Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Проблема объемно-конструктивного анализа объектов в учебном рисунке

Автореферат по педагогике на тему «Проблема объемно-конструктивного анализа объектов в учебном рисунке», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Автореферат
Автор научной работы
 Бондарева, Алла Ивановна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 1989
Специальность ВАК РФ
 13.00.02
Диссертация недоступна

Автореферат диссертации по теме "Проблема объемно-конструктивного анализа объектов в учебном рисунке"

московский ордена ленина ii ордена трудового красного знамени государственный педагогический институт имени в. и. ленина

Специализированный совет К 113.08.02

На правах рукописи

БОНДАРЕВА Алла Ивановна

УДК 741 : 378.147

ПРОБЛЕМА ОБЪЕМНО-КОНСТРУКТИВНОГО АНАЛИЗА ОБЪЕКТОВ В УЧЕБНОМ РИСУНКЕ (На начальных курсах ХГФ пединститутов)

Специальность 13.00.02 — методика преподавания изобразительного искусства

А В Т О Р КФ К PAT

диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Москва 1989

Работа выполнена в Московском ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени государственном педагогическом институте имени В. И. Ленина.

Научный руководитель:

кандидат педагогических наук, профессор А. А. УНКОВСКИЙ

Официальные оппоненты:

Заслуженный деятель науки РСФСР, лауреат государственной премии СССР, доктор педагогических наук, профессор В. С. КУЗИН

кандидат педагогических наук В. Г. ЛАВРОВ

Ведущая организация: Смоленский государственный педагогический институт имени Карла Маркса.

Защита состоится 1989 г. в .¿А.... час.

на заседании специализированного совета К.113.08.02 по присуждению ученой степени кандидата педагогических наук в Московском ордена Лешша и ордена Трудового Красного Знамени государственном педагогическом институте им. В. И. Ленина по адресу: пр-т Вернадского, дом 88.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке МГЛИ имени В. И. Лешша. Адрес института: 119435, Москва, ул. Малая Пироговская, 1.

Автореферат разослан «../.)£?..» .. 1989 г.

Ученыг^ек^'арь с^ециалнгаровахпюго совета

Е- ИГНАТЬЕВ

Коммунистическая партия Советского Союза большое внимание уделяет воспитанию молодого поколения, совершенствованию методов обучения.в вузах, поднятии на должную высоту авторитета учителя, потогду что от него во многой зависит - в каком направлении будет развиваться молодёжь. "Самое важное, -отмечается в Материалах Пленума ЦК КПСС от 17 - 18 февраля 1968 г. - самое главное - ка-учить молодых людей учиться, трудиться, создавать в школьнике, студенте, образно говоря, критическую массу знаний ;и-навыков,способную к саморазвитию в процессе дальнейшего образования и самообразования человека в соотвествии с бесконечными -.требованиями жизни."

В связи с этим повышаются требования к дцедей школе, подготовке высококвалифицированных педагогических(Кадров; инициативность и новаторство в научных поисках направлены на совершенствование элективных творческих методов обучения и воспитания молодого поколения.

В системе подготовки преподавателя .изобразительного искусства в художественно-педагогических вузах -ведущее место пркнвдле-жлт академическому рисунку. Проблема конструктивного анализа объёшюй формы изображаемых предметов .в учебном рисунке является весьма сложной и, в то ге Еремя, актуальной для успешного овладения студентам профессиональным мастерством в рисунке.

Основа реалистического учебного рисунка - исследование отроения объёмной формы объекта, его правдивое изображение на плоскости листа с номольи соответствующих изобразительных приёмов. Особенность катода конструктивного анализа объёкних форм объектов заключается в -том, что при Построении формы трёхмерных предметов он опирается на научно-теоретическую базу изобраяепея тел на плоскости: закономерности композиционного размещения, перспективного построения, светотеневого решения форыи объектов, анатомий /в изображении йяеых существ/ - в практическом выявлении а закрепления полученных знаний изобразительными навыками, основанными на принципах обобщения я упрощенна /прадполагашцшз изображение тел от обл13го к частно;//.

