Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Выявление общечеловеческого и национально-специфического в литературе народов Крайнего Северо-Востока России в процессе преподавания, 5-6 классы

Автореферат по педагогике на тему «Выявление общечеловеческого и национально-специфического в литературе народов Крайнего Северо-Востока России в процессе преподавания, 5-6 классы», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Автореферат
Автор научной работы
 Шантина, Эльфрида Давыдовна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 1997
Специальность ВАК РФ
 13.00.02
Диссертация по педагогике на тему «Выявление общечеловеческого и национально-специфического в литературе народов Крайнего Северо-Востока России в процессе преподавания, 5-6 классы», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Диссертация

Автореферат диссертации по теме "Выявление общечеловеческого и национально-специфического в литературе народов Крайнего Северо-Востока России в процессе преподавания, 5-6 классы"

9 да

На правах рукописи

ШАНТИНА Эльфрида Давыдовна

ВЫЯВЛЕНИЕ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКОГО И НАЦИОНАЛЬНО-СПЕЦИФИЧЕСКОГО В ЛИТЕРАТУРЕ НАРОДОВ КРАЙНЕГО СЕВЕРО-ВОСТОКА РОССИИ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ (5-6 классы)

Специальность 13.00.02 - теория и методика обучения литературе

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Москва 1997

Работа выполнена в Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования на кафедре гуманитарного образования.

Научный руководитель:

кандидат педагогических наук, профессор ОБЕРНИХИНАГА

Официальные оппоненты:

доктор педагогических наук, профессор ЛЕОНОВ СА.

кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник РОМАНИЧЕВА Е.С.

Ведущая организация - Международный педагогический университет в г. Магадане.

диссертационного совета Д 053.01.04 в Московском педагогическом государственном университете имени В.И. Ленина по адресу: 119435, Москва, ул. М. Пироговская, д.1, ауд..............

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке МПГУ имени В.И. Ленина по адресу: Москва, ул. М. Пироговская, д.1.

а л. их&Л лппп Автореферат разослан «...........»........................1997 года.

Защита состоится «

1997 г. в.........часов на заседании

Ученый секретарь диссертационного Совета

ЗИНИН СА.

Общая характеристика работы.

Актуальность темы исследования определяется современными требованиями общества к школе воспитать личность, способную, "самостоятельно ориентироваться в многообразии ценностей и норм, предлагаемых современному человеку", понимать многообразие человеческих культур, уважать инокультурные традиции1. Одной из главных задач литературного образования сегодня является осмысление школьниками "общечеловеческих и национально-культурных ценностей, воплощенных в художественных произведениях"2. Проблема общечеловеческого в морали и искусстве в различные исторические эпохи трактовалась по-разному: от утверждения, что настоящее искусство может быть только общечеловеческим, ибо в его основе лежит раскрытие общей для всех людей человеческой природы (в домарксистский период), до провозглашения, что общечеловеческое — это коммунислгческое, только то, что классово и партийно (в послемарксистский период).

Современная ситуация в обществе требует корректировки этого понятия. Утверждение человеческой жизни как высшей ценности выдвигает на первый план эбщечеловеческую мораль как "принцип некоей абсолютной, идеальной теловечноспги"3. Особую актуальность проблема общечеловеческого и национального триобрегает в искусстве и литературе. Г.И.Куницын определяет общечеловеческое как )стину, добро, красоту в их социально-культ><ном выражении; "произведения искусства >бщечеловечны в той мере, в какой они талантливы и художественно правдивы щновременно..."4

В школьном преподавании до середины 80-х годов не уделялось должного ¡ннмания художественно-эстетическим ценностям произведений, представленным в >бщечеловеческом содержании, в то время как учащимся важно усвоить, что общечеловеческая ценность произведения — это прежде всего художественно-стетическая ценность"5.

В основу ныне действующей федеральной программы по литературе положен удожественпо-эстепгческих принцип отбора материала, что позволяет учащимся пределить место литературного произведения в национальном и мировом удожественном процессе. Проблема изучения литературных взаимосвязей поставлена амой жизнью, ибо в настоящее время назрела настоятельная потребность скорейшего кшешш проблемы межнациональных отношений. В 60-70-ые годы в философской итературе резко возросло внимание к проблеме диалога как основы творческого ышления. Своеобразным культурологическим введением в проблему диалога культур

^алышевский А.Ф. Образование накануне XXI века: Поиск иных смыслов. В.сб: Культура на пороге [ тысячелетия: Материалы III международного семинара в Спб. — Спб, 1996. — С. 286-287. Справка Министерства образования РФ "О развитии литературного образования в ¡щеобразовательных учреждениях Российской Федерации"// Лит. в шк., 1996, "4. — С-68. Срутова О.Н., Кругов Н.Н. Классовое и общечеловеческое: политизированная мораль./ эщечеловеческое и классовое в морали. Сб. статей. - М., 1990. — С. 53

Суншшн Г.И. Общечеловеческое в литературе. М., 1980. — С. 12.

иметзянов М.Г. Формирование художественно-эстетических ориентации старшеклассников в процессе

воения курса русской ллитературы. (на материале школ Республики Татария). Диссертация. — Казань,

95. — С. 8

оказались книга М.М.Бахтина (прежде всего — "Проблемы поэтики Достоевского"), который писал: "Чужие сознания нельзя созерцать, анализировать, определять как объекты, вещи, — с ними можно только диалогически общаться"6, и лишь при взаимодействии, диалоге разных культур становится видимыми и постижимыми и особенности собственной культуры. Сегодня в основе диалога культур — многокультурье современного мира.

Для России вопрос диалога культур особенно актуален, так как, находясь на стыке Востока и Запада, она, по словам А.Белого, является "символом судсб всего человечества'.'7 Большое внимание этой проблеме уделяет Н.Бердяев, А.Лосев, Г.Гачев, В.Библер, М.Каган и другие философы и культурологи. М.С.Каган считает, что "только ... диалог Запада о Востоком может открыть перспективу объединения землян как единой популяции, сама жизнь которой зависит от ее единства"8. В школе философ хочет видеть "институт культуры, для которого задачи образования и обучения являются ... приобщением к культуре входящего в жизнь молодого человека и формированием его потребности и способности развивать культуру собственной творческой активностью в общении с другими людьми и во благо всего человеческого рода"9.

Принцип "диалога культур" обусловливает понимание инонациональной культуры, " способствует формированию в сознании учащихся понимания того, что национально-самобытное искусство выражает общечеловеческое и обогащает его какими-то особыми гранями, неповторимыми, свойственными лишь ему моментами"10. Взаимосвязанное изучение чукотской и русской литератур позволяет решить глубокие нравственные и культурные проблемы, и в этой связи оно приобретает особую ценность и актуальность, особенно если учесть, что "с давних времен русская и национальные литературы развивались в тесном взаимодействии и оказывали влияние друг на друга"11. Именно такое изучение литературы заложено в основу региональной программы для 5-6 классов. "Литература народов Крайнего Северо-Востока России" (автор Шантина Э.Д., Магадан, 1995), которая является дополнением к федеральной программе по литературе (авторы Курдютова Т.Ф., Полухина В.П.) и предназначена для школ Дальневосточного региона. Ее ведущий принцип: от освоения культуры родного народа (русского) — к культуре народов совместного проживания — затем приобщение к мировой культуре на базе сопоставительного изучение разнонациональных литератур, которое создает условия для воспитания высоконравственной, творчески мыслящей личности с высоким уровнем литературного образования.

' Бахтин М.М, Проблема поэтики Достоевского,- М., 1992. — С. 76

7 А.Блок, А.Белый. Диалог поэтов о России и революции. - М., 1990. — С.501.

8 Каган М.С. Философия культуры. — Спб, 1996. — С. 398

9 Каган М.С. Философия культуры. — Спб, 1996. — С.393.

10 Хайруллин Р.З. Литература народоов России. / Программа ощеобразовательных учреждений. Литература. — М., 1994. — С.94

11 Каган М.С. К вопросу о национальном своеобразии искусства // Вопросы философии. — 1958, № 1. — С. 116

Таким образом, в диссертации исследуется злободневная проблема осмысления эбщечеловеческих и национально-культурных ценностей, воплощенных в удожественных произведениях чукотской и русской литературы ; в основе ^следования — принцип " диалога культур", взаимосвязанного сравнительного пучения разнонациональных литератур. Актуальность исследования определяется шумя факторами. Первый связан с введением в программу 5-6 классов национально->егионального компонента образования. Второй - с поисками эффективных методов и фиемов изучения литератур разных народов в школе.

Вопросы взаимосвязанного изучения русской и национальных литератур в >азных аспектах ставились и разрабатывались в трудах М.Абдувалиевой, Л.Ахметзянова, И.Габдировой, М.Газалиевой, М.Флоряну, Р.Хайруллина, Л.Черкезовой и других методистов. Наметились пути и формы изучения этой |роблемы: выявление общности тематики п творчестве писателей разных :ацноналъностей, типологического сходства и национального своеобразия литератур азных народов. Однако все эти исследования касаются вопросов сопоставительного зучения литературы в старших классах. Практически не исследовался вопрос ыявлення общечеловеческого и национального в литературе. Настоящее исследовагаш вляется, с одной стороны, дальнейшим развитием методики сопоставительной нтерпретации в школе, а с другой, — впервые освещает проблему изучения ладописьменной литературы Чукотки в сравнении с русской литературой в аспекте бщечеловеческого в 5-6 классах Младописьменная литература народов Северо-остока, возникшая лишь в 30-ые годы XX столетия и являющаяся "особым ^■дожественно-эстетическим феноменом"12, развивалась на базе лучших достижений лного народного творчества в сочетании с опытом культуры развитых наций. В элыней мере творческой зрелости чукотских писателей способствовала культура /сского народа, его литература, язык. В этой ситуации одним из эффективных (риантоп изучения литературы Чукотки является использование сравнительного стода, сформировавшегося в литературоведении в конце XIX века в трудах лександра Веселовского как сравнительно-исторический метод.

