автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Условия реализации художественно-творческого и педагогического потенциала инновационных эргономических свойств аккордеонных клавиатур
- Автор научной работы
- Цзо Цянь
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Санкт-Петербург
- Год защиты
- 2013
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.02
Автореферат диссертации по теме "Условия реализации художественно-творческого и педагогического потенциала инновационных эргономических свойств аккордеонных клавиатур"
На правах рукописи
Цзо Цяиь
Условия реализации художественно-творческого и педагогического потенциала инновационных эргономических свойств аккордеонных клавиатур
Специальность 13.00.02 — теория и методика обучения и воспитания
(музыка)
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
005544075
1 9 ДЕК Ш
Санкт-Петербург 2013
005544075
Работа выполнена на кафедре народных инструментов ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств»
Научный руководитель: Кравцов Николай Александрович,
кандидат искусствоведения, профессор
Официальные оппоненты: Блох Олег Аркадьевич,
доктор педагогических наук, профессор кафедры оркестрового дирижирования ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет культуры и искусств»
Чабанный Владимир Федорович,
доктор педагогических наук, профессор
кафедры академического хора ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств»
Ведущая организация: ФГБОУ ВПО «Петрозаводская государственная консерватория им. А. К. Глазунова».
Защита состоится 27 декабря 2013 г. в 14 часов на заседании диссертационного совета Д 210.019.02 ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств» по адресу: 191186, Санкт-Петербург, Дворцовая наб. 2, зал Совета.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств».
Электронная версия автореферата размещена на официальных сайтах Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки Российской федерации (http://www.vak2.ed.gov.ru) и ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств» (http//www.spbguki .ги).
Автореферат разослан 27 ноября 2013 г. Ученый секретарь диссертационного сов< /
кандидат педагогических наук, доцент
С.В. Горобец
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Постановка проблемы исследования. Музыкальное искусство как важнейшая форма духовного производства во все времена выступало эффективным средством не только художественно-эстетического воспитания, но и духовно-нравственного развития личности. Неотъемлемым элементом музыкальной культуры общества и условием ее развития является профессиональное музыкальное образование, от качества которого в значительной степени зависит мера реализации человекотворческого потенциала музыки. Популярность музыкального искусства, его массовый характер, широкий деятельно-творческий спектр накладывают особую ответственность на систему подготовки высококвалифицированных специалистов, способных отвечать запросам времени и наполнять учебно-воспитательный процесс глубоким художественным содержанием. Поэтому реформирование образования становится объективной необходимостью, социально-культурным заказом общества.
Актуальность исследования. В структуре жанров музыкального искусства важное место занимает инструментальное исполнительство. В семье музыкальных инструментов достойно представлен аккордеон. Культура игры на аккордеоне ярко проявляется и в академической, и фольклорной, и эстрадно-джазовой традициях. Потребность в кадрах, способных эффективно осуществлять педагогическую деятельность, владеющих мастерством игры на аккордеоне, сегодня велика.
Важным технологическим элементом конструкции аккордеона является клавиатура, которая во многом определяет как художественно-творческий потенциал, так и технические возможности обучающихся исполнителей. Использование органно-фортепианной клавиатуры в конструкции хроматической гармоники привело к созданию современного аккордеона, который распространился на всех уровнях музыкальной культуры по странам мирового сообщества.
Повышение исполнительского уровня аккордеонистов требует постоянного внимания со стороны всех участников художественно-педагогического процесса. В настоящее время исполнительская практика в значительной степени опережает его теоретическое осмысление. Педагогический процесс в музыкально-образовательных учреждениях нуждается в методическом обеспечении, направленном на эффективное развитие исполнительского мастерства обучающихся аккордеонистов.
Степень научной разработанности темы. Художественно-творческое становление человека, его профессионально-исполнительская культура находятся в поле пристального внимания ученых различных областей знания. Философское осмысление культурно-творческого развития личности получило еще в древности, в трудах Аристотеля, Платона, Сократа, Конфуция, И. Канта, Г.Ф. Гегеля.
Культурологические аспекты профессиональной исполнительской культуры специалиста рассматриваются в исследованиях С.С. Аверинцева,
М.А. Ариарского, А.И. Арнольдова, В.А. Волобуева, Л.С. Зориловой, С.Н. Иконниковой.
В сфере психолого-педагогической изучали такие ученые, как М.М. Бахтин, JI.C. Выготский, JI.B. Занков, JI.C. Зорилова, Э.В. Ильенков, В.Г. Кузнецов, А.Н. Леонтьев, Я.А. Пономарев, Б.М. Теплов.
В настоящее время разрабатываются вопросы, раскрывающие аспекты педагогической культуры. Они получили отражение в трудах ведущих педагогов прошлого и современности - К.Д. Ушинского, A.C. Макаренко,
B.А. Сухомлинского, Ю.П. Азарова, Ю.К. Бабанского, Л.С.Жарковой, А.Г. Казаковой, В.А. Кан-Калика, В.А. Сластенина.
Важными, связанными с повышением исполнительского мастерства в области общего и профессионального музыкального образования являются работы: Э.Б. Абдуллин, Ю.Б. Алиев, O.A. Апраксина, Л.Г. Арчажникова, Л.А. Безбородова, В.И. Петрушин, В.Г. Ражников, Г.М. Цыпин.
В области педагогики и психологии музыкального образования основополагающее значение приобретают труды, в которых рассматриваются вопросы обучения исполнителей, формирования личностных качеств музыкантов (Л.А. Баренбойм, Л.Л. Бочкарев, А.Л. Готсдинер, Л.С. Майковская, Г.Г. Нейгауз, С.И. Савшинский,
C.Е. Фейнберг, О.Ф. Шульпяков, А.И. Щербакова, А.П. Щапов).
В области музыкального исполнительства и педагогики важны работы М.О. Берлянчика, А.Б. Гольденвейзера, М.А. Готсдинера, В.Ю. Григорьева, Э. Кунина, К. Мостраса, О.Ф. Шульпякова, И.М. Ямпольского, Ю.И. Янкелевича.
Совершенствование теоретико-методического компонента
образовательного процесса в сфере обучения игре на аккордеоне выдвигали: Р.Н. Бажилин, O.A. Блох, П.И. Говорушко, H.A. Кравцов, Ф.Р. Липе, A.M. Мирек, А.И. Полетаев, Н.И.Ризоль, В.А.Семенов, Ю.Г.Ястребов. Ими разработаны и предложены авторские методики обучения, в той или иной мере способствующие улучшению ситуации в системе подготовки обучающихся аккордеонистов.
Интеллектуализация процесса приобретения умений и навыков на основе когнитивного подхода — разработана в музыкальной педагогике И.Ф. Пушечниковым в конце 1970-х гг., К.А. Квашниным в начале 1990-х гг. Они опирались, на принципы когнитивного подхода при разработке методических рекомендаций по обучению музыкантов-исполнителей различных специализаций.
Современная органно-фортепианная клавиатура, применяемая в аккордеонной исполнительской практике, помимо достоинств обладает рядом существенных недостатков. Относительно ограниченный диапазон клавиатуры правой руки, различный по высоте уровень белых и черных клавиш, их площадь и громоздкость существенно затрудняют техническое развитие аккордеонистов, делают невозможным исполнение многих классических сочинений (отечественных и зарубежных), оригинальных
произведений для баяна, сдерживают расширение репертуара для этого инструмента.