Конструктивный анализ объёгных форм предметов в процесса . обучеаая рзеуяку использовался такта нзвзстшси худогяпкагш-педа-

- 1В йэз.ШРг. -Ч.: Палвгвэдог,

-гогаыи, как Альбрехт Дюрер и Леон-Батист Альберта, Шон и Голь-бейн эпохи Возрождения, Мбв в Холлоши /Тйаыхенская школа 19 в./, знаменитым русским преподавателем П.П.Чиотяковум, его учеником Д.Н.Кардовским в многими другими представителями художественной педагогики. Как правило, периоды расцвета искусства, художественных школ происходят во Бремена восходяцдаго развития экономических формаций, взлёта научной ыЫоли, творчооких поисков и открытий в различных областях общественной аизви: например, искусство Древней Греции, Вдохи Возрождения, в Период варозденил капитализма, социализма и т.д. И наоборот - во времена подавда-Ш1Я научных поисков, человеческой личности, васТоя общественной яизни наблюдается растление нравов, упадок кскуоства, идеалов.

¿удокествовно-педагогнчеокая практика И теория оа шого-вековой путь своего развития накопала нсьалкй опыт но проблем ■ научно-методического подхода в построении объёшой форш обгг.:.-та з учебное риоунке. Актуальность данной нробязьш откочастся подавляющим большинством худокн иков-ке т одно то в Прошлого и современности. Однако в понимании содержания и структура конструктивного анализа объёмных форы в процессе обучения райушсу наблюдается расхождение мнений.,

В области вузовской художественной педагогшш и методгкн внесён значительный вклад в отечественную науку трудами таких современных исследователей, как Г.В.Беда, А.О.Барщ, В.С.Кузин, Н.Н.Еомощев, В.А.Гаврклко, В.П.Зллчзкко, Е.В, Шорохов, Д.Г.Мад-ведев, А.А.УнКобский, А.Е.Терентьев, А.В.Пучков, В.А.Нукало, Ц.В.Новосёлов, А,В.Свешников, А. а.Триселей, Е.й.Куанецоь, В.Ц. Непошядий, В.К.Дебёдко и др. Но специальна всследойаний со теории е методике конструктивного штага объёших фори объектов в учебной рисунке йэ проводилось.

• Исследование Проблемы объёмно-конструктивного анализа формы тел и принципов ей изображения на плоскости требует достаточной общзтеоратичеокоЁ базы во вопросам фазйолбгиа зрения,психологии зрительного восприятия, психологии изобразительных; способностей И ?»д. Благодаря иоду, что ва последней врзыя научный интерес заметно вкшвязйроваася в этих областях йсахологви,стало возможным проведение научного исследования проблема конструктивного анализа об^ёканх форы предметов в процессе обучения рирчпнку. .

В своих исследованиях ш опирались на достижения известных психологов в области психофизиологии зрения: П.П.Павлова, И.Ы.Сеченова, Я.К.Анохина, С.И.Вавилова, P.JI.Грегори,В.Д.Глезера, О.С.Стивенса, А.Л.Ярбуса, Л.И.Леушшой, И.Н.Кузнецовой, П. Мшшера, В.П.Зинченко, Н.Ф.Цодвигина, А.А.Смирнова и др.;

- в области психологии восприятия пространства, изображений: Б.Г.Ананьева, Б.а.Ломова, И.Н.Волкова, Ш.А.НадирашвилиД.И. Вересотской, В.Д.Глезера, Р.Арнхейма, Ю.К.Виранского, О.Н.Галкиной, М.Н.Грановский, А.Д.Логвиненко, Н.В.Ыодестовой, А.И.Ыиракян,

B.И.Мусатова, П.А.Сорокун v др.;

- ао проблемам исследований мыслительных операций мозга в процессе восприятия и изображения предметов: В.М.Бехтерева,

C.Л.Рубинштейна, П.К.Анохина, П.П.Блонского, К.И.Вересотской, А.П.Неёловой, В.Г.Степанова, И.С.Якиманской и др.;

- по вопросам исследования способностей к изобразительной деятельности, психологической типологии: Н.Н.Волкова, Е.И.Игнатьева, В.С.Кузина, Д.Г.Медведева, А.В.Свешникова, В.А.Кириенко, Н.П. Линьковой, Я.А.Пономарёва, Б.Б.Коссова, В.И.Страхова, Б.М.Тепло-ва и да.

В области методологии и дидактшш учебного процесса нами исследовались научные труды й.Я.Лернера,. М.Н'.Скаткнна, В.В.Кра-евского, В.И.ЗагвязияскогоДКИ.НидкасЕстого, В,И.КоротяеЕа,Г.А. Нодкоритова, А.И.Ракитова, С.А.Ляцеровой, В.В.Быкова-и др.

