Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Изучение юкагирского фольклора в школах Республики Саха (Якутия)

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Прокопьева, Прасковья Егоровна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 2002
Специальность ВАК РФ
 13.00.02
Диссертация по педагогике на тему «Изучение юкагирского фольклора в школах Республики Саха (Якутия)», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Прокопьева, Прасковья Егоровна, 2002 год

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. Теоретические и методические основы изучения фольклора юкагиров

1. Культуроввдческие, этнографические и литературоведческие подходы к изучению фольклора коренных малочисленных народов Севера.

2. Специфика устного народного творчества юкагиров.

3. Значение изучения родного фольклора в школах коренных народов Севера.

4. Анализ программ и учебных пособий в аспекте исследуемой темы.

5. Состояние преподавания родного фольклора в школах районов компактного проживания юкагиров.

Выводы.

ГЛАВА 2. Методика изучения юкагирского фольклора в школах Якутии.

1. Особенности изучения родного фольклора в юкагирской школе.

2. Методика изучения устного народного творчества юкагиров в 5-7 классах

2.1. Юкагирские сказки о животных в 5 классе.

2.2.Мифологические произведения юкагиров в 6 классе.

2.3. Лирические песни юкагирского народа в 7 классе.

3. Факультативные занятия по юкагирскому фольклору в 8-9 классах.

4. Изучение произведений юкагирской литературы, созданных на фольклорной основе.

5. Результаты экспериментального обучения.

Выводы.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Изучение юкагирского фольклора в школах Республики Саха (Якутия)"

В общественной жизни нашей многонациональной страны на рубеже XX-XXI вв. наблюдается значительный рост интереса народов к своим национальным истокам. Широкое обсуждение получили проблемы коренных малочисленных народов Севера, среди которых наиболее остро стоят вопросы сохранения родных языков и культур, и, как следствие, формирования национального самосознания.

Юкагиры - одни из древнейших жителей северо-восточной Азии. По данным Всесоюзной переписи населения 1989 г., юкагиров насчитывается 1112 человек, из них 697 - живут в Якутии. Местами компактного проживания юкагиров являются с. Нелемное Верхнеколымского улуса (таежные юкагиры) и с. Андрюшкино Нижнеколымского улуса (тундренные юкагиры) Республики Саха (Якутия). Сведения, собранные Институтом проблем малочисленных народов Севера СО РАН в 1993 г. констатируют, что всего 10 % юкагиров в разной степени владеют родным языком и знают культуру своего народа (45).

Одним из государственно-общественных институтов, призванных решать вопросы сохранения этносов в условиях единого полиэтнического пространства, является сфера образования.

Воспитание полноценной личности, формирование национального самосознания в контексте общегражданского входят в задачи современного литературного образование, а их решение возможно только на основе диалога культур: родной и русской.

Фольклор является важнейшим составляющим культуры любого народа. Устное народное творчество юкагиров в Нелемнинской средней школе Верхнеколымского улуса и Андрюшкинской средней школе Нижнеколымского улуса Якутии входит в содержание различных школьных предметов. Так, в школе с. Нелемное юкагирский фольклор включен в программы курсов «Литература коренных народов Севера» для начального и среднего звена и «Национальная культура» для 5-11 классов. Однако, как показывает практика, его изучение имеет свою ярко выраженную специфику, проявляющуюся как в целях и задачах урока, подборе учебного материала, так и в методических путях и приемах работы.

Фольклористы и этнографы подчеркивают архаическую базу устного народного творчества коренных северных народов, представленную в жанровом синкретизме произведений, особенностях их содержания и стиля.

Фольклор северян в науке чаще всего рассматривался в качестве материала для изучения языка и этнографии того или иного народа, и этим объясняется малое количество художественно обработанных текстов.

Общепризнан тот факт, что юкагирская культура и фольклор, в частности, вследствие сложной этнической истории их создателей оказались сильно разрушенными, подверглись влиянию со стороны разных народов.

В фольклоре верхнеколымских и нижнеколымских юкагиров имеются существенные различия, обусловленные своеобразием исторического пути народов, проживанием их в разных природных зонах (тайга, тундра), особенностями социально-культурной жизни.

Слабая научно-теоретическая изученность юкагирского фольклора, труднодоступность этнографических изданий по культуре юкагиров для массового читателя, отсутствие адаптированных текстов для школьников, а также методической литературы по вышеназванной теме- вот основные причины, побудившие нас взяться за разработку вопросов теории и методики изучения юкагирского фольклора в школах Якутии.

Объектом исследования является процесс изучения юкагирского фольклора учащимися школ Республики Саха (Якутия). Предметом - методика изучения фольклорных произведений юкагиров в 5-11 классах школ Якутии.

Цели исследования - теоретическое обоснование и методическая разработка целостной системы изучения юкагирского фольклора учащимися 5-11 классов.

Гипотеза исследования - изучение юкагирского фольклора будет способствовать повышению уровня литературного образования и воспитанию уважительного отношения к культурному наследию юкагирского народа, если: создать методическую систему изучения устного народного творчества юкагиров, предполагающую привлечение материалов сравнительно-сопоставительного характера по фольклору и культуре коренных малочисленных народов Севера; реализовать идею диалога культур (юкагирской, русской и якутской) в процессе различных форм урочной и внеурочной работы;

- сформировать у учащихся интерес к различным жанрам фольклора (сказкам, мифам, пословицам, поговоркам, благопожеланиям, песням) на основе разнообразных творческих видов деятельности учащихся в процессе всех форм работы.

