Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Развитие художественно-педагогических способностей будущих учителей изобразительного искусства средствами народной художественной культуры

Автореферат по педагогике на тему «Развитие художественно-педагогических способностей будущих учителей изобразительного искусства средствами народной художественной культуры», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Автореферат
Автор научной работы
 Ерошенко, Юлия Владимировна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Курск
Год защиты
 2006
Специальность ВАК РФ
 13.00.02
Диссертация по педагогике на тему «Развитие художественно-педагогических способностей будущих учителей изобразительного искусства средствами народной художественной культуры», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Диссертация

Автореферат диссертации по теме "Развитие художественно-педагогических способностей будущих учителей изобразительного искусства средствами народной художественной культуры"

На правах рукописи

ЕРОШЕНКО Юлия Владимировна

РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ

СПОСОБНОСТЕЙ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА СРЕДСТВАМИ НАРОДНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

Специальность 13.00.02 - теория и методика обучения и воспитания (изобразительное искусство)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Москва - 2006

Работа выполнена в Курском государственном университете на кафедре теории и методики преподавания изобразительного искусства художественно-графического факультета

Научный руководитель:

доктор педагогических наук, профессор

ШАБАНОВА Ольга Петровна

Официальные оппоненты:

доктор педагогических наук, профессор ХВОРОСТОВ Анатолий Семенович

кандидат педагогических наук, доцент

ВАСИЛЬЕВ Александр Иванович

Ведущая организация: Московский городской педагогический университет

заседании диссертациош

педагогическом государственном университете по адресу: 117571, Москва, проспект Вернадского, д:88, ауд. № 528.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского педагогического государственного университета по адресу: 119992, Москва, Малая Пироговская, д. 1.

Автореферат разослан « 7 » сентября 2006 г.

Защита состоится

Ученый секретарь диссертационного совета

ИГНАТЬЕВ С.Е.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Проблема исследования и ее актуальность. В национальной доктрине образования Российской Федерации подчеркивается, что государство в сфере образования обязано обеспечить сохранение и поддержку этнической са- , мобытности народов России, гуманистических традиций их культур (Национальная доктрина образования Российской Федерации на период до 2025 года), что нацеливает на осмысление, освоение и сохранение ценностей народной художественной культуры. Большое значение народного искусства заключается в неразрывной связи с мировоззрением, знаниями и нормами поведения населения, что делает его важнейшим фактором как нравственного, так и эстетического воспитания человека.

В современной общеобразовательной школе наблюдается недостаток духовного компонента в содержании и технологиях учебно-воспитательного процесса, засилье «чужих» ценностей, непонимание роли национально-региональной культуры и присущих ей традиций, неуважение к ним. Разработка концептуальных основ духовно-нравственного воспитания детей и юношества — одна из первостепенных задач в образовании. В контексте решения этой задачи разрабатываются и предлагаются к внедрению в систему обучения школьников различные программы по изучению народного искусства («Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства», под редакцией Т.Я. Шпика-ловой, «Введение в народоведение. Родная земля» — М.Ю. Новицкой, «Русская традиционная культура» — Т.И. Баклановой, «Конспекты уроков по изобразительному искусству, мифологии и фольклору» — Л.В. Неретиной и др.).

Передать ценности народной художественной культуры подрастающему поколению призван учитель, и в большей степени - учитель изобразительного искусства. Учитель изоискусства должен владеть необходимыми знаниями, технологиями и способами передачи ценностей народного художественного творчества. Однако традиции народной художественной культуры большинством учителей не освоены, а следовательно, эти педагоги не способны привнести национально-региональный компонент в изобразительную деятельность школьников. Это ведет к тому, что в сфере образования и воспитания современной молодежи важнейшая задача сохранения исторических и национальных корней не будет решена, не будет осознано и оценено значение духовных и нравственных традиций, которые достались нам в наследство от предыдущих поколений.

Следовательно, еще в период обучения студентов художественно-графических факультетов (ХГФ) в вузе освоению народной художественной культуры необходимо уделять большое внимание. Изучение истории развития, технологий народных художественных промыслов и основ этнопедаго-гики должно стать составляющей их профессионального будущего, а результатом учебно-творческой деятельности - развитие художественно-

педагогических способностей. В связи с этим обозначилось направление нашего исследования, определилась проблема - развитие художественно-педагогических способностей будущих учителей изобразительного искусства на занятиях по декоративно-прикладному искусству (ДЛИ) средствами народной художественной культуры.

Для разрешения этой проблемы необходима методическая система, построенная таким образом, чтобы студент приобретал необходимые художественные навыки и чтобы занятия ориентировали его на будущую педагогическую деятельность. Процесс обучения студентов специальным дисциплинам должен проходить на фоне самореализации личности в качестве художника и в качестве педагога. Поэтому в настоящем исследовании рассматриваются пути развития художественно-педагогических способностей студентов ХГФ через вовлечение традиций народной художественной культуры в процесс специальной подготовки, предпринимается поиск новых связей между художественными и педагогическими задачами. Таким образом, объединение художественных и педагогических задач в единую систему способствует формированию профессиональных и личностных качеств у студентов художественно-графических факультетов. Именно потребность общества в художниках-педагогах, являющихся носителями ценностей народной художественной культуры и умеющих передавать детям свои знания и умения, прививать любовь и уважение к традициям своего народа, придает проблеме исследования особую актуальность и значимость в плане изучения различных систем и методов подготовки художественно-педагогических кадров.

Исследованием проблемы способностей занимались видные ученые -психологи: Б.Г. Ананьев, В.И. Кириенко, А.Н. Леонтьев, К.К. Платонов, C.JI. Рубинштейн, Б.М. Теплов, Б.Ф. Ломов, Л.Ю. Субботина и др.

Проблеме развития художественных способностей большое значение придавали великие художники: Леонардо да Винчи, Л.Б. Альберта, Э. Делакруа, А. Дюрер, Б.В. Иогансон, Д.Н. Кардовский, П.П. Чистяков и др.

Выдающиеся отечественные ученые, такие как Г.В. Беда, H.H. Ростовцев, В.Г. Волков, В.П. Зинченко, Е.И. Игнатьев, B.C. Кузин, Л.Г. Медведев, Е.В. Шорохов, А.П. Яшухин, В.К. Лебедко, в своих работах изучали закономерности и психолого-педагошческие аспекты развития художественных и творческих способностей в процессе изучения спец дисциплин.

Преподаванию декоративно-прикладного искусства и народных художественных промыслов посвящены научные труды К.Ж. Амиргазина, Е.С. Аслаханова, М.М. Байрамбекова, Ю.К. Беджанова, В.Ф. Канева, A.A. Сар-багышева, К.А. Скворцова, В.П. Строкова, С.С. Булатова, И.А. Даги, В.В. Корешкова, Д.Г. Пилипенко, A.C. Хворостова, С.Н. Новикова, Т.Я. Шпи-каловой, И.В. Алексеевой, О.Ю. Евсеевой и др.

Проблема формирования ирофессионально-педагогической направленности личности рассматривается в трудах отечественных психологов и педаго-

гов O.A. Абдуллиной, В.И. Андреева, Н.В. Кузьминой, В.Н. Мясигцева, C.JI. Рубинштейна, В .А. Сластенина, А.И. Щербакова и др.

Проблемы формирования профессиональной направленности в преподавании специальных дисциплин исследовали в своих работах О.П. Шабанова, Ю.Ф. Катханова, В.И. Козлов, Р.Г. Ломоносов, А.Е. Терентьев, Е.В. Шорохов М.В. Соколов и др.. Наиболее полно вопрос профессиональной направленности у студентов ХГФ в процессе преподавания рисунка, живописи и композиции раскрыт в трудах Н.К. Шабанова.

Однако при всём многообразии научных исследований по вопросам профессионального образования будущих художников-педагогов остается неразработанной методика развития художественно-педагогических способностей средствами народной художественной культуры.

В проблеме развития художественно-педагогических способностей у студентов ХГФ средствами народной художественной культуры существует ряд противоречий:

- между важностью духовного наследия народного искусства для будущих учителей изобразительного искусства и отсутствием в учебных программах четких задач по его изучению;

— между имеющейся материальной базой для привлечения традиций народной художественной культуры в процесс преподавания дисциплин декоративно-прикладного цикла и отсутствием методики использования их высоковоспитательного потенциала в преподавании;

— между важностью развития профессиональных способностей студентов средствами народной художественной культуры и отсутствием методики освоения традиций народного искусства в процессе изучения дисциплин декоративно-прикладного цикла;

- между значимостью народной художественной культуры для воспитания подрастающего поколения и неподготовленностью учителей изобразительного искусства к ее преподаванию на уроках в школе.

Разрешение обозначенных противоречий определяет актуальность выбранной темы исследования «Развитие художественно-педагогических способностей будущих учителей изобразительного искусства средствами народной художественной культуры».

Объест исследования — образовательный процесс студентов ХГФ в педагогическом университете.

Предмет исследования - процесс развития художественно-педагогических способностей студентов ХГФ средствами народной художественной культуры.

