автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Воспитание зрительской культуры старшеклассников на уроках мировой художественной культуры и факультативе по театру
- Автор научной работы
- Некрасова, Людмила Михайловна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 2001
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.02
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Некрасова, Людмила Михайловна, 2001 год
ВВЕДЕНИЕ 2 —
Глава I. ВОСПИТАНИЕ ЗРИТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ
СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ.11 —
I. 1. Современное состояние театра для детей и юношества и художественно-педагогические проблемы воспитания театрального зрителя.11 —
I. 2. Сущность и компоненты зрительской культурыаршеклассников. 25 —
I. 3. Педагогические принципы и процесс воспитания зрительской культуры старшеклассников на уроках МХК и занятиях театрального факультатива.40 —
Глава II. РЕАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ ВОСПИТАНИЯ ЗРИТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА УРОКАХ МХК И ФАКУЛЬТАТИВЕ ПО ТЕАТРУ.55 —
II. 1. Расширение опыта общения старшеклассников с театральным искусством на уроках МХК и факультативе по театру.56 —
П. 2. Организация творческого обсуждения театрального спектакля на занятиях факультатива и уроке МХК.73 —
II. 3. Проблемы накопления и расшире]^Сяобъема знаний по театральному искусству на уроках МХК и факультативе по театру.
Введение диссертации по педагогике, на тему "Воспитание зрительской культуры старшеклассников на уроках мировой художественной культуры и факультативе по театру"
Актуальность темы.
Формирование зрительской культуры подрастающего поколения является актуальной задачей педагогики. Современная ситуация в театрах, обращенных к детям и юношеству, резко отличается от предыдущей многолетней театрально-педагогической практики ТЮЗов, когда он провозглашался "эстетической десятилеткой" и фактически нес ответственность за воспитание собственного зрителя.
Сегодня театр для детей ориентирован в первую очередь на решение собственно художественных задач, на создание произведений искусства — спектакля и практически отказывается от воспитательных функций, но при этом рассчитывает на грамотного зрителя, чуткого и заинтересованного именно в театральном искусстве. Современный школьник, посещая театр, часто оказывается не готовым к общению с искусством, созданным непривычными ему художественно-выразительными средствами.
Как показывает опыт уникальной художественно-педагогической практики театральных педагогов, работавших в педагогических частях ТЮЗов — Н.Я.Литвинович(133), А.Я.Михайлова(134), Л.Г.Сурина(135), систематическая и планомерная работа с юным зрителем, направленная на формирование навыков общения детей с театральным искусством, является эффективным средством воспитания зрительской культуры.
Театр, который десятилетиями активно участвовал в разнообразных формах художественно-педагогической деятельности совместно со школой, был, в свою очередь, объектом внимательного изучения науки: А.Н.Гозенпуд(25), Г.Г.Дадамян(64),
В.Н.Дмитриевский(49), А.Я.Михайлова(97), Ю.И.Рубина(119),
Ю.У.Фохт-Бабушкин( 144,146), Л.Г.Шпет(163). Социальные изменения, произошедшие в обществе, коснулись и театра, который в условиях коммерциализации искусства, в первую очередь стал решать собственно художественные задачи, обусловленные ситуацией выживания театра как общественного учреждения.
Таким образом, на сегодняшний день театр фактически отказался от воспитания юного зрителя и заботу о развитии интереса к театральному искусству у детей, о противостоянии бездуховности и напору массовой культуры взяла на себя современная школа.
После 1985 года школа стала активно включать театр в самые разнообразные формы учебной и внеучебной деятельности. Не только специализированные школы с гуманитарно-эстетическим уклоном (лицеи, гимназии), но и обычные - общеобразовательные ввели в учебный процесс уроки и факультативы по театру. Во многих школах появился новый учебный предмет — "Мировая художественная культура", который как интегрированный курс имеет возможность рассматривать искусство театра наравне с изобразительным искусством, музыкой и литературой.
Интерес к театру как важному средству общеэстетического развития школьников подтверждается и проводимыми Министерством образования РФ Всероссийскими научно-прктическими конференциями "Театр. Дети. Образование" (г.Екатеринбург — 1995,1996; г.Самара — 1997; г.Орел — 1999), на которых рассматривается широкий диапазон вопросов использования искусства театра в воспитании и образовании подрастающего поколения.
Актуальность исследуемой проблемы обусловлена важностью воспитания зрительской культуры школьников, рассматриваемой как основной, базовый компонент театральной культуры, являющейся в свою очередь частью общехудожественной культуры учащихся. Исследование направлено на выявление педагогических принципов формирования зрительской культуры старшеклассников в реальных условиях дефицита общения школьников с искусством театра. в изменившейся социокультурной ситуации существует необходимость разработки теоретических и методических принципов работы со школьниками по воспитанию театральной культуры, которые могут быть использованы при создании учебных программ и в процессе организации различных форм работы со старшеклассниками по искусству театра.
