Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Развитие творческих способностей студентов средствами художественной фотографии

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Рузаев, Александр Владимирович
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 2000
Специальность ВАК РФ
 13.00.02
Диссертация по педагогике на тему «Развитие творческих способностей студентов средствами художественной фотографии», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Рузаев, Александр Владимирович, 2000 год

Введение.

Глава 1. Научно-теоретические основы художественной фотографии.

1.1 Краткие исторические сведения о становлении и развитии художественной фотографии как вида искусства.

1.2. Технические возможности и изобразительные средства фотографии.

Глава 2. Научно-методическое обоснование проблемы развития творческих способностей студентов.

2.1. Научные основы развития творческих способностей студентов.

2.2. Психолого-педагогические условия развития творческих способностей студентов на занятиях художественной фотографией.

Глава 3. Развитие творческих способностей студентов средствами художественной фотографии.

3.1. Констатирующий эксперимент.

3.2. Поисковый эксперимент.

3.3 Формирующий эксперимент.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Развитие творческих способностей студентов средствами художественной фотографии"

Проблема исследованиями ее актуальность.

Социальные процессы, наблюдающиеся в обществе на каждом этапе исторического развития, не могут происходить без участия людей с глубоко развитым чувством прекрасного, умением образно мыслить, и творчески относиться к делу. Необходимость проявления творчества, поиск нестандартных путей решения задач в любой сфере деятельности — это не только требования сегодняшнего дня. Воспитание творчески активной личности во все времена было непростым делом, поэтому вопросы творчества и его места в системе форми-рования личности, проблемы его активизации всегда интересовали философов, психологов, педагогов.

Ответственность за решение задач воспитания личности в обществе во многом лежит на педагогах. В связи с этим особое значение приобретает их подготовка в вузах. Учитель призван передавать детям знания, но кроме этого — воспитывать социально активную личность. Центральной задачей развития педагогического образования является создание психолого-педагогических условий развития творческих способностей специалиста, занимающего активную жизненную позицию во всех сферах деятельности. Эффективным средством формирования и развития творческих способностей является художественная деятельность. Важное место в этой деятельности занимает работа по изучению художественной фотографии как одной из разновидностей изобразительного искусства. Художественная фотография предоставляет большие возможности для развития творческих способностей, сочетая теоретические и практические занятия, результатом которых является реальный продукт творческого труда студента. Наше исследование посвящено вопросу совершенствования методической системы преподавания искусства фотографии как возможного средства развития творческих способностей студентов.

Фотография, с одной стороны, предполагает самые прямые связи творческого процесса с живой действительностью, а с другой — дает неисчерпаемые возможности для развития наблюдательности, творческого осмысления жизненного материала. Художественную фотографию вообще можно считать одним из показателей общей культуры современного человека: здесь проявляются его жизненные интересы, умение видеть, вкус, художественные представления и творческие поиски.

Главным показателем развития творческих способностей студентов является выразительность выполненных художественных работ. Исследование вопросов выразительности показывает ее непосредственную связь с художественно-образной стороной изображения и в то же время — с изобразительной грамотой, которая в конечном итоге оказывается главным образом в зависимости от композиционного решения снимка. Однако наблюдения за ходом выполнения работ показали, что студенты во многих случаях работают бессистемно, нажимают на спусковую кнопку фотоаппарата, когда еще не ясно представляют себе композицию будущего снимка и не видят его в видоискателе. Анализ композиции снимков показал, что у значительного количества работ отсутствует композиционный замысел. На это часто указывает разбросанность деталей, отсутствие их взаимосвязи, не слаженность изображения, его пестрота, перегруженность деталями, в результате работа получается рыхлой, не выразительной. Студенты часто, не задумываясь, снимают все, что попадает в момент съемки в поле зрения объектива фотоаппарата. А какова тема снимка, о чем он? Такая задача не ставится, поэтому неоткуда взяться и выразительному построению кадра. Все это свидетельствует о том, что у студентов имеет место не достаточный уровень творческого подхода к выполнению заданий.

Разработка наиболее эффективных методов формирования и развития творческих способностей студентов в процессе обучения, с целью создания благоприятных условий для формирования творческой личности, является постоянным объектом пристального изучения педагогической науки.

Вопросы творчества и его места в системе формирования личности, проблемы развития творческих способностей, активизации ее потенциала в процессе деятельности освещаются в исследованиях О.В.Афанасьева (7), Л.С.Выготского (22), Е.И.Игнатьева (54), А.Н.Леонтьева (82), Н.С.Лейтеса (83), Б.Т.Лихачева (88), Я.А.Пономарева (113), С.Л.Рубинштейна (118), Б.М.Теплова (129), П.М.Якобсона (147) и др.

Теоретические вопросы активизации творческой деятельности освещаются в работах А.Д.Алехина (3), Н.С.Боголюбова (13), С.Е.Игнатьева (55), В.В.Корешкова (67), В.С.Кузина (74), Н.Н.Ростовцева (116), А.Е. Терентьева (117), А.С.Хворостова (136), Е.В.Шорохова (142) и др.

