Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Теоретические и методические основы музыкально-исторической подготовки студентов вузов культуры

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Балаганская, Елена Викторовна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 2000
Специальность ВАК РФ
 13.00.02
Диссертация по педагогике на тему «Теоретические и методические основы музыкально-исторической подготовки студентов вузов культуры», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Балаганская, Елена Викторовна, 2000 год

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ МУЗЫКИ В ВУЗАХ КУЛЬТУРЫ РОССИИ.

1 .Становление учебного предмета «История музыки» в высших учебных заведениях.

2.Сущность и содержание обучения студентов вуза культуры музыкально-историческим дисциплинам.

ГЛАВА II. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИКИ

МУЗЫКАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

СПЕЦИАЛИСТА-МУЗЫКАНТА В ВУЗЕ

КУЛЬТУРЫ.

1.Содержание экспериментальной работы со студентами.

2. Динамика развития профессиональных качеств специалиста-музыканта на базе синтеза музыкально-исторического и культурологического подходов.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Теоретические и методические основы музыкально-исторической подготовки студентов вузов культуры"

Современный этап развития музыкального образования отмечен значительным интересом к общекультурной проблематике и ее влиянию на все отрасли музыкально-педагогической науки. Это связано не только с реформой высшей школы, но и с изменениями во всех сферах жизни общества, поэтому в последние годы в музыкальном образовании усилились тенденции, связанные с изменением его содержания и пересмотром привычных парадигм.

Проблема совершенствования вузовской подготовки в современных социально-культурных условиях приобрела в последнее время особую значимость.

Вуз культуры готовит специалистов, задача которых - приобщить широкие слои населения к ценностям мировой художественной культуры, сформировать кругозор и эстетический вкус у подрастающего поколения, поэтому у каждого выпускника вуза должно быть сформировано общее представление об искусстве и определенное художественное мышление.

На музыкальных факультетах российских вузов культуры существует разделение на ряд специализаций: хоровых, оркестровых и т.п. Процесс подготовки специалистов на каждой из них имеет свои особенности. Студенты хоровых специализаций должны получить знания о развитии русской и зарубежной хоровой культуры в России и Западной Европе, а также владеть определенными навыками работы с хором. Студенты оркестровых специализаций должны хорошо знать историю музыкальной культуры оркестрового исполнительства и получить навыки работы с оркестром. Общим же для обеих специализаций является то, что в основе формирования профессионального мастерства будущего специалиста лежит фундаментальная музыкально-теоретическая и музыкально-историческая подготовка, основанная на традициях российского просветительства и музицирования.

Сложившаяся в нашей стране система подготовки музыкантов на протяжении ряда лет ставила акцент на исполнительское мастерство и воспитывала музыкантов, кругозор которых был ограничен только музыкой. В настоящее время возникла необходимость перенести акцент с формирования навыков на эстетическое сознание.

Профессия музыканта как руководителя хорового, оркестрового коллектива ставит перед будущим специалистом большие задачи. У него должно быть хорошо развито творческое воображение, художественный вкус, поэтому изучение стилевых особенностей музыки должно занимать в системе его подготовки одно из центральных мест.

Одной из наиболее важных дисциплин, необходимых музыканту любой специализации, является история музыки. Оказывая непосредственное влияние на образование и воспитание музыканта, история музыки способствует формированию у студентов общих и музыкально-воспитательных наклонностей, а также целостного представления о путях исторического развития мировой музыкальной культуры.

В основе формирования профессионального мастерства музыканта лежит музыкально-теоретическая и музыкально-историческая подготовка. Наряду с исполнительскими навыками и музыковедческими знаниями будущий специалист должен обладать аналитическими способностями, развитым творческим мышлением, потребностью к поиску оригинального решения практических проблем. Этой задаче должно соответствовать содержание получаемого им музыкального образования. Следовательно, изучаемые им дисциплины должны характеризоваться конкретно-фактологической и методологической направленностью. Одной из конкретно-фактологических наук в системе профессиональной подготовки специалиста-музыканта в вузе культуры является курс истории музыки. Это область музыкознания, изучающая закономерности развития мировой музыкальной культуры, обусловленность появления и исчезновения различных музыкальных стилей и направлений. Гуманитарные науки в течение долгого времени стремились изучить феномен музыки, понять причины ее воздействия на общество, следствием чего стало появление ряда искусствоведческих, культурологических, социологических, наконец, собственно музыковедческих исследований, посвященных музыкальной культуре и процессу ее исторического развития. В последние годы в отечественном музыкознании усилились тенденции, связанные с рассмотрением и изучением музыки в ряду других искусств, не нашедшие достаточно полного отражения в педагогической и учебно-методической литературе последних лет, а также в непосредственной учебно-практической деятельности, связанной с преподаванием истории музыки в вузе культуры. «Музыка в ряду искусств», «Музыка в истории культуры» -рассмотрение музыки именно в таких аспектах повлекло за собой изменение традиционных музыковедческих установок, в том числе и в учебно-педагогической практике.

Как показывают данные наблюдений, студенты не всегда используют в полной мере возможности применения в музыкальной практике своих представлений и знаний из области музыкально-исторических дисциплин, поскольку система их развития в курсе музыкально-исторических дисциплин недостаточно эффективна. Данное противоречие обусловило актуальность настоящей работы, направленной на повышение эффективности музыкальноисторической подготовки специалистов в вузе культуры и искусств.

Современный музыкант - это квалифицированный исполнитель и просветитель, в котором остро нуждается социально-педагогическая практика. Им может являться только специалист с высшим образованием, в содержании которого равное внимание уделено фундаментальным знаниям и прикладной профессиональной подготовке.

Современная отечественная концепция музыкального образования основана на стремлении к изучению музыки и музыкального образования как феноменов культуры. Она характеризуется гуманистической ориентацией, наполненностью высокохудожественным содержанием, вниманием к духовному росту, к развитию личностного фактора. Но особое значение в ней имеет аксиологический компонент - ценностные основания и ориентации.

В системе профессиональной подготовки будущего специалиста-музыканта ценностные ориентации играют большую роль. Они представляют собой избирательное отношение личности к искусству, основанное на системе ее убеждений и предпочтений. Воспитание как приобщение к совокупности ценностей, как привитие душевных качеств - это традиция отечественной национальной художественной школы, которая обеспечивала не только техническое совершенство музыканта, но и приобщала к духовным ценностям.

Достижение культурного совершенства личности - главный вектор движения отечественной педагогики. Но в процессе развития значительное влияние на нее оказали закономерности культурных процессов, памятники, явления и события материальной и духовной жизни общества, поэтому представляется важным изучение в вузе всех специальных дисциплин, в том числе и музыкально-исторических, в сочетании с системным изучением искусства.

Совершенствование профессиональной подготовки музыканта-специалиста являет собой процесс синтезирования музыковедческих и культурологических представлений на основе полученных в средней ступени музыкально-педагогического образования базовых знаний по музыкальной литературе, мировой художественной культуре (МХК) и философским дисциплинам. Этот процесс актуализирует научный анализ проблем следующего содержания:

1. Изучение системы профессиональной подготовки специалистов-музыкантов с точки зрения пересмотра учебного плана и координация в нем дисциплин музыкально-исторической, философской и культурологической направленности.

