этих изделий, т силу, способную воспитывать и формировать в людях не только сугубо художественный вкус, но и лучшие моральные и эмоциональные качества, точные и высокие ценностные ориентиры.
Каждый народ интуитивно исторически стремился выразить в художественной форме, достаточно легко воспринимаемыми изобразительными средствами свое понимание жизни, отношение к природе, восприятие идеала красоты. Произведения декоративно-прикладного искусства, которые в силу их достаточной распространённости и «обиходности» в быту постоянно видят дети, позволяют достаточно легко, ненавязчиво и непосредственно постигать им богатство, многообразие и эстетическую высоту народной культуры, помогают усвоить глубоко позитивные обычаи, передаваемые от поколения к поколению, учат понимать, ценить и любить прекрасное во всех его проявлениях, приобщают к национальной художественной культуре.
То, что народное искусство обращено прежде всего к человеку и комплексно воздействует на интеллектуальную и эмоционально-чувственную сферы восприятия предоставляет значительные и широкие возможности для плодотворного использования его в системе художественного и эстетического образования.
Необходимость развития и совершенствования художественно-эстетического образования и воспитания учащихся средних общеобразовательных школ средствами как классического изобразительного, так и традиционного народного декоративно-прикладного искусства логически обусловлена общей тенденцией гуманизации всей системы народного образования.
Несомненно заметный в наше время возросший повышенный интерес к народным этическим и эстетическим традициям, ко всему комплексу духовного наследия предков связан, прежде всего, с новыми научно-педагогическими задачами, основанными на естественно возросших требованиях времени.
Теоретические и эстетические основы народного искусства, его сущность и значение как цельной и гармоничной художественной системы убедительно обосновали такие ведущие ученые и исследователи в области декоративно-прикладного искусства, как А. Б. Бакушинский, И.Я.Богуславская, Г.К.Вагнер, В.С.Воронов, М.А.Некрасова, С.Б.Рождественская, А.Б.Салтыков и многие другие. В их трудах в качестве основополагающих законов развития народного искусства и художественного творчества были определены коллективное начало, подлинная народность, исконно заложенный в каждой нации художественный вкус. В традиционном, веками вывереном народном обучении декоративно-прикладному искусству - от старшего к младшему, от простого к сложному - есть свои творческие принципы, формы и методы, выработанные и отшлифованные тысячелетиями. Их необходимо учитывать и творчески использовать в педагогической практике художественного образования в школе.
Педагогический аспект проблемы формирования культурного уровня (художественно-эстетического развития) учащихся средствами изобразительного и декоративно-прикладного искусства достаточно глубоко разработан и широко освещен в целом ряде работ известных ученых-педагогов. Упомянем в первую очередь B.C. Кузина, H.H. Ростовцева, И.М. Раджабова, Б.Т. Лихачева, Т.Я. Шпикалову, Е.В. Шорохова, Б.Н. Йеменского, Н.М. Сокольникову, Э.И. Кубышкину и др.
Народное декоративно-прикладное искусство является, по нашему глубокому убеждению, своего рода краеугольном камнем, базовой основой в деле обучения детей и подростков как в общеобразовательных, так специальных художественных учебных заведениях.
Являясь самой древней и наиболее распространенной формой декоративно-прикладного искусства, орнамент буквально сопровождал человека на всем протяжении его исторического и культурного развития. Недаром его изучают ученые исследователи разных профилей - искусствоведы, этнографы, археологи, педагоги, психологи и даже математики.
Богатый и интересный материал по теории, практике и истории орнамента пытливый педагог может подчерпнуть в работах таких исследователей, как антрополога, этнографа и знатока первобытного искусства Э.Б.Тэйлора, крупнейшего археолога, академика Б.А.Рыбакова, этнографа Ю.В.Бромлей, археолога РЛ.Розенфельдта и мн.др. Основополагающие принципы методологии исследования особенностей региональной и конкретно национальной культуры, а следовательно, соответственно, и орнамента в увлекательной, популярной форме, но на строго научной основе изложены известнейшим путешественником, этнографом и историком Т.Хейердалом.
В качестве исторических аналогий можно привлечь материалы различных авторов, исследовавших орнаментику, например, Трипольскои культуры, богатейший орнаментальный материал африканских народов, аборигенных племен Северной и Южной Америки, Австралии, Новой Зеландии и др.
Широка область и плодотворна перспектива использования орнамента в художественной культуре и эстетическом образовании в школе разных народов. Он привлекает к себе поистине удивительной художественной силой и, если будет позволено так выразиться, эстетической убедительностью. В форме вещей, в их орнаментальном оформлении находят отражение исконные идеалы народной эстетики. Орнамент стал одним из наиболее богатых и выразительных средств декоративности, хотя в то же время он наполнен разнообразным и глубоким смыслом и содержанием, зиждущимся на многовековом опыте народа. Поэтому естественно, что это практически неисчерпаемое богатство необходимо творчески и плодотворно использовать в художественно-эстетическом образовании в школе.
