Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Формирование социально-этических норм поведения младших школьников средствами этноэтикета

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Григорьева, Надежда Афанасьевна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Якутск
Год защиты
 2006
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Формирование социально-этических норм поведения младших школьников средствами этноэтикета», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Григорьева, Надежда Афанасьевна, 2006 год

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. Теоретические основы процесса формирования социально - этических норм поведения младших школьников.

1.1. Проблема социально-этического воспитания в философском аспекте.

1.2. Этноэтикет народа саха как средство формирования социально-этических норм поведения младших школьников.

Выводы по первой главе.

ГЛАВА II. Педагогические и организационные условия формирования социально-этических норм поведения младших школьников средствами этноэтикета народа саха.

2.1.Специфика воспитательной работы по формированию социально-этических норм младших школьников.

2.2.Реализация программы по формированию социально-этических норм поведения младших школьников средствами этноэтикета народа саха.

2.3.Обновление содержания, форм и методов формирования социально - этических норм поведения младших школьников средствами этноэтикета народа саха.

Выводы по второй главе.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Формирование социально-этических норм поведения младших школьников средствами этноэтикета"

Актуальность исследования. В современных социально-экономических условиях перед образовательными учреждениями стоят задачи возрождения традиционной культуры воспитания и восстановления этнических традиций, необходимых для приумножения культурного потенциала каждого народа. В этой связи есть необходимость обратиться к проблемам социально -этического воспитания детей и молодежи. Начало XXI века знаменуется небывалым подъемом интереса к истории, культуре ушедших эпох, в том числе и этноэтикету, традиционной культуре, отличающейся своеобразием, неповторимостью, ярко выраженной самобытностью. Определенная закономерность наблюдается и в том, что в эпохи кризисные, переломные есть необходимость в ретроспективном взгляде, чтобы понять причины нынешнего состояния традиций, обычаев, этноэтикета.

Этноэтикетом в основном занимались представители этнографии и этнологии. Специально к национальному этикету обращались в своих работах А.К. Байбурин, H.JT. Жуковская, Т.В. Цивьян и др. Занимаясь изучением этнической специфики этикета, они пытались обнаружить общее обоснование этикетных норм, общечеловеческие ценности, выраженные в них. Они показали, что существует как настоятельная необходимость, так и безусловное основание для этического подхода в изучении этноэтикета. Особенно акцентировали на этом внимание А.К. Байбурин и А.Л.Топорков. Этноэтикет отдельных народов был предметом исследования Б.Х. Бгажнокова, Ш.Д. Инал-Ипа, А.И. Шорова и др.

Очевидна потребность в совершенствовании и обновлении практики социально-этического воспитания школьников, в поиске новых подходов к воспитательной деятельности школы. Проблема нравственного совершенствования человека в философском контексте отражена в трудах Н.А. Бердяева, В.И. Вернадского, П.А. Кропоткина, B.C. Соловьева,

П.А. Флоренского и др. Отдельные концептуальные основы исследуемой проблемы разработаны в исследованиях отечественных педагогов, психологов по вопросам нравственного воспитания (П.П.Блонский, Л.С.Выготский, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский и др.). Различные аспекты нравственного воспитания подрастающего поколения раскрыты в трудах Л.М.Архангельского, Е.В.Бондаревской, Н.И.Болдырева, Г.Н.Волкова, Б.З.Вульфова, В.А.Караковского, Б.Т.Лихачева, И.С.Марьенко, Е.Н.Медынского, Л.И. Рувинского, А.Н. Шемшуриной, М.И. Шиловой, Е.Н. Щурковой и др. Психологические аспекты данной проблемы исследуют работы Л.И. Божович, А.Н.Леонтьева, Ж.Пиаже, А.М.Прихожан, С. Л.Рубинштейна и др.

Проблематике взаимосвязи морали и поведения были посвящены работы С.Ф. Анисимова, В.И. Бакштановского, О.Г. Дробницкого, А.И. Титаренко. О нравственном смысле этноэтикета и целостное рассмотрение нравственных его аспектов было изучено Л.В. Волченко. В ее работах содержится этический анализ таких явлений нравственной культуры, раскрывается значение этноэтикета для человеческого общения, осмысливается нравственный смысл стиля поведения, а также дается его определение как естественно сложившихся требований общества к индивиду, передающихся по традиции в своих общечеловеческих формах и дополняемых каждым народом и национальной общностью, социальным слоем или группой специфическими, необходимыми именно этому социальному объединению нормами, выражающими особенности существования и общения людей в нем.

Ориентация на традиции этноэтикета обеспечивает единство в системе нравственных отношений к миру, к обществу, к людям, к самим себе, обеспечивает социализацию и развитие личности, воспитание у нее культуры поведения, основанной на такте, вежливости, доброжелательности, внимательности и чувстве собственного достоинства. В то же время анализ научно-теоретических исследований и практики свидетельствует о недостаточной изученности проблемы социально-этического воспитания школьников. В решении проблемы имеются противоречия:

- между осознанием необходимости формирования личности на этноэтикете и недостаточной педагогической разработанностью проблемы в теории и практике; между необходимостью нравственного совершенствования личности школьника в условиях современного кризисного состояния общества и недостаточным фрагментарным содержанием составляющей целостного социально-этического воспитания в школе; между необходимостью возрождения села и недостаточной разработанностью теории и практики социально-этического воспитания как одного из путей формирования личности современного человека.

Таким образом, противоречие между возрастанием значимости воспитания и недостаточной научной и практической разработанностью специально посвященных вопросам социально-этического воспитания исследований, а также актуальность рассматриваемой проблемы дали основание для определения темы исследования «Формирование социально-этических норм поведения младших школьников средствами этноэтикета». Выбор младшего школьного возраста определяется тем, что именно в этот период жизни закладываются морально-культурные, социально-этические основы формирования личности, ее нравственной направленности.

Объект исследования — процесс формирования социально-этических норм поведения младших школьников.

Предмет исследования - педагогические условия формирования социально-этических норм поведения младших школьников средствами этноэтикета.

Цель исследования - научно обосновать и экспериментально определить условия, методы и средства формирования социально-этических норм поведения детей младшего школьного возраста средствами этноэтикета народа саха.

Гипотеза исследования. Процесс формирования социально-этических норм поведения детей младшего школьного возраста средствами этноэтикета может быть эффективным, при условии:

- обоснования сущности национально-культурного и общечеловеческого содержания этноэтикета; использования потенциальных возможностей этнопедагогизации учебно-воспитательного процесса в начальной школе;

- реализации педагогических условий, способствующих формированию социально-этических норм поведения младших школьников (сочетание традиционно-репродуктивных методов с конструированием развивающей среды в начальной школе).