Цель исследования — определение содержания и разработка системы методов развития художественно-педагогических способностей у студентов ХГФ средствами народной художественной культуры.

Гипотеза исследования заключается в том, что развитие художественно-педагогических способностей будущих учителей изобразительного ис-

кусства средствами народной художественной культуры будет проходить более эффективно, если в процессе обучения декоративно-прикладному искусству использовать специально разработанную методическую систему, включающую в себя:

— цели, задачи и содержание развития художественно-педагогических способностей (вовлечение традиций народного искусства в содержание предметов ДЛИ, интегрирование знаний психолого-педагогического цикла в цикл знаний и умений по ДГШ, организация разнообразных форм проведения занятий по спецкурсу «Народные промыслы Воронежской области»: экскурсии, использование элементов народной педагогики, занятия в мастерских народных мастеров и исследовательская работа в целях сохранения и развития традиционной культуры родного края);

— группу методов, приемов и дидактических средств, обеспечивающих мотивацию к изучению народного художественного творчества, способствующих развитию художественно-педагогических способностей студентов;

— мониторинг качества знаний, умений и навыков студентов ХГФ на разных этапах освоения ими традиций народной художественной культуры.

В соответствии с целью, гипотезой, предметом и объектом исследования были поставлены следующие задачи: ■

1. Выявить уровень разработанности проблемы развития художественно-педагогических способностей студентов педагогических вузов.

2. Проанализировать историю развития и возможности сохранения традиций народной художественной культуры Воронежской области.

3. Выделить средства народной художественной культуры, обеспечивающие развитие художественно-педагогических способностей будущих учителей изобразительного искусства (традиции цвета, символики, ритма, мотивов, образов и особенностей технических приемов художественной обработки природных материалов в народном искусстве).

4. Выявить и обосновать условия активного развития художественно-педагогических способностей у студентов ХГФ средствами народной художественной культуры на занятиях по ДЛИ.

5. Определить критерии оценки и уровни развития художественно-педагогических способностей у будущих учителей изобразительного искусства (художественные способности: композиционные, способности к цвету, сенсомоторные, зрительная память; педагогические способности: интеллектуально-ценностные качества личности, гностические, проектировочные, конструктивно-организаторские, коммуникативные).

6. Разработать и экспериментально проверить содержание, формы и методы развития художественно-педагогических способностей студентов ХГФ средствами народной художественной культуры через дисциплины декоративно-прикладного искусства.

В ходе исследования предполагается применить следующие методы:

— изучение, анализ и обобщение научных, методических и мопографи-

ческих работ, памятников народного искусства и архивных данных в рамках избранной тематики;

— изучение, анализ и обобщение практического опыта обучения декоративно-прикладному искусству и знакомства с народной художественной культурой в общеобразовательных и художественных школах, учреждениях дополнительного образования в вузах;

— диагностические методы (беседа, анкетирование, контрольные срезы и т.д.)

— наблюдение процессов развития художественно-педагогических способностей на занятиях декоративпо-прикладного искусства;

-. анализ текущих учебпых, курсовых и дипломных работ студентов ХГФ, направленных на сохранение традиций народной художественной культуры Воронежской области;

— педагогический эксперимент: констатирующий, поисковый, формирующий;

— статистические методы обработки полученных данных.

Методологической основой исследования явились труды ведущих

ученых, психологов, педагогов, искусствоведов, философов; достижения современной педагогической науки (основные положения программы развития высшего педагогического образования в части формирования профессионализма учителя; концепция о развитии способностей в деятельности; деятельностно-творческий подход к образованию), а также научные изыскания по проблеме исследования.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. Дано научно-методическое обоснование возможности развития художественно-педагогических способностей у студентов художественно-графического факультета средствами народной художественной культуры.

2. Выделен ряд средств народной художественной культуры, развивающих художественно-педагогические способности будущих учителей изобразительного искусства (традиции цвета, символики, ритма, мотивов, образов и особенностей технических приемов художественной обработки природных материалов в народном искусстве).

3. Разработана и экспериментально проверена методическая система развития художественно-педагогических способностей будущих учителей изобразительного искусства средствами народной художественной культуры, включающая в себя;

— цели, задачи и содержание развития художественно-педагогических способностей (вовлечение традиций народного искусства в содержание предметов ДЛИ, интегрирование знаний психолого-педагогического цикла в цикл знаний и умений по ДЛИ, организация разнообразных форм проведения занятий по спецкурсу «Народные промыслы Воронежской области»: экскурсии, использование элементов народной педагогики, занятия в мастерских

народных мастеров и исследовательская работа в целях сохранения и развития традиционной культуры родного края);

- группу методов, приемов и дидактических средств, обеспечивающих мотивацию к изучению народного художественного творчества, способствующих развитию художественно-педагогических способностей.

4. Исследована и экспериментально подтверждена валидность разработанных нами критериев оценки (низкий, средний и высокий) развития художественно-педагогических способностей студентов ХГФ средствами народной художественной культуры на занятиях по декоративно-прикладному искусству (композиционные, способности к цвету, сенсомо-торные, зрительная память, интеллектуально-ценностные качества личности, гностические, проектировочные, конструктивно-организаторские, коммуникативные способности).

5. Полученные результаты экспериментальной методики доказывают, что освоение традиций народной художественной культуры обеспечивает поэтапное развитие художественно-педагогических способностей у будущих учителей изоискусства и создает условия вхождения в педагогическую профессию.

Теоретическая значимость результатов исследования заключается в создании модели и экспериментальной проверке методической системы развития художественно-педагогических способностей студентов ХГФ на занятиях по изучению декоративно-прикладного искусства. Теоретические исследования по профессиональной подготовке студентов ХГФ дополнены системой развития художественно-педагогических умений средствами народных художественных промыслов, системой формирования ценностно-ориентированных и социально важных качеств личности, что открывает широкие возможности для их самореализации в творческой или художественно-педагогической деятельности.

Выявлена возможность освоения технологий национально-регионального искусства на занятиях по ДЛИ для подготовки студентов ХГФ к будущей профессиональной деятельности, которая будет направлена на сохранение и возрождение народных художественных традиций.

Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что они могут быть использованы в качестве научно-методических рекомендаций по развитию профессионально значимых свойств и качеств личности студентов ХГФ, а также при совершенствовании учебных программ и создании учебных пособий.

Разработанные в ходе исследования материалы внедрены в практику в виде учебной программы по предмету «Народные промыслы Воронежской области» и методического пособия для студентов отделения изобразительного искусства факультета художественного образования ВГПУ «Народные художественные промыслы и традиционный костюм Воронежской губернии».

На защиту выносятся следующие положения:

1. Средства народной художественной культуры, обеспечивающие развитие художественно-педагогических способностей будущих учителей изобразительного искусства (традиции цвета, символики, ритма, мотивов, образов и особенностей технических приемов художественной обработки природных материалов в народном искусстве).

2. Методическая система развития художественно-педагогических способностей будущих учителей изобразительного искусства на занятиях по ДЛИ средствами народной художественной культуры, включающая в себя:

- цели, задачи и содержание развития художественно-педагогических способностей (вовлечение традиций народного искусства в содержание предметов ДЛИ, интегрирование знаний психолого-педагогического цикла в цикл знаний и умений по ДЛИ, организация разнообразных форм проведения занятий по спецкурсу «Народные промыслы Воронежской области»: экскурсии, использование элементов народной педагогики, занятия в мастерских народных мастеров и исследовательская работа в целях сохранения и развития традиционной культуры родного края);

- группу методов, приемов и дидактических средств, обеспечивающих мотивацию к изучению народного художественного творчества, способствующих развитию художественно-педагогических способностей будущих учителей изобразительного искусства.

3. Критерии оценки уровня развития художественно-педагогических способностей средствами народной художественной культуры.

4. Научно обоснованный и подтвержденный всем ходом исследования вывод о том, что развитие художественно-педагогических способностей у студентов ХГФ средствами народной художественной культуры открывает широкие возможности для их самореализации в творческой деятельности и создает условия вхождения в педагогическую профессию.

Апробация и внедрение результатов исследования:

- основные положения отражены в статьях, опубликованных в сборниках научных трудов (Издательства ВГПУ, ВГУ г. Воронежа, КГУ г. Курска, РПТУ г. Ростова-на-Дону)

- апробация результатов проходила на базе художественно-педагогических факультетов Воронежского государственного педагогического университета и Курского государственного университета, а также живописно-педагогического, отделения Воронежского художественного училища.

Исследование проходило в несколько этапов.

Первый этап (1997-1999 гг.) включал осуществление анализа состояния и степень теоретической разработки проблемы, определение методологии, выдвижение гипотезы, обозначение цели, задачи, методов исследования.

Второй этап (1999-2001 гг.) посвящен уточнению теоретических позиций, проведению констатирующего и поискового экспериментов, проверке эффективных педагогических методов развития художественно-педагогических способностей у студентов ХГФ средствами народной художественной культуры.

