автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Ролевые игры как метод повышения качества биологических знаний учащихся (VIII класс)
- Автор научной работы
- Щербаков, Сергей Владимирович
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 1993
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.02
Автореферат диссертации по теме "Ролевые игры как метод повышения качества биологических знаний учащихся (VIII класс)"
?. '"" российская академия образования
институт общеобразовательной школы
На правах рукописи
ЩЕРБАКОВ Сергей Владимирович
РОЛЕВЫЕ ИГРЫ КАК МЕТОД ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА БИОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ.' /Ш КЛАСС/
13. 00. 02 - методика преподавания биологии
Автореферат диссер?ации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
Москва
1993
Работа выполнена в лаборатории биологического образования Института общеобразовательной школы Российской академии образования.
Научный руководитель:
Официальные . оппоненты:
кандидат биологических наук, старший научный сотрудник Е.Т.Бровкина
доктор педагогических наук,
профессор
А.Н.Захлебный
Ведущее учреждение:
кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Н.А.Пугал
Московский педагогический университет
- - -Зашита состоится " (^¿^а Щ-Л^ 1993 г.. .
в > 4(? часов на .заседании специализированного совета К 0X8.06.0' по защите диссертаций* на-соискание ученой степени кандидата педагогических наук в Институте общеобразовательной школы РАО по адресу: 119903, г. Москва, ул. Погодинская, д. 8, комната № 311.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке института. Автореферат разослан " " М&Я-рТьЛ- 1993 г.
Т
Ученый секретарь специализированного совета -кандидат педагогических наук, доцент
В.П.Голов
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность пооблеш,-Перестройка общего среднего образования ставит перед современно:! школой ряд важных задач: обеспечение учащихся глубокими и прочными знаниями основ наук, умениями применять их в жизни и на практике, формирование научного мировоззрения, трудозого и политехнического образования, экологического воспитания школьников. Реализация этих задач з обучении биологии сьязана с проблемой активизации учебно-воспитательного процесса, с поиском и использованием на уроках эффективных методов, средств и разнообразных форм организации обучения.
Как показывают результаты проверки качества усвоения школьниками знаний о ;кивотных, опыт проведения биологических олимпиад, учащиеся проявляют слабый интерес к биологии и, как следствие, недостаточно"владеют определенным объемом биологических знаний, не умеют применять их в жизни и на практике. Одна из причин недостаточного качества усвоения учащимися знаний по биологии связана с проблемами состояния преподавания,-с применением в работе массовых школ однообразных методов, форм организации учебного процесса, которые не всегда соответствуют содержанию материала, поставленным перед уроком задачам и подготовке учащихся. В некоторых школах учителя организуют работу с учащимися на репродуктивном уровне, направленном на воспроизведение готовых знаний. В таком преподавании небольшое внимание уделяется работе с натуральными объектами, учебной книгой, таблицами, экранными пособиями, дополнительными источниками информации.
Эффективным методом повышения качества усвоения биологических знаний школьников является, по мнению ряда авторов /А.Н.За-хлебннй, И.Д.Зверев, А.П.Салеева, И.Т.Суравагина/, ролевая игра. Ими обоснована необходимость ее применения в обучении-биологии.
В отечественной психологии и педагогике игра рассматривается как социально-историческое явление и как один из видов деятельности /А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Зльконин и др./.
Выводы о социальном происхождении игры позволили определить ее предпосылки, источники и условия развития." Больвое число исследований посвящено выявлению функций игры, еа обучающей, развивающей и воспитывающей роли. Все функции взаимосвязаны и
-Г 2 - .
оказывают эффективное влияние.па качество усвоения знаний, развитие и воспитание школьников. Специфическими особенностями ролевой игры, способствующими выполнению ее функций, многие авторы, считают сюжет, воображаемую ситуацию, роль и ее правила /Н.Я.Михайленко и др./. Существенным моментом ролевой игры является процесс общения ее участников.