Задачи исследования:

- разработать и обосновать совокупность исходных положений, образующих теоретические основы социально-этического воспитания детей младшего школьного возраста на основе этноэтикета; раскрыть сущность и содержание этноэтикета народа саха как эффективного средства формирования социально-этических норм поведения у детей младшего школьного возраста;

- определить критерии, показатели и уровни сформированности социально-этических норм поведения у детей младшего школьного возраста;

- обосновать и экспериментально проверить комплекс педагогических условий формирования социально-этических норм поведения детей младшего школьного возраста средствами этноэтикета народа саха.

- разработать и реализовать программу «Этноэтикет народа саха» в учебно-воспитательном процессе.

Методологической основой исследования являются философские, этнографические, культурологические, психолого-педагогические концепции о гармонии национального, межнационального и общечеловеческого, взаимосвязь и взаимообусловленность гуманизации и демократизации жизни общества и воспитания на основе использования национальных и общечеловеческих ценностей, этноэтикета. Исходными теоретическими положениями исследования выступают философские и педагогические идеи о культурных общечеловеческих ценностях и использования их в воспитании и обучении подрастающего поколения (Н.А. Бердяев, В.П. Вахтеров,

B.В. Зеньковский, Я.А. Коменский, Б.Т. Лихачев, А.С. Макаренко, И.-Г. Песталоцци, Н.И. Пирогов, В.С.Соловьев, В.А Сухомлинский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский и др.), концептуальные положения о развитии личности (Л.И. Божович, А.А. Бодалев, Л.С. Выготский, Б.З. Вульфов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, А.И. Рувинский, Д.И. Фельдштейн и др.); идеи и положения о самореализации личности (Л.Н.Куликова, А.Д.Солдатенков, М.И.Шилова, Н.Е.Щуркова и др.); положения педагогической антропологии о гуманно-личностном подходе к учащимся (Ш.А. Амонашвили, Л.В. Занков, Г.К. Селевко, Д.Б. Эльконин и др.); идеи об этнопедагогическом осмыслении традиционного мировоззрения народа саха (В.Ф. Трощанский, А.Е. Кулаковский, В.Л. Серошевский, Г.У. Эргис, К.Д. Уткин и др.), этнопедагогические теории обучения и воспитания детей (В.Ф. Афанасьев, Д.М. Бурхинов, Г.Н.Волков, У.А.Винокурова, А.А. Григорьева, Д.А.Данилов, М.Н.Егоров, А.Э.Измайлов, А.Г. Корнилова,

C.Д. Намсараев, Н.Д. Неустроев, Л.И. Омукова, И.С. Портнягин, Т.Н. Петрова, А.Д. Семенова, Я.И. Ханбиков, К.С. Чиряев и др.); основные положения изучения этноэтикета (А.К. Байбурин, Б.Х. Бгажноков, М.Г. Евграфова и др.).

Для решения поставленных задач использовался комплекс методов исследования: теоретический анализ философской, психолого-педагогической литературы; комплекс частных и общих методов эмпирического исследования (наблюдение, беседы с учителями, родителями, учащимися, анкетирование, контент-анализ школьной документации, изучение и анализ творческих работ учащихся, изучение передового опыта, метод экспертной оценки); педагогический эксперимент с целью получения наиболее полного знания об исследуемом объекте.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

- выявлена сущность и содержательный аспект социально-этического воспитания младших школьников как формирование и развитие отношения школьника к людям, обществу, природе, Родине, к своему и другим народам, к их истории, культуре, традициям.

- определены педагогические условия эффективности создания целостной системы социально-этического воспитания школьников, учитывающей культурные и полиэтнические традиции региона;

- обоснованы и охарактеризованы критерии, показатели и уровни социально-этической воспитанности младшего школьника, выражающейся в сознании себя носителем нравственности, в изменении характера этических отношений к другим людям, к себе, к явлениям общественной жизни.

Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

- уточнена педагогическая составляющая понятий «этноэтикет», «социально-этическое воспитание»;

- определены основные этапы, отражающие содержание и динамику прогресса социально-этического воспитания младших школьников как процесса количественных и качественных изменений, происходящих в духовном, нравственном облике ребенка и продвигающие ребенка в нравственной зрелости на более высокую ступень, обоснована специфика занятий по этноэтикету для младших школьников, создано их программное обеспечение.

Практическая значимость исследования состоит в разработке диагностирующего материала, учебной программы, положенных в основу для разработки содержания и структуры социально-этического воспитания младших школьников в условиях современной школы. Результаты исследования могут быть использованы для повышения профессиональной компетенции учителей в области социально-этического, нравственного воспитания.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается выбором методических позиций и методических требований, опирающихся на данные философской, психолого-педагогической науки; анализом и синтезом теоретического и экспериментального материалов; применением комплекса методов, адекватных задачам и логике изложения содержания исследования; многократной и всесторонней проверкой теоретических выводов и практических рекомендаций; многолетним опытом работы диссертанта в системе общеобразовательной школы.

База исследования. Основной базой явились Чукарская, Сюлинская средние школы, Убоянская школа I ступени Нюрбинского улуса Республики Саха (Якутия). Исследование проводилось в три этапа.

Первый этап (1999-2000 гг.) - поисково-теоретический и констатирующий этап. Анализ и оценка современного состояния проблемы, организация констатирующего эксперимента.

Второй этап (2000-2003 гг.) - осуществление формирующего этапа эксперимента, в процессе которого определялись эффективность подходов, принципов, форм и методов, уточнялись оптимальные условия, обеспечивающие формирование социально-этических норм поведения детей младшего школьного возраста средствами этноэтикета народа саха.

Третий этап (2004-2005 гг.) — обобщающий. Завершение эксперимента, коррекция, систематизация и обобщение результатов. Оформление результатов исследования в виде кандидатской диссертации.

Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы исследования были включены в преподавание предмета «Этнопедагогика», в ведение научного кружка «Нравственность и этноэтикет» для студентов дошкольного отделения факультета педагогики начального образования педагогического института ЯГУ, освещены и получили одобрение на республиканских научно-методических конференциях «Духовность - веление времени» (Якутск, 2001), «Управление качеством образовательного процесса в вузах Республики Саха (Якутия)» (Якутск, 2001), на V межвузовской научно-теоретической конференции «Логос. Культура. Цивилизация» (Якутск, 2001), на межрегиональных научно-практических конференциях «Этнопедагогика в условиях модернизации Российского образования» (Якутск, 2004), «Этнопедагогическая направленность процесса воспитания в дошкольном образовательном учреждении» (Чебоксары, 2004), на международной научно-практической конференции «Становление этнопедагогики как отрасли педагогической науки» (Москва, 2003), на материалах учебно-методических комплексов по курсам «Методика ознакомления дошкольников с культурой народов Якутии» (2003 г.), «Педагогический менеджмент» (2005), «Общая педагогика» (2005 г.), «Этнопедагогика» (2005 г.) для студентов дистанционной формы обучения, на материалах учебно-методического пособия «Этноэтикет как средство формирования личности ребенка» (2006 г.), журнала «Вопросы гуманитарных наук» (2006 г.). Внедрение результатов исследования в практику школьного образования осуществлялось путем выступления с докладами на заседаниях проблемных семинаров (1999-2005 гг.), методических объединениях заместителей директоров по воспитательной работе Нюрбинского улуса Республики Саха (Якутия) (1998-2005 гг.) и публикаций в печати.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Ценности этики выполняют важные функции в обществе и в отношении человека: этноэтикет как наиболее насыщенная сфера любой культуры, выполняющая познавательную, нормативную, регулятивную, коммуникативную, целевую, социализирующую функции, служит рациональным средством социально-этического воспитания детей, возрождая традиционную педагогическую культуру в новом образовательном пространстве и решая задачу воспитания детей через национальное, близкое к пониманию и усвоению.

2. Социально-этическое воспитание младших школьников на основе этноэтикета - это педагогический процесс, который протекает в рамках реализации социальной программы последовательно по этапам: разъясняющее - мотивационный (ознакомление с этноэтикетом); теоретически-развивающий (формирование представлений об этноэтикете); репродуктивно-творческий (обучение адекватному, точному использованию правил поведения).

3. Реализация образовательной программы «Этноэтикет народа саха» для младших школьников, осуществляемая в рамках учебных и внеурочных занятий, развивающая систему отношений к духовно-нравственным ценностям своего и других народов, есть целенаправленный процесс, способствующий эффективному развитию личности школьника, формирующий его национальное самосознание в контексте мировой культуры.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.

Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"

Выводы по второй главе

Принятие Концепции обновления и развития национальных школ Республики Саха (Якутия) способствовало активизации творческой деятельности многих педагогов по разработке авторских программ предметов культуры для школ «Ураанхай Саха о5ото», «Кыыс Куо», «Урун Уолан», «Национальная культура коренных народов Якутии», «Русская национальная культура» и другие. В целях приобщения детей к национальной культуре в республике реализуется Программа развития личности ребенка «Эркээйи», которая призвана помочь ребенку выработать представление о себе, как представителе того или иного народа и человечества в целом; оказать помощь семье в привитии детям любви к искусству и мастерству своего народа, его культуре, вырастить жизнеспособное, здоровое молодое поколение; воспитать в детях чувство личной ответственности за сохранение и развитие родного языка и другие.

Этноэтикетные нормы и правила, тем более их квалификация, стали доступными учителям с введением нового закона «Об образовании», появлением в государственном образовательном стандарте национально -регионального компонента, актуализировавшего этнопсихологические и этнопедагогические знания.

Теоретическое и опытно-экспериментальное исследование формирования социально-этических норм поведения младших школьников средствами этноэтикета в целом подтвердило правомерность первоначально выдвинутой гипотезы. Выполненное исследование показало:

- воспитательный и обучающий потенциал, заложенный в этноэтикете народа саха позволяет сформировать социально-этические нормы поведения младших школьников;

- выявленные рациональные пути, средства, способы, формы и методы способствуют реализации личностно-ориентированной организации учебно-воспитательной работы, обусловливают формирование социально-этических норм поведения учащихся начальных классов;

- культурологический, этнографический подходы к изучению этноэтикета народа саха являются основой всестороннего и гармоничного формирования личности младшего школьника. Вычленение из богатого арсенала позитивных традиционных социально-этических норм поведения подрастающего поколения отвечает тенденциям современных демократических преобразований. Умелое обращение с ними позволит органичному вплетению их в русло современных нравственных норм и способствует развитию и обогащению традиционной культуры в новых условиях.

Все вышеизложенное явилось основой для организации опытно-экспериментальной работы, направленной на создание системы (целостного единства взаимосвязанных и взаимодействующих между собой компонентов) нравственного воспитания школьников на традициях этноэтикета. Опытная работа построена на основе изменения содержания, форм и методов воспитания за счет использования психолого-педагогического потенциала якутской культуры средтсвами этноэтикета, взаимодействия процессов обучения и воспитания путем введения в базовый стандарт образования курсов по якутской культуре и введения в программу каждого изучаемого в школе предмета общерусского и регионального культурных компонентов, а также создания в школе культуросообразной духовно - нравственной среды, влияющей на семью и социум в целом. В результате опытной работы уровень нравственной воспитанности учащихся качественно изменился в позитивном направлении, возрос уровень их знаний о нравственных нормах, установках, идеалах якутского народа, об особенностях национального характера и традиционного уклада жизни, об особенностях этноэтикета, интересы и ценностные ориентации школьников переместились в сторону духовного осмысления своего положения в мире, активизировалась духовно-практическая деятельность школьников, сформированы социально-этические нормы поведения, которые в будущем помогут учащимся мирно жить в многонациональном государстве. Таким образом, этноэтикет является действенным средством социально-этического воспитания, так как в этноэтикете зафиксированы нормы поведения членов данного этноса. Соблюдение норм этноэтикета указывает на знание якутской культуры в целом.

Заключение

Совокупность данных опытно-педагогической деятельности позволяет обратить внимание на следующее: уровень нравственной воспитанности качественно изменился в позитивном направлении (это отразилось в типологическом распределении групп учащихся); усилилась креативность личности школьников (этому способствовало расширение возможностей самореализации мальчиков и девочек в кружках, клубах и объединениях, ориентированных на традиционный образ жизни якутского народа); возрос уровень знаний учащихся о нравственных нормах, установках, идеалах якутского народа, об особенностях национального характера и традиционного уклада жизни; изменились интересы и ценностные ориентации школьников (они переместились в сторону духовного осмысления своего положения в мире, кризисного состояния отечества); активизировалась духовно-практическая деятельность школьников; целенаправленный и систематический характер приобрело стремление оказать помощь пожилым, больным, одиноким людям села; укрепилась дисциплина учащихся, снизилось количество правонарушений; значительная часть мальчиков и девочек освоила навыки традиционных ремесел своей местности; улучшился психологический микроклимат взаимоотношений школьников, учителей, родителей, жителей села.

Таким образом, теоретическое обоснование сущностных признаков традиций якутской народной культуры как психолого-педагогического феномена, рассмотренные в процессе исследования условия оптимизации социально-этического воспитания школьников средствами этноэтикета в целом реализовали цель и подтвердили выдвинутую гипотезу. На основе проведенного исследования определены следующие положения:

1. Социально-этическое воспитание школьников на традициях якутской культуры, осуществляемое на основе диалога культур разных народов, есть целенаправленный процесс, способствующий эффективному развитию личности школьника, формирующий его национальное самосознание в контексте мировой культуры.