Однако, следует отметить, что проведеннные исследования, а также обобщение конкретных наблюдении над непосредственным учебным процессом в школах Республики Дагестан позволяют констатировать, что народное декоративно-прикладное и, в частности, орнаментальное искусство до сих пор еще не нашло подобающего ему достойного места в соответствующих учебных программах. Многие преподаватели дисциплин изобразительного цикла все еще недостаточно глубоко и правильно понимают и используют его воспитательные, дидактические и обучающие возможности, обширный, глубокий и плодотворный педагогический и культурный потенциал.
Следует обратить внимание на то, что на уроке изо в общеобразовательной школе достаточно трудно полноценно раскрыть изобразительную и выразительную силу и возможности орнамента, не имея отработанной системы, комплекса методических приемов их изучения как средства эстетического воспитания, а также без целого ряда продуманных практических упражнений, включающих приемы и средства стилизации. Кроме того, эта работа должна сопровождаться изучением соответствующей специальной литературы и методических пособий, освещающих историю и теорию становления, развития и расширения вариативности орнамента. Однако на сегодняшний день с сожалением приходится констатировать, что до сих пор не существует ни одной более или менее основательной научной или методической работы, где орнаментальное искусство рассматривалось бы как действенное средство эстетического воспитания и художественного обучения учащихся средних общеобразовательных школ и указывались пути использования его богатейших потенциальных возможностей в приобщении учащихся к истокам и основам национальной художественной культуры.
Преподавание орнамента в средней общеобразовательной школе необходимо, рассматривать как одно из средств эстетического воспитания и плодотворного развития творческого воображения, что комплексно формирует впоследствии художественный и эстетический вкус учащихся.
Состояние теоритической неразработанности указанной темы, а также исследование и обобщение опыта в школах указывают на настоятельную необходимость более подробного и тщательного изучения данной темы. Её несомненная практическая значимость, научно-методическая направленность, а также явно недостаточная разработанность и отсутствие научно-обоснованных рекомендаций, пособий по развитию научной культуры, обусловили актуальность данного исследования, эстетическое воспитание школьников средствами орнаментального искусства.
Цель исследования: разработать и научно обосновать дидактическую систему эстетического воспитания школьников средствами орнаментального искусства.
Объектом исследования выступает процесс художественно-эстетического воспитания школьников средствами орнаментального искусства.
Предметом исследования являются дидактические условия эстетического воспитания школьников в процессе приобщения их к орнаментальному искусству.
Гипотеза исследования: эстетическое воспитание школьников в процессе приобщения к орнаментальному искусству будет наиболее эффективным, если: орнаментальное искусство рассматривать как важный составной компонент эстетического воспитания и художественного образования; изучать декоративно-прикладное творчество с учетом исторически сложившихся художественных традиций и творческих принципов народного искусства;
- учесть художественный, эстетический и творческий потенциалы орнаментального искусства как важного средства приобщения учащихся к национальной культуре;
- рассмотреть орнаментальное искусство как полихудожественное произведение, способствующее развитию творческих способностей школьников.
Задачи исследования:
- изучить роль орнаментального искусства в системе художественного образования и эстетического воспитания школьников;
- разработать и экспериментально проверить дидактическую систему обучения, способствующую приобщению учащихся к народному орнаментальному творчеству;
- определить содержание занятий, разработать наглядные пособия по изучению орнаментального искусства Дагестана как эффективного средства эстетического воспитания учащихся школ.
Методологическая основа исследования определяется философскими положениями о всеобщей связи, взаимной обусловленности социальной деятельности и творческой сущности личности, выступающей субъектом материальной и духовной культуры, постулатами эстетики о художественном, образном отражении действительности.
Методы исследования:
- изучение искусствоведческой, психолого-педагогической, специальной литературы по проблеме исследования;
- педагогическое наблюдение, выявление и обобщение передового опыта по использованию творческих принципов народного, декоративноприкладного орнаментального искусства в школах Республики Дагестан;
- эксперимент, опрос, тестирование, статистические методы оценки результатов художественно-творческой деятельности школьников (эскизы, рисунки, композиции).
Базой исследования были школы №8, 13, 38 г. Махачкалы и сельские общеобразовательные специализированные школы селений Кубачи Дахадаевского района, Балхар Акушинского района, где развиты традиции различных художественных промыслов.
Исследование проводилось в три этапа.
На первом этапе, 1998-1999 гг., в ходе теоретического анализа философской, психолого-педагогической специальной литературы уточнены проблемы, гипотеза, предмет и задача экспериментального исследования, обоснована тема, выявлен начальный уровень знаний об орнаментальном искусстве, определены основные пути поиска.
