автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Развитие пространственного мышления студентов художественных факультетов педвузов на занятиях скульптурой
- Автор научной работы
- Пилипер, Алексей Вячеславович
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 2008
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.02
Автореферат диссертации по теме "Развитие пространственного мышления студентов художественных факультетов педвузов на занятиях скульптурой"
На правах рукописи
ПИЛИПЕР Алексей Вячеславович
РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ФАКУЛЬТЕТОВ ПЕДВУЗОВ НА ЗАНЯТИЯХ СКУЛЬПТУРОЙ
13.00.02 - теория и методика обучения и воспитания (изобразительное искусство)
АВТОРЕФЕРАТ диссертация на соискание ученой стеиени кандидат педагогических наук
0мск-2008
003453142
Работа выполнена на кафедре рисунка ГОУ ВПО «Московский государственный областной университет»
Научный руководитель: кандидат педагогических наук, профессор
Мезенцева Юлия Ивановна
Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор
Игнатьев Сергей Евгеньевич;
кандидат педагогических наук, доцент Костенко Виктор Ильич
Ведущая организация: Магнитогорский государственный
университет
Зашита состоится 5 декабря 2008 г. в 13.00 часов на заседании диссертационного совета К 212.177.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата педагогических наук при Омском государственном педагогическом университете по адресу: 644099, Омск, ул. Партизанская, 4а, ауд. 414.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Омского государственного педагогического университета (644099, Омск, Набережная Тухачевского, 14).
Автореферат разослан 5 ноября 2008 г.
Ученый секретарь диссертационного совета
А. И. Сухарев
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования обусловлена необходимостью подготовки высококвалифицированных учителей изобразительного искусства, владеющих эффективными методами преподавания, а в частности развитием пространственного мышления у студентов педагогических вузов на занятиях скульптуры.
На современном этапе модернизации системы художественного образования в России большое значение приобретает проблема совершенствования профессиональной подготовки художника-педагога, который должен быть сформирован как развитая, творческая личность и подготовлен к деятельности, обеспечивающей не только обучение школьников, но и их интеллектуальное развитие.
В этой связи необходимо отметить, что составляющей частью интеллекта является пространственное мышление, сформированность которого служит непременным условием успешности изобразительной деятельности. Высокий уровень пространственного .мышления у художника-педагога является необходимым условием для решения профессиональных задач.
Сегодня активно ведутся поиски новых путей совершенствования методики преподавания специальных художественных дисциплин, направленных на повышение профессионального мастерства художников-педагогов, развития у специалистов пространственного мышления.
Актуальность данной проблемы.
В настоящее время в педвузах большое внимание уделяется развитию творческого мышления будущих педагогов, где ведущее место занимает пространственное мышление, которое входит в число значимых общепрофессиональных компетенций в подготовке художника-педагога.
Особая роль в развитии пространственного мышления будущих художников-педагогов отводится занятиям по скульптуре. Скульптура обладает большей наглядностью в передаче пространства, чем другие виды изобразительного творчества. Основным средством организации пространства в скульптуре является трехмерный объем. Уровень выполнения скульптурных композиций зависит от способности объемно-пространственно мыслить.
Проблема развития мышления, в том числе творческого, рассматривалась в науке многими специалистами: философами, психологами, педагогами. Так, в общем плане мышление человека исследовали Б. Г. Ананьев, Л. С. Выгодский, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Н. Ф. Талызина, Г. И. Щукина, Д. Б. Элькошш.
Достаточно подробно различные аспекты мышления исследованы и раскрыты на теоретическом уровне в трудах отечественных педагогов: Ю. К. Бабанского. Б. П. Есипова, И. Я. Лернера, Н. Л. Лошка-ревой, М. Н. Шардакова. М. Н. Скаткина, В. А. Сластенина. Т. Н. Ша-мовой и др.; зарубежных психологов и педагогов: Б. Блума, Ф. Зей-ферта, И. Ломпшера, Ж. Пиаже, Д. Хамблина, Н. Н. Поддьякова, Ф. Н. Шемякина.
Большой вклад в исследование вопроса о понятии и структуре пространственного мышления внесли: Г. Д. Глейзер, Е. Н. Кабанова-Меллер, И. Я Каплунович, В. А. Крутецкий, Е. Ф. Рыбалко, В. С. Сто-летнев, И. С. Якиманская.
Основополагающими в определении основных направлений развития содержания учебных дисциплин художественного цикла и методики их преподавания в вузе явились для нас труды А. О. Барща, Г. В. Беда. Н. Н. Волкова, Л. А. Ивахновой, С. Е. Игнатьева, А. И. Иконникова, В. С. Кузина. В. К. Лебедко, С. II. Ломова, Л. Г. Медведева, Н. Н. Ростовцева, Б. Г. Смирнова, А. С. Хворостова, Н. К. Шабанова, Е. В. Шорохова.
В целях раскрытия вопросов теории создания скульптурного произведения, эстетической ценности и специфики художественной деятельности в области скульптуры рассматривались труды К. Браски, Ч. С. Боголюбова, В. А. Ватагина, Н. Механика, Н. В. Одноралова.
Между тем анализ психолого-педагогической и методической литературы показал, что, несмотря на важность обозначенной задачи, проблеме развития пространственного мышления в системе художественного факультета уделено недостаточно должного внимания. Об этом свидетельствуют те трудности в создании образов и оперирование ими, которые испытывают студенты высших учебных заведений при решении учебных и художественно-творческих задач.
Исследование данного вопроса профессиональной подготовки будущих художников-педагогов в условиях высшей школы позволило выявить противоречие между необходимостью овладения пространственным мышлением на высоком уровне и недостаточным его развитием в рамках предлаг аемой программы по скульптуре.
Обозначенное противоречие определило проблему исследования, а именно: каковы должны быть организационно-педагогические условия и средства развития пространственного мышления у студентов педвузов на занятиях скульптурой.
Вышесказанное определило тему нашего исследования «Развитие пространственного мышления у студентов художественных факультетов педвузов на занятиях скульптурой», где особое внимание мы уде-
лили разработке эффективной системы заданий, направленных на оптимальное развитие пространственного мышления у студентов художественных факультетов.
Цель исследования заключается в научном обосновании, разработке и экспериментальной проверке, методики развития пространственного мышления у студентов художественных факультетов педагогических вузов в процессе обучения скульптуре.
Объект исследования - процесс обучения скульптуре студентов в системе высшего художественно-педагогического образования.
Предмет исследования - педагогические условия и методы развития пространственного мышления у студентов художественных факультетов педвузов на занятиях скульптурой.
Гипотеза исследования: развитие пространственного мышления у студентов художественных факультетов педвузов на занятиях скульптурой будет наиболее эффективным, если:
1) учитываются особенности и взаимовлияние процессов развития пространственного мышления и обучения скульптуре;
2) применяется комплекс специальных программно- и учебно-методических материалов, материально-технического обеспечения, способствующих развитию пространственного мышления на занятиях по скульптуре;
3) процесс обучения скульптуре строится на основе разработанной модели развития пространственного мышления;
4) создаются условия для повышения уровня компетентности преподавателей в развитии пространственного мышления у студентов.
Задачи исследования:
1. Выявить и проанализировать базовые философские, психологические и педагогические основания для решения проблемы развития пространственного мышления.
2. Выявить особенности развития пространственного мышления средствами скульптуры.
3. Определить и научно обосновать систему организационно-педагогических условий эффективного развития пространственного мышления у студентов художественных факультетов педвузов.
4. Разработать и обосновать организационно-содержательную модель развития пространственного мышления с учетом особенностей обучения скульптуре.
5. Осуществить экспериментальную проверку эффективности разработанной методики развития пространственного мышления на занятиях скульптурой на основе модели.
Методологическую и теоретическую основу данного исследования составили труды по теории развития личности (А. В. Асмолов,
Б. Г. Ананьев, Л. В. Выготский, А. Н. Леонтьев Д. И. Фельфутеини др.); по развитию мышления (В. В. Давыдов, Е. Н. Кабанова-Меллер, И. Я. Лернер, С. Л. Рубинштейн, М. Н. Скаткин, И. Я. Якиманская и др.); по исследованию проблем теории и методики обучения изобразительному искусству (Е. И. Игнатьев, В. С. Кузин, В. В. Корешков, В. К. Лебедко, С. П. Ломов, Н. Н. Ростовцев, А. С. Хворостов, Е. В. Шорохов и др.); по введению новых государственных стандартов (В. И. Байденко, Э. Ф. Зеер, И. А. Зимняя А. А. Кузнецов, Н. Д. Никан-дров и др.).
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
1) •теоретический анализ философской, социально-педагогической, психолого-педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме;
2) изучение нормативно-программной документации (учебных планов, программ, пособий);
3) теоретический и эмпирический методы: наблюдение, сравнение, обобщение, систематизация, моделирование, анализ продуктов творческой деятельности студентов, анкетирование, диагностика и т. д.;
4) педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий. контрольный), анализ и обобщение результатов.
Опытно-экспериментальной базой исследования служил Московский государственный областной университет, Курский государственный областной университет.