Решение проблем формирования зрительской культуры и организации общения школьников с искусством театра позволит современной школе идти в ногу с требованием театра к современному зрителю: необходимости освоения им (зрителем) художественного языка театрального искусства.
Существующий в педагогической практике опыт театральной работы со школьниками и изучение специальной литературы по данной проблеме показывают, что школа нуждается в новых формах работы по специальному развитию зрительской культуры учащихся. В данном диссертационном исследовании рассматриваются педагогические принципы формирования зрительской культуры старшеклассников как на специальных занятиях по театру (театральном факультативе), так и на уроках мировой художественной культуры, содержание которых позволяет выстраивать творческий процесс выработки зрительских качеств у учащихся.
Объект исследования - зрительская культура старшеклассников.
Предмет исследования - процесс воспитания зрительской культуры старшеклассников на уроках мировой художественной культуры и факультативе по театру.
Цель исследования - разработать теоретические и методические основы воспитания зрительской культуры как части общей художественной культуры старшеклассников.
Задачи исследования:
1. На основе анализа культурологической и театроведческой литературы определить особенности современного зрителя-старшеклассника.
2. На основе анализа теории и практики театрального искусства определить компоненты зрительской культуры старшеклассников.
3. Определить педагогические принципы воспитания зрительской культуры старшеклассников.
4. Апробировать педагогические принципы воспитания зрительской культуры старшеклассников в практике проведения уроков мировой художественной культуры и факультатива по театру.
Гипотеза исследования. Воспитание зрительской культуры старшеклассников будет происходить наиболее эффективно, если: зрительская культура будет рассматриваться как специфическая часть общехудожественной культуры в ее востребованности "сегодня, здесь, сейчас"; приобретение учащимися базовых знаний о художественно-образной природе театрального искусства будет сочетаться с собственными театрально-творческими проявлениями старшеклассников; воспитание навыков анализа пьесы и спектакля будет проходить в специально педагогически организованном общении на занятиях по искусству.
Результат данного диссертационного исследования, по нашему предположению, позволит выверить методические приемы и будет способствовать всемерному развитию практики, направленной на формирование зрительской культуры старшеклассников.
Методологической основой исследования явились: культурологическая концепция, представляющая творчество как проявление духовной сущности человека (Г.Д.Гачев, М.С.Каган); положения педагогической науки о деятельности человека (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн); теория развивающего обучения (В.В.Давыдов — Д.Б.Эльконин); идеи "контекстности" и конкретности художественного языка в явлении искусства (М.М.Бахтин, Г.Г.Шпет); основные положения актерского и режиссерского искусства (К.С.Станиславский, Б.ЕЗахава, Г.А.Товстоногов); основные положения режиссуры как практической психологии (П.М.Ершов, А.П.Ершова); теория художественного воспитания (А.И.Буров, Л.П.Печко, Е.М.Торшилова, В.Н.Шацкая, С.Т.Шацкий, Б.П.Юсов).
Методы исследования: теоретические — анализ философско-эстетической, психологической, психолого-педагогической, культурологической, искусствоведческой литературы, учебников и методических пособий по преподаванию предметов художественного цикла в школе; эмпирические — наблюдение, изучение передового опыта преподавания художественных дисциплин в средней школе; диагностические—тестовые опросы, анкетирование, интервьюирование; опытно-экспериментальная работа — констатирующий и формирующий эксперимент.
База исследования: УВК "Измайлово" № 1811 (1994-2000 гг.), лингвистическая гимназия № 1315 (1998-1999гг.), политехническая школа-гимназия № 4 г.Лыткарино Московской области (1992-1998гг). В прямом эксперименте с 1991 по н/в приняло участие десять классов 811-х годов обучения — всего 250 учащихся.
Исследование проводилось в три этапа: 1 этап (1982-1992 гг.). Анализ философско-эстетической, культурологической, психолого-педагогической, искусствоведческой литературы по теме, определение проблемы исследования, изучение состояния проблемы в теории и педагогической практике, формулировка аппарата исследования, подготовка экспериментальной рабочей программы.
2 этап (1993-1999 гг.) Разрабатывалась теоретическая модель воспитания зрительской культуры на уроках МХК и театральном факультативе. В процессе собственной педагогической деятельности и опытно-экспериментальной работы выявлялись и уточнялись необходимые педагогические предпосылки, обеспечивающие реализацию модели на практике.
3 этап (2000-2001 гг.). Обобщение результатов исследования, оформление кандидатской диссертации.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Основной целью театрального воспитания в общеобразовательной школе является формирование зрительской культуры старшеклассников.