Выборная клавиатуры левой руки в значительной степени отличается от органно-фортепианной клавиатуры правой руки, представляя, аналог — баянной. Решение художественно-образных и технологических задач в различных топографических условиях трех клавиатур (готовой, выборной /левая рука/ и органно-фортепианной /правая рука/) создают дополнительные исполнительские трудности, часто сводят на нет все усилия аккордеонистов по освоению разнообразного учебного и концертного репертуара. Изложенная ситуация обусловила огромное различие в репертуаре, возникновение двойных стандартов в системе образования баянистов и аккордеонистов, ухудшение общего самочувствия последних из-за постоянно возрастающих физических, психических, моральных нагрузок; распространение профессиональных заболеваний у концертирующих музыкантов. Как следствие перечисленного — низкий уровень обучения, уход из профессии, опустошенность, безысходность, деградация исполнителей.
Сегодня обостряются противоречиями в рамках развития исполнительского мастерства аккордеонистов между существующими подходами к организации учебно-воспитательной работы и ее педагогическим обеспечением, между исполнительскими возможностями обучающихся аккордеонистов и процессом их реализации. Поиск новых педагогических технологий, методов, средств обучения, позволяет эффективно осуществлять подготовку аккордеонистов высокого исполнительского уровня. Однако в музыкально-педагогической теории и практике не исследованы комплексные решения выявленных проблем, которые сочетали бы в своей основе идеи здоровьесбережения, ранней профессионализации, интеллектуализации учебного процесса. Процесс приспособления к инструменту, совершенствование исполнительского мастерства обучающихся не получил научного обоснования. В свою очередь, в научных работах подчеркивается важность проблемы, указывается на необходимость ее изучения, однако не предлагаются пути решения. Природа конструкции инструмента аккордеона, его изначальной технологической базы при всех существующих музыкально-педагогических подходах, остается неизменной, сужается спектр реализации учебных, художественно-творческих задач. Анализ литературы приводит к выводу о том, что изучение эргономических свойств клавиатуры аккордеона и их реализация в практике обучения разработана недостаточно.
Обозначенное противоречие между объективными потребностями практики современного процесса обучения игре на аккордеоне — с одной стороны и недостаточной степенью теоретического осмысления и разработанности данного направления - с другой, позволило сформулировать проблему исследования, которая заключается в характеристике исполнительских возможностей нового типа клавиатуры аккордеона и обосновании условий их реализации в практике обучения исполнительскому мастерству.
Целью исследования является теоретико-методическое обоснование художественно-педагогической концепции и технологии обучения музыкантов, основанных на эргономических свойствах аккордеонных клавиатур конструкции Кравцова
Для достижения оставленной цели предполагается решить следующие теоретические и практические задачи:
1) осуществить анализ теоретико-методологических исследований педагогики и практики формирования и совершенствования исполнительской культуры музыкантов;
2) обосновать взаимосвязь педагогики обучения музыкантов с эргономическими свойствами музыкальных инструментов;
3) рассмотреть характерные черты эргономических свойств органно-фортепианной конструкции клавиатур хроматических гармоник (аккордеона, баяна);
4) определить и апробировать в режиме эксперимента педагогическую систему совершенствования исполнительского мастерства на основе инновационных эргономических свойств клавиатур конструкции Кравцова.
5) разработать методические рекомендации, направленные на повышение исполнительского мастерства аккордеонистов на базе клавиатур конструкции Кравцова.
Объект исследования: художественно-педагогическая характеристика эргономических свойств различных конструкций клавиатуры аккордеона как основа исполнительского мастерства.
Предмет исследования: педагогические условия реализации эргономических свойств клавиатуры конструкции Кравцова в практике обучения музыкантов.
Гипотеза состоит в предположении о том, что позитивное влиянии на учебный процесс, упрощение обучения и усвоения недоступного аккордеонистам репертуара возможно за счет использования инновационной клавиатур конструкции Кравцова, расширяющей технологические и художественно-выразительные возможности музыкального инструмента.
Высокая эффективность результата обучения определяется: а) целенаправленной реализацией в исполнительской практике художественно-выразительных средств, обусловленных эргономическими свойствами данной клавиатуры; б) синтезом классических методов обучения исполнительскому мастерству на базе органно-фортепианной клавиатуры и инновационных педагогических приемов, опирающихся на эргономические свойства клавиатур Кравцова.
Теоретико-методологические основания исследования составил комплекс методологических подходов: системный, аксиологический, историко-культурологический, философско-антропологический, психолого-аналитический, индивидуально-личностный. Особое значение для формирования концепции исследования имели научные труды в области философии, культурологии, социологии, психологии, общей педагогики и педагогики искусств, искусствоведения, раскрывающие особенности
творческого становления личности в процессе художественно-эстетического образования и воспитания, а также условия адаптации и самоактуализации в современном пространстве культуры.
Определяющее значение имели научные работы: а) связанные с деятельностью человека, решающие индивидуальные особенности и свойства природных психофизических возможностей (A.B. Брушлинский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн); б) предполагающие решения конкретных музыкально-исполнительских проблем, в частности, связанных с аппликатурой, на основе логичной организации двигательно-технических операций музыканта-исполнителя, а также с ориентацией на стилевую специфику исполняемой музыки (А.Д. Алексеев, Л.А. Баренбойм, Г.М. Коган); в) раскрывающие необходимость соответствия выразительно-технических приемов и средств, применяемых музыкантами-исполнителями к художественно-образному содержанию произведений искусства различных видов, жанров и форм (К.Н. Игумнов, Н.И.Киященко; Е.А.Либерман, Г.Г.Нейгауз, С.Е.Фейнберг).
В ходе исследования были рассмотрены теоретико-методологические позиции, относящиеся к формированию творческой личности, реализации личностного потенциала в музыкальном образовании современных российских культурологов и педагогов-музыкантов: Э .Б. Абдуллина, Г .А Аванесовой, Л. Г. Арчажниковой, А. Ю. Гончарука, М. Б. Зацепиной, О. П. Козьменко, Т. С. Комаровой, Е. А. Левановой; А. В. Малинковской, Т. Г. Мариупольской, А. А. Мелик-Пашаева, А. В. Моздыкова, О. Г. Радыновой, Л.А.Рапацкой, Э. И. Сокольниковой, Н. Г. Тагильцевой, Г. М. Цыпина, А. И. Щербаковой.
Методы исследования: 1) теоретические: включающие в себя изучение специальной литературы, изучение и анализ широкого круга научных источников в области общей педагогики и педагогике в сфере музыкального искусства, эстетики, органологии, теории и методики обучения игре на музыкальном инструменте; 2) методы эмпирического уровня: педагогические наблюдения, опрос, беседа, анкетирование, тестирование, обучающий эксперимент, статистическая обработка результатов эксперимента, сравнение и обобщение педагогического и музыкально-исполнительского опыта.