Некоторые стороны исследуемой нами проблемы находят свое отражение в трудах по психологии и педагогике В.П. Беспалько (12), Л.С. Выготского (22), Н.Ф. Добрынина (36), A.B. Запорожца ( 49), В.П.

Зинченко и Н.Ю. Вергилеса (19), Б.Б. Коссова (68), А.И. Красило, A.M. Матюшкина (95), Э. Стоунса (124) и др.

Важные данные по вопросам физиологии зрения и его психологическим аспектам важные данные содержатся в работах В.Д. Глезера (29), Е.И. Игнатьева (54), B.C. Кузина (75), Л.И. Леушина (87),

A.И. Миракян (99), В.И. Страхова (126) и др.

В последнее время большое внимание уделяется проблеме соединения художественно-творческой работы с учебной. Это прослеживается в исследованиях В.К.Лебедко (81), В.П.Зинченко (52),

B.Е.Нестеренко (105), Ю.И.Постоногова (113), Н.Н.Ростовцева (116), Н.Л.Старченко (122) и др. Отмечается, что учеба и творчество в художественной деятельности — это единый взаимообусловленный процесс, направленный на освоение, с одной стороны, творческого метода реалистического искусства, а с другой — на приобретение художественного мастерства.

Имеются исследования, близкие по проблематике, которые посвящены разработке психолого-педагогической технологии формирования творческих способностей, например, средствами телефильма (Л.Л. Сикорук (125)), где показано, что благодаря специфической структуре познавательного фильма, формирующего положительную мотивацию, заметно возрастает воспитательная и развивающая функция телевидения. Или средствами декоративно-прикладного искусства, в частности при помощи гобелена (И.В. Марченко (92)), костюма (Л.С. Мазикина (94)); в процессе обучения художественной обработке металла (И.В. Козлов (64)), на занятиях художественной ковкой (В.В. Сидоренко (120)), а также на занятиях по композиции (С.Н. Данилушкина). Во всех этих исследованиях показана необходимость комплексного подхода к формированию и развитию творческих способностей. В области академического рисунка учеными также сформулированы ряд принципиальных позиций методики развития творческих способностей будущих учителей изобразительного искусства (В.П.Зинченко (51), В.К. Лебедко (81), Н.Н.Ростовцев (116), А.Е. Терентьев (127) и др.).

В большинстве исследований речь идет в основном о рисунке, живописи, декоративно-прикладном искусстве, но не акцентируется значимость художественной фотографии как объекта творчества, как средства развития художественно-творческих способностей.

В некоторых исследованиях, связанных с фотоискусством, например, (Н.Ф. Хилько (137)), ставится задача развития у подростков способности к фототворчеству, но акцент сделан на организацию культурно-просветительской работы. В отдельных исследованиях рассматривается фотолюбительское движение как явление отечественной культуры (В.Т. Стигнеев (125))

Важнейшие факты из истории развития фотографической культуры, имеют место в работах В. Беньямина (9), А. Донде (41), П. Поллака (112), Н. Петрова (110), Р. Скопец (123), Э. Эйнгорна (146), Э. Митчела (100), Л. Дыко (42), Е. Иофис (58), А. Вартанова (18), М. Лэнгфорда (84), С.А. Морозова (104) и др. О технологии и особенностях фотографического производства писали М. Громов (26), В. Демин (24), М. Каган (59), Д. Луговьер (89), Л. Дыко (42), Г.В. Щепанский (145), др. В большинстве работ дается практическое руководство по технике фотографирования, но недостаточно места отводится изучению возможности использования художественной фотографии как средства формирования и развития творческих способностей.

Известно, что в то время, когда фотография только готовилась стать искусством, фотограф стремился, чтобы сделанное им было действительно произведением искусства и подписывал свою работу, как это было принято у художника. Поэтому фотографии не прятали в альбом или сундук, они становились украшением интерьера, как и живописные полотна. Позднее наступил период, когда доступность и массовость — несомненные достоинства фотографии — фактически ее же и дискредитировали как искусство. Особенно это стало заметно, когда появились современные технические средства, не требующие специальной подготовки. Достаточно нажать кнопку и — готово. Но в то же время сегодня возрождается интерес к изучению фотографии это происходит, потому что именно она является доступной основой информационной культуры, потому что именно в повседневных сюжетах можно черпать вдохновение. Находясь в постоянном движении, фотография развивается и совершенствуется в работах современных мастеров этого вида творчества. Мы считаем, что систематическое изучение искусства фотографии, исторических фактов его развития, традиционных представлений, сюжетов, образных современных трактовок, поможет наиболее эффективному воспитанию творчески активной личности и формированию ее эстетических представлений.

Актуальность диссертации определяется нерешенностью вопросов, связанных с развитием творческих способностей студентов педагогических вузов средствами художественной фотографии.