Третий этап (2001—2004 гг.) посвящен проведению опытно-эксперимеитальной работы, разработке критериев и уровней развития художественно-педагогических способностей у студентов ХГФ, проверке эффективности разработанной методики и гипотезы исследования.

Четвертый этап (2004-2006 гг.) заключался в проведении анализа, обобщения и систематизации данных опытно-экспериментальной работы, уточнении выводов, внедрении результатов исследования в систему профессиональной подготовки будущих учителей ИЗО на занятиях по ДЛИ.

Экспериментальная работа проводилась с 1997 по 2006 г. на базе ХГФ Воронежского и Курского государственных педуниверситетов, живописно-педагогического отделения Воронежского художественного училища. В эксперименте участвовало 260 студентов.

Структура диссертации: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.

Диссертационная работа изложена на 213 страницах. Список литературы насчитывает 235 наименований.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, определяются цель, объект, предмет, гипотеза, задачи и методы исследования, раскрываются новизна, теоретическое значение, практическая значимость, основные положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Теоретический анализ проблемы развития художественно-педагогических способностей будущих учителей изобразительного искусства средствами народной художественной культуры» анализируется и обобщается опыт научных работ по данной проблеме. В целом, можно сделать следующие выводы: предпринимаются попытки структурирования художественных и педагогических способностей, их диагностики и развития, определяется место народного искусства в общеобразовательной подготовке и воспитании школьников, вычленяются профессионально-значимые качества художника-педагога.

Теоретический анализ специальной литературы позволил определить характеристику процесса развития художественно-педагогических способностей будущих учителей изобразительного искусства, а также рассмотреть проблему развития профессиональных способностей с позиций культурно-исторического анализа и современного состояния проблемы в системе высшего профессионально-педагогического образования. Кроме того, выявить цели, задачи, основные принципы, критерии и функции процесса развития

художественно-педагогических способностей студентов ХГФ через привлечение традиций народной художественной культуры в содержание образования.

Исходя из системного представления о способностях, было выдвинуто предположение о том, что профессиональные способности учителя изобразительного искусства представляют собой целостное, уровневое, многокомпонентное образование, включающее педагогические и художественные способности. Знания и умения должны быть основой развития способностей, а способности — содействовать дальнейшему совершенствованию и развитию знаний и умений. Составляющие деятельность компоненты: интерес, потребности, мотивы, эмоциональное удовлетворение, предвидение результатов, понимание значимости, поиск нестандартных путей достижения цели, анализ результатов и т. д. — основываются на индивидуальных способностях человека, зависят от уровня их развития, что обеспечивает ее плодотворность.

В профессиональной подготовке будущих учителей изобразительного искусства можно выделить две группы задач: 1) собственно образовательные задачи, состоящие в формировании у студентов системы знаний, умений и навыков, развитии познавательных способностей; 2) задачи, связанные с усвоением обучаемых социальных норм и ценностей, традиций и культуры, формированием политических, эстетических и прочих форм сознания и мировоззрения личности.

На основе анализа психолого-педагопических работ выяснилось, что к основным (ведущим) художественным способностям относятся свойства художественного творческого воображения и мышления, зрительной памяти, эмоциональное отношение, волевые качества личности художника, а к вспомогательным - свойства зрительного анализатора отражать («чувствовать») фактуру поверхности воспринимаемых предметов — мягкость, твердость и т.д., сенсорно-моторные качества. Успешная изобразительная деятельность требует развитых художественных способностей.

Критерием оценки деятельности учителя могут выступать следующие педагогические способности: интеллектуально-ценностные качества, гностические, проектировочные, конструктивно-организаторские и коммуникативные.

Развитие художественно-педагогических способностей возможно лишь в процессе усвоения и практического применения специальных знаний, умений и навыков. Практическая деятельность - важнейшее условие и средство развития художественно-педагогических способностей.

Изучение традиций изготовления изделий народных художественных промыслов дает возможность более глубокого познания законов симметрии, ритма, света и цвета, пропорции и формы, формирует умения и навыки работы с различными материалами, что способствует развитию художественных способностей у будущих учителей изобразительного искусства.

Народная педагогика - составная и неотъемлемая часть общей духовной культуры народа. Народная мудрость о воспитании является выражением многовековой педагогической культуры и опыта семейного воспитания народа, совокупностью навыков и приемов, применяемых народом в целях формирования личности в определенном направлении. Развитие национально-регионального искусства осуществляется на основе принципов общности и преемственности традиций. Традиции являются средством воспитания, развития личностных качеств. Особенности традиции - это преемственность и повторяемость. Преемственность позволяет передавать знания и умения новым поколениям.

В исследовании нами выделены две группы критериев профессиональных способностей учителя ИЗО: первая — отражающая художественное качество учебно-творческих работ; вторая — уровень сформированное™ педагогических умений и навыков.

В первую группу входят следующие художественные способности: композиционные, способность к цвету, сенсорно-моторные качества, зрительная память. Ко второй группе, соответственно, мы относим следующие педагогические способности: интеллектуально-ценностые качества, гностические, проектировочные, конструктивно-организаторские, коммуникативные.

Психолого-педагогическая подсистема целостного процесса профессиональной подготовки студентов ХГФ, отражающая его цель и результат, обусловливает необходимость разработки методики развития художественно-педагогических способностей средствами народной художественной культуры на занятиях по ДНИ.

Развитие художественно-педагогических способностей является частью художественно-творческого и морально-нравственного развития будущего учителя. Особенно значимым и актуальным является наличие у студентов ХГФ способностей, позволяющих использовать народное художественное искусство как средство культурного обогащения учащихся и приобщения их к традициям своего региона.

Во второй главе «Методическая система развития художественно-педагогических способностей будущих учителей изобразительного искусства средствами народной художественной культуры» раскрывается содержание экспериментальной работы констатирующего, поискового и формирующего этапов.

Исследовательская деятельность предполагала разработку методической системы развития художественно-педагогических способностей студентов ХГФ средствами народной художественной культуры и проверку ее эффективности в специально созданных педагогических условиях.

В ходе исследования были проведены опросы, анкетирования, тестирования и анализ учебно-творческих работ студентов по декоративно-прикладному искусству, описание полученных результатов.

Анкетирование среди студентов младших и старших курсов, учителей общеобразовательных школ, преподавателей художественных школ и руководителей кружков дополнительного образования в домах детского творчества предполагало определение наличия знаний по народным художественным промыслам родного края, мотивов обучения, уровня развития художественно-педагогических способностей, а также выявление более эффективных путей формирования важных профессиональных способностей личности будущих учителей изобразительного искусства.

Исследование, выявлявшее степень компетентности учителей и студентов ХГФ в области народного искусства, свидетельствует о том, что процент педагогов, хорошо знающих традиции народной художественной культуры, очень низок. Причем, среди показавших высокий уровень знаний, больше всего преподавателей, работающих в системе дополнительного образования — 28%. Показатель высокого уровня искомых знаний у молодого поколения (студентов) — 0%. Эти данные убедительно доказывают, что будущие учителя ИЗО не являются носителями народной культуры, и проблема знаний традиций народных художественных промыслов родного края стоит очень остро.

Анализ наблюдений за студентами ХГФ во время педагогической практики и последующее собеседование помогли выявить следующие трудности методического характера: неумение выстраивать методически верную технологию преподавания декоративно-прикладного искусства и предугадывать трудности, с которыми столкнутся дети; слабое владение педагогическими приемами и педагогической техникой в процессе объяснения нового материала и демонстрации приемов работы; отсутствие навыков четкого и ясного изложения; недостаточно развитое умение подбирать соответствующие возрасту объекты для исполнения; неумение связывать теоретические знания основ ДЛИ и народных промыслов с осваиваемыми художественными техниками; недостаточность знаний местных народных промыслов и их ведущих мастеров; плохой контакт учащихся и учителя.

Рассматривая причины описанных трудностей, мы пришли к выводу, что студенты не знают традиций народной художественной культуры родного края и часто не могут соотнести навыки в технологии декоративного искусства и знания по истории ДЛИ с конкретными методическими и художественно-творческими задачами.

На этапе констатирующего эксперимента студентам были предложены задания по ткачеству, керамике, бисероплетению и моделированию костюма, которые имели национально-региональную направленность. Нами было отмечено использование студентами способа копирования, но, отсутствие знаний народных традиций обусловливало изготовление изделий очень далеких от оригинала, что говорит о низком уровне развития художественных способностей.

Таким образом, чтобы развивать художественно-педагогические способности, необходимо создать условия для максимальной реализации личности студента в учебной, художественно-творческой, научно-исследовательской и педагогической сферах деятельности.

Целью поискового эксперимента было проверить влияние национально-регионального искусства и педагогической направленности творческих заданий на развитие художественно-педагогических способностей у студентов ХГФ. Для данного эксперимента мы выбрали отдельные задания из дисциплин ДЛИ (ковроткачество, бисероплетение и вышивка).