На втором этапе, 2000-2001 гг., подготовлена научно-методологическая и экспериментальная базы исследования, проведены основные серии эксперимента, выявлены наиболее эффективные комплексы педагогических условий, способствующие приобщению к эстетическому воспитанию учащихся школ средствами орнаментального искусства.
На третьем этапе, 2001-2002 гг., обоснованы дидактические условия, система педагогических воздействий на формирование художественных и творческих знаний, умений и навыков учащихся средствами орнаментального искусства, обобщены результаты исследования, сформулированы выводы и рекомендации.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Роль и место орнаментального искусства в системе художественно-эстетического воспитания как важного средства приобщения учащихся школ к г народной культуре.
2. Дидактические условия изучения народного орнаментального искусства, наиболее эффективные в эстетическом воспитании школьников: использование орнаментального искусства как составной части эстетического воспитания, изучения орнамента по принципам народного прикладного искусства; использование художественного потенциала центров ДПИ и художественных промыслов Дагестана; использование комплекта наглядных пособий орнаментального искусства народов Дагестана.
3. Комплект наглядных пособий, отражающих вариативность видов и творческих принципов декоративно-прикладного искусства народов Дагестана.
Научная новизна исследования:
- на основе глубокого анализа деятельности школ выявлены сущность и специфика места и роли орнаментального искусства в системе художественно-эстетического образования как средства приобщения учащихся к национальной художественной культуре;
- разработаны параметры уровней и критерий оценки работ учащихся, позволяющие повысить объективность оценки художественно-творческих способностей школьников; созданы методические разработки, комплект учебно-методических наглядных пособий по изучению и познанию орнаментального творчества с учетом творческих принципов народного декоративно-прикладного искусства Дагестана, способствующие художественно-эстетическому воспитанию школьников.
Теоретическая значимость исследования:
- обосновано и экспериментально подтверждено предположение о необходимости эстетического воспитания школьников средствами орнаментального искусства как важного фактора формирования художественной культуры;
- разработаны, обоснованы и апробированы дидактические условия, направленные на развитие художественного вкуса, творческой фантазии школьников в процессе приобщения к орнаментальному искусству.
Практическая значимость исследования состоит: в разработке дидактической системы обучения изобразительному искусству средствами орнаментального творчества с учетом творческих принципов прикладного искусства; в возможности использования материалов данного исследования в развитии художественно-эстетического образования в других регионах с развитыми художественными промыслами;
Достоверность и обоснованность результатов исследования определяется выводами современных исследований по философии, психологии, педагогике, методике преподавания изобразительного искусства и достаточно длительными экспериментами автора диссертации. Основные положения и выводы опытно-исследовательской работы нашли отражение в созданном совместно с научным руководителем учебном пособии «Искусство орнамента».
Апробация и внедрение результатов исследования.
Материалы и результаты исследования , обсуждались на научно-практических конференциях Дагестанского государственного педагогического университета в 2001-2002 гг. по проблемам развития художественно-педагогического образования Республики Дагестан; в отчетах на кафедре методики преподавания изобразительного искусства художественно-графического факультета. Учебное пособие «Искусство орнамента», учебно-методические наглядные пособия, составленные с учетом вариативности видов и творческих принципов народного декоративно-прикладного искусства, нашли широкое применение в художественно-эстетическом образовании учащихся школ Дагестана.
Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом в пособии рассмотрены основные виды, жанры и стилистические направления искусства орнамента народного декоративно-прикладного творчества разных стран, народов в процессе его исторического развития. Приведенный материал позволяет понять, какой широкий выбор для изучения и освоения, может быть, и профессиональной специализации предоставляет школьникам искусство орнамента в учебном процессе занятий по циклу художественных и эстетических дисциплин.
Являясь одной из самых распространенных и характерных форм декоративно-прикладного искусства различных стран, народов, народностей и этнических групп, орнамент, как вид художественного самовыражения, сопровождал человека на всех этапах его истории и развития эстетического восприятия. Недаром орнамент тщательно исследуют и изучают этнографы, историки, искусствоведы, педагоги и даже математики (последние делают порой весьма интересные для «гуманитариев» научные выводы и заключения) как в нашей стране, так и за рубежом. Определения орнамента до сих пор достаточно противоречивы и порой взаимоисключающи.' Так, одни исследователи считают его особым, как бы «автономный» видом изобразительного искусства и приписывают ему свойства некоей самостоятельной сложной эстетической структуры, для создания которой требуются и используются различные выразительные художественные средства. Другие, напротив, считают, что орнамент никоим образом не может применяться, существовать самостоятельно, отдельно, как самодостаточное художественное произведение. В любом случае он должен быть отдельно и гармонически согласован с характером орнаментируемого предмета, его практическим или чисто эстетическим назначением, материалом и конструктивным построением.