Проблема исследования заключается в поиске и решении наиболее эффективных методов развития творческих способностей студентов в процессе изучения основ художественной фотографии.

Цель работы — определить, научно и экспериментально обосновать методы способствующие развитию творческих способностей студентов.

Объектом исследования является процесс развития творческих способностей студентов.

Предмет исследования составляет методическая система преподавания фотографического искусства, направленная на развитие творческих способностей студентов.

Гипотеза исследования. Мы исходили из предположения о том, что развитие творческих способностей студентов будет наиболее эффективным если в процессе занятий предусматривается:

- глубокое освоение студентами технических основ фотоискусства;

- изучение правил и законов композиции, нашедших свое применение в живописи, графике, скульптуре и других видах искусства;

- применение разнообразных форм и методов проведения занятий, которые активизировали бы психические процессы восприятия, памяти, воображения, мышления;

- использование на занятиях художественной фотографией системы заданий, упражнений, раскрывающих изобразительно-выразительные возможности фотографического искусства.

В соответствии с проблемой, целью и гипотезой определены следующие задачи исследования:

1. Уточнить теоретико-методологические основы развития творческих способностей студентов.

2. Проанализировать этапы исторического развития художественной фотографии как вида искусства.

3. Выявить психолого-педагогические основы развития творческих способностей студентов в процессе занятий художественной фотографией.

4. Разработать программу обучения студентов фотоискусству, формы и методы проведения занятий, направленные на развитие творческих способностей студентов.

5. Провести проверку разработанных методических мероприятий в процессе экспериментального обучения основам художественной фотографии.

Методологическую основу исследования составляют:

• ключевые положения гносеологии;

• принципы научной объективности;

• методы педагогических исследований;

• психолого-педагогические концепции формирования творческой личности;

• принципиальные положения методики обучения, используемые в отечественной художественной школе.

Теоретической основой являются труды отечественных и зарубежных ученых, методистов и художников-педагогов реалистической художественной школы в области искусствознания, эстетики, психологии, педагогики, методики преподавания изобразительного искусства и искусства художественной фотографии.

Для реализации поставленной цели и решения задач использовались следующие методы:

- изучение и анализ литературы по методике преподавания изобразительного искусства, теории и истории искусства, философии и психологии искусства, по проблеме развития творческих способностей студентов;

- наблюдение за процессом выполнения фотоснимков студентов;

- анализ фотоснимков студентов;

- анкетирование студентов;

- беседы со студентами и преподавателями;

- проведение психолого-педагогического эксперимента;

- методы математической обработки данных.

Этапы исследования.

На первом этапе исследования (1993-1996 гг.) проводился констатирующий эксперимент. В этот период подбиралась, изучалась и анализировалась философская, методическая и специальная литература по теме исследования. Определялись исходные позиции исследования: цель, гипотеза, задачи, методология и методика экспериментальной работы. Проводился анализ и обобщение опыта работы учебных заведений, в которых преподаются основы фотографии, делались выводы о состоянии рассматриваемой проблемы, определялись причины низкого уровня развития творческих способностей студентов.

На втором этапе (1996-1997 гг.) - проводился поисковый эксперимент, целью которого были предварительные поиски, апробация средств, методов, видов учебной работы. Проводилась опытно-экспериментальная работа по повышению уровня развития творческих способностей студентов. Имело место сравнение результатов работы студентов в экспериментальной и контрольной группах, после чего выводились средние данные, выраженные в процентах.

На третьем этапе (1997-1998 гг.) — проводился формирующий эксперимент. В первой части эксперимента увеличивалось количество заданий-упражнений, после которых проводилось краткое подведение итогов, делались выводы, в которых излагалось, что способно положительно влиять на процесс развития творческих способностей студентов. Вторая часть эксперимента — заключительно обобщающая. Она включала обработку и анализ результатов исследования, разработку научно-практических рекомендаций по проведению занятий, направленных на развитие творческих способностей студентов.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что, во-первых, выявлены психолого-педагогические основы применительно к развитию творческих способностей студентов в процессе занятий художественной фотографией; во вторых, теоретически обоснованы важнейшие методы организации и проведения занятий, направленные на развитие творческих способностей студентов; в-третьих, экспериментально проверена эффективность методов развития творческих способностей студентов в процессе занятий художественной фотографией; в-четвертых, разработана экспериментальная программа обучения студентов искусству фотографии.

Практическая значимость исследования состоит в разработке методики проведения занятий художественной фотографией, которая позволяет эффективно организовать процесс обучения, вызвать интерес у студентов к этапам создания снимка, способствует развитию эстетического восприятия и формированию творческой личности. Полученные результаты исследования и выводы могут быть использованы в целях совершенствования методики обучения студентов в процессе их профессиональной подготовки, при разработке учебных программ и пособий, могут служить материалом для дальнейшей научно-практической работы.