2. Успешность, результативность социально-этического воспитания на традициях этноэтикета обусловлены социально-педагогическими условиями его оптимизации: а) образовательно - содержательного аспекта (создание системы воспитательной работы в школе, что возможно при следующих обстоятельствах: признании педагогами, учителями, родителями приоритета развития личности ученика средствами; организации совместной деятельности педагогов, родителей, учащихся; создание в школе оптимального микроклимата, основанного на этноэтикете, нормах и установках народной морали; включение в образовательный стандарт курсов по якутской культуре и регионального культурного компонента; введение в систему внеклассной и внешкольной работы клубов, кружков, объединений, ориентированных на народное искусство, философию, быт и ремесло); б) организационно-методического аспекта (научно-теоретическая и методическая подготовка учителей, развитие у них навыков и умений корректировать свою деятельность на основе народной педагогики; разработка авторских программ по спецкурсам, ориентированным на этноэтикет; привлечение для внеклассной и внешкольной воспитательной работы населения социума); в) социально-педагогического аспекта (укрепление престижа учительской профессии и материально-технической базы образования; принятие целевой государственной программы по привлечению мужчин в школы; духовно нравственное обновление содержания деятельности СМИ за счет их обращения к социально-этическим национальным ценностям; стабилизация экономического и политического положения в стране).

В этноэтикете, как в мире духовно-нравственных ценностей и особого отношения человека к окружающей действительности, к людям, к самому себе, следует видеть непреходящий нравственный потеницал.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Григорьева, Надежда Афанасьевна, Якутск

1. Абрамова М.А., Неустроев Н.Д. Гуманистические представления в культуре народов Якутии / М.А. Абрамова, Н.Д. Неустроев. - М.: Academia, 2003.-216 с.

2. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности / К.А. Абульханова-Славская. М.: Наука, 1980. - 338 с

3. Адуло Т. И. Культура, философия и духовный мир человека: Теоретико методический аспект / Т.Н. Адуло. - Минск: Наука и техника, 1986.-147 с.

4. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать: Книга для учителя / Ю.П. Азаров. М.: Просвещение, 1985. - 448 с.

5. Айзерман JI.C. Уроки нравственного прозрения / JI.C. Айзерман. М.: Просвещение, 1991. - 192 с.

6. Алексеев Н.А. Шаманизм тюркоязычных народов Сибири / Н.А. Алексеев. Новосибирск, 1984. - 232 с.

7. Аманбаева Л.И. Теоретические основы обучения и воспитания / Л.И. Аманбаева. Якутск, 1998. - 123 с.

8. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса / Ш.А. Амонашвили. Минск: Университетское, 1990. - 559 с.

9. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети!: Пособие для учителя / Ш.А. Амонашвили. М.: Просвещение, 1988. - 208 с.

10. Амонашвили Ш.А. Размышление о гуманной педагогике / Ш.А. Амонашвили.- М.: Просвещение, 1996. 188 с.

11. И.Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев.- Л.: Изд-во ЛГУ, 1968.-338 с.

12. Аникеева Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе / Н.П. Аникеева. М: Просвещение, 1983. - 96 с.

13. Антонова В.Н. Социальная работа с семьей с учетом традиций якутскогонарода: Учебное пособие / В.Н. Антонова. Якутск, 2003.- 88 с.

14. Анциферова Л.И. К психологии личности как развивающейся системы / Л.И. Анциферова // Психология формирования и развития личности. М.: Наука, 1981.-С. 3-19.

15. Аристотель. О душе / Аристотель. Соч. 7. В 4-х т.- М: Мысль, 1976.

16. Аристотель. Этика; Политика; Поэтика /Аристотель // Собр.соч.: В 4-х т.- Т.4. М., 1984.

17. Асмолов А.Г. Психология личности: Учебник / А.Г. Асмолов. М., 1990.- 367 с.

18. Архангельский Л.М. Социально-этические проблемы теории личности / Л.М. Архангельский. М., 1974. - 219 с.

19. Афанасьев В.Ф. Этнопедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего Востока / В.Ф. Афанасьев. Якутск, 1979. - 180 с.

20. Афанасьев В.Ф. Педагогические идеи в якутском народном творчестве / В.Ф. Афанасьев // Сов. педагогика. 1960. - № 3. - С. 120-125.

21. Афанасьев В.Ф. Школа и развитие педагогической мысли в Якутии / В.Ф. Афанасьев. Якутск, 1966. - 343 с.

22. Афанасьев Л.А. Следуй морали Айыы для 1-2 классов / Л.А. Афанасьев. -Якутск: «Бичик», 1996.-71 с.

23. Афанасьев Л.А. Следуй морали Айыы для 3-4 классов / Л.А. Афанасьев. -Якутск: «Бичик», 1996. 71 с.

24. Афанасьев Л.А. Айыы уорэ5э / Л.А.Афанасьев. Дьокуускай, 1990. - 180 с.

25. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды / Ю.К.Бабанский. М.: Педагогика, 1989. - 560 с.

26. Байбурин А.К. Об этнографическом изучении этикета. Этикет народов Передней Азии / А.К. Байбурин. М.: Наука, 1988.- 264 с.

27. Балл Г.А. Норма деятельности категория педагогическая / Г.А. Балл // Советская педагогика. -1992.- №34.- С.43-48

28. Бахтин М.Н. Духовная культура личности: Философские очерки / М.Н. Бахтин. М.: Политиздат, 1986. - 180 с.

29. Белинский В. Г. Полное собрание сочинений / В.Г. Белинский. М.: Просвещение, 1974. - Т. 4

30. Белинский В.Г. Избранные педагогические сочинения / В.Г. Белинский.- М.: Педагогика, 1982. 287 с.

31. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики / А.С. Белкин.- М.: Издательский центр «Академия», 2000. 192 с.

32. Беляева В.А. Духовно нравственное становление будущего учителя / В.А. Беляева // Педагогика. -1999. - № 25.- С.70.

33. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества / Н.А. Бердяев.- М.: Правда, 1989. 607 с.

34. Бердяев Н.А. Самосознание / Н.А. Бердяев. М.: Книга, 1991. - 445 с.

35. Бердяев Н.А. О назначении человека / Н.А. Бердяев. М.: Республика, 1993. - 383 с.

36. Бердяев Н.А. Духовное состояние современного мира. Собр. соч. в 2-х т.- Т.1 / Н.А. Бердяев М.: Искусство, 1994.

37. Бердяев Н.А. Судьба России. Самопознание. Опыт философской автобиографии / Н.А. Бердяев. Ростов н / Д: Феникс, 1997. - 541 с.