Научная новизна исследования:
1) осуществлен анализ теоретико-методологических исследований педагогики и практики формирования и совершенствования исполнительской культуры музыкантов, позволивший определить теоретическую основу оптимизации структуры и дизайна органно-фортепианной клавиатуры;
2) рассмотрен комплекс музыкально-педагогических идей, взглядов и представлений, лежащих в основе понимания художественного замысла и технологии исполнения произведений, принадлежащих к различным художественно-стилевым формациям и направлениям в мировом музыкальном искусстве;
3) обоснована взаимосвязь педагогики обучения музыкантов с эргономическими свойствами музыкальных инструментов, открывающая возможности для совершенствования системы обучения игре на аккордеоне;
4) выявлены характерные особенности эргономических свойств органно-фортепианной конструкции клавиатур, определяющие художественно-технологические и репертуарные ресурсы и границы классической парадигмы исполнительства;
5) на основе анализа эргономики в историко-стилевом ракурсе рассмотрены основные периоды ее формирования, выявлены атрибутивные черты и свойства, присущие аппликатурным принципам различных периодов и художественных стилей;
6) сформирован универсальный психофизиологический компонент методики обучения игре на аккордеоне на основе анализа ключевых трудов H.A. Бернштейна, позволяющий решать конкретные учебные задачи педагогики исполнительства без ущерба для профессионального здоровья музыкантов-аккордеонистов и баянистов;
7) выявлены закономерности развития аппликатурных идей в музыкально-исполнительском искусстве, обусловленные усложнением и развитием инструментальной фактуры и расширением исполнительского репертуара.
Теоретическая значимость исследования определяется реализацией комплексного подхода к проблеме и переносом акцента с частных вопросов совершенствования технического исполнения и выражения художественного образа, традиционно освещаемых в большинстве научно-методических трудов, на фундаментальные проблемы музыкальной педагогики и культуры исполнительства. Это позволило:
1) обосновать эргономику как технологическую основу совершенствования музыкальной педагогики и исполнительской практики (включая оптимизацию педагогических решений, связанных с фразировкой, динамикой, артикуляцией);
2) сформулировать и ввести в научно-практический обиход понятия «эргономичная аппликатура», «эргономические свойства клавиатуры», «антропометрическая клавиатура», раскрывающие психофизиологическую основу совершенствования исполнительского мастерства и развития музыкальной педагогики;
3) выявить факторы, определяющие целесообразность применения выразительно-технических (эргономичных аппликатурных) приемов и способов игры в произведениях различных стилей и художественных направлений;
4) расширить представления об арсенале эргономичных приемов, использование которых оправдано в художественном и профессионально-техническом отношении в процессе исполнения сочинений современных композиторов;
5) изучить историко-теоретические и методические детерминанты, обуславливающие новые подходы к решению художественных и
профессионально-технических задач в работе с учащимися средних специальных и студентами высших специальных учебных заведений.
Материалы исследования позволяют обогатить теорию и методику педагогики исполнительства на аккордеоне современными прикладными знаниями в области психологии и физиологии, адаптированными с учетом потребностей практики музыкальной педагогики и исполнительского искусства.
Практическая значимость исследования:
1) разработаны и апробированы в режиме эксперимента: а) педагогическая система совершенствования исполнительского мастерства на основе инновационных эргономических свойств клавиатур конструкции Кравцова, расширяющая художественно-творческие и репертуарные возможности музыкантов; б) методика обучения игре на аккордеоне, учитывающая психофизиологию движений и современные методологические подходы в музыкальной педагогике;
2) разработаны методические рекомендации по повышению исполнительского мастерства аккордеонистов на базе клавиатур конструкции Кравцова, обеспечивающие достижение высоких результатов при решении аппликатурных проблем учащимися;
3) обоснована и апробирована в опытно-экспериментальной работе технология реализации эргономических свойств конкретных конструкций клавиатур Кравцова в процессе музыкального исполнительства;
4) обогащен фонд практических знаний и умений в области эргономики клавиатуры, способствующих освоению целесообразных и художественно оправданных пальцевых комбинаций;
5) доказана возможность совершенствования подготовки аккордеонистов в условиях образовательных учреждений, повышения результатов учебной мотивации учащихся, охраны их здоровья, ранней профессионализации, что обеспечит устойчивый контингент учащихся начальных и средних специальных учебных заведений, а также высокую профессиональную мотивированность и конкурентоспособность выпускников. Научно-теоретические и эмпирические результаты исследования позволяют внедрять методику начального обучения игре на аккордеоне на основе эргономичных аппликатур в музыкальных специальных учебных заведениях любого звена - школах, колледжах, лицеях в рамках предпрофессионального1 образования, вузах, для организации индивидуальных занятий. Разработанные теоретико-методические
1 Приказ Министерства культуры Российской федерации от 12 марта 2012 г. N 162 «Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Народные инструменты» и сроки обучения но этой программе».
положения и организационно-практические рекомендации обладают универсальными возможностями и могут послужить основой совершенствования учебного процесса по другим специальностям, в курсах органологии и методики обучения игре на аккордеоне, а также в преподавании таких дисциплин, как: «Специальный инструмент (баян, аккордеон)», «Изучение клавишных язычковых инструментов», «Специфика композиционного письма в сочинениях для народных инструментов». Намечены перспективы исследования эргономических свойств различных музыкальных инструментов применительно к подготовке музыкантов-исполнителей и к музыкальному образованию в целом.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Теоретико-методологические основания педагогики формирования и совершенствования исполнительской культуры музыкантов, которая трактуется как целенаправленный процессе передачи и освоения духовно-нравственных, ценностно-нормативных и технологический аспектов музыкальной культуры. Педагогическая концепция выстраивается с учетом психологии исполнительского творчества, психофизиологии движений, и закономерностей развития аппликатурных идей в музыкально-исполнительском искусстве, обусловленных усложнением и развитием инструментальной фактуры и расширением исполнительского репертуара.
2. Обоснование взаимосвязи педагогики обучения музыкантов с эргономическими свойствами музыкальных инструментов, на базе которых выстраивается система эргономичных приемов, целесообразных в художественном и профессионально-техническом отношении в процессе исполнения произведений современных композиторов.
3. Художественно-педагогическое и технологическое обоснование эргономических свойств клавиатуры конструкции Кравцова, позволяющих: а) унифицировать аппликатуры в различных тональностях и использовать для них идентичные топографии (в частности, топография размещения пальцев в мажорных аккордах остается неизменной в 9-ти тональностях, а привычные технические формулы могут быть исполнены при более удобном, с точки зрения анатомии кисти руки, положении пальцев); б) сохранить оригинальную авторскую или редакторскую аппликатуру при использовании произведений для клавишных инструментов с клавиатурой органно-фортепианного типа, а также сохранить аппликатуру при транспонировании в новую тональность; в) отказаться от практики переквалификации обучавшихся игре на органно-фортепианной клавиатуре аккордеонистов на новую для них баянную клавиатуру с целью расширения репертуара и технических возможностей испорлнительской культуры; г) упростить процесс обучения и ликвидировать «двойные стандарты» за счет расширения исполняемого аккордеонистами репертуара из числа произведений, написанных для фортепиано, органа и хроматических гармоник других конструкций (баяна, кнопочного аккордеона и др.); д) оптимизировать процессы подхода к нотации, аранжировке, транспонированию и исполнению пентатонической музыки, в частности — русской и китайской
традиционной (народной), классической (исторической) и современной композиторской; е) охватить широкий круг произведений в целом ряде гармоний без изменения аппликатуры, касается и традиционной музыки Южной Америки, музыки тюркских и финно-угорских народов России.
4. Педагогическая система совершенствования исполнительского мастерства на основе инновационных эргономических свойств клавиатуры конструкции Кравцова, расширяющая художественно-творческие и репертуарные возможности музыкантов и обеспечивающая высокую профессиональную мотивированность и конкурентоспособность выпускников начальных и средних специальных учебных заведений. Педагогическая система, включащая диалоговые формы коммуникации педагога с музыкантом и широкий репертуар практических знаний и умений по освоению целесообразных и художественно оправданных пальцевых комбинаций, выстраивается с учетом: современных методологических подходов в музыкальной педагогике; понимания психофизиологии движений, на базе которых разработаны инновационные эргономические ресурса клавиатуры.
