Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Способы создания графической информации средствами компьютерных технологий

Автореферат по педагогике на тему «Способы создания графической информации средствами компьютерных технологий», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Автореферат
Автор научной работы
 Лихачев, Антон Юрьевич
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 2007
Специальность ВАК РФ
 13.00.02
Диссертация по педагогике на тему «Способы создания графической информации средствами компьютерных технологий», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Диссертация

Автореферат диссертации по теме "Способы создания графической информации средствами компьютерных технологий"

На правах рукописи

ЛИХАЧЕВ Антон Юрьевич

СПОСОБЫ СОЗДАНИЯ ГРАФИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ СРЕДСТВАМИ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

(на материале обучения студентов художественно-графического факультета).

Специальность 13 00 02 - теория и методика обучения и воспитания

(черчение)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

003070482

Москва - 2007

003070482

Работа выполнена в Московском педагогическом государственном университете по кафедре начертательной геометрии, компьютерной графики и дизайна художественно-графического факультета

Научный руководитель:

доктор педагогических наук профессор КАТХАНОВА Юлия Федоровна

Официальные оппоненты:

доктор педагогических наук, профессор АНИСИМОВА Людмила Николаевна

кандидат педагогических наук, ГУДИЛИНА Светлана Ивановна

Ведущая организация: Московский государственный областной университет

Защита состоится 28 мая 2007 г В 12 00 часов на заседании диссертационного совета Д 212 154 03 при Московском педагогическом государственном университете (119571, Москва, проспект Вернадского, д 88, ауд. № 551)

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского педагогического государственного университета по адресу 119992, Москва, Малая Пироговская, д 1.

Автореферат разослан << » апреля 2007г

Ученый секретарь диссертационного совета

ИГНАТЬЕВ С Е

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Проблема исследования и его актуальность. Современный мир предоставляет огромное количество информации совершенно разного характера и назначения. Большинство воспринимаемой нами информации является графической Компьютерные технологии открывают широкие возможности в создании и представлении этой информации.

В начале девяностых годов возможности нахождения способов создания графической информации были ограничены В то время графические редакторы только начинали набирать свои обороты, а оснащенность вузов компьютерами была ничтожно мала Начиная с середины девяностых, произошел качественный скачок в сфере компьютерных технологий В результате мы наблюдали появление на рынке услуг большого числа графических редакторов, отвечающих многим научно-методическим задачам Стремительно развивались и WEB-технологии, 3D графика Появились программы по созданию анимации Macromedia Flash, Adobe Premiere и т.д

Следует отметить, что компьютерная графика в настоящее время используется в совершенно разных областях деятельности человека Однако наибольшей востребованностью она пользуется в создании художественных образов, в мультипликации, в оформлении интерьеров, в ландшафтном проектировании и др В этой связи использование художественных возможностей компьютерной графики представляет большой интерес в процессе обучении студентов художественно-графического факультета, особенно в контексте информатизации образования

Известно, что графическая информация - это сведения или данные, представленные в виде изображений, схем, графиков, диаграмм, рисунков, фотографий и т.д. Практически вся используемая информация носит визуальный характер и от ее качества зависит правильность ее восприятия

Наибольшую значимость визуальная информация приобретает на художественно-графическом факультете, поскольку именно педагог-художник всегда находится в поиске создания художественных образов Это обусловлено также большими возможностями компьютерных графических программ, их наглядностью, динамичностью, высокой скоростью выполнения различных изображений, а также взаимосвязью с такими дисциплинами, как рисунок, живопись, композиция, основы черчения и начертательной геометрии, перспективы и др

Графическая информация на компьютере создаётся множеством способов, тем не менее, остается неясным какими средствами компьютерных технологий отображается графическая информация, какие существуют способы создания графической информации средствами компьютерных технологий При этом изучение способов создания графической информации становится многограннее, если применяется комплекс графических компьютерных программ, различные графические редакторы в их взаимосвязи

Теоретический анализ психолого-педагогической литературы показал, что вопросами создания средств графической информации з&ним&лись такие * \

ученые, как Б.С.Гершунский, В П Молочков, И С Булатов, Р Н.Храмышкин, Е В Дозоров, Н Д Куланин, И.В.Рожин. Однако до настоящего времени способы создания графической информации не являлись предметом специального рассмотрения

Анализ состояния поставленной проблемы позволил выявить ряд противоречий'

-между высокими требованиями современного информационного общества, с одной стороны, и отсутствием системного подхода в обучении студентов педвузов способам создания графической информации, с другой стороны;

- между современными научно-теоретическими знаниями в области создания графической информации - и отсутствием методических разработок по использованию комбинаций различных графических программ на занятиях по компьютерной графике в педвузах;

- между требованиями к подготовке специалистов в области компьютерной графики и дизайна - и уровнем применяемых компьютерных технологий в процессе обучения

Цель исследования - научно обосновать и экспериментально проверить эффективность обучения студентов художественно-графических факультетов способам создания графической информации средствами компьютерных технологий

Объект исследования - процесс обучения студентов художественно-графических факультетов компьютерной графике

Предмет исследования - способы создания графической информации с помощью современных компьютерных технологий и целесообразность их использования в обучении студентов художественно-графических факультетов

Гипотеза исследования обучение студентов способам создания графической информации средствами компьютерных технологий будет осуществляться более эффективно, если

- в основу процесса обучения будут положены различные графические программы (Adobe Illustrator, Adobe Photoshop, ArchiCAD, 3DSMax и т д)

- будет разработано содержание интегративных курсов (на модульной основе) по совместному использованию двухмерной, трёхмерной и комбинированной компьютерной графики,

- в обучении будет использована специально разработанная система заданий, включающая пропедевтические, основные и творческие задания

Предусматривается решение следующих задач исследования

1 Осуществить теоретический анализ психолого-педагогической литературы, относящейся к проблеме исследования

2 Изучить способы создания графических средств информации с использованием современных компьютерных технологий.

3 Разработать экспериментальные курсы, содействующие изучению студентами художественно-графического факультета способов создания графических средств информации на базе компьютерных технологий.

4 Экспериментально апробировать содержание интегративных курсов и системы заданий по способам создания графической информации.

Методологическую основу исследования составили теоретические и практические положения психологии и педагогики о восприятии графической информации с помощью компьютера, её роли в формировании творческой личности и профессионального становления студентов художественно-графического факультета.

Основными методами исследования явились:

- изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы по указанной проблеме,

- изучение и анализ компьютерных графических программ,

- тестирование и анкетирование студентов,

- наблюдение и анализ практической работы студентов,

- беседы со студентами с целью определения творческих способностей и уровня компьютерной грамотности,

- педагогический эксперимент, включающих комплекс заданий по созданию графической информации

Этапы исследования:

Первый этап (2003-2004) - подготовительный На этом этапе изучалась литература по компьютерным технологиям и педагогическая, вычленялась необходимая информация, выстраивалась предварительная концепция проведения занятий по компьютерной графике Проводились беседы со специалистами в компьютерной области, с преподавателями и студентами

Второй этап (2003-2004) - поисковый. На втором этапе разрабатывалась совокупность графических заданий и структура компьютерных курсов, отвечающих задачам и целям исследования Проводилась проверка эффективности выбранных способов создания графической информации и готовности студентов к выполнению этих заданий Полученные результаты анализировались и обобщались для разработки методики преподавания и корректировки данного исследования.

Третий этап (2004-2006) - экспериментальный На третьем этапе проводился обучающий эксперимент, состоящий из комплекса курсов по созданию графической информации студентами В процессе проведения занятий большой упор делался на самостоятельность студентов в нахождении способов создания графической информации и выборе необходимых программ Результаты экспериментальной работы анализировались, а сделанные выводы были включены в данное исследование

Научная новизна исследования'

1. Обучение способам создания графической информации решается на основе структурного единства, содержания интегративных курсов (на модульной основе), базирующихся на взаимодействии компьютерных графических программ.

