автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Развитие творческого мышления у студентов художественных специальностей вузов средствами графики
- Автор научной работы
- Гагишвили, Дмитрий Карлович
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 2004
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.02
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Гагишвили, Дмитрий Карлович, 2004 год
ВВЕДЕНИЕ.
Глава I. Научно-теоретические основы формирования творческого мышления у студентов художественных специальностей вузов в системе их профессиональной подготовки.
1.1. Сущность и содержание творческого мышления с позиции современной философии, культурологии, психологии и педагогики.
1.2. Творческое мышление художника как важнейший фактор развития его личности, художественных способностей и условие успешной профессиональной деятельности.
1.3. Место и роль учебной дисциплины «Графика по специальности» в системе профессиональной подготовки студентов по специальностям дизайна костюма, художественного проектирования изделий текстильной и легкой промышленности, декоративно-прикладного искусства и народных ремесел.
Глава II: Экспериментальная методическая модель развития творческого мышления у студентов художественных специальностей вузов средствами графики.
2.1. Теоретические основы и психологические закономерности рисунка как специфической формы отражения действительности и выражения творческой ндивидуальности студента.
2.2. Педагогическое обоснование экспериментальной программы преподавания курса графики по специализации в условиях художественной специализации на основе развитого творческого мышления студентов.
Введение диссертации по педагогике, на тему "Развитие творческого мышления у студентов художественных специальностей вузов средствами графики"
Проблема исследования и ее актуальность. В современных условиях реформирования системы народного образования, в условиях ее демократизации и гуманизации важное значение имеет проблема совершенствования профессиональной подготовки студентов по направлению «Искусство» по специальностям «Дизайн», «Дизайн костюма», «Дизайн трикотажных изделий», «Художественное проектирование изделий текстильной и легкой промышленности», «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» и т.д. в высших учебных заведениях различного профиля. Особую остроту приобретает эта проблема, когда речь идет о новых направлениях подготовки кадров художников-профессионалов и кадров учителей, вызванных реалиями жизни. В частности, общекультурная подготовка призвана готовить молодежь к ориентации в современном в научно-техническом и культурном мире, к осмыслению его как совокупности культурных достижений человеческого общества, способствовать взаимопониманию и продуктивному общению представителей различных культур, преодолению установки на социальное противоречие и изоляционизм в отношении мировой культуры.
В процессе изучения предметов специального художественного цикла, также как и общих основ культурологии и философии, ставится задача целенаправленного, самостоятельного формирования культурных ориентаций и установок личности, способностей, интересов и потребностей в художественно-эстетических переживаниях и морально-эстетических рефлексиях, то есть того духовного потенциала личности, который только и позволяет усваивать социальные знания в качестве элемента целостной общественной культуры, имеющей творческую, конструктивную направленность.
Коренные изменения в современной культуре в образовании потребовали значительного расширения художественных специальностей в вузах легкой промышленности, архитектуры и строительства, в вузах культуры и искусства, сервиса и туризма, в педагогических вузах. А важность возрождения и дальнейшего развития традиций культуры народов России вызвался необходимостью обновления профиля подготовки кадров учителей художественно-эстетического цикла. Так, наряду с традиционными художественно-графическими факультетами в педагогических университетах и институтах стали открываться факультеты и направления изобразительного искусства и народных ремесел. Устойчивой тенденцией в развитии современного искусства стало усиление роли компьютерной графики, дизайна, рекламы и т.д. в художественном осмыслении действительности, в технике и науке, в общекультурной жизни страны.
В связи с этим особую актуальность приобретают проблемы эффективного формирования творческого мышления у студентов художественных специальностей и внесения существенных корректив, разработки новых методик обучения курса графики, как основы профессиональной подготовки специалиста художественного профиля любой практической направленности - графика, живописца, дизайнера, монументалиста и т.п. Это, в свою очередь, определяет необходимость проведения ряда научных, опытно-экспериментальных исследований. Одним из таких исследований и является данное исследование.
Проблеме творческого продуктивного мышления, творчеству посвятили свои работы такие известные ученые, психологи, как С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, Б.М. Те плов, J1.C. Выготский, Д.Б. Богоявленская, В.В. Давыдов, А.В. Брушлинский, A.M. Матюшкин, Я.В. Пономарев, O.K. Тихомиров, П.М. Якобсон.
