автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Творческие задания как средство повышения эффективности преподавания обществоведения
- Автор научной работы
- Половникова, Анастасия Владимировна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 2002
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.02
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Половникова, Анастасия Владимировна, 2002 год
Введение
Глава 1. Творческая деятельность учащихся при изучении обществоведения как педагогическая проблема.
1 .Изучение феномена творчества в философии, психологии и дидактике.
2. Проблема ученического творчества в работах по теории и методике преподавания обществоведения.
3. Анализ педагогической практики использования творческих учебных заданий в преподавании обществоведения.
Выводы к 1 главе
Глава 2. Методические условия использования творческих заданий при изучении обществоведения.
1 .Функции творческих заданий в современном курсе обществоведения для старшей школы.
2. Возможности использования разных типов творческих заданий в современном курсе обществоведения.
3. Принципы разработки творческих заданий и организации творческой деятельности учащихся при изучении обществоведения.
4. Влияние творческих заданий по обществоведению на эффективность учебного процесса.
Выводы ко 2 главе
Введение диссертации по педагогике, на тему "Творческие задания как средство повышения эффективности преподавания обществоведения"
Ускорение темпов жизни современного общества, многократное увеличение информационных потоков, глобализация многих общественных проблем - эта лишь часть явлений, характерных для современности, и лишь часть тех условий, в которых проходит социализация современных школьников. Изменения, происходящие в российском обществе, носят стремительный характер, что связано с кардинальными экономическими, социальными и политическими преобразованиями, начавшимися в нашей стране с 90-х годов XX века. Изменения в обществе не могли не отразиться на системе образования. Основополагающими принципами модернизации образования стали такие принципы как личностная ориентация; гуманизация и гуманитаризация, культуросообразность образования; обеспечение практической ориентации и усиления деятельностного компонента; интегративный характер знаний, - что нашло своё отражение в программных документах (Национальная доктрина образования в Российской Федерации. 2000 г., Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года) (71, 144). Возросла роль социально- гуманитарных знаний; обществоведческое образование стало восприниматься как необходимое условие оптимальной социализации личности. В учебных планах средней школы существенное место занимает образовательная область «Обществознание», в которую вошёл и созданный в 90- х годах курс «Обществоведение».
Современное содержание обществоведческого образования не сводится к набору социологических, экономических или политико-правовых теоретических положений, оно включает элементы, актуальные для учащихся и способствующие их личностному самосознанию. Принципиальное изменение содержания образования, его нацеленность на развитие формирующейся личности школьника потребовало разработки новых подходов к методике преподавания предмета, при этом особое место в современной методике преподавания обществоведения, исходя из целей курса, должно занимать развитие навыков творческой деятельности.
Особенности творческой деятельности учащихся, психологические основы и дидактические проблемы её формирования получили достаточно широкое освещение в литературе: творческая природа познания в психологии (JI.C. Выготский, И.С. Кон, Н.С. Лейтес, А.Н. Лук, Я.А. Пономарёв, С.А. Рубинштейн и др.) (29-31,69-70, 86, 93, 127-128, 132-133), активность учения (В.И. Андреев, М.И. Махмутов, М.Н. Скаткин, Т.И. Шамова) (3-4, 101, 136- 137, 157); педагогические основы творческой учебно-познавательной деятельности школьников (Н.Г. Дайри, И .Я. Лернер, Г.И. Щукина) (40-41,88,90,162-163); процесс развития творческой активности и самостоятельности (Б.П. Есипов, П.И. Пидкасистый, Н.А. Половникова, А.Н. Хуторской, В.П. Шуман) (120, 121, 126, 154, 159); индивидуализация и дифференциация в процессе творческой деятельности (А.А. Кирсанов, Й.Э.Унт) (63, 149). Перечисленные работы стали надёжным фундаментом выявления методических основ организации творческой деятельности (Л.Н. Боголюбов, П.В. Гора, А.В. Дружкова, В.И. Загвязинский, И.Я. Лернер) (1824, 36, 45, 51-52, 89, 91, 122, 124). Произошедшие в 90-х годах принципиальные изменения в системе обществоведческого образования требуют переоценки накопленных знаний о творческой деятельности учащихся при изучении обществоведения, исследования появившихся в практике преподавания её новых форм, систематизации накопленного материала.
Потребность написания настоящей работы вызвана назревшей и осознанной необходимостью повышения эффективности преподавания предмета с целью развития познавательного творчества учащихся, что возможно через внедрение творческих заданий в методику преподавания современного обществоведческого курса. Исследование творческих заданий в курсе обществоведения и практика их использования не получили достаточной разработки и носят во многом спонтанный характер. Серьёзным стимулом к написанию данной работы стал личный опыт преподавания предмета (более 10 лет работы в школе), что дало определённые основания для первых обобщений, формулировки темы и гипотезы данного исследования.
Актуальность настоящего исследования определяется:
- Изменениями, произошедшими в обществе, когда объективные условия требуют формирования самостоятельной, творческой личности.
- Модернизацией российского образования, в основу которой положен личностно- ориентированный подход; значительное внимание уделяется овладению учащимися социальными компетенциями, необходимому для социализации личности.
- Необходимостью разработки новых методических подходов к организации творческой деятельности учащихся с учётом коренного обновления целей и содержания современного обществоведческого курса.