Для решения учебно-методических проблем академического рисунка в системе подготовки .художников-педагогоа в педагогических институтах необходингомплексный подход к учебному процессу - с позиций достижений, в аЗласги методики, педагогшси и психологии.

Актуальность исследования обусловлена необходимостью повышения качества подготовки, учителей изобразительного искусства в учебном рисунке путём развития аналитического мышления студентов при построении объёмной формы объекта нашоскости изобразительными средствами, конструтивно-пространственного представления, целостного восприятия натуры и изображения, сознательного подхода к рисунку с целью овладения профессилнааьныш навыками в решении творческих, задач.

Объектом исследования является процесс формирования специальных художественных способностей студентов в процессе обучения рисунку с примененной метода конструктивного анализа формы

Предметов, практически навыков изображения объёмных форы объектов на академических занятиях по рисунку.

Предмет исследования: совершенствование кетодшш формирования навыков пространственно-конструктивного анализа объектов а процессе обучения рисунку студентов начальник курсов художественно-графических факультетов пединститутов.

Вследствие проведения анализа катодов преподавания учебного рисунка, практической работы студентов, а также на осшво педагогического опыта И наблюдений была выдвинута рабочая гядо-теза: для эффективного формирования навыков объёмного изображения предметов необходимо определить и научно обосновать роль л место метода конструктивногоанализа объектов в учебном рисунке определить составляющие элементы системы исследуемого ьздтода, разработать методику обучения рисунку на основе конструктивного анализа форма с учётом индивидуально-психологических особенностей обучаешх, последовательное применение которой доягло способствовать развитию специальных художественных способностей студентов в изобразительной деятельности, доляно вооружить молодых художников научно обоснованным нетодоы построения в рисунке объёмной формы предмета в любом его положении в пространство.Такой подход к учебному рисунку предполагает сознательное, активное, целенаправленное усвоение теоретических зканвй я йраатьчсс-вих новиков студентами при восприятии в изобретши натуры,необходимых в творческой работе.

Дель исследования состоит в том, чтобы на основе анализа истории развития художественной педагогика п кетодика, психофизиологических особенностей зрительного восприятия, специфики профессионального пространственно-конструктивного п одаоврекен-ио целостного видения художника, экспериментального исследования сформулировать, научно обосновать в вксперайнтально проверить основные пути, педагогические условия к метода активизации процесса формарованея навшшв конструктивного аяалдза объемных £ор-„.-предметов у студентов худоавоввеино-гра^ическах факультетов пединститутов на начальных этапах обучения.

Поставленная цзяь исследования и выдвинутая гипотеза потребовали решения следующих задач:

- выявить особенности метода конструктивного анализа в ходе исторического развития;

- б -

- определить роль и меото исследуемого метода в учебной рисунка,■а таете составляющие его кошюнентц;

- определить системы общенаучных психофизиологических, психопедагогических, дидактических и методологических принципов, лоаацих в основа научно-теоретического решения проблемы;

- раскрыть неучноа понимание терминологии "конструктивный анализ объёмных форм" в учебном рисунке;

- исследовать зависимость выработанных законов построения объёмных тел в рисунке от особенностей восприятия:

- установить и разработать основные методические яояолонпя формирования комплекса способностей а процесса обучения рисунку на первых курсах худояеотЕенно-графячесш« факультетов пздинсги-тутов на основе применения метода пространственно -конатрукнган»-го анализа формы изображаемых предметов;

- разработать и экспериментально проварить Рйфекттзнссть системы учебно-штодическкупраяченкй и заданий в рамках существующей по рисунку учебкой программы, используя методику конструктивного анализа при восприятии. и изобрыханаи объектов для студентов 1-2 курсов, способствующей решения нробледа;

- установить и научно обооновагь двдахт»ческуа дсследоьд-■тальиссть и гзаимоовя&ь задач магода коно^руктивно^с анализа э процзссо обучения рисунку;

- вцдвйть роль индивидуально-психологических особенностей студентов в процесса восприятия а изображения объёмных. тел, разработать методику объёмного рисования о учётом кидивццуольно-психологйчесши: особенностей.

Мзтодологечйскуп основу исследования составили: марксистско-ленинская диалектика, в частности, ленинская теория отрахс-?-йая и теория погналая, документы КПСС и Советского государства о совершенствовании работы высшей школы, ре$ор»а общеобразовательной я профессиональней ийолы, ь&гериалн о перестройке- высшего и среднего специального образования а страна, труды советски« учёных, посвящёнНыо методологии педагогических исследований,достижения советской а зарубежной неуки в области педагогики, психологии п ютод'.аш преподавания изобразительного искусства.

