автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Оптимизация процесса создания художественного образа на уроках тематического рисования у учащихся 9-11 лет
- Автор научной работы
- Хабибова, Алевтина Сакмаровна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 2002
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.02
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Хабибова, Алевтина Сакмаровна, 2002 год
Введение.
1. Психолого-педагогические основы проблемы оптимизации процесса создания художественного образа учащимися
9-11 лет на уроках тематического рисования.
1.1. Специфика процесса создания художественного образа в изобразительном искусстве.
1.2. Особенности развития детского изобразительного творчества и различные подходы к изучению процесса создания художественного образа в рисунках детей.
1.3. Методологические проблемы оптимизации процесса создания художественного образа в тематических рисунках учащихся 9-11 лет.
1.4. Определение критериев оптимизации процесса создания художественного образа детьми 9-11 лет.
2. Экспериментальное исследование оптимизации процесса создания художественного образа детьми 9-11 лет на уроках тематического рисования.
2.1. Изучение особенностей художественно-творческого процесса работы над тематическим рисунком у учащихся
9-11 лег.
2.2. Описание результатов экспериментального обучения направленного на оптимизацию процесса создания художественного образа на уроках тематического рисования у учащихся 4-5 классов. а) Методика проведения формирующего эксперимента. б) Итоговая оценка результатов опытно-экспериментальной работы.
2.3. Методика оптимизации процесса создания художественного образа на уроках тематического рисования детьми 9-11 лет. .101 Заключение.
Введение диссертации по педагогике, на тему "Оптимизация процесса создания художественного образа на уроках тематического рисования у учащихся 9-11 лет"
Актуальность исследования.
В современном обществе творческие способности человека являются общепризнанной ценностью. Их развитие провозглашено главной задачей школы в разных странах мира. Сохранение и развитие творческих способностей человека является актуальной проблемой, стоящей перед педагогической наукой в XXI веке. В связи с этим проводится большая работа по тщательному экспериментальному исследованию и разработке приемов активизации творческого мышления учащихся.
С точки зрения современной педагогики под развитием творческого начала в ребенке подразумевается целенаправленная деятельность по формированию в нем системы качеств характеризующих его как гармоничную, всесторонне развитую личность обладающую творческой и интеллектуальной индивидуальностью.
Так как творческая активность по созданию тематического рисунка определяет специфику изобразительной деятельности ребенка с самого раннего возраста ее поддержание играет исключительно важную роль в сохранении и развитии у человека умения отражать свое "я" средствами языка изобразительного искусства, языка художественных образов. Так как совершенствование в ребенке умения образно отражать действительность в тематических композициях на наш взгляд, может наиболее полно раскрыть творческий потенциал учащихся выявление условий, наиболее эффективно влияющих на развитие творческих способностей учащихся нам представляется важнейшим аспектом проблемы поддержания и развития в человеке творческого начала. Процесс создания художественного образа в тематическом рисунке в данном случае выступает в роли важного элемента воспитания и развития ученика, активно подготавливает его к творческой деятельности в различных областях человеческой жизнедеятельности. В связи с этим наиболее перспективным направлением в плане максимального развития творческих способностей детей средствами изобразительного искусства нам представляется проблема совершенствования методики преподавания творческой деятельности учащихся в данном виде рисования в школе.
Ограничение времени отведенное на уроки тематического рисования в школе должно предполагать такую организацию процесса работы над тематической композицией в ходе которой возможно осуществление создания художественного образа.
На различных этапах возрастного развития творческий характер изобразительной деятельности детей имеет свою специфику, поэтому данный процесс важно рассматривать с учетом их возрастных особенностей.
Особый интерес исследователей вызывает вопрос эффективной организации процесса обучения изобразительной деятельности учащихся среднего школьного возраста. Это связано с тем, что у учащихся этой возрастной группы, в связи с общей перестройкой изобразительной деятельности, за счет изменения восприятия своего творчества в области изобразительного искусства закладываются начала эстетического освоения окружающего мира на качественно новом уровне и от того как будет осуществлен этап перехода во многом зависит характер всей последующей деятельности ребенка в сфере изобразительного искусства. Т.е. именно в этот момент решается — будет ли человек использовать язык изобразительного искусства как средство для творчества. Исследователями изучающими проявления учащихся этой возрастной группы в сфере изобразительной деятельности (Игнатьев Е.И., Батоев Г.Б., Ромашко В.А., Эдварде Б., Боголюбов Н.С. и др.) подчеркивается, что развитие творческой деятельности детей на этом этапе играет исключительно важную роль в сохранении и развитии у человека умения отражать свое "я" средствами языка изобразительного искусства.
Рассмотрение трудов посвященных возрастной и педагогической психологии позволил нам прийти к выводу, что педагогическое искусство в работе с учащимися данного возраста должно заключаться в особом умении оптимально построить методику обучения, основанную на знании психологических и эстетических закономерностей творческого акта у детей этого возраста. В поисках путей позволяющих найти наиболее оптимальные пути позволяющие раскрыть и максимально развить потенциал каждого учащегося в условиях общеобразовательной школы мы обратились к теории оптимизации разработанной в отечественной дидактике и нашедшей отражение в трудах таких авторов как Бабанский Ю.К., Поташник М.М., Матюшкин А.М., Унт ИЗ, а также к исследованиям зарубежных авторов, в которых раскрываются методы совершенствования процесса обучения (Брунер Дж., Оконь В., Igan К. и др.) Нами были рассмотрены также труды исследователей посвященные повышению эффективности уроков изобразительного искусства. В этой связи нами были проанализировны научные исследования Кузина B.C., Шорохова Е.В., Ростовцева Н.Н., Якиманской И.С. и рассмотрен ряд современных диссертационных исследований, в которых затрагиваются вопросы о повышении эффективности обучения рисованию детей младшего подросткового возраста (Голуб А.А., Харламова Л.А., Милюков А.А. Рылова Л.Б.)
Несмотря на значительное число рассмотренных и изученных нами научных трудов затрагивающих проблему поиска условий, наиболее эффективно влияющих на развитие творческих способностей детей в процессе занятий изобразительной деятельностью оптимизации процесса создания художественного образа детьми младшего переходного возраста еще не было посвящено специального исследования.
В тоже время, анализ практики обучения учащихся 9-11 лет изобразительному искусству в целом, и тематическому рисованию в частности показывает, что из-за отсутствия научно-обоснованной методики обучения, позволяющей максимально полно раскрыть художественно-творческий потенциал детей этого возраста, в дальнейшем происходит снижение активности подростка в сфере изобразительной деятельности.
Рисунки на темы, выполненные учениками средних классов обнаруживают утрату ряда ценных качеств, присущих изобразительному творчеству детей дошкольного и младшего школьного возраста. В этом отношении особенно страдает живописность, выразительность цвета, которая характеризует эмоциональное, активное отношение к изображаемому, обычно свойственное творческим проявлениям в детском возрасте. Это связано с тем, что осуществление перехода на новую, более совершенную ступень изображения в процессе рисования на темы проходит без достаточного внимания педагога. В результате усиление аналитического подхода к изображению переносит основное внимание учащихся на графическую, смысловую насыщенность художественного образа, ребенок не успевает полностью реализовать художественный замысел в цвете, что уже не отвечает требованиям ребенка к своей работе.
Часто это проявляется даже в полном отказе от выражения своих творческих замыслов средствами изобразительного искусства, что в конечном итоге отрицательно сказывается на качестве художественного образования и эстетического воспитания подростков. Нерешенность данной проблемы в методическом ключе указывает на ее актуальность.
Цель исследования состояла в разрешении противоречия между имеющимися возможностями ребенка 9-11 лет к более продуктивной творческой деятельности, необходимой для создания художественного образа, и недостаточной разработанностью методики руководства творческой деятельностью учащихся этого возраста.
Объект исследования. Объектом исследования является учебно-творческая деятельность учащихся 4-5 классов в процессе создания художественного образа на уроках тематического рисования.