Наше исследование направлено на преодоление одного из противоречий современного курса обществоведения: устаревшие методические приёмы, ориентированные главным образом на репродуктивную деятельность учащихся, противоречат задачам нового курса; пассивное усвоение учебного материала не согласуется с содержанием, предполагающим личностно- ориентированное его преподавание; отождествление степени овладения знаниями и умениями в обществоведческом образовании лишь с традиционной пятибалльной системой оценки успеваемости представляется недостаточным. В основу данного исследования положена проблема эффективного использования творческих заданий для достижения целей современного обществоведческого образования. Требуют изучения следующие вопросы: какую роль выполняют творческие задания в современном обществоведческом образовании; какие принципы должны лежать в основе разработки и использования творческих заданий для обществоведческого курса; какие типы творческих заданий могут применяться в современном обществоведческом образовании. Учитывая актуальность педагогической проблемы, мы выбрали следующую тему исследования: «Творческие задания как средство повышения эффективности преподавания обществоведения».
Данное исследование построено на изучении познавательной деятельности старшеклассников. Обществоведческое образование в старших классах средней школы существенно отличается от ступени основной школы, что во многом определяется возрастной психологией (существенно возрастает роль творческой деятельности). Изменяется содержание обществоведческого образования: среди компонентов разрабатываемого образовательного стандарта есть такие, без которых не может обойтись личность в период становления (деятельность в жизни человека и общества; выбор жизненного пути и смысл жизни; глобальные проблемы человечества; экономическое и социальное развитие современной цивилизации; политическая жизнь общества; духовные ценности современного мира и т.п.). Существенно отличаются и предъявляемые к выпускникам старшей школы требования разностороннего развития творческих способностей, формирования навыков самообразования, самореализации личности. Опыт творческой деятельности становится обязательным для выпускников, что отражено в аттестационных материалах за курс полной средней школы. В материалы Единого Государственного Экзамена в 2002 году включены задания, предполагающие самостоятельную творческую деятельность учащихся.
Объект исследования - процесс обществоведческого образования в старших классах полной средней школы.
Предмет исследования - творческие задания в курсе обществоведения для старших классов полной средней школы
Цель данного исследования: выявить методические условия разработки и эффективного использования творческих заданий в учебном процессе.
Творческое задание в данном исследовании понимается как способ организации содержания учебного материала, при помощи которого педагог создаёт творческую, проблемную ситуацию, прямо или косвенно задаёт цель, условия и требования к учебно-творческой деятельности, в процессе которой учащиеся активно развивают творческие способности.
Методические условия мы определяем как обстоятельства образовательного процесса (применительно к творческим заданиям), которые обеспечивают (обуславливают) достижение заранее поставленных педагогических целей. Методические условия применения творческих заданий включают в себя классификацию заданий и характеристику их различных типов, анализ функций творческих заданий в учебном процессе, совокупность принципов разработки творческих заданий и принципов организации их выполнения учащимися.
Под эффективным использованием понимаем динамику позитивных изменений мотивации, знаний, умений и других характеристик личности, проявляемую на каждом отдельном этапе учебного процесса. Повышение эффективности учебного процесса приводит к повышению результативности обществоведческого образования в целом.
Гипотеза исследования заключается в предположении, что эффективному использованию творческих заданий в курсе обществоведения способствуют следующие методические условия: ориентация не только на общедидактические, но и на специфические функции, присущие творческим заданиям по обществоведению; соблюдение принципов использования творческих заданий, отражающих особенности нового обществоведческого курса, его интегративный характер, связь с актуальными проблемами развития современного общества, особую роль в процессе социализации личности; учёт педагогических возможностей использования различных форм организации творческой деятельности учащихся в обществоведческом образовании. g
Для достижения цели исследования требуется решение следующих задач:
1. Выявить в соответствии с целями настоящего исследования философские, психологические, дидактические подходы к проблеме познавательного творчества;
2. Оценить степень разработанности проблемы творческой деятельности в работах по теории и методике преподавания обществоведения;
3. Изучить практический опыт использования творческих заданий в курсе обществоведения;
4. Определить специфические функции творческих заданий в обществоведческом образовании;
5. Осуществить классификацию творческих заданий, раскрыть педагогический потенциал разнообразных форм творческой деятельности, провести анализ их сочетаемости с содержательными компонентами курса;
6. Разработать принципы создания творческих заданий и принципы организации работы с ними при изучении обществоведения;
7. Осуществить экспериментальную проверку влияния творческих заданий по обществоведению на эффективность учебного процесса.
Методологической основой данной работы стали теория творческой деятельности, разработанная в философии, психологии и дидактике, концепция современного обществоведческого образования.
Методы педагогического исследования: изучение психолого-педагогической литературы; непосредственное наблюдение педагогической практики; педагогическое моделирование; педагогический эксперимент; анкетирование; анализ письменных работ учащихся.
В ходе проведения данного исследования выделяются 3 этапа:
1995-1998 г.г. - Накопление эмпирического опыта автором, выявление проблемы творческой деятельности учащихся при изучении нового обществоведческого курса, изучение психолого-педагогической литературы по проблеме.
1999-2000 г.г. - Теоретическое исследование проблемы, изучение существующего педагогического опыта, подготовка формирующего эксперимента.
2000-2001 г.г.- Проведение эксперимента, обобщение накопленного теоретического материала и результатов эксперимента.
В экспериментальной работе участвовали московские школы № № 148, 139, 240, 540, 705, учебно-воспитательный комплекс № 1619.
