автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Влияние личности учителя -словесника на формирование и развитие интереса учащихся к литературе как к учебному предмету
- Автор научной работы
- Кириллова, Лариса Ивановна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Ленинград
- Год защиты
- 1984
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.02
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Кириллова, Лариса Ивановна, 1984 год
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. РОЛЬ ЭШЦИЙ И ЧУВСТВ В ПРЕПОДАВАНИИ ЛИТЕРАТУРЫ
1.1. Роль чувств в духовной жизни человека
1.2. Роль школьного курса литературы в развитии у школьников моральных,эстетических и практических чувств
1.3. Отношение учащихся к литературе как учебному предмету /в связи с личностью словесника/
1.4. Личность учителя литературы как фактор развития интереса школьников к предмету в историческом и современном аспектах
ВЫВОДЫ К I ГЛАВЕ
ГЛАВА П. ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ СЛОВЕСНИКА,
ВЛИЯЮЩИЕ НА РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА К ЛИТЕРАТУРЕ. КОЛЛЕКТИВНЫЙ ПОРТРЕТ СЛОВЕСНИКА
П.1. Специфические качества личности словесника, выделенные в мемуарной литературе
П.2. Групповой портрет современного словесника в представлении школьников и словесников-мастеров . IOI
ВЫВОДЫ КО П ГЛАВЕ.
ГЛАВА Ш. ТВОРЧЕСКАЯ ИЦДИВИДУАЛЬНОСГЬ УЧИТЕЛЯ, ВЛИЯЮЩАЯ
НА РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ К ЛИТЕРАТУРЕ.
Ш.1. Понятия "индивидуальность", "индивидуальный стиль".
Черты индивидкального стиля,определенные в науке
III.2, Понятия "творчество учителя", "творческая индивидуальность"
Ш.З. Влияние индивидуального стиля работы учителя на развитие интереса школьников к литературе
ВЫВОДЫ К Ш ГЛАВЕ.
Введение диссертации по педагогике, на тему "Влияние личности учителя -словесника на формирование и развитие интереса учащихся к литературе как к учебному предмету"
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ. Развитие творческой индивидуальности человека имеет большое общегосударственное значение, ибо обеспечить выполнение решений ХХУ, ХХУ1 съездов КПСС и осуществление реформы общеобразовательной и профессиональной школы невозможно без творческого подхода к делу."Ключевая фигура осуществления реформы - учитель, он вооружает своих питомцев не только знаниями. Он воздействует на них своим поведением, образом жизни,всем своим обликом. Его интеллект и культура, справедливость и человечность, его душевные качества воспринимаются учениками как своего рода эталон. Вот почему учитель, какой бы предмет он ни вел, должен быть для юношества наставником социалистической нравственности, высоким образцом, примером для подражания"(II,с.25-26).
Как указывал В.И.Ленин, личность преподавателя в деле обучения и воспитания играет решающую роль. В письме к ученикам каприйской школы он утверждал, что самое важное во всякой школе - идейно-политическое направление лекций - определяется "всецело и исключительно составом лекторов" (2, с.194). Очень современно звучат сегодня слова К.Д.Ушинского о том, что в воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности.
Творческое решение стоящих перед учителем проблем общего среднего образования, всестороннего развития и воспитания формирующейся личности школьника требует постоянного соверенствова-ния его профессиональной и нравственно-педагогической подготовки. Успешное выполнение этих задач невозможно без глубокого знания структуры, содержания педагогической деятельности и тех требований, которые она предъявляет к личности учителя. Подобное знание становится непременным условием определения оптимальных путей повышения эффективности труда учителя и обучения молодежи этой профессии. Однако, как оценивает сегодняшнее состояние проблемы А.И.Щербаков, в современной науке "четко не сформулированы методологические принципы профессиографии как метода моделирования структуры профессиональной деятельности, не определены параметры для составления квалификационной характеристики учителя-мастера как сознательного субъекта педагогической деятельности" (172, с.З).
На учителя средней общеобразовательной школы возлагается социальная и политическая задача всестороннего развития и воспитания подрастающего поколения, беззаветно преданного идеям коммунизма. Высокие требования к личности учителя объективно выражают психологическую сущность его деятельности как интегральной и социально значимой функции в обществе. В условиях развитого социалистического общества учитель выступает высоко сознательным субъектом педагогической деятельности и активным деятелем научно-технического и социального прогресса.
В деятельности современного учителя все большее и большее значение приобретает обогащение эмоциональной сферы и управление умственной деятельностью учащихся, анализ, обобщение и систематизация их жизненного опыта, развитие познавательных способностей и нравственных качеств. Школьный учитель не может выступать только в роли информатора, он должен быть активным организатором познавательной деятельности школьников, направленной на прочное усвоение определенной системы ведущих идей и понятийного аппарата основ науки и норм коммунистической нравственности, на формирование у каждого школьника сознательного отношения к учению, труду и общению. В связи с введением в нашей стране всеобщего среднего образования молодежи профессия учителя становится не только самой массовой, но и одной из самых сложных форм профессиональной деятельности, предъявляющей высокие требования к личности учителя, к его научной эрудиции, нравственной воспитанности и профессиональности. Учитель - это всегда модель будущего. Он не может не стремиться сегодня быть таким, какими хочет видеть своих воспитанников завтра.
Реформа школы, предполагающая и перестройку литературного образования, предъявляет новые требования к учителю-словеснику. Перестройка будет тем эффективнее, чем подготовленнее, эрудированнее и самобытнее будет сам учитель литературы с "его опытом, даром выразительного чтения или рассказывания, особой углубленностью в какую-либо из сторон анализа произведения /исторического, эстетического, психологического, проблемного и т.д./, тонким знанием внутреннего мира и запросов своих учеников" (175).
В последние десятилетия состоялись многочисленные дискуссии о преподавании литературы в школе, Ни об одном школьном предмете столько не спорят. Это вполне объяснимо. Роль литературы в незатихающей идеологической борьбе двух систем трудно переоценить. Общеизвестна роль литературы в познании внутреннего мира человека, в процессе гуманизации, в формировании нравственных и эстетических ценностей, в обогащении эмоциональной и интеллектуальной сфер человека. Все дискуссии неизбежно фокусировали внимание на личности словесника. Ученики всегда смотрят на него как на полпреда великой русской литературы, ждут и требуют от него больше, пожалуй, чем от других предметников.