Предмет исследования. Методическая система преподавания изобразительного искусства направленная на формирование способности у детей 9-11 лет создавать художественные образы на уроках тематического рисования и оптимизирующая протекание данного процесса.
Гипотезой исследования послужило предположение о том что если в содержание обучения учащихся 9-11 лет будут включены специальные задания и упражнения направленные на выявление выразительных особенностей графических и живописных аспектов художественного образа то в дальнейшем учащиеся смогут адекватно воплощать свои творческие замыслы в художественной композиции на уроках тематического рисования.
Для проверки выдвинутой гипотезы нами были поставлены следующие задачи:
1. На основе изучения специальной научной литературы по теме исследования вычленить структурные особенности процессуальной стороны создания художественного образа в изобразительном искусстве.
2. Выяснить значение создания художественного образа для творческой деятельности детей и теоретически обосновать условия оптимизации процесса его создания в ходе урока тематического рисования.
3. Выявить критерии оценки оптимальности протекания процесса создания художественного образа.
4. Выявить характерные особенности изобразительной деятельности детей 9-11 лет, на которые следует опираться в процессе оптимизации художественно-творческой деятельности на уроках тематического рисования.
5. Разработать и научно обосновать принципы построения комплекса методических заданий, которые бы подводили ребенка 9-11 лет к созданию художественного образа и способствовали оптимизации процесса его создания в ходе работы над тематическим рисунком.
6. Дать научное обоснование и экспериментально проверить пути и методы оптимизации процесса создания художественного образа детьми 9-11 лет, а также разработать методические рекомендации по их применению, (разработать техническую сторону формирующего эксперимента и исследовать эффективность предложенного).
Методологической и теоретической основой исследования стали:
• философские, эстетические и психологические положения исследований посвященных изучению процесса художественного творчества в изобразительном искусстве;
• Положения об особенностях развития детского художественного творчества.
Для решения поставленных задач нами применялись следующие методы исследования:
1. Теоретический анализ философской, психологической, педагогической и искусствоведческой литературы по проблеме исследования.
2. Обобщение передового педагогического опыта России и зарубежных стран.
3. Прямое наблюдение за процессом рисования на уроках тематического рисования.
4. Моделирование методики оптимизации процесса создания художественного образа на уроках тематического рисования у учащихся 9-11 лет.
5. Изучение детских работ, полученных в процессе констатирующего и формирующего этапов эксперимента в ходе педагогического эксперимента.
6. Анализ, обобщение и обработка результатов экспериментального исследования.
Периоды исследования
Исследование проводилось в 1998 по 2002 гг. включительно.
Первый период (1998-1999 гг.) носил пробно-поисковый характер. На этом этапе осуществлялись наблюдения за характером изобразительной деятельности детей различных возрастов и изучалась специальная литература посвященная проблемам художественного творчества. В этот же период уточнялась проблема исследования и был проведен анализ современного состояния обучения учащихся на уроках тематического рисования в общеобразовательных школах.
Второй период (конец 1999-2000 гг.) включал в себя проведение констатирующего эксперимента с целью выявления тех особенностей творческой деятельности учащихся 9-11 лет, учет которых помог бы нам в дальнейшем в осуществлении оптимизации процесса создания художественного образа на уроках тематического рисования.
Третий период (2000-2002 гг.) На этом этапе проводились обучающий и сравнительный этапы эксперимента, включающие анализ опытно-экспериментальной работы.
Научная новизна исследования заключается в том, что:
1. Определены наиболее благоприятные педагогические условия, стимулирующие процесс самовыражения у детей 9-11 лет на уроках тематического рисования:
2. Разработана, теоретически обоснована и экспериментально проверена методика оптимизации процесса создания художественного образа создаваемого детьми 9-11 лет.
3. Разработаны специальные задания и упражнения, способствующие оптимизации процесса создания художественного образа школьниками 9-11 лет на уроках тематического рисования.
Теоретическая значимость
Значение полученных результатов для науки определяется тем, что расширены представления о творческих возможностях детей 9-11 лет, что является шагом в разработке общей проблемы оптимизации процесса обучения в общеобразовательной школе.
Практическая значимость
Практическая значимость состоит в том, что материалы исследования раскрывают позитивные аспекты выбора содержания обучения на уроках тематического рисования, обеспечивающего коррекцию недостатков проявляющихся у детей 9-11 лет в процессе изобразительной деятельности.
В результате исследования осуществлена адаптация научно обоснованной теории оптимизации обучения к разделу тематического рисования в школе и показаны пути практической реализации.
Практическая значимость исследования состоит также в разработке методических рекомендаций для преподавателей изобразительного искусства по использованию в процессе обучения на уроках тематического рисования у учащихся 9-11 лет методов оптимизации процесса создания художественного образа в зависимости от конкретных педагогических условий.
Достоверность результатов исследования обеспечена методикой организации экспериментальной работы и подтверждена объективным анализом ее результатов.
Апробация работы
Результаты исследования обсуждались на заседаниях ученого совета ХГФ МПГу, кафедры методики преподавания ИЗО и черчения МПГУ, на конференциях проводившихся по результатам научно-исследовательской работы (1999-2002 гг.)
Проведенное исследование позволило вынести на защиту следующие положения:
1. Выделенные психолого-педагогические основы творческого процесса и условия его продуктивного осуществления в процессе создания художественного образа учащимися 9-11 лет;
2. Педагогические условия обеспечивающие наиболее эффективное развитие творческих способностей детей направленных на осуществление творческого замысла в художественной композиции.
3. Методику оптимизации процесса создания художественного образа на уроках тематического рисования у учащихся 9-11 лет разработанную с учетом психологических особенностей детей данного возраста, включающую систему заданий и упражнений, применение которых в учебном процессе обеспечивает эффективное осуществление ребенком своего творческого замысла в художественной композиции.
Теоретическое и экспериментальное решение проблемы определило структуру диссертации, которая состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. В приложение вошли: экспериментально-вариативная программа, образцы детских рисунков. Диссертационная работа изложена на 114 страницах основного текста. Список литературы насчитывает 333 наименований научных трудов, из них на иностранных языках (английский) 13.
Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"
Заключение
В настоящем исследовании нами была предпринята попытка определить основные педагогические условия оптимизации процесса создания художественного образа на уроках тематического рисования у учащихся младшего подросткового возраста в условиях общеобразовательной школы.
Поиск оптимального пути в освоении детьми художественной образности в тематическом рисовании мы проводили, опираясь на работы отечественных и зарубежных исследователей посвященных повышению эффективности преподавания предметов художественно-эстетического цикла.
В современных отечественных и зарубежных психолого-педагогических исследованиях делается акцент на то, что процесс художественного творчества ребенка, также как и взрослого художника обусловлен потребностью выражать себя через эмоционально-образное отражение окружающего мира художественными средствами. В ходе анализа специальной научной литературы по теме исследования были вычленены структурные особенности процессуальной стороны создания художественного образа в изобразительном искусстве. За основу изучения процесса создания художественного образа ребенком была взята модель процесса, слагающаяся из трех основных этапов:
1 этап - подготовительный;
2 этап - поисковый;
3 этап - исполнительный.
Изучение принципа построения обучающего процесса направленного на развитие художественно-творческого начала в учащихся младшего подросткового возраста приказало, что значимость продуманного обучения обусловлена как эмоционально-энергетическим зарядом получаемым ребенком в процессе обучения, так и обучающим художественно-практическим компонентом без которого немыслимо воплощение творческого замысла.
На первом этапе рассмотрения проблемы исследования нашей целью стало изучение психолого-педагогических принципов обеспечивающих развитие художественно-образного начала у детей. В результате мы пришли к следующим выводам относительно особенностей протекания процесса изобразительной деятельности у учащихся: художественно-образное творчество на уроках тематического рисования поддается формированию и его можно стимулировать; создание художественного образа — активный процесс, происходящий между личностью ребенка и условиями художественно-творческих задач, решение которых стоит перед ним.