Достоверность полученных результатов обеспечивается опорой на результаты современных исследований по философии, психологии, педагогике, методике преподавания изобразительного искусства; на опытно-экпериментальные работы последнего времени в области художественной фотографии; на сравнительный анализ разнообразных источников информации; на экспериментальное подтверждение основных положений исследования; на анализ полученных исходных и конечных результатов исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования проводилась на художественно-графическом факультете Магнитогорского государственного педагогического института, на художественно-графическом факультете Московского педагогического университета, на отделении журналистики факультета общественных профессий Московского педагогического государственного университета. Некоторые результаты диссертационного исследования были опубликованы в статьях. Материалы диссертации в течение двух лет эффективно используются автором и некоторыми педагогами на практических занятиях по курсу «Фотоискусство».

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Овладение студентами художественно-графических факультетов основами художественной фотографии способствует развитию их творческих способностей.

2. Изучение основных положений фотоискусства неразрывно связано с овладением художественной фотографией и ее художественными возможностями.

3. Методы использования фотографии в подготовке художника-педагога, основанные на изучении основных правил и законов композиции, цветоведении и нашедших свое применение в живописи, графике, скульптуре и других видах искусства, содействует активному развитию творческих способностей студентов.

Структура диссертации. Специфика обозначенного объекта изучения, а также особенности поставленных задач определили структуру диссертационной работы. Она состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии, а также иллюстрированного приложения. Библиография содержит 150 наименований; 2 схемы, 3 таблиц, включающие цифровые данные, 28 таблиц, содержащих фотографии, в том числе фотографии студентов. Общий объем диссертации 202 страницы.

Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Развитие творческих способностей является одной из актуальных проблем современной педагогики, которая имеет важное значение не только для развития науки, культуры, техники, накопления интеллектуального потенциала личности, но главным образом для ее самореализации, формирования ее общей культуры, для творческого осмысления жизненных явлений. И здесь роль и значение фотографии могут оказаться неоценимыми. Фотография, еще не заняла надлежащего места в высшем образовании, в педагогических вузах. А ведь она чрезвычайно расширяет круг интересов студентов, что важно для будущих педагогов, так как широта интересов является основой становления творческой личности. И потому не только тем, кто занимается фотографией профессионально, но и тем, кто получает специальные знания фотографического искусства, необходимо изучить и глубоко понять возможности и силу выразительности фотографии, внимательно разобраться в основах композиционного творчества.

В процессе проведения констатирующего эксперимента, мы пришли к выводу, что недостатки, встречающиеся в работах студентов, являются следствием небогатого опыта и слаборазвитого художественного видения, не позволяющего студентам справляться с задачей композиции изображения в кадре. А это одна из ключевых проблем художественного творчества, так как под композицией в конечном счете понимается весь изобразительный строй снимка.

Анализ развития фотоискусства показывает, что в настоящее время происходит взаимовлияние искусств классических — живописи, графики, скульптуры и новых, опирающихся на иную технику создания произведений — кино, традиционной фотографии и цифровой с использованием компьютера, телевидения. Фотография активно участвует в этом обмене ценностями, обогащаясь и обогащая другие искусства.

В то же время, современная фотография приобрела присущие только ей изобразительные приемы. Но важно, чтобы тот, кто берется за процесс фотографирования относился к нему как к художественному процессу, а к фотоснимку как художественной картине. Чтобы прямоугольник видоискателя был для него как картинная плоскость, в пределах которой ему необходимо скомпоновать будущую картину. Конечно, это специфическая картина и не означает механический перенос в фотографию законов и структур изобразительного искусства. Но сходство все таки существует, фотографирующий, как и рисующий, должен не просто копировать действительность, а творить ее по законам своего искусства. На достижение такого результата и было нацелено наше исследование.

1. В процессе исследования были установлены теоретические аспекты развития творческих способностей студентов. Для этого была изучена научная литература с целью поиска необходимых данных для решения исследуемой проблемы. Был сделан вывод, что успешная творческая деятельность человека будет определяться степенью развития художественных способностей, развитие которых возможно лишь в процессе усвоения и практического применения специальных знаний, умений и навыков. Кроме того, эффективное развитие творческих способностей студентов может осуществляться под воздействием комплекса учебных дисциплин и воспитательных мероприятий, также оно зависит от активности и заинтересованности самих студентов. Эти выводы мы стремились использовать в нашей экспериментальной работе.

2. Анализ этапов исторического развития художественной фотографии показал, что развитие фотографии как искусства непосредственно зависит от ее технических возможностей, а новые художественные идеи, новое содержание предопределяют развитие и совершенствование выразительных средств. Получение представления об изобразительных средствах и выразительных возможностях является началом в поиске наилучших решений, выбранных для съемки тем и сюжетов.

