автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Развитие культурно-творческой инициативы у старшеклассников в эстетическом образовании
- Автор научной работы
- Командышко, Елена Филипповна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 2002
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.02
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Командышко, Елена Филипповна, 2002 год
ВВЕДЕНИЕ.3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ КУЛЬТУРНО
ТВОРЧЕСКОЙ ИНИЦИАТИВНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ.15
1.1. Психолого-педагогические основы развития культурно-творческой и эстетической инициативности в старшем школьном возрасте.18
1.2. Проблема творческого развития личности в контексте научно-педагогических исследований.40
1.3. Роль искусства в развитии творческой личности.61
1.4. Историко-педагогические воззрения на роль художественного воспитания в развитии творческой личности.83
Выводы.100
ГЛАВА II. РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРНО-ТВОРЧЕСКОЙ ИНИЦИАТИВНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ.103
2.1. Педагогическая организация школьной среды в эстетико-творческом развитии старшеклассника.106
2.2. Педагогическая модель развития культурно-творческой инициативности старшеклассников.* ^ ^
2.3. Опытное развитие культурно-творческой инициативности старшеклассников в условиях художественно-эстетического образования.135
2.4. Динамика развития культурно-творческой инициативности старшеклассников в условиях опытного изучения (анализ хода и результатов эксперимента). Педагогические рекомендации.157
Выводы.188
Введение диссертации по педагогике, на тему "Развитие культурно-творческой инициативы у старшеклассников в эстетическом образовании"
Проблема развития и реализации творческих качеств личности актуальна на разных этапах истории школы и педагогической науки. Активизация внимания к педагогике творчества особенно важна в переходных условиях, что характеризует и современную социокультурную ситуацию XXI века. Созидательная энергия позволяет людям преодолевать жизненные трудности, участвовать в совершенствовании демократических институтов, проявлять волю и инициативу в преобразующей деятельности.
Сейчас, как никогда ранее, востребуется творчески активная личность, наделенная высокой культурой, способная возродить страну политически, экономически, духовно. С приходом нового века и тысячелетия назревает глобальный прорыв в технологиях производства, образования, распространения культуры. Поэтому изучение возможностей развития культурно-творческой инициативны учащейся молодежи, условий ее успешной, продуктивной реализации - одна из первоочередных задач современной педагогической науки, системы образования и воспитания.
В настоящее время общепризнан развивающий потенциал гуманизации образования, актуализирующий роль культуры и искусства в воспитании духовно богатой, творческой личности. Однако, многие аспекты обновления воздействия культуры на личность, активизации в нем творческих начал не изучены в полной мере. Проблема влияния художественно-эстетического образования на старшеклассников остается на периферии внимания школы и ученых.
Подводя итоги своего развития в XX веке, человечество отказывается от многих иллюзий. Фетишизация науки и техники, которые не смогли сами по себе обеспечить идеальное социальное бытие, разрешить многие проблемы, обернулась экономическими провалами и экологическими катастрофами. Благородная идея национальной независимости в ходе своего воплощения в жизнь стала сопровождаться кровавыми межнациональными конфликтами, всплеском терроризма.
Не уводить школьника от жизненных противоречий, а готовить к жизни в обществе социальных перемен - так формулируют общую направленность гуманистического образования ученые в настоящее время. А это немыслимо без создания надлежащих условий развития у школьника творческого потенциала, без уважения к его личности и без веры в его способности.
Значение духовной художественной культуры в системе обучения старшеклассников и ее влияние на личность требуют глубокого анализа проблем воспитания и образования, создания в школе необходимых условий, которые будут способствовать проявлению культурно-творческой инициативы учащихся.
Инициатива (начало, почин) связана с прогрессивной ориентацией деятельности личности. В педагогическом контексте полезную инициативу отличают от инициативы асоциальной, проявляющейся в отклоняющемся поведении и направленной, как правило, на осуществление частного интереса (Российская педагогическая энциклопедия. Т. 1).
Культурно-творческую инициативу мы рассматриваем как деятельностное проявление внутренних побуждений, которое выражается в новом продуктивном результате и связано с ориентацией личности на духовные, культурные ценности.
Исследование проблемы развития культурно-творческой инициативы мы констатируем и опосредуем выделением формирующегося социально ценного качества личности ее культурно-творческой инициативности.
Культурно-творческая инициативность в процессе эстетического образования рассматривается нами как интегрированное качество личности, свойства которого определяют ориентацию на гуманность, духовность, культурно-эстетические отношения и ценности, творчество, мотивацию к активным самостоятельным действиям и готовность к их переносу на другие сферы жизни. Существующее ныне противоречие между потребностью общества в формировании этого качества личности и отсутствием постановки этой проблемы в педагогической науке и практике обуславливает необходимость мобилизации личностного развития старших школьников в эстетическом образовании.
Теория эстетического и художественного воспитания в XX веке обосновывалась такими видными учеными, педагогами, как Б.В. Асафьев, О.А. Апраксина, А.И. Буров, H.JI. Гродзенская, Д.Б.Кабалевский, Б.М.Неменский, Ю.У. Фохт-Бабушкин, В.Н. Шацкая и многие другие.
В построении концепции эстетической культуры личности как необходимой ее стороны, особенно в юношеском возрасте, значимы психолого-педагогические труды отечественных авторов (Л.И.Божович, JI.C. Выготский, А.Ф. Лазурский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн).
Разработки положений современных авторов о повышении влияния искусства на творческую личность послужили основой для построения методики формирования культурно-творческой инициативности старшеклассников в условиях художественно-эстетического образования (В.М. Букатов, А.П. Ершова, А.Н. Малюков, А.А. Мелик-Пашаев).
В проведенных психолого-педагогических исследованиях проблема культурно-творческой инициативности старшеклассников ранее не рассматривалась, изучалась лишь проблема развития творческого потенциала, творческой деятельности, творческой активности и другие.
Особенности формирования культурно-творческой инициативности старшеклассников в диссертациях пока не отражены, этим подтверждаются новизна и актуальность нашего исследования.
В педагогике понятие "инициативность" получает определение применительно к личностному качеству, которое воспитывается в большей степени в подростковом и юношеском возрасте, когда складываются основы продуктивного мышления, самостоятельность действий и реальная личностная потребность в творческой деятельности.
Учитывая большое педагогическое значение культурно- творческого аспекта инициативности личности в художественно-эстетической деятельности, недостаточную теоретическую и практическую разработанность данной проблемы, мы избрали темой исследования -"Развитие культурно- творческой инициативы у старшеклассников в эстетическом образовании".
Проблему исследования как его основной вопрос мы формулируем следующим образом: «Каковы педагогические условия и возможности художественно-эстетического образования в развитии культурно-творческой творческой инициативности старшеклассников»?
Цель исследования - разработать модель формирования культурно-творческой инициативности в старшем школьном возрасте в условиях эстетической образовательной среды.
