Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Система подготовки студентов педвузов к эстетическому воспитанию школьников на материале экранных искусств (кино, телевидение, видео)

Автореферат по педагогике на тему «Система подготовки студентов педвузов к эстетическому воспитанию школьников на материале экранных искусств (кино, телевидение, видео)», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Автореферат
Автор научной работы
 Федоров, Александр Викторович
Ученая степень
 доктора педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 1993
Специальность ВАК РФ
 13.00.02
Диссертация недоступна

Автореферат диссертации по теме "Система подготовки студентов педвузов к эстетическому воспитанию школьников на материале экранных искусств (кино, телевидение, видео)"

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ Институт средств обучения

На правах рукописи

ФЕДОРОВ АЛЕКСАНДР ВИКТОРОВ®

СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПЕДВУЗОВ к ЭСТЕТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ШКОЛЬНИКОВ НА МАТЕРИАЛЕ. ЭКРАННЫХ ИСКУССТВ /КИНО, ТЕЛЕВИДЕНИЕ, ВИДЕО/

13.00.02 - Методика преподавания /создание и использование средств обучения/

АВТОРЕФЕРАТ диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук

Москва 1993

Работа внполнена в Центре эстетического воспитания Института развитая личности Российской академии образования.

Официальные оппоненты:

доктор $илософ;ких наук, профессор В.А.Разумный

доктор педагогических наук, профессор Л.И.Зельманова

доктор педагогических наук, профессор З.С.Смелкова

Ведущая организация:

Ростовский государственный педагогический институт

Защита состоится ¡4Ю И-^ 1993 года в Н часов

на заседании специализированного совета Д 018.16.01 по защите диссертаций на соисканиэ учено® степени доктора педагогических наук в Институте средств обу*\ .гид Российской академии образования по адресу: 119908, г.Москва, уя.Погодинская, 8.

С диссерташей можно ознакомиться в библиотеке института.

Автореферат разослан " " At 1993 г.

Учений секретарь специализированного совета, кавдвдат педагогических наук K.M. Тихомирова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования.

Значение и роль-экранных искусств /кино, телевидение, идео/ возрастает поистине в геометрической прогрессии. Сегодня экранные искусства - комплексные средства освоения человеком окружающего мира /в его социальных, моральных, психологических, художественных, интеллектуальных аспектах/, его эстетического восприятия. По данным многочисленных исследований /С.А.Иосифян, С.М.Одинцова, С.Н.Пенэин и др./ в подавляющей части средних и высших учебных заведений эти саше популярные у школьников и молодежи виды искусства игнорируются, меяду тем, как развитое восприятие аудиовизуальных произведений интегрирует и совершенствует способность учащихся воспринимать искусства /литературу, музыку, живопись, скульптуру и др./. Иначе говоря, воспринимая /а затем анализируя/ фильм или телепередачу, школьник /студент/ тлеет возможность одновременно общаться с литературой /текст диалогов и т.д./, изобразительным искусством /линейная, пространственная, свето-цветовая композиция, декорации и т.п./, музыкой /мелодия, тешоритм/, но не автономно /как на занятиях по соответствующим дисциплинам, а в синтезированном виде.

Широкий спектр воздействия экранных искусств, опиравшийся на их аудиовизуальную, пространственно-временную природу, имеет значительные, невостребованные потенции развития человеческой личности, индивидуальности: её эмоциональной сферы, интеллекта, эстетического сознания /восприятия, вкуса/, самостоятельного, индивидуального творческого мышления.

Между тем изучение практики учебного процесса в современных отечественных педвузах показало, что студенческая молодежь в большинстве случаев лишена целенаправленного педагогического руководства не только в области подготовки к эстетическому воспитанию школьников на материале экранных искусств /кино, телевидение, видео/, но в плане собственного эстетического развития в данном направлении. В частности, в силу этих причин движение кинообразования в школах остается уделом немногочисленных /относительно масштабов страны/ энтузиастов.

Разумеется, в исследованиях прошлых лет /О.А.Баранов, И.Н.Гра-щенкова, И.С.Левшина, О.Ф.Нечай, С.М.Оданцова, С.Н.Пензин, Г.А.По-личпо, Л.П.Прессман, Р.Г.Рабинович, Ю.М.Рабинович, Ю.НДсов, Г.А.Ус» ва, А.В.Шариков и др./ уже затрагивались некоторые аспекты кинообразования, эстетического воспитания средствами кино или

телевидения в школах /подавляющее большинство исследований/ и в вузах /относительно небольшое количество научных трудов/, однако возможности экранных искусств в подготовке будущих педагогов к эстетическому воспитанию школьников, презде всего, - в раскрытии творческих потенций индивидуальности, в обретении ею через общение с экраном жизненной перспективы, веры в общечеловеческие ценности добра и красоты еще не нашли освещения; не говоря уже о том, что вышеупомянутые исследования опирались на совсем иную, чем нынешняя, социокультурную ситуацию, не связанную ни с практически свободным рынком кинорродукции, ни с кабельным телевидением, ни с активной работой видеозалов, досугово-компьютерных центров и т.д.

Таким образом, актуальность исследования определяется настоятельной необходимостью осмысления современной ситуации контакта будущих учителей с экранными искусствами /со всеми присущими ситуации плюсами и минусами/, потенциальных возможностей кинематографа, художественного телевидения и видео как части средств массовой коммуникации в подготовке студентов педагогических вузов и университетов; осуществления теоретически и методически обоснованной системы эстетического воспитания на материале аудиовизуальных ис^сств, способствующей не только формированию эстетического сознания и индивидуального творческого шшления студенческой молодежи, но и готовящей её к ведению факультативов и кружков, спецкурсов по проблемам искусства экрана, киновидеоклубов в школах, гимназиях, лицеях, колледжах, средних специальных учебных заведениях, внешкольных учреждениях.

Методология исследования базируется на определении основных понятий, связанных с содержанием теории и практики воспитания творческой индивидуальности учащихся и студентов, их эстетического сознания на основе идей гуманизма, утверждающих отношение к человеку /вне зависимости от социального происхождения, расы вероисповедания/ как к высшей ценности; с функционированием экранных искусств в учебном процессе педагогического вуза, подготовкой будущих учителей к эстетическому воспитанию учащихся средних школ на материале кино, телевидения,- видео. Методологическая основа исследования - структура теории эстетического воспитания /в том числе - художественного восприятия, вкуса,-воздействия экранных искусств на эмоциональную, интеллектуальную, психологическую, творческую сферу жизни людей и т.д./, отраженная в грудах отечественных и зарубежных философов, педагогов, психологов, социологов, искусствоведов /Ш.А.Амонашвили, Г.Анабель, Н.А.Бердяев,

Б.С.Библер, Л.И.Божович, Ю.Б.Борвв, И.В.Вайсфельд, Л.С.Шготский, Б.А.Грушин, Ю.Н.Давыдов, А.Дал, А.Н.Леонтьев, Б.Т.Лихачев, А.Ф.Лосев, Ю.М.Лотыан, Ы.Мартино, Л.Ыастерман, А.Моль, Б.И.Неменский, Р.Предаль, В.Я.Пропп, В.А.Ркзушый, В.С.Соловьев, Л.Н.Столович, М.Сушон, К.Д.Ушинсхий и др./.

Исходя из актуальности теш исследования и её научной неразработанности нами были определены проблема исследования, его объект, предмет, цель, гипотеза, задачи, научная новизна, теоретическая и практическая значимость, намечена структура диссертации.

Проблема исследования заклвчается в том, что несмотря на актуальность разработки модели,, структуры, содержания, методов и форм проведения занятий с будуцими педагогами средствами кино, телевидения, видео, в современной педагогической науке пока еще нет теоретически и методически обоснованной системы подготовки студентов педвузов к эстетическому воспитанию школьников на материале экранных искусств.

Определение проблемы исследования, анализ разнообразных теоретических моделей, методик, программ эстетического воспитания средствами искусств /О.А.Баранов, И.В.Вайсфельд, Н.С.Горняцкая, Й.Н.Гращенкова, С.М.Иванова, А.И.Комарова, И.С.Левшина, Б.Т;Лиха-чев, О.Ф.Нечай, С.М.Одинцова, С.Н.Пензин, В.И.Рабинович, B.A.Ra-зумный, З.С.Смелкова, Ю.Н.Усов, Н.Н.Яковлева и др./ позволили определить как объект исследования: теоретическую и практическую деятельность студентов, овладевавшей, с помощью кино, телевидения, видео эстетическими знаниями, развивашрк свой нравственный и творческий потенциал, индивидуальное мышление, самостоятельность аналитических суядений, приобретающих умения художественного воспитания школьников на материале аудиовизуальных искусств; так и его предмет: художественно-педагогические возможности использования экранных искусств в учебном процесов педвуза.

Цель исследования - определение места и роли экранных искусств в сфере художественных интересов будущих учителей, психолого -педагогических условий развития индивидуальности студента средствами кинематографа, телевидения, видео, разработка эффективной системы формирования эстетического сознания /на основе восприятия звукозрительной, пространственно-временной реальности в кино, синтезирующего навыки восприятия традиционных пространственных и временных искусств, его обогащением умением воспринимать произведения художественного телевидения и видео/; развития индивидуального мышления и творческого потенциала студентов педагогических

вузов; подготовки будущих учителей-к эстетическому воспитанию и обучению школьников на.аудиовизуальном материале.

