Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Развитие художественно-образного мышления учащихся 4-5 классов на уроках тематического рисования

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Валикжанина, Светлана Владимировна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 2003
Специальность ВАК РФ
 13.00.02
Диссертация по педагогике на тему «Развитие художественно-образного мышления учащихся 4-5 классов на уроках тематического рисования», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Валикжанина, Светлана Владимировна, 2003 год

Введение.

Глава 1. Психолого-педагогические основы проблемы развития художественно-образного мышления учащихся в процессе обучения тема тическому рисунку.

1.1. Теоретические аспекты проблемы развития художественно-образного мышления.

1.2. Возрастные особенности развития художественно-образного мышления учащихся

4-5 классов. w 1.3. Методические основы развития художественно-образного мышления учащихся

4-5 классов в процессе обучения тематическому рисоваиию.50 1.4. Определение критериев оценки художественно-образного мышления учащихся младшего подросткового возраста па уроках тематического рисования.

Глава 2. Экспериментальное исследование и методика развития художественно-образного мышления учащихся 4-5 классов на уроках тематического рисования.

2.1. Изучение особенностей художественно-образного мышления учащихся в процессе создания тематического рисунка.

2.2. Экспериментальное исследование формирова! 1ия художествен но-образ! юго мышления у учащихся младшего подросткового возраста.

2.3. Методика развития художественнообразного мышления в обучении учащихся 4-5 классов тема тическому рисованию.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Развитие художественно-образного мышления учащихся 4-5 классов на уроках тематического рисования"

Проблема исследования и ее актуальность

Современные тенденции развития общества предъявляют школе ряд требований, одним из которых является формирование творческой активности ее выпускников. В связи с этим, возникает задача — создать наиболее благоприятные условия для развития творческого мышления учащихся.

Важное место в данном аспекте занимают предметы художественно-эстетического цикла. Именно им принадлежит основная роль в формировании творческих способностей ребенка, которые, в конечном счете, являются обязательным условием успешного осуществления любого вида деятельности. Уроки изобразительного искусства решают целый ряд специфических задач, связанных с эстетическими возможностями искусства, что позволяет школьнику сформировать понятия и представления об окружающем мире через собственную художественно-творческую деятельность. Являясь источником познания и формирования мировоззрения, изобразительная деятельность учащихся, в которой взаимосвязаны и взаимообусловлены все интеллектуальные, волевые и эмоциональные процессы, всесторонне воздействует на становление личности. На наш взгляд гармоничному развитию всех этих процессов способствует творческая деятельность учащегося на уроках тематического рисования.

В отличие от других видов изобразительной деятельности, тематическое рисование в наибольшей степени требует проявления индивидуального творчества и позволяет подвести учен и ка космыслениюжизиепныхсобытий и явлений, пониманию отношений между людьми. Тема дает возможность школьнику использовать широкую палитру эмоциональных оцснокдля передачи собственного отношения к изображаемому, что с одной стороны способствует совершенствованию содержательных качеств эмоциональной сферы. С другой стороны — пониманию языка изобразительного искусства.

Основным компонентом творческой деятельности на уроке тематического рисования является художественно-образное мышление, в результате которого, путем преобразования материала восприятия или имеющихся представлений, с помощью воображения, создаются новые субъективные образы на языке изобразительного искусства. Однако его развитие может осуществляться только в творческой деятельности, специально организованной учителем в процессе обучения.

В ходе изучения проблемы развития мышления нами были рассмотрены труды психологов Р. Арнхейма, З.В. Денисовой, А.Н. Леонтьева, CJI. Ру бинштейна, Б.М. Теплова, Я А Пономарева, B.C. Ротенберга, Л.И. Шрагиной,

И.С. Якиманской и других. В исследованиях подчеркивается, что основным признаком мыслительной деятельности является результат, достигаемый вследствие творческой деятельности, как внутреннего характера (принятия решения, построения и формулирование вывода, и т.д.), так и внешнего (создание картины, разработка творческой аналогии и т.д.).

Обобщение трудов, посвященных возрастной и педагогической психологии ПЛ. Блонского, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Е.Н. Кабаповой-Меллер, Б.Л. Ливер, Н.С. Лейтеса, Д.Б. Элькошша позволило нам прийти к выводу, что в осуществлении педагогического руководства по развитию творческого мышления учащихся наибольшее внимание должно быть направлено па учет особенностей возраста и ин тересов учащихся.

В ряде работ, посвященных детскому изобразительному творчеству (Г.Б. Батоев, Е.И. Игнатьев, B.C. Кузин, К.В. Шорохов) отмечается, что в ходе изобразительной деятельности по созданию тематического рисунка, мыслительные процессы у учащихся разного возраста имеют свою специфику.