Этапы исследования:
Первый этап (2002 г.) - поисковый. Изучалась и анализировалась научно-теоретическая, методическая и искусствоведческая литература по проблеме исследования; проводился анализ и обобщение опыта работы педвузов, определялись недостатки в организации процесса обучения скульптуре и их причины.
Второй этап (2003-2005 гг.) - констатирующий. Выявлялись организационно-педагогические условия эффективной организации процесса развития пространственного мышления средствами скульптуры; проводилось анкетирование, наблюдение за процессом работы над скульптурными произведениями; анализировались готовые работы учащихся; теоретически выявлялись показатели, характеризующие уровень развития пространственного мышления студентов; разрабатывалась методика развития пространственного мышления средствами скульптуры; осуществлялся констатирующий эксперимент.
Третий этап (2006-2007 гг.) - формирующий. Экспериментально проверялась методика развития пространственного мышления студентов и влияние скульптуры на процесс его развития; реализовывалась
теоретически разработанная модель и комплекс педагогических условий; проводился формирующий эксперимент.
Четвертый этап (2008 г.) - контрольный. Проводилось сравнение полученных результатов в ходе констатирующего и формирующего экспериментов; анализировались, обобщались результаты исследования; формулировались выводы; оформлялись результаты исследования.
Научная новизна исследования состоит в том, что:
1. Выявлены особенности и методические возможности эффективного формирования развития пространственного мышления средствами скульптуры (более свободное оперирование пространственными свойствами и отношениями в трех измерениях; вариативность использования скульптурных материалов; оперирование пространственными образами, основанными на преобразовании наглядной основы путем мысленного вращения, перемещения, трансформации, перегруппировки и т. д.).
2. Определены и научно обоснованы организационно-педагогические условия эффективного развития пространственного мышления у студентов художественных факультетов педагогических вузов применительно к особенностям обучения скульптуре (использование специально разработанного комплекса программно- и учебно-методических материалов, ориентированных на развитие пространственного мышления; расширение дидактических возможностей средств наглядности за счет применения художественно-компьютерной графики; построение учебного процесса в соответствии с моделью развития пространственного мышления; готовность и способность преподавателей (компетентность) к организации процесса развития пространственного мышления).
3. Разработана и обоснована оптимальная организационно-содержательная модель развития пространственного мышления у студентов художественных факультетов педвузов средствами скульптуры, включающая следующие блоки: цель, психолого-педагогические основы, задачи, условия, методы, критерии, уровни.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что разработана оптимальная организационно-содержательная модель организации учебного процесса по эффективному развитию пространственного мышления применительно к специфике скульптуры.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные учебно-методические материалы, учебная программа «Педагогические основы развития пространственного мышления студентов средствами скульптуры» и полученные результаты могут быть использованы в практике преподавания скульптуры в вузах, техникумах, колледжах педагогического профиля, при разработке учебных программ для учителей изобразительного искусства.
Обоснованность н достоверность полученных теоретических и экспериментальных результатов исследования и научных выводов обеспечивались совокупностью методологических и теоретических положений, подтвержденных практикой, комплексными методами исследования, адекватных его объекту, целям и задачам, длительным характером эксперимента, воспроизводимостью результатов и использованием знаний и умений по скульптуре, а также всесторонним качественным и количественным анализом результатов эксперимента, апробацией и внедрением основных положений исследования в педагогическую практику.
Апробация и внедрение результатов исследования в практику осуществлялась нами в ходе работы на художественно-графическом факультете Московского и Курского государственных областных университетах.
Материалы исследования этапы эксперимента и его результаты докладывались и проходили обсуждения на заседаниях кафедры теории и методики преподавания изобразительного искусства а также кафедры рисунка Московского государственного областного университета. Основные положения исследования отражены в публикациях: статьях, тезисах докладов на конференциях, методических рекомендациях.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Организационно-педагогические условия эффективного развития пространственного мышления у студентов в процессе обучения скульптуре:
-учебно-мегодическое и программное обеспечение (методические рекомендации, система специальных заданий, учебная программа);
-применение средств наглядности на основе художественно-компьютерной графики, позволяющей расширить методические возможности трехмерного моделирования и проектирования пространства на занятиях скульптурой;
- построение учебного процесса на основе модели развития пространственного мышления у студентов, специализирующихся по направлению «Скульптура»;
-дополнительная подготовка преподавателей в целях повышения уровня компетентности но развитию пространственного мышления у студентов.
2. Организационно-содержательная модель процесса эффективного развития пространственного мышления у студентов в системе художественно-педагогического образования, построенная на основе выделенных особенностей обучения скульптуре, организационно-педагогических условий и критериев оценки их эффективности.
Структура и объем диссертации: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается актуальность проблемы исследования, определяется цель, объект и предмет, выдвигается гипотеза, определяются задачи исследования, отмечается научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы, раскрываются положения, выносимые на защиту, приводятся сведения об апробации и внедрении результатов исследования.
В первой главе «Психолого-педагогическне основы развития пространственного мышления у студентов художественных факультетов педвузов» проанализированы научные материалы по философии, психологии, педагогике в контексте проблемы исследования, выявляются основные психологические процессы, лежащие в основе мышления.
Проблема развития мышления поднималась в науке разными специалистами: философами, психологами, педагогами. Так, в общем плане мышление человека исследовали А. В. Асмолов, Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов. А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Н. Ф. Талызина, Г. И. Щукина, Д. И. Фельфутейн, Д. Б. Эльконин.
Достаточно подробно различные аспекты мышления исследованы и раскрыты на теоретическом уровне в трудах отечественных педагогов: Ю. К. Бабанского, Б. П. Есипова, И. Я. Лернера, Н. Л. Лошка-ревой, М. Н. Шардакова, М. Н. Скаткина, В. А. Сластенина, Т. Н. Ша-мовой, П. А. Хроменкова и др.; зарубежных психологов и педагогов: Б. Блума, Ф. Зейферта, И. Ломпшера, Ж. Пиаже, Д. Хамблина, Н. Н. Ноддьякова, Ф. Н. Шемякина.
Большой вклад в исследование вопроса о понятии и структуре пространственного мышления внесли: Г. Д. Глейзер, Е. Н. Кабанова-Меллер, И. Я Каплунович, В. А. Крутецкий, Ж. Пиаже, Е. Ф. Рыбалко, В. С. Столетнев, И. С. Якиманская.
В целях раскрытия вопросов теории создания скульптурного произведения, эстетической ценности и специфики художественной деятельности в области скульптуры, в диссертации привлекались труды К. Браски, Ч. С. Боголюбова, В. А. Ватагина, Н. Механика, Н. В. Одно-ралова.
Между тем анализ психолого-педагогической и методической литературы показал, что, несмотря на важность обозначенной задачи, проблеме развития пространственного мышления не уделено должного
внимания. Об этом свидетельствуют те трудности в создании образов и оперирование ими, которые испытывают учащиеся высших учебных заведений при решении учебных и художественно-творческих задач.
В связи с этим выявлены особенности и методические возможности развития пространственного мышления средствами скульптуры (более свободное оперирование пространственными свойствами и отношениями в трех измерениях; вариативность использования скульптурных материалов; оперирование пространственными образами, основанными на преобразовании наглядной основы путем мысленного вращения, перемещения, трансформации, перегруппировки и т. д.).
Определены и научно обоснованы организационно-педагогические условия эффективного развития пространственного мышления у студентов художественных факультетов педагогических вузов применительно к особенностям обучения скульптуре (использование специально разработанного комплекса программно- и учебно-методических материалов, ориентированных на развитие пространственного мышления; расширение дидактических возможностей средств наглядности за счет применения художественно-компьютерной графики; построение учебного процесса в соответствии с моделью развития пространственного мышления; готовность и способность преподавателей (компетентность) к организации процесса развития пространственного мышления).
Являясь разновидностью образного мышления, пространственное мышление сохраняет все его основные черты и в то же время существенно от него отличается. В процессе оперирования образами происходит их видоизменение в требуемом направлении. Образы здесь являются исходным материалом, основной оперативной единицей и результатом мыслительного процесса.
Это оперирование обеспечивается деятельностью представления, которая опирается на восприятие реальных объектов или их графических изображений.
Создание образов обеспечивает накопление представлений, которые по отношению к мышлению являются исходной базой, необходимым условием его осуществления.
Пространственное мышление есть такое психологическое образование, которое формируется в различных видах деятельности (практической и теоретической). Для его развития большое значение имеют продуктивные формы деятельности: практические задания по рисунку и скульптуре. В ходе овладения ими целенаправленно формируются умения представлять в пространстве результаты своих действий и воплощать их в рисунке, пластической модели, мысленно видоизменять их и создавать на эюй основе новые в соответствии с созданным обра-
зом (замыслом), планировать результаты своего труда, а также основные этапы его осуществления.
Особую роль в развитии пространственного мышления играют пластические (пространственные) искусства. Это виды искусства, произведения которых существуют в пространстве, не изменяясь и не развиваясь во времени; имеют предметный характер; выполняются путем обработки вещественного материала; воспринимаются зрителями непосредственно и визуально.
Скульптура, в отличие от других пространственных искусств, имеет наибольшую зависимость от материала в процессе воплощения пластического замысла.
