автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Изучение якутской литературы на основе диалога культур в 9 классе школ с русским (родным) языком обучения в Республике Саха (Якутия)
- Автор научной работы
- Захарова, Галина Алексеевна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 2003
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.02
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Захарова, Галина Алексеевна, 2003 год
Введение
Глава 1. Теоретические основы изучения якутской литературы на основе диалога культур в школе с русским (родным) языком обучения Республики Саха (Якутия)
1.1. Философские и культурологические предпосылки изучения якутской литературы в контексте проблемы исследования
1.2. Литературоведческие основы изучения якутской литературы в школе с русским (родным) языком обучения
1.3. Психолого-педагогические основы изучения якутской литературы на основе диалога культур в 9 классе
1.4. Методические основы изучения якутской литературы 63 Выводы по 1 главе
Глава 2. Опытно-экспериментальное обоснование методики изучения якутской литературы на основе диалога культур в 9 классе в школе с русским (родным) языком обучения РС (Я)
1.1. Постановка опытно-экспериментального обучения по изучению якутской литературы на основе диалога культур в школе с русским (родным) языком обучения
1.2. Реализация методики изучения якутской литературы в 9 классе на основе диалога культур
1.3. Результаты опытно-экспериментального обучения 168 Выводы по 2 главе 174 Заключение 176 Список литературы 179 Приложение
Введение диссертации по педагогике, на тему "Изучение якутской литературы на основе диалога культур в 9 классе школ с русским (родным) языком обучения в Республике Саха (Якутия)"
В настоящее время в российском обществе активно протекают процессы роста интереса народов к родной культуре, языку, пробуждения национального самосознания. Наблюдается и другой процесс - в национальных республиках усиливается интерес русскоязычного населения к культуре титульного этноса. Общеобразовательная школа становится центром духовного возрождения народов, сохранения языка, культуры и быта этносов в едином культурном и образовательном пространстве России.
Якутская литература несет в себе существенный объем знаний по культуре, истории, этнографии, философии и психологии народа саха. Методистами Республики Саха (Якутия) проделана большая работа по взаимосвязанному изучению литератур в национальных (якутских) школах (Бугаев Н.И., Кугаевская Т.А., Петрова С.М.) Однако эта проблема остается нерешенной в школах с русским (родным) языком обучения.Как показывает сложившаяся практика, традиционное изучение литературы в общеобразовательных учреждениях такого типа не эффективна. В связи с этим необходим пересмотр методики изучения якутской литературы в школах с русским (родным) языком обучения.
Следует отметить, что школы с русским (родным) языком обучения посещают не только русские дети, но и дети-якуты, не владеющие родным языком, что, создает определенные трудности для учителей-словесников. Предстоит большая педагогическая и методическая работа по созданию эффективных условий для продуктивного усвоения творчества якутских писателей и развитию знаний, умений и навыков анализа художественного текста.
Одним из оптимальных путей преподавания якутской литературы в школе с русским (родным) языком обучения является изучение литературы на основе диалога культур: якутской и русской. Такой методический подход к изучению литератур значительно расширяет кругозор учащихся, содействует их многогранному развитию, способ ;твует формированию установки на толерантность, объемное видение мира.
Как отмечается в методологической науке (Семенина С.К., Хайруллин Р.З., Черкезова М.В. и др.), сравнительно-сопоставительное изучение литератур титульных этносов в русской школе пробуждает интерес учащихся к творчеству коренных писателей, способствует формированию «планетарного мышления» у учащихся в тесном сочетании со «всемирной отзывчивостью», что в условиях полиэтнической России является весьма актуальным.
Однако возможности диалогического изучения культур используются недостаточно, что во многом обусловлено неподготовленностью учителей к реализации данного подхода в практике их работы.
Это обстоятельство позволяет выявить следующие противоречия:
- между традиционными подходами в преподавании литературы и необходимостью создания такой методики преподавания литературы, которая обеспечивала бы их диалогическое изучение;
- между «монологическим» содержанием материала в существующих учебниках и пособиях и необходимостью выстраивать межкультурный диалог якутского этноса с русскоязычным населением, составляющим в Республике Саха (Якутия) 50,3% населения.
Проблема исследования состоит в разрешении указанных противоречий посредством разработки методики, ориентированной на изучение якутской и русской литератур в их диалоге, отражающей межэтническое взаимодействие в регионе.
Актуальность изучения литературы на основе диалога культур определила выбор темы исследования «Изучение якутской литературы на основе диалога культур в 9 классе школ с русским (родным) языком обучения в Республике Саха (Якутия)».
Девятый класс выбран нами для исследования по следующей причине: он завершает основную общеобразовательную школу, и курс литературы в нем изучается с древнейших времен до начала XXI века. Изучение произведений якутской литературы в сопоставлении с русской дает девятиклассникам возможность проследить развитие якутской литературы на протяжении большого исторического периода, определить закономерности ее становления, выявить общую гуманистическую направленность обеих литератур.
Объектом исследования является процесс изучения якутской литературы в 9 классе школ с русским (родным) языком обучения РС (Я).
Предмет исследования: методическая система сопоставительного изучения якутской и русской литератур в 9 классе школ с русским (родным) языком обучения РС (Я).