2 Разработаны критерии отбора графических программ, в основу которых положено1 наличие методической и технической базы для обучения способам создания графической информации, следование структурному единству и способам взаимодействия компьютерных графических программ при выпол-

нении заданий различного уровня сложности, соответствие комплекса графических программ реальным возможностям обучающихся

3 Способы создания графической информации рассматриваются через призму возможностей отдельно взятых программ векторной, растровой и трехмерной графики с последующим изучением функциональных и художественных возможностей этих программ на интегрированной основе.

4 Разработана и экспериментально проверена система заданий по созданию графической информации средствами компьютерных технологий с учетом разного уровня подготовки студентов, включающая пропедевтические, основные и специальные творческие задания

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что внесен вклад в теорию и методику обучения способам создания графической информации средствами компьютерных технологий, стимулирующих развитие творческого потенциала обучающихся

Практическая значимость работы заключается в том, что

- полученные материалы исследования могут быть использованы для совершенствования процесса обучения студентов компьютерной графике,

- структура и содержание предложенных интегративных курсов по созданию графической информации повышает эффективность освоения студентами компьютерных технологий

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечиваются анализом проблемы, соответствием полученных результатов основным положениям психологии, дидактики и методики преподавания компьютерной графики, а также обработкой результатов исследования на каждом его этапе.

На защиту выносятся:

1 Содержание системы заданий по созданию графической информации средствами компьютерных технологий, основанное на возможности взаимодействия компьютерных графических программ,

2 Обучение студентов способам создания графической информации через выполнение пропедевтических, основных и специальных творческих заданий.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в 2003-2006 гг в ходе проведения экспериментальной работы на художественно-графическом факультете в Московском педагогическом государственном университете

В эксперименте участвовали студенты 2-5 курсов художественно-графического факультета Mili У специальности «Изобразительное искусство» и «Дизайн» Материалы и результаты исследования обсуждались и были одобрены на заседаниях кафедры начертательной геометрии, компьютерной графики и дизайна Московского педагогического государственного университета, заседания совета факультета, на научно-практических конференциях по итогам исследовательской работы Mill У (2005-2007 гг) Результаты исследования внедрены в практику работы кафедры начертательной геометрии, компьютерной графики и дизайна Mill У, а также посредством публикаций автора

Структура и объём диссертации:

Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения на компакт-диске. Содержит 154 страницы основного машинописного текста, 4 таблицы, 27 рисунков Список литературы насчитывает 100 наименований.

II ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении обосновывается актуальность исследуемой проблемы, определяется цель, объект, предмет, гипотеза, основные задачи и методы исследования, научная новизна и практическая значимость

В первой главе «Научно-теоретические основы создания графической информации с использованием компьютерных технологий» анализируются литературные источники по проблеме исследования Изучение литературы и компьютерной терминологии позволило нам структурировать представление изображений в пространстве и компьютерной графике Она заключается в возможности представить изображение как двухмерное и трехмерное Возможность взаимодействия двухмерной и трехмерной графики можно назвать комбинированным способом создания графической информации Такая структуризация предполагает использование соответствующих графических редакторов в обучении студентов художественно-графического факультета компьютерной графике

Поскольку большинство компьютерных программ, применяемых в обучении, могут взаимодействовать между собой, мы попытались выделить основные способы создания графической информации двухмерный, трёхмерный и комбинированный Необходимо отметить, что двухмерный способ создания графической информации тесно связан с трёхмерным, поскольку 20-графика -это основа всей компьютерной графики, в том числе и ЗБ-графики Поэтому студенты не смогут плодотворно работать над своими проектами без понимания базовых положений двухмерной графики

Предложенная структуризация основана на существующем представлении графической информации в компьютере Изучение теоретической и методической литературы убедило нас в том, что вышеперечисленные способы имеют тесную взаимосвязь Параллельное рассмотрение взаимодействия этих способов предполагает использование графических редакторов Adobe Illustrator, ArchiCAD, 3DSMax и т д при выполнении студентами заданий по созданию графической информации

В исследовании большое внимание уделяется психолого-педагогическим аспектам создания графической информации, формированию дизайнерского мышления студентов как необходимого компонента при выполнении графических заданий на занятиях компьютерной графики Дизайнерская деятельность, которая на наш взгляд интегрирует научно-технические и гуманитарные знания, содействует освоению закономерностей проектной культуры, эстетики, функциональности, целесообразности и гармоничности предметной и коммуникативной среды. Дизайнерская деятельность, включающая постановку задач,

изучение аналогов, функциональный анализ, поиск формы различных объектов и воплощение их в определенный дизайн-проект, опирается на систему графических изображений, знания о которых формируются в изобразительной и графической деятельности (рисунок, технический рисунок, эскиз, набросок, чертеж и др ) Именно в дизайнерской деятельности изначально заложено экспериментирование, смелые находки, поиск, которые стимулируют проявление способностей и творчества и способствуют нахождению студентами способов создания графической информации

Наряду с этим, мы рассмотрели специфику создания способов графической информации применительно к художественно-графическому факультету, а также вопросы творческой самостоятельности в учебной деятельности студентов На наш взгляд, творческая самостоятельность характеризуется нахождением различных способов решения одной и той же задачи, созданием новых способов решения методических проблем, конструированием различных комбинаций известных методических приёмов

Поскольку предполагается изучение программ по созданию двухмерной, трёхмерной и комбинированной графической информации, нами были отобраны компьютерные программы, отвечающие поставленным задачам исследования В диссертации также дается обоснование эффективности применения комплекса графических программ на занятиях компьютерной графики

По нашему мнению, применение комплекса графических программ в рамках одного курса, должно быть направлено на постепенное развитие самостоятельности и творческого потенциала студентов при создании графической информации Этому способствует специально разработанная система заданий, включающая пропедевтические, основные и творческие работы. При этом мы учитывали, что использование программ архитектурного моделирования вместе с программами художественной направленности не может быть в полной мере эффективным без включения таких способов в обучение, которые обеспечивают постоянный, непрерывный контроль выполняемых заданий, поскольку это помогает педагогу следить за правильностью выбора способов управления графической деятельностью Если это удается, то студенты достаточно быстро приходят к освоению профессиональных умений в процессе изучения любых графических редакторов.

Для успешного достижения поставленной цели исследования необходимо было создать такие методические условия, которые содействовали бы более эффективному изучению студентам способов создания различных средств художественно-графической информации Для этого необходимо

- построить процесс обучения с учетом использования комплекса графических программ;

- отобрать программы, необходимые для получения прогнозируемого результата,

- разработать систему заданий, способствующих более эффективному обучению и альтернативным подходам к решению задач экспериментального обучения,

- предоставить наглядный материал, отвечающий структуре заданий и комплексу используемых компьютерных графических программ.

На наш взгляд, при планировании курсов по изучению способов создания графической информации средствами компьютерных технологий необходимо выделить учебный материал, изучение которого будет более продуктивным с использованием программ двухмерной и трёхмерной графики Критерии отбора такого материала разнообразны и зависят от содержания, дидактических целей, методики изложения и уровня подготовленности студентов

Очевидно, что для нахождения способов создания графической информации студентами недостаточно только лишь приложение их творческих способностей Здесь необходимо использовать такие способы создания графической информации, чтобы на каждом этапе работы они получали новые знания, а использование различных возможностей графических редакторов было оправдано и не тормозило творческий процесс.

Нами были рассмотрены основные виды мышления и сформулированы их особенности, позволяющие студентам выполнять задания на компьютере по созданию графической информации. К ним мы отнесли:

- системное владение логическими операциями,

- наличие новизны, оригинальности, стилевого чутья, способности к проектированию,

- понимание целесообразности, рациональности вещей,

- знание способов создания эстетически грамотной вещи и гармоничной среды.