Методологической базой исследования послужили труды психологов 1.Блонского, Л.Выготского, В.Давыдова, Д.Эльпонина, II. Крутсцского, Н.Лейтеса, .Лукина и др.), дидактов и методистов (И.Лернера, Ф.Буслаева, В. Стоюннна, Острогорского, В.Водовозова, М.Рыбниковой, В.Голубкова, О.Богдановой, .Дановского, С.Зинина, Н.Соболева, Г.Семеновой и др.), литературоведов ^.Бахтина, А.Весеяовского, В.Жирмунского, В.Проппа, Д.Фрезера, Е.Мелетинского, Неупокоевой, Н.Конрада), ученых-североведов (В.Богораза-Тана,

.Воскобойникова, М.Вдовина, Б.Комзновского, С.Нефедовой, М.Комиссаровой, ».Шпрыгова и др.)

Цель исследования: опираясь на достижения современного литературоведения, ихологии, дидактики и методики, а также на результаты опытно-экспериментальных

<айруллин Р.З. Литература народов России. / Программа общеобразовательных учреждений, тсратура. — М., 1994. — С Л 09

исследовании, выявить, обосновать, экспериментально проверить эффективные путк выявления общечеловеческого и национального в литературе народов Чукотки разработать методы и приемы введения сопоставительного материала в курс "Литература Северо-Востока" в 5-6 классы в образовательных и воспитательных целях создать систему целенаправленных действий по формированию на этой основе умений необходимых для восприятия и интерпретации литературного произведения.

Объект исследования — процесс изучения литературы Крайнего Северо-Востока России в 5-6 классах во взаимосвязи с русской литературой.

Предмет исследования - методика сравнительной интерпретации типологически близких художественных произведений разнонациональных литератур с целые выявления общечеловеческих ценностей.

Для решения комплекса поставленных задач и осуществления цели работы были использованы следующие методы и приемы.

1.Изучение методической литературы, теоретических работ в области педагогики, психологии, сравнительного литературоведения; анализ школьных программ и учебников по русской литературе и литературе пародов России.

2. Проведение опытно-экспериментальных исследований по апробированию методической модели выявления общечеловеческого и национального в литературе народов Чукотки.

3. Педагогический мониторинг, инструментарием которого были:

— беседы, анкетирование, тестирование учащихся, учителей, родителей по структуре и содержанию авторской программы "Литература народов Северо-Востока" и оптимальности используемых методов и приемов работы;

— наблюдение за типами поведения и деятельностью учащихся на уроке;

— анализ результатов экспериментальной работы;

— корректировка методической модели.

Основной метод исследования — педагогический, эксперимент. В эксперименте принимали участие 17 учителей — экспериментаторов и диссертант. Опытно-экспериментальные исследования проводились в течение 5 лет на 12 экспериментальных площадках г.Магадана и области.

Гипотеза: если теоретически обосновать необходимость формирования представления об общечеловеческих ценностях;

— определить темы учебной программы, на основе которых целесообразно и возможно формирование понятий "общечеловеческие" и "национальные" духовные ценности;

— работу по выявлению общечеловеческого и национально-специфического в литературе народов Чукотки вести целенаправленно, систематически, органически включая в уроки и самостоятельные домашние задошм;

— сопровождать изучение литературы народов Чукотки сравнением ее с типологически близкими ей произведениями русских писателей и осуществлением межпредметных связей (с историей, изобразительным искусством);

— подчинять систему письменных работ задаче развития устной и письменной речи,

творческих способностей учащихся,

то такой подход будет способствовать:

— выработке у учащихся 5-6 классов способности осмысливать общечеловеческие и национальные духовные ценности и их взаимодействие;

— стимулированию у учащихся потребности сравнивать, обобщать, делать обоснованные выводы;

— повышению творческого потенциала учащихся 5-6 классов, культуры общения, развитию устной и письменной речи;

— воспитанию интереса к региональной литературе, русской и мировой классике, уважения к инонациональной культуре и гордости за великую русскую культуру;

— развитию навыка самостоятельной работы с художественным произведением.

Критерии оценки ожидаемого результата:

Учащиеся 5-6 классов должны:

1) при сопоставлении произведений разных писателей выделять общие, наиболее ;ущественные признаки, осознавать национальную специфику произведения и юмысливатъ общечеловеческие духовно-эстетические ценности;

2) при сравнении разнонациональных литератур находить общее в различном и )азличное в общем;

3) уметь логически и образно оформлять свои мысли, создавать устный и шсьменный текст;

4) выбрать для самостоятельного чтения высокохудожественные произведения мтературы.

В процессе исследования предлагалось разрешить следующие задачи.

1. Теоретически обосновать и экспериментально проверить результативность спользования методической модели выявления общечеловеческого и национального путем сравнительно-типологического метода) в процессе изучения литературы [укотки в 5-6 классах.

2. Разработать систему уроков, определив темы учебной программы, па основе оторых будут формироваться понятия "общечеловеческие" и "национальиые"духовные культурно-эстетические ценности.

3. Наметить наиболее эффективные методы и приемы работы на уроках литературы 5-6 классах, способствующие воспитанию, формированию познавательных интересов развитию творческого потенциала личности.

4. Проследить сотворчество учителя и ученика, при котором развиваются зорческие способности учащихся , читательский интерес, уважение к нонациональным традициям, понимание общечеловеческого и инонационального в >держании и форме художественного произведения.

5. Апробировать на практике авторскую региональную программу "Литература 1родов Крайнего Северо-Востока России" (автор Шантина Э.Д.) для 5-6 классов в шопиях городских и сельских учреждений образования разного типа.

Научная новизна работы заключается в том, что в ней впервые:

— теоретически обоснована эффективность использования сравнительно-

типологического изучения разнонациональных литератур в 5-6 классах с целью выявления общечеловеческих и национальных духовных и художественно-эстетических ценностей;

— разработана и апробирована система работы по выявлению общечеловеческих и национально-культурных духовных ценностей на совершенно новом, до конца не изученном в литературоведении и методике материале—литературе народов Чукотки;

— определены основные приемы сопоставительной интерпретации художественных произведений разнонациональных литератур, разработана методическая модель сравнительного изучения литературы в 5-6 классах;

— показана роль вышеназванного подхода к изучению литературы народов Чукотки в углублении восприятия русской и мировой классики, в воспитании духовно богатой, творческой личности;

— разработаны методические рекомендации для учителей с целью оптимизации процесса литературного образования в школах Дальневосточного региона.

Практическая значимость исследования заключается в том, что в нем даются рекомендации по совершенствованию системы изучения литературы в 5-6 классах с использованием национально-регионального компонента образования и сопоставительной интерпретации текста. Предлагаемая программа и учебно-методический комплекс к ней (методические рекомендации для учителя и хрестоматия "Литература народов Крайнего Северо-Востока России" для учащихся 5 класса) могут быть использованы в школах Крайнего Северо-Востока России и Дальнего Востока.

Достоверность результатов исследования и содержащихся в нем выводов подтверждается результатами опытно-экспериментальной работы, проводимой в школах г.Магадана и Магаданской области в течение пяти лет, которые получили положительную оценку Ученого совета ИПК ПК, коллегии Главного управления образования Администрации Магаданской области.

На защиту выносятся следующие положения.

1. Теоретическое обоснование психолого-педагогических основ и роли сравнительного литературоведения в выявлении общечеловеческого и национально-специфического в литературе народов Крайнего Северо-Востока России позволяет найти наиболее оптимальные и эффективные методы и приемы изучения национальной литературы в 5-6 классах.

2. Осмысление и выявление общечеловеческих и национальных культурно-эстетических ценностей на материале чукотской и русской литературы создает условия для воспитания и развития творческой, высоконравственной личности с высоким уровнем литературного образования.

3. Использование сравнительно-типологического метода в целях выявления общечеловеческого и национального окажет существенное влияние на развитие мышления школьников, будет стимулировать их читательскую активность, развивать творческий потенциал личности.

4. Работа по выявлению общечеловеческих и национальных духовных ценностей будет способствовать воспитанию чувства уважения к национальным традициям других

[ародоа, любви к Родине.

Структура и основное содержание работы.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии спользованной литературы, приложений.

Во введении дается общая характеристика работы: обосновывается актуальность збранной темы, определяется объект и предмет, цель и задачи исследования; ыявляется научная новизна и практическая значимость работы; сформулирована ипотеза исследования и выдвинуты положения, выносимые на защиту.