Цель исследования: теоретически разработать и экспериментально проверить методическую систему изучения якутской литературы в 9 классе в школах с русским (родным) языком обучения РС (Я) на основе принципа диалога культур.
Задачи исследования: проанализировать современный уровень теоретической разработанности методики преподавания якутской литературы, в русскоязычной школе, основанной на принципе диалога культур;
- выявить уровень знаний и умений по якутской литературе учащимися, не владеющими якутским языком;
- определить образовательные и воспитательные возможности изучения якутской литературы на основе диалога культур в школе с русским (родным) языком обучения РС (Я);
- разработать методические рекомендации по исследуемой проблеме для учителей-словесников общеобразовательных школ РС (Я).
Гипотеза исследования: изучение якутской литературы на основе диалога культур в школах с русским (родным) языком обучения и воспитания учащихся в духе интернационализма будет эффективным при условии:
- создания методической системы изучения якутской литературы, предполагающей изучение якутской и русской литератур в их взаимосвязи и взаимодействии; учета нравственно-ценностного потенциала художественных произведений якутской и русской литературы как одного из важнейших факторов воспитания культуры межнационального общения;
- определения специфических национальных особенностей творчества русских и якутских писателей, обусловленных их национальной принадлежностью (менталитет, система нравственных ценностей, художественная образность и т.д.)
Методы исследования: теоретический - изучение и анализ отечественной и зарубежной литературы по философии, культурологии, литературоведению, психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования; эмпирический - анализ программ, учебников, методических пособий для учителей, наблюдение за учебно-воспитательным процессом, беседы, анкетирование учащихся и учителей, статистический анализ результатов экспериментального обучения, обобщение опыта передовых учителей республики, методы математической статистики (^критерий Стьюдента).
Базой исследования явились Амгинская педагогическая гимназия Амгинского улуса, школы № 15, 26, 31 г. Якутска Республики Саха (Якутия). Всего в эксперименте участвовало 350 учащихся.
Исследование проводилось в три этапа:
На первом этапе (1999-2000 гг) изучались и анализировались работы по философии, литературоведению, педагогике, методике преподавания литературы по данной проблеме; проводился констатирующий эксперимент, в ходе которого выявлялись знания учащихся о якутском народе, его культуре и традициях.
На втором этапе (2000-2001 гг.) проверялась эффективность разработанной нами методической системы по изучению якутской литературы в школе с русским (родным) языком обучения, проводился обучающий эксперимент в школах республики.
На третьем этапе (2001-2002 гг.) систематизировались и анализировались результаты проведенного эксперимента, формулировались выводы.
Научная новизна исследования заключается в следующем: литературоведчески, психолого-педагогически, дидактически обоснована и экспериментально проверена методическая система изучения якутской литературы в школе с русским (родным) языком обучения, основанная на принципе диалога культур и предполагающая: а) умение видеть национальные картины мира и художественные средства их создания; б) умение проводить параллели с другими произведениями по сходству образов, ситуаций, тематики, проблематики и поэтики произведений; в) понимание причин сходства образов, ситуаций, тематики, проблематики и поэтики произведений.
- разработаны оптимальные пути, методы и приемы (сопоставление тематики, образов, эстетических концепций, выявление общего и своеобразного в изображении характеров и традиций) изучения якутской и русской литератур с учетом взаимосвязи литератур, диалога культур и формирования у учащихся культуры межнациональных отношений;
- создана методика изучения якутской литературы в 9 классе школы с русским (родным) языком обучения с учетом сопоставительно-сравнительного анализа содержания и формы художественного текста, видения его национальной специфики и своеобразия.
Практическая значимость исследования определяется тем, что:
- разработана методическая система изучения произведений якутских писателей А.Е. Кулаковского, П.А. Ойунского, Н.Д. Неустроева, С.П. Данилова в сопоставлении с произведениями русских писателей H.A. Некрасова, М. Горького, В.Г. Короленко, В. Распутина;
- предложенная методическая система изучения якутской литературы в 9 классе в школе с русским (родным) языком обучения, основанная на принципе диалога культур (сравнение национальных особенностей, образной системы, компонентов художествершого произведения) реализована на уроках якутской литературы в курсе предмета «Национальная культура коренных народов PC (Я) (5-9 классы)»;
- полученные наблюдения и выводы диссертации используются в работе учителей словесности Республики Саха (Якутия) при изучении как монографических, так и обзорных тем в курсе якутской литературы в школе с русским (родным) языком обучения, на спецкурсах «Изучение якутской литературы в школе с русским (родным) языком обучения на основе диалога культур» и семинарах по методике преподавания литературы в педучилищах и педвузах, а также на курсах повышения квалификации учителей-словесников.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечены данными литературоведческой, педагогической, психологической и методической науки с применением комплекса взаимодополнительных методов исследования, количественным и качественным анализом полученных данных по t-критерию Стьюдента. В ходе эксперимента методическая система изучения якутской литературы на основе диалога культур в 9 классе школ с русским (родным) языком обучения PC (Я) показала свою эффективность.