Объект исследования - художественно-эстетическое образование как процесс, содействующий развитию эстетического сознания и культуры личности в юношеском возрасте.
Предмет исследования - формирование культурно-творческой инициативности старшеклассников в художественно-эстетическом образовании.
Гипотеза исследования - развитие культурно-творческой инициативности старшеклассников как интегрированного социально ценного качества личности в процессе эстетического образования осуществляется в том случае, если:
- содержание эстетического образования в старшем звене школы будет ориентировано на активизацию культурно-творческих установок и эстетического сознания учащихся;
- в модели развития культурно-творческой инициативности будут гармонизироваться социально-духовные и эстетические компоненты в их единстве;
- система творческих заданий будет стимулировать мотив анионную сферу обучения и способствовать проявлению мотивов самовыражения в художенственно-эстетической деятельности;
- если методика преподавания и комплекс эстетико-педагогических ситуаций будут строиться на поддержке и "скрытом" распределении инициативы старшеклассников в художественно-эстетической деятельности.
Соответственно цели, объекту и предмету исследования были поставлены следующие задачи исследования:
1. На основе анализа общенаучных, культурологических, психолого-педагогических трудов по проблемам художественно-эстетического воспитания и образования личности, обосновать теоретические и методические подходы к проблеме развития творческих качеств личности и ее инициативности в педагогическом процессе.
2. Определить содержательный и методический потенциал художественно- эстетического образования и пути развития творческой и инициативной личности.
3. Экспериментально проверить критерии и показатели динамики культурно-творческой инициативности старшеклассников на основе разработанной модели в процессе обучения по авторскому учебному курсу "Основы художественно-эстетической культуры личности".
4. Разработать педагогическую систему и методические рекомендации по развитию культурно-творческой инициативности старшеклассников.
Методологической основой и теоретической базой исследования явились фундаментальные и продуктивные идеи и разработки современных гуманитарных наук:
- эстетико-педагогические и искусствоведческие концепции о ведущей роли искусства в развитии творческой личности (Б.Г.Ананьеь. Э.В. Ильенков, М.С.Каган, А.Ф.Лосев и другие);
- современные принципы организации личностно-ориентированного процесса обучения (Н.И.Алексеев, Е.В. Бондаревская, И.С. Якиманская и другие);
- исследования проблемы творчества и творческого потенциала личности в педагогике, философии, психологии (И .Я. Лернер, А.М.Матюшкин, Б.М.Теплов и многие другие);
- традиции отечественной школы художественного воспитания и развития творческой личности (А.В. Бакушинский, В.П.Вахтеров, С.Т. Шацкий и другие);
- концептуальные основы теории эстетического сознания ( Н.И. Киященко, И.А.Коников, В.И. Самохвалова и другие) и возрастного подхода к формированию художественно-эстетического сознания и культурно-творческих установок старшеклассников.
Методы, применявшиеся в данном исследовании: теоретический анализ философско-эстетической, психологической, педагогической, культурологической, искусствоведческой лотературы по теме исследования; изучение и обобщение педагогического опыта; опытно-экспериментальное изучение проблемы, педагогическое наблюдение, анкетирование, интервьюирование, беседы, тестирование, изучение творческих работ старшеклассников; статистическая обработка полученных данных; ретроспективный анализ собственного педагогического опыта в качестве преподавателя предметов художественно-эстетического цикла (в течение 20 лет) в школе и педвузе.
Экспериментальное исследование проблемы проводилось в три этапа в течение 6 лет.
Первый этап (1995-1997 г.г.). В этот период осуществлялись изучение и теоретический анализ литературы по проблеме исследования.
Был собран, теоретически осмыслен обширный эмпирический материал, который использовался в работе со студентами педвуза в период учебы в магистратуре Восточно-украинского университета. Одновременно изучалось состояние проблемы в практике работы средней общеобразовательной школы и учебных заведений нового типа (лицеев, гимназий и т.д.); разрабатывалась и проверялась в процессе обучения старшеклассников луганского Лицея программа экспериментального курса эстетического образования, где автор вел преподавание предметов эстетического цикла.
Второй этап ( 1996-2000г.г.).В эти годы осуществлялась практическая работа по воплощению и совершенствованию выработанной системы и пути культурно-творческой инициативности старшеклассников в процессе преподавания искусства в старших классах, исследовались условия школьной среды в эстетико-творческом развитии старшеклассников; выявлялись эффективные формы и методы, активизирующие их творческую деятельность в эстетическом образовании; уточнялась концепция исследования. Были разработаны и успешно реализованы программа нового учебного курса для старшеклассников "Основы художественно-эстетической культуры личности" и система внеклассных занятий к этому учебному курсу; проводились внеклассные мероприятия (творческие фестивали, концерты учащихся; была организована литературно-музыкальная гостиная, на базе которой велись творческие вечера - старшеклассников, гостей и преподавателей луганского Лицея.
Внедрение идей исследования осуществлялось также в работе со студентами Луганского государственного педагогического университета им. Т. Шевченко, где автор руководил педагогической практикой студентов 2-4 курсов.
Третий этап (1999-2002гг.). Этот период посвящен анализу и обобщению результатов экспериментального изучения, письменному оформлению диссертации. Также в этот период осуществлялись разработка и внедрение системы профессионального совершенствования будущих учителей предметов художественно-эстетического цикла на базе Института Культуры и Искусств Луганского государственного педагогического университета имени Т. Шевченко; создавались научные педагогические международные контакты, реализовывался обмен опытом между Институтом Культуры и Искусств Луганского государственного педагогического университета имени Т. Шевченко и Лабораторией концептуальных основ эстетического воспитания Института художественного образования Российской академии образования. На этой основе завершилась работа над анализом, обработкой и письменным оформлением результатов исследования, формулирование выводов и заключения диссертации.
Научная новизна исследования заключается в том, что: - впервые исследованы и научно обоснованы: сущность, структура, пути и методы развития культурно-творческой инициативности старшеклассников в конкретных условиях школьной среды.
Сущность исследуемого качества личности определяется как деятельностное проявление внутренних побуждений, которое выражается в новом продуктивном результате и связано с ориентацией личности на духовные, культурные ценности. В его структуре выявлен компонент интегрированного социально ценного качества (самостоятельности, духовной потребности, творческой активности) и эстетической культуры в их гармоническом единстве;
- дано определение культурно-творческой инициативности как интегрированного социально ценного качества личности, развивающегося в процессе эстетического образования. В его составе помимо структуры выделены личные ориентации - на гуманность, духовность, ценности творчества, культурно- эстетическое сознание, мотивация к активным самостоятельным действиям, а также готовность к их переносу на другие сферы жизни;
- определены критерии и показатели развития культурно-творческой инициативности;
- разработаны теоретические основы построения курса эстетического образования старшеклассников и система его реализации в методике эстетико-педагогических ситуаций;
- определены особенности деятельности учителя по организации художественно-эстетической среды, а также по "скрытому "распределению и поддержке инициативы старшеклассников в художественно-эстетической деятельности на уроках и внеклассных занятиях; установлены наличные уровни культурно-творческой инициативности старшеклассников, при анализе которых выделены условные типы школьников: "пассивно-равнодушный", "аффективно-неустойчивый", "эмоционально-конкурентный" и "эмоционально-эстетический";
- изучены этапы формирования нового качества в процессе художественно-эстетического образования в условиях экспериментального учебного курса "Основы художественно эстетической культуры личности". Таким образом, разработана педагогическая система развития культурно-творческой инициативности старшеклассников.
