автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Условия повышения эффективности использования современных аудиовизуальных технических средств обучения в подготовке учителей по курсу методики преподавания изобразительного искусства с практикумом на факультете начальных классов
- Автор научной работы
- Зрелых, Дмитрий Леонидович
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 1995
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.02
Автореферат диссертации по теме "Условия повышения эффективности использования современных аудиовизуальных технических средств обучения в подготовке учителей по курсу методики преподавания изобразительного искусства с практикумом на факультете начальных классов"
МОСКОВСКИЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА II ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени В. И. ЛЕНИНА
Диссертационный созет Д 053.01.i2
Р Г Б Ом "
- 8 МАЙ 1995 На правах ру—!Г(':5
ЗРЕЛЫХ Дмитрий Леонидович
УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ АУДИОВИЗУАЛЬНЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ В ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЕЙ ПО КУРСУ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА С ПРАКТИКУМОМ НА ФАКУЛЬТЕТЕ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Специальность 13.00.02 — методика преподавания изобразительного искусства
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
Москва — 1995
Работа выполнена в Московском педагогическом государственном университете имени В. И. Ленина.
Научный руководитель:
член-корреспопдепт РАО, заслуженный деятель науки РСФСР, доктор педагог,пчес-ких наук, профессор КУЗИН В. С.
Официальные оппоненты:
член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор ВАСИЛЬЕВ 10. К.,
кандидат педагогических паук, доцент СТАРИКОВ М. М.
Ведущая организация — Московский педагогический университет.
Защита состоится «/?..?..»......1995 г. в часов
па заседании Диссертационного Совета Д 053.01.12 по присуждению ученой степени кандидата педагогических наук в Московском педагогическом государственном университете имени В. И. Ленина по адресу: 117521, Москва, пр. Вернадского, 88.
С диссертацией можно ознакомиться и библиотеке университета по адресу: 119135, Москва, ул. Малая Пироговская, дом 1.
Автореферат разослан «. .......1995 г.
Ученый секретарь Диссертационного Совета
ИГНАТЬЕВ С. Е.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. В настоящее время благодаря новым социально-экономическим и геополитическим изменениям, а также измэнениям в социальном заказе общества на подготовку педагогических кадров необходимо переосмысление ряда теоретических положений педагогики, психологии, частных методик. На переднем плане стоит задача улучшения качества подготовки специалистов и, следовательно, совершенствования учебно-воспитательного процесса в вузе.
В процессе гуманитаризации образования особое значение придается подготовке квалифицированных педагогических кадров, их эстетической и художественной воспитанности. Современная школа требует не просто дипломированного специалиста, а личность, широта кругозора и разносторонность интересов которой, обеспечивают наиболее полную реализацию в педагогической деятельности профессионального мастерства учителя изобразительного искусства.
В начальной школе учитель является центральной фигурой, и поэтому от уровня его квалификации, культуры и духовного мира зависят качество обучения и воспитания школьников.
Подготовка учителей начальных классов по курсу "Методика преподавания ИЗО с практикумом" не является основной учебной дисциплиной. Однако между потребностями общества и уровнем профессиональной подготовки учителей начальных классов по изобразительному искусству имеется противоречие, заключающееся в относительно низком профессиональном уровне подготовки учителей начальных классов в области изобразительной деятельности, что объясняется рядом объективных факторов. Среди факторов, влияющих на эффективность процесса овладения основами изобразительной грамоты студентами факультета педагогики и методики начального обучения, можно назвать необходимость совершенствования форм, методов и средств обучения. Качественные изменения учебной информации, ее количественный рост предъявляют возрастающие требования к средствам обучения. Использование аудиовизуальных средств обучения в учебном процессе является одним из факторов оптимизации процесса обучения изобразительному искусству.