Первые исследования по использованию ролевых игр в обучении биологии были проведены в 70-х годах на природоохранительном материале. В дальнейшем исследуется применение ролевых игр при изучении различных разделов школьной биологии. Несмотря на то, что достигнуты определенные успехи в обучении биологии с применением ролевых игр, однако они не оказали должного влияния на состояние преподавания. Это связано с тем, что до сих пор не определен педагогический статус игры в целом: ее рассматривают . как метод, форму, средство, способ, прием обучения и воспитания. Известно большое число терминов для обозначения одного и того же вида игры, нет однозначного определения места ролевых игр среди других видов игр. В методической литературе по биологии нет теоретического обоснования применению ролевых игр в учебном процессе, не выделены принципы отбора содержания материала, адекватного ролевым играм, не установлены методические условия их применения, не выяснено их влияние на качество усвоения учащимися знаний
Все изложенное позволило сформулировать проблему исследования, которая состоит в решении противоречия между относительно низким, качеством усвоения учащимися знаний о животных, что связано с недостатками преподавания, применением однообразных методов, приемов обучения биологии и более высокими требованиями, предъявляемыми основной общеобразовательной школой.
Наше исследование имеет целью определить место ролевой игры в разделе "Животные" школьного курса биологии и ее.воздействие на повышение качества усвоения школьниками знаний.
Объект исследования: процесс обучения биологии в УШ классе.
ЦрАФдеу цссл;адованир: методика организации игровой деятельности при обучении биологии.
Теоретический анализ проблемы и предмета исследования поз--волил сформулировать гипотезу: если отобрать содержание учебно-гоматериала, которое-целесообразно изучать методом ролевых игр, определить методические условия их применения, то это обеспечит повышение качества усвоения биологических знаний учащихся,будет способствовать развитию познавательных интересов, активности пополнения и применения знаний для реализации своей роли в игре.
Цель и гипотеза обусловили следующие задачи исследования:
1. Провести отбор содержания учебного материала для ролевой игры я разработать методику ее проведения.
2. Выявить методические условия, способствующие успешности проведения ролевой игры.
3. Экспериментально проверить эффективность методики проведения ролевых игр.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: изучение работ основоположников теории ро-1евых игр, учебно-методической литературы; анализ состояния ис-зледуемой проблемы в методике преподавания биологии, в практике работы школы; проведение педагогического эксперимента, наблюдение, анкетирование и обработка данных с помощью методов педагогической статистики. ,. . . . .
Теоретическая основа предлагаемого исследования - это положения об игре как о социально-историческом явлении /Б.Г.Ана-{ьвз, Л.С.Выготский к др./; одном из видов деятельности /А.Н.Ло-знтьев, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Элысонин/; положения об ориентиро-эочной основе действий /П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина/; исследо-зания ведущих методистов-биологов в. области политехнической направленности преподавания биологии /Е.Т.Бровкина, И.Д.Зверев, 1.Н.Мягкова и др./.-
Научная но-зизна состоит в обосновании возможности применения ролевых игр как метода повышения качества усвоения учащимися биологических знаний, отборе адекватного им содержания учеб-¡юго материала и выявлении методических условий, способствую-цих эффективному их проведению.-
Достоверность и обоснованность научных положений, выводов, полученных в исследовании, базируется на всестороннем теорети-
ческом анализе проблемы с учетом педагогической практики.
Практическая значимость исследования заключается в разработке общих рекомендаций по составлению сценария ролевых игр и методики их подготовки и проведения. Они могут использоваться учителем биологии при изучении раздача "Животные" и других разделов курса, а также в работе педвузов и институтов усовершенствования учителей по улучшению теоретической и методической подготовки студентов и учителей биологии.
Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования были доложены, обсувдены и получили одобрение на межрайонном научно-методическом семинаре учителей биологии с. Ленинское ЕАО, на курсах в Центральном институте усовершенствования учителей в Москве Л 990 г./, на курсах учителей биологии, географии, химии при областном институте усовершенствования учителей в Биробиджане /1990 г., 1992 г./, на межвузовской научно-практической конференции в Биробиджане /1991 г/, на Всероссийской научно-практической конференции в Красноярске /1992 г./.
Научно-методические рекомендации внедрены в практику работы учителей биологии средней школы № II Биробиджана, средних школ # 24 и № 152 пос. Вира, средней школы с. Ленинское, в которых с 1989 по 1993 год проводился эксперимент.