Далее перед нами стояла задача определения тех качеств познавательнее* процессов, формирование которых необходимо для успешного протекания процесса создания художественного образа на уроках тематического рисования у детей 9-11 лет.
В ходе анализа комплекса проблем связанных с вопросом перестройки изобразительной деятельности учащихся было выяснено, что успех художественно-творческой деятельности младших подростков во многом зависит от обучения направленного гармоничное развитие аналитико-синтетического способа рисования, позволяющего осуществить этап перехода к новому пониманию изобразительных задач избежав негативных последствий данной перестройки.
Рассматривая изобразительную деятельность учащихся младшего подросткового возраста мы выяснили, что обучение детей этого возраста должно предполагать решение целого комплекса задач по развитию восприятия, стимуляции поисковой активности и развитию умений и навыков работы с художественными материалами.
Теоретический анализ литературы по возрастной психологии и психологии изобразительной деятельности детей данного возраста позволил нам поставить вопрос о необходимости оптимизации процесса создания ими художественного образа на уроках тематического рисования в условиях общеобразовательной школы.
Так как теория оптимизации процесса обучения предполагает выбор наиболее подходящего варианта проведения занятия на основе системы педагогических воздействий мы пришли к выводу, что задача оптимизации процесса создания художественного образа на уроках тематического рисования состоит в поиске наиболее эффективных методов обучения и направленных на достижение определенных результатов в ограниченное время.
Анализ работ учащихся позволил нам выявить особенности процессуальной стороны выполнения рисунка, которые проявляются у детей 4 классов и находят развитие в рисунках учащихся 5 классов. На основании констатирующего эксперимента были сделаны определенные выводы. Проведенное исследование позволило выдвинуть гипотезу о том, что если в содержание обучения учащихся 9-11 лет будут включены специальные задания и упражнения, направленные на выявление выразительных особенностей графических и живогтсгшх аспектов художественного образа, то в дальнейшем учащиеся смогут адекватно воплощать свои творческие замыслы в художественной композиции на уроках тематического рисования.
Наше дальнейшее экспериментальное исследование показало, что последовательное внедрение в учебный процесс обучения изобразительному искусству учащихся 9-11 лет специально разработанной методики, включающей определенный комплекс компонентов, способствует эффективному переходу учащихся 9-11 лет к новому пониманию изобразительных задач и ведет к оптимизации процесса создания ими художественного образа в тематических рисунках.
Сказанное позволяет считать, что результаты экспериментального исследования могут быть использованы не только для решения задач стоящих перед практикой преподавания изобразительного искусства, но и для разработки теоретических проблем связанных в первую очередь с проблемами развития знаний о творческом потенциале человека.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Хабибова, Алевтина Сакмаровна, Москва
1. Акцентуирование личности: Пер. с нем./ Карл Леонгард; Предисл. и ред. В.М.Блейхера.-2-е изд. К.: Выща школа. Головное изд-во, 1989.-375 с.
2. Алексеева В.В Изобразительное искусство и школа М.: Советский художник., 1968.- 288 с.
3. Алехин А.Д. Коща начинается художник. М.: Просвещение, 1994. -160 с.
4. Алпатов М.В. Композиция в живописи: Исторический очерк. -M.-JI.: Искусство, 1940. -129 е.: ил.
5. Аманжолов С. А. Особенности индивидуализации обучения младших школьников 1-iy классов на занятиях тематическим рисованием: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1992. -16 с.
6. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие./Пер. с англ. Самохина Б.: БГК им. И.А. Бодуэна де Куртунэ, 1999. 329 с.
7. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. Пер. с англ. М. Прометей, 1994. 352 с.
8. Аутсбург Ж. Новая школа рисования, рисование для детей младшего и среднего возраста/ Пер. с англ. М.: Новое воспитание, 1917. -160 с.
9. Аутсбург Ж. Рисование по американской системе, руководство для учителей и родителей. Спб.: Общественная польза, 1905. -100 с.
10. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды/ Сост. М.Ю.Бабанский. М.: Педагогика, 1989. - 560 с. - (Труды д. чл. кор. АПН СССР).
11. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М.: Просвещение, 1985. - 208 с.
12. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. -М.: Просвещение, 1982. -192 с.
13. Бабанский Ю.К. Педагогика высшей школы. Ростов,: Изд-во Ростовского ун-та, 1972. -124 с.
14. Бабанский Ю.К., Журавлев В.И., Розов В.К. и др. Введение в научные исследования по педагогике. Учеб. пособие для пед. институтов. М.: Просвещение, 1988. - 239 с.
15. Бабанский Ю.К., Поташник М.М. Оптимизация педагогического процесса: (В вопросах и ответах). К.: Радянська школа, 1982. - 200 с.
16. Багдасарян К.М. Вопросы активизации художественного изображения объектов действительности. Автореф.дис. . канд. пед. наук. 1975. 21 с.
17. Бакушинский А.В. Искусство детей/ Сб. "Искусство детей". JL: Изд-во Ленингр. обл. союза советских художников. 1935. - с.
18. Бакушинский А.В. О задачах и методах художественного воспитания/ Искусство в трудовой школе. М., Новая Москва. 1927. - С. 3-12.
19. Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание. Опыт исследования на материале пространственных искусств. М.: Новая Москва, 1925 240 с.:ил.
20. Батоев Г.Б. Развитие творческого воображения у учащихся (на материале изобразительной деятельности). Улан-Уде: Бурят.кн. изд-во, 1966. -114 с.
21. Баумгарт А. Руководство к современному преподаванию графических искусств. Рисование и черчение в народных и других школах. Разработано по немецкому руководству В.И.Бейером. М.: Изд. Ю.Ф.Брокман, 1905. -120 с.
22. Башилов Я., Кандахчан Е. Детский рисунок. М.-Л.: Искусство, 1940. -198 с.
23. Башилов Я.А. Ребенок-художник. М.: Худож.издат.акц. изд-во АХР, 1929. - 72 с.
24. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. Л., Учпедгиз, Ленингр. отд-ние, 1963. -158 с.
25. Бейер В.И. Графическая грамотность и педагогический рисунок. Петрград.: Издательство Петроградского журнала " Внешкольное образование", 1919.-15 с.
26. Бейер В.И. Рисование и лепка как средства художественного воспитания. СПб. Б.и., 1910 - 27 с.
27. Бейер В.И., Лепилов К.М., Разыграев Е.В. Изобразительная грамота в трудовой школе. Л.: Универсальное научное издательство, 1929. -112 с. таблицы
28. Берзинъш О. Методические указания по изучению законов композиции на уроках изобразительного искусства 2-6 классов. -Рига.: Министерство Просвещения Латвийской СССР, 1975. -140 с .
29. Бехтерев В.М. Первоначальная эволюция детского рисунка в объективном изучении. Спб.: Тип. П.П.Сойкина, 1910. - 50 с.
30. Блонский П.П. Избранные психологические произведения. М.: Просвещение, 1964. - 547 с.
31. Боголюбов Н.С. Формирование творческих способностей учащихся средней школы средствами изобразительного искусства с учетом индивидуального подхода: Дие.д-ра пед. наук. М., 1993. - 381 с.
32. Борев Ю.Б. Основные эстетические категории. М.: Высшая школа, 1960. - 448 с.
33. Бранский В.П. Искусство и философия в формировании и восприятии художественного произведения на примере истории живописи.-Калининград: Янтарный сказ, 1999.- 704 е.: ил.- Б.ц.
34. Брунер Дж. Процесс обучения. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962. 84 с.
35. Брунер Дж. Психология познания.За пределами непосредственной информации./Пер. с англ. К.И. Бабицкого.-М.: Прогресс,1977. 404 с.
36. Бюлер К. Духовное развитие ребенка/ Пер. с нем. под ред. и с предисл. В.Е.Смирнова. М.: Новая Москва, 1924. 568 с.