Таким образом, большое значение в процессе постижения образно-пластического и пространственного языка в скульптуре принадлежит процессу освоения пластических материалов, используемых при создании скульптурных произведений. Каждый скульптурный материал имеет свои качества и обладает только ему присущими возможностями. Поэтому образное и пространственное решение в скульптуре во многом связано с избранным материалом, который раскрывает собственные свойства, свою природную красоту.
Расширяются и усложняются при этом формы наглядности. В качестве наглядного материала используются сочетания реальных (объемных) предметов, объектов и их плоскостное изображение (рисунки, наброски от руки и т. п.).
Успех обучения (в частности, развития пространственного мышления) зависит не только от мастерства преподавателя, но и от подготовленности учащихся: внимании, памяти, активности, волевого напряжения, мыслительных операций, а также от желания учащихся заниматься этим видом деятельности. Здесь немаловажную роль играет формирование положительной мотивации.
Мы считаем, необходимым рассмотреть возможность включения в учебный процесс на занятиях по скульптуре нового современного средства наглядности - мультимедиа.
В таком виде искусства, как скульптура, использование современной компьютерной техники становится не только желательным, но и жизненно необходимым так как позволяет расширить базу наглядных пособий. Главным недостатком всех имеющихся репродукций и слайд-программ по скульптуре является невозможность показа специфики этого вида изобразительного искусства - искусства соотношения объемов в пространстве. Такую возможность может дать только трехмерное изображение на экране монитора, моделирующее реальные пространственные соотношения.
Разработка соответствующих заданий на основе классификации различных видов изображений и типов их преобразований способство-
вало бы правильному и более раннему усвоению учащимися основополагающих понятий о пространстве и его элементах и играло бы большую роль в развитии пространственного мышления учащихся.
Во второй главе «Методика развития пространственного мышления у студентов художественных факультетов педвуза на занятиях скульптурой» выстраивается организационно-содержательная модель развития пространственного мышления у студентов педвуза, которая включает в себя: цель, задачи, условия, методы, критерии и уровни развития пространственного мышления студентов средствами скульптуры. Глава носит экспериментально-доказательный характер и посвящена разработке эффективной методике развития пространственного мышления у студентов художественных факультетов педвуза.
Результаты развития пространственного мышления студентов средствами скульптуры условно можно разделить на две категории:
- соответствие результата работы критериям и требованиям задания: масштабность, соблюдение пропорций, соответствие натуре, эскизу или модели, пластика линий, компоновка пропорции масс, перспектива, динамика композиции, соответствие творческому замыслу, соблюдение всех стадий выполнения в том или ином материале;
- развитие способностей и характеристик личности. Такими характеристиками могут быть: способность видеть и выделять проблему, уровень познавательной мотивации, творческой активности, наличие и выраженность авторской позиции.
Применение модели в образовательном процессе привело к созданию экспериментальной программы, предназначенной для освоения скульптуры.
. Программа была составлена из циклов занятий, соответствующих разным видам скульптурной деятельности с учетом того, где целесообразно и полноценно можно было решать определенные задачи, связанные со скульптурой в процессе обучения учащихся.
Опытно-экспериментальное исследование по развитию пространственного мышления у студентов проводилось нами на базе художественно-графического факультета Московского и Курского государственных областных университетов.
Экспериментальное исследование проводилось со студентами третьего и четвертого курсов. Всего в эксперименте участвовало 23 студента. Из них: 3 курс - 12 человек, 4 курс - 11 человек.
Эксперимент проводился с 2002 по 2008 год.
Цель нашей опытно-экспериментальной работы состояла в проверке эффективности разработанных нами модели и методики развития пространственного мышления средствами скульптуры и педагогических условий.
Осуществление экспериментального исследования проходило поэтапно: >
1 этан - поисковый: определялись формы и методы диагностики; теоретически выявлялись показатели, характеризующие уровни развития пространственного мышления студентов; разрабатывалась методика развития пространственного мышления студентов средствами скульптуры.
2 этап - констатирующий: проводилось анкетирование; наблюдение за процессом работы над скульптурным произведением; анализировались готовые итоговые творческие работы учащихся; определялся и корректировался комплекс педагогических условий; определялись уровни развития пространственного мышления студентов.
3 этап - формирующий: экспериментально проверялась методика развития пространственного мышления студентов и влияние скульптуры на процесс развития; реализовывалась теоретически разработанная модель и комплекс педагогических условий; анализировались результаты формирующего эксперимента.
4 этап - контрольный: проводилось сравнение полученных результатов в ходе констатирующего и формирующего экспериментов, обобщались результаты исследования.
Для изучения проблемы и нахождения путей и средств развития пространственного мышления был проведен констатирующий эксперимент. Он был направлен на выявление:
- уровня сформированное™ образно-пространственного способа мышления;
-уровня творческого потенциала;
- уровня понимания целесообразности применения и уровня владения пластическими материалами.
Для решения задач исследования был проведен анализ программ преподавания, методических указаний и наглядных материалов, а также конечных результатов деятельности учащихся.
Сделанные нами выводы позволили обозначить ряд проблем, затрагивающих процесс обучения скульптуре:
1. Отсутствие в должном объеме специальной методической литературы, в которой в полном объеме был отражен материал новейших исследований в области скульптуры; индивидуальные рекомендации по возможности ее использования в педагогической практике.
В связи с отсутствием специальных методических разработок по данной проблеме преподаватель полагается на личные знания и опыт.
Все это отрицательно влияет на качество выполняемых студентами скульптурных моделей.
2. Скудность применяемых наглядных средств не вызывает должной заинтересованности в выполнении задания у студентов.
Таким образом, при исполнении практических заданий учащиеся допускают схематичность, шаблонность, работы не являются художественно выразительными.
3. Проведенный нами анализ скульптурных работ студентов выявил ряд ошибок.
Анализ проведенного анкетирования также показал, что у студентов наблюдается шаблонность в раскрытии темы (64 %) и один и тот же подход к выбору скульптурного материала (58 %).
В процессе исследования, кроме анкетирования, нами были проанализированы работы студентов, которые, по-нашему мнению, по тематике и задачам способствовали развитию пространственного мышления.
Высокий уровень характерен для студентов, которые достаточно хорошо владеют техническими н конструктивными возможностями при создании скульптурного образа, используют интересные, оригинальные сочетания в раскрытии образов и при выборе темы. Выполненные ими работы отличаются выразительностью, пластичностью, объемностью.
Средний уровень характерен для студентов, владеющих определенными знаниями и умениями в области технических и конструктивных возможностей при создании скульптурного образа. Однако в их работах отсутствует выразительность и оригинальность создаваемых скульптурных произведений. При выборе скульптурных материалов наблюдается стандартность и скудность решений.
Низкий уровень характерен для студентов, которые имеют большие пробелы в знаниях и умениях, необходимых для пространственно-объемного изображения. Отсутствует понимание образно-пластических возможностей материалов и особенностей художественной выразительности скульптуры.
Таким образом, мы установили, что исходный уровень владения пространственными представлениями, скульптурными материалами и принципами построения объема у студентов при изучении скульптуры достаточно низкий.
Результатом констатирующего эксперимента, помимо определения недостатков действующей программы преподавания, выявления уровней владения особенностями скульптуры, как вида искусства, определения методов, направленных на решение выявленных проблем, был определен уровень подготовки экспериментальных групп.
Анализ результатов констатирующего этапа эксперимента позволил сделать вывод о необходимости разработки методических средств
и содержания экспериментальных заданий обучения, направленных на стимулирование активности учащихся в процессе развития пространственного мышления.
Формирующий эксперимент проводился с теми же студентами в следующем семестре учебного года и на следующий год обучения.
Процесс развития пространственного мышления студентов в процессе проведения экспериментальной работы основывался на осуществлении сочетания диагностической и методической функций.
Основной целью формирующего эксперимента была экспериментальная проверка разработанной методической системы развития пространственного мышления у студентов на занятиях скульптурой.
Руководство учебно-творческой работой студентов основывалось, помимо собственного профессионального опыта, на:
- формирование четкого замысла-представления о скульптурной композиции посредством словесно-образного анализа, наглядно-действенного представления, конструктивно-пластического восприятия;
- формирование эстетической и эмоциональной потребности создания выразительности учебных работ посредством педагогических установок и воздействий;
- активизации познавательного процесса студентов, направленного на изучение, практическую деятельность, в ходе которой происходили процессы освоения научных знаний, приобретение технических навыков и развитие художественного пространственного мышления, представляющее собой единый, взаимообусловленный процесс.
Как отмечалось выше, в процессе формирующего эксперимента нами осуществлялась реализация подхода, основанного на эмоционально-чувственной, положительной направленности учебного процесса, организации и приобщении учащихся к скульптурной деятельности, посредством включения в процесс обучения:
- разнообразных современных наглядных средств, вызывающих заинтересованность и желание создавать скульптурные композиции, отражающих специфику и возможности скульптурного языка в передаче объемности произведения;
- освоения разнообразия материала и понимания его художественно-конструктивных возможностей, способствующих развитию умений студентов представлять образ в материале, что, в свою очередь, способствует формированию образно-пластического способа мышления;
- выполнения творческих скульптурных композиций, способствующих повышению познавательной, творческой и умственной активности учащихся, а также способствует развитию пространственных представлений.
