автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Народные художественные промыслы как средство развития творческих способностей младших школьников
- Автор научной работы
- Гамзатова, Гульпери Кадыровна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Махачкала
- Год защиты
- 2000
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Гамзатова, Гульпери Кадыровна, 2000 год
Введение.
Глава I. Основы развития творческих способностей учащихся в системе художественного образования и эстетического воспитания.
1.1. Методологические и психолого-педагогические принципы обучения изобразительному и декоративному искусству в процессе познания народных художественных промыслов.
1.2. Использование обучающего потенциала традиционной народной педагогики в эстетическом воспитании и художественном образовании учащихся школы Республики Дагестан.
1.3. Изучение основ народно-художественных промыслов . как средство развития творческих способностей младших школьников.
Глава II. Педагогические условия использования народных промыслов в развитии творческих способностей младших школьников.
2.1. Дидактическая си стема развития творческих способностей младших школьников в процессе Освоения народных художественных промыслов.
2.2. Методика реализации педагогического потенциала народных художественных промыслов в учебном процессе.
2.3. Подготовка учителя к реализации в учебном процессе педагогических возможностей народных художественных промыслов.'.
Введение диссертации по педагогике, на тему "Народные художественные промыслы как средство развития творческих способностей младших школьников"
Современный период развития общества характеризуется интенсивно возросшим интересом народов к своему историческому и эстетическому наследию. В этой тенденции находят гармоничное слияние общечеловеческое и культурное наследия, плодотворное использование национального художественного опыта, системы эстетических и дидактических критериев развития изобразительных и художественно-творческих способностей учащихся в школьном преподавании дисциплин эстетического цикла.
Народная педагогика за тысячелетнюю практику накопила немалый и весьма плодотворный творческий потенциал глубокого ознакомления учащихся с исторически сложившимися методами нравственного воспитания и общеэстетического образования при учете регионально-этнических особенностей.
Многолетние наблюдения наиболее прогрессивных педагогов показывают, что только те преподаватели, дидактическая система которых базируется на исконно народных средствах, формах и приемах семейного, школьного и традиционно-общественного воспитания, способны добиться оптимальных результатов в развитии творческих способностей учащихся. При этом преподаватель должен умело и плодотворно сочетать теоретический опыт гуманитарного образования и региональный эстетический багаж, присущий каждому учащемуся, умело использовать в развитии изобразительных и творческих способностей, в познании народных промыслов.
Прогрессивные педагогические и воспитательные идеи, методика, а также культурно-эстетический опыт, как региона, так и данного народа позволяют преподавателю найти гармонию сугубо научного и спонтанно-традиционного начал в воспитательном и обучающем процессах.
Опыт каждого человека тесно связан с передачей нравственного и художественно-эстетического опыта от старшего поколения к младшему. Начальным этапом, особенно для национальных регионов, является семейное воспитание и в конкретных случаях - обучение. В дальнейшем ребенок обязательно поступает в общеобразовательное (или специальное) учебное заведение - школу, училище и т.д. На первом этапе и раскрывается потенциал, заложенный в национальных культурных традициях семьи.
Возрождение традиционного авторитета и высокого статуса семейного начала, столь характерного для Республики Дагестан, имеет в своей основе тщательно оценочное отношение представителей старшего поколения к младшему, творческое переосмысленное и оптимальное использование традиционных и, как показала многовековая историческая практика, весьма плодотворных методов нравственного и эстетического воспитания.
Оптимальными методами плодотворной пропаганды исторически сложившейся народной педагогики должны быть, по нашему мнению, такие методы педагогического воздействия, как "родительские университеты", общественные собрания, сельские сходы и характерные для Республики Дагестан го деканы. Здесь на основе эмпирически выверенного опыта старейшин-аксакалов кристаллизуются оптимальные традиции семейного, нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения, причем со строгой дифференциацией по половому признаку и конкретной узкорегиональной специфике. Так, мальчики должны заниматься более "нагрузочными" в физическом отношении ремеслами - землепашеством, выпасом скота, традиционными семейными ремеслами, требующими значительных физических усилий. Девочки, в свою очередь, обладают более тонким восприятием бытовых ценностей. Нельзя не отметить присущие исконно женской психологии такие качества, как восприимчивость, тщательность, аккуратность, гибкость (что сказывается, в частности, в ковроделии, вышивке, гончарном искусстве и др.).
Плодотворное сотрудничество педагогов, учителей-предметников, родителей, представителей старшего поколения и сверстников, совместный поиск оптимальных методов, способов, форм воспитания и обучения в заданных условиях непосредственной деятельности детей, базирование на изначально здоровом общественном мнении, исходных позициях народной педагогики помогут возродить еще не до конца утерянные традиции предшествующих поколений.
В специфических условиях школьной практики Республики Дагестан необходимо тщательно учитывать локальные особенности отдельных народных художественных промыслов и декоративно-прикладных ремесел в развитии творческих способностей учащихся.
Уроки изобразительного и декоративно-прикладного искусства должны, по нашему глубокому убеждению, стать основополагающим фактором развития творческих и, в частности, художественно-изобразительных способностей каждого ребенка на базе оптимального использования обучающего потенциала региональных народных художественных промыслов. Следовательно, преподаватель дисциплин эстетического цикла должен максимально плодотворно привлекать весь потенциал этических и эстетических народных традиций, а также местных локальных художественных промыслов. Особенно внимательно должны отнестись к этому постулату преподаватели дисциплин эстетического цикла столь специфических и многообразных в культурно-историческом отношении регионов, каким является Республика Дагестан.
Первоочередное значение преподавательской деятельности должно, по нашему убеждению, принадлежать накопленному народом опыту старших поколений, творчески воплощенному как в общеэтическом, так и в конкретно эстетическом проявлениях.
Каждая из намеченных методической программой тем учебного предмета должна быть подтверждена плодотворным использованием прогрессивных традиций исторически выверенной народной педагогики в развитии общего уровня подготовленности учащихся. Именно синтез научного и дидактического воздействий позволит наиболее глубоко и доступно в возрастном, половом и региональном аспектах раскрыть перед учащимися подлинную значимость научного и народного педагогического наследия, нацеленного на плодотворное формирование общественно ценной личности.
Использование потенциала самобытной педагогической культуры народа -учета опыта народной педагогики - может стать как наиболее эффективной оптимальной базой художественно-эстетического образования, так и фундаментом рекламы, пропаганды народной культуры и в широком смысле и в конкретном выражении на базе региональных, узколокальных художественных промыслов и ремесел.