Этапы исследование. На первом этапе /1989 - 1990 гг./ была изучена литература для определения психолого-педагогических основ игровсй деятельности, с учетом их обоснования осуществлен отбор содержания учебного материала адекватно ролевой игре, установлены методические условия ее применения при обучении биологии / УШ класс /.
На втором этапе /1990 - 1991 гг./ проведен обучающий педагогический эксперимент.
На третьем этапе /1991 - 1992 гг./ продолжалось экспериментальное исследование с целью проверки эффективности разработанной методики ролевых игр.
На 9№1ТУ ВННРИТВДг
1. Содержание учебного материала для изучения его методом ролевой игры.
2. Методические условия, способствующие эффективному при-
мененил ролевой игры как метода повышения качества усвоения учащимися биологических знаний.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения," двух глав, .заключения,-"библиографии и приложения.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается актуальность теш, определяется-проблема, объект, предает, цель, гипотеза и задачи исследования,' сформулирована научная новизна, практическая значимость, излагаются методы исследования.
В первой главе "Теоретические аспекты игровой деятельности" дан анализ педагогической, психологической и методической литературы по теме исследования. Теоретические основы методов обучения биологии позволили обосновать статус ролевой игры как метода обучения. Метод рассматривается как деятельность, основные компоненты которого - потребности, мотивы, цели, средства и действия. ...
Анализ различных подходов к классификации методов позволяет определить их основные признаки. В биологическом образовании имя являются познавательная самостоятельность и источники знаний. Познавательная самостоятельность понимается как способность школьников ориентироваться в новой ситуации, умение видеть и ставить проблемы, находить подход к их решению и осуществлять его. Психологической предпосылкой развития самостоятельности считается ориентировочная основа деятельности, выделенная П.Я.Гальпериным.
Ролевая игра рассматривается как метод , особенность которого состоит в том,, что учение оказывается компонентом и результатом игровой деятельности, и она характеризуется внешней я внутренней сторонами. Внешняя сторона проявляется-в действиях учителя и учащихся. Она.выражается в игровых дейстйиях,. приемах, моделировании воображаемой ситуации, еа вербальных и невербальных обозначениях, а также в организационно-управленческих действиях учителя. Эти действия проявляются на всех этапах ролевой игры:. подготовительном, игровом и послеигровом. Внутреннюю сторону составляют содержание ролевой игры, логические
- о -
приемы мыслительной деятельности учащихся. Игра органически сочетается с.другими методами обучения и способствует повышению качества усвоения знаний учащихся. Наряду с этим исследуется проблема учета условий и требований к отбору метода обучения и критериев эффективности его применения.
В главе освещаются психолого-педагогические особенности ролевой игры. Основное внимание уделяется определению.игры как вида деятельности, социальной по своему происхождению, содержанию и структуре» Для.эффективного использования в подростковом возрасте анализируются игры дошкольного возраста, определяются их особенности и закономерности развития. Отмечается, что эво-. люция мотивов игровой деятельности осуществляется по трем линиям: эволюция содержания игровых действий, соотношение правила и роли, а также процесса и продукта деятельности. С возрастом детей изменяется схясет и содержание ролевых игр в сторону тяготения к.играм, связанным-с производственной и общественной жизнью людей.
В школьном возрасте игра как ведущая деятельность уступает место учению. К тринадцати годам спонтанные, самодеятельные творческие игры резко уменьшаются, остаются те, которые организованы взрослыми. В регламентированные игры учителем вносится определенное содержание согласно дидактическим задачам. Игры считаются двуплановой деятельностью, поскольку мотивируются стремлением участников к достижению игровых и педагогических целей. Руководство играми связано как с содержательной, так и с процессуальной сторонами деятельности учителя и учащихся. Основное требование к руководству - создание.психолого-педагоги-ческих условий для-проведения игры, способствующих выполнению в единстве обучающей,-развивающей и воспитывающей функций.