Студентов факультета педагогики и методики начального обучения отличает довольно высокий уровень логического
мышления, поэтому, овладев методикой применения аудиовизуальных средств обучения в преподавании изобразительного искусства, они актуализируют опыт использования художественной информации, тем самым формируя у себя способности к распределению любого учебного материала через комплексы аудиовизуальных средств обучения. Эти навыки помогают им мысленно выстраивать зрительный ряд, развивать в себе сценарий проведения урока изобразительного искусства. Студенты факультета начальных классов, к сожалению, не всегда могут найти зависимости в последовательности выполнения стадий рисунка. Применение же аудиовизуальных средств обучения воспитывает у студентов более устойчивые навыки в бесконечном репродуцировании учебного материала, что формирует у них реферативный образ представления перед детьми учебной информации. Способности к активной интерпретации содержания материала в связи с разрабатываемой студентами методикой проведения урока изобразительного искусства, в конечном счете, ведет к усилению в них эстетической концепции изложения учебного материала младшим школьникам.
Теоретические обоснования и практические рекомендации по вопросам создания и применения аудиовизуальных средств обучения даны в работах С.И.Архангельского, Е.В.Адаменко, О.Н.Балоян, А.И.Барашкова, Г.А.Берулава, В.П.Беспалько, Л.П.Цреесмана, Н.М.Шахмаева и др.
Психолого-педагогической основой применения аудиовизуальных средств обучения являются результаты исследования вопросов физиологии зрения, психологии и физиологии восприятия, переработки и сохранения информации, проведенных П.К.Анохиным, П.П.Блонским, Б.Ф.Ломовым, Е.Н.Соколовым и др.
В последнее время появились исследования И.Ф.Бакаева, М.И.Блюмина, Л.С.Зазнобиной, КЗ.М.Казанского, С.И.Кочетова, А.П.Кудрявцева, В.И.Рудева, А.З.Сайцашева, З.М.Шалика и др., посвященные комплексному применению технических средств обучения в учебном процессе общеобразовательной школы, среднего профтехучилища. Вопросу использования экранных средств обучения на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе посвящено исследование В.И.Булавко.
Применительно к преподаванию различных учебных предметов в вузе использование комплексов технических средств
обучения изучали А.И.Барашков, В.П.Медведев, П.В.Федоренко, С.М.Швйко и др.
Но в то же время отсутствуют исследования, связанные с определением необходимых условий, обеспечивающих эффективность комплексного применения аудиовизуальных средств обучения в преподавании изобразительного искусства.-
Теоретические основы учебного предмета "Изобразительное искусство" и методики его преподавания в шкоде и вузе разработаны Н.Н.Аннсимовнм, Г.В.Бедой, С.Е.Игнатьевым, , В.С.Кузиным, Н.Н.Ростовцевым, А.В.Терентьевым, А.С.Хвороото-вым, Е.В.Шороховым, Т.Я.ШпикаловоЙ и др. Различные проблемы, связанные с обучением студентов факультета педагогики и методики начального обучения изобразительной деятельности и методике преподавания изобразительного искусства в начальной шкапе, нашли свое решение в работах Л.В.Бабенко, Б.С.Белова, А. Ш Васильева, Н.С.ДавлятшиноЙ, Е.Ю.Ежовой, В.П.Маму-гиной, Т.Ф:ОлеЙник, Н.Ф.Смирновой, А.В.Триселева, И.Б.Шзшко и др. К числу проблем, не разработанных в методике преподавания изобразительного искусства, относится использование аудиовизуальных средств обучения в практике преподавания изобразительного искусства будущим учителям начальных классов.
Актуальность проблемы определяют ее практическая.значимость и недостаточная теоретическая изученность. Проблема исследования заключается в необходимости выявления условий повышения эффективности использования современных аудиовизуальных технических средств обучения в подготовке учителей по курсу методики преподавания изобразительного искусства с практикумом на факультете начальных классов.
Решение проблемы составляет цель исследования.
Объектом исследования является процесс обучения студентов факультета начальных классов по курсу методики преподавания изобразительного искусства с комплексным примэнением аудиовизуальных технических средств обучения.
Птедштом исследования является совокупность условий, обеспечивающих повышение эффективности комплексного применения аудиовизуальных технических средств обучения в курсе методики преподавания изобразительного искусства на факультете катальнит классов.