С учетом актуальности исследования, его проблемы, объекта, предмета, цели была сформулирована гипотеза; предполагается, что подготовка будущих педагогов к эстетическому воспитанию и обучению школьников на материале экранных искусств может стать эффективным средством развития эстетического сознания /восприятия, вкуса, умения художественного анализа и т.д-./, творческих способностей /че -рез практическое освоение аудиовизуального языка, театрализованно-ситуативные игры и пр./, индивидуального мышления аудитории при условии максимального использования потенциальных возможностей кино, телевидения, видео в плане их синтетической.природы к интенсивного влияния на эмоциональную, интеллектуальную.« эстетическую сфору человеческой жизни с помощью педагогической модели, включающей: овладение студентами креативными умениями на материале кино, телевидения, видео; формирование восприятия художественной структуры произведений экранных искусств /путем эмоционально-смыслового соотнесения единиц кинотелеповествования/, умений их анализа; знакомство с основными вехами истории кино, телеведения, видео, с особенностями современной социокультурной ситуации; изучение методов и форм эстетического воспитания и обучения школьников на материале искусства экрана; использование подученных знаний и умений в процессе педпрактики в средних учебных, заведениях.

Данная модель предусматривает методику проведения занятий, основанную на проблемных, эвристических, игровых и других формах обучения, развиващих индивидуальность студента, самостоятельность его мышления, стимулирущих его творческие способности через непосредственное вовлечение в художественно-творческую деятельность, восприятие, интерпретацию и анализ звукозрительной, пространственно-временной структур! повествования, усвоение эстетических знаний.

Для подтверждения вадвицутого предположения и достижения поставленной цели возникла необходимость решить следующие задачи исследования:

I/ изучить теоретические источники и практический опыт эстетического воспитания на материале кинематографа, телевидения и видео в высших учебных заведениях /в кашей страна и за рубежом/;

2/ выяснить роль экранных искусств в современной социокультурной- ситуации, причины их зрительского успеха и степень воздействия на студенческую аудиторию;

3/ дать оценку потенциальным возможностям экранных искусств в современном процессе эстетического воспитания в педагогических вузах, специфике проявления педагогических особенностей данного процесса;

4/ разработать содержание, принципы и методы использования кино* телевидения и видео в эстетическом воспитании будущих учителей /с учетом развития их творческой индивидуальности, художественного восприятия и вкуса, самостоятельности аналитического мышления и т.д./;

5/ обосновать основные принципы системы подготовки студентов педвузов к эстетическому воспитании школьников на материале экранных искусств, построить-теоретическую модель, разработать методику занятий с будущими педагогами на аудиовизуальном материале, апробировать её на практике, проанализировать результаты, сделать соот-вестствуетцие выводы и составить рекомендации.

Организация исследования и его основные этапы /исследование проводилось на протяжении двенадцати лет/:

1/ 1981-1984. Изучение научных трудов в области педагогики, философии, психологии, социологии, искусствоведения и киноведения. Накопление первичных наблвдений, определение исходных моментов исследования /цель, гипотеза, задачи и т.д./. Апробация в процессе экспериментальных занятий в Таганрогском пединституте первоначальной модели эстетического воспитания студентов средствами экранных искусств;

2/ 1984-1986. Совершенствование первоначальной модели и разработка экспериментальной программы подготовки студентов педвузов к эстетическому воспитанию школьников на материале экранных искусств, апробирование, коррекция данной программы.

3/ 1986-1992. Проведение экспериментальной работы на базе Таганрогского пединститута /обоснование системы подготовки студентов педвузов к эстетическому воспитанию школьников на материале кино, телевидения, видео, теоретические и практические занятия со студентами, просмотры и обсуждения фильмов, телепередач, письменные работы, анкетирование и т.д./. Защита в НИИ художественного воспитания кандидатской диссертации, посвященной частному вопросу использования зарубежных фильмов в процессе воспитательной работы /руководитель - Г.Н.Усов/. Разработка учебных пособий и рекомендаций для студентов и молодых педагогов, публикация трех книг, посвященных проблемам эстетического воспитания молодежи средствами экрана. Апробация программ аудиовизуального воспитания, руководство курсовыми п дипломными студенческим! работам, посвященными теме

"Экраннне искусства и школа", студенческой педагогической практикой в средних школах г.Таганрога и Ростовской области. Апробация разработанной нами системы /модели, программы, методики и т.д./ на научных конференциях.

4/ 1991-1993. Обработка, систематизация, анализ, обобщение, оформление результатов исследования, эксперимента.

Игходные положения исследования.

Под системой подготовки студентов педвузов к эстетическому воспитанию школьников на материале экранных искусств /кино, телевидение, видео/ понимается учебно-воспитательный процесс, имеющий следующие аспекты:

- целевые установки /эстетическое развитие, творческой индивидуальности студента, его способности к восприятию, интерпретации, анализу и оценке авторской позиции, раскрывающейся в фильмах или телепередачах; и на этой базе - формирование готовности будущего педагога к эстетическому воспитанию школьников средствами экрана/;

- компонентность: составляющие системы /педагоги - преподаватель спецкурса "Экранные искусства"/ и воспитуемые /студенты/, средства обучения и воспитания /экранные искусства, аудиовизуальная техника/, педагогическая модель воспитания и обучения /этапы формирования эстетического сознания на основе восприятия произведений экранных искусств, развития творческого потенциала, изучения теории и Истории кино, телевидения, видео, овладение методами и формами эстетического воспитания школьников средствами экрана, использование полученных знаний и умений в процессе педагогической практики в средних учебных заведениях и т.д./;

- структурность: взаимосвязь компонентов системы /в том числе -логическая обосновагг-гость последовательности основных этапов экспериментальной модели, их взаимообусловленности, связи и т.д./;

- функциональность: содержание, методы и средства подготовки будущих учителей к вышеупомянутому направлению профессиональной деятельности /организаторская, информационная, деятельностная и контролирующая функция педагога, программа занятий со студентами, использование эвристической, проблемной, игровой методики, разнообразных аудиовизуальных средств обучения и т.д./;

- коммуникативность: связь с окружающей действительностью /социальные, психологические, информационные и иные аспекты/;

- результативность: итоговый воспитательный, эстетический эффект системы /согласно нашей гипотезе, полученные аудиторией знания и умения должны положительно влиять на мировоззрение, эс-

тетическоэ сознание, креативные способности будущее педагогов, интеллект, самостоятельное творческое ышлоние; направлять профессиональные знайия и умения студентов На поиски лучших путей, способов, фора педагогического воздействия на учаищхся во вр»\ я.проведения школьных кружков и факультативов по экранным искусствам, чтобы тем самым активизировать их креативные начала/.

В реализации разработанной нами систеш подготовки студентов педвузов к эстетическому воспитанию школьников на материале экранных искусств мы опирались на четыре оеновйнх вида деятельности, которые создали конкретные условия не только для творческого развития индивидуальности студентов, звукозрительного, пространственно-временного эстетического восприятия, уненяя интерпретации п анализа фильмов или телегзредач, получения эстетических знаний, художественно-креативной деятелвности, но и для творческого освоения и практического применения будуцтш учителями ыстодиет ведо- • ния занятий с учащимися аудиовизуальным! средствами.

Выделены следущие основные виды деятельности:

I/ освоение азов творческих умений на материале фильмов,-телепередач /написание шнисценаряев, работа над "рзклашпал афнпзЕй6 любительская видеосъемка и т.д./;

2/ формирование эстетического восприятия, интерпретации н оценки произведений кино, телевидения, видео, поднкмапцегося до "отождествления с автором", то есть понимания комплекса звука зритель mix, пространственно -времзнных худозествэнкых образов, индивидуального творческого мышления;

3/ получение знаний об исторвп экрашшх искусств, об кх рола и место в социальной п культурной кизил;

4/ изучение, овладение и практическое применение методики н программы эстетического воспитания и обучения школьников на материала экранных искусств /в том числе - учебных фильшв/.

солидарш с исследователями /Г.Н.Усов, А.В.Шариков и др./, которые доказали, что первые три вида деятельности способствует ожидаемому результату - формирования аудиовизуальной грамотности, то есть умения анализа и синтеза звукозрительной, пространственно-временной формы повествования, активному развитии творческой индивидуальности. Что же касается четвертого вида деятельности, то он впряууи направлен на подготовку будущих педагогов к профессиональному проведению занятий по эстетическое воспитанию школьников.

Для реализации поставленных задач п ходе исследования были использованы разнообразные штоды: систематизация и анализ теорэ-

тической, методической литературы ло-проблеме, -изучение педагогического опыта-В области эстетического - воспитания, наблвдение, собеседование, анкетирование, .письменные опросы, изучение продуктов творческой деятельности студентов, разработка теоретической модели и методики подготовки будущих учителей н эстетическому воспитанию школьников на материале кино, телевидения и видео /на основе имеющихся моделей и методик, связанных с художественным воспитанием учащихся и студентов средствами искусства/, педагогический эксперимент. . . . . ............ .'.

Научная новизна и теоретическое значение исследования. - -

I/ Дано обоснование системы подготовки студентов педвузов-к эстетическому воспитанию школьников на материале экранных искусств /как одной из сторон процесса становления и развития творческой индивидуальности будущего педагога/. При этом учитывались: роль, и многофункциональные возможности кинематографа, телевидения и видео в. современной социокультурной ситуации, в.том числе - в жизни студенческой молодежи, причины их зрительского успеха; потенции /информационные, образовательные, этические, эстетические, терапевтические интеллектуальные л др./ эстетического воспитания аудиовизуальными средствами в плане развития эстетического восприятия, творческих способностей будущих учителей;- достижения отечественной и зарубежной педагогической науки и практики в высших учебных, заведениях. На теоретическом и эмпирическом уровнях выявлены не только' воспитательные возможности данной системы, но и раскрыты её содержательная сущность, механизмы, обеспечивающие развитие творческих потенций аудитории в разнообразных видах деятельности /перцептивной, аналитической, креативной и т.д./.