Особенностью ролевой игры является то, что в ней присутствуют следующие компоненты: сшет, воображаемая ситуация, роль, игровые действия, правила. Содержание игры зависит от индивидуальных -особенностей подростка,, его интереса, знаний и возможностей, .которые, в свою, очередь, зависят от активности каждого в жизненной ситуации. Такая специфическая особенность оказывает влияние на отбор игровой ситуации. Моделируемая ситуация макси-
мально приближается к реальной действительности, чтобы при ее преобразовании научная система знаний но искажалась, а била истинно достоверной. В ней прослеживается, пространственно-времен-^' -ная-характеристика деятельности, ее операции, связанные с получением продукта. Воображаемая ситуация в ролевой игре носит условный характер, она заключается в ограничении реальной действительности и определяется дидактической задачей, направленной на усвоение учащимися знаний. В то ке время сшзтн, оторванные, от реальной жизни, могут не давать большого обучающего эффекта.
Ролевая игра начинается с мысленного преобразования учащимися реальной ситуации в воображаемую, требующую умения прод- . ставить сабе конкретные условия деятельности, которые ке всегда воспринимаются ими непосредственно. Деятельность по преобразованию обеспечивает создание образов, основанных на прошлом опыте подростков. . ..
V
По мнению психологов, постоянная опора на образ делает знания эмоционально насыщенными, активизирует творческое воображение ребенка. Переход в воображаемую ситуацию является необходимой предпосылкой для развертывания игры, которая порождается игровкмн действиями, ролью. Особенность роли заключается в том,. что она социальна по своей природе. Любая роль несет в себе тенденцию взаимодействия и взаимосвязи с другими ролями. При этом структура совместной игровой деятельности определяется задачами обучения и строится на учебном материале. Совместная деятельность учащихся организуется - тремя моделями: совместно-индивидуальной, совместно-последовательной и совместно-взаимодействующей. • -
. Анализ ролевых игр,.используемых в .биологическом образовании,. позволяет выделить различные подходы к определению места ролевых игр в обучении биологии, критерии отбора адекватного им содержания материала, форм организации-И .методических условий,. соблюдение которых .способствует, качественному усвоению учащимися биологических знаний,. Игры применяются во всех разделах курса биологии как.во внеклассной работе, так и на уроке с целью обучения, воспитания и.развития учащихся. Содержание их носит социальный характер л связано с деятельностью человека по охране природа, по технологии кормления, содержания сельскохозяй-
ственных животных, охране здоровья человека и т.д. Они способствуют развитию политехнических знаний, их внутри- и межпредоетной интеграции, обобщению, углублению и накоплению новых биологических знаний. Ролевые игры имеют как репродуктивный, так и творческий характер и сопровождаются с различной степенью познавательной самостоятельностью учащихся. Предложенные игры различаются целями их включения в учебно-воспитательный процесс, содержанием, формой и продолжительностью проведения. При этом в практике преподавания биологии стихийно определяется место ролевой игры при изучении разделов курса и выбор тех форм, которые, по мнению авторов, считаются более эффективными. .
■ Во второй главе "Методика подготовки и проведения ролевой игры" раскрываются основные требования к отбору содержания и определению места ролевой игры в разделе "Животные". Место проведения ролевой игры в учебном процессе определяется содержанием материала, педагогическими задачами, стоящими перед уроком, -и подготовленностью учащихся. Ролевые игры социально направлены»' в них отражается деятельность человека многооперационного характера, важная ддя исполнения ролей, оценочных суждений, раскрытия ряда процессов и язлений природы и общества. В состав содержания ролевой игры входит учебный материал социального ха- -рактера, имеющий политехническую и краеведческую направленность, включающий характеристику деятельности людей той или иной сферы производства, науки. Важное условие отбора учебного материала -он должен быть интересным, знакомым и значимые для учащихся, иметь воспитательное значение.
С учетом всего вышеизложенного-проведен анализ программы, учебника "Биология" / УП-У1И класс /, определено содержание;, подлежащее изучению методом ролевой игры. В результате анализа содержания выявлена целесообразность проведения фрагментов ро-. левой игры при изучении медоносной пчелы, роли насекомых в природе и жизни человека, прудоводства и полностью ролевых игр при изучении птицеводства и скотоводства.