2. Понятие "зрительская культура" включает в себя следующие взаимосвязанные компоненты: специальные знания о природе театрального искусства, навыки целостного восприятия пьесы и спектакля, отзывчивость на элементы формы и содержания театрального спектакля, наличие сопереживания, перенос оценок с театрального на другие виды искусства, творческие театральные проявления и предпочтительный интерес к явлениям театрального искусства.
3. Педагогическими принципами воспитания зрительской культуры старшеклассников являются: опора на накопленный опыт восприятия спектакля и приобретенные навыки общения с искусством; обеспечение субъективно заинтересованного понимания театрального спектакля в процессе педагогически организованного общения на занятиях по искусству; развитие специального интереса к знаниям по теории и истории театрального искусства.
4. Эффективность методических приемов воспитания зрительской культуры старшеклассников неразрывно связана с использованием на занятиях социо-игрового стиля обучения.
Новизна и теоретическая значимость исследования:
Впервые зрительская культура старшеклассников рассматривается как специальный объект научно-педашгического исследования.
Представлен теоретический анализ понятия "зрительская культура" как основной, базовый компонент театральной культуры, которая является частью общехудожественной культуры старшеклассников.
Обоснованы теоретические и методические принципы воспитания зрительской культуры старшеклассников на уроках мировой художественной культуры и факультативе по театру.
Выявлена эффективность педагогических принципов воспитания зрительской культуры старшеклассников на базе индивидуально накопленного опыта восприятия спектакля и приобретения навыков общения с искусством театра.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные теоретические выводы и практические рекомендации могут быть использованы при разработке новых программ и учебников по искусству театра и мировой художественной культуре, а также программ для дополнительного художественного образования, при разработке методики проведения курсов и семинаров по повышению квалификации учителей разных категорий.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечены использованием широкого спектра теоретических и эмпирических методов исследования, адекватных его предмету и задачам; опорой на теоретические положения философской, искусствоведческой, психолого-педагошческой литературы; многолетней личной работой соискателя со старшеклассниками; проведением опытно-экспериментального исследования в условиях реальной деятельности учителя.
Апробация результатов исследования. Основные положения исследования прошли апробацию на Всероссийской научно-практической конференции "Дети. Театр. Образование." (г.Екатеринбург, 1995, 1996; г.Самара , 1997; г.Орел, 1999); на Всероссийском совещании-семинаре "Проблемы и перспективы эстетического образования в общеобразовательных учреждениях" (г.Самара, 1996); на научных конференциях Исследовательского Центра эстетического воспитания РАО (1993, 1997). Выводы и положения исследования одобрены в лаборатории театра Института художественного образования РАО. Материалы исследования отражены в девяти публикациях.
Внедрение результатов исследования проходило на уроках мировой художественной культуры в лингвистической гимназии №
1513 г.Москвы, на уроках мировой художественной культуры и факультативе по театру в УВК "Измайлово" № 1811 г.Москвы и школы-гимназии № 4 г.Лыткарино Московской области, на занятиях со студентами Самарского государственного педагогического университета, на курсах повышения квалификации учителей мировой художественной культуры и театра Московского ИПКРО, Самарского ИПКРО и Красноярского ИПКРО.
Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"
Выводы по II главе
1. Специфика уроков по искусству определяется спецификой взаимодействия процессов накопления знаний, восприятия и творчества: а) необходимым элементом урока по искусству следует считать групповую творческую работу школьников; а) в процессе обсуждения результатов творчества формируется уровень восприятия; в) объем и глубина знаний, получаемых школьниками на уроке искусства регламентируется доступным уровнем восприятия детей и степенью их творческого участия в обсуждении.
2. Уровень восприятия искусства как показатель эстетического развития ребенка определяется опытом творческой работы и объемом и глубиной знаний по искусству.
3. Необходимым элементом художественной культуры школьников следует считать знания, связанные с историей и теорией искусства: а) знание актуализируется в процессе формирования личностной оценки произведения искусства; б) необходимость и актуальность знаний по искусству проявляется в процессе групповой творческой работы и педагогически организованных обсуждениях.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Идея настоящего исследования сложилась в процессе поиска эффективных путей театрального воспитания и образования школьников. Многолетний опыт преподавания основ театральной культуры в общеобразовательной школе в рамках театрального факультатива проявил феномен зрительской культуры как ядра театральной культуры, являющейся в свою очередь частью общей художественной культуры школьников.
Анализ философской, искусствоведческой, психолош-педашгической, методической литературы, а также результаты педагогической деятельности и опыт участия автора исследования в современном театральном процессе свидетельствуют, что решение проблемы формирования зрительской культуры старшеклассников является актуальной задачей педагогической науки.
