Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Научно-методическое обоснование системы преподавания анималистического жанра в педагогическом университете

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Бызова, Анна Андреевна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 2005
Специальность ВАК РФ
 13.00.02
Диссертация по педагогике на тему «Научно-методическое обоснование системы преподавания анималистического жанра в педагогическом университете», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Бызова, Анна Андреевна, 2005 год

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС РАЗВИТИЯ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ОБУЧЕНИЯ АНИМАЛИСТИЧЕСКОМУ ЖАНРУ

1.1 Стилистический анализ скульптуры анималистического жанра в зарубежном изобразительном и декоративном искусствах.

1.2. Некоторые аспекты метода стилистического анализа скульптуры анималистического жанра в отечественном искусствознании.

1.3. К вопросу об истории методики преподавания скульптуры анималистического жанра в России.

ГЛАВА 2. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБУЧЕНИЯ АНИМАЛИСТИЧЕСКОМУ ЖАНРУ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

2.1. Пластическая анатомия животных, как условие реалистического изображения животных.

2.2. Скульптурные рисунки, как основа изучения формы зверей, птиц, земноводных, пресмыкающихся для создания скульптуры анималистического жанра.

2.3. Изучение теории в скульптуре анималистического жанра.

2.4.Анализ состояния практики обучения анималистическому жанру студентов по специальности «030800. Изобразительное искусство».

2.4.1. Анализ программ «Рисунок», «Пленэр» по обучению графическому и скульптурному изображению зверей, птиц, земноводных, пресмыкающихся.

2.4.2. Анализ взаимосвязи программы по обучению пластической анатомии, графическому и скульптурному изображению зверей, птиц, земноводных, пресмыкающихся.

ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ, ПРЕПОДАВАНИЯ АНИМАЛИСТИЧЕСКОГО ЖАНРА ВСИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО

ОБРАЗОВАНИЯ (формирующий (обучающий) и сравнительный эксперименты)

3.1. Обоснование и разработка экспериментальной методики по обучению студентов анималистическому жанру.

3.2. Пластическая анатомия зверей, птиц, земноводных, пресмыкающихся и графический анималистический набросок с натуры и по памяти как этап обучения студентов анималистическому жанру (формирующий эксперимент).

3.3. Взаимосвязь в обучении пластической анатомии, графическому и скульптурному изображению с натуры и по памяти зверей, птиц, земноводных, пресмыкающихся в курсе скульптуры и пластической анатомии (формирующий эксперимент).

3.4. Обучение выразительным качествам скульптуры анималистического жанра в лепке по представлению этюда зверей, птиц, земноводных, пресмыкающихся в движении как основа совершенствования специальной подготовки студентов в курсе скульптура и пластическая анатомия, (формирующий эксперимент).

3.5. Результаты обучения анималистическому жанру, направленного на повышение качества подготовки студентов по скульптурному изображению зверей, птиц, земноводных, пресмыкающихся в курсе «Скульптура и пластическая анатомия» (сравнительный эксперимент).

Введение диссертации по педагогике, на тему "Научно-методическое обоснование системы преподавания анималистического жанра в педагогическом университете"

Проблема исследования и её актуальность

В эпоху информационных технологий обращение к интеллекту зрителей с помощью мирового скульптурного наследия не только расширяет понимание ими этого вида творчества, но и позволяет получить удовольствие от переживания в себе момента движения и сложной работы моторной энергии, которую воплотил скульптор в своем творении. «Такой сгусток энергии и такую силу воздействия на зрителя способна дать только скульптура» (Б.Р. Виппер).

Тем не менее, скульптура не популярна у широкой публики, она не принимает неисчерпаемое богатство индивидуальных пластических мотивов. У большинства зрителей есть мнение, что скульптура - это имитация действительности, тогда как она, прежде всего, обращается к их интеллекту и меньше - к эмоциям и чувствам [60].

Существенной составной частью в специальной подготовке учителей изобразительного искусства педагогических вузов является освоение дисциплины «Скульптура и пластическая анатомия», где важную роль играют разделы «Пластическая анатомия зверей, птиц, земноводных, пресмыкающихся» и «Анималистическая лепка с натуры, по памяти, представлению».

Неразработанность методики преподавания скульптуры анималистического жанра негативно сказывается на подготовке специалистов — учителей изобразительного искусства. У студентов отмечаются слабые знания, умения, навыки по скульптуре и пластической анатомии анималистического жанра. В результате, когда школьники обращаются к учителю с просьбой показать, как лепить зверей, птиц, земноводных, пресмыкающихся, он уходит от такого показа.

Студенты часто игнорируют выполнение заданий анималистического жанра по дисциплинам «Рисунок», «Скульптура и пластическая анатомия», практике «Пленэр» и, как следствие, редко выбирают темой дипломной работы анималистический жанр в скульптуре. Нерешенность проблемы качества подготовки студентов в данной области отрицательно сказывается на преподавании будущими учителями изобразительного искусства лепки анималистического жанра в школе.