На защиту выносятся следующие положения:
1 .Специфические функции, выполняемые творческими заданиями. Использование творческих заданий играет особую роль в формировании устойчивой мотивации к присущему обществоведческому курсу теоретическому изучению проблем человека и общества, способствует самопознанию и социальной адаптации учащегося.
2. Классификация творческих заданий с учётом особенностей курса обществоведения по следующим основаниям: по содержательной характеристике, по предмету деятельности, форме организации, составу участников. Такая классификация позволяет конструировать разные, в том числе и новые, формы организации творческой деятельности в обществоведческом образовательном процессе, что в свою очередь позволяет реализовать задачи современного обществоведческого курса.
3. Принципы разработки творческих заданий. Совокупность предлагаемых творческих заданий по обществоведению должна: 1)отражать комплексный подход к социальным проблемам; 2) учитывать сложность изучаемых социальных объектов и возможность существования разных подходов при разрешении социальных проблем; 3) формировать ключевые социальные компетенции; 4) использовать педагогически обоснованное соотношение позитивного и негативного в содержании заданий.
4. Принципы организации деятельности учащихся при выполнении творческих заданий. Выполнение творческих заданий учащимися становится более эффективным, если 1) задания выполняются последовательно, с опорой на внутрипредметные и межпредметные связи; 2) учебный процесс ориентирован на взаимопонимание при ведении диалога, на толерантность в общении;3) оцениванию подлежат только знания и способы познавательной деятельности учащихся.
Научная новизна данного исследования заключается в том, что в нём сформулированы методические условия разработки и использования творческих заданий в учебном процессе, соответствующие целям и содержанию современного обществоведческого курса. Исходя из коренных изменений, произошедших в системе обществоведческого образования за последнее десятилетие, выявлены специфические фуню^ии творческих заданий, принципы их разработки и использования. Осуществлён многоаспектный анализ накопленного опыта использования различных форм творческой деятельности. Разработанная классификация, охватывает как ранее изученные формы творческой деятельности учащихся (решение проблемных задач, проведение семинарских занятий, организация ученических микроисследований), так и не вошедшие в ранее проведённые исследования (работа с образом, написание эссе, работа по составлению документа, игровые формы учебной деятельности, проектная деятельность учащихся), которые во многом отражают потенциал нового обществоведческого курса. Выявлены возможности использования новых форм творческой деятельности в современном курсе и особенности соответствующих типов заданий.
Достоверность полученных результатов обусловлена соответствием разработанных методических условий общим дидактическим положениям, выводам возрастной и педагогической психологии; опорой на практический опыт преподаваемого курса; адекватными методами исследования теоретическими и эмпирическими); результатами педагогического эксперимента.
Практическая значимость данной работы заключается в возможности использования результатов исследования при создании новых учебных пособий для учащихся, методических пособий для учителей (практикумы, сборники заданий); в системе повышения квалификации учителей; они могут найти отражение в курсе методики преподавания обществознания для студентов педагогических вузов.
Апробация и внедрение. Результаты исследовательской деятельности были представлены на Всероссийской научно- практической конференции «Гуманитарное образование в школе: проблемы обновления» (май 1999 года); в публикациях журналов «Обществознание в школе». (№ 1 2000 год) и «Преподавание истории и обществознания в школе» (№2 2000 год), на Всероссийской конференции «Проблемы современного гуманитарного образования» (май 2001 года). Результаты экспериментальной работы по теме были заслушаны и одобрены Лабораторией обществоведческого образования ИОСО РАО (май 2001 года).
Структура диссертации. Данное исследование состоит из двух глав, включающих в себя 7 параграфов, введения и заключения.
Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"
Выводы ко 2 главе.
Уникальные возможности организации творческой деятельности учащихся при изучении обществознания связаны с такими особенностями курса как интегративный характер изучаемого, проблемность и диалогичность, обращение к современности, практическая направленность. Цели обществоведческого образования, заявленные в программных документах, требуют активного привлечения учащихся к творческой деятельности, посредством которой можно достичь наиболее высоких результатов в усвоении сложной интегративной дисциплины, существенно влияющей на мировоззренческое становление формирующейся личности. Достижение некоторых целей современного обществоведческого образования без обращения к творческой деятельности учащихся невозможно в принципе. Таким образом, потребность в использовании творческих заданий сочетается с возможностями современного обществоведческого курса, при этом роль творческой деятельности возрастает в старшем школьном возрасте.
Выполнение проблемных творческих заданий при изучении курса обществоведения должно занимать значительное место. На выполнение творческих заданий разной степени трудности должно уходить в старшей школе около половины учебного времени, при этом значительная часть времени должна отводится на выполнение заданий с преобладанием творческой деятельности. Эффективность использования творческих заданий зависит от соблюдения определённых методических условий. В ходе нашего исследования были выявлены три группы методических условий: реализация соответствующих функций, учёт педагогических возможностей использования разных типов творческих заданий, принципы создания творческих заданий и организации творческой деятельности учащихся.
Использование творческих заданий по обществоведению в старшей школе играет особую роль в формировании устойчивой мотивации к теоретическому изучению проблем человека и общества, самопознании и социальной адаптации учащегося.