Литература как учебный предмет играет базисную роль во всей системе школьного эстетического воспитания: она художественная основа всего обучения и воспитания" (4-5, с.10). В учебном плане школы литература /по крайней мере в старших классах/ -единственный предмет, непременной задачей которого является развитие чувственно-эмоциональной сферы учащихся.
Проблему влияния личности учителя на положительное отношение к учению в психолого-педагогической науке разрабатывали
A.Дистервег, К.Д.Ушинский, П.П.Блонский, Н.К.Крупская, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский. Методическая литература содержит многочисленные свидетельства признания ведущей роли личности словесника в формировании и развитии интереса школьников к литературе как учебному предмету /Ф.й.Буслаев, В.И.Водовозов, В.Я.Стоюнин,
B.П.Острогорский, М.А.Рыбникова, В.А.Никольский, В.В.Литвинов, А.М.Топоров, Г.К.Бочаров, Г.И.Беленький/. Требования к личности словесника выдвигали В.П.Острогорский, М.А.Рыбникова, В.А.Никольский. Однако личность учителя литературы и ее влияние на развитие интереса к предмету специально не изучались.
Ретроспективное рассмотрение проблемы, а также анализ ее современного состояния в трудах психологов, педагогов, методистов позволяет утверждать, что личность учителя литературы во все времена признавалась одним из решающих условий положительного отношения школьников к предмету. Материалы воспоминаний о В.И.Во-довозове, К.Д.Ушинском, В.Я.Стоюнине, В.П.Острогорском, Н.А.Добролюбове, Н.Г.Чернышевском, П.П.Басистове, М.А.Рыбниковой свидетельствуют об этом. Писатели В.Г.Короленко, К.Г.Паустовский, М.С.Шагинян, профессор ЛГУ И.Гревс, академик Д.С.Лихачев, великая русская актриса Г.Н.Федотова, педагоги А.С.Макаренко, Г.К.Бочаров, В.В.Литвинов с глубокой благодарностью через много лет после окончания учебы вспоминали своих словесников и ощущали на себе "нравственно-освежающее" влияние их личностей. Ключевая роль учителя-словесника в образовании и воспитании новых поколений все шире осознается нашей общественностью, в том числе писательской (Ч.Айтматов, В.Белов, С.Михалков и др.).
Литература в школе - не просто "учебный предмет", в руках словесника-мастера она становится насущной потребностью души, сознания школьника. Приобретение ими специальных знаний по лите- • ратуре еще не гарантирует их нравственной воспитанности. Не случайно методистов и учителей часто упрекают в том, что, развивая интеллектуальные качества личности учеников, они мало воздействуют на чувства. Литература вместе с остальными предметами школьного цикла призвана сформировать и обогатить эмоционально- . чувственную сферу ученика, но сделать это сообразно со своей спецификой. Словесник должен дать почувствовать школьникам человеческое в каждом литературном произведении, чтобы они, открывая предусмотренные программами книги, знали: произведения эти нужны им не для ответа на экзаменах, но для большего - для овладения самым важным "предметом" - Человечностью. Не сам по себе литературный герой воспитывает школьника. Воспитывает сопереживание. Поэтому главное для словесника в нашем понимании - организовать этот важный процесс эмоционального отклика.
Пристальный интерес к личности словесника вызван тем, что исследование, проведенное на кафедре методики преподавания литературы ЛГПИ им.А.И.Герцена сотрудниками кафедры и аспирантами, позволило обнаружить недостаточно высокий интерес к литературе как учебному предмету. Лишь 41,7% от общего числа опрошенных /4346 чел/ ждут уроков словесности.
ЦЕЛЬ настоящей работы - выявление условий, при которых личность словесника наиболее полно воздействует на формирование и развитие интереса школьников к литературе как учебному предмету и создание условной модели идеального учителя литературы, способного увлечь учащихся предметом.
ЗАДАЧИ исследования: рассмотреть традиции психолого-педагогической и методической науки в решении проблемы влияния личности словесника на интерес школьников к предмету; изучить отношение школьников к литературе как учебному предмету и определить, какова роль учителя в пробуждении и развитии интереса; расширить представления о структуре личности словесника, выявить его ведущие качества, обеспечивающие высокий уровень интереса к преподаваемому предмету; определить черты индивидуального стиля деятельности учителей, добившихся высоких показателей в формировании и развитии интереса учащихся к литературе как учебному предмету.
ПРЕДМЕТ исследования - процесс влияния личности словесника на формирование и развитие интереса школьников к литературе как учебному предмету.
ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ - учителя-словесники, индивидуальный стиль их деятельности.
ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ. - Для плодотворного воздействия личности учителя-словесника на формирование и развитие интереса школьников к литературе как учебному предмету необходим целый ряд условий. Для успешной работы в деле приобщения учащихся к литературе словеснику необходимо овладеть коммунистическим мировоззрением и такими качествами личности, как гуманность, артистизм, эрудиция, внутренняя культура, гравданственность, которые в его деятельности обретают свою специфику. Важным условием, при котором влияние личности словесника на формирование и развитие интереса школьников к предмету будет наиболее плодотворным, является читательская, речевая и литературно-творческая одаренность учителя. В личности словесника есть опорные качества, которые во все времена позволяли и позволяют ему добиваться высоких результатов в приобщении школьников к литературе: гражданственность, гуманность, интеллигентность, профессионализм и т.д. В каждую эпоху эти качества приобретают свою окраску. В настоящее время обществу нужен словесник-организатор жизнедеятельности детей. Организация зависит от научного знания учителем учеников, их проблем, от знания запросов общества. Словесник-гражданин помогает школьникам разрешать не только те проблемы, которые волнуют их сейчас, сегодня, но и те, которые выдвигает общество, причем ищет он ответы на эти вопросы вместе с учениками, делая их соратниками в поисках истины.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ ОСНОВОЙ ИССЛЕДОВАНИЯ явилось учение К.Маркса, Ф.Энгельса и В.И.Ленина о человеке как совокупности общественных отношений; марксистско-ленинское учение о деятельности; произведения основоположников марксизма-ленинизма, философские, социологические, психологические, педагогические работы, относящиеся к теории изучения личности, ее интересов и потребностей; а также документы КПСС и Советского правительства по вопросам народного образования.