2/ разработаны объем, содержание, теоретическая модель, форма, методы, программа и методика подготовки студентов педагогических вузов к эстетическому воспитанию школьников на материале экранных искусств, критерии эстетического развития и уровней восприятия студентов в области кино, телевидения, видео. Определены оптимальные направления и психолого-педагогические условия организации Эи'ого процесса, осуществлена практическая проверка вышеупомянутых модели, методики и программы, теоретически обоснована и практически доказана не. только правомерность, но и перспективность системы подготовки будущих учителей к эстетическому воспитанию учащихся средних.учебных заведений на.аудиовизуальном материале.

3/ теоретическая значимость работы заключается в разработке системы подготовки студентов педвузов к эстетическому во-

спитанию школьников средствами экранных искусств, составляющей базу для развития творческой личности будущего педагога в условиях интенсивного увеличения аудиовизуального информационного потока.

Практическая значимость исследования:

I/ содержащиеся в нем выводы и научно-методические рекомендации позволяют обеспечить эффективное педагогическое руководство планированием и организацией процесса эстетического воспитания студентов педвузов на материале экранных искусств;

2/ для осуществления подготовки будущих учителей к эстетическому воспитанию школьников средствами кино, телевидзния, видео проведено исследование, сочетавшее разработку теоретической модели, практического эксперимента, предусматривавшего поиски новых структур и форм, программу для педагогического вуза, методические рекомендации, систему конкретных методических приемов;

3/ результаты исследования могут быть испольэсваш в процессе эстетического воспитания студентов /ректорами и деканами педагогических вузов, преподавателями высшей школы, руководителями факультетов педагогических профессий, студенческими клубами, факультативами, кружками и т.д./, школьников.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Основные диссертационные положения практически реализованы в системе подготовки студентов к эстетическому воспитанию школьников /в рамках спецкурса по эстетическому воспитанию средствами экранных искусств, читаемого в Таганрогском государственном педагогическом институте/, в осуществлявшейся под нашим руководством педагогической практике студентов в двадцати школах Таганрога и Ростовской области, в детских домах и интернатах, в клубах по месту жительства, в выполненных студентами курсовых и дипломных' работах, посвященных проблемам художественного воспитания школьников на материале кинематографа, телевидения, видео /студенты Н.А.Акулова, O.E.Сальная, О.В.Скворцова, Н.И.Скорова, Е.А.Царенко и др./, в практической деятельности многих бывших студентов Таганрогского пединститута, после его окончания работающих в школах Таганрога и Ростовской области. Разработанные нами модель, программа и методика использовались на занятиях со студентами Ростовского пединститута /преподаватель - доцент Л.В.Усенко/, Воронежского института искусств /преподаватель - доцент С.Н.Пензин/, высших кинопедагогических курсов Ассоциации деятелей кинообразования /Москва/.

Основные принципы системы подготовки студентов педагогичес-г'их вузов к эстетическому воспитанию школьников на материале эк-

ранных искусств были практически реализованы нами в следующих учебных пособиях, рекомендациях: Идейно-политическое воспитание студентов средствами искусства. Учебное пособие. - Ростов на Дону: Изд-во Вэстов. пед. ин-та, 1989; Эстетическое воспитание средствами киноискусства. - Таганрог: Изд-во Таганрог, пед. ин-та, 1983; в монографиях: "За" и "против" /Кино и школа/. - И.: ВБПК, 1987; Трудно быть молодым /Кино и школа/. - М.: Киноцентр, 1989; Ввдео-спор /Кино - видео - молодежь/. - Ростов на Дону: Ростов, книжное изд-во, 1990; в пятидесяти статьях, опубликованных в журналах "Эк-ран'УМосква/, "Кишмеханик"/Москв&/, "Клуб"/Москва/, "Искусство кино"/Москва/, "Мнения"/Москва/, "Еидео-Асс зкспресс"/Москва/, "Кино"/Литва/, "Новинки экрана"/Украина/, "Кино" /Узбекистан/, "Ра/ижат'^г«"/Франция/, "¿¡пепЛсИои. "/Франция/, "РЛч ТНкеак"/США/,

Теоретические положения и практические результаты исследования обсуждались на ежегодных научно-практических конференциях в Таганрогской государственном педагогическом институте /1983-1993 гг./, на заседаниях лаборатории кино и телевидения НИИ художественного воспитания /1986-1992 гг./, на конференциях и семинарах кинематографистов: Болшево, 1982, 1983, 1986; кинокритиков - Взпи-но, 1984, 1991; деятелей кинообразования - Болшево, 1985; на международных симпозиумах по медиа-образованию - Ташкент, 1990; Москва, 1992; на.занятиях международной киношколы /Венгрия, 1987/ и др.

.. Достоверность и обоснованность подученных в диссертации выводов и. результатов исследования обеспечена соответствием научного аппарата и методики исследования его объекту, предмету, цели, задачам, а также опытно-экспериментальным путем /в том числе сопоставлением данных по экспериментальным и контрольным студенческим группам/, соотнесением теоретических выводов и положений, имеющихся в педагогической науке, с данными и результатами передовой практики, репрезентативностью выборки исследования студентов разных поколений и факультетов, специальной работой по внедрению системы подготовки студентов педвузов к эстетическому воспитанию школьников на материале экранных искусств в практику институтов /Таганрог, Нэ-стов, Воронеж/, показавшей эффективность её применения; подтверждением гипотезы исследования результатами, выразившимися в развитии и формировании эстетического сознания, творческих способностей, индивидуального мышления будущих педагогов, а также в их умении вести занятия со школьниками на материале экранных искусств.

На защиту выносятся следующие положения:

I. Изучение теории и практики эстетического воспитания на ма-

териале кино, телевидения, ввдео. в отечественных и зарубежных вузах приводит к выводу о. необходимости .осуществления теоретически и методически обоснованной системы эстетического воспитании средствами экранных искусств, способствующей не только развитию эстетического сознания и индивидуального творческого мышления будущего педагога, но и готовящей его к художественному воспитанию школьников с помощью искусства экрана.

2. Экранные искусства в современной социокультурной ситуации /крушение прежних политических, социальных стереовнпов и государственной системы в целой, экономический кризис и попытка радикальных реформ, ориентация общества на общечеловеческие ценности, расширение возможностей для полноценного раскрытия потенций личности, плюрализм мнений в условиях многопартийной системы и отсутствия цензурных барьеров в общении с культурой, мощное развитие средств массовой коммуникации - спутникового и кабельного телевидения, обширной сети видеозалов, кооперативных и частных киновидеостудий, компьютеризации рекреативной сферы человеческой жизни и т.д./ приобретают всё большее влияние и распространение. Их зрительский успех /прежде всего - в молодежной аудитории/ определяется следующими факторами: использованием зрелищно-развлекательных жанров /как правило, опирающихся на мифологию/, терапевтической, компенсаторной, рекреационной и других функций искусства, системы "эмоциональных перепадов", позволяющей делать разредку нервному напряжению зрителей; гипнотизма, угадывания желаний публики, стандартизации, серийности и т.д.

3. Потенциальные возможности экранных искусств в современном процессе эстетического воспитания в педвузах определяются их широким спектром возможностей для развития человеческой индивидуальности: эмоций, интеллекта, самостоятельного творческого мышления, мировоззрения, активизации знаний, полученных в процессе изучения студентами дисциплин гуманитарного цикла, эстетического сознания /восприятия, умений художественного анализа и т.д./. Общение с выдающимися произведениями экрана создает также предпосылки для противостояния личности социальному, психологическому, моральному кризису общества. Специфика контакта аудитории с экранными искусствами определяется синтетической аудиовизуальной, пространственно-временной природой кинематографа, телевидения, видео, объединяющей характерные черты практически всех традиционных искусств. К сожалению, в большинстве современных учебных заведениях эти потенции

до сих пор остаются нереализованными.

4. Эстетическое воспитание студентов педвузов на материале экранных искусств является средством профессиональной подготовки будущих учителей к воспитанию учащихся средних учебных заведений с помощью кино, телевидения, видео. Содержание данной подготовки зависит не только от специфики восприятия и воздействия экранных искусств, проблем новой социокультурной ситуации, но и от изменений в сфере мировоззрения будущих педагогов /с одной стороны - драматическое чувство неуверенности в будущем, пессимизм, разочарование в идеалах, с другой стороны - отчетливая тенденция к независимости, самостоятельности, самореализации взамен прежних коллективистских установок/,

в их эстетических потребностях, интересах /отторжение конъюнктурно-политической тематики, тяготение к зрелищным аанрам экранных искусств с их компенсаторными, гедонистическими, терапевтическими функциями и пр./.