В процессе отбора графических программ для эффективного выполнения заданий по обучению студентов способам отображения различных средств графической информации, мы придерживались следующих критериев.

1 Наличие методической и технической базы для осуществления обучения способам создания различных видов графической информации

2 Следование структурному единству и способам взаимодействия компьютерных графических программ при выполнении заданий разного уровня сложности.

3. Соответствие комплекса графических программ реальным возможностям студентов художественно-графического факультета.

4. Способы создания графической информации должны рассматриваться через призму возможностей отдельно взятых программ векторной, растровой и трёхмерной графики на первом этапе исследования Соответственно, задания для студентов художественно-графического факультета должны быть направлены на изучение функциональных и художественных возможностей комплекса программ двухмерной и трёхмерной компьютерной графики

На наш взгляд, эффективность процесса обучения студентов способам создания графической информации помогают разнообразные задания, специфика которых заключается в возможной вариативности их выполнения.

Рассмотрение технических достоинств программ векторной, растровой и трёхмерной графики может помочь определение методической направленности процесса обучения студентов способам создания графической информации вы-

бор тех компьютерных программ, которые будут соответствовать поставленной цели исследования.

Следует также отметить, что формированию высокого уровня познавательной мотивации студентов будет способствовать информационная насыщенность учебного материала и изучение взаимосвязи графических программ при создании графической информации

В диссертации также мы рассмотрели характеристику основных редакторов растровой, векторной и трехмерной графики, таких как AdobePhotoshop, CorelDraw, 3DSMax и др. Подчеркнули роль внутренних возможностей компьютерных программ, их назначение и особенность применения на художественно-графическом факультете

Особое место мы отвели трехмерной графике, где рассматриваются не только внутренние особенности трёхмерных пакетов, но и подробно описываются способы моделирования трехмерных поверхностей в 3DSMax - одном из ведущих редакторов 3D графики и анимации Не менее важным для данной работы были вопросы архитектурного моделирования и взаимодействия редакторов двухмерной и трёхмерной графики при создании графической информации Нам показалось целесообразным разделить программы по их назначению на две группы В первую группу были определены универсальные программы 3DSMax и Maya, включающие в себя архитектурное моделирование как один из способов создания графической информации Во вторую группу вошли программы ArchiCAD, AutoCAD, направленные на создание изображений архитектурных объектов

В своем исследовании мы постарались дать четкое разделение способов моделирования в трехмерной графике1

1 Сплайновое.

2 Mesh моделирование

3 Лоскутное моделирование (Patch) 4. NURBS-моделирование

Вышеперечисленные способы моделирования изображений подробно рассмотрены в экспериментальной части исследования

Рассматривая способы визуализации изображений в трехмерной графике, в данном исследовании мы исходим из того, что это сложный и разнообразный процесс, требующий теоретических и практических знаний студентов Поскольку создание визуализации графической информации занимает много учебного времени, учитывается возможность самостоятельного изучения студентами некоторых особенностей используемых редакторов

Большое внимание в работе уделено способам создания анимированной графической информации в контексте комплексного применения графических пакетов для ее создания Наряду с этим, нами проведен анализ устройств создания графической информации Для этого была установлена их значимость и приоритетность в этом процессе

Во второй главе «Экспериментальное исследование эффективности способов создания графической информации средствами компьютерных технологий» рассмотрены возможности редакторов векторной, растровой и трехмер-

ной графики. Раскрываются не только особенности создания графической информации в отдельно взятых редакторах, но и способы их взаимодействия Также определены технические средства создания графической информации и их роль в нахождении разнообразных способов создания изображений Изложение теоретического материала по компьютерной графике базируется на сочетании различных графических программ в рамках выполнения заданий по созданию графической информации

Главной особенностью проведенного экспериментального обучения явилось взаимодействие графических редакторов при создании графической информации на каждом его этапе Особенное внимание уделено эффективности использования плагинов, открывающих для студентов новые способы создания графической информации

Эксперимент проводился со студентами второго и четвертого курсов Московского педагогического государственного университета на лекционных и практических занятиях по компьютерной графике Всего в эксперименте было задействовано 104 студента Экспериментальное исследование включало в себя поисковый и обучающий эксперименты

Методика обучения способам создания графической информации корректировалась в процессе проведения экспериментального исследования Основной целью экспериментальной работы являлось проверка эффективности обучения студентов-дизайнеров и педагогов-художников способам создания графической информации средствами компьютерных технологий Были также определены задачи, решение которых предполагалось осуществить в ходе эксперимента

1 Разработать содержание интегративных курсов по применению комплекса графических программ

2 Подобрать и обосновать целесообразность средств обучения, применяемых в экспериментальном курсе

3 Проверить необходимость применения графических программ с учетом специфики обучения студентов художественно-графических факультетов компьютерной графике

4 Провести тестирование с целью выявления исходного и итогового уровня замеренных данных

5 Проанализировать итоги экспериментального обучения с целью корректировки методики обучения студентов художественно-графического факультета компьютерной графике.

Поисковый эксперимент включал в себя

- наблюдение за процессом работы студентов,

- определение базового уровня компьютерной грамотности студентов,

- разработку содержания заданий, направленных на создание графической информации средствами компьютерных технологий,

- анкетирование с целью уточнения предпочтений студентов в выборе программ компьютерной графики,

- определение содержания интегративных курсов (на модульной основе), включающих двухмерную, трехмерную и комбинированную компьютерную графику.

Результаты поискового эксперимента показали, что студенты поддержали идею комплексного применения отобранных совместно с педагогом компьютерных графических программ.

Анкетирование показало, что большинство студентов художественно-графического факультета недостаточно знакомы со спецификой создания графической информации в трёхмерной графике, особенно со способами её создания. Несмотря на пожелания студентов включить в экспериментальный курс программы векторной и растровой графики, все же наибольший интерес вызвало применение программ по созданию трёхмерной графики и анимации Именно поэтому в ходе проведения поискового эксперимента было решено показать взаимосвязь программ двухмерной, трехмерной и комбинированной компьютерной графике в процессе обучения студентов

В ходе проведения поискового эксперимента был проведён отбор материала и сформированы темы заданий для студентов по созданию графической информации. Соответственно, определились графические редакторы, которые следовало бы применить на занятиях по компьютерной графике

Эксперимент проводился в 2005-2006 учебном году и представлял собой обучение студентов по разработанной системе заданий, включающей пропедевтические, основные и творческие. В эксперименте принимали участие студенты специальности «Изобразительное искусство» и «Дизайн» художественно-графического факультета Московского педагогического государственного университета

В экспериментальных группах исследование было ориентировано на решение задач, поставленных в начале исследования, в основе которых лежала дизайнерская деятельность Экспериментальный курс включал задания, построенные на применении и взаимодействии редакторов векторной, растровой и трехмерной графики.

В ходе проведения обучающего эксперимента проверялась выдвинутая гипотеза и проводился анализ промежуточных и итоговых результатов обучения. Различные виды контроля способствовали более эффективному проведению занятий по созданию графической информации.