С целью частичного разрешения этой проблемы в настоящем исследовании предпринята теоретическая и практическая педагогическая разработка того особого направления в общем театральном образовании и воспитании, которое охватывается понятием "зрительская культура".
Результаты проведенного исследования, подтвердив исходную гипотезу, позволяют сделать следующие выводы:
1. Современный театр нуждается в культурном зрителе, а старшие школьники вполне могут соответствовать категории "культурных зрителей" при целенаправленно организованном педагогическом процессе формирования зрительской культуры.
2. В условиях современного общеобразовательного процесса возможно сформировать интерес к живому театру на фоне погруженности современного старшеклассника в компьютерную культуру, аудио-видеонасмотренность.
3. Определены семь компонентов зрительской культуры, формированию которой могут способствовать занятия театральным искусством на уроках МХК и факультативе по театру.
Зрительская культура представляет собой следующие взаимодействующие и взаимовлияющие друг на друга компоненты:
1) наличие определенного объема специальных знаний об искусстве театра, которые входят в активный обиход учащихся, освоены ими в познавательном плане и творчески проявляются в интеллектуальной деятельности:
2) наличие выработанных в процессе обучения необходимых навыков целостного восприятия пьесы и спектакля, которое характеризуется степенью понимания "контекстности": а) в контексте концепции драматурга; б) режиссерской концепции; в) актерского исполнения:
3) эстетическая и интеллектуальная отзывчивость на элементы формы и содержания театрального спектакля. Художественные знания (понятия в искусстве) в области эстетической являются первыми шагами осознанного освоения учащимися искусства и отраженной в нем действительности;
4) Наличие сопереживания (эмоциональный фон);
5) способность переноса эстетических оценок с театрального на другие виды искусства;
6) Творческие театральные проявления учащихся, которые выражаются в: а) способности к самостоятельной интерпретации мысли (драматурга, режиссера и т.д.); б) оригинальности и выразительности творческих проявлений; в) проявлении личностной оценки учащегося.
4. Сформулированы следующие педагогические принципы формирования зрительской культуры старшеклассников, которые заключаются в следующем: зрительская культура развивается на базе накопления опыта восприятия спектакля и приобретения навыков общения с искусством; зрительская культура обеспечивается субъективно заинтересованным пониманием театрального спектакля в процессе педагогически организованного общения на занятиях по искусству; зрительская культура проявляет и развивает специальный интерес к знаниям по теории и истории театрального искусства.
5. Эффективность процесса формирования зрительской культуры старшеклассников выявляется в ходе использования знаний об искусстве театра: а) знание актуализируется в процессе формирования личностной оценки произведения искусства; б) необходимость и актуальность знаний по искусству театра проявляется в процессе групповой творческой работы и педагогически организованных обсуждений.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Некрасова, Людмила Михайловна, Москва
1. Абрамян Д.Н. Общепсихологические основы художественного творчества (теоретико-методологические аспекты проблемы). - М.,1994.322 с.
2. Аверьянов А.И. Психолого-педагогические условия организации социального взаимодействия в театральном объединении подростков: Автореф. дис.канд. пед. наук.: М.,1994. — 17 с.
3. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. — Л.:Изд-во ЛГУ, 1968. -336 с.
4. Ананьев Б.Г. и др. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия. — М.: Просвещение, 1968. — 334 с.
5. Аннинский Л.А. Билет в рай: размышление у театральных подъездов.
6. М.: Искусство, 1988. — 365 с.
7. Арнхейм Р. Искусство визуального восприятия. — М.: 1974.
8. Арто А. Театр и его двойник. — М.: Мартис, 1993. —191 с.
9. Архипова В.В. Коллективная организационная форма учебного процесса. — Спб., АОЗТ "Интерос", 1995.
10. Бакушинский A.B. Исследования и статьи. — М.: 1981.
11. Басин Е.Я. Психология художественного творчества. — М.: 1985.
12. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. — М.: 1976.
13. Бахтин М.М. К методологии гуманитарных наук //Эстетика словесного творчества. — М.: 1995.
14. Бахтин H.H. Воспитательное значение театра // Педагогический сборник А.Н.Островского. — Спб.: 1907.
15. Бахтин H.H. Театр и его роль в воспитании: сб. На помощь семье и школе. — М.: 1911.
16. Берковский H.A. Литература и театр.: Сб. статей. — М.: Искусство, 1971.
17. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. — М.: Прогресс. — 421 с.
18. Бестужев-Лада И.В. К школе XXI века: Размышления социолога. — М.: Педагогика, 1988. — 256 с.
19. Благонадеждина Л.В. Вопросы восприятия театрального спектакля.// Вопросы психологии, 1973, № 1, с.
20. Богачинская Ю.С. Метод как система регулятивов обучения гуманитарно-художественным предметам в школе: Автореф. дис. . канд. пед. наук. —Волгоград, 1994. —23 с.