Как показали исследования Е.И. Игнатьева, основные тенденции возрастного развития заключаются в росте знаний, практических умений и навыков, а также в качестве восприятия, что имеет непосредственное влияние на процесс и результат изобразительной деятельности. Особый интерес в этой связи представляет этап перехода от младшего школьного возраст а к подростковому.

В трудах известных российских и зарубежных исследователей I I.C. Боголюбова, Н.Н. Ростовцева, Е.В. Шорохова, Б. Эдварде отмечается, что в данный период происходят наиболее существенные изменения в психическом развитии ребенка, которые оказывают воздействие и на творчество в изобразительной сфере. Интенсивное развитие мышления ребенка этого возраста, его критичность и стремление к точности в передаче объектов действительности приводит к противоречию между его -реальными возможностями и теми требованиями, которые он предъявляет к своим рисункам. Это часто приводит к снижению творческой активности в области изобразительной деятельности.

В свете исследуемых вопросов проблемы развития художественно-образного мышления учащихся на уроках тематического рисования, нами был рассмотрен также ряд современных диссертационных исследований, в которых затрагиваются пути совершенствования процесса обучения изобразительному пасусству и поднимаются вопросы повышения эффективности обучения (Л.Л. Голуб, А.А. Милюков, Л.Г). Рылова, А.С. Хабибова, Л.А. Харламова и др.) детей подросткового возраста. Современные исследования значительно расширили и углубили общие представлении о закономерностях развития образного мышления учащихся.

Однако в них специально не затрагивается вопрос развития художествен но-образного мышления учащихся, находящихся па стадии перехода от младшего школьного возраста к подростковому.

В тоже время анализ практики обучения показывает, что из-за отсутствия научно обоснованной методики гармоничного развития художественно-образного мышления учащихся данного возраста в ходе обучения на уроках тематического рисования происходит нарушение взаимосвязи интеллектуальных и эмоциональных процессов. Школе>ники 4-5 классов в процессе практической деятельности используют узкий круг представлений, еще не достаточно совершенно владеют знаниями по композиции, по цветоведению, что в конечном итоге влияет па осуществление самостоятельной поисковой деятельности в решении тематического рисунка.

В результате этого страдает общее качество художественного образования школьников, что в дальнейшем ведет к угасанию интереса к изобразительной деятельности и отрицательно сказывается как па эстетическом воспитании современной молодежи, так и па развитии ее творческого потенциала.

Нерешенность данной проблемы в методическом ключе указывает на ее актуальность.

Цель исследования заключается в научном обосновании разработке и экспериментальной проверке методической системы развития художественно-образного мышления учащихся младшего подросткового возраста (4-5 классов) в процессе обучения тематическому рисованию.

Объект исследования — художественно-творческая деятельность учащихся 4-5 класса па уроке тематического рисования.

Предметом исследования являются педагогические условия, способствующие развитию художественно-образного мышления учащихся 4-5 классов на уроках тематического рисования.

Гипотезой исследования послужило предположение, что если в ходе обучения на уроках тематического рисования у учащихся 4-5 классов активизация поисковой деятельности будет осуществляться за счет использования системы художественно-творческих заданий, включающих в себя упражнения па овладение операциями преобразования, изменения, комбинирования, акцент в которых сделан па различное эмоциональное отношение к изображаемому, то будут созданы благоприятные условия для развития художественно-образного мышления и повышения творческой активности школьников младшего подросткового возраста.

Цель и гипотеза определили задачи исследования:

1. Изучить современное состояние проблемы развития художественно-образного мышления учащихся младшего подросткового возраста па уроках тематического рисования.

2. Выявить наиболее эффективные педагогические приемы, способствующие развитию художественно-образного мышления на уроке тематического рисования.

3. Установить возрастные особенности и определить уровни развития художественно-образного мышления учащихся 4-5 классов па уроках тематического рисования.

4. Разработать, научно обоснова л) и экспериментально проверить методику обучения тематическому рисованию учащихся 4-5 юшссов, способствующую развитию художсствс111 ю-образ1 юго м ы iiijici шя.

Методологической и теоретической основой исследования являются: положения философии, психологии и педагогики, раскрывающие вопросы художественного творчества в изобразительном искусстве и специфику7 художественно-образного мышления; положения о ведущей роли деятельности в развитии и формировании личности; литература по методике преподавания изобразительного искусства.

Для решения поставленных задач нами применялись следующие методы исследования:

1. Изучение и анализ психолого-педагогической, философской и искусствоведческой литературы по проблеме исследования;

2. Изучение педагогического опыта по организации работы учащихся на уроках тематического рисования и анализ действующих и экспериментальных программ по изобразится ы юму искусству;

3. Разработка и апробация экспериментальной программы по развитию художественно-образного мышления учащихся 4-5 классов на уроках тематического рисования;

4. Изучение и оценка работ учащихся, полученных в результате практической и экспериментальной работы;

5. Анализ и обобщение результатов эксперимента.