Последний аспект преподаватель должен более подробно раскрыть перед учащимися в процессе изучения рассматриваемой темы на уроках дисциплин художественного и эстетического цикла. На уроке изобразительного искусства в общеобразовательной школе, естественно, трудно с достаточной полнотой показать выразительную силу орнамента как такового без продуманного комплекса практических заданий и упражнений, включающих принципы, средства и приемы стилизации реальных форм, а также без освоения соответствующей специальной литературы и необходимых методических пособий, освещающих теорию и историю возникновения, становления и развития орнаментального искусства разных стран и народов. Преподавание и изучение орнамента следует воспринимать и рассматривать как одно из наиболее действенных средств воспитания творческого воображения, как один из важнейших стимулов формирования художественных оценочных критериев и достаточно высокого эстетического вкуса детей и подростков следует всемерно расширить, обогатить и систематизировать сведения и знания об орнаменте, как необходимом составном элементе декоративно - прикладного искусства разных стран и народов, помочь учителю развить и активизировать творческое воображение учащихся, научить их самостоятельно выбирать и выполнять эскизы орнаментального оформления различных бытовых, обиходных предметов, разрабатывать и создавать орнаментальные композиции, творчески используя стилизованные формы и соответствующие приемы декоративного рисования. Полученные и усвоенные учащимися средней общеобразовательной школы знания об орнаментальном искусстве разных стран и народов, а также собственно Дагестана несомненно обогатят их интеллектуальный и эстетический потенциал, дадут действенный стимул к самостоятельному творчеству.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Рамазанова, Эльмира Алиевна, Махачкала
1. Абдуллаев М.А. Из истории научно-педагогической мысли. Махачкала: Дагучпедгиз, 1986. -174 с.
2. Азаров Ю.П. Радость учить и учиться: Педагогика гармоничного развития. -М.: Политиздат, 1989. 333 с.
3. Алексеева В.В. Изобразительное искусство и школа. М.: Сов. художник, 1968.-286 с.
4. Алексеева В.В. Роль художественного наследия в эстетическом воспитании народа. -М.: Сов. Художник. 1955. -15 с.
5. Алехин А.Д. Изобразительное искусство: Художник. Педагог. Школа: Книга для учителя. -М.: Просвещение, 1984. 160 с.
6. Алиев А. Народные традиции, обычаи и их роль в формировании нового человека. Махачкала, 1968. -50 с.
7. Алиханов Р. Кубачинский орнамент. М.; 1963. - 56 с.
8. Алиханов Р., Иванов А. Искусство Кубачи. -Л.; 1976.
9. Алпатова М. Немеркнущее наследие. М.; 1954.
10. Антонова Е.В. Орнаменты на сосудах и знаки на статуэтках Анаутской культуры // Средняя Азия и ее соседи в древности и средневековье. -М.: Наука, 1981.-С. 3-5.
11. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие /Сокращ. пер. с анг. В.Н.Самохина. М.: Наука, 1974. - 68 с.
12. Асельдеров М.А. О школьных традициях. Махачкала, 1962. -30 с.
13. Атаева Э.С. Использование традиционных ремесел в процессе профессиональной подготовки будущего учителя к работе по трудовому воспитанию младших школьников: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1993.- 18 с.
14. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: Методические основы. -М.: Просвещение, 1982. 192 с.
15. Багандов Б.М. На основе добрых традиций //Дагестанская правда. 1989.10 октября.
16. Байрамбеков М.М. Система занятий по ознакомлению дошкольников с декоративно-прикладным искусством народов Дагестана. Махачкала: Дагучпедгиз, 1996.-95 с.
17. Бакланов Н.Б. Златокузнецы Дагестана. О кустарях-металлистах селения Кубачи. М.: Центр, изд-во народов СССР, 1926. -67 с.
18. Бакушинский Д.В. Художественное творчество и воспитание. М.: Новая Москва, 1925.-286 с.
19. Барадулин В.А. Сельскому учителю о народных промыслах. М., 1979. -70с.
20. Бардин P.A. Изделия народных художественных промыслов и сувениры. М.: Высшая школа, 1990. - 302 е.: ил.
21. Башкиров A.C. Искусство Дагестана. М.,1931.-150с.
22. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты: Рисунок. Живопись. Композиция. -2-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1981. - 239 с.
23. Богуславская И.Я. Русская народная вышивка. М.; 1972, с.5
24. Большаков М. Декор и орнамент в книге. — М.; 1990.
25. Булатова А.Г. Традиционные праздники и обряды народов горного Дагестан в 19- начале 20 века. JL: Наука, 1988. - 197 с.