При всей важности нашего акцента на развитие методики обучения анималистическому жанру в художественном образовании, она разработана лишь в небольшой мере по сравнению с развитием художественного творчества художников-анималистов, показанных в истории изобразительного искусства. Работ, специально посвященных обучению скульптуре анималистического жанра, практически нет. Так, анализ направлений научных исследований в области художественно-педагогического образования, сделанный к 60-летию художественно-графических факультетов С.Е. Игнатьевым показал, что за 50 лет (1941 -1991) защищено всего 5 диссертаций в области преподавания скульптуры и ни одной по проблеме обучения скульптуре анималистического жанра [102, с. 17-20].

Важность решения проблемы создания системы преподавания анималистического жанра связана с тем, что до сих пор нет научно-методического обоснования обучения и развития творческих способностей обучающихся анатомическому, графическому, скульптурному изображению зверей, птиц, земноводных, пресмыкающихся.

Произведения изобразительного искусства анималистического жанра, имеют могучий потенциал доброго отношения человека к миру животных. Актуальность воспитания у подрастающего поколения миролюбия [80], как свойства личности, обусловлена сложностью проблем, с которыми сталкивается мировое сообщество [222, с. 109]. В.А. Ватагин подчеркивает, что семья, школа, изобразительное искусство должны находить должные формы для пропаганды доброго отношения к животным [54, с. 28]. Привязанность и преданность человеку, красота животных, несомненно, вызовет к ним ответное сочувствие и любовь. Надо отметить, что именно в России впервые зародилась принципиально новая эра скульптурного изображения животных, а именно - сквозь призму отношения к ним, сопереживания (JI.H. Трубецкой, А.С. Голубкина). Поэтому в подготовке будущих учителей изобразительного искусства должно придаваться большое значение воспитанию ими любви к животным посредством анималистического жанра, наиболее распространенного у детей всех возрастов.

Под термином «жанр» [фр. qanre - род, вид] понимают определенную разновидность художественных произведений, характеризующимися теми или иными сюжетными или стилистическими признаками [153]. Термин «анималистический жанр» (от лат. animal - животное) появился во второй половине 19 века (1831 г.) во Франции (Антуан Луи Бари, Кристоф Фратен, Александр Жуйоне), в изобразительном искусстве - это жанр, где изображаются животные [9, с. 183].

Анималистический жанр в изобразительном и декоративном искусствах многогранен. Во-первых, главной задачей анималиста становится точность изображения животного, при этом большое значение придается умению подметить общий склад движений представителей фауны. Во-вторых, художник-анималист нацелен на художественно-образную характеристику животного, его повадки.

Отметим, что ввиду многоплановости темы мы сосредоточили внимание на исследовании узловых проблем, характеризующих анималистический жанр только в изобразительном искусстве. Поводом для исключения декоративного стало наличие в нем других жанрообразующих признаков, которые мы не рассматриваем в работе.

Исследование процессов формирования и развития анималистического жанра, как относительно целостного явления показывают, во-первых, в истории изобразительного искусства видно создание художниками скульптур анималистического жанра, во-вторых, методы обучения анималистической скульптуре слабо развивались в художественном образовании. В этом пробел преподавания изобразительного искусства, в частности, скульптуры анималистического жанра. Это дало нам право увидеть проблему преподавания анималистического жанра и позволило выйти на уровень научно-методического обоснования системы преподавания анималистического жанра в педагогическом университете, способствующей повышению качества подготовки студентов.

При всем многообразии литературы, связанной с общей теорией скульптуры, с историей анималистической, в частности, теорией пластической анатомии, целенаправленных работ, по обучению скульптуре анималистического жанра, практически, нет. Однако отдельные аспекты рассматриваемой проблемы, были затронуты в ряде исследований, посвященных различным сторонам теории и истории изобразительного искусства (М.В. Алпатов, Г.К. Вагнер, Б.Р. Виппер, Н.А. Дмитриева, В.В. Ермонская, И.С. Ефимов, С.Н. Кондаков, Н. Кузнецова, Й. Ланг, Е.Н. Мачлов, В.В. Нестеров, К.М. Муратова, Е. Мурина, Н.И. Полякова, Н.Н. Пунин, Е.И. Ротенберг, А.В.Салтыков, В.А. Тиханова, Фулканели, Х.В. Янсон и Э.Ф. Янсон и др.). Для нас особый интерес представляют исследования о выразительных качествах скульптуры (Б.Р. Виппер, А. Гильдебрандт, М.Я. Либман, Л. Сак, Н.В. Томский).

Вопросам теории и методики преподавания скульптуры посвящены диссертационные работы Л.В. Алексеевой, Н.В. Басаревой, М.Х. Бежанова, Н.И. Боголюбова, Т.А. Васильевой, А.А. Ворохоба, Л.С. Писаревского, А.А. Прищепы, В.Д. Черкасова, что подтверждает немаловажность специальной подготовки учителя изобразительного искусства. Однако в диссертационных работах не исследуется проблема совершенствования целевой направленности студентов в отношении скульптуры анималистического жанра в дисциплине предметной подготовки «Скульптура и пластическая анатомия».

Интересно отметить, что информацию по обучению анатомическому, графическому, скульптурному изображению зверей, птиц, земноводных, пресмыкающихся в основном можно извлечь из рисунков, на которых показан процесс скульптурного изготовления зверя или птицы, наглядно-дидактических пособий в литературе методического жанра.