38. Библер B.C. Нравственность. Культура. Современность / B.C. Библер. М.: Знание, 1990. -62 с.

39. Билюкина А.А. Языческие обряды якутов / А.А. Билюкина. Якутск, 1992. -80 с.

40. Битарова А.Т. Этикет горских народов северного Кавказа и его влияние на воспитание подрастающего поколения: Автореф.дисс.канд.пед.наук / А.Т. Битарова.- Владикавказ, 2002.- 23 с.

41. Битинас Б.П. Введение в диагностику воспитания / Б.П. Битинас. М. Педагогика. 1989. - 160 с.

42. Битинас Б.П. Введение в философию воспитания / Б.П. Битинас.- М.; 1996.-141 с.

43. Блонский П.П. Избранные психологические произведения / П.П. Блонский. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.-695 с.

44. Блюмкин В.А., Гумницкий Г.Н., Цырлина Т.В. Нравственное воспитание: (философско-этические основы) / В.А. Блюмкин, Г.Н. Гумницкий, Т.В. Цырлина. Воронеж: Воронеж.ун-т, 1990.- 141 с.

45. Бодолев А.А. Личность и общение / А.А. Бодолев. М.: Педагогика, 1965. -122 с.

46. Бодалев А.А. Личность и общение: Избр.труды / А.А. Бодалев. М.: Педагогика, 1983.; - 282 с.

47. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. М.: Просвещение, 1968. - 464 с.

48. Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Под ред. Ф.И. Фельдшейна. М.; Воронеж, 1996.- 256 с.

49. Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности / Под ред. Д.И. Фельдшейна. М.: Междунар. пед. академия, 1995. - 209 с.

50. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников. Вопросы теории / Н.И. Болдырев. М.: Педагогика, 1973. - 224 с.

51. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников / Н.И. Болдырев. М.: Педагогика, 1979. -224 с.

52. Болдырев Н.И. Методика воспитательной работы в школе / Н.И. Болдырев. М.: Просвещение, 1981. - 223 с.

53. Бондаревская Е.В., Левчук Л.В. Могилин Ю.А. Концепция сельской школы / Е.В. Бондаревская, Л.В. Левчук, Ю.А. Могилин // Сельская школа. -1998. № 3. - С. 68 - 82.

54. Бочарова В.Г. Социальное воспитание / В.Г. Бочарова. М.,1991.- 245 с.

55. Братусь В.Т. К проблеме нравственного сознания в культуре уходящего века / В.Т. Братусь // Вопросы психологии. -1993.- №1.

56. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса/Ю.В. Бромлей. М., 1969.-411 с.

57. Брушлинский А.В. Мышление и прогнозирование / А.В. Брушлинский.- М.: Мысль, 1979. 232 с.

58. Бубер М. Я и ты / М. Бубер. М.: Высшая школа. 1993. - 175 с.

59. Бугаева A.J1. Использование прогрессивных традиций народной педагогики в воспитании учащегося / A.JI. Бугаева // Просвещение на Крайнем Севере. 1985. - №22. - С.96 - 101.

60. Буева Л.П. Духовность и проблемы нравственной культуры / Л.П. Буева // Вопросы философии. 1996. № 2. С. 145.

61. Бурхинов Д.М., Данилов Д.А., Намсараев С.Д. Народная педагогика и современная национальная школа / Д.М. Бурхинов, Д.А. Данилов, С.Д. Намсараев. Улан - Удэ: Бэлич, 1993. - 256 с.

62. Бурхинов Д.М., Молонов Б.Ш. Вопросы этнопедагогики в школе / Д.М. Бурхинов, Б.Ш. Молонов. Улан - Удэ: Бэлич, 1994. - 197 с.

63. Быданова О.С., Петрова В.И. Ситуация выбора в нравственном развитии младшего школьника / О.С. Быданова, В.И. Петрова // Советская педагогика. 1965. - № 3. - С. 88-89.

64. Вахтеров В.П. Избранные педагогические сочинения / В.П. Вахтеров.- М.: Педагогика, 1987. 400 с.

65. Венгер Л.А. Восприятие и обучение / Л.А. Венгер. М.: Просвещение, 1969.-365 с.

66. Винокурова У.А. Сказ о народе Саха / У.А. Винокурова. Якутск, 1994.- 144 с.

67. Винокурова У.А. Ценностные ориентации якутов в условиях урбанизации / Отв. ред. Е.С. Кузьмин. Новосибирск: Изд-во «Наука», 1992.- 144 с.

68. Винокурова У.А. Воспитание и образование детей народов Севера: В помощь учителю школ Крайнего Севера / У.А. Винокурова. Якутск, 1997.-102 с.

69. Волков Г.Н. Нравственное воспитание учащихся 4-8 классов сельской начальной школы: Пособие для учителя / Г.Н. Волков. М., 1986.

70. Волков Г.Н. Вечность воспитания / Г.Н. Волков // Народное образование.- 1994.-№4.-С. 69.

71. Волков Г.Н. Этнопедагогика чувашей / Г.Н. Волков. М., 1997. - 441 с.

72. Волков Г.Н. Якутские этнопедагогические этюды / Сост. А.А. Григорьева. Якутск, 1998. - 70 с.

73. Волков Г.Н. Педагогика любви. Избранные этнопедагические собрания: в 2 т. / Г.Н. Волков. М.: Издательский Дом МАГРСТР-ПРЕСС, 2002. -Т.1.- 460 с.

74. Волков Г.Н. Педагогика любви. Избранные этнопедагические собрания: В 2 т. Т.2 / Г.Н. Волков. - М.: Издательский Дом МАГРСТР-ПРЕСС, 2002. - 460 с.

75. Выготский JI.C. Избранные психологические исследования / Л.С. Выготский . М.: Изд-во АПН СССР, 1956. - 519 с. 17

76. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский // Собр. соч. в 6 т. М., 1989. Т. 1.

77. Выготский Л.С: Сборник сочинений: В 6-ти т. Т. 4. / Л.С. Выготский. -М.:

78. Гальперин С.П. Физиологические особенности детей / С.П. Гальперин.- М.: Просвещение, 1965. 221 с.

79. Гегель Г. Философия права / Г. Гегель. М.: Мысль, 1990.- 524 с.

80. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / С.И. Гессен. М.: Школа-Пресс, 1995. - 447 с.

81. Гоголев А.И. Историческая этнография якутов / А.И. Гоголев. Якутск, 1986.

82. Григорьева А.А. Методологические и теоретические проблемы этнопедагогики якутов / А.А. Григорьева. М., 1993. - 140 с.

83. Григорьева А.А., Сметаиина В.И. Социализация личности ребенка на основе взаимодействия семьи и детского сада / А.А. Григорьева, В.И. Сметанина / Под общей ред. Г.Н. Волкова. М.: Academia, 2003.- 160 с.