26. Ванслов М.М. Эстетика. Искусствознание. Вопросы теории и истории. Изобразительное искусство. 1983. - 439 с.
27. Василенко В.М. Русское прикладное искусство. -М., 1977. 464 с.:ил.
28. Вейль Г. Симметрия. М.; 1968, с. 125-126.
29. Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству: Из опыта работы. -М.: Просвещение, 1982. 144 с.
30. Волков H.H. Восприятие предмета и рисунка. -М.: Издательство АПН РСФСР, 1950.-508 е.: ил.
31. Вопросы теории и методики преподавания изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Сборник научных статей. -Махачкала: Издательство ТОО «Радуга 1», 1999. - 96 с.
32. Воронов B.C. О крестьянском искусстве: Избранные труды. М.: Сов. художник, 1972.-25с.
33. Выготский JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте. 3-е изд. 'М.: Просвещение, 1991. -93 с.
34. Выготский JI.C. Педагогическая психология / Под.ред. В.В.Давыдова. -М.: Педагогика, 1991.-480 с.
35. Выготский JI.C. Психология искусства. М.: Педагогика, 1987. - 344 с.
36. Гаджиев Б.И. Тропа дагестанского учителя. -Махачкала: Дагучпедгиз, 1981-98с.
37. Гаджимурадов С.М. Основы ковроделия. Махачкала: Дагучпедгиз, 1989. - 72с.
38. Гаджимурадов С.М. Основы художественной керамики: Учебное пособие для учителя. Махачкала: Дагучпедгиз, 1987. -118с.
39. Гаджимурадов С.М., Байрамбеков М.М. Основы народного и декоративно-прикладного искусства Дагестана: Программы для 1-4 кл. -Махачкала: Дагучпедгиз. 122 с.
40. Газимагомедов Г.Г. Современное декоративно-прикладное искусство Дагестана: Художественно-эстетические проблемы. -Махачкала: Даг. кн. Издательство, 1992.- 176с.
41. Газимагомедов М.Г. Народные художественные промыслы Дагестана. -Махачкала: Дагучпедгиз, 1988. 104 с.
42. Гальперин П.Я. Введение в психологию. -М.: Изд. МГУ, 1976. -147с.
43. Герчук Ю.А. Что такое орнамент? Структура и смысл орнаментального образа. М.: «Галарт», 1998.
44. Гончаров И.Ф. Эстетическое воспитание школьников средствами искусства и действительности. М.: Педагогика, 1986. - 126 с.
45. Горяева H.A. Первые шаги в мире искусства. М.: Просвещение, 1991. -168с.
46. Государственный музей искусства народов Востока. Ювелирное искусство. Каталог выставки Расула Алиханова.-М.: Советский художник, 1983.-14 с.
47. Громов Е.С. Природа художественного творчества. М.: Просвещение, 1985.-254 с.
48. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1989. -96с.
49. Давыдов Ю.Н. Искусство как социологический феномен. М.: Искусство, 1968.- 124с.
50. Дагестанский республиканский музей изобразительного искусства. Ювелирное искусство Гаджи-Бахмуд Магомедова. Каталог выставки. -М.: Детская книга, 1991.-14 с.
51. Дайн Г.Л. Эстетическая и научная ценность произведений народного искусства. — 3 кн.: Декоративное творчество школьников и художественные народные промыслы. М., 1973, С. 44.
52. Данилова И.Е. Орнамент в древнегреческой вазописи. Москва, 1992.
53. Дебиров П.М. Резьба по дереву в Дагестане. -М.: Наука, 1982. 234 с.:ил.
54. Дебиров П.М. Резьба по камню в Дагестане. -М.: Наука, 1966. 208 с.:ил.
55. Дидактика средней школы //под.рсд. М.А.Данилова и М.Н.Скаткина. -М.: Просвещение, 1975. 216 с.
56. Дмитриева H.A. Беседы о восприятии искусства. //Декоративное искусство СССР. 1975. № 3 с. 18.
57. Ж. Коррадо Риччи. Дети-художники. М., 1911. -84 е.: ил.
58. Ж. Косминская В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей. М.: Просвещение, 1981.-144 с.
59. Жить в ладу с красотой // Шпикалова Т.Я., Сокольникова Н.М. и др. -М.: Мозаика-Синтез, 1997. -248 с.
60. Жукова A.C. Помогите смешанным рисункам. М.: Просвещение, 1964.-128 с.
61. Загвязинский В.И. Противоречия учебного процесса. Свердловск, 1972.-184С.
62. Игнатьев Е.И. О некоторых особенностях изучения представлений и воображения // Вып.76: Известия АПН РСФСР, -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956.-С.З-17.
63. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. 2-е изд. дополненное. -М.: Учпедгиз, 1961. -224 е.: ил.