При систематизации возможных классификаций были учтены как уже хорошо известные и изученные формы организации творческой деятельности, так и недавно появившиеся. Проведённый анализ позволил предложить четыре возможные основания для классификации: содержательная характеристика, предмет деятельности, форма организации, состав участников. Содержательная характеристика позволяет выявить задания, построенные на учебном материале следующих базовых областей знания: социология, политология, экономика, правоведение, культурология, психология, философское знание. Специфика предмета, положенного в основу творческого задания, и характер деятельности учащихся отражен в классификация по виду деятельности, когда все задания можно условно разделить на познавательные и практические. По форме организации учебные задания представлены решением проблемных задач; участием в семинаре; организацией диспута; работой над текстом с ошибками; подготовкой сообщения; написанием реферата; созданием эссе; проведением социологического микроисследования; анализом документов и работой над созданием документа или его фрагмента; созданием образа; проектными заданиями; деловыми и ролевыми играми. По составу участников задания разведены на индивидуальные, групповые и коллективные. Содержательная характеристика является ведущей при выборе форм организации работы, предмета деятельности и количества участвующих в выполнении задания.
В ходе исследования были выявлены две группы принципов: принципы разработки творческих заданий по обществознанию, которые в большей мере адресованы методистам- составителям заданий, и принципы организации работы над творческими заданиями, адресованные учителю- практику. Совокупность предлагаемых творческих заданий по обществоведению должна отражать комплексный подход к социальным проблемам; учитывать сложность изучаемых социальных объектов и возможность существования разных подходов при разрешении социальных проблем; формировать ключевые социальные компетенции; использовать педагогически обоснованное соотношение позитивного и негативного в содержании заданий. Выполнение творческих заданий учащимися становится более эффективным, если задания выполняются последовательно, с опорой на внутрипредметные и межпредметные связи; учебный процесс ориентирован на взаимопонимание при ведении диалога, на толерантность в общении; и оцениванию подлежат только знания и способы познавательной деятельности учащихся.
Проведение экспериментальной проверки гипотезы исследования подтвердило, что выявленные методические условия повышают эффективность применения творческих заданий при изучении обществознания. Таким образом, при осознании непреходящей роли проблемных творческих заданий в практике преподавания курса обществознания в старшей школе, при наличии набора качественно составленных разнообразных заданий по предмету и научно обоснованной методике их применения многообразие проблемных, творческих заданий может стать действенным инструментом улучшения качества преподавания современного обществоведческого курса.
165
Заключение.
Использование творческих заданий должно являться неотъемлемой частью методики преподавания современного курса обществознания, как средство, которое способствует его высокой эффективности. Методологической основой данной работы стала теория творческой деятельности, разработанная в философии, психологии, дидактике. Проведён анализ исследований творческой деятельности и творческих заданий как формы её организации в работах по теории и Методике преподавания обществознания; изучен опыт использований творческих заданий в педагогической практике преподавания курса. На основе проведённого анализа целей и содержательной характеристики современного курса выявлена необходимость в использовании творческих заданий; при этом обозначенная необходимость использования самостоятельной творческой деятельности согласуется с возможностями современного обществоведческого курса.
В работе выявлены методические условия использования творческих заданий, включающие в себя выполняемые ими функции, их классификации, принципы разработки и организации работы с творческими заданиями.
Педагогической экспертизе в ходе формирующего эксперимента были подвергнуты отдельные формы творческой деятельности, которые наименее изучены в работах по теории методики преподавания обществоведения. Проведённая экспериментальная работа подтвердила значимость активной творческой деятельности учащихся в методике современного обществоведческого образования. Выполнение творческих заданий позволило участникам учебного процесса выше оценить эффективность изучаемого курса, отмечена произошедшая смена приоритетов в наиболее используемых формах и приёмах учебной работы учителями и карты ученических интересов, отмечался высокий уровень усвоения тем, в ходе изучения которых применялись творческие задания. Все предложенные разработки получили достаточно высокую оценку как г учителей- экспертов, так и учащихся.
Таким образом, творческие задания являются важным элементом в системе обществоведческого образования. Творческие задания могут и должны достаточно широко использоваться в методике преподавания современного курса, так как позволяют наиболее полно реализовать цели современного обществоведческого образования, формируют устойчивый интерес к теоретическому изучению проблем человека и общества, позитивно влияют на формирование мировоззрения учащихся, способствуют овладению учащимися ключевыми социальными компетенциями.
Результаты данного исследования подтвердили многие общедидактические и методические выводы опубликованных ранее исследований по изучению творческой деятельности применительно к системе обществоведческого образования.
Данное исследование не даёт ответа на все вопросы организации творческой деятельности учащихся при изучении обществоведения. Дальнейшие исследования, связанные с изучением творческой деятельности учащихся и творческих заданий по обществоведению как средства организации учебного процесса, могут быть связаны с более глубоким изучением отдельных форм творческой деятельности: психологический аспект творческой деятельности, связанной с созданием образа; лидерство в разных формах игровой деятельности; написание эссе - как особая форма творческой деятельности, проектная деятельность учащихся), сравнительным анализом разных форм творческой деятельности (наиболее эффективные формы творческой деятельности на разных ступенях образования).
Обобщая всё выше сказанное, ещё раз отмечаем, что педагогический потенциал творческих заданий пока слабо реализуется в практике преподавания современного обществоведческого курса. j
Дальнейшее изучение творческих заданий в курсе обществоведения на теоретическом и прикладном уровне, как и внедрение результатов уже проведённых исследований, в том числе и нашего, будет способствовать j повышению эффективности преподавания обществоведения. Это в свою очередь должно помочь формированию творческой личности, владеющей качественными знаниями, способами деятельности, социальными нормами и ценностями современного общества, личности, настроенной на созидание, что является идеалом выпускника современной школы, к которому необходимо стремится.