Цели и гипотеза исследования потребовали решения следующих задач:

1. определить культуроведческие, этнографические, литературоведческие, педагогические и методические предпосылки изучения юкагирского фольклора в школе;

2. проанализировать устное народное творчество юкагиров с точки зрения его общности с фольклором народов циркумполярной (кругополяр-ной) культуры и национальной специфики;

3. разработать содержание курса по юкагирскому фольклору и определить наиболее эффективные пути, методы и приемы его изучения как на уроках, так и во внеклассной работе в различных типах школ Якутии;

4. выявить оптимальные способы и методы изучения устного народного творчества юкагиров во взаимосвязи с фольклором народов циркумполярной культуры, русского и якутского народов.

В процессе реализации поставленных задач использовались следующие методы: теоретические (анализ этнографической, исторической, литературоведческой, психолого-педагогической и методической литературы, архивный, сравнительно-сопоставительный метод анализа фактов фольклора и этнографии юкагирского народа); эмпирические (анализ программ и учебных пособий; беседы; анкетирование учащихся и учителей; наблюдение за ходом уроков: анализ школьной документации: педагогический эксперимент, методы математической статистики).

Базой исследования явились Нелемнинская средняя школа и Верхнеколымская неполная средняя школа (малокомплектные) Верхнеколымского улуса, школы № 1 п. Черский и с. Андрюшкино Нижнеколымского улуса Республики Саха (Якутия). Всего в эксперименте участвовало 237 учащихся.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

- теоретически обоснована и экспериментально подтвержена необходимость изучения юкагирского фольклора в общеобразовательных школах Республики Саха (Якутия);

- определена методическая система взаимосвязи материала основного фольклорного курса, изучаемого на уроках, с факультативом и внеклассными видами занятий с целью решения задач литературного образования и нравственно-эстетического воспитания учащихся,

- выявлена методическая последовательность формирования у школьников знаний о юкагирском фольклоре как части мировой культуры; на основе изучения трудов по фольклористике и этнографии дано толкование наиболее сложных сюжетов, образов и мотивов юкагирского фольклора;

- введены в научный оборот авторские «полевые» материалы по этнографии и фольклору юкагиров;

Практическая значимость работы определяеися тем, что:

- предложенная система изучения юкагирского фольклора в условиях школ Республики Саха (Якутия) реализована в спецкурсе «Юкагирский фольклор»;

- методические материалы диссертации могут быть использованы при чтении спецкурсов по литературе и национальной культуре малочисленных коренных малочисленных народов Севера на курсах повышения квалификации работников образования, в педучилищах и педвузах, а также при разработке программ и учебников по предметам национально-регионального компонента для школ Якутии;

- отдельные положения диссертации могут представлять интерес не только для методистов, но и для исследователей этнографии и фольклора юкагиров.

Достоверность и обоснованность выводов исследования обеспечена данными этнографической, литературоведческой, педагогической и методической науки, а также результатами опытного и экспериментального обучения.

Апробация результатов исследования осуществлялась в процессе опытного и экспериментального обучения в школах с. Нелемное и с. Верх-неколымск Верхнеколымского улуса, в школе № 1 п. Черский и Андрюш-кинской средней школе Нижнеколымского улуса Республики Саха (Якутия). Материалы работы представлялись на республиканской семинаре по литературе коренных народов Севера., проходившем на базе Нелемнинской средней школы в 1993 г.; на районном фестивале педагогических идей в п. Зырянка Верхнеколымского улуса в 1994 г.; на семинарах для учителей в Нелемнинской средней и Верхнеколымской неполной средней школах Верхнеколымского улуса Республики Саха (Якутия) в 2000 и 2001 гг.; на научно-практической конференции «Образование на Севере: роль национально-регионального компонента в сохранении единства образовательного пространства России, этнической идентичности и здоровья детей Севера» (Москва, 17-20 декабря 2001 г.)

На защиту выносятся следующие положения:

1) юкагирский фольклор является необходимым компонентом в системе общего литературного образования учащихся в различных типах школ Республики Саха (Якутия);

2) изучение юкагирского фольклора различных жанров в 5-11 классах будет способствовать постижению своеобразия устного народного творчества коренных малочисленных народов Севера, самобытности юкагирского фольклора в общем контексте мировой культуры;

3) эффективность изучения произведений устного народного творчества юкагиров зависит от целенаправленного отбора фольклорных текстов, от реализации принципов взаимосвязи урочной, внеклассной и факультативной работы, а также от определения этапов формирования умений и навыков анализировать различные жанры фольклора в духовно-нравственном аспекте;

4) культуроведческий подход к изучению юкагирского фольклора будет способствовать глубокому познанию юкагирской культуры и повышению национального самосознания;

5) реализация принципа диалога культур позволяет формировать культуру межнационального общения.

Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"

Выводы по второй главе.

Специфика этнокультурных проблем коренных народов Севера и значимость образовательных структур в их решении диктуют необходимость определения содержания учебно-воспитательного процесса школ для северян применительно к каждому конкретному народу независимо от его численности. Работа по созданию целостной методической системы по изучению юкагирского фольклора производилась таким образом, чтобы предлагаемые уроки 1) осуществляли тематическую связь с федеральными программами по литературе; 2) включали фольклор нижнеколымских юкагиров и чуванцев (в целях формирования единого национального самосознания) 3) содержали сопоставительный и сравнительный материал по культуре и фольклору разных народов мира и, в частности, представителей циркумполярной культуры и этносов, населяющих Якутию.

Тесная связь фольклора народов Севера с их жизнедеятельностью обусловливает требования принципов «научности» и «историзма» при его изучении.