64. Изабакаров Г.Б. Основы кубачинского искусства. Изд.2-е. Доп. Махачкала: Дагучпедгиз, 1992.-128 с.
65. Измайлов А.Э. Народная педагогика: педагогические воззрения народов Средней Азии и Казахстана. М.: Педагогика, 1991. - 253 с.
66. Исследование проблем психологии творчества // Отв. ред. Я.А. Пономарев. -М.: Наука, 1983. 336 с.
67. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. М.: Просвещение, 1957.206 с.
68. Каган М.С. Культура как предмет философского исследования //Роль духовной культуры в развитии личности. JI.: Знание, 1979. - 94 с.
69. Каменский Я.А. Великая дидактика // Избранные педагогические сочинения в 2-х т. Т. I. - М.: Педагогика, 1982.
70. Карлсон A.B. Дидактика и методика на уроках рисования. М.: Просвещение, 1969.-58 с.
71. Кильчевская Э.В. Декоративное искусство аула Кубачи. М., 1962. -50с.
72. Кильчевская Э.В., Иванов A.C. Художественные промыслы Дагестана. -М.: Всесоюзное кооперативное издательство, 1959. 176 с.
73. Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования, 2-е изд. перераб. и допол. М.: Просвещение, 1976. - 158 с.
74. Кириенко В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности. -М., 1959. -146 с.
75. Комарова Т.С. Формирование графических навыков у дошкольников. -М.: Просвещение, 1970. 152 с.:ил.
76. Кон И.С. Психология юношеского возраста. М., 1989.
77. Кондахчан Е.С., Башилов Я.А. Детский рисунок. М.: Учпедгиз, 1940.
78. Краткая художественная энциклопедия. Искусство стран и народов мира. — Москва, 1962.
79. Краткий словарь по эстетике. М.: Политиздат, 1964. - С. 451.
80. Кузин B.C. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах. М.: Просвещение, 1984. -318 с.:ил.
81. Кузин B.C. Методика преподавания изобразительного искусства в 1-3 классах. 2-е издание. М.: Просвещение, 1983. - 191 с.:ил.
82. Кузин B.C. Основы обучения изобразительному искусству в школе. -М.: Просвещение, 1977. 207 с.
83. Кузин B.C. Психология. 2-е изд. М.: Высшая школа, 1982. - 256 с.:ил.
84. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд-е. М.: Политиздат, 1977.-304 с.
85. Лепилов K.M. Школьники-иллюстраторы. Петроград: Начатки знаний, 1924.-48 с.
86. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.-185 с.
87. Лихачев В.Д., Лихачев Д.С. Художественное наследие древней Руси и современность. Л.: Наука, 1971. - 186 с.
88. Магомедов Р.Н. Дагестан. Исторические этюды. Махачкала, 1975. -269с.
89. Магомедова З.М. Прогрессивные традиции народов Дагестана как средство нравственного воспитания. -Махачкала: Дагучпедгиз, 1980. -42 с. о
90. Магомедова М.М. Я кубачинка. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1968. -107с.
91. Магомедова М.О. Узоры жизни.: Советская Россия, 1974. -111с.
92. Максимов Ю.В. Народное декоративно-прикладное искусство детям. — М.; 1982. 123 с.
93. Маммаев М.М. Декоративно-прикладное искусство Дагестана: истоки и становление. Махачкала: Даг. кн. изд., 1989. - 64 с.
94. Махмутов М.И. Современный урок. 2-е издание. М.: Педагогика, 1985.-62 с.
95. Мирзоев ША., Саидов Т.Г. Культура и традиции народов Дагестана. Подготовка юношей и девушек к жизни (9-10 кл.): Программы (экспериментальные). Махачкала: Дагучпедгиз, 1992. — 56с.
96. Моран де Анри. История декоративно-прикладного искусства от древнейших времен до наших дней. Москва: Искусство, 1982.
97. Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры. М.: Изобразительное искусство, 1983. - 343 с.
98. Неменекий Б.М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания. М.: Просвещение, 1987. -253 с.
99. Никанорова Н.П. Наглядные пособия и оборудование для занятий изобразительным искусством: Из опыта работы учителя. -М.: Просвещение, 1975. -134с.
100. О реформе общеобразовательной и профессиональной школы: Сборник документов и материалов. М.: Политиздат, 1984. - 111 с.
101. Одноралов Н.В. Материалы, инструменты и оборудование в изобразительном искусстве. М.: Просвещение, 1989. -68 с.
102. Орловский Г.И. Учитель изобразительного искусства и его работы. -М.: Просвещение, 1972. 79 с.
103. Орнамент всех времён и стилей. 1-4 тт. М.: 1995.