В основу исследования положена гипотеза, согласно которой повышение эффективности комплексного применения аудиовизуальных технических средств обучения в курсе "Методика преподавания изобразительного искусства с практикумом" зависит от следующих условий:
а/ знания психолого-педагогичвских основ эффективного использования технических средств обучения;
б/ соответствия комплекса аудиовизуальных средств обучения содержанию и методическому обеспечению курса изобразительного искусства для специальности "Педагогика и методика начального обучения";
в/ соответствия комплекса аудиовизуальных средств обучения уровню художественно-практической подготовки студентов; г/ рационального использования аудиовизуальных средств обучения в формировании художественно-практических умений студентов факультета педагогики и методики начального обучения.
Для достижения поставленной цели и доказательства выдвинутой гипотезы решались следующие задачи исследования:
- определить психолого-педагогические основы использования технических средств обучения в подготовке учителей начальных классов;
- выявить возможности внедрения современных аудиовизуальных средств обучения в учебно-воспитательный процесс на факультете педагогики и методики начального обучения;
- определить критерии эффективности применения аудиовизуальных средств обучения в курсе "Методика преподавания изобразительного искусства с практикумом" для студентов факультета педагогики и методики начального обучения;
- раскрыть методические возможности формирования комплексов аудиовизуальных пособий по курсу изобразительного искусства;
- определить области наиболее эффективного использования комплексов аудиовизуальных пособий в процессе преподавания изобразительного искусства на факультете педагогики и методики начального обучения,
Методологической основой исследования явилось изучение трудов по вопросам образования и воспитания, специальной литературы по психологии, педагогике и методике преподавания изобразительного искусства.
Ведущей концепцией исследования является синтез идей
художественно-практической подготовки студентов педагогического вуза и комплексного применения технических средств обучения.
Решение поставленных задач определило использование следующих методов исследования:
- анализ философской, искусствоведческой, психолого-педагогической, методической литературы по теме исследования;
- анализ школьных и вузовских программ и учебных5планов;
- изучение и обобщение опыта преподавания изобразительного искусства в педагогических вузах; _ :
- наблюдение, за процессом изобразительной деятельности студентов и анализ их работ по основам изобразительной грамоты;
- анкетирование студентов и учителей начальных классов, беседа со студентами и преподавателями факультета педагогики и методики начального обучения;
- педагогический эксперимент, состоящий из констатирующего, поискового и обучающего этапов;
- анализ учебно-творческой деятельности студентов по основным разделам учебной программы;
- метод экспертных оценок эффективности использования аудиовизуальных: средств обучения в преподавания изобразительного искусства на факультете педагогики и методики начального обучения.
Организация исследования. Исследование осуществлялось на базе Курского ордена "Знак Почета" государственного педагогического университета с 1981 по 1395 гг. В эксперименте участвовали студенты факультета педагогики и штодики начального обучения, учащиеся педагогического колледжа г.Курска, школьники средних школ №4 и № 6 г.Курска.
На первом этапе /1981-1986 гг./ был произведен анализ психолого-педагогической литературы, выявлены основные тео-ретико-методологичоские предпосылки исследования, определены его задача и программа проведения.
На втором, этапе /1986-1992 гг./ проведены констатирующий и поисковый эксперишнтальные исследования, направленные на выявление условий повышения эффективности комплексного применения современных аудиовизуальных средств обучения в подготовке учителей начальных классов по курсу штодики преподавания изобразительного искусства, прозелен обучйзкгй
- 6 -
эксперимент и анализ полученных результатов.
На третьем этапе /1992-1994 гг./ были подведены итоги теоретических и экспериментальных исследований, составлены и апробированы на практике методические рекомендации по эффективному комплексному применению аудиовизуальных технических средств обучения в подготовке учителей начальных классов по курсу методики преподавания изобразительного искусства с практикумом.
Научная новизну исследования заключается в том,что:
1. Изучены возможности современных аудиовизуальных технических средств обучения в подготовке учителей начальных классов по курсу методики преподавания изобразительного искусства с практикумом.
2. Выявлены и обоснованы условия повышения эффективности применения современных аудиовизуальных технических средств в подготовке учителей начальных классов по курсу методики преподавания изобразительного искусства с практикумом.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанная на его основе программа курса "Методика преподавания изобразительного искусства с практикумом" с комплексным использованием современных аудиовизуальных технических средств обучения и методика работы с современными аудиовизуальными техническими средствами обучения при подготовке учителей начальных классов в области изобразительного искусства позволяют повысить эффективность обучения студентов как в профессиональном, так и в личностном планах. Данная методика может найти применение на факультетах начальных классов при обучении студентов изобразительному искусству в высшей и средней специальной школах.