5. Система подготовки студентов педвузов к эстетическому воспитанию школьников на материале экранных искусств включает в себя:

I/ целевые.установки на развитие, эстетического сознания студентов и их профессиональной готовности к проведению занятий с учащимися средних школ средствами экрана; 2/ компонентность: составляющие системы /педагоги- - преподаватель спецкурса "Экранные искусства"/ и воспитуемые /студенты/, средства обучения и воспитания /экранные искусства и др./, педагогической модели /констатация уровней развития и восприятия произведений аудиовизуальных искусств в конкретной аудитории;- стимуляция креативных способностей /через деятельность, связанную с. написанием-"минисценариев", видеосъёмкой и т.д./,; формирование целостного восприятия и анализа фильмов, телепередач /с учетом динамики развития художественного образа и специфики звукозрительной, пространственно-временной природы экранных искусств/, индивидуального творческого мышления; знакомство с основными этапами истории экранных искусств; изучение методов и форм эстетического воспитания и обучения школьников средствами экрана и применение, их в школьной педагогической практике, при выполнении курсовых и дипломных работ/; 3/ структурность /взаимосвязь компонентов системы, логическая обоснованность последовательности этапов модели, заключающаяся, в частности, в том, что практические занятия креативного характера опережают занятия теоретического плана, что дает студентам возможность развить целостное художественное восприятие произведений экрана без присущей традиционному преподаванию искусств /литературы и др./ доминанты интеллектального над эмоциональным; ^национальность /содержательная часть, отраженная в программе спецкурса, эвристическая, проблемная, игровая методика проведения

занятий, готовящих студентов к осуществлению эстетического воспитания школьников средствами кино, телевидения, видео/; 5/ коммушпсати ность /соотнесение экспериментальной модели, программа, методики е современней социокультурной ситуацией, с доминирующими психологическими аспектами художественного восприятия /компенсаторными, терапевтическими, рекреативными и др./, с возможностями средств массовой информация и т.д./; 6/ практическая реализация и результативность /определение с помощью итогового констатирующего эксперимента изменений в уровне эстетического сознания теоретических знаний и практических умений, на базе которых будущие учителя могут вести занятия со школьниками на материале экранных искусств/.

Структура и основное содержание исследования.

-Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и приложений.

Во введении раскрываются актуальность темы исследования, выделяются вопросы, не решенные в предудущих исследованиях по проблемам эстетического воспитания в вузах /анализ потенций экранных искусств в подготовке будущих педагогов к проведению занятий со школьниками на аудиовизуальном материале - в плане развития эстетического сознания, самостоятельного мышления, раскрытия творческих возможностей индивидуальности в условиях новой социокультурной ситуации; необходимость разработки системы подготовки студентов педвузов к аудиовизуальному воспитанию школьников, основанной на эффективной модели, программе и методике/, формулируются проблема, объект, предмет, цель, гипотеза и задачи исследования, дается характеристика его организации и основных этапов, новизны, теоретической и практической значимости полученных результатов исследования.

Первая глава» "Теоретические основы подготовки студентов педагогических вузов к эстетическому воспитанию школьников на материале экранных искусств".

В параграфе "Вэль кино, телевидения и видео в современной социокультурной ситуации и причины их зрительского успеха" раскрывается влияние средств массовой коммуникации на жизнь общества /в том числе и на жизнь студентов/ в её различных аспектах /информационны*, эстетических, психологических, рекреативных, педагогических и др./, которое в связи с развитием кабельного и спутникового телевидения, видео, компьютерно-дисплейной техники в последние годы резко увеличилось, что еще сильнее актуализировало значение экранных искусств для эстетического воспитания молодежи, так как благодаря мощным информационным каналам кинематограф и телевидение в сфере массового

потребления оттеснили на второй план традиционные ввды искусства /литературу, театр, живопись и т.д./.

Анализируется также специфика общения, контакта студенческой аудитории с кинематографом, телевидением и видео, в частности -доминирующая роль в этом процессе ориентации на рекреативные, компенсаторные и терапевтические функции экранных искусств, на зрелищные жанры /детектив, мелодрама, комедия и др./ произведений массовой /популярной/ культуры.

Исходя из данной тенденции дается анализ так называемого феномена массовой культуры в кино и на телевидении, причин зрительского успеха произведений аудиовизуальных искусств, механизмов их воздействия и потенциальных возможностей в формировании нравственно-эстетического сознания молодежной аудитории.

В итоге делается вывод о необходимости учета особенностей современной социокультурной ситуации, различных особенностей контакта молодежной аудитории с массовой /популярной/ культурой при разработке и практической реализации коммуникативных и функциональных аспектов системы /модели, методики и т.д./ подготовки студентов к эстетическому воспитанию школьников на материале кино, телевидения, видео.

В параграфе "Проблемы эстетического воспитания будущих учителей на материале экранных искусств: отечественный и зарубежный опыт" , классифицируются и анализируются существующие отечественные и иностранные модели эстетического воспитания средствами искусств, необходимые для разработки компонентных, структурных и функциональных аспектов системы подготовки студентов педвузов к эстетическому воспитанию школьников на материале кино, телевидения и видео. В целом суть таких моделей сведена к следующим главным этапам: I/ получение знаний об истории и теории эстетики и искусства /распространяемого, в частности, средствами массовой информации, коммуникации; 2/ формирование умений восприятия и анализа художественного произведения /к примеру, фильма/; формирование креативных практических навыков на материале искусств /включая кино, телевидение, видео/. Сравнение и анализ подобных систем эстетического воспитания показал, что во многих из них можно усмотреть существенные недостатки: обособленность рассмотрения формы и содержания при анализе конкретного художественного произведения /например, кинокартины/, оценка произведения искусства как некого набора "выразительных средств" и пр. Другая крайность /в основном свойственная зарубежным моделям аудиовизуального воспитания/ состоит в том, что компонент анализа художе-

ственного произведения либо отсутствует, либо занимает второстепенное место, что, по нашему мнению, является их недостатком.

Анализ отечественных и зарубежных психологических исслед. аний /А.Адлер, Л.И.Божович, Л.С.Ейготский, А.Н.Леонтьев, Б.Ф.Ломов, 3.Фрейд, К. 1кг и др./ дал возможность систематизировать, вццелить наиболее характерные мотивы деятельностей, которые в тех или иных трактовках определяют структуру личности, индивидуальности. Эти мотивы /терапевтические, компенсаторные, рекреативные и т.п./ учитывались нами при разработка различных аспектов /компонентных, структурных, функциональных/ системы подготовки будущих педагогов к эстетическому воспитанию школьников на материале экранных искусств.

Исходя из того, что важнейшим фактором воздействия на личность является искусство, мы имели в виду его потенциальные возможности /в мотивационном, интеллектуальном, моральном, познавательном, эстетическом, креативном и прочих аспектах/ при разработке вышеупомянутой системы. Здесь мы учитывали также противоречия современного процесса эстетического воспитания между: ролью дисциплин художественного цикла и их местом в учебном плане, технической оснащенностью учебных заведений; возросшей интенсивностью информационного звукозрительного потока и относительно слабым его применением в отечественном среднем и высшем образовании; предпосылками к улучшению процесса эстетического воспитания /лихвидация бюрократических запретов относительно поисков новых направлений в педагогических методиках, программах и т.п.; расширение потенциальных возможностей педагогов и учащихся общаться с культурными ценностями и т.д./ и их недостаточным использованием в массовом обучении; драматической социальной ситуацией и желанием молодежи обрести жизненную опору; потенциалом предметов художественного цикла в области развития эстетического сознания и творческой индивидуальности учащегося и качеством их практического использования; существенные недочеты художественного образования /одностороннее, изолированное изучение литературы, музыки, других искусств, обособленное рассмотрение формы и содержания при анализе конкретного произведения и др./, основные условия совершенствования процесса эстетического воспитания /определение критериев эстетического восприятия и развития индивидуальности студента; улучшение моделей, программ, методик, форм проведения занятий с будущими педагогами на материале искусств; общую ориентацию на формирование эстетического сознания и развитие творческих потенций индивидуальности в русле идей гуманизма и общечеловеческих ценностей, не зависящих от социального происхождения, расы, вероиспо-

ведания индивида и т.п.; учет отечественной социокультурной ситуации, психологических особенностей молодежной аудитории; включение в вузовские программы курсов, предусматривающих изучение экранных искусств, имеющих гигантское влияние на зрительскую аудиторию/.

Согласно гипотезе нашего исследования, многие из вышеизложенных трудностей и недостатков можно преодолеть с помощью максимального использования потенций /эмоциональных, эстетических, креативных, информационных и т.д./ экранных искусств, помогающих развитию самостоятельного мышления, эстетического сознания, творческой индивидуальности.

Исходя из того, что необходимая для нашего исследования педагогическая система должна быть ориентирована на формирование определенных критериев эстетического развития, восприятия и профессиональной готовности будущих педагогов к проведению занятий со школьниками на ыатергало кино, телевидения, видео /целегой-аспект системы/, в данном параграфе сделан анализ таких критериев, содержащихся в многочисленных исследованиях /О.Н.Кириченко, О.В.КЬваленко, С.П.Сысенко, Ю.Н.Усов и др./. На основании их классификации и анализа необходимая для нашего исследования система критериев эстетического развития студенческой аудитории по отношению к экранным искусствам сформулирована следующим образом:

I/ "сенсорный" критерий: частота общения.с.экранными искусствами, умение ориентироваться в их потоке /т.е. выбирать любимые жанры, темц и т.д./;

... 2/ "понятийный" критерий: знание истории и теории экранных искусств, конкретных произведений кино, телевидения, видео;

3/ "мотивационшй" критерий: эмоциональные, гносеологические, гедонистические, компенсаторные, эстетические и другие мотивы контакта с экранными искусствами;

. - 4/ "оценочный", "интерпретационный" критерий: уровень восприятия, способность к аудиовизуальному мышлению, к самостоятельно»^ анализу и синтезу пространственно-временной формы повествования произведения экранного искусства, к "отождествлению" с героем и автором, к пониманию и оценке авторской концепции в контексте структуры произведения;

5/ "креативный" критерий: уровень творческого начала в различных аспектах деятельности, прежде всего - перцептивной, аналитической, игровой, художественно^.