Основным МЕТОДОМ ИССЛЕДОВАНИЯ явился теоретический анализ.
Он был применен как в целях определения исходных теоретических положений, так и в обработке экспериментального материала. На первоначальном этапе исследования, основная задача которого состояла в том, чтобы выявить отношение современных школьников к учебным предметам, к литературе как учебному предмету, к личности словесника, основное место в исследовании занимали методы: письменный опрос, наблюдение, анкетирование, интервью, перекрестные характеристики, рейтинг. Особое место в работе занял метод монографического изучения учителей. Монографическое изучение словесников существенно дополняет картину влияния индивидуального стиля деятельности на развитие интереса к литературе, поскольку оно характеризуется отбором объектов изучения и направлено на исследование качественной стороны личности словесника в его развитии. В монографическом изучении использованы разнообразные взаимодополняющие методы: беседа, анкетирование, различного рода сочинения, интервью, рейтинг. Как один из частных способов монографического изучения в работе использован биографический метод - "комплексный метод социального исследования, способ познания и последующего описания жизненного пути личности в форме биографии-характеристики" (47, с.2). Методические приемы исследования личности, принципы составления научной биографии, разработанные А.Г.Ковалевым и В.Н.Мясищевым, использованы нами при составлении методики монографического изучения учителей. Использованы также рекомендации Лаборатории теории и методики изучения и обобщения педагогического опыта НИИ общей педагогики АПН СССР.
Исследование индивидуального стиля деятельности учителей проходило в основном на уроках, на внеклассных занятиях, уточнялось в беседах после уроков. Постоянной основой оценки моментов деятельности учителя для нас явилась научная концепция стиля, выраженная в трудах ЮЛ.Самарина, Е.А.Климова. Общее впечатление сегодняшних школьников о манере преподавания их учителей и воспоминания о них бывших учеников в главных моментах оказались идентичными, поэтому мы считали возможным с большой степенью доверия отнестись к этим свидетельствам.
Исследование проводилось в течение 3-х лет, с 1981 по 1984 год. На первом этапе проводился констатирующий эксперимент в русле кафедрального исследования: выяснялось отношение школьников к литературе как учебному предмету в связи с личностью словесника и отбирались учителя для монографического изучения, вырабатывалась программа наблюдения и выявления характерных и индивидуальных черт стиля деятельности словесников. На втором этапе исследования шел сбор массового материала для выяснения роли учителя литературы в жизни современного школьника /проводились сочинения "Человек, которого я считаю своим учителем" и "Мой учитель"/. Объективность результатов исследования обеспечивалась участием в эксперименте 2575 учащихся, этапностью и многоаспект-ностью охвата материала. В эксперименте принимали участие школьники школ №№ 157, 307, 356, 495, 510, 516 г.Ленинграда /учителя: Р.П.Алексеева, Л.Б.Стуканова, Г.Н.Панкеева, Т.П.Ионичева, Г.Д.Королева, Л.Д.Родионова, М.В.Федорова, Е.Н.Ильин, И.С.Грачева/ и школ №№ 2, 5, б, 9, 10, 17, 18, 28, 29, 30, 33, 40 г.Петрозаводска /учителя: Д.И.Игошева, Г.И.Долгова, Л.И.Заварзина, И.В.Ло-маченко, Г.А.Богданова, В.А.Маринина, В.В.Куртузова, Н.П.Гольдер, К.И.Алексеева, А.А.Пузенко, А.А.Серба, С.И.Андронова, Г.А.По-лищук, Н.Н.Соколова, Н.Ф.Елесина, Н.И.Комиссарова, П.О.Корган, Т.Н.Каневцева, Л.Ю.Хорош, Н.А.Сысоев/.
- 12
ПОЛОЖЕНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ:
В истории педагогики и методики преподавания литературы заметна тенденция соотносить творческую индивидуальность учителя с интересом учащихся к преподаваемому им предмету. Из трех групп условий, влияющих на интерес к предмету (содержание, организация процесса познания, характер отношений между учениками и учителем и личность самого учителя (Г.И.Щукина), ведущей является та группа, которая обусловлена влиянием личности словесника.
Именно личность учителя, ее цельность и артистизм оживляют и содержание литературного образования, и организацию труда учащихся по приобщению к литературным ценностям. Чтобы вызвать наслаждение произведением, радость и удовольствие от его восприятия и через это сформировать у современных школьников интерес к литературе как учебному предмету, словесник должен владеть универсальной культурой: знанием самой художественной литературы и ее истории, литературоведческой эрудицией, знанием эстетики и смежных искусств. Подлинная образованность учителя импонирует учащимся, делает его интересным для них.
Но даже отличный словесник-предметник не всегда может вызвать у школьников увлечение процессом постижения литературы. Творческим специалистом становится он тогда, когда овладевает методикой преподавания предмета на уровне артистизма. Освоение истории литературы, знания по литературоведческим дисциплинам, не систематизированные и не осмысленные в аспекте учительской профессии, часто лежат мертвым грузом, мало помогают учителю в его общении с учениками.
Литература как учебный предмет вызывает у школьников потребность в освоении ее, если словесник - самобытная личность.
При этом самобытность проявляется по-разному. Учитель может быть первооткрывателем идей или человеком, эмоционально перекивающим воспринятые знания и идеи. Благодаря пережитости "чужое" становится "своим", приобретенное благодаря обученности сливается с творчеством. Самобытность словесника и в том, что он не только знает педагогическую культуру, но свободно распоряжается ею.
Личность словесника - сложное социально-психологическое образование, принципиальная особенность которого состоит в том, что ни одно свойство не может существовать вне целостной личности. В настоящее время и школьники, и словесники страны выше всего в учителе литературы ценят гуманность, профессионализм, артистизм, внутреннюю культуру, гражданственность и эрудицию. Причем если сами учителя ведущим в личности словесника считают профессионализм,то школьники на первое место ставят гуманность и артистизм, выражая тем самым острейшую потребность сегодняшней школы в учителе-гуманисте с развитым педагогическим артистизмом.