2. Процесс практической подготовки специалистов-музыкантов должен концентрироваться на своей главной цели: формировании духовной культуры подрастающего поколения на основе художественных и этических ценностей, заключенных в музыкальной культуре.

У истоков преподавания музыкально-исторических дисциплин в России стояли известные русские музыковеды А.Н. Серов, Г.А. Ларош, Н.А. Римский-Корсаков, Н.Д. Кашкин, а после 1917 г. проблемы музыкально-исторических наук, возникающие в процессе подготовки музыкальных просветителей, пропагандистов музыкального искусства, получили широкое освещение в трудах Б.Л. Яворского, М.В. Иванова-Борецкого и, особенно, Б.В. Асафьева.

Круг научной литературы, затрагивающей проблемы подготовки специалистов-музыкантов, весьма широк и разнообразен. Общим вопросам музыкальной подготовки студентов в вузе посвящены работы Б.В. Асафьева, С.Л. Гинзбурга, Д.Б. Кабалевского, Л.Г. Арчажниковой, О.А. Абдуллиной и др.

Анализу практической музыкальной подготовки студентов в вузе культуры посвящены работы В.И. Закутского, Л.С. Зориловой, Л.В. Матвеевой, П.А. Черватюка, а также диссертационные исследования О.М. Мятиевой, О.С. Жарковой, Л.А. Соловьевой.

Вопросы активизации учебного процесса в вузовской педагогике нашли отражение в трудах современных ученых Ю.П.Азарова, Ю.К.Бабанского, А.Я.Найна, В.А.Сластенина, В.И.Петрушина, Г.М.Цыпина.

Несмотря на то, что проблемы преподавания музыкально-исторических дисциплин в консерваториях неоднократно рассматривались в научно-педагогической литературе, в частности в трудах Е.М. Орловой, Г.В. Крауклиса, В.Д. Конен, Т.В. Чередниченко, вопросы методики преподавания истории музыки в вузе культуры еще мало исследованы. В настоящее время имеется ряд отдельных статей и исследований, посвященных музыкально-исторической подготовке будущего специалиста-музыканта, рассматривающие, в основном, выявление межпредметных связей дисциплин музыкально-исторического и музыкально-теоретического направлений. Отметим работы Р.Г. Шитиковой, Г.В. Халиковой, Г.А. Садыховой, О.С. Ивановской и др. Практически не исследована область межпредметных связей между музыкально-историческими и культурологическими дисциплинами, отметим недостаточность материала по данной тематике.

История музыки - это область музыкознания, изучающая закономерности развития мировой музыкальной культуры и смену музыкально-культурных процессов. Одним из важных принципов ее рассмотрения является системное изучение культуры и искусства.

Проблема изучения синтеза искусств не нова и неоднократно рассматривалась как в общей педагогической, так и в музыкально-педагогической литературе. Ей посвящены работы JI.M. Предтеченской, И.А. Химик, М.Ю. Новицкой. Однако они затрагивают проблему системного изучения искусства в средних и средних специальных учебных заведениях. В вузовской педагогике эта проблема пока мало исследована. Между тем, именно в вузовской педагогике за последние годы усилились тенденции, связанные с гуманизацией и аксиологизацией высшего музыкального образования.

Таким образом, проблема совершенствования профессиональной подготовки специалиста-музыканта в курсе истории музыки приобрела в последние годы особенно острый характер, но условия совершенствования этого процесса на занятиях по музыкально-историческим дисциплинам еще недостаточно исследованы. На наш взгляд, нужны новые эффективные условия для осуществления профессиональной подготовки студентов, ориентирующие специалистов на высокий уровень их социокультурной деятельности в будущем.

Объектом исследования является профессиональное становление специалиста-музыканта в вузе культуры.

Предмет исследования - процесс музыкально-исторической подготовки студентов вуза культуры.

Цель исследования состоит в создании модели музыкально-исторической подготовки студентов и экспериментальной методики их обучения в вузе культуры.

В нашем исследовании мы попытались решить следующие задачи: выявить современное состояние теоретической разработанности проблемы и практической подготовки студентов вуза культуры по предмету «История музыки»; исследовать уровни музыковедческой и общекультурной компетентности студентов, изучающих историю музыки по базовым программам; определить механизм интеграции, способствующий изучению и освоению студентами художественного наследия прошлого; разработать модель функционирования музыкально-исторических дисциплин в вузе культуры, чтобы содержание курсов являлось частью общей системы гуманитарного образования; проверить на практике эффективность разработанной системы методов и приемов, основанных на взаимосвязи музыкально-исторических и культурологических дисциплин.

Гипотеза исследования: одним из факторов повышения эффективности музыкально-исторической подготовки специалистов в вузах культуры явится применение культурологического подхода в преподавании истории музыки.

Методологической основой данного исследования являются положения философии о системном подходе в познании явлений, о социальной сущности личности (В.Г.Афанасьев, И.В.Блауберг, Э.Г.Юдин). В диссертации использовались некоторые аспекты учений М. Вебера, X. Ортеги-и-Гассета, А.Ф. Лосева, рассматривались отдельные положения исследований отечественных философов и культурологов А.И.Арнольдова, М.С. Кагана, Ю.М. Лотмана.

Теоретическую основу исследования составили положения общей и музыкальной педагогики и психологии: Л.С.Выготского, Б.В. Асафьева, С.Л. Гинзбурга, М.В. Иванова-Борецкого, А.Н. Сохора, Е.М. Орловой, В.Д. Конен, Т.В. Чередниченко, В.И.Петрушина, работы отечественных культурологов

A.И.Арнольдова, А.А.Аронова, Т.И.Баклановой, А.Д.Жаркова, Л.С.Зориловой, В.М.Чижикова, а также исследования по профессиональному образованию Н.К.Баклановой, А.С.Каргина, Ю.Д.Красильникова, Н.В.Кротовой, В.Г.Кузнецова, Л.А.Рапацкой,

B.С.Садовской, Ю.А.Стрельцова.

Наша работа имеет методологическую направленность. Главный акцент в ней делается на формирование новых представлений об истории музыки как учебном предмете в вузах культуры, на поиск новых педагогических подходов к преподаванию курсов музыкально-исторических дисциплин.

При исследовании проблем организации преподавания музыкально-исторических дисциплин в вузах культуры мы опирались на обоснование Б.В.Асафьевым принципов системного изучения музыкальной культуры, а также на социологические аспекты рассмотрения музыкального искусства, предложенные Т. Адорно и А.Н. Сохором. Были изучены труды отечественных музыковедов Е.В. Назайкинского, Т.В. Чередниченко, С.А. Фролова, в которых анализируются социально-педагогические условия для осуществления реформы музыковедческого образования. Кроме того, были изучены работы отечественных ученых по профессиональной подготовке педагогических кадров в системе музыкального образования Л.Г.Арчажниковой, Л.В.Шаминой, П.А. Черватюка, рассмотрены труды П.С. Гуревича, Г.Д. Гачева, анализирующие проблему взаимодействия молодежи и массовой культуры.

Методика исследования носила комплексный характер и соединила в себе изучение теории и истории вопроса, все этапы экспериментальной работы, а также обобщение опыта работы музыкальных вузов различного профиля по осуществлению музыкально-исторической подготовки будущих специалистов, с внедрением позитивного опыта практики различных отечественных педагогических школ.