3. Во время констатирующего эксперимента нашей главной задачей было определить уровень развития творческих способностей студентов, изучающих фотографическую грамоту. Констатирующий эксперимент показал, что у студентов имеет место низкий уровень творческого подхода к выполнению заданий. Проведенный эксперимент показал зависимость качества фотоснимков от характера учебно-творческой работы над художественной фотографией, что также в значительной мере определяется темпами и качеством освоения технических средств, умением использовать их выразительные возможности.

4. В диссертации были определены психолого-педагогические условия развития творческих способностей студентов на занятиях художественной фотографией. К ним относятся: создание эмоционального настроя; пробуждение интереса к занятиям через образное, эмоциональное и убедительное изложение материала; поэтапный показ методов работы над фотоснимком; включение в учебный процесс материалов из других наук; применение разнообразных методов педагогического воздействия на студентов; установление взаимопонимания между педагогом и каждым отдельным студентом. Мы искали необходимые данные как в научных исследованиях и специальной литературе, так и в процессе пробной учебной работы со студентами, отбирая, а затем апробируя, те или иные виды занятий, заданий, действий студентов.

5. Нами разработана программа обучения студентов фотоискусству, в соответствии с которой проводилась экспериментальная работа, а также формы проведения занятий, направленные на развитие творческих способностей студентов. Исходя из положений психологии о творческой деятельности человека, мы выстроили такую систему методических действий, которая была бы направлена на более полное раскрытие творческого потенциала личности студента. Для этого мы стремились воспитывать у каждого студента самодисциплину и организованность в процессе выполнения учебных заданий, побуждали студентов к самостоятельному открытию доступных им приемов языка фотоискусства, развивали стремление студентов увидеть и передать своеобразие натуры при выполнении заданий, по-новому раскрывающее его тему, учили творчески подходить к выполнению самых простых упражнений.

6. Поисковый, а затем формирующий эксперименты подтвердили правильность выдвинутой гипотезы о том, что развитие творческих способностей студентов будет эффективным в процессе глубокого освоения студентами технических основ фотоискусства, изучения правил и законов композиции, при применении разнообразных форм и методов проведения занятий, при использовании на занятиях художественной фотографией системы заданий, упражнений, раскрывающих изобразительно-выразительные возможности фотографического искусства.

Мы считаем также, что в процессе обучения студенты должны не только получать научную информацию, но прежде всего испытывать чувство эмоционального комфорта, уверенности в непреходящих ценностях цивилизации и культуры. В силу этих причин, задания по созданию художественной фотографии, изучение истории возникновения и развития данного вида искусства, рассматриваются нами как неприменное условие осуществления образования и как инструмент развития творческих способностей студентов

Внедрение в учебный процесс разработанных нами и апробированных мер педагогического воздействия будет влиять на все составляющие структуры личности и тем самым способствовать её формированию и развитию. Материалы диссертационного исследования могут быть использованы в практической работе преподавателей и студентов в педагогических вузах и училищах, других учебных заведениях, в которых изучают основы фотографического искусства.

Полученные в диссертационном исследовании результаты определяют путь дальнейших теоретических и экспериментальных разработок, направленных на активизацию творческой деятельности студентов, на формирование их личности, в частности, проведенное исследование может получить дальнейшее развитие в направлении совершенствования структуры, содержания, форм и методов организации учебного процесса на художественно-графических факультетах с целью развития творческих способностей студентов.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Рузаев, Александр Владимирович, Москва

1. Алексеева H.A. Вопросы психологии обучения и воспитания. Горький: Б.и., 1978. - 165 с.

2. Алехин А.Д. Изобразительное искусство: Художник. Педагог. Школа. Книга для учителя. — М.: Просвещение, 1984.- 160с.

3. Ананьев Б.Г., Дворяшина М.О., Кудрявцева H.A. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия. М.: Просвещение, 1968.- 334 с.

4. Арбат Ю.А. Красота вокруг нас. М.: Гослистпроиздат, 1962.-176 с.

5. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прометей, 1994. - 352 с.

6. Афанасьев О.В. Творчество: свобода и необходимость (Сущность творчества). М.: Юрид. Институт. МВД РФ,1995.- 105 с.

7. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: (Методологические основы). М.: Просвещение, 1982. - 192 с.

8. Васин Е.Я. Двуликий Янус (о природе художественного таланта). М.: Магистр, 1996. - 62 с.

9. Беда Г. Цветовые отношения и колорит. Краснодар, 1967. М.Бердяев H.A. Я и мир объектов. Опыт философииодиночества и общения. Париж: YMCA press, б.г. - 178 с.

10. Беспалько В. ff. Слагаемые педагогической технологии. -М.: Педагогика, 1989. 190 с.

11. Боголюбов ff.С. Формирование творческих способностей учещихся средней школы средствами изобразительного искусства с учетом индивидуального подхода.: Дис. Док. Пед. Наук.-М., 1993.-380 с.

12. Волков-Ланнит Л. История пишется объективом. М., Планета, 1971, второе издание 1980.21 .Волков-Ланнит Л. Искусство фотопортрета. М., Искусство, 1966, второе издание 1974.

13. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк. 2-е изд. М.: Просвещение, 1967. - 96 с.23 .Выготский Л. С. Психология искусства. М.: Педагогика, 1987.-345 с.

14. Гальперин П.Я. Умственные действия как основа формирования мыслей и образа. //Вопросы психологии. -1957.-№6.-С.

15. Гальперин П.Я. Основные результаты исследований по проблеме «формирования умственных действий и понятий»: Дис. в форме науч. доклада . докт. псих. наук. -М., 1965.-51 с.

16. Гальперин П.Я. К вопросу о внутренней речи. //В сб.: Хрестоматия по педагогической психологии. М.: Международная педагогическая академия, 1995. - С. 23-31.

17. Гартвиг А.Ф., Тарасов Н.Г. Из истории русской культуры. М.: Издание товарищества «В.В. Думнов, Наследники Бр. Салаевых», 1913. - 18 с.2Ъ.Гинсбург И. П. П. Чистяков и его педагогическая система. -М., 1940.-204 с.

18. Глезер В.Д Зрение и мышление: 2-е изд., испр. и доп. -СПб.: Наука, 1993. 283 с.

19. Говорун Д.И. Теоретическое воображение и эстетические чувства. Киев: Выща Школа. - 1990. - 203 с.31 .Грегори Р.Л. Глаз и мозг: Психология зрительного восприятия. Пер. с англ. М.: Прогресс, 1970. - 269 с.

20. Ъ2.ГрегориРЛ. Разумный глаз: Пер. с англ. М.: Мир, 1972. -209 с.

21. Добрынин НД. Об активности сознания. //В кн.: Проблемы сознания: Материалы симпозиума март-апрель. -М., 1966.

22. Джеймс Т.Х. Теория фотографического процесса. 2 изд. Л., 1980.

23. Дранков В.Л. О природе художественного таланта.: Дис. Докт. Психол. Наук.-Л.: 1973.-552 е., ил.

24. Донде А. Сто лет фотографии. М., 1939.

25. Дыко Л.П.беседы о фотомастерстве. 2 изд. М., 1977.

26. Дыко Л.П. Основы композиции в фотографии. 2 изд. М., 1989.

27. Евдокимов Б. Пластическая анатомия и перспектива для фотографов-портретистов. Л., 1929.

28. Екельчик Ю. Изобразительное мастерство в фотографии. М., Госкиноиздат, 1951.

29. АЬЖаксыбергенов А.К. Развитие познавательной активности студентов в процессе обучения рисунку головы человека: Дис. . кан. пед. наук. М., 1985. - 164 с.47Журба Ю.И. Краткий справочник по фотоматериалам. М., 1987.

30. Загвязинский В.И. Исследование движущих сил учебного процесса: Автореф. дис. . докт. пед. наук. М., 1972. - 39 с.

31. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. М., 1961. - 224 с.

32. Илиади А. Природа художественного таланта. М.: Знание, 1965.- 167 с.

33. Иконников А.И. Обучение объемно-конструктивному академическому рисунку на художественно-графических факультетах пединститутов: Дис. . кан. пед. наук. М., 1990.- 175 с.

34. Иофис Е.А. Начальный курс фотографии. М., 1974.

35. Кант И. Критика чистого разума. М.: Мысль, 1994. - 591 с.

36. Килпатрик Д. Свет и освещение: Пер. с англ. М., 1988.63 .Кириенко В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959.-304 с.

37. Козлов И.В. Козлов И.В. Развитие творческих способностей студентов педвуза в процессе обученияхудожественной обработке металла: Дис. . кан. пед. наук.-М., 1998.-206 с.

38. Клаусе Г., Мойзель Г. Применение светофильтров в фотографии: Пер. с нем. М., 1983.

39. Корешков В.В. Эстетическое воспитание учащихся в процессе трудового обучения: Дис. .канд. Пед. Наук: М. 1986.- 181 с.

40. Корешков В.В. Диалектическое единство и взаимодействие содержания и формы в искусстве. //Учебное пособие. Л.: Инженеростроительный институт, 1978.-81 е., ил.6S.Коссов Б.Б. Проблемы психологии восприятия. М.: Высшая школа, 1971. - 320 с.

41. Кравков C.B. Глаз и его работа: Психология зрения, гигиена освещения. 4-е, перераб. и доп. изд. M.-JL: Изд-во Академии наук СССР, 1950. - 532 с.

42. Курский Л.Д. Работа фотографа в павильоне, М. 1979.

43. Курский Л.Д. Работа фотографа вне павильона. М.,1980.

44. А.Кузин B.C. Вопросы изобразительного творчества. М.: Наука, 1969.-150 с.

45. Кузин B.C. Особенности изобразительной деятельности как познавательной деятельности. Пособие для учителей. -М.: Министерство просвещения РСФСР, 1969. 100 с.