Словесник формирует интерес к литературе и своей органичной цельностью, то есть соединением высокой культуры, педагогического артистизма и достойного поведения.
Действующий учебный план факультетов русского языка и литературы педагогических институтов нуждается в принципиальной корректировке: в настоящее время он недостаточно ориентирован на то, чтобы готовить словесника-творца.
НАУЧНАЯ НОВИЗНА исследования:
- определены некоторые важнейшие условия, при которых личность словесника воздействует на формирование и развитие интереса школьников к литературе как учебному предмету;
- более полно, чем прежде, охарактеризована гипотетическая модель идеального словесника;
- выявлены ведущие качества личности учителя литературы, в первую очередь влияющие на положительное отношение учащегося к литературе как учебному предмету;
- вычленены опорные компоненты педагогического артистизма учителя-словесника.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ исследования заключается в возможности использования материалов диссертации при изучении в курсах педагогики и методики преподавания литературы темы "Личность учителя". Расширенная и углубленная характеристика личности словесника позволяет использовать ее в лекциях на ФПК, на курсах повышения квалификации учителей литературы в ИУУ. На основе исследования возможно составление программы для самовоспитания студентов- будущих словесников.
- 15
Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"
ВЫВОДЫ
Индивидуальный стиль деятельности словесника, складывающийся по мере приобретения опыта как внешнее выражение его творческой индивидуальности, непосредственно влияет на формирование и развитие интереса к предмету. В индивидуальном стиле преломляются традиции методики преподавания литературы, общие требования современной методики и своеобразное сочетание в деятельности данного учителя путей, методов, средств и форм обучения.
Проблема индивидуального стиля - это проблема наивысшего уровня достижений в деятельности каждого человека, проблема мастерства и его формирования. Она тесно связана с проблемой творческой индивидуальности, в свою очередь являющейся высшей характеристикой деятельности педагога, поскольку в процессе утверждения им своей индивидуальности педагогический процесс, выходя из рамок обычной деятельности, превращается в деятельность творческую. Постичь свою индивидуальность будущему словеснику необходимо еще в вузе, чтобы впоследствии уметь избрать те пути, методы, средства и формы воздействия на учеников, которые не противоречат его индивидуальности.
Словесники могут влиять на развитие интереса к предмету раз
- 185 ными способностями и личными свойствами: одни покоряют блеском эрудиции, другие - высоко развитыми читательскими и литературно-творческими способностями, третьи - педагогическим артистизмом.
Школьники хорошо чувствуют, что доминирует в личности учителя любого предмета. И если словесник работает в творческом коллективе, вписывается в его творческую атмосферу, происходит как бы восполнение недостающих качеств у одного учителя качествами другого. И каждый выигрывает на этом фоне.
Созданная на основе изучения многочисленных источников условная модель идеального словесника и "наложение" на эту модель образов реальных учителей показывает: идеального словесника нет и, наверное, быть не может. Каждый учитель, овладевший мастерством, добивается успеха, исходя из своей творческой индивидуальности. Принципиально важно только то, чтобы способности и личные качества были направлены на учеников, чтобы словесник заботился о том, как увлечь ребят. Тогда срабатывает любое качество.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На развитие интереса к литературе как учебному предмету влияют три группы условий: содержание материала, организация процесса познания, личность учителя. Исследование показало, что решающее значение имеют условия, связанные именно с личностью словесника.
На основе изучения таких источников, как мемуарная и художественная литература, ответы на вопросы анкеты словеснико-мас-теров страны, портреты словесников, созданные учениками, монографическое изучение учителей литературы, представлена относительно полная характеристика словесника, способного увлекать школьников литературой как учебным предметом. Условная модель учителя литературы такова: структурообразующими качествами являются коммунистическое мировоззрение и гражданственность, определяющие направленность деятельности; общечеловеческие качества: гуманность, эрудиция, интеллигентность, искренность, коммуникабельность, трудолюбие, общепедагогические умения, способность к педагогическому творчеству, эмпатия - и специфические для словесника - читательские и литературно-творческие способности и педагогический артистизм.
Стремиться к формированию такого словесника необходимо. Но ожидать от каждого учителя идеального сочетания всех этих качеств - значит покинуть реальную почву. Универсальная творческая личность - явление, видимо, крайне редкое.
Словесника, умеющего вызвать интерес к изучению литературы, школьники воспринимают как целостную и неповторимую личность.
На первый план обычно выдвигаются именно те качества, кото
- 187 рые особенно проявляются у этого учителя в этом классе. В единении, слиянии, неотделимости, целостности тех или иных качеств - сила педагогического влияния на учащихся.
Гуманность и эрудиция в силу особенностей преподаваемого предмета приобретают в личности словесника свою специфику. Учитель литературы должен особенно уважительно и с большей надеждой относиться к ученику. Гуманность его проявляется в более глубинном понимании сложности человеческого характера, человеческой природы; в особой душевной чуткости, которая делает возможным проникновение в психологию литературных героев и реальных учеников; в стремлении к максимальному соответствию слова и дела в своей работе и поведении. Гуманность словесника во внутреннем признании права школьников на свою, отличную от других, точку зрения на произведение. Гуманность и в том, чтобы формировать учеников-соратников для совместных поисков истины.
Отвечая требованиям времени, словесник должен быть широко эрудирован во многих смежных с методикой науках и в смежных с литературой видах искусств, особенно в музыке и кинематографии.