104. Основы художественного ремесла // В.А.Барадулин, Б.И.Карамыслов, Ю.В.Максимов и др.-М.: Просвещение, 1987.-272 с.:ил.
105. Пантелеев Г.Н., Максимов Ю.В., Панелеев Ю.В. Декоративное искусство детям. М., 1976. - С. 48-100.
106. Популярная художественная энциклопедия. А-М. Советская Энциклопедия. М., 1986. М-Я. Советская Энциклопедия. - М., 1986.
107. Претте И.К., Капальдо А. Творчество и выражение. Курс художественного воспитания. М.: Сов. художник, 1985. -89 е.: ил.
108. Программа средней общеобразовательной школы: Изобразительное искусство (4-6 кл.) М.: Просвещение, 1983. - 58с.
109. Программа средней общеобразовательной школы: Изобразительное искусство. Начальные классы (1-4кл.). М.: Просвещение, 1985. - 64 с.
110. Программа: Основы ручного ковроткачества, 5-11 классы. Махачкала: Дагучпедгиз, 1986.-24 с.
111. Программа: Основы художественной керамики 5-11 классы. Махачкала: Дагучпедгиз, 1986. -24 с.
112. Программа: Художественная обработка металла (на примере кубачинского ювелирного искусства)1-11 классы. Махачкала: Дагучпедгиз, 1986.-68с.
113. Программы восьмилетней школы. Изобразительное искусство начальные классы, 1-3 классы. М.: Просвещение, 1985. - 50 с.
114. Программы восьмилетней школы. Изобразительное искусство, 4-6 классы. М.: Просвещение, 1985.
115. Программы для средних общеобразовательных учебных заведений. Примерные программы по обучению учащихся изготовлению изделий народных художественных промыслов, 5-11 классы. М.: Просвещение, 1992. - 58 с.
116. Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство, 1-9 классы // Науч.рук. Кузин B.C. М.: Просвещение, 1994.160 с.
117. Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд, 1-9 классы // Научный рук. Б.М. Неменский. М.: Просвещение, 1994. - 173 с.
118. Программы общеобразовательных учреждений. Мировая художественная культура, 6-11 классы // Ю.А. Солодовников, Л.М.Предтеченская. М.: Просвещение, 1994. - 96 с.
119. Программы общеобразовательных учреждений. Рисунок. Живопись. Композиция, 1-11 кл. (Для классов с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла). М.: Просвещение, 1995.-94 с.
120. Программы педагогических институтов. Основы декоративно- оформительского искусства (школьное декоративное дело). Для специальности №2109. "Рисование. Черчение. Труд". М.: Просвещение, 1975. -92 с.
121. Программы средней общеобразовательной школы. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства, 58 классы // Научный рук. Т.Я.Шпикалова. М.: Просвещение, 1995. - 87 с.
122. Программы средней общеобразовательной школы. Основы народного и декоративно-прикладного искусства, 1-4 классы. // Научный рук. Т.Я.Шпикалова. -М.: Просвещение, 1992. 78 с.
123. Программы: Основы народного и декоративно- прикладного искусства Дагестана, 1-4 классы одиннадцатилетней школы. Махачкала: Дагучпедгиз, 1994. - 62 с.
124. Психология рисунка и живописи: вопросы психологического исследования формирования образа // Отв. ред. Е.И. Игнатьев. М.: Изд. АПН РСФСР, 1954. - 224 е.: ил.
125. Раджабов И.М. Декоративно прикладное искусство в системе художественного образования Республики Дагестан. // Автореф. дис. докт. пед. наук. - М.; 1998.-36 с.
126. Раджабов И.М. Декоративное и изобразительное искусство в системе художественного образования. -М.: Прометей, 1998. -100 с.
127. Раджабов И.М. Примерные разработки календарного-иллюстрированного плана по изобразительному искусству для 1-6 классов и методические указания к ним. -Махачкала: Дагучпедгиз, 1993.-50 с.
128. Раджабов И.М. Художественные традиции и изобразительное искусство в школе. -Махачкала: Дагучпедгиз, 1990. -40 с.
129. Раджабов И.М., Агаев К.К. Эстетическое воспитание школьников средствами природных материалов. // Учебное пособие для учителей изобразительного искусства и студентов художественно-графического факультета. Махачкала, 2001. — 62 с.
130. Раджабов И.М., Магомедов Д.Б. Иллюстрированные планы и разработки уроков по изобразительному искусству для 1-6 классов. -Махачкала: ИПЦ ДПТУ, 1997.-48 с.
131. Раджабов И.М., Магомедов Д.Б. Орнаменты народов Дагестана. -Махачкала: ИПЦ ДПТУ, 1997. -120с.
132. Разина Т.М. Русское народное творчество. М.: Изобразительное искусство, 1970. - 255 с.