84. Гурьянова М.П. Сельская школа национальное достояние / М.П. Гурьянова // Открытая школа. - 1999. -№ 4. - С. 6- 10.

85. Гурьянова М.П. Сельская школа в изменившемся обществе / М.П. Гурьянова. М.: Издательство АСОПиР. 2000.-50 с.

86. Гурьянова М.П. Проблемы сельской школы: возможности их решения / М.П. Гурьянова // Открытая школа. 2004 - № 1.- с.20 -25.

87. Данилов Д.А. На пути духовного возрождения народа / Д.А. Данилов // Народное образование Якутии. 1992. - № 1.

88. Данилов Д.А. Сельская школа Якутии: Организационно- педагогическое обеспечение / Д.А. Данилов. Якутск: Книжное издательство, 1988. - 46 с.

89. Данилов Д.А. На пути духовного возрождения народа / Д.А. Данилов // Народное образование Якутии. -1992.- № 1. -С.28 29.

90. Данилов Д.А., Федорова К.Н., Федорова Л.И. Этнопедагогические традиции в региональном образовании. (Республика Саха и США) / Д.А. Данилов, К.Н. Федорова, Л.И. Федорова. Якутск: Изд- Во ИПКРО, 2000. - 96 с.

91. Данилов Д.А. Ценностные ориентации молодежи и рациональные пути развития личности: Сб. науч. трудов / Д.А. Данилов. Якутск, 2001. -19 с.

92. Данилов Н.Д. На Ленских берегах / Н.Д. Данилов.- Якутск: Сахаполиграфиздат, 1995. 121с.

93. Детская психология / Под ред. Д.Б. Эльконина. М: Педагогика, 1984. -432 с.

94. Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности / О.Г. Дробницкий. М.: Наука, 1977.-333 с.

95. Евграфова М.Г. Формирование культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста на основе этноэтикета: Дисс. канд. пед. наук / М.Г. Евграфова.- Якутск, 2003.-184 с.

96. Егоров В.Н., Неустроев Н.Д. Специфика деятельности малокомплектных и кочевых школ в условиях Севера / В.Н. Егоров, Н.Д. Неустроев,- М.: Academia, 2003.- 224 с.

97. Егоров М.Н. Формирование нравственной культуры младших школьников на традициях народной педагогики саха: Автореф. дисс. канд. пед. наук / М.Н. Егоров. — М., 2002.- 22 с.

98. Жирков Е.П. Как возродить национальную школу. Шаги Республики Саха

99. Якутия): Статьи и материалы / Е.П. Жирков. М: Просвещение, 1992.- 239 с.

100. Занков JI.B. Избранные педагогические труды / JI.B. Занков. М.: Просвещение, 1990. - 416 с.

101. Зеньковский В.В. Психология детства / В.В. Зеньковский.- М.: ИЦ

102. Академия», 1995.- 347 с. ЮЗ.Зосимовский А.В. Возрастные особенности нравственного развития детей

103. А.В. Зосимовский // Советская педагогика. -1973.- № 10. -С. 21. 104.3ыбковец В.Ф. Происхождение нравственности / В.Ф. Зыбковец.- М.: Политиздат, 1974.- 126 с.

104. Иванова В.Н., Федорова С.В. Кыыс Куо / В.Н. Иванова, С.В. Федорова.- Дьокуускай, 1995. 46 с.

105. Из истоков народной педагогики якутов / Под ред. П.П. Борисова. -Якутск, 1992.- 120 с.

106. Измайлов А.Э. Народная педагогика: педагогические воззрения народов Средней Азии и Казахстана / А.Э. Измайлов. М.: Педагогика, 1991.- 256 с.

107. Ионов В.М. Дух хозяин земли у якутов / В.М. Ионов. - Петроград: Типография Импер. Академии наук, 1916.

108. Йонас Г. Гностицизм / Г. Йонас. СПб: Лань, 1998. -382 с.

109. Каган М.С. О духовном: опыт категориального анализа / М.С. Каган // Вопросы философии. 1985. № 9. С. 81-102.

110. Кант И. Лекции по этике / И. Кант. М.: Республика, 2000. -430 с.

111. Каптеров П.Ф. Избранные педагогические сочинения / Под ред. Л.М. Арсеньева. М.: Педагогика, 1982.-704 с.

112. Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности основа целостного учебно- воспитательного процесса / В.А. Караковский. - М., 1993.

113. Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Л.Н. Воспитание? Воспитание. Воспитание! / В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Л.Н. Селиванова. М.: Новая школа, 1996. -157 с.

114. Каскулова Ф.С. Этнопедагогическая подготовка учителя к нравственному воспитанию учащихся на традициях народного этикета: Автореф. дисс. канд. пед. наук / Ф.С. Каскулова. М., 1997. - 19 с.

115. Кечерукова П.К. Формирование у младших подростков положительного отношения к освоению этикетных норм национальной педагогики: Автореф. дисс. канд. пед. наук / П.К. Кечерукова. Карачаевск, 2002. -21 с.

116. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров- М.: Издательский центр «Академия», 2001.-176 с.

117. Колодезникова М.Г., Омукова Л.И. Актуальные проблемы семейного воспитания / М.Г. Колодезникова, Л. И. Омукова. Якутск, 1997. - 49 с.

118. Кикнадзе Д.А. Потребности. Поведение. Воспитание / Д.А. Кикнадзе. -М.: Мысль, 1968.'- 148 с.

119. Китов А.И. В поисках себя. Личность и ее самосознание / А.И. Китов.- М.: Политиздат, 1984, -335 с.

120. Ковалев А.Г. Психология личности / А.Г. Ковалев. М.: Просвещение, 1970.-391 с.

121. Ковалев С.В. Психология современной семьи / С.В. Ковалев. М.: Просвещение, 1988.- 206 с.

122. Коган Л.Н. Цель и смысл жизни человека / Л.Н. Коган. М.: Мысль, 1984.-252 с.

123. Коломинский Я.Л. Человек: психология / Я.Л. Коломинский. М.: Просвещение, 1986.- 218 с.

124. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения / Под ред. А.И. Пискунова. М. ,1982. В 2-х т. Т. 2 / 576 с.

125. Кон И.С. Социология личности / И.С. Кон. М.: Политиздат. 1967.- 383 с.

126. Кон И.С. Психология юношеского возраста / И.С. Кон. М.: Просвещение, 1972.- 175 с.

127. Кондрашов В.А., Чичина Е.А. Этика. Эстетика / В.А. Кондрашев, Е.А. Чичина. Ростов н/ Д.: Изд-во «Феникс», 1999.-512 с.