Арйистизм словесника, без которого немыслимо формирование у школьников интереса к изучению литературы, включает в себя следующие элементы: внешность учителя, его костюм; речевую выразительность, достигаемую тоном, дикцией, регуляцией силы звука, темпом и тембром; мимику, жесты, движения. Сильное влияние оказывает на учеников умение учителя быть самим собой - своеобразный колорит личности, именуемый обаянием. Учителю литературы нужно иметь верную интуицию, чувство художественной правды, чувство меры и вкус; легко возбудимую фантазию и острую наблюдательность; способность к импровизации. Словесник добивается успеха в воспитании интереса к литературе, когда он умеет увлечь, заразить учащихся произведением, умеет выбрать правильный тон для данного возраста, обладает даром чтеца. Артистизм педагогического творчества словесника проявляется в своеобразном сочетании путей, методов, средств и форм обучения литературе, уже открытых в методике, и в изобретении своих; в личностном, самобытном толковании произведения; в "личном возрождении мысли" /Пришвин М.М/, высказанной кем-то, но ставшей своей, личной. И, наконец, словесник, предельно видимый ученикам, чтобы добиться успеха, должен стремиться организовать свою жизнь на уровне искусства: строить свое поведение в полном соответствии между словом и делом.
Индивидуальный стиль словесника означает преемственность и новаторство: учитель опирается на достижения науки и создает нечто свое - именно это придает его деятельности индивидуальный характер. Уроки учителя, владеющего индивидуальным стилем, отвечают требованиям современной науки, опираются на ее достижения, но из всего богатства путей, методов, средств и форм постижения литературы учитель создает педагогический почерк, свойственный только ему. С одной стороны, он работает как все лучшие учителя, с другой стороны - он оригинален, неподражаем.
Поскольку ученики нуждаются в ярком, творчески одаренном словеснике, владеющем идеальным сочетанием важнейших педагогических качеств, а такой учитель не является массовым явлением, то практическое решение задачи представляется таким: в школу необходимо подбирать по-разному ярких, интересных учителей и воспитывать из них полифинический педагогический коллектив, в котором качества каждого учителя в одних случаях дополняют достоинства учителей, а в иных случаях уравновешивают, нейтрализу
- 189 ют их недостатки. В результате в школе трудится единый, целост ный, творческий педагогический коллектив - и это положительно сказывается на воспитании учащихся.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Кириллова, Лариса Ивановна, Ленинград
1. Ленин В.И. Конспект книги Гегеля "Наука логики", - Полн.собр. соч., т.29, с.77-218.
2. Ленин В.И. Письмо к ученикам каприйской школы. Полн.собр. соч., т.47, с.194-196.
3. Ленин В.И. Экономическое содержание народничества и критика его в книге г.Струве. Полн.собр.соч., т.1, с.347-534.
4. Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. М.: Госполитиздат, 1956. - 689 с.
5. Маркс К. К критике гегелевской философии права. К.Маркс, Ф.Энгельс. Соч., изд.2-е, т.1, с.219-368.
6. Маркс К., Энгельс Ф. Лейпцигский собор. Соч.,изд.2-е, т.З, с.79-454.
7. Маркс К. Тезисы о Фейербахе. К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч., изд. 2-е, т.З, с.1-5.
8. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года. -К.Маркс, Ф.Энгельс. Соч., изд.2-е, т.42, с.41-174.
9. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. К.Маркс, Ф.Энгельс. Соч., изд.2-е, т.21, с.269-317.
10. У1 съезд учителей Белоруссии, 1978: Стенографический отчет. -Минск: Нар.асвета, 1979. 227 с.
11. О реформе общеобразовательной и профессиональной школы: Сборник документов и материалов. М.: Политиздат, 1984. - 112 с.
12. Адамович А. О том, что писать, и о том, как писать. Литературная газета, 1983, 7 декабря.
13. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. М.: Педагогика, 1979. -255 с.
14. Азаров Ю.П. Теоретические проблемы мастерства воспитателя- 191 современной общеобразовательной школы: Автореф. дис. докт. пед. наук. M., 1973. - 41 с.
15. Айзерман Л.С. Уроки. Литература. Жизнь. М.: Просвещение, 1965. - 222 с.
16. Амонашвили Ш.А. Обучение. Оценка. Отметка. М.: Знание, 1980. - 96 с.
17. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. М.: Изд-во АПН РСФСР, i960. - 486 с.
18. Анин Б. Учитель в моей жизни: Книга интервью. М#: Советская Россия, 1982. - 172 с.
19. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М.: Мысль, 1976. - 160 с.
20. Артистичность учителя-словесника: Методические рекомендации по теме /Сост. И.Ф.Гончаров. Л., 1984. - 26 с.
21. Байметов А.К. У мастера свой почерк: Об индивидуальном стиле работы учителя. В кн.: Современный учитель. Ижевск, 1976, с.98-108.
22. Беленький Г.И. Урок литературы сегодня. Народное образование, 1983, № 7, с.36-39.
23. Белинский В.Г. Детская книжка на 1835 год, которую составил Владимир Бурнашев. Полн.собр.соч.; В 14 тт. M., 1953, т.2, с.113-114.
24. Белинский В.Г. Жертва. Литературный эскиз. Соч. г-жи Монборн. Полн.собр.соч.; В 14 тт. M., 1953, т.1, с.221-223.
25. Белинский В.Г. Опыт истории русской литературы: Сочинение А.Никитенко /статья/. Полн.собр.соч.; В 14 тт. M., 1955, т.9, с.7-342.
26. Благой Д., Тимофеев Л., Голубков В. Готовить читателя. И- 192 только? Литературная газета, 1963, 15 января.
27. Большая Советская энциклопедия, изд. 3-е, т.14. М.: Советская энциклопедия, 1973. - 623 с.
28. Бодалев A.A. Формирование понятия о другом человеке как личности. Л.: Изд-во ЛГУ, 1970. - 135 с.
29. Бочаров Г.К. За сорок лет. Записки словесника. М.: Просвещение, 1972. - 224 с.
30. Браже Т.Г. Целостное изучение эпического произведения. М.: Просвещение, 1964. - 304 с.
31. Буслаев Ф.й. Мои воспоминания. М., 1897. - 387 с.
32. Бутин В.П. Их сердца отданы детям: Очерки. Петрозаводск, 1978. - 87 с.
33. Водовозов В.И. Избранные педагогические сочинения. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1953. - 406 с.
34. ВодовозobiE.H. На заре жизни: В 2-х томах. М., 1964, т.1. - 579 с.
35. Воронов И.А. Саратовская гимназия устава графа Уварова -прошлого столетия. I85I-I859 годы /Воспоминания питомца/. -Русская старина, 1909, август, с.333-341.