Проведенные исторический и теоретический анализы, обобщение научных исследований убедительно показали, что несмотря на значительное количество научных изысканий использования педагогического и обучающего потенциала в указанной области, отсутствуют труды по целенаправленному изучению проблемы развития творческих способностей учащихся в освоении основ народных художественных промыслов, и это при том, что включение в содержание художественного и эстетического образования курса изучения народных промыслов как одного из важнейших компонентов воспитания и обучения подчеркивает актуальность проблемы.
Преподавание и изучение народных художественных промыслов необходимо в тесной логическо-познавательной связи с другими дисциплинами цикла предметов изобразительного и декоративно-прикладного искусства. В комплексе знаний и умений, которые должны быть приобретены учащимися, входят знание мотивов народного орнамента, правильное чувство композиции и умелое применение техники и технологии изготовления изделий.
Крайне важно наиболее плодотворно использовать исторически сложившийся опыт обучающего потенциала традиционной народной педагогики в развитии художественных и творческих способностей учащихся. В связи с этим считаем целесообразным в диссертации изучить основы народного педагогического опыта, систематизировать, обобщить и творчески использовать традиционно сложившиеся в определенных исторических и культурных регионах навыки передачи художественных традиций, критериев и методов в соответствии с требованиями современной школьной методики. Перспективный опыт использования потенциала народных художественных промыслов в преподавании изобразительного и декоративно-прикладного искусства несомненно внесет вклад в развитие творческих способностей учащихся школ Дагестана.
Учитывая важность реализации обучающего и педагогического потенциала народных художественных промыслов и ремесел и недостаточную разработанность использования опыта предыдущих поколений в формировании творческих способностей школьников считаем возможным сформулировать проблему нашего исследования: разработка оптимального содержания изучения народных художественных промыслов, научное исследование и экспериментальное обоснование форм и методов развития творческих способностей на основе опыта прошлого. Это и является целью нашего исследования.
Цель исследования: разработка оптимального содержания изучения народных художественных промыслов, научное исследование и экспериментальное обоснование форм и методов развития творческих способностей на основе опыта прошлого.
Объект исследования: народные художественные промыслы как средство развития творческих способностей и эвристических возможностей школьников.
Предмет исследования: условия, средства, формы и методы обучения, при помощи которых максимально эффективно реализуются способности учащихся в освоении основ народного художественного творчества, воплощенного в народных промыслах.
Гипотеза исследования: использование педагогического потенциала народных художественных промыслов Дагестана как средства развития творческих способностей будет наиболее плодотворным при условиях: тщательное изучение основ национальной культуры и эстетических критериев народных художественных промыслов как определенного вида творчества и развития изобразительных художественных способностей учащихся; введение в содержание обучающего процесса таких видов народного искусства, как художественная обработка глины, дерева, металла, кости (с учетом технологии - ковка, насечка и др.), ковроткачество, используя их как эффективное средство творческого потенциала школьников; разработка педагогических условий и методов развития творческих возможностей учащихся в освоении обучающего потенциала народных художественных промыслов; создание на этой базе дидактической целенаправленной системы педагогических воздействий, способствующей развитию творческих возможностей в овладении основами народных художественных промыслов.
Задача исследования.
Изучить материалы по указанной проблеме на различных этапах ее исследования, обобщить передовой педагогический опыт, осуществить теоретический анализ и оценку современного состояния проблемы, установить перспективы ее разработки.
Выявить педагогические условия, способствующие формированию творческих способностей в освоении основ народных художественных промыслов.
Разработать содержание занятий и методических рекомендаций, направленных на развитие творческих способностей учащихся, используя опыт предков как эффективное средство активизации художественных способностей школьников.
Разработать и экспериментально проверить дидактическую систему обучения и воспитания, способствующего развитию творческих способностей учащихся и использованием педагогического потенциала народных художественных промыслов.
Методы исследования: изучение и анализ искусствоведческой и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования: выявление и обобщение передового педагогического опыта использования декоративно-прикладного искусства в дошкольных учреждениях; изучение творческого опыта народных мастеров в центрах традиционных промыслов; опытно-исследовательская работа (анкетирование, беседы с учащимися, учителями, студентами, работниками образования, апробация методических рекомендаций и наглядных пособий); поисковый, констатирующий, формирующий эксперименты; самоанализ результатов собственной методической, педагогической и художественно-творческой деятельности в освоении основ народных художественных промыслов.
Изучение продуктов творческой деятельности младших школьников (эскизы, рисунки, творческие композиции).
Методологической основой исследования являются труды ведущих ученых-психологов, физиологов, известных педагогов по проблеме развития творческих способностей в процессе изобразительной деятельности, теоретические положения в искусствоведении, определяющие художественную природу, духовную ценность и место народного искусства в культуре. '
Исследование выполнялось в несколько этапов.
Экспериментальное исследование проводилось с 1995-2000 гг. на базе специализированных школ, где развиты традиции художественных промыслов в с. Унцукуль, с. Бапхар, с. Хучни, а также в городских школах Махачкалы, Дербента, Каспийска и других образовательных учреждениях Республики Дагестан.
На первом этапе (1995-1997) анализировалась разработка проблемы в психолого-педагогической и специальной литературе, определялись педагогические условия формирования творческих способностей и активности личности. На разных стадиях уточнялись проблема, гипотеза, предмет и задачи экспериментального исследования, проводились констатирующий, поисковый эксперименты, выявлялся начальный уровень знаний, умений, навыков освое
К) ния детьми народного искусства, творческих способностей в изучении народных художественных промыслов, а также была частично определена методика экспериментального обучения в школе.
На втором этапе (1997-1999) апробировалась методическая система в экспериментальном обучении народному искусству, при помощи которой максимально реализуются творческие способности учащихся в освоении основ народного художественного творчества. Педагогический эксперимент позволил выявить наиболее эффективный комплекс условий формирования творческих способностей учащихся, подготовлены наглядные пособия для школьников, студентов и учителей Республики Дагестан.
На третьем этапе (1999-2000) полностью апробированы разработанные нами дидактические системы педагогических воздействий, способствующих развитию народных художественных промыслов; осуществлены анализ, систематизация и обобщение результатов исследования, сформулированы выводы и рекомендации.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
Определены, научно и экспериментально проверены педагогические условия формирования творческих способностей в освоении основ художественного творчества, воплощенного в народных промыслах.
Интегрированы формы занятий по изобразительному искусству на материале народно-художественного творчества как эффективного средства формирования интереса к народным художественным промыслам.
Разработаны параметры уровней и критерий оценки работ учащихся, позволяющие повысить общую заинтересованность учащихся в освоении основ художественных промыслов.
Изучены современные и традиционные методы обучения в различных художественно-промысловых центрах, в освоении основ декоративно-прикладного искусства.
Разработана и экспериментально проверена дидактическая система педагогических воздействий, способствующих развитию творческих возможностей в освоении основ народных художественных промыслов.
Созданы методические разработки, учебные пособия, тематические планы, методические наглядные пособия, учитывающие вариативность видов декоративно-прикладного искусства, изучаемых в школе.
Теоретическое значение диссертации состоит в том, что в ней впервые поставлена и комплексно решена проблема развития творческих способностей учащихся с учетом опыта народной педагогики, выявлены и научно обоснованы приемы и методы обучения их основам традиционных художественных промыслов.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанная экспериментальная программа, методические рекомендации создают реальную основу повышения художественного эстетического образования, способствующие развитию творческих способностей учащихся в освоении основ народных художественных промыслов.
Материалы исследования могут быть использованы для совершенствования методики преподавания изобразительного и декоративного искусства в в регионах с развитыми художественными промыслами других республик страны.
Достоверность и обоснованность научных результатов обеспечиваются методологической обоснованностью исходных положений, применением взаимодополняющих методов исследования, всесторонним анализом данных, полученных в ходе исследования, сочетанием количественного и качественного анализа результатов эксперимента.
На защиту выносятся следующие положения:
I. Дидактическая система развития творческих способностей младших школьников в познании народных промыслов.
2. Педагогические условия взаимодействия народной педагогики в использовании народных художественных промыслов для развития творческих способностей учащихся.
3. Концепция развития творческих способностей младших школьников средствами изобразительного и декоративного искусства включает достаточно широкий, осознанный, своеобразный выбор способов и средств в решении художественно-творческих задач разного типа.
Апробация и внедрение результатов исследования нашли отражение в программах, составленных для специализированных школ по четырем видам декоративно-прикладного искусства, в учебно-методическом пособии для школьных учителей, преподавателей и студентов художественно-графического факультета, в научных статьях, опубликованных в Москве, Санкт-Петербурге, Махачкале, в ходе чтения лекций на художественно-графическом факультете Дагестанского государственного педагогического университета. Материалы исследования апробированы и внедрены в практику обучения изобразительному и декоративно-прикладному искусству в специализированных и общеобразовательных школах Махачкалы, Дербента, Кубачи, Балхар Республики Дагестан. Автором разработано учебное пособие для учителей школ и студентов художественно-графических факультетов "Декоративно-прикладное творчество в системе художественно-эстетического образования".
Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. Изобразительное, декоративно-прикладное искусство и народные художественные промыслы являются неоспоримо важными компонентами общей системы художественно-эстетического образования, способствующими эффективному приобщению учащихся к национальной художественной культуре.
2. В настоящее время актуально значима необходимость воспитания у учащихся национального самосознания, привития способности воспринимать традиционное народное декоративно-прикладное искусство. Этому может способствовать внедрение в школьную практику разработанной нами дидактической системы развития творческих способностей учащихся в познании основ народных художественных промыслов.
3. В ходе исследования на базе углубленного изучения основ национальной культуры научно обоснован и внедрен в учебный процесс дидактический путь развития творческих способностей учащихся в ходе освоения основ народных художественных промыслов.
4. Разработаны и апробированы в процессе исследования педагогические условия и методы творческих принципов декоративного искусства в освоении обучающего потенциала народных художественных промыслов.
5. Включено в содержание учебного процесса изучение таких видов народных художественных промыслов и декоративно-прикладных ремесел, как художественная обработка дерева, металла, искусство ковроделия, керамики и другие с использованием их в качестве эффективного средства творческого потенциала школьников.
6. Важно особо отметить, что по причине естественной приобщенности учащихся школ к общечеловеческой культурной ауре они в большей степени неизбежно утрачивают традицию наследия отцов и дедов, в недостаточной мере представляют потенциальные возможности народных художественных промыслов как средства развития творческих способностей.
7. В ходе исследования установлено, что педагогу следует в большей степени уделять внимание объяснению учащимся материальной и эстетической ценностей изделий народных промыслов, определять критерии выявления интереса школьников к народным промыслам и склонности продолжать, развивать традиции декоративно-прикладного искусства.
8. В ходе исследования подтвердилась гипотеза: использование педагогического потенциала народных художественных промыслов как средства развития изобразительных творческих способностей учащихся будет наиболее плодотворным на базе тщательного изучения основ национальной культуры.
9.Исследование подтвердило эффективность дидактической системы развития творческих способностей учащихся в изучении основ народных художественных промыслов как важного направления совершенствования художественно-эстетического образования школьников Дагестана. Это наглядно проявляется не только в формировании высокого уровня художественных знаний, умений и навыков учащихся в практическом рисовании, но и в повышении их познавательного интереса к народным художественным промыслам путем анализа особенностей исторически сложившихся видов декоративно-прикладного творчества.
10. В художественно-эстетическом образовании учащихся изучение основ народных промыслов и традиционного декоративно-прикладного искусства не следует рассматривать как нечто застывшее, догматическое, необходимо связать этот процесс с требованиями и эстетическими запросами времени, воспитывать у них правильное мироощущение в познании национальной культуры, развивать изобразительные художественно-творческие способности.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Гамзатова, Гульпери Кадыровна, Махачкала
1. Абдуллаев М.А. Из истории научно-педагогической мысли. Махачкала: Дагучпедгиз, 1986.-174с.
2. Абдуллина А. А. Формирование умения воссоздать художественные образы в процессе чтения литературных произведений /1-3 классы/. Авто реф. дис. канд. пед. наук; М.: 1977.- 18с.
3. Абросимова Александра Андреевна и др. Художественная резьба по дереву, кости и рогу: Учебное пособие для ПТУ 2-е издание.
4. Акунова Людмила Филлиповна, Крапивин Виктор Александрович. Технология производства и декорирование художественных керамических изделий: Учебник для художественно-промышленных училищ и училищ прикладного искусства. М.: Высшая школа, 1984.-207с.
5. Алексеева В.В. Изобразительное искусство и школа. М.: Сов. художник, 1986.-286с.
6. Алексеева В.В. Роль художественного наследия в эстетическом воспитании народа. М.: Сов. художник, 1995.-15с.
7. Алехин А.Д. Изобразительное искусство: Художник. Педагог. Школа: кн. для учителя. М.: Просвещение, 1984.-160с.: илл.
8. Алиев А. Народные традиции, обычаи и их роль в формировании нового человека. Махачкала, 1986.
9. Алиханов Р. Кубачинский орнамент. М., 1963.
10. Алиханов Р., Иванов А. Искусство Кубачи. Л., 1976.
11. Алиханов Р. Народным промыслам творческий простор. - Декоративное искусство СССР, 1960, N6, с.28.
12. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. М.: Изд. Акад. пед. наук РСФСР, 1960.-486с.: илл.
13. Анастасьев Д. Об эстетическом воспитании трудящихся. М.: Про-физдат, 1966.
14. Анри дё Моран. История декоративно-прикладного искусства от древнейших времен до наших дней. Пер. с фр. М.: Искусство, 1982.-577с.
15. Анисимов Н.Н. Основы рисования. Учеб. пособие для студентов строительных специальностей вузов. 2-е изд. М.: Стройиздат, 1977.-168с.: илл.
16. Аристотель об искусстве поэзии. М.: Гослитиздат, 1957.-c.3-48.
17. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие/Сокращ. пер. с англ. В.Н. Самохина./ Общ. ред. и вступ. статья В.П. Шестакова. М.: Прогресс, 1974.-392с.: илл.
18. Архангельский С.И. Некоторые новые задачи высшей школы и требования к педагогическому мастерству. М.: Знание, 1976.-40с.
19. Архангельский С.И. Некоторые проблемы теории обучения в высшей школе. М.: Знание, 1963.-61с.
20. Асельдеров М.А. О школьных традициях. Махачкала, 1962.-30с.
21. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М.: Педагогика, 1982.-192с.
22. Бакланов Н.Б. Златокузнецы Дагестана. О кустарях-металлистах селения Кубачи. М.: Центр, изд. народов СССР, 1926.-67с.
23. Бакланов Н.Б. Архитектурные памятники Дагестана. JI., 1935.-49с.
24. Бакланов Н.Б. Художественная культура Дагестана. Новый Восток, 1924, N5. С.255-265.
25. Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства. М.: Искусство, 1997.-544с.
26. Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание. М.: Новая Москва, 1925 .-286с.
27. Барадулин В.А., Сидоренко В.Г. Подсобные художественные промыслы России. М.: Россельхозиздат, 1982.-112с.: илл.
28. Барадулин В.А. Сельскому учителю о народных промыслах. М., 1979.-70с.
29. Баранов А.А. Исследование эффективности игровых форм обучения изобразительному искусству в 1 классе: Автореф. дис. канд. пед. наук.-М., 1981.-16с.
30. Байрамбеков М.М. Система занятий по ознакомлению дошкольников с декоративно-прикладным искусством народов Дагестана. Махачкала: Дагучпедгиз, 1996.-95с.
31. Бардин Р.А. Изделия народных художественных промыслов и сувениры. М.: Высшая школа, 1990.-302с.: илл.
32. Барщ А.О. Рисунок в средней художественной школе. М.: Издательство АХ СССР, 1963.-296с.: илл.
33. Баширов А.С. Искусство Дагестана. М.: Ранион, 1981.-118с.: илл.
34. Башкиров А.С. Искусство Дагестана. М., 1931.-150с.
35. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты: Рисунок. Живопись. Композиция.-2-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1981.-239с.
36. Беджанов Ю.К. Использование народного декоративно-прикладного искусства в подготовке студентов художественно-графических факультетов педагогических институтов. М.: Просвещение, 1975.-165с.: илл.
37. Берхин Н.Б. Общие проблемы психологии искусства. М.: Знание, 1981.-64с.
38. Богуславская И., Каменская М., Тарановская Н., Фалеева В. Еще раз о понимании традиции. ДИ СССР, 1970, N10. С.15-16.
39. Богуславская И.Я. Проблемы традиции в искусстве современных художественных промыслов. В кн.: Творческие проблемы современных художественных промыслов. - Д., 1981. С.16-43.
40. Булатова А.Г. Традиционные праздники и обряды народов горного Дагестана в 19-начале 20 века. JL: Наука, 1988.-197с.
41. Ванслов М.М. Эстетика. Искусствознание. Вопросы теории и истории. Изобразительное искусство. 1983 .-439с.
42. Василенко В.М. народное искусство: Избранные труды о народном творчестве Х-ХХ веков. М.: Сов. художник, 1974.-294с.: илл.
43. Василенко В.М. Русское прикладное искусство. М., 1977.-464с.:илл.
44. Волков Н.Н. Восприятие предмета и рисунка. М.: Издательство АПН РСФСР, 1950.-508с.: илл.
45. Волкова М. Что мешает развитию художественных промыслов. ДИ СССР, 1960, N12.-C.27-30.
46. Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству: Из опыта работы. М.: Просвещение, 1982.-144с.
47. Вопросы теории и методики преподавания декоративно-прикладного и изобразительного искусства/ Сборник научных трудов. Махачкала, 1999.-75с.
48. Воронов B.C. О крестьянском искусстве: Избранные труды. М.: Сов. художник, 1972.-25с.
49. Выготский JI.C. Психология искусства. М.: Педагогика, 1987,344с.
50. Выготский JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте. 3-е изд. М.: Просвещение, 1991.-93с.
51. Выготский JI.C. Педагогическая психология/ Под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика, 1991.-480с.
52. Габиев Д.-М.С. Лакское ювелирное искусство XIX-XX вв. В кн.: Сб. трудов НИИХП. - М., 1973 .-С. 176-199.
53. Гаджиев А.Г. Влияние присоединения Дагестана к России на развитие просвещения и культуры. Махачкала: Дагучпедгиз, 1966.-50с.
54. Гаджиев Б.И. Тропа дагестанского учителя. Махачкала: Дагучпедгиз, 1981.-98с.
55. Гаджиев М.М. Из истории культуры Дагестана в эпоху бронзы. -Махачкала, 1987.-45с.
56. Гаджимурадов С.М. Основы художественной керамики: Учебное пособие для учителя. Махачкала: Дагучпедгиз, 1987.-118с.
57. Гаджимурадов С.М. Основы ковроделия. Махачкала: Дагучпедгиз, 1989.-70с.
58. Гаджимурадов С.М., Байрамбеков М.М. Основы народного декоративно-прикладного искусства Дагестана: Программы для 1-4 кл. -Махачкала: Дагучпедгиз. -122с.
59. Газимагомедов М.Г. Народные художественные промыслы Дагестана. -Махачкала: Дагучпедгиз, 1988.-104с.
60. Газимагомедов Г.Г. Декоративно-прикладное искусство СССР, ежемесячный журнал Союза художников СССР. М., 1974, N7; 1973, N11-С.45.
61. Газимагомедов Г.Г. Современное декоративно-прикладное искусство Дагестана: Художественно-эстетические проблемы. Махачкала: Даг. кн. изд., 1992.-176с.
62. Гальперин П.Я. Введение в психологию. М.: Издательство МГУ, Ю76.-147с.
63. Герчук Ю. Что такое орнамент? ДИ СССР, 1976, N1 .-С.29-31.
64. Гинзбург И.Н. П.П. Чистяков и его педагогическая система. М.: Искусство, 1940.-240с.: илл.
65. Гончаров И.Ф. Эстетическое воспитание школьников средствами искусства и действительности. М.: Педагогика, 1986.-126с.
66. Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства. М.: Просвещение, 1991.-168с.
67. Государственный музей искусства народов Востока. Ювелирное искусство. Каталог выставки Расула Алиханова. М.: Сов. художник, 1983-14с.
68. Громов Е.С. Природа художественного творчества. М.: Просвещение, 1985.-254с.
69. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1989.-96с.
70. Давыдов Ю.Н. Искусство как социологический феномен. М.: Искусство, 1968.-124с.
71. Дагестанский государственный университет им. В.И. Ленина. Вопросы теории и практики воспитания в школе (сб. научн. сообщ. Кафедра педагогики и психологии). Махачкала, 1970.-181 с.
72. Дагестанский республиканский музей изобразительного искусства. Камень и дерево. Из собрания музея/авт. Шамадаева В.М. М.: Союзреклам-культура, 1991.-31с.
73. Дагестанский республиканский музей изобразительного искусства. Ювелирное искусство Гаджи-Бахмуд Магомедова. Каталог выставки. М.: Детская книга, 1991.-14с.
74. Дагестанский республиканский музей изобразительного искусства. Народная керамика Дагестана// авт. Шамадаева В.М. Проспект. -М. :Союзрекламкультура, 1991 ,-46с.
75. Данилов М.А. Процесс обучения в советской школе. М., 1980.299с.
76. Дебиров П.М. Резьба по камню в Дагестане. М.: Наука, 1966.-208с.: илл.
77. Дебиров П.М. резьба по дереву в Дагестане. М.: Наука, 1982.-234с.: илл.
78. Декоративное искусство Дагестана. Альбом / Автор-составитель Чирков Д.А. М.: Сов. художник, 1971.-278с.: илл.
79. Дейнека А.А. Учитесь рисовать: беседы с изучающими рисование. -М.: Издательство АХ СССР, 1961.-224с.: илл.
80. Дидактика средней школы// под ред. М.А.Данилова и М.Н.Скаткина.-М.: Просвещение, 1975.-216с.
81. Дзудова И. Дагестанские женские украшения. (Страницы коллекционера.) ДИ СССР, 1973, N11.-C.50-51.
82. Жукова А.С. Помогите смешанным рисункам. М.: Просвещение, 1964.-128с.
83. Жить в ладу с красотой //Шпикалова Т.Я., Сокольникова Н.М. и др. М.: Мозаика-Синтез, 1997.-248с.
84. Загвязинский В.И. Противоречия учебного процесса. Свердловск, 1972.-184с.
85. Зись А. Искусство и эстетика. Традиционные категории и современные проблемы. Изд. 2-е перераб. и доп. под общей редакцией Ю.Г. Шуба. -М.: Искусство, 1975.-64с.
86. Игнатьев Е.И. О некоторых особенностях изучения представлений и воображения// Вып.76: Известия АПН РСФСР. М.: Издательство АПН РСФСР, 1956.-С.З-17.
87. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. 2-е изд. дополненное. М.: Учпедгиз, 1961.-224с.: илл.
88. Игнатьев Е.И. Возрастные и индивидуальные различия в развитии воображения у школьников// Материалы третьей Узбекской республиканской конференции по вопросам психологии. Ташкент, 1964.-С.89-91.
89. Идейно-художественные проблемы современного искусства Дагестана. Сб. статей/Отв. ред. Магомедов Д.М. Махачкала: Издательство Даг. Филиала АН СССР, 1982.-146с.
90. Изабакаров Г.Б. Основы кубачинского искусства. Изд. 2-е Доп. -Махачкала: Дагучпедгиз, 1992.-128с.
91. Измайлов А.Э. Народная педагогика: педагогические воззрения народов Средней Азии и Казахстана. М.: Педагогика, 1991 .-253с.
92. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. 1 класс// Шпикалова Т.Я., Сокольникова Н.М. и др. -М.: Мозаика-Синтез, 1996.-80с.
93. Изобразительное искусство и художественный труд. 1-4 классы. //Б.М. Йеменский, Н.Н. Фомина, Н.В. Грасул и др. М.: Просвещение, 1991,-186с.
94. Изобразительное искусство и художественный труд. 5-8 классы. //Н.Н. Фомина, Н.А. Горяева и др. М.: Просвещение, 1996.-192с.
95. Ильин М.А. Правильно ли мы руководим народными промыслами? ДИ СССР, 1958, N2.-C.17-21.
96. Ильин М.А. О понимании художественных традиций. ДИ СССР, 1960, N3.-C.24-25.
97. Исследование проблемы психологии творчества//Отв, ред. Я.А.Пономарев. М.: Наука, 1983 .-336с.
98. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. М.: Просвещение, 1957.-206с.
99. Каган М.С. Эстетика и прикладное искусство. ДИ СССР, 1958, N1.-C.37-40.
100. ЮО.Каган М.С. О прикладном искусстве: Некоторые вопросы теории. -Л.: Художник РСФСР, 1961.-160с.
101. Каган М.С. Культура как предмет философского исследова-ния//Роль духовной культуры в развитии личности. -Л.: Знание, 1979.-94с.
102. Каган М.С. Морфология искусства. Л.: Искусство, 1972.-87с.
103. ЮЗ.Казилов Г.Н. Ворсовые ковры Дагестана. Махачкала: Даг. кн. издво, 1989.-204с.
104. Каймаразов Г.Ш. Очерки истории культуры и просвещения народов Дагестана. Ростов-на-Дону, 1965.-52с.
105. Каймаразов Г.Ш. Очерки истории культуры народов Дагестана (От времени присоединения к России до наших дней). М.: Наука, 1971.-47с.
106. Юб.Канцедикас А.С. Искусство и ремесло. М.: Изобразительное искусство, 1977.-81с.: илл.
107. Караханова Г.А. Формирование направленности интересов учащихся средней общеобразовательной школы на профессии народных художественных промыслов. М., 1980.-168с.
108. Ю8.Керимов Л. Заметки художника-орнаменталиста. ДИ СССР, 1959, N6,-С. 13.
109. Кильчевская Э.В., Иванов А.С. Художественные промыслы Дагестана. М.: Всесоюзное кооперативное издательство, 1959.-176с.
110. Кильчевская Э.В. Декоративное искусство аула Кубачи. М., 1962.50с.
111. Кильчевская Э.В. От изобразительности к орнаменту. М.: Наука, 1963.-207с.: илл.
112. Кириенко В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности. М., 1959.-146с.
113. Кирсанов Ф.И. Рисование и труд в школе: Пособие для учителей из опыта работы. JI.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР. Ленинградское отделение, 1960.-64с.: илл.
114. Ковригина В.М. Организация и планирование народных художественных промыслов. М.: Экономика, 1978.-207с.
115. Ковры Кавказа. Альбом/Сост.: JI. Керимов, Н. Степанян, Т. Григорян, Д. Цицшвили. Л.: Аврора, 1984.-24с.: илл. (на нем.яз.).
116. Колокольников В.В. Рисование в начальных классах восьмилетней школы. Л.: Учпедгиз, 1960.-74с.
117. Комарова Т.С. Формирование графических навыков у дошкольников. -М.: Просвещение, 1970.-152с.: илл.
118. Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования, 2-е изд-е, пере-раб.и доп. -М.: Просвещение, 1976.-158с
119. Комарова Т.С. Изобразительное творчество дошкольников в детском саду. М.: Педагогика, 1984.-120с.
120. Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования М.: Столетие, 1994.-140с.
121. Каменский Я.А. Великая дидакгика//избранные педагогические сочинения в 2-х т. Т.1. - М.: Педагогика, 1982.
122. Кон И.С. Психология юношеского возраста: Проблемы формирования личности. М.: Просвещение, 1979.-175с.
123. Кондахчан Е.С., Башштов Я.А. Детский рисунок.- М.: Учпедгиз, 1940.-200с.
124. Кондахчан Е.С. Методика преподавания рисунка в средней школе. 2-е изд. М.: Искусство, 1952.-226с.
125. Коргузалова Р.И. Тематическое рисование в школе. JI.: Учпедгиз, 1959.-64с.
126. Коррадо Риччи. Дети-художники. М., 1911 .-84с.: илл.
127. Косминская В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей. -М.: Просвещение, 1981.-144с.
128. Котович В.Г. Проблемы культурно-исторического и хозяйственного развития населения древнего Дагестана. М.: Наука, 1982.-236с.
129. Круглый стол "Декоративного искусства СССР". Культурная ценность народных промыслов. ДИ СССР, 1978, N3.-C.5-17.130. . Краевский В.В. Проблемы научного обоснования обучения. М.: Педагогика, 1977.-75с.
130. Кузин B.C. Основы обучения изобразительному искусству в школе. -М.: Просвещение, 1977.-207с.
131. Кузин B.C. Психология. 2-е изд-е М.: Высшая школа, 1982.-256с.:илл.
132. Кузин B.C. Методика преподавания изобразительного искусства в 1-3 классах. 2-е изд-е. М.: Просвещение, 1983 .-191с.: илл.
133. Кузин B.C. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах. М.: Просвещение, 1984.-318с.: илл.
134. Кузин B.C. и др. Изобразительное искусство в 1-4 классах малокомплектной начальной школе: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1988.-108С., 12л. илл.
135. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание, личность. 2-е изд-е. М.: Политиздат, 1977.-304с.
136. Лепилов К.М. Школьники-иллюстраторы. Петроград: Начатки знаний, 1924.-48с.
137. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.-185с.
138. Лобунская Г.В. Методика рисования и лепки. М.: Искусство, 1935.-156с.
139. Лобунская Г.В. Изобразительное творчество детей. М.: Просвещение, 1965.-207с.
140. Лихачев Б.Т. Законы воспитания и их обусловленность законами общественного развития//Советская педагогика, 1981, N3.-С.86-93.
141. Лихачев В.Д., Лихачев Д.С. Художественное наследие древней Руси и современность. Л.: Наука, 1971.-186с.
142. Любимова Г.Н., Ханмагомедов С.О. Народная архитектура Южного Дагестана (Табасаранская архитектура). М.: Госстройиздат, 1956.-104с.: илл.
143. Магомедова М.М. Я кубачинка. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1968,107с.
144. Магомедова М.О. Узоры жизни.- М.: Советская Россия, 1974.-111с.
145. Магомедов Р.Н. Дагестан. Исторические этюды. Махачкала, 1975.-269с.
146. Магомедов А. Традиционное художественное ремесло. Махачкала: Изд. ДНЦРАН, 1999.-С.29-82.
147. Магомедова З.М. Прогрессивные традиции народов Дагестана как средство нравственного воспитания. Махачкала: Дагучпедгиз, 1980.-42с.
148. Маммаев М.М. Декоративно-прикладное искусство Дагестана: истоки и становление. Махачкала: Дат. кн. изд-во, 1989.-64с.
149. Маркграф О.В. Очерк кустарных промыслов Северного Кавказа сописанием техники производства. М., 1982.-288с.
150. Маркарян Э.С. Очерки теории культуры. Ереван, 1969.-288с.
151. Махмутов М.И. Современный урок. 2-е издание. М.: Педагогика, 1985.-62с.
152. Мирзоев Ш.А., Саидов Т.Г. Культура и традиции народов Дагестана. Подготовка юношей и девушек к жизни (9-10кл.): Программы (экспериментальные). Махачкала: Дагучпедгиз, 1992.-56с.
153. Народные художественные промыслы (Теория и практика). М., 1982.-168с.: илл.
154. Народное творчество как мир целостности: Альбом. М.: Советская Россия, 1987.-78с.
155. Некрасова М.А. Русские художественные промыслы второй половины XIX начала XX вв. - М.: Наука, 1965.-266с.: илл.
156. Некрасова М.А. О развитии традиции в художественных промыслах. -Искусство, 1971, N12.-C.35-41.
157. Некрасова М.А. Традиции и проблемы индивидуального в народном искусстве. ДИ СССР, 1974, N5.-C. 15-16.
158. Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры. М.: Изобразительное искусство, 1983.-343с.
159. Некрасова М.А. Народное искусство России. Народное творчество как мир целостности. М.: Советская Россия, 1989.-220с.
160. Неменский Б.М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания. М.: Просвещение, 1987.-253с.
161. Никанорова Н.П. Наглядные пособия и оборудование для занятий изобразительным искусством: Из опыта работы учителя. М.: Просвещение, 1975.-134с.
162. Основы художественного ремесла//В.А. Барадулин, Б.И. Карамы-слов, Ю.В. Максимов и др. М.: Просвещение, 1987.-272с.: илл.
163. Орловский Г.И. Учитель изобразительного искусства и его работы. М.: Просвещение, 1972.-79с.
164. О реформе общеобразовательной и профессиональной школы: Сборник документов и материалов. М.: Политиздат, 1984.-111с.
165. Основы декоративно-прикладного искусства в школе//Под ред. В.А. Барадулина и О.В. Танкус. М.: Просвещение, 1978.-428с.
166. Островский Г.С. К проблематике народного искусства Северного Кавказа//В кн.: Вопросы теории, истории и методики преподавания изобразительного искусства.- Карачаевск, 1971.-С.83.
167. Пиралов А.С. Краткий очерк кустарных промыслов Кавказа. СПб., 1913.-128с.: илл.
168. Пожидаев В.П. Деревообделочное производство в ауле Унцукуль: Историко-этнографический очерк. Махачкала, 1931.-32с.: илл.
169. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. М.: Наука, 1976,-ЗОЗс.
170. Проблемы народного искусства/ Сб. статей/ отв. ред. М.А. Некрасова. М.: Изобразительное искусство, 1982.-136с.: илл.
171. Претте И.К., Капальдо А. Творчество и выражение. Курс художественного воспитания. М.: Сов. художник, 1985.-89с.: илл.
172. Программы восьмилетней школы. Изобразительное искусство начальные классы (1-3 кл.). М.: Просвещение, 1985.-50с.
173. Программа средней общеобразовательной школы: Изобразительное искусство (4-6 кл.). М.: Просвещение, 1983.-58с.
174. Программа средней общеобразовательной школы: Изобразительное искусство. Начальные классы (4-6 кл.). М.: Просвещение, 1985.-64с.
175. Программы восьмилетней школы. Изобразительное искусство: 4-6 классы. М.: Просвещение, 1985.-15с.
176. Программа: Художественная обработка металла (на примере кубачинского ювелирного искусства) 1-11 классы. Махачкала: Дагучпедгиз, 1986 .-68с.
177. Программа: Основы ковроткачества 5-11 классы. Махачкала: Дагучпедгиз, 1986.-24с.
178. Программа: Основы художественной керамики 5-11 классы. -Махачкала: Дагучпедгиз, 1986.-24с.
179. Программы для средних общеобразовательных учебных заведений. Примерные программы по обучению учащихся изготовлению изделий народных художественных промыслов 5-11 классы. -М.: Просвещение, 1992.-58с.
180. Программы: Основы народного и декоративно-прикладного искусства Дагестана 1-4 кл. одиннадцатилетней школы. Махачкала: Дагучпедгиз, 1994.-62с.
181. Программы педагогических институтов. Основы декоративно-оформительского искусства (школьное декоративное дело). Для специальности N2109. "Рисование. Черчение. Труд". М.: Просвещение, 1975.-92с.
182. Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство 1-9 классы//Научн. рук. B.C. Кузин. М.: Просвещение, 1994.-160с.
183. Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 классы//Научн. рук. Б.М. Неменский. -М.: Просвещение, 1994.-173с.
184. Программы средней общеобразовательной школы. Основы народного и декоративно-прикладного искусства (1-4 кл.)//Науч. рук. Т.Я. Шпика-лова. М.: Просвещение, 1992.-78с.
185. Программы средней общеобразовательной школы. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства 5-8 классы//Науч. рук. Т.Я. Шпикалова. М.: Просвещение, 1995.-87с.
186. Программы общеобразовательных учреждений. Рисунок. Живопись. Композиция. 1-11 кл. (Для классов с углубленным изучением предметовхудожественно-эстетического цикла). М.: Просвещение, 1995.-94с.
187. Программы общеобразовательных учреждений. Мировая художественная культура. 6-11 кл./ЛЮ.А. Солодовников, JI.M. Предгеченская. М.: Просвещение, 1994.-96с.
188. Психология рисунка и живописи: вопросы психологического исследования формирования образа//Отв. ред. Е.И. Игнатьева. М.: Издательство АПН СССР, 1954.-224с.: илл.
189. Раджабов И.М. Художественные традиции и изобразительное искусство в школе. Махачкала: Дагучпедгиз, 1990.-40с,
190. Раджабов И.М. Примерные разработки иллюстрированно- календарного плана по изобразительному искусству для 1-6 классов и методические указания к ним. Махачкала: Дагучпедгиз, 1993.-50с.
191. Раджабов И.М., Магомедов Д.Б. Орнаменты народов Дагестана. -Махачкала: ИПЦ ДПТУ, 1997.-120с.
192. Раджабов И.М., Магомедов Д.Б. Иллюстрированные планы и разработки уроков по изобразительному искусству для 1-6 классов.-Махачкала: ИПЦ ДПТУ, 1997.-48с.
193. Раджабов И.М. Декоративно-прикладное искусство в системе художественного образования Республики Дагестан//Автореф. дис. доктора пед. наук. -М., 1998,-Збс.
194. Раджабов И.М. Декоративное и изобразительное искусство в системе художественного образования. М.: Прометей, 1998.-100с.
195. Раджабов И.М., Гамзатова Г.К. Декоративно-прикладное творчество в системе художественно-эстетического образования. Махачкала, 1999.-40с.
196. Разина Т.М. Русское народное творчество. М.: Изобразительное искусство, 1970.-255с.
197. Рамазанов М.Б. Педагогические основы формирования социально-экономической активности в процессе трудовой деятельности //Автореф. дис.доктора пед. наук. М.: Институт общего и среднего образования Российской академии образования, 1998.-50с.
198. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. 2-е изд-е доп. и перераб. М.: Просвещение, 1980.-239с.: илл.
199. Ростовцев Н.Н. История методов обучения рисованию. Зарубежные школы рисунка. М.: Просвещение, 1981.-192с.: илл.
200. Ростовцев Н.Н. История методов обучения рисованию. Русская и советская школы рисунка. М.: Просвещение, 1982.-240с.: илл.
201. Ростовцев Н.Н. Очерки по истории методов преподавания рисунка. Учебное пособие. М.: Изобразительное искусство, 1983.-288с.: илл.
202. Ростовцев Н.Н. Рисование с натуры как учебный предмет. История. Теория. Методика//Автореф. дис. доктора пед. наук. М.: МГПИ, 1985.-33с.
203. Риччи К. Дети-художники. М.: Изд-во Саблина, 1911 .-84с.
204. Рубинштейн C.J1. Основы общей психологии. М.: Учпедгиз, 1946704с.
205. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. Изд. 2-е. М.: Педагогика, 1976.-416с.
206. Руководители школьных кружков изобразительного и декоративно-прикладного искусства//М.Н.Караханов, И.М.Раджабов. -Махачкала: Госкомиздат ДАССР, 1988.-7с.
207. Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Пособие для воспитателей. 2-е изд-е испр. и доп. -М.: Просвещение, 1982.-208с.: илл.
208. Самохин В.Н. Искусство и психология.- М.: Знание, 1977.-58с.
209. Сборник трудов НИИ художественной промышленности. Вып. 4. -М., 1967.-371с.: Вып. 7. М., 1973.-224с.
210. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований. М.: Педагогика, 1986.-150с.
211. Сластенин В.А. Формирование социально-активной личности учителя //Советская педагогика. 1981, N4 .-С .76-84.
212. Соколова Т.М. Орнамент почерк эпохи. - Л.: Аврора, 1972.-80с.
213. Сокольникова Н.М. Развитие художественно-творческой активности школьников в системе эстетического воспитания. М., 1997.-217с.
214. Соловьева Б.А. Искусство рисунка. Л.: Искусство, 1989.-255с.:илл.
215. Тедд Д.Л. Обучение рисованию по американскому способу профессора Д.Л. Тедда, директора художественно-промышленной школы Филадельфии. Сб. М.: Т-ваМ.О. Вольф, 1902.-16с.
216. Тихомиров А. Кустарная промышленность Даргинского, Лакского и Аварского округов (1926). Рук. Фонда ИИЯЛ, ф. 5, on. 1, д. 29-144с.
217. Традиции и современность: Актуальные вопросы истории и современного развития искусства Дагестана /Сб. статей /Отв. ред. Д.М. Магомедов. Махачкала: Изд-во Даг. Филиала АН СССР, 1977.-199с.
218. Трунов Д.М. Аулы мастеров. Махачкала, 1957,-112с.
219. Философский энциклопедический словарь //Гл. ред. Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов. -М.: Сов. энциклопедия, 1983.-840с.
220. Хан-Магомедов С.О. Архитектура и бытовая вещь. ДИ СССР, 1960, N2,-С.13-15.
221. Хан-Магомедов С.О. Дербент. Горная стена. Аулы Табасарана. -М.: Искусство, 1979.-С.265-271.
222. Хворостов А.С. Единство трудового и эстетического воспитания школьников в процессе занятий декоративно-прикладным искусством. М., 1983.227. Хворостов А.С. Декоративно-прикладное искусство в школе. 2-еизд. перераб. и доп. М.: Просвещение, 1988.-176с.
223. Чарнецкий Я.Я. Изобразительное искусство в школе продленного дня. М.: Просвещение, 1991.-159с.: илл.
224. Чарушин Е.И. Мой метод рисования с детьми //Дошкольное воспитание. 1943, N2.-C.22-25.
225. Чирков Д. Декоративное искусство Дагестана. М., 1971 .-62с.
226. Шевчук JI.В. Дети и народное творчество: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1985.-130с.
227. Щербаков B.C. Изобразительное искусство: Обучение и творчество/ Проблемы руководства изобразительным творчеством детей. М.: Просвещение, 1969.-272с.: илл.
228. Шефов А.Н. Народные мастера Дагестана. Л.: Художник РСФСР, 1982,-108с.: илл.
229. Шиллинг Е.М. Изобразительное искусство народов Горного Дагестана. Доклады и сообщения исторического фак-та МГУ, кн. 9. М., 1959.-89с.
230. Шиллинг Е.М. Ковроткачество Дагестана. Советская этнография,1936, N4.-C.163-177.
231. Шиллинг Е.М. Художницы Балхара. Народное творчество, 1937, N2-3.-C.60-62
232. Шиллинг Е.М. Дагестанские кустари. -М., 1926.-56с.: илл.
233. Шиллинг Е.М. Кубачи. Пятигорск, Орджоникидзе: Краев. Изд-во,1937.-130с.: илл.
234. Шиллинг Е.М. Балхар. Пятигорск, 1936.-36с.
235. Шиллинг Е.М. Кубачинцы и их культура. Л., 1949.-40с.
236. Шорохов Е.В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе: 2-е изд. -М.: Просвещение, 1977.-109с.: илл.
237. Шпикалова Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования: Пособие для учителя: 2-е издание. М.: Просвещение, 1979.-190с.
238. Шпикалова Т.Я. Народное искусство в художественном образовании и эстетическом воспитании в средней общеобразовательной школе: Теоретическое обоснование системы обучения и воспитания, пути ее реализации. Дис. док. пед. наук. М., 1988.-346с.
239. Федотов Г.Я. Дарите людям красоту: Из практики народных художественных ремесел. Книга для учащегося старших классов. М.: Просвещение, 1985.-225с.: илл.
240. Юсов В.П. Проблема художественного воспитания и развития школьников. М., 1984.-32с.
241. Юсов В.П. Проблема творчества в американской теории художественного воспитания //Искусство и дети: Эстетическое воспитание за рубежом. М: Искусство, 1969.-С. 176-219.
242. Якобсон П.М. Психология художественного творчества. М.: Знание, 1971.-47с.
243. Яковлев Н.Ф. Кубачинская ювелирная промышленность. Дагестанский сборник, ч. III. Махачкала, 1927.-С.131-154.