Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Изучение героического эпоса олонхо в якутской школе

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Гоголева, Марина Трофимовна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Якутск
Год защиты
 1999
Специальность ВАК РФ
 13.00.02
Диссертация по педагогике на тему «Изучение героического эпоса олонхо в якутской школе», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Гоголева, Марина Трофимовна, 1999 год

Введение.

Глава I. Научные основы изучения героического Зпоса (олонхо) в якутской школе.

§ 1. Олонхо - героичесщй эпос якутов.

§ 2. Жанровые особенности олонхо.

§ 3. Педагогический потенциал олонхо.

Выводы.

Глава II. Теоретические основы и практика изучения эпоса в школе.

§ 1. Изучение эпоса как методическая проблема.

§ 2. Состояние преподавания олонхо в якутской школе.

Выводы.

Глава III. Методика изучения олонхо в якутской школе.

§ 1. Жанровые особенности олонхо - основа методики его изучения.

§ 2. Поэтапное приобщение учащихся к олонхо.

§ 3. Изучение поэтики героического эпоса в 5 - 11 кл.

§ 4. Данные результатов опытно-экспериментального исследования

Выводы.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Изучение героического эпоса олонхо в якутской школе"

Общая характеристика работы

Актуальность темы исследования. Проблема преодоления дефицита духовности в период острых социальных потрясений выдвинула на передний план вопрос о приоритетности гуманитарного образования. Обращение к личности ученика, учет его индивидуальных качеств в процессе обучения, нацеленность на формирование его нравственно-эстетических идеалов, на развитие его мышления и творческих способностей оказались в центре образовательного процесса. (24, 18) Литературное образование школьников решает задачи становления личности как никакой другой предмет в школе, и изменения в этой сфере, их актуальность обусловлены развитием общества на современном этапе. Современные потребности общества в литературном образовании продиктованы необходимостью поставить барьер бездуховности, псевдокультуре, которые все больше проникают в жизнь нашего общества и принимаются молодежью за истинные ценности. Как показывают исследования последних лет, эффективное формирование духовно богатой личности, воспитанной на лучших образцах словесного искусства, возможно только при учете национальных, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся (17, 18, 46, 47, 53, 108, 168, 204, 205, 211). Особенно это проявляется в изучении фольклорных произведений в школе. Недооценка значения фольклорного эпоса, как важного фактора в развитии культуры любого народа, отношение к фольклору, как к явлению прошлого, унификация образовательных программ привели к тому, что эпические произведения устного народного творчества перестали влиять на формирование духовности молодого поколения.

Героический эпос якутов (олонхо) возник в эпоху разложения родового строя (134, 162) и развивался в течение многих веков, вбирая в себя все лучшее из духовного наследия предков. Исследователи единодушны во мнении, что олонхо - синтез многих искусств: словесного, музыкального, вокального, театрального, что это - вершина якутского фольклора, и в нем отображаются мировоззренческие, эстетические, нравственные идеалы якутского народа (31, 58, 63, 71, 111, 134, 160, 162, 213). Необходимость учета изменившихся социокультурных условий обусловила процесс трансформации многих жанров фольклора, это коснулось и эпоса: с утратой живой традиции бытования олонхо стал книжным эпосом, но остался значимым явлением в культурной жизни народа. Литература, театральное искусство, музыка, изобразительное искусство развиваются благодаря творческому освоению идей и образов олонхо. Высоконравственные идеалы его прочно вошли в понятие духовности якутского народа, потому что олонхо утверждает общечеловеческие ценности, идеи гуманизма, торжества добра и справедливости. Новая функция эпоса, как живительного источника искусства, не заслоняет его познавательной и развлекательной функций: в олонхо сконцентрированы знания о тайнах мироздания, природы и человека,, в этом виде народного творчества богатство души и яркий талант народа. Жемчужина народного поэтического слова сокрыта в эпическом стиле повествования, язык олонхо -непревзойденный образец словесного искусства, в нем - залог сохранения языка нации. Олонхо относится к тем произведениям устного народного творчества народов, которые считаются явлением в мировой культуре; 1993 год ЮНЕСКО объявлен годом олонхо, и в связи с этим организованы юбилейные. мероприятия в Париже. Но вместе с тем налицо процесс отчуждения олонхо от молодежи, на глазах нынешнего поколения якутов эпос из живой традиции бытования превращается в некий, чисто номинальный символ национальной культуры. Не востребован обществом огромный педагогический потенциал народного эпоса, не задействованы его возможности в воспитании подрастающего поколения. Сегодня олонхо для молодых - абстрактное понятие, не имеющее отношения к реальным проблемам сегодняшнего дня, и потому не представляющее интереса для большинства молодежи. Эмпирические исследования показали: несмотря на то, что героический эпос всегда изучался в школе, нет подлинного приобщения учащихся к олонхо, и приходится признавать тот факт, что это уникальное творение народа остается вне духовной жизни учащихся. Так как сложившаяся практика применения традиционных методов изучения памятника не дала положительных результатов, необходим пересмотр принципов и методики изучения олонхо в школе. Это диктуется и изменениями в содержании и технологии образования в • связи с принятием Концепции обновления и развития национальной школы в Республике Саха (Якутия) (1991 г.). Изучение фольклорных произведений составляет необходимый этап литературного образования. Лучшие образцы фольклорных произведений включены в школьную программу. Вопрос о роли фольклора в школьном курсе литературы и о различных подходах к его изучению не обойден вниманием методистов, в их работах затрагивается и методика изучения отдельных жанров фольклора (10, 15, 17, 18, 38, 40, 46, 50, 113, 121, 196, 200). Но проблема изучения героического эпоса остается малоизученной, а методические исследования, связанные с олонхо, почти не проводились. Настоящая работа - опыт поиска эффективного пути изучения олонхо в якутской школе. Этими положениями определяется актуальность и научная новизна данного исследования.

Объект исследования - процесс восприятия и изучения олонхо в якутской школе.

Предмет исследования - теория и методика литературного образования учащихся 5-11 классов в процессе изучения героического эпоса (олонхо) в якутской школе.