Практическая значимость исследования: разработанный диссертантом учебный курс "Основы художественно-эстетической культуры" для учеников 9-11 классов может быть использован в качестве учебной программы в школах разных типов: приемы и методы развития культурно-творческой инициативности в процессе эстетического образования старшеклассника позволяют педагогам решать вопросы, связанные с творческими потенциалом личности в старшем школьном возрасте.
На этой основе также разработан для студентов педагогического вуза спецкурс по методике активизации творческого потенциала личности, позволяющий повысить уровень профессиональной подготовки будущего учителя, его готовность создать в школе среду культурного, творческого общения учителя и ученика, обеспечивающую эстетико-творческую деятельность школьников.
Проведенное исследование направлено на повышение эффективности художественного воспитания старшеклассников, активизацию их творческого потенциала. В массовом масштабе это позволит поднять уровень общей культуры молодого поколения, а значит, в перспективе -обеспечить его участие в создании материальной и духовной культуры общества. Фундамент художественно-эстетической культуры личности, заложенный в школе, решающим образом влияет на дальнейшее становление человека и специалиста в любой профессиональной сфере.
Достоверность полученных результатов и обоснованность выводов обеспечены последовательным и логически непротиворечивым применением комплекса теоретических и эмпирических методов, адекватных поставленным задачам; разносторонним анализом результатов эксперимента, количественным охватом испытуемых (учащихся общеобразовательных школ и лицеев - 560, студентов педвуза - 40).
На защиту выносятся следующие положения:
1. На современном этапе образованность, интеллект и творческая деятельность признаны в качестве духовных составляющих национальных ценностей, на основе которых реализуется культурно-творческий потенциал личности в жизни общества. Прямая задача школы состоит в развитии этих качеств, и прежде всего в гуманитарном, художественно-эстетическом образовании, определяющем духовные ориентации личности, что выводит на первый план необходимость развития культурно-творческой инициативности старшеклассников в период учения в школе.
2. Обоснование концепции формирования культурно-творческой инициативности в старшем школьном возрасте в условиях эстетической образовательной среды строится на: а) определении роли в этом процессе развития эстетического сознания и культурно-творческих установок школьников; б) деятельности самого учителя по "скрытому" распределению и поддержке инициативы старшеклассников в художественно-эстетической деятельности; в) развитии готовности школьников к освоению духовных ценностей.
3. Пути активизации культурно-творческой инициативности старшеклассников в условиях художественно-эстетического образования основываются на педагогической организации освоения учащимися духовно-эстетических ценностей в постижении искусства, на обогащение его опыта и деятельности посредством самостоятельного творчества.
4. На основе занятий по программе нового учебного курса "Основы художественно-эстетической культуры личности" старшеклассник приобретает и реализует в школе опыт эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру и культуре, к творческой деятельности, к самому себе, что характеризует проявление мотивов самовыражения в художественно-эстетической деятельности и способствует достижению высокого уровня культурно-творческой инициативности.
5. Разработка и апробация новой методической системы эстетико-педагогических ситуаций на уроке выявляет возможности в процессе эстетического образования не просто личностно-ориентированного, но личностно-развивающего обучения, в котором формируется устойчивое качество культурно-творческой инициативности, которое сохраняется во временной перспективе и дает выпускникам школы установку на социальное и культурное творчество.
Апробация и внедрение работы осуществлялось: посредством применения материалов исследования в процессе занятий в отдельных классах луганского Лицея, в средних общеобразовательных школах №29 г. Луганска, №886 г. Москвы, №7 г. Железнодорожный Московской области, в процессе педагогической практики студентов II - IV курсов Луганского государственного педагогического университета им. Т. Шевченко в старших классах (в течение 1999-2001 гг.); посредством докладов и выступлений на научно-практических конференциях: г. Луганск, г. Харьков (1997-1999 гг.); Международной научно-практической конференции в Москве "Довузовское воспитание личности средствами искусства" (1996г.); на Международной конференции в Институте художественного образования Российской академии образования "Интеграция как методологический феномен художественного образования в изменяющейся России" (2001 г.): на ученых советах Луганского государственного педагогического университета (1997-2001 гг.); на заседаниях и научно-практических семинарах в лаборатории эстетического освоения окружающего мира Института художественного образования Российской академии образования, ныне - лаборатории концептуальных основ эстетического воспитания (2000-2002гг.); в процессе подготовки и защиты магистерской диссертации в Луганском государственном педагогическом институте Восточно-украинского государственного университета (1996 г.).
Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"
ВЫВОДЫ по 2 главе
На основании проведенного исследования были сделаны следующие выводы:
1. Главным условием развития культурно-творческой инициативности старшеклассников является организация учебно-воспитательного процесса, обеспечивающего художественно-эстетическое образование старшеклассника на основе 4-х компонентной модели общения "учителя мученика" на уроках и внеклассных занятиях.
2. Разработанная нами модель развития культурно-творческой инициативности старшеклассников (см. стр. 133) позволяет реализовать развитие эстетической инициативы в художественно-творческой деятельности и создает необходимые условия для проявления старшеклассниками самостоятельности и ответственности, формирует духовные потребности и ценностные ориентации.
3. В основе организации процесса развития КТИ старшеклассников были определены основные исходные принципы: культуросообразности, личностного подхода и учета индивидуальных особенностей учащихся, проблемности в освоении знаний, мотивации творческой активности; активизации самосовершенствования.
4. В процессе опытного развития КТИ старшеклассников были выявлены основные три этапа реальных управленческих действий учителя в 9-ом, 10-ом и 11 классах, направленных на развитие культурно-творческой инициативности старшеклассников и включенные в содержательный аспект программы учебного курса "Основы художественно-эстетической культуры" (см.стр. 115).
5. Систематизация основных форм, задач и методов процесса развития культурно-творческой инициативности старшеклассников основана на умении создавать и использовать выделенные нами в эксперименте педагогические ситуации, активизирующие мотивацию обогащения эстетико-художественного опыта старшеклассников( стр. 154).
