Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Развитие конструктивно-пластического восприятия студентов на занятиях по скульптуре

Автореферат по педагогике на тему «Развитие конструктивно-пластического восприятия студентов на занятиях по скульптуре», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Автореферат
Автор научной работы
 Костенко, Виктор Ильич
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Омск
Год защиты
 2005
Специальность ВАК РФ
 13.00.02
Диссертация по педагогике на тему «Развитие конструктивно-пластического восприятия студентов на занятиях по скульптуре», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Диссертация

Автореферат диссертации по теме "Развитие конструктивно-пластического восприятия студентов на занятиях по скульптуре"

На правах рукописи

КОСТЕНКО Виктор Ильич

I

РАЗВИТИЕ КОНСТРУКТИВНО-ПЛАСТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО СКУЛЬПТУРЕ

13.00.02 - теория и методика обучения и воспитания (изобразительному искусству в общеобразовательной, средней профессиональной и высшей школе)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Омск - 2005

Работа выполнена в Омском государственном педагогическом университете

на кафедре рисунка

Научный руководитель - доктор педагогических наук,

профессор

Медведев Леонид Георгиевич

Официальные оппоненты: заслуженный деятель науки РФ,

академик Российской академии образования,

доктор педагогических наук,

профессор

Кузин Владимир Сергеевич;

кандидат педагогических наук, доцент

Сухарев Андрей Иванович

Ведущая организация - Новосибирский педагогический

государственный университет

Защита состоится 24 ноября 2005 года в 12.00 часов на заседании диссертационного совета К 212.177.01 в Омском государственном педагогическом университете по адресу: 644099, Омск, ул. Партизанская, 4-а, ауд. 414.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Омского государственного педагогического университета (644099, Омск, Набережная Тухачевского, 14).

Автореферат разослан « » октября 2005 года

гит!

3

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Для повышения уровня эстетического воспитания и творческого развития детей важное значение имеет проводимая реформа общеобразовательной и профессиональной школы, которая требует максимального использования возможностей каждого учебного предмета, и, прежде всего, изобразительного искусства, имеющего неограниченные возможности для творческой самореализации учащихся. Это обстоятельство требует квалифицированного преподавания предметов эстетического цикла во всех общеобразовательных и художественных школах.

Важнейшим условием профессиональной подготовки будущих учителей изобразительного искусства является необходимость формирования высококвалифицированного педагога, с ярко выраженным творческим потенциалом, с профессиональным восприятием и высоким уровнем изобразительных умений, что предполагает решение целого ряда тесно связанных между собой задач.

Поскольку именно учитель изобразительного искусства в школе призван развивать творческие способности учащихся, формировать их художественный и эстетический вкус, учить пониманию сущности творческого процесса, такому педагогу необходимо не только обладать знаниями, владеть ремесленными умениями и навыками, но и глубоко понимать специфику конструктивно-пластического восприятия, что является основой для творческого осмысления воспринимаемого.

В этом контексте курс скульптуры эффективно способствует развитию восприятия объемной формы, формированию конструктивно-пластического восприятия и мышления, творческой активности, а также эстетическому саморазвитию обучаемого. Трудно переоценить роль скульптуры в процессе развития конструктивно-пластического восприятия студентов и проникновения в сущность изображаемого объекта, поскольку все другие виды изобразительного искусства в какой-то степени обязательно присутствуют в объемной пластике.

Скульптура использует свои специфические изобразительные и выразительные возможности. И важнейшей задачей в процессе обучения является освоение этого пластического языка, основанного на развитом конструктивно-пластическом восприятии студентов.

Большое значение в процессе постижения пластического языка в скульптуре принадлежит процессу освоения изобразительных и выразительных возможностей различных скульптурных материалов, используемых при создании трехмерного произведения. Известно, что каждый скульптурный материал имеет свои определенные качества и обладает только ему присущими пластическими возможностями. Поэтому пластичность и выразительность изделия в скульптуре во многом связана с который своими свойствами, своей природной крас пени способст-

вует реализации замысла художника. Эти особенности отмечали многие выдающиеся скульпторы (А.Т. Матвеев, С.Т. Коненков, A.C. Голубкина, Г. Мур,

A. Бурдель, О. Роден и др.)

Вместе с тем, именно развитое конструктивно-пластическое восприятие позволяет выбрать художнику и наиболее оптимальный материал для реализации своего замысла. Рассматривая проблему развития конструктивно-пластического восприятия будущих художников-педагогов как важнейшее условие для продуктивной творческой деятельности, прежде всего, необходимо обеспечить целенаправленное наблюдение модели, с выполнением кратковременных набросков с различных точек зрения, что обеспечивает формирование конструктивно-пластического представления о модели и, в конечном итоге формирует полноценный замысел изображаемого, что является основой творческого процесса. Многие известные художники-практики большое значение придавали замыслу в процессе изображения и связывали его с успешным решением композиции произведения (В.А. Фаворский, Ю.М. Непринцев, С.А.Чуйков, Б.В. Иогансон, К.Ф. Юон, А.М. Лаптев, Е.А. Кибрик, A.A. Дейнека, Г.М. Манизер, H.H. Волков, Н.В. Томский, Н. Г. Козлов и др.)

В методической литературе по изобразительному искусству достаточно успешно исследуется проблема, связанная с формированием специальных умений и навыков изображения в рисунке, живописи, а также различные аспекты развития творческих способностей обучающихся и формирование композиционного и художественного мышления (H.H. Анисимов, Г.В. Беда,

B.П. Зинченко, А.И. Иконников, В.В. Корешков, B.C. Кузин, В.К. Лебед-ко, С.П. Ломов, Л.Г. Медведев, А.Е. Терентъев, H.H. Ростовцев, Г.Б. Смирнов, Н.М. Сокольникова, A.A. Унковский, A.C. Хворостов, Н.К. Шабанов, Е.В. Шорохов, А.П. Яшухин и др.).

Немногочисленные исследования по методике обучения скульптуре в значительной степени способствуют становлению научно обоснованной системы обучения студентов на занятиях по скульптуре. Так, М.Х. Бежанов, Н.С. Боголюбов, A.A. Ворохоб и A.A. Прицепа посвятили этому вопросу диссертационные работы. В частности, в исследовании A.A. Ворохоба большое внимание уделено формированию образно-пластического мышления у студентов художественно-графических факультетов средствами скульптуры при использовании различных материалов скульптуры; автор подчеркивает, что не используются огромные возможности скульптуры в деле формирования образно-пластического мышления в полной мере, нет и научно обоснованной системы методов преподавания скульптуры с переводом ее в пластические материалы. В этом исследовании научно обоснованы методические рекомендации для образного освоения трехмерного изображения, но проблема конструктивно-пластического восприятия по существу не затрагивалась. А. А Прищепа исследовал развитие восприятия и воспроизведения трехмерного объема средствами скульптуры малых форм изделий из керамики у студентов художественно-Графических факультетов.

В работе достаточно обстоятельно изложены принципы и методы обучения искусству керамики на художественно-графическом факультете, а также подчеркивается важность формирования чувства материала у студентов при работе над керамическими изделиями. И хотя в тексте диссертации были ссылки на необходимость конструктивно-пластического восприятия изделий малых форм, эта проблема не исследовалась.

Следует подчеркнуть, что психолого-физиологические аспекты развития восприятия пространства достаточно полно изучены многими известными учеными (Б.Г. Ананьев, Р. Арнхейм, Л.С. Выготский, Р. Грегори, A.B. Запорожец, В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, И.П. Сеченов, Д.Н. Узнадзе, М.С. Шехтер, А.Л. Ярбус и др.) и представляют ценный материал для методического анализа.

Вместе с тем, актуальность проблемы и недостаточная ее разработанность в методической специальной литературе определили основную задачу диссертационного исследования: выявление оптимальных методов обучения на занятиях по скульптуре, направленных на развитие конструктивно-пластического восприятия студентов.

Цель исследования состоит в том, чтобы на основании результатов анализа методической, искусствоведческой, педагогической, психологической литературы, экспериментальной работы сформулировать, научно обосновать и экспериментально проверить методику, способствующую эффективному развитию конструктивно-пластического восприятия студентов художественно-графических факультетов на занятиях по скульптуре.

Объект исследования: учебно-творческая деятельность студентов художественно-графических факультетов на занятиях по скульптуре.

Предметом исследования является методика обучения, способствующая эффективному развитию конструктивно-пластического восприятия студентов при изображении фигуры человека.

Гипотеза исследования: развитие конструктивно-пластического восприятия студентов художественно-графических факультетов на занятиях по скульптуре будет осуществляться достаточно эффективно, если:

- прежде всего, у студентов формировать первоначальный конструктивно-пластический замысел скульптурного изображения;

- активизировать поиск целенаправленного наблюдения предложенной модели;

- поэтапно осуществлять реализацию конструктивно-пластического замысла в материале.