Текущий контроль проводился в процессе выполнения студентами заданий и был направлен на выявление способностей к альтернативным, творческим решениям в создании графической информации и сформированности графических умений. На каждом этапе выполнения текущего задания проверялась эффективность предложенных способов и целесообразность их применения

Периодический контроль осуществлялся по завершении студентами практических заданий в рамках экспериментального курса. Результаты их выполнения обсуждались преподавателем совместно со студентами. Итоговый контроль заключался в проверке теоретических и практических знаний Оценивались не только качество выполненных работ и соблюдение идеи задания, но и

способность к новым творческим решениям в создании графической информации средствами компьютерных технологий

Большое значение в организации экспериментального обучения придавалось подбору методического материала, наглядных пособий и иллюстративного материала с учетом индивидуальных характеристик каждого студента и группы в целом. На занятиях использовались динамические и статические компьютерные пространственные модели, видео ролики, работы российских и западных специалистов, раскрывающие основные теоретические положения курса

В ходе эксперимента нами учитывалось влияние особенностей1

- обусловленных личностью студентов уровень знаний, умений, навыков, отношение к учебе, способности, интересы;

- обусловленных личностью преподавателя профессиональное мастерство, педагогический такт, личные качества,

- зависящих от контроля результатов объективность, форма контроля, степень сложности заданий

Для устранения влияния названных особенностей экспериментальные группы подбирались примерно с одинаковым уровнем подготовки, контрольные задания оценивались на основе установленных критериев

На итоговом этапе эксперимента был проведен анализ полученных результатов исследования, обобщение данных, что позволило судить об эффективности обучения студентов способам создания графической информации, о влиянии процесса проектирования на изменение качества обучения и в целом на развитие личности студентов, активизацию их учебно-познавательной деятельности

Об уровне компьютерной и графической подготовки студентов мы могли судить по начальным результатам выполнения заданий пропедевтического характера В соответствии с этими результатами студенты в каждой из групп были поделены на три подгруппы- с высоким уровнем графической подготовки, средним и низким Анализу подверглись графические работы студентов экспериментальной группы

Из всех видов графических работ сопоставлялись те работы, которые более всего совпадали по содержанию, а именно работы по темам «Дизайн игрушки», «Иллюстрация средствами Adobe Illustrator и Adobe Photoshop», «Создание архитектурного проекта в ArchiCAD», «Волшебный персонаж», «Способы взаимодействия программ при создании трёхмерных сцен», «Способы создания чертежей в программах трёхмерного моделирования», «Создание интерьера в 3DSMax», «Способы визуализации в 3DSMax- стандартные и внешние рендеры», «Анимация средствами VRay»

Особое внимание уделялось качеству выполнения художественно-графических заданий, правильности построения чертежей, точности и аккуратности трехмерного моделирования, последовательности в создании визуализации и анимации, а также наличию или отсутствию творческого подхода Результаты отражены в таблице

Результаты выполнения заданий по основным темам курса

Темы графических заданий Критерии оценки Результаты в баллах

Эксперимент группа

2 3 4 5

1 Дизайн игрушки Альтернативность в способах создания - - 25% 75%

Правильность - - 13% 87%

Творчество - - 18% 82%

1 Иллюстрации средствами Adobe Illustrator, Adobe Photoshop Альтернативность в способах создания - - 25% 75%

Правильность - - 15% 85%

Творчество - - 13% 87%

1 Создание архитектурного проекта в ArchiCAD Альтернативность в способах создания - - 24% 76%

Правильность - - 25% 75%

Творчество - - 74% 26%

1 Создание интерьера в 3DSMax Альтернативность в способах создания - - 23% 77%

Правильность - - 16% 84%

Творчество - - 57% 43%

1 Способы визуализации в 3DSMax стандартные и внешние рендеры Альтернативность в способах создания - - 45% 55%

Правильность - - 43% 57%

Творчество - - 32% 68%

1 Способы создания анимации в 2D и 3D графике Альтернативность в способах создания - - 56% 44%

Правильность - - 55% 45%

Творчество - - 37% 63%

Результаты анализа ошибок рассчитывались по группе как средние показатели к общему количеству участников эксперимента экспериментальной выборки и представлены в таблице

Опираясь на полученные результаты, мы можем утверждать, что использование различных графических программ, в рамках экспериментального курса повышает мотивацию студентов к обучению и позволяет, при использовании правильных методических приёмов обеспечить высокое качество выполнения заданий. Следует заметить, что большую роль в получении положительных результатов исследования сыграло применение элементов личностно-ориентированного обучения студентов

В экспериментальной группе был зафиксирован прирост показателей, что отражено в диаграмме.

Диаграмма 1

Уровень графической подготовки студентов в начале обучающего эксперимента

Уровень графической н^иоишкп студен юн

ГЧ НИЧЬИМ.1 '»ЙС'ПёрНМОН Iii

Оценка Низкий Средний Высокий

В группах со средним уровнем подготовки рост показателей опережает рост показателей в группах с высоким уровнем. Правильность выполнения работ, последовательность в построениях, аккуратность отличают работы студентов в группе со средним уровнем подготовки. Работы студентов с высоким уровнем подготовки отличаются оригинальностью решений, более быстрым нахождением способов построения чертежей, способов моделирования, визуализации к анимации, но чаще страдают техническими недостатками и непоследовательностью выполнения. Это объясняется тем, что теоретические компоненты заданий, которые изучаются на первых этапах обучения, воспринимаются студентами со средним уровнем более внимательно. Студенты проявляли заинтересованность, задавши вопросы в ходе объяснения учебного материала. Большинство студентов с высоким уровнем подготовки интересовались возможностью творческих преобразований в рамках текущего задания, поиском новых форм и решений, зачастую не советуясь с педагогом по теоретическим моментам. Что отражено в диаграмме.

Диаграмма2

Уровень графической подготовки студентов в конце обучающего

эксперимента

Уровень графической подготовки студентов в конце "эксперимента

Поскольку к концу экспериментального курса наметилась тенденция к сближению уровней подготовки студентов, то и результаты качественно изменились, а показатели возросли, - что и представлено в следующей таблице.

Выполнение заданий ло созданию графической информации

Тип задания Качество выполнения

Чертёж Средний уровень Высокий уроненъ

2 3 4 5 2 3 4 5

- 5% 51% 44% - - 33% 67%

Иллюстрация - - 35% 65% - - 30% 70%

Модели рование трёхмерных объектов - 15% 54% 31% - - 45% 55%

Визуализация - - 53% 47% - - 27% 73%

Анимация - - 67% 17% - - 497с 51%

Разделение заданий в таблице дано с учётом применяемых программ и последовательности выполнения в коде эксперимента.

На основе полученных данных мы пришли к выводу, что логические операции анализа и синтеза стали значительно глубже в экспериментальных группах, что сразу же сказалось на уменьшении числа допускаемых ошибок в графических работах. Полученные данные дают основание утверждать, что при применении экспериментальной методики обучения теоретический материал компьютерных программ усваивается прочнее. Повышение показателей

экспериментальной группы к концу исследования свидетельствуют о качественном усвоении теоретического материала

Таким образом, к концу экспериментального исследования сократилось количество безынициативных студентов, относящихся к начальному уровню мотивации На момент завершения эксперимента возросло количество студентов, стремящихся овладеть знаниями и умениями Студенты более заинтересованно и активно участвовали в процессе обучения, серьезнее подходили к выполнению заданий и предлагали все больше способов создания графической информации

Следовательно, внедрение в учебный процесс интегративных курсов, включающих двухмерную, трехмерную и комбинированную компьютерную графику способствует повышению уровня мотивации учения Таким образом при экспериментальном обучении обеспечиваются условия для успешного развития личности студентов и их переход из группы с низким и средним уровнями развития на высокий Данные обучающего эксперимента полностью подтвердили гипотезу исследования

В заключении обобщены результаты исследования, сформулированы основные выводы

1 Осуществлен теоретический анализ психолого-педагогической литературы, относящейся к проблеме исследования

2 Изучены способы создания графической информации средствами современных компьютерных технологий

3 Разработаны интегративные курсы (на модульной основе), включающие двухмерную, трехмерную и комбинированную компьютерную графику, направленные на обучение студентов художественно-графического факультета способам создания графической информации

4 Экспериментально апробировано содержание интегративных курсов и системы практических заданий, включающих пропедевтические, основные и творческие

Разнообразие рассматриваемых компьютерных средств в обучении студентов художественно-графического факультета созданию графической информации позволили получить высокие результаты, отвечающие поставленным задачам исследования

Результатами исследования подтверждено, что разработанные и апробированная нами экспериментальная курсы обеспечивают глубокое усвоение теоретического материала и способствуют формированию логического и пространственного мышления при создании различных способов графической информации