Отдельные аспекты творческого мышления, как своеобразного специфического обобщения в художественном творчестве, в изобразительной деятельности студентов художественных учебных заведений, школьников рассматриваются в исследованиях, публикациях Н.Н. Волкова, Н.Н. Ростовцева, Е.И. Игнатьева, B.C. Кузина, Б.Г. Лукьянова, Е.В. Шорохова, В.К. Лебедко, С.П. Ломова, Л.Г. Медведева, И.М. Рязанцевой и др.
Проблемой теории и методики графики обучения ее первоосновы -рисунка занимались многие известные художники прошлого и настоящего времени: Леонардо да Винчи, А. Дюрер, Э. Делакруа, Ж.-Б. Энгр, П.П. Чистяков, И.Е. Репин, В.А. Серов, И.Э. Грабарь, Б.В. Иогансон, Д.Н. Кардовский, Н.П. Крымов, В.Н. Яковлев и др. Ряд из них (Н.Н. Волков, Е.А. Кибрик, Б.А. Дехтерев, В.А. Фаворский, Б.В. Иогансон, A.M. Грицай, В.П. Ефанов, М.Т. Манизер) рассматривали эти вопросы в тесной связи с композицией.
Значительный вклад внесли в разработку педагогических путей, методов и средств обучения рисунку такие специалисты в области теории и методики художественного образования и эстетического воспитания в России, как А.П. Сапожников, Н.Н. Ростовцев, Г.В. Беда, Г.В. Смирнов, Е.В. Игнатьев, B.C. Кузин, Е.В. Шорохов, В.К. Лебедко, С.П. Ломов, Т.С. Комарова, А.А. Унковский, А.Е. Терентьев, А.П. Яшухин, В.П. Зинченко.
Несомненную ценность для нашего исследования представляют работы психологов и ученых в области дидактики и высшей профессиональной школы - Б.Ф. Ломова, В.П. Зинченко, Д.И. Фельдштейна, В.И. Кириченко, С.И. Архангельского, Ю.К. Бабанского, М.Н. Скаткина, B.C. Леднева, И.Я. Лернера, В.А. Сластенина.
В последние годы выполнен ряд докторских и кандидатских диссертаций, касающихся тех или иных аспектов творческого воображения, творческой деятельности студентов художественных специальностей вузов, учебного рисунка в профессиональной подготовке студентов - будущих учителей изобразительного искусства, а также архитекторов. Однако, до последнего времени многие проблемы развития творческого мышления студентов и преподавания графики в современных условиях высшей профессиональной школы остаются не исследованными.
Все сказанное и определило актуальность и выбор темы настоящего диссертационного исследования: «Развитие творческого мышления у студентов художественных специальностей вузов средствами графики», посвященного восполнению указанного пробела в педагогической науке.
Проблема исследования: раскрытие научно-теоретических основ формирования творческого мышления у студентов художественных специальностей вузов, разработка и экспериментальная проверка эффективной методики его развития средствами графики.
Целью исследования является совершенствование профессиональной подготовки студентов художественных специальностей вузов на основе развитого творческого мышления.
Объект исследования: специфика проявления творческого мышления у студентов художественных специальностей вузов в процессе их художественно-профессиональной подготовки.
Предмет исследования: процесс формирования творческого мышления у студентов художественных специальностей вузов средствами графики по специальности как важнейшего условия повышения эффективности профессиональной подготовки специалистов в области дизайна костюма, художественного проектирования изделий текстильной и легкой промышленности, декоративно-прикладного искусства и народных ремесел.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что эффективное развитие и формирование творческого мышления у студентов художественных специальностей вузов, и в итоге их успешное художественно-профессиональная подготовка возможны при условиях: раскрытия научно-теоретических основ формирования у них творческого мышления и психологических закономерностей выполнения графических работ как формы отражения действительности и выражения индивидуальности студента; определения творческого мышления художника как важнейшего фактора развития его личности, художественных способностей и условия успешной профессиональной деятельности; установления места и роли учебной дисциплины «Графика по специальности» в системе профессиональной подготовки студентов по специальностям дизайна костюма, художественного проектирования изделий текстильной и легкой промышленности, декоративно-прикладного искусства и народных ремесел; разработки и педагогического обоснования экспериментальной модели развития творческого мышления студентов художественных специальностей вузов средствами графики; выявления индивидуально-психологических особенностей в профессионально-художественном развитии студентов 1-3 курсов на занятиях графикой по специальности; разработки и опытно-экспериментальной проверки методических путей и средств активизации процесса обучения рисунку и другим графическим средствам изображения студентов художественных специальностей вузов на основе развитого творческого мышления.