Иэуодаа исследования вклвчает в себя:

- анализ литературных.источников:

- теоретический шшшэ методов пзобраяепяя объёмное тел в

их историческом развитии;

- психолого-педагогический анализ методики изображения объёшьк. форм предметов в учебном рисунке;

- теоретический анализ работ студентов;

- наблюдение за учебной работой студентов до методике конструктивного анализа при изображении объёмной формы тел по специально разработанной программе;

- беседы со студентами с целью определения уровня общетеоретической к специальной подготовки в области пространственно-конструктивного анализа в учебном рисунке;

- анкетирование, направленное ка выявление теоретических знаний по данной проблеме;

- эксперименты: а/ констатирующий,

б/ формирующий.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

- в оистеда обучения основам изобразительной грамоты на начальном этапе овладения рисунком студентами художественно-графических факультетов пединститутов метод конструктивного анализа объёлшой формы впервые рассматривается как самостоятельная проблема;

- в современной теории к методике учебного рисунка метод конструктивного анализа применялся эпизодически, не были определены основы, каноны его проведения. Проблема исследуемого метода дифференцирована нами значительно глубже, установлены последовательность и закономерности проведения его, методологическая роль а место в учебном рисунке;

- проведён анализ, систематизация и обобщение исторического опыта в области методика изображения объёмных тел на плоскости а процессе обучения рисунку;

- дано научно-теоретическое определение формулировки "конструктивный анализ объёмных форм" в учебном рисунке;

- проведено исцхолого-педагогяческое обоснование метода конструктивного анализа в учебном рисунке;

- разработана методика применения системы исследуемого метода в процессе обучения рисунку на первых курсах художеотвен-но-гра^ическыг факультетов пединститутов / с учётом индивидуаль-но-пс>£хологйческшс особенностей обучаемых /.

Практическая значимость исследования заключается в том, кетг конструктивного анализа в учебном рисунке направлен на со-

вершенствование методики преподавания академического рпсушса на худатестаешю-граоичеспгс чшсудьтетах. Подученные ре гуль та ты исследования могут бить использованы для совершенствования методики преподавашш учебного рисунка на жадших курсах худшественко-гра-фическпх факультетов пединститутов, а такте других хутгспестзоших и художественно-педагогических завецени:":. Ыаторпат:: исследования-могут бить использованы в процессе совергаенствовашш учвонюс планов и программ по рисунку и при подготовке учебных и методических пособий для студентов. Результаты и вызоцн диссертации- могут явиться основанием для дальнейшие исследований.

Апробация работы. Сснсвное содержание и результаты исследова ння докладывались на наутшои сессии преподавателей и сотрудников ДЛИ в 1983 г., на научно-практпчеокол конференции МГЗЖ 25 апреля 1988 г., в выступлениях перед студентами и на преподавательских научно-методических семинарах.

рпедренгтв результатов исследования. Работа по впедренсга-исследуемогс материала проводилась в процессе обучения- рисунку учащихся художественно-графического отдаления Избербадского ча-дагогического училища / 1979 -' 1983 /, студентов худскествекио-графического факультета ДГТШ / 1983 - 1985 /, студентов: худокест-воино-грауического факультета ыШ1 пмони В.И.Лошша / 1985 -1989 /.

Структура п объём ^гссортатги. Диссертация состоит из ввег дешгя, трёх глав, заключения, щяиовоикя, библиографии. Объём диссертации составляет 223 сграигащ-, основного текста - 171 страница. Список литературы наочнтнвает 414' наишнований, использоза-•но Н5 рисунков, 4 таблиц», 2 схемы,, 3 графика. 2 диагрвшк. Приложения - 10 стран'щ.

ОСШШ® СОДОЛЯШ РАБОТУ.

Л2-М0ЖШШ обоснована актуальность проблемы, определены цель, объект, предмет, задачи,гипотеза, методология и методака исследования, его научная новизна и практическая значимость, даны сведения об апробации и внедрепш результатов ксслэдовашля.