На занятиях по ковроткачеству в процессе обучения преподаватель уделяет особое внимание традициям воронежского художественного ковроткачества, Одним из основных заданий является выполнение изделия по мотивам традиционных воронежских ковров. Освоение бисероплетения студенты начинают с изучения базовых техник, художественной вышивки бисером, далее переходят к знакомству с традиционными для Воронежской области бисерными украшениями, а затем выполняют работы в народном стиле. На занятиях по вышивке изучаются различные виды швов, особенности использования художественного вышивания в воронежском крестьянском костюме и в оформлении предметов быта, выполняются задания по разработке и вышивке орнаментальной композиции в народном стиле по мотивам воронежских традиционных орнаментов. Кроме того, студентам предлагается придумать задания для детского творчества, основываясь на приобретенных знаниях и умениях в области национально-региональных традиций художественной обработки материалов, разработать методические рекомендации, наглядные пособия и составить плац-конспект урока.

Наблюдая за деятельностью студентов и оценивая ее, мы пришли к выводу, что предложенные задания существенно расширяют их профессиональные возможности и развивают художественные и педагогические способности. Во время наблюдения за учебно-творческой деятельностью будущих учителей ИЗО мы отметили, что к выполнению экспериментального задания студенты подошли с большей заинтересованностью, чем к традиционным. Также мы убедились в необходимости включения методических заданий, в которых студенты не только вырабатывают умения и навыки педагогической деятельности, но и совершенствуют свои знания в области народного художественного творчества, учатся передавать культурные традиции подрастающему поколению.

Итак, художественно-педагогические способности являются системным образованием, каждый компонент которого взаимосвязан с другими и, вместе с тем, является самостоятельным, выполняющим свои функции. Художественно-педагогические способности представляются условием и предпосылкой эффективной педагогической деятельности, обобщенным показателем профессиональной компетентности учителя и целью профессионального самосовершенствования.

Для экспериментальной проверки разработанной нами методической системы развития художественно-педагогических способностей средствами народной художественной культуры был проведен формирующий эксперимент, который состоял из двух этапов.

Развитие художественно-педагогических способностей студентов ХГФ на занятиях по декоративно-прикладному искусству и народным художественным промыслам в условиях опытно-экспериментальной работы осуществлялось по следующим направлениям:

— включение традиций национально-региональной художественной культуры и народной педагогики в систему занятий по декоративно-прикладному искусству;

— организация экскурсий по этнографии в областной краеведческий музей и организация поездки по Воронежской области в краеведческие музеи и предприятия художественных промыслов;

— использование нетрадиционных форм урока и элементов народной педагогики на занятиях по разработанному нами спецкурсу «Народные промыслы Воронежской области», призванное совершенствовать педагогические и методические умения и навыки студентов в области преподавания ДЛИ;

— организация занятий в мастерских народных мастеров;

— организация исследовательской работы в целях сохранения и развития традиционной культуры родного края. Собрание коллекции по этнографии для факультетского музея.

Структура развития художественно-педагогических способностей у студентов ХГФ средствами народной художественной культуры представлена в схеме 1.

Особенность данной структуры заключается в обозначении видов деятельности на занятиях по ДЛИ, в которой развиваются художественно-педагогические способности. Каждый вид деятельности содержит свои характеристики и соответствует определенному уровню (низкому, среднему и высокому), что дает возможность скорректировать учебный процесс для достижения студентами высокого уровня развития профессиональных способностей.

Таким образом, первым этапом нашего эксперимента стало привлечение народной художественной культуры в дисциплины ДЛИ, где содержание каждого предмета наполнялось ценностями национально-регионального искусства. Необходимо было обеспечить соединение в образовательном процессе теоретических знаний по дисциплинам психолого-педагогического цикла, методики ИЗО с практическими умениями и навыками в области народной художественной культуры. Выполнение этой задачи заключалось в обязательном выполнении студентами разработок уроков по народному искусству Воронежского края для школьников. В ходе поискового этапа нашего исследования такой подход был признан наиболее эффективным для развития у студентов ХГФ художественно-педагогических способностей.

Схема 1

СТРУКТУРА

развития художесгветкьлсдагогкгчсских способностей у студентов ХГФ средствами народной художественной культуры

Переход на новый уровень профессионального творчества

Предметы пси капо го-педагогического цикла

Подготовка

по спец. Предметам

Изучение технологий по ДПИ и НХП

Из гото вление наглядных пособий

Методика

преподавания

Педпрактика

Музейная практика

Исследовательские,

яурссаыеи дипломные рабслы

Высокий уровень художвстввнно-леДагогических способностей

£ I £

II ¡4 <з

Учебно-творческая деятельность

Срел^ий уровви 1»

-щ.

Учебно-подагогичекжая деятельность (репродуктивная)_

14 из кий уровен ь

ё §ё £ 1 II ш Репродуктивная деятельность 3 X 'СО ? в Е ^ т-£ '§2 | г 32 Еа § ё За о в 1 *= я ё =1 11 Потенциальный интерес к НХК

Познавательно-репродуктивная (интуитивная) деятельность

Художественно-творческая

Научно» исследовательски

Педагогическая

Целью методической системы развития художественно-педагогических способностей у студентов ХГФ на занятиях ДПИ является обучение основам технологий народных художественных ремесел (знания, умения и навыки), развитие художественного творческого воображения и мышления, целостности восприятия, умения создавать яркие зрительные художественные образы, развитие зрительной памяти, коммуникативных и организаторских способностей, развитие содержательности и яркости речи, самостоятельности, критического мышления, инициативности, наблюдательности, работоспособности, интеллектуально-ценностных качеств.

Второй этап формирующего эксперимента нашего исследования заключался во введении в учебный процесс спецкурса «Народные промыслы

Воронежской области», что дало возможность студентам более цельно ознакомится с историей возникновения и развития народной художественной культуры Воронежского края. Параллельно с изучением теоретического курса предусмотрены практические занятия, которые являются заключительной фазой в изучении студентами традиций народного искусства своего региона.

На занятиях используются различные средства, формы и методы обучения и воспитания. Педагогическое руководство деятельностью студентов рассматривается не как воздействие на последних, а как процесс организации общения, сотрудничества и сотворчества воспитанников и наставников, как педагогическая поддержка обучающихся в самореализации и самоорганизации. Чтобы эффективно осуществлялось развитие и саморазвитие, необходимо создавать пространство для свободы личности. В соответствии с этим важнейшей особенностью педагогического руководства деятельностью студентов является его индивидуализированный, личностный характер. В обучении очень важной проблемой является обеспечение успеха в деятельности для каждого студента.

Глубокое понимание народных традиций выразительных средств, технических приемов и специфики ведения работы при выполнении изделия дает возможность студенту оценить пройденный им путь, сравнить методику, сложившуюся на основе личного опыта, с методиками и технологиями, предлагаемыми другими авторами или народными мастерами.

Анализ творческих и методических работ студентов показал рост по выделенным критериям художественно-педагогических способностей. Сравнительный анализ констатирующего и двух этапов формирующего эксперимента свидетельствует об эффективности, разработанной методической системы развития художественно-педагогических способностей средствами народной художественной культуры. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы представлен в таблице 1.

Показатели первого этапа итогового уровня превышают показатели исходного, однако, показатели второго этапа также выше первого, что свидетельствует о недостаточности одного только привлечения народной художественной культуры в преподавание дисциплин ДЛИ и необходимости дополнительного введения специального обобщающего курса.

На протяжении всего формирующего эксперимента мы обращали внимание на то, что способности развивались взаимосвязано, переплетаясь и дополняя друг друга. Выявленную закономерность мы отразили в таблицах 1 и 3), так как ее очевидность и показательность также может служить доказательством выдвинутой нами гипотезы.

Исследование показало, что такая форма проведения занятий способствует на начальном этапе подготовки художника-педагога развитию его художественно-педагогических способностей.

Таблица 1

Динамика развития художественно-педагогических способностей студентов ХГФ средствами народной художественной культуры

Художественные способности композиционные способности способности к цвету сенсомоторнье качества зрительная память

Педагогаческие способности Интеллектуально- гностические проектировочные конструктивно- коммуникативные

ценностные качества способности способности организаторские спос. способности

1 - низкий уровень; 2 - средний уровень; 3 - высокий урогагь.

- констатирующий эксперимент,

- первый этап формирующего эксперимента;

- второй этап формирующего эксперимента.

Таблица 2

Влияние художественных способностей на развитие педагогических

Композиционные

Способности к цвету

Сенсомоторные

Зрительная память

и А я

Ё К

Развитие целостного видения мира, умение выделять общечеловеческие интеллектуальные и эстетические ценности в народной художественной культуре. Понимание гармонии и ритмической стабильности традиций народной мудрости и искусства

Использование умений «красочного» видения окружающего мира для ценностно-ориентированного развития личности и эстетического отношения к окружающей действительности

.Приобретение умений и навыков в области народных художественных ремесел развивает понимание неповторимости народного искусства, чувство патриотизма и ценностное отношепие к миру

Эстетическое восприятие мира и создание ярких зрительных образов, основанных на традициях народной художественной культуры, развивает интеллект и ценностные качества личности

£

Умение исследовать личность учащегося как индивидуальность и проектировать свою деятельность, основываясь на чувстве гармонии, цельности, умении выделять главное и подчинять ему второстепенное

Умение эмоционального исследования личности учащегося и формирование отношения как к яркой индивидуальности

Характеристика процесса и результата собственной деятельности развивает умение анализировать личность и корректировать воздействовие на других людей

Умение исследовать личностные качества учащихся, сопоставляя их с имеющимися в сознании художественными образами и их характеристиками

£ я о о.