Особенности жизнедеятельности коренных народов в экстремальных условиях таковы, что без понимания и знания Природы невозможно воспитание этнической личности северянина, поэтому предлагаем отдать предпочтение таким текстам, ярко отражающим отношение северян к природе, -это сказки о животных, произведения, связанные с промысловым культом, песни о природе и т.д.

Для изучения в 5 классе предлагаем сказки о животных, которые представляют один из крупных разделов юкагирского фольклора и несут в себе большие познавательные и воспитательные возможности. В содержание занятий по сказкам о животных мы включили юкагирские пословицы и поговорки, предоставляющие обширный материал для познания мировосприятия и миропонимания охотника-рыболова.

Для шестиклассников рекомендуем мифологические произведения юкагиров, которые ярко отражают духовные и религиозные представления народа, а также юкагирские загадки, воплотившие в себе древние анимистические верования.

В 7 классе знакомим учащихся с лирическим песенным фольклором юкагиров, раскрывающих глубокую привязанность человека к своему краю, его любовь к родной природе.

Уроки по фольклору должны пробуждать интерес к исконным видам деятельности народа, пропагандировать их, способствовать их престижу.

Уроки фольклора - не только средство изучения национальной культуры юкагиров, но и языка.

В ходе изучения фольклорных произведений нужно направлять учащихся на общение с людьми старшего поколения в целях воспитания уважительного отношения к ним как носителям родной культуры, активизации личностного интереса у учащихся к истории и языку юкагирского народа.

В процессе работы над фольклором юкагиров большое значение следует придавать творческой деятельности учеников.

Изучение устного народного творчества юкагиров продолжается на уроках по произведениям юкагирских писателей, основанных на фольклорной основе (средние и старшие классы). Здесь поднимаются вопросы о роли фольклорного наследия в жизненной практике северных народов, о многосторонних связях фольклора и литературы, о творческом использовании писателем родного фольклора.

В целях осуществления системности в изучении фольклора и глубокого его познания необходима организация дополнительной работы - факультативной и внеклассной.

Для 8-9 классов предлагаем факультативный курс «Устное народное творчество юкагиров и история человечества», где учащиеся на материале устного народного творчества юкагиров познакомятся с древней культурой человечества, его верованиями и представлениями, духовными ценностями мира.

Анализ результатов экспериментального обучения доказал целесообразность и эффективность разработанной методической системы по изучению устного народного творчества юкагиров и подтвердил правильность выдвинутой в нашем исследовании гипотезы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Создание целостной методической системы изучения устного народного творчества юкагиров учащимися школ Республики Саха (Якутия) направлено на обеспечение потребностей национально-регионального компонента и на координацию его с содержанием стандарта общего литературного образования.

Основная цель включения юкагирского фольклора в программу курса • литературы в юкагирской школе - это реализация педагогической идеи формирования национального самосознания в условиях поликультурного мира.

Система литературного образования коренных малочисленных народов Севера немыслима без знания таких жанров родного фольклора, как мифы, сказки, песни, загадки, пословицы, поговорки, благопожелания, которые отразили мировосприятие и миропонимание охотников-рыболовов, собирателей.

В ходе изучения национального фольклора в северных школах необходимо привлечение материалов сравнительно-сопоставительного характера по фольклору и культуре народов циркумполярной зоны. Данное условие призвано помочь учащимся - представителям аборигенных национального „ стеи осознать свою принадлежность к уникальнои северной цивилизации, понять ее место и значение в мировой культуре.

Эффективность усвоения устного народного творчества юкагиров в поликультурной среде обусловливается такими педагогическими принципами как диалог культур, взаимосвязь литератур и межпредметные связи. В школах Республики Саха (Якутия) процесс изучения юкагирского фольклора должен вестись в русле диалога культур юкагирского, русского и якутского народов. Осуществление на уроках принципа «диалога культур» способствует не только глубокому познанию культуры юкагирского народа, но и формированию этики межнациональных отношений.

Результативность изучения произведений юкагирского фольклора зависит от взаимосвязи урочной, внеклассной и факультативной работы.

Изучение произведений юкагирских писателей, созданных на фольклорной основе, способствует осмыслению значения фольклора юкагиров в жизнедеятельности народа, пониманию его идейно-тематического содержания, его эстетики.

Процесс изучения юкагирского фольклора должен опираться на различные виды и формы творческих работ учащихся, связанных с пробуждением самостоятельного поиска.

Изучение юкагирского фольклора в юкагирской школе должно происходить в тесной взаимосвязи с уроками родного языка, истории, традиционных промыслов, на которых происходит формирование мировоззрения учащихся, их нравственных идеалов.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Прокопьева, Прасковья Егоровна, Москва

1. Аврорин В.А, Лебедева Е.П. Орочские тексты и словарь. - Л.: Наука, Лен. отд-ие. 1978,- 264 с.

2. Аниканов М.В., Степанов В В., Сусоколов А.А. Титульные этносы Российской Федерации. Аналитический справочник. М.: ИНПО, 1999. -350 с.

3. Анисимов А.Ф. Космологические предания народов Севера. М,-Л., 1959. Изд-во Ак. наук СССР,- 106 с.

4. Антошин К.Ф. Вечно живые истоки: (о фольклоре и молодой советской литературе народов и народностей Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока). Красноярск: Изд-во Краснояр. ун-та, 1987. - 93 с.

5. Арктика мой дом. Народы Севера Земли: Полярная энциклопедия школьника. - М.: Северные просторы, 1999,- 263 е., ил.

6. Архипов Н.Д. Древние культуры Якутии. Якутск: Кн. изд-во, 1989. - 192 с.

7. Афанасьев А.Н. Народ-художник: Миф. Фольклор. Литература. -М.: Сов. Россия, 1986. 368 с.