Таким образом, в рамках представленной экспериментальной программы нами были разработаны художественно-творческие задания по скульптуре на развитие пространственного мышления.
Цели, задачи, тематика разработанных заданий соответствуют общей цели исследования - развитию пространственного мышления, а именно:
- задания на освоение художественных возможностей скульптуры и углубление представлений о скульптуре как специфическом виде искусства;
- задания на расширение представлений о вариантах композиционных построений в скульптуре;
- задания на развитие восприятия объемной массы изображения, сохранение пропорций и их соотношений;
- задания на развитие пространственных представлений и осмыслений художественной выразительности скульптурного образа.
Внимание студентов было направлено на осмысление единства замысла и композиционно)'! организации изображения, развития художественной памяти и творческого воображения, на развитие целостного эмоционального восприятия скульптурной композиции.
Использование в качестве расширения дидактических возможностей средств наглядности, компьютерной графики и мультимедийных программных средств, способствовало умственной и творческой активизации студентов.
Например, «Лепка объемной композиции из геометрических форм, врезанных друг в друга (объемная скульптура)».
Применение трехмерной художественной компьютерной графики (ЗЭ-скульпгуры) подразумевало использование программных и аппаратных возможностей персонального компьютера в обучении скульптуре на основе:
- виртуального объемного моделирования и проектирования;
- изменения формы объекта, используя увеличение, уменьшение, зеркальное отображение, добавление и исправление элементов; уточнение пропорций, конструктивного строения; выбор материала.
Перед выполнением задания посредством персонального компьютера студентам демонстрировались варианты построения композиций из геометрических форм, обращая внимание на особенности принципа построения форм, их пространственного взаимодействия.
Проведя анализ выполненных работ студентов, мы получили положительные результаты, которые говорят в пользу применения мультимедиа в развитии пространственного мышления:
- развитие пространственных, образных представлений будущей композиции;
- развитие чувства пропорций и пространственных соотношений предметов (понимание конструкции предметов);
- развитие ремесленных способностей (четкое техническое исполнение).
Применение мультимедиа на занятиях скульптурой нашло отражение не только среди студентов - будущих учителей изобразительного искусства, где программа ЗО-скульптура была представлена в качестве готового дополнительного наглядного средства, но и среди студентов - будущих дизайнеров. Студенты-дизайнеры на первом этапе работы над скульптурным произведением в качестве «наброска» создавали ЗО-модель будущей композиции, что способствовало более точной передаче конструкции предметов, их пространственных отношений и улучшению качества работы в целом.
Так же в целях приобретения конструктивных, технических умений и навыков, на занятиях скульптурой нами использовался видео метод, целью которого было показать последовательность выполнения сложных скульптурных композиций, научить применять ремесленные знания при создании произведений.
Анализ работ студентов показал, что применение в качестве наглядного средства видео-материала способствует повышению уровня профессионального мастерства.
В целях повышения эффективности развития пространственного мышления, разработанная программа включает в себя задания на использование различных скульптурных материалов.
Проведя анализ работ студентов нельзя не отметить повышение интереса к освоению скульптуры.
Опыт, приобретенный в процессе практической работы, показал, что основой процесса создания пространственного образа является творческий процесс, в котором решается то или иное противоречие.
Поэтому основу разработанной методической программы составляют творческие скульптурные задания, которые способствуют развитию умений находить оригинальный творческий подход к выбору свободных и решению заданных тем.
Проведя анализ работ, мы отметили значительное повышение уровня качества скульптурных композиций, а именно: нестандартность решений изображения образа; ярко выраженный разноплановый характер образа, различные конструкции построения тел, движений; желание экспериментировать в области технических и художественных возможностей материалов, пониманию качеств и осмыслению их в ху- • дожественном аспекте.
Для установления уровня развития пространственного мышления у студентов нами был проведен итоговый просмотр выполненных ра-
бот по экспериментальным заданиям, который показал эффективность предложенной методики.
Студенческие работы оценивались по установленным ранее критериям.
Сравнительный анализ результатов констатирующего и формирующего экспериментов выявил, что, несмотря на отдельные погрешности, студенты в своих работах показали достаточно высокий уровень развития пространственного мышления
Разработанная в данном исследовании и проверенная в ходе опытно-экспериментальной работы методическая система, основанная на координации заданий по скульптуре, применении широкого спектра современных наглядных средств, использовании в создании образа разных скульптурных материалов, позволяет успешно решать задачи повышения уровня развития пространственного мышления и специальной подготовки художника-педагога.
Сравнительный анализ результатов констатирующего и формирующего экспериментов дает основание утверждать, что системно-комплексный подход к учебно-воспитательному процессу способствует развитию пространственного мышления.
В заключении излагаются выводы диссертационного исследования.
Результаты, полученные в ходе теоретической и опытно-экспериментальной работы, подтвердили гипотезу исследования и позволили сделать вывод, что развитие пространственного мышления у студентов на занятиях скульптурой будет более эффективным при соблюдении ряда условий: взаимовлияние процессов развития пространственного мышления и обучения скульптуре; применение комплекса специальных программно- и учебно-методических материалов, материально-технического обеспечения, способствующих развитию пространственного мышления на занятиях по скульптуре; построение процесса обучения на основе разработанной организационно-содержательной модели развития пространственного мышления, которая легла в основу соответствующей методики: повышение уровня компетентности преподавателей в развит ни пространственного мышления у студентов.
Разработана обобщенная модель развития пространственного мышления, включающая в себя цель, психолого-иедагогические основы (познавательные, эмоционально-оценочные, деятельностные, художественно-творческие); задачи (повышение уровня мастерства, развитие образно-пространственного восприятия, понимание основных принципов построения трехмерного объема, формирование общепрофессиональных и специальных компетенций); условия (компетентность и мастерство, творческая и умственная активность обучающихся, учебно-методическая и материальная база); методы и их
сочетания (репродуктивный, частично-поисковый, художественно-творческий); критерии (способность к замыслу, целостность восприятия, продуктивность решения, способность оценивания); уровни (уровень воспроизведения, конструктивный, интеллектуальный).
В ходе эксперимента разработана учебно-методическая программа включающая методические рекомендации, учебно-творческие задания и имеющая ряд особенностей (оптимальность теоретической и практической части, применение элементов художественно-компьютерной 1ра-фики, вариативность, личностно-ориентированное взаимодействие преподавателя и студента ).
Результатом функционирования разработанной модели и соответствующей методики развития пространственного мышления является переход студентов в учебной деятельности от низкого на более высокий уровень развития пространственного мышления (пространственные представления, ассоциативные связи, вариативность, оригинальность, разноплановость композиционных решений, целостность художественного восприятия, оперирование пространственными свойствами и отношениями, развитость чувства конструкции и принципов построения формы, передача трехмерности в скульптурной образе, «чувство материала», его взаимосвязь с темой произведения).
Итоговый просмотр выполненных работ по экспериментальным заданиям с использованием разработанных критериев и уровней показал эффективность предложенной методики.
Основное содержание диссертации и результаты исследования отражены в следующих публикациях автора:
Публикации в изданиях, рекомендованных ВАК РФ:
1. Пилипер А. А. Роль занятий по скульптуре в процессе развития пространственного мышления у студентов // Учебно-воспитательный процесс в школе и вузе. - М.: Изд-во МГОУ, 2004. - С. 84-86.
2. Пилипер А. А. Хронотопы и их роль в процессе обучения студентов на занятиях скульптуры // Тезисы докладов преподавателей и студентов факультета изобразительного искусства и народных ремесел на апрельской научной конференции 2004 г. - М.: Изд-во МГОУ, 2004.-С. 11-13.
Научные статьи в журналах и сборниках:
3. Пилипер А. А. Создание пространственных образов и умение оперировать ими // Тезисы докладов преподавателей и студентов факультета изобразительного искусства и народных ремесел на апрельской научной конференции 2005 г. - М.: Изд-во МГОУ, 2005. - С. 45-48.
4. Паттер А А., Даутова О. Г. Скульптура. Художественная керамика. Программа курса обучения по специализации. - М.: Изд-во МГОУ. 2004. - 24 с. (авт. - 50 %).
5. Ткишпер А. А. Особенности развития пространственного мышления средствами скульптуры // Искусство и образование. - М., 2008. — №6.-С. 31-35.
Подписано в печать 31.10.08 Бумага офсетная Печ. л. 1,25 Тираж 100 экз.
Формат 60x84/16 Ризография Уч.-изд. л. 1,3 Заказ Ф001
Издательство ОмГПУ: 644099, Омск, наб. Тухачевского, 14
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Пилипер, Алексей Вячеславович, 2008 год
Глава 1. Психолого-педагогпческие основы развития пространственного мышления студентов ХГФ педвузов.
1.1 Состояние проблемы развития пространственного мышления студентов в психолого-педагогической литературе и научных исследованиях.
1.2 Особенности развития пространственного мышления средствами скульптуры.
1.3 Организационно-педагогические условия развития пространственного мышления на занятиях скульптурой.
Выводы по первой главе.
Глава 2. Методика развития пространственного мышления студентов ХГФ педвуза на занятиях скульптурой.
2.1 Организационно-содержательная модель развития пространственного мышления студентов педвуза.
2.2 Программно-методическое обеспечение процесса развития пространственного мышления средствами скульптуры.