Установлено, что при экспериментальной методике обучения студентов создание графической информации становится эффективнее, что связано с учетом индивидуально-психологических особенностей обучаемых и исходного уровня сформированности их пространственных представлений

Результаты исследования полностью подтвердили исходную гипотезу

Описанная методика может служить основой для дальнейших практических разработок и рекомендаций для преподавателей и студентов, изучающих компьютерные графические программы и создание различной графической информации

Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях автора-

1.Лихачев А.Ю. Способы архитектурных построений средствами компьютерных программу/ Народное творчество. Москва, 2007, №2 С 34-37.0,9 п л

2 Лихачев А Ю Трехмерная компьютерная графика Учебные программы 1-4 курсы Специальность «Дизайн» МПГУ, М, 2006 - С 482-484 - 0,63 п л

3 Лихачев А Ю К вопросу о способах моделирования графической информации средствами компьютерных технологий //Современные технологии обучения художественно-графическим дисциплинам Межвузовский сборник научных трудов Ч 3 • М , МПГУ, 2005 с 64-67 0,5 п л

4 Катханова Ю Ф , Лихачев А Ю Приемы создания графических изображений средствами компьютерных программ// Современные проблемы дизайн-образования- Сб науч тр - Краснодар- Кубан гос. ун-т, 2005 - С 88-91 - 0,25 п л (30% личного участия)

5. Лихачев А.Ю. Использование плагинов для создания графической информации Научные труды МПГУ. - Москва, 2006. - С. 382-384.0,7 п.л.

/

Подл к печ 20 04 2007 Объем 1 п л Заказ № 135 Тир 100 экз

Типография МПГУ

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Лихачев, Антон Юрьевич, 2007 год

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ ГРАФИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.

1.1 .Психолого-педагогические аспекты создания графической информации.

1.2. Способы создания графической информации в редакторах векторной и растровой графики.

1.3. Способы создания графической информации в программах трёхмерного моделирования.

М.Способы взаимодействия векторной, растровой и трёхмерной графики при выполнении студентами практических заданий.

1.5.Способы визуализации графических изображений.

1.5.1. Визуализация стандартными средствами

1.5.2. Визуализация с помощью внешних рендеров.

1.6.Способы создания анимированной графической информации.

Выводы по главе 1.

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ СПОСОБАМ СОЗДАНИЯ ГРАФИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ СРЕДСТВАМИ КОМПЬЮТЕРНЫХ

ТЕХНОЛОГИЙ.

2.1.Организация педагогического эксперимента.

2.2 Ход экспериментального исследования обучения студентов.

2.3. Анализ экспериментального исследования обучения студентов ХГФ способам создания графической информации.

Выводы по главе 2.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Способы создания графической информации средствами компьютерных технологий"

Проблема исследования и его актуальность. Современный мир предоставляет нам огромное количество информации совершенно разного характера и назначения. Большинство воспринимаемой нами информации является графической.

Компьютерные технологии предоставляют огромные возможности в создании и представлении графической информации. В начале девяностых годов возможности нахождения способов создания графической информации были ограничены. Графические редакторы только начинали набирать обороты, а оснащенность вузов компьютерами была ничтожно мала. Начиная с середины девяностых, произошел качественный скачок во всей сфере компьютерных технологий. Результатом чего стало появление на рынке услуг большого числа графических редакторов, отвечающих многим методическим задачам. Стремительно развивались WEB-технологии, 3D графика, появились программы по созданию анимации: MacromediaFlash, AdobePremiere и т.д.

В настоящее время наблюдаются стремительные изменения в сфере компьютерных технологий, модернизируются многочисленные графические редакторы, что позволяет совершенствовать весь процесс создания графической информации на художественно-графических факультетах.

Это, в свою очередь, диктует педагогу необходимость применения новых методических приёмов на занятиях по компьютерной графике.

Прежде чем приступить к исследованию, необходимо определиться с термином «графическая информация»

Графическая информация - это сведения или данные, представленные в виде изображений, схем, графиков, диаграмм, рисунков, фотографий и т.д. Более 90 % всей информации носит визуальный характер, и от её качества зависит правильность восприятия. Наибольшую значимость этот вопрос приобретает на художественно - графическом факультете, поскольку именно художник всегда находится в поиске создания художественных образов. Графическая информация на компьютере создаётся множеством способов, поэтому возникают два серьёзных вопроса:

-какими средствами компьютерных технологий отображается графическая информация;

-какие существуют способы создания графической информации средствами компьютерных технологий;

На художественно-графическом факультете данная тема будет особенно актуальна, поскольку требует постоянного развития и создания новых экспериментальных и методических разработок.

Актуальность данного исследования определяется недостаточностью применения способов создания графической информации средствами компьютерных технологий в обучении студентов художественно-графических факультетов, а также отсутствием целенаправленных исследований по этой проблеме.

В теоретической основе предлагаемого исследования лежат работы Б.С.Гершунского, В.П.Молочкова, И.С.Булатова, Р.Н.Храмышкина, Е.В.Дозорова, Н.Д.Куланина, И.В.Рожина, в которых затрагиваются вопросы способов создания графической информации.

Между тем, преподавание на художественно-графических факультетах строилось, как правило, на основе изучения возможностей отдельно взятых программ, хотя, на наш взгляд, интересно было бы с педагогической точки зрения рассмотреть взаимосвязь различных графических редакторов и создание графической информации в них разными способами. Это позволило бы сделать процесс обучения студентов компьютерной графике более насыщенным, раскрыть некоторые взаимосвязи между программными пакетами разного назначения и использовать их в создании графической информации.

Роль педагога в передаче графической информации средствами компьютерных технологий является приоритетной. Следует учитывать дидактические основы формирования готовности будущего специалиста к исследованию информационных технологий с целью нахождения необходимых способов представления и создания графической информации.

Нахождение способов создания графической информации может стать эффективнее, если рассматривать педагога как посредника между достижением необходимых результатов средствами компьютерных технологий и творческим подходом самих учеников к решению задач графического характера.

Способы создания графической информации постоянно меняются, совершенствуются, растет количество используемых графических программ, усложняются психолого - педагогические связи.

Следует обратить особое внимание на два подхода к определению информационной технологии обучения.

В первом из них её предлагается рассматривать как дидактический процесс, организованный с использованием совокупности внедряемых (встраиваемых) в системы обучения модернизированных средств и методов обработки данных (методов обучения). Эти методы обучения представляют целенаправленное создание, передачу, хранение и отображение графической информации с наименьшими затратами и в соответствии с закономерностями познавательной деятельности студентов.

Во втором случае речь идет о создании определенной технической среды обучения, в которой ключевое место занимают используемые информационные технологии.

От того, какие способы создания информации представит педагог на занятиях по компьютерной графике, зависит качество и скорость получения результата студентами и, соответственно, успешность всего педагогического процесса.

Очень сложно выбрать какую-нибудь конкретную методику для создания графической информации за основу, поскольку в различных вузах ставятся свои педагогические задачи, хотя, по нашему мнению, можно с уверенностью заметить, что эти способы должны учитывать изменения в компьютерных технологиях, опираться на них, отталкиваться от них и даже , в некоторой степени, помогать им развиваться.

Анализ состояния поставленной проблемы позволил выявить ряд противоречий: между высокими требованиями современного информационного общества, с одной стороны, и отсутствием систематизированного подхода в обучении студентов педвузов способам создания графической информации, с другой стороны; между современными научно-теоретическими знаниями в области создания графической информации и отсутствием методических разработок по использованию комбинаций различных графических программ на занятиях по компьютерной графике в педвузах; между требованиями к подготовке специалистов в области компьютерной графики и дизайна и уровнем применяемых компьютерных средств обучения.

Цель исследования - научно обосновать и экспериментально проверить эффективность обучения студентов художественно-графических факультетов способам создания графической информации средствами компьютерных технологий.