Умение использовать понятия цельности, идейного замысла, ритма, выделять значимое в разработке уроков и планировании обучения и воспитания учащихся

Умение использовать чувство гармонии и эмоционально-

красочного отношения к миру в процессе проектирования учебно-воспитательной деятельности

Планомерное и поэтапное освоение технологий художественной обработки материалов позволяет развивать умения проектировать собственную учебную, творческую и педагогическую деятельность

Умение сочинять и подбирать оригинальные технологии в проектировании содержания урока, творчески определять перспективу учебного процесса__

К я

© А » Й.

Умение использовать законы композиции в конструктивном построении урока и организации творческой деятельности учащихся

Умение конструировать уроки с использованием цветных наглядных пособий для активизации творческой активности учащихся

Высокоразвитые умения и навыки работы с инструментами и материалами позволяют более четко разрабатывать содержание урока и организовывать практическую деятельность учащихся

Умение использовать яркие художественные образы и воображение при разработке урока с целью развития творческих способностей учащихся_

£ Я е

к

Использование чувства ритма, гармонии, умения выделять главное, подчинять ему второстепенное в выразительных качествах речи, мимики, жестов

Умение использовать в речи народные ассоциативно-красочные словосочетания для эмоциональной окраски урока

Изучение новых технологий народных художественных промыслов расширяет словарный запас специальных терминов, необходимых для будущей профессиональной деятельности учителя ИЗО

Умение образно строить свою речь, используя богатую творческую фантазию и широкий кругозор

Таблица 3

Влияние педагогических способностей на развитие художественных

Интеллектуально-ценностные качества Гностические Проектировочные Конструктивно-организаторские Коммуникативные

Умение выбирать тему, сюжет, создавать гармоничные композиции на основе традиций напионально-региональной культуры, художественно-образное воплощение ценностного отношения к народному искусству Умение исследовать характеры персонажей в декоративной композиции Умение рационализировать свою творческую деятельность и планировать последовательность работы над декоративной композицией, использование художественно-выразительных средств Организация и конструирование собственной творческой деятельности для создания художественного произведения ДОТ Умение использовать развитую речь, быстро и эффективно принимать решения развивает способность оценивать процесс создания декоративной композиции

Использование ценностного смыслового значения цвета, сформированного народом на протяжении многих веков, для передачи красочного богатства действительности

Умение анализировать цветовые гармонии, исследовать влияние цвета и сочетаний цветов на зрителя

Умение проектировать использование цветовых отношений в работе и порядок рабо-тыс цветом

Умение использовать конструктивные народные традиции в составлении цветовых гармоний, организовывать сочетание различных оттенков цвета в изделии

Изучение значения цвета, его характеристики и сочетаний в творческой работе более эффективно при использовании образной речи и понимании особенностей регионально-национального языка общения

Осознание значимости народной художественной культуры и необходимости сохранения традиций, формирует потребность в овладении региональными особенностями и технологиями народного художественного искусства и их трансляции_

Умепие исследовать развитие личности учащегося в учебно-творческой деятельности, проектировать свои действия позволяет координировать сенсорные и моторные компоненты в образовательном процессе

Умение планомерно распределять виды и последовательность работы с различными инструментами, предвидеть возможные ошибки и неудачи в овладении умениями и навыками художественной обработки материалов

Умение организовать свое время и разработать последовательность приобретения умений и навыков в овладении технологиями народных художественных ремесел «от простого к сложному»

Общительность и развитая речь помогают воспринимать специальную информацию и преобразовывать ее в деятельность, формируя при этом умения и навыки

Высокий уровень интеллекта и понимание ценности культурных традиций своего народа расширяет кругозор и позволяет создавать яркие художественные образы

Формирование художественного зрительного ряда, умение создавать новые оригинальные образы основаны на способности исследовать качества личности и анализировании особенностей художественного образования

Умение продумывать использование новых художественных образов, осмысливать и корректировать создание оригинальных композиций

Умение «конструировать» в сознании оригинальные декоративные композиции и образы

Умение использовать коммуникативные способности для художественно-образной характеристики произведений народного искусства и формирования широкого зрительного ряда в своем сознании

В заключении изложены основные выводы диссертационной работы.

1. На основании анализа теоретической базы проблемы развития способностей сделан вывод о важности я необходимости развития художественно-педагогических способностей будущих учителей ИЗО средствами народной художественной культуры.

2. Проведен анализ истории и развития традиций народной художественной культуры Воронежской области, а также выявлены возможности их использования в профессиональной подготовке студентов ХГФ.

3. Выделены средства народной художественной культуры, обеспечивающие развитие художественно-педагогических способностей будущих учителей изобразительного искусства (традиции цвета, символики, ритма, мотивов, образов и особенностей технических приемов художественной обработки природных материалов в народном искусстве).

4. Разработаны критерии и показатели уровней развития художественно-педагогических способностей у студентов ХГФ средствами народной художественной культуры (художественные способности: композиционные, способности к цвету, сенсомоторные, зрительная память; педагогические способности: интеллектуально-ценностные качества личности, гностические, проектировочные, конструктивно-организаторские, коммуникативные).

5. Теоретически обоснована и апробирована методическая система развития художественно-педагогических способностей студентов ХГФ средствами народной художественной культуры на занятиях по декоративно-прикладному искусству.

6. Выявлены следующие условия активного развития художественно-педагогических способностей студентов ХГФ: привлечение традиций народного искусства в содержание предметов ДЛИ, организация экскурсий, использование нетрадиционных форм урока и элементов народной педагогики на занятиях по разработанному нами спецкурсу «Народные промыслы Воронежской области», организация занятий в мастерских народных мастеров и исследовательской работы в целях сохранения и развития традиционной культуры родного края.

7. Экспериментально подтверждено приращивание уровней развития художественно-педагогических способностей в экспериментальных группах на первом и втором этапах формирующего эксперимента и переход студентов этих групп на более высокий уровень профессиональной подготовки, что доказывает эффективность избранной нами методической системы.

Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях автора:

1. Ерошенко, Ю.В. Народные художественные промыслы и традиционный костюм Воронежской губернии : учебно-методическое пособие / Ю.В. Ерошенко. - Воронеж : ВГПУ, 2005. - 99 с.: ил. 6 п.л.

2. Ерошенко, Ю.В. Программа государственной аттестации выпускников факультета художественного образования по общей педагогике, истории образования и педагогическим технологиям (изобразительное и декоративно-прикладное искусство) / Э.В. Паничева, В.В. Паничева, Ю.В. Ерошенко, М.М. Савенкова, A.B. Калинин. - Воронеж : ВГПУ, 2003. - 41 с. 2 п.л.

3. Ерошенко, Ю.В. Государственный экзамен по специальности 030800 «Изобразительное искусство» квалификации - учитель изобразительного искусства : программа / Ю.В. Ерошенко, Н.В. Власова, М.А. Кривцова. -Воронеж : ВГПУ, 2005. - 38 с. 2 п.л.

4. Ерошенко, Ю.В. Использование основ декоративной композиции в художественной росписи на ткани / Ю.В. Ерошенко // Художественно-педагогическое образование : содержание, проблемы, перспективы : материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Ростов-на-Дону : Изд-во РГПУ, 2001. - С. 219-221. 0,1 п.л.

5. Ерошенко, Ю.В. Народные промыслы родного края в подготовке учителей изобразительного искусства / Ю.В. Ерошенко // Искусство в системе гуманизации общего профессионального образования : материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Курск : Изд-во КГПУ, 2002.-С. 162-163. 0,1 п.л.

6. Ерошенко, Ю.В. Лозоплетение — старинный промысел российских провинций / Ю.В. Ерошенко // Художественное образование : поиски, проблемы, перспективы : сб. статей / под ред. Э.В. Паничевой, Н.К. Шабанова. - Воронеж : ВГПУ, 2003. - С. 118-120. 0,1 п.л.

7. Ерошенко, Ю.В. Традиции народных художественных ремесел в современной системе образования / Ю.В. Ерошенко // Теоретические аспекты профессиональной педагогической подготовки учителя изобразительного искусства : сб. научных трудов. Выпуск 1. — Воронеж : Изд-во ВГПУ, 2003.-С. 44-46.0,1 п.л.

8. Ерошенко, Ю.В. Традиции народного искусства - источник творчества в художественной деятедыюсти / Ю.В. Ерошенко, А.Ю. Ерошенко // Интеграция наук как методологический феномен художественного образования : материалы международной научно-практической конференции. -Воронеж : Изд-во ВГПУ, 2003. - С. 156-157. 0,1 п.л.