В первой главе "Теоретическое исследование суцосгау»-щшс методик объёмного рисования" даются методологическое и теоретическое обоснования исследуемой проблею, подробны!! анализ ьм-тодоп объёмно-конструктивного изображения тал в учебном рлсуысе в их историческом развитии, научнее определение формулировке

- ь -

руктивний анализ объёмных форы" в учебном рисунке.

Проблема формирований метода конструктивного анализа объёмных тел зародилась в эпоху Возрождения в связи с появлением объёмного рисунка - трёхмерного способа изображения предметов окружающего мира на плоскости /в отличие от предшествовавшего в изобразительном искусстве древности плоского рисунка, изображавшего объёмные предметы о помощью двухмерного проецирований/.

Выдающиеся художники-педагоги всех времён, начиная о зпохи Возрождения, удаляют особое вникание разработке теоретических основ и практических методов формирования и развития принципов конструктивного анализа в учебном рисунке.

Исследование научно-методического вклада в художественную педагогику таких художников, как А.Дюрер, Шон, Гольбейн, Лосенка Сапожников, братья йапюа, Холлоша, Ашбе» П.П.Чистяков, Д.Н.Кардово-кк£,Иетров-£одкан, Г.Б.Смирнов, ¿.¡'¿.Соловьёв, Бёрн Xorapï, H.H.Ростовцев, С.В.Тихонов и кн. др. позволило нам выделить особенности и основные элементы системы метода конструктивного анализа, оареде--лить его значение и место в учебном рисунке.

В процессе обучения рисунку метод конструктивного анализа непосредственно направлен на изучение и изображение объёмной формц преджтов. Поэтому он является ведущим методом и в создаваемом педагогическом комплексе выполняет системообразующую функцию,связывая все подчинённые ему общие и специальные, худокествензо-изобрй-згтелыше катоды.Рассматриваемы!! метод включает в себя следующие компоненты: общие методы, необходимые в учебном процессе: илформа-цйошю-рецеитивный /или объшнительно-шышетраг'авно-рецептивний/, репродуктивный /ала метод организаций восприятия способов деятельности/, эвристический метод, основанный на использовании"конфликтуй: ситуаций, противоречий в процессе решения проблемы, метод проблемного изложения /знакомство с логикой, поиск решений/, исследовательский метод и да;

специальные методы: обьёыно-тойалЬйыЙ, щюстрансхвеййо-перс-пективный, метод "обрубоВки", метод целостного видений, йяалитико-синтетический И др.;

законы Изображения ооъёмннх тел на плоскости: по композиции, перспективе, распределению-светотени, анатомии и др;

принципы: рйсован«1з "от общего к частному", йрйВШ научности и дидактической последовательности изображения,принцип обобщения, принцип упрощения сложных форм предметов до простых объёмша Гео-

метрических, принцип парности симметричных форм и Др.|

способы и приёмы: .приём детального рассматриваний натуры, способ обобщённого восприятия, длительное и быстрое рисование, приёмы наложения штриха /по форма, с передачей фактуры предмета/ и т.д.;

техника исполнения рисунков: карандашом, кистью, мягкими материалами и т.п.

С сатаго начала изображения модели и до завершения рисунка, какие бы учебные или творческие задачи ни стояли перед рисовальщиком, он оперирует объёмными формами, пространственными телами, находящимися в пространстве. Поэтому сама система объёмного учебного ру.сования направлена на последовательное обучение закона.'!; приёмам й способам, принципам, технике изображения трёхмерных предметов на плоскости.

В первой главе также нами рассматриваются вопросы, связанные с единством и расхождением требований к исследуемому методу, выработанных в процессе его исторического развития.Так, художники-педагоги прошлого и современное?» прй объёмном изображении тел на плоскости опираются на следующие специальные методы и принципы рисования:

•- Научный, подход к реалистичеейому Изображения предметов с использованием закономерностей коМИОЗйЦйй, Перспективы, анатомия, распределения светотени.

- Принцип дидактической паследобаделШсШ рисования "от общего к частному", включающий в себя:

I/ Метод обрубовки, который в ейой очередь исходит из: а/ упрощения - приближения сложйоЙ формы объекта к более ясно выраженной в перспективном оТйошеййй форма простого геометрического тела;

б/ обобщения - "отбрасываний" йЯорооФейеийнх деталей й подробностей натуры, мешавших восприятии объёма.

2/ Связь ПОНЯТИЙ движения И МсбМЙ при композиционной размещении массИ объекта на формаФе Лйста бумаги.