Апробация результатов исследования осуществлялась в ходе опытно-экспериментального обучения в Амгинской педагогической гимназии
Амгинского улуса PC (Я), а также в школах с русским (родным) языком обучения г. Якутска (№ 15, 26, 31). Материалы работы представлялись на республиканских авторских курсах Д.И. Захаровой по национально-региональному компоненту в системе литературного образования, проходившем на базе Амгинской педагогической гимназии в 1997 г.; на второй научно-практической конференции молодых ученых и аспирантов «Молодые ученые Якутии в стратегии устойчивого развития Российской Федерации» (Санкт-Петербург, 24-26 марта 2001г.); на аспирантских чтениях педагогов ИПКРО МФ PC (Я) (.Якутск, 2002 г); на научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и соискателей «Образование. Духовность. Спорт и здоровый образ жизни в системе социума XXI века» (Чурапча, PC (Я) 3-5 июля 2002 г.).
На защиту выносятся следующие положения:
1. Изучение якутской литературы в 9 классе школы с русским (родным) языком обучения проходит наиболее эффективно при взаимосвязанном изучении якутских и русских писателей (якутский героический эпос -олонхо «Ньургун Боотур Стремительный» и русские былины об Илье Муромце; А.Е. Кулаковский «Красивая девушка» и H.A. Некрасов «Мороз Красный Нос»; П.А. Ойунский «Кудангса Великий» и М. Горький «Старуха Изергиль»; Н.Д. Неустроев «Рыбак Платон» и В.Г. Короленко «Сон Макара»; С.П. Данилов «Сказание о Джэнкире» и В. Распутин «Прощание с Матерой»).
2. Реализация методической системы по изучению якутской литературы, основанной на принципе диалога культур в 9 классе школ с русским (родным) языком обучения, способствует формированию культуры межнационального общения, обогащению духовного мира учащихся, помогает осмыслению учащимися литературы как части духовных ценностей, созданных человечеством.
3. Изучение якутской литературы предполагает учет специфики восприятия учащимися национальной картины мира, отраженной в произведениях якутских писателей. Сопоставление и сравнение художественных произведений якутской и русской литератур, сравнительно-сопоставительный анализ художественного текста с точки зрения культуроведения - необходимые условия изучения якутской литературы в школах с русским (родным) языком обучения.
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"
Выводы по второй главе
Изучение якутской литературы на основе диалога культур в системе литературного образования в школе с русским (родным) языком обучения имеет ряд преимущественных сторон, это позволило сделать следующие выводы:
1. Понимание и осмысление художественных произведений якутских писателей русскоязычными учащимися происходит более эффективно, если изучение происходит в контексте диалога культур путем сопоставительного изучения якутской литературы с русской;
2. В изучении якутской литературы на основе диалога культур особую роль играет понимание таких теоретико-литературных понятий, как творческий метод, мировой литературный процесс, контактные, типологические связи, литературные жанры; их усвоение должно происходить с учетом фактора взаимодействия литератур;
3. При сравнительно-сопоставительном изучении якутской и русской литератур выявляется самобытность и индивидуальность каждой национальной литературы, это способствует формированию культуры межнациональных отношений в полиэтнической среде;
4. При сопоставительном изучении произведений лучше усваиваются теоретико-литературные понятия, полученные ранее на уроках русской литературы, на уроках якутской литературы эти понятия закрепляются и обогащаются
Заключение
Анализ философско-культурологической, литературоведческой, психолого-педагогической и методической литературы, а также результаты экспериментальной работы свидетельствуют об актуальности и эффективности разработанной нами методической системы по изучению якутской литературы на основе диалога культур в 9 классе Республики Саха (Якутия) и позволяют сформулировать следующие выводы:
1. Одним из оптимальных путей преподавания якутской литературы в школе с русским (родным) языком обучения является изучение литературы на основе диалога культур: якутской и русской. Такой методический подход к изучению литератур создает благоприятные условия для развития творческого мышления учащихся, значительно расширяет кругозор, содействует их всестороннему развитию, способствует формированию установки на толерантность, объемное видение мира;
2. Изучение якутской литературы на основе диалога культур в русскоязычной школе предполагает следующие методические приемы с учетом сравнительно-сопоставительного анализа художественного текста: сопоставление тематики, образов, эстетических концепций, выявление общего и своеобразного в изображении характеров и традиций; сравнение национальных особенностей, образной системы, художественных компонентов; умение проводить параллели с другими произведениями по сходству образов, идейно-тематическому сходству, понимание причин сходства образов, ситуаций, проблематики и поэтики произведений;
3. При сопоставительном изучении произведений лучше усваиваются теоретико-литературные понятия (творческий метод, мировой литературный процесс, генетические, контактные, типологические связи, литературные жанры), 'полученные ранее на уроках русской литературы, на уроках якутской литературы эти понятия закрепляются и обогащаются;