6. В результате данного исследования был сделан вывод о том, что педагогическое ориентирование старших школьников на самовыражение в художественно-творческой деятельности способствует формированию установки эстетического сознания к художественно-эстетической деятельности и развитию культурно-творческой инициативности.
7. 4-х уровневый подход к оценке показателей развития КТИ старшеклассников подтверждает выдвинутую гипотезу в том, что эстетическое сознание определяет и отображает динамику развития КТИ старшеклассников при включении учащихся в практическую творческую деятельность.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Актуальность исследования проблемы развития КТИ старшеклассников обусловлена качественным обновлением потребностей общества в поколении культурных, творчески мыслящих людей, обладающих нестандартным взглядом на проблемы, обладающих установкой к творческой деятельности, ориентированных на свои возможности и общечеловеческие ценности.
На современном этапе развития отечественной педагогической теории и практики возникло противоречие между объективными потребностями процесса воспитания и образования старшеклассников в современной школе на основе осмысления критерия развития культурной, творческой личности и существующими подходами в подготовке старшеклассников. И хотя в последнее время педагогическая наука уделяет все больше внимания теории творчества, до сих пор, однако, недостаточно четко обоснованы модели формирования творческой личности, человека культуры.
Поэтому актуальность данного исследования очевидна в связи с рядом противоречий системы отечественного среднего образования: во-первых, отсутствием предметов художественно-эстетического цикла в старшем звене школы; во-вторых, недостаточным, на наш взгляд, вниманием к развитию эстетического сознания и культуры старшеклассников.
Таким образом, нами были поставлены теоретические и практические задачи - дать сущностную характеристику культурно-творческой инициативности, ее модели, и в то же время разработать методические пути развития качеств культурно-творческой инициативности в практике среднего учебного заведения.
В построении модели №1 культурно-творческой инициативности для взрослого человека доминируют субъективные свойства личности;
Общая возрастная модель №2 культурно-творческой инициативности в юношеском возрасте включает более узкий круг компонентов: самостоятельность, духовную потребность, творческую активность. К этому блоку мы сочли необходимым добавить качество общей эстетической культуры личности. Речь идет ,таким образом, о включении в круг компонентов эстетического потенциала, что мы считаем необходимым в данном исследовании.
Комплексный подход к оценке развития КТИ старшеклассников выявил динамику развития эстетического сознания и художественно-эстетической деятельности по показателям эстетико-творческого критерия и проявлению общих духовных качеств личности, по повышению их уровня.
Опытно-экспериментальное изучение проблемы показало эффективность педагогической организации формирования КТИ старшеклассников. На основе значительного роста показателей эстетико-творческого критерия в экспериментальных группах мы наблюдали динамику развития общих духовных качеств личности, т.е. показателей высокого уровня развития КТИ (от 5% исходного уровня - до 37 % в итоге). Показатели развития КТИ контрольных групп к окончанию школы практически не изменились, и составили в основном низкий уровень (50%) развития КТИ по отношению к 2% низкого уровня в экспериментальных группах.
Таким образом, в проведенном исследовании решены поставленные задачи, оправдалась гипотеза, разработана педагогическая система развития КТИ старшеклассников в процессе художественно-эстетического образования, которая включает:
I Методологический компонент - совокупность тех научных предпосылок, закономерностей и т.п., которые легли в основу построения системы и знание которых преподавателем (а также студентом педвуза) помогает осознанно, целенаправленно и результативно организовать процесс художественно-эстетического образования в заданном направлении развития культурно-творческой инициативности старшеклассников.
II. Системообразующий компонент - цель образовательного процесса, рассматриваемая как модель приобретения старшеклассниками художественно-эстетического опыта на каждом конкретном этапе (9, 10 и 11 кл.), которая включает:
1) содержание художественно-эстетического образования старшеклассников с выделенным значением творческой деятельности в жизни каждого человека (базовый компонент);
2) учебный материал нового курса для старшеклассников "Основы художественно-эстетической культуры личности" и внеклассные занятия к этому учебному курсу ( функциональный компонент);
3) создание художественно-эстетической среды на основе 4-х компонентной системы творческого общения "учителя-ученика" (практически-деятельный компонент);
4) взаимосвязь задач, форм и методов обучения старшеклассников, активизация и коррекция художественно-эстетической деятельности (технологический компонент);
5) конкретные результаты художественно-эстетической деятельности, диагностика уровней развития КТИ (результативный компонент).
В результате исследования подводятся итоги:
1. Теоретический анализ проблем творчества и исторический экскурс в область художественно-эстетического образования убедили в правомерности научно-практических оснований данного исследования развиваемыми в науке положениями об искусстве как духовно-практической деятельности. Этим определяются способы и характер взаимоотношения человека с миром, направление его деятельности, проявление культурно-творческой инициативности, в частности, в педагогическом процессе.
2. Комплексный подход к оценке культурно-творческой инициативности в педагогике позволил прояснить функции эстетической культуры личности как ее генерализованность, общей составляющей. Подтверждено, что она характеризуется готовностью к ориентировке в мире духовных ценностей, пониманием ценности и неповторимости каждого человека, поиском смысла жизни, способностью и стремлением к преобразовательной деятельности, а также, что соотношение этих характеристик в модели культурно-творческой инициативности старшеклассников носит гармонизирующий характер в развитии личности.
3. В ходе исследования установлено, что субъектной предпосылкой развития культурно-творческой инициативности старшеклассника является включение его в художественно-творческую деятельность на основе формирования эстетического сознания и культурно-творческой установки.
4. Разработаны основные пути активизации культурно-творческой инициативности старшеклассников в процессе эстетического образования на основе 4-х компонентной системы творческого общения «учителя - ученика».
5. Одним словом из основных условий развития культурно-творческой инициативности старшеклассников выступает инициативная деятельность самого учителя, которая включает: а) определение учителем основных показателей готовности учащихся старших классов к творческой деятельности и развитии исходного уровня культурно-творческой инициативности; б) создание эмоционально-творческой атмосферы и эстетической среды процесса обучения, формирующей художественно-эстетические интересы и мотивы самовыражения в художественно-эстетической деятельности; в) востребованность и поддержку самостоятельной творческой деятельности старшеклассников в различных эстетико-педагогических ситуациях.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Командышко, Елена Филипповна, Москва
1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. - М., 1980 С.336
2. Азаров ЮА. Радость учить и учиться. М., 1989. С 49-51.
3. Аминов Н И. Приоритеты художественного воспитания и личность педагога. Искусство и школа№5. -М., 1993.С.18.
4. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М., 1995.С 11-13.
5. Ананьев Б. Г. Структура индивидуального развития как проблема современнойпедагогической антропологии //Ананьев В. Г. Избранные психологические труды. В 2-х т. -М., 1980. Т. 1С. 44-45.
6. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2-х т.- М ,1980, т.1. С. 170,214.
7. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1969.С. .339.
8. Андреев А.Л. Место искусства в познании мира. М., 1980. С. 225.