Опираясь на различные классификации уровней эстетического восприятия художественных произведений, предложенные в исследованиях,

связанных с проблемами эстетического воспитания, мы пришли, к следующему варианту, отвечающему целям, и задачам нашего исследования:

Г/ уровень "первичной идентификации": эмоциональная, психологическая связь с экранной средой, фабулой /цепью событий/ повествования;

2/ уровень "вторичной идентификации": отождествление с героем произведения экранного искусства;

3/ уровень "комплексной идентификации": отождествление с автором произведения экрана при сохранении "первичной" и "вторичной" идентификации /с последующей интерпретацией увиденного/.

Кроме того, наш выделены следующие критерии профессиональной готовности студента к эстетическое воспитанию и обучению школьников /при учете сформированное™ эстетического восприятия, оценки художественных произведений/ на материале экранных искусств:

I/ "понятийный" критерий: информированность, теоретико-педагогические знания в области эстетического воспитания средствами экранных искусств;

2/ "мотивационный" критерий: направленность на эстетическое воспитание и обучение школьников средствами кино, телевидения, видео, стремление к совершенствованию своих знаний и умений;

3/ "операционный критерий: методические умения и педартистизм;

4/ "креативный" критерий: творческий подход в процессе эстетического воспитания и обучения учащихся на материале искусства экрана.

. После выявления,.сопоставления и анализа критериев эстетического развития студентов, уровней их художественного восприятия и оценки на базе анализа и сравнения разнообразных отечественных и зарубежных моделей в исследовании сформулирована модель подготовки будущих педагогов к эстетическому воспитанию учащихся средних учебных заведений на материале экранных искусств. Коротко задачи этой модели сводятся к следующим: I/ получить представление об уровнях эстетического восприятия и анализа студентами произведений экрана; 2/ развить у будущих учителей полноценное эстетическое восприятие /на уровне "комплексной идентификации"/, творческое, индивидуальное мышление, умение анализа произведений кинематографа, телевидения, видео, креативные умения и т.д.; 3/ познакомить аудиторию с главными вехами истории экранных искусств и с характерными особенностями современной социокультурной ситуации; 4/ научить будущих учителей методам и формам эстетического воспитания и обучения школьников аудиовизуальными средствами; 5/ Дать возможность студентам на практике в школах и во внешкольных учреждениях применить по-

лученные ими знания и умения; 6/ с помощью итоговых анкет и письменных работ, собеседований сделать сравнительный анализ эстетического развития сгудентов^цо и после изучения ими курса "Экранные искусства" и тем самым подучить возможность судить об эффективности модели и методики.

йлпеупомянутая базовая модель ориентирована на развитие эстетического сознания, ..интеллекта, творческой индивидуальности, мировоззрения студента, учет диалектики синтеза развития, воспитания и образования, на формирование знаний об экранных искусствах, умений анализа аудиовизуальной, пространственно-временной формы повествования, креативных игровых потенций, возможности общения и т.д.

Данная модель рассматривается как основной компонентный стер-жэнь системы подготовки студентов педвузов к эстетическому воспитанию школьников на материала экранных искусств, включающей: I/ целевые аспекты /развитие эстетического сознания будущих педагогов и их готовности к ведению занятий со школьниками средствами экрана/; 2/ компонентность /преподаватель, студенты, средства воспитания, педагогическая модель, осуществляемая в вышеу!:азанных целях /констатация уровней развития и восприятия аудиовизуальных произведений в студенческой аудитории, развитие креативных способностей, целостного восприятия и анализа фильмов и телепередач, творческого мышления; знакомство с теорией и историей экранных искусств; изучение методов и форм педагогической работы с учащимися на материале кино, телевидения, видео;-применение полученных знаний и умений в процессе учебной педпрактики; 3/ структурность /логическое обоснование компонентов системы/; 4/ функциональность /содержание подготовки студентов, отраженное в программе спецкурса,направленного на всесторюннее осуществление информационных, обучалцих, развивающих, воспитательных и иных функций, способствующих выполнению поставленных целей и задач,проверке рабочей гипотезы исследования; в разноплановых средствах,методике, способах проведения занятий со студентами; 5/ коммуникативность /соотнесение разработанной системы с социокультурной ситуацией, выявленными особенностями художественного восприятия, развития и т.д./; 6/ результативность / определение в ходе и в конце занятий по спецкурсу качественной эффективности системы в смысле выполнения поставленных целей и задач, то есть соблюдение принципа обратной связи/

Данная система в организационном плане рассчитана на реализацию в рамках спецкурса "Экранные искусства" во время аудиторных и внеаудиторных занятий в студенческих грушах педвуза.

Вторая глава. "Типология восприятия и критерии эстетического развития студенческой аудитории в области окраинах искусств".

В данной главе анализируется уровни эстетического восприятия в студенческой аудитории, специфика мышления будущих педаго-^в в процессе контакта с произведениями кино, телевидения, видео, в тон числе - с фильмами и телепередачами массовой культуры; степень способности студентов к художественному анализу произведений тех или иных жанров и тематики, критерии эстетического развитая будущих учителей в области экранных искусств.

Анализ результатов констатирующего оксперимента показал, что на исходной фазе обучения спецкурсу "Экранные искусства" в астатическом восприятии студентами произведений кино, телевидения, ввдео преобладал уровень "вторичной идентификации" /64,75?6 опро&еняых/ и лишь относительно небольшую часть студенческой аудитории /12,ЗЭ(/ могно било условно отнести к уровню "комплексной идентификации". Эксперт- ' мент показал, что из-за незначительного веса уровня "комплексной идентификации" в эстетическом восприятии произведений экранных «е-кусств у будущих педагогов особенно популярны фильма и телепередача зрелищно-развлекательных жанров, часто опирающиеся на фольклорные источники и имеющие черты серийности и стандартизации; произведенал с ярко выраженными развлекательной /88,5Ш/, рекреационной /48,0©*/ и компенсаторной /62,52Й/ функциями, динамичностью /68,336/ и экзотикой действия /72,6Э6/, обаятельными героями, ведущшш телепередачи /86,16%/, счастливым концом /31,92&/. При этом так называемая популярная культура в рамках экранных искусств занимает пэрше места в художественных предпочтениях студентов и, следовательно, оказывает максимальное воздействие на их эстетическое сознание и мировоззрение.

Приведенный в данной глава анализ критериев эстетического развития студентов выявил, что "понятийный" критерий /знания теории и истории экранных искусств/ практически отсутствовал на всех трех г,га-пах констатирующих "срезов" /1983, 1987, 1991 года/, "сенсорный" критерий /частота общения с экранными искусствами,-умение ориентироваться в их потоке/ проявлялся в том, что "ориентащш"-значительной части аудитории, часто посещающей кино и видеозалы, сводилась з жанрово-тематическому /развлекательного характера/ выбору, отторга-нцему проблемное, сложное по художественному языку-искусство.

"Мотивационный" критерий /эмоциональные, гносеологические, нравственные и др. мотивы контакта с экранными искусствами/ проявлялся в желании аудитории развлекаться /88,5®, то есть 877 студентов из

990 опрошенных/, идентификации себя с героем фильма /ведущим телепередачи/,- 86,1696. Гносеологический мотив составил 51,72Й, компенсаторный - 62,52а. "Оценочный" /"интерпретационный"/ критерий эстетического развития находился в прямой зависимости от уровня художественного восприятия /общая тенденция - преобладание уровня "вторичной идентификации"/* "Креативный" критерий /уровень эстетического начала в различных аспектах деятельности/ нередко оказывался у студентов более развит, чем оценочный.

Анализ реальных художественных интересов студентов, выявление уровней эстетического восприятия привел к выводу, что в силу слабого эстетического развития основной массы будущих учителей в области кино, телевидения и видео при разработке системы подготовки студентов к эстетическому воспитанию учащихся следует предусмотреть этапы формирования их эстетического сознания, творческого индивидуального мышления, способности к анализу звукозрительной, пространственно-временной структуры повествования /с учетом выявленных-рекреативных, компенсаторных тенденций в их восприятии и развитии/, знакомства с жанрами и видами аудио визуальных искусств, основными вехами их истории, изучения методов и форы проведения занятий со школьниками на материале кинематографа, телевидения, видео.

Третья глава. "Подготовка будущих педагогов к воспитательной работе в -школе и во внешкольных учреждениях на материале кинематографа, телевидения и видео". .

. В центре первого параграфа "Формирование у студентов способности к пониманию и художественному анализу произведений экранных искусств" обоснование компонентности, структурности и функциональности системы подготовки будущих учителей х эстетическому воспитанию школьников та материале кино, телевидения, видео в плане подели и методики формирования у аудитории способности восприятия и анализа произведений экрана, опыта экспериментально-исследовательской работа, итогов проведенного педагогического эксперимента, выводов. Обосновываются структура и основные задачи программы занятий спецкурса "Экранные искусства", описывается и анализируется методика, с помощью которой реализуется эта программа.