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования необходимо было решить следующие задачи:

- выявить специфику конструктивно-пластического восприятия на занятиях по скульптуре;

- проанализировать принципы восприятия трехмерной формы в пространстве и раскрыть особенности ее изображения в скульптуре;

- определить взаимодействие выразительных и изобразительных возможностей различных материалов в процессе формирования конструктивно-пластического восприятия в скульптуре;

- обосновать возможные пути развития конструктивно-пластического восприятия студентов на старших курсах;

- разработать научно обоснованную методику обучения, включающую систему заданий и упражнений, обеспечивающих развитие конструктивно-пластического восприятия у студентов в процессе изображения фигуры человека;

- экспериментально проверить эффективность предложенной методики.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

- изучение, анализ и обобщение научно-методической и специальной литературы по проблеме исследования;

- изучение состояния преподавания скульптуры на художественно-графических факультетах педагогических и художественных вузов, в средних художественных учебных заведениях;

- анализ и оценка студенческих работ, полученных в процессе практической и экспериментальной работы;

- экспериментальная работа со студентами;

- обработка и обобщение результатов экспериментального исследования.

Научная новизна заключается в том, что:

- установлено, что процесс развития конструктивно-пластического восприятия наиболее эффективно проходит в условиях, когда процесс обучения начинается, прежде всего, с целенаправленного наблюдения модели, направленность на формирование конструктивно-пластического замысла, включающего в себя представление не только о трехмерных особенностях воспринимаемой модели, но и о законченной работе и основных этапах выполнения;

- установлена связь между процессом развития конструктивно-пластического восприятия студентов на занятиях по скульптуре и знанием пластических особенностей строения фигуры;

- выявлены педагогические условия, способствующие эффективному развитию конструктивно-пластического восприятия у студентов художественно-графических факультетов в процессе занятий скульптурой;

- разработана и экспериментально проверена научно обоснованная методика развития конструктивно-пластического восприятия у студентов на занятиях по скульптуре.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что решение проблемы развития конструктивно-пластического восприятия у студентов на занятиях скульптурой позволит эффективно активизировать творческую деятельность студентов, а также формировать эстетические принципы будущего художника-педагога.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования данной работы при обучении студентов в различных художественных учебных заведениях. Материалы исследования могут быть использованы для совершенствования рабочих программ, а также для разработки наглядных методических пособий по скульптуре для студентов художественно-графических факультетов педвузов.

Достоверность результатов исследования базируется на фундаментальных положениях философии, психологии исследующих процессы познания действительности и особенности художественного познания в скульптуре как специфичного вида изобразительного искусства. Подтверждается экспериментальной проверкой основных положений исследования, проведенного на художественно-графических факультетах педвузов, анализом исходных и конечных результатов исследования на основе обоснованных критериев.

Апробация исследования.

Основные выводы и результаты исследований докладывались и обсуждались на региональных научно-практических конференциях в Новосибирске, Магнитогорске, Омске, Чите на Всероссийских научно-практических конференциях в Чебоксарах, Краснодаре.

На защиту выносятся следующие положения:

Теоретическое обоснование особенностей конструктивно-пластического восприятия студентов на занятиях по скульптуре.

Критерии оценки конструктивно-пластического восприятия студентов на занятиях по скульптуре.

Педагогические условия, активизирующие конструктивно-пластическое восприятие студентов на занятиях по скульптуре.

Научно обоснованная и экспериментально проверенная методика развития конструктивно-пластического восприятия студентов на занятиях по скульптуре.

Объем, структура и содержание работы соответствуют логике диссертационного исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность исследуемой темы, определены объект, предмет, цель и задачи исследования, сформулирована гипотеза, раскрыта методология, конкретизированы методы и этапы исследования, охарактеризованы научная новизна и практическая значимость работы.

В первой главе «Специфика конструктивно-пластического восприятия в скульптуре», прежде всего, анализируются особенности восприятия объемных форм, логика и закономерности взаимодействия конструктивных и пластических основ в процессе лепки, а также критерии оценки конструктивно-пластического восприятия у студентов.

В психологической литературе (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, В.П. Зин-ченко, Б.Ф. Ломов, Д.Н. Узнадзе, П.М. Якобсон и др.) нередко рассматривают восприятие как процесс отражения предметов и явлений действительности в многообразии их свойств и сторон, которые непосредственно действуют на органы чувств, вместе с тем исследуют восприятие и как результат перцептивной деятельности объекта (Л.С. Выгодский, П.Я. Гальперин, A.B. Запорожец, И.П. Павлов, И.М. Сеченов и др.).

Непосредственное, «живое» созерцание предметов и явлений является первой ступенью познания, т.е. восприятие первоначально выступает как относительно простой акт непреднамеренного отражения той действительности, которая окружает человека. Но в процессе развития восприятие переходит в специфическую целенаправленную деятельность наблюдения, позволяющего с конкретной целью глубже проникнуть в мир воспринимаемых явлений.

Рассматривая восприятие как активный процесс выявления логики, сортировки и истолкования информации в воспринимаемом объекте, необходимо подчеркнуть, что здесь, в первую очередь, выявляются закономерности, которые часто связаны не только с конфигурацией, величиной или целостностью предмета, но также с опытом по отношению к данному объекту.

Стремление выявить упорядоченность и классифицировать воспринимаемое обусловлено, прежде всего, ограниченностью наших способностей к переработке информации. Внешний мир настолько разнообразен и богат в оттенках и деталях, что человек способен одновременно воспринимать лишь незначительную их часть, т.к. не может видеть объемный предмет одновременно со всех сторон. Однако опыт и накопленные представления помогают художнику узнать действительную форму предмета по виду той его части, которая к нему обращена.

В психологической литературе определены свойства, присущие визуальному восприятию, которое, являясь познавательным процессом, характеризуются рядом закономерностей, имеющих первостепенное значение для художника: предметностью, целостностью, осмысленностью, апперцепцией, избирательностью, константностью, категориальностью и обобщенностью (структурностью) (В.Д. Шадрикова).

На занятиях по изобразительному искусству, и в частности скульптурной лепкой, необходимо развивать у студентов, прежде всего, профессиональное восприятие, что предполагает необходимость конструктивно-пластического восприятия объекта изображения и изучение предметов с различных точек зрения. Поскольку каждое новое восприятие предмета ведет к дополнительному представлению о нем, Е.И. Игнатьев экспериментально доказал, что, чем больше в процессе восприятия предмета в мозгу человека будет отражено различных связей, тем полнее и убедительнее будут наши представления о данном предмете. Для большей полноты и убедительности

необходимо уметь увидеть закономерности, которые способствуют выявлению сути воспринимаемого и запоминанию воспринятого.

Процесс восприятия трехмерного предмета происходит на разных уровнях осознания, например: узнавание протекает достаточно быстро и, как правило, подсознательно. Развернутый длительный анализ с целью изображения объекта носит осознанный характер, длительный по времени и тесно связанный с мыслительной деятельностью.

Поэтому очень важно не просто поставить выразительную модель, но и акцентировать внимание на самых важных ее свойствах посредством выявления наиболее конструктивных плоскостей, составляющих объемную форму.

Психологические исследования убедительно доказывают связь восприятия с процессом познания. Например, выявлено, что в процессе восприятия, наряду с ощущениями, включается прошлый опыт в виде знаний, представлений.

Субъективным фактором активности восприятия на занятиях по скульптуре является наличие предшествующего изобразительного опыта, который позволяет целенаправленно выявлять наиболее информативные пространственные точки. При восприятии сложных объемных форм полученная информация соотносится с имеющимся изобразительным опытом, и происходит процесс выявления наиболее важных информативных данных о воспринимаемом объекте.

В академической скульптуре последовательность восприятия модели и формирования ее образа необходимо регулировать и процессами наблюдения и познания, и закономерностями построения объемной пластической формы. Пластический объем содержит оценки формы, величины, пластики и т. д. Психологи подчеркивают, что восприятие объемной формы и пространства не дается при рождении, а возникает и развивается в процессе жизни. Объемно-пространственное восприятие величины и формы предметов является главной и наиболее постоянной функцией органа зрения, определяя всю сложную работу взаимосвязанных механизмов зрительного аппарата.

В психологии выделены простые перцептивные действия, которые характерны для визуального восприятия и формируются при жизни человека. Известный психолог Б.Г. Ананьев к таким перцептивным действиям относит: измерительные - оценивающие величину воспринимаемого объекта; соизме-рительные - действия на сопоставление размеров нескольких воспринимаемых объектов; построительные - отвечающие за построение перцептивного образа; контрольные - направленные на сравнение возникшего образа с особенностями предмета; корригирующие - исправляющие ошибки в перцептивном образе; тонические (регуляторные) - поддерживающие необходимый уровень мышечного тонуса для осуществления процессов восприятия.

Все эти перцептивные действия в процессе практической деятельности человека развиваются и совершенствуются по мере накопления теоретиче-

ских знаний и жизненного опыта, что и обуславливает активность восприятия. Р. Арнхейм утверждает, что каждый акт визуального восприятия представляет собой активное изучение объекта, его визуальную оценку, отбор существенных черт, сопоставление их со следами памяти, их анализ и организацию в целостный визуальный образ.