9. Андреев В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань. 1991.С. 486.
10. Арсеньев А С. Философские основания понимания личности. Учебное пособие.
11. Для студентов высших учебных заведений. -H.,200LC. 265. 11 Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. -М., 1965.С. 151.
12. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Кн 1 и 2. Л., Изд 2-е, 1975. 13 Асафьев Б.В; Избранные труды: В 5т,- М, 1952-1857 Т.1С.239.
13. Асмолов А.Г. Психология индивидуальности. М,, 1986.
14. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. -М.,1984.
15. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса:
16. Методологические основы. М., 1982. С.192.
17. Бакушинский А.И. Художественное творчество и воспитание . Опыт исследованияна материале пространственного искусствам1925.
18. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. Исследования разных лет -М., 1975.С. 502.
19. Берулова М.Н. Состояние и перспективы гуманизации образования // Педагогика. -1996. № 1. С.9.
20. Бехтерев В.М. Вопросы общественного воспитания // Антология педагогической мысли России второй половины XIX- начала XX в.-М , 1990. С. 501-504
21. Библер В С. Диалог. Сознание. Культура; Идея культуры в работах М.М.Бахтина //Одиссей. -М.,1989.
22. Библер В С. Целостная концепция школы диалога культур. Теоретические основы программы.// Психологическая наука и образование. -1996 №4. С. 66-73.
23. Богомолова Л. В., Голубева Т.П. Художественно-эстетические потребности подростков// Проблемы эстетического воспитания подростков. -М., 1994. С. 5
24. Богомолова Л.В., Лепская Н А., Пронина ЕЕ. Искусство в школе: новые возможности практического решения. -М., 1994. С.63.
25. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. М., 1981.
26. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. -Ростов, 1983.
27. Богоявленская Д.Б. Воспроизводящая и творческая деятельность учащихс я в обучении. М., 1976. С.78-98.
28. Бодалев А.А. Личность и общение. Избр. Труды. -М., 1983.
29. Бодина Е.А. Интегрированное знание как методологическая проблема и пути ее решения в области художественного образования // Педагогика искусства и интеграция. М., 2000. С. 364.
30. Бодина Е.А., Ащеулова К В. Педагогические ситуации. Пособие для преподавателей педвузов и классных руководителей средних школ. "Воспитание школьников" -М., 2000,выпуск 11.
31. Божович Л И. Личность и её формирование в детском возрасте. М., 1968. С. 152.
32. Бондаревская Е В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания. М., 1995.
33. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика /Учебное пособие/ М.,1999.1. С.389.34,Борев Ю.Б. Эстетика. 3-е изд. М., 1981. С. 399. / 4-ое, дополненное, 1988г./.
34. Букатов В.М. Распределение инициативы на уроке.// Общение на уроке или режиссура поведения учителя. М., 1989. С. 96.
35. Буров А.И. Эстетическое сознание и процесс его формирования. -М, 1981
36. Бычков В В. Эстетическое // Новая философская энциклопедия (в четырех томах) Т.4. С.467.
37. Ванслов В.В. Всестороннее развитие личности и виды искусства. М., 1966. С 118.
38. Ванслов В В. Изобразительное искусство и музыка. Очерки. 2-ое изд -Л.,1983. С. 233.
39. Вершловский С.Г. Проблемы гуманизма школьного образования П Гуманизация образования. Теория. Практика. М, 1994. С. 5.
40. Верб М.А. Эстетические потребности и духовное развитие личности. М.,1981.
41. Волков Н А. Воспроизводящая и творческая деятельность учащихся в обучении. -М., 1976 С. 78-98.
42. Волков Ю Г. Личность и гуманизм/Социологический аспект. М., 1995. С 137.
43. Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т. 4. М., 1984.
44. Выготский Л.С. Психология искусства /Под ред. Ярошевского М.Г./-М., 1987. С.344.
45. Выготский Л.С. Психология искусства. Анализ эстетической реакции. 5-ое изд., дополн. М., 1997.
46. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1976.
47. Газман О С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI века.//Новые ценности образования. Вып.6.-М., 1996. С. 34
48. Гвоздева Н.П. Роль художественной культуры в повышении духовнотворческого потенциала личности//Развитие идей художественного образования и эстетического воспитания в XX веке, -М.,1999. С.329.
49. Гегель Г.В.Ф. Эстетика: В 4 т. М., 1968 Т. 1. С 38.
50. Гончаренко С М. Украинский педагогический словарь. Киев, 1997.С 354.
51. Голобоков Ю. Художественное образование в английской школе в 20-30-х годах XX века // Искусство в школе. №3, -М., 1996. С.69.
52. Гордеев Н.П., Ян Коменский: от гуманизма постренессанса к веку просвещения.-М., 1999. С. 94.
53. Гродзенская Н.Л. Школьники слушают музыку. М., 1969. С 77.
54. Гросул Н.В Искусство видеть. Ты и мир вокруг тебя. Методические разработки.-М., 1990.
55. Даль В.И. Инициатива// Толковый словарь живого великорусского языка. Т-2.
56. Давидович В.Е., Жданов Ю.А. Сущность культуры. Ростов н/Д, 1979.
57. Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики:
58. Учебное пособие для педагогических институтов /Под ред. М.Н. Скаткина. 2-е изд., переработанное и дополненное. - М., 1982. С 319.
59. Дмитракова Н.П. Условия эмоционального воздействия учителя на воспитанников. М., 1984.С.23-27.
60. Дмитриев Д.П. Инициатива в педагогике: что это такое? Учительская газета -М., 1989, 8 июня.
61. Днепров В.Д. С древнейших времен до конца XVII в./ Очерки истории школы и педагогической мысли. М., 1989. С. 12-20.
62. Днепров В.Д. Конец XIX-начало XX века /Очерки истории школы и педагогической мысли. -М., 1991. С.253-265.
63. Днепров В.Д Очерки истории школы и педагогической мысли. М., 1991. С.203, 267.64Додонов Б.И. В мире эмоций. Киев, 1987.
64. Донцов А.И. Самовоспитание личности. Философско-этические проблемы. -М, 1984, С.285.
65. Дудецкий А .Я. Роль чувств в познавательной деятельности учащихся. Смоленск, 1970. С. 38-41.
66. Дорфман Л.Я. Образ человека в концепциях индивидуального стиля деятельности //Индивидуальность и способности. -М., 1994. С. 43-70.
67. Дышле вский П. С. Феномен творчества и философский подход к его исследованию. // Становление человека и творчества. М., 1994 С. З7347
68. Елимова М.Ю. К определению понятия инновационный потенциал. Сб. "Социальные проблемы информатизации общества. М , 1988, вып. 15.С.17
69. Ерасов Б.С. Социальная культурология. М., 1994. Часть I, II.