Опытно-экспериментальная база и этапы исследования проводились с 2009 по 2012 год. Исследование осуществлялась на базе учебных заведений: кафедры народных музыкальных инструментов ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств» и СПбГБОУ «Санкт-Петербургский музыкальный лицей Комитета по культуре».
Первый констатирующий (поисковый) этапе (2009 - 2010 гг.) связан с изучением и анализом психолого-педагогической и научно-методической литературы, определялась программа и методические принципы и подходов к обучению, разработаны параметры и критерии педагогических наблюдений, сделан отбор инструментария и информационного материала и репертуара аккордеониста. Для эксперимента была проведена диагностика на базе СПбГБОУ «Санкт-Петербургский музыкальный лицей Комитета по культуре».
На втором, формирующем (основном) этапе (2010 - 2011 гг.) проводилась опытно-экспериментальная работа с педагогами и учащимися СПбГБОУ «Санкт-Петербургский музыкальный лицей Комитета по культуре» (6 учащихся по классу аккордеона в возрасте от 6 до 15 лет, срок обучения 1-9 лет, время участия в эксперименте от 6 до 9 месяцев), и студентами 3-5 курса ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств», Кафедра народных музыкальных инструментов, класс аккордеона (4 человека, время участия в эксперименте от 3 до 9 месяцев). Для каждой группы обучения был создан специальный комплекс заданий, осуществлен сравнительный срез, подведены итоги и сформулированы выводы проведенного исследования.
Третий, заключительный (контролирующий) этап (2011 - 2012 г.) включал контрольную проверку и подтверждение эффективности применения на занятиях предложенной методики со всеми участниками
образовательного процесса. На основании формирующего и заключительного этапов был проведен сравнительный анализ, подведен итог и сформулированы выводы проведенного эксперимента
Достоверность результатов исследования обеспечена методологическими подходами, его спецификой, целям и задачам; использованием широкого круга методической и научной литературы, связанной с проблематикой, послужившей фундаментом для теоретических положений; применением комплекса методов, соответствующих объекту, предмету и логике работы; оптимизацией сочетания теоретического и эмпирического аспектов исследования; апробацией и внедрением в практику полученных результатов.
Апробация исследования. Материалы исследования обсуждались и были рекомендованы к защите на заседании кафедры народных музыкальных инструментов СПбГУКИ и в СПб ГБОУ «Санкт-Петербургский музыкальный лицей Комитета по культуре»; в ходе выступлений на научно-практических конференциях (2010 - 2012 гг.); в ходе проведения опытно-экспериментальной работы в СПбГУКИ; посредством публикации статей и материалов по теме исследования.
Материалы исследования могут быть использованы для обучения и самообучения аккордеонистов любого уровня базовой подготовки, демонстрирующих заинтересованность педагогическими инновациями, обеспокоенность состоянием профессионального здоровья, потребность в совершенствовании исполнительского мастерства, достижении индивидуального стиля.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, содержащего 216 наименований, 8 иллюстративно-текстовых приложений. Общий объем диссертации составляет 185 страниц.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается актуальность темы исследования, дается характеристика ее разработанности, формулируется цель, задачи, объект и предмет исследования, излагается гипотеза и положения, выносимые на защиту. Введение также включает характеристику исследования с точки зрения научной новизны, теоретическую и практическую значимость полученных результатов.
В первой главе «Эргономические аспекты эволюции конструкций клавиатуры» рассматриваются эргономические аспекты органологии и эволюция клавиатурных систем вообще и баянной и аккордеонной клавиатур в частности с точки зрения их эргономических свойств.
Параграф 1.1. «Теоретические основы эргономики». В последнее время эргономика отходит от классического определения и перестает быть напрямую связанной только с производственной деятельностью.
Эргономика изучает действия человека в процессе работы, скорость освоения им новой техники, затраты его энергии, производительность и интенсивность при конкретных видах деятельности. При изучении и создании эффективных управляемых человеком систем, в эргономике используется комплексный подход. Для оптимизации управляемых систем эргономика использует результаты исследований в психологии, физиологии (особенно нейрофизиологии), гигиены и безопасности труда, социологии, культурологии и многих технических, инженерных и информационных дисциплинах. В настоящее время открытия эргономики используются не только на производстве, но также в быту, в спорте и в искусстве.
Параграф 1.2. «Эргономика музыкальных инструментов». В базовой теории эргономика понимается как наука о приспособлении рабочих мест, предметов и объектов труда для наиболее безопасного и эффективного труда работника, исходя из физических и психических особенностей человеческого организма. Концептуализация субъект-объектных отношений производится в поле понятий «человек-машина» и «машина-человек», что совершенно лишает возможности исследовать в феноменологическом русле проблемы эргономики, как комплексного объекта. Однако, если обратиться к истории науки о взаимодействии человека и механизма, то открываются неожиданно интересные страницы не только механики, но и искусствознания, антропологии, психологин и философии.
Для большей ясности понимания эргономической парадигмы представляется разумным обратиться к истории вопроса и рассмотреть эргономические свойства различных конструкций хроматических клавиатур.
Параграф 1.3. «Клавиатура - инструмент звукообразования и звуконзвлечения». Среди существующих клавиатур для клавишных инструментов органно-фортепианная является самой распространенной. С ее становлением связан огромный исторический период в мировой музыкальной культуре. В то же время проблема усовершенствования органно-фортепианной клавиатуры всегда привлекала внимание. Достаточно вспомнить клавиатуру современного рояля и сравнить ее с четвертитоновой клавиатурой рояля конструкции Одоевского, или с клавиатурой энгармониума Танака, созданного в научно-исследовательских целях, или даже с «революционной» системой Пауля Янко. Изменения клавиатур, произошедшие в ходе музыкально-исторической эволюции, были тесно связаны с непрерывным процессом усовершенствования самих инструментов и развития культуры игры на них.
Параграф 1.4. «Эргономическая история развития конструкций клавиатур хроматических гармоник». Возникновение и широкое распространение во второй половине XIX века гармоник различных конструкций и различного строя, в том числе и хроматических, не привело к возникновению принципиально новых конструкций клавиатур (за исключением клавиатуры Банда), так как технически механика клавиш (кнопок) гармоники воспроизводила механику органных клавиш, имевших к тому моменту уже почти тысячелетнюю историю. Единственным серьезным
отличием клавиатур гармоник от клавишных инструментов других конструкций являлось стремление к максимальной компактности. Общим конструктивным признаком кнопочных хроматических клавиатур является размещение клавиш-кнопок 12-ти хроматических тонов в последовательности малой терции по каждому из трех основных рядов. Подчеркнем, что не только в России, но и в других странах период поиска жизнеспособного клавиатурного устройства гармоник, его апробации и проверки отмечен бытованием многочисленных разновидностей (систем) кнопочных клавиатур. Однако к настоящему времени в мировой концертной практике их используется гораздо меньше.
С созданием кнопочных хроматических клавиатур, а также применением в гармониках органно-фортепианной клавиатуры к концу XIX столетия закончился важный этап формирования музыкально-акустических свойств инструмента, ознаменовавшихся переходом от диатонического строя к хроматическому.
Вторая глава «Эргономические свойства клавиатур в связи с физиологией и нейрофизиологией» посвящена исследованию физиологических и нейрофизиологических оснований эргономики клавиатур.