Для того чтобы сформировать конструктивно-пластический образ, пригодный для скульптурного изображения, на уровне восприятия, необходимо существование перцептивной деятельности. У активного процесса восприятия есть свойства, определяющие его продуктивность. К ним относятся объем восприятия, быстрота и скорость восприятия, точность, полнота, надежность.

Художнику же при изучении модели приходится из множества альтернативных ее свойств осмысленно отбирать наиболее важные свойства и дополнять их художественным замыслом. Поэтому создание пластического скульптурного образа требует сформированное™ особого восприятия, способного различать конструктивно-пластическое строение и семантико-выразительные особенности оригинала. Условиями, обеспечивающими восприятие модели адекватно задачам изображения, являются выбор существенного, характерного, типического и индивидуального и умение декодировать внутренний мир воспринимаемой натуры по его внешним признакам. Особенности конструктивно-пластического восприятия необходимо рассматривать через специфику творческой деятельности, в которой они формируются и развиваются.

Специфика восприятия для изображения состоит в том, что отдельные свойства, качества воспринимаемого объекта действуют или одновременно, или последовательно, но «в любом случае раздражитель выступает в едином комплексе всех своих сторон и качеств и воспринимается как единое целое» (B.C. Кузин). В педагогической практике эту целостность восприятия необходимо формировать, так как это главное условие построения целостного скульптурного изображения.

Процесс практической реализации результатов восприятия предполагает оформление зрительных впечатлений средствами пластического скульптурного изображения, суть которой заключается в ее условности. Эта условность направляет восприятие художника на более дифференцированную пластическую характеристику восприятия модели.

Конструкция и пластика формы лежит в основе всех изобразительных искусств и является одним из средств выражения замысла. В скульптуре нет других возможностей выражения художественного замысла, кроме создания выразительной, объемно-конструктивной и пластической формы, что и позволяет проникать в глубь проблемы, т. е. определять особенности конструктивно-пластического языка и подтвердить предположение о том, что в скульптуре этот язык находит наиболее полное, яркое и самоценное выражение и, соответственно, что развитие конструктивно-пластического восприятия наиболее эффективно достигается в процессе освоения скульптуры.

Скульптура обладает собственным условным языком, зависимым от материала, который диктует художнику свои специфические требования и требует определенной меры художественного обобщения и абстрагирования.

Важнейшее место в станковой скульптуре занимает фигурная пластика. Отличительной чертой ее является образ конкретного человека, его состояние. В скульптурном изображении, как правило, конструктивно-пластический замысел формируется в некоем обобщенном виде. Основой, от которой замысел развивается и усложняется, является объемная пластическая конструкция, выражающая на знаковом уровне основную суть изображаемого.

Необходимо подчеркнуть, что художественная выразительность скульптуры это выразительность объемов, масс, составляющих живое целое и выражающих внутреннюю построенность, гармонию, динамизм и одухотворенность этого целого. При этом следует помнить, что «чувство объема» принадлежит к категории высокоразвитых эстетических чувств и вырабатывается сравнительно поздно.

Для скульптора замысел, какими бы он ни был, реализуется посредством пластики: напряженные или расслабленные мышцы, выгиб торса, опора на одну ногу или обе ноги - таков этот язык. Общий замысел здесь изображается многостепенно, проходя путь как бы двойного опосредования: через внутреннее состояние человека, которое, в свою очередь, отражается на внешнем положении его тела.

Пластический замысел есть нечто принципиально иное. Он не может ни присоединиться к изображению, ни сочетаться с ним на равных основаниях -он может только найти аналог, в изображаемых материальных явлениях. Однако возможна большая или меньшая мера эквивалентности. Вполне отвлеченные понятия могут быть выражены на языке скульптуры только ассоциативно, в этих случаях скульптура издавна прибегает к аллегории.

Рассматривая особенности пластического языка скульптуры, необходимо выделить два компонента, формирующих неповторимые, индивидуальные особенности этого вида искусства. Первым компонентом является замысел-представление о предстоящем изображении, который не может не влиять на процесс развития конструктивно-пластических основ восприятия у студентов в процессе лепки.

Вторым компонентом является материал и техника его воплощения, имеющие большое значение в создании пластического образа в скульптуре. Умение сформировать конструктивно-пластический замысел и реализовать его в соответствующем материале является важным показателем профессионализма скульптора. Известно, что материалы по-разному реагируют на прикосновения рук скульптора, неодинаково подчиняются его фантазии. Материал тогда дает желаемый результат и эффект, когда учитываются все его возможности в процессе формирования замысла.

H.H. Волков подчеркивает тесную взаимосвязь материала и творческого процесса: «Материал - первое опосредование творческого процесса. Он не только техническое ограничение. Художник «видит» будущее произведение в материале, в ходе восприятия (воображении) отбирает нужное по сущности образа и характеру материала...».

В художественно-техническом отношении каждый материал представляет комплекс свойств, пластических качеств и конструктивных возможностей, рассматриваемых художником в том объеме, в котором он используется в скульптуре. Это содержание материала, в него войдут, с одной стороны, физические свойства, воспринимаемые зрением и осязанием, с другой - его психическое воздействие, которое он производит на ассоциации, возбуждение соответствующих эмоций, влияние ритма органического материала, влияние сопротивления материала.

Из этого следует, что каждый скульптурный материал имеет свои качества и обладает только ему присущими возможностями. Одной из важных задач художника является наиболее полное выявление как конструктивно-пластических, так и декоративных особенностей материала.

Опираясь на структурный анализ формирования художественного произведения в скульптуре, мы пришли к выводу о том, что конструктивно-пластическое восприятие студентов возможно развивать в двух направлениях:

- в соответствующей деятельности, т. е. в создании скульптурной композиции;

- в соответствии с этапами творческого процесса, работая с натуры.

Вместе с тем проблема материала не исчерпывается поисками его созвучия объекту. Она глубже и сложнее. Ведь каждый материал имеет свои собственные закономерности - весовые, структурные, и фактурные и таит в себе нечто своеобразное, и это своеобразие должно отвечать внутреннему характеру замысла, а также и характеру самого объекта.

Для определения уровня развития конструктивно-пластического восприятия студентов на занятиях по скульптуре необходимо определить основные критерии оценки учебных и творческих работ.

При разработке критериев оценки студенческих работ мы опирались на концептуальные положения, изложенные в исследованиях H.H. Волкова, Г.В. Беды, В.В. Кореппсова, B.C. Кузина, H.H. Ростовцева, А.Е. Терентьева, В.П. Зинченко, А. Хворостов, Е.В. Шорохова, Л.Г. Медведева, Л.А. Ивахновой, В.К. Лебедко, С.П. Ломова и других авторов, которые в соответствии со своей проблематикой решали задачи оценки выполняемых практических работ. В тексте диссертации обосновываются конкретные критерии и показатели уровня конструктивно-пластического решения в скульптурных композициях. Подчеркивается, что скульптура использует закономерности изображения, разработанные по рисунку, композиции, проектированию и т. д., однако это не отрицает специфических творческих начал. Творчество на первоначальном

этапе проявляется, прежде всего, в самостоятельном решении выбора точки зрения, ракурса, организации процесса наблюдения и, наконец, в формировании конструктивно-пластического замысла изображения.

Таким образом, скульптура имеет свои специфические особенности обучения трехмерному восприятию и трехмерному преобразованию модели и, следовательно, необходимо учитывать следующие особенности изобразительной деятельности студентов на занятиях скульптурой: специфику конструктивно-пластического восприятия студентов; специфику формирования скульптурного представления; специфику познавательного процесса в изобразительной деятельности студентов, включающего в себя и программные требования по скульптуре к уровню знаний, умений и навыков, направленные на реализацию конструктивно-пластического замысла восприятия, образа представления.

Во второй главе «Развитие конструктивно-пластического восприятия студентов» анализируются типичные ошибки студентов при лепке объемных тел, принципы развития конструктивно-пластического восприятия студентов, а также обосновывается и методика развития конструктивно-пластического восприятия студентов при изображении фигуры (формирующий эксперимент).

В констатирующем эксперименте ставилась задача, прежде всего, выявить исходный уровень подготовки студентов конструктивно-пластического • восприятия модели и выяснить, в какой степени у них развиты отдельные формы познания, которые в совокупности определяют общий уровень развития восприятия для лепки. С этой целью был проведен ряд экспериментов на художественно-графических факультетах, которые подробно описаны в тексте диссертации.

Обобщая итоги проведенного констатирующего эксперимента, следует отметить следующие наиболее типичные пробелы в работе над скульптурной композицией: возможности анализа натурных постановок и изобразительных действий студентами используются не в полной мере; у большинства студентов недостаточно развито целостное восприятие натуры и не формируется конструктивно-пластическое представление о модели; в основной массе работ не передаются характерные пластическая форма и объемно-пространственная конструкция, манера поворота и силуэта изображаемого; студенты не выявляют существенные черты модели, схватывают в основном случайные черты, увлекаются передачей эффектных, но второстепенных деталей; восприятие модели и изображения проводится по частям, студенты не умеют постоянно целостно и последовательно воспринимать, понимание необходимости целенаправленного наблюдения у них не сформировано.