70. Ершова А.П., Букатов В.М. Обучение и воспитание как распределение инициативы. М., 1998. С.87.
71. Ершов П.М. Мозаика инициативности.// Общение на уроке или режиссура поведения учителя. М., 1998. С.77.
72. Иконникова С.Н. История культурологии :Идеи и судьбы. Спб.1996.
73. Индивидуальность и способности/Под редакцией В Н. Дружинина и др. -М., 1994.
74. Ильенков Э.В. Об эстетической природе фантазии // Вопросы эстетики Вып. 6. М.э 1964. С.50; .33.
75. Ильенков Э.В. Философия и культура. М., 1991.
76. Искусство и творческая деятельность/Отв. Ред. В.И. Мазепа. К. 1979. С.209.
77. Искусство и школа: Книга для учителя. / Сост. А. К. Василевский. М., 1981.С.288.
78. Кабалевский Д.Б. Педагогические размышления: Избр Ст и докл. / АПН СССР. М., 1986 С. 188.
79. Кабалевский Д.Б. Ровесники: Беседы о музыке для юношества. М., 1987 С.20.
80. Кабкова Е.П. Категории обобщения и переноса информации в процессе полихудожественного развития школьников на уроке МХК/ Виды искусств и их взаимодействие (пособие для учителя). -М., 2001. С.33-54.
81. Каган М.С. Художественная деятельность как информационная система. М , 1975.
82. Каган М.С. Некоторые вопросы взаимосвязи философии и педагогики // М., Сов. пед-ка. 1981,- №10. С.56-63.
83. Каган М.С. Мир общения: Проблема межсубъективных отношений. -М., 1988. С.306.
84. Каношина И Г. Структура и механизм творческой деятельности. М., 1988. С 167.
85. Кальней В.А., Шилов С.Е. Технология мониторинга обучения в системе "учитель-ученик". /Методическое пособие для учителя. Пед. Общество России. -М„ 1999. С-13-27.
86. Кирсанов А.А., Зайцева Ж.А. Развитие творческой активности учащихся. Казань, 1995. С'.6-10; 29.
87. Киященко Н И. Мировоззренческий потенциал эстетического сознания/ Эстетическое сознание личности. -М., 1994. СЛ85- 189.
88. Киященко Н И. На пути к новой парадигме эстетического воспитания// Современные подходы к теории эстетического воспитания М , 1999. С48
89. Киященко Н И. Парадоксы теории и практики эстетического воспитания в современной России // Современные концепции эстетического воспитания. -М., 1998. С. 14-15.
90. Коган Л.Н. Художественная культура и художественное воспитание -М., 1979. С.63.
91. Кон И.С. Психология старшеклассника. М., 1980.
92. Коников И.А. К вопросу о сущности эстетического// Эстетическое сознание личности. М., 1994. С. 47-55.
93. Коротеева Е.И. Педагогические возможности эстетической среды урока изобразительного искусства в развитии художественно-творческих способностей //Эстетическая среда и развитие культуры личности.-М, 1999 С,36.
94. Корниенко Н А. Психологические основы эмоционально-нравственного развития личностигНовосибирск, 1996. С. 153.
95. ЮО.Кравчук П.Ф. Творческий потенциал как интегральное качестволичности //Становление человека в творчестве. М., 1994. С 167, 169.
96. Красил ьникова М.С. Изучение крупных музыкальных произведений в школе в свете развития музыкально-педагогических идей
97. Д. Кабалевского // Теория и методика музыкального образования детей М., 1999. С. 140.
98. Критская Е.Д. Восприятие музыки как педагогическая проблема // Теория и методика музыкального образования детей -М, 1999. С. 80.
99. ЮЗ.Кругликов В. А. Эстетика мышления // Новая философия энциклопедия (в четырех томах). -М., Т. 4. С.466-477.
100. Крутецкий В.А. Психология. -М., 1980.
101. Ю5.Кудина Г.И., Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Как развивать художественное восприятие у школьников. М., 1988. С .79.
102. Юб.Кулаев КВ., Костина Т.Н. Эстетическое воспитание в условиях рыночных отношений //Современные подходы к теории эстетического воспитания. -М., 1999. С.50.
103. Ю7.Курс общей, возрастной и педагогической психологии. / Под ред. Гамезо М.В. Вып. 2. М , 1982. С. 101.
104. Лазурский А.Ф. Классификация личности. -Л., 1925.
105. Леонтьев А Н. Потребности, мотивы и эмоции // Психология эмоций. -М., 1984.С. 162-171.
106. Леонтьев А Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1975. С 304.
107. Леонтьев А Н. К теории развития психики ребенка // Избранные психологические произведения: В 2 т. М„ 1983,- Т. 1. С.286.
108. Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М., 1980. С. 96.
109. Лесгафт П.Ф. Школьные типы. М., СПб., 1910.
110. Липский В Н. Эстетическое воспитание и образование в России в XIX -первой половине XX века // Современные концепции эстетического воспитания-М., 1998. С. 58-60.
111. Лихачев Б. Т. Теория эстетического воспитания школьников М., 1985. С. 176.
112. Ломов Б.Ф Методологические и теоретические проблемы психологии. -М , 1984 С. 162.
113. Лосев А.Ф. Эстетика// Философская энциклопедия. М., 1970.- Т 5. -с.572-578.
114. Лосев А.Ф. Философия, мифология, культура. -М., 1991.119Лехнер Е.А. Диалектическая природа творчества. // Творчество и личность-М., 1985. С.5.
115. Малюков АН. Феномен события-переживания в теории и практике художественно-эстетического воспитания школьников// Современные подходы к теории эстетического воспитания. М., 1999. С 118-122.
116. Малюков А.Н. Психология переживания и художественное развитие личности -Дубна, 1999. С. 8-65.
117. Малыгина Е.А. Развитие художественно-эстетического вкуса личности в процессе освоения искусства.// Современные подходы к теории эстетического воспитания. М., 1999 С 183.
118. Мамардашвили Н.К. Как я понимаю философию. -М, 1990. С.386.
119. Маркова А.К., Орлов А.В., Флидман J1.M. Мотивация учения и ее воспитание у школьников. -М., 1983.
120. Матюшкин A.M. Концепция творческой одаренности. // Вопросы психол. -1989. -№6. С,29-33.
121. Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972,
122. Махмутов М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. М., 1975,
123. Медушевский В В. Духовные акценты в содержании музыкального образования // Теория и методика музыкального образования детей. -М., 1999. С. 260.
124. Мелик-Пашаев А. А. Педагогика искусства и творческие способности. -М., 1981. С96.
125. Мелик-Пашаев А.А. Психологические проблемы эстетического воспитания и художественно-творческого развития школьников. // Вопр. психологии 1989. № 1. С. 15.
126. Мелик-Пашаев А.А. Способности человека к художественному творчеству. М.: Искусство в школе №4, 1996. С. 30-34.
127. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. К проблеме "общего" и "специального" в художественно-творческой одаренности человека. // Искусствознание и психология художественного творчества. М., 1988. С.307-320.
128. Мелик-Пашаев А. А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству.1987
129. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Психологические особенности школьного возраста и руководство художественным творчеством подростка// Эстетическое воспитание и экология культуры М., 1988 С.57-59
130. Мировая художественная культура. 8-10 классы; Программа средней общеобразовательной школы/Мин. просвещения РСФСР. Предтеченская J1. М. М„ 1988.
131. Мосолов В.А. Приоритеты воспитания: прошлое и настоящее /опыт историко-педагогического исследования русской духовностиУ. СПб., 1996.
132. Неменский Б.М. Познание искусством, -М., УРАО, 2000.
133. МО.Неменский Б.М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания: Книга для учителя. 2-ое изд., перераб. и дополн. М., 1987.С. 255.
134. Неменский Б.М. В поселке Светлом. Школа гармонического развития/ Искусство в школе. № 4.-М., 1998. С.50
135. Никандров Н.Д. Воспитание ценностей: российский вариант. М.,1996.
136. Ожегов С И. Словарь русского языка. М., 1984.С.493.
137. Основы эстетической культуры: Для общеобразовательных школ, лицеев, гимназий / ИЦЭВ РАО, 1998 .
138. Основы эстетического воспитания: Пособие для учителя / Ю В Алиев, Г Т. Ардашинова, Л.П. Барышникова, Л.П. Печко и др. -М., 1986 С.240.
139. Павловский А.Ф. Эстетическая среда урока в старшем звене школы // Эстетическая среда и развитие культуры личности. Выпуск I -М.,1999.
140. Павловский А.Ф. О структуре эстетического отношения //Современные подходы к теории эстетического воспитания. М., 1999.С.77-78.
141. Педагогика/Под ред. П.И. Пидкасистого. М., 1996. С. 604.
142. Печко Л.П., Торшилова Е.М. Сухова Т.И. Воспитание у подростков и молодежи творческой активности. -М.,1986. С.7-9.
143. Печко Л.П. Духовность и развитие эстетического сознания личности в представлениях учителя //Проблемы художественно-эстетической подготовки современного учителягМ., Иркутск, 1997. С. 198.
144. Печко Л.П. Абрис ученого А. И. Буров /Современные подходы к теории эстетического воспитания. - М., 1999. С 17.
145. Печко Л.П. Уровни эстетического сознания и отношения старшеклассников к миру прекрасного//Структура и уровни эстетического сознания у старшеклассников. -М, 1989. С.9-10.
146. Печко Л.П. Основные характеристики эстетико-педагогической среды школы, урока, класса.// Эстетическая среда и развитие культуры личности в школе и педвузе. Выпуск 11. Москва Луганск, 2000.С 5
147. Полуянов Ю.А. Вопросы художественного воспитания. Знание, 1982.
148. Пономарев Я.А. Педагогика и психология творчества М., 1976.С.99.
149. Пономарев Я.А. Психология творчества и учебный процесс. /Гуманизация образования.-М., 1994 -№1. С.34, 36, 40.
150. Поздняков В.М. Творческий потенциал личности: обоснование сущности и подходов к изучению.-М., 1994. С 190, 187-188.
151. Психолого-педагогический словарь/Под ред. П. И. Пидкасистого-1998
152. Пидкасистый П И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. Теоретико-экспериментальные исследования. М., 1980.
153. Платонов К.К. Структура и развитие личности -М , 1986. С.254.
154. Полякова Т А. Социально-эстетическая функция искусства в познавательной деятельности.-К., 1980. С. 154.
155. Предтеченская Л.М., Щербаков Н.Ю. Методика преподавания мировой художественной культуры. -М, 1987.
156. Пригожин, Нововведения: стимулы и препятствия. Социальные проблемы инноватики. М., 1989. С. 11.
157. Проблемы теории и методики эстетического востатания,-Тбилиси,1980.
158. Разумный В.А. Эстетическое воспитание: сущность, формы "Русское богатство" -М.,1997, №1.
159. Развитие творческой активности школьников//Под ред. A.M. Матюшкина. -М., 1991.
160. Равкин З.И., Пряников В.Г. Национальные ценностные образования как ориентиры развития отечественной аксиологии /идеи и положения к разработке концессии исследования/. М.,1996. С. 6-7.
161. Равкин З.И. Педагогика творческих поисков и новаторских открытий //Педагогическое наследие В.А. Сухомлинского и современная школа -М.1988.С.9.
162. Ражников В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике. М.: Музыка, 1989
163. ПЗ.Рапацкая Jl.А. Мировоззренческие основы формирования культуры учителя музыки общеобразовательной школы //Культура и мировоззрение, М., 1985. -Вып.2. С . 106-110 174 Раппопорт С.Х. Искусство и эмоции. 2-ое издание доп. - М., 1972.
164. Раппопорт С.Х. Как построено и как функционирует произведение искусства. -М., 1978. С.237.
165. Российская педагогическая энциклопедия. М., 1993 - T.I. Интерес. С.237.
166. Российская педагогическая энциклопедия. -М.,1993.- T.I. Инициативность. С.367.
167. Российская педагогическая энциклопедия. М., 1993. -T.I. Личностный подход. С 522.17 9. Росс и некая педагогическая энциклопедия. М.5 1993 - Т.2. Проблемноеобучение. С. 198.
168. Российская педагогическая энциклопедия .- М., 1993,- Т.2. Установка С 476. 181 Российская педагогическая энциклопедия. М., 1993 - Т.2. Художественноетворчество. С.550-551. 182.Российская энциклопедия. М . 1993 - Т.2 Художественное воспитание
169. С.549-550. /Эстетическое воспитание. С.625/. \ 83. Рубинштейн С Л. Проблемы общей психологии: В 2-х томах 1989 - Т.2
170. Рубинштейн С Л. Бытие и сознание. М., 1957.
171. Рубинштейн С.Л. Эмоции//Психология эмоций. Тексты. -М., 1984 С 152-161.
172. Русалов В.М., Базылевич Т Ф., Потемкина О В. Индивидуальность человека и общественная практика//Индивидуальность и способности. -М , 1994. С.3-42.
173. Самохвалова В.И. Эстетическая реальность //Эстетическое сознание личности. -М., 1994. С.92.
174. Самохвалова В.И. Традиционная модель эстетического воспитания в Японии // Современные концепции эстетического воспитания. М., 1998. С. 173-180.
175. Самохвалова В.И. О ценностной составляющей эстетической культуры //Современные подходы к теории эстетического воспитания. М,. 1999.С. 38-40.
176. Семенов И.Н. Психолого педагогические аспекты развития творчества и рефлексии. /Материалы Всесоюзной научно-практическойконференции М., 1988.С.25-26.