133. Разина Т.М. Русское народное творчество. М., 1970. - С. 54.
134. Рамазанов М.Б. Педагогические основы формирования социально-экономической активности в процессе трудовой деятельности // Автореф. дис. доктора пед. наук. М.: Институт общего и среднего образования Российской академии образования, 1998.-50 с.
135. Риччи К. Дети-художники. М.: Изд-во Саблина, 1911. - 84 с.
136. Ростовцев H.H. История методов обучения рисованию. Зарубежные школы рисунка. М.: Просвещение, 1981. - 192 е.: ил.
137. Ростовцев H.H. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. 2-е изд. доп. и перераб. М.: Просвещение, 1980. - 239 е.: ил.
138. Ростовцев H.H. Очерки по истории методов преподавания рисунка:
139. Учебное пособие. М.: Изобразительное искусство, 1983. -288 е.: ил.
140. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: Учпедгиз, 1946. -704 с.
141. Сакулина М.П. Рисование в дошкольном детстве. М., 1965. с.129.
142. Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Пособие для воспитателей. 2-е изд. испр. и доп. М.: Просвещение, 1982.-208с.:ил.
143. Самохин В.Н. Искусство и психология. М.: Знание, 1977. - 58 с.
144. Светлова Л.П. Азбука орнамента. // Институт развития профессионального образования. М.; 1998. - 128 с.
145. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований. -М.: Педагогика, 1986. 150 с.
146. Сластенин В.А. Формирование социально активной личности учителя //Советская педагогика. 1981, №4. С. 76-84.
147. Соболев Н. Русский орнамент М., 1948.
148. Соколова Т.М. Орнамент почерк эпохи. - Л.: Аврора, 1972. -80 с.
149. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика преподавания в начальной школе: // Учебное пособие для студ. пед. вузов. М.: Изд. Академия, 1999. - 368 с.
150. Сокольникова Н.М. Развитие художественно-творческой активности школьников в системе эстетического воспитания: Монография. -М., 1997.- 217с.
151. Соловьёв С.У. (под редакцией Львова О.О.) Краткие очерки орнаментальных стилей. Типография Т.Н. ГАГЕНЪ Большая Лубянка, Домъ Князя Галицина, 1889.-210 с.
152. Терминологический словарь. Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура. М.: Эллис лак, 1997.
153. Трунов Д.М. Аулы мастеров. Махачкала, 1957. -112с.
154. Федотов Г.Я. Дарите людям красоту: Из практики народных художественных ремесел. Книга для учащегося старших классов. -М.:
155. Просвещение, 1985.-225 с.:ил.
156. Хворостов A.C. Декоративное искусство в школе. Москва. 1997.
157. Хворостов A.C. Декоративно-прикладное искусство в школе. 2-е изд. перераб. и доп. М.: Просвещение, 1988. - 176 с.
158. Чарушин Е.И. Мой метод рисования с детьми // Дошкольное воспитание. 1943.№2.-С.22-25.
159. Чирков Д. Декоративное искусство Дагестана. М., 1971. -62 с.
160. Шевчук JI.B. Дети и народное творчество: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1985.-130 с.
161. Щербаков B.C. Изобразительное искусство: Обучение и творчество //Проблемы руководства изобразительным творчеством детей. М.: Просвещение, 1969.-272 е.: ил.
162. Шефов А.Н. Народные мастера Дагестана. JL: Художник РСФСР, 1982.-108с.:ил.
163. Шиллинг Е.М. Балхар. Пятигорск, 1936. - 36 с.
164. Шиллинг Е.М. Кубачинцы и их культура. JL, 1949. -40 с.
165. Шорохов Е.В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе:2-е изд. М.: Просвещение, 1977. -109 е.: ил.
166. Шпикалова Т.Я. Народное искусство в художественном образовании и эстетическом воспитании в средней общеобразовательной школе: Теоретическое обоснование системы обучения и воспитания, пути ее реализации. // Дис. док. пед. наук. М., 1988.-346 с.
167. Шпикалова Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования: пособие для учителя 2-е изд. М.: Просвещение, 1979. - 190 с.
168. Шпикалова Т.Я., Сокольникова Н.М. и др. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. 1 класс М.: Мозаика-Синтез, 1996. - 80 с.
169. Эстетическое воспитание школьников. М.: Педагогика, 1974. - С. 11.
170. Юсов В.П. Проблема творчества в американской теории художественного воспитания // Искусство и дети: Эстетическое воспитание за рубежом. -М.: Искусство, 1969.-С. 176-219.
171. Якобсон П.М. Психология художественного творчества. М.: Знание, 1971.-47 с.
172. Яковлева С. Русские ковры. Москва, 1959.
173. Янсон Х.В. и Янсон Энтони Ф. Основы истории искусств. СПб., Россия, 1996.