Достоверность исследования обеспечена опорой на результаты современных исследований по педагогике и психологии; адекватностью выбранных методов исследования поставленным задачам; подтверждается экспериментальными данными и личным опытом работы в высшем педагогическом учебном заведении.
Апробация и внедрение результатов. Материалы и результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры педагогики начального обучения Курского ордена "Знак Почета" государственного педагогического университета, на республиканском семинаре-совещании педвузов России г г.Шуя /1992 г./.
Основные положения диссертации и материалы проведенного исследования внедрены в практику учебно-воспитательного процесса факультета педагогики и методики начального обучения Курского ордена "Знак Почета" государственного педагогического университета.
На защиту выносится: -
1. Теоретически обоснованное и экспериментально проверенное положение о том, что подготовка учителей начальных классов по курсу, "Методика преподавания изобразительного искусства с практикумом" в педагогических вузах должна осуществляться с комплексным применением аудиовизуальных технических средств обучения и воспитания.
2. Методика создания и использования комплексов аудиовизуальных средств обучения и воспитания в преподавании изобразительного искусства на факультете начальных классов.
Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.
П. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается актуальность темы, определяются цель, объект, предмет и задачи исследования, формулируется гипотеза и положения, выносимые на защиту, раскрываются научная новизна и практическая значимость работы.
В первой главе "Психолого-педагогические основы комплексного применения современных аудиовизуальных технических средств обучения в подготовке учителей начальных классов по курсу методики преподавания изобразительного искусства с практикумом" определены основные понятия исследуемой проблемы, дан анализ ее состояния в психолого-педагогической литературе и в практике обучения изобразительному искусству, обоснована необходимость комплексного применения современных аудиовизуальных технических средств обучения в подготовке учителей начальных классов по курсу методики преподавания изобразительного искусства с практикумом. Рассмотрены возможности использования современных аудиовизуальных технических средств обучения в подготовке учителей начальных классов по курсу методики преподавания изобразительного искусства с практикумом, а также выявлены и теоретически обоснованы условия, обеспечивающие эффективность яршэнзякя аудиовизуальных коми-
- 8 -
ленсов в преподавании изобразительного искусства.
Проблеме повышения уровня профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов по курсу изобразительного искусства посвятили свои исследования Б.С.Белов, Н.С.Давлят-шина, Л.В.Ершова, В.П.Ма«угина, Т.Ф.Ояейник, Н.Ф.Смирнова, А.И.Попелюхина, А.В.Триселев, И.Б.Шзшко и др. В зависимости от теш и проблемы исследования в работах выше перечисленных авторов рассматриваются различные по наименованию и содержанию компоненты профессиональной подготовки студентов факультета начальных классов по курсу изобразительного искусства.
В связи с тем, что мы в своей работе изучаем условия повышения эффективности применения аудиовизуальных средств обучения в подготовке учителей начальных классов по курсу изобразительного искусства, ш предлагаем следующие три компонента этой подготовки студентов факультета начальных классов по курсу "Методика преподавания изобразительного искусства с практикумом": художественная подготовка, методическая подготовка и творческо-техническая подготовка.
В художественную подготовку входит ознакомление студентов с основами истории изобразительного искусства на примере выдающихся произведений мирового искусства, знание художественно-выразительных средств языка искусства, понимание художественного образа, развитие художественного мышления, овладение основами изобразительной грамоты.
Мзтодическая подготовка заключается в развитии умений и навыков студентов в организации и проведении урока изобразительного искусства в начальной школе, формировании представлений о детском изобразительном творчестве.