177. Скаткин М.Н. Проблемы современной диалектики. М., 1980. 2-е изд.С. 106.
178. Сластенин В.А. Гуманистическая парадигма педагогического образования. /Магистр. М., 1994;-№6. С. 4.
179. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. М.,1997.С.63.
180. Слободчиков В.И. О содержательной интерпретации индивидуально-типологических свойств личности //Психологические проблемы индивидуальности. Вып. 1. -М., 1983.С. 11-12.
181. Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. 1999., С.208; 334-349.
182. Современный словарь-справочник по искусству. Под.ред. Мелик-Пашаева А.А. -М., 1999г.
183. Степанов Ю.С. Константы: Словарь русской культуры. -Н„1997.
184. Степашов Н С. Творческая инициатива в системе обучения М., 1990
185. Столович Л.Н. Жизнь-творчество-человек: функции художественной деятельност-М., 1985. С.415.
186. Стукалова О.В. Влияние эстетической среды урока литературына развитие гуманитарной культуры школьника//Эстетическая среда и развитие культуры личности. -М .,2000. С. 58
187. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина //Сухомлинский В.А. Избр. педагогические сочинения. В 3-х т. М., 1979 - Т. 1. С.267-538.
188. Теплов Б.М. Избранные труды в 2-х т. М.: Педагогика, 1985. Т.1-Т.2 С.319
189. Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания. -М., 1947. СЛ.
190. Товстоногов Г. О профессии режиссера. М., 1967. С.343.
191. Толковый словарь русского языка. /Под редакцией Д.Н. Ушакова/ М.,1940. С. 1103.
192. Тойнби А.Дж. Постижение истории. -М., 1991.
193. Торшилова Е М. Можно ли проверить алгеброй гармонию? -М.,1988.2Ю.Торшилова Е.М. Проблема культурного развития личности в современной школе / Эстетическое воспитание: опыт, проблемы, перспективы. М., 2001. С . 71.
194. Усачева В.О. Уроки сочинения // Теория и методика музыкального образования детей. -М., 1999. С. 215.
195. Харин Ю.А. Познавательное действие как социальная категория: Познавательные действия в современной науке. Минск, 1987.С 20-21.
196. З.Харламов И.Ф. Педагогика. 5-ое изд. Минск, 1998. С,127.214Чечетин А.И. Основы драматургии театрализованных представлений. -М„ 1981. С.6.
197. Шапинская Е.Н. Философия образования и эстетическое воспитание в США // Современный мир и эстетическое развитие человека. М. 1993. С. 38-46.
198. Шацкая В Н. Формирование эстетического сознания в контексте современной массовой культуры (некоторые западные теории последних лет) // Современные концепции эстетического воспитания. М., 1998.
199. Шацкая В Н. Музыкально-эстетичсекое воспитание детей и юношества. -М., 1975. С. 200.
200. Шацкий С Т. Избр. Пед. соч. в 2-х томах Т.2 /Под ред. Н.П. Кузина, М.Н Скаткина. В Н. Шацкой М., 1980. С. 67.
201. Щукина Г. И. Педагогические проблемы 4>°РмиРОвания познавательных интересов учащихся. М.,198. С. 194,196.
202. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. Учеб. Пособие 2-ое изд. -М., 1996. С. 228.
203. Школяр В. А. Обновление содержания музыкального образования сметодологических позиций. М., 1999. С. 6.
204. Школяр В.А. Каким быть предмету МКХ в школе? (методологические размышления) / Эстетическое воспитание: опыт, проблемы, перспективы. -М., 2001. С. 38.
205. Школяр Л.В. Проблемы становления урока музыки как урока искусства // Теория и методика музыкального образования детей. М., 1999 С. 8.
206. ФельдштейнД.И. Психология развития личности в онтогенезе. -М.,1989. G106-107.
207. Фохт-Бабушкин Ю.У. Искусство и духовный мир человека /Об особенностях воздействия искусства наличность. М., 1982.
208. Фохт-Бабушкин Ю.У. Школьник и искусство / Содружество школы и учреждения культуры в художественном воспитании учащихся., -М.,1998, С.5-33.
209. Фомина Н.Н. . Детский рисунок как феномен художественной культуры. М., 1997 «Искусство в школе».-№4. С. 3-5.
210. Фомина Н.Н. Страницы истории Института Художественного образования // Эстетическое воспитание, опыт, проблемы, перспективы. -М.,2001, С .6.
211. Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 17.230,ЭльконинД.Б Введение в психологию развития. М., 1994.
212. Эйнштейн А. Собрание научных трудов. Т.4 М., 1967. С. 166.
213. Энциклопедический словарь по культурологии (под ред. А. А Радугина). -М.,1997
214. Юсов Б.П. Современная концепция образовательной области "Искусство7Виды искусства и их взаимодействие (пособие для учителя). М.,2001. С. 4-32
215. Якобсон П.М. Чувства, их развитие и воспитание. М., 1976.
216. Яковлева E.JI. Психология творческого потенциала личности. -М.,1997. С.4,5.
217. Яковлева Н.Н. Формирование, эстетических оценок у подростков средствами киноискусства. Методические рекомендации. -Минск, 1990. С. 29-30.
218. Яхонтов В.Е. Театр одного актера- М., 1968. С 113.
219. Barron F. Creativity to Work //The Nature of Creativity. Sternberg R. J (Ed ). -Cambridge: Umv. Press. 1988. P. 76-98
220. Guilford J.P. The nature of human intelligence. N. Y. McGraw-Hill, 1967.
221. Mooney R.L. A conceptual model for integrating four approaches to the identification of creative talent // Scientific creativity: its recognition and development / Taylor C. W., Barren F. (Eds.).: Wiley, 1963. P.331-340.
222. Morgan D. N. Creativity today // Journo. Of Aesthetics. 1953. - № 12.-P. 1 -24
223. Munro Th. Art Education. Its Philosophy and Psyhology. N.Y., 1956. P. 36.
224. Taylor C.W Various Approaches to and Definitions of Creativity// The Nature of Creativity / Sterberg R.J. (Ed ). Cambridge. - Cambridge Univ. Press, 1988. -P.99-124.
225. Taylor l.A. The nature of the creative process // Creativity/Smith P. (Ed.). -N Y. Hastings House, 1959. -P. 51-82.
226. Thurstone L.L. Creativity talent// Applications of psychology/ Turnstone L.L. (Ed.).-N.Y.: Harper and Row, 1952.-P. 18-37.
227. Torrance E.P. The Search for Satori and Creativity. Buffalo. N.Y.: Creativity Education Foundation, 1979/
228. Wallas G. The art of thought. -N.Y. Harcourt. Brace and World- 192.
229. Zimmerman R. Can Anything Be ah Aesthetic Object? J. of aeatheties and art Criticism. XXV, 1966. P. 186.209