Первая глава ("Общечеловеческое и национально-специфическое в сознании и ультуре народов Чукотки") состоит из двух частей. Для постижения младописьменной итературы и фольклора народов Крайнего Севера (Чукотки) необходимо глубокое смысление особенностей религиозного сознания и миропонимания этих народов, [мегпго поэтому первый параграф ("Диалектика общечеловеческого и национально-1ецифического в сознании и культуре народов Чукотки") посвящен раскрытию иалектики общечеловеческого и национально-специфического в сознании и культуре ародов Чукотки, которые вплоть до начала XX столетия находились на уровне ервобытно-общинного строя. Теоретической основой научных исследований данного эпроса явились труды Дж. Фрезера, Э.Тайлора, В.Богораза, И.Вдовина, С.Токарева и оугих. Религиозные представления народов Чукотки, как и всех древних народов, шивались в двух направлениях: в понимании и толковании явлений природы и в ззвитии представлений о появлении человека и его связей с природой. Богораз В.Г. 1зывает пять стадий развития первобытных религиозных представлешш чукчей: на I "адии все окружающее человека считалось живым; на II стадии живым представлялось >, что имело сходство по форме с человеком, - возникли амулеты; на III стадии >зникает идея, что животные, вещи могут превращаться в человека, а челопек - з ивотное или вещь; на IV стадии возникает понятие о душе; на V стадии появляется 'льт повелителей-предков. При этом Богораз подчеркивает, что все пять стадий ¡озникают почти одновременно и сосуществуют рядом".13

Все древнейшие формы религии (тотемизм н погребальный культ, промысловый 'льт, семейно-родовой культ, культ святынь и покровителей), а также более поздние эрмы религии (шаманизм, иагуалнзм, культ племенного бога) в той или иной степени шин отражение в религиозном сознании народов Чукотки. Вместе с тем религиозные рования коренных народов Севера имеют свои специфические черты. Как и у всех фодов, у северных народов бытовали (бытуют до сих пор) представления о родстве ловека с тотемными животными (на Северо-Востоке это-кит, касатка, медведь), идея ревоплощения. Однако в отличие от других народов у народов Чукотки между ловеком и некоторыми видами животных не было абсолютного разграничения, по-ому возможны были брачные союзы между человеком и животным. Своеобразное

зогораз В.Г. Чукчи. Ч.Н. - Сгб.1939

осмысление в сознании народов Чукотки получил погребальный культ. В и; миропонимании человек даже после смерти живет обычной земной жизныо. По другому они относятся и к самоубийцам, считая, что только насильственная смерть (ге охоте, самоубийство) обеспечивала попадание на том свете к родственникам. Больной i тяжесть людям в жестоких природно-климатических условиях Севера, поэтом] очевидца социальная подоплека религиозного оправдания добровольной смерти.

Наибольшее распространение на Севере получил шаманизм — особая формг религии, которая "соединяет в себе первобытную науку, медицину и хирургию, музык) и поэзию..."14. Шаманство у чукчей связано с семейными праздниками. Кулы племенного бога у народов Севера выступает в мифологическом образе Ворона-творца который, хоть и сотворил мир, но богом у чукчей, ительменов, эскимосов не стал.

Значительное место в параграфе отводится анализу проблемы языка и перевода, та» как язык является отражением жизни и мышления народа. Знания северной мифологии, особенностей национального сознания народов Чукотки помогут учащимся глубже понять фольклор и литературу этих народов, ибо мифология является основой как устного творчества парода, так и литературы.

Во втором параграфе ("Возникновение и развитие литературы народов Чукотки в аспекте общечеловеческого") исследуются материалы выдающихся ученых-североведов, собирателей фольклора народов Колымы и Чукотки (В.Г.Богораэа-Тала, Л.В.Беликова, Г.А.Мсновщикова, К.А.Новиовой, М.Г.Воскобойникова, Е.С.Рубцовой). О большой значимости изучения устного поэтического народного творчества писал известный советский фольклорист В Л .Пропп, называя фольклор "драгоценным историко-этнографическим источником".15 Первые наиболее серьезные исследования фольклора народов Чукотки появляются в трудах Богораза-Тана В.Г, ученого-лингвиста, этнографа, писателя, народовольца, сосланного на Колыму в конце XIX века. В своих исследованиях колымского и чукотского фольклора ученый замечает тесную связь чукотского фольклора с русским и мировым, он даже выделяет особый вид сказок, которые называет "русскими" (таньгин). Подчеркивая роль познания мироощущения другого народа в осознании собственной сущности, он пишет: "Из разнообразных и неожиданных произведений полярных племен мы, русские, можем понять и почувствовать сущность того первобытного звериного начала, которое дремлет в нас и в любую минуту может проснуться и выбраться наружу."16

Продолжил изучение чукотского фольклора Л.В.Беликов, который, в отличие от Богораза-Тана, большое внимание уделяет художественному своеобразию сказок. Давая классификацию чукотского фольклора, он, как и Богораз, называет космогонические предания и героические сказания, но кроме того выделяет в особую группу-сказки о животных.

Эскимосский фольклор, кроме Богораза-Тана, изучали Рубцова Е.С., Меновщиков.

м Богораз-Тан В.Г. Психология шаманства у народов Северо-Восточной Азии. //Этнография, обзор, Вып. IV, 1910.-С. 16

15 Пропп В Л. Специфика фольклора. В кн.: Фольклор и действительность. - М., 1976. - С. 30.

15 Богораз В.Г. Народная литература пачеоазиатов. - Спб, 1919.

Г.А. Меновщиков считал, что фольклор народов Северо-Востока "представляет важный источник для изучения и понимания древней культуры палеоазиатов."17 Ученый делит фольклор эскимосов на два вида: сказки (аллегорические, о животных, волшебные, героические) и рассказы (бытовые и космогонические предания). Исследователь находагг сюжетные параллели эскимосского фольклора с японским и вьетнамским (например, сказка науканских эскимосов "Ворон и сова"), "кочующие сюжеты" палеоазиатских и маньчжурских народностей ("Птичка и девушка", например). Рубцова Е.С. особое внимание уделяет композиции сказок, своеобразию зачина и концовки. Она определила четыре вида эскимосского фольклора: сказки, рассказы, песни и заговоры.

В эвенском фольклоре собиратель Новикова К.А. различает 4 фольклорных жанра: сказки, бытовые рассказы, песни, загадки, - исследует особенности языка. В большей степени в эвенском фольклоре изучены малые жанры: пословицы, поговорки, загадки, заговоры-обереги.

На основе изученных материалов учащимся предлагается следующая классификация северного фольклора:

— рассказы мифологического содержания о происхождении мира, светил, человека (в них цикл сказок о вороне);

— сказки мифологического характера о злых чудовищах;

— сказки о животных;

— загадки, пословицы, заговоры-обереги.

Литература на Чукотке появилась лишь в 30 - ые годы XX века, после возникновения письменности, и сразу же заявила о себе во весь голос. Имена Юрия Рытхэу, Антонины Кымытваль стали известны ие только у нас в стране, но и за рубежом. Литература этого региона вызвала интерес не только у советских литературоведов (Л .Арутюнова, А-Акматалиева, Р.Бикмухаметова, Г.Ломидзе, М.Пархоменко, Д.Романеико, И.Смольникова, С.Нефедовой, Б.Комановского, Т.Комиссаровой, В.Шошина, К.Николаева, Ю.Шлрыгова, Л .Якименко), но и у зарубежных исследователей (Ульрих Кюнх - Германия, Моника Зельцманн - Франция).

В освещении вопроса о роли великого русского языка и литературы в развитии младописьменной северной литературы диссертант опиралась на концепционные работы Ю.С.Рытхэу "Под сенью волшебной горы", "Национальное и интернациональное", "Свет и тени полярного сияния" и другие, В.Огрызко "Звуки языка родного", а также Ч.Айтматова, Р.Гамзатова и др. Гуманистические традиции русской классической литературы, ее высокохудожественная форма оказывали благотворное влияние на литературу Чукотки. В работе подчеркивается роль ленинградских лингвистов в возникновении и развитии северных литератур (ПЛ.Скорика, Л.В.Беликова, В.Г.Богораза-Тана, М.А.Сергеева и др.) и студентов института народов Севера в Ленинграде. В этой части диссертации анализируется тематика поэзии Севера, отражающая общечеловеческие духовные ценности: тема

7 Меновщиков Г.А. О сказках азиатских эскимосах , В кк,: Эскимосские сказки, - Магадан, !980.-С 5"

родины (М.Вальгиргин "Две матери", З.Неютомкина "Птицы Наукана", В.Кеулькут "Это неправда!^, человек и природа (А.Кымытваль "Разговор с тундрой", Т. Ачиргина "Золотое сентябри Чукотки"), тема детства (А.Кымытваль "Как построить ярангу"), исторической памяти (А.Кымытваль "Кому же принести жертву?"', Ф.Тынэтэган "Раньше и теперь"].

Анализ тематики поэзии народов Чукотки еще раз подтверждает мысль, что младописьменная литературы народов Севера развивалась как часть многонациональной литературы России и отражала общечеловеческие проблемы, но при этом сохраняла национальную специфику, поэтов Чукотки волнуют тс же проблемы, которые привлекают внимание всего человечества. И решают они их "языком" искусства, который "живет... по закону общенационального разговорного языка"18. В национальном проявляется общечеловеческое, и молодая литература Чукотки является образцом того, как общечеловеческое содержание выражается посредством ее национальных особенностей.

Вторая глава ("Психолого-педагогические основы выявления общечеловеческого и национального в литературе Чукотки путем сопоставительной интерпретации разнонациональных литератур в 5-6 класса^ состоит из двух параграфов.

Параграф 1((Шсихолого-педагогичвеские аспекты введения в курс литературы 5-6 классов региональной программы "Литература народов Крайнего Северо-Востока России" (автор Шантана Э.Д.))( Дается понятие региона как географического понятия (региональный — "местный, относящийся к какой-нибудь области, смежным странам"19) и как художественного явления (по Р.Бикмухаметову, в четырех значениях: регионально-языковом, регионально-культурном, регионально-эстетическом, регионально-политическом20); нами понятие региона как художественого явления употребляется в значении регионально-культурном. Оптимальность введения регионального компонента образования по литературе именно в 5-6 классах научно обосновывается исследованиями ведущих психологов (Лейтеса H.A., Лукина H.A., Крутецкого В.А., Блонского П.П., Эльконина Д.Б., и др.), которые утверждают, что в 5 классе происходит переход к "новой, более высокой форме учебной деятельности и новому отношению" (Д. Элькошш). Это возраст интенсивного развития "вербально-вербальной памяти" (П.Блонский), чему в значительной степени способствует изучение и заучивание наизусть поэзии. Это возраст самоутверждения, стремления познать себя в сравнении с другими, интереса к вопросам мировоззрения, религии, морали, эстетики — всему тому, что имеет место в севером фольклоре и литературе. Это период "формирования нравственных убеждений, принципов и идеалов, системы оценочных суждений" (Н.Крутецкий). Одним словом, это тот сензитивный период, который важно не пропустить и максимально использовать для развития литературно-творческих способностей (НЛейтес).