168
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Половникова, Анастасия Владимировна, Москва
1. Аверьянов Ю.И. Курс "Введение в философию" в выпускном классе 12- летней школы. // Преподавание истории и обществознания в школе. 2001.№2 С.36-45j
2. Акмалов А.Ю. Творческие задания как средство активизации познавательной деятельности учащихся старших классов на предметах гуманитарного цикла. Дис. кан. пед. наук. Челябинск. 1995.162 с.
3. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности: Основы педагогики творчества. Казань. 1988. 238с.
4. Андреев В.И. Эвристика для творческого саморазвития. Казань. 1994, 247 с.
5. Артемьева Г.В. Из опыта организации ученическихсоциологических исследований. // О преподавании обществоведения (из материалов Всероссийского семинара учителей обществоведения, январь 1964 г.). М. Просвещение. 1965. с. 45-67
6. Артемьева Г.В. Проблемное обучение в курсе обществоведения. М. Просвещение. 1973. 128с.
7. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно- воспитательного процесса. М. 1982. 191 с.
8. Баранов П.А. Некоторые подходы к проектированию учебных программ по обществознанию. // Обществознание в школе. 1997. №3, С. 57-61.
9. Баранов П.А. Основные измерители уровня обществоведческой подготовки учащихся. // Обществознание в школе. 1998 №2. С. 22-27.
10. Бароненко А.С. Педагогические условия развития познавательной активности учащихся выпускных классов средней школы в учебном процессе. Дис. кан. пед. наук Челябинск, 1993,272 с
11. Басик Н.Ю. Из опыта работы с источниками в курсах "Введение в обществознание" и "Человек и общество". // Обществознание в школе. 1998. №4 с. 48-51
12. Басик Н.Ю. Работа с документами как условие повышения эффективности изучения курса обществознания. Дис. кан. пед. наук. М, 2000, 324 с
13. Башев В.В., Фрумин И.Д. Возрастные требования к разработке курса обществознания. // преподавание истории и обществознания в школе. 2000 № 1 с. 63.- 69.
14. Безрукова B.C. Педагогическая интеграция: сущность, состав, механизм реализации.// Интеграционные процессы в педагогической теории и практике / отв. ред. B.C. Безрукова. Свердловск, 1990. С. 5-26
15. Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства в 2 т. Т. 1. М., Искусство, 1994, 544 с.
16. Бердяев Н.А. Самопознание. М. Книга. 1991. 445с.
17. Бехтерев В.М. Проблемы развития и воспитания человека. Москва-Воронеж. 1997. 416 с.t
18. Боголюбов JI.H., Иванова Л.Ф. Каким быть обществоведческому образованию? // Педагогика. 1989 № 9 с.21-28
19. Боголюбов JI.H. Обществоведческое образование в школе сегодня. // Обществознание в школе 1997 №1 с. 4-11
20. Боголюбов JI.H., Иванова Л.Ф. Методика использования заданий для самостоятельной работы.//Задания и тесты по обществознанию.8 класс-11 класс. М. Школьная Пресса. 2001.
21. Боголюбов Л.Н., Басик Н.Ю. Работа с документами в процессе обществоведческого образования. // Обществознание в школе 1998. №4. с. 34-45.
22. Боголюбов Л.Н. Урок в обществоведческом курсе // Обществознание в школе. 1998.№1 С. 11-17; №2 С.27-32
23. Боголюбов JI.H., Иванова Л.Ф. Учителю обществознания о государственном стандарте обществоведческого образования. // Обществознание в школе. 2000. № 2. с 2-11.
24. Боголюбов Л.Н. Школьное обществознание в 30-х 80-х годах. // Обществознание в школе. 1997 №3 с. 24-32.
25. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов. 1983.
26. Вайнер О.Е., Мазуренко В.И. семинары и конференции по обществоведению в средней школе. Пособие для учителей. М. Просвещение 1966.116 с.
27. Волков И.П. Учим творчеству. М. Педагогика. 1982.С.238.
28. Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству. М. Просвещение. 1982. 120 с.
29. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. С-Пб. 1997. 89 с.
30. Выготский Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения. М. Учпедгиз. 1935. 135 с.
31. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М. АПН РСФСР. 1956.519 с.
32. Гегель Г. Работы разных лет. В 2 т. М. Мысль. 1973.
33. Гирина В.Н. Формирование базовых знаний по проблеме человека в курсе «Человек и общество». Дис, кан. пед. наук. Москва, 1993. 180 с.
34. Глуховская Е.А. Развитие творческого потенциала старшего школьника в учебной деятельности. Дис. кан. пед. наук. Ориенбург. 1997. 249 с.
35. Гольдентрихт С.С., Пьянова Л.А. К вопросу об общей теории творчества // Вестник МГУ. Философия. 1983. №7.
36. Гора П.В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе. М., 1988. 208 с.
37. Горбунова Г.А. Формирование поребностно- мотивационноЙ сферы старшеклассников в учебно- воспитательном процессе. Дис. кан. пед. наук Самара, 1997, 207 с.
38. Гречко П.К. Обществознание каким бы хотелось его видеть. // Обществознание в школе . 2000. №3. с. 32-41.