8. Афанасьев А.Н. Происхождение мифа: Статьи по фольклору, этнографии и мифологии. М.: Изд-во «Индрик», 1996. - 640 с.

9. Афанасьев В.Ф. Этнопедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего Востока,- Якутск: Кн. изд-во, 1111979. 184 с.

10. Ахметзянов М.Г., Багаутдинова Л.С., Вербовая Н.Н., др. Литература: учебник-хрестоматия для 5 класса национальных школ. С-Пб., С-Пб филиал изд-ва «Просвещение», 2002. В 2-х частях. Ч. 1. -325 с.

11. Ахметзянов М.Г., Багаутдинова Л.С., Вербовая Н.Н. Методическое руководство к учебнику-хрестоматии для 5 кл. национальных школ. .- СПб., С-Пб филиал изд-ва «Просвещение», 2002,- 160 с.

12. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества,- М.: Искусство, 1986.-445 с.

13. Беликов JI.B. К характеристике устного народного творчества чукчей // Ученые записки кафедры языков народов Крайнего Севера. Т. 167. -Ленинград, 1960. С. 271-293

14. Бирюкова С.К. Учебник по литературе и его роль в общей системе литературного образования // Актуальные проблемы национального образования: Материалы научно-практической конференции. Владикавказ, 2001. С. 120-129

15. Бирюкова С.К. Словарь культуроведческой лексики. М., 1999.284 с.

16. Богораз В.Г. Древние переселения народов в Северной Евразии и Америки // Сб. музея антропологии и этнографии. Т. VI. -С-Пб. С.37-62

17. Богораз В.Г. Материалы по изучению чукотского языка и фольклора, собранные в Колымском округе. 4.1. Образцы народной словесности.-С-Пб., 1900,-XXXVI, 417 с.

18. Богораз В. Народная литература палеоазиатов // Литература Востока. Сб. ст. Вып. I,- Пб.: Изд. «Всемирная литература», 1919. С. 50-68

19. Богораз-Тан В.Г. Основные типы фольклора Северной Евразии и Северной Америки / Советский фольклор, № 4. М. - Л., 1935. С. 29-50

20. Борисов П.П. Теория и практика совершенствования содержания общего среднего образования: (На материале якутских школ Республики Саха (Якутия). М., 1998. - 154 с.

21. Бравин А.Д. Национальная культура: этническое и общечеловеческое // Нац. школа: концепция и технология развития: Докл и материалы между нар. конф. Якутск, 16-21 марта, 1993.-М.: Просвещение, 1993. С. 191193

22. Брэм А.Э. Жизнь животных: В 3 т. Т.2: Птицы. М.: ТЕРРА, 1996.352 е.: ил.

23. Буслаев Ф.И. Исторические очерки русской народной словесности и искусства. Т. I. С-Пб.: типогр. Товарищество «Общая польза», 1861. -643 с.

24. Бахтин Н. Коренное население Российской Федерации. С.-Пб.: Изд-во Европейского дома, 1993. - 96 с.

25. Вдовин И.С. Юкагиры в этнической истории коряков и чукчей // Этническая история народов Азии. М.: Наука, 1972. С. 99 - 113

26. Варламова Г.И. В голубом тумане дымокуров. Эссе // Полярная звезда, № 3, 1985. С. 24-32

27. Винокурова У.А. Воспитание и образование детей народов Севера. -Якутск, 1997.-102 с.

28. Водовозов В.И. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1986. - 476 с.

29. Водовозов В.И. Предметы обучения в народной школе. Методика обучения грамоте, арифметике и др. предметам. Изд. 2-е. С-Пб, 1985. -291 с.

30. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред, и высш. пед. учеб. заведений. М.: Изд. центр «Академия», 1999,- 168 с.

31. Волков Г.Н. Этнопедагогическая концепция национальной школы // Нац. школа: концепция и технология развития: Докл. и материалы между-нар. конф. Якутск, 16-21 марта, 1993. - М.: Просвещение, 1993. С. 45-51

32. Вопросы языка и фольклора народностей Севера. Якутск, 1972.276 с.

33. Воскобойников М.Г. О космогонических преданиях эвенков // Языки и фольклор народов Севера. Новосибирск: Наука, 1981. С. 221-228

34. Гаер Е.А. Проблемы малочисленных народов России // Нац. школа: концепция и технология развития: Докл и материалы междунар. конф. -Якутск, 16-21 марта, 1993. М.: Просвещение, 1993. С. 55-57

35. Гацак В.М., Деревянко А.П., Соктоев А.Б. Фольклор Сибири и Дальнего Востока: истоки и традиции // Эвенкийские героические сказания. (Памятники фольклора народов Севера и Дальнего Востока). Новосибирск: Наука. Сиб. Отд-ие, 1990,- с. 10-71.

36. Гачев Г.Д. Национальные образы мира. Космо-Психо-Логос. М.: Изд. группа «Прогресс» - «Культура», 1995. - 480 с.

37. Гоголь Н.В. Собрание сочинений в 8 тт. Т. 1. М.: «Правда», 1984,382 с.

38. Голосовкер Я.Э. Логика мифа. М.: Наука, 1987. - 224 с.

39. Голубков В.В. Методика преподавания литературы. 7-е изд. М.: Учпедгиз, 1962. -495 с.

40. Гура А.В. Символика животных в славянской народной традиции. М.: Изд-во «Индрик», 1997. - 912 с.

41. Гурвич И.С. Героические сказания северных якутов-оленеводов и вопросы этнической принадлежности древнего населения между Енисеем и Леной // Этническая история и фольклор. М.: Наука, 1977. С. 86-112.