В функциональном аспекте разработанной нами системы учитывались основные метода эстетического воспитания: убеждение, вовлечение в эстетическую деятельность, организация проблемных ситуаций, стимулирование, самовоспитание, изложение теоретического и исторического материала по экранным искусствам /лекции, беседы, вступительные слова перед просмотрами, обсуждение фильмов, телепередач/,

использование фрагментов,-кадров, фотографий, искусствоведческой литературы и.прессы и пр.; применение различных творческих заданий и упражнений; игровых эвристических, креативных форм обучения; контроль и оценка выполненных студентами заданий и работ.

Подробно описана и проанализирована методика проведения занятий по теме "Проблемы эстетического восприятия экранных искусств" /овладение студентами креативными умениями на материале кино, телевидения, видео с помощью эвристической, игровой методики и технических | средств; просмотри фильмов и телепередач и развитие у студентов восприятия аудиовизуального, пространственно-временного языка энран-гнх искусств в процессе коллективного обсуждения; лекционный этап о параллельными практическими заданиями: знакомство с теорией худо-пественного восприятия, его типологией, анализ основных причин популярности произведений экранных искусств разных видов и жанров/.

В развитии у студентов эстетического восприятия аудиовизуальной, пространственно-временной структуры повествования произведений экранных искусств /с помощью просмотров и обсуждений фильмов и телепередач/ мы имели в виду усвоение аудиторией своего рода монтагного мышления.- эмоционально-смыслового соотнесения элементов повествования /Ю.Н.Усов/, их пластических, ритмических соединений в кадре, эпизоде, сцене, чтобы в результате эстетическое восприятие произведений экранных искусств основывалось на взаимосвязи следующих процессов: восприятия динамически развивапцихся зрительных образов, сохранения в памяти, предыдущих аудиовизуальных.и пространственно-временных элементов художественного образа фильма, телепередачи, прогнозирования,. предчувствия вероятности того или иного явления на экране.

В данном параграфе подробно раскрывается и анализируется осуществление этих задач: описание аудиторией пространственно-временного, аудиовизуального образа в ритмически организованной пластической форме повествования на основе обсуждения монтажного сочетания кадров /с учетом их фронтальной, глубинной, ракурсной, светоцветовсй композиции и т.д./ и эпизодов, так как динамика становления звукозрительного образа в экранных искусствах проявляется именно во взаимодействии кадров и монтажа. Цель данных заданий: развитие эмоциональной активности будущих педагогов, их творческой индивидуальности невербального мышления, звукозрительной памяти, то есть факторов, способствующих анализу и синтезу аудиовизуального, пространственно-временного художественного образа.

Анализ результатов формирующего эксперимента /организованного в рамках спецкурса "Экранные искусства" в Таганрогском пединституте исходя из теоретической модели подготовки студентов к эстетическому

воспитанию сто ль ников на материале кино, телевидения, видео/ показал, что в ходе подобных занятий между экраном и зрительским опнтои /жизненный и эстетическим/ студентов устанавливались ассоциативные связи; эмоциональное сопереживание героям, авторам произведений происходило вначале на базе интуитивного, подсознательного, восприятия динамики звукозрительного образа эпизода; затем будущие учителя осуществляли процесс его анализа и синтеза /выявление значений кадров, ракурсов, планов и т.д., их обобщение, соединение, осмысление неоднозначности, выражение к этому своего личного отношения/, шли от линейной трактовки повествования к ассоциативной, полифонической. Пополнялись их знания, эмоциональный и интеллектуальный опыт, развивались способности художественного восприятия экранного образа, то есть события, характеры героев, изобразительное, музыкальное решение воспринималось в единой связи, целостно. При повторении данной методики на разнообразных примерах фильмов /телепередач/ различных видов и жанров у студентов подобные умения обогащались и закреплялись: формировались их эстетическое сознание, ивдиввдуаль-ное творческое звукозрительное мышление, баз которых невозможно восприятие на уровне "комплексной идентификации". Суждения студентов в целом отвечали основным критериям эстетического развития /"понятийному", "сенсорному", "мотивациондаиу", "оценочному", "креативном^.

В итоге комплекс практических заданий творческого характера, основанный на различных видах деятельности /перцептивной, художественно -творческой и др./ дополнял знания и умения, полученные студентами ранее: у будущих педагогов развивались познавательные интересы, фантазия, воображение, ассоциативное, творческое, индивидуальное мышление, аудиовизуальная грамотность.

В целом занятия по развитию эстетического восприятия готовили студентов к следующему этацу - художественному анализу фильмов и телепередач. В данном параграфе раскрывается и анализируется методика изучения студентами теш "Художественный анализ произведений экранных искусств" /выявление и рассмотрение содержания эпизодов, с максимальной яркостью воплощающих характерные закономерности фильма, телепередачи в целом; анализ логики авторского мышления; определение авторской концепции и обоснование личного отношения студентов к той или иной позиции создателей экранного произведения/. Анализируются эвристические /с предложением аудитории истинных и ложных вариантов трактовки логики авторского мышления и концепции на примере конкретных произведений экранных искусств/, игровые /направленные на развитие у студентов умений рассказать о наиболее прпвлекато-

льных, зрелищных аспектах произведений экранных искусств /реклама/, представить логически и художественно.убедительный гариант замены отдельных элементов фильма или телепередачи, коллективно обсуждать достоинства и недостатки произведений аудиовизуального искусства в "театрализованно- ролевых" вариантах/. Раскрывается и анализируется проблемная методика проведения коллективных обсуждений фильмов и телепередач, общая схема обсуждения произведения экранного искусства /установка на эстетическое восприятие: вступительное слово ведущего; коммуникативный этап: коллективный просмотр; посткоммуни-кативкзй этап: обсуждение увиденного по приведенной выше модели/. Даются конкретные примеры проведения обсуждений произведений экранных искусств в студенческой аудитории. В качестве основного критерия способности студентов к художественному анализу аудиовизуальной, пространственно-временной структуры произведений экрана выделено умение осмысления многослойной образности мира фалыга /телепередачи/; логики звукозрительного, пластического развития мыслей авторов /темпоритм, смена планов и т.д./ в комплексном единстве разнообразных средств организации изображения и звука.

При этом.нами учитываются специфические особенности каждого из экранных искусств: кинематографа /с его богатыми возможностями светотеневых, и цветовых нюансов, деталей изобразительного рода, эффектом коллективного восприятия и т.д./, телевидения /прямая трансляция событий на экраны домашних телеприемников, относительно слабые потенции, в планэ детализации изображения и свето -цветового решения, индивидуальное общение с экраном и т.д./, видео /возможность манипулирования, записанной на кассету информацией, ивдивидуалькое общение с экраном, максимально приближенное к общению с книгой и т.д./.

В заключение параграфа делаются выводы о положительных результатах развития эстетического сознания студентов, их творческого мышления, звукозрительной памяти и т.д. на материале экранных искусств.

Во втором параграфе "Основные пути и формы подготовки будущих учителей к эстетическому воспитанию учащихся средних учебных заведений аудиовизуальными средствами" структурно-компонентный и функциональный аспекты системы рассматриваются в плане формирования у студентов /с помощью модели к методики, программы спецкурса "Экранные искусства"/ знаний и умений ведения аудиторной;.факультативной и кружковой.работы.со школьниками на материале кино, телевидения, видео. В частности, согласно разработанной системе программа спецкурса "Экранные искусства" предусматривает изучение разделов "Осно-

вные этапы история экранных искусств" и "Подготовка к эстетическому воспитанию школьников на материале кино, телевидения и видео".

При реализации программы последнего раздела предусматривались следующие этапы:

- знакомство будугрге педагогов с проблемами медиа-образования и воспитания школьников средствами экранных искусств в отечественной и зарубежной педагогике, видами и формами данного воспитания;

- изучение методики эстетического воспитания школьников на материале кинематографа, телевидения, видео в системе общегуманитарных дисциплин, факультативов и кружков по экранным искусствам, киновидеоклубов для учащихся;

- использование полученных знаний и умений в ходе студенческой педагогической практики /проведение будущими учителями кружков и факу.-льтативов для школьников, обсуждение контрольных "уроков" и т.д./.

Б процессе формирующего эксперимента будущие педагоги осваивали творческие подходы в работе с учащимися, ролевые игры, эвристические и проблемные формы проведения занятий, гадания креативного характера, дифференцированное отношение к учадршея в зависимости от их индивидуальности, способностей, интересов, культурного развития. Взимание аудитории обращалось на педагогическую организацию процесса эстетического воспитания школьников средствами экранных искусств: целенаправленный отбор художественных произведений, определение основных задач,.организационно-методических принципов, оптимально условий, этапов, форы и методов /убевденке, стимулирование, организация проблемных ситуаций и т.д./ занятий со школьника*® соответствующих процессу формирования у них творческой индивидуально-. сти, эстетического восприятия фильмов и телепередач, вклзчая конкретные практические задания, использование технических средств, контроль и оценку работы учащихся /здесь ш опирались на программы занятий для 1-Я классов средней общеобразовательной скола "Основы "аудивизуальной культуры", разработанной в лабораторш воспитания школьников средствами кино и телевидения ННИ художественного воспитания/.

В данном параграфе раскрывается и анализируется система практических занятий, подкрепляющая лекционный цикл разнообразными творческими заданиями: письменными /составление плана-конспекта урова, беседы, вступительного слова перед коллективный просмотром, викторины, конкурса, выбор тем и обоснование планов курсовых и дипломных работ по проблемам воспитания школьников средствами экранных искусств/, "театрализованно-ситуативными" /деловие игры "Урок", "Бе-

седа со школьниками" на аудиовизуальной материале, театрализованные эткды на темы занятия киновидеоклуба для учащихся и т.д./.