Творческо-техническая подготовка представляет собой синтез художественной и методической подготовки. Владея художественно-выразительными средствами и знаниями методики, студенты учатся самостоятельно создавать новые приемы преподавания с использованием аудиовизуальных средств обучения. Техническая подготовка включает также обучение студентов умению грамотно использовать аудиовизуальные средства обучения в преподавании изобразительного искусства в школе. Дня решения этой задачи на занятиях по изобразительному искусству преподаватель использует комплексы аудиовизуальных средств обучения и знакомит студентов с методикой ш применения*
С психологической точки зрения относительно учебного предмета "Изобразительное искусство" и использования аудиовизуальных средств обучения важны следующие психологические процессы: восприятие, пашггь, внимание, мышление, воображение. Психические процессы, присущие изобразительной деятельности, усиливаются и качественно развиваются благодаря применению аудиовизуальных средств обучения.
Педагогическая обоснованность применения аудиовизуальных средств обучения заключается в педагогических требованиях к их применению и созданию. Основой для оценки места и роли аудиовизуальных средств обучения в учебном процессе и определения закономерностей отбора материала, Построения различных аудиовизуальных средств и разработки методики их применения служат дидактические принципы.
Разносторонние исследования показали, что соврешяные технические средства обучения обладают потенциальными возможностями повышения эффективности учебного процесса.
Так, в курсе преподавания изобразительного искусства диафильмы и диапозитивы дают возможность рассмотреть в кадре детали изображения, воспроизводят картину в цвете. С экрана хорошо воспринимается ворс ковра, пористая фактура глины, кистевой прием росписи и т.д. Диафильмы и диапозитивы в преподавании изобразительного искусства используются для анализа художественных произведений, показа основных этапов построения изображений на плоскости, педагогического рисования.
Учебное кино создает более полные представления о произведении изобразительного искусства, воспитывает навык наблюдения, воспроизводит в динамическом развитии процесс рождения произведения искусства. Однако на экране меняются масштабы изображения по сравнению с оригиналом, становятся ярче и звучнее цветовые тона живописных полотен.
В условиях внутривузовской замкнутой телевизионной системе, созданной в Курскомггоспедуниверситете, особенно эффек- < тивно применение следующих телепередач: телепоказа различных живописных техник, телерассказа о творчестве того или иного художника, телеэкскурсии в местную картинную галерею или краеведческий музей для ознакомления с произведениями декоративно-прикладного искусства родного края, телеурока опытного учителя или студента-прайтшанта с последующим анализом,
- 10 -
теделеквди, телерепортажа с места производства предметов декоративно-прикладного искусства.
Учебно-контролирующие программы на ЭВМ позволяют студентам усвоить поэтапность построения композиции карандашом и красками, знакомят их с требованиями активизации процесса обучения: осознанностью выбора ответа, творческим подходом к обучению.
Таким образом, на занятиях по изобразительному искусству в курсе подготовки будущих учителей начальных классов имеются огромные возможности для эффективного использования современных аудиовизуальных средств обучения.
Однако использование аудиовизуальных средств обучения будет эффективным при соблюдении определенных условий. Условия повышения эффективности комплексного применения аудиовизуальных средств обучения были предмэтом исследования многих авторов.
Для выявления условий повышения эффективности применения аудиовизуальных средств обучения в подготовке будущих учителей начальных классов по курсу "Методика преподавания изобразительного искусства с практикумом" нами были прежде всего выделены критерии эффективного использования комплексов аудиовизуальных средств обучения в преподавании изобразительного искусства будущим учителям начальных классов. К числу таких критериев ш отнесли: качество восприятия изображаемых объектов, способность студентов воспроизвести изображаемый объект на плоскости, степень владения техникой графических и живописных приемов, время, затраченное на усвоение материала и формирование художественно-практических умений, развитие творческого воображения. Данные критерии легли в основу педагогического эксперимента по выявлению условий эффективного использования современных аудиовизуальных средств обучения в курсе "Методика преподавания изобразительного искусства с практикумом".
Во второй главе "Методика создания комплексов аудиовизуальных средств обучения для использования их в преподавании изобразительного искусства на факультете начальных классов" определены цель и задачи экспериментального исследования, описана мзтодика проведения педагогического эксперимента и анализ его результатов.