21. Бондаренко Е.А. Система аудиовизуального образования в 5-9 классах общеобразовательной школы: Автореф. дис. . канд. пед. наук. --М.: 1997. —34 с.
22. Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности. М.: 1995. — 212 с.
23. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М.: Просвещение, 1968. — 464 с.
24. Брук П. Блуждающая точка.: Статьи. Выступления. Интервью. — М.: Артист. Режиссер. Театр, 1996. — 270 с.
25. Брук П. Пустое пространство : пер. с англ. — М.: Прогресс, 1976. -239 с.
26. Брянцев A.A. Воспоминания. Статьи. Выступления. Дневник. Письма.: Сборник. Ред.-сост. А.АТозенпуд. М.: ВТО, 1979. - 296 с.
27. Валлон А. Психическое развитие ребенка. М.: 1967.
28. Взаимодействие и интеграция искусств в полихудожественном развитии школьников.: Под общ. ред. Г.П.Шевченко и Ю.П.Юсова. — Луганск .: 1990. — 180 с.
29. Венгер Л. А. Восприятие и обучение. —М.: Просвещение, 1969.
30. Возрастные и индивидуальные особенности младшего подростка (Под ред Д.Б.Эльконина, Т.В.Драгуновой). — М.: Просвещение, 1967. --360 с.
31. Волкова Е.В. Произведение искусства в мире художественной культуры. — М.: 1988.
32. Волькенштейн В.М. Драматургия. —М.: Искусство, 1963. — 370с.
33. Вопросы теории и практики коллективного способа обучения: Сост. Мкртчан М.А., Бондаренко Л.В. — Красноярск, Красноярский с. х. институт, 1988.
34. Восприятие изобразительного искусства школьниками.: Сб. науч. трудов. — М.: Изд-во АПН СССР, 1988. — 130 с.
35. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. — М.: Просвещение, 1991. — 93 с.
36. Выготский Л.С. Мышление и речь. — Собр. соч. в 6-ти тт. — Т. 2. — М.: Педагогика, 1984. — С. 5=361.
37. Выготский Л.С. Психология искусства. — М.: Педагогика, 1987. — 344 с.
38. Гаевский В. Флейта Гамлета: Образы современного театра. — М.: СТД России, 199. —351 с.
39. Гальперин П.Я. Основные принципы исследований по проблеме " Формирование умственных действий и понятий". — М.: 1965.
40. Гачев Г.Д. Жизнь художественного сознания: Очерки по истории образа. — М.: Искусство, 1972.
41. Гачев Г.Д. Содержательность художественных форм: эпос, лирика, театр. — М.: Просвещение, 1968. — 303 с.
42. Гачев Г.Д. Творчество, жизнь, искусство. — М. : 1980.
43. Гегель. Эстетика.: В 4-х тт. — М.: Искусство, 1968-1973. — Т. 2.
44. Геллер Т.Ш. О специфике художественного образа в театральном искусстве : автореф. дис. . канд. искусствоведения. М.: 1972. — 23 с.
45. Гиббон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию — М.: Прогресс, 1987.
46. Гласс Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. — М.: Прогресс, 1976, 495 с.
47. Грегори А. Психология зрительского восприятия. — М.: Прогресс, 1970. —473 с.
48. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментально-психологического исследования. -М.: Педагогика, 1986. — 240 с.
49. Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики. — Под ред. М.Н.Скаткина. — М.: Просвещение, 1982. — 319 с.
50. Дмитриевский В.Н. Театр уж полон. Зритель и сцена глазами социолога и театрального критика. — Л.: Искусство, 1982. — 191 с.
51. Драгунова Т.В. Подросток. — М.:1976.
52. Драматизация в школе: Программы для I и II ступени Семилетней Единой Трудовой школы. — М.: 1921 — опубликовано: Первое сентября//!7 марта 2001, с. 4.
53. Дьяченко В.К. Общие формы организации процесса обучения. — Красноярск, Изд-во КГУ, 1984.
54. Запорожец A.B. Избранные психологические труды : В 2-х т. Т.1. Психическое развитие ребенка. — М.: Педагогика, 1986. — 320 с.
55. Захава Б.Е. Мастерство актера и режиссера.: Изд. 2-е, испр. и доп. — М.: Искусство, 1969. — 320 с.
56. Ершов П.М. Сочинения в 3-х т./Отв.ред. В.М.Букатов. М.: ТТО "Горбунок", 1991. — Т. 1. "Технология актерского искусства". — М.:1992. — 288 с. — Т. 2. "Искусство толкования", ч. 2. "Режиссура как художественная критика". — М.-Дубна: Феникс, 1997. — 61 с.