2.3 Организация, ход и результаты экспериментальной проверки методики развития пространственного мышления студентов на занятиях скульптурой.
Выводы по второй главе.
Введение диссертации по педагогике, на тему "Развитие пространственного мышления студентов художественных факультетов педвузов на занятиях скульптурой"
На современном этапе модернизации системы художественного образования в России большое значение приобретает проблема совершенствования профессиональной подготовки художника-педагога, который должен быть сформирован как развитая, творческая личность и подготовлен к деятельности, обеспечивающей не только обучение школьников, но и их интеллектуальное развитие.
В этой связи необходимо отметить, что составляющей частью интеллекта является пространственное мышление, сформированность которого служит непременным условием успешности любого вида деятельности, в том числе изобразительной. В частности, высокий уровень пространственного мышления является необходимым условием для решения профессиональных задач в специальности художника-педагога.
Сегодня активно ведутся поиски новых путей совершенствования методики преподавания специальных художественных дисциплин^ направленных на повышение профессионального мастерства художников-педагогов, развития у специалистов пространственного мышления.
В настоящее время в педвузах большое внимание уделяется развитию мышления будущих педагогов, где ведущее место занимает пространственное мышление, которое входит в число значимых общепрофессиональных компетенций в подготовке художника-педагога.
Особая роль в развитии пространственного мышления будущих художников-педагогов отводится занятиям по скульптуре. Скульптура обладает большей наглядностью в передаче пространства, чем другие виды изобразительного искусства. Основным средством организации пространства в скульптуре является трехмерный объем. Уровень выполнения скульптурных композиций зависит от способности объемно - пространственно мыслить.
Проблема развития мышления, в том числе творческого рассматривалась в науке специалистами: философами, психологами, педагогами. Так, в общем плане мышление человека исследовали Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, А. Ii. Леонтьев. С. Л. Рубинштейн, Н.Ф. Талызина, Г.И. Щукина. Д. Б. Эльконин.
Достаточно подробно различные аспекты мышления исследованы и раскрыты на теоретическом уровне в трудах отечественных педагогов: Ю.К. Бабанского. Б.П. Есипова, И .Я. Лернера, Н.Л. Лошкаревой, М.Н. Шардакова, М.Н. Скаткина, В.А. Сластенина, Т.Н. Шамовой, и др.; зарубежных психологов и педагогов: Б. Блума, Ф. Зейферта, И. Ломпшера, Ж. Пиаже, Д. Хамблина, Н. Н. Поддьякова, Ф. Н. Шемякина.
Большой вклад в исследование вопроса о понятии и структуре пространственного мышления внесли: Г. Д. Глейзер, Е. Н. Кабанова-Меллер. И. Я Каплунович, В. А. Крутецкий. Ж. Пиаже, Е. Ф. Рыбалко, В. С. Столетнев И. С. Якиманская.
Основополагающими в определении основных направлений развития содержания учебных дисциплин художественного цикла и методики их преподавания в вузе, явились для нас труды А.О. Барща, Г.В. Беда, H.H. Волкова, Л.А. Ивахновой, С. Е. Игнатьева, А.И. Иконникова, В. С. Кузина, В. К. Лебедко. С. П. Ломова, Л.Г. Медведева, Н. Н. Ростовцева, Г.Б. Смирнова, А. С. Хворостова, Н.К. Шабанова, Е. В. Шорохова.
В целях раскрытия вопросов теории создания скульптурного произведения, эстетической ценности и специфики художественной деятельности в области скульптуры , рассматривались труды К. Браски, Н. С. Боголюбова, В. А. Ватагина, Н. Механика, Н. В. Одноралова.
Между тем, анализ психолого-педагогической и методической литературы показал, что, несмотря на важность обозначенной задачи, проблеме развития пространственного мышления не уделено должного внимания. Об этом свидетельствует те трудности в создании образов и оперирование ими, которые испытывают учащиеся высших учебных заведений при решении учебных и художественно-творческих задач.
Исследование данного вопроса профессиональной подготовки будущих художников-педагогов в условиях высшей школы позволило выявить противоречие между:
- необходимостью овладения пространственным мышлением на высоком уровне и недостаточным его развитием в рамках предлагаемой программы по скульптуре.
Обозначенное противоречие определило проблему исследования, а именно: каковы должны быть организационно-педагогические условия и средства развития пространственного мышления студентов художественных факультетов педвузов на занятиях скульптурой.
Вышесказанное определило тему нашего исследования «Развитие пространственного мышления студентов художественных факультетов педвузов на занятиях скульптурой», где особое внимание мы уделили разработке эффективной системы заданий направленных на оптимальное развитие пространственного мышления у студентов ХГФ.
Цель исследования заключается в научном обосновании, разработке и экспериментальной проверке, методики развития пространственного мышления у студентов художественных факультетов педагогических вузов в процессе обучения скульптуре.
Объект исследования - процесс обучения скульптуре студентов в системе высшего художественно-педагогического образования.
Предмет исследования - организационно-педагогические условия и средства развития пространственного мышления студентов ХГФ педвузов на занятиях скульптурой.
Гипотеза исследования: развитие пространственного мышления у студентов ХГФ педвузов на занятиях скульптурой будет наиболее эффективным, если:
- учитываются особенности и взаимовлияние процессов развития пространственного мышления и обучения скульптуре;
- применяется комплекс специальных программно- и учебно-методических материалов, материально-технического обеспечения, способствующих развитию пространственного мышления на занятиях по скульптуре; процесс обучения скульптуре строится на основе разработанной модели развития пространственного мышления;
- создаются условия для повышения уровня компетентности преподавателей в развитии пространственного мышления студентов.
В ходе проверки гипотезы были поставлены следующие задачи исследования:
1. Выявить и проанализировать базовые философские, психологические и педагогические основания для решения проблемы развития пространственного мышления.
2. Выявить особенности развития пространственного мышления средствами скульптуры.
3. Определить и научно обосновать систему организационно-педагогических условий эффективного развития пространственного мышления студентов ХГФ педвузов.
4. Разработать и обосновать организационно-содержательную модель развития пространственного мышления с учетом особенностей обучения скульптуре.
5. Осуществить экспериментальную проверку эффективности разработанной методики развития пространственного мышления на занятиях скульптурой на основе модели.
Методологическую и теоретическую основу данного исследования составили труды по теории развития личности (A.B. Асмолов, Б. Г. Ананьев, JI. В. Выготский, А. Н. Леонтьев ,Д.И.Фельфутеин и др.), по развитию мышления (В. В. Давыдов, Е. Н. Кабанова-Меллер, И. Я. Лернер, С. Л. Рубинштейн, М. Н. Скаткин, И. Я. Якиманская и др.), по исследованию проблем теории и методики обучения изобразительному искусству (Е. И. Игнатьев, В. С. Кузин, В. В. Корешков, В. К. Лебедко, С. П. Ломов, Н. Н. Ростовцев, А. С. Хворостов, Е. В. Шорохов и др.), по введению новых государственных стандартов (В. PI. Байденко, Э. Ф. Зеер, И. А. Зимняя, A.A. Кузнецов, Н.Д. Никандров и др.).
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ философской, социально-педагогической, психолого-педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме;
- изучение нормативно-программной документации (учебных планов, программ, пособий);
- теоретический и эмпирический методы: наблюдение, сравнение, обобщение, систематизация, моделирование, анализ продуктов творческой деятельности студентов, анкетирование, диагностика и т. д.; педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный), анализ и обобщение результатов.
Опытно-экспериментальной базой исследования служил Московский государственный областной университет, Курский государственный педагогический университет.
Этапы исследования:
Первый этап (2002г.) - поисковый: изучалась и анализировалась научно-теоретическая, методическая и искусствоведческая литература по проблеме исследования; проводился анализ и обобщение опыта работы педвузов, определялись недостатки в организации процесса обучения скульптуре и их причины.
Второй этап (2003-2005гг.) - констатирующий: выявлялись организационно-педагогические условия эффективной организации процесса развития пространственного мышления средствами скульптуры; проводилось анкетирование, наблюдение за процессом работы над скульптурными произведениями; анализировались готовые работы учащихся; теоретически выявлялись показатели, характеризующие уровень развития пространственного мышления студентов; разрабатывалась методика развития пространственного мышления средствами скульптуры; осуществлялся констатирующцй эксперимент.
Третий этап (2006-2007гг.) - формирующий: экспериментально проверялась методика развития пространственного мышления студентов и влияние скульптуры на процесс его развития; реализовывалась теоретически разработанная модель и комплекс педагогических условий; проводился формирующий эксперимент.
Четвертый этап (2008г.) - контрольный: проводилось сравнение полученных результатов в ходе констатирующего и формирующего экспериментов; анализировались, обобщались результаты исследования; формулировались выводы; оформлялись результаты исследования.
Научная новизна исследования состоит в том, что:
1. Выявлены особенности и методические возможности эффективного формирования развития пространственного мышления средствами скульптуры (более свободное оперирование пространственными свойствами и отношениями в трех измерениях; вариативность использования скульптурных материалов; оперирование пространственными образами, основанными на преобразовании наглядной основы путем мысленного вращения, перемещения, трансформации, перегруппировки и т.д.).