4. Важным аспектом при изучении якутской литературы в школах с русским (родным) языком обучения в контексте диалога культур является учет психологии русскоязычных учащихся. С точки зрения психологии переключение на иную систему мировосприятия, какой является для русскоязычного школьника изучение якутской литературы - сложный процесс. Это, прежде всего трудности, связанные с традиционно национальными, этнопсихологическими, бытовыми эстетическими и др. канонами. Сформированное в процессе изучения якутской литературы на основе диалога культур представление о мышлении, мировоззрении, мировосприятии народа саха создает психологические предпосылки определенной системы мышления, которые соответствуют национальным представлениям. Восприятие иного «явления» через призму своих национальных особенностей порождает позитивное осмысление и действие;
5. При таком методическом подходе дети-якуты не владеющие родным языком, приближаются культуре, истории, традициям своего народа; в них пробуждается чувство гордости за своих соплеменников;
6. Реализация методической системы изучения якутской литературы на основе диалога культур в полиэтнической среде способствует воспитанию уважительного отношения к народу-соседу, формированию культуры межнационального общения, обогащению духовного мира учащихся, помогает осмыслению учащимися литературы как части духовных ценностей, созданных человечеством;
7. Рассматриваемая специфика работы предполагает не только диалог культур, но и диалогическую педагогическую направленность, деятельность учителя и ученика как равноправных участников образовательного процесса. Необходимо развитие творческих способностей учащихся: учителя, работающие по нашей методике, оказывали поддержку любому проявлению творческих исканий школьников, старались поддержать их идеи. В итоге учащиеся овладевают не только суммой знаний, но и вырабатывают свои критерии оценки достоинств художественного произведения;
8. На каждом этапе анализа литературных произведений якутских писателей сопоставление должно выводить на современные проблемы, которые зачастую перекликаются с художественно-композиционными идеями произведений. Это важно для формирования психологического облика старшеклассников в процессе становления личности;
9. Предлагаемая нами методика изучения якутской литературы на основе диалога культур в 9 классе не претендует на окончательное решение данной проблемы; для ее дальнейшей разработки требуется совместная творческая деятельность учителей, методистов, преподавателей педвузов. Возможно, это найдет отражение в новых типах уроков, видах и формах работы в зависимости от возрастных особенностей учащихся.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Захарова, Галина Алексеевна, Москва
1. Абрамов A.B., Винокурова У.А. Народы Севера: поиск национальной идентичности: /Сб. научных статей. Якутск, 1993.
2. Актуальные проблемы разработки национально-регионального компонента государственных образовательных стандартов (сборник трудов научно-практического семинара). Хабаровск, 1999. Вып.2.-49с.
3. Александров В.Б. Общечеловеческие ценности: диалог культур // Культура и ценности. Тверь, 1992.- С. 17 — 26.
4. Андрей Борисов и Саха театр: На рубеже столетий. Новосибирск, 2000. - 499с.
5. Аниканов М.В., Степанов В.В., Сусоколов A.A. Титульные этносы Российской Федерации. Аналитический справочник. М.,: ИНПО, 1999.-350с.
6. Афанасьев В.Ф. Этнопедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего Востока. Якутск: Кн. изд-во, 1979. - 184с.
7. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986.-445с.
8. Башарина З.К. Взаимодействие русской и якутской литератур: Учеб. пособие. Якутск, 1992. - 79с.
9. Беленький Г.И. Приобщение к искусству слова. — М.: Просвещение, 1990.- 188с.
10. Ю.Библер B.C. Диалог и коммуникация. Философские проблемы // Вопросы философии. 1989. - № 7. - С.3-27.
11. П.Библер B.C. Диалог. Сознание. Культура: (Идея культуры в работах М.М. Бахтина) // Одиссей. М., 1989. - С.21-59.
12. Библер B.C. Культура. Диалог культур (Опыт определения) // Вопросы философии. 1998. - № 6.
13. Библер B.C. Михаил Михаилович Бахтин или поэтика культуры. М.: Прогресс, 1991. - 169с.
14. Библер B.C. От наукоучения к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век. М.: Политиздат, 1991. 412с.
15. Библер B.C. Школа диалога культур // Советская педагогика. — 1988. -№11. .
16. Бирюкова С.К. Учебник по литературе и его роль в общей системе литературного образования // Актуальные проблемы национального образования: Материалы научно-практической конференции. Владикавказ, 2001. С. 120-129.
17. Богданова О.Ю., Маранцман В.Г. Методика .преподавания литературы. -М., 1993. С.72
18. Брагинский И.С. Проблемы Востоковедения. М.: Наука, 1974. 493с.
19. Бубер М. Я и ты (пер. с нем.). М.: Высш. шк., 1993. — 173с.
20. Бугаев Н.И. Национальная школа: изучение культуры илиькультурологическая направленность системы образования? / Национальная школа: концепция и технология развития. — М.: Просвещение, 1993.-С. 196-198.
21. Бурцев A.A., Максимова П.В. На крылатом коне. — Якутск, 1995. -С.63.
22. Бурцев Д.Т. Якутский эпос олонхо как жанр. Новосибирск, 1998. -83с.
23. Буслаев Ф.И. Исторические очерки русской народной словесности и искусства. СПб.: Типография Товарищества «Общая польза», 1861. — 643с.
24. Ванюшев В.М. Расцвет и сближение. О типологии соотношения национального и интернационального в удмуртской и других младописьменных литературах. Ижевск: Удмуртия, 1980. - 252с.
25. Васильева Д.Е. Национальное и общечеловеческое в якутской литературе. Якутск, 1995. - 181с.
26. Васильева З.Н. Литературное краеведение в якутской школе (из опыта работы в Амгинской средней школе). Якутск, 1976. — С.52.