Параграф 2.1. «Эргономические свойства конструкций клавиатур». Органо-фортепианная клавиатура, позже (в сер. XIX в.) заимствованная для хроматических гармоник, имеет более глубокую исполнительскую и педагогическую традицию, вследствие чего проблемы профессионального здоровья музыкантов, играющих на клавишных инструментах, ранее всего были отмечены пианистами — музыкантами и педагогами. В конце XIX века болезни рук у пианистов стали настолько частым явлением, что это заставило некоторых музыкантов практически пересмотреть основы методики преподавания. Представители анатомо-физиологического направления (Э. Бах, Р. Брейтгаупт, Л. Депне) первыми сделали попытку обосновать теорию игры на фортепиано, основываясь на данных анатомии и физиологии. Естественно, что скромный уровень науки того времени не позволял полностью осветить все проблемы, связанные с игрой на фортепиано. Были попытки подменить существующую теорию обучения игре подробным перечислением анатомического строения рук или психофизиологических процессов, протекающих в организме человека. Вместе с тем, очевидно, что никакое, пусть даже самое точное и доскональное знание строения рук, названий мышц, сухожилий, костей и тому подобное или психофизиологических процессов не заменит умения в необходимой мере подчинить все это целям воспитания и подготовки музыканта. Ведь самые подробные знания каких бы то ни было правил не делают человека опытнее - эти правила нужно еще уметь применить.
Параграф 2.2. «Физиологические и нейрофизиологические аспекты эргономики органо-фортепианной клавиатуры». Рассматриваемые аспекты, связаны с большим числом различных затруднений в работе рук и профессиональных заболеваний. Проблемой научного обоснования работы двигательного аппарата вынуждены были
заниматься и врачи, и физиологи, и музыканты. Большой вклад в научное обоснование игровых движений внес немецкий врач, исследователь в области физиологии движения рук музыкантов Ф. А. Штейнгаузен (18591910 гг.). Он определил, что движение рук есть, прежде всего, психический процесс, то есть работа центральной нервной системы. Он также отмечал, что если артисты и владеют настоящей техникой, они все-таки не в состоянии передавать свою технику молодому поколению, что методов преподавания почти столько же, сколько пианистов, и ни один из этих методов не смог до сих пор добиться всеобщего признания. Одним из наиболее важных положений Штейнгаузена является то, что он определил основу развития техники — ощущения.
Параграф 2.3. «Эргономические свойства клавиатуры конструкции Кравцова». Клавиатура конструкции Кравцова аккумулирует основные положительные черты эргономики клавиатур баяна и аккордеона. В то же время клавиатура конструкции Кравцова микширует самые существенные для исполнителя отрицательные черты названных клавиатур. Кроме того, ранее труднопреодолимые сложности в исполнительских приемах становятся неизбежно малыми, появляются существенные дополнительные опции клавиатуры конструкции Кравцова. Это небольшие габариты инструмента при полном звукоряде, физически небольшие октавные и более расстояния, что делает полноценный «взрослый» инструмент применимым для обучения детей и подростков. Появляется свобода в управлении своим аппаратом, и, как следствие этого, мозг исполнителя начинает активно работать.
В третьей главе «Динамика процесса освоения эргономических свойств клавиатур конструкции Кравцова в практике обучения в ходе проведения педагогического эксперимента (опытно-экспериментальное исследование)» анализируются данные по использованию различных систем клавиатур в практике обучения аккордеонистов и в исполнительстве.
Параграф 3.1. «Констатирующий этап эксперимента, (характеристика участников, отобранных для формирующего этапа эксперимента)». Эксперимент проходил в СПб ГБОУ «Санкт-Петербургский музыкальный лицей Комитета по культуре», в нем принимало участие шесть учеников. Дана характеристика участников, отобранных для формирующего этапа эксперимента. Определена цель и сформулированы ведущие задачи этапа: выявлены имеющиеся навыки исполнения на органно-фортепианной клавиатуре аккордеона; обусловлен репертуар участников эксперимента. В двух заданиях сформулированы результаты эргономических свойств органно-фортепианной клавиатуры, обеспечивающие оптимальные условия для стандартной аппликатуры в процессе игры на инструменте. Подведены итоги возрастного уровня развития участников эксперимента, подготовки исполнения на аккордеоне каждым учащимся и владением навыками и умениями выученной программы.
Параграф 3.2. «Реализация эргономических свойств клавиатуры конструкции Кравцова в практике обучения (формирующий этап)».
Обучение проходило на базе «Санкт-Петербургского музыкального лицея Комитета по культуре». Описывается формирующий (основной) этап эксперимента, в котором приняли участие шесть учащихся - в задании № 3, в задании № 4 - четыре ученика из «Санкт-Петербургского музыкального лицея Комитета по культуре» и два студента кафедры народных музыкальных инструментов СПбГУКИ (класс аккордеона). Целью этапа было выявление эргономических свойств клавиатуры конструкции Кравцова в практике обучения. Ведущими задачами были следующие:
• сравнить результаты обучения констатирующего и формирующего этапа. Учащиеся играли на инструментах с различными клавиатурами (констатирующий - органно-фортепианной; формирующий - клавиатуры конструкции Кравцова);
• показать динамику ассимиляции к различным клавиатурам согласно возрастному цензу;
• выявить преимущества конструкции клавиатуры Кравцова по отношению к органно-фортепианной.
В ходе формирующего этапа были апробированы эргономические клавиатуры:
• унификация аппликатур в различных тональностях;
• унификация аппликатур при исполнении одного сочинения на двух клавиатурах — органно-фортепианной и клавиатуре конструкции Кравцова.
Параграф 3.3. Внедрение аппликатур и топографии размещения пальцев на клавиатуре конструкции Кравцова в практику обучения (заключительный, контролирующий этап и сравнительный срез эксперимента). Заключительный этап эксперимента проходил при участии всех участников эксперимента: 1-3 групп школьников; группы студентов (4 человека) и 2 педагогов. Задачей этапа являлась проверка эффективности разработанной методики по использованию клавиатуры конструкции Кравцова в практике обучения. В процессе работы была внедрена унифицированная аппликатура и топография размещения пальцев на клавиатуре конструкции Кравцова в учебной практике. Предложенные контрольные задания продемонстрировали качественный уровень преимуществ клавиатуры конструкции Кравцова в учебной практике. Клавиатура конструкции Кравцова позволяет:
• исполнять аккорды и их голоса в штрихе легато;
• расширить типы фактур с широко разнесенными голосами;
• использовать различные виды глиссандо;
• обогатить репертуар учащихся, что особенно перспективно для учащихся в старших классах.
В результате эксперимента был осуществлен сравнительный срез динамики освоения эргономических свойств клавиатуры конструкции Кравцова в процессе контролирующего этапа эксперимента.
В Заключении подтверждается правомерность выдвинутой гипотезы, достижения цели и способов решения поставленных задач, подводятся общие итоги исследования:
• охарактеризована специфика эргономических свойств клавиатуры аккордеона и реализация в практике обучения;
• сформулированы педагогические условия, способствующие интенсификации приспособления ученика к инструменту и адаптация, удобство конструкции инструмента для обучающегося;
• практически апробирована и реализована в ходе педагогического эксперимента авторская методика приспособления учащихся к инструменту с клавиатурой конструкции Кравцова;
• результаты проведенного эксперимента доказали состоятельность основных принципов предложенной методики по приспособлению к инструменту, подтвердили преимущества клавиатуры конструкции Кравцова.