39. Губин В.Д. Культура и творческая деятельность. М. 1987. 85 с.
40. Дайри Н.Г. Современные требования к уроку истории. М. 1978. 160 с.
41. Дайри Н.Г. Обучение истории в старших классах. М.,1966 . 438 с.
42. Даниленко Л.В. Ориентация старшеклассников на творческую деятельности (на материале работы педагогической лаборатории). Дис. кан. пед. наук СПб 1997.129 с.
43. Демидов Б. Ролевые игры на уроках граждановедения. Н Обществознание в школе. 1998.№3 с.33-37
44. Дианова Р.И. Изучение вопросов социального развития на уроках обществознания в XI классе. // Обществознание в школе 1998 №1 с. 17 -22
45. Дружкова А.В. Методика преподавания обществоведения в средней школе: Учебное пособие для студентов ист. фак. пед. институтов. М., 1985, 207 с.
46. Дышлевый П.И., Яценко Л.В. Регуляция творческой деятельности (философско-педагогические проблемы). Воронеж. 1986. 209 с.
47. Елисеева Л.А. Учебная игра для учащихся,старших классов "Под защитой закона". // Обществознание в школе. 1997. №6 .
48. Жаворонков В., Гейнике Н., Гартвиг А. История и обществоведение в школе (методы работы). Москва 1923.
49. Жильцова Е. И. Нетрадиционные формы занятий при изучении курса "Человек и общество" в XI классе. // Обществознание в школе. 1997. №1 с.34-40г
50. Жильцова Е.И. Формирование в школьном обществоведческом курсе знаний учащихся о политической системе. Дис. кан. пед. наук. Москва. 1998, 203 с
51. Загвязинский В.И. О постановке и разрешении познавательных задач в учебном процессе. Тюмень 1973.
52. Загвязинский В.И. Использование жизненного труда при изучении обществоведения. // Тюменский Государственный Педагогический Институт. Учёные записки. Т. 32, выпуск 7. Тюмень. 1966. с. 3-23.
53. Зинченко В.П. Вступительная статья. // Вертгеймер М. Продуктивное мышление. М. 1987. с. 5-15.
54. Зорина Л .Я. Дидактические основы формирования системности знаний старшеклассников. М. 1978 . 128 с.
55. Иванова Л.Ф. Личностно ориентированное обучение обществознанию. // Преподавание истории и обществознания в школе. 2001.№3 с.37-47.
56. Иванова Л.Ф. Послеоктябрьские поиски нового содержания социальных дисциплин. // Обществознание в школе. 1997 №1 с. 23-27.
57. Иванова Л.Ф. Обществознание 20- х годов. // Обществознание в школе . 1997 №2 с. 22-29.
58. Иванова Л.Ф. Методические условия повышения познавательной активности учащихся при изучении вопросов экономики в курсе обществоведения. Дис. кан. пед. наук. Москва. 1986. 271 с.
59. Итоговая аттестация учащихся по обществознанию // Преподавание истории и обществознания в школе. 2001.№1 с.16-23; №2 с. 15-22.
60. Кант И. Собрание сочинений. М. 1994
61. Карелина Г.М. Формирование умений работы с альтернативными текстовыми источниками исторических знаний. Дис. кан. пед. наук Санкт- Петербург, 1998, 216 с.
62. Кинкулькин А.Т. Проблемы учебника обществознания. // Обществознание в школе. 1999. №1 с. 17-23.
63. Кирсанов А.А. Зайцева Ж. А. Развитие творческой активности7учащихся в педагогическом процессе. Казань, 1995. 103 с.
64. Киприянова Е.В. Изучение старшеклассниками основ философии // Преподавание истории и обществознания в школе. 2001.№2 с.45-50.
65. Клокова Г.В. Школьное обществознание и проблемы национальной (гражданской) идентификации учащихся. // Обществознание в школе 1998 №4 с. 24-31.
66. Коваленко Н.С., Комаров К.В., Сероусов Э.Ю., И.И. Чуйкова,
67. Якимович И.Г. Дискуссии на уроках обществоведения играждановедения.// Обществознание в школе. 2000. № 2 с. 58-67.
68. Козлова. М.Н. Психологические аспекты обществоведческого образования. // Обществознание в школе. 1997.№5 с. 17-25.
69. Козырева А.Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества. Пемза. 1994. 342 с.
70. Кон И.С. Психология ранней юности. М. 1989. 225с.
71. Кон И.С. Психология старшеклассника. М. 1980. 206 с.
72. Концепция модернизации Российского образования на период до2010 года // Директор школы . 2002 №1 с. 97-115.1
73. Королькова Е.С. нравственный смысл некоторых проблемных заданий. // Обществознание в школе. 1998 №3. с. 62-68.
74. Коротяев Б. И. Учение- процесс творческий. М., Просвещение 1980. 118 с.
75. Коршунов A.M. Теория отражения и творчество. М. 1971. 255 с.
76. Кравченко А.И. Задачник по обществознанию. 10-11 класс. М. 2000.192 с.
77. Кравченко А.И. Обществознание. Учебник для 10-11 классов. М. 2000.312 с.
78. Краснова Е.В. Формирование познавательной активности и самостоятельности учащихся старших классов. Дис. кан. пед. наук Чебоксары. 1997. 198 с.
79. Кудрявцев В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность перспективы. М, Знание 1991. 80 с.
80. Кузин Д.В. Формирование аналитических умений учащихся на уроках истории. Дис. кан. пед. наук Санкт- Петербург, 1998, 220 с.