57. Ершов П.М., Ершова А.П., Букатов В.М. Общение на уроке, или режиссура поведения учителя. — Изд. 2-е, перераб. и доп. — М.,1998. --336 с.
58. Ершова А.П., Букатов В.М. Актерская грамота — подросткам: Программа, советы и разъяснения по 4-летнему курсу обучения в театральных школах, классах, студиях. —Ивантеевка: 1994. — 160 с.
59. Ершова А.П., Букатов В.М. Возвращение к таланту: Педагогам о социо-игровом стиле работы. —Красноярск, 1999. — 221 с.
60. Ершова А.П., Гутина О.М. Театральная культура в школьной педагогике// Народное образование. — 1995. -- № 8-9. — с. 91-96.
61. Идеи эстетического воспитания: Антология в 2-х т. Т. 1. — М., 1973.
62. Ильенко Л.П. Педагогическое основы эстетического воспитания и развития школьников (1-9 классы) средствами интегрированного курса предметов искусств. : Автореф. дис. . канд. пед. наук. — М., 1996. — 19 с.
63. Иоскевич Я.Б. Современный художественный процесс: Методология комплексного подхода. — Спб, 1992. — 103 с.
64. Искусство и эстетическое воспитание молодежи: Сб. статей. — М.: Наука, 1981.—335 с.
65. Искусство как фактор интеллектуально-творческого развития школьников. — М.,1980.
66. Искусство — фактор эмоционально-нравственного развития школьников: Сб. науч. трудов. —М.: Изд. АПН СССР. — 1986. —120 с.
67. Исследование художественных интересов школьников. — М., 1974. — 160 с.
68. Каган М.С. Морфология искусства : Ч. 1, 2,3. — Л., 1974.
69. Каган М.С. Философия культуры. — Спб.:Петрополис, 1996.— 416с.
70. Каган М.С. Эстетика как философская наука : Университетский курс лекций. — Спб.: Петрополис, 1997. — 544 с.
71. Калинкан А.Т. Эстетический идеал, искусство, познание. —М.,1983.
72. Каменева М.В. Интеграция знаний в образовательной области "Искусство" как средство гуманистической ориентации школьников в процессе обучения: Автореф. дис. канд. пед. наук. — Спб., 1988. -17с.
73. Кле М. Психология подростка: психосенсуальное развитие. Пер.с фр. —М.: Педагогика, 1991. — 176 с.
74. Коган Л.Н. Художественная культура и художественное воспитание. — М.: 1989.
75. Кон И.С. Психология ранней юности. — М.: Просвещение, 1989. -255 с.
76. Коносова М.В. Развитие творческого потенциала детей средствами театрального искусства.: Автореф. дис. . канд. пед. наук. — М.Д994. — 19 с.
77. Копылова А.В. Планирование уроков по мировой художественной культуре. — М.: Аз, 1999.
78. Коханая О.Е. Театр юного зрителя как специфический социокультурный институт: Автореф. дис. . канд. пед. наук. — М.,1995. — 18 с.
79. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. — М.,Педагогика, 1971. —280 с.
80. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. — м.,1977.—304 с. 80 Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. — М., Изд-во МГУ. -75с.
81. Леонтьев А.Н.Психологический подход к анализу искусства. — В Сб.: Эмоциональное воздействие массовой коммуникации: педагогические проблемы. — м.,1978. — 124 с.
82. Лихачев Б.Т. Воспитание и социум: Личностные смыслы общественного самосознания. —М.: 1999. — 149 с.
83. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций// Учебное пособие. — М.: Юрайт, 1998.—464 с.
84. Лихачев Б.Т. Философия воспитания. Спец.курс.: Учебное пособие. — М.: Прометей, 1995. —282 с.
85. Лихачев Д.С. Письма о добром. — Спб.:Блиц, 1999. — 190 с.
86. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (xviii-xix века). — Спб.: "Искусство-Спб", 1997. — 399 с.
87. Лоусон Дж. Теория и практика создания пьесы и киносценария. — М.: Искусство, 1960.
88. Лук А.Н. Психология творчества. — М., 1978.
89. Малочевская И.Б. Выразительные средства спектакля: Учебное пособие. — Л.,1985.
90. Марков П.А. О театре. В 4-х тт. М.: Искусство, 1974.
91. Марченко Т.А. Театр воспитывает. —М.: Педагогика, 1976.
92. Махлина С.Т. Язык искусства в контексте культуры. — Спб.: 1995.
93. Мелик-Пашаев A.A. Несколько мыслей о "подростковом кризисе"// Искусство в школе. — 1995. — № 2. — с. 16 18.
94. Мелик-Пашаев A.A. Педагогика искусства и творческие способности. — М.: Знание, 1981. — 96 с.
95. Мировоззренческая культура личности. — Киев.: 1986.