Критерии выполнения данных заданий /как и последующих во время педпрактики контрольных уроков, проводимых студентами в настоящей школьной аудитории/: умение будущих педагогов теоретически обосновано и методически грамотно составлять планы и выбирать тематику различного рода занятий со школьниками, проводить занятия кружков и факультативов на аудиовизуальном материале /учебное кино и т.д./.

В результате осуществления формирующего эксперимента у студентов обнаружилось повышение уровней критериев профессиональной готовности к эстетическому воспитанию школьников на материале экранных искусств, таким образом, мы получили доказательство не только эффективности разработанной нами системы /результативный аспект/, но и необходимости максимального развития знаний и умений, отвечающих разработанным нами критериям профессиональной готовности будущих педагогов к.эстетическому воспитанию школьников средствами кино, телевидения, видео.

... Итоги студенческой педагогической практики в школьных классах показали, что занятия с учащимися на материале экранных искусств наиболее удачно вели будущие педагоги, которые обладали высоким уровнем критериев профессиональной готовности к данному роду педагогической деятельности, что свидетельствовало о верности критериальных принципов разработанной нами системы.

Третий параграф "Сравнительный анализ результатов формирующего этапа в экспериментальных студенческих группах по отношению к контрольным" посвящен анализу изменений в области формирования эстетического сознания, индивидуального творческого мышления и практических умений в плане подготовки к эстетическому воспитанию школьников на материале экранных искусств, которые произошли у студентов экспериментальных групп по сравнению с контрю льнами, учившимися по обычной вузовской программе.

Итоговый констатирующий эксперимент показал, что в целом существенно возрос процент будущих педагогов, находящихся на уровне "комплексной идентификации" - осмысление авторской позиции, тогда ^ как восприятие на уровне "первичной" /"фабульной"/ идентификации практически исчезло. На начальном этапе эксперимента на уровне "комплексной идентификации" находилось 11,21$ /37 человек из 330 опрошенных/, а на завершающем - 36,97?« /122 человека из 330/. В контрольных грушах это число составило только 16,66% /55 человек из 330/ Произошли изменения и в уровнях эстетического развития сту-

денческой аудитории по отношению к кино, телевидению и видео /улучшение показателей "понятийного", "мотивационного", "сенсорного", "эстетического", "оценочного", "креативного" критериев/. Таким образом, в результате формирующего эксперимента у будущих педагогов повысился уровень восприятия, индивидуального мышления, способность к самостоятельному анализу и синтезу звукозрительного, пространственно-временного повествования произведения экранного искусства, расширился уровень креативного начала в учебной, педагогической, исследовательской, художественной деятельности.

Во время студенческой педагогической .практики была получена информация об уровнях готовности будущих педагогов к астатическому воспитанию окольиикоз на материале экранных искусств. Б процессе наблюдений, бесед, опросов нами фиксировались: степень отношения студентов к эстетическому воспитанию школьников средствами кинематографа, телевидения, видео /деятельность, поведение, психологическое состояние/, потребность в эстетическом воспитании учащихся, самостоятельность, независимость, индивидуальность мышления /склон-кость к самообразованию, творческий подход к учебным и педагогическим задачам, эмоциональная восприимчивость и т.д./. В целом цифровые данные по критериям профессиональной готовности будущих учителей к эстетическому Боепитанию школьников на материале экранных искусств распределились следующим образом: "понятийный" критерий /удовлетворительные теоретические и педагогические знания в области кино, телевидения, видео/ - 2о,06% /317 человек из 330/; "мотивационный" критерий /направленность на эстетическое воспитание школьников средствами экрана, желание совершенствовать свои знания и уианпя/ -52% /174 человека из 330/; "операционный" критерий /удовлетворительные методические умения/ - 94,54% /312 человек из 330/; "креативный" критерий /творческий подход в процессе проведения занятий со школьниками/ - 50,60 % /167 человек из 330/.

До начала формирующего эксперимента аудитория практически не отвечала "понятийному" и "операционному" критериям, а "мотивацион-ный" критерий был на уровне 14,544 /43 человек из 330 опрошенных/. В контрольных группах положительные изменения в области формирования готовности студентов к зстетическоьу воспитают учащихся на материале экранных искусств оказались незначительными, мало отличавшимися от исходных.

Итоги эксперимента, приведенные и проанализированные в данном параграфе, свидетельствуют об эффективности разработанной системы подготовки студентов к эстетическому воспитанию школьников на мате-

риале кинематографа» телевидения и видео. У будущих педагогов образовался запас знаний об экранных искусствах, получило развитие их эстетическое сознание, индивидуальное творческое мышление. Они научились анализировать фильмы и телепередачи как аудиовизуальные, пространственно-временные произведения, готовить и проводить разнообразные занятия с учащимися средних учебных заведений на материале экранных искусств.

Экспериментальная проверка данной системы /с учетом разработанной нами теоретической модели, программа и методики спецкурса для пединститутов "Экранные искусства"/ позволила сделать следующие выводи я рекомендации:

I.. Изучение и анализ отечественных и зарубежных исследований, посвященных эстетическому воспитанию средствами экранных искусств, дали нам возможность выделить: характерные мотивы деятельностей, которые определяют структуру личности, индивидуальности /терапевтические, компенсаторные, рекреативные и др./; потенции искусства /в мотивационном,- интеллектуальном, познавательном, эстетическом, креативном планах/, как важнейшего фактора воздействия на личность; основные, противоречия совреяенного процесса эстетического воспитания. /междуд возросшей интенсивностью информационного аудиовизуального потока и слабым его использованием в образовательном процессе; драматической социальной ситуацией и стремлением молодого поколения обрести жизненную опору; потенциалом предметов художественного цикла в области развития эстетического сознания и творческой индивидуальности учащегося и качеством их практического применения и др./; существенные недостатки художественного образования /одностороннее, изолированное.изучение литератур!, музыки и других видов искусства, обособленное рассмотрение формы и содержания при анализе конкретного произведения и др. /; основные условия совершенствования процесса современного эстетического воспитания /определение критериев эстетического восприятия и развития личности студента; улучшение теоретических моделей, программ, методик, форм проведения занятий с будущими педагогами на материале искусств; ориентация на формирование эстетического сознания и развитие творческих потенций индивидуальности в русле идей гуманизма и общечеловеческих ценностей, не зависящих от социального происхождения, расы, вероисповедания индивида и т.п.; учет социокультурной ситуации в стране, психологических особенностей молодежной аудитории; включение в вузовские программы курсов, предусматривающих изучение экранных искусств, имеющих огромное влияние на зрительскую аудиторию/. Всё это привело нас к убеждению,

что многие из вышеизложенных трудностей и недостатков можно преодолеть с помощью максимального использования потенций /эмоциональных, эстетических, креативных, информационных и др./ экранных искусств, помогащих развитии самостоятельного мышления, эстетического сознания, творческой индивидуальности.

2. Использование экранных искусств в процессе подготовки студентов педагогических вузов к эстетическому воспитанию школьников на аудиовизуальном материале в современной социокультурной ситуации имеет особую актуальность, так как лишенные необходимых знаний и умений, учителя далеко не всегда в состоянии эффективно влиять на формирование эстетического восприятия и вкуса, учащихся в области кино, телевидения, видео,, не используют потенциальные интегрирующие возможности экранных искусств как части средств массовой коммуникации. Ягальный уровень эстетического развития-будущих педагогов в области экраншх искусств /и их готовности к эстетическому воспитания школьников средствами экрана/ в целом низок. Большинство существующих отечественных моделей и методик эстетического воспитания студентов на материале кинематографа, телевидения, видео не отвечает сложившейся- в стране социокультурной ситуации, влиянию экрана на аудитории /с - помощью ислодшзовашя-зрюлицно-развлекательшх жанров, опоры на-мифологию, компенсаторных, терапевтических, рекреативных функций искусства, серийности и т.д./.

3. Формирование, умений использования экранных искусств в ражаг обязательных школьных дисциплин,, .ведения факультативов, кружков,, юшоввдеоклубов для.учащихся -..один из. существенных факторов подготовки .будущих-педагогов, к. эстетическому воспиташю подрастагцего поколения. Психолого-педагогическке особенности студенческой молодезш /стремление разобраться в сложной социальной и социозультурно£ ситуации, становление профессиональных и хшзненних стремлений и-принци-пов,- повыиенный интерес к экранным искусствам и т.п./ служат предпосылками для формирования вышеуказанных укений. Потенции экрана в со временном процессе эстетического воспитания определяется богатым спектром возможностей для развития личности, индивидуальности /егаз-ций, интеллекта, творческого мышления, мировоззрения, активизации знаний из области других дисциплин, эстетического сознания/. Специфика контакта аудитории с экраном определяется синтетической звукозрительной, пространственно-времзшой природой кино, телевидения, видео, объединяющей основные черти всех традицноншх искусств.