9. Ерошенко, Ю.В. Народные художественные промыслы родного края в системе подготовки будущего учителя изобразительного искусства / Ю.В. Ерошенко // Общественные инициативы развития культуры и сохранения традиционного народного творчества Воронежского края : материалы научно-практической конференции. - Воронеж : Изд-во ВГУ, 2004. - С. 76-78. 0,1 п.л.

10. Ерошенко, Ю.В. Сохранение традиций народных художественных промыслов. Значение, история, современность / Ю.В. Ерошенко // Живая нить традиций : тезисы научно-практической конференции. - Воронеж : Изд-во ВГУ, 2004. - С. 102-106. 0,2п.л.

11. Ерошенко, Ю.В. Народное прикладное искусство - источник творчества и развития способностей у детей / Ю.В. Ерошенко // Проектирование профессиональной подготовки учителей творческих специальностей в условиях модернизации педагогического образования : сб.научных трудов. -Воронеж : Изд-во ВГПУ, 2004. - С. 175-177. 0,1 п.л.

12. Ерошенко, Ю.В. Интерпретация форм и элементов народного костюма в современной моде / Ю.В.Ерошенко // Текстиль и мода 2005 : материалы международной научно-практической конференции. - Воронеж : Изд-во «Алмаз», 2006. - С. 76-77. 0,1 п.л.

Подл, к печ. 14.06.2006 Объем 1.5 п л. Заказ №. 105 Тир 100 экз.

Типография МШ'У

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Ерошенко, Юлия Владимировна, 2006 год

Введение.

Глава 1. Теоретический анализ проблемы развития художественно-педагогических способностей будущих учителей изобразительного искусства средствами народной художественной культуры.

1.1. Отражение проблемы развития художественно-педагогических способностей студентов художественно-графических факультетов в психолого-педагогических исследованиях.

1.2. Народные традиции декоративно-прикладного искусства -база развития художественно-педагогических способностей будущих учителей изобразительного искусства.

1.3. Критерии и показатели уровня развития художественно-педагогических способностей студентов средствами народной художественной культуры.

Глава 2. Методическая система развития художественно-педагогических способностей будущих учителей изобразительного искусства средствами народной художественной культуры.

2.1. Исследование наличия художественно-педагогических способностей у будущих учителей изобразительного искусства на занятиях по декоративно-прикладному искусству.

2.2. Пути и способы вовлечения народной художественной культуры в процесс специальной подготовки будущих учителей изобразительного искусства.

2.3. Проверка экспериментальной методической системы развития художественно-педагогических способностей студентов средствами народной художественной культуры.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Развитие художественно-педагогических способностей будущих учителей изобразительного искусства средствами народной художественной культуры"

В национальной доктрине образования Российской Федерации подчеркивается, что государство в сфере образования обязано обеспечить сохранение и поддержку этнической самобытности народов России, гуманистических традиций их культур (Национальная доктрина образования Российской Федерации на период до 2025 года), что нацеливает на осмысление, освоение и сохранение ценностей народной художественной культуры. В этом документе говорится о необходимости подготовки высокопрофессиональных специалистов, способных к адаптации в современном, постоянно меняющемся обществе и переменам в области образования. Именно образование является важным каналом преемственности культуры, сохранения нравственного, физического и психического здоровья молодежи, воспитания творческой, свободной, активной и ответственной личности. Значение национальной доктрины образования возрастает в связи с тем, что мировое сообщество переживает глобальный кризис цивилизованного развития. Прагматическое, рациональное знание оттесняет в традиционном образовании мир духовных исканий человеческих поколений. Недооценивается личностное начало, присутствует субъектность в образовательном процессе, не принимается во внимание то, что образование имеет основанием естественный «природный» процесс становления и развития личности. Исторический смысл образования - это формирование средствами культуры духовного образа человека, то есть «образовывания человека». Образовательный процесс должен проектироваться как стимулирующий, удовлетворяющий и развивающий потребности, присущие только человеку как творцу мира культуры. В связи с этим, возрастает активность в изучении культурного наследия нашей страны, возрождении традиций культуры и искусства народов Российской Федерации. Большое значение народного искусства заключается в неразрывной связи с мировоззрением, знаниями и нормами поведения населения, что делает его важнейшим фактором как нравственного, так и эстетического воспитания человека.

В современной общеобразовательной школе наблюдается недостаток духовного компонента в содержании и технологиях учебно-воспитательного процесса, засилье «чужих» ценностей, непонимание роли национально-региональной культуры и присущих ей традиций, неуважение к ним. Разработка концептуальных основ духовно-нравственного воспитания детей и юношества - одна из первостепенных задач в образовании. В контексте решения этой задачи разрабатываются и предлагаются к внедрению в систему обучения школьников различные программы по изучению народного искусства («Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства», под редакцией Т.Я. Шпикаловой, «Введение в народоведение. Родная земля» - М.Ю. Новицкой, «Русская традиционная культура» - Т.И. Баклановой, «Конспекты уроков по изобразительному искусству, мифологии и фольклору» - Л.В. Неретиной и др.).

Передать ценности народной художественной культуры подрастающему поколению призван учитель, и в большей степени - учитель изобразительного искусства. Учитель изоискусства должен владеть необходимыми знаниями, технологиями и способами передачи ценностей народного художественного творчества. Однако традиции народной художественной культуры большинством учителей не освоены, а следовательно, эти педагоги не способны привнести национально-региональный компонент в изобразительную деятельность школьников. Это ведет к тому, что в сфере образования и воспитания современной молодежи важнейшая задача сохранения исторических и национальных корней не будет решена, не будет осознано и оценено значение духовных и нравственных традиций, которые достались нам в наследство от предыдущих поколений.

Следовательно, еще в период обучения студентов художественно-графических факультетов (ХГФ) в вузе освоению народной художественной культуры необходимо уделять большое внимание. Изучение истории развития, технологий народных художественных промыслов и основ этнопедагогики должно стать составляющей их профессионального будущего, а результатом учебно-творческой деятельности - развитие художественно-педагогических способностей. В связи с этим обозначилось направление нашего исследования, определилась проблема - развитие художественно-педагогических способностей будущих учителей изобразительного искусства на занятиях но декоративно-прикладному искусству (ДПИ) средствами народной художественной культуры.

Для разрешения этой проблемы необходима методическая система, построенная таким образом, чтобы студент приобретал необходимые художественные навыки и чтобы занятия ориентировали его на будущую педагогическую деятельность. Процесс обучения студентов специальным дисциплинам должен проходить на фоне самореализации личности в качестве художника и в качестве педагога. Поэтому в настоящем исследовании рассматриваются пути развития художественно-педагогических способностей студентов ХГФ посредством вовлечения традиций народной художественной культуры в процесс специальной подготовки, предпринимается поиск новых связей между художественными и педагогическими задачами. Таким образом, объединение художественных и педагогических задач в единую систему способствует формированию профессиональных и личностных качеств у студентов художественно-графических факультетов. Именно потребность общества в художниках-педагогах, являющихся носителями ценностей народной художественной культуры и умеющих передавать детям свои знания и умения, прививать любовь и уважение к традициям своего народа, придает проблеме исследования особую актуальность и значимость в плане изучения различных систем и методов подготовки художественно-педагогических кадров.

Разработка концептуальных основ духовно-нравственного воспитания детей и юношества - одна из первостепенных задач в образовании. Все более отчетливо осознается и то, что сопричастность духовной культуре - путь к развитию и становлению индивидуальной культуры человека. Следовательно, культурная функция образования должна стать приоритетной, соответствовать новым позитивным тенденциям социально-культурного развития, ориентироваться на культурные доминанты современности, такие, как антропоцентризм и демократизм, гуманизм и духовность.

Художественное освоение культуры любого народа начинается с раннего детства. Успех преобразований в области воспитания и художественного развития детей в настоящее время зависит от того, в какой степени подготовлен учитель изобразительного искусства к приобщению учащихся к культуре своего родного края, так как в семьях практически не сохранились национальные традиции и образцы народного искусства. Таким образом, реализация задачи сохранения и передачи новым поколениям традиций художественно-педагогического образования в области искусства в значительной мере зависит от уровня преподавания народного декоративно-прикладного искусства.

У каждого народа сложились не только культурные, художественные традиции, но и система воспитания, приобщения подрастающего поколения к исторической памяти народа. На переломных этапах истории обостряется самосознание народа, возрастает интерес к своим корням, культуре, всему тому, что характеризует его самобытность. «Во всех условиях, - говорил Н.К. Рерих, -нужно хранить то, чем жив дух человеческий» [177].

В связи с этим особо остро встает проблема освоения студентами ХГФ национально-региональной культуры как части мировой культуры. Произведения народного художественного творчества отображают историю, быт, мировоззрение и характер народа. Они являются сокровищницей мудрости, обладают колоссальным воспитательным потенциалом. Сохранение традиций народного искусства дает возможность сохранить национальное лицо любого народа, це забыть прошлое. Только у такого народа может быть будущее.