Специфика жанра олонхо, которую школьник не в состоянии постигнуть в течение нескольких уроков в 6 и 9 классах, не позволяет относиться к олонхо так, как к любому другому жанру фольклора. Учителя же родной литературы считают эту тему наиболее трудной и в литературоведении,. и в методике преподавания. В связи с этим нами определяется цель исследования:

- Теоретически обосновать и разработать систему и методику изучения героического эпоса (олонхо) в якутской школе, которая будет способствовать более полному и глубокому постижению олонхо учащимися уникального явления духовной культуры своего народа.

В ходе исследования была выдвинута и проверялась следующая гипотеза:

Изучение героического эпоса (олонхо) будет наиболее эффективным:

- если учитывается эстетическая природа изучаемого произведения устного народжного творчества и осуществляется комплексный анализ идейно-эстетической природы произведения, то есть проявляется разностороннее внимание к различным его аспектам: лингвистическому, смысловому, литературоведческому;

- если отрывки, рекомендуемые для чтения доступны учащимся и используются уже имеющиеся знания, умения и навыки в области анализа устнопоэтических произведений, полученные на уроках родной литературы в более младших классах и имеются возможности для их переноса на изучаемые и анализируемые произведения;

- если при изучении олонхо используется высокий уровень художественно-коммуникативной природы произведения для формирования условий для личностно значимого восприятия олонхо в целях развития эстетического вкуса и творческих способностей учащихся;

- если обучение основывается на синкретической природе устнопоэтического произведения посредством взаимосвязанного изучения с другими видами искусства: живописью, музыкой, сценическим творчеством;

- если определить специфику изучения олонхо в якутской школе с учетом национальных особенностей учащихся и идейно-художественных достоинств изучаемого произведения.

Для доказательства выдвинутых положений в исследовании

1. Определить научно-методические основы изучения олонхо в якутской школе.

2. Выявить трудности приобщения учащихся к героическому эпосу.

3. Осмыслить методику изучения фольклорного эпоса в традициях национальных школ.

4. Формулировать гипотезу исследования, доказать выдвигаемые положения с помощью теоретических обоснований и экспериментальных работ.

5. Создать методическую модель изучения олонхо в якутской школе, предварительно определив ее этапы и обосновав отбор произведений, проверить ее эффективность в процессе обучения.

6. Изучить возможность применения предложенной модели в общеобразовательных школах, разработать методические рекомендации по ее творческому применению.

Для решения поставленных задач применялись различные методы исследования:

- изучение литературоведческой, . психолого-педагогической, методической, искусствоведческой литературы в аспекте исследования. ■

- анализ учебных программ, учебных и методических пособий по родной литературе, анализ текстов олонхо с целью выявления наиболее подходящего материала для изучения в школе.

- изучение и обобщение передового опыта учителей; моделирование системы обучения, помогающей решению поставленных проблем;

- анкетирование, беседы с учителями и учащимися, проведение констатирующего, обучающего экспериментов, анализ устных и письменных ответов, творческих работ учащихся; проведение контрольно-констатирующих средств;

- оценка эффективности форм работы по предлагаемой модели, количественный и качественный анализ результатов исследования.

Методологическую основу диссертации составляют:

- философские, литературоведческие труды, исследования по психологии, педагогике, методике преподавания литературы, в которых рассматриваются вопросы культурологии, фольклористики, возрастной психологии, литературного образования школьников, специфики восприятия художественного произведения, развития личностных качеств школьников в процессе изучения фольклорных произведений, совершенствования учебного процесса;

- различные аспекты анализа эпических произведений, поэтики устного народного эпоса, постановки проблем преподавания фольклорных произведений в школе.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

- выявлены литературоведческие и педагогические основы изучения устного народного эпоса (олонхо) в якутской школе, а также трудности приобщения к нему учащихся и намечены пути их устранения;

- рассмотрена методическая модель изучения олонхо на протяжении обучения учащихся в 5-11 кл. якутской школы;

- предложена методическая модель, . отражающая процесс поэтапного приобщения к жанровой специфике, идейно-эстетическим ценностям, художественно-изобразительным средствам фольклорного эпоса и условия эффективного, личностно значимого освоения олонхо учащимися якутских школ;

- раскрывается специфика восприятия олонхо учащимися и обосновывается возможность опоры на жанровые особенности произведения при изучении героического эпоса в якутской школе;

- определяется значимость освоения учащимися поэтики устнопоэтического эпоса в целях эффективного изучения олонхо и развития творческих способностей учащихся.

Практическая значимость исследования заключается в следующем:

- основные положения диссертации, методическая система могут быть использованы для дальнейших исследований по проблемам методики изучения героического эпоса в национальной школе;

- результаты исследования, полученные в данной работе в форме методических разработок, могут быть использованы в преподавании фольклорного эпоса в национальных школах, при составлении программ и методических пособий по курсу якутской литературы;

- материалы диссертации могут быть использованы при чтении спецкурсов для студентов педагогических училищ и вузов.

Достоверность выводов и рекомендаций исследования подтверждается их теоретическим обоснованием, опорой на ведущие положения литературоведческой и психолого-педагогической науки, данными экспериментальных работ и личным опытом работы автора в школе.

Исследование проводилось в три этапа.

Первый этап (1981-1990гг.) - изучение педагогического опыта и работ по педагогике, психологии, методике преподавания литературы, фольклору; накопление и обобщение наблюдений за процессом изучения и восприятия героического эпоса (олонхо) в 5 и 8 классах якутской школы; проведение констатирующего эксперимента с целью выявления уровня обученности учащихся и трудностей преподавания; определение теоретических предпосылок построения гипотезы.

Второй этап (1991-1995 гг. ) - изучение научной литературы по теме исследования; уточнение гипотезы исследования; подготовка экспериментальных материалов и учебных пособий; проведение обучающего эксперимента в школах и проверка научной достоверности гипотезы.

Третий этап (1996-1999 гг.) - продолжение экспериментальной работы, обобщение полученных данных, их теоретическое осмысление, уточнение и коррекция основных положений исследования, оформление диссертации.