Одним из оптимальных путей активизации мыслительной деятельности учеников

" Куиицын И.Г. Общечеловеческое в литературе. — М., 1980. — С.468.

" Ожегов С.И, Словарь руского языка. — М., 1984. — С., 585.

го Бикмухаметов Р.Б. Орбиты взаимодействуя —M., 19S3.

является сравнение — "основа всякого понимания и всякого мышлешт" (К.Д. Ушинский). Сопоставление "связано с развитием эстетических чувств и формированием художественного вкуса", — считает H.A. Соболев, — повышает творческую активность учащихся.

Таким образом, анализ научных трудов ведущих психологов, педагогов, методистов дает возможность утверждать, что введение регионального компонента образования с целью осмысления общечеловеческого и национального в процессе интерпретации художественных произведений чукотских и русских писателей с использованием сравнения психологически и педагогически оправдано. Постановка проблемы взаимосвязанного изучения разнонациональных литератур в школьном курсе в настоящее время отвечает образовательно-воспитательным задачам современной школы и обусловлено значительными достижениями в литературоведении.

Параграф 2. "Роль сравнительного литературоведения в теоретическом эбосновании сравнительно-типологического метода изучения литературы народов Чукотки в 5-6 классах". Научно-теоретическое обоснование оснонных приемов ;опоставительной интерпретации художественных текстов при изучении литературы гародов Чукотки в 5-6 классах потребовало прежде всего уяснения штературоведческой природы сопоставительного анализа. Только с учетом филологических исследовашш в области литературных связей, дающих убедительный и 1есспорный в научном отношении материал, можно правильно решить вопрос о сетодах и приемах введения сопоставительного материла, о его дозировки, формах юдачи. Родоначальником сравнительно-исторического метода в литературоведении в 'осени считается Александр Веселовский (XIX век ), работу которого продолжил его рат Алексей Веселовский (рубеж XIX-XX вв.). Новое направление получило название равнительное литературоведение или литературная компаративистика. В советский ериод сравнительный метод разрабатывался литературоведами R,М.Жирмунским, 1.П.Алексеевым, С.Г.Неупокоевой, Н.И.Конрадом, М.М.Бахтиным, Ю.М.Лотманом и р., которые основной предпосылкой сравнительного изучения литературы разных ародов считали типологические аналоги. Типологическое направление в завнительном литературоведении опирается на те идейно-эстетические принципы, эторые помогают установить связи между различными авторами и произведениями .В 1боте дается краткий обзор исследований А.Вссеяовского, В.Жирмунского, .Неупокоевой, М.Алексеева по сравнительному литературоведению, который эзволяет сделать вывод, что этот метод исследует связи между различными 1тературами, их взаимовлияние с учетом национальной специфики и служит жазательством закономерности литературных явлений.

В параграфе дается также краткая история вопроса об использовашга метода (авнения методистами XIX века (Ф.И.Буслаевым, В-Я.Стоюниным, В.И.Водовозовым, П. Острогорским, Ц.П.Балталоном), XX века (М.А.Рыбниковой, В.В.Голубковым, А.Гуковским). В современной методической науке опыт сопоставительного изучения гтературы представлен в исследованиях методистов кафедры методики преподавания [тературы МПГУ имени В.И,Ленина О.Ю.Богдановой, С.А.Зш;ина, H.A.Демидовой,

С.А.Леонова, A.B. Дановского и др., а также в работах Т.Ф.Курдюмовой, ЗЛ.Рез, В.Г.Маранцмапа, Н.А.Соболева, Н.Д.Молдавской, Н.И. Кудряшева и др.

На основании изученных материалов (в частности, работ Н.Соболева и С.Зинина) автор диссертации предлагает свою систему работы по выявлению общечеловеческого и национального в литературе Чукотки и России с использованием сравнительно-типологического метода. Были определены основные принципы сравнительного изучения: целенаправленность анализа; сопоставимость предметов и явлений; рассмотрение сходства и различия; соблюдение единого основания для сравнения; выделение существенных признаков; логическая последовательность; обобщения и выводы; сочетаемость с другими приемами интерпретации.

Кроме того, учитывая особенности сопоставления разнонациональных литератур, считаем необходимым дополнить еще двумя принципами:

— установление типологических связей между целостными явлениями литературы (направлениями, .стилями, произведениями);

— межнациональная типологическая соотнесенность (выявление роли литературных связей с русской литературой в становлении и развитии младописьменной литературы Чукотки).

Учитывая то, что психологическое "переключение" на литературу иной художественно-эстетической системы — процесс непростой и что изучение инонациональной литературы в школе нуждается в особо пристальном внимании, мы определили основные пути раскрытия связей между литературами: сопоставление тематики, сюжета, художественных особенностей; использование высказываний выдающихся писателей и литературных критиков; показ влияния творчества русских писателей на писателей Севера; раскрытие специфических национальных черт чукотской литературы. Приводятся примеры таких сопоставлений: образ моря в творчестве М.Вальгиргина и А.С.Пушкина, описание нарастания бурана (пурги) у Ю.Рытхэу и А.С.Пушкина; отражение общечеловеческих проблем в творчестве чукотских поэтов: историческая память и тема дружбы народов (Т.Ачнрпша, А.Кымытваль), вечная тема о "блудном сыне" в творчестве Ю.Рытхэу.

В процессе сопоставительного анализа разнонациональных литератур мы преследовали цель показать учащимся, что более высокий уровень развития одного народа по отношению к другому народу отнюдь не исключает возможности взаимного обогащения национальных литератур. Основные задачи при таком подходе к изучению разнонациональных литератур:

— оказать помощь школьнику в процессе обмена национально-культурными ценностями выявить общечеловеческие и национальные духовные ценности;

— развить способность использовать умение находить общее в различном и различное в общем в повседневной жизни;

— выработать творческий способ мышления, самостоятельность в оценке художественного произведения.

Таким образом, изучение работ психологов, педагогов, методистов позволяет нам сделать вывод, что сравнение, соответствуя закономерностям психической

деятельности, законам логического мышления, в наибольшей степени способствует развитою логического, творческого мышления, самостоятельности суждений младших подростков. При изучении литературы народов Чукотаи этот метод наиболее оптимален.

В третьей главе диссертации ("Содержание и методика выявлешы общечеловеческого и национально-специфического в литературе народов Чукотки. Педагогический эксперимент^ описывает опыт работы учителей-эспериментаторов, апробирующих программу "Литература Северо-Востока" в 5-6 классах, анализируются результаты экспериментальных исследований (педагогический мониторинг). Глава состоит из трех параграфов.

В параграфе 1 "Создание методической модели выявления общечеловеческого и национального в литературе народов Чукотки в процессе опытно-экспериментальной работы". На основании анализа действующих программ по литературе: федеральной программы по литературе (авторы Т.Ф.Курдюмова и В.П.Полухина), факультативного курса Литература народов России" (автор Р.Хайруллин)-мы пришли к выводу, что формирование умения сравнивать как одного из общеучебных умений заложено в программу по литературе. Однако эти сравнения не нацелены на выявление общечеловеческих художественно-эстетических ценностей — следовательно, разработанная нами методическая модель по выявленшо общечеловеческого и национального с использованием сравнительно-типологического метода является первым диссертационным исследованием в методике преподавания литературы.

В параграфе дается описание трех этапов апробирования региональной программы и разработанной методической модели (констатирующего, формирующего и контрольного) в течение 1992-1997 годов. На первом этапе (констатирующем) авторская программа "Литература Северо-Востока" опробировалась автором с целью корректировки и совершенствования ее содержания, а также определения оптимальных методов и форм обучения. На втором этапе (формирующем) опробирование троводилось учителями-экспериментаторами. Более тщательному исследованию тодвергались методы и прием сравнительного толкования текстов разнонациональных титератур, отрабатывался сравнительно-типологический метод. Отслеживался развивающих эффект программы. На третьем этапе (контрольном) делалось заключение )б эффективности апробированной программы и сравнительно-типологического летода изучения разнонациональных литератур, их практической значимости и развивающей ценности. Педагогические исследования велись на основе разработанного шепрументария для педагогического мониторинга, и по результатам анкетирования, тестирования, контрольных срезов, сравнения результатов контрольных работ в 1кспериментальных (ЭК) и контрольных (КК) классах делались выводы и заключение о отовности программы к введеншо в базисный учебный план школ Магаданской >бласти в 1996/97 учебном году.

В процессе эксперимента были выявлены оптимальные методы, приемы и формы греподавания, направленные на выявление общечеловеческих и национальных (уховных ценностей: аналитическая беседа, инсценирование и иллюстрирование,

составление сценариев мультфильмов, кроссвордов, фавнение стихотворений разных авторов, дискуссия, сопоставление эпизодов из произведений разных авторов, защита рефератов. Приоритетными оказались групповые формы работы; эффективны нетрадиционные формы занятий (урок-экскурсия, встреча, путешествие, лекция-концерт, КВН и др.)