37. В поисках оптимального варианта./Под. ред. действит. члена АПН СССР Ю.К. Бабанского. М.: Просвещение, 1982. -168 с Бабанского. - М.: Просвещение, 1982. -168 е.
38. Ванслов В.В. Эстетика, искусство, искусствознание: вопросы теории и истории. М.: Изобразительное искусство, 1983. - 439 с.
39. Васильев А.И. Наглядность как средство активизации детского творчества в процессе обучения тематическому рисованию первоклассников шестилетнего возраста. М.: 1993.-197 с.
40. Венгер Л.А., Мухина B.C. Психология. М.: Просвещение, 1988. 336 с.
41. Ветлугина Н.А. Художественный образ и детское творчество// Художественное творчество и ребенок. М., 1972. - С. 22-36.
42. Вильде Т.Н. Теоретические и методические основы композиции как предмета в начальной школе гуманитарной гимназии: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 2000. -16 с.
43. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков /Под. ред. Д.Б. Эльконина и Т.В. Драгуновой. М.: Просвещение, 1967. - 360 с. с граф.
44. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся. /Под ред. И.С. Якиманской; Науч.- исслед. ин-т общей и педагогической психологии Академии пед. наук СССР. М.: Педагогика; 1989. - 224 с.
45. Волков А. Искусство в первоначальном образовании/ / Вестник воспитания, 1898. -1 2,- С. 165-166.
46. Волков Б. С., Волкова Н. В. Задачи и упражнения по детской психологии: Учеб. пособие для студентов пед. ис-тов по специальности "Педагогика и психология дошкольников" М.: Просвещение, 1991. -144 с.
47. Волков Н.Н. Восприятие картины/ Н.Н. Волков; Под. ред. д-ра пед. наук И.П. Глинской. 2-е изд., доп.- М.: Просвещение, 1976. - 32 е.: ил.
48. Волков Н.Н. Восприятие предмета и рисунка. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1950.-508 с.
49. Волков Н.Н. Композиция в живописи. М.: Искусство, 1977. - 364 с.
50. Волков Н.Н. Мысли об искусстве. М.: Советский художник, 1973. -142 с.
51. Волков Н.Н. Очерки по психологии восприятия.// Известия академии педагогических наук РСФСР, 1948. Вып. 13, - С. 9-61.
52. Волков Н.Н. Цвет в живописи. М.: Искусство, 1965. - 214 с.
53. Волович М.Б. Не мучить, а учить/ О пользе педагогической технологии. М.: изд. Российского открытого ун-та, 1992. - 232 с.
54. Вопросы психологии творчества. И.В. Страхов, Н.В. Крогиус, В.И. Страхов. Саратов: Саратовский гос. пед. ин-т, 1968. -112 с.
55. Вопросы экспериментальной психологии и ее истории./сборник трудов. М.: 1975.- 339 с.
56. Восприятие и воображение (экспериментальные исследования) /Под ред. Е.И. Игнатьева: Ученые записки. МГПИ им. В.И. Ленина. -М.: 1963.-368 с.
57. Выбор методов обучения в средней школе./ Под ред. Ю.К.Бабанского. М.: Педагогика, 1981. -176 с.
58. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психол. очерк. М.: Просвещение, 1991. 93 с.
59. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. - 519 с.
60. Выготский Л.С. Психологии искусства.- М.: Педагогика, 1987. 344 с.
61. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. М.: Педагогика. Т.1. 1982.487 е.; Т.3.1983. 368 с.
62. Выготский Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения. -М.-Л.: Учпедгиз, 1935. -135 с.
63. Вяхи-Ильвес Л.Т. Декоративное искусство в школе. 1-1У классы. Л.: Учпедгиз, I960.- 84 с.
64. Гелб М.Дж. Научитесь мыслить как Леонардо да Винчи / Пер. с англ. Ю.Е. Андреева; Худ. обл. М.В.Драко. Мн.: ооо"Попурри", 2000.- 304 с.:ил.
65. Гинзбург И. П.П.Чистяков и его педагогическая система. М.-Л., 1940.-349 с.
66. Голованова И.Л. Активизация творческих способностей дошкольников и младших школьников в процессе работы различными художественными материалами: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1995. -16 с.
67. Голуб А.А. Развитие художественно-образного мышления учащихся 5-6 классов на уроках тематического рисования: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1997. -16 с.
68. Гольдентрихт С.С. О природе эстетического творчества. М.: Изд-во Московского Университета, 1966 - 242с.
69. Гращенков В.Н. Рафаэль. Изд-е. 2-е. М.: Искусство, 1975. - 213 с.:ил
70. Грегори Р.Л. Восприятие цвета //Психология ощущений и восприятия, изд.2-е, исправленное и дополненное /Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Любимова и М.Б. Михалевской. М.: ЧеРо, 1999 - 610с.:ил.
71. Грегори Р.Л. Глаз и мозг. Психология зрительного восприятия. М.: Прогресс, 1970. - 278 с.
72. Грегори Р.Л. Разумный глаз. Пер. с англ. и предисл. д-ра мед. наук А.И.Когана. М.: Мир, 1972. - 216 с. илл.
73. Гризова И.А. Художественный образ как система (Учеб.- метод, пособие). Одесса, 1970. - 28 с.
74. Громов Е.С. Начала эстетических знаний. Эстетика и искусство.-2-е изд., доп.- М.: Советский художник, 1983.-335 е., 68 л. ил.
75. Гросул Н.В. Художественный замысел в системе занятий с детьми изобразительной деятельностью изобразительной деятельностью: Диссертации . канд. пед. наук. М., 1991. 210 с.
76. Грошенков И. А. Изобразительная деятельность во вспомогательной школе. М.: Просвещение, 1982. -168 с.
77. Грузенберг С.О. Психология творчества. Минск: Белтрестпечать, 1923. -168 с.
78. Дейнека А.А. Литературно-художественное наследие, т.2 М.: Искусство, 1977. - 294 с.
79. Денисова З.В. Детский рисунок в физиологической интерпретации. Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1974. - 200 с.
80. Дерибере М. Цвет в деятельности человека. М.: Стройиздат, 1964. -184 с.
81. Джуринский А.Н Зарубежная школа: современное состояние и тенденции развития: учебное пособие для студентов педагогических институтов.- М.: Просвещение, 1993.-192с.
82. Дмитриева Н.А. Вопросы эстетического воспитания. М.: Искусство, 1956. -199 с.
83. Дмитриева Н.А. Изображение и слово. М.: Искусство. 1962. - 314 е., ил.
84. Добин Е.С. Сюжет и действительность. Искусство детали. М.: 1981. -291 с.
85. Дружинин В.Н. Психолгия общих способностей СПб.: Издательсто "Питер", 2000. - 368 с.
86. Дудецкий А.Я. Теоритические вопросы воображения и творчества. /Цикл лекций спец. для студентов пед. вузов. Смол.: 1974. -153 с.
87. Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. Чего на свете не бывает? М.: Изд-во Знание, 1994. -160 с.
88. Ермолаева-Томина Л.Б, Акопянц И.А., Воеводкина В.К. Обучение через развитие познавательных процессов М.: " Издат-Школа", 1998.-176 с.
89. Ермолаева-Томина Л.Б. Проблема развития творческих способностей детей (по материалам зарубежных исследований) //Вопросы психологии -1975,15. С166-176
90. Завалова Н.Д., Ломов Б.Ф., Пономаренко В.А. Образ в системе психисеской регуляции деятельности. М.: Наука, 1956. - 259 с.
91. Занков Л.В. Наглядность и активизация учащихся в обучении. М.: Учпелгиз, 1960. - 311 с.
92. Зись А.Я. Искусство и эстетика. Традиционные категории и современные проблемы. М.: Искусство, 1975. - 447 с.
93. Зись А.Я., Лазарев И.Д. Эстетическое воспитание и искусство// Теория эстетического воспитания, М., 1976, С. 139 -173.
94. Злобин В.Н. Изучение цветовой предметно-пространственной среды на уроках изобразительного искусства с помощью средств обучения. Харьков, 1984. -16 с.