В работе над диссертацией были использованы следующие методы исследования: изучение и анализ философской, культурологической, педагогической, искусствоведческой и методической литературы; наблюдение за процессом профессиональной подготовки студентов в ходе изучения ими курса истории музыки; структурно-содержательный анализ документов (учебных планов, базовых, авторских и др. программ по истории музыки, музыкальной литературе, истории искусств, педагогике, профессиональной подготовке, культурологии); анкетирование; анализ результатов деятельности студентов в процессе усвоения предмета истории музыки - рефератов, сочинений, срезовых работ, карт программированного обучения и контроля и т.п.; педагогический эксперимент, основанный на синтезе знаний по истории музыки и мировой художественной культуры. Научная новизна данного исследования состоит в следующем: разработана и теоретически обоснована модель интеграции музыкально-исторических дисциплин с предметами культурологического цикла; определены критерии музыковедческой и общекультурологической компетентности студентов (отношение к проблемам культурной жизни общества, знания в этих областях, художественные интересы и творческая деятельность, уровень активности личности); выявлена специфика преподавания курса история музыки в вузах культуры, на основе которой предложен новый, культурологический подход, обеспечивающий эффективность музыкально-исторической подготовки специалиста-музыканта; осуществлена активизация деятельности студентов в процессе экспериментальной работы.

Практическая значимость исследования заключается в разработке эффективных методов и приемов по совершенствованию подготовки студентов, их использовании в педагогической практике вузов культуры.

Разработанные в диссертации положения могут быть использованы в организации практических занятий по музыкально-историческим дисциплинам в вузе культуры. В диссертации разработаны методические рекомендации и материалы для внедрения их в учебную практику преподавания музыкально-исторических дисциплин в вузах культуры.

Предложенная технология совершенствования музыкально-исторической подготовки специалиста-музыканта может быть использована в образовательных учреждениях музыкально-педагогического профиля различного уровня.

Апробация результатов исследования проводилась в процессе экспериментального обучения истории музыки в Хабаровском государственном институте искусств и культуры. Эксперимент длился четыре года. Основные положения и результаты исследования проверялись в практической деятельности и нашли отражение в научных публикациях и выступлениях на международной и межрегиональных научно-практических конференциях.

На защиту выносится;

1. Модель подготовки студентов вуза культуры и искусств по музыкально-историческим дисциплинам.

2. Положение о том, что культурологический подход к преподаванию курса истории музыки в вузе культуры и искусств является условием совершенствования профессиональной подготовки специалиста-музыканта.

3. Синтез музыкально-исторических и культурологических знаний активизирует деятельность студентов -будущих специалистов-музыкантов.

Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема совершенствования образования на всех его этапах -одна из ключевых для современного общественного сознания. Острота ее, обозначившись особо в свете идеи гуманизации общества, предопределена прямой зависимостью между качеством образования и культурой, что особенно ощутимо, когда речь идет о сфере художественно-гуманитарного образования, призванного формировать профессионала-просветителя, прямого посредника между миром художественного и обыденного.

Одним из важнейших шагов в направлении совершенствования преподавания музыкально-исторических дисциплин в вузе культуры является поиск, разработка и внедрение новых методических и организационных принципов преподавания, призванных максимально полно реализовать известную триаду целевых установок вузовского образования: высокий профессионализм - широкое гуманитарное знание - развитое творчески активное мышление.

Анализ современного состояния учебной практики в вузе культуры показал, что сложившаяся практика узкопредметного преподавания учебных дисциплин не обеспечивает целостности профессиональной подготовки специалиста-музыканта.

Профессиональная же деятельность будущего специалиста требует интеграции знаний, полученных по предметам музыкально-теоретического, исторического и культурологического циклов.

В ходе исследования нами было выявлено несоответствие между имеющимися и необходимыми в будущей профессиональной деятельности специалиста-музыканта составляющими его педагогической деятельности. Данное противоречие обусловило актуальность настоящей работы, направленной на раскрытие возможностей новых форм и методов работы в преподавании истории музыки в вузе культуры с целью совершенствования профессиональной подготовки специалиста-музыканта в системе высшего музыкального образования.

В ходе исследования был изучен опыт работы известнейших отечественных музыковедов в процессе становления педагогических основ преподавания музыкально-исторических дисциплин в вузах России. Одновременно наше внимание привлек процесс развития музыкально-исторических дисциплин в современной методической и теоретической литературе и общей концепции музыкального образования.

С целью определения результативности профессиональной подготовки специалиста-музыканта было проведено поисково-констатирующее исследование, в ходе которого выявлен уровень музыкально-исторической подготовки студентов всех курсов. Сводный анализ результатов исследования показал, что:

1. Учебно-профессиональная деятельность студентов концентрируется, в основном, на музыкальном исполнительстве вне связи с будущей педагогической деятельностью.

2. Общие представления студентов об искусстве разрозненны и недостаточно глубоки. Нет целостного представления о мировой художественной культуре, недостаточно хорошо развито художественное мышление.

3. Нет методической координации между музыкальными и культурологическими дисциплинами, вследствие чего отсутствуют межпредметные связи.

Поисково-констатирующее исследование показало, что состояние преподавания музыкально-исторических дисциплин в вузе культуры в полной мере не обеспечивает подготовку специалистов эффективными методами и приемами, направленными на формирование духовной культуры подрастающего поколения и музыкальной культуры как ее важной, неотъемлемой части посредством передачи новому поколению художественных и эстетических ценностей, заключенных в музыкальном наследии прошлого.

Установив уровень взаимодействия музыкально-педагогической деятельности студента с культурной средой общества и гуманитарной направленностью получаемого им образования, мы пришли к выводу о необходимости повышения эффективности музыкально-исторической подготовки специалиста-музыканта в системе профессиональной подготовки в вузе культуры. Профессиональное обучение педагога-музыканта должно отвечать как общественным потребностям, так и современным тенденциям, сложившимся в российском музыкальном образовании - таким, как гуманитаризация, оптимизация, социализация и интеграция, особенно в курсах гуманитарных наук. Все культурные феномены должны быть осмыслены в их социально-духовной проблематике и контекстных культурно-исторических связях.

С целью совершенствования системы преподавания музыкально-исторических дисциплин в вузе культуры мы предложили иной подход к подготовке специалиста - культурологический, обеспечивающий формирование творческой, ценностно-ориентированной личности. В результате выявлены и охарактеризованы предпосылки и условия формирования культурологического подхода к преподаванию музыкально-исторических дисциплин в вузе культуры. В профессиональной подготовке специалиста-музыканта он может стать системообразующим фактором содержания образования.

В ходе эксперимента были выявлены уровни взаимосвязи между музыкально-историческими и другими специальными дисциплинами.

Результаты проведенного нами педагогического исследования подтвердили наше предположение (гипотезу) о необходимости применения культурологического подхода в преподавании курса истории музыки в вузе культуры, что и обеспечит эффективность подготовки специалиста-музыканта.

В исследовании разработаны методические рекомендации и материалы для внедрения их в учебную практику преподавания музыкально-исторических дисциплин в вузе культуры.