46. Кузин B.C. Психолого-педагогические основы формирования способностей к изобразительной деятельности. //В сб.: Ученые записки № 150 Свердловского государственного педагогического института. Свердловск, 1971. - С. 52-66.

47. Ъ2Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность 2-е изд. Политиздат, 1977.-304 с.

48. Лернер И.Я. Поисковые задачи в обучении как средство развития творческих способностей. //В кн.: Научное творчество. М.: Наука, 1969. - С. 413-419.

49. А Лернер И.Я. Дидактические основы формирования познавательной самостоятельности учащихся при изучении гуманитарных дисциплин Автореф. дис. . докт. пед. наук. М., 1971.-38. с.

50. ЪЪЛернер И.Я. Проблемное обучение. М.: Знание, 1974. -64.

51. Лернер И.Я. Дидактическая система методов обучения. -М.: Знание, 1976. 64.87Леушина Л.И. Зрительное пространственное восприятие. -Л.: Наука, 1978.- 174 с.

52. Лихачев Б. Т. Теория эстетического воспитания школьников: Учеб. Пособие по спецкурсу для студентов пединститутов. -М.: Просвещение, 1985. 176 с.

53. Луговьер Д.А. Репродуцирование слайдов. М., 1984

54. ЛукА.Н. Психология творчества. М.: Наука, 1978. - 126 с.

55. Маршак И.С. Импульсные источники света- М.;Л.: Госэнергоиздат, 1963.-56 с.

56. Марченко И.В. Развитие творческих способностей студентов ХГФ педвузов в процессе обучения гобелену: Дис. . кан. пед. наук. М., 1999. - 175

57. Мастера искусства об искусстве. Т. VI. - М.: Изд-во «Искусство», 1969. - 544 с.

58. Мастера искусства об искусстве. Т. VII. - М.: Изд-во «Искусство», 1970. - 654 с.

59. Матюшин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1972. - 208 с.

60. Менчинская H.A. Психологические проблемы активности личности в обучении. М.: Изд-во Акад. пед. наук СССР, 1971.-11 с.

61. Мерло-Понти М. Око и дух. М.: Искусство, 1992. - 63 с.

62. Микешина A.A., Опенков М.Ю. Новые образы познания и реальности. М.: РОССПЭН, 1997. - 240 с.

63. Миракян А.И. Изучение константности восприятия величин: Автореф. дис. . канд. псих. наук. М., 1971.-20 с.

64. Митчел Э. Фотография: Пер. с англ. М., 1988.

65. Морозов С.А. Первые русские фотографы-художники. М., ГоскиноиздатД952.

66. Морозов С.А. Русская художественная фотография. 1839-1917. М., Искусство, 1955, второе издание 1961.

67. Морозов С.А. Советская художественная фотография. 1917-1957. М., Искусство, 1958.

68. Мясищев В.Н. Психология отношений. Избр. псих, труды. /Под ред. A.A. Бодалева. М.-Воронеж, 1995. - 356 с.

69. Новоселов Ю.В. Рисунок, живопись, композиция. Методические рекомендации для слушателей подготовительных отделений. М., 1985. - 46 с.

70. Общая психология. /Под ред. A.B. Петровского. 3-е изд., перераб. и доп. М., 1986. - с.

71. Панфилов Н.Д. Введение в художественную фотографию. М., 1977.

72. Панфилов Н.Д. Фотография и ее выразительные средства. 2 изд. М., 1981.

73. Перлз Ф. Внимание и сосредоточение. //В сб.: Хрестоматия по педагогической психологии. М.: Международная педагогическая академия, 1995. - С. 109115.

74. Петров С.Г. Тайны творчества. М.: Искусство, 1964.128 с.

75. Петровский A.B. Возрастная и педагогическая психология. М.: Просвещение, 1979. - 288 с.

76. Поллак П. Из истории фотографии: Пер. с англ. М., Планета, 1983.

77. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. -М.: Педагогика, 1976. 280 е., ил.

78. Раев А.И. Психологические основы управления умственной деятельностью учащихся в процессе обучения: Методическое пособие по спецкурсу. Л., 1971.- 72 с.

79. Рахимов А.З. Формирование творческого мышления школьников в процессе учебной деятельности. Уфа.: БГПИ, 1989.- 168 с.

80. Ростовцев H.H. Очерки по истории методов преподавания рисунка: Учебное пособие. М., 1983. - 288 с.

81. Ростовцев H.H., Терентьев А.Е. Развитие творческих способностей на занятиях рисованием. М.: Просвещение, 1987.- 176 с.

82. Рубинштейн C.JT. Основы общей психологии. Т. 2. -М.: Педагогика, 1989. 322 с.

83. Серов A.M. Начала изобразительной грамоты. //В сб.: Вопросы теории, истории и методики преподавания художественно-графических дисциплин. Сб. науч. трудов. Вып. 1. /Под ред. H.H. Ростовцев. - М.: МГПИ, 1968. - С. 31-57.