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертации:

- апробированы в процессе опытно - экспериментального обучения в 1 Кулятской и Борогонской средних школах Вилюйского улуса в Нюрбинском техническом лицее г. Нюрбы, в Чурапчинской средней школе и гимназии Чурапчинского улуса, в Качикатской средней школе Хангаласского ■ улуса Республики Саха (Якутия); Всего в эксперименте принимали участие 630 учащихся и 38 учителей.

- отражены в докладах на улусных (районных) семинарах по методике преподавания якутской литературы с 1982 по 1998 гг.; на региональных конференциях: учителей "Урок будущего" в 1993 г. (г. Вилюйск); работников образования "Качество образования" в 1998 г. (г. Мирный); на республиканской конференции "Проблемы обучения родному языку в школе" в 1987 г. (г. Якутск); отражены в трех опубликованных работах.

Структура диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"

• Выводы по всей 3 главе:

- Изучение в школе героического эпоса проводится с учетом ряда факторов, обусловленных спецификой произведения, возрастными и индивидуальными особенностями учащихся.

- Сквозной идеей, пронизывающей весь процесс изучения героического эпоса в школе, представляется постепенное углубление в жанровую природу произведения,- раскрытие его идейно-эстетических ценностей и формирование на этой основе читательских качеств, эстетических вкусов и мировоззренческих идеалов учащихся.

- Приобщение учащихся к олонхо-трудоемкий и длительный процесс, требующий разносторонних подходов к поэтапному формированию знаний об эпосе, теоретико-литературных понятий, развития личностных качеств.

- Восприятие народного эпоса имеет ряд особенностей, детерминированных жанровой спецификой произведения. К ним относятся: большой объем олонхо, сложность исполнения, отстраненность содержательной стороны эпоса от проблем реальной жизни сегодняшнего школьника, сложные конструкции эпического текста, своеобразие художественно-изобразительных средств.

- Проникновение в поэтику олонхо, обеспечивающее понимание эмоционально-смыслового единства художественных средств эпоса, представляется обязательным условием для подлинного постижения учащимися идейно-эстеических ценностей произведения.

- Синкретичность олонхо позволяет сочетать различные подходы к изучению героического эпоса: культуроведческий, рассматривающий олонхо как зародыш многих видов народного искусства; системный или целостный, учитывающий взаимосвязь познавательных и воспитывающих задач; личностно-ориентированный, нацеленный на развитие личностных качеств ученика.

- Выбор методов и приемов обучения, обусловленный характером изучаемого материала, возрастными особенностями учащихся, варьирует в соответствии с этапами приобщения учащихся к олонхо. Если на начальном этапе обучения превалируют репродуктивные виды работ, выполняемых устно, то на втором этапе ученическая деятельность направлена на применение полученных знаний в новых условиях, поэтому преобладают поисковые и творческие задания, а также упражнения на практическое освоение навыков исполнения. На завершающем этапе используются методы, обеспечивающие формирование личностных качеств учащихся, исследовательского характера.

202

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. Героический эпос якутов (олонхо) по своим идейно-художественным достоинствам стоит в одном ряду с лучшими устнопоэтическими эпосами народов мира и продолжает играть активную роль в развитии духовной культуры народа.

2. Актуальность изучения в школе олонхо диктуется необходимостью приобщения учащихся к общечеловеческим ценностям через освоение ими духовного наследия своего народа, формирования у них нравственно-эстетических идеалов в период социальной нестабильности, развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся в процессе изучения олонхо.

3. Методическая модель изучения героического эпоса базируется на учете жанровых особенностей и синкретичной природы олонхо, специфике восприятия фольклорного эпоса современными школьниками, на возрастных особенностях учащихся; в соответствии с этими положениями и этапами литературного образования школьников, изучение олонхо проводится поэтапно в 5 - 11 классах средней школы.

4. Установлено и подтверждено результатами исследования, что восприятие олонхо современными школьниками затруднено большим объемом произведения, сложностью композиционного строя, архаичным языком, своеобразием исполнения, поэтому проникновение в поэтику олонхо, обеспечивающее понимание эмоционально-смыслового единства художественных средств эпоса, представляется обязательным условием для подлинного постижения учащимися идейно-эстетических ценностей произведения.

5. Главной идеей, пронизывающей весь процесс изучения героического эпоса в школе, является постепенное углубление в жанровую природу произведения, раскрытие его идейно-эстетических ценностей и формирование на этой основе читательских качеств, эстетических вкусов, мировоззрения учащихся.

6. Выделены три этапа изучения героического эпоса в школе:

- начальный, охватывающий период обучения в 5-6 классах, когда закладываются основы для понимания жанровой специфики олонхо, художественно-изобразительных средств и особенностей исполнения фольклорного эпоса;

- основной - (7-9 кл.), когда формируются теоретико-литературные понятия о жанровой природе олонхо, осваиваются основные художественные средства устнопоэтического эпоса, определяются пути развития личностных качеств учащихся в процессе обучения;

- завершающий - (10-11 кл.), когда у учащихся формируются ценностные ориентации под влиянием идейно-эстетических воззрений, содержащихся в народном эпосе, и реализуются цели творческого освоения идей, образов олонхо.

7. Разнообразие подходов к изучению олонхо обусловлено характером изучаемого материала, его синкретичной природой и возрастными особенностями учащихся: культуроведческий, рассматривающий олонхо как зародыш многих видов народного искусства; системный или целостный, учитывающий взаимосвязь познавательных и воспитательных задач; личностно-ориентированный, нацеленный на развитие личностных качеств ученика.

8. Выбор методов и приемов изучения варьируется в соответствии с этапами обучения и включает: практическую направленность уроков в освоении изобразительных средств эпоса и ориентацию на коллективное исполнение олонхо; организацию творческих и исследовательских работ учащихся.

9. Данное исследование можно рассматривать лишь как один из вариантов осмысления методики изучения олонхо в школе, и в дальнейшем наряду с совершенствованием ее методов и приемов, намечаются поиски путей приобщения школьников к олонхо с. более раннего возраста.