Объект исследования - процесс обучения студентов художественно-графических факультетов компьютерной графике.

Предмет исследования - способы создания графической информации с помощью современных компьютерных технологий и целесообразность их использования в обучении студентов художественно-графических факультетов.

Гипотеза исследования - обучение студентов способам создания графической информации средствами компьютерных технологий будет осуществляться более эффективно, если:

- в основу процесса обучения будут положены различные графические программы (Adobe Illustrator, Adobe Photoshop, ArchiCAD, 3DSMax и т.д.)

- будет разработано содержание специальных курсов (на модульной основе) по совместному использованию двухмерной, трёхмерной и комбинированной компьютерной графики;

- в обучении будет использована специально разработанная система заданий, включающих пропедевтические, основные и специальные творческие задания.

Предусматривается решение следующих задач исследования:

1. Осуществить теоретический анализ психолого-педагогической литературы, относящейся к проблеме исследования.

2. Изучить способы создания графических средств информации с использованием современных компьютерных технологий.

3. Разработать экспериментальные курсы, содействующие изучению студентами художественно-графического факультета способов создания графических средств информации на базе компьютерных технологий.

4. Экспериментально апробировать содержание интегративных курсов и системы заданий по способам создания графической информации. Методологическую основу исследования составили: теоретические и практические положения психологии и педагогики о восприятии графической информации, создаваемой с помощью компьютера, её роли в формировании творческой личности и профессионального становления студентов художественно-графического факультета.

Методы исследования:

- изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы по указанной проблеме;

- изучение и анализ компьютерных графических программ;

- тестирование и анкетирование студентов;

- наблюдение и анализ практической работы студентов;

-беседы со студентами с целью определения творческих способностей и уровня компьютерной грамотности;

- педагогический эксперимент, включающий комплекс заданий по созданию графической информации;

Основные этапы исследования. Исследование состояло из трёх взаимосвязанных этапов и проводилось с 2003 по 2006 годы.

Первый этап (2003-2004) - подготовительный. На этом этапе изучалась литература по компьютерным технологиям и педагогическая, вычленялась необходимая информация, выстраивалась предварительная концепция проведения занятий по компьютерной графике. Проводились беседы со специалистами в компьютерной области, с преподавателями и студентами.

Второй этап (2003-2004) - поисковый. На втором этапе разрабатывалась совокупность графических заданий и структура компьютерных курсов, отвечающих задачам и целям исследования. Проводилась проверка эффективности выбранных способов создания графической информации и готовности студентов к выполнению этих заданий. Полученные результаты анализировались и обобщались для разработки методики преподавания и корректировки данного исследования.

Третий этап (2004-2006) - экспериментальный. На третьем этапе проводился обучающий эксперимент, состоящий из комплекса курсов по созданию графической информации студентами. В процессе проведения занятий большой упор делался на самостоятельность студентов в нахождении способов создания графической информации и выборе необходимых программ. Результаты экспериментальной работы анализировались, а сделанные выводы были включены в данное исследование.

Научная новизна заключается в том, что:

1. Обучение способам создания графической информации решается на основе структурного единства, содержания интегративных курсов (на модульной основе), базирующихся на взаимодействии компьютерных графических программ.

2. Разработаны критерии отбора графических программ, в основу которых положено: наличие методической и технической базы для обучения способам создания графической информации; следование структурному единству и способам взаимодействия компьютерных графических программ при выполнении заданий различного уровня сложности; соответствие комплекса графических программ реальным возможностям обучающихся.

3. Способы создания графической информации рассматриваются через призму возможностей отдельно взятых программ векторной, растровой и трёхмерной графики с последующим изучением функциональных и художественных возможностей этих программ на интегрированной основе.

4. Разработана и экспериментально проверена система заданий по созданию графической информации средствами компьютерных технологий с учётом разного уровня подготовки студентов, включающая пропедевтические, основные и специальные творческие задания.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что внесён вклад в теорию и методику обучения студентов способам создания графической информации средствами компьютерных технологий, стимулирующих развитие творческого потенциала обучающихся. Практическая значимость работы заключается в том, что: - полученные материалы исследования могут быть использованы для совершенствования процесса обучения студентов компьютерной графике;

- структура и содержание предложенных интегративных курсов по созданию графической информации повышает эффективность освоения студентами компьютерных графических программ.

На защиту выносятся:

- содержание системы заданий по созданию графической информации средствами компьютерных технологий, основанное на возможности взаимодействия компьютерных графических программ;

- обучение студентов способам создания графической информации через выполнение пропедевтических, основных и специальных творческих заданий.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в 2003-2006 гг. в ходе проведения экспериментальной работы на художественно-графическом факультете в Московском педагогическом государственном университете.

В эксперименте участвовали студенты 2-5 курсов художественно-графического факультета Mill У специальности «Изобразительное искусство» и «Дизайн». Материалы и результаты исследования обсуждались и были одобрены на заседаниях кафедры начертательной геометрии, компьютерной графики и дизайна Московского педагогического государственного университета, заседания совета факультета, на научно-практических конференциях по итогам исследовательской работы МПГУ (2005-2007 гг.). Результаты исследования внедрены в практику работы кафедры начертательной геометрии, компьютерной графики и дизайна МПГУ, а также посредством публикаций автора.

Структура и объём диссертации:

Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения на компакт-диске. Содержит 154 страницы основного машинописного текста, 4 таблицы, 27 рисунков. Список литературы насчитывает 100 наименований.

Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"

Результаты исследования полностью подтвердили исходную гипотезу.

Отобранные нами компьютерные графические программы отвечали содержанию интегративных курсов по совместному использованию двумерной, трехмерной и комбинированной компьютерной графики. Способы создания графической информации студентами художественно-графического факультета качественно возрастали по мере изучения возможностей компьютерных программ (Adobelllustrator, AdobePhotoshop, ArchiCAD, 3DSMax) и плагинов, призванных усовершенствовать процесс создания необходимой графической информации.

Прикладное значение исследования состоит в том, что оно ориентирует педагогическую науку и практику на поиск и применение средств развития творческого потенциала студентов.

Описанная методика может служить основой для дальнейших практических разработок и рекомендаций для преподавателей и студентов, изучающих компьютерные графические программы, и создание различной графической информации.

Заключение

Выполненная диссертационная работа не исчерпывает всей полноты рассматриваемой проблемы.

Способы создания графической информации, безусловно, будут рассматриваются постоянно, обучение студентов компьютерной графике должно строиться с учетом изменений в сфере компьютерных технологий.

Приведенная нами структура интегративных курсов наглядно демонстрирует огромные возможности современной компьютерной графики, её художественный потенциал. Сегодняшний художник-дизайнер не может являться полноценным специалистом без освоения компьютерных графических программ, которые применяются во многих областях науки и искусства, и именно поэтому способы создания графической информации всегда будут актуальны. Система заданий, включающая пропедевтические, основные и творческие задания, имеет огромное значение в контексте информатизации образования. В наши задачи входило экспериментально апробировать содержание интегративных курсов и системы заданий. В связи с этим необходимо сделать следующие выводы:

1. Обучение студентов становится эффективнее при проведении экспериментального курса. Творческий потенциал студентов качественно изменился к концу исследования.

2. Выполнение творческих заданий по созданию графической информации показало, что студенты овладели теоретическими моментами компьютерных программ и могут самостоятельно находить различные способы создания графической информации.

3. Уровень графической подготовки студентов в конце экспериментального исследования изменился по сравнению с начальным, показатели выросли, что подтверждает правильность структуры заданий по созданию графической информации.

Необходимость применения программ двумерной, трехмерной и комбинированной компьютерной графики в рамках одного экспериментального исследования продиктована возрастающей мощью компьютерных технологий, их интегративностью. Рассмотрение таких важных и востребованных тем в современном обществе, как чертежи, дизайн, трехмерное моделирование, анимация построено на изучении способов их создания. Тем самым подчеркивается практическое значение данного исследования, стремление объединить совершенно разные (на первый взгляд) компьютерные программы в обучении студентов художественно-графического факультета. Это открывает широкие горизонты перед педагогом и студентами в их совместной творческой деятельности.