В ходе эксперимента отрабатывался прием сравнения на однотипном материале , отрабатывались отдельные формы систематизации материала.

Во втором параграфе "Апробирование результатов опытно-экспериментального изучения литературы народов Крайнего Северо-Востока России в 5-6 классах" описывается опыт работы восьми учителей-экспериментаторов и диссертанта по теме диссертации и приводятся конспекты уроков, на которых проводилось сопоставление сказок и мифов, северных и русских, повестей Рытхэу "Полярный круг", Операция "Чукотка" с произведениями А.С.Пушкина ("Капитанская дочка") ,

М.Горького ("Детство") и А.Гайдара (Тимур и его команда"). Приемом комплексного изучения культуры народов Севера являются интегрированные уроки (литература — история — изобразительное искусство). В этом же параграфе представлен опыт диссертанта. В параграфе даны конспекты уроков на темы; "Сказки народов Севера" (урок-беседа). "Пословицы, загадки, обереги как отражение вековой мудрости народов Крайнего Севера" (урок-встреча), "Поэты и стихи, о которых хочется рассказать" (сравнительное толкование стихотворений поэтов Чукотки об олене); интегрированные уроки: "Основные промыслы и культура эскимосов", "Религиозные представления чукчей" — в 5 классе; "Мифы, легенды, сказки народностей Северо-Востока, Сходство и отличие"; цикл уроков по повести Ю.Рытхэу "Полярный круг"; урок

развития речи "Танец Зины (Ю.Рытхэу "Полярный круг) и бабушки (М.Горький "Детство"$ фрагмент урока по повести Ю.Рытхэу "Операция ¿Чукотка?' на котором дается сравнение описания пурга в повести северного писателя и бурши в повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка" — в 6 классе. Даются также фрагменты уроков.

Параграф Т>( "Проверка разработанной методической модели сопоставительного изучения чукотской и русской литературы в 5-6 классах (Педагогический мониторинг)'^ посвящен обоснованшо эффективности намеченной системы работы. Для проведения экспериментальных исследований был составлен план исследовательской работы, график проведения промежуточных и контрольных срезов, разработан инструментарий для педагогического мониторинга, при разработке которого мы опирались на рекомендации К.Ингелькампа (Педагогическая диагностика. - М., 1991) и Н.В.Кукарева (Формирование умственной самостоятельности. - Минск, 1972). Сравнение результатов велось в двух направлениях: сравнение одного и того же коллектива на исходном н конечном этапах; сравнение двух коллективов - экспериментального (ЭК) и контрольного (КК). Полученные результата анализировались на педсоветах, заседаниях ВНИКа, ученых советах ИПК ПК, коллегии Главного управления Администрации Магаданской области.

Анкетирование учащихся, анализ читательских формуляров, проведение творческих работ, наблюдения за типичными видами поведения и за деятельностью ученика на

уроке, контрольные срезы с различными целевыми установками показали, что 98% учеников с большим интересом изучают литературу своего региона (см. с. 156-139 диссертации), что учащиеся ЭК читают больше, систематичнее, тематика чтения разнообразнее (см. таблицу № 4 на с. 204), чем учащиеся КК, их речь более выразительна (см. с. /06познавательная активность учащихся ЭК выше (5,9 баллов), чем в КК (3,9 балла), (см. с. 183-194); с контрольным работами на аргументированные отаеты^ЭК успешно справились от 86 до 100% , в КК - от 52 до 73%.; ученики ЭК имеют высокий творческий потенциал (13-29% )} в КК - 3-7% учащихся имеют высокий творческий потенциал (с. . учащиеся ЭК проявляют

устойчивый интерес к предмету - 4,9 балла (см. с. 191); выбор литературы для самостоятельного чтения свидетельствует о сформировавшемся читательском вкусе; учащиеся умеют сопоставлять, находить общее в различном и различное в общем; речь учащихся аргументированна (с; ¿о£); к концу учебного года в целом повысилась успеваемость по литературе и интерес к русской классической литературе (см. с. 203).

Исходя из ценностных ориентации подростков и опираясь на результаты опытно-экспеуименталъных исследований, можно утверждать, что предлагаемая методическая модель выявления общечеловеческих и национальных ценностей повышает мотивацию изучения как региональной, так и русской классической литературы, активизирует читательский интерес, повышает уровень литературного развития школьника, способствует выработке у учащихся умения сравнивать, обобщать, делать выводы, находить общее в различном и различное в общем. Развивает творческий потенциал, устную и письменную речь, логическое, образное мышление учащихся.

В заюпочешш содержатся основные выводы, намечаются перспективы дальнейшей работы Подводя итог проделанной работы, можно сделать вывод.

1. Выявление общечеловеческих и национальных духовно-эстетических ценностей с использованием сравшггельно-типолопгческого метода является важнейшим звеном в воспитании высоконравственной, творческой личности, развитии мыслительного троцесса, направленного на формирование обобщенных понятий.

2. Идея исследования и разработанная на ее основании методика сравнительного пучения литературы народов Чукотки и России в 5-6 классах результативна в условиях <ак городских, так и сельских учреждений образования разного типа и способствует эсмыслению учащимися общечеловеческих и национально-культурных ценностей, юспитанию чувства уважения к инонациональным традициям, любви к Родине, развитию творческого потенциала, культуры устной и письменной речи.

3. Разработка и опытно-экспериментальная проверка методики сравнительно-гипологической интерпретации произведений разнонациональных литератур показали |ффективносп> предложенной методической модели, включающей в себя сопоставление гроизведений по типологическому сходству, а также элементы обучения учащихся 'мению сравнивать, обобщать, делать выводы, находить общее в различном.

4.Выявление общечеловеческих и национальных черт в литературе, помогающих юстигнуть оригинальность и самобытность нации, способствует выработке

читательского интереса к региональной литературе, русской и мировой классике, развитию образного и логического мышления учащихся; развивает самостоятельность оценочных суждений.

5. Мотивация учения повышается при условии изучения литературы в тесной связи с предметами гуманитарно-художественного цикла (история, изобразительное искусство, музыка).

6. Экспериментальная работа с личным участием автора, проверка его рекомендаций в разнопрофильных учреждениях образования городского и сельского типа, разработанные и читааемые на курсах повышения квалификации учителей-словесников спецкурсы по теме диссертации подтвердили правильность рабочей гипотезы и эффективность выявления общечеловеческого и национального в литературе Крайнего Северо-Востока России.

Данное исследование представляет собой только часть большой и важной проблемы. По мнению ряда практических работников образовательных учреждений, преподавателей Международного педагогического университета в г .Магадане, целесообразно продолжать изучение данного вопроса глубже и разносторонне на примере других литератур Севера с рассмотрением регионального аспекта литературных связей.

Дальнейшей разработке подлежит изучение этой проблемы в 7-8, 9-10 класса)с,в педагогических высших и средних учебных заведениях региона на филологических факультетах и отделениях народов Севера.

Заслуживает внимания и серьезного исследования вопрос о взаимообогащешш литератур и влияние фольклора и литературы народов Севера (в частности, творчества Ю.Рытхэу) на российских писателей Северо-Востока (ВЛеонтьева, А.Мифтахутдинова, Т.Семушкина, Н.Шундика).

Большую помощь учителям, преподавателям вузов, изучающим литературу народов России, окажут целенаправленные проблемные исследования творчества Ю.А.Рытхэу (особенно в аспекте общечеловеческих духовно-эстетических ценностей, развития фольклорных, мифологических традиций).

Основные положения исследования отражены в публикациях:

1. Программа спецкурса "Литература народов Крайнего Северо-Востока России",

5-6 классы.— Магадан, 1994гС,5-2,0.

2. Региональная программа "Литература Крайнего Северо-Востока" I В сб.: Преподавание предметов гуманитарно-художественного цикла в современных социокультурных условиях. Тезисы докладов и выступлений на Всероссийский научно-практической конференции работников образования. — М., 1994.-С, \&-19

3. Общее и национально-специфическое в литературе Крайнего Северо-Востока Росси и русской литературе./ В сб.: Материалы научно-практической конференции "Диалог культур. История развития литературы Крайнего Северо-Востока России". — Магадан, 1995гС,.4 ИЗ.

4. Методические рекомендации к программе спецкурса "Литература народов Крайнего Северо-Востока" (5,6 классы). — Магадан, 1995:63406.

5. Методические рекомендации к прохрамме спецкурса "Литература Северо-

Востока" для 7 класса. — Магадан, 1995.-6.3^3

6. Хрестоматия "Литература народов Крайнего Северо-Востока России", 5 класса. — Магадан, 1995гС. 3-106.

7. Обошла ли война Чукотку? (Тема Великой Отечественной войны в творчестве А.А.Кымытваль)./ В сб.: Тема Великой Отечественной и второй мировой войн в литературе. — Магадан, l996rC.4S-.5y.

Подп. к печ. 07.05.97 Объем 1 п.л. Зак. 157 Тир. 100

Типография МПГУ

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Шантина, Эльфрида Давыдовна, 1997 год

Введение

Глава I

§ 1 §

Глава II

Глава III

§ 2 § з

Введение диссертации по педагогике, на тему "Выявление общечеловеческого и национально-специфического в литературе народов Крайнего Северо-Востока России в процессе преподавания, 5-6 классы"

Литература, являясь частью духовной культуры, знакомит учащихся с историей народа, религиозными представлениями, философией и моралью, сосредоточивает в себе богатейший культурный фонд разных народов, несет в себе общечеловеческие и ярко выраженные национальные черты, которые проявляются при сопоставлении литератур разных народов. Вопрос об общечеловеческих ценностях всегда волновал мыслителей, начиная от Аристотеля и Платона и кончая современными социологами, философами, культурологами, литературоведами. Исток общечеловеческой морали - мораль позднего периода первобытно-общинного строя, когда формируется первая общечеловеческая заповедь: только в коллективности гарантия существования индивида.