128. Корнилова А.Г. Теоретические основы социализации личности / А.Г. Корнилова // Совершенствование образовательной системы в Республике Саха (Якутия). Якутск: Изд-во ЯГУ, 1996. - С. 9- 11.

129. Корнилова А.Г. Воспитательно-профилактическая работа с несовершеннолетними. Учебное пособие по социальной педагогике / А.Г. Корнилова. -Якутск: Полиграфист, 1997. 50 с.

130. Крившенко Л.П., Вайндорф-Сысоева М.Е. и др. Педагогика. Учебник / Л.П. Крившенко, Л.П. Вайндорф-Сысоева и др.- М.: 2004. -327 с.

131. Кропоткин П.А. Этика. Избранные труды / П.А. Кропоткин. М.: Политиздат. -1991. - 496 с.

132. Крупская Н.К. Избранные произведения / Н.К. Крупская. М., 1957. -117 с.

133. Ксенофонтов В.И. Духовность как экзистенциальная проблема / В.И. Ксенофонтов // Философские науки. 1999. -№ 12.- С. 52.

134. Ксенофонтов Г.В. Шаманизм / Г.В. Ксенофонтов. Якутск, 1992. - 315 с.

135. Ксенофонтов Г.В. Ураанхай сахалар / Г.В. Ксенофонтов. Дьокуускай, 1992.- 1,2 т.-728 с.

136. Кузина Т.Ф., Батурина Г.И. Занимательная педагогика народов России: Советы, игры, обряды / Т.Ф. Кузина, Г.И. Батурина. М.: Школа-Пресс, 1998. - 114 с.

137. Кукушин B.C. Теория и методика воспитательной работы / B.C. Кукушин. Ростов - на - Дону: Изд. центр «МарТ», 2002. -202 с.

138. Кулаковский А.Е. Материалы изучения верований якутов / А.Е. Кулаковский. Якутск, 1923. -188 с.

139. Куликова Л.Н. Воспитать себя / Л.Н. Куликова. — М.: Просвещение, 1991.

140. Куликова Л.Н. Проблемы саморазвития личности / Л.Н. Куликова. Хабаровск, 1997. - 313 с.

141. Куликова Л.Н. Гуманизация образования и саморазвития личности /Л.Н. Куликова. Хабаровск, 2001. - С. 162-163.

142. Кычкина А.А. Прогностическая модель современной сельской школы РС(Я) / А.А. Кычкина. Якутск: Изд-Во. МО PC (Я), 2001.-112 с.

143. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. М.: Просвещение, 1975. - 304 с.

144. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики/ А.Н. Леонтьев. М.: Московский ун-т, 1981. - 584 с.

145. Лихачев Б.Т. Педагогика / Б.Т. Лихачев. М.: Прометей, 1993.- 528 с.

146. Лихачев Б.Т. Философия воспитания. Специальный курс: Учебное пособие для студентов высших уч. зав. / Б.Т. Лихачев М.: Прометей, 1995.- 280 с.

147. Лихачев Б.Т. Введение в теорию и историю воспитательных ценностей / Б.Т. Лихачев.- Самара, 1997. 84 с.

148. Лихачев Н. О. Воспитание: необходимость и свобода / Н.О. Лихачев // Педагогика. 1994. -№2.- С. 5.

149. Локк Дж. Избранные философские произведения. М., I960.- 189 с.

150. Ломов Б.Ф. Категории общения и деятельности / Б.Ф. Ломов // Вопросы философии.- 1979. №8. - С. 34-48.

151. Луначарский А.В. О воспитании и образовании / А.В. Луначарский.- М.: Педагогика, 1976.-636 с.

152. Лысенкова С.Н. Когда легко учиться / С.Н. Лысенкова. М.: Педагогика, 1981. - 144 с.

153. Макаренко А.С. Книга для родителей / А.С.Макаренко. М., 1950.

154. Макаренко А.С. О целостном понимании человека / А.С. Макаренко // Сочинения в 7-ми Томах. Т.7. - М., 1958. - 557 с.

155. Макаренко А. С. Трудовое воспитание / А.С. Макаренко.- Минск, 1997. -210 с.

156. Макаренко А. С. Некоторые выводы из педагогического опыта / А.С. Макаренко. Челябинск; Южн - Урал. кн. изд., 1988. - 264 с.

157. Макаров Д.С. Народная мудрость: знания и представления / Д.С. Макаров.- Якутск: Кн.изд-во, 1983.- 120 с.

158. Макеева С.Г. Материалы к социально нравственному портрету младшего школьника / С.Г. Макеева // Начальная школа. - 1999. -№ 1.- С. 53 61.

159. Максимов В. Г. Педагогическая диагностика в школе / В.Г. Максимов.- М.: Издательский центр «Академия», 2002. 272 с.

160. Мамардашвили М. Проблемы человека в философии (О человеческом в человеке) / М. Мамардашвили. М.: Политиздат, 1991. - 384 с.

161. Марьенко И.С. Основы процесса нравственного воспитания школьников / И.С. Марьенко. М.: Просвещение, 1980. - 182 с.

162. Марьенко И.С. Нравственное становление личности школьника / И.С. Марьенко. М.: Педагогика, 1985. - 104 с.

163. Маслоу А. Самоактуализация личности / А. Маслоу // Психология, личности. Тексты. М., 1982. -118 с.

164. Медушинский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки / В.В. Медушинский.- М.: Музыка, 1976. 254 с.

165. Михайлов В.Д. Активная жизненная позиция как цель нравственного самовоспитания: Учеб.пособие. Якутск: Изд-во ЯГУ, 1990. — 64 с.

166. Михайлов В. Д. Философия согласия / В. Д. Михайлов. М.: Гуманитарий, 1995. - 220 с.

167. Можаев П.П. Традиции средства воспитания нового человека / П.П. Можаев.- JL: Лениздат, 1968.

168. Мор Т. Утопия / Т. Мор. М., Л., 1964. -111 с.

169. Мордовская А.В. Теория и практика жизненного и профессионального самоопределения старшеклассников (с использованием материалов этнопедагогики народа саха) / А.В. Мордовская. — М.: Academia, 2000.- 176 с.

170. Мудрик А.В. Личность школьника и ее воспитание в коллективе / А.В. Мудрик. М.: Знание, 1983. - 96 с.

171. Мусин Г.Н. Потребности духовного мира личности / Г.Н. Мусин. -Саратов, 1989.- 169 с.

172. Начальнай кылаастарга иитии-уорэтии улэтигэр нору от педагогикатын туьаныы / Автор-сост. А.Д. Семенова.- Якутск: Изд-во ЯГУ, 1997. 47 с.

173. Национальная культура коренных народов Республики Саха (Якутия). Пособие для учителя / Сост. Т.Н. Петрова, В.Р. Шишигина. Якутск: Кн.изд-во, 1992.- 112 с.