В поисках эффективных методов обучения, которые позволили бы развивать и углублять понимание студентами выразительных качеств скульптуры анималистического жанра при лепке зверей, птиц, земноводных, пресмыкающихся, нами были проанализированы наглядно-дидактические пособия. Следует отметить, что информацию по обучению анатомическому, графическому, скульптурному изображению представителей фауны, в основном, можно извлечь из наглядно-дидактических пособий рисунков, на которых показан процесс скульптурного изготовления звери или птицы. Эффективно разработаны и различные графические приемы изображения (Г.Н. Карлов, А.Ф. Конев и И.Б. Маланов, A.M. Лаптев, П.Я. Павлинов, Д. Роберсон, JI.E. Терентьев, У. Фостер, J1. Хеммонд, К. Хокусай, JI. Дж. Эймис и др.).

Большое практическое значение для художника-анималиста имеют иллюстрации животных в научной литературе и атласах по биологии (Дж. Адамсон, С.В. Афанасьева и В.Н. Ляхов, А.Б. Банников, А.Э. Брем, Г.П. Дементьев, Силктоун, Д. Ричардз, П.В. Терентьев и др.).

Материалам и технологии изготовления скульптуры посвящены труды методической направленности Р.А. Бардиной, Д. Бройдо, Р. Буффье, А.С. Голубкиной, Л.А. Гутова, В.В. Ермонской, М.К. Камии, Г.И. Кепинова, Г.А. Клодта, С.Н. Кондакова, Н.П. Костерина, И.В. Крестовского, С.А. Купреянова, Э. Лантери, Ф.Я. Мишукова, М.К. Никитина, Н.В. Одноралова, С.Л. Савицкого, А.В. Флерова, Е.Н. Хохловой, Н.Б. Халезовой и др.

Разнообразный материал, имеющий первостепенное значение для развития специальных способностей у студентов на занятиях с натуры, по памяти, представлению (памяти, представлений, креативно-деятельностное исполнительство, моторно-двигательное развитие) можно найти в работах О.Н. Авсиян, Н.С. Боголюбова, А.С. Брушлинского, JI.C. Выготского, Г.А. Громовой, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, А.В. Запорожца, Е.И. Игнатьева, В.И. Кириенко, B.C. Кузина, Т.С. Комаровой, В.К. Лебедко, А .Я. Пономарева, С.Л. Рубинштейна и др.

Надо отметить особый вклад в развитие пластической анатомии зверей, птиц, земноводных, пресмыкающихся, внесли М. Дюваль, Г.Н. Карлов, Э. Лантери, М.Ц. Рабинович, В. Танк.

Вопросам дидактического обеспечения процесса обучения анималистическому жанру студентов отдано нами в предпочтении трудов

A.С. Голубкиной, Г.Н. Карлова, B.C. Кузина, Э. Лантери, М.Ц. Рабиновича, Н.Н. Ростовцева, В.А. Сластенина, В.А. Ситарова, Е.В. Шорохова.

Для обоснования научно-методической системы обучения анималистическому жанру (анатомическое, графическое, скульптурное изображение зверей, птиц, земноводных, пресмыкающихся) существенное значение придается взаимосвязи между учебными дисциплинами (B.C. Кузин, Т.Г. Казакова, К.М. Лепилов, А.И. Пеленков, В.М. Старостина,

B.Э.Тамарин, Я.Я. Чарнецкий) и преемственности в обучении изобразительно-выразительным средствам как условиям развития творчества (О.Р. Лагутина).

Таким образом, даже самая общая характеристика теоретической базы, послужившей основой для диссертационного исследования, показывает, что в изобразительном искусстве и художественном образовании сформировались достаточно серьезные «заделы» и предпосылки совершенствования качества подготовки по анималистическому жанру будущих учителей изобразительного искусства. Вместе с тем очевидно и то, что при наличии факторологической базы многие вопросы преподавания анималистического жанра ещё ждут своего детального, целенаправленного теоретического осмысления.

Недостаточная теоретико-методологическая и методическая проработанность обозначенных выше вопросов определили проблемное поле диссертационного исследования, его цели, смысл и содержание. Проблема исследования заключена в самом названии диссертации - научно-методическом обосновании системы преподавания анималистического жанра в педагогическом университете (на материале курса скульптура и пластическая анатомия).

От нерешенности данной проблемы в значительной мере страдает качество специальной подготовки будущих учителей изобразительного искусства по анималистическому жанру, что отрицательно сказывается на качестве преподавания лепки анималистического жанра в школе. В этом и заключается актуальность данной проблемы. Отсутствие специального исследования, служит основанием для решения данной проблемы как актуальной.

Цель исследования — теоретически обосновать систему подготовки будущих учителей изобразительного искусства по анималистическому жанру, раскрыть взаимосвязь педагогических условий реализации наиболее эффективных методов обучения анатомическому, графическому, скульптурному изображению представителей фауны, оправдавших себя в теории и практике.

Объект исследования - учебно-воспитательные и развивающие процессы обучения студентов анималистическому жанру в скульптуре.

Предмет исследования - методы обучения анатомическому, графическому, скульптурному изображению зверей, птиц, земноводных, пресмыкающихся на занятиях рисунка, пленэра, пластической анатомии, скульптуры.