Результаты констатирующего эксперимента подтверждают необходимость в процессе обучения, прежде всего, развивать конструктивно-пластическое восприятие студентов.

На художественно-графическом факультете обучение скульптуре необходимо строить на таких же научных основаниях, как и обучение, точным дисциплинам. Однако практика показывает, что научная база обучения не всегда уживается с творческим процессом в работе студентов.

В методике обучения изобразительному искусству есть две области, которые развиваются в процессе изобразительной деятельности область техники, или ремесла искусства, и область творческая. Точное разграничение этих областей почти немыслимо, поскольку построение объемно-пространственной конструктивной формы, перспектива, анатомия, технический и технологический процесс - это вопросы ремесла.

Для успешного изображения студенту мало усвоить теоретические положения и аналитические характеристики, а необходимо, наряду с требованиями аналитического порядка, добиваться взаимодействия мысли, эмоции, специальных умений владения изобразительным материалом.

Воспринимая сложный образ человека как объект для лепки, художник мысленно упрощает себе «технический» процесс реализации этого образа в определенном материале, вследствие чего у него сохраняется необходимый запас активности для работы над передачей выразительной характеристики модели. Если скульптор ввдит конечную цель своей работы в раскрытии конструктивно-пластического строя модели, то подобные умозрительные «упрощения» не уведут его от цельного представления, как модели, так и становящейся скульптуры.

Существует две проблемы в создании скульптурной композиции вокруг которых группируются все остальные практические проблемы. Это - вопросы конструкции и пластики объемной формы.

Кроме того, при воплощении конструктивно-пластических явлений в скульптурном материале закономерности натуры переводятся на язык закономерностей и явлений данного материала. Из всего этого следует, что творчество художника в области пластики рождается из углубленного проникновения в сложные, бесконечные связи и закономерности, а также и обратно: на приобретенном опыте в создании системы закономерностей и связей в явлении, задуманном художником.

Понятия конструкция и пластическая композиция могут быть поставлены рядом. Конструкция в известном отношении может быть означена как конструктивно-пластическая композиция.

Методика обучения искусству лепки в базируется на следующем представлении о последовательности этапов становления скульптурного этюда фигуры человека.

Прежде всего, скульптору необходимо формировать первоначальный конструктивно-пластический замысел композиции. В него могут бьггь включены: задачи постановки, композиционные варианты, ритмический порядок, пластическое решение и т. д. Импульсом к правильному формированию за-

Такой анализ вызывает у студентов определенную идею решения. Развиваясь далее, замысел включает в себя конструктивно-пластическую форму. На этом этапе существенную роль играет выбор материала, сочетаемый с разнообразием приемов лепки. Словесный анализ вызывает потребность определенной логической последовательности в формировании скульптурного этюда, когда четко представляются основные этапы работы, общие пропорциональные и объемные отношения, средства выражения. Тем не менее, в основе создания скульптурного этюда лежит взаимодействие восприятия модели и восприятия становящейся скульптуры, а также, соответственно, взаимодействие представления о натуре (задаче изображения) с представлением о конструктивно-пластических особенностях модели.

Основная задача в каждой учебной постановке заключается в том, чтобы при реализации конструктивно-пластического замысла в процессе восприятия модели и скульптурного изображения открывать соответствующие ему приемы и методы, способствующие решению поставленной задачи.

Конечной целью развития конструктивно-пластического восприятия на занятиях по скульптуре является развитие творческих способностей (в широком понимании значения обучения искусству скульптуры), в рамках же собственно-художественного воспитания - свободное владение техникой скульптуры, композицией для воплощения замысла в соответствующую материальную форму. Исходя из такого понимания учебной скульптуры и будет стро-" иться наша методическая работа.

Конструктивно-пластическая скульптура решает конфликты плоскости и пространства, конфликты планов, конфликт предмета и пространства, света и объема, симметрии и асимметрии, равновесия и неустойчивости, объема и контура, наконец, - формы и содержания. Поэтому и методическая задача заключается в том, чтобы подводить восприятие студентов к осознанию необходимости решения этих конфликтов в динамике от простого к сложному.

Основным принципом обучения скульптуре является исследовательская деятельность, сущность которой обусловлена ее функциями: во-первых, она формирует творческую активность; во-вторых, организует последовательное усвоение знаний, т. е. эффективно содействует применению известных знаний, приобретенных на ранних этапах обучения, для решения новых изобразительных задач, а в результате такого решения появляется возможность добывать новые; в-третьих, обеспечивает овладение методами научного и художественного познания в процессе изобразительной деятельности, т. е. получение конкретных знаний о художественной выразительности материала и разработке конструктивно-пластического замысла в авторской композиции.

Главная цель предлагаемой нами методики - выявление специфических особенностей обучения студентов, определение пластических особенностей материала и составление конструктивно-пластической композиции, направленной на реализацию замысла в скульптуре. Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач на занятиях скульптурой: обеспечить на

занятиях самостоятельные целенаправленные наблюдения, конструктивно-пластическое восприятие и анализ модели, в процессе которого усвоение новых знаний о взаимодействии конструкции и пластики осуществляется как субъективное открытие студента с помощью преподавателя; научить выявлять конструктивно-пластическую суть модели на основе совершенствования наблюдений внешнего облика человека, ассоциативного мышления и изучения пластического строения; сформировать у студентов способности выстраивать некоторые аналогии и закономерности развития формы; научить использовать изобразительные и выразительные возможности конструкции и пластики для передачи конструктивно-пластического замысла; развивать умения и навыки работы с различными материалами в разных техниках.

В ходе формирующего эксперимента ставились следующие задачи: проверка целесообразности взаимосвязи наблюдения и конструктивно-пластического восприятия в процессе формировании замысла; проверка последовательной реализации конструктивно-пластического замысла в материале; выявление степени взаимодействия между аналитическими знаниями пластической анатомии и развитием конструктивно-пластического восприятия; изучение факторов, воздействующих на изменение отношения студентов к учебной работе.

По результатам формирующего эксперимента сделаны следующие выводы:

- исследовательский метод предполагает готовность студентов к целостному решению проблемной задачи, к самостоятельному прохождению необходимых его этапов;

- основным методом обучения изобразительной деятельности является исследовательский метод, который формирует изобразительную деятельность, организует творческое усвоение знаний и обеспечивает овладение методами научного и художественного познания в процессе изобразительной деятельности, т. е. получение конкретных знаний о композиционной выразительности и разработке конструктивно-пластического замысла в авторской композиции;

- поставленные задачи решаются посредством специальных кратковременных упражнений, которые направлены на анализ конструктивно-пластических форм, выявление их эмоционального воздействия и составление композиций с заданным эффектом;

- практические упражнения направлены на активизацию наблюдения студентов в процессе изображения формирования целостного замысла и на методически последовательную организацию конструктивно-пластического восприятия натуры и изображения, анализа и выявления конструктивно-пластических закономерностей и особенностей модели до решения композиционных задач;

- в содержание учебной скульптуры нами включены обязательные практические приемы работы с материалом, направленные на более углубленное

ские приемы работы с материалом, направленные на более углубленное изучение и обеспечивающие грамотное решение разнообразных учебно-творческих задач;

- в результате проведенной работы заметно активизировалась творческая познавательная деятельность студентов, усилилась положительная мотивация учения, повысился познавательный интерес к предмету «скульптура»;

- реализация конструктивно-пластического замысла в материале происходит в тесном взаимодействии процесса сличения этого образа с моделью на совершенно новом уровне восприятия, обогащенного образами представления, воображения. Решение же технических задач неизбежно приведет к перестройке и уточнению восприятия, которое требует все более совершенного художественного воплощения.

Таким образом, разработанная методика ориентирует студентов на творческое применение знаний и умений в разнообразных условиях, активизирует самостоятельную творческую деятельность студентов.

В заключении диссертации сформулированы основные выводы и подведены итоги результатов исследования.

Результаты исследования могут широко использоваться в учебном процессе педагогических вузов, художественных училищ, детских художественных школ, где проблема обучения скульптуре, а также активизации творческой деятельности обучаемых стоит весьма остро.

В приложении представлены иллюстрации учебных заданий студентов, выполненные в период экспериментальной работы.

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях:

1. Костенко В.И. Практическое использование некоторых видов учебных наглядных пособий в обучении рисунку на художественно-графическом факультете // Проблемы развития творческих способностей учащихся, студентов на занятиях по изобразительному искусству: Сб. науч. трудов. -Омск: Изд-во ОмГПУ, 1996. - С. 40.

2. Костенко В.И. Программы по дисциплине «Скульптура» // Учебно-методический комплекс по изобразительному искусству. / - Омск: Изд-во ОмГПУ, 1996. - С. 47. (в соавт.).

3. Костенко В.И. Некоторые особенности композиционного поиска в скульптуре малой пластики // Проблемы композиции на занятиях по изобразительному искусству: Сб. науч. трудов. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 1998. - С. 37.