На основании полученных результатов представленного исследования сделаны следующие выводы:
1. система эргономических свойств клавиатуры конструкции Кравцова позволяет:
• не переучивать аккордеонистов, обучавшихся игре на органно-фортепианной клавиатуре, с целью расширения репертуара и технических возможностей на новую для них баянную клавиатуру, а лишь «доучивать» их в русле профессионального обучения;
• унифицировать аппликатуры в различных тональностях и использовать для них идентичные топографии, в частности — топография размещения пальцев в мажорных аккордах остается неизменной в 9-ти тональностях, а привычные технические формулы могут быть исполнены при более удобном, с точки зрения анатомии кисти руки, положении пальцев;
• сохранить оригинальную авторскую или редакторскую аппликатуру при использовании произведений для клавишных инструментов с клавиатурой органно-фортепианного типа, а также сохранить аппликатуру при транспонировании в новую тональность;
• упростить процесс обучения и ликвидировать двойные стандарты за счет расширения исполняемого аккордеонистами репертуара из числа произведений, написанных для фортепиано, органа и хроматических гармоник других конструкций (баяна, кнопочного аккордеона и др.);
• оптимизировать процессы подхода к нотации, аранжировке, транспонированию и исполнению пентатонической музыки, в частности — русской и китайской традиционной (народной), классической (исторической) и современной композиторской.
2. клавиатура конструкции Кравцова расширяет репертуар учащихся и дает возможность использовать различные виды глиссандо;
3. расширяет круг фактур с широко разнесенными голосами;
4. унифицирует аппликатуры и топографию в позициях аккордов;
5. облегчает исполнение аккордов и их голосов в штрихе легато. Возможности эргономических свойств клавиатуры конструкции Кравцова подлежат изучению и классификации, однако это не входило в ракурс
рассмотрения предложенного опытно-экспериментального исследования, а только подтвердило его основные положения.
Обогащению современного репертуара и созданию художественно-творческой атмосферы на занятиях в значительной мере может способствовать издание в последние годы новых сборников этюдов и произведений для аккордеона.
Суждение о положительном влиянии на обучение благодаря упрощению процесса игры и соответственно быстроты освоения учащимися ранее недоступного аккордеонистам репертуара за счет использования в процессе обучения модернизированной клавиатуры аккордеона (клавиатуры конструкции Кравцова) получило практическое и теоретическое подтверждение. Лежащшие в его основе положения, такие, как существование ряда новых в исполнительской практике эргономических свойств данной клавиатуры и ее связь с органно-фортепианной исполнительской и педагогической традицией, получили развитие и послужили основой методических рекомендаций.
В процессе обучения на органно-фортепианной клавиатуре у учащихся часто возникают проблемы в приспособлении аппликатуры в том или ином, даже не всегда сложном произведении. Эти проблемы, отмеченные в формирующем этапе эксперимента, требуют вмешательства педагога или консультанта, чтобы предложить ученику варианты аппликатур при проигрывании произведения в новых тональностях. В процессе освоения инструмента с клавиатурой конструкции Кравцова вмешательство педагога не обязательно, так как ученик сам решает свои проблемы, а точнее их просто нет, так как выученная однажды аппликатура дает возможность пользоваться ею в любой тональности. Таким образом, у учащегося появляется больше времени на самостоятельную работу и возможность творческого роста. Педагог освобождается от непрестанного контроля ученика в процессе выучивания репертуара, а его функции в проблемах творческой работы возрастают.
Основные публикации автора по теме диссертационного исследования
Статьи, опубликованные в журналах, рекомендованных ВАК Минобразования и науки РФ:
1. Цзо Цянь. Эргономические основы различных конструкций клавиатур музыкальных инструментов. Современные исследования социальных проблем [Электронный ресурс] / Цянь Цзо // Современные исследования социальных проблем. — 2012. — № 10 — Электрон, журн. -Режим доступа: http://sisp.nkras.ru/e-ru/issues/2012/10/tszo.pdf. — Загл. с экрана. (0,5 п.л.)
Другие публикации, отражающие содержание диссертации:
2. Цзо Цянь. Современные интерпретации китайской народной и классической музыки / Цянь Цзо // Путь Востока. Общество, религия,
политика: материалы XV междунар. конф., (СПбГУ 11-14 марта 2012 г.). — Санкт-Петербург : Изд. СПбГУ, 2012. - С. 180-185. (0,3 пл.)
3. Цзо Цянь Клавиатура Кравцова как фактор улучшения эргономических условий обучения/ Цянь Цзо // Современное музыкальное образование - 2012: Материалы XI Международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург: Россия, 2012. - С.147 -149. (0,3 пл.)
4. Цзо Цянь. Проблемы антропометрии и эргономики музыкального инструмента (звукового орудия) [Электронный ресурс] / Цянь Цзо // Открытый текст. - Электрон, дан. - [Санкт-Петербург], 2012. - Режим доступа: http://www.opentextnn.rn/museum/museum_of_anthropology/7icN4642.-Загл. с экрана. (0,25 пл.)
5. Цзо Цянь К проблеме исторической эргономики музыкального инструмента [Электронный ресурс] / Цянь Цзо // Открытый текст. -Электрон. дан. - [Санкт-Петербург], 2012. — Режим доступа: http://www.opentextnn.ru/museum/museum_of_anthropology//?id=4670.-3ani. с экрана. (0,25 пл.)
6. Цзо Цянь. О художественно-выразительных возможностях аккордеона с выборной клавиатурой органно-фортепианного типа / Цянь Цзо, Д.А. Нестеренко // Приношение кафедре народных инструментов : сб. ст. / М-во культуры РФ, С.-Петерб. гос. ун-т культуры и искусств, фак. искусств, каф. нар. инструментов ; ред., сост., авт. вступ. ст. Г.И. Андрюшенков, H.A. Кравцов. - Санкт-Петербург, 2013. - С. 130-138. (0,45 п.л.)
Подписано в печать 27.11.2013г. Формат 60x84/16 У.п.л. 1,18 Уч.-изд.л 1,18 . Тир. ЮОэкз. Отпечатано в типографии ООО «Турусел» 197376, Санкт-Петербург, ул. Профессора Попова д.38. toroussel@mail.ru Зак. № 13519 от 27.11.2013г.
Текст диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Цзо Цянь, Санкт-Петербург
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБАЗОВАНИЯ «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ»
На правах рукописи
0^201453990
Цзо Цянь
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОГО И ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ИННОВАЦИОННЫХ ЭРГОНОМИЧЕСКИХ СВОЙСТВ АККОРДЕОННЫХ КЛАВИАТУР
Специальность 13.00.02 - теория и методика обучения и воспитания
(музыка)
Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
Научный руководитель: кандидат искусствоведения профессор Кравцов Н.А.