В результате теоретических и эмпирических исследований поставленной проблемы мы утверждаем, что культурологический подход к преподаванию курса истории музыки в вузе культуры является условием совершенствования профессиональной подготовки специалиста-музыканта. В этой связи мы считаем тему исследования раскрытой, цель - достигнутой, гипотезу - доказанной.

Проблема исследования обладает педагогическим потенциалом и может в дальнейшем разрабатываться в методологическом и методическом аспектах, реализация которых возможна в следующих направлениях:

1. Дальнейшая разработка педагогических технологий преподавания курса истории музыки и изучение региональных, а также других особенностей современной отечественной и зарубежной музыкальной культуры с внедрением в учебную практику новейших форм и методов обучения: проблемного, программированного, компьютерного и т.п.

2. Разработка технологий применения культурологического подхода в образовательных учреждениях музыкально-педагогического профиля различного уровня.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Балаганская, Елена Викторовна, Москва

1. Абдуллина О. А. Демократизация образования и подготовка специалистов: проблемы и поиски // Высшее образование в России. 1996. - № 1. - С. 73-79.

2. Абрамян Ш.А. Некоторые вопросы методики преподавания западноевропейской музыкальной литературы в музыкальных училищах.- Ереван: Метод, каб. по учебным заведениям искусства и культуры, 1986.- 22 с.

3. Адорно Т. Введение в социологию музыки,- М.: Музыка, 1973,- 144 с.

4. Азаров Ю.П. Педагогика Любви и Свободы. М.:Топикал, 1994.607 с.

5. Актуальные вопросы музыкального образования на современном этапе и наследие Б.В. Асафьева. Петрозаводск: Изд-во ПГК, 1984,- 63 с.

6. Актуальные проблемы курсов теории и истории музыки: в помощь преподавателям теоретических дисциплин институтов культуры: Методическая разработка Л.: ЛГИК, 1990.- 51 с.

7. Актуальные проблемы музыкального образования: Тематич. сборник науч. тр. / М-во культуры УССР. Киев: Киевская гос. консерватория им. П.И.Чайковского, 1986,- 143 с.

8. Актуальные проблемы современной музыкальной педагогики: Сб. докл. межвуз. научно-методич. конференции / Отв. ред. П.Е.Зелинский. Таганрог: ТГПИ, 1994. - 72 с.

9. Александрова JI.В. Порядок и симметрия в музыкальном искусстве: логико-исторический аспект / Новосиб. гос. консерватория им. М.И. Глинки.-Новосибирск: НГК, 1995.-372с.

10. Алексеев Г.А. Методологические и методические основы обучения специалистов с высшим образованием в новых условиях.-Чебоксары: Чуваш, гос. ун-т им. И.Н.Ульянова, 1995.32 с.

11. Алексеева А.А. Методы изучения музыки XX века в теоретических курсах музыкального училища. Автореф. дис. . канд. пед. наук:(13.00.02; 17.00.02)-М.: Моск. гос. пед. ун-т, 1995.- 23 с.

12. Алиев Ю.Б. Основы эстетического воспитания. М.: Просвещение, 1986. - 238 с.

13. Андреева О.И. Культурологическая направленность музыкально-педагогического образования в колледже: Автореф. дис. . канд. пед наук: 13.00.01. М.: Исслед. центр эстетич. воспитания, 1997. - 19 с.

14. Арнольдов А.И. Живой мир социальной педагогики (в поддержку актуальной науки). М.: МГУКИ, 1999. - 131 с.

15. Аронов А.А. Мировая художественная культура. Россия. Конец 19-20 век. Эксперимент, учеб. пособие для уч-ся ст. кл. шк. гимназий, лицеев, колледжей и школ гуманит. профиля, а также для студентов вузов. М.: Аз, 1998. - 358 с.

16. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. Л.: Музыка, Ленингр. отд-е., 1973.- 142 с.

17. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Кн. I и II. Изд. 2-е,- Л.: Музыка, 1971.- 376 с.

18. Асафьев Б.В. Речевая интонация,- М.-Л.: Музыка, 1965.- 136 с.

19. Асафьев Б.В. Русская живопись. Мысли и думы. JI.-M.: Искусство, 1966,- 243 с.

20. Асафьев Б.В. Русская поэзия в русской музыке.- Петроград: Госиздат, 1921.- 143 с.

21. Асафьев Б.В. Теория музыкально-исторического процесса как основа музыкально-исторического знания // Задачи и методы изучения искусства. Петроград: Госиздат, 1924.- С. 70 - 84.

22. Афанасьев В.Г. Общество: системность, познание и управление.-М.: Политиздат, 1981. 432 с.

23. Афанасьев В.Г. Системность и общество. М.: Политиздат, 1980. - 368 с.

24. Афанасьев В.Г. Социальная информация / Рос. АН, Отделение философии, социологии, психологии и права. Всерос. науч. центр профессиональной ориентации и психологической поддержки. М.: Наука, 1994.- 199 с.

25. Бабанский Ю.К. Введение в научное исследование по педагогике: Учебное пособие. М: Просвещение, 1988.- 238 с.

26. Бабанский Ю.К., Поташник М.М. Оптимизация педагогического процесса: В вопросах и ответах. Киев: Радяньска школа, 1984.198 с.

27. Бабанский Ю.К. Педагогика высшей школы: (Учебное пособие для университетов и педагогических институтов). /Ю.К. Бабанский, Т.А. Ильина, З.У. Жантекеева. Алма-Ата: Мектеп, 1989. - 175 с.

28. Бакланова Н.К. Профессиональное мастерство работника культуры: Учеб. пособие для вузов культуры и искусств и пединститутов. М.: МГУК, 1994. - 118 с.

29. Бакланова Т.И. Педагогика художественной самодеятельности: Учеб. пособие. М.: МГИК, 1992. - 116 с.

30. Балаганская Е.В. Анализ музыкальных произведений. Учебно-методические материалы для студентов дневной и заочной форм обучения. Хабаровск: Хабаровский государственный институт искусств и культуры, 1998,- 27 с. (в соавторстве с Ю.И.Засуха).

31. Балаганская Е.В. История музыки. Программа для студентов дневной и заочной форм обучения. Хабаровск: Хабаровский государственный институт искусств и культуры, 1998. - 75 с. (в соавторстве с Ю.И.Засуха, В.С.Захарченко).

32. Балаганская Е.В. Музыкально-исторический анализ в курсе истории музыки // Музыкальное образование на Дальнем Востоке России. Вып.2. Сборник материалов научно• практической конференции. Хабаровск: ХГИИК, 1998. - С.82-89.

33. Балаганская Е.В. Музыкальный инструмент нивхов ккан га (этимология, конструкция, функционирование) // Музыкальная культура Дальнего Востока. Вып.1. Хабаровск: ХГИИК, 1994. -С.72-79.

34. Балаганская Е.В. Некоторые проблемы изучения музыки XX века в курсе сольфеджио // Музыкальное образование на Дальнем Востоке России. Тезисы докладов региональной научно-практической конференции.- Хабаровск: ХГИИК, 1998.- С.35-37.

35. Баткина И.Б. Педагогическое мастерство преподавателя высшей школы как социокультурное явление. Воронеж: ВГПИ, 1996.102 с.

36. Березовчук Л.Г. Методическая аннотация к подборке музыкальных произведений по курсу «Массовая музыкальная культура: рок-музыка»: Средства выразительности, стили, жанры: Для учителей музыки общеобразоват. шк. СПб.: Бояныч, 1996. - 40 с.

37. Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода.- М.: Наука, 1973,- 268 с.

38. Боровик М.Г. Системно-культурологические основы изучения гуманитарных предметов в школе : На примере литературы: Автореф. дис. . канд. пед. наук: 13.00.01. СПб.: Санкт-Петербург. ун-т пед. мастерства, 1997,- 19 с.

39. Ванслов В.В. Изобразительное искусство и музыка : очерки. -Л.: Художник РСФСР, 1983.- 233 с.

40. Введение в научное исследование по педагогике / Под ред. В.И.Журавлева. М.: Просвещение, 1988.- 237 с.

41. Вебер М. Наука как призвание и профессия // Самосознание европейской культуры XX века,- М.: Изд-во полит, литературы, 1991. С. 78-115.

42. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. Методическое пособие. М.: Высш. шк., 1991. - 204 с.

43. Взаимосвязь психолого-педагогических и специальных дисциплин в профессиональной подготовке учителя музыки.-Минск: БГПУ, 1991. 57 с.

44. Вопросы музыкальной педагогики и исполнительства / Ред.-сост. Л.И.Красуцкая. Ташкент: Гармония, 1993. - 72 с.

45. Вопросы преподавания музыкально-исторических дисциплин / Отв. ред. И.А.Гивенталь /Сб. трудов. Вып. 81. М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1985. - 175 с.

46. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1996. - 479 с.

47. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Педагогика, 1987.572 с.

48. Выдающиеся деятели теоретико-композиторского факультета Московской консерватории: Сб. статей / Под ред. Т.Ф.Мюллера.- М.: Музыка, 1966.- 211 с.

49. Высшая школа в 1994 г.: Ежегодный доклад о развитии высшего образования,- М.: Гос. ком. РФ по высшему образованию, 1995.- 207 с.

50. Гачев Г.Д. Образ в художественной культуре. М.: Искусство, 1981,- 246 с.

51. Гивенталь И.А. Методика обучения музыкальной литературе в училище: Учебное пособие по курсу «Методика преподавания музыкальной литературы в училище»,- М.: ГМПИ им. Гнесиных 1987. 71 с.

52. Гинзбург Jl.С. Исследования, статьи, очерки,- М.: Сов. композитор, 1971,- 398 с.

53. Готсдинер А.А. Музыкальная психология. М.: Международная академия пед. наук, 1993. - 190 с.

54. Григорьева Г.В. Стилевые проблемы русской советской музыки 2-й половины XX века, 50-80-е гг. М.: Сов. композитор, 1989.206 с.

55. Григорьян Э.Р. Российская система образования сегодня: силы «за» и «против» реформ. // Кентавр. -1995. -№ 1. С. 146-156.

56. Гуревич Е.Л. Западноевропейская музыка в лицах и звуках. 171-я половина 20 века. М.: Музыка, 1994.- 184 с.

57. Гуревич П.С. Философия культуры. М.: Аспект пресс, 1995. -286 с.

58. Демченко А.И. Отечественная музыка начала XX века: К проблеме создания художественной картины мира. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1990. - 109 с.

59. Долженко О. Очерки по философии образования. М.: Компания Кворум: Промо-медиа, 1995. - 239 с.

60. Дьяченко Н.Г. Теоретические основы воспитания и обучения в музыкально-учебных заведениях. Киев: Музична Украина, 1987,- 110 с.

61. Ершова Е.Д. Вопросы формы в творчестве советских композиторов.-Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1991,- 87 с.

62. Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности.-М.: Изд-во МГУК, 1998,- 247 с.

63. Жаркова О.С. Проблема универсальной ( полифункциональной) подготовки учителя музыки на современном этапе.: Автореф. дис. . канд. пед. наук: 13.00.02. М., МГОПУ, 1998. - 22 с.

64. Закутский В.И. Учебно-воспитательный процесс и его совершенствование в хоровых коллективах Подмосковья. М.: Науч.-мет. центр нар. тв-ва и культ.-просв. раб., 1998. - 122 с.

65. Здравомыслов А.Г. Потребности, интересы, ценности. М.: Политиздат, 1986,- 221 с.

66. Зорилова Л.С. Духовные идеалы личности: теория, история и современные проблемы формирования: Автореферат дис. . докт. культурологии: 24.00.01, 13.00.01,- М.: МГУК, 1999.-50 с.

67. Зорилова Л.С. Духовные идеалы русской музыкальной культуры (19- нач.20 вв.) // Музыкальная педагогика. Исполнительство. Сб. статей. Вып. 4. М.: МГУКИ, 1999. - С. 4 - 22.

68. Иванов В. Моделирование педагогической деятельности // Высшее образование в России. 1998. - № 2,- С.62-64.

69. Ивановская О.С. Исследование уровня теоретических представлений студентов об особенностях ритмической организации современной музыки // Музыкальное образование и воспитание учащейся молодежи. Свердловск: Изд-во СГПИ, 1989.- С. 88-94.

70. Ивановская О.С. Освоение ритмических особенностей современной музыки в процессе профессиональной подготовки педагога-музыканта.: Автореф. дис. . канд. пед. наук.: (13.00.02). М.: Моск. гос. пед. ин-т, 1987,- 16 с.

71. Иванченко Т.В. Межпредметные связи музыкально-теоретических дисциплин в системе подготовки музыкантов -исполнителей.: Автореф. дис. . канд. пед. наук: (13.00.02). -М.: Моск. гос. пед. ин-т, 1988. 16 с.

72. Из истории Ленинградской консерватории. Материалы и документы. 1862 1917,- Л.: Музыка, 1964,- 328 с.

73. Из истории советского музыкального образования: Сб. материалов и документов. 1917-1927. Л.: Музыка, 1969.- 306 с.

74. История музыки. Программа для институтов культуры / Составители В. Конков и С. Сигитов. М.: Мин. культуры СССР. Всесоюзный метод, каб. по учебным заведениям искусств и культуры, 1987. - 56 с.

75. История музыки. Программа курса для культурно-просветительских факультетов институтов культуры / Составители: Рыжкин И.Я., Комиссарская М.А., Ковшарь И.Ф., Налбандян Э.Р.- М.: МГИК, 1976. 64 с.

76. История музыки. Программа курса для учащихся факультетов культурно-просветительной работы библиотечных институтов.-М.: Советская Россия, 1962. 38 с.

77. Каган М.С. Историческая типология художественной культуры: (Пять лекций) /Отв.ред. В. Конев. Самара: Международный инт «Открытое общество», Самарский филиал, 1996,- 86 с.

78. Каган М.С. Мир общения,- М.: Наука, 1993,- 315 с.

79. Каган М.С. Системный подход и гуманитарное знание: Избр. ст./ Ред. А.И.Кузьмина, ЛГУ. Л.: Изд-во ЛГУ, 1991. - 383 с.

80. Каган М.С. Философия культуры. СПб.: Петрополис, 1996. -414 с.

81. Кадцын JI.M. Музыкальное искусство и творчество слушателя. Учебное пособие для негуманитарных вузов. М.: Высшая школа, 1990,- 302 с.

82. Камрукова З.Р. Музыка и телевидение: опыт культурологического анализа.: Автореф. дис. . канд. культурологических наук: 24.00.01 Челябинск: Нижневартовский пед. ин-т, 1997,- 18 с.