4. Костенко В.И. Повышение эффективности восприятия конструктивных и пластических особенностей строения фигуры человека. Краткосрочные скульптурные этюды // Научно-методические основы обучения изобразительному искусству: Межвузов, сб. науч. трудов. - Омск: Изд-во ОмГПУ,

5. Костенко В.И. Использование компьютерных технологий в композиционном поиске средового проектирования // Вопросы композиции на занятиях по изобразительному искусству: Межвузов, сб. науч. Трудов. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2003. - С. 97.

6. Костенко В.И. Развитие межпредметных связей общепрофессиональных дисциплин в системе высшего художественного образования // Материалы международного научного семинара-секции V Всероссийской научной конференции, посвященной 10-летию Сибирского филиала Российского института культурологии МК РФ (Омск, 23-28 июня 2003 г.) - Омск: Изд-во ОмГПУ, ООО «Издательский дом "Наука"», 2003. - С. 168.

7. Костенко В.И. Художественное образование и персональный компьютер // Сб. науч. трудов Омского музея изобразительных искусств

им. М.А. Врубеля / Науч. Ред. А.Н. Гуменюк. - Омск: Изд-во ООМИИ им. М.А. Врубеля, 2004. - С. 113.

Подписано в печать 20.10.05 Формат 60x84/16 Бумага офсетная Усл. печ. л. 1,5 Объем 1,0 пл. Способ печати - оперативный Заказ № 84 Тираж 100

Издательство ОмГПУ, 644099, Омск, наб. Тухачевского, 14, к. 254.

Щ39 90

РНБ Русский фонд

2006-4 22782

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Костенко, Виктор Ильич, 2005 год

Введение.

Глава 1. СПЕЦИФИКА КОНСТРУКТИВНО-ПЛАСТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ В СКУЛЬПТУРЕ

1.1. Особенности восприятия объемных форм.

1.2. Взаимодействие конструктивных и пластических основ в процессе лепки.

1.3. Критерии оценки конструктивно-пластического восприятия у студентов.

Глава 2. РАЗВИТИЕ КОНСТРУКТИВНО-ПЛАСТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ СТУДЕНТОВ

2.1. Типичные ошибки студентов при лепке объемных тел констатирующий эксперимент).

2.2. Принципы развития конструктивно-пластического восприятия студентов.

2.3. Методика развития конструктивно-пластического восприятия студентов при изображении фигуры (формирующий эксперимент).

Введение диссертации по педагогике, на тему "Развитие конструктивно-пластического восприятия студентов на занятиях по скульптуре"

Актуальность исследования. Для повышения уровня эстетического воспитания и творческого развития детей важное значение имеет проводимая реформа общеобразовательной и профессиональной школы, которая требует максимального использования возможностей каждого учебного предмета, и, прежде всего, изобразительного искусства, имеющего неограниченные возможности для творческой самореализации учащихся. Это обстоятельство требует квалифицированного преподавания предметов эстетического цикла во всех общеобразовательных и художественных школах.

Важнейшим условием профессиональной подготовки будущих учителей изобразительного искусства является необходимость формирования высококвалифицированного педагога, с ярко выраженным творческим потенциалом, с профессиональным восприятием и высоким уровнем изобразительных умений, что дредполагает решение целого ряда тесно связанных между собой задач.

В этом контексте курс скульптуры эффективно способствует развитию восприятия объемной формы, формированию конструктивно-пластического восприятия и мышления, творческой активности, а также эстетическому саморазвитию обучаемого. Трудно переоценить роль скульптуры в процессе развития конструктивно-пластического восприятия студентов и проникновения в сущность изображаемого объекта, поскольку все другие виды изобразительного искусства в какой-то степени обязательно присутствуют в объемной пластике.

Наиболее трудным и важным в процессе освоения искусства скульптуры является развитие конструктивно-пластического восприятия, которое определяет дальнейшее профессиональное и творческое становление будущего учителя.

Поскольку именно учитель изобразительного искусства в школе призван развивать творческие способности учащихся, формировать их художественный и эстетический вкус, учить пониманию сущности творческого процесса, такому педагогу необходимо не только обладать знаниями, владеть ремесленными умениями и навыками, но и глубоко понимать специфику конструктивно-пластического восприятия, что является основой для творческого осмысления воспринимаемого.

Скульптура использует свои специфические изобразительные и выразительные возможности. И важнейшей задачей в процессе обучения является освоение этого пластического языка, основанного на развитом конструктивно-пластическом восприятии студентов.

Большое значение в процессе постижения пластического языка в скульптуре принадлежит процессу освоения изобразительных и выразительных возможностей различных скульптурных материалов, используемых при создании трехмерного произведения. Известно, что каждый скульптурный материал имеет свои определенные качества и обладает только ему присущими пластическими возможностями. Поэтому пластичность и выразительность изделия в скульптуре во многом связана с избранным материалом, который своими свойствами, своей природной красотой в значительной степени способствует реализации замысла художника. Это особенно отмечали многие выдающиеся скульпторы (А.Т. Матвеев, С.Т. Коненков, А.С. Голубкина, Г. Мур, А. Бурдель, О. Роден и др.)

Вместе с тем, именно развитое конструктивно-пластическое восприятие позволяет выбрать художнику и наиболее оптимальный материал для реализации своего замысла. Рассматривая проблему развития конструктивно-пластического восприятия будущих художников-педагогов, как важнейшее условие для продуктивной творческой деятельности, прежде всего, необходимо обеспечить целенаправленное наблюдение модели, с выполнением кратковременных набросков с различных точек зрения, что обеспечивает формирование конструктивно-пластического представления о модели и, в конечном итоге формирует полноценный замысел изображаемого, что является основой творческого процесса. Многие известные художники-практики большое значение придавали замыслу в процессе изображения и связывали его с успешным решением композиции произведения (В.А. Фаворский, Ю.М. Непринцев, С.А. Чуйков, Б.В. Иогансон, К.Ф. Юон, A.M. Лаптев, Е.А. Кибрик,

A.А. Дейнека, Г.М. Манизер, Ю.М. Непринцев, Н.Н. Волков, Н.В. Томский, Н.Г. Козлов и др.).

В методической литературе по изобразительному искусству достаточно успешно исследуется проблема, связанная с формированием специальных умений и навыков изображения в рисунке, живописи, а также различные аспекты развития творческих способностей обучающихся и формирование композиционного и художественного мышления (Н.Н. Анисимов, Г.В. Беда,

B.П. Зинченко, А.И. Иконников, В.В.Корешков, B.C. Кузин, В.К. Лебедко,

C.П. Ломов, Л.Г. Медведев, А.Е. Терентьев, Н.Н. Ростовцев, Г.Б. Смирнов, Н.М. Сокольникова, А.А. Унковский, А.С. Хворостов, Н.К. Шабанов, Е.В. Шорохов, А.П. Яшухин и др.).

Немногочисленные исследования по методике обучения скульптуре в значительной степени способствуют становлению научно обоснованной системы обучения студентов на занятиях по скульптуре. Так, М.Х. Бежанов,

Н.С. Боголюбов, А.А. Ворохоб и А.А. Прищепа посвятили этому вопросу диссертационные работы. В частности, в исследовании А.А. Ворохоба'боль-шое внимание уделено формированию образно-пластического мышления у студентов художественно-графических факультетов средствами скульптуры при использовании различных материалов скульптуры; автор подчеркивает, что огромные возможности скульптуры в деле формирования образно-пластического мышления не используются в полной мере, нет научно обоснованной системы методов преподавания скульптуры с переводом ее в пластические материалы. А.А. Прищепа исследовал развитие восприятия и воспроизведения трехмерного объема средствами скульптуры малых форм изделий из керамики у студентов художественно-графических факультетов. В работе достаточно обстоятельно изложены принципы и методы обучения искусству керамики на художественно-графическом факультете, а также подчеркивается важность формирования чувства материала у студентов при работе над керамическими изделиями. И хотя в тексте диссертации были ссылки на необходимость конструктивно-пластического восприятия изделий малых форм, эта проблема не исследовалась.

Следует подчеркнуть, что психолого-физиологические аспекты развития восприятия пространства достаточно полно изучены многими известными учеными (Б.Г. Ананьев, Р. Арнхейм, Л.С. Выготский, Р. Грегори, А.В. Запорожец, В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, И.П. Сеченов, Д.Н. Узнадзе, М.С. Шехтер, А.Л. Ярбус, и др.) и представляют ценный материал для методического анализа.

Вместе с тем, актуальность проблемы и недостаточная ее разработанность в методической специальной литературе определили основную задачу диссертационного исследования: выявление оптимальных методов обучения на занятиях по скульптуре, направленных на развитие конструктивно-пластического восприятия студентов.

Цель исследования состоит в том, чтобы на основании результатов анализа методической, искусствоведческой, педагогической, психологической литературы, экспериментальной работы сформулировать, научно обосновать и экспериментально проверить основные методы, способствующие эффективному развитию конструктивно-пластического восприятия студентов художественно-графических факультетов на занятиях по скульптуре.

Объект исследования: учебно-творческая деятельность студентов художественно-графических факультетов на занятиях по скульптуре.