Исследованием проблемы способностей занимались видные ученые-психологи: Б.Г. Ананьев, В И. Кириенко, А.Н. Леонтьев, К.К. Платонов, СЛ. Рубинштейн, Б.М. Теплов, Б.Ф. Ломов, Л.10. Субботина и другие.

Проблеме развития художественных способностей большое значение придавали такие великие художники, как Леонардо да Винчи, Л.Б. Альберти, Э. Делакруа, А. Дюрер, Б.В. Иогансон, Д.Н. Кардовский, П.П. Чистяков и другие.

В работах таких выдающихся отечественных ученых, как Г.В. Беда, H.H. Ростовцев, В.Г. Волков, В.П. Зинченко, Е.И. Игнатьев, B.C. Кузин, Л.Г. Медведев, ИВ. Шорохов, А.П. Яшухин, В.К. Лебедко, рассматривались закономерности и психолого-педагогические аспекты развития художественных и творческих способностей в процессе изучения спецдисциплин.

Преподаванию декоративно-прикладного искусства и народных художественных промыслов посвящены научные труды К.Ж. Амиргазина, П.С. Аслаханова, М.М. Байрамбекова, Ю.К. Беджанова, В.Ф. Канева, A.A. Сарбагышева, К.А. Скворцова, В.П. Строкова, С.С. Булатова, И.А. Даги, В.В. Корешкова, Д.Г. Пилипенко, A.C. Хворостова, С.Н. Новикова, ТЯ. Шпикаловаой, И.В. Алексеевой, 0.10. Евсеевой. В этих исследованиях намечены програмно-методические подходы к совершенствованию ведения занятий по декоративно-прикладному и народному искусству в различных образовательных системах. Значительное место в этих исследованиях было уделено вопросам развития художественных и творческих способностей студентов и учащихся, формированию умений и навыков в различных направлениях декоративно-прикладного искусства, их приобщение к культурам разных народов. Авторы предлагают пути совершенствования преподавания дисциплин декоративного цикла, однако, развитие художественно-педагогических способностей студентов не является предметом их исследования. Формированию профессиональной художественно-педагогической направленности личности студентов на занятиях декоративно-прикладным искусством посвятил свое исследование М.В. Соколов.

Основные проблемы формирования профессионально-педагогической направленности личности рассматриваются в трудах отечественных психологов и педагогов О. А. Абдуллиной, В.И.Андреева, Н.В.Кузьминой, В.Н.Мясищева, С.Л.Рубинштейна, В.А.Сластенина, А.И.Щербакова и др.

Проблемы формирования профессиональной направленности в преподавании специальных дисциплин исследовали в своих работах О.П. Шабанова, Ю.Ф. Катханова, В.И. Козлов, Р.Г. Ломоносов, А.Е. Терентьев, Е.В. Шорохов и др. Наиболее полно вопрос профессиональной направленности у студентов ХГФ в процессе преподавания рисунка, живописи и композиции раскрыт в трудах Н.К. Шабанова.

Однако при всём многообразии научных исследований по вопросам профессионального образования будущих художников-педагогов остается неразработанной методика развития художественно-педагогических способностей средствами народной художественной культуры.

В проблеме развития художественно-педагогических способностей у студентов ХГФ средствами народной художественной культуры существует ряд противоречий: между важностью духовного наследия народного искусства для будущих учителей изобразительного искусства и отсутствием в учебных программах четких задач по его изучению;

- между имеющейся материальной базой для привлечения традиций народной художественной культуры в процесс преподавания дисциплин декоративно-прикладного цикла и отсутствием методики использования их высоковоспитательного потенциала в преподавании; между важностью развития профессиональных способностей студентов средствами народной художественной культуры и отсутствием методики освоения традиций народного искусства в процессе изучения дисциплин декоративно-прикладного цикла;

- между значимостью народной художественной культуры для воспитания подрастающего поколения и неподготовленностью учителей изобразительного искусства к ее преподаванию на уроках в школе.

Разрешение обозначенных противоречий определяет актуальность выбранной темы исследования «Развитие художественно-педагогических способностей будущих учителей изобразительного искусства средствами народной художествен ной кул ьтуры».

Объект исследования - образовательный процесс студентов ХГФ в педагогическом университете.

Предмет исследования - процесс развития художественно-педагогических способностей студентов ХГФ средствами народной художественной культуры.

Цель исследования - определение содержания и разработка системы методов развития художественно-педагогических способностей у студентов ХГФ средствами народной художественной культуры.

Гипотеза исследования заключается в том, что развитие художественно-педагогических способностей будущих учителей изобразительного искусства средствами народной художественной культуры будет проходить более эффективно, если в процессе обучения декоративно-прикладному искусству использовать специально разработанную методическую систему, включающую в себя:

- цели, задачи и содержание развития художественно-педагогических способностей (вовлечение традиций народного искусства в содержание предметов

ДПИ, интегрирование знаний психолого-педагогического цикла в цикл знаний и умений по ДПИ, организация разнообразных форм проведения занятий по спецкурсу «Народные промыслы Воронежской области»: экскурсии, использование элементов народной педагогики, занятия в мастерских народных мастеров и исследовательская работа в целях сохранения и развития традиционной культуры родного края);

- группу методов, приемов и дидактических средств, обеспечивающих мотивацию к изучению народного художественного творчества, способствующих развитию художественно-педагогических способностей студентов;

- мониторинг качества знаний, умений и навыков студентов ХГФ на разных этапах освоения ими традиций народной художественной культуры.

В соответствии с целыо, гипотезой, предметом и объектом исследования были поставлены следующие задачи:

1. Выявить уровень разработанности проблемы развития художественно-педагогических способностей студентов педагогических вузов.

2. Проанализировать историю развития и возможности сохранения традиций народной художественной культуры Воронежской области.

3. Выделить средства народной художественной культуры, обеспечивающие развитие художественно-педагогических способностей будущих учителей изобразительного искусства (традиции цвета, символики, ритма, мотивов, образов и особенностей технических приемов художественной обработки природных материалов в народном искусстве).

4. Выявить и обосновать условия активного развития художественно-педагогических способностей у студентов ХГФ средствами народной художественной культуры на занятиях по ДПИ.

5. Определить критерии оценки и уровни развития художественно-педагогических способностей у будущих учителей изобразительного искусства (художественные способности: композиционные, способности к цвету, сенсо-моторные, зрительная память; педагогические способности: интеллектуально-ценностные качества личности, гностические, проектировочные, конструктивно-организаторские, коммуникативные).

6. Разработать и экспериментально проверить содержание, формы и методы развития художественно-педагогических способностей студентов ХГФ средствами народной художественной культуры через дисциплины декоративно-прикладного искусства.

В ходе исследования предполагается применить следующие методы:

- изучение, анализ и обобщение научных, методических и монографических работ, памятников народного искусства и архивных данных в рамках избранной тематики;

- изучение, анализ и обобщение практического опыта обучения декоративно-прикладному искусству и знакомства с народной художественной культурой в общеобразовательных и художественных школах, учреждениях дополнительного образования в вузах;

- диагностические методы (беседа, анкетирование, контрольные срезы и т.д.)

- наблюдение процессов развития художественно-педагогических способностей на занятиях декоративно-прикладного искусства;

- анализ текущих учебных, курсовых и дипломных работ студентов ХГФ, направленных на сохранение традиций народной художественной культуры Воронежской области;

- педагогический эксперимент: констатирующий, поисковый, формирующий;

- статистические методы обработки полученных данных.

Методологической основой исследования явились труды ведущих ученых, психологов, педагогов, искусствоведов, философов; достижения современной педагогической науки (основные положения программы развития высшего педагогического образования в части формирования профессионализма учителя; концепция о развитии способностей в деятельности; деятельностно-творческий подход к образованию), а также научные изыскания по проблеме исследования.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. Дано научно-методическое обоснование возможности развития художе-сгвенно-педагогических способностей у студентов художественно-графического факультета средствами народной художественной культуры.

2. Выделен ряд средств народной художественной культуры, развивающих художественно-педагогические способности будущих учителей изобразительпого искусства (традиции цвета, символики, ритма, мотивов, образов и особенностей технических приемов художественной обработки природных материалов в народном искусстве).

3. Разработана и экспериментально проверена методическая система развития художественно-педагогических способностей будущих учителей изобразительного искусства средствами народной художественной культуры, включающая в себя:

- цели, задачи и содержание развития художественно-педагогических способностей (вовлечение традиций народного искусства в содержание предметов ДНИ, интегрирование знаний психолого-педагогического цикла в цикл знаний и умений по ДПИ, организация разнообразных форм проведения занятий по спецкурсу «Народные промыслы Воронежской области»: экскурсии, использование элементов народной педагогики, занятия в мастерских народных мастеров и исследовательская работа в целях сохранения и развития традиционной культуры родного края);

- группу методов, приемов и дидактических средств, обеспечивающих мотивацию к изучению народного художественного творчества, способствующих развитию художественно-педагогических способностей.