В домарксистский период существовало убеждение, что понятие нравственности, общечеловеческого бесклассово, бесклассово и общечеловеческое искусство (а искусство всегда общечеловечно),хотя все великие мыслители античности (Аристотель, Платон), эпохи Возрождения и просветительства (Ф.Бэкон, Д.Локк, Т.Гоббс) были выразителями идей господствующих классов, а интересы народных масс ими вообще не принимались во внимание.

В начале XIX века, с появлением марксистской теории, сформировалось убеждение, что общечеловеческое проявляется в четкой и ясной пролетарской классовости. Общечеловеческое реализуется через народное, а народное - через классовое, партийное. Эти понятия в советском литературоведении были основополагающими в оценке произведений художественной литературы.

Исходя из сказанного выше, следует признать недостаточным определение общечеловеческого в «Словаре русского языка» С.И.Ожегова только как «свойственное всем людям, всему человечеству» (269,376) или в «Кратком политическом словаре» как «мировоззренческие идеалы, нравственные нормы, отражающие опыт всего человечества» (268,382). Г.И.Куницын в своей монографии «Общечеловеческое в литературе» проблему общечеловеческого рассматривает в следующих аспектах: «Общечеловеческое

• >,*. -I " 4,4 „ ' • 4 это то, что выражает собой в классовом обществе социально-эстетический и художественный прогресс в развитии того или иного класса и личности; то, что связано с движением общества к свободе во всех ее гуманистических проявлениях; это истина, добро, красота в их социально-конкретном выражении; произведения искусства общечеловеч-ны в той мере, в какой они талантливы и художественно правдивы одновременно; общечеловеческое . не всегда то, что «для всех» (117,12). Суть книги Куницына И.Г. -«великое искусство в основном и главном стоит вне классовой ограниченности» (117,469).

Обобщая изложенное по этой проблеме в работах по эстетике, М.Г.Ахметзянов делает вывод, что общечеловеческое в искусстве имеет следующие составные: «Художественное освоение жизненного материала с точки зрения их эстетической ценности, их значения для человечества; общезначимые проблемы, поставленные высокохудожественным произведением; общечеловеческие начала, заключенные в самой личности художника» (11,7). В школьном преподавании литературы в советский период (до середины 80-х годов) преобладал главным образом анализ идейного содержания, для изучения отбирались произведения, в которых отражалась классовая борьба, решались идейно-политические проблемы. Художественно-эстетическим ценностям произведений не уделялось должного внимания, и то, что представляло эстетическую ценность в силу своего общечеловеческого содержания, зачастую не попадало в поле зрения учителя и ученика. А для учащихся важно усвоить, что «общечеловеческая ценность произведения - это прежде всего - эстетическая ценность» (11,7). Само понимание общечеловеческой ценности национально обусловлено. И чем самобытнее национальное произведение, тем больше оно несет в себе общезначимой художественной информации. Национальная специфика литературы проявляется в своеобразии художественного мышления писателя. Г.И.Куницын утверждает: «Национальное является исторически неизбежной сферой проявления общечеловеческого» (117, 458). х-».» • •• V» х , • .

V. -••••. ,'- гЛ ■ ■ . • ' 5

Для понимания и осмысления произведений младописьменной литературы народов Чукотки этот тезис имеет исключительно важное значение.

В основу ныне действующей федеральной программы по литературе (авторы Кур-дюмова Т.Ф., Полухина В.П.), в отличие от программ 60-80-х годов, положен художественно-эстетический принцип отбора материала, что позволит учащимся определить место литературного произведения в национальном и мировом художественном процессе.

Среди целей и задач литературного образования на первый план сегодня выдвигаются «привитие любви к чтению русской и мировой классики, повышение общей читательской культуры учащихся, осмысление ими общечеловеческих и национально-культурных ценностей, воплощенных в художественных произведениях» (226,68). Одним из основных направлений развития литературного образования на современном этапе является, «ориентация литературного образования на гуманистические, национальные и общечеловеческие ценности, воплощенные в произведениях словесного искусства» (193,74). Произведения, в которых ставятся и обсуждаются «вечные» вопросы о смысле жизни и счастье человека, его достоинстве, о поиске гармонии во взаимоотношениях с другими людьми, обретают статус общечеловеческих художественных ценностейдВ результате межнационального обмена художественными ценностями происходит обогащение их человеческого фонда»(11, 5-6).

В настоящее время, по мнению М.В. Черкезовой, «все острее осуществляется необходимость рассматривать отдельные национальные литературы не изолированно, как замкнутые в себе художественные системы, а в тесных генетических, контактных и типологических связях в целях определения роли и места каждой национальной культуры, соотношения ее развития с общими тенденциями и закономерностями развития всемирной литературы» (246,12). По мнению Юрия Рытхэу, «перекрещивание и сплетение путей литературно-художественного общения - одно из самых ярких и действенных доказательств общности людей, их единства» (210, 37).

Взаимодействие современных литератур - процесс многосложный. При всем различии творческого и художественного опыта, темпов роста и многих внутренних проблем эти литературы развиваются в русле общих закономерностей мировой художественной культуры. По утверждению Жирмунского В.М., те, «кто думает возвысить свою родную литературу, утверждая, будто она выросла исключительно на местной национальной почве, тем самым обрекают ее даже не на «блестящую изоляцию», а на провинциальную узость и самообслуживание» (76, 56).

В 60-70-е годы в философской литературе резко возросло внимание к проблемам диалога как основы творческого мышления. Своеобразным культурологическим введением в проблему «диалога культур» оказались книги М.Бахтина (прежде всего -«Проблемы поэтики Достоевского»), который писал: «Ведь диалогические отношения. это - почти универсальное явление, пронизывающее всю человеческую речь и все отношения и проявления человеческой жизни, вообще все, что имеет смысл и значение. Чужие сознания нельзя созерцать, анализировать, определять как объекты, вещи, - с ними можно только диалогически общаться.» (15, 282). Сегодня в основе диалога культур -многокультурье современного мира. Как утверждает М.Бахтин, культура лежит на границах, то есть внутри себя она не осознается, и лишь при взаимодействии, встрече, { диалоге разных культур становятся видимыми и постижимыми особенности собственной культуры. Для России вопрос диалога культур особенно актуален, так как, находясь на стыке Востока и Запада, она несет в себе черты языческого Востока и христианского Запада, одновременно являясь, по словам А.Белого, «символом судеб всего человечества» (25, 501). Большое внимание этой проблеме уделя*вгН.Бердяев, А.Лосев, Г.Гачев, М.Каган и другие философы и культурологи.

Г.Гачев утверждает: «Природа и Культура находятся в диалоге: и в тождестве, и в дополнительности^ Общество и История призваны восполнить то, чего не даровано стране от природы. Национальное (как и этно^ и язык) подтверждено социальным, классовым дис$ренциям, растяжениям и расколам («две культуры в каждой национальной культуре»))? И одновременно с этим «каждый народ видит Единое устроение Бытия (интернациональное) в особой проекции, которую я называю «национальным образом мира» (57, 11-12).

В последние десятилетия эту проблему разрабатывает философ В.С.Библер (23, 2934), назвавший XX век «веком сопряжения культур». Принцип «диалога культур» обусловливает понимание инонациональной литературы. «Система педагогического сопряжения разных культур позволяет активизировать творческую деятельность учащихся на уроке, найти такое сочетание приемов и форм обучения, при котором литература изучалась бы как определенный эстетический феномен и не потеряла бы своей познавательной сущности», - считает М.Ш.Газалиева (54,71).

Основополагающим принципом изучения является сопоставление. Задача сравнительного изучения литератур - установление общих закономерностей и выявление того, чем различаются сравниваемые литературы. Диалог культур, возникающий в процессе взаимосвязанного изучения литератур, способствует формированию в сознании учащихся понимания того, что национально-самобытное искусство выражает общечеловеческое и обогащает его какими-то. неповторимыми, свойственными лишь ему моментами. ^Каждая национальная культура решает общечеловеческие проблемы и вместе с тем вносит в общечеловеческую культуру нечто свое, представляющее интерес для всех народов» (92,116).

Главная задача при таком подходе к изучению разнонациональных литератур состоит в том, чтобы:

- помочь школьнику выявить общечеловеческие культурно-эстетические духовные ценности в процессе обмена национальными культурами;

- развить способность использовать умения находить общее в различном и различное в общем в повседневной жизни;

- способствовать творческому развитию личности школьника.

В итоге происходит взаимопознание и взаимопонимание носителей различных культур. Полнота постижения различных культур при таком подходе обусловливается, как это явствует из эстетико-философской концепции культуры М.М.Бахтина, возможностью совмещения двух подходов к литературно-художественным произведениям: позиция вживания и позиция вненаходимости: «.известное вживание в чужую культуру, возможность взглянуть на мщ£%лазами есть необходимый момент в процессе ее понимания: но если бы понимание исчерпывалось одним этим моментом, то оно было бы простым дублированием и не несло бы в себе ничего нового и обогащающего» (15,334). И другой подход: «.Великое дело для понимания - это вненаходимость понимающего -во времени, в пространстве, в культуре - по отношению к тому, что он хочет творчески понять» (15,334).

Взаимосвязанное изучение литератур позволит нам в определенной степени решить задачу приобщения учащихся к общекультурным и национальным ценностям, а в конечном счете «сформировать в сознании учащихся различные ^национальные образы мира^ осознать различные способы мышления народов, увидеть их сущностное единство» (54, 71). Принцип «диалога культур» при изучении разнонациональных литератур позволяет решить глубокие нравственные и культурные проблемы.