Предметом исследования являются методы обучения, способствующие эффективному развитию конструктивно-пластического восприятия студентов при изображении фигуры человека.

Гипотеза исследования: развитие конструктивно-пластического восприятия студентов художественно-графического факультета на занятиях по скульптуре будет осуществляться достаточно эффективно, если: прежде всего, у студентов формировать первоначальный конструктивно-пластический замысел скульптурного изображения; активизировать поиск целенаправленного наблюдения предложенной модели;

- поэтапно осуществлять реализацию замысла в материале.

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования необходимо было решить следующие задачи:

- выявить специфику конструктивно-пластического восприятия на занятиях по скульптуре; проанализировать принципы восприятия трехмерной формы в пространстве и раскрыть особенности ее изображения в скульптуре;

- определить взаимодействие выразительных и изобразительных возможностей различных материалов в процессе формирования конструктивно-пластического восприятия в скульптуре; обосновать возможные пути развития конструктивно-пластического восприятия студентов на старших курсах;

- разработать научно обоснованную методику обучения, включающую систему заданий и упражнений, обеспечивающих развитие конструктивно-пластического восприятия у студентов в процессе изображения фигуры человека;

- экспериментально проверить эффективность предложенной методики.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: изучение, анализ и обобщение научно-методической и специальной литературы по проблеме исследования; изучение состояния преподавания скульптуры на художественно-графических факультетах педагогических и художественных вузов, в средних художественных учебных заведениях;

- анализ и оценка студенческих работ, полученных в процессе практической и экспериментальной работы; экспериментальная работа со студентами; обработка и обобщение результатов экспериментального исследования.

Научная новизна заключается в том, что: установлено, что процесс развития конструктивно-пластического восприятия наиболее эффективно проходит в условиях, когда процесс обучения начинается, прежде всего, с целенаправленного наблюдения модели, направленность на формирование конструктивно-пластического замысла, включающего в себя представление не только о трехмерных особенностях воспринимаемой модели, но и о законченной работе и основных этапах выполнения; установлена связь между процессом развития конструктивно-пластического восприятия студентов на занятиях по скульптуре и знанием пластических особенностей строения фигуры; выявлены педагогические условия, способствующие эффективному развитию конструктивно-пластических способностей у студентов художественно-графических факультетов в процессе занятий скульптурой; разработана и экспериментально проверена научно-обоснованная методика развития конструктивно-пластического восприятия студентов на занятиях по скульптуре.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что решение проблемы развития конструктивно-пластического восприятия студентов на занятиях скульптурой позволит эффективно активизировать творческую деятельность студентов, а также формировать эстетические принципы будущего художника-педагога.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования данной работы при обучении студентов в различных художественных учебных заведениях. Материалы исследования могут быть использованы для совершенствования рабочих программ, а также для разработки наглядных методических пособий по скульптуре для студентов художественно-графических факультетов педвузов. наглядных методических пособий по скульптуре для студентов художественно-графических факультетов педвузов.

Достоверность результатов исследования базируется на фундаментальных положениях философии, психологии, исследующих процессы познания действительности и особенности художественного познания в скульптуре как специфичного вида изобразительного искусства. Подтверждается экспериментальной проверкой основных положений исследования, проведенного на художественно-графических факультетах педвузов, анализом исходных и конечных результатов исследования на основе обоснованных критериев.

Апробация исследования

Основные выводы и результаты исследований докладывались и обсуждались на региональных научно-практических конференциях в Новосибирске, Магнитогорске, Омске, Чите, на Всероссийских конференциях вЧебок-сарах, Краснодаре.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Теоретическое обоснование особенностей конструктивно-пластического восприятия студентов на занятиях по скульптуре.

2. Критерии оценки конструктивно-пластического восприятия студентов на занятиях по скульптуре.

3. Педагогические условия, активизирующие конструктивно-пластическое восприятие студентов на занятиях по скульптуре.

4. Научно обоснованная и экспериментально проверенная методика развития конструктивно-пластического восприятия студентов на занятиях по скульптуре.

Объем, структура и содержание работы соответствуют логике диссертационного исследования. Диссертация включает в себя 146 страниц текста и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"

Результаты исследования могут широко использоваться в учебном процессе педагогических вузов, художественных училищ, детских художественных школ, где проблема обучения скульптуре, а также активизации творческой деятельности обучаемых стоит весьма остро.

Заключение

Теоретический анализ философских исследований по проблемам художественного познания, психологических исследований по проблемам конструктивно-пластического восприятия, анализ эмпирических педагогических находок в методике изобразительного искусства, собственные опытно-исследовательские работы привели нас к следующим выводам:

- конструктивно-пластическое восприятие — динамический процесс, складывающийся из ощущений, восприятия, понятий, представлений; конструктивно-пластическое восприятие — это способность человеческого познания отражать действительность в наглядно-образной форме, что является свойством всякой развитой личности. Суть конструктивно-пластического восприятия не в простом воспроизведении скульптурного изображения, а в оперировании художественными средствами в зависимости от конкретной задачи.

Формирование конструктивно-пластического восприятия начинается с решения системы вопросов, а затем - управления процессом восприятия, что дает возможность получить образ модели во всей его внутренней противоречивости. Поэтому на уровне восприятия анализ натуры выступает и в виде еще не решенных противоречий, и как анализ изобразительного материала.

Высшим уровнем восприятия, как показывают психологические исследования, является сравнение, сопоставление, которое представляет собой единство сенсорных и индивидуальных процессов. Оно же служит основой мышления. Поэтому метод сопоставления является действенным стимулом активизации образного мышления. Отличительной чертой замысла является то, что это в определенной степени обобщенный образ, в котором совмещаются определенные знания о модели, схватывается суть явлений. Поэтому при изображении одни признаки «затушевываются», другие подчеркиваются, но сохраняются конструктивно-пластические точки модели, определяющие ее строение. Следовательно, вполне правомерно считать замысел основой творческого процесса.

В процессе изображения сформированный замысел, в свою очередь, оказывает влияние на динамику восприятия, служит «мысленным эталоном» в сложном процессе реализации замысла в соответствующую материальную форму. Это в конечном итоге обеспечивает повышение точности и наглядности восприятия. Гностические действия являются важнейшим компонентом формирования замысла-представления.

Для формирования полноценного представления об изображаемом необходимо длительное, целенаправленное наблюдение предложенной модели, изучение ее с возможных точек зрения с обязательным выполнением кратковременных зарисовок и этюдов. Замысел может формироваться достаточно полно только в процессе фиксации первоначального впечатления, что оказывает решающее влияние на восприятие модели с новых позиций.

Исходя из понимания активно-отражательной природы человеческого познания, мы находим, что конструктивно-пластическое восприятие не ограничивается лишь выяснением рациональной стороны процесса лепки, оно обязательно включает в себя чувственно-эмоциональную оценку.

Методическая задача при изображении фигуры человека заключается в том, чтобы подводить мышление студентов к осознанию необходимости восприятия «невидимых» конфликтов в композиционной скульптуре - (плоскости и пространства, планов, предмета и пространства, света и объема, симметрии и асимметрии, равновесия и неустойчивости, контура, формы и содержания).

Особенность успешного скульптурного изображения фшуры заключается в том, что необходимо проводить аналогии с уже познанными принципами изображения объемной формы, изученными на простых предметах. В этюде эти основополагающие принципы могут явно не прочитываться, однако мысленное сопоставление сложной пластики по характерным признакам дает выход на формирование целостного конструктивно-пластического представления о фигуре в целом.

В связи с более глубоким (конструктивно-пластическим) пониманием специфики скульптуры меняется и отношение студентов к изобразительной деятельности. Нарушаются и ломаются старые представления, новые еще не успевают закрепиться, а потому в этот период возможно некоторое несоответствие между восприятием и техническим исполнением. Именно в это время необходимо максимально повысить интенсивность педагогических воздействий, направленных на образно-эмоциональное освоение натурных постановок. Осмысленное восприятие поднимает технические компоненты учебной скульптуры на более высокий уровень развития.

Педагогическое руководство в этот период будет заключаться в следующем:

1. Подборе и постановке эмоционально-выразительной модели.

2. Формировании четкого замысла-представления о модели посредством словесно-образного анализа, конструктивно-пластического восприятия, активизации педагогических установок.

3. Педагогических воздействиях (проблемная ситуация, личный показ, поощрение и т. д.) для поддержки необходимого эмоционального фона.

4. Поэтапных оценках для указания студенту наиболее слабого звена в его изобразительном процессе.

5. Итоговой оценке скульптуры, учитывающей, прежде всего, соотнесенность изобразительных действий с поставленной задачей.

6. Ориентации студентов на создание посильного выразительного слепка.

Исследование возможностей развития конструктивно-пластического восприятия в процессе обучения скульптуры является частью многогранной проблемы творческого развития студентов. Однако выявлению методов развития конструктивно-пластического восприятия мы придаем первостепенное значение потому, что уровень конструктивно-пластического освоения воспринимаемого определяет степень эстетического отношения к предметам, является важнейшим компонентом творческого саморазвития будущего учителя изобразительного искусства в школе.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Костенко, Виктор Ильич, Омск

1. Ананьев Б.Г. Восприятие пространства и времени // Материалы симпозиума / Отв. ред. Б.Г. Ананьев, Э.Ш. Айрапетьянц. М.: Наука, 1969. - 135 с.