205

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Гоголева, Марина Трофимовна, Якутск

1. Азадовский М.К. История русской фольклористики. Т.2.-М.: Учпедгиз, 1963.

2. Айзерман Л.С. Испытание доверием: Записки учителя. М.: Просвещение, 1991.-191 с.

3. Алексеев Н.А. Традиционные религиозные верования тюркоязычных народов Сибири. Новосибирск: Наука, Сиб. отд. ,1992.

4. Алексеев Э.Е. О музыкальном воплощении олонхо. // Якутский героический эпос "Модун Эр Содотох" / Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока. Новосибирск: Наука, Сиб. отд. , 1996.

5. Андросов Е.Д. Таатта олоьгхоЬуттара /Таттинские олонхосуты. на якут. яз. /. - в 2-х частях. - Якутск: Ситим, 1993.

6. Антонов Н.В. Дьулуруйар Ньургун Боотур /Переложение в прозе олонхо для школьников. на якут. яз. - Якутск: Кн. изд-во,1993. -ил. -92 с.

7. Антонов Н.К. Материалы по исторической лексике якутского языка. Якутск: Кн. изд-во, 1971. -176 с.

8. Антонов Н.К. Наследие предков. Якутск: Бичик, 1993.

9. Аргунова Н. Олонтхо рок музыканан /Олонхо - в рок музыке, -на якут. яз//. - Сахаада. - 26. 12. 1996.

10. Ю.Артоболевский Г.В. Очерки по художественному чтению. М. : Учпедгиз, 1959. - 268 с.

11. П.Афанасьев Л.А. Алгыс буоллун /Якутские благословения. на якут, яз /. - Якутск: Изд-во ЕНМЦ, 1992.

12. Аханянова Н.А. Поэтический синтаксис олонхо и характер эпической эпитетации. // Сб. научных трудов ЯИЯЛИ СО РАН "Фольклор и современная культура". Якутск, 1991.

13. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М.: Худ. литра, 1975.

14. Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. М.: Худ. литра, 1986.

15. Беленький Г.И., Снежневская М.А. Изучение теории литературы в средней школе (4-10 кл. ): Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1983.-256 с.

16. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать? / Книга для учителя /. -М.: Просвещение, 1991. 169 с.

17. Бекоева В.И. Изучение фольклорных произведений на уроках родной литературы в осетинской школе /Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук /. М. , 1975.

18. Бежаева Ф.Г. Эстетическое развитие учащихся при изучении нартского- эпоса в осетинской школе /.Дисс. на соиск. учен. степ, канд. пед. наук /. -М. , 1996.

19. Бердяев Н.А. Судьба России. М.: Советский писатель, 1990.

20. Бетлингк О.Н. О языке якутов / Пер. с нем. Рассадин В. И. /. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1989. -646 с.

21. Бирюкова С.К., Ахметзьянов М.Г. Уроки внеклассного чтения в 4-7 кл. Л., 1985.

22. Бирюкова С.К., Хайруллин Р.З. Литература народов России. — Л.: Просвещение, 1999.

23. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения в 2-х т. Т. 2. - Под ред. А. В. Петровского. - М.: Педагогика, 1979.

24. Богданова О.Ю., С.А. Леонов, В.Ф. Чертов. Методика преподавания литературы. Под ред. О. Ю. Богдановой. .- М.: Academia, 1999. - 400 с.

25. Богданова О.Ю. Обзорная тема//Методика изучения литературы в старших классах. Под.ред. О.Ю.Богдановой., В.Г.Маранцмана.-ч.2.- М.: Просвещение, 1979.-304 с.

26. Борисов А.С. Через олонхо станем известны всему миру // Саха сирэ. от 23. 08. 1998.

27. Браже Т.Г. О вариативности анализа // Искусство анализа художественного произведения (Пособие для учителей). Сост. Т. Г. Браже. - М.: Просвещение, 1971.

28. Букварь для якутов. Миссионерское издание. Казань, 1885.

29. Букварь для якутов. Издание Православного Миссионерского общества. Казань: Типо-литография Имперского университета, 1898.

30. Буяльский Б.А. Исккусство выразительного чтения: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1986.-176 с.

31. Бурцев Д. Об историзме олонхо // Чолбон, 1996. N6.

32. Васильев Г.М. Живой родник. Об устной поэзии якутов. -Якутск: Кн. изд-во, 1973.

33. Васильев Г.М. Якутское стихосложение. Якутск: Кн. изд-во, 1965. - 125 с.

34. Введение в психологию. Под ред. А.В.Петровского. - М.: Академия, 1995.

35. Вербовая Н.Н. Обучение выразительному чтению на уроках русской литературы в 5-11 классах национальной школы. М.: НИИ Нац. школ, 1989.

36. Вербовая Н.Н. Национальная школа: Изучение теоретико-литературных понятий /Пособие для учителя. М.: ИНПО, 1995.

37. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М.: Высшая школа, 1989. - 590 с.

38. Водовозов В.И. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1986.

39. Волков С.В., Сабитова И.В. и др. Проблемы преподавания фольклора в школе // Материалы международной конференции "Фольклор и современность", посвященной памяти Н.И. Савушкиной. М.: Изд. МГДТДиЮ. - С. 109. .

40. Воробьев П.Г. Изучение устного народного творчества в 5 классе средней школы. М.: Учпедгиз, 1965.

41. Вундт В. Очерки психологии. б. м., б. г., пер. с нем. приват-доцента Московского университета В. Д. Викторова.

42. Выготский JI.C. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991.

43. Выготский JI.C. Психология искусства. М.: Искусство, 1965.

44. Гегель Г. Эстетика. Т. 1. - М.: Искусство, 1968.

45. Герасимов Г. Олонхо образтара саха норуотун ойуулуур-дьуИуннуур искусствотыгар. /Образы олонхо в изобразительном искусстве якутов. на якут. яз//. - Саха сирэ. - 01. 06. 1993.

46. Гиносян Н.Р. Обучение жанрам устного народного творчества в школе. /Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук/. -Ереван, 1973.