Анализ специальной литературы, исследования и обобщение опыта преподавания студентам дисциплин предметной подготовки «Рисунок», «Скульптура и пластическая анатомия» и проведение производственной практики «Пленэр», а так же опыт художественно-творческой работы автора, позволили выдвинуть следующую рабочую гипотезу.

Гипотеза исследования обоснована на предположении о том, что если использовать целостную методическую систему преподавания анималистического жанра, которая будет включать в себя: а) цели, задачи и усовершенствованное содержание заданий по анатомическому, графическому, скульптурному изображению зверей, птиц, земноводных, пресмыкающихся в трех программах («Рисунок», «Пленэр», «Скульптура и пластическая анатомия»); б) дидактические принципы, формы, методы, приемы обучения; в) средства обеспечения всех учебно-воспитательных и развивающих процессов на занятиях рисунка, пленэра, пластической анатомии и скульптуры (ТСО, наглядные пособия и т.д. и т.п.); г) критерии, определяющие качество подготовки будущих учителей изобразительного искусства по скульптуре анималистического жанра (выразительные качества - композиция, технология изготовления скульптуры, передача движения, индивидуальная манера исполнения), то можно добиться значительного повышения качества подготовки будущих учителей изобразительного искусства, потому что данная методическая система обладает такими ценными качествами, как формы, принципы, методы, которые во взаимодействии последовательности, взаимопереплетению дают хорошие результаты обучения.

Методы исследования. В диссертационной работе использован комплекс разнообразных методов педагогических исследований: стилистический анализ основных подходов к трактовке выразительных качеств скульптуры анималистического жанра; методы наблюдения учебно-воспитательных процессов; анализ выразительных качеств скульптуры анималистического жанра в студенческих работах по разработанным нами оценочным критериям; методы беседы.

Система методов включала: подбор и изучение широкого круга источников, расширяющих основной фонд знаний преподавания , ^ анималистического жанра в курсах скульптуры и пластической анатомии, рисунка; стилистический анализ произведений анималистической скульптуры; педагогический эксперимент (поисковый, констатирующий, формирующий, сравнительный) как основа для проверки разработанной методической системы обучения анималистическому жанру студентов в процессе преподавания скульптуры и пластической анатомии зверей, птиц, земноводных, пресмыкающихся.

Задачи исследования: - проанализировать формирование и развитие анималистического жанра как относительно целостного явления в истории изобразительного искусства и в ^ художественном образовании; исследовать историю развития теории и практики обучения анималистическому жанру в трудах зарубежных, русских и советских авторов, обобщить опыт работы по анатомическому, графическому, скульптурному изображению представителей фауны; изучить и теоретически обосновать преподавание анатомическому, графическому, скульптурному изображению зверей, птиц, земноводных, пресмыкающихся в рамках системы высшего художественно-педагогического образования, как условия повышения качества подготовки будущих учителей изобразительного искусства по анималистическому жанру; усовершенствовать задания №4 в программе «Пленэр», №19 в курсе «Рисунок» по графическим анималистическим наброскам, и внедрения в три программы предметной подготовки («Рисунок», «Пленэр», «Скульптура и пластическая анатомия») заданий по изображению зверей (представителей семейств кошачьих, копытных, собачьих), птиц, земноводных, пресмыкающихся с натуры, по памяти, представлению для обеспечения непрерывности в обучении будущих учителей изобразительного искусства по . анималистическому жанру;

- разработать и экспериментально проверить эффективность научно-методической системы преподавания анималистического жанра на материале курса «Скульптура и пластическая анатомия» в педагогическом университете, обеспечивающей последовательное, преемственное приобретение умений использовать выразительные качества скульптуры через реализацию специальных разделов «Пластическая анатомия зверей, птиц, земноводных, пресмыкающихся» и «Анималистическая лепка с натуры, по памяти, представлению» в дисциплине «Скульптура и пластическая анатомия» и создание наглядных методических пособий по анатомическому, скульптурному изображению объектов фауны;

- выявить и разработать критерии обученности скульптуре анималистического жанра будущих учителей изобразительного искусства.

Методологической базой исследования являлись научные положения в области искусствознания; законы диалектики; основные положения дидактики, личностно-деятельный подход, связанный с процессом воспитания сопереживания в процессе обучения анималистическому жанру; научно-методические достижения художников-педагогов реалистической школы; принципиальные положения методики обучения, используемые в отечественной и зарубежной художественной педагогике, психологии, методике преподавания изобразительного искусства.

Этапы исследования. Первый этап (1996-2001 гг.) - изучение педагогического опыта и источниковой базы по данной теме, систематизация теоретических сведений научных и научно-популярных книг, словарей, справочников, энциклопедий, документов, анатомических атласов, старых и иностранных книг, библиографических указателей, диссертаций; определение уровня разработанности проблемы и актуальности, объекта и предмета исследования, задачи, методологии и методов исследовательской работы. Второй этап (2001-2004 г.г.) - разработка научно-обоснованной системы преподавания анималистического жанра будущих учителей изобразительного искусства, экспериментальная проверка гипотезы исследования, проведение у педагогического эксперимента.