Исследованием установлено, что при обучении биологии УШ масса можно использовать в зависимости от содержания учебного материала, дидактических задач различные ролевые игры: оценочные, технологические, моделирующие, информационные
/ таблица I /.
Таблица I
Вида ролевых игр и место их применения ________________________ при обучении биологии_в УШ классе
Тема, подтема Виды игр
оценоч- техноло- моделирую- информа-
ные гические щие ционные
I. Тип Членистоногие
Класс Насекомые Р В - Р
П. Тип Хордовые
I. Класс Рыбы В — Р в
2. Класс Птицы В Р _ в
3. Класс Млеко- Р в
питающие в -
Ш. Эволюция животного в
. мира - - -
и.Природяые в в .
сообщества — ■ в
Примечание:. Р - рекомендуемые игры, В - возможные игры.
Проведенное исследование позволяет рассматривать ролевую... игру как метод, направленный на решение учебных задач посредством создания воображаемой ситуации, в которой принимают участие школьники, исполняющие игровые и профессиональные роли, и учитель, осуществляющий руководство ею.
На подготовительном этапе важное место отводится составлению сценария ролевой игры. При этом, исходя из педагогических задач урока и изложенных выше требований к ролевой игра, осу- ■ ществляетоя ряд действий: учебный материал логически структурируется, в нем.выделяются опорные и основные понятия ; составляв.. ется ситуация, задания и вопросы ; определяются основные источ--ники знаний, организационные формы проведения ; методические приемы, технические средства обучения, наглядный материал, средства и приемы создания эмоционального напряжения, непрофессиональные /игровые/ и профессиональные роли, последовательность осуществления игровых действий ; указываются виды деятельности учя-
тяля и учащикся.
При разработке ситуации большое внимание уделяется ее со-
- - 10 -держанию,проблемам, соответствующим образовательным, развивающим и воспитывающим функциям и доступныйшкольникам. В игровой ситуации учитывается оптимальное соотношение между известным и. неизвестным в знаниях учащихся, ее адекватность реальной действительности и способность вызывать познавательны:* интерес у участников игры. Содержание ситуации задает характер отношений участников игры и намечает использование ролей. При отборе профессиональных ролей обращается внимание на их связь с содержанием учебного материала, значимость и интерес к ним учащихся. Выбор числа действующих лиц находится в прямой зависимости от содержания материала, дидактических задач и предложенной ситуации. Одну и ту же роль может выполнять целая группа или один ученик. Полнота знаний о профессии зависит от активности ребят в Жизненных ситуациях. Результаты проверки активности школьников в области животноводства позволили сделать вывод о необходимости знакомить их до проведения ролевой игры как с профессиями, так и .с технологическими процессами на теоретическом уровне.. С -этой целью проводится, отбор дополнительной литературы, определяется объем информации. Полнота содержания, количество вносимых действий должны соответствовать целесообразности их применения и отвечать требованиям программы.
..... При распределении ролей среди учащихся учитывались.индивидуальные особенности участников и. добровольность выбора. Поскольку в ролевой игре используется групповая форма организации- -учебного процесса, то предъявляются особые .требования к комплектованию групп. При-этом учитывались оледующие критерии: уровень знаний и умений учащихся,-темп работы и работоспособность школьников, их взаимоотношения. .-...............-
В зависимости от задач, стоящих на разных этапах игры, группы формировались с неодинаковым уровнем знаний /гетероген- • ныв/ и с одинаковым /гомогенные/. Общее число участников в группе определялось наличием того или иного числа ролей.
При подготовке учащихся к ролевой игре значительное внимание уделялось формированию у них умения осуществлять игровые действия, ролевое общение, вхождение в роль и т.п. Результаты анкетирования показывают, что в этом возрасте игра занимает незначительное место в жизни школьников. По нашим данным, только
5 % учителей.от общего числа опрошенных пртгеняпт игры а учебном процессе. В связи с этим дня успешного формирования игровых
умений в учебный процесс намивключалось.решение-ситуационных---------------
- заданий,""исполнение эпизодической роли, игра с правилами. По мере того, как умения сформиоовались и учащимися получены необходимые знания, ролевые игры усложнялись как в содержательном, так и в процессуальном плане.