В соответствии с указанной целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть научно-теоретические основы формирования творческого мышления у студентов художественных специальностей вузов в системе их профессиональной подготовки
2. Определить творческое мышление студента — будущего художника как важнейший фактор развития его личности, художественных способностей и условия дальнейшей успешной профессиональной деятельности.
3. Установить место и роль учебной дисциплины «Графика по специальности» в системе профессиональной подготовки студентов по специальностям дизайна костюма, художественного проектирования изделий текстильной и легкой промышленности, декоративно-прикладного искусства и народных ремесел.
4. Раскрыть теоретические основы и психологические закономерности рисования и других средств графического изображения как специфических форм отражения действительности и выражения творческой индивидуальности студента.
5. Выявить индивидуально-психологические особенности в профессионально-художественном развитии студентов 1—3 курсов на занятиях графикой по специальности.
6. Разработать и обосновать экспериментальную программу по курсу графики по специализации для художественных специализаций на основе развитого творческого мышления студентов.
Методологической основой исследования явились научные труды философов, психологов, искусствоведов, педагогов, методистов, посвященные методологии научных и педагогических исследований, теории и методики эстетического воспитания и профессионально-художественного образования, высказывания известных художников прошлого и настоящего времени.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретический анализ философской, социологической, педагогической и искусствоведческой литературы;
- анализ рисунков и других графических работ выдающихся художников прошлого и настоящего времени;
- изучение и обобщение опыта педагогов, ведущих курсы рисунка, графики на художественных специализациях институтов культуры, сервиса, на художественно-графических факультетах и факультетах изобразительного искусства и народных ремесел педагогических университетов и институтов;
- наблюдения за учебным процессом, творческой деятельностью студентов и педагогов;
- беседы, анкетирование и интервьюирование;
- психолого-педагогический развивающий эксперимент;
- изучение продуктов деятельности студентов: рисунков и других графических работ, курсовых и дипломных проектов.
Опытно-экспериментальная работа проводилась на специальностях «Дизайн», «Дизайн трикотажных изделий», «Дизайн костюма», «Художественное проектирование текстильной и легкой промышленности», «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» в Омском государственном институте сервиса с 1994 по 2004 гг.
Исследования проводились в три этапа.
На первом этапе (1994-1996 гг.) осуществлялось:
1. Изучение специальной литературы: учебных планов, программ, учебников, статей по графике, академическому рисунку, наброскам и зарисовкам, композиции, перспективе, цветоведению, теории эстетического воспитания, дидактике высшей школы, психологии, методике преподавания изобразительного искусства. Изучение диссертационных исследований.
2. Изучение опыта преподавания академического рисунка, графики по специальности на художественных специализациях в вузах, на художественно-графических факультетах педагогических университетов (Московского государственного педагогического университета, Омского и других университетов) и на факультетах изобразительного искусства и народных промыслов Московского государственного областного университета.
3. Определение окончательного варианта проблемы, объекта и предмета, гипотезы исследования.
4. Разработка экспериментальной программы по курсу графики по специальности на 1-3 курсах художественных специальностей Омского государственного института сервиса и методических рекомендаций к проведению занятий по рисунку, графике.
5. Разработка экспериментальной системы наглядных, учебно-методических пособий — таблиц.
Разработка методики эксперимента.
Второй этап (1997 —2002гг.) включал:
1. Проведение эксперимента.
2. Продолжение изучения специальной литературы.
3. Корректировка экспериментальной программы по графике, академическому рисунку и методических приемов и средств обучения рисунку, графике на 1-3 курсах.
Третий этап (2002 — 2004 гг.) составил:
1. Продолжение и завершение эксперимента.
2. Обобщение результатов эксперимента, подведение итогов исследования.
3. Оформление диссертации к защите.