83. Каргин А.С. Народное художественное творчество: Структура. Формы. Свойства. М.: Музыка, 1990. - 141 с.

84. Касьян А.А. Контекст образования: наука и мировоззрение.- Н-Новгород, 1996.- 183 с.

85. Кашкин Н.Д. Очерк истории русской музыки.- М.: П.Юргенсон, 1908,- 223 с.

86. Карточки-задания по курсу «Музыкальная литература» -Методические разработки / Сост. Зарубина А.А.- Минск: Методический кабинет по учебным заведениям искусства и культуры, 1985. 35 с.

87. Квятковский Е.В. Пробуждать интерес к лучшим образцам искусства // Сов. педагогика. 1989,- № 2,- С.59-63.

88. Кефели И.Ф. Культурология в системе социогуманитарного знания // Социально-политический журнал.- 1994,- № 9/10. -С.75-82.

89. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности. М.: МГУК, 1995. - 133 с.

90. Клименюк А.В. Методология и методика педагогического исследования. Киев: КГПИ, НИИ педагогики, 1988,- 98 с.

91. Конен В.Д. Третий пласт. Новые массовые жанры в музыке XX века.- М.: Музыка, 1994,- 157 с.

92. Кондратьева О.В. Основы педагогики высшей школы: основные положения. Учебное пособие М.: Московский институт управления, 1990. - 33 с.

93. Концепция музыкально-педагогического воспитания и образования. Методические разработки / Сост. Н.А.Терентьева, Р.Г.Шитикова. Д.: Лен. гос. пед. ин-т, УМО, 1990. - 47 с.

94. Корганов Т., Фролов И. Кино и музыка. Музыка в драматургии фильма,- М.: Музыка, 1964,- 351 с.

95. Красильников Ю.Д. Методика социально-культурного проектирования: Учеб. пособие.- М.: МГИК, 1993. 73 с.

96. Крауклис Г.В. Музыкальное образование в современной Франции // Музыкальная академия. 1994.- № 5. - С.133-136.

97. Кротова Н.В., Клеппер Е.В. История мирового менеджмента. -М.: МГУК, 1998. 92 с.

98. Кузнецов В.Г. Методика работы с самодеятельными эстрадными оркестрами и ансамблями. М.: МГИК, 1993. - 49 с.

99. Культурология. История мировой культуры / Под ред. проф. А.Н. Марковой. М.: «Культура и спорт», Изд. объединение «Юнити», 1995. - 221 с.

100. Курышева Т. Что такое прикладное музыковедение?// Музыкальная академия,- 1993. № 4.- С. 160-163.

101. Ларош Г.А. Избранные статьи. Вып. 5: Музыка и литература. -Л.: Сов. композитор, 1978. 136 с.

102. Ларош Г.А. Музыкально-критические статьи. СПб.: В.Бессель и К, 1894.- 160 с.

103. Ларош Г.А. Собрание музыкально-критических статей. Т.1.- М.: Об-во «Музыкально-теоретическая библиотека в Москве», 1913.396 с.

104. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения.- М.: Педагогика, 1980,- 185 с.

105. Лернер И.Я. Проблемное обучение.- М.: Педагогика, 1974,- 64 с.

106. Лосев А.Ф. Философия, мифология, культура. М.: Политиздат, 1991. - 524 с.

107. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. СПб.: Искусство, 1994. - 398 с.

108. Мазепус В.В. Универсально-грамматический подход в культурологии. Новосибирск: Изд-во НГК, 1993. - 45 с.

109. Маркова Е.Н. Интонационность музыкального искусства: Научное обоснование и проблемы педагогики. Киев: Музична Украина, 1990,- 180 с.

110. Машенко Н.М. Музыка и живопись в творчестве писателей.-Киев: Вища школа, 1985,- 144 с.

111. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М.: Музыка, 1976. -253 с.

112. Мелик-Пашаев А.А. Психологические проблемы эстетического воспитания и художественного развития школьников // Вопросы психологии. 1989. - № 1 - С. 15-23.

113. Методика художественного воспитания / Моск. экстер. гуманит. ун-т. М.: Изд-во МЭГУ, 1994. - 179 с.

114. Методические записки по вопросам музыкального образования и воспитания: Межвузовский сб./ Под ред. Ю.Г.Ястребова. -Владивосток: Изд-во ДВГУ, 1985.- 159 с.

115. Минор Н.Н. Н.Я. Брюсова и ее школа музыкального образования. Саратов: Изд-во Саратовского пед. ин-та, 1994,140 с.

116. Михаил Владимирович Иванов-Борецкий: Статьи и исследования. Воспоминания о нем. М.: Сов. композитор, 1972,- 284 с.

117. Михайловский В.А. Педагогика высшей школы. Учебное пособие. Харьков, 1991,- 183 с.

118. Моисеева A.M. Вопросы эстетической культуры педагога: (Метод, пособие для студентов и преподавателей вузов и учителей школ). Орск: Орский гос. пед ин-т, 1996. - 79 с.

119. Музыка в ряду искусств: Методическое пособие по курсу «Введение в музыкознание». Вып. 3. Петрозаводск: Петрозаводская гос. консерватория, 1994. - 128 с.

120. Музыка XX века в контексте культуры: Учебное пособие для гуманитарных вузов. СПб.: СПбГАК, 1995. - 93 с.

121. Музыкальная наука: какой ей быть сегодня? // Сов. музыка.-1988.- № 11.- С. 83-91.

122. Музыкальная педагогика. Исполнительство: Сб. статей. Вып. 1. /Науч. ред.: Зорилова Л.С., Сидорова М.Б. М.: Моск. гос. ун-т культуры, 1998. - 229 с.

123. Музыкальная педагогика. Исполнительство: Сб. статей. Вып. 2/Науч. ред.: Зорилова Л.С., Сидорова М.Б. М.: МГУК, 1998. - 229 с.

124. Музыкальная педагогика. Исполнительство: Сб. статей. Вып. 3/ Науч. ред.: Зорилова Л.С., Сидорова М.Б. М.: МГУК, 1999. -230 с.

125. Музыкальная педагогика в идеях и лицах: Сб. ст./ Рост. Гос. коне. им. С.В.Рахманинова; Ред-сост. А.Я.Селицкий. Ростов н/Д.: Изд-во Рост. Гос. пед. ин-та, 1992. - 205 с.

126. Музыкальное воспитание: опыт, проблемы, перспективы. -Тамбов: Тамбов. Гос. ун-т им. Г.Р.Державина, 1995. 76 с.

127. Музыкальное воспитание: опыт, проблемы, перспективы.-Тамбов: Изд-во МИНЦ, 1994. 160 с.

128. Музыкальное искусство XX века: Творческий процесс, художественные явления, теоретические концепции М.: МГК,1995.- 171 с.

129. Музыкальное исполнительство и педагогика: История и современность: Сб. ст. / Моск. гос. коне. им. П.И.Чайковского; сост. П.А. Гайдамович,- М.: Музыка, 1991.- 238 с.

130. Музыкальное образование и воспитание учащейся молодежи: содержание, формы, методы. Свердловск: СГПИ, 1989.- 119 с.