Третий этап (2004-2005 г.г.) - систематизация результатов исследования, их оформление в виде диссертации.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

- введены в научный оборот содержание трех терминов «выразительные качества скульптуры анималистического жанра», «анатомическая сквозная зарисовка», «скульптурный рисунок» для обучения скульптуре студентов педагогического вуза;

- впервые разработаны два раздела «Пластическая анатомия зверей, птиц, земноводных, пресмыкающихся» и «Анималистическая лепка с натуры, по памяти, представлению» в курсе «Скульптура и пластическая анатомия»; г* впервые разработаны критерии оценки скульптурных работ анималистического жанра для студентов педагогических университетов; расширен подход к отбору и конструированию содержания заданий по анатомическому, графическому, скульптурному изображению объектов фауны: представлены звери в виде трех семейств (кошачьи, копытные, собачьи), птицы, были введены земноводные, пресмыкающиеся;

- разработан учебно-методический комплекс, включающий программы, наглядно-дидактические пособия по анатомическому, графическому, скульптурному изображению зверей, птиц, земноводных, пресмыкающихся и его апробирование на занятиях рисунка, пленэра, пластической анатомии и скульптуры;

- разработаны, научно обоснована и экспериментально проверена методическая система преподавания анималистического жанра в педагогическом университете, обеспечивающая преемственность в обучении выразительным качествам скульптуры анималистического жанра в лепке.

Теоретическая значимость результатов исследования: решена научно-педагогическая задача - научно-методически обоснована система преподавания анималистического жанра в педагогическом университете (на материале курса скульптура и пластическая анатомия); уточнен и дополнен понятийный аппарат проблематики в преподавании анималистическому жанру, содержательно отражающий его обеспечение в трех программах («Рисунок», «Пленэр», «Скульптура и пластическая анатомия»); созданы разделы «Пластическая анатомия зверей, птиц, земноводных, пресмыкающихся» и «Анималистическая лепка с натуры, по памяти, представлению» для курса «Скульптура и пластическая анатомия»; предложенные критерии оценки обученности скульптуре анималистического жанра дополняют теорию качества подготовки студентов педагогических вузов, обоснована целостная научно-методическая система преподавания анималистического жанра.

Практическая значимость результатов исследования определяется возможностью внедрения разработанной системы обучения анималистическому жанру в процессе профессионально педагогической подготовки будущего учителя изобразительного искусства в дисциплины предметной подготовки «Рисунок», «Скульптура и пластическая анатомия» и учебную практику «Пленэр»; разработанные критерии оценки работ студентов по скульптуре анималистического жанра (композиция, технология изготовления скульптуры, передача движения, индивидуальная манера исполнения) могут применяться на занятиях скульптуры в практике преподавания; созданные учебные программы, наглядно-дидактические пособия по анатомическому, скульптурному изображению объектов фауны могут быть использованы в практике преподавания скульптуры, при разработке новых программ, при создании учебников и учебных пособий в совершенствовании и развитии современной системы высшего художественно-педагогического образования для повышения качества подготовки студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов, педагогических колледжей, художественных училищ, школ, дошкольных учреждений.

Обобщения и выводы диссертационного исследования могут служить основой для совершенствования учебного процесса в области художественно-педагогического образования, в том числе и сфере повышения квалификации. Эмпирический материал диссертации, а так же ее теоретические положения и выводы могут быть использованы в процессе дальнейших исследований в области теории и практики научно-обоснованного обучения анатомическому, графическому и скульптурному изображению зверей, птиц, земноводных, пресмыкающихся.

Достоверность результатовисследования обеспечивается опорой на результаты современных исследований по искусствоведению, психологии, педагогике, пластической анатомии, методике преподавания изобразительного искусства, касающихся исследуемой проблемы, использованием комплекса методов теоретического и эмпирического исследования; опытно-экспериментальной проверкой и подтверждением основных положений диссертационного исследования в условиях проведения разработанной методической системы преподавания анималистического жанра, анализом полученных исходных и конечных результатов.

Положения, выносимые на защиту. Специфика создания скульптуры анималистического жанра как сложносоставного социокультурного явления в двух значимых для него сферах - в изобразительном искусстве и в художественном образовании рассмотрена как относительно целостное явление, включающее в себя: а) создание и обучение умению создавать скульптурный анималистический рисунок; б) создание и обучение умению создавать анималистические скульптурные произведения в мягком материале; в) создание и обучение умению создавать анималистические скульптурные произведения в твердом материале.

Введение опережающего последовательного обучения по выполнению: а) графических анималистических набросков с натуры, по памяти, представлению; б) анатомических зарисовок, в) сквозных анатомических зарисовок; г) лепки с натуры, по памяти; д) графического наброска по представлению будущей анималистической скульптуры способствует не только усвоению выразительных качеств скульптуры анималистического жанра в лепка по представлению зверей, птиц, земноводных, пресмыкающихся в движении и формированию эмпатии (сопереживания) к изображаемому анималистическому образу, но и повышает качество подготовки будущих учителей изобразительного искусства по анималистическому жанру.