2. Андреев A.JT. Место искусства в познании мира. — М.: Политиздат, 1980. -135 с.

3. Андреев A.JI. Художественный образ и гносеологическая специфика искусства. М.: Наука, 1981. - 167 с.

4. Антонов П.Н., Кочергин А.Н. Диалектическая логика и моделирование творческого мышления // Диалектика научного познания. М.: Наука, 1966. -166 с.

5. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие / Сокр. пер. с англ. В.П. Шес-такова. М.: Прогресс, 1974. - 392 с.

6. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства / Пер. с англ. М.: Прометей, 1994.-352 с.

7. Архангельский С.И. О моделировании и методике обработки данных педагогического эксперимента. — М.: Знание, 1974. — 48 с.

8. Асмолов А.Г. Деятельность и установка. М.: МГУ, 1979. - 151 с.

9. Базальянц С.В. Художник, пространство, среда. М.: Сов. художник, 1983. —239 с.

10. Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание. Опыт исследования на материале пространственных искусств. М.: Нов. Москва, 1925. —240 с.

11. Баммес Г. Изображение фигуры человека. Пособие для художников, преподавателей и учащихся / Пер. с нем. Берлин: Фольк унд виссен, 1984. - 336 с.

12. Барабанщиков В.А. Динамика зрительного восприятия / Отв. ред. Б.Ф. Ломов АН СССР, Институт психологии. М.: Наука, 1990. - 238 с.

13. Беда Г.В. Цветовые отношения и колорит. — М.: Просвещение, 1963.

14. Бескин Н.М. Изображение пространственных фигур. М.: Наука, 1971. - 80 с.

15. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2002. - 320 с.

16. Борев Ю.Б. Эстетика. 4-е изд., доп. - М.: Политиздат, 1988. - 496 е.: ил.

17. Величковский Б.М., Зинченко В.П., Лурия А.Р. Психология восприятия. -М.: Изд-во МГУ, 1973. 246 с.

18. Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. М.: Изд-во МГУ, 1982.-336 с.

19. Венгер JI.A. Восприятие и обучение. М.: Просвещение, 1969. - 365 с.

20. Вересотская К.И. Зрительное восприятие изображений предметов // Восприятие и изображение / Под ред. Е.И. Игнатьева. М.: Знание, 1963. - С. 93 - 123.

21. Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства. — 2-е изд., испр. и доп. М.: Изобразит, искусство, 1985. - 288 с.

22. Волков Н.Н. Мысли об искусстве. М.: Советский художник, 1973. -140 с.

23. Волков Н.Н. Восприятие предмета и рисунка. — М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1950.-508 с.

24. Волошинов А.В. Математика и искусство. М.: Просвещение, 1967. - 323 с.

25. Волошинов А.В. Математика и искусство. Книга для тех, кто не только любит математику или искусство, но и желает задуматься о природе прекрасного и красоте науки. 2-е изд., дораб. и доп. - М.: Просвещение, 2000. - 399 е.: ил.

26. Восприятие. Механизмы и модели / Пер. с англ. Л.Я. Белопольского и Ю.И. Лашкевича. Под ред. и с предисл. Н.Ю. Алексеенко. М.: Мир, 1974. -368 е.: ил.

27. Вудвортс Р.С. Зрительное восприятие глубины // Хрестоматия по ощущению и восприятию. М.: Изд-во МГУ, 1976. - С. 302-345.

28. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Педагогика, 1968. - 576 с.

29. Гальперин П.Я. Введение в психологию. М.: Изд-во МГУ, 1976. - 147 с.

30. Ганзен В.А. Восприятие целостных объектов. Л.: Изд-во ЛГУ, 1974. - 152 с.

31. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Инф.метод. материалы к курсу «Общ. психология»: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1986. - 272 е.: ил.

32. Гибсон Дж., Гибсон Э. Перцептивное ощущение дифференциация или обогащение? Хрестоматия по ощущениям и восприятию. — М.: Изд-во МГУ, 1975.

33. Гинзбург И. Чистяков П.П. и его педагогическая система. М.; JL: Искусство, 1940.-200 с.

34. Глезер В.Д. Механизмы опознания зрительных образов. М.; Л.: Наука (Ленинград, отделение), 1966. - 204 с.

35. Глезер В.Д. Зрение и мышление / Российская АН, Институт физиологии им. И.П. Павлова. 2-е изд., испр. и доп. - СПб.: Наука. СПб. изд. фирма, 1993.-283 с.

36. Голубкина А.С. Несколько слов о ремесле скульптора. М.; - Советский художник, 1963.

37. Горощенко Г.Т. Основные законы композиции в изобразительном искусстве. -М.: Москов. полиграф, ин-т, 1961.-48 с.

38. Грегори Р.Л. Разумный глаз / Пер. с англ. А.И. Когана. М.: Мир, 1972. -209 с.

39. Грегори Р.Л. Глаз и мозг. Психология зрительного восприятия / Предисл. и общ. ред. А.Р. Лурия и В.П. Зинченко. Пер. с англ. А.И. Когана. М.: Прогресс, 1970.-271 с.

40. Громкова М.Т. Педагогические основы образования взрослых. М.: Изд-во МСХА, 1993.- 164 с.

41. Громов Е.С. Природа художественного творчества: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1986. - 239 с.

42. Гунина Е.В. Пространственные планы как средство передачи смысловых связей в тематических рисунках младших школьников: Дис. канд. пед. наук. -М., 2000.-183 е.: ил.

43. Гусев Ю.А. Познание и творчество: Логико-гносеологические проблемы художественного творчества. Минск: Университетское, 1987. - 253 с.

44. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. Опыт теоретических и экспериментальных психологических исследований. М.: Педагогика, 1986. - 240 с.

45. Даниэль С.М. Искусство видеть: О творческих способностях восприятия, о языке линий и красок и о воспитании зрителя. JI.: Искусство, 1990. - 223 с.

46. Движение глаз и зрительное восприятие / Под ред. Б.Ф. Ломова, Н.Ю. Вер-гилеса, А.А. Митькина. М.: Наука, 1978. - 277 с.

47. Дьюи Дж. Психология и педагогика мышления / Пер. с англ. Н.М. Никольской; под ред. Н.Д. Виноградова. -М.: Совершенство, 1997. -204 с.

48. Заир-Бек Е.С. Основы педагогического проектирования: Учеб. пособие для студентов педагогического бакалавриата, педагогов-практиков. СПб.: Просвещение, 1995. - 234 с.

49. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2 т. Т. 1 - М.: Педагогика, 1986.-320 с.

50. Зинченко В.П., Вергилес Н.Ю. Формирование зрительного образа. М.: Наука, 1969-358 с.

51. Ивахнова Л.А. Диагностические методики в экспериментальной работе по совершенствованию профессиональной подготовки художника-педагога // Вестник АГУ им. Абая, сер. «Психолого-педагогические науки»», № 2 (2). -Алматы, 1999. С. 7-20.

52. Ивахнова Л.А. Научные основы подготовки учителя изобразительного искусства к конструированию содержания учебных предметов: Автореф. дис. . д-рапед. наук. -М.: МГПУ, 1996.-36 с.

53. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. М.: Учпедгиз, 1961.

54. Иогансон Б.В. Молодым художникам о живописи. М.: Знание, 1959.

55. Кардовский Д.Н. Об искусстве. М.: Изд-во Академии художеств СССР, 1960.-340 с.

56. Картавцева О.Д. Педагогические условия интенсивного обучения изобразительной грамоте: Дис. канд. пед. наук. Ростов н/Д, 1992. - 212 е.: ил.

57. Катханова Ю.Ф. Развитие творческих способностей школьников и студентов художественно-графического факультета в графической деятельности: Дис. д-ра пед. наук. М., 1999. - 452 с.

58. Катц Ю.И. Вопросы композиции в учебном рисунке // Вопросы художественного образования. Вып. 22. Л.: Изд-во Академии художеств СССР, 1978. -С. 58-75.

59. Кибрик Е.А, Искусство и художник. М.: Молод, гвардия, 1959. - 65 с.

60. Кибрик Е.А. Об искусстве и художниках. М.: Изд-во Академии художеств СССР, 1961.-312 с.

61. Киреенко В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности. — М.: Педагогика, 1959. — 112 с.

62. Климов Е.А. Общая психология. Общеобразовательный курс: Учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. - 511 с.

63. Козляков А.Я. Проблемы объемной формы в учебном рисунке: Дис. канд. пед. наук. М., 1997. - 225 с.

64. Коненков С.Т. Слово к молодым. М.: Молодая гвардия, 1958. - 120 с.

65. Кузин B.C. Вопросы изобразительного творчества. М.: Просвещение, 1971. -144 с.

66. Кузин B.C. Психология. Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: АГАР, 1997.-304 с.