42. Гусев В.Е. Эстетика фольклора. Л., 1967.-320 с.

43. Дмитриева Т.Н. Современное состояние проблемы тотемизма // Актуальные проблемы изучения истории религии и тотемизма: С. науч. трудов. Л.: Гос. музей истории религии и атеизма, 1981. 158 с.

44. Долгих Б.О. Родовой и племенной состав народов Сибири в XVII в. М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1960. - 445 с.

45. Донской Ф.С., Курилов Г.Н., Слепцов Я.Г., др. Проблемы возрождения исчезающих юкагиров: Монография,- Якутск: Изд-во «Северовед», 1996.-140 с.

46. Дьячков Г.А. Казбек: Повесть и рассказы. Якутск: Кн.изд-во, 1984. -104 с.

47. Дьячков Г.А. Я к тебе возвращусь: /стихи, пьесы, воспоминания/.-Зырянка: ВУТ, 1996.-64 с.

48. Евсюков В.В. Мифы о Вселенной. Новосибирск: Наука. Сиб. отделение, 1988. - 176 с.

49. Жирков Е.П. Как возродить национальную школу. Шаги Республики Саха (Якутия): Статьи и материалы. М.: Просвещение, 1992. - 239 с.

50. Жирков Е.П. Образование и развитие: национальная стратегия на подступах к XXI в. // Нац. школа: концепция и технология развития: Докл и материалы междунар. конф. Якутск, 16-21 марта, 1993. - М.: Просвещение, 1993. С. 33-39

51. Жирмунский В.М. Народный героический эпос. М. - Л., 1962.435 с.

52. Жихарев Н.А. Повесть об Афанасии Дьячкове. Анадырский край // Дьячков А. Е. Магадан: Кн. изд-во, 1992. - 267 с.

53. Жукова Л.Н. Религия юкагиров. Языческий пантеон: Учебное пособие. Якутск: Изд-во Якутского госуниверситета, 1996.-90 с.

54. Жукова Л.Н. Юкагиро-славянские фольклорные параллели // Язык -миф культура народов Сибири. Вып.IV. - Якутск, 1995. С.32-48.

55. Жукова Л.Н., Николаева И.А., Дёмина Л.Н. Фольклор юкагиров Верхней Колымы. 4.1 Якутск,1989.-161 с.

56. Жукова Л.Н., Николаева И.А., Дёмина Л.Н. Фольклор юкагиров Верхней Колымы. 4.II. Якутск, 1989.-89 с.

57. Жукова Л.Н., Прокопьева П.Е. Фольклорные тексты юкагиров Верхней Колымы // Язык миф - культура народов Сибири. Вып. II. -Якутск, 1991. С. 146-167.

58. Зеленин Д.К. Культ онгонов в Сибири. Пережитки тотемизма в идеологии сибирских народов // Труды Института антропологии, археологии и этнографии. Т. XIV. Вып. 3. М.-Л.,1936.-436 с.

59. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. Изд. 2-е, доп„ испр. и перераб. М.: Логос, 2000. - 384 с.

60. Золотарёв A.M. Пережитки тотемизма у народов Сибири. Л., 1934.-52 с.

61. Золотарев A.M. Родовой строй и первобытная мифологйя. М.: Наука, 1964.-328 с.

62. Зоркин В.И. Вклад политических ссыльных в изучение фольклора Сибири (втор, половина XIX- начало XX века). Новосибирск: Наука. Сиб. отделение, 1985.-93 с.

63. Иванов A.M. Традиционная экологическая этика юкагиров: (иерархия ценностей). Автореф. дис. .канд. ист. наук. М., 1995.-24 с.

64. Иванов В.Х., Курилов Н.Н. Традиционные игры и состязания юкагиров. Якутск: Изд-во «Северовед», 1997,- 24 с.о

65. Изучение родных литератур в национальных школах РСФСР: Пособие для учителей. Г.М. Адгамова, А.Г. Аминев, П.А. Апакаев и др. / Под ред. В.В. Горбунова. Л.: Просвещение, 1982. - 264 с.

66. Иохельсон В.И. Материалы по изучению юкагирского языка и фольклора, собранные в Колымском округе. С-Пб, 1900. 4.1. - 238 с.

67. Йохельсон В.И. По рекам Ясачной и Коркодону. Древний и современный быт и письмена // Известия Русского Географического общества. -С-Пб,1898. Т.34. Вып.З. с.257-292.

68. Иохельсон В.И. Юкагиры и юкагиризованные тунгусы // Перевод со втор. англ. изд. (Нью-Йорк-Лейден, 1926) Иванова В.Х., Ивановой З.И. Архив НСШ Верхнеколымского улуса Республики Саха (Якутия).

69. Кабо В.Р. Синкретизм первобытного искусства (по материалам австралийского изобразительного искусства) // Ранние формы искусства: Сб. статей. М.: Изд-во «Искусство», 1972. -480 с.

70. Калевала. Пер. с фин. Л.П. Вельского. Л.: Лениздат, 1984.-574 с.

71. Карьялайнен К.Ф. Религия югорских народов. В 3-х тт. т.З. -Томск, 1996: Изд-во Том. Ун-та.-247 с

72. Киплинг Д.Р. Маугли. Челябинск: Южно-Уральское кн. изд-во, 1986. - 221 с.

73. Костюхин Е.А. Типы и формы животного эпоса. М., 1987. 270 с.

74. Крейнович Е.А. Юкагирский язык. М,- JL: Изд-во Ак. наук СССР, 1958.-288 с.

75. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. Книга для учителей и классных руководителей. М.: Просвещение, 1976. -303 с.

76. Ксенофонтов Г.В. Ураангхай-сахалар. Очерки по древней истории якутов. Т. I, 2 -я книга. Якутск: Нац. Изд-во Республики Саха (Якутия), 1992.-3 17 с.

77. Кудряшев Н.И. О методах преподавания литературы // Методы обучения в современной школе. Под ред. Н.И. Кудряшева. М.: Просвещение, 1983. С. 77-97

78. Кузьмин М.Н., Артеменко О.И., Бурыкин А.А., др. Концепция модели этнической (национальной) школы для коренных малочисленных народов Севера Российской Федерации,- М.: ИНПО, 2001. 72 с.

79. Куприянова З.Н. Ненецкий фольклор. Учеб пособие для пед училищ. Л.: Учпедгиз, Л. отд., I960.- 293 с.

80. Курдюмова Т.Ф. Историзм школьного курса литературы. М.: «Просвещение», 1974. - 176 с.

81. Курилов Г.Н. Улуро Адо, Прокопьева П.Е. Ритуал поклонения Огню у юкагиров // Ритуалы поклонения Огню народов Севера Республики Саха (Якутия). - Якутск: Республиканский Дом народного творчества, 1994,-с. 7-9

82. Курилов Н.Н. Мама Сталин // Полярная звезда. - Якутск, 1985,- № 4. С.75-77.

83. Курилов Н.Н. Почему олень рассмеялся: Сказки для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Якутск: Нац. кн. изд. «Би-чик». 1995.-52 с.

84. Курилов Н.Н. Юкагиры: неразгаданная тайна человечества. -Якутск, 1999.

85. Курилов С.Н. Чаундаур. Якутск: Кн. Изд-во, 1979.-86 с.

86. Кэптукэ Г.И. Двуногий да поперечноглазый, черноголовый человек-эвенк и его земля Дулин Буга. /На русском и эвенкийском языках/ -Якутск: «Розовая чайка»,1991.-52 е., ил.

87. Кэптукэ Г.И. Эпические традиции в эвенкийском фольклоре (очерки). Якутск: Изд-во «Северовед», 1996. - 134 с.

88. Лазарев А.И. Трудные темы изучения фольклора: Учеб. пособие. -Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 1998. 318 с.

89. Лебедева Ж.К. Эпические памятники народов Крайнего Севера. -Новосибирск: Наука, 1982,- 112 с.

90. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. -М.: Педагогика-Пресс, 1994. 608 с.

91. Леви-Строс К. Первобытное мышление. М., 1994.-384 с.

92. Лехтисало Т. Мифология юрако-самоедов (ненцев). Томск: Изд-во Том. ун-та, 1998. - 136 с.

93. Лосев А.Ф. Античная мифология. М.,1957. - 620 с.

94. Лунное лицо: Сказки юкагиров. /Сост. и обраб. Л.Н.Жукова, О.С. Чернецов/ Якутск: Кн. изд-во,1992.-128 с.

95. Малори Ж. О проблемах школ аборигенных народов. // Нац. школа: концепция и технология развития: Докл. и материалы междунар. конф. Якутск, 16-21 марта, 1993. М.: Просвещение, 1993. С. 52-54

96. Маранцман В.Г., Чирковская Т В. Проблемное изучение литературного произведения в школе. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1977. -206 с.

97. Мелетинский Е.М. Миф // Философский энциклопедический словарь. М,- 1989 г. с. 389

98. Мелетинский Е.М. Палеоазиатский мифологический эпос. Цикл Ворона. М.,1979.

99. Мелетинский Е.М. Первобытные истоки словесного искусства // Ранние формы искусства: Сб. статей. М.: Изд-во «Искусство», 1972. С.149-189.

100. Мелетинский Е.М. Происхождение героического эпоса. М.: Изд-во вост. лит-ры, 1963,- 464 с.

101. Меновщиков Г.А. О сказках азиатских эскимосов // Эскимосские сказки. 3 изд-ие. Магадан: Кн. изд-во, 1980. с. 5-18.

102. Методика преподавания русской литературы в старших классах национальной школы. Пособие для учителей национальных школ союзных республик. / Под ред. К.В. Мальцевой и И.Е. Каплана. Л.: Просвещение, 1979.- 198 с.

103. Мифологические сказки и исторические предания нганасан. М.: Наука, 1976.-344 с.

104. Мифологический словарь / Гл. ред. Е.М. Мелетинский. М.: Сов. энциклопедия, 1991.-736 с.

105. Мифы и легенды народов мира: Древний мир. Составители Н. Будур и И. Панкеев. T.I. М.: Олма-Пресс, 2000. - 816 с.

106. Мифы и легенды народов мира: Средневековая Европа. Составители Н. Будур и И. Панкеев. Т.П. - М.: Олма-Пресс, 2000.-816 с.

107. Мифы и легенды народов мира: Финляндия, Россия, Восток. Составители Н. Будур и И. Панкеев. Т.III! М.: Олма-Пресс, 2000.-816 с.

108. На семи ветрах: Рассказы, стихи, сказки писателей Крайнего Севера и Дальнего Востока. / Сост. И. Буркова. М.: Дет. лит., 1984. - 158 с.

109. Напольских В.В. Древнейшие этапы происхождения народов уральской языковой семьи: данные мифологической реконструкции. (Прау-ральский космогонический миф). Автореф. дис. . д. ист. наук. Ижевск, 1992.-32 с.

110. Нартов К.М. Взаимосвязи отечественной и зарубежной литератур в школьном курсе: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1986. - 191 с.