Сущность методики эксперимента заключалась в проведении экспериментального обучения курсу графики по специальности, академическому рисунку по программе, методическим рекомендациям и серии наглядных, учебно-методических таблиц, с широким использованием проблемных заданий, ситуаций, специальных заданий — упражнений на развитие 'зрительной памяти, пространственных представлений, мыслительных операций (анализа и синтеза, сравнения по сходству и контрасту и ассоциаций на основе развитого творческого мышления, разработанных диссертантом для экспериментальных групп при сравнении с обычным, традиционным обучением графике, рисунку в параллельных ( контрольных) группах. То есть сравнивались содержание программ, педагогические пути, методы и средства, применяемые в экспериментальных и контрольных группах.
В результате систематического анкетирования, проведения контрольных графических работ, рисунков ( которыми служили и экзаменационные графические работы-рисунки), написания докладов, рефератов, выполнения курсовых и дипломных графических композиций сравнивались результаты экспериментального и традиционного обучения графике, рисунку.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Графика и его основа — рисунок являются самостоятельной дисциплиной в любом профессионально-художественном учебном заведении (на всех уровнях профессионально-художественного образования). Но особое значение этого учебного предмета в системе художественно-профессионального образования определяется тем, что рисунок является фундаментом, основой изобразительного процесса, художественного творчества в любом виде изобразительной деятельности — будь то графика, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство, архитектура.
2. Студенту художественных специальностей вузов овладение рисунком необходимо не только для становления и развития своих потенциальных возможностей и способностей как художника в процессе профессиональной подготовки, но и для дальнейшей успешной работы в различных видах дизайна, декоративно-прикладного искусства, изобразительного творчества. То есть важна и методическая направленность обучения рисунку, графике в системе профессиональной подготовки специалиста художественного профиля.
Отсюда приоритетное значение научной разработки проблем обучения графике, рисунку с опорой на развитое творческое мышление будущего художника.
3. В условиях специфики художественных специальностей институтов сервиса курс графики по специальности, курс рисунка требуют определенной коррекции и, прежде всего, обязательного учета и использования элементов творческого, композиционного мышления в процессе изображения. Содержание курсов должно отражать и те новые задачи, которые ставятся перед предметами дизайна и декоративно-прикладного искусства и художественных промыслов и которые значительно шире представлены в последние годы по сравнению с традиционным обучением их в системе художественных специальностей в вузах сервиса, туризма, культуры и легкой промышленности.
4. Научная разработка педагогической модели преподавания курса графики, рисунка на основе развитого творческого мышления в равной степени должна отражать три аспекта этой проблемы: художественно-профессиональный, педагогический и психологический.
Научная новизна исследования:
1. Раскрыты научно-теоретические основы формирования творческого мышления у студентов художественных специальностей вузов в системе их профессиональной подготовки: тесная, органическая связь результатов непосредственного наблюдения и изображения натуры с элементами абстракции на основе художественного обобщения образа натуры; взаимодействие логического анализа изображаемого объекта и эмоционально-чувственной реакции как на сам объект изображения, так и на процесс изображения; максимальное проявление самостоятельности, активности, инициативы и оригинальности в решении конкретной графической задачи, в выполнении учебно-творческого задания; самостоятельный выбор наиболее оптимального варианта композиции, художественно-изобразительных средств и цветового решения в выполнении графической работы; творческий, продуктивный перенос теоретических сведений из истории изобразительного искусства, анализа биографических данных и творческих особенностей известных отечественных и зарубежных художников, дизайнеров, мастеров народного декоративно-прикладного искусства в самостоятельную практическую работу при выполнении учебно-творческих заданий по курсу графики по специальности.
2. Доказано, что развитое творческое мышление студента — будущего художника является важнейшим фактором формирования его личности, художественных способностей, условием успешной профессиональной деятельности.
3. Установлена ведущая роль учебной дисциплины «Графика по специальности» в системе профессиональной подготовки студентов по специальности дизайна костюма, художественного проектирования изделий текстильной и легкой промышленности, декоративно-прикладного искусства и народных ремесел.
Теоретическая значимость исследования заключается в: раскрытии теоретических основ и психологических закономерностей рисования и других средств графического изображения как специфических форм отражения действительности и выражения творческой индивидуальности студента; выявлении индивидуально-технологических особенностей в профессионально-художественном развитии студентов 1-3 курсов на занятиях графикой по специальности.