2. Определены и научно обоснованы организационно-педагогические условия эффективного развития пространственного мышления студентов ХГФ педагогических вузов применительно к особенностям обучения скульптуре (использование специально разработанного комплекса программно- и учебно-методических материалов, ориентированных на развитие пространственного мышления; расширение дидактических возможностей средств наглядности за счет применения художественно-компьютерной графики; построение учебного процесса в соответствии с моделью развития пространственного мышления; готовность и способность преподавателей (компетентность) к организации процесса развития пространственного мышления).
3. Разработана и обоснована оптимальная организационно-содержательная модель развития пространственного мышления студентов ХГФ педвузов средствами скульптуры, включающая следующие блоки: цель, психолого-педагогические основы, задачи, условия, методы, критерии, уровни.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что разработана организационно-содержательная модель организации учебного процесса по развитию пространственного мышления применительно к специфике скульптуры.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные учебно-методические материалы, учебная программа «Педагогические основы развития пространственного мышления студентов средствами скульптуры» и полученные результаты могут быть использованы в практике преподавания скульптуры в вузах , техникумов, колледжей педагогического профиля , при разработке учебных программ для учителей изобразительного искусства.
Достоверность и обоснованность полученных теоретических и экспериментальных результатов исследования обеспечивались совокупностью методологических и теоретических положений, подтвержденных практикой, комплексными методами исследования, адекватных его объекту, целям и задачам, длительным характером эксперимента, воспроизводимостью результатов и использованием знаний и умений по скульптуре, а так же всесторонним качественным и количественным анализом результатов эксперимента, апробацией и внедрением основных положений исследования в педагогическую практику.
На защиту выносятся следующие положения и результаты:
1. Организационно-педагогические условия эффективного развития пространственного мышления студентов в процессе обучения скульптуре:
• Учебно-методическое и программное обеспечение (методические рекомендации, система специальных заданий, учебная программа);
• Применение средств наглядности на основе художественно-компьютерной графики, позволяющей расширить методические возможности трехмерного моделирования и проектирования пространства на занятиях скульптурой; Построение учебного процесса на основе модели развития пространственного мышления студентов, специализирующихся по направлению «Скульптура»;
• Дополнительная подготовка преподавателей в целях повышения уровня компетентности по развитию пространственного мышления студентов.
2. Организационно-содержательная модель процесса эффективного развития пространственного мышления студентов в системе художественно-педагогического образования, построенная на основе выделенных особенностей обучения скульптуре, организационно-педагогических условий и критериев оценки их эффективности.
Апробация и внедрение результатов исследования в практику осуществлялась нами в ходе работы на художественно-графическом факультете Московского государственного областного университета и Курского государственного педагогического университета.
Материалы исследования этапы эксперимента и его результаты докладывались и проходили обсуждения на заседаниях кафедры теории и методики преподавания изобразительного искусства, а также кафедры рисунка Московского государственного областного университета. Основные положения исследования отражены в публикациях : статьях, тезисах докладов на конференциях, методических рекомендациях.
Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"
Выводы по второй главе:
Выявлены основные проблемы и недостатки программ, методических указаний и наглядных материалов, применяемых в процессе обучения скульптуре.
Это дает основание утверждать, что большинство учебных пособий имеют узкую направленность на обучение основам скульптурного ремесла, при этом решение проблемы развития пространственного мышления либо не затрагивается вовсе, либо касается частично. Применяемые при этом наглядные средства (стенды, макеты, фото) не дают возможность передачи трехмерного объема и соотношений объемов и свойств предметов.
Разработана, обоснована и реализована в учебном процессе организационно-содержательная модель развития пространственного мышления с учетом особенностей обучения скульптуре, при создании которой мы учитывали общедидактические принципы наиболее характерные при обучении скульптуре, психологические и методические основы формирования и развития пространственного мышления, опыт скульпторов - педагогов.
Представленная модель позволяет утверждать, что для эффективного развития пространственного мышления у студентов на занятиях скульптурой необходим целенаправленный процесс взаимодействия познавательных, педагогических и творческих факторов, способствующих подготовке высококвалифицированных специалистов художественно-педагогического образования.
Разработано программно-методическое обеспечение процесса развития пространственного мышления средствами скульптуры, которое основывается на развитии образно-пространственного восприятия, понимании основных принципов трехмерного объема, повышении уровня профессионального мастерства.
Определены основные критерии оценки студенческих работ, которые отражают оригинальность и нестандартность решения замысла, композиционное решение, грамотное конструктивное решение, владение приемами и навыками скульптурной пластики, умениями работать со скульптурными материалами, чувство формы предмета, передача объемности и художественной выразительности скульптурной композиции.
Определены уровни владения пространственными особенностями скульптуры до и после проведения формирующего эксперимента, степень сформированное™ пространственных представлений и степень понимания роли материала в формировании пространственного образа. Сравнительный анализ результатов констатирующего и формирующего экспериментов дает основание утверждать, что системно-комплексный подход к учебно-воспитательному процессу способствует развитию пространственного мышления.
Заключение.
1. Проведенный теоретический анализ психолого-педагогической литературы и научных исследований подтвердил актуальность и недостаточный уровень разработанности в педагогической теории проблемы развития пространственного мышления студентов ХГФ, в том числе, средствами скульптуры (отсутствие специальных методических разработок по данной проблеме, недостаточность наглядной основы, ограниченность использования материалов и творческих заданий для выполнения скульптурных работ и т.д.).
2. Результаты, полученные в ходе теоретической и опытно-экспериментальной работы, подтвердили гипотезу исследования и позволили сделать вывод, что развитие пространственного мышления у студентов на занятиях скульптурой будет более эффективным при соблюдении ряда условий: взаимовлияние процессов развития пространственного мышления и обучения скульптуре; применение комплекса специальных программно- и учебно-методических материалов, материально-технического обеспечения, способствующих развитию пространственного мышления на занятиях по скульптуре; построение процесса обучения на основе разработанной организационно-содержательной модели развития пространственного мышления, которая легла в основу соответствующей методики; повышение уровня компетентности преподавателей в развитии пространственного мышления у студентов. В ходе исследования определены предметно-специализированные компетенции, связанные с развитием пространственного мышления у студентов с учетом особенностей скульптуры, как вида изобразительного искусства.
3. Разработана обобщенная модель развития пространственного мышления, включающая в себя цель, психолого-педагогические основы (познавательные, эмоционально-оценочные, деятельностные, художественно-творческие), задачи (повышение уровня мастерства; развитие образно-пространственного восприятия; понимание основных принципов построения трехмерного объема; формирование общепрофессиональных и специальных компетенций), условия (компетентность и мастерство, творческая и умственная активность обучающихся, учебно-методическая и материальная база), методы и их сочетания (репродуктивный, частично-поисковый, художественно-творческий), критерии (способность к замыслу, целостность восприятия, продуктивность решения, способность оценивания), уровни (уровень воспроизведения, конструктивный, интеллектуальный).
4. В ходе эксперимента разработана учебно-методическая программа «Педагогические основы развития пространственного мышления студентов средствами скульптуры», включающая методические рекомендации, учебно-творческие задания и имеющая ряд особенностей (оптимальность теоретической и практической части, применение элементов художественно-компьютерной графики, вариативность, личностно-ориентированное взаимодействие преподавателя и студента и пр.). Задания ориентированы на: - освоение художественных возможностей скульптуры, - расширение представлений о вариантах композиционных построений в скульптуре, - развитие восприятия объемной массы изображения, - сохранение пропорций и их соотношений.
5. Результатом функционирования разработанной модели и соответствующей методики развития пространственного мышления является переход студентов в учебной деятельности от низкого на более высокий уровень развития пространственного мышления (пространственные представления, ассоциативные связи, вариативность, оригинальность, разноплановость композиционных решений, целостность художественного восприятия, оперирование пространственными свойствами и отношениями, развитость чувства конструкции и принципов построения формы, передача трехмерности в скульптурной образе, «чувство материала», его взаимосвязь с темой произведения). Итоговый просмотр выполненных работ по экспериментальным заданиям с использованием разработанных критериев и уровней показал эффективность предложенной методики. Проведённое исследование позволяет наметить дальнейшую необходимость научного поиска, связанного с координацией и взаимодействием вариативных учебных программ по скульптуре, оптимальных методов обучения, стимулирования познавательной деятельности студентов при изучении специальных дисциплин, путей дальнейшего совершенствования и повышения качественного уровня подготовки специалистов художественного профиля.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Пилипер, Алексей Вячеславович, Москва
1. Авдоник М. В. Лепка: Фигурки из пластилина, глины, гипса и папье маше. М. Издательство ЭКСМО-Пресс, 2000.-154с.
2. Аксенов Ю. Г. Образ и материал.- М., Сов. Рос., 1977.-111с.
3. Алексеева Л. В. Скульптура.-М., Просвещение, 1964.
4. Ананьев Б. Г. Пространственное различие,- Л., 1955.
5. Ананьев Б. Г., Рыбалко Е. Ф. Особенности восприятия пространства у детей,- М., 1964.
6. Ананьев Б. Г. и др. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия. М.: Просвещение, 1968,- 334с.
7. Ананьев Б. Г. Психология чувственного познания.- М.: АПН РСФСР, 1960.