Так, для формирования у учащихся коммуникативных умений и вхождения в роль проводится информационная /коммуникативная/ игра "Встреча молодых пчеловодов со специалистом". С целью рас-пирения состава исполнителей роли и организации диалога кезду исполнителя?.?!! при изучении теш "Значение насекомых и их роль в природе и жизни человека" учащимся предлагается ролевая игра "Телезстреча". Для формирования игровых умений зсего класса- ■ проводится моделирующая ролевая игра "Прудоводство" при изучении рыб. .......
Проведенная подготовительная работа по формированию у учащихся умений.работать с дополнительными источниками информации, работать в группе, умений входить в роль, воображаемую ситуацию, позволяют эффективно провести подготовительный и собственно игровой этапы ролевых игр при изучении тем "Птицеводство" и "Крупный рогатый скот".
Ролевая игра по теме "Птицеводство" является продолжением предыдущих, но отличается в содержательно-процессуальном плане и представляет собой игровой комплекс "Фермер", включающий игровые моменты. В основе его лежат действия "молодых фермеров" по инкубированию яиц, выращиванию молодняка и взрослой птицы.
Структурирование учебного.материала позволяет выделить основные политехнические понятая, которые условно можно разделить на две группы. К пэрвой относятся знания о происхождении домашней птицы, породах, хозяйственных группах, ко второй - понятия инкубирования, технологии выращивания молодняка, содержания кур-несушек. ...
Проведенные .исследования позволили выделить методические условия, способствующие развитию политехнических знаний-первой -группы. К ним относятся такие, как рассказ "селекционера" с применением схемы классификации до?лашних птиц, демонстрацией таб-
лиц, кадров диафильма ^Птицеводство. Порода домашних птиц", игровой момент "Ярмарка".
В процессе исследования выяснено, что информационные игры репродуктивного характера способствуют повышению качества усвоения учащимися знаний при.условии, если в них принимает активное участие каждый ученик, используется групповая форма организации ■игровых действий ; организуется соревнование между группами, создающее внешнюю мотивацию учения ; сосредоточивается внимание школьников на отдельных понятиях. Так, в используемом игровом моменте "Ярмарка" основное внимание уделяется хозяйственным группам и породам кур, являющимся объектом "купли-продата". Результаты проверки знаний учащихся свидетельствуют о существенном повышении числа полных ответов о породах птиц/73 %/ и их практическом значении / 61 % /.
К методическим условиям, способствующим развитию второй группы политехнических знаний, относим знания о распределении между группами обязанностей по осуществлению технологических процессов инкубирования и выращивания кур, уток, гусей и распределение между членами группы вопросов на подготовительном этапе, использование дополнительных источников знаний; предоставление группе задания-инструкции о полной ориентировочной основой действий на собственно игровом этапе. Для прочного усвоения учащимися знаний об устройстве современного инкубатора использованы кадры из диафильма, схематическое изображение или макет домашнего инкубатора; ситуативные задания; отчет группы "фермеров" и оценка их деятельности.