Можно с уверенностью предположить, что наметившаяся тенденция к взаимодействию компьютерных программ в дальнейшем позволит разрабатывать методические пособия по проблеме исследования и использовать их на занятиях по компьютерной графике. Важно отметить следующее:

1 .Разработанная экспериментальная методика активизирует учебную деятельность студентов благодаря своим характерным особенностям: а) методика направлена на создание и нахождение различной графической информации, и реализацию личностного потенциала студента в процессе освоения различных компьютерных графических программ; б) предложенные темы интегративных курсов предполагают овладение компьютерными графическими программами через создание графической информации;

2.Применение экспериментальной методики результативно на завершающем этапе создания графической информации.

3.Разнообразие и широта рассматриваемых компьютерных средств в обучении студентов художественно-графического факультета созданию графической информации позволили получить высокие результаты, отвечающие задачам, поставленным в исследовании.

Таким образом, доказана актуальность темы исследования, ее практическая и теоретическая значимость в современной системе образования.

Результатами исследования подтверждено, что разработанные и апробированные нами экспериментальные курсы обеспечивают глубокое усвоение теоретического материала и способствуют формированию логического и пространственного мышления при создании различной графической информации.

Установлено, что при экспериментальной методике обучения студентов создание графической информации становится эффективнее, если учитываются индивидуально-психологические особенности обучаемых и исходный уровень сложившихся пространственных представлений.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Лихачев, Антон Юрьевич, Москва

1. Аржанов И.Н. Методика обучения объектно-ориентированному проектированию студентов педагогических вузов. Дисс. . .канд.пед.наук.;2000

2. Алексеев Н.Г. Личностно-ориентированное обучение: вопросы теории и практики. Тюмень: ТГУ, 1997. - 216с.

3. Алибекова Г.З., Рудковская Л.В. Индивидуализированные программы обучения в высшей школе.// Педагогика. 1995.№3. - с. 56-60.

4. Алиев Т.Х. Формирование пространственных представлений методом моделирования при изучении проекционного черчения. Дисс. .канд.пед.наук.;1991.

5. Алдушонков В.Н. Влияние компьютерных технологий обучения на формирование познавательной самостоятельности студентов. Дисс. . канд.пед.наук.; Брянск, 2001

6. Альберт Д.И.,Альберт Е.Э. Самоучитель Macromedia FlashMX 2004.-СПб.: БХВ-Петербург,2004.-624с.

7. Аранова С. В. Обучение изобразительному искусству. Интеграция художественного и логического СПб.: КАРО, 2004. - 176с.

8. Архангельский С.И. Лекции по теории обучения в высшей школе. -М.: Высшая школа, 1974г. 382с.

9. Асеев В.Г. Возрастная психология: Учеб. пособие / В.Г. Асеев. -Иркутск: ИГПИ, 1989. 190 с.

10. Бадмаев Б.Ц. Психология и методика ускоренного обучения. М.: Изд.-во ВЛАДОС - ПРЕСС, 2002. - 272с.

11. Барчугова Е.В., Рочегова Н. А., Композиционная подготовка студента архитектора. Компьютерное моделирование.// Архитектура и строительство Москвы. №2-3, 2002 , С. 54-62.

12. Белкин Е.Л. Дидактические основы управления познавательной деятельностью в условиях применения технических средств в обучении. Ярославль, 1982-107с

13. Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем. Воронеж: Воронежский ун-т, 1977. -240с.

14. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. -М., 1995.-215с.

15. Благов М.Б. Формирование готовности студентов к использованию информационных технологий в педагогической деятельности. Дисс.канд. пед.наук. Саратов,2004.

16. Блохина Р. А. Развитие у студентов опыта самостоятельной деятельности на основе межпредметных связей. Дисс.канд. пед.наук. -Саранск, 1983.- 176с.

17. Боголюбов В.И. Педагогическая технология: эволюция понятия// Сов. Педагогика. 1991. - №9. - с. 123-128

18. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как психологический аспект изучения творчества// Исследование проблем психологии творчества/ под ред. Я.А. Пономарева. М.: Наука, 1983. С. 182-.

19. Ботвинников А.Д. Преобразование изображений в графической деятельности учащихся.// Школа и производство, 1973. №7. с. 65-68

20. Василенко Е.А. Методические основы создания и использования средств обучения графическим дисциплинам в школе и педвузах. Дисс. в виде научного доклада . доктора пед.наук. - М., 1993. - 39с.

21. Вергасов В.М. Активизация познавательной деятельности студентов в высшей школе. Киев., 1985 - 174с.

22. Виленский В.Я., Образцов П.И., Уман А.И. Технологии профессионально-ориентированного обучения в высшей школе. М.* Педагогическое общество России,2004. - 192с.

23. Виноградов В.Н. Исследование графической деятельности учащихся в процессе решения задач на построение изображений (на примере черчения): Дисс. .канд. пед.наук. -М., 1967

24. Вопросы компьютеризации учебного процесса. М.: Просвещение, 1987.

25. Вострикова Е.А. Развитие визуального мышления на примере верстки web-страницы. Новокузнецк: Изд-во ИПК, 2002

26. Гальперин П. Я., Котик Н. Р. К психологии творческого мышления // Вопросы психологии. — 1982. — № 5.

27. Гальперин П.Я., Данилова B.J1. Воспитание систематического мышления в процессе решения малых творческих задач // Вопросы психологии. -1980. № 1.

28. Гендина Н.И. Информационная культура личности: диагностика, технология формирования. Кемерово., 1999 141с.

29. Гервер В.А. Развитие творческой графической деятельности школьников (на примере обучения черчению): Дисс. в виде научного доклада . доктора пед.наук. М., 1992.

30. Гервер В.А. Творческие задачи по черчению. М.: Просвещение, 1991.

31. Гервер В.А. Творчество на уроках черчения: Книга для учителя. М.: Гуманитарный издательск. Центр ВЛАДОС, 1998.-144с.

32. Гиркин И. В. Новые подходы к организации учебного процесса с использованием современных компьютерных технологий. // Информационные технологии , № 6,1998.

33. Гребенников К.А. Компьютерная графика как средство профессиональной подготовки специалистов-дизайнеров. Дисс. .канд. пед.наук. Воронеж, 2002

34. Гудилина С.И.Создание и методика использования комплекса средств обучения для самостоятельной работы учащихся (на примере курса «Техническая графика и основы дизайна»): Дисс. .канд. пед.наук. М- 1995. -168с.

35. Гуманистическая направленность штайнеровской педагогики: Метод, пособие для преподавателей и студентов пед. ВУЗов. М.: ВЛАДОС, 1999, 176с.

36. Данилюк А.Я. Метаморфозы и перспективы интеграции в образовании// Педагогика. №2. - 1998. - с. 8-12.

37. ДжамбруноМ. Трёхмерная графика и анимация. М 2002

38. Джонс Д. Инженерное и художественное конструирование. Современные методы проектного анализа / Дж. К. Джонс: Пер. с англ. М.: Мир, 1976.-369 с.

39. Джонс Д. Методы проектирования. М.: Мир, 1986. - 316с.

40. Дубровский В.Я., Шедровинский Г. П. Проблемы системного инженерно-психологического проектирования. М.:МГУ, 1971; с. 19.

41. Ермолаева-Томина Л.Б. Психология художественного творчества. -М.: Академический Проект,2003. 304с.

42. Есипов Б.П., Равкин З.И. Метод проектов / Б.П. Есипов, З.И. Равкин // Педагогическая энциклопедия. М., 1965. - Т.2. - С. 806.