96. Михайлова а.Я. Кто придумал театр, или Сто тысяч "почему"//Театр, № 3, 1989. — с. 182=183.
97. Неменский Б.М. Культура — искусство — образование: Цикл бесед.1. М., 1993. —73.
98. Никитина А.Б., Тюханова Е.Л. Интегративный курс "Театр". История про театр. Кн. 1: Любите ли вы театр?: Метод, пособие для учителей. — М.: Авангард, 1995. — 105 с.
99. Общая психология // Под. ред. А.В.Петровского. — М.: Просвещение, 1986. — 464 с.
100. Ойстрах О.Г., Демидова Т.Л. Методическое пособие по курсу "Мировая художественная культура. Западная Европа. Ближний Восток". — М.: Фирма МХК, 2000.
101. Основы театральной культуры в школе: Программа внеклассных занятий в 4-7 классах "Час театра" и факультативного курса для 8-10 классов. — М.:Изд-во АПН СССР, 1988. — 77 с.
102. Отметка, оценка, критерии успешности в педагогике искусства: круглый стол в "Искусстве в школе"// Искусство в школе. — 1994, № 4.с. 12-18.
103. Пави П. Словарь театра: Пер. с фр. — М.: Прогресс, 1991. — 504 с.
104. Пешикова Л.В., Предтеченская Л.М. Минимум содержания образования по предмету "Мировая художественная культура: Рекомендации для проведения аттестации учителей мировой художественной культуры. — М.: Книголюб, 2000. —72 с.
105. Паламишев A.M. Действенный анализ пьесы. — М, 1982.
106. Писарский, Собкин B.C. Учитель и старшеклассник в мире художественной культуры. — М.: ЦСО РАО, 1997. — 89 с.
107. Предтеченская Л.М.Мировая художественная культура 9-11 классы. —М.: 1988, 1994.
108. Приобщение личности к эстетической культуре в педагогическом процессе. — М., 1995.
109. ПО. Проблема преподавания художественных дисциплин в школе: Сб. науч. трудов// Под ред. А.А.Мелик-Пашаева. М.: ВНИК "Школа", 1990. — 105 с.
110. Проблемы эстетического воспитания подростков: Сб. науч.- метод, статей. — М.: Новая школа, 1994. — 96 с.
111. Проблемы эстетического развития личности школьника. — М., 1994.
112. Психология: Словарь // Под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. — М.Лолитиздат, 1990. — 494 с.
113. Психология современного подростка//Под ред. Д.И.Фельдштейна.- М: Педагогика, 1987. — 240 с.
114. Психология формирования и развития личности. — М., 1981.
115. Ремез О.Я. Азбука режиссуры. — М.: Искусство, 1976. — 119 с.
116. Ремез О.Я. Мизансцена — язык режиссера. — М.: Искусство, 1963.134 с.
117. Ритм, пространство, время в литературе и искусстве// Под ред. Б.Ф.Егорова, Б.С.Мейлаха, М.А.Сашарова. — Л.: Наука, 1974.
118. Рубина Ю.И. Театр и подросток. — М.: Просвещение, 1970.— 208 с.
119. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — В 2-х тт. М.: Педагогика, 1989. — Т. 1. — 486 С. — Т. 2. 323 с.
120. Себар Т.В. Уроки мировой художественной культуры: Учебно-метод. пособие. — М.: Творческий центр Сфера,2000.
121. Симонов П.В. Темперамент. Характер. Личность. — М., 1984.
122. Симонов П.В. и др. Происхождение духовности. — М.: Наука, 1989. —352 с.1.l
123. Собкин B.C., Писарский П. С. Динамика художественных предпочтений старшеклассников: По материалам социологических исследований 1976-1991 гг. — М.: МО РФ, 1992. — 79 с.
124. Собкин B.C., Писарский П.С. Жизненные ценности и отношение к образованию: кросскультурный анализ. — Москва—Амстердам. — М.: Центр социологии РАН, 1994. — 151 с.
125. Современные проблемы театрально-творческого развития школьников //Сб. науч. трудов. — М.: йзд-во АПН СССР, 1989.—126 с.
126. Солодовников Ю.А. Программы для общеобразовательных учреждений: Художественная культура Древнего мира, средних веков, эпох Возрождения. Мировая художественная культура//Рекомендована МО РФ. —М.: 1994.
127. Станиславскй К.С. Собрание сочинений в 8 т. Т. Работа актера над собой.
128. Столович Л.Н. Жизнь — творчество — человек: Функции художественной деятельности. — М.: Политиздат, 1985. — 415 с.
129. Творческий процесс и художественное восприятие. — Л.: 1978.
130. Театр 1 — 11 классы: Программы общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение, 1995. — 159 с.