81. Кузьмин В. А. Оценочная деятельность старшеклассников при изучении политологических проблем обществознания. Дис. кан. пед. наук Санкт-Петербург, 1996, 216 с.
82. Лазебникова А.Ю. Современное школьное обществознание: Вопросы теории и методики. М. 2000. 160 с.
83. Лазебникова А.Ю. Специфика философского знания и его основные функции. Преподавание истории и обществознания в школе. 2001.№2.с.31-36.
84. Лазебникова А.Ю. Цели обществоведческого образования как критерий отбора содержания.// Обществознание в школе. 1997. №4. с. 13-22.
85. Лебедев О.Е. Цели школьного образования // Преподавание истории и обществознания в школе. 2000. №2. с. 50-61.
86. Левитов Н.Д. Детская и педагогическая психология. М. Педагогика. 1972. 279 с.
87. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. М. Педагогика. 1971. 279 с.
88. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики // Вопросы психологии 1959 №1 с.5-17.
89. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М. Педагогика. 1981. 190 с.
90. Лернер И.Я. Познавательные задачи в обучении истории. М. Просвещение. 1968. 69 с.
91. Лернер И.Я. Проблемное обучение. М. Знание. 1974. 64 с.
92. Лернер И.Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории. М. Просвещение. 1982. 191 с.
93. Лискова Т.Е. Профессионально направленные познавательные задания как средство повышения эффективности обществоведческого образования в профессиональных училищах. Дис. кан. пед. наук. М. 1999 220 с.
94. Лук А.Н. Психология творчества. М. Наука. 1978.127 с.
95. Лурия А.Р. Мозг человека и психические процессы. М. Педагогика. 1970. 492 с.
96. Лурия А.Р. Об историческом развитии познавательных процессов. М. Наука. 1974.169 с.
97. Малкин И.И. О современной модели урока. Казань 1969. 136 с.
98. Маслова Н.Н. "Черепаха и зеркало". Опыт решения задач по обществознанию. // Обществознание в школе. 1999. №2. с.30-39.
99. Матейко А. Условия творческого труда (перевод с польского). Под ред. Я. А. Пономарёва. М. Мир. 1970. 300 с.
100. Материалы к итоговой аттестации выпускников средней школы. М. Дрофа.2001. 192 с.
101. Мачехина О.Н. Оценочная дискуссия на уроках обществознания. И Преподавание истории и обществознания в школе. 2001.№1. с. 43-46
102. Махмутов М.И. Теория и практика проблемного обучения. Казань 1972. 551 с.
103. Методика обучения истории в средней школе. Пособие для учителей. Ч. 1 Под. ред. Ф.П. Коровкина. М. 1978. 288 с.
104. Методика обучения истории в средней школе. Пособие для учителей. Ч. 2 Под. ред. Н.Г. Дайри. М. 1978. 239 с.
105. Методика обучения обществоведению. Пособие для учителей. Под ред А.Д. Бобрыкина. М. 1981. 175 с.
106. Методические рекомендации по курсу "Человек и общество".41.10 класс. Под ред. Боголюбова JI.H М. 2000. 159 с.
107. Методические рекомендации по курсу "Человек и общество".42.11 класс. Под ред. Боголюбова JI.H М. 2000. 191 с.
108. Моляко В.А. Психология творческой деятельности. Киев. Знание. 1978.47 с.
109. Морозова С.А. Права человека : методические аспекты преподавания в школьных обществоведческих курсах. // Обществознание в школе. № 2 1997 С 39-43 №3 1997. с. 38-44.
110. Науменко Ю.В. Дидактические условия развития творчества учащихся в учебной деятельности. Дис. кан. пед. наук. Волгоград 1992.174 с.
111. Научное творчество / под ред. С.Р. Микулинского, М.Г. Ярошевского. М. Наука. 1969. 446 с.
112. Никитин А.Ф. О политико-правовой социализации учащихся. // Обществознание в школе 1999 №3. с. 35-39.
113. Никифоров A.JI. Логика и методика научного познания. М. 1983. 177с.
114. Николко В.Н. Творчество как новационный процесс. Симферополь. 1980. 189 с.
115. Об утверждении перечня учебных изданий, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации на 2001/2002 учебный год. // Преподавание истории и обществоведения в школе. 2001 №2 с. 50-55.
116. Олесина Е.П. Субботина Ю.В. Лозовенко Л.И. Ученик на уроке обществознания: опыт творческой деятельности // Обществознание в школе 1997 №4 с 39-45.
117. Обществоведение. 10-11 класс. Методические рекомендации по изучению курса в соответствии с различными вариантами учебного плана. Пособие для учителя. Под ред Л.Н. Боголюбова . М. Просвещение 2001.109 с.
118. Певцова Е.А. Мир права вокруг нас. Методические рекомендации учителям, преподающим основы права. // Обществознание в школе 1999 №7 с. 32-43.
119. Певцова Е.А. Обществознание 10-11 класс. Книга для учителя. М. 2000. 196 с.
120. Пидкасистый П.И. Самостоятельная деятельность учащихся. М. 1972. 184с.
121. Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. М. 1980. 240 с.
122. Повышение эффективности преподавания обществоведения. Пособие для учителя. Сост. А.И. Матвеев. Под ред. Л.Н. Боголюбова, М.М. Винокуровой.М. Просвещение. 1986. 207 с.