Разработана, научно-обоснована и экспериментально проверена система преподавания анималистического жанра.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Опытно-экспериментальной базой исследования служили художественно-графические факультеты. Основная часть исследования проводилась на базе Мурманского государственного педагогического университета (далее МГПУ). В экспериментальном обучении участвовали студенты первого и второго курсов. Материалы диссертации внедрены в практику преподавания Мурманского государственного педагогического университета, Мурманского педагогического колледжа. Основные положения и результаты исследования были отражены в двух публикациях; обсуждались и получили одобрение на научно-практических конференциях профессорско-преподавательского состава, аспирантов и студентов МГПУ (1998,1999,2000,2001,2002-2004 г.г.), на региональной научно-практической конференции «Воспитательная работа в начальной школе: идеи, опыт, перспективы» (март 2003, 2004 Мурманск), научно-практической конференции преподавателей и студентов в Мурманском педагогическом колледже «Инновационные подходы в процессе обучения» (Мурманск, 2003); обобщены на заседаниях кафедры живописи, ученым Советом художественно-графического факультета Московского педагогического государственного университета.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, 3-х глав, включающих 11 параграфов и 2-х подпунктов во 2-ой главе, заключения,

Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"

Результаты исследования показали эффективность взаимосвязанных заданий по анималистическому жанру программ, в содержание которых заложены шесть объектов изображения: 1. звери (представители семейств кошачьих, копытных, собачьих), 2. птицы, 3. земноводные, 4. пресмыкающиеся.

Последовательное и непрерывное обогащение знаниями пластической анатомии представителей фауны, усвоение стилистического анализа скульптуры, изучение разделов «Пластическая анатомия зверей, птиц, земноводных, пресмыкающихся» и «Анималистическая лепка с натуры, по памяти, представлению» в программе «Скульптура и пластическая анатомия» обеспечило студентам использование этих знаний в самостоятельной лепке этюда по представлению животных в движении. Наша специальная (экспериментальная) программа была разработана с учетом взаимосвязи пластической анатомии зверей, птиц, земноводных, пресмыкающихся с видами лепки и рисования (натурное, по памяти, представлению), где пластическая анатомия выступает как пропедевтический фактор обучения скульптуре анималистического жанра.

Краткий анализ литературы по исследуемой теме помог изучить и теоретически обосновать аспекты стилистического анализа анималистической скульптуры (выразительные качества скульптуры анималистического жанра - композиция, технология изготовления скульптуры, передача движения, индивидуальная манера исполнения), которые являются критериями оценки работ студентов в выявлении качества их подготовки.

Анализ студенческих работ показал, что реализация взаимосвязанных между собой заданий по трем видам деятельности (анатомический, графический, скульптурный) в изображении объектов фауны способствует совершенствованию специальной подготовки студентов педагогических университетов по анималистическому жанру. Таким образом, взаимосвязанное обучение по трем видам деятельности повышает качество подготовки студентов педагогических университетов в области скульптуры анималистического жанра.

Для совершенствования специальной подготовки по анималистическому жанру в процессе обучения выразительным качествам скульптуры анималистического жанра мы учитывали индивидуальные способности студентов. Нами велся учет индивидуальных способностей студентов, что является важным фактором совершенствования подготовки студентов по анималистическому жанру. Этот процесс имеет сложную детерминацию, связанную с двойственным положением в зритильно-моторном развитии (с пониманием тех связей и функций руки и глаза, которые формируются при оперировании с пространственными формами) и творческим применением выразительных качеств скульптуры анималистического жанра для изображения задуманного движения объектов фауны.

Доступное, интересное, взаимосвязанное содержание заданий по анималистическому жанру способствует не только усвоению выразительных качеств скульптуры анималистического жанра, но и формированию эмпатии (сопереживанию к изображаемому образу зверей, птиц, земноводных, пресмыкающихся), что, в свою очередь, служит предпосылкой формирования эстетического отношения к искусству и действительности.

181

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Теоретически обоснованы и экспериментально проверены усовершенствованные задания по рисунку (задание №19), пленэру (задание №3) и внедрены два раздела «Пластическая анатомия зверей, птиц, земноводных, пресмыкающихся» и «Анималистическая лепка с натуры, по памяти, представлению» для дисциплины «Скульптура и пластическая анатомия». Исследование показало высокие результаты последовательного обучения анималистическому жанру при реализации введенных в программу «Скульптура и пластическая анатомия» двух разделов - «Пластическая анатомия зверей, птиц, земноводных, пресмыкающихся», «Анималистическая лепка с натуры, по памяти, представлению», обеспечивающих взаимосвязь графического и скульптурного изображений с видами заданий в лепке и рисунке (с натуры, по памяти, представлению) объектов фауны 3-х программ «Рисунок», «Пленэр», «Скульптура и пластическая анатомия», которые можно спланировать от простого к сложному с учетом выразительных качеств скульптуры анималистического жанра.

Анализ ныне существующих программ, практики высшего художественно-педагогического образования по обучению анималистическому жанру показали, что программы так и не стали основанием для формирования системы обучения анималистическому жанру. Выявленная нами взаимосвязь помогла раскрыть содержание и методику обучения студентов анатомическому, графическому и скульптурному изображению зверей, птиц, земноводных, пресмыкающихся.