Для выяснения степени эффективного влияния ролевой игры на повышение качества усвоения политехнических знаний использовались контрольные классы. В-них учебный материал изучался традиционными методами /рассказ,- беседа, демонстрация экранных посо-• бий/. Анализ ответов учащихся на предложенное им после урока задание показал существенную разницу в усвоении учащимися элемен--тоа знаний /породы птиц, направления отбора, условия содержания, кормления и инкубирования/. Так, в экспериментальных классах число полных ответов об условиях содержания домашней птицы составило 82 % учащихся от 243 опрошенных, в контрольных - 59 %. Письменная проверка знаний школьников, проведенная через месяц
после изучен:« теш "Птицеводство", показала существенную разницу ме:эду результатами обучения в контрольных и экспериментальных классах /см. таблицу 2 /,
- -------------------------------------------------------------------Таблица 2
Результаты проверки знаний учащихся по теме "Птицеводство"
Тип Класса Общее число Число учащихся, получивших оненки X ¿Г V
уч-ся 0 1 2 3 4 Ь
Контрольный 234 - - 9 107 39$ 27 II % 3,58 0,74 20,67 %
Экспериментальный 243 - 18% 142 58% 32 23 % 4,09 0,54 15,64 %
Из таблицы 2 видно, что средний балл / X / выше в.экспериментальных классах / 4,09 /, чем в контрольных / 3,58 /. При .. этом среднее- квадратическое отклонение / б" / и коэффициент вариации /V / в эксперментальиых классах ниже ./б" = 0,64, V = ... = 15,о 5? /. что свидетельствует о более ровном результате обучения и оольи^-м числе учащихся, потучнкшх высокие баллы. Ответы учащихся экспериментальных классов более полные, обогащены собственными наблюдения;,-и. Кроме того, если з контрольных классах школьники раскрывали особенности кормления на примере только кур, то п экспериментальных - не только их, но и гусей или-уток. Отдельные учащиеся / 12 % / показывали хорошие знания об особенностях домашних птиц, используя для этого прием сравнения. Необходимо подчеркнуть, что более подробные ответы учащихся были да-' • ны на вопросы,.выясняющие кормление молодняка, чем кормление взрослой птицы. Это обстоятельство подтверждает наше предположение о зависимости качества знаний учащихся.от спосрба организа--ЦИИ ролевой игры. Кроме того, большинство школьников экспериментальных классов / 78 % / отметили использование механизации при кормлении и 87 % - при инкубировании яиц. - -
Эффективность усвоения учащимися политехнических'знаний возрастает при изучении, темы "Крупный рогатый скот" с помощью-метода ролевой игры. Эта игра способствует дальнейшему развитию
игровых умений учащихся. Она имеет ряд отличий от ролевой игры, примененной при изучении теш "Птицеводство". Прежде всего содержание игры включает знания об особенностях биологической организации крупного рогатого скота как парнокопытных млекопитающих, о многообразии пород, технологии содержания, выращивания телят, технике кормления молодняка и коров в зависимости от .их физиологического состояния и сезонных условий. В эксперименте было два варианта ролевой игры: "Фермер-1" и "Фермер-2". Оба варианта состоят аз вводной части, игрового момента "Селекционер", игрового приема "купля-продажа", групповой работы "фермеров" по выполнению задания, отчета групп "фермеров" и оценки их деятельности "специалистами", подведения итогов игры. При этом используется диалог, дискуссия действующих лиц, демонстрация таблиц, кадров диафильма.
Во втором варианте /"Фермер- 2"/, в отличие от первого, дополнительно используется решение ситуационного задания. При формировании таких понятий, как "технология выращивания молодняка", "содержание крупного рогатого скота", "кормопроизводство" учащимся предлагаются задания, в которые включены сведения по экономике. Используется больше игровых приемов, таких, как "наложение штрафа", "определение продуктивности выращенного скота", "прием продукции и расчет с банком".
■ Для установления успешности усвоения политехнических знаний, усвоенных благодаря применению метода ролевой игры, использовались контрольные классы, в которых данный материал рассматривался традиционными методами. Спустя месяц после изучения темы проведена проверочная работа с целью выяснения качества усвоения политехнических знаний об условиях содержания и кормления скота, его практическом значении и механизации работ по уходу за скотом на фермах. Результаты поэлементного анализа качества усвоения политехнических знаний показаны на гистограмме I.
Гистограглма I
Результаты проверки усвоения учащимися политехнических знаний /в % 7
" /о 90 80Г 7060504030 20 10
, 792 74$ ^ --
66$
^ 56* «#
39^
123 123 123 Условные обозначения: А - экспериментальные классы /"Фермер-1"Л В - экспериментальные классы /"Фермер-2"/. С - контрольные классы.
1 -знания об условиях содержания и кормления скота.
2 - знания о практическом значении крупного рогатого скота.
3 - знания о механизации трудоемких процессов по уходу за скотом.