Санкт-Петербург 2013
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ_
ГЛАВА 1. ЭРГОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭВОЛЮЦИИ КОНСТРУКЦИЙ КЛАВИАТУРЫ_17
1.1. Теоретические основы эргономики_17
1.2. Эргономика музыкальных инструментов_18
1.3. Клавиатура - инструмент звукообразования и звукоизвлечения_21
1.4. Эргономическая история развития конструкций
клавиатур хроматических гармоник_33
ГЛАВА 2. ЭРГОНОМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА КЛАВИАТУР В СВЯЗИ С ФИЗИОЛОГИЕЙ И НЕЙРОФИЗИОЛОГИЕЙ_57
2.1. Эргономические свойства конструкций клавиатур_58
2.2. Физиологические и нейрофизиологические аспекты
эргономики органно-фортепианной клавиатуры_63
2.3. Эргономические свойства клавиатуры конструкции Кравцова_75
ГЛАВА 3. ДИНАМИКА ПРОЦЕССА ОСВОЕНИЯ ЭРГОНОМИЧЕСКИХ СВОЙСТВ КЛАВИАТУР КОНСТРУКЦИИ КРАВЦОВА В ПРАКТИКЕ ОБУЧЕНИЯ
В ХОДЕ ПРОВЕДЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА (опытно-экспериментальное исследование)_102
3.1. Констатирующий этап эксперимента (характеристика
участников, отобранных для формирующего этапа эксперимента)_102
3.2. Реализация эргономических свойств клавиатуры конструкции Кравцова в практике обучения(формирующий этап)_109
3.3. Внедрение аппликатур и топографии размещения пальцев на клавиатуре конструкции Кравцова в практику обучения (заключительный
контролирующий этап и сравнительный срез эксперимента)_116
ЗАКЛЮЧЕНИЕ_125
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ_131
ПРИЛОЖЕНИЯ 149
ВВЕДЕНИЕ
Постановка проблемы исследования. Музыкальное искусство как важнейшая форма духовного производства во все времена выступало эффективным средством не только художественно-эстетического воспитания, но и духовно-нравственного развития личности. Неотъемлемым элементом музыкальной культуры общества и условием ее развития является профессиональное музыкальное образование, от качества которого в значительной степени зависит мера реализации человекотворческого потенциала музыки. Популярность музыкального искусства, его массовый характер, широкий деятельно-творческий спектр накладывают особую ответственность на систему подготовки высококвалифицированных специалистов, способных отвечать запросам времени и наполнять учебно-воспитательный процесс глубоким художественным содержанием. Поэтому реформирование образования становится объективной необходимостью, социально-культурным заказом общества.
Актуальность исследования. В структуре жанров музыкального искусства важное место занимает инструментальное исполнительство. В семье музыкальных инструментов достойно представлен аккордеон. Культура игры на аккордеоне ярко проявляется и в академической, и фольклорной, и эстрадно-джазовой традициях. Потребность в кадрах, способных эффективно осуществлять педагогическую деятельность, владеющих мастерством игры на аккордеоне, сегодня велика.
Важным технологическим элементом конструкции аккордеона является клавиатура, которая во многом определяет как художественно-творческий потенциал, так и технические возможности обучающихся исполнителей. Использование органно-фортепианной клавиатуры в конструкции хроматической гармоники привело к созданию современного аккордеона, который распространился на всех уровнях музыкальной культуры по странам мирового сообщества.
Повышение исполнительского уровня аккордеонистов требует постоянного внимания со стороны всех участников художественно-педагогического процесса. В настоящее время исполнительская практика в значительной степени опережает его теоретическое осмысление. Педагогический процесс в музыкально-образовательных учреждениях нуждается в методическом обеспечении, направленном на эффективное развитие исполнительского мастерства обучающихся аккордеонистов.
Степень научной разработанности темы. Художественно-творческое становление человека, его профессионально-исполнительская культура находятся в поле пристального внимания ученых различных областей знания. Философское осмысление культурно-творческого развития личности получило еще в древности, в трудах Аристотеля, Платона, Сократа, Конфуция, И. Канта, Г.Ф. Гегеля.
Культурологические аспекты профессиональной исполнительской культуры специалиста рассматриваются в исследованиях С.С. Аверинцева, М.А. Ариарского, А.И. Арнольдова, В.А. Волобуева, JI.C. Зориловой, С.Н. Иконниковой.
В сфере психолого-педагогической изучали такие ученые, как М.М. Бахтин, JI.C. Выготский, Л.В. Занков, Л.С. Зорилова, Э.В. Ильенков, В.Г. Кузнецов, А.Н. Леонтьев, Я.А. Пономарев, Б.М. Теплов.
В настоящее время разрабатываются вопросы, раскрывающие аспекты педагогической культуры. Они получили отражение в трудах ведущих педагогов прошлого и современности - К.Д. Ушинского, A.C. Макаренко, В.А. Сухомлинского, Ю.П. Азарова, Ю.К. Бабанского, Л.С.Жарковой, А.Г. Казаковой, В.А. Кан-Калика, В.А. Сластенина.
Важными, связанными с повышением исполнительского мастерства в области общего и профессионального музыкального образования являются работы: Э.Б. Абдуллин, Ю.Б. Алиев, O.A. Апраксина, Л.Г. Арчажникова, Л.А. Безбородова, В.И. Петрушин, В.Г. Ражников, Г.М. Цыпин.
В области педагогики и психологии музыкального образования основополагающее значение приобретают труды, в которых рассматриваются
вопросы обучения исполнителей, формирования личностных качеств музыкантов (JI.A. Баренбойм, JLJL Бочкарев, A.JL Готсдинер, J1.C. Майковская, Г.Г. Нейгауз, С.И. Савшинский, С.Е. Фейнберг, О.Ф. Шульпяков, А.И. Щербакова, А.П. Щапов).
В области музыкального исполнительства и педагогики важны работы М.О. Берлянчика, А.Б. Гольденвейзера, М.А. Готсдинера, В.Ю. Григорьева, Э. Кунина, К. Мостраса, О.Ф. Шульпякова, И.М. Ямпольского, Ю.И. Янкелевича.
Совершенствование теоретико-методического компонента
образовательного процесса в сфере обучения игре на аккордеоне выдвигали: Р.Н. Бажилин, O.A. Блох, П.И. Говорушко, H.A. Кравцов, Ф.Р. Липе, A.M. Мирек, А.И. Полетаев, Н.И.Ризоль, В.А.Семенов, Ю.Г.Ястребов. Ими разработаны и предложены авторские методики обучения, в той или иной мере способствующие улучшению ситуации в системе подготовки обучающихся аккордеонистов.
Интеллектуализация процесса приобретения умений и навыков на основе когнитивного подхода — разработана в музыкальной педагогике И.Ф. Пушечниковым в конце 1970-х гг., К.А. Квашниным в начале 1990-х гг. Они опирались, на принципы когнитивного подхода при разработке методических рекомендаций по обучению музыкантов-исполнителей различных специализаций.
Современная органно-фортепианная клавиатура, применяемая в аккордеонной исполнительской практике, помимо достоинств обладает рядом существенных недостатков. Относительно ограниченный диапазон клавиатуры правой руки, различный по высоте уровень белых и черных клавиш, их площадь и громоздкость существенно затрудняют техническое развитие аккордеонистов, делают невозможным исполнение многих классических сочинений (отечественных и зарубежных), оригинальных произведений для баяна, сдерживают расширение репертуара для этого инструмента.
Выборная клавиатуры левой руки в значительной степени отличается от органно-фортепианной клавиатуры правой руки, представляя, аналог -баянной. Решение художественно-образных и технологических задач в
различных топографических условиях трех клавиатур (готовой, выборной /левая рука/ и органно-фортепианной /правая рука/) создают дополнительные исполнительские трудности, часто сводят на нет все усилия аккордеонистов по освоению разнообразного учебного и концертного репертуара. Изложенная ситуация обусловила огромное различие в репертуаре, возникновение двойных стандартов в системе образования баянистов и аккордеонистов, ухудшение общего самочувствия последних из-за постоянно возрастающих физических, психических, моральных нагрузок; распространение профессиональных заболеваний у концертирующих музыкантов. Как следствие перечисленного -низкий уровень обучения, уход из профессии, опустошенность, безысходность, деградация исполнителей.