Выдвинутые нами теоретические положения по преподаванию разнонациональных литератур на основе принципа «диалога культур» легли в основу практической части исследования, где на конкретном материале, с учетом психолого-педагогических, в том числе конкретно-методических подходов, они решаются в процессе изучения чукотской и русской литературы в 5-6 классах школ Крайнего Северо-Востока России. Вопросы взаимодействия русской и национальной литературы в разных аспектах становились и разрабатывались в методике преподавания литературы в русской и национальной школах. В трудах М.М.Абдувалиевой, М.Г.Ахметзянова, И.Х.Габдирова, М.Ш Газалиевой, А.К.Киселева, Т.А.Кугаевской, Н.Кунгуровой, Г.М.Семеновой, М.А.Флоряну, Р.З.Хайруллина, М.В.Черкезовой и других исследователей наметились пути и формы взаимосвязанного изучения разнонациональных литератур. На материале русской и национальной литературы раскрывались пути выявления общности тематики в творчестве писателей разных национальностей, использования фактов контактных связей, раскрытия благотворного взаимовлияния писателей. Весомый вклад в методическую науку сделан М.В.Черкезовой, в трудах которой рассмотрены вопросы типологической общности русской и национальной литературы, выдвинут и обоснован принцип общности и национального своеобразия литератур разных народов.

Большой интерес представляет также работа М.Г.Ахметзянова, в которой общечеловеческое и национальное осмысляется с позиций художественно-эстетических ценностей. Однако во всех названных трудах исследуются вопросы сопоставительного изучения литературы в старших классах. Что же касается предлагаемого нами аспекта рассмотрения данного вопроса - выявление общечеловеческого и национально-специфического в литературе народов Крайнего Северо-Востока России (Чукотки) на основе сравнительно-типологического метода в процессе преподавания в 5-6 классах, -то он практически не исследован в методической науке. Программа спецкурса «Литература народов Крайнего Северо-Востока России» для 5-6 классов органически связана с федеральной программой по литературе и программой факультативного курса «Литература народов России» и предназначена для изучения в русской и национальной школе Дальневосточного региона. Ее ведущий принцип: от освоения культуры родного народа - к культуре народов совместного проживания - затем приобщение к мировой культуре. Основной метод изучения сравнительно-типологический.

Настоящее исследование является, с одной стороны, дальнейшим развитием современной методики сопоставительного анализа в школе, а с другой, - впервые освещает проблемы изучения молодой литературы Чукотки в сравнении с русской литературой в 5-6 классах.

Литература народов Чукотки - феномен. Не имея письменности до 30-х годов XX столетия, она развивалась на базе жизненного опыта, национальных традиций, лучших достижений устного народного творчества, которое было единственной сокровищницей их духовной культуры. «. фольклор северных народностей - это зеркало их законов, миропонимания, обрядов, словом, отражение всей их многовековой истории» (50,158), -писал известный исследователь северного фольклора М.Г.Воскобойников. «Умелое сочетание лучших достижений устного творчества с опытом культур развитых наций дало нам самобытные таланты Ю.Рытхэу, А.Кымытваль, Ю.Анко, В.Тынескина» (159,30),-утверждает С.П.Нефедова. В большей мере творческой зрелости чукотских писателей способствовала культура русского народа, его литература, в которой «с наиболее ясной силой обнаружилось то, что является всеобщим для человечества» (210,59), ставшая, по образному определению Юрия Рытхэу, «сенью волшебной горы» (210,30), под которой возникло, крепло и развивалось не только его творчество, но и творчество многих других молодых писателей народностей Севера.

Таким образом, младописьменная литература народов Севера является частью многонациональной литературы России и вместе с тем имеет свою специфику, обусловленную особым образом жизни и характером труда народов Севера. Проблема поиска наиболее эффективных путей и приемов толкования художественных произведений региональной литературы с целью выявления общечеловеческого и национально-специфического на современном этапе в высшей степени актуальна.

Актуальность диссертационного исследования определяется следующими факторами:

- в работе исследуется злободневная проблема осмысления общечеловеческих и национально-культурных ценностей, воплощенных в художественных произве дениях;

- эта проблема решается на основе принципа «диалога культур» - взаимосвязанного преподавания мало изученной чукотской и русской литературы;

- представленная в диссертации авторская программа спецкурса «Литература народов Крайнего Северо-Востока России» для 5-6 классов является разработанным национально-региональным компонентом базисного учебного плана образовательных учреждений Российской Федерации, введенного в учебные заведения в 1995/96 учебном году, что очень своевременно.

Актуальность исследования и выбор его проблемы определены также недостаточной научной разработанностью концептуальных основ данной проблемы в современной методике.

Цель настоящего исследования: опираясь на достижения современного сравнительного литературоведения, психологии, дидактики и методики, а также на опыт диссертанта и учителей г.Магадана и области, определить, обосновать, экспериментально проверить эффективные пути выявления общечеловеческого и специфического в национальной литературе; разработать методы и приемы введения материала для сравнения в курс литературы Северо-Востока в 5-6 классах в образовательных и воспитательных целях с учетом возрастных психологических особенностей учащихся; создать систему целенаправленных действий по формированию на этой основе умений, необходимых для восприятия и интерпретации литературного произведения.

Объект исследования — процесс изучения литературы Крайнего Северо-Востока России в 5-6 классах во взаимосвязи с русской литературой.

Предмет исследования - методика сравнительной интерпретации типологически близких художественных произведений разнонациональных литератур с целью выявления общечеловеческих ценностей.

Для решения комплекса поставленных задач и осуществления цели работы были использованы следующие методы и приемы;

1.Изучение методической литературы, теоретических работ в области педагогики, психологии, сравнительного литературоведения; анализ школьных программ и учебников по русской литературе и литературе народов России.

2. Проведение опытно-экспериментальных исследований по апробированию методической модели выявления общечеловеческого и национального в литературе народов

Чукотки.

3. Педагогический мониторинг, инструментарием которого были: беседы, анкетирование, тестирование учащихся, учителей, родителей по структуре и содержанию авторской программы "Литература народов Северо-Востока" и оптимальности используемых методов и приемов работы; наблюдение за типами поведения и деятельностью учащихся на уроке; анализ результатов экспериментальной работы; корректировка методической модели.

Основной метод исследования — педагогических эксперимент. В эксперименте принимали участие 17 учителей — экспериментаторов и диссертант. Опытно-экспериментальные исследования проводились в течение 5 лет на 12 экспериментальных площадках г.Магадана и области.

Гипотеза: £сли, теоретически обосновать необходимость формирования представления об общечеловеческих ценностях; определить темы учебной программы, на основе которых целесообразно и возможно формирование понятий "общечеловеческие" и "национальные" духовные ценности; работу по выявлению общечеловеческого и национально-специфическогоелитера-туре народов Чукотки вести целенаправленно, систематически, органически включая в уроки и самостоятельные домашние задания; сопровождать изучение литературы народов Чукотки сравнением ее с типологически близкими ей произведениями русских писателей и осуществлением межпредметных связей (с историей, изобразительным искусством); подчинять систему письменных работ задаче развития устной и письменной речи, творческих способностей учащихся, тр такой подход будет способствовать: выработке у учащихся 5-6 классов способности осмысливать общечеловеческие и национальные духовные ценности и их взаимодействие; стимулированию у учащихся потребности сравнивать, обобщать, делать обоснованные выводы; повышению творческого потенциала учащихся 5-6 классов, культуры общения, развитию устной и письменной речи; воспитанию интереса к региональной литературе, русской и мировой классике, уважения к инонациональной культуре и гордости за великую русскую культуру; развитию навыка самостоятельной работы с художественным произведением.

Критерии оценки ожидаемого результата:

Учащиеся 5-6 классов должны:

1) при сопоставлении произведений разных писателей выделять общие, наиболее существенные признаки, осознавать национальную специфику произведения и осмысливать общечеловеческие духовно-эстетические ценности;

2) при сравнении разнонациональных литератур находить общее в различном и различное в общем;

3) уметь логически и образно оформлять свои мысли, создавать устный и письменный текст;

4) выбрать для самостоятельного чтения высокохудожественные произведения литературы.

В процессе исследования предлагалось разрешить следующие задачи:

1. Теоретически обосновать и экспериментально проверить результативность использования методической модели выявления общечеловеческого и национального (путем сравнительно-типологического метода) в процессе изучения литературы Чукотки в 5-6 классах.

2. Разработать систему уроков,определив темы учебной программы, на основе которых будут формироваться понятия "общечеловеческие" и "национальные" духовные и культурно-эстетические ценности.

3. Наметить наиболее эффективные методы и приемы работы на уроках литературы в 5-6 классах, способствующие воспитанию, формированию познавательных интересов и развитию творческого потенциала личности.

4. Проследить сотворчество учителя и ученика, при котором развиваются творческие способности учащихся , читательский интерес, уважение к инонациональным традициям, понимание общечеловеческого и национального в содержании и форме художественного произведения.

5. Апробировать на практике авторскую региональную программу "Литература народов Крайнего Северо-Востока России" (автор Шантина Э.Д.) для 5-6 классов в условиях городских и сельских учреждений образования разного типа.