27. Вербовая H.H. Изучение теоретико-литературных понятий в старших классах национальной школы. М.: ИНПО, 1995. - 144с.
28. Вербовая H.H. Обращение к литературному портрету как средству характеристики героев при изучении произведений В.Г. Короленко в национальной школе: Тезисы докладов зональной научной конференции «В.Г. Короленко и русская литература», 20-30 октября 1991.
29. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М.: Высш. шк., 1989. -404с.
30. Винокурова У.А. Ценностные ориентации якутов в условиях урбанизации. Новосибирск: Наука, 1992. - 141с.
31. Винокурова У.А. Воспитание и образование детей народов Севера. -Якутск, 1997, С. 18-19.
32. Винокурова У.А. Сказ о народе саха. Якутск, С.51.
33. Винокурова У.А., Шилин К.И. Человек гармонического будущего: Экософия словарь. - М., 1994. - 182с.
34. Владимиров Е.В. Межнациональные связи чувашской литературы. -Чебоксары, 1970. 200с.
35. Водовозов В.И. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1986. - 476с.
36. Волков Г.Н. Этнопедагогика. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1974. -С. 30-31, 230.
37. Воробьева О.В. Диалог культур в свете учения А.Д. Тойнби о цивилизациях // Россия и Запад: диалог культур. М., 1996. - С.262, 617.
38. Выготский Л.С. Мышление и речь. М.: Лабиринт, 1999. - 350с.
39. Гачев Г.Д. О национальных картинах мира. // Народы Азии и Африки. 1967. -№ 1. - С.77-92.
40. Гершунский Б.С. Философия образования. М.: Флинта, 1998. - 427с.
41. Гоголев А.И. Якуты. Якутск, 1993. - С.30.
42. Голубков В.В. Методика преподавания литературы. М.: Учпедгиз, 1962.-С.322.
43. Горький М.А. Собрание сочинений. В 16 т Т.1. - М.: Правда, 1979. -428с.
44. Гумилев Л.Н. Древние тюрки. М.: Товарищество «клышников -Комаров и К», 1993. 513с.
45. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. М., 2001. - 560с.
46. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 т. — М.: Русский язык, 1989.
47. Данилов С.П. Сказание о Джэнкире. М.: Советский писатель, 1991. — 554с.
48. Дима А. Принципы сравнительного литературоведения. — М.: Прогресс, 1991. С. 172.
49. Дмитракова Н.П. Нравственное воспитание средствами культуры. Методические рекомендации. М.: АПКиПРО, 2000. 24с.
50. Дюришин Д. Теория сравнительного изучения литератур. М.: Прогресс, 1979.-320с.51 .Егоров П.И. Русские писатели о Якутии. 4.2. — Якутск, 1983. - 96с.
51. Еремеев А.Ф. Диалог культур как реальность межнациональных отношений: (О некоторых резервах проблемы) // Возрождение культуры России. СПб., 1996. - Вып. 4. - С. 7-18.
52. Жирков Е.П. Как возродить национальную школу. Шаги Республики Саха (Якутия): Статьи и материалы. М.: Просвещение, 1992. - 239с.
53. Жирков Е.П. Методология и технология обновления содержания образования в национальной школе. Якутск, 1993. — 141с.
54. Жирмунский В.М. Народный героический эпос. М.- JL, 1962.- 435 с.
55. И назовет меня всяк сущий в ней язык .- Выступления на 3 Пленуме Союза писателей России: Литература народов России. Якутск, 1995. - 190с.
56. История национальных литератур. Перечитывая и переосмысляя. — М.: Наследие, 1996. Вып.2. - 288с.
57. История якутской литературы (середина Х1Х-началоХХ века) / Под ред. H.H. Тобурокова, Г.С. Сыромятникова, H.A. Габышева, М.Г. Михайловой. Якутск, 1993. С.55.
58. К 10 летию Концепции обновления и развития национальных школ Республики Саха (1991-2001). Спецвыпуск. - Якутск, 2001.
59. Каган М.С. Философская теория ценности. СПб, 1997. - 204с.
60. Каган М.С., Хилтухина Е.Г. Проблема «Восток-Запад» в культурологии: Взаимодействие художественных культур. М.: Наука, 1994. 158с.
61. Канаев Н.П. Русско-якутские литературные связи дооктябрьского периода. М.: Наука, 1965.-210с.
62. Карпенко Г.Ю. Роль художественного творчества в историософии Н.Я. Данилевского. Самара, 2000. - 27с.
63. Коган М.К. К вопросу о национальном своеобразии искусства // Вопросы философии. 1958. - №4. - С. 14.
64. Коменский Я.А. Великая дидактика. / Сост. А.И. Пискунов. М., 1971. -С.169.
65. Кон И.С. Психология старшеклассника. М., 1980. - С. 151-164.
66. Кон И.С. Психология юношеского возраста. М.: Просвещение, 1979. - 175с.
67. Конрад Н.И. Восток и Запад. М.: Наука, 1972. - С.428.
68. Концепция образования по русской литературе для школ с родным (нерусским) и русским (неродным) языком обучения в 12-летней школе (под рук. М.В. Черкезовой и О.В. Загоровской // Литература в школе. 2000. - № 3. - С.64.