4. Результат педагогических воздействий, формирующих у будущих учителей способность к эстетическому воспитанию школьников на материа-

ле кино, телевидения, видео, зависит от эффективной педагогической система, включанцей:

-целевые аспекты: развитие эстетического сознания будущих учителей и их готовности к ведении занятий со школьниками средствами .^рана;

- компонетность: составляющие системы - педагог, студенты, средства обучения и воспитания, базовая модель данного воспитания /выявление уровней развития будущих учителей в области эстетического воспитания и художественного анализа произведений кино, телевидения, видео; организации занятий спецкурса для студентов "Экранные искусства" с учетом этих уровней и реальных зрительских предпочтений аудитории; овладение студентами креативными умениями на материале экранных искусств; формирование полноценного аудиовизуального восприятия и умэ-ний анализа художественной структуры произведений экраикнх искусств /образное обобщение, синтез элементов пространственно-временного, звукозрительного повествования, рассмотрение содержания эпизодов произведения экранного искусства, наиболее ярко выявляющих художественные закономерности фильма /телепередачи/ в целом, анализ авторской концепции и т.д./; знакомство будущих педагогов с главнкуя вехами истории мирового кинематографа, телевидения, ввдео, с характерными особенностями современной социокультурной ситуации; изучение методов и форм эстетического воспитания школьников средствами экранных искусств; использование полученных студенгаш знаний и умений в их педпрактике в школах;, сравнительный анализ уровней эстетического развития и профессиональной готовности студентов к проведению занятий по эстетическому воспитанию школьников на материале искусства экрана до и после, лзучения аудиторией спецкурса "Экранные искусства"/;

- структурность: логическое обоснование компонентов системы, их взаимосвязи /по отношению к модели особенность структурного принципа заключается в той, что этапы системы, связанные с развитием у студентов эстетического сойнания, художественного восприятия экранных искусств, опережают этапы, связанные с изучением истории и теории экрана, таким образом, целостность восприятия фильмов и телепередач но нарушается влиянием интеллектуально-рационалистического' подхода традиционного преподавания искусства /к примеру, литуратуры/;

- функциональность: содержание - подготовки студентов, направленной на осуществление информационных, обучающих, воспитательных, гедонистических;, эстетических и иных функций, помогающих достижению поставленных целей и задач; стимуляция процесса обучения эвристической, игровой, проблемной методикой проведения занятий и т.д.;

подробная расшифровка содержательной части процесса обучения студентов в программе спевдурса, "Экранные искусства"}

- коммуникативность: соотнесение разработанной системы с социокультурной ситуацией, выявленными типами художественного восприятия, развития и т.д.;

- результативность: .определение качественной эффективности.системы.

5. Экспериментальная проверка разработанной нами системы подготовки

студентов педвузов к эстетическому воспитанию школьников ыа материале экранных искусств позволила доказать эффективность теоретической модели, программы и методики. Эстетическое сознание, творческое мышление студентов - в целом стало соответствовать, крат ери ян эстетического развития, обоснованным в настоящем исследовании. В итоге проведенного лаг® формирующего- акспершэнта- будуцле учителя от "первичного" /"фабульного?/, «.-"-вторичного" /"отождествление-с героем"/ уровней восприятия экранных искусств, перешли к более-высокому уровню "комплексной идентификации" /отождествление .с автором с последующей интерпретацией увиденного/критерием , которого была для нас их способность к отождествлению с позицией авторов фильмов шш телепередач на основе эмоционально-смыслового соотнесения динамики.звукозрительных, .пространственно-временных художественных образов, синтеза своих чувств » мыслей в образных обобщениях. .....Таким- образом практическая реализация разработанной нами системы-не. .только .создала необходимые условия /контакт с фильмами и телепередачами,-имеющими художественную ценность, их регулярное обсуждение,- возможность-реализации, творческих лотенций и т.д./ для восприятия .»кранных искусств, для формирования ассоциативного, образного индивидуального, чышления,. эмоциональности, интеллекта, художественного вкуса.и других, качеств творческой личности, но в итоге" привела к существенному усовершенствованию этих качеств, которые проявлялись у-будущих педагогов в различных сферах деятельности /перцептивной, аналитической, оценочной, креативной/. Аналогичная картина наблюдалась и . в формировании у студентов профессиональной готовности к эстетическому воспитанию школьников на материале экранных искусств: значительно улучшились показатели информированное— сти и 1еоретико-педагогических знаний, направленности на эстетическое воспитание средствами экрана, методических умений, творческого подхода в процессе проведения занятий со школьниками /во время педпрактики/. Следовательно, основные принципы разработанной.нами педагогической системы /а значит и теоретической модели, программы и методики эксперимента/ оправдали себя, гипотеза подтвердилась.

6. Результаты нашего исследования могут быть использованы в педагогических институтах и университетах, на курсах повышения квалификации учителей, в работе школьных педагогов, в программа« школьного телевидения, в создании учебных (фильмов.

В приложении даются программа спецкурса "Экранные искусства? образцы анкет, таблица, отражающие итоги различных опросов в экспериментальных и контрольных группах, карты показателей, необходимых для полноценного эстетического развития /включая уровень эстетического восприятия и оценки/ студентов по отношению к экранным искусствам, для их подготовки к эстетическому воспитанию школьников на материале кино, телевидения, видео.

Основные положения диссертации опубликованы в следующих работах:

Монографии.

1. "За" и "против" /Кино и школа/. - М.: Изд-во ВБПК, 1987. -6,7 п.л. /60000 экз./.

2. Трудно быть молодым /Кино и школа/. - М.: Изд-во Киноцентр, 1989. - 6,7 п. л,. /60000 экз./.

3. Видеоспор /Кино - видео - молодежь/. - Ростов на Дону: Вэстов. книжное изд-во, 1990. - 3,5 п.л. /2000 экз./.

Учебные пособия, методические рекомендации.

4. Идейно-политическое воспитание студентов средствами искусства. Учебное пособие. - Нэстов на Дону: Изд-во Вэстов. пед. ин-та, 1989. - 4,5 п.л. /1500 экз./.

5. Кинематограф и школа. Методические рекомендации. - Вэстов не Дону: Изд-во РЪстов. ин-та усоверш. учителей, 1988. -1,7 п.л. /2000 якз./.

6. Эстетическое воспитание средствами киноискусства. - Таганрог: . Изд-во Таганрог, пед. ин-та, 1983. - Эб с.

7. Введение в киноискусство // Темпланы и методические материалы к учебным планам на факультете воспитательной работы /Сост.

Э.П.Козлов. - Таганрог: Изд-во Таганрог, пед. ин-та, 1983. -С. 53-54.

8. Вэль кинокружка в развитии у учащихся умения анализировать зарубежные фильмы // Некоторые формы воспитательной работы со школьниками /Сост. Т.Д.Молодцова, А.В.Федоров. - Таганрог: Изд-во Таганрог, пед. ин-та, 1989 /совмест. с Н.П.Йишх/, лично - С. 27-35.

• Статьи в журналах.

9. Носитель идеи // Сов. экран. - 1979. - Р 9. - С. 8.

10. Эксперимент удался // Сов. экран. - 1980. - Р II. - С.12.

11. Кавдую субботу U Сов. , экран..- 1982. т Р 9. - С. 14-15.

12. 0 вкусах спорят // Сов. экран. - 1982. - Р 19. - С. 12.

13. От киноурока к киноклубу // Клуб и художественная самодеятельность. - 1982. - К? 18. - С. 18.

14. Кто же виноват? // Кино. - 1984. - Р 4. - С. 5-7.

15. Повесть об учителе // Кино. - 1985. - № 4. - С. 18-19.

16. Поюцая душа // Кино. - 1986. - Р 10. - С. 11-12.

17."Нравственность есть правда" // Кино. - 1986. - Р II. - С.6-7.

18. Уроки кино // Искусство кино. - 1987. - К? I. - С. 125.

19. Нзувиденные шедевра: еще или уже? // Искусство кино. - 1987. -Р 3. - С. 87-89.

20. А проблемы всё те же... // Киномеханик.- 1987.- № 7. - С.2-4.

21. Кинообразованиа вчера, сегодня и...// Киномеханик. - 1988. -. Р 2. - С. 18.

22. Видеозал или видеоклуб? // Киномеханик. - 1988. - № 10.-С.6-7.

23."Я могу говорить" U Кино. - 1988. - К 8. - С. 12-13.

24. Помогите педагогам! // Сов. экран. - 1988. - Р 15. - С, 17.

25. В мире книг // Киномеханик. - 1968. - Р 12. - С. 42-43.

25. Не фильмом единым // Киномеханик. - 1989. - 8? 3. - С. 12-15.

27. Неужели только развлзчение? //Киномеханик. - 1989. - Р 12. -. С. 5-6.

28. Фильм проблемен, спору нет...// Мнения. - 1990. - Р I. - С.13.

29. Кинопедагоги, а не ишодидетанты! П Киномеханик. - 1990. -№ 12. - С. 7-8.

30. Слоеный пирог // Мнения. - 1990. - Р 4. - С. 32-33.

31. Горькие вопросы... //Мнения. - 1991. - № 2. - С. 15-16.

32. Успех- 2? // Мнения. - 1991. - Р 3. - С. 42-43.

33. Так хочется тепла и доброты // Экран. - 1991. - Р 5. - С. 3.

34. LesgaJeies mctietfe.... //PanpxcLmiynes/Рынсе.-'Ш.-М,р. IfS-m.

35. C'ist pas du

36. Red A¿tut J/F.-lm TAteat,/¿/¿А.-Ш.-л'б, />. /3.

•21.Hva.Sex V/pÄj kt/zs(avd?/jMedia /skate*//Уех^ег¡33p.K-St. 38. Tkt kRweiMCe/ii^S QOяме/г J/b-fa TAse^ip.

^Всего^опу^ликовшо^сшше 50 статей в журналах и 300 статей в газетах "Культура", "Учительская газэта", "Молот"/Ростов/ и др.