131. Музыкальное образование и музыкальное воспитание: Библ. указ. Даугавпилс: Метод, каб. по учебным заведениям искусства и культуры, 1987. - 88 с.

132. Музыкальное оформление спектакля: Программа для институтов культуры. М.: Метод, каб. по учебным заведениям искусства и культуры, 1988. - 16 с.

133. Музыкальное образование: проблемы методологии, национально-региональный подход, педагогические технологии. Вып. 1. Саранск: Изд-во СГПУ, 1998. - 136 с.

134. Музыкальное произведение: сущность, аспекты анализа.- Киев: Музична Украина, 1988,- 122 с.

135. Музыкальные дисциплины в вузе культуры / Редкол. Е.Я.Зазерский и др.,- Л.: ЛГИК, 1984,- 183 с.

136. Музыкальное произведение в системе художественной коммуникации.- Красноярск: Изд-во Красноярского ун-та, 1989.- 164 с.

137. Музыковедческая подготовка школьного учителя.- М.: МГПИ, 1984. 124 с.

138. Музыкознание как социальная гуманитарная дисциплина // Советская музыка.- 1977,- № 10.- С. 35-39.

139. Мятиева О.М. Совершенствование музыкально-теоретической подготовки руководителей хоровых и оркестровых самодеятельных коллективов в вузах культуры.: Автореф. дис. . канд. пед. наук.: 13.00.05. М.: МГИК, 1987.- 16 с.

140. Найн А.Я. Управление профессиональной подготовкой рабочеймолодежи: педагогический аспект.-М.: Педагогика, 1991.-135 с.

141. Неф К. История западноевропейской музыки.- JL: Изд. общ-во «Академия», 1930,- 314 с.

142. Никитина Л.Д. Советская музыка: история и современность.-М.: Музыка, 1991,- 276 с.

143. Никифорова В.М. Методология преемственности музыкально-исторических дисциплин при подготовке музыковеда в системе ШУВ.: Автореф. дис. . канд. пед наук: 17.00.02 Вильнюс: Гос коне. Лит. ССР, 1987. - 22 с.

144. Новицкая М.Ю. Мир народной культуры. Программа курса дляшкол, гимназий, лицеев гуманитарного профиля // Программы для общеобразовательных школ. Мировая художественная культура. М.: Просвещение, 1995. - С. 45-77.

145. Обыскалова Л.Р. Формирование музыкально-эстетических представлений и понятий у студентов педвуза.: Автореф. дис. . канд. пед наук: 13.00.08 Брянск: Липецкий гос. пед. ин-т. 1996,- 18 с.

146. Оленин О.Ф. Формирование готовности студентов музыкальных специализаций к эстетической оценке популярности эстрадноймузыки.: Автореф. дис. . канд. пед. наук: 13.00.01 Киев, Киевский гос. ун-т им. Т.Г.Шевченко, 1990. - 24 с.

147. Оптимизация учебного процесса в вузе. Межвуз. сб. /Горьк. гос. ун-т. Горький: Изд-во ГГУ, 1988.- 111 с.

148. Орлова Е.М. Методические заметки о музыкально-историческом образовании в консерваториях. М.: Музыка, 1983. - 62 с.

149. Ортега-и-Гассет X. Дегуманизация искусства // Самосознание европейской культуры XX века. М.: Политиздат, 1991. - С. 230263.

150. Пальчевский Б.В. Учебно-методический комплекс средств обучения. 4.1. Минск: Метод, кабинет по вопросам образования, 1988. - 38 с.

151. Петрушин В.И. Музыкальная психология,- М.: Гуманитар, издат-й центр «ВЛАДОС», 1997. 383 с.

152. Подготовка специалистов в системе высшего педагогического образования: Сб. науч. тр./ Отв. ред. Е.А.Овчаров. Нижневартовск: Изд-во Нижневартовского пед. ин-та, 1994. -144 с.

153. Практикум по педагогике и психологии высшей школы /Под ред. А.К. Ерофеева. М.: Изд-во МГУ, 1991. - 126 с.

154. Предтеченская Л.М. Преподавание мировой художественной культуры в курсе новой и новейшей истории. М.: Просвещение, 1983. - 159 с.

155. Преподавание музыкально-теоретических дисциплин в исто-рико-стилевом аспекте. (Сб. трудов Государственного музыкально-педагогического института им. Гнесиных). Вып. 120,- М.: ГМПИ, 1991. 171 с.

156. Примерный учебно-тематический план и программа по музыке. Для народных университетов культуры. М.: Советская Россия, 1962,- 16 с.

157. Проблемы гуманизации музыкального воспитания: Сборник тезисов докладов межвузовской научно-практической конференции / Отв. ред. Л.И. Воробьева. Таганрог: ТГПИ, 1992,- 58 с.

158. Проблемы культуры в условиях Сибири и перестройки. 4.1 -Кемерово: Кемеровский гос. ин-т искусств и культуры, 1990.172 с.

159. Проблемы музыкального образования и педагогики: Межвуз. сб науч. тр. / Рос. гос. пед ун-т им. А.И.Герцена. СПб.: Образование, 1994.- 133 с.

160. Проблемы профессионально-педагогической подготовки учителя: Сб. науч. тр. / Отв. ред. проф.Ю.Г. Круглов. М.: Моск. гос. откр. пед ин-т, 1992. - 153 с.

161. Проблемы эстетического воспитания подростков: Сб. науч.-метод. ст./ Ред. Л.В.Богомолова.- М.: Новая школа, 1994,- 94 с.

162. Программа курса истории русской музыки для консерваторий/ Под. ред. А.И. Кандинского. Л.: Изд-во ЛГК, I960,- 72 с.

163. Программы музыкальных факультетов педагогических институтов. История музыки и музыкальная литература.-Ташкент: ТГПИ, 1966. 68 с.

164. Профессионально-педагогическая направленность преподавания специальных дисциплин на музыкальных факультетах: Межвуз. сб. науч. тр. / Отв. ред. Г.С.Кожевников. Казань: Казанский гос. пед ин-т, 1984,- 184 с.

165. Психологические и педагогические проблемы музыкального образования / Ред. В.Н. Цеханский,- Новосибирск: Изд-во НГК, 1986. 150 с.

166. Пузыревский А.И. Музыкальное образование. Основы музыкально-теоретических знаний. СПб: П. Юргенсон, 1903. -303 с.

167. Пути развития методики преподавания в музыкальном вузе: Сб. научных трудов / Под ред. Г.В. Алексеевой. Владивосток: Изд-во ДВГУ, 1989.- 173 с.

168. Pare Ю.Н. О творчестве музыковеда // Музыкальное произведение в системе художественной коммуникации.-Красноярск: Изд-во Красноярского государственного универститета, 1989.- С. 71-93.

169. Радзиховский Л.А. Неформальные молодежные объединения: проблемы психологического анализа // Сов. педагогика. -1988. -№ 9,- С. 75-79.

170. Ражников В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике. М.: ЦАПИ, 1994. - 141 с.

171. Рапацкая Л.А. Формирование художественной культуры студентов в процессе музыковедческой подготовки в пединституте // Проблемы муз. образования и педагогики.-СПб.: Образование, 1994. С.97-103.

172. Римский-Корсаков Н.А. и музыкальное образование: статьи и материалы / Под ред. C.JI. Гинзбурга. Л.: Музгиз, 1959.- 327 с.