Гистограмма свидетельствует о том, что число полных правильных ответов школьников экспериментальных классов значительно больше, чем в контрольных. Необходимо отметить, что на вопрос об условиях содержания и кормления скота несколько лучше отвечали школьники из экспериментального класса "Фермер-2", чем "Ферыер-I" /соответственно 01 % и 74 % /. Это свидетельствует о влиянии -на качество знаний учащихся игровых приемов /"определение продуктивности скота" п зависимости от соблюдения всех условий содержания и кормления, "наложение штрафа" за несоблюдение санитарно-гигиенических требований, "прием продукции и расчет с банком"/. Значительно меньше число полных ответов, раскрывающих вопрос об использовании технических средств и оборудования на фермах бшго как в контрольных / 39%/, так и в экспериментальных классах /"Фермер-I" - "Фермер-2" - 64 % /.
Результаты анализа показывают, что школьники хорошо помнят
те знания, которые нооят основную смысловую нагрузку игровой задачи; это знания о высокой.продуктивности, об условиях содержания и кормления скота и др.
Кроме того, было проведено исследование по определению зависимости качества усвоения учащимися того материала, который не является объектом их внимания на подготовительном этапе. Анализ ответов учащихся на вопрос "Каковы особенности кормления и содержания телят?" показал, что несмотря на существенную разницу групп в числе полных ответов /87%, а у остальных 73% /, учащиеся других групп показали относительно хороший результат.
Об эффективности ролевой игры свидетельствуют и результаты проверки знаний школьников о профессиях. Учащиеся хорошо помнят /100 %/ те профессии, которые они непосредственно исполняли в ролевой игре.
Статистические данные показывают, что ролевая игра оказывает влияние на повышение познавательного интереса учащихся к биологии. Если до эксперимента он присутствовал у 17,7 % опрошенных, то после эксперимента - у 31,1 %. Основной интерес проявился к самому процессу учения, решению ситуаций и только у 3,2 % школьников - к получению хороших оценок. Важно подчеркнуть, что 48,8% учащихся назвали самым интересным уроком года урок по теме "Крупный рогатый скот" и 12,1 % - по теме "Птицеводство".
Итак, на основании данных нашего исследования можно сделать вывод, что предложенная нами методика подготовки и проведения ролевой игры оказала положительное влияние на качество усвоения биологических знаний учащихся, что обусловливает правомерность нашего подхода к определению места ролевой игры в разделе "Животные" и методических условий их проведения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ •
Ролевая игра - метод обучения биологии, который применяется для изучения учебного материала, имеющего социальную, поли- ■ техническую и краеведческую направленность, в котором отражается деятельность людей разных профессий.
Успешность применения ролевой игры зависит от ряда методических условий: предварительной подготовки учащихся, включающей
составление сценария игры, выбор комплекса средств обучения /натуральные объекты, экранные пособия, ТСО, задания с использованием разных источников знаний/. Ролевая игра особенно; эффективна когда в ~нёе включаются все учащиеся класса, когда ее сюжет, игровая ситуация и действия вызывают интерес у школьников.
Разработанная методика ролевой игры эффективно влияет на качество усвоения школьниками политехнических знаний, которые оказываются более прочными, глубокими и осознанными по сравнению с результатами, полученными при изучении их с помощью традиционных методов.
Материалы диссертации получили отражение в следующих публикациях:
1. Коллективная познавательная деятельность учащихся на. уроке и во внеклассной работе // Биология в школе.-1989.-У 6,-С.31-33 /в соавторстве с Л.В.Блиновым/.
2. Краеведческий принцип в экологическом образовании сельских школьников // Совершенствование эколого-краеведческой подготовки учителя: Тезисы докладов региональной научно-практической конференции,- Благовещенск, 1989. - С. 145-148.
3. Некоторые особенности экологического образования и воспитания младших школьников // Совершенствование подготовки учителя начальных классов к экологическому воспитанию младших школьников: Тезисы докладов межвузовской научно-практической конференции: В 2-х чч.-Ч.2. Свердловск, 1989.- С.21-22.
4. Пути активизации приобщения учащихся к экологической культуре // Экология и культура: Тезисы докладов.1-й Всероссий-. ской научно-практической конференции.-Красноярск,' 1391.-С.40-41.
5. Ролевые игры как средство совершенствования биологической подготовки учащихся средней школы // Педагогический процесс в условиях перехода к новому состоянию общества: Тезисы 1-й научно-практической конференции.-Биробиджан, 199уу.-£.42-44.'