69. Копырин Н.З. К новым рубежам: (Заметки о якутской поэзии 19551975гг.). Якутск, 1988. - 86с.
70. Короленко В.Г. Сон Макара. — М.: Художественная литература, 1986.
71. Коротов В.Н. Развитие гуманистических взглядов и убеждений: Кн. для учителя. — Самара, 1994. — 103с.
72. Краткий культурологический словарь / Авторы-сост. М.Б. Ладыгин, О.М. Ладыгина. М., 2001. - 94с.
73. Крэс Грайг. Психология развития. СПб., 2000. - С.592.
74. Ксенофонтов Г.В. Ураангхай-сахалар. Очерки по древней истории якутов. Т. 1-2-я книга. - Якутск: Нац. Изд-во Республики Саха (Якутия), 1992.-317с.
75. Кугаевская Т.А. Материалы литературных связей и краеведения в курсе русской литературы (в 8-10 классах якутской школы). Якутск, 1972.-С.11.
76. Кузьмин М.Н. Полиэтничность российского общества и задачи системы образования как инструмента модернизации России. М., 1998. -С.7.
77. Кузьмин М.Н., Артеменко О.И., Бурыкин A.A., др. Концепция модели этнической (национальной) школы для коренных малочисленных народов Севера Российской Федерации. М.: ИНПО, 2001. - 72 с.
78. Кулагина И.Ю., Фридман JT.M. Психологический справочник учителя. -М., 1991.-С.57.
79. Кулемзин В.М. Диалог культур в образовательном процессе // Образование в Сибири. Томск, 1995. - № 2. - С.53-62.
80. Курдюмова Т.Ф. Историзм школьного курса литературы. М.: Просвещение, 1974.- 176с.
81. Леонтьев А.Л. и современная психология / Под ред. A.B. Запорожца, В.П. Зинченко, О.В. Овчинниковой и др. М.: Изд-во МГУ. - 1983. -288с.
82. Литературный энциклопедический словарь. М., 1987. - С. 69.
83. Ломидзе Г.И. Проблемы творческого взаимодействия литератур народов СССР. М., 1960. - 30с.
84. Ломидзе Г.И. Проблемы творческого взаимодействия литератур народов СССР. М., 1960. - 30с.
85. Майорова И.Х. Пути и задачи изучения литературных взаимосвязей в национальной школе // Проблемы литературных взаимосвязей в преподавании русской литературы в национальной школе / Под ред. A.A. Волкова, И.Х. Майоровой. -М.: Педагогика, 1976. 5-17 с.
86. Максимов Г.Н. Географическая среда этноса и его экологический императив. Якутск, 1993. - 115с.
87. Максимова П.В. Якутская литература. Хрестоматия для чтения по предмету «Национальная культура коренных народов Республики Саха (Якутия)». 4.4. - Якутск, 1994. - С.224.
88. Мальцева И.В., Каплан И.Е. Методика преподавания русской литературы в старших классах национальной школы. — Л.: Просвещение, 1979.
89. Марквардт К.Г. Психологические предпосылки групповых форм проблемного обучения / Сост. А.М. Матюшкин, А.Г. Петросян. М.: Знание, 1981.-83с.
90. Михайлова М.Г. Очерки русской литературы Якутии. Новосибирск,1995.
91. Мишлимович М.Я. Пробуждая чувства добрые . / Руководство внеклассным чтением учащихся. Якутск: изд-во ЯГУ, 1994. - 93с.
92. Молдавская Н.Д. Литературное развитие школьников в процессе обучения. 1976.-С.98.
93. Мординов А.Е. Сахаларга философскай санаа уоскээЬинэ / Лауреат государственной премии им. П.А. Ойунского А.Е. Мординов. -Якутск, 1996.
94. Мультикультурное образование // Материалы междунар. конф. «Методология и практика мультикультурного образования в условиях возрождения традиций народов Республики Саха (Якутия)». Якутск,1996.- 144с.
95. Нартов K.M. Взаимосвязи отечественной и зарубежной литератур в школьном курсе: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1986.- 191с.
96. Национальная культура коренных народов Республики Саха (Якутия). Программа русскоязычных школ: 5-9 классы. Проект МО PC (Я). Якутск, 1992. - 42с.
97. Национальная культура коренных народов PC (Я). 4.4: Якутская литература. Хрестоматия для учащихся 5-7 кл. русскоязычных школ. / П.В. Максимова. - Якутск, 1994. - 235с.
98. Национальная культура коренных народов PC (Я). 4.4: Якутская литература: Хрестоматия для учащихся 8-9 кл. русскоязычных школ / П.В. Максимова. - Якутск, 1994. - 223с.
99. Национальная культура коренных народов PC (Я): пособие для учителя / Сост. Петрова Т.И., Шишигина В.Р. Якутск, 1992. - 109с.
100. Национальная школа: Концепция и технология развития: Доклады и материалы междунар. конфер., Якутск, 16-21 марта 1993 г. М.: Просвещение, 1993. - 320с.
101. Национальное образование и единство Российского образовательного пространства. М., 1999. - С.51.
102. Национально-региональный компонент на уроке и во внеурочнбе время (в помощь учителю русского языка и литературы, Мордовский республиканский институт повышения квалификации работников образования) / Сост. А.П. Адукаева, Т.И. Межевова. -Саранск, 1998.