95. Игнатьев С.Е. Исследование закономерностей развития творческих способностей младших школьников на занятиях живописью (в условиях кружковой работы): Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1982.-16 с.
96. Игнатьев Е.И Влияние восприятия предмета на изображение по представлению/ / Психология рисунка и живописи. М., 1954. С. 5-58.
97. Игнатьев Е.И Возрастные особенности зрительного образа у детей/ / Восприятие и воображение: Ученые записки МГПИ им. В.ИЛенина. М.,1194,1963. С. 5-36.
98. Игнатьев Е.И Вопросы психологического анализа процесса рисования// Известия АПН РСФСР. -1950, выпуск 25. С. 71-116.
99. Игнатьев Е.И Перестройка изобразительной деятельности у младших школьников/ / Материалы совещания по психологии (1-6 июля 1955). АПН РСФСР. - М., 1957. С. 465-475.
100. Игнатьев Е.И Теоретические вопросы исследования процесса рисования по представлению// Психология рисунка и живописи. -М, 1954. С. 105-116.
101. Игнатьев Е.И Формирование сложного образа, пригодного для полноценного рисования по представлению/ / Психология рисунка и живописи. М., 1954. С. 69-104.
102. Игнатьев Е.И. Влияние восприятия предмета на изображение по представлению/ Психология рисунка и живописи. М., АПН РСФСР. 1954. с.5-58.
103. Игнатьев Е.И. Воображение и его развитие в творческой деятельности человека. М.: Знание, 1968. - 32 с.
104. Игнатьев Е.И. Воображение и его развитие в творческой деятельности человека. М.: Знание, 1968. - 32 с.
105. Игнатьев Е.И. Вопросы психологического анализа процессов изображения в рисовании: Диссертация . канд. пед. нк (по психологии). М., 1947. -164 с.
106. Игнатьев Е.И. Вопросы психологического анализа процессов рисования// Известия АПН РСФСР. 1950. Вып 25. 25 с. 589.
107. Игнатьев Е.И. Восприятие и воображение/ Отв. ред. Е.И.Игнатьев. Ученые записки МГПИ им. В.И.Ленина. 1963. 368 с.
108. Игнатьев Е.И. О некоторых особенностях изучения представлений и воображения/ Известия АПН РСФСР. 1956. Вып. 76. С. 3 -17.
109. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей.- 2-е изд., доп. М.: Учпедгиз, 1961. - 223 с.
110. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей.- 2-е изд., доп. М.: Учпедгиз, 1961. - 223 с.
111. Игнатьев Е.И. Развитие наблюдательности у ребенка в процессе рисования// Семья и школа. 1949.110. 3 с.
112. Игнатьев Е.И. Развитие познавательной деятельности у школьников// Начальная школа. 1958.11958.5 с.
113. Игнатьев Е.И. Теоретические вопросы исследования процесса рисования по представлению/ Психология рисунка и живописи. М., АПН РСФСР. 1954. с.105 -116.
114. Игнатьев Е.И. Формирование сложного образа, пригодного для полноценного рисования по представлению/ Психология рисунка и живописи. М., АПН РСФСР. 1954. с.69 -104.
115. Изергина Н.Э. Методы активизации пространственного воображения младших школьников на уроках изобразительного искусства и художественного труда: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1994. -16 с.
116. Иогансон Б.В. За мастерство в живописи. М.: Акад. художеств СССР, 1952. - 213 с.
117. Иогансон Б.В. О живописи. М.: Профиздат, 1955. - 30 с. —
118. Искусство в трудовой школе/ Редакция и вступ. статья
119. A.В.Бакушинского. М.: Новая Москва, 1927. -172 с.
120. Искусство и дети Эстетическое воспитание за рубежом./ Сост. В. Шестаков. М.: Искусство, 1969.- 261с
121. Исследования развития познавательной деятельности./ Под ред. Дж.Брунера, Р.Оливер и П.Гринфилд. Перевод с англ. М.И.Лисиной. М.: Педагогика, 1971. - 392 с.
122. Каган В.И. Искусство как феномен культуры// Искусство в системе культуры. П.: Наука, 1967, С. 6-22.
123. Каган В.И. Начало эстетики. М.: Искусство, 1964. - 210 с.
124. Иттен И. Искусство формы./Пер.с немецкого и предисловие Л.Монаховой. М.: Изд.Д.Аронов, 2001. -136 е., ил.
125. Иттен И. Искусство цвета./Пер.с немецкого; 2-е издание; Предисловие Л.Монаховой.
126. М.: Изд.Д.Аронов, 2001. - 96 е., ил.
127. Каган М.С. Эстетическое воспитание в развитом социалистическом обществе. Л.: Знание, 1984. - 32 с.
128. Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. М.: 1988. -111 с.
129. Как собирать продукты детского творчества/ Под ред.
130. B.А.Артемова и Н.А.Рыбникова. М.: Б.и., 1924. - 32 с.
131. Кандинский В. О духовном в искусстве. М.: Архимед, 1992. -110 с.
132. Карлсон А.В. Дидактика и методика на уроках рисования. Л.: 1958. 94 с.
133. Кершенштейнер Г. Развитие художественного творчества детей. -М.: Тип. т-ва И.Д.Сытина, 1914. 216 с.
134. Кибрик Е.А. К вопросу о композиции. М.: Акад. художеств СССР,, 1959.-151 с.:24л.ил.
135. Кибрик Е.А./ Предисл. В.Каменьева, О.Верейского. Послесл. И.Кибрик.- М.: Искусство, 1984.- 255 с. ил.
136. Киреенко В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности. С.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. - 304 с.
137. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: обучениена основе исседования, игры и дискуссии. (Анализ зарубежного опыта). Рига.: НПЦ Эксперимент, 1995. -176 с.
138. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках: Пособие по спецкурсу для высш. пед. учеб. заведений, ин-тов усовершенствования учителей, повышения квалификации работников образования. М.: Арена, 1994. - 222 е.: табл.
139. Коллингвуд Р.Дж. Принципы искусства.//Пер.с англ.
140. А.Г. Ракина под ред. Е.И. Стафьевой. М.: Языки русской культуры, 1999. - 328 с.
141. Комарова Т.С. Дети в мире творчества: Книга для педагогов дошк. Учреждений. М.: Мнемозина, 1995. -160 с.
142. Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования. М.: Просвещение, 1976. 158с. Краткий психологический словарь /Под ред. Петровского А.В. М.: изд-во Политическая лит-ра, 1985. - 430 с.
143. Кондахчан Е.С. Методика рисования: Пособие для пед. училищ. М.: Учпедгиз, 1947. -138 с.
144. Копцева Т. А. Формирование образного восприятия цвета у младших школьников на уроках изобразительного искусства, дис. . канд. пед. наук. М., 1989 -193 с.
145. Коргузалова Р.И. Тематическое рисование в школе. Л.: Гос. учебно-пед. изд-во МП РСФСР, 1969. - 64 с.
146. Коробка Ю.В. Теоретические и методическое обоснование живописного понимания и видения цвета: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1997. -16 с.
147. Коршунов A.M. Отражение, деятельность, познание. М.: Политиздат, 1979.-216 с.
148. Коршунов A.M. Теория отражения и творчество. М.: Политиздат, 1971. -144 с.
149. Коршунова Я.С. Воображение и его роль в познании. М.: Изд-во МГУ, 1979. -144 с.
150. Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979. -144 с.
151. Костин В.И. и Юматов В. А. Язык изобразительного искусства. -М.: Знание, 1978. -112 е., 32 с. ил.
152. Костин В.И. Что такое художественный образ. М.: Советский художник, 1962. - 60 с. ил.
153. Кофка К. Основы психического развития. М - П.: Соцэкгиз, 1934. - 260 с.
154. Кох Э., Вагнер Г. Индивидуальность цвета. Путь упражнений по живописи и переживанию цвета./ Пер. с нем. М.: Антропософия, 1998. -112 с.