- 11 -
Подготовка учителей начальных классов на факультете педагогики и методики начального обучения Курского государственного педагогического университета по курсу "Методика преподавания изобразительного искусства с практикумом" осуществляется на трех уровнях:
1/ для студентов с пятилетним сроком обучения /заочное отделение/ ;
2/ для студентов с четырех- и трехлетним сроком обучения /дневное и заочное отделение/;
3/ для студентов дневного отделения, окончивших до поступления в университет педагогический колледж /3 года/, которые непосредственно в университете обучаются 2 года с выбором дополнительной специальности /музыка, ИЗО, иностранный язык, практическая психология/.
В связи с многоуровневой системой подготовки будущих учителей начальных классов возникает необходимость в пересмотре действующей программы и приведении ее в соответствие с учебным планом. Мы предлагаем выделить 28 учебных часов на самостоятельную работу студентов, 30 часов на лекционные занятия, 48 часов на лабораторные работы и 16 часов на практические занятия. Всего 122 часа. Данное распределение учебных часов составлено на основе учебного плана факультета педагогики и методики начального обучения Курского госпедуниверси-тета и опыта проведения занятий по изобразительноиу искусству на зтом факультете.
Однако простого перерасчета учебных часов для решения ведущих проблем методики преподавания изобразительного искусства на факультете начальных классов недостаточно. Необходим пересмотр имеющихся в наличии средств обучения, создание адекватных содержания курса комплексов средств обучения, изменение форм проведения учебных занятий.
Мы разработали методику комплексного использования аудиовизуальных средств обучения в преподавании изобразительного искусства будущим учителям начальных классов. Использование аудиовизуальных средств обучения позволяет оптимизировать учебный процесс и добиться его высокой эффективности, так как возникает возможность подобрать или создать такие дидактические материалы, которые имели бы легко воспринимаемую и запоминающуюся форму. Применение аудиовизуальных
- 12 -
средств помогает значительно упростить и ускорить процесс обучения без потери его качества, создать для студента условия восприятия информации,. приближенные к обыденному уровню сознания. Структура аудиовизуальных средств и системный их подбор предлагают систематическое, и последовательное изложение учебного материала. Комплексное использование аудиовизуальных средств в совокупности с другими средствами обучения способствует развитию сознательного отношения студентов к усваиваемому материалу. Учет эмоционального воздействия, оказываемого аудиовизуальными средствами на студентов, делает процесс учения интересным и увлекательным, реализует возможности закрепления в памяти учебного материала, идающего эмоциональную окрашенность.
Для выявления эффективности обучения студентов факультета педагогики и методики начального обучения изобразительному искусству и мзтодике его преподавания в начальных классах с использованием современных аудиовизуальных средств обучения был проведен педагогический эксперимент. Он проводился в обычных условиях в контрольных и экспериментальных группах.
Было выделено три этапа проведения эксперимента: начальный - констатирующий, промежуточный - поисковый,, итоговый - обучающий.
Задача констатирующего эксперимента - определение уровня знаний, умений и навыков студентов факультета педагогики и методики начального обучения в каждом вице изобразительной деятельности и методики преподавания изобразительного искусства в начальных классах, выявление недостатков традиционной форш обучения.
В ходе констатирующего эксперимзнта выявилось, что при обучении изобразительному искусству студентов факультета педагогики и методики начального обучения наиболее сложными для понимания являются темы: "Рисование группы предметов -натюрморт", "Тематическая композиция - рисование на теш окружающей жизни", "Тематическая композиция - иллюстрирование литературных произведений", "Педагогический рисунок". Уровень знаний, умений и навыков студентов факультета педагогики и методики начального обучения по основам изобразительной грамоты оказывается шежеы к недостаточным для буду-
- 13 -
щей педагогической деятельности в области изобразительного искусства. Более 40 минут из 90 минут учебного времени каждого занятия уходит на объяснение учебного материала, что ограничивает возможности преподавателя по организации самостоятельной работы студентов и ведения индивидуальной работы с ними.
Существующие направления традиционной методики обучения изобразительному искусству на факультете педагогики и методики начального обучения привели к необходимости оптимизации процесса обучения за счет широкого внедрения современных аудиовизуальных технических средств обучения.
Задача поискового эксперимента - выявить состояние использования современных аудиовизуальных технических средств обучения в практике преподавания изобразительного искусства в начальной школе, обосновать условия повышения эффективности использования современных аудиовизуальных средств обучения в преподавании изобразительного искусства студентам факультета педагогики и методики начального обучения.