36. Воронов М. Болото. Картины петербургской, московской и провинциальной жизни. СПб., 1870. - 436 с.
37. Все начинается с учителя: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов /Сост. хрестоматийного сборника К.А.Иванов, под ред. З.И.Равкина. М.: Просвещение, 1983. - 175 с.
38. Выготский Л.С. Психология искусства. Изд. 2-е, испр. и доп. -М.: Искусство, 1968. 576 с.
39. Вьюнкова Ю. Учиться светло и радостно. Учительская газета, 1983 , 26 мая.
40. Гак Г.М. Диалектика коллективности и индивидуальности. М.: Мысль, 1967. - 167 с.
41. Гольденвейзер А.Б. Вблизи Толстого. М.: Гослитиздат, 1959. - 487 с.
42. Гоноболин Ф.Н. Книга об учителе. -М.: Просвещение, 1965. -260 с.
43. Гоноболин Ф.Н. Очерки психологии советского учителя. -М.: Изд-во АПН РСФСР, 195I. 156 с.
44. Гоноболин Ф.Н. О некоторых психических качествах личности учителя. Вопросы психологии, 1975, № I, с.ЮО-Ш.
45. Гончаров И.Ф. Взаимодействие искусства и действительности в эстетическом воспитании школьников на уроках литературы и во внеклассной работе: Автореф. дис. . докт. пед. наук. Л., 1983. - 36 с.
46. Гончаров И.Ф. Действительность и искусство в эстетическом воспитании школьников. М.: Просвещение, 1978. - 160 с.
47. Горева Г.Н. Биографический метод изучения читателей: Автореф. дис. . канд. пед. наук. Л., 1976. - 16 с.
48. Гревс Ив. Виктор Петрович Острогорский как учитель. Мир божий, 1902, Ш 7, с.1-14.
49. Григорьян Б.Т. На путях философского познания человека. В кн.: Проблема человека в современной философии. М., 1969, с.31-87.
50. Гришин Э.А. Социально-экономические и педагогические проблемы подготовки учителя. Ростов-на-Дону, 1970. - 257 с.
51. Гуковский Г.А. Изучение литературного произведения в школе: Методологические очерки о методике,- М.-Л.: Просвещение, 1966. 266 с.
52. Дайри H.Г. Главное усвоить на уроке. М.: Знание, 1984. -96 с.
53. Дивина Л.И. Личность словесника. Север, 1984, № 3, с.77-83.
54. Дидактика средней школы /Под ред. М.Н.Скаткина. М.: Просвещение, 1982. - 319 с.
55. Добролюбов H.A. в воспоминаниях современников. Л.: Гослитиздат, 1961. - 488 с.
56. Долинина Н.Г. Я учительница. - Юность, 1957, № 9, с.92-98.
57. Духовников Ф.В. Николай Гаврилович Чернышевский. Русская старина, 1910, декабрь, с.501-517; Русская старина, I9II, январь, с.68-96.
58. Ермолова М.Н. Письма. Из литературного наследия. Воспоминания современников. М.: Искусство, 1955. - 495 с.
59. Занков Л.В. Дидактика и жизнь. М.: Просвещение, 1968. -166 с.
60. Иванов C.B. Формы и методы помощи передовым учителям в осмысливании и анализе своего опыта. В кн.: Изучение и распространение опыта передовых учителей /Под ред. М.А.Мельниковаи А.М.Гельмонта. M., 1948, с.3-27.
61. Ильин E.H. Искусство общения. М.: Педагогика, 1982. - 109с.
62. Каган М.С. Человеческая деятельность. М.: Политиздат, 1974. - 327 с.
63. Кан-Калик В.А. Педагогическая деятельность как творческий процесс: Исследование субъективно-эмоциональной сферы творческого процесса педагога. Грозный: Чечено-Ингушск. кн.изд-во, 1976. - 285 с.
64. Квятковский Е.В. Формирование коммунистического мировоззрения на уроках литературы. Советская педагогика, 1984, № 3,с.61-62.
65. Кент Рокуэл. Это, я, господи. М.: Искусство, 1965. - 647с.
66. Кленицкая И.Я. Как добиться эмоционального восприятия героя учащимися. Литература в школе, 1958, № 3, с.24-32.
67. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1969. - 278 с.
68. Кичатинов Л.П. Деятельность как педагогическое явление. Советская педагогика, 1984, № 2, с.52-57.
69. Ковалев А.Г. Воспитание чувств. М.: Педагогика, 1971. -94 с.
70. Ковалев А.Г. Психология личности. Изд.3-е. М.: Просвещение, 1970. - 391 с.
71. Ковалевская C.B. Воспоминания детства. В кн.: Избр.произведения. M., 1982, с.27-171.
72. Козлова А.Г. Педагогические проблемы изучения и обобщения передового опыта учителей: Автореф. дис. . канд. пед. наук. Л., 1983. - 19 с.
73. Кон И.С. Социология личности. М.: Политиздат, 1967. - 383с.
74. Короленко В.Г. История моего современника: В 2-х книгах. -Л.: Художественная литература, 1976, т.1-2. 548 с.
75. Крупская Н.К. Об учителе: Избр. статьи, речи, письма. М.: Изд-во АПН РСФСР, i960. - 286 с.
76. Кудряшев Н.И. Анализ литературного произведения и задачи развития учащихся. В кн.: За творческое изучение литературы в школе. M., 1968, с.7-34.
77. Кудряшев Н.И. Взаимосвязь методов обучения на уроках литературы. -М.: Просвещение, 1981. 189 с.
78. Кузьмина Н.В. Закономерности педагогической деятельности. -В кн.: Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. Сб. науч. тр. Л., 1978, вып.с.66-74.
79. Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя. Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности. Л.: ЛГУ, 1967. - 183 с.
80. Кузьмина Н.В. Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности: Автореф. дис. . докт. психол. наук. Л., 1965. - 38 с.
81. Кузьмина Н.В. Этапы овладения основами мастерства. В кн.: Основы вузовской педагогики. Л., 1972, с.270-298.
82. Кутьев В. Стиль работы учителя на уроке. Народное образование, 1973, № 12, с.73-77.
83. Ларошфуко Франсуа де. Мемуары. Максимы. Л.: Наука, 1971. -278 с.