8. Анисимов О. С., Артынов Д. Р., Артынова Д. Н., Рахимов С. Р. Психология педагогической деятельности и мышления,-Самарканд, 1986,- 206с.
9. Арихейм Р. Искусство и визуальное восприятие.- М.: Прогресс, 1974.- 185с.
10. Ю.Бабанский Ю. К. Педагогика: учебное пособие для студентов пед. институтов.- М., Просвещение, 1988,- 479с.
11. П.Бабуренко Н. М. Скульптура малых форм. М.: Советский художник.- 1982.-241с.
12. Баранов С. П. Принципы обучения. М.: МГПИ, 1975.- 211с.
13. Бараски К. Трактат по скульптуре.- Бухарест, Меридиан,- 1964.-289с.
14. Башкатов И. А. Взаимосвязь методов обучения рисунку и скульптуре в специальной подготовке художника-педагога. Автореф. на соиск. учен, степени канд. пед. наук. М., 2007.-21с.
15. Беда Г. В. основы изобразительной грамоты. М.: Просвещение, 1969.-258с.
16. Бердяев Н. А. Философия творчества, культуры и искусства: В 2 т. М.: Искусство, 1994, Т. 1,- 542с.
17. Берсенева В. Я., Яглом И. М. Симметрия и искусство орнамента. Ритм, пространство и время в литературе и искусства,- Л., 1974.
18. Бехтин Н. Б. Специфика искусства.- М.: Искусство, 1984,- 56с.
19. Библер В. С. Мышление как творчество.- М.: Политиздат, 1975.
20. Блонский П. П. Память и мышление.- СПб., 2001,- 288с.
21. Боголюбов Н. С. Скульптура на занятиях в школьном кружке.-М., Просвещение, 1979.-190с.
22. Боголюбов Н. С. Место и роль скульптуры в художественном воспитании детей // Творчество юных. М., Просвещение, 1973.
23. Боголюбов Н. С. Различные материалы скульптуры применительно к художественным образам // Ученые записки.-М., Просвещение, 1973.
24. Бокарев А. П. Формирование пространственно-образного мышления учащихся средствами скульптуры в архитектурных образовательных учреждениях: Диссер. на соиск. учен, степени канд. пед. наук. Краснодар, - 189с.
25. Бродягин В. А. Формирование пространственно-образного мышления старших подростков средствами архитектурного проектирования в образовательных учреждениях.- Автореф. на соис. учен, степени канд. пед. наук.- Ставрополь, 2005- 20с.
26. Брушлинский А. В. Воображение и познание // Вопросы философии,-М., Наука, 1970,- 157с.
27. Ванслов В. В. Всестороннее развитие личности и виды искусства,- М.: Советский художник, 1963,- 301с.
28. Ватагин В. А. Изображение животного. Записки анималиста.- М., «СварогиК», 1999,- 169с.
29. Виданов Ф.А. Социально-философский аспект формирования творческой активности личности. //Формирование творческой активности учащихся. Омск, 1979. С.3-11.
30. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся / под ред. И. С. Якиманской. М.: Педагогика, 1989.- 223с.
31. Волков Н. Н. Восприятие предмета и рисунка.- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1950.
32. Вопросы активизации мышления и творческой деятельности учащихся. // Тезисы докладов на международной конференции. -М., 1964. 207 с.
33. Воронов В. В. Педагогика в двух словах. Конспект-пособие для студентов-педагогов и учителей,- М.: Педагогическое общество России, 1999,- 192с.
34. Воронов Н. В. Тенденции развития современной керамики // Искусство керамики // Под ред. Н. С. Степанян.- М., 1970.- С. 755.
35. Воронова О. П. Искусство скульптуры.- М.: Знание, 1981.-112с.
36. Ворохоб А. А. Формирование образно-пластического мышления у студентов художественно-графических факультетов средствами скульптуры при использовании различных материалов: Диссер. на соиск. ученой степени канд пед. наук,-М„ 2000,- 233с.
37. Восприятие и воображение: Ученые записки / Под ред. Е. И. Игнатьева.- М.: МГПИ, 1963.
38. Выготский Л. С. Проблемы обучения и умственного развития в школьном возрасте. Избранные психологические исследования.-М., 1956.
39. Галкина И. О. Психологические вопросы наглядности в начальном обучении,- М.: Известия АПН РСФСР, 1950, № 26.
40. Гальперин П. Я. Психология мышления и учения в поэтапном формировании умственных действий. Исследование мышления советской психологии,- М., 1966.-С.110-149.
41. Гальперин П. Я. Опыт изучения формирования умственных действий. Доклады на совещании по вопросам психологии,- М., 1954.
42. Гальперин П. Я., Эльконин Д. Б. К анализу теории Ж. Пиаже о развитии детского мышления: Послесловие // Флейвелл Дж.Х. Генетическая психология Жана Пиаже.- М.: Просвещение, 1967.-С. 596-621.
43. Глазычев В. Л. Образы пространства // Творческий процесс и художественное восприятие.- Л., 1978,- С. 159-174.
44. Глейзер Г. Д. Методы формирования и развития пространственных представлений школьников в процессе обучения геометрии.-М., 1992.
45. Голубкина А. С. Несколько слов о ремесле скульптора,- М.: Искусство, 1965,- 79с.
46. Голуб А. А. О структуре художественно-образного мышления // Вопросы истории, теории и методики преподавания изобразительного искусства.- М., Прометей, 1996,- 171с. Вып. 1.
47. Громов Е. С. Природа художественного творчества,- М.: Просвещение, 1986,- 249с.
48. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения,- М., 1967.-327с.
49. Донцова Т. Б. Дидактические принципы передачи пространства и объема в рисунках учащихся 1-6 классов. Автореф. на соис. ученой степени канд пед. наук,- М., 1980,- 20с.
50. Дрозд В. Образовательная мультимедийная программа «Уроки по скульптуре» / Материалы конференции АДИТ: Музеи и информационное пространство: проблемы информатизации и культурное наследие,-Иваново, 1998.
51. Дружинин В. Н. Психология общих способностей,- СПб.: Издательство «Питер», 1999.- 368с.
52. Игнатьев Е. И. Воображение и его развитие в творческой деятельности.-М.: Знание, 1968.5 9.Изобразительное искусство (1-9 кл.). Программы для образовательных учреждений. // Под ред. В.С.Кузина. М.: АГАР, 1996.
53. Изобразительное искусство: 5-9 классы. Программа для общеобразовательных учреждений / В. С. кузин, С. П. ломов, Е. В. Шорохов и др.- М.: Дрофа, 2007-46с.
54. Кабанова Меллер Е. Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся- М: Просвещение, 1968,- 288с.
55. Кабанова Меллер Е. Н. Формирование восприятия пространства и пространственных представлений у детей // Вопросы психологии,- М., 1958, № 3.
56. Каган М. С. Искусство и действительность,- М., Просвещение, 1963.-342с.
57. Каган М. С. Взаимодействие искусств в педагогическом процессе.-Л., 1989.-273с.
58. Каган М. С. Системный подход к комплексному изучению искусства // Методологические проблемы современного искусства. Вып. 3,- Л., 1980.
59. Кап Л. Пространство и вдохновение // Современная архитектура, 1969.-№ 2
60. Каплунович И. Я. Развитие структуры пространственного мышления // Вопросы психологии,- М., 1986, № 2- С. 56-66.
61. Каплунович И. Я. Содержание мыслительных операций в структуре пространственного мышления // Вопросы психологии.-М„ 1987, № 6.- С.115-122.
62. Киреенко В. И. Целостность восприятия и художественные способности // Вопросы психологии, 1956, № 5- С. 67-77.
63. Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения / Под ред. Красковского А. А.- М.: Просвещение, 1955- 652с.
64. Копнин В. П. Идея как форма мышления,- Киев, 1963.
65. Копцев В. П. Развитие художественного объемно-пространственного мышления младших школьников на уроках изобразительного искусства и художественного труда. Автореф на соик. ученой степени канд пед. наук.- М., 1995.-17с.
66. Корешков В. В. Формирование личности учащегося в процессе декоративной деятельности по художественно-эстетической организации среды: Диссер. на соиск. ученой спенени доктора пед. наук.-М, 1994.-371с.
67. Костенко В. И. Развитие конструктивно-пластического восприятия студентов на занятиях по скульптуре. Диссер. на соик. ученой степени канд пед. наук,- Омск, 2005.-165с.
68. Краткий словарь терминов изобразительного искусства.- М.: Советский художник, 1965.
69. Кринский В. Ф., Ламцов И. В., Туркус М. А. Элементы архитектурно-пространственной композиции.-М.-Л., 1934.
70. Кропотов В. Н., Одноралов Н. В. Работа с пластическими материалами. Пособие для учащихся,- М., 1967.
71. Кузин В. С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе,- М.: АГАР, 1998.-336с.
72. Кузин В. С. Психология,- М.: Высшая школа, 1982.
73. Кузин В. С. Вопросы изобразительного творчества.- М.: Просвещение, 1971,- 143с.
74. Кузьмина Н. В. Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности,- Л.: Изд-во ЛГУ, 1965.-183с.