111. Национальная школа: концепция и технология развития: Докл. и материалы междунар. конф. Якутск, 16-21 марта, 1993. / Под ред. Е.П. Жиркова. М.: Просвещение, 1993. - 319 с.

112. Наумова Д.И. Программа курса «Литература народов Севера», п. Зырянка, 1996.-52 с.

113. Немов Р.С. Психология: Учеб для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн.-З изд. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - Кн.2: Психология образования. - 608 с.

114. Николаева И.А. О некоторых параллелях в нганасанских, юкагирских и других северно-евразийских фольклорных текстах // Строй самодийских и енисейских языков. Сб. науч.тр. Томск, 1987. - С. 40-48.

115. Новик Е С. К типологии жанров несказочной прозы Сибири и Дальнего востока / Фольклорное наследие народов Сибири и Дальнего Востока. Горно-Алтайск, 1986. - с. 36^48.

116. Нюргун Боотур Стремительный: Якутский героический эпос -олонхо. Изд. 2-е. Якутск: Кн. изд-во, 1982,- 432 е., ил.

117. Окладников А.П. История Якутской АССР. Якутия до присоединения к русскому государству. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1955. Т. I. - 432

118. Окладников А.П. Утро искусства. Ленинград: Изд-во «Искусство», 1967. - 136 с.

119. Окладников А.П., Мазин А.И. Писаницы бассейна реки Алдан. Новосибирск: Наука, 1979. - 152 с.

120. Окорокова В.Б. Высокое парение потомка Великого Орла -Улуро Адо. Якутск: Изд-во «Северовед», 1998. - 76 с.

121. Окорокова В.Б. Развитие прозы в литературах народов Севера Якутии // Литература народов Севера Якутии: Сборник научных трудов. -Якутск: ЯНЦ СО АН СССР, 1990. С. 7- 32

122. Окорокова В.Б. Юкагирский роман. Якутск: ЧИФ «Ситим», 1994. - 136 с.

123. От патернализма к партнерству (строительство новых отноше-, ний народов Севера и государства) / Отв. ред. А.Н. Пилясов. Магадан: СВКНИИ ДВО РАН, 1998. - 198 с.

124. Покуда растут травы: Антология мифов, традиционной и современной поэзии, легенд индейцев и эскимосов США и Канады. Якутск: Кн. изд-во, 1988.-400 е., ил.

125. Померанцева Э.В. Русская устная проза: Учеб. пособие по спецкурсу для студентов пед. ин-тов по спец. №2101 «Рус. яз. и лит.» / Сост. В.Г. Смолицкий. М.: Просвещение, 1985. - 272 с.

126. Потебня А.А. Из лекций по теории словесности: Басня, пословица, поговорка. Харьков: Гос. изд-во Украины, 1930. - 132 с.

127. Пошатаева А.В. Литературы народов Севера. М.: Наука, 1988.168 с.

128. Предания о древних людях. Якутск: «Розовая чайка», 1991.46 с.

129. Природа и человек в религиозных представлениях народов Сибири и Севера. Л.: Наука, Ленингр. отд-ие, 1976. - 336 с.

130. Прокопьева П.Е. Тотемизм у юкагиров (на материале фольклорных произведений юкагиров Верхней Колымы) // Мир коренных народов. Живая Арктика. № 9-10, 2002. с. 85-89

131. Пропп В.Я. Фольклор и действительность. М., 1976.-326 с.

132. Путилов Б.Н. Методология сравнительно-исторического изучения фольклора. JL, 1976.-244 с.

133. Путилов Б.Н. Фольклорный процесс и этническая история Сибири и Дальнего Востока // Фольклорное наследие народов Сибири и Дальнего Востока. Горно-Алтайск, 1986. С. 15-22

134. Пушкарева Е.Т. Миф-сказка в фольклоре ненцев: историческая типология и этническая специфика. Автореф. на соиск. уч. ст. к. ист. н. Л., 1983.- 26 с.

135. Рыбникова М.А. Загадки. М.-Л.: Изд-во «Academia», 1932.488 с.

136. Рыбникова М.А. Очерки по методике преподавания литературного чтения. 3-е изд. М.: Учпедгиз, 1963. - 314 с.

137. Рыбникова М.А. Русские пословицы и поговорки. М.: Изд-во АН СССР, 1961.-230 с.

138. Рубинштейн С.Д. Основы общей психологии: В 2 т. Т. II,- М.: Педагогика, 1989.- 328 с.

139. Сем Т.Ю. Шаманизм о мире. // Северные просторы, 1990. №2. С.21-23.

140. Серошевский В.Л. Якуты. Опыт этнографического исследования. 2-е изд. - М., 1993. - 736 с.

141. Симченко Ю.Б, Культура охотников на оленей Северной Евразии. М., 1976.- 311 с.

142. Сказки и предания Севера. Для детей среднего и старшего возраста / Сост. Г.Н.Курилов Улуро Адо, Г.И. Варламова. - Якутск: Кн. изд-во, 1986.-88 с.

143. Сказки народов Севера. JL: Просвещение. Лен. отд-ие., 1991,335 с.

144. Сказки народов СССР. В 2-х тт. Т.П. М.: Правда, 1986.-592 с.

145. Скопин В., Кеневич В. Сборник произведений русской литературы. Пособие для преподавания истории литературы в средних учебных заведениях. Ч. I. До-Петровский период. Изд. 3-е. С-Пб., 1978. - 670 с.

146. Спиридонов В.К., Николаева И.А. Букварь для 1 класса юкагирских школ (верхнеколымский диалект). С-Пб.: Просвещение, 1993.-127 с.