47. Гогоберидзе Г.М. Этнокультурный аспект литературного образования в национальной школе / Автореф. дисс. на соиск. учен, степ. канд. пед. наук. Ереван, 1973.

48. Гоголев А.И. Древний южносибирский субстрат в якутской мифологии // Сб. научных трудов ЯИЯЛИ СО РАН "Фольклор и современная культура". Якутск, 1991.

49. Гоголев А.И. Историческая этнография якутов. Якутск: Кн. из-дво, 1980. - С. 3-106.

50. Голубков В.В. Методика преподавания литературы. М.: Учпедгиз, 1855.

51. Горький A.M. О литературе. М. , 1953.

52. Границкая А.С. Научить думать и действовать. Адаптивная система обучения: Кн. для учителей. М.: Просвещение, 1991. -172 с.

53. Грибина JI.B. Обучение эмоционально-оценочному анализу художественного произведения при изучении русской литературы в средних классах национальной (адыгейской) школы / Автореф. дисс. на соиск. .учен. степ. канд. пед. наук. М., 1995.

54. Гуковский Г.А. Изучение литературного произведения в школе. М., Л.: Просвещение, 1966.

55. Дегожская А.С., Чирковская Т.В. Искусство общения учителя и ученика на уроках литературы // Искусство анализа художественного произведения: Пособие для учителей. Сост. Т.Г.Браже. - М.: Просвещение, 1971.

56. Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология. М.: Новая школа, 1996.

57. Емельянов Н.В., Петров В.Т. Якутский героический эпос "Кыыс Дэбилийэ" / Вступ. ст. к "Якутский героический эпос "Кыыс Дэбилийэ", серия "Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока". Новосибирск: Наука, Сиб. отд. , 1993.

58. Емельянов Н.В. Сюжеты ранних типов якутских олонхо. М.: Наука, 1983.

59. Ермолаев В.Ф. Чурапчы ологосоИуттара /Чурапчинские олонхосуты. на якут. яз. /. -Якутск: Бичик, 1994.

60. Ефремов П.Е. Долганское олонхо. Якутск: Кн. изд-во, 1984.

61. Жйрков Е.П. Образование и развитие: национальная стратегия на подступах к 21 веку. Якутск: Кн. изд-во, 1993.

62. Жирмунский В.М. Тюркский героический эпос. JL: Наука, 1974.

63. Завьялова О.Ю. Эпические сказания манден: Опыт анализа структуры и поэтики. / Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. филол. наук/. - СПб, 1996.

64. Зайцева О.Н. , Ладыгин М.Б. Литературное образование. М.: Дрофа, 1996. - 124 с.

65. Захарова А.Е. Якутская детская литература: Учебное пособие. Якутск: Изд-во ЯГУ, 1981. -54 с.

66. Зыков Ф.М. Ювелирные изделия якутов. Якутск: Кл. изд-во, 1976.

67. Ибраев Ш. Художественно-изобразительные средства "Китаби дедем Коркут" / Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. филол. наук/. М. , 1979.

68. Иванов-Кюндя А.А. Художественная форма якутской поэзии // Алое зарево. -/ На якут. яз. /. Якутск: Кн. изд-во, 1979.

69. Илларионов В.В. Знаменитый олонхосут /К 150-летию Д. М. Говорова//. Чолбон. -1998. -N12.

70. Илларионов В.В. Искусство якутских олонхосутов. Якутск: Кн. изд-во, 1982.

71. Илларионов В.В. Исполнительское мастерство олонхосутов // Матер. Всесоюзной научной конф. "Джангар" и проблемы эпического творчества тюрко-монгольских народов. М.: Наука, 1980.

72. Илларионов В.В. О л онгхоИуттуун Kepcyhyy /Встреча с олонхосутом. на якут, яз// Олох суола. - 04. 06. 1996.

73. Илларионов В.В. Олон-хо уйэлэр кирбиилэригэр / Олонхо -на рубеже, веков. - на якут, яз /. - Саха сирэ. - 08. 06. 1998.

74. Илларионов В.В. Туелбэ олонж>лор / Региональные олонхо. -на якут, яз// Эдэр коммунист. 31. 08. 1990.

75. Кабанова-Меллер Е.Н. Психология формирования знаний и навыков у школьников. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962.

76. Казагачева З.С. Изучение алтайского эпоса в школе // Материалы конференции "Эпическое творчество народов Сибири и Дальнего Востока". Якутск, 1978.

77. Калмыкова З.И. Психологические принципы развивающего обучения // Проблема преодоления неуспеваемости глазами психолога. М.: Знание, серия "Педагогика и психология", 1979. -N5.

78. Кан-Калик В.А. Семейная педагогика. Грозный, 1984.

79. Кардашеский Г. Р. Саха ырыаларын уонна олонгхону оскуолада уорэтии туЬунан /Об изучении якутских песен и олонхо в школе. на якут, яз //Родной и русский языки в школе. - Якутск: Кн. изд-во, 1975.

80. Карро Ж. Перевод якутского эпоса и его этнологический смысл // Сб. научных трудов ЯИЯЛИ СО РАН "Фольклор и современная культура". Якутск, 1991.

81. Каррыева А. Б. Поэтическая система образов "Героглы". -Ашхабад: Ылым, 1990.

82. Качурин М.Г. Организация исследовательской деятельности на уроках литературы. М. : Просвещение, 1988.

83. Кондратьев А. Учение айыы и благословения // Саха сирэ. -14.08. 1991.-на якут. яз.

84. Кондратьев А.А. Тереебут литератураны 5 кылааска уорэтии /Изучение родной литературы в 5 классе: Пособие для учителей /. -Якутск: Кн. изд-во, 1986. 88 с.

85. Константинов И.В. Олонхо как историко-этнографический источник // Основоположник якутской советской литературы. -Якутск: Кн. изд-во, 1974.

86. Константинов И.В. Происхождение якутского народа и его культуры // Якутия и ее соседи в древности. Якутск, 1975. - С. 106108.

87. Копырин Н.З. Изобразительные средства якутской поэзии. -Якутск: Бичик, 1997. 176 с.

88. Ксенофонтов В. Прекрасные женщины в олонхо Ойунского // Кыым. -31. 03. 1993. на якут. яз.