84. Леонов Л. Литература и время: Избр. публицистика. М.: Молодая гвардия, 1967. - 368 с.
85. Леонтьев А.Н. Человек и культура. В кн.: Проблемы развития психики. - М., 1972, с.117-169.
86. Литвинов В.В. Сочинения в старших классах. М.: Просвещение, 1965. - 232 с.
87. Лихачев Д.С. Земля родная: Книга для учащихся. М.: Просвещение, 1983. - 256 с.
88. Лук А.Н. Психология творчества. М.: Наука, 1978. - 127 с.
89. Мазур П. И сегодня, и каждый день. Учительская газета, 1982, 28 января.
90. Макаренко А.С. Преподаватель словесности. Собр.соч.: В 5 томах. М., 1971, т.4, с.424-427.- ,197
91. Маркова A.K. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М.: Просвещение, 1983. - 96 с.
92. Мейлах Б.С. Эстетика и процессы творческой деятельности. -В кн.: Искусство и научно-технический прогресс. М., 1973,с.405-429.
93. Мерлин B.C., Климов Е.А. Формирование индивидуального стиля деятельности в процессе обучения. Советская педагогика, 1967, № 4, с.110-119.
94. Методика преподавания литературы /Под ред.З.Я.Рез. М.: Просвещение, 1977. - 382 с.
95. Методические рекомендации по разработке вопросов изучения и обобщения педагогического опыта /Под ред. Я.С.Турбовского. -М., 1983. 68 с.
96. Мещерякова Н.Я. Нравственное воспитание учащихся на уроках литературы в 1У-У классах. - М.: Просвещение, 1975. - 159 с.
97. Миленький А.Я. Формирование у подростков интереса к учению. -Минск: Нар. асвета, 1969. 159 с.
98. Народный учитель /Передовая/. Коммунист, 1982, № 13, с.3-7.
99. Народный учитель: Сб. очерков. М.: Педагогика, 198I. - 157с.
100. Немирович-Данченко В.И. о творчестве актера: Хрестоматия. -М.: Искусство, 1984. 620 с.
101. Никифоров A.C. Эмоции в нашей жизни. М.: Советская Россия, 1978. - 270 с.
102. Никольский В.А. Методика преподавания литературы в средней школе. М.: Просвещение, 197I. - 256 с.
103. Никольский В.А. Сочинения в средней школе. М.: Учпедгиз, 1954. - 137 с.
104. Ожегов С.И. Словарь русского языка. И.: Русский язык, 1984.- 815 с.
105. Острогорский В.П. Беседы о преподавании словесности. СПб., 1885. - 112 с.
106. Острогорский В.П. Из истории моего учительства. Как я сделался учителем. СПб., 1895. - 293 с.
107. Паустовский К.Г. Далекие годы. В кн.: Разливы рек. М., 1973, с.3-245.
108. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов /Под ред. Ю.К.Бабанского. -М.: Просвещение, 1983. 608 с.
109. Педагогическая энциклопедия: В 4-х томах. М.: Советская энциклопедия, 1968, т.З. - 880 е.; т.4 - 911 с.
110. НО. Перевозная Е.В. Нравственное воздействие литературы: УШ-Х классы. Минск: Нар. асвета, 198I. - 239 с.
111. Петрова Н.И. Некоторые особенности индивидуального стиля трудовой деятельности учителя на уроке: Автореф. дис. . канд. психол. наук. Л., 1970. - 16 с.
112. Писарев Д.И. Избранные педагогические сочинения. М.: Изд-во АПН РСФСР. 195I. - 414 с.
113. Полонский Г. Властитель дум. Учительская газета, 1977, 22 октября.
114. Пришвин М.М. Своя мысль. Собр.соч.: В 6 томах. М., 1956, т.З, с.494-495.
115. Программы восьмилетней и средней школы. Литература. 1У-Х- 199 классы. М.: Просвещение, 1983. - 63 с.
116. Программы педагогических институтов: Введение в учительскую специальность. М.: Просвещение, 1978. - 14 с.
117. Программы педагогических институтов: Общая, возрастная и педагогическая психология. М.: Просвещение, 1978. - 52 с.
118. Профессиограмма учителя русского языка и литературы: Методические рекомендации /Сост. М.Г.Качурин. Л., 1979. - 20с.
119. Профессиональная деятельность молодого учителя: Социально-педагогический аспект /Под ред. С.Г.Вершловского, Л.Н.Лесо-хиной. М.: Педагогика, 1982. - 14 с.
120. Психология: Учеб. пособие для пед. ин-тов /Под ред.А.Г.Ковалева. М.: Просвещение, 1966. - 448 с.
121. Психология: Учебник для педвузов /Под ред. А.А.Смирнова и др. М.: Учпедгиз, 1962. - 559 с.
122. Психологический словарь /Под ред. В.В.Давыдова и др. М.: Педагогика, 1983. - 468 с.
123. Резвицкий И.И. Философские основы теории индивидуальности. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1973. 175 с.
124. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М.: Изд-во АН СССР, 1957. - 328 с.
125. Рубинштейн С.Л. Вопросы психологической теории. Вопросы психологии, 1955, № I, с.3-23.
126. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. -М.: Учпедгиз, 1946. 702 с.
127. Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. М.: Изд-во АН СССР, 1959. - 354 с.
128. Руднева Л.В. Воспитывать гуманиста. Алма-Ата: Знание, 1974. - 66 с.- 200
129. Рыбникова М.А. Избранные труды. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. - 610 с.
130. Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения. -М.: Учпедгиз, 1963. 308 с.
131. Рыбникова М.А. Учителя средней школы. В кн.: На распутье. М., 1917, с.127-139.
132. Сизов В. Воспоминания о В.Я.Стоюнине бывшего преподавателя Московского Николаевского института. Пантеон литературы, 1889, № 3, с.1-6.
133. Симонов П.В. Что такое эмоция? М.: Наука, 1966. - 93 с.
134. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. Изд. 2-е. М.: Педагогика, 1984. - 95 с.
135. Сластенин В.А. К вопросу о профессиограмме учителя общеобразовательной школы. Сов.педагогика, 1973, № 5, с.72-80.
136. Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М.: Просвещение, 1976. - 160 с.
137. Словарь иностранных слов. Изд. 9-е, испр. М.: Русский язык, 1982. - 608 с.
138. Словарь русского языка: В 4-х томах. М.: Русский язык, 1981, т.1. - 696 е.; т.2 - 736 с.
139. Словарь современного русского литературного языка. М.-Л.: Изд-во АН СССР, т.1 - 735 е.; т.П - 1842 е.; т.14 - 1390 с.
140. Современный урок литературы и проблемное преподавание: Методические рекомендации /Сост. Л.С.Айзерман. М., 1969. -92 с.
141. Советская психология личности в свете ленинских идей: Всесоюзный симпозиум, посвященный 100-летию со дня рождения
142. В.И.Ленина, 21-22 мая 1970 г. Пермь, 197I. - 136 с.
143. Соболев Л.И. Все начинается с урока. М.: Знание, 1980. -96 с.
144. Соколов А.Н. Теория стиля. М.: Искусство, 1968. - 223 с.
145. Соколов Э.В. Культура и личность. Л.: Наука, 1972. - 228с.
146. Спасская В.М. Воспоминания о В.Я.Стоюнине одной из бывших учениц. Пантеон литературы, 1889, № 3, с.7-12.
147. Стоюнин В.Я. О преподавании русской литературы. В кн.: Хрестоматия по истории методики преподавания литературы. М., 1956, с.199-213.
148. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев: Радянгька школа, 198I. - 287 с.
149. Сухомлинский В.А. Тайники перегрузки. Учит.газета, 1965, 27 июля.
150. Твардовский А. о литературе: Сборник. М.: Современник, 1973. - 445 с.
151. Толстой Л.Н. Воспитание и образование. Полн.собр.соч.: В 90 томах. M., 1936, т.8, с.211-247.
152. Толстой Л.Н. Предисловие к "Крестьянским рассказам" С-.Т.Семенова. M., 1954, т.29, с.213-215.
153. Толстой Л.Н. Что такое искусство? М., 195I, т.30, с.27-204.
154. Толстой Л.Н. Яснополянская школа за ноябрь и декабрь месяцы, ст.2-я. M., 1936, т.8, с.76-110.
155. Топоров A.M. Когда есть любовь. Литературная газета, 1963, 5 января.
156. Трачевская Ю.А. Павел Ефимович Басистов /некролог/. Одесский вестник, 1882, fâ 136, 20 июня.
157. Тугаринов В.П. Личность и общество. М.: Мысль, 1965. -191с.- 202
158. Ульянов M. Моя профессия. M.: Молодая гвардия, 1975. -254 с.
159. Устюгова E.H. Проблемы стиля в контексте теории деятельности. В кн.: Понятие деятельности в философской науке. Томск, 1978, с.23-47.
160. Учитель в моей жизни: Воспоминания об учителях. Народное образование, 1964, № 4, с.28-51.
161. Ушинский К.Д. и Водовозов В.И. Из воспоминаний институтки.- Русская старина, 1887, февраль, с.471-495.
162. Фам Нгок Куинь. Проблема интереса школьников к литературе.- Дис. . канд. психол. наук. M., 1978. - 168 л.
163. Федотова Г.Н. Преподавание литературы в театральном училище. В кн.: Русские методисты-словесники в воспоминаниях. M., 1969, с.142-145.
164. Филиппова В.А. Формирование эстетических интересов старшеклассников /при изучении предметов гуманитарного цикла/. -Дис. . канд. пед. наук. Л., 1973. - 227 л.
165. Философский словарь /Под ред. И.Т.Фролова. М.: Изд-во политической литературы, 1980. - 445 с.
166. Философская энциклопедия: В 5 томах. M., 1970, т.5. - 740с.
167. Формирование духовных потребностей школьников: Сб.статей /Под ред. Ю.В.Шарова. Новосибирск, 1966. - 484 с.
168. Хильми Г.Ф. Поэзия науки. М.: Наука, 1970. - 56 с.
169. Шагинян М. Об учителе. В кн.: Компас Колумбов. M., 1965,с.3-9.
170. Шагинян М. Человек и время: История человеческого становления. М.: Художественная литература, 1980. - 717 с.
171. Шингаров Г.Х. Эмоции и чувства как форма отражения действительности. М.: Наука, 197I. 222 с.
172. Щербаков А.И. О методологии и методике изучения психологии труда и личности учителя. В кн.: Психология труда и личности учителя: Сб. науч. тр. ЛГПИ им.Герцена. Л., 1976, вып.I, с.3-27.
173. Щербаков А.И. Формирование личности учителя советской школы в системе высшего педагогического образования. -Дис. . докт. психол. наук. Л., 1968. - 461 л.
174. Щербина В.Р. Наука о литературе и проблемы преподавания литературы в школе. Вопросы литературы, 1982, № II, с.121-156.
175. Щербина В.Р. Любить литературу! Любить школу! Лит,газета, 1980, 17 сент.
176. Щербина В.Р. Проблемы литературного образования в средней школе: Методологические наблюдения и размышления. М.: Просвещение, 1978. - 270 с.
177. Шиглев В.Р. Василий Иванович Водовозов. Русская старина, 1886, ноябрь, с.405-411.
178. Щукина Г.И. Познавательный интерес как педагогическая проблема. Дис. . докт. пед. наук. - Л., 1968. - 945 л.
179. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. -М.: Педагогика, 1971. 351 с.
180. Ядрихинская И.Е. 0 формировании эстетических потребностей школьников средствами художественной литературы. В кн.: Актуальные проблемы педагогики и эстетического воспитания. М., 1973, с.26-43.
181. Якобсон П.М. Психология чувств. Изд.2-е, доп. -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. 384 с.
182. Якобсон П.М. Эмоциональная жизнь школьника. М.: Просвещение, 1966. - 291 с.
183. Якубсон Я.Г. О педагогической этике. Л.: ЛГПЙ, 1973. -40 с.
184. Ясенский Б. Избранные произведения: В 2-х томах. М.: ГИХЛ, 1957. - T.I. Заговор равнодушных, с.231-476.