174. Национальная культура коренных народов Республики Саха (Якутия). Пособие для учителя / Сост.В.И. Хатылаева. — Якутск: Нац.кн.изд-во «Бичик», 1994.- 104 с.

175. Неустроева М.Д., Толстоухова Р.П. Ураанхай Саха о5ото. Торут культура учууталыгар комо. 1-2 кылаас / М.Д. Неустроева, Р.П. Толстоухова. -Якутск: УГП «Полиграфист», 1996.- 80 с.

176. Неустроев Н.Д. Специфика учебно-воспитательной работы сельской малокомплектной национальной школы / Н.Д. Неустроев.- Якутск: Изд-во ЯГУ, 1984.-47 с.

177. Неустроев Н.Д., Савинов Т.Т. Особенности организации воспитательной работы в сельской малокомплектной национальной школе / Н.Д. Неустроев, Т.Т. Савинов. Якутск: Изд-во ЯГУ, 1992.- 69 с.

178. Неустроев Н.Д. Этнопедагогика народов Севера / Н.Д. Неустроев. -Якутск, 1999.- 136 с.

179. Никандров Н.Д. Ценности как основа целей воспитания / Н.Д. Никандров // Педагогика. -1998. № 3- С.3-11.

180. Никандров Н.Д. Духовные ценности и воспитание человека / Н.Д. Никандоров// Педагогика.-1998.-.№ 3. С.3-11

181. Новиков А.Г. О менталитете саха / А.Г. Новиков Якутск: Изд-во АЦ при Президенте PC (Я), 1996.- 146 с.

182. Нравственное воспитание школьников в коллективе / Под ред. Т. Е. Конниковой, Т.К. Ахоян, З.И. Васильевой. JL, 1970. - 316 с.

183. Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания / Под ред.А.И. Каиров., О.С. Богданова. М.: Педагогика, 1979. -150 с.

184. Ойунский П.А. О происхождении религии / П.А.Ойунский. Якутск, 1930.

185. Окладников А.П. Исторический путь народов Якутии / А.П. Окладников. Якутск, 1991.

186. Оконешникова А. П. Этнопсихологические особенности народов в воспитании детей / А.П. Оконешникова. Пермь, 1996. -210 с.

187. Оконешникова А.П. Норуот уйул5ата иитэр улэ тирэ5э / А.П. Оконешникова. - Дьокуускай, 1996. - 175 с.

188. Парыгин Б.Д. Социально-психологический климат коллектива / Б.Д. Парыгин. П: Наука, Ленинградское отделение, 1981.- 191 с

189. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. М.: Российское педагогическое агенство, 1995.-637 с.

190. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. М.: Школа-Пресс, 2000. - 512 с.

191. Педагогика: Учебник / Л.П. Крившенко, М.Е. Вайндорф-Сысоева и др.; Под ред. Л.П. Крившенко. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004.-432 с.

192. Педагогический словарь / Под ред. И.А. Каирова, Н.К. Гончарова М., 1960.-775 с.

193. Педагогический энциклопедический словарь / Гл.ред.Б.М. Бим-Бад; Редкол.: М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова и др. М.: Большая Российская энциклопедия, 2002.-528 с.

194. Педагогическое наследие: Для учителей / Я.А. Коменский, Д. Локк, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоции; Сост. В.М. Кларин, A.M. Джуринский. М.: Педагогика, 1987.-416 с.

195. Песталоцци И.Г. Избр. пед. соч.: В 2-х т. Т.2. / И.Г. Песталоцци. - М.: Педагогика, 1981.-41 6 с.

196. Петрова Т.Н. Чувашская педагогика как феномен мировой цивилизации / Т.Н. Петрова. М.: 2000.

197. Петропавловский Р.В. Мораль и условия ее теоретического осмысления / Р.В. Петропавловский // Что такое мораль.- М., 1988.- С.74

198. Пиаже Ж. Избранные психологические труды / Ж. Пиаже.- М.: Наука, 1994.-318 с.

199. Платон. Собрание сочинений: В 4 т. — Т.1.- М.: Мысль, 1994. -860 с.

200. Платонов Ю.П. Основы этнической психологии. Учеб. пособие / Ю.П. Платонов. СПб.: Речь, 2002. - 452 с.

201. Подласый И.П. Педагогика / И.П. Подласый. -М., 1999.

202. Попов Б.Н. Культура семейного воспитания народов Севера: прошлое и настоящее / Б.Н. Попов. Якутск: ИСКРО, 1994. -139 с.

203. Попов Б.Н. Изменение семьи народов Якутии / Б.Н. Попов. Якутск,1994.-140 с.

204. Попова Г.С. Воспитание детей у народа Саха / Г.С. Попова. Якутск: Бичик, 1998.-80 с.

205. Попова М.А. Саха торут культурата (учууталга комо пособие): IV чааьа / М.А. Попова Якутскай: «Бичик» кинигэ кыьата, 1994. — 72 с.

206. Портнягин И.С. «Кут-Сюр» как форма обучения и подготовка будущих учителей по национальной школе / И.С. Портнягин. Якутск: Изд-во ЯГУ,1995.- 24 с.

207. Портнягин И.С. Этнопедагогика "кут-сюр": педагогические воззрения народа Саха/И.С. Портнягин. М.: Academia, 1998. - 184 с.

208. Портнягин И.С. Кто он, человек солнечного улуса айыы? / И.С. Портнягин // Илин. 1999.- №1-2. - С.8-10.

209. Прихожан A.M. Психологические проблемы нравственного воспитания школьников / A.M. Прихожан. М., 1980. - 136 с.

210. Рожков М.И., Байбородова JI.B. Организация воспитательного процесса в школе / М.И. Рожков, JI.B. Байбородова. М.: Владос. 2001. - 249 с.

211. Рубинштейн СЛ. Основы общей психологии: В 2 т./ C.JI. Рубинштейн. -М., 1989. Т. 2.-322 с.

212. Рувинский Л.И. Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания школьников / Л.И. Рувинский. -М.: Педагогика, 1981. 128 с.

213. Рувинский Л.И. Нравственное воспитание личности / Л.И. Рувинский. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. - 184 с.

214. Рувинский Л.И., Соловьева А.Е. Психология самовоспитания / Л.И. Рувинский, А.Е. Соловьева. М.: Просвещение, 1982. - 245 с.

215. Рябов В.Ф. Наш духовный мир / В.Ф. Рябов. Л., 1987. - 158 с.

216. Саввинов Н.Е. Жизнь наших предков / Н.Е. Саввинов. Якутск: ЕНМЦ Министерства культуры Республики Саха (Якутия), 1992.- 40 с.

217. Сартр Ж.