89. Ксенофонтов Г.В. Ураангхай-сахалар. Очерки по древней истории якутов. Т. 1, 1 книга / Художник М. Г. Старостин /. -Якутск: Нац. кн. изд-во, 1992. - 416 с.

90. Кудряшев Н.И. Взаимосвязь методов обучения на уроках литературы. М.: Просвещение, 1981.

91. Кудряшев Н.И. О процессе руководства восприятием литературного произведения старшеклассниками // Искусство анализа художественного произведения: Пособие для учителей. -Сост. Т. Г. Браже. М.: Просвещение, 1971.

92. Курдюмова Т.Ф. Принципы организации школьного курса литературы / Оптимизация воспитательного воздействия курса литературы на учащихся. ответ, ред. Курдюмова Т.Ф. -М., 1981.

93. Кулаковский А.Е. Научные труды. / Подготовили к печати Н. В. Емельянов, П. А. Слепцов/. Якутск: Кн. изд-во, 1979. - 484 с.

94. Ларионов В.Р. Саха айыы киЬитэ / Якут - человек айыы. -на якут. яз. /. - Якутск: Кудук, 1998.

95. Левидов А.М. Автор образ - читатель. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1977.

96. Левидов A.M. Литература и действительность. Л.: Советский писатель, 1987.

97. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.

98. Лернер И .Я. Дидактическая система методов обучения. М.: Знание, серия "Педагогика и психология", 1976. - N3.

99. Леонтьев А.Н. Избранные психологические сочинения в 2-х т. , Т. 2. М.: Педагогика, 1983.

100. Литературный энциклопедический словарь /Подг. Е.И.Бонч-Бруевич и др. /; под общей редакцией В.М.Кожевникова, П.А.Николаева. М. : Сов. энцикл. , 1987. - 750 с.

101. Ю2.Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. Анализ поэтического текста. СПб: Искусство, 1996.

102. ЮЗ.Лурия А.Р. Ощущения и восприятие. М.: Изд-во МГУ, 1975.

103. Ю4.Лурия А.Р. Язык и сознание. М. : Изд-во МГУ, 1979.

104. Ю5.Маак Р.К. Вилюйский округ Якутской области. 2-ое изд. -М.: Яна, 1994.

105. Максимов Д. Театр и олонхо// Кыым. 25. 02. 1993.

106. Маранцман В.Г. Анализ литературного произведения и читательского восприятия школьников. Л.: Просвещение, 1974.

107. Маранцман В.Г., Чирковская Т.В. Проблемное изучение литературного произведения в школе /Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1977.

108. Маранцман В.Г. Содержание и этапы литературного образования. //Методика преподавания литературы. Под ред. О.Ю.Богдановой и В.Г.Маранцмана. - Ч. 1. -М.: Просвещение, 1995.

109. ПО.Мелетинский Е.М. Миф и историческая поэтика фольклора // Матер. Всесоюзной научной конф. "Проблемы исторической поэтики фольклора". М. , 1977.

110. Ш.Мелетинский Е.М. Происхождение героического эпоса. Ранние формы и археологические памятники. М.: Изд-во Вост. лит. , 1963. - 462 с.

111. Меркин Г.С. , Меркин Б.Г. Путь к сотворчеству /Из опыта работы. М.: Просвещение, 1991. - 128 с.

112. ПЗ.Молдогалиев Т. Изучение устного народного творчества в 4 -5 классах киргизской школы / Автореф. дисс. на соиск. учен. степ, канд. пед. наук. Фрунзе, 1973.

113. Мординов А.Е. Ойунский всегда жив в .моей памяти и сердце //Чолбон, 1993. N 8.

114. Мухина А.Ф. , Шитикова Л.И. Младшим школьникам о "Калевале". Петрозаводск: Карельское кн. изд-во, 1985.

115. Пб.Мухоплева С.Д. Олонхо и заклинательные песни-алгысы // Поэтика эпического повествования. Якутск, 1993.

116. Мухоплева С.Д. Олотсо хаЬан, ханна уескээбитэй? /Где и когда возникло олонхо?- на якут. яз//. Саха сирэ. -15. 04. 1998.

117. Мухоплева С.Д. Якутские народные обрядовые песни. -Новосибирск: ВО Наука, 1993.

118. Николаев Е.М. Саха оскуолатыгар фольклору уерэтии программата (1-9 кылаастарга) /Якутский фольклор (1-9 кл.). -Проект программы. на якут, яз //Сахаада. - 18. 09. 1991.

119. Никольский В.А. Методика преподавания литературы в средней школе. М.: Просвещение, 1971. - 256 с.

120. Новгородов С.А. Аа§ар кинигэ /Книга для чтения. на якут, яз. - Москуба: Kypyir кинигэтин бэчээттиир сир, 1923.

121. Новиков А.Г. О менталитете народа саха. Якутск: Кн. изд-во, 1995.

122. Новиков JI.A. Искусство слова. 2-ое изд. - М.: Педагогика, 1991. - 144 е.: ил. - /Б-чка Детской энциклопедии "Ученые -школьнику".

123. Нюргун Боотур Стремительный / Воссоздал на основе народных сказаний . П.А.Ойунский. Пер. на русский язык В.В.Державина. - Якутск: Кн. изд-во, 1975. - илл.

124. Окладников А.П. Якутия до присоединения к Русскому государству // История Якутской АССР. М. , JI.: Изд-во АН СССР, 1955. -Т. i. -С. 276, 277.

125. Олокпхо тыла /Язык олонхо: Олонхо для детей младшего школьного возраста. Сост. Е.П.Чехордуна, художники И.И.Попов, В.Ф.Ноева. - на якут. яз. - Якутск: Бичик, 1999. - 96 с.

126. Павлов А. Олонхо тыына /Дух олонхо. на якут, яз //. -Сахаада. - 06. 06. 1998.

127. Павлов Б. Олонхо саха одотун хааныгар баар эбит / Олонхо заложено в душе ребенка. на якут, яз //Саха сирэ. - 22. 01. 1998.