123. Познавательные задания на уроках обществознания. // Обществознание в школе. 1999.№3 с.50-56.
124. Познавательные задачи в обучении гуманитарным наукам. Под ред. И.Я. Лернера. М. Педагогика. 1972. 239 с.
125. Половникова А. В. Изучение темы «Цивидизация России « в курсе обществоведения. // Преподавание истории и обществоведения в школе. 2000 №2. с. 29-36.
126. Половникова Н.А. О теоретических основах воспитания познавательной самостоятельности школьника в обучении. Казань. 1962. 204 с.t
127. Пономарёв Я.А. Психология творчества и педагогика. М. 1976. Педагогика .280 с.
128. Пономарёв Я.А. Психология творчества. М. Наука 1976. 303 с.
129. Проект: Примерные требования в к выпускникам 12- летней школы. // Учительская газета №15 2001г.
130. Проблемы исторического и обществоведческого образования. Интервью с Л.Н. Боголюбовым и Л.Н. Алексашкиной.// Преподавание истории и обществознания в школе. 2000. №1 .с. 2-11
131. Рожкова О.Ф. Развитие творческой активности старшеклассников1в процессе изучения общественных дисциплин. Дис. кан. пед. наук . Казань. 1993. 150 с.
132. Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. М. 1958. 147 с.
133. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии М. Педагогика. 1973.423 с.
134. Савицкая Е.В. Уроки экономики в школе. // Обществознание в школе 1997. №5. с. 25-28 №6 с. 25-31.
135. Савченко Н.М. Школьное обществознание и потребности старшеклассников. // Обществознание в школе. 1997 №2. с. 43-46. .
136. СкаткинМ.Н. Активизация познавательной деятельности учащихся в обучении. М. 1965. 48 с.
137. Скаткин М.Н. Совершенствование процесса обучения. М. 1971.205 с.
138. Славская К.А. Детерминация процесса мышления. Сборник "Исследование мышления в советской психологии" .М. Наука. 1966.
139. Смирнова Е.Э., Теймурова Н.Ю. Обществознание как интегративный гуманитарный цикл. // Обществознание в школе . 2000. №3. с. 41-51.
140. Солнцева Е.А. Развитие творческой активности учащихся на основе интеграции предметов гуманитарно-эстетического цикла. Дис. кан. пед. наук 13.00.01. Москва, 1995. 141 с.1
141. Спиркин А.Г. О творческой силе человеческого разума: комментарии // Гиргинов Г. Наука и творчество (пер. с болг.). М. Мысль. 1979 с.125-130.
142. Современная дидактика: теория практике. Под ред. И.Я. Лернера, И.К. Журавлёва. М.1994. 288 с.
143. Современные проблемы теории творчества. Сборник. М. НПО Поиск. 1992.127 с.
144. Стратегия образования // Народное образование № 2. 2000
145. Теоретические основы содержания общего среднего образования. М. 1983.353 с.
146. Теплов Б.М. Избранные труды в 2 т. М. Педагогика. 1985.
147. Терюкова Т.М. Школьное экономическое образование в системе знаний об обществе // Обществознание в школе 1997. №4.с. 22-28.
148. Толстолуцких Н.П. Психолого- педагогические условия и средства творческого саморазвития старшеклассников в личностно ориентированном обучении. Дис. кан. пед. наук Саратов. 1997. 168 с
149. Унт. И.Э. Индивидуализация и дифференциация обученя. М. Педагогика. 1990. 188 с.
150. Фейербах Л. Сочинения, в 2 т. М. Наука 1995.
151. Фихте И.Г. Сочинения в 2 т. СПб. 1993.
152. Харлашова Е.В. Организация учебного процесса на уроках обществознания.// Обществознание в школе. 1998. №5 с. 51-57
153. Хилькевич А.П. Гносеологическая природа гипотезы. Минск. 1974. 159 с.
154. Хуторской А.В. Развитие одарённости школьников: Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя. М. Владос.2000. 320 с.
155. Человек и общество. Учебное пособие по обществознанию для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Под ред. Боголюбова JI.H и Лазебниковой А.Ю. М. 2001. 414 с.
156. Человек и общество. Дополнительные материалы к учебнику. 1011 классы. Пособие для общеобразовательных учебных заведений. Под ред. Боголюбова Л.Н и Лазебниковой А.Ю. М. 1999.224 с.
157. Шамова Т.И. педагогические основы активизации школьников. Методические рекомендации. М. 1981. 84 с.
158. Шеллинг Ф.В. Сочинения в 2т. М. Мысль. 1987.
159. Шуман В.П. Актуальные вопросы дидактики (Проблема стимулирования познавательной деятельности учащихся). Ч 1. Владимир. 1974.110 с.
160. Шуман В.П. Актуальные вопросы дидактики (Проблема стимулирования познавательной деятельности учащихся). Ч 2. Владимир. 1975.106 с.
161. Шумилин А.Т. Проблемы теории творчества. М. Высшая школа. 1989.143 с.
162. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М. 1988. 203 с.
163. Щукина Г.И. Роль деятельности в учебном процессе. М.1986. 144 с.
164. Юзеф А. Педагогическое руководство деятельностью учащихся в процессе преподавания вопросов политологии курса «Человек и общество». Дис. кан. пед. наук Санкт- Петербург. 1994. 220 с.
165. Яковлева Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности. М. Флинта. 1997. 223 с.