Результаты поискового эксперимэнта показали, что имеющиеся в школах аудиовизуальные средства обучения используются недостаточно эффективно ввиду того, что многие учителя не знают психолого-педагогических основ эффективности использования аудиовизуальных средств обучения в преподавании изобразительного искусства младшим школьникам. Уровень художественно-практической подготовки абитуриентов факультета педагогики и методики начального обучения является довольно низким и неодинаковым. Студенты 3 курса факультета педагогики и методики начального обучения перед выходом на педпрактику знают, какие именно аудиовизуальные средства обучения эффективны для решения той или иной дидактической задачи. Студенты 4 курса факультета педагогики и методики начального обучения, прошедшие педагогическую практику в школе, хорошо представляют себе, как определить место аудиовизуальных средств обучения на уроке изобразительного искусства.
В ходе поискового эксперимента была выдвинута гипотеза, что использование современных аудиовизуальных средств обучения в курсе "Методика преподавания изобразительного искусства с практикумом" будет эффективным при соблюдении ряда условий.
- 14 -
Задача обучающего эксперимента - подтвердить на практике выдвинутые теоретические положения об условиях повышения эффективности использования аудиовизуальных средств обучения в преподавании изобразительного искусства будущим учителям начальных классов. Эксперимент проводился при обучении студентов основам изобразительной грамоты по,наиболее сложным темам, выявленным на этапе констатщэующего эксперимента. В экспериментальной работе принимали участие 284-человека 3 курса. Занятия с испытуемыми контрольных и экспериментальных групп проводились экспериментатором на предлагаемой нами программе и в соответствии с выделенными компонентами комплексной подготовки учителей начальных классов.
Суть эксперимента состоит в том, что в контрольных группах занятия проводились с комплексным использованием аудиовизуальных средств обучения по предлагаемой нами программе, а в экспериментальных группах студенты били дополнительно ознакомлены с теоретическими основами использования аудиовизуальных средств обучения, особенностями восприятия аудиовизуальной информации младшими школьниками, мзтодикой применения аудиовизуальных средств обучения в преподавании изобразительного искусства в школе.
Эффективность использования аудиовизуальных средств обучения в преподавании изобразительного искусства будущим учителям начальных классов определялась по выше перечисленным критериям.
На схеме наглядно показано, что разработанные нами в ходе диссертационного исследования условия и критерии эффективного использования современных аудиовизуальных технических средств обучения непосредственно взаимодействуют с творческо-технической подготовкой студентов факультета педагогики и методики начального обучения в области изобразительного искусства. Творческо-техническая подготовка будущих учителей начальных классов в то же время существенно влияет на художественную и методическую подготовку студентов, что в итоге определяет качественное преподавание изобразительного искусства в начальных классах общеобразовательной средней школы.
В результате проведения экспериментальной проверки выяснилось, что студенты экспериментальных групп со средним и низ-кип уровнем худ оке с хье кк о-цракг йые- скок подготовки лучше уеьан-
- 15 -
Профессиональная подготовка студентов факультета педагогики и штодики начального обучения по курсу методики преподавания изобразительного искусства с использованием современных аудиовизуальных технических средств обучения
АУДИОВИЗУАЛЬНЫЕ
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА
ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
1 >
X 1 Й
5 ГО га
I Н ей
X О с*
. со ч о
2 Ф г^ СЙ
си а Ш в
&о Р^ Е-*
И К О •
о X О г
о я ей р"» 2
« ы к о
X о 2
X О ВС >5
о в
а> я О
НИ 0) и Б*
О X о К
Е-| 2 03 X СЙ
X л а,
3 Л а> с
„ сх о о
Р-, ¡5 а, ЕН о
3 X >» X
ШИЛ к П
О ч СЙ
О СЙ И &<
X ¡>> о
И сз ч о
к н со
н ю X к
к с си
си к Й*
>Ы<>3 -о
ГС го о
1 си
1 о ь
л 3 X си
ч о, Е-1
СЙ с о л
>5 сг ч
о >5
N 8 ¡Й
Ю X я СЙ
о а) >ы< ■
8 ЕР СО
«>» Й о
X X о
ей с СО о
И й) СЙ
ей я и о У
Ен Е" го о к
23 О О л й>
о Ч ч X
X 0) о о -Л
сэ ю а, с р.