3/ использование в построении формы предмета в рисунке ¿ёр1,йкалй й.горйзонталй, опорнкх И узЛов!*х точек, Илоскостей -как исходных моментов в изображении пространственного положения объекта и его Частей, их взаимосвязи и отношений.

4/ Соотношение И внутрення связь пропорциональных и то-

нальных данных объекта в изображении.

Анализ истории объёмно-конструктивного построения объёмных форм в рисунке и методической литература по учебному рисунку дозволяет проследить и основные различия в методиках существовавших школ:

I/ На нротяаениц исторического пути становления и развития штода конструктивного анализа изображаемых тел в художественно а педагогике прослеживаются два основных направления: про--странственно-конструктивное и объёию-тоцальноо.

Пространственно-конструктивное направление /Дюрер, Холло-ши/ характерно тем, что ври изображении натуры применяется метод пространственно-перспективного изображения конструкции обобщённой и упрощённой формы объекта. Объёмно-тональное направление В реалистической трактовке изображаемых тел опирается на принцип тональной лепки обобщённой и упрощённой формы /большой формц/изо-бра&аеыого предмета без построения пространотвенно-лерспективной схемы /Ашбе, Соловьёв, Раддов/.

Педагогический опыт в его историческом развитии показывает целесообразность соединения методов обоих направлений /П.П. Чистяков/ для наиболее ощутимых результатов в изобразительной педагогике.

2/ Простейшим исходным объёмным геометрическим телом, от которого должно идти нестроение изображений всех остальных,более сложных по форме объектов в разных школах избиралось в зависимости от вышеизложенных худоаеотвенно-педагогических направлений: а/ куб /Шов, Холлоит/, о/ шар /Гольбейн, Досенко, Ашбе/, в/куб и шар /Дюрер, Чистяков/, -Это объяснялось тем, что куб является простейшим геометрическим телом для пространственно-перспективного изображения, а шар -для объёмно-тональной лепки формы. И.П.Чистяков органично соединял оба метода в своей педагогической системе.

3/ Начальная стадия построения объёмной формы предмета играет немаловажную роль в процессе обучения рисунку. От неё зависит .ход дальнейшего изображения натуры. В процессе исторшсо-педагогического и методического исследования выявлены следующие способы начального построения модели:

а/ от точки /на неиодвихной -модели - П.П.Чистяков; рисование чареа две точка - С.В.Тихонов/}

б/ от осей / и основания - П.П.Чистяков; II. Н, Рос тощей /; в/ от пятна / Ашбе, Соловьёв, Рядлоз /; г/ от контура / Дешгека и др. /

Определение особенностей метода ооъёмно-кокс-труктивпого анализа, его системообразующего места в учебном рисуш:е позваля-' ет исследовать, вше нить роль и (Ттунпцнп не толт.ко рассматриваемо го метода, но и всех компонентов, объединяет/та им в стройную теоретико-практическую систему'учебного процесса. Низведение дпнно-го метода до способа или приёма разрушает систему обучения рисунку и автоматически исключает её компоненты из систематической последовательности и взаимосвязи: преподавание рисунку превращается в некоторую последовательность методических рекомендаций и советов.

Во второй главе "Психалого-иедагогическое обоснование метода объёмно-конструктивного анализа в учебном рисунке" исследуются: зависимость восприятия и из обра-кошт объёмных тел от психофизиологических особенностей строения зрительной системы, процессы мшшения в свете исследуемой проблемы, определяются и анализируются шщивидуалыго-попхелогичеекпе шин студентов, оказывающие существенное влияние на характер объёмного рисования.

' На основе исследования достижений в области психофизиологии в трудах Ы.И.Сеченова, В.М.Бехтерева, А.А.Ухтомского, II.Р. Ланге, Б.Г.Ананьева, Б.Ф.Ломова, В.М.Тешгова, А.А.Смирнова, В.М. Глезера, Ш.А.Надпрашвили, Н.О.Подвигина, П.Ыилнера, В.П.Бинчекко и др.рассмотрен и обоснован такой ватанГг вопрос при обучении рисунку, как определение его начальной стадии. Рассмотренные во второй главе психофизиологические материалы подтверждают необходимость "вести" учебный рисунок по принципу "от общего к частному, опираясь па первоочередном этапе изображения надурн на обобщённые, целостные (Тюрмн и отношения. Рисование "от точки" назвавшему хуг.очшжу не нелательно.