Сегодня обостряются противоречиями в рамках развития исполнительского мастерства аккордеонистов между существующими подходами к организации учебно-воспитательной работы и ее педагогическим обеспечением, между исполнительскими возможностями обучающихся аккордеонистов и процессом их реализации. Поиск новых педагогических технологий, методов, средств обучения, позволяет эффективно осуществлять подготовку аккордеонистов высокого исполнительского уровня. Однако в музыкально-педагогической теории и практике не исследованы комплексные решения выявленных проблем, которые сочетали бы в своей основе идеи здоровьесбережения, ранней профессионализации, интеллектуализации учебного процесса. Процесс приспособления к инструменту, совершенствование исполнительского мастерства обучающихся не получил научного обоснования. В свою очередь, в научных работах подчеркивается важность проблемы, указывается на необходимость ее изучения, однако не предлагаются пути решения. Природа конструкции инструмента аккордеона, его изначальной технологической базы при всех существующих музыкально-педагогических подходах, остается неизменной, сужается спектр реализации учебных, художественно-творческих задач. Анализ литературы приводит к выводу о том, что изучение эргономических свойств клавиатуры аккордеона и их реализация в практике обучения разработана недостаточно.
Обозначенное противоречие между объективными потребностями практики современного процесса обучения игре на аккордеоне — с одной стороны и недостаточной степенью теоретического осмысления и разработанности данного направления - с другой, позволило сформулировать проблему исследования, которая заключается в характеристике исполнительских возможностей нового типа клавиатуры аккордеона и обосновании условий их реализации в практике обучения исполнительскому мастерству.
Целью исследования является теоретико-методическое обоснование художественно-педагогической концепции и технологии обучения музыкантов, основанных на эргономических свойствах аккордеонных клавиатур конструкции Кравцова.
Для достижения оставленной цели предполагается решить следующие теоретические и практические задачи:
1) осуществить анализ теоретико-методологических исследований педагогики и практики формирования и совершенствования исполнительской культуры музыкантов;
2) обосновать взаимосвязь педагогики обучения музыкантов с эргономическими свойствами музыкальных инструментов;
3) рассмотреть характерные черты эргономических свойств органно-фортепианной конструкции клавиатур хроматических гармоник (аккордеона, баяна);
4) определить и апробировать в режиме эксперимента педагогическую систему совершенствования исполнительского мастерства на основе инновационных эргономических свойств клавиатур конструкции Кравцова;
5) разработать методические рекомендации, направленные на повышение исполнительского мастерства аккордеонистов на базе клавиатур конструкции Кравцова.
Объект исследования: художественно-педагогическая характеристика эргономических свойств различных конструкций клавиатуры аккордеона как основа исполнительского мастерства.
Предмет исследования: педагогические условия реализации эргономических свойств клавиатуры конструкции Кравцова в практике обучения музыкантов.
Гипотеза состоит в предположении о том, что позитивное влиянии на учебный процесс, упрощение обучения и усвоения недоступного аккордеонистам репертуара возможно за счет использования инновационной клавиатур конструкции Кравцова, расширяющей технологические и художественно-выразительные возможности музыкального инструмента.
Высокая эффективность результата обучения определяется: а) целенаправленной реализацией в исполнительской практике художественно-выразительных средств, обусловленных эргономическими свойствами данной клавиатуры; б) синтезом классических методов обучения исполнительскому мастерству на базе органно-фортепианной клавиатуры и инновационных педагогических приемов, опирающихся на эргономические свойства клавиатур Кравцова.
Теоретико-методологические основания исследования составил комплекс методологических подходов: системный, аксиологический, историко-культурологический, философско-антропологический, психолого-
аналитический, индивидуально-личностный. Особое значение для формирования концепции исследования имели научные труды в области философии, культурологии, социологии, психологии, общей педагогики и педагогики искусств, искусствоведения, раскрывающие особенности творческого становления личности в процессе художественно-эстетического образования и воспитания, а также условия адаптации и самоактуализации в современном пространстве культуры.
Определяющее значение имели научные работы: а) связанные с деятельностью человека, решающие индивидуальные особенности и свойства природных психофизических возможностей (A.B. Брушлинский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн); б) предполагающие решения конкретных музыкально-исполнительских проблем, в частности, связанных с аппликатурой, на основе логичной организации двигательно-технических операций
музыканта-исполнителя, а также с ориентацией на стилевую специфику исполняемой музыки (А.Д. Алексеев, Л.А. Баренбойм, Г.М. Коган); в) раскрывающие необходимость соответствия выразительно-технических приемов и средств, применяемых музыкантами-исполнителями к художественно-образному содержанию произведений искусства различных видов, жанров и форм (К.Н. Игумнов, Н.И.Киященко; Е.А.Либерман, Г.Г.Нейгауз, С.Е.Фейнберг).
В ходе исследования были рассмотрены теоретико-методологические позиции, относящиеся к формированию творческой личности, реализации личностного потенциала в музыкальном образовании современных российских культурологов и педагогов-музыкантов: Э .Б. Абдуллина, Г .А Аванесовой, Л. Г. Арчажниковой, А. Ю. Гончарука, М. Б. Зацепиной, О. П. Козьменко, Т. С. Комаровой, Е. А. Левановой; А. В. Малинковской, Т. Г. Мариупольской, А. А. Мелик-Пашаева, А. В. Моздыкова, О. Г. Радыновой, Л.А.Рапацкой, Э. И. Сокольниковой, Н. Г. Тагильцевой, Г. М. Цыпина, А. И. Щербаковой.
Методы исследования: 1) теоретические: включающие в себя изучение специальной литературы, изучение и анализ широкого круга научных источников в области общей педагогики и педагогике в сфере музыкального искусства, эстетики, органологии, теории и методики обучения игре на музыкальном инструменте; 2) методы эмпирического уровня: педагогические наблюдения, опрос, беседа, анкетирование, тестирование, обучающий эксперимент, статистическая обработка результатов эксперимента, сравнение и обобщение педагогического и музыкально-исполнительского опыта.
Научная новизна исследования:
1) осуществлен анализ теоретико-методологических исследований педагогики и практики формирования и совершенствования исполнительской культуры музыкантов, позволивший определить теоретическую основу оптимизации структуры и дизайна органно-фортепианной клавиатуры;
2) рассмотрен комплекс музыкально-педагогических идей, взглядов и представлений, лежащих в основе понимания художественного замысла и технологии исполнения произведений, принадлежащих к различным
художественно-стилевым формациям и направлениям в мировом музыкальном искусстве;
3) обоснована взаимосвязь педагогики обучения музыкантов с эргономическими свойствами музыкальных инструментов, открывающая возможности для совершенствования системы обучения игре на аккордеоне;
4) выявлены характерные особенности эргономических свойств органно-фортепианной конструкции клавиатур, определяющие художественно-технологические и репертуарные ресурсы и границы классической парадигмы исполнительства;
5) на основе анализа эргономики в историко-стилевом ракурсе рассмотрены основные периоды ее формирования, выявлены атрибутивные черты и свойства, присущие аппликатурным принципам различных периодов и художественных стилей;
6) сформирован универсальный психофизиологический компонент методики обучения игре на аккордеоне на основе анализа ключевых трудов Н.А. Бернштейна, позволяющий решать конкретные учебн