Научная новизна.работы заключается в том, что в ней впервые : теоретически обоснована эффективность использования сравнительно-типологического изучения разнонациональных литератур в 5-6 классах с целью выявления общечеловеческих и национальных духовных и художественно-эстетических ценностей; разработана и апробирована система работы по выявлению общечеловеческих и национально-культурных духовных ценностей на совершенно новом, до конца не изученном в литературоведении и методике материале — литературе народов Чукотки; определены основные приемы сопоставительной интерпретации художественных произведений разнонациональных литератур, разработана методическая модель сравнительного изучения литературы в 5-6 классах; показана роль вышеназванного подхода к изучению литературы народов Чукотки в углублении восприятия русской и мировой классики, в воспитании духовно богатой, творческой личности; разработаны методические рекомендации для учителей с целью оптимизации процесса литературного образования в школах Дальневосточного региона.

Практическая значимость исследования заключается в том, что в нем даются рекомендации по совершенствованию системы изучения литературы в 5-6 классах с использованием национально-регионального компонента образования и сопоставительной интерпретации текста. Предлагаемая программа и учебно-методический комплекс к ней (методические рекомендации для учителя и хрестоматия "Литература народов Крайнего Северо-Востока России" для учащихся 5 класса) могут быть использованы в школах Крайнего Северо-Востока России и Дальнего Востока.

Достоверность результатов исследования и содержащихся в нем выводов подтверждается результатами опытно-экспериментальной работы, проводимой в школах г.Магадана и Магаданской области в течение пяти лет, которые получили положительную оценку Ученого совета ИПК ПК, коллегии Главного управления образования Администрации Магаданской области.

Методической базой исследования послужили труды ведущих психологов (Блонского П.П., Выготского JI.C., Лейтеса H.A., Лукина H.A., Леонтьева А.Л., Давыдова В.Д., Кан-Калика В.А., Кона И.С., Крутецкого В.А., Эльконина Д.Б. и др.), дидактов и методистов ($лрогорского В.П., Стоюнина В.Я., Водовозова В.И., Рыбниковой М.А., Богдановой О.Ю., Маранцмана В.Г., Голубкова В.В., Лернера И.Я., Кудряшева Н.И., и др.), литературоведов (Бахтина М.М., Веселовского А.Н., Буслаева Ф.И., Мелетинского Е.М., Проппа В.Я., Гуковского Г.А., Алексеева М.П., Жирмунского В.М., Неупокоевой И.Г. и др.), исследователей фольклора и литературы Сибири, Дальнего Востока, Крайнего Северо-Востока (Богораза-Тана В.Г., Воскобойникова М.Г., Вдовина И.С., Кома-новского Б.Л. Меновщикова Г.А., Нефедовой С.П., Новиковой К., Шпрыгова Ю.М., Николаева К., Комиссаровой Т. и др.).

В основе исследования лежит изучение ключевых принципов сравнительно-типологического литературоведения, социально^педагогических, экспериментальных методов. Основной метод исследования - педагогический эксперимент, состоящий из трех этапов: констатирующего, формирующего, контрольного. Он проводился в 12 учреждениях образования: в трех общеобразовательных учреждениях (средние школы № 4, 14, 18), четырех гимназиях (школа-гимназия-колледж № 24, школы-гимназии №№ 13,29,30^ города Магадана и пяти сельских школах (средние школы пос. Ола, пос. Армань, пос. Талон Ольского района; средняя школа пос. Мадаун Тенькинского района; средняя школа пос. Кадыкчан Сусуманского района) Магаданской области. Эффективность рекомендованной системы воспитания и развития учащихся экспериментально проверялась в ходе изучения литературы народов Чукотки в 5-6 классах в объеме 68 часов (по 34 часа в каждом классе). Рамки исследования ограничены уроками литературы с учетом воспитательных и развивающих возможностей внеклассных занятий и самостоятельного чтения.

Выбор возрастной группы (5-6 классы) обусловлен тем, что 5 класс, по мнению психологов, является переломным этапом в сознании и психике ребенка. По мысли И.С.Кона, подростковый возраст - «это период завершения детства и начала «вырастания» из него» (103,66). «В этот период складываются, оформляются устойчивые нормы поведения, черты характера, способы эмоционального реагирования. Это пора достижений, стремительного наращивания знаний, умений, становления «Я», обретения новой социальной позиции» (194, 99). Изучение литературы малочисленных народностей Севера в сопоставлении с другими литературами в значительной степени способствует формированию этих качеств в ребенке, повышает мотивацию учения, развивает познавательные способности, мышление, творческий потенциал подростка. Анализ экспериментальных исследований, педагогический опыт лучших учителей-экспериментаторов и диссертанта это подтвердил.

Теоретическое значение исследования заключается в том, что:

1. обоснована необходимость привития любви к чтению региональной, русской и мировой литературы, осмысления общечеловеческих и национально-культурных ценностей, воплощенных в произведениях словесного искусства;

2. отобраны с учетом социокультурных факторов нашего времени, идейно-художественных ценностей, психолого-возрастной доступности для учащихся 5-6 классов произведения, не изученные в литературоведении на современном этапе.

Практическая значимость определяется содержащимися в работе рекомендациями по совершенствованию системы изучения литературы в 5-6 классах, созданию прочного фундамента знаний и умений, необходимых для восприятия литературы в 7-8 классах. Разработанные методические рекомендации для учителя, учебные пособия для учащихся содействуют повышению качества преподавания в школах Северо-Востока России как русской, так и национальной литературы.

Предлагаемая программа и методические рекомендации могут быть использованы непосредственно в учебно-воспитательном процессе в школах Дальнего Востока и Крайнего Северо-Востока России, при совершенствовании содержания и структуры программ, учебников по литературе для 5-6 классов.

Достоверность и эффективность выводов и рекомендаций подтверждается результатами опытно-экспериментальных исследований, проводимых в течение пяти лет в школах г. Магадана и Магаданской области семнадцатью учителями и автором диссертации. Апробация основных положений диссертации осуществлялась в докладах на региональных, Всероссийской (г. Москва). Международной (г. Магадан) научно-практических конференциях; в лекциях на курсах повышения квалификации учителей-словесников Магаданской области. Результаты эксперимента обсуждались на педагогических и методических советах образовательных учреждений г. Магадана и области, на курсах повышения квалификации учителей-словесников, руководителей образовательных учреждений и методических служб районов, на Ученых советах ИПК ПК, коллегиях Главного управления администрации Магаданской области, на кафедре литературы Международного педагогического института в г. Магадане. Результаты исследования внедрены в практику работы учителей-слоВесников Магаданской области. С 1996/97 учебного годц программа спецкурса^Литература народов. Крайнего Северо-Востока России» ведется во всех школах региона, начиная с 5 класса.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Шантина, Эльфрида Давыдовна, Москва

1. История появления эскимосского мяча и его назначение.

2. Священны предметы, похожие на человека.

3. Вещи могут превращаться в людей.4. Животные это люди.

4. Краткий пересказ сказки "Черная птица". I. Весь мир жигюй.

5. Сходство и различие чукотской куклы и русской.

6. Куклы для девочек и мальчиков.5. Игрушка вчера и сегодня.Вопрос: В чем отличие чукотской куклы от русской? Творческая работа (20 мин).Выбор и изображение игрушки, амулета с учетом национальных традиций. Демонстрация лучших работ.

7. I. Подведение итогов урока (2 мин).

8. Выразительное чтение любимых стихов и беседа по прочитенным стихотворениям. Вопросы для беседы:1. Чем полюбились стихи?Красотой чувства, интересной мыслью, выразительностью слова?

9. В чем тайна стихотворения? Найти ключик к стихам.

10. Слово учителя об эскимосской мифологии.

11. Наличие интереса к чтению, к литературе региона.

12. Умение дать оценку художественному произведению, выбрать книгу для самостоятельного чтения.

13. Умения сравнивать, находить общее в различном и различное в общем, выделять главное, обобщать, делать выводы.

14. Расширенный словарный запас учащихся.

15. Стихотворения каких поэтов тебе понравились?

16. Что ты выучил наизусть из поэзии Чукотки?

17. Какой урок тебе особенно запомнился?

18. Записан ли ты в библиотеку? Какую?

19. Какие книги о Севере ты почитал за этот учебный год?

20. Хочешь ли ты продолжить изучение литературы народов Чукотки в 6 классе?

21. Д., Русакович H.A., ШГК. № 24), урок-зачет (Шантина Э.Д.), понравилась групповая форма работы.В 6 классе повторили анкетирование по изучению интереса учащихся к предмету:

22. Сохранился ли ваш интерес к предмету по сравнению с прошлым годом?

23. Какое из изучаемых произведений вам особенно понравилось? Чем?

24. Какие произведения писателей Севера (или о Севере) вы прочитали самостоятельно? Понравились ли они вам?

25. С творчеством каких северных писателей (российских и зарубежных) вы хотели бы познакомиться в 7 классе?

26. Какую литературу ты любишь (поэзию, приключения, фантастику, детектив, историческую, о животных и т.д.)?

27. В начале года: Что ты прочилал летом? В конце года: Что ты прочитал за этот учебный год?

28. Назови свое любимое произведение (произведения).

29. Какая форма занятий по литературе тебе нравиться?

30. Ученику приходит в голову много различных идей при решении проблемы.

31. Он предлагает внести изменения (в построение урока, изучение теме и т.д.).

32. В соответствующих ситуациях он пользуется образными формами выражения, свидетельствующими о его богатом воображении.

33. Ученик умеет переносить известные принципы и правила на новый фактический материал.5. Выражает необычные идеи.

34. Предлагает различные варианты решения проблемы.

35. Образно представленное содержание урока и темы занятия вызывает у него желание активнее работать на уроке.

36. Работает при прохождении каждой темы.

37. Задает много вопросов, свидетельствующих об интересе.

38. Охотно ваполняет дополнительные задания.4. Часто поднимает руку.

39. Воссоздать историю знакомства девушки с Китом.

40. Сравнить историю Hay и Рэу и историей Адама и Евы.