Основную роль в восприятии и определении пространственных характвристлк объёмных предметов играют самке устойчивые прост-ранствешпю ориентиры - вертши'лмше и горизонтальные пшграпле-ния. I' их поисщыэ осуществляется шелепнн!} перенос оЗразоз реальных объектов на плоскость листа при изображении, определяется его иоострпнственноз положенно на Изобразительно." плоскости,оформление нзоброз-итсльпо!-' 1йоскссч'й.Праяфш рисования "от горизокта-т "

ьерттшщ" является одним цз о енотах а процессе обучения рисунку.

Таким образом,иервщ! зтап рисования - нахождение размещения массы изображаемого объекта на плоскости логично и целесообразно проводить с помощь» основных осей, определяющих положение -предмета в изобразительном пространстве и пропарционадьниа отношения.

Да1пшо психофизиологов о цикличности, стадиальности и по-стунешюсги процесса зрительного восприятия и познания свойств объекта от неполного знания - к более полному и точному подтверждают необходимость применения в процессе обучения рисунку;

- одного из основннх пришшпов изображения "от общего к частному";

- использования в дидактической последовательности стадиальности изобр'.ж-ния модели в учебном риоунка;

- необходимость аналитико-сшггетического исследования пространственных свойств объёмной ^орвд предшта при его изойраке-нии;

- применения абстрагирования как необходимой, более высокой- ступени познания пространственных характеристик объекта по сравненью с анализом и синтезом, позволяющим производить перенос полученных знаний изображения объёмных тал в рисунке на новые, более сложные по С-юрые -предмета.

Огромная роль в художественной изобразительной деятельности играет способность целостного восприятия натуры и её изображения. Еассматршшеыше в данной главе психофизиологические особенности обобщащаго зрительного восприятия, а Также опыт практической работы дает основания утверждать, что под влиянием воспитывавшего, целенаправленного обучения рисунку на основе метода объём-но-конструкг'нхшого анализа /и синтеза/ у обучаемых развивается способность осознанного целостного видения натуры и изображения.

Необходимость не только смысловой, но ц пространственной взаимосвязи обьектов на изобразительной Плоскости, а также осо-е'ашюсти зрительного восприятия дншшаь причиной возникновения законов изобразительной перспективы, позволяющих рисовать окруаа-шчй мир наиболае адекватно челсвечэскоиу Глазу. ВаКойц перепев-«ина выработались в течение исторического развитая кзобразвтащг иого сскусотво я сдукат дай передачи, пространственных отношений

я объёг.асетг объектов картина. В процессе обучении рисунку затони пространственно-перспективного изображения предметов осваиваются учащимися с помогши метода объё:яю-конструктивного анализа.

Как известно, важное ггесто в педагогической работе,в вое-, литании и обучении имеет индивидуальный подход к студентам.

Вследствие анализа психолого-педагогических исследований, теории и методика обучения рисунку в их историческом развитии,а :ак::;е опыта педагогической работа, основные шдавидуально-психо- -логические типы студентов в восприятий и объёмном изображении предметов бшн определена нами исходя аз характера относительного преобладания мыслительных, операций анализа или синтеза: как аналитический, синтетический и смешшшый.

В третьей главе "ЗкспериненталЫшв исследования в области ыовкшения эффективности системы преподавания учебного рисунка на основе применения ведущего метода конструктивного анализа объёмная форм на 1-2 курсах яудояеетвенно-графачееявх факультетов пединститутов" излагаются цель а особенности, организация, ход и результаты опытно-педагогической работы.

Констатирующий и поисковый эксперимент внявил наиболее часто встречающиеся оиабки при изображении натуры /плохая компоновка листа, нарушение правил перспективу, пропорций, отсутствие построения з рисунке объёмной формы, копирование внешних признаков предмета, деталей, отсутствие цельности/« показа,!, что уровень Ешюлнения рисунка зависит от степени подготовленности студентов, развития худояествешшх способностей, способов подачи учебного материала преподавателем, шадовпдуаяьно-йсихологпчаскях особенностей обучаемых.

Показатель низкого уровня простраксткекяого гпглиония студентов первого курса в констатирующем экеяергазптэ связан о отсутствием навнков конструктивно-аналитического а спатзтапесяого восприятия слогной ебьётгной форма и ссюстахг.'шзя её с- пяос<:о:1, проекцией на листе бумаги. "Не поставленный'1 глаз яачкшгоях рп~ совальпшхов воейрингкает только внесши сторону объекта, но прт-ученшй егй я порспептпвио-проотраястветаю^ сзадвоу объЗмюй

невидш.;юс частей в пространства. Поэтому в формирующем эксперименте был поставлен акцент сменно на грамотность изобра-гепая з перспективе конструкция -чодзля насквозь э двух-четырйх ракурсах а • только посла зтого - длительное рисование постановки

/уже в другом положении/.