147. Спиридонов Н.И. Одулы (юкагиры) Колымского округа / «Советский Север», 1930. № 9-10. С. 166-214.

148. Спиридонов Н.И. Юкагиры // Большая Советская Энциклопедия. М., 1931. Т.65. с. 168-169.

149. Стоюнин В. Руководство для теоретического изучения литературы по лучшим образцам русским и иностранным. С-Пб., 1910. - 192 с.

150. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Изд-ие 5. Киев: Изд-во «Радянська школа», 1974. - 288 с.

151. Сыромятников Г.С. Романы С. Курилова // Литература народов Севера Якутии: Сборник научных трудов. Якутск: ЯНЦ СО АН СССР,-1990,- с.98-106.

152. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М.,1989.-573 с.

153. Толковый словарь русского языка: в 4 т. Т.З. / Под ред. проф. Д. Ушакова. М.:ТЕРРА, 1996.- 712 с.

154. Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений. Т. IV. М., 1912.596 с.

155. Топорков А.Л. Теория мифа в русской филологической науке XIX в. М.: Изд-во «Индрик», 1997. - 456 с.

156. Туголуков В.А. Кто вы, юкагиры? М., 1979.-152 с.

157. Тэки Одулок. Жизнь Имтеургина-старшего // В кн.: Тэки Оду-лок. Жизнь Имтеургина-старшего. На Крайнем Севере; Николай Тарабукин.

158. Моя жизнь; Джанси Кимонко. Там, где бежит Сукпай. Якутск: Кн. изд-во, 1987,-432 с.

159. Тэки Одулок. На Крайнем Севере // В кн.: Тэки Одулок. Жизнь Имтеургина-старшего. На Крайнем Севере; Николай Тарабукин. Моя жизнь. Джанси Кимонко. Там, где бежит Сукпай. Якутск: Кн. изд-во, 1987. С. 96236

160. Улуро Адо. Идилвей // Полярная звезда, № 4, 1992,- с.115-129.

161. Улуро Адо. Милая Лабунмэдэну: Стихотворения и поэмы. -Якутск: Кн. изд-во, 1992.-64 с.

162. Ушинский К.Д. Руководство к преподаванию по «Родному слову». Ч. I. (приложение к 1-му и 2-му году «Родного слова»), С-Пб., 1873. -116с.

163. Учебная книга географии. Российская империя. Курс гимназический / Сост. Е.А. Лебедев. 28-е изд. С-Пб., 1913. - 206 с.

164. Федорова Л.И. Этнопедагогические традиции нравственного воспитания. Якутск: Изд-во ИПКРО, 1997. - 104 с.

165. Фольклор народов Крайнего Севера. Хрестоматия для учащихся 5-9 кл. русскояз. школ / «Национальная культура коренных народов PC (Якутия).Сост. Лебедева Ж.К. Якутск, 1993. - 112 с.

166. Фольклор народов Крайнего Севера и Дальнего Востока России /Сост. Е.Р. Акбальян. М.: Северные просторы, 2002. - 544 с.

167. Фрезер Д. Золотая ветвь. Вып. IV. М., 1928.-264 с.

168. Фрейд 3. Тотем и табу. Психология первобытной культуры и религии. С-Пб.: Изд-во «Алетейя», 1997. - 224 с.

169. Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. М., 1978.606 с.

170. Фридман Л.М. Психопедагогика общего образования. Пособие для студ. и учит. М.: Изд-во «Институт практической психологии», 1997. -288 с.

171. Хайруллин Р.З. Гармонизация межнациональных отношений в школе с многонациональным составом учащихся. (Этносоциологический аспект). М.: ИНПО, 2002. - 64 с.

172. Хайтун Д.Е. Тотемизм. Его сущность и происхождение. Ста-линабад, 1958,- 151 с.

173. Хозяин Земли: Легенды и рассказы лесных юкагиров /Сост. Жукова Л.Н., Чернецов О.С.- Якутск: Изд-во ЯГУ, 1994 100 с.

174. Хрестоматия по истории методики преподавания литературы./ Сост. докт. пед. наук Я.А. Роткович. М.: Гос. уч-пед. изд-во Мин. Проев. РСФСР, 1956.-415 с.

175. Чадаева А. Люди у полюса холода // Северные просторы, № 5, 1989. с. 21-22

176. Черкезова М.В. Литература и культура. Пособие для учителя национальной культуры. М.: ИНПО, 1999. - 128 с.

177. Чернецов В.Н. Наскальные изображения уральского ареала / Проблемы археологии и древней истории угров. М.: Наука, 1972. - с.32-55.

178. Шавров К.Б. В.И.Йохельсон. // Советская этнография, №2. -М.,1935.-с.3-13.

179. Шейкин Ю.И. Музыкальная культура народов Северной Азии. -Якутск: РДНТ, 1996.-123 с.

180. Шилин К.И. Экософия северного сияния / Ин-т пробл. малочисл. народов Севера СО Ран и др. М. 1998. - 333 с.

181. Штернберг Л.Я. Материалы по изучению гиляцкого языка и фольклора, собранные и обработанные Л.Я. Штернбергом. T.I. Образцы народной словесности. С-Пб., 1908. -XXII, 232 с.

182. Штернберг Л.Я. Гиляки, орочи, гольды, негидальцы, айны. Статьи и материалы под ред. Я.П.Алькор (Кошкина). Хабаровск: Дальгиз, 1933. XXXVIII, 740 с.

183. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989.-560 с.

184. Юнг К.Г. Душа и миф: Шесть архетипов. Киев-Москва, 1997.389 с.

185. Юкагиры. Историко-этнографический очерк. Новосибирск, 1975,- 244 с.