131. Театр — зритель: Проблемы социологии театрального искусства. --М.: 1973. — 169 с.
132. Театр и наука: Сб.науч.статей. — М.: 1988.
133. Театр и школа: Сб. статей. — Вып. 7. — М.: ВТО и НИИ ХВ, 1976.с. 183. —Вып. 8. — М.: ВТО и НИИ ХВ, 1980. — 167 с.
134. Театр, школа, жизнь (Театр и школа): Сб. статей. — Вып. 9. — М.: ВТО и НИИ ХВ, 1986. — с. 128.
135. Теория и практика воспитательных систем: В 2-х кн. — М.: 1999.- Кн. 1. — 143 с. — Кн. 2 — 203 с.
136. Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания // Из истории пед. мысли России (1941 — 1985). — М.: 1993. — Кн. 2, —с. 50 — 61.
137. Товстоногов Г.А. Зеркало сцены. —Л."Искусство, 1980. — Т.1. О профессии режиссера. — 303 с. — Т. 2. Статьи. Записи репетиций. — 311 с.
138. Торшилова Е.М. Эстетическое отношение подростков к искусству и действительности. — ML: 1983.
139. Торшилова Е.М. и Дукаревич М. Художественное восприятие живописи и структура личности// в кн.: Творческий процесс и художественное восприятие. — Л.: 1978.
140. Торшилова Л.М. и Печко Л.П. Воспитание у подростков и молодежи творческой активности. — М.: 1986.
141. Узнадзе д.Н. Психологические исследования. — М.: Наука, 1966. --451 с.
142. Уроки театра на уроках в школе: Театральное обучение школьников 1 — 11 классов: Программа, метод, рек., сб. упр. // Сост. А.П.Ершова. — М.: НИИ ХВ, 1992. — 73 с.
143. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения в 6-ти тт. //Сост. С.Ф.Егоров. — М.: Педагогика, 1990. — Т. 5. — С. 528.
144. Фохт-Бабушкин Ю.У. Искусство и духовный мир человека: Об особенностях воздействия искусства на личность. — М.: Наука, 1982. — 112 с.
145. Фохт-Бабушкин Ю.У. Художественная культура: проблемы изучения и управления. — М.: 1986.
146. Фрейд 3. Психология бессознательного: Сб. произведений. — М.: Просвещение, 1990. —448 с.
147. Хайдеггер M. Работы и размышления разных лет. — М.: Прогресс,1993.
148. Химик И.А. Как преподавать МХК: Книга для учителей. — М.:1994.
149. Хрестоматия по ощущению и восприятию. — М.: Изд-во МГУ, 1975.
150. Художественное восприятие. —JL: 1971.
151. Художественная культура: понятия, термины. — М.: 1978.
152. Художественная культура и искусство: Методологические проблемы: Сборник статей. — Л.: 1987.
153. Художественная культура и развитие личности: Проблемы долгосрочного планирования. — М.: 1987.
154. Художественное творчество: Вопросы комплексного изучения. — Л.: 1986.
155. Художественное творчество и психология. — М.: 1991.
156. Художник и публика: Сборник статей. Л.: 1981.
157. Чухман Е.К. Творчество — восприятие — творчество // Искусство в школе. — 1993. № 6. — с. 32 - 35.
158. Шацкий С.Т. Педагогические сочинения. В 4-х тт. М.: Просвещение, 1965.
159. Шкловский В. Искусство как прием // В сб.: О теории прозы. М.: 1967.
160. Шпет Г.Г. Театр как искусство/УВопросы философии. — 1989, № П. —с. 77-92.
161. Шпет Г.Г. Сочинения. М.: 1989.
162. Шпет Л.Г. Советский театр для детей: страницы истории. — Л.: Искусство, 1971. — 431 с.
163. Штейнер Р. Методика обучения и предпосылки воспитания./ Пер. с нем. —М.: 1994. —80 с.
164. Экспериментальные программы комплексного художественно-творческого развития школьников: 1-8 классы. — М.: Изд-во АПН СССР, 1989. — 143 с.
165. Эльконин Д.Б. Психология игры. — М.: Педагогика, 1979. — 296 с.
166. Энциклопедический словарь юного зрителя. — М.: Педагогика, 1989. —639.
167. Эстетическое сознание личности. — М.: 1994. — 273 с.
168. Юзовский И.И. О театре и драме. В 2-х тт. М.: Искусство, 1982.
169. Юсов Б.П. Проблемы художественного воспитания и развития школьников: Автореф. докт. дис. — М.: НИИ ХВ АПН СССР, 1984.
170. Якобсон П.И. Исследование художественного творчества. — М.: Знание, 1971. —46 с.
171. Якобсон П.И. Эмоциональная жизнь школьника. — М.: 1983. — 256 с.