43. Затулий А.И. Художественный авангард в решениях практических задач компьютерного дизайна. М.,2001

44. Жохова Е.Ю. Компьютерная технология решения геометрических задач как средство формирования понятийного аппарата. Дисс. .канд.пед.наук.; Ярославский ГПУ, 1996

45. Каган М.С. Системный подход и гуманитарное знание: Избранные статьи. Л.: Изд-во Ленингр. ун., 1991. -384с.

46. Канев В.Ф. Развитие познавательного интереса школьников средствами чертежной графики: Дисс. .канд. пед.наук. -М., 1990. -297с.

47. Катханова Ю.Ф. Развитие творческих способностей школьников и студентов художественно-графического факультета в графической деятельности: Дисс. .док. пед.наук. 1994. -502с.

48. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры дискуссии. Анализ зарубежного опыта. Рига: НПЦ Эксперимент -1995-176с

49. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. Анализ зарубежного опыта. -М., 1989. 196с.

50. Ковешников А.И. Композиция в пропедевтическом курсе дизайна. -М.: Прометей, 1991.- 273с.

51. Ковешникова Е.Н. Теория и методика художественного профессионального образования. 2000.

52. Козлов В.И. Модель специалиста учителя ИЗО. М. Прометей. 2001-207с.

53. Коржуев А.В., Попков В.А. Традиции и инновации в высшем профессиональном образовании. М.: Изд-во МГУ, 2003. - 300с.

54. Корзинова Е.И. Интегрированные задания по технической графике как средство развития творческих способностей студентов художественно-графического факультета: автореф. дисс. .канд. пед.наук. 1992. - 196с.

55. Корзинова Е.И. Интерьер: Учебно-методическое пособие для студентов художественно-графических факультетов высших педагогических учебных заведений. М.:ГНО «Прометей» МПГУ, 2004. - 48с.

56. Костиков А.Н. Методика обучения компьютерной графике будущих учителей информатики на основе компетентности подхода. Дисс. .канд. пед.наук. -СПб.,2003

57. Котов Ю.В., Павлова А. А. Основы машинной графики. М.: Просвещение, 1993. 2541. с.5 9. Кузнецова О.Н. Методика и алгоритмы процесса обучения построению изображений. Дисс. .канд.пед.наук., Авиационный институт, 2004 -202с.

58. Курушин В.Д. Графический дизайн и реклама. М:ДМК,2001

59. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: в 2-х т. -М.: Педагогика, 1983. Т. 1. - 391 е.; Т.2. - 316с.

60. Лукашевич В. К. Модели и метод моделирования в человеческой деятельности / Минск "Наука и техника" 1983 г. 120с.

61. Лыскова В.Ю. Логика в информатике: методическое пособие М: Лаборатория базовых знаний. 2001.-155с.

62. Марченко М.Н. Развитие способностей к дизайнерской деятельности;.2002 146с.

63. Марюков М.Н. Научно-методические основы использования компьютерных технологий при изучении геометрии в школе. Дисс. .докт.пед.наук. М. 1998-244с.

64. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по разному? Пособие для учителя / А.В. Хуторской. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005.-383с.

65. Михелькевич В.Н., Радомский В.М. Основы научно-технического творчества. Ростов н/Д: Феникс,2004. - 2004. - 320с.

66. Модульно-уровневый подход в преподавании курса «Основы мультимедийных технологий»/ Браун Ю. С.; Кравцова А.Ю. М.: Образование информатика, 2002. - 27с.

67. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 2 кн. Кн. 2. Психология образования. М.: Просвещение: Владос, 1994.-496 с.

68. Новиков A.M. Методология учебной деятельности. М.: Издательство «Эгвес», 2005. -176с.

69. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студентов пед. вузов и системы повышен, квалифицир. пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров. М.: Академия, 2000. - 272 с.

70. Нодельман Л.Я. Технология обучения студентов ХГФ компьютерной графике. Дисс. канд пед наук. МПГУ, М. 2000 218с

71. Нюттен Ж. Мотивация // Экспериментальная психология / Под ред. П.Фресса, Ж.Пиаже. М., 1975. - Т. 5. - С. 15-110.

72. О концепции реформирования системы образования РФ: Рек. парламент, слушаний // Педагогика. 1998. - № 4. - С. 9-11.

73. Павлова Л.В. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов технического вуза с использованием комплекса занимательных заданий по инженерной и компьютерной графике. МПГУ, автореф дкпн. Москва 2003г.- 16с.

74. Педагогика: учебное пособ. для студентов пед. институтов./ Ю.К. Бабанский, В.А. Сластенин и др.; Под ред Бабанского. 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Просвещение, 1988. - 479с.

75. Петрова Н.В. Анализ системы медиаобразования, 2004

76. Петровичев А.В. Реалистическое моделирование изображений освещения трёхмерных сцен на экране ЭВМ. Автореф. М.:2002

77. Пигичка Ю.Л. Компьютерные технологии в учебно-исследовательской деятельности учащихся. СПб., 1999. 79с.

78. Пидкасистый П.И. Организация учебно-познавательной деятельности студентов. -М.: Педагогическое общество России, 2004. 112с.

79. Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии. 3-е изд. М.: Гном и Д, 2001.-192с.

80. Познавательные процессы и способности в обучении: Учеб. пособие для студентов пед. институтов/ В.Д. Шадриков, Н.П. Анисимова, Е.Н. Корнеева и др. Под ред. В.Д. Щадрикова. М.: Просвещение, 1990. -142с.

81. Полищук В.В., Полищук А.В. AutoCAD 2004. Практическое руководство. М.: ДИАЛОГ-МИФИ, 2003. -512с.

82. Проблема учебного процесса в инновационных школах. Вып. 5: Сб. науч. тр. / Под ред. О.В. Кузьмина. Иркутск: Иркут. ун-т, 2000. - 142с.

83. РоманычеваЭ.Т. Инженерная и компьютерная графика. М.: ДМК Пресс, 2001.

84. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1976.-415с.

85. Сибирская Н.П. Педагогические технологии профессиональной подготовки. СПб., 1995. - 80с.

86. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. М.: Магистр, 1997. - 224с.

87. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования от деятельности к личности. М.: Изд. цент «Академия», 2003,304с

88. Степанов С.Ю., Семенов И.Н. Проблема формирования типов рефлексии в решении творческих задач// Вопросы психологии. 1982. №1. С. 70-74.

89. Тимофеев Г.С. Графический дизайн.:Феникс, 2002

90. Титова М.П. Исследование формирования пространственных представлений на примере некоторых графических задач., дисс. .канд.пед.наук, М 1980- 190с.

91. Фелистов Э.С. Как создать архитектурный проект в программе ArchiCAD 8.0/ Э.С. Фелистов. 3-е изд. - М.: ЗАО «Новый издательский дом», 2004. - 496с.

92. Философия науки и техники: Учеб. Пособие./В.С. Степин, В.Г.Горохов, М.А. Розов. М.: Контакт - Альфа, 1995. - 384с.

93. Формирование графических понятий на уроках черчения у учащихся средних профтехучилищ. Методические рекомендации. Отв.ред. В.В. Шапкин; Л; 1986- 58с.

94. Филиппов М.В. Компьютерные средства визуальной информации в современной графической культуре. Дисс. .канд.пед.наук: СПб. -2003

95. Чернилевский Д.В. Технология обучения и ее выбор / Д.В. Чернилевский// Энциклопедия профессионального образования в 3 т. -М., 1999.-Т. 2.-С. 248-249.

96. Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения: Методическое пособие. -М.: Народное образование, 1996. 160с.

97. Шатова Н.В. Методика применения информационных технологий на разных уровнях общеобразовательной подготовки учащихся. Дисс. .канд.пед.наук: МПГУ. -М., 1996. 196 с.

98. Шевченко Е.М. Компьютер в учебно-воспитательном процессе. Уч.-метод. пособие. Волгоград: Перемена, 1999 -131с.