84. Сидоренко В.В. Формирование и развитие творческих способностей у студентов художественно-графических факультетов на занятиях художественной ковкой: Дис. . кан. пед. наук. М., 1994. - 193 с.

85. Симонов А.Г. Фотосъемка. М., 1969. 156 с.

86. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований. М., 1986. - с.

87. Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти. М.: Просвещение, 1966. - 423 с.

88. Стоуне Э. Психопедагогика. Психологическая теория и практика обучения. М.: Педагогика, 1984. - 472 с.

89. Стигнеев В. Т. Любительская фотография и фотолюбительское движение 60-70-х годов как явление отечественной культуры: Дис. . кан. фил. наук, в форме научного доклада М., 1995. - 95 с.

90. Страхов В.И. Психологический анализ творческого процесса И.А. Гончарова: Автореф. дис. . кан. псих. наук. -М., 1956.- 15 с.

91. Талызина Н.Ф. Психологические основы управления усвоением знаний: Автореф. дис. . докт. псих. наук. М., 1969.-34 с.

92. Талызина Н.Ф. Общий анализ учебного процесса. //В сб.: Хрестоматия по педагогической психологии. М.: Международная педагогическая академия, 1995. - С. 31-43.

93. Теплое Б.М. Типологические свойства нервной системы и их значение для психологии. М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1962. - 40 с.

94. ТрачунАЖ. Зеркальный фотоаппарат как система, М., 1986.

95. Тюхтин B.C. О природе образа. (Психическое отражение в свете идей кибернетики). М.: Высшая школа, 1963.- 123 с.

96. Тюхтин B.C. Теория автоматического опознавания и гносеология. М.: Наука, 1976. - 190 с.

97. Узнадзе Д.И. Экспериментальные основы психологии установки. Тбилиси: Изд-во АН Грузинской ССР, 1961. -210 с.

98. Урванов И.Ф. Краткое руководство к познанию рисования и живописи исторического рода, основанное на умозрении и опытах. Сочинено для учащихся. СПб., Тип. Морского шляхетного кадетского корпуса, 1793. - 133 с.

99. Фотокинотехника. Энциклопедия. Под ред. Е.А. Иофиса. — М.: Советская энциклопедия, 1981.

100. Хворостов А.С. Декоративно-прикладное искусство в школе. -М.: Просвещение, 1981. 174 с.

101. Хилько И.Ф. Развитие способностей к фототворчеству подростков и юношества в процессе художественной любительской деятельности: Дис. . кан. пед. наук. М., 1998.- 178 с.

102. Художественное творчество и психология. М.: Наука, 1991.- 189 с.

103. Чистяков П.П. Письма, записные книжки, воспоминания. М.: Искусство, 1953. - 592 с.

104. Шамова Т.И. Организация познавательной деятельности учащихся в условиях проблемного обучения: Автореф. дис. . кан. пед. наук. М., 1966. - 19 с.

105. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. М.: НИИ школ МП РСФСР, 1976. - 100 с.

106. Шорохов Е.В. Основы композиции: Учеб. Пособие для пед. Институтов. М.: Просвещение. 1986. - 207 с.

107. Шорохов E.B. Композиция: Учеб. для студентов худож.-граф. фак. пед. ин-тов. Изд. 2-е, перераб. и доп. -M.: Просвещение, 1986. 207 с.

108. Шпикалова Т.Я. Народное искусство в художественном образовании и эстетическом воспитании в средней общеобразовательной школе: Теоретическое обоснование системы обучения и воспитания. Пути ее реализации: Дис. . докт. пед. наук. М., 1988. - 346 с.

109. Энгр об искусстве. Сост. А.Н. Изергина. М.: Изд-во Акад. худ. СССР, 1962. - 171 с.

110. Якиманская U.C. Знание и мышление школьников. -М.: Знание, 1985. 78 с.

111. Якобсон П.М. Психология художественного творчества. M.: Знание, 1971. - 47 с.

112. Ярбус A.JJ. Роль движений глаз в процессе зрения. М.: Наука, 1965.- 166 с.

113. Michael Nischke Studio fotoschule. München: Verlag photographie. 1995. 208 p.

114. John hedgecoe Neue fotoshule. München: Augustus verlag. 1996.-207 p.1. II. III. IV. V. VI. VII.

115. Выбор формы кадра (горизонтального, вертикального, квадратного и др.) и размещение в нем наиболее выразительно изображения объекта съемки1.. Экономное помещение деталей изображения в кадре.

116. I. Выделение сюжетно важной части объекта съемки таким образом, чтобы при рассматривании изображения не возникало сомнений в отношении главной идеи снимка.1.. Установление равновесия между отдельными деталями, составляющими изображение.

117. V. Достижение целостности снимка.

118. VI. Общая выразительность снимка.1. VII. Средний балл.1. Общий средний балл: 3,3.1. Номер темы