173. Розов Н.С. Культура, ценности и развитие образования: основания реформы гуманитарного образования в высшей школе. М.: Высшая школа, 1992.- 154 с.

174. Розов Н.С. Философия гуманитарного образования : ценностные основания и концепции базового гуманитарного образования в высшей школе / Новосиб. Гос. ун-т. М.: Изд-во НГУ, 1993.193 с.

175. Розин В.М. Визуальное восприятие в современной культуре // Альма-матер.- 1988. № 7. - С. 40-43.

176. Садовская B.C. Методология, теория и педагогические технологии формирования культуры быта: Автореферат дис. . док. пед наук: 13.00.05. М.: МГУК, 1997. - 50 с.

177. Селевко Г.К. Опыт системного анализа современных педагогических систем // Школьные технологии. 1996.- № 3.

178. Серов А.Н. Избранные статьи. Т.1.- М.-Л., Музгиз, 1950.-628 с.

179. Серов А.Н. Избранные статьи. Т.2.- М.: Музгиз, 1957. -733 с.

180. Серов А.Н. Статьи о музыке. Вып. 1.-М.: Музыка, 1984.-413 с.

181. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. М.: Просвещение, 1997. - 300 с.

182. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования.-М.: Аспект-пресс, 1995. 270 с.

183. Соловьева JI.А. Совершенствование подготовки по хоровой аранжировке руководителей детских коллективов в вузах культуры: Автореферат дис. . канд. пед наук: 13.00.02. М.: МГУК, 1996. - 16 с.

184. Социально-философские проблемы образования: Сб. статей / Исследовательский центр по проблемам управления качеством подготовки специалистов; Ред.-сост. Н.Н.Пахомов. М., 1992. -189 с.

185. Сохор А.Н. Воспитательная роль музыки. Л.: Музыка, Ленингр. отд-е, 1975. - 64 с.

186. Сохор А.Н. Социология и музыкальная культура. М.: Музыка, 1975. - 202 с.

187. Становление гуманистического мировоззрения личности: Пособие для студентов педвузов. М.: Московский институт развития личности, 1994,- 223 с.

188. Стахи Т.А. Очерки по истории музыки: Учебное пособие для студентов немузыкальных специальностей. Тамбов: ТГИК, 1995,- 36 с.

189. Стрельцов Ю.А. Социальная педагогика: Учеб. пособие. М.: МГУК, 1998. - 143 с.

190. Студент на пороге XXI века. Сб. статей / Гос. ком СССР по образованию. М.: Изд-во Университета Дружбы народов, 1990,- 149 с.

191. Тараева Г. Историко-стилевая ориентация курса анализа музыкальных произведений // Преподавание музыкально-теоретических дисциплин в историко-стилевом аспекте. М.: МГК, 1991.-С. 16-24.

192. Терентьева Н.А. История и теория музыкальной педагогики и образования: Учебное пособие в 2 ч., ч.2. СПб.: Образование, 1994,- 148 с.

193. Фадеев В.А., Приступа Г.Н. Как проводить педагогический эксперимент: Учебное пособие для студентов педагогических вузов / Рязанский государственный педагогический университет.- Рязань: РГПУ, 1993.-137 с.

194. Федоров А.В. Подготовка студентов педвузов к эстетическому воспитанию школьников на материале экранных искусств. В 3-хч.- Таганрог: Таганрогский гос. пед. ин-т, 1994.- 311 с.

195. Феноменология художественного сознания (эстетико-образовательные аспекты) / Ред. Р.А.Тельчарова. Владимир: Владимирский гос. пед ун-т, 1996,- 170 с.

196. Филиппов В.А. Образование и социальный порядок: Взгляд на дискуссию XIX века // Педагогика. 1995. -№ 1. - С. 104-109.

197. Философия образования для XXI века: Сб. статей / Ред.- сост. Н.Н. Пахомов. М.: Исследов. Центр по пробл. Управления качеством подготовки специалистов, 1992,- 207 с.

198. Фишер М.И. Образование в России: философия, идеология,политика // Педагогика. -1994. № 6. - С. 17-23.

199. Фролов С. Неакадемические заметки, или «Если бы реформу музыковедческого образования проводил я» // Музыкальная академия.- 1998,- №№ 3-4,- С. 286-298.

200. Халикова Г. О методике проведения семинарских занятий по истории музыки // Музыковедческая подготовка школьного учителя. М.: Музыка, 1984. - С. 51-57.

201. Химик И.А. Как преподавать мировую художественную культуру.- М.: Просвещение, 1992. 125 с.

202. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения. М.: Интерпракс, 1994. - 373 с.

203. Чередниченко Т.В. Музыка в истории культуры: Курс лекций для студентов-немузыкантов. Долгопрудный: Аллегро-пресс, 1994. Вып. 1. - 215 с. Вып.2. - 173 с.

204. Чередниченко Т.В. Типология советской массовой культуры: Между «Брежневым» и «Пугачевой». М.: РИК «Культура»,1994. 355 с.

205. Чередниченко Т.В. Современная музыка и историческое сознание музыковеда // Сов. музыка. 1989. - №9. - С. 103-107.

206. Черватюк П.А. Научно-методические основы преподавания гармонии системой алгоритма. В 2-х ч. - М.: Сов. композитор, 1990. - 120 е., 320 с.

207. Чижиков В.М. Методическое обеспечение культурно-досуговой деятельности. М.: МГИК, 1991. - 142 с.

208. Шадриков В.Д. Философия образования и образовательные политики. М.: Педагогика, 1993,- 181 с.

209. Шамина JI.B. Теоретико-методические основы обучения русскому народно-певческому искусству / Автореферат дис. . докт. пед. наук. М.: МПГУ, 1996. - 50 с.

210. Шестаков В.П. От этоса к аффекту. История музыкальной эстетики от античности до 18 в.- М.: Музыка, 1975. 351 с.

211. Шестаков В.П. Эстетические категории: Опыт системного и исторического исследования. М.: Искусство, 1983.- 358 с.

212. Шестаков В.П. Эсхатология и утопия: (Очерки русской философии и культуры). -М.: Гуманит. изд. центр «Владос»,1995,- 205 с.

213. Шитикова Р.Г. Интеграция жанрово-стилевых систем в музыке XX века // Проблемы музыкального образования и педагогики.-СПб.: «Образование», 1994,- С. 75-80.

214. Щеглов М.Н. Направления дальнейшего развития и перестройке культурно-просветительского образования. СПб.: Культ Информ Пресс, 1996,- 78 с.

215. Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности.-М.: Наука, 1978,- 391 с.

216. Якупов А.Н. Музыкальная коммуникация: Вопросы теории и практики управления: Исслед. /Моск. гос. консерватория им. П.И.Чайковского, Магнитогор. муз.-пед. ин-т им. М.И. Глинки. -М.: Новосибирск, 1993.- 178 с.

217. Якупов А.Н. Теоретические проблемы музыкальной коммуникации /Моск. гос. консерватория им. П.И. Чайковского и др. М.: МГК, 1994. - 288 с.

218. Янушкевич Ф. Технология обучения в системе высшего образования / Перевод с польского О.В.Долженко. М.: Высшая школа, 1986.- 133 с.