103. Национально-региональный компонент программы по литературе: 5-11 классы русскоязычных школ (2 вариант). Якутск, 1993.- 17с.
104. Национально-региональный компонент программы по литературе: программа русскоязычных школ (вариант). Якутск, 1993. -14с.
105. Национальные ценностные приоритеты сферы образования и воспитания (вторая половина 19 90-ые гг.-20 в.) / Под ред. З.И. Равкина. - М.: ИТОиП РАО, 1997. - 411с.
106. Некрасов H.A. Полное собрание сочинений р писем вк15-ти томах. Художественные произведения. Т.4. Поэмы 1855, 1877. — JL: Наука, 1982.-654с.
107. Неупокоева И.Г. История всемирной литературы. Проблемы системного и сравнительного анализа. М.: Наука, 1976. - 359с.
108. Неупокоева И.Г. Проблемы взаимодействия современных литератур. М., 1963. - 227с.
109. Неустроев Н.Д. Святая искра. Якутск, 1995. - 86с.
110. Николаева А.Д. Становление и развитие полиэтнической школы в Республике Саха (Якутия). Якутск, 1999. - С.96.
111. Новиков А.Г. О менталитете народа саха. Якутск, 1999. - С.52.
112. Нюргун Боотур Стремительный: Якутский героический эпос -олонхо. Изд. 2-ое. Якутск: Кн. изд-во, 1982. - 432с.
113. Обернихина Г.А., Емельянова Т.В. Современный урок литературы: Методические рекомендации / Под ред. Г.А. Обернихиной. М.: АПКиПРО, 2000 - 59с.
114. Обухова Л.Ф. Детская возрастная психология. М., 1999. — 443с.
115. Окладников А.П. Якутия до присоединения к русскому государству. М.-Л.: Акад. наук СССР, 1955. - 432с.
116. Оконешникова А.П. Межэтническое восприятие и понимание людьми друг друга. Пермь: Звезда, 1999. - 405с.
117. Оконешникова А.П. Этнопсихологические особенности народов в воспитании детей. Пермь, 1996. - 147с.
118. Острогорский В.Ф. Двадцать биографий образцовых русских писателей. -М., 1999. 110с.
119. Павлова Н.С. Экология и культура: Учеб. пособие. Якутск, 1997.-74с.
120. Педагогика: Учеб. пособие / В.И. Журавлев, П.И. Пидкасистый, М.П. Портнов и др.; Под ред. П.И. Пидкасистого; Рос. Пед. агенство. — М.: Просвещение, 1991.-223с.
121. Песталоцци И.Г. Ответы на девять вопросов Гербарта. Избр. пед. соч. в 2 т.Т. 1. М., 1981. - С.246.
122. Петрова С.М. Взаимосвязанное изучение русской, родной и зарубежной литератур в якутской школе: Дис. . д-ра пед. наук. — М., 1996.
123. Петрова С.М. Методика изучения зарубежной литературы в старших классах национальной (якутской) школы: Дис. . канд. пед. наук. Москва, 1982.
124. Петрова С.М. Национальное и интернациональное в современной якутской поэзии // Диалектика развития национальных отношений и задачи интернационального воспитания. 4.2. - Якутск, 1988.-С.16-17.
125. Петрова С.М. Особенности изучения творчества H.A. Некрасова в якутской школе // Современное прочтение H.A. Некрасова / Тезисы докладов на всесоюзной конференции. Ярославль, 1990 . - С. 198-199.
126. Петрова С.М. Толерантность и проблемы изучения литературы народов Севера в вузе и школе // Через толерантность к взаимопониманию и миру. Якутск, 1995. - С.52-54.
127. Писатели земли Олонхо. Библиограф, справочник. Якутск, 2000. - С.З.
128. Поликарпова Е.М., Гоголева М.Т. Олонхону ыччакка. -Якутск: Кудук, 1998. - 64с.
129. Попов Б.Н. Семейная культура Северо Востока России. -Новосибирск, 1993.
130. Пропп В.Я. Фольклор и действительность. М., 1976. - 326с.
131. Путляева JI.B. О функциях эмоций в мыслительном процессе // Вопросы психологии. 1979. - №1. - С.28-29.
132. Пухов И.В. Героический эпос тюрко-монгольских народов Сибири: Общность, сходство, различие // Типология народного эпоса. -М.: Наука, 1975.
133. Распутин В. Повести. М.: Профиздат, 1990. - 242с.
134. Роговер Е.С. Взаимодействие национальных культур в процессе литературного образования. М., 2001. — 247с.
135. Рожина JT.H. Психология восприятия школьниками (2-7 классы). -М., 1977.-С.4.
136. Русское народное поэтическое творчество: Хрестоматия / Сост. М.А. Вавилова, В.А. Василенко, В.И. Игнатов и др. / Под ред. A.M. Новиковой. -М.: Высш. шк., 1987. 511с.
137. Русско-национальные связи в преподавании русской литературы в национальной школе. Сб. научн. трудов. М., 1982.
138. Русско-якутские литературно-художественные связи: Сборник науч. трудов. Якутск, 1991. — 136с.