Исследование, осуществленное комплексом методик, показало эффективность специальной научно-методической системы преподавания анималистическому жанру, которая включает в себя: а) цели, задачи и содержание заданий в программах «Скульптура и пластическая анатомия»,

Рисунок», «Пленэр» по анатомическому, графическому, скульптурному изображению зверей, птиц, земноводных, пресмыкающихся; б) принципы, формы, методы, методические приемы обучения анималистическому жанру; в) средства обучения учебно-воспитательных и развивающих процессов (ТСО, наглядные пособия и т.д.). Обеспечив исполнительство этих составных частей системы, можно добиться значительного улучшения результатов обучения анималистическому жанру, сострадания к представителям живой природы, развития умений и навыков по изображению зверей, птиц, земноводных, пресмыкающихся у будущих учителей изобразительного искусства в педагогических университетах. Данной методической системе свойственно: а) усовершенствованное содержание заданий по изображению зверей (представителей семейств кошачьих, копытных, собачьих), птиц, земноводных, пресмыкающихся; б) взаимосвязь между программами («Скульптура и пластическая анатомия», «Рисунок», «Пленэр»), которая позволяет последовательно усваивать формы объектов фауны; в) преемственность в обучении выразительным качествам скульптуры анималистического жанра в лепке этюда с натуры, по памяти, представлению. Эти свойства имеют важное значение для повышения качества подготовки студентов по анималистическому жанру и во взаимодействии принесут положительный эффект.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Бызова, Анна Андреевна, Москва

1. Авсиян О.Н. Натура и рисование по представлению: Учеб. пособие для сред, худож. учеб. заведений. - М.: Изобразительное искусство, 1985. — 152 с.

2. Адамсон Дж. Африка глазами Джой Адамсон / Пер. с англ. В.Г. Канн, Т.И. Мироновой. -М.: Прогресс, 1977. 132 с.

3. Александров К.А. Набросок. // Дейнека А.А. Учитесь рисовать: Беседы с изучающими рисование. М.: Изд-во АХ СССР, 1961. - 224 с. - С. 125 — 147.

4. Алексахин Н.Н. Волшебная глина: Методика преподавания в детском кружке: Учебное пособие для внеурочной работы с детьми младшего школьного возраста. М.: Агар, 1998. - 48 с.

5. Алексеева Л.В. Внеклассные занятия по лепке в школе: Учеб.-методическое пособие для студ.-заочн. худ.-граф. пед. инс-тов. М.: Просвещение, 1970. - 46 с.

6. Алексеева Л.В. Особенности преподавания лепки на заочных отделениях художественно-графических факультетов педагогических институтов: Автореф. дис. канд. пед наук. М., 1968. - 16 с.

7. Алексеева Л.В. Скульптура: Учеб. пособие и контр, работы для студ. — заочн. худ.-граф. пед. институтов. М. -Л.: Просвещение, 1964. - 51 с.

8. Алпатов М.В. Всеобщая история искусств. Т.З. — М.: Искусство, 1955. — 426 с.

9. Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура: Терминологический словарь. / Под общ. ред. A.M. Кантора. М.: Эллис Лак, 1997.- 736 с.

10. Архив Академии художеств. П. Н. Петров. Сборник материалов. Протокол заседания Совета Академии художеств от 9 10 декабря 1849 года. - СПб., 1850. - С. 113, п. 6.

11. Астахов И.Б. Содержание и форма художественного произведения. М., 1963.-85 с.

12. Атлас животных / Пер. с итал. JI. Золоевой; Оформл. А. Кузнецова. — М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство ACT», 2004. 256 с.

13. Атлас животных / Текст JI. Камбурнак; Ил.: М.-К. Лемэйер, Б. Алуни; Перевод с фр. В. Найденова. Смоленск: Русич, 1997. - 45 с.

14. Атлас охотничьих и промысловых птиц и зверей СССР. Т. 1., ч.2. М.: Изд. АН СССР, 1953.- 170 с.

15. Атлас птиц Печерского моря: распределение, численность, динамика, проблемы охраны / Ю.В. Краснов, Ю.И. Горяев, А.А. Шавыкин и др.; Рос. акад. наук. кол. науч. центр, Мурм. мор. биол. ин-т. Апатиты: ММБИ, 2002.- 164 с.

16. Атлас птиц: Ил. атлас мира пернатых: Пер. с англ. / Авт. Текста Б. Тейлор; Ил. Р. Орра. М.: Слово, 1999. - 64 с.

17. Афанасьева С.В., Ляхов В.Н. Альбом пород лошадей СССР. М.-Л.: Сельхозгиз, 1956.

18. Бабурина Н.М. Скульптура малых форм. М.: Сов. художник, 1982. - 83 с.

19. Банников А.Г. и др. Земноводные и пресмыкающиеся СССР. М.: Мысль, 1971.- 303 с.

20. Банников А.Г., Успенский С.М. Охотничье и промысловые звери и птицы СССР. Справочник-определитель. -М.: Лесная промышленность, 1973.- 166 с.

21. Бардина Р.А. Изделия народных художественных промыслов и сувениры (товароведение и организация торговли): Учеб. пособие для сред. ПТУ. — 3-е изд., перераб. и доп. -М.: Высш. шк., 1986. -316 с.

22. Барщ А.О. Рисунок в средней художественной школе. М.: Изд-во АХ СССР, 1963. - 300 с.