155. Кроль В.М. Психология и педагогика: Учеб. пособие для техн. вузов. М.: Высш. шк., 2001. - 319 е.; ил.
156. Крысько В.Г. Психолгия и педагогика: Схемы и комменарии. -М.: Изд-во ВЛАДОС ПРЕСС, 2001. 368 с.
157. Кубышкина Э.И. Проблема цвета в изобразительном творчестве школьников 1-yi классов общеобразовательной школы (экспериментальное исследование): Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1980. -16 с.
158. Кузин B.C. Вопросы изобразительного творчества. М.: Просвещение, 1971. -142 с.
159. Кузин B.C. Методика преподавания изобразительного искусства в 1-3 классах: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1979. -192 е., ил.
160. Кузин B.C. Основы обучения изобразительному искусству в школе: Пособие для учителей. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1977. - 208 е., ил.
161. Кузин B.C. Особенности изобразительной деятельности как познавательной деятельности. Пособие для учителя изобразительного искусства- М.: НИИ школ, 1969. -100 с.
162. Кузин B.C. Психология. М.: Высшая школа, 1974.-280с.
163. Кузин B.C. Психология. Учебник. 3-е изд., перераб. и доп.- М.: Агар, 1997.-304 е., ил.
164. Кузин B.C. Психология. Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М.: АГАР, 1997.-304 е., ил
165. Лабунская Г.В. Изобразительное творчество детей.- М.: Просвещение, 1965. 203 с.
166. Левин С.Д. Ваш ребенок рисует: Книга о детском рисунке. М.: Советский художник, 1979. - 272 е., ил.
167. Лейзеров Н.Л. Образность в искусстве. М.: Наука, 1974. - 208 с.
168. Лейтес Н.С. Об умственной одаренности. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. - 214 с.
169. Леонардо да Винчи. Избранные произведения в двух томах.-М.-Л., Академия, 1935. Т.2, 491 с.
170. Леонардо да Винчи. Книга о живописи мастера Леонардо живописца и скульптора флорентийского. М.: Изогиз, 1934. - 383 с.
171. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психологии. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959.-304 с.
172. Лепилов К.М. Изобразительная деятельность детей в нулевых группах. М.-Л.: ГИЗ, 1930. - 56 с.
173. Лепилов К.М. Рисование и моделирование ребенка-дошкольника. Л.: Госиздат, 1925. -116 с.
174. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. -186 с.
175. Лернер И.Я. Проблемное обучение. М.: Знание, 1974. - 64 с.
176. Ломов Б.Ф., Сурков Е.Н. Антиципация в структуре деятельности. М.: Наука, 1980. - 280 с.
177. Лопатина А., Скребцова М. Исскусство видеть мир. М., Сфера, 1998.-576 с.
178. Лук А.Н. Мышление и творчество. М.: Политиздат, 1976. -144 с.
179. Лук А.Н. Психология творчества. М.: Наука, 1978. -128 с.
180. Лукьянов Б.Г. В мире эстетики. Книга для учащихся старших классов. М.: Просвещение, 1983. -192 с.
181. Лукьянов Б.Г. По законам красоты. М.: Современник, 1988. -475 с.
182. Лыкова Е.С. Развитие декоративности в изобразительной деятельности младших школьников: Диссерт. на соиск. уч. степени канд. пед. н. М., 1996
183. Любарская Л.Н. Развитие художественно-творческой активности у младших школьников в процессе занятий изобразительным искусством (на материале школ УССР): Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1980. -16 с.
184. Марков М.Е. Искусство как процесс. М.: Искусство, 1970. - 228 с.
185. Масленникова Э.Д. Работа красками в школе. Л.: Учпедгиз, 1959.-80 с.
186. Маслоу А.Т. Дальние пределы человеческой психики./ Пер. с англ. A.M. Татлыбаевой; научн. ред., вступ. статья и коммент. Н.Н. Акулиной.- Спб.: Издат. группа "Евразия", 1997. 430 с.
187. Мастера искусства об искусстве: В 7-ми т. М.: Искусство, 1970. Т.7. - 654 с.
188. Матисс А. Сборник статей о творчестве. М., 1958. 89с.
189. Матюшкин A.M. Загадки одаренности: проблемы практической диагностики М.: Школа-Пресс, 1993 -128 с.
190. Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1972. - 215 с.
191. Медведев Л.Г. Пути формирования графического художественного образа на занятиях по академическому рисунку: Автореф. дис. . доктора пед. наук. М., 1987. - 31 с.
192. Медведев Л.Г. Формирование графического художественного образа на занятиях по рисунку: Учеб. пособие для студентов худож.-граф. фак. пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1986. -158 с. ил.
193. Мейлах Б.С. Процесс творчества и художественное восприятие. Комплексный подход: опыт, поиски, перспективы./ Предисл. Б.Кедрова. М.: Искусство, 1985. - 318 с.
194. Мейман Э. Как учить детей рисовать. Экспериментально-психологические основы преподавания рисования. СПб: Издание редакции "Художественно-педагогического журнала", 1911 -32с.:мл:
195. Мейман Э. Лекции по экспериментальной педагогике. Наглядное обучение, обучение чтению, письму, рисованию и арифметике: В 3-х ч. М.: Изд. т-ва "Мир", 1913.4.III - 260 с.
196. Мелик-Пашаев А. А. Педагогика искусства и творческие способности. М.: Знание, 1981. - 96 с.
197. Мелик-Пашаев А.А. Способность к применению цвета в качестве выразительного средства как компонент художественной одаренности: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1976. -18 с.
198. Мелик-Пашаев А.А. Чувство и образ// Семья и школа. -1983. -15. С.40-43.
199. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству: (худож. развитие ребенка в семье). М.: Педагогика, 1987. -126 е., ил.
200. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию /Под ред. Комаровой Т.С.- М.: Просвещение, 1991.-256 с.
201. Мигунов А.С. Искусство и процесс познания. М.: Изд-во Московского университета, 1983. -122 с.
202. Милюков А. А. Проблема активизации познавательной деятельности учащихся 4-6 классов в процессе обучения основам изобразительной грамоты в общеобразовательной школе (тематическое рисование) Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1975.-25 с.
203. Михайлов A.M. Искусство акварели: Учеб. пособие. М.: Изобразительное искусство, 1995. - 200 е., ил.
204. Михайлов К.М. Формирование познавательных и творческих способностей детей в связи с их эстетическим воспитанием через обучение рисованию: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1967. -20 с.
205. Молева Н., Белютин Э. П.П.Чистяков теоретик и педагог. М.: Изд-во АХ СССР, 1953. - 228 с.
206. Молева Н.М. Выдающиеся русские художники-педагоги: Кн. Для учителя. 2-е изд., доп. - М.: Просвещение, 1991. - 416 с.
207. Мурзаев В. Творческое рисование/ / Народный учитель (Св. Боепитание). -1912/13. -112. С. 96-99.
208. Мурзаев B.C. Творческое рисование (Опыт краткой практической методики творческого рисования в начальной школе). М.: Тип. Я.Г.Сазонова, 1913. - 46 с.
209. Мухина B.C. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опьгга.- М.: Пелагогика, 1981. 239 с.
210. Неменский Б.М. Мудрость красоты: О пробл. Эстет. Воспитания: Кн. Для учителя. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1987. - 255 е., 32 л. ил.
211. Неменский Б.М., Фомина Н.Н. Изобразительное искусство и художественный труд: 1-4 класс. Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1991. -192 с.
212. Никифорва О.И. Исследования по психологии художественного творчества.-М.: Изд-во Московского Университета, 1972.-138 с.
213. Новлянская З.Н. Почему дети фантазируют? Новое в жизни науки, технике; Серия "Педагогика и психология". М.: Знание, 1978.-48 с.
214. Образ человека и индивидуальность художника в западном искусстве XX века. М.: Наука, 1984. - 214 с.
215. Одаренные дети: Пер. с англ./Общ. ред.Г.В.Бурменской и В.М.Слуцкого; Предисл.В.М.Слуцкого.-М.: Прогресс, 1991. 376 с.
216. Оконь В. Введение в общую дидактику. М., Высшая школа, 1990.-е .375
217. Оконь В. Основы проблеммного обучения./Пер. с польского. -М.: Провещение, 1968. 208 с.
218. Оршанский И. Художественное творчество М: Типолитография Т-ва И.Н. Кушнерев и К, 1907 - 159с.
219. Основные положения программы "Изобразительное искусство и художественный труд" и поурочная программа начальной школы /Под рук. Б.М. Неменского. М.: Тип. изд-ва "Советский художник", 1978. -166 с.
220. Оствальд В. Цветоведение. M.-J1: Промиздат, 1926. - 204 с.
221. Павлинов П. Для тех, кто рисует. М.: Советский художник, 1965. -70 с.
222. Павлинов П. Каждый может научиться рисовать. М.: Советский художник, 1966. -104 с.
223. Павлинов П.Я. Графическая грамота: Метод, рук-во для преподавателей. 2-е изд. - М.: Учпедгиз, 1935. - 88 с.
224. Платонов К.К. Занимательная психология. М.: Молодая гвардия, 1986.-224 с.
225. Повышение эффективности уроков изобразительного искусства/ Под ред. В.С.Кузина. М.: Просвещение, 1975. -160 с. (Ростовцев Н.Н., Кузин B.C., Шпикалова Т.Я., Шорохов Е.В., Кубышкина Э.И.)
226. Полуянов Ю. А. Влияние изобразительной деятельности на нравственное развитие младших школьнико: Диссертация . канд. пед. нк. М., 1971. -187 с.
227. Пономарев Я. А. Психика и интуиция. М.: Политиздат, 1967. -256 с. со схем.
228. Пономарев Я.А. Психолгия творения. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО "МОДЭК", 1999.-480 с.
229. Пономарев Я.А. Психология творческого мышления. М.: Изд-во АПН.РСФСР, 1960. - 352 с.
230. Пономарев Я.А. Психология творчества. М.: Наука, 1976. - 304 с.
231. Поспелов Г.Н. О природе искусства (социалистическая пропоганда). М.: Искусство, 1960.-196 с.
232. Постоногова Л.П. Влияние цветовых и графических элементов образа на характер творческой активности младших школьников в процессе изобразительной деятельности: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1977. -21 с.
233. Пранг Л. Элементарный курс преподавания искусства в начальных школах. Спб.: Издание Худ-пед. журнала, 1899. -180 с.
234. Прангишвили А С. Исследования по психологии установки. -Тбилиси.: Мецниереба, 1967. 336 с.
235. Претте М.К., Копальдо А. Творчество и выражение. Курс художественного воспитания. М.: Сов. худ-к, В 2-х т.: т. I., 1987.113 е., т.2., 1985. - 90 с.
236. Привалов А.В. Проблемы стереотипности в детском рисунке: Автореф. на соиск. уч. степени канд. пед. н. М.,1993 - 18с.
237. Программно-методические материалы. Изобразительное искусство. Начальная школа/ Сост. В.С.Кузин, В.И.Сиротин. М.: Дрофа, 1999. - 244 с.
238. Развитие творческой активности школьников /Под ред. A.M. Матюшкина; Науч-исслед. ин-т обшей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР М.: Педагогика, 1991 - 160с.:ил
239. Разумный В.А. Художественный образ. М.: Знание, 1955. - 31 с.
240. Раппопорт С.Х. От художника к зрителю. М.: Советский художник, 1978. - 237 с.
241. Революция искусство - дети: Материалы и документы: Из истории эстет. Воспитания в сов. Шк.: Кн. Для учителя. В 2-х ч. -4.1. Сост. Н.П.Старосельцнва. 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1987.-240 с.
242. Риччи К. Дети — художники. М.: Изд. Саблина, 1911. - 84 с.
243. Родари Дж. Грамматика фантазии.- М.: 2-е изд-во. Прогресс, 1990. -192 с.
244. Рожкова Е.Е. Изобразительное искусство в школе. Из опыта работы. М.: Просвещение, 1976. -118 е., ил.
245. Рожкова Е.Е. Работа по памяти, ее место и значение в обучении рисованию. Работа по памяти, ее место и значение в обучении рисованию, дис. канд. пед. наук, 1949. -165 с.
246. Розет И.М. Психология фантазии. Минск.: Изд-во БГу, 1991. 312 с.
247. Ромашко В.А. О некоторых особенностях композиционного построения рисунков у школьников/ Восприятие и воображение: Ученые записки МШИ им. В.И Ленина. М.,1194,1963. С. 289-310.
248. Ростовцев Н.Н. История методов обучения рисования: Зарубеж. школа рисунка. Учеб: пособие для студентов пед. ин-тов по спец. N 2109 "Черчение, рисование и труд". М.: Просвещение, 1981. -192 е., ил.
249. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: Учебник для студентов худож.- граф. Фак. пед. ин-тов. 3-е изд., доп. И перераб. - М.: АГАР, 1998. - 252 с.
250. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. М.: Просвещение, 1980. - 239 с.
251. Ротенберг B.C. Две стороны одного мозга и творчества //Интуиция, логика, творчество /Под ред. М.И. Панова М.: Наука, 1997-176с.
252. Ротенберг B.C. Сновидения, гипноз и деятельность мозга. М.: ООО "Центр гуманитарной литературы "РОН", В.Секачев, 2001. -256 с.
253. Рубинштейн СЛ. Основы общей психологии.: В 2 2-е изд. - М.: Учпедгиз, 1946. - 704 с.
254. Рубинштейн СЛ. Проблема способностей и вопросы психологической теории //Вопросы психологии -1960,13 СЗ-15
255. Рыбников Н. Детские рисунки и их изучение. M.-JI.: ГИЗ, 1926. -48 с.
256. Рылова Л.Б. Проблемное обучение на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1984. -16 с.
257. Рычик М.В. От наглядных образов к научным понятиям. К.: Радянська школа, 1987. - 79 с.
258. Сазонтъев Б. А. К вопросу о развитии изобразительных способностей у детей дошкольного возраста: Автореф. дис. . канд. пед. наук (по психологии). М., 1952. -15 с.
259. Сакулина Н.П. Рисование в дошкольном детстве. М.: Просвещение, 1965. - 214 с.
260. Сакулина Н.П. Роль наблюдений в развитии детского рисунка: Автореф. дис.: канд. пед. наук. М., 1945.
261. Сакулина Н.П. Художественное восприятие и творчество подростка/ Искусство в трудовой школе. М., Новая Москва. 1927.- -С81-105.
262. Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Пособие для воспитателей. М.: Просвещение, 1973. -208 с.
263. Славин А.В. Гносеологический образ и научное мышление. -Смоленск.: Издательство Смоленского педагогического института, 1971. -100 с.
264. Слово и образ в решении познавательных задач дошкольниками /Под ред. Л.А. Венгера.-М.:ИНТОР, 1996.-128 с.
265. Сокольникова Н.М. Воспитание художественно-творческой активности учащихся 1-УП классов в процессе иллюстрирования литературных произведений на уроках изобразительного искусства: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1988. -16 с.
266. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Учебник для 5-6 кл.: В 4 ч. Ч. 1. Основы рисунка. Обнинск: Титул, 1996. - 96 е.:цв. ил.
267. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Учебник для 5-6 кл.: В 4 ч. Ч. 2. Основы живописи. Обнинск: Титул, 1996. - 80 е.:цв. ил.
268. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Учебник для 5-6 кл.: В 4 ч. Ч. 1. Основы композиции. Обнинск: Титул, 1996. - 80е.: цв. ил.
269. Стариков М. М. Формирование творческого воображения у студентов художественно-графических факультетов педвузов на занятиях живописью: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1993. -16 с.
270. Страхов В.И. Внимание школьников в процессе изобразительной деятельности. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1968. -136 с.