128. Парандовский Я. Алхимия слова. М.: Правда, 1990.

129. Первоначальный учебник русскага языка для якутов / Материалы для разговорных уроков. Издание 2 Православного Миссионерского общества. Казань: Типо-литография В.М.Ключникова, 1900.

130. Петров Н.Е. Олонхо туЬунан /Об олонхо. на якут. яз//. -Сахаада. - 25. 06. 1998.

131. Петрова Т.И., Винокурова М.С., Филиппова М.Е. Сахалыы сайта. 11 кылаас /Родная речь: Пособие для учащихся 11 кл. -Якутск: Бичик, 1994. -80 с.

132. Петросян А.А. История народа и его эпос. М.: Наука, 1983.

133. Пиров М.Х. Изучение устного народного творчества в 4-5 классах таджикской школы / Дисс. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. М. , 1981.

134. Поликарпова Е.М. Литература уруога айар улэ /Урок литературы - творчество: Книга для учителя. - на якут, яз /. - Якутск: Сахаполиграфиздат, 1997. -88 с.

135. Поликарпова Е.М., Буслаев К. Нюргун Боотур уонна Тимир Дьигистэй. /Книга для раскрашивания. Якутск: Изд-во ЯГУ, 1996.

136. Поликарпова Е.М., Гоголева М.Т. Олонхону ыччакка / Олонхо-молодежи: Книга для учителя. - на якут. яз/. -Якутск: Кудук, 1998. -64 с.

137. Поликарпова Е.М. ХоЬоонноохтук аадыы /Выразительное чтение: Пособие для учителя. на якут. яз/. - Якутск: Кн. изд-во, 1992. - 64 с.

138. Полозова Т.Д. Единство мысли, чувства и действия. М.: Знание, серия "Педагогика и психология", 1978. -N8.

139. Попова А.С. Олоьгхо киэн киэлитигэр /На просторах олонхо.- на якут. яз. Якутск: НИПК "Сахаполиграфиздат", 1995. - 128 с.

140. Попова А.С. Олоьгхо ус дойдута /Три мира олонхо. на якут, яз // - Сахаада. - 01. 04. 1992.

141. Потебня А.А. Слово и миф. М.: Правда, 1989.

142. Потебня А.А. Теоретическая поэтика. М.: Высшая школа, 1990.

143. Программы средней общеобразовательной школы. Русский язык и литература. 5-11 классы национальных школ РСФСР, Л.: Просвещение, 1989.

144. Пропп В.Я. Поэтика фольклора. М.: Лабиринт, 1998.

145. Пропп В.Я. Фольклор и действительность. М.: Наука, 1976.

146. Пропп В.Я. Язык былин как средство художественной выразительности. Л.: ЛГУ, Учпедгиз, 1954.

147. Путилов Б.Н. Предисловие к книге В.Я.Проппа "Фольклор и действительность". М.: Наука, 1976.

148. Путилов Б.Н. Современные проблемы исторической поэтики фольклора в свете историко-типологической теории //Материалы научной конференции "Проблемы исторической поэтики фолькора".- М. , 1977.

149. Путилов Б.Н. Эпос народов Сибири и его историческая типология // Вопросы языка и фольклора народностей Севера. -Якутск: Кн. изд-во, 1972.

150. Пухов И.В. Героический эпос тюрко-монгольских народов Сибири. Общность, сходства, различия //Типология народного эпоса. М.: Наука, 1975.

151. Пухов И.В. От фольклора к литературе / Статьи о литературе и фольклоре. Якутск: Кн. изд-во, 1980.

152. Пухов И.В. Якутский героический эпос олонхо. Основные образы. М.: Изд-во АН СССР, 1962.

153. Решетникова А.П. Музыка якутских олонхо. // Якутский героический эпос "Кыыс Дэбилийэ"/Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока. Новосибирск: Наука, Сиб. отд. , 19

154. Рожин И.Н. Саха литературатын 8-с кылааска уеРэтии / Изучение якутской литературы в 8-м классе: Пособие для учителей. -на якут. яз/. Якутск: Кн. изд-во, 1982. '

155. Рыбникова М.А. Избранные труды.-М.: Педагогика, 1985.247 с.

156. Русина Н.С. Обращение к различным видам искусства в процессе изучения русской литературы / Методика преподавания русской литературы в 9-11 кл. — Под ред. К.М. Нартова. — JL: Просвещение, 1989.

157. Садыков К.Дж. Кыргызский героический и русский былинный эпос в свете типологической общности / На примере кыргызского эпоса "Эр Тоштук" / Автореф. дисс. на соиск. учен, степ. канд. филол. наук/. Алма-Ата, 1991.

158. Самойлова Е.А. Изучение в школе произведений эпических жанров русского фольклора как средства постижения национальной культуры народа / Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. М. , 1996.

159. Саха норуотун тылынан уус-уран айымньыта /Якутский фольклор. Программа для 8-11 классов с углубленным изучением якутского языка и литературы. Якутск, 1991. - Сост. Н.И.Филиппова.

160. Саха тыла 5-11 кылааска / Якутский язык для 5-11 кл. 2-ой вариант программы. - Сост. Винокурова М.С /. - Якутск, 1993.

161. Саха фольклора. Хомуурунньук /Якутский фольклор. Сборник. Сост. Д.К.Сивцев. - Изд. 2-ое. - Новосибирск: Наука, 1996. - 336 с. с илл.

162. Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения. М.: Просвещение, 1991.

163. Селиванов Ф.М. Поэтика былин. М.: Изд-во МГУ, 1977.

164. Селиванов Ф.М. Русский эпос. М.: Высшая школа, 1988.

165. Семенов В.А. Творчество П.А.Ойунского и становление социалистического реализма в якутской советской литературе. -Новосибирск: Наука, Сиб. отд. , 1980. 222 с.

166. Серошевский B.JT. Якуты. Опыт этнографического исследования. 2-е изд. - М. , 1993. - 736.

167. Ситников В.И. , Ситникова С'.А. Проблемы практической фольклористической деятельности в современном селе // Матер, межд. конф. "Фольклор и современность". М.: Изд. МГДТДиЮ, 1995.