Этапы исследования

Исследование проводилось с 1999 по 2003гг. включительно.

Первый этап (1999-2000гг.) включал в себя: теоретическое изучение проблемы исследования; определение целей и задач исследования; наблюдение за характером творческой деятельности учащихся младшего школьного и подросткового возраста на уроках изобразительного искусства; разработка критериев оценки и проведение констатирующего эксперимента с целью определения исходного уровни развития художественно-образного мышления учащихся 4-5 класса на уроках тематического рисования.

Второй этап (2000-2001гг.) включал в себя: дальнейшее изучение и* обобщение теоретического материала по проблеме исследования; разработка программы формирующего эксперимента по развитию художественно-образного мышления учащихся младшего подросткового возраста на уроках тематического рисования и его проведение. Третий этап (2001—2003it.) включал: продолжение экспериментальной работы; анализ результатов опытно-эксперимептальпой работы; обобщение и систематизация теоретического и экспериментального материала.

Научная новизна исследования заключается в решении ряда задач, направленных на развитие художественно' 9 образного мышления учащихся па' уроках тематического рисования. Она определяется тем, что:

1. Выявлены особенности в развитии художественно-образного мышления учащихся младшего подросткового возраста па уроках тематического рисования.

2. Определены психолого-педагогическпе условия, способствуют! ie разы пню художественно-образного мышления учащихся 4-5 классов в процессе работы над тематическим рисунком.

3. Разработана и экспериментально проверена методика развития художественно-образного мышления учащихся 4-5 классов на уроках тематического рисования.

Теоретическая значимость. Значение полученных результатов для науки определяется тем, что путем выявления способов развития художественно-образного мышления учащихся младшего подросткового возраста, внесен вклад в решение общей проблемы развития творческого мышления учащихся в общеобразовательной школе.

Практическая значимость исследования заключается в разработке методики развития художественно-образного мышления учащихся, основанной па учете возрастных особенностей учащихся 4-5 классов; на подборе творческих заданий и упражнений, направленных на взаимосвязь интеллектуальных и эмоциональных процессов и позволяющих осуществить работу по коррекции недостатков исходного уровня сформированное™ художественно-образного мышления учащихся в процессе художественно-творческой деятельности на уроках тематического рисования.

Полученные результаты и выводы исследования могут бытьиспользованы в организации процесса обучения на уроках тематического рисования в общеобразовательных школах, при разработке учебных программ и пособий, мопт служить материалом для дальнейших научно-практических разработок.

Достоверность полученных результатов исследования базируется па теоретических положениях психологии, педагогики и методики преподавания изобразительного искусства, подтверждается данными экспериментов, проведенных в условиях общеобразовательной школы, объективным анализом исходных и конечных результатов исследования, проверкой эффективности предложенных психолого-педагогических условий обучения учащихся на уроках тематического рисования.

Апробация работы. Материалы и результаты исследования периодически анализировались на кафедре методики преподавания ИЗО и черчения МПГУ. Экспериментальная работа с учащимися проводилась па базе общеобразовательной школы N 659 г. Москвы.

Проведенное исследование позволило вынести на защиту следующие положения:

1. Выделенные психолого-педагогические условия, обеспечивающие эффективное развитие художественно-образного мышления учащихся младшего подросткового возраста на уроках тематического рисования.

2. Выявленные возрастные особенности и уровни развития художественно-образного мышления учащихся 4-5 классов.

3. Модель методической системы развития художественно-образного мышления учащихся младшего подросткового возраста на уроках тематического рисования.

Теоретическое и экспериментальное решение проблемы определило структуру диссертации, которая состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. В приложение вошли: экспериментальная программа, образны детских рисунков.

Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"

Заключение

В исследовании нами была предпринята попытка выявить наиболее благоприятные условия, способствующие развитию художественно-образного мышления учащихся 4-5 классов в процессе обучения тематическому рисованию.

В ходе анализа научной литературы мы выявили, что мыслительная деятельность в изобразительном творчестве имеет ряд специфических особеностей, что позволяет выделить ее в особый вид — художественное мышление, сущность которого заключается в активном оперировании образами внешнего мира па уровне языка изобразительного искусства, а именно в преобразовании, сопоставлении, соотнесении, переработке и порождении на их основе новых образов, с целыо творческого решения изобразитсяы юй задачи. Такими образом, содержание художественного произведения определяется мировоззрением художника, его идеями, взглядами, сформированными в результате познания окружающего мира. Данный процесс осуществляется на двух уровнях: на чувственном, что способствует поиск)' мотивов для творчества, и рациональном, что позволяет соотносить воспринимаемое со средствами искусства. Важной отличительной чертой художественно-образного мышления является личностно-эмо1 цю! пшы юе oti ioiiici ше к объекту 11031 iai шя.