23. Барщ А.О. Наброски и зарисовки. М.: Искусство, 1970. - 166 с.

24. Басарев Н.В. Поливная керамика в системе профессиональной подготовки учителя изобразительного искусства: Автореф. дис. канд. пед наук. Орел, 2002. - 20 с.

25. Бежанов М.Х. Научные основы методики преподавания специального курса по скульптуре на художественно-графических факультетах педагогических институтов. Автореф. дис. канд. пед наук. М., 1989.- 20 с.

26. Белашов A.M. Мир природы. Альбом.-М.: Советский художник, 1978.- 180 с.

27. Беляев Т.Ф. Упражнения по развитию пространственных представлений у учащихся: Из опыта работы. М.: Просвещение, 1983. - 112 с.

28. Боголюбов Н.С. К вопросу об истории методике преподавания скульптуры в России // Вопросы истории, теории и методики преподавания художественно-графических дисциплин: Уч. зап. / Под ред. А.Е. Терентьева. М.: Сов. радио, 1967. - 318 с. - С. 87 - 105.

29. Боголюбов Н.С. Лепка на занятиях в школьном кружке: Метод, рук. для рук. кружков общеобразоват. шк. и внекл. учреждений. М.: Просвещение, 1979. - 144 с.

30. Боголюбов Н.С. Место и роль скульптуры в художественном воспитании детей//Творчество юных. М., 1973. - С. 100-110.

31. Боголюбов Н.С. Скульптура на занятиях в школьном кружке. М.: Просвещение, 1986. - 128 с.

32. Боголюбов Н.С. Формирование творческих способностей учащихся средней школы средствами изобразительного искусства с учетом индивидуального подхода: Автореф. дис. док. пед наук. М., 1993. -17 с.

33. Боголюбов Н.С., Ворохоб А.А. Скульптура и пластическая анатомия // Программы дисциплин предметной подготовки по специальности 030800 Изобразительное искусство и черчение. Для пед. ун-ов и ин-ов. -М., 2000. - С.173 -208.

34. Борев Ю. Эстетика. — 3-е изд. М.: Политиздат, 1981. - 399 с.

35. Брем А. Э. Жизнь животных. М.: Просвещение, 1968. 123 с.

36. Брем А. Э. Жизнь животных: В 3-х тт. / А.Э. Брем; Под ред. A.M. Никольского-М.: Тера, 1992.: Т. 1: Млекопитающие. 1992. 524 е.; Т.2: Птицы. 1992. - 324 е.; Т.З: Пресмыкающиеся. Земноводные. Рыбы. Беспозвоночные. 1992.- 459 с.

37. Брем А. Э. Звери: В 2х тт. Перевод. / [Авт. коммент. Е.А. Коблик, С.В. Крускоп].- М.: ACT, 2000: Т.1.2000.- 830 е.; Т.2. 2000. 769 с.

38. Брем А. Э. Птицы: В 2-х тт. Перевод. / [Авт. коммент. В.В. Морозова]. -М.: ACT, 1999.: Т.1.1999. 680 е.; Т.2. 1999. - 588 с.

39. Бреполь Э. Теория и практика ювелирного дела / Пер с нем. JL, 1973. -150 с.

40. Бройдо Д. Руководство по гипсовой формовке художественной скульптуры. 2-е изд., перераб., доп. - M.-JI.: Искусство, 1937. - 300 с.

41. Бруно С. Леонардо да Винчи. М.: Слово, 1998. - 80 с. (Великие мастера итальянского искусства).

42. Брушлинский А.В. Мышление и прогнозирование. М.: Мысль, 1979. -230 с.

43. Брушлинский А.В. Психология мышления и кибернетика. М.: Мысль, 1970.- 190 с.

44. Булкин А.А. Развитие художественных потребностей студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов на занятиях керамикой. Автореф. дис. канд. пед наук. М., 2002. - 16 с.

45. Буффье Р. Руководство лепного искусства для любителей / Пер. с нем. Э.Б. М.: Кушнарев и К., 1893. - 106 с.

46. Вызова А.А. К вопросу об обосновании обучения студентов анималистическому жанру на пленэрной практике // Педагогическая практика: опыт, проблемы, технологии. Мурманск, 2003. - С. 83 - 84.

47. Вагнер Г.К. От символа к реальности: Развитие пластического образа в русском искусстве XIV XV веков. - М.: Искусство, 1980. - 267 с.

48. Васильев А.И. Педагогический рисунок в системе методической подготовки студентов художественно графических факультетов педвузов: Сб. статей. Вып. 2 - М.: Прометей, 1998. - 226 с. - С. 56-58.

49. Васильева Т.А. Развитие творческих способностей младших школьников средствами скульптуры малых форм (индивидуальный подход). Автореф. дис. канд. пед наук. М., 1998. - 16 с.

50. Ватагин В.А. Воспоминания. Записки анималиста. Статьи. М.: Сов. художник, 1980.— 216 с.

51. Ватагин В.А. Воспоминания. Записки анималиста. Статьи // Юн. худож. 1984.- №1.- С.28.

52. Ватагин В.А. Изображение животного. Записки анималиста. М.: Искусство, 1957. - 170 с.56.