168. Слепцов Д.М. Кетер Мулгун /Летающий Мюлпон. олонхо на якут, ком яз. - Предисл. В.В.Илларионова. - Якутск: Ситим, 1993. - 127 с.

169. Слепцов П.А. Якутский литературный язык. Формирование и развитие общенациональных норм. Новосибирск: Наука, Сиб. отд. 1990.

170. Смелкова З.С. Межпредметные связи в процессе преподавания литературы в школе. — М., 1987.

171. Ш.Стеблева И.В. Поэзия тюрков 6-8 вв., М.: Наука, 1965.

172. Стоюнин В.Я. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1991.

173. Строптивый Кулун Куллустуур: Якутское олонхо / Эпос народов СССР. М.: Наука, 1985. - 608 с.

174. Суворовский А. Литературныя беседы с детьми. Вып. 1. -СПб, 1912.

175. Тобуроков Н.Н. История якутской литературы. Ч. 1. -Якутск: Кн. изд-во, 1994.

176. Тобуроков Н.Н. Вечный поиск волшебства. Якутск: Кн. изд-во, 1981. - 136 с.

177. Тобуроков Н.Н. Проблемы сравнительного стиховедения. -М.: Наука,' 1991. -178 с.

178. Тодоров Л.В. Методика изучения поэтических произведений на уроках русской литературы в национальной школе РСФСР /Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. докт. пед. наук. М. , 1989.

179. Томашевский Б.В. Поэтика /Краткий курс. М.: "GG", 1996. - 126 с.

180. Тон1 Суорун. Ырыа-xohooH /Песнопение. на якут. яз. /. -Якутск: Кн. изд-во, 1944. -74 с.

181. Тереебут литературабыт. 5 кылаас / Родная литература. Хрестоматия для 5 класса. Сост. Р.М.Поскачин, И.А.Божедонов. -на якут. яз/. - Якутск: Кл. изд-во, 1980.

182. Тереебут литературабыт. 8 кылаас / Родная литература. Хрестоматия для 8 класса. Сост. Г.И.Кардашевкий, П.Е.Ефремов, С.И.Горохов. - на якут. яз/. - Якутск: Кн. изд-во, 198

183. Убрятова Е.И. Якутский язык в его отношении к другим тюркским языкам, а также к языкам монгольским и тунгусо-маньчжурским //Доклады на 25 конгрессе востоковедов. М. , 1960. -С. 2.

184. Уваровский А.Я. Ахтыылар /Воспоминания. на якут. яз. -Якутск: Кн. изд-во, 1992.

185. Упорова З.М. "Калевала" в школе. Петрозаводск: Карельское кн. изд-во, 1966.

186. Ураксина P.M. Роль фольклора в формировании башкирской детской литературы / Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. Уфа, 1995.

187. Уххан. Кун CyhyMa Куо /Лучезарная СуЬума Куо. на якут, яз. // Сахаада. - 14. 04. 1993.

188. Федоренко И.Т. Подготовка учащихся к усвоению знаний. -Киев: Радяньска школа, 1980.

189. Филиппова Н.И. , Гоголева М.Т. Аман ее / Заветное слово: Учебное пособие, -на якутском языке/. -Якутск: Кн. изд-во, 1994.

190. Филиппова Н.И. Олонпхону оскуолада уорэтии /Изучение олонхо в школе: Пособие для учителей. на якут. яз. /. - Якутск: Кн. изд-во, 1981.

191. Филиппова Н.И. Упражнения по использованию средств устной народной поэзии // Обучение якутскому и русскому языкам в школе. Якутск, 1991.

192. Флоряну М.А. Взаимосвязанное изучение родного и русского фольклора как первоначальный этап литературного образования учащихся / На материале школ с молдавским языком обучения. -Дисс. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. М. , 1979.

193. Хайбуллаева Х.М. Изучение произведений дагестанского фольклора в школе. Махачкала: Дагучпедгиз, 1990.

194. Хамаганов В.Ж. Изучение устного народного творчества на уроках родной литературы. / Дисс. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. М., 1991.

195. Хомонов М.П. Бурятский героический эпос "Гэсэр". Улан-Удэ, 1976.

196. Храпченко М.Б. Горизонты художественного образа. М.: Худ. лит-ра, 1986.

197. Худяков И.А. Краткое описание Верхоянского округа. М.: Наука, 1969.

198. Черкезова М.В. Литература и культура: Пособие для учителя национальной школы. М.: ИНПО, 1999. - 128 с.

199. Черкезова М.В. Русская литература в национальной школе. -М.: Педагогика, 1981.

200. Чернышевский Н.Г. Статьи по философии и эстетике // Собр. соч. Т. 4. -М.: Правда, 1974.

201. Шарапова Н.Н. Изучение героического эпоса «Джангар» на уроках родной литературы в 5-11 кл. калмыцкой школы / Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. — М., 1998.

202. Щепилова Л.В. Методика анализа литературного произведения. Практикум по курсу "Введение в литературоведение". М. , 1963.

203. Эргис Г.У. Очерки по якутскому фольклору. М.: Наука, 1974.

204. Юсифов Ф.А. Пути развития устной речи учащихся при преподавании фольклора (4-7 кл. ) / Дисс. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. Баку, 1988.

205. Ягудин Т.И. Изучение башкирского фольклора в 5-7 классах /Дисс. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. Уфа, 1968.

206. Ядрихинский П.П. Дьырыбына Дьырылыатта /Богатырка Дьырыбына Дьырылыатта: Якутское олонхо. Запись, послесловие и комментарии П. Н. Дмитриева. - Якутск: Кн. изд-во, 1981. - 200 е., ил. А. Андреевой.

207. Якобсон П.М. Чувства, их развитие и воспитание. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.

208. Якутский героический эпос "Кыыс Дэбилийэ" / Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока. Новосибирск: Наука, Сиб. изд. фирма РАН, 1993. - 330 с.

209. Якутский героический эпос "Модун Эр Содотох" / Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока. -Новосибирск: Наука, Сиб. изд. фирма РАН, 1996.224