67. Кузин B.C. Формирование пространственного представления средствами изобразительного искусства // Нач. школа. 1968. - № 2. - С. 65-68.

68. Кузин B.C. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе. Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М.: АГАР, 1998. - 336 е., ил.

69. Лантери Э. Лепка. М.: Академия художеств СССР, 1963. - 336 с.

70. Лебедева С.Д. Сара Лебедева. Альбом / Сост. М.В. Алпатов, Н.Н. Дубовиц-кая, И.Л. Слоним, Т. Б. Мантурова. М.: Советский художник, 1973.

71. Лебедко В.К. Пространственные представления в творческом развитии художника-педагога: Дис. . д-ра пед. наук. М., 1994. -411 с.

72. Левитес Д.Г. Практика обучения: Современные образовательные технологии. М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998.-288 с.

73. А.Д. Зрительное восприятие пространства. М.: МГУ, 1981. - 224 с.

74. Логвиненко А.Д. Психология восприятия. М.: МГУ, 1987.

75. Логвиненко Лурия А.Р. Ощущение и восприятие: Материалы к курсу лекций по общей психологии. М.: МГУ, 1975. - 110 с.

76. Ломов Б.Ф. Человек и техника. М.: Наука, 1966. - 93 с.

77. Марков М.Е. Об эстетической деятельности. Некоторые закономерности процессов восприятия искусства и художественного творчества. — М.: ВТО, 1957.-168 с.

78. Макарова М.Н. Перспектива: Учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Изобразительное искусство». М.: Акад. проект, 2002. — 512 с.

79. Матвеев А.Т. Александр Матвеев. Альбом. / Сост. Е.Б. Мурина. М.: Советский художник, 1979. - 384 с.

80. Медведев Л.Г. Формирование художественного графического образа на занятиях по рисунку: Учеб. пособие для студентов худож.-граф. факультета пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1986. - 159 с.

81. Мигунов А.С. Искусство и процесс познания. М.: Изд-во МГУ, 1986. - 126 с.

82. Михайлова А. А. О художественной условности. М.: Мысль, 1970. - 300 с.

83. Надирашвили Ш.А. Психологическая природа восприятия (с позиции теории установки). Тбилиси: Изд. Мецниерета, 1976. - 256 с.

84. Научно-теоретическая и художественная подготовка учителей рисования, черчения и труда: Межвузов, сб. науч. трудов. Уфа: Б111И, 1988. - 168 с.

85. Непомнящий В.М., Смирнов Г.Б. Практическое применение правил перспективы в станковой картине. М.: Просвещение, 1978. - 119 с.

86. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования / Сост. Е.И. Рогов. М.: ВЛАДОС, 1995. - 448 с.

87. Органова О.Н. Специфика эстетического восприятия. М.: Высш. школа, 1975.-76 с.

88. Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д.Б. Богоявленской. М.: Молодая гвардия, 1997. - 416 с.

89. Павлов И.П. Полное собрание сочинений: В 6 т. — М.; Д.: Изд-во АН СССР, 1952.Т. 4.-367с.

90. Павлинов П.Я. Для тех, кто рисует. М.: Советский художник, 1965. 70 с.

91. Познавательные процессы и способности в обучении: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / В.Д. Шадрикова, Н.П. Анисимова, Е.Н. Корнеева и др.; под ред. В.Д. Шадрикова. М.: Просвещение, 1990. - 142 с.

92. Познавательные процессы: ощущение, восприятие. Сб. ст. // НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР; под ред. А.В. Запорожца. М.: Педагогика, 1982. - 336 с.

93. Проблемы композиции на занятиях по изобразительному искусству // Межвузов. сб. науч. трудов / Под ред. Л.Г. Медведева. — Омск: Изд-во ОмГПУ, 1998. -184 с.

94. Проблемы художественного образования: Межвузов, сб. научных трудов / Под ред. Л.Г. Медведева. Омск: Изд-во ОмГПУ, 1997. - 107 с.

95. Психологический словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошев-ского. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Политиздат, 1990. - 494 с.

96. Ратничин В.М. Перспектива. Киев: Вища школа, 1982. - 232 с

97. Раушенбах Б.В. Геометрия картины и зрительное восприятие. СПб.: Азбука - классика, 2001. - 320 с.

98. Ростовцев Н.Н. Очерки по истории методов преподавания рисунка: Учеб. пособие. М.: Изобраз. искусство, 1983. - 288 с.

99. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: Учебник для студентов худож.-граф. факультетов пед. ин-тов. 3-е изд., доп. и перераб. - М.: АГАР, 2000. - 256 с.

100. Ростовцев Н.Н., Терентьев А.Е. Развитие творческих способностей на занятиях рисованием: Учеб. пособие для студентов худож.-граф. факультетов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1987. - 176 с.

101. Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии: В 2 т.- М.: Педагогика, 1989. Т. 1.-488 с.

102. Руубер Г.О. О визуальном восприятии элементарных форм: Дис. канд. искусствоведения. М., 1971. - 381 с.

103. Савостьянов Е.И. Изобразительность и выразительность в искусстве. — М.: Изобраз. искусство, 1970.-247 с.

104. Савостьянов Е.И. Единство познания и творчества в искусстве. — М.: Изобраз. искусство, 1977. 311 с.

105. Сеченов И.П. Избранные произведения / Ред. и послесл. Х.С. Коштоянца. Т. 1. М.: Изд-во АН СССР, 1956. - 942 с.

106. Соколов В.Н. Лепка фигуры. М.: Академия художеств СССР, 1962. -140 с.

107. Теодору X. Перспектива. Бухарест: Меридиане, 1964. - 605 е.: ил.

108. Третьяков П.И., Сенновский И.Б. Технология модульного обучения в школе: Практико-ориентированная монография / Под ред. П.И. Третьякова. — М.: Нов. школа, 1997. 352 с.

109. Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки. -Тбилиси: АН Груз. ССР, 1961. -210 с.

110. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. М.: Наука, 1966. - 235 с.

111. Учебно-методический комплекс по изобразительному искусству / Под ред. д-ра пед. наук, проф. Л.Г. Медведева. Омск: Изд-во ОмГПУ, 1996. - 96 с.

112. Фаворский В.А. Воспоминания современников. Письма художников. Стенограммы выступлений / Сост. и прим. Г.А. Зигянской и Е.С. Левитина. -М.: Книга, 1991.-384 с.

113. Федоров М.В. Рисунок и перспектива. М.: Просвещение, 1960. - 63 с.

114. Хартридж Г. Современные успехи физиологии зрения / Под ред. и предисл. Г.Д. Смирнова. М.: Иностран. литература, 1952. - 326 с.

115. Хогарт У. Анализ красоты / Пер. с англ. Вступ. ст. и примеч. М.П. Алексеева. 2-е изд., испр. и доп. - JL: Искусство, 1987. - 254 с.

116. Храпченко М.Б. Художественное творчество, действительность, человек. М.: Сов. писатель, 1976. - 368 с.

117. Художественное восприятие / Под ред. Б.С. Мейлаха. J1.: Наука, Ленинград, отд-ние, 1971. — 387 с.

118. Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2001. 544 е.: ил.

119. Чистяков П.П. Письма, записные книжки, воспоминания. М.: Искусство, 1953.-590 с.

120. Шадрикова В.Д. Познавательные процессы и способности в обучении. — М.: Просвещение, 1990. 178 с.

121. Шорохов Е.В. Основы композиции: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2109 «Черчение, рисование и труд» М.: Просвещение, 1979.-303 с.

122. Шорохов Е.В. Композиция: Учебник для студентов худож.-граф. факультетов пед. ин-тов. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1986. -207 с.

123. Шорохов Е.В. Теоретические и методические основы композиции как учебного предмета в системе художественно-педагогического образования: Автрореф. дис. д-ра пед. наук. М., 1988. - 32 с.

124. Щербаков А.В. Композиция в работе с натуры // Художник. 1971. -№ 1. - С. 57-60; № 2. - С. 57-59.

125. Эдварде Б. Откройте в себе художника / Пер. с англ. П.А. Самсонов. -Минск: ООО «Попурри», 2000. 240 е.: ил.

126. Эйдлин В.И. Формирование восприятия художественного произведения // Вопросы психологии. 1984. -№ 1. - С. 41-50.

127. Эсаулов А.Ф. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов. М.: Высшая школа, 1982.

128. Эстетические ценности предметно-пространственной среды / А.В. Иконников, М.С. Каган, В.Р. Пилипенко и др. Под общ. ред. А.В. Иконникова; ВНИИ техн. эстетики. М.: Стройиздат, 1990. - 335 с.

129. Юцявичене П.А. Теория и практика модульного обучения. Каунас, 1989.-271 с.

130. Якиманская И.С. Развитие пространственного мышления (школьников). М.: Педагогика, 1980. - 240 с.

131. Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. М.: Искусство, 1964. - 86 с.

132. Ярбус A.JL Роль движения глаз в процессе зрения. М.: Наука, 1965. -166 с.

133. Bammes G. Der nackte Mensch. VEB Verlag der kunst, Dresden, 1982. -474 c.