75. Кузнецова М. Ф. Формирование пространственно-образного мышления студентов средствами архитектуры в высших учебных заведениях. Диссер. на соик. ученой степени канд пед наук.- Ставрополь, 2005.
76. Крутецкий В. А. Основы педагогической психологии,- М., 1972.
77. Ланг Й. Скульптура: Для начинающих и студентов художественных вузов: С инструкциями по поэтапному освоению материала: от бесформенного куска глины до готовой скульптуры / Й. Ланг, Пер. Н. Панкратовой.- М.: Внешсигма: АСТ, 2000-79с.
78. Лебедко В. К. Пространственные представления в творческом развитии художника-педагога: Диссер. на соиск. ученой степени доктора пед наук,- М., 1994.-370с.
79. Лей Н. С. Возрастные предпосылки умственных способностей // Хрестоматия по психологии,- М.: Просвещение, 1987.
80. Лейзеров Н. Л. Образность в искусстве,- М.: Наука, 1974.
81. Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы, эмоции.- М.: Изд-во МГУ, 1971.
82. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность,- М., 1975,- С. 238.
83. Лернер И. Я., Скаткин М. Н. О методах обучения / Советская педагогика,-М., 1973.
84. Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения,- М.: Педагогика, 1981.-380с.
85. Ломаева Н. Н. Роль образного мышления в творческой деятельности художника // Вопросы истории, теории и методики преподавания изобразительного искусства.- М.: Прометей, 1996-171с.
86. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.190 С.
87. Ломов С. П. Система оптимальной живописной подготовки учителей декоративно-прикладного искусства и народных промыслов: Диссер. на соиск. ученой степени доктора пед. наук,-М, 2000.-450с.
88. Лук А. Н. Учить мыслить,- М.: Знание, 1985,- 88с.
89. Лук А. Н. Психология творчества.- М.: Наука, 1978.
90. Лук А. Н. Мышление и творчество.- М.: Политиздат, 1976.-144с.
91. Мамалыга Р. Ф. Развитие пространственного мышления у студентов педагогического вуза при формировании понятий в курсе геометрии. Диссер. на соиск. ученой степени канд. пед. наук.- Екатеринбург, 2005.
92. Мамонтов К. В. Формирование художественно-творческих потребностей студентов на занятиях скульптурой: Диссер. на соик. ученой степени канд пед.наук,- М., 2006.
93. Матюшкин А. М. основные направления мышления и творчества// Психологический журнал, 1984, № 1.- Т.5,- С. 9-17.
94. Мейлах Б. С. Процесс творчества и художественное восприятие,-М.: Искусство, 1985.-316с.
95. Меламуд В. Э., Фастовский И. А. Компетентный подход как фактор повышения качества образовательного процесса //
96. Модернизация московского образования: механизмы развития и обновления. Выпуск 5.- М.: Центр «Школьная книга», 2006-240с.
97. Мелик Пашаев А. А. Педагогика искусства и творческие способности.-М., 1981 .-96с.
98. Механик Н. Основы пластической анатомии.- М.: Искусство, 1958,-352с.
99. Моделирование педагогических ситуаций. Проблемы повышения качества и эффективности общепедагогической подготовки учителя / Под ред. Ю. Н. Кулюткина,- М: Педагогика, 1982.-120с.
100. Моляко В. А. Психология творческой деятельности. К.: Знание, 1978.-46с.
101. Нестеренко О. И. Краткая энциклопедия дизайна.- М.: Молодая гвардия, 1944, 336с.
102. Никандров Н. Д., Канн-Калик В. А. Творчество как условие профессиональной подготовки будущего учителя / Советская педагогика, 1982,- № 4,- С. 90-92.
103. Обухова J1. Ф. Концепция Жапа Пиаже: за и против,- М., 1981.
104. Одноралов Н. В. Скульптура и скульптурные материалы.- М., 1965.
105. Панамарчук В. Ф. Школа учит мыслить,- М.: Просвещение, 1979, 144с.
106. Педагогическое моделирование: теория и практика // Методическое пособие.- М.: Библиотека журнала «СПО», 2006,-91с.
107. ИЗ. Пиаже Ж. Структура интеллекта // Избр. психол. Труды,- М.: Просвещение, 1969- С. 55-231.
108. Пиаже Ж. Как дети образуют математические понятия // Вопросы психологии,- М., 1966, С. 133.
109. Платонов К. К. Структура и развитие личности,- М.: Наука, 1986.-254C.
110. Поддьяков Н. Н. Формирование у дошкольников способности наглядно представлять перемещение предметов в пространстве // Сенсорное воспитание дошкольников,- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963.-С. 163-185.
111. Подласый И. П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов пед. вузов. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999,- 576с.
112. Полагин А. С. Концепция современного естествознания. Учебное пособие для вузов,- М.: Гелиос АРВ, 2004,- 192с.
113. Полякова Н. И. Скульптура и пространство: проблема соотношения объема и пространственной среды,- М.: Советский художник, 1982-199с.
114. Пономарев Я. А. Психология творчества и педагогика. М.: Педагогика, 1976.
115. Пономарев Я. А. Знание, мышление и умственное развитие.-М„ 1967.
116. Пономарев Я. А. Психология творческого мышления.- М., 1960.
117. Поспелов Н. Н., Поспелов И. Н. Формирование мыслительных операций у старшеклассников,- М.: Педагогика, 1989,- 152с.
118. Программы педагогических институтов. Сб. 14: Рисунок. Живопись. Композиция. Пленер. Скульптура и пластическая анатомия. История искусств. -М.: Просвещение, 1988.
119. Психологические исследования представлений и воображения // Отв. ред. Е. И. Игнатьев. М: Изд-во АПН РСФСР, 1956.
120. Психологические исследования творческой деятельности //Отв. ред. О. К. Тихомиров.- М.: Наука, 1975.
121. Пышкало A. М. Совершенствование методов обучения и воспитания младших школьников актуальная задача школы // Н. Ш., 1982, № 7.-С.5.
122. Рабинович М. Ц. Пластическая анатомия и изображение человека на ее основах,- М.: Изобразительное искусство, 1985,-529с.
123. Ростовцев Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. М.: Просвещение, 1980.
124. Рубина Г. В. Дидактические основы применения информационных технологий в графической подготовке студентов педвузов. Автореф. диссер. на соиск. ученой степени доктора пед. наук,- М., 1995.- 34с.
125. Рубинштейн С. JI. О мышлении и путях его исследования. -М., АН СССР, 1958-453с.
126. Рубинштейн С. JI. Проблемы способностей и вопросы психологической теории // Вопросы психологии, 1960, № 3. С. 315.
127. Сборник организационно-методической документации совершенствования форм и механизмов управления научно (учебно)- исследовательской, экспериментально конструкторской деятельностью студентов.- М.: Издательский отдел ИПР СПО, 2004-158с.
128. Сборник программ интегрированных курсов «Искусство» / Под ред. Б. П. Юсова,- М.: Просвещение, 1995.
129. Славская Н. А. Процесс мышления при усвоении знаний. Атореф. на соиск. ученой степени канд. пед. наук. М., 1961.
130. Сочетание слова учителя и средств наглядности в обучении / Под ред. Л. В. Занкова. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958.
131. Степанова Е. И. Умственное развитие и обучаемость взрослых: Учебное пособие. Л.: ЛГПИ, 1981.
132. Столетнев В. С. Влияние уровня развития пространственного мышления на продуктивность решения задач начертательной геометрии, 1980.
133. Суворов Н. Н. Пути создания художественного образа: роль воображения в художественном творчестве.- М., Знание, 1984.-63с.
134. Теория и практика педагогического эксперимента / Под ред. Е. В. Пискунова.- М.: Педагогика. 1979,- 20с.
135. Тихомиров О. К. Структура мыслительной деятельности человека,- М.: Изд-во МГУ, 1969.
136. Философский энциклопедический словарь,- М., 1983, С. 391.
137. Флоренский П. А. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях. М.: Прогресс, 1993,- С. 87-55.
138. Хабару А. Г. Реализация принципа наглядности в обучении изобразительному искусству // Ежегодный сб. научных трудов.-Майкоп: Изд-во АГУ, 2004, с. 165-178.
139. Хуторской А. В. Ключевые компетенции: технология конструирования //Народное образование, 2003, № 5, С. 55-61.
140. Шаронин Ю. В., Исанина Н. И., Илинич Е. А. Диагностика творческого развития учащихся (теоретическая концепция и экспериментальные материалы в помощь учителю).- М.: ИОО МО РФ, 2000, 35с.
141. Шарпо А. В. Скульптура и пластическая анатомия,- БГПУ, 2004.
142. Шемякин Ф. Н. Ориентация в пространстве // Психологическая наука в СССР,- М, 1959, Т. 1, С. 140-142.
143. Шорохов Е. В. Художественный образ и искусство // Вопросы истории, теории и методики преподавания изобразительного искусства.- М.: Прометей, 1996,- 171с.
144. Штофф В. А. Моделирование и познание.- Минск: Наука и техника, 1974.-215с.
145. Щербакова В. Ю. Формирование пространственного мышления школьников на уроках черчения. Диссер. на соиск. ученой степени канд. пед. наук.- Курск, 2005.
146. Якиманская И. С. Развитие пространственного мышления школьников,- М., 1980,- 260с.