Констатирующий и поисковый эксперимент позволил выявить закономерности усвоения материала в возрастающей его сложности, необходимость введения специальных заданий по методике конструктивного анализа объёмных форм предметов по разделам;

а/ положение объёмного тела в пространстве /изучение объём но-пространстьенных характеристик объекта в различных его положениях по отношению к устойчивым пространственным ориентирам:гори-зонтали и вертикали/;

б/ определение большой формы объекта; в/мысленное расчленение предмета на составляющие геометрические объёмные формы;

г/пространствешю-перспективный анализ плоскостей, составляющих поверхность предмета, взаимосвязь внешних плоскостей с внутренним строением предмета, анатомией;

д/ линейно-конструктивное изображение объекта; е/ объёмно-тональное решение формы, -предполагающие закрепление студентами знаний законов перспективы, распределения светотени, анатомии, техники наложения штриха, развитие пространственного мышления и представления, способности к абстрагированию и моделированию.

Анализ индивидуально-психологических особенностей студентов эксиершентальной-груши выявил следующее соотношение\\2% студентов имели преобладающий синтетический тип мышления, 50$ относились к аналитическому типу, 30)6 - представители смешанного типа и 8% проявили отсутствие умений и навыков изображения предметов на плоскости.

Наблюдения в других группах художественно-графических факультетов пединститутов показывают примерно такое же процентное соотношение студентов по индивидуально-психологическим различиям.

Проведение опытно-экспериментальной работы со студентами указанных психологических типов проходило по специально разработанной методике.Проделан анализ развития специальных художественных способностей какдоге индивидуально-психологического типа студентов по наиболее существенным признакам, проявившимся в объёмном рисовании:

1.Умение воспринимать и изображать перспективно-пространс*-венную конструкцию объекта.

2. Способность студентов органично соединять в конструк-

тивном рисунке линейное и тональное решения объёмности пространственного предмета.

3. Целостное восприятие и изображение натуры.

В целях получения объективных результатов в решении проблемы настоящего исследования были разработаны показатели и критерий оценок ойсПериментальных. работ студентов:

- выбор точка зрения;

- ксмпсзнцкоино-сбразное решение;

~ определение положения предмзта в пространстве, соотношение и взаимосвязь Частей и целого в конструкции;

- передача движения;

- упрощение и обобщение большой формы в процессе изображения;

- построение мест соединений составляющих Форм и невидимых частей объекта в процессе изображения объёмной формы.

- применение зпйнпй законов перспективы;

- точность построения, соотношение пропорций;

- умение связать Плоскости Поверхности объекта о его внутренним строением;

- техника иалоненйя штрихов по форме я для передачи ште-риальиости!

-обобщение и выделение главного..

Результаты оксперймзйтальной работы обработаны нами о. помощью статистических методов, подтверждающих эффективность использования объёмао-конотруктивного анализа в учебном рисунке' ко разработанной нами методике.

В заключения отрагаатся обобщённые выводы, вытекающиэ нз ётогоашс результатов исследования, определяются значение й методологической кэсто метода объёмно-конЬтруктивноГб анализа в учебной рисунке.

В.ходе проведённой работы достигнуты цель, решены поставленные задачи исследования. Внедрение исследуемого катода проведено В: практику рабом ЙЗберЙаасйого педагогического "училища, дай й ШШ ияайй ВЛОейййа» показав целесообразность её еспользован яя в целях повйшная йффективноств система преподавания академического рисунка на худахэстЕэнно-гргфяческах факультетах педЕНституюв и других художественных й худояеетввяно-пздагогя-ч'еских вузов.

Основные наложения диссертации отраяени в следующих публикациях:

1. Школы Аибе и Ходлоши; Из истории художественного обра-йования // Юнни художник. - £ 10. - 1988. - С. 26 - 30.

2. Конструктивный анализ обьёмных >£орм в учебном рисунке: Методические рекомендации.для студентов начальных курсов художественно-графических факультетов пединститутов. - X : 1]роиагейД98Э.-- 35 с.