139. Рыбникова М.А. Очерки по методике преподавания литературного чтения. 3-е изд. М.: Учпедгиз, 1963.- 314с.
140. Рыжеволова A.B. Изучение русской литературы в ее взаимосвязях с родной литературой. Пособие для учителей. М.: Учпедгиз, 1963.-203 с.
141. Семенина С.К. Координация и интеграция в преподавании русской и осетинской литературы на основе диалога культур в национальной (осетинской) школе: Дис. . д-ра пед. наук. — М., 1998.
142. Семенникова Л.И. Цивилизации в истории человечества. -Брянск, 1998.-С.340.
143. Серошевский В.Л. Якуты. Опыт этнограф, исследования. 2-е изд. - М., 1993.-736с.
144. Сиденко A.C. Педагогический эксперимент: от идеи до разработки: Пособие. М.: Ассоциация учителей физики, 2001. - 64с.
145. Соколов Э.В. Культура и личность. Л.: Наука, 1972. 228с.
146. Соколов Э.В. Культурология: Очерки теории культуры. М.: Интерпракс, 1994. - С.43.
147. Стоюнин В. Руководство для теоретического изучения литературы по лучшим образцам русским и иностранным. СПб., 1910.- 192 с.
148. Спиридонова И.Е. Актуальные проблемы этнокультурного взаимодействия в PC (Я) 90-е годы XX века // Этносоциальноеразвитие Республики Саха Якутия. Новосибирск: Наука, 2000. -С.198.
149. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев: Изд-во Радянська школа, 1974. - 288с.
150. Сыродеева A.A. Поликультурное образование. Учебно-метод. пособие. -М., 2001.-С. 192.
151. Тарасова Е.В. Диалог национальных культур на уроках литературы при изучении фольклора в 5-7 классах (на примере Забайкалья): Дис. . канд. пед. наук. Чита, 1999.
152. Тойнби А.Дж. Цивилизация перед судом истории. М., 1995. -С.156.
153. Тырылгин М.А. Истоки феноменальной жизнеспособности народа саха. Якутск, 2000. — 298с.
154. Уваровский А.Я. Ахтыылар. — Якутск, 1999. 37с.
155. Уроки литературы в старших классах / Народное образование. -М., 1998.-207с.
156. Уткин К.Д. Культура как система и как самовыбор. — Якутск, 1999.-55с.
157. Уткина Т.В. Взаимосвязанное изучение русских, мордовских и зарубежных литературных сказок: Автореф. дис. . канд. пед. наук. — М., 1998.- 19с.
158. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии Ушинского К.Д. Изд-е 13-е, сокр. СПб - 1913.- 495с.
159. Федоров Е.В. Концепция личности в тюркоязычной прозе Сибири. -Якутск: Якут, научн. центр СО РАН, 1992. 184с.
160. Федорова Л.И. Этнопедагогические традиции нравственного воспитания. Якутск: Изд-во ИПКРО, 1997. - 104с.
161. Философский энциклопедический словарь / Ред.-сост. Е.Ф. Губский, Г.В. Короблева, В.А. Лутченко. М.: Инфра, 1997. - 574с.
162. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. -М, 1991.-С.57.
163. Хайруллин Р.З. Гармонизация межнациональных отношений в школе с многонациональным составом учащихся. (Этносоциол. аспект). М.: ИНПО, 2002. - 64 с.
164. Хайруллин Р.З. Научные основы и методика изучения литературы народов России в системе литературного образования учащихся национальных школ: Автореф. дис. . д-ра пед. наук. — СПб, 1999.
165. Хайруллин Р.З. Национальная школа: взаимосвязанное изучение литератур. Пособие для учителя. М., 1995.
166. Хайруллин Р.З. Теория и методика изучения литературы народов России в школе. М., 1999. - С.112.
167. Черкезова М.В. Литература и культура. М., 1999. - С. 17.
168. Черкезова М.В. Методика преподавания русской литературы в 5-8 классах / Под ред. М.В. Черкезовой, А.Д. Жижиной. Л., 1984.
169. Черкезова М.В. Русская литература в национальной школе: Принцип общности и национального своеобразия литератур народов СССР в процессе преподавания русской литературы. — М.: Просвещение, 1981.- 151с.
170. Чуковский К.И. Собрание сочинений. В 6 т. Русская литература, 19-20 вв. Т.5. Люди и книги. - М., 1967. - 799с.
171. Шаповалов В.К. Этнокультурная направленность Российского образования. М., 1997.- 173с.
172. Шейман Л.А. Искусство сопряжения художественных культур // Литература в школе. 1972. - №6. - С.23-29.
173. Шейман Л. А. Основы методики преподавания русской литературы в киргизской школе. 4.1. - Фрунзе, 1981. - 238с.
174. Шейман Л. А. Основы методики преподавания русской литературы в киргизской школе. 4.2. - Фрунзе, 1982. - 214с.
175. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. - 560с.
176. Эргис Г.У. Очерки по якутскому фольклору. М., 1974. - С. 14.
177. Юркевич B.C. Светлая радость познания. М., 1977.
178. Якимова Л.П. Многонациональная Сибирь в русской советской литературе. Новосибирск: Наука, 1982. — С.5.