Выявлено три типа индивидуально-психологических особенностей в профессионально-художественном развитии студентов:
- первый тип - репродуктивный, со слабо выраженным творческим подходом к решению учебно-творческих задач;
- второй тип — средний уравновешенный, с проявлением в выполнении отдельных учебно-творческих работ творческого подхода;
- третий тип — продуктивный, с ярко выраженным творческим подходом к решению любой учебно-творческой задачи.
Практическая значимость исследования состоит: в разработке и научном обосновании экспериментальной программы по курсу графики по специализации для художественных специализаций на основе развитого творческого мышления студентов; в разработке системы наглядных учебно-методических пособий — таблиц (включая динамические таблицы).
Таким образом, доказано: научная разработка педагогической модели преподавания курса графики, рисунка на основе развитого творческого мышления в равной степени отражает три аспекта этой проблемы: художественно-профессиональный, педагогический и технологический.
Результаты исследования могут быть использованы при составлении учебных планов и программ по курсу графики по специализации, по рисунку для художественных специализаций вузов, для факультетов изобразительного искусства и народных ремесел педагогических университетов и институтов, для аналогичных отделений технологических и педагогических колледжей и училищ, при создании новых учебников и методических пособий по графике и рисунку для студентов, на курсах практических занятий по графике и рисунку в институтах повышения квалификации.
Степень достоверности и обоснованности полученных диссертантом результатов проведенной работы обеспечены использованием комплекса взаимосвязанных методов исследования, научной методологией, четкой организацией опытно-экспериментальной работы, использованием современных достижений педагогической науки, психологии, искусствознания и эстетики, теории и практики эстетического воспитания и художественного образования, профессиональной художественной педагогики.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе экспериментальной работы на художественных специализациях Омского государственного института сервиса, на факультете изобразительного искусства и народных ремесел Московского государственного областного университета, а также в виде публикаций научных статей и методических пособий.
Основные положения и результаты исследования докладывались и получили одобрение на Тульской областной научно-практической конференции «Искусство и образование в современных условиях» (1996 г.), на заседаниях отделения культуры и искусства Международной Академии наук педагогического образования (1998-2002 гг.), в лаборатории эстетического воспитания и художественного образования Института общего образования Министерства образования Российской Федерации (1996-2004 гг.), на кафедрах рисунка и живописи Московского государственного университета (2000-2004 гг.) в Омском государственном институте сервиса.
Структура диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. В диссертацию вошли также таблицы и рисунки (приложение), отображающие ход опытно-экспериментальной работы.
Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении диссертации подведены итоги исследования и сформулированы следующие основные выводы.
В наше время — время перестройки и становления новой системы народного образования, системы художественно-профессионального образования - важное значение приобретает поиск новых моделей обучения и воспитания студентов специальных художественных учебных заведений, разработка новых учебных курсов, содержания новых учебных предметов, альтернативных и вариативных подходов к уже известным, традиционным методам и приемам обучения будущих специалистов в области художественного творчества, разработки дизайнерских проектов и изделий легкой промышленности.
Откликом на эти требования времени является разработка эффективной модели развития творческого мышления у студентов художественных вузов, в частности, у студентов по специальностям дизайна костюма, художественного проектирования изделий текстильной и легкой промышленности, декоративно-прикладного искусства и народных ремесел средствами графики.
Как известно, творческое мышление является основой, фундаментом успешной, плодотворной деятельности художника, дизайнера в любом виде изобразительного искусства, художественного творчества. Одновременно определенный уровень развития творческого мышления являются необходимым условием овладения специальных художественных знаний, умений и навыков.
Отсюда становится понятным особая важность курса « Графика по специальности» для художественно-профессиональной подготовки специалистов в области дизайна, художественного оформления изделий легкой промышленности, текстиля, декоративно-прикладного искусства.
Подводя итоги изложенному материалу, следует выделить установленные нами основные принципиальные моменты графического образования, необходимые дизайнерам костюма и трикотажных изделий, и их применения на занятиях по композиции костюма:
1. Специальное изобразительное освоение объектов, имеющих особое значение или наибольшее распространение в сфере профессиональной деятельности специалиста.
2. Получение навыков рисования по воображению.
3. Развитие навыков абстрагирования конкретно-предметных изобразительных форм, свободного владения абстагированным методом изображения по представлению и переводом конкретно-предметного изображения в абстрагированное.