4. Исследована и экспериментально подтверждена валидность разработанных нами критериев оценки (низкий, средний и высокий) развития художест-веппо-педагогических способностей студентов ХГФ средствами народной художественной культуры на занятиях по декоративно-прикладному искусству (композиционные, способности к цвету, сенсомоторные, зрительная память, интеллектуально-ценностные качества личности, гностические, проектировочные, конструктивно-организаторские, коммуникативные способности).

5. Полученные результаты экспериментальной методики доказывают, что освоение традиций народной художественной культуры обеспечивает поэтапное развитие художественно-педагогических способностей у будущих учителей изоискусства и создает условия вхождения в педагогическую профессию.

Теоретическая значимость результатов исследовашш заключается в создании модели и экспериментальной проверке методической системы развития художественно-педагогических способностей студентов ХГФ па занятиях по изучению декоративно-прикладного искусства. Теоретические исследования по профессиональной подготовке студентов ХГФ дополнены системой развития художественно-педагогических умений средствами народных художественных промыслов, системой формирования ценностно-ориентированных и социально важных качеств личности, что открывает широкие возможности для их самореализации в творческой или художественно-педагогической деятельности.

Выявлена возможность освоения технологий национально-регионального искусства на занятиях по ДПИ для подготовки студентов ХГФ к будущей профессиональной деятельности, которая будет направлена на сохранение и возрождение народных художественных традиций.

Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что они могут быть использованы в качестве научно-методических рекомендаций по развитию профессионально значимых свойств и качеств личности студентов ХГФ, а также при совершенствовании учебных программ и создании учебных пособий.

Разработанные в ходе исследования материалы внедрены в практику в виде учебной программы по предмету «Народные промыслы Воронежской области» и методического пособия для студентов отделения изобразительного искусства факультета художественного образования ВГПУ «Народные художественные промыслы и традиционный костюм Воронежской губернии».

На защиту выносятся следующие положения:

1.Средства народной художественной культуры, обеспечивающие развитие художественно-педагогических способностей будущих учителей изобразительного искусства (традиции цвета, символики, ритма, мотивов, образов и особенностей технических приемов художественной обработки природных материалов в народном искусстве).

2. Методическая система развития художественно-педагогических способностей будущих учителей изобразительного искусства на занятиях но ДПИ средствами народной художественной культуры, включающая в себя:

- цели, задачи и содержание развития художественно-педагогических способностей (вовлечение традиций народного искусства в содержание предметов ДПИ, интегрирование знаний психолого-педагогического цикла в цикл знаний п умений по ДПИ, организация разнообразных форм проведения занятий по спецкурсу «Народные промыслы Воронежской области»: экскурсии, использование элементов народной педагогики, занятия в мастерских народных мастеров и исследовательская работа в целях сохранения и развития традиционной культуры родного края);

- группу методов, приемов и дидактических средств, обеспечивающих мотивацию к изучению народного художественного творчества, способствующих развитию художественно-педагогических способностей будущих учителей изобразительного искусства.

3. Критерии оценки уровня развития художественно-педагогических способностей средствами народной художественной культуры.

4. Научно обоснованный и подтвержденный всем ходом исследования вывод о том, что развитие художественно-педагогических способностей у студентов ХГФ средствами народной художественной культуры открывает широкие возможности для их самореализации в творческой деятельности и создает условия вхождения в педагогическую профессию.

Апробации п внедрение результатов исследования:

- основные положения отражены в статьях, опубликованных в сборниках научных трудов (Издательства ВГПУ, ВГУ г. Воронежа, КГУ г. Курска, РГПУ г. Ростова-на-Дону)

- апробация результатов проходила па базе художественно-педагогических факультетов Воронежского государственного педагогического университета и Курского государственного университета, а также живописно-педагогического отделения Воронежского художественного училища.

Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"

Выводы по второй главе

Экспериментальное исследование развития художественно-педагогических способностей средствами народной художественной культуры заключалось в разработке различных методов и условий реализации художественно-педагогических задач на занятиях по ДПИ, а также в обосновании модели процесса подготовки художника-педагога. В связи с этим мы сделали следующие выводы.

1. Проблема знаний студентами ХГФ и учителями ИЗО традиций национально-региональной художественной культуры стоит очень остро и требует решения.

2. ДПИ вошло в число предметов, которые в рейтинге снецдисциплин имеют высокую оценку (54%), что дает возможность использовать традиции народного искусства, опираясь на мотивацию в процессе обучения, для повышения уровня приобретения не только знаний, умений и навыков, но и интеллектуально-ценностного развития личности будущих учителей ИЗО.

3. Традиционное изучение декоративно-прикладного искусства не имеет педагогической направленности, задания предлагаются без учета практического применения полученных знаний и умений в будущей профессиональной деятельности. Вследствие чего во время педагогической практики студентам было трудно выстроить методически верную технологию декоративного искусства и предугадать трудности, с которыми столкнутся дети; объяснять новый материал и демонстрировать приемы работы; подбирать соответствующие возрасту объекты для исполнения; связывать теоретические знания учеников по основам декоративного искусства и народным промыслам с осваиваемыми ими художественными техниками; контактировать с учащимися и учигелями-методистами.

4. Снятие противоречия между имеющимся большим количеством потенциальных носителей народной культуры, которые могли бы способствовать сохранению народных традиций в искусстве, и недостаточно разработанной системой изучения будущими учителями ИЗО национальных промыслов и ремесел дает возможность ведения занятий по освоению народной художественной культуре уже в детских учебных заведениях, так как воспитание ценностных качеств личности и развития творческих способностей через знакомство с историей и культурой родного края необходимо начинать с раннего детства.

5. В настоящее время очень мало учителей ИЗО способны использовать традиции региональной художественной культуры и народной педагогики в обучении и воспитании учащихся, а студенты ХГФ имеют недостаточную подготовку и поэтому также становятся неготовыми к передаче и развитию национально-региональных художественных традиций.

6. Недостаточное использование в учебном процессе огромного потенциала традиций национально-регионального художественного искусства и народной педагогики для развития художественно-педагогических способностей у студентов ХГФ.

7. Чтобы развитие художественно-педагогических способностей было более эффективно, необходимо создать условия для максимальной реализации личности студента в учебной, художественно-творческой, научно-исследовательской и педагогической сферах деятельности, а также, если в основу модели процесса профессиональной подготовки будущих учителей ИЗО будут положены принципы:

- единства целей образования и самообразования в процессе освоения традиций регионального декоративно-прикладного искусства на основе общих дидактических принципов;

- организации совместной деятельности преподавателей дисциплин ДПИ, народных мастеров, опытных учителей и студентов, в которой формируется принятие ценностей регионально-национальной художественной культуры и народной педагогики, осознается ее общественная значимость.

- создания организованной образовательной среды, предусматривающей систематичное изучение традиций народной художественной культуры родного края на занятиях по ДПИ и выполнение заданий методического характера с привлечением элементов народной педагогики;

- создания условий для освоения основ профессионального педагогического мастерства, когда студенты самостоятельно участвуют в определении целей и задач, выбирают способы и средства достижения цели, рассчитывают свои силы.

- выполнение научно-исследовательской работы может быть действенным средством вовлечения будущих учителей в процесс творческого освоения своей профессии, оказывающего активное воздействие на развитие художественно-педагогических способностей.

8. Проведенный нами пробный этап поиска путей привлечения народной художественной культуры в профессиональную подготовку студентов ХГФ показал, что выбранные нами методы могут способствать развитию художественнов педагогических способностей у будущих учителей ИЗО.

9. Художественно-педагогические способности являются интегративным качеством личности педагога-профессионала, условием эффективной педагогической деятельности, обобщенным показателем профессиональной компетентности учителя и целью профессионального самосовершенствования.

10. Важной последовательностью в освоении традиционных народных технологий представляется следующая: ог создания эмоционального отношения у студента - к знаниям, от знаний - к умениям и навыкам. Именно после того, как у студента создано эмоциональное отношение к народной культуре родного края, необходимо переходить к освоению знаний по истории, особенностям формы, цвета, композиции, мотивов, а затем уже к формированию умений и навыков работы с инструментами, оборудованием, художественной обработке материалов.

11. Процесс обучения и воспитания с использованием некоторых приемов эт-нопедагогики будет успешен, если он является результатом сотворчества педагога и студента; включение в педагогический процесс этнохудожественных и эгнопе-дагогических традиций должно способствовать сохранению народной культуры, передачи следующему поколению культурной исторической памяти парода.

12. Данные экспериментальной работы показывают, что целенаправленная работа по изучению национально-региональных традиций художественной обработки различных материалов студентов в экспериментальных группах привела к значительному увеличению показателей в уровнях развития художественных способностей, а выполнение педагогических заданий но разработке уроков для учащихся - педагогических способностей. Наблюдения за процессом развития худо-жественно-недагогических способностей у студентов ХГФ показали, чго способности развиваются взаимосвязано, переплетаясь и, дополняя друг друга.

193