5 О о с
О Е- к ч
к X СЙ
ш к о
с X СЙ
ООО X .а
со о к
ГС а
К К о н
ж ж ч СЙ
X X с Е-1
си а 3
3 н о с
к о
И « о
О в X - а
С X к
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ
МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ СРЕДНЕЙ
вавт учебный материал /52$, 70$, 38$/. Качество восприятия изображаемых объектов у студентов экспериментальных групп выше, чем у студентов контрольных групп: 74$ и 84$. Увеличилось число студентов, владеющих учебным материалом на уровне овладения /17$/ и уровне обобщения /9$/. Уменьшилось число студентов с низкой степенью владения графическими и живописными приемами и различными техниками исполнения. Более рационально используется время учебных занятий, качественно улучшились изобразительные работы студентов: из 3£) работ 23 оценены на "4" и "5". Использование аудиовизуальных средств обучения способствует развитию творческого воображения: 2 студента экспериментальной группы перешли из среднего уровня развития творческого воображения в высокий.
Педагогический эксперимэнт подтвердил гипотезу о повышении эффективности использования соврешнных аудиовизуальных средств обучения в подготовке будущих учителей начальных классов по курсу "Методика преподавания изобразительного искусства с практикумом" на факультете начальных классов при соблюдении следующих условий: знания психолого-педагогических санов эффективного использования технических средств, соответствия комплекса аудиовизуальных средств обучения содержанию и методическому обеспечению курса изобразительного искусства для специальности "Педагогика и методика начального обучения", соответствия комплекса аудиовизуальных средств обучения уровню художественно-практической подготовки студентов, рационального использования аудиовизуальных средств обучения в формировании художественно-практических умений студентов факультета педагогики и методики начального обучения.
В заключении диссертации подведены основные итоги исследования и сделаны следующие выводы:
1. При широком использовании современных аудиовизуальных технических средств обучения в подготовке будущих учителей начальных классов по курсу "Методика преподавания изобразительного искусства с практикумом" профессиональная подготовка студентов по изобразительному искусству должна включать следующие компоненты: художественную подготовку, методическую подготовку и творческо-техническую подготовку.
2. Комплексное использование технических средств обучения базируется на психических зроцэссех Еоспрняткя, ь^голепкл,
памяти, воображения. Эти же процессы очень важны при занятиях изобразительной деятельностью. Таким образом, используя комплекс современных аудиовизуальных средств обучения в преподавании изобразительного искусства, мы активно развиваем восприятие, художественное мышление, память и творческое воображение студентов.
3. Повышение эффективности использования современных аудиовизуальных средств обучения в учебно-воспитательном процессе зависит от ряда условий, которые варьируются в отношении определенного учебного предмета с учетом его специфики.
Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях:
1. Комплексное использование технических средств обучения — решающий фактор развития творческой личности учителя начальных классов // Формирование личности учителя начальных классов в процессе освоения классического и народного искусства: Сб. материалов по итогам республиканского семинара-совещания педвузов России. — Шуя: изд-во 1ДГПИ им. Д. А. Фурманова, 1992. — С. 90—92.
2. Пс.пхолого-педагогическпе основы комплексного применения аудиовизуальных средств обучения в курсе «Методики преподавания ИЗО с практикумом» (на факультете педагогики и методики начального обучения) // Пспхолого-подагогпче-скле основания познавательной деятельности в высшей школе: Сб. научно-методических работ. — Курск: изд-во КГПИ, 1993. — С. 196-201.
3. Применение аудиовизуальных средств в курсе «Методика преподавания ИЗО с практикумом» на различных уровнях вузовской подготовки учителей начальных классов // Многоуровневая подготовка педагогических кадров: опыт, проблемы, перспективы: Тезисы докладов межвузовской научно-практической конференции (28—30 сентября 1993 года). — Курск:
Подп. к ноч. 13.04.95. ОСъсм 1 п. л. Зак. 130. Тир. 100
Типография МПГУ имени В. И. Ленина