4. Развитие навыков обобщения тональных градаций, перевода тонально-объемного изображения в силуэтное или линейно-плоскостное.
5. Овладение специальными композиционными приемами декоративного характера с использованием цвета, орнамента.
6. Освоение максимально широкого диапазона технических средств, материалов и приемов работы в плане творческого поиска их специальных и декоративных возможностей.
Из всего разнообразия методических путей и средств активизации процесса обучения курсу графики по специальности особого внимания, как подтверждают результаты эксперимента, заслуживают следующие:
• выделение в программе основных, ведущих теоретических знаний (фактов, положений, закономерностей, терминов и т.п.) и художественно-практических умений, отражающих как основы традиционного курса академического рисунка, так и специфику специальности; использование специальных учебных заданий (и в изображении с натуры, и по памяти) на творческие ассоциации с декоративными образами;
• использование специальных учебных заданий на развитие творческого воображения в процессе рисования с натуры и выполнения художественных композиций;
• расширение и углубление межпредметных связей с академическими курсами рисунка, живописи, композиции, предметами декоративно- прикладного искусства и народных ремесел, историей изобразительного искусства, эстетикой и культурологией;
• применение системы наглядных учебно-методических таблиц (включая динамические таблицы).
Особую эффективность показали таблицы на тему на темы: «Основные приемы формообразования», «Из истории графики», «Виды и жанры графики», «Выразительные свойства линии», «Образно-эмоциональные характеристики линии», «Выразительные средства композиции», «Взаимосвязь живописи и графики по специальности», «Цвет в графике», «Силуэт в графике», «Художественные техники в графике», «Декоративность и психология в графике», «Рисунок в дизайне».
В процессе проведенного исследования, анализа и обобщения его результатов гипотеза подтвердилась, а поставленные задачи выполнены. Нашли также подтверждение положения, выносимые на защиту, а именно:
1. Графика и ее основа — рисунок являются самостоятельной дисциплиной в любом профессионально-художественном учебном заведении (на всех уровнях профессионально-художественного образования). Но особое значение этого учебного предмета в системе художественно-профессионального образования определяется тем, что рисунок является фундаментом, основой изобразительного процесса, художественного творчества в любом виде изобразительной деятельности будь то графика, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство, в дизайне и архитектуре.
2. В условиях специфики художественных специальностей институтов сервиса курс графики по специальности, курс рисунка требуют определенной коррекции и, прежде всего, обязательного учета и использования элементов творческого композиционного мышления в процессе изображения. Содержание курсов должно отражать и те новые задачи, которые ставятся по предметам дизайна и декоративно-прикладного искусства и художественных промыслов и которые значительно шире представлены в последние годы по сравнению с традиционным обучением их в системе художественных специальностей в вузах сервиса, туризма, культуры и легкой промышленности.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Гагишвили, Дмитрий Карлович, Москва
1. Авсиян О. Натура и рисование по представлению. — М., 1986. — 143.
2. Азевич А.Д. Двадцать уроков гармонии. — М., 1988.
3. Алехин А.Д. О языке изобразительного искусства. — М.: Просвещение, 1984.- 158 с.
4. Алехин А.Д. Когда начинается художник. М.: Просвещение, 1993. — 160 с.
5. Алпатов М.В. Всеобщая история искусства. — M.-JL: Искусство, 1948. Т. 1.- 468 с.
6. Альберти Леон Баттиста. Десять книг о зодчестве. В 2-х т. Т. 2. — М., 1937.-246 с.
7. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960.-486.
8. Ананьев Б.Г. Сенсорно-пецептивная организация человека. — В кн.: «Познавательные процессы: ощущения, восприятие».
9. Ананьев Б.Г. Пространственное различение. — Л., 1955. — 432 с.
10. Андреев А.Л. Место искусства в познании мира. — М.: Политиздат, 1980.-255 с.
11. Андреев А.Л. Художественное мышление как категория эстетики. — Художник, 1981, № 1, с. 42-43, 54-55.
12. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. (Пер. с англ.). — М.: Прогресс, 1979.-392.
13. Апраксина О.А. Очерки по истории художественного восприятия в советской школе. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. 224 с.
14. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. М.: Педагогика, 1977.-254 с.15