В ходе проведенного анализа мы определили, что художественно-образное мышление учащихся на уроке тематического рисования представляет собой деятельность, в результате которой, путем преобразования материала восприятия или имеющихся представлений, с помощью воображения, создаются новые образы па языке изобразительного искусства.

Опираясь па данные позиции, нами были рассмотрены вопросы развития художественно-образного мышления учащихся младшего подросткового возраста. В методике преподавания изобразительного искусства до сих пор остается актуальной проблема снижения интереса к изобразительному творчеству учащихся подросткового возраста. Изучение исследований по псхологии и физиологии показало, что специфической чертой развития мышления учащегося данного возраста является преобладание роли абстрактно-логической (рациональной) стороны, что способствует росту знаний, * умений и навыков.

Однако, в сфере изобразительной деятельности преобладание аналитических компонентов мышления у учащихся выражается в снижении эмоциональной активности и появлением критического отношения к изображаемому. Данное обстоятельство подводит пас к вопросу о продуманной организации обучения учащихся этого возраста, поскольку', как нами было отмечено ранее, в творческом процессе % необходимо активное взаимодействие как эмоциональных, так и рациональных сторон мышления.

Мы пришли к заключению, что в отличие от других видов изобразительной деятельности, уроки тематического рисования обладают наибольшими возможностями для развития художественно-образного мышления. В ходе анализа трудов по психологии творчества были определены наиболее важные komhoiici 1ты художестветпю-творческой деятслыюсти художт 111 ка. В результате, в качестве обучет 11 ui уч а пц гхся на уроках тематического рисования нами была взята система, состоящая из следующих этапов: подготовительного, поискового и этапа реализации.

Для определения характера художественно-образного мышления в творческой деятельности на уроках тематического рисования памп были разработаны критерии оценки. Проведенное экспериментальное исследование показало, что процесс раооты над тематическим рисунком сопровождается определенными трудностями для учеников: неумением самостоятельно ставить проблемы, находить темы и варианты решения. Это обстоятельство мы связываем с недостатком композиционных знаний и практических умений.

Таким образом мы предположили, что основным условием для развития художественно-образного мышления на уроке тематического рисования должны быть специально * разработанные упражнения, на овладение операциями преобразования, изменения, комбинирования, акцент в которых сделан на различное эмоциональное отношение к изображаемому. На основе данного предположения была продуманна методика обучения. В применяемых задаиияхи упражнениях па формирующем этапе эксперимента были отработаны методы обучения и выявлены наиболее благоприятные условия для развития художественно-образного Ь, мышления на уроках тематического рисования:

- знание и учет психологических особенностей развития художественно-образного мышления,

- организацию работы на уроке с учетом специфики изобразительной деятельности учащихся младшего подросткового возраста,

- исследовательская работа учащихся на уроках тематического рисования, направленная на поиск выразительного композиционного решения,

- активное освоение знаний на основе практики их применения,

- активизация воображения и эмоций учеников,

- оказание помощи учащися с низким уровнем развития художествен но-образ! юго м ышлеппя.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Валикжанина, Светлана Владимировна, Москва

1. Авсиян OA Натура и рисоши ше по представлению: Учебное пособие. М.: Изобразительное искусство, 1985. - 152 с.

2. Алексеева В.В. Изобразительное искусство и школа. М.: Совет-ский художник, 1968. - 288 с.

3. Альтшуллер Г.С. Найти идею. Введение в теорию решения изобрета-тельских задач. Новосибирск: Наука, 1986.

4. Алпатов М. Композиция в живописи (исторический очерк). М.-Л.: Искусство, 1940. - 140 с.

5. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. Л.: Изд-во ЛГУ, 1968. - 338 с.

6. Ананьев Б.Г., Дворяшина М.Д., Кудрявцева Н.А. Индивидуальное Развитие человека и константность восприятия. М.: Просвещение, 1968. - 334 с.

7. Ананьев В.А. Психологический диагноз в практике общения. //Вестник психосоциальной и коррекционно-рсабилитационной рабо- ты. Консорциум "Социальное здоровье России".- М., 1996. N 2. - с. 31-44.

8. Андреев А. Художественное мышление как категория эстетики. //Художник. М., 1981.-N 1.-е. 42-43, 54-55.

9. Анисимов Н.Н. Основы рисования. М.: Стройиздат, 1977. -168 с.

10. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. Пер. с англ. М.: 11рометей, 1994. - 352 с.

11. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. Пер. с англ., М.: Прогресс, 1974. 393 с.

12. Аутсбург Ж. Рисование для детей младшего и среднего возраста. изд. 2-е. /Нер. с англ. Н.И. Живаго, иод ред. И. Горбунова-Посадского. - М., 1912.- 1б0с.13.1619.