271. Страхов И.В. Психология творчества. (Лекции для студентов пед. ин-тов). Саратов: Сарат. гос. пед. ин-тут, 1968. - 79 с.
272. Тедд Д.Л. Обучение рисованию по американскому способу профессора ДЛ.Тедда, директора художественно-промышленной школы в Филадельфии. СПб.-М.: Т-во М.О.Вольф, 1902. -16 с.
273. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. - 536 с.
274. Теплов Б.М. Способности и одаренность //Проблемы индивидуальных различий М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961 - 534с., С9-38
275. Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки. Тбилиси: Изд-во Академии наук Грузинской ССР, 1961. - 211 с.
276. Унт ИЗ. Индивидуализация и дифференциация обучения. М.: Педегогика, 1990.- 286 с.
277. Фаворский В.А. Литературно-теоретическое наследие. М.: Советский художник, 1988. - 588 е., ил.
278. Фаусек Ю. Значение рисования в школе Монтессори (опыты и наблюдения). Пб.: Время. - 62 с.
279. Философский словарь/ Под ред. И.Т. Фролова.-6-е изд., перераб. и доп.-М.: Политиздат, 1991. 560 с.
280. Флерина Е.А. Детский рисунок. М.: Новая Москва, 1924. - 84 с.
281. Флерина Е.А. Изобразительное искусство детей дошкольного возраста. М.: Учпедгиз, 1956. -160 с.
282. Флерина Е.А. О детском изобразительном творчестве// Советская педагогика. -1946. -13. С. 31-48.
283. Харламова Л.А. Формирование творческого воображения учащихся 4-6 классов общеобразовательной школы на уроках тематического рисования: Диссертация . канд. пед. нк. М., 1986. -175с
284. Хрестоматия по возрастной психологии. Уч. пособие для студентов. /Под ред. Фелыитейна Д.И. М.: Просвещение, 1994. -256ccd
285. Хрестоматия по психологии. Уч. пособие для студентов пед. инст. /Под ред. проф. Петровского А.В. М.: Просвещение, 1977. -527 с.
286. Художественное творчество и ребенок. Монография. /Под ред. проф. Ветлугиной Н.А. М.: Педагогика, 1972. - 285с.
287. Ченнино Ченнини. Трактат о живописи. М.: ОГИЗ-ИЗОГИЗ, 1933.-140 с.
288. Черемных Г.В. Формирование зрительного восприятия и воспроизведения цветовых и тоновых отношений в процессе обучения изобразительному искусству учащихся начальных классов: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1988. -16 с.
289. Чернышев О.В. Формальная композиция. Творческий практикум.- Мн.: Харвест, 1999. 312 с.
290. Чистяков П.П. и Савинский В.Е. Переписка. М.-Л.: Искусство, 1939. - 328 с.
291. Чистяков П.П. Письма, записные книжки, воспоминания. М.: Искусство, 1953. - 591 с.
292. Чяпяле Ю.М. Методы поиска изобретательских идей. Л.: Машиностроениек. Ленинград, отд-ние, 1990. - 96 е.: ил.
293. Шаобук С. Искусство—система—отражение. М.: Прогресс, 1976. -с 222.
294. Шегаль Г. Колорит в живописи. М.: Искусство, 1957. - 76 с.
295. Шестаков В.П. Гармония как эстетическая категория. Учение о гармонии в истории эстетической мысли. М.: Просвещение, 1998.-158 с. ил.
296. Шестаков В.П. Эстетические категории. Опыт систематического и исторического исследования. М.: Искусство, 1983. - 358 е., табл.
297. Шиянов Е.В., Котова И.Б. Развитие личности в обучении: Учеб. пособие для пед. вузов. М.: Издательский центр "Академия", 1999. -288 с.
298. Шорохов Е.В. Композиция: Учеб. для студентов худож.-граф. Фак. пед. ин-тов. 2-е изд. Перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1986. - 207 е., ил.
299. Шорохов Е.В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе: Пособие для учителей. 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Просвещение, 1977. -112 с.
300. Шорохов Е.В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе: Пособие для учителей. 2-е изд., доп. И перераб. - М.: Просвещение, 1977. -112 с.
301. Шорохов Е.В. Теоретические работы Е.А. Кибрика о композиции в изобразительном искусстве. Искусство. -1974. Ч. - с. 40-47.
302. Шорохов Е.В. Художественный образ и искусство. Вопросы истории, теории и методики преподавания изобразительного искусства. Вып. 1. Сб. статей. М.: Прометей, 1996. -172 с.
303. Шорохов Е.В., Козлов Н.Г. Композиция. Учеб. пособие для учащихся пед. училищ по307. спец.12003 Преподавание черчения и рисования. М., Просвещение, 1978. -160 е., ил.
304. Шохин К.В. Эстетические категории. Содержание и формав искусстве.- М.: Всесоюзное учебно-педагогическое издательство профиздат, 1963.-24 с.
305. Шпикалова Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования: Пособие для учителей. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1979. -192 е., ил.
306. Щербаков А.В. Эскиз в учебной работе. Художник 1975 Ч, С 61-62
307. Щербаков B.C. Изобразительное искусство. Обучение и творчество.(Проблемы рководетва изобразительным творчеством детей.) М.: Просвещение, 1969. - 272 с. с илл.
308. Эдварде Б. Откройте в себе художника/ Пер. с англ.
309. П.А. Самсонов; Худ.обл. Б.Г.Клюйко.—Мн.: ООО "Попурри". 2000.-240 с.:ил.+12 с.вкл- 137313. Эстетика: Словарь/ Под общ. ред. А. А. Беляева и др. М.: Политиздат, 1989. - 447 с.
310. Юон К.Ф. Об искусстве: в 2-х т. Двухтомный сборник статей, выступлений и докладов, высказываний по вопросам живописи, рисунка, педагогики, театра и декоративного искусства. М.: Сов, художник, 1959. - т. 1. - 248 е.; т. 2. - 285 с.
311. Юсов Б.П. Грамотность и выразительность детского рисунка: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1963. -18 с.
312. Якиманская И.С, Развитие пространственного мышления школьников.-: Педагогика, 1980. 240-е.
313. Якиманская И.С. Знание и мышление школьника. М., 1985. -94 с.
314. Якиманская И.С. Развивающее обучение. Педагогика, 1979. -144 с.
315. Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. М.: Искусство, 1964. - 88 с.
316. Якобсон П.М. Психология художественного творчества. М.: Знание, 1971.-48 с.
317. Якобсон П.М. Психология чувств. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. -384 с.
318. Bloom B.S. Human characteristics and scholl learning. New York e.a., McCraw Hill, 1976. - P.284
319. Brooke Sandy. Hooked on drawing: illustrated lessons and exercises for grades 4 and up. Prentice hall, 1996. P.302
320. Dewey J. Art as experience. By John Dewey. New York: 1958. P. 335
321. Duncum P. What Elementary Generalist Teachers Need to Know to Teach Art Well/ Art Education, november 1999. P. 33-38.
322. Egan K. Primary understanding Education in Early Chilhood. New York, 1988 P.287
323. Egan KEducational development. New York: Oxford univ. press, 1979. - P.174
324. Feldman E.B. Varieties of visual experience: Basic ed./ Edmund Burke Feldman, Prof. (Art as image and idea.) Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall; New York: Abrams, 1973. - P.355
325. Marshall Sybil. Adventure in creative education. Sybil Marshall. In by Ewart Oareshott Okfort a.o., Pergamon press. 1968. P. 229 (Преподавание искусства в школе. Опыт английского педагога Сибил Маршалл)
326. Shann В. The shape of Content. Harvard University Press Cambridge, Massachusetts and London, England., 1984. P. 131.
327. Shirely Kay Wolferserger. Carlston Eloise. Experementing with art: 25 easy-to-teach in design and color.GoodYearBooks, 1992. p. 90
328. Taba H. Curriculum development: Theory and practice/ Uner the -general editorship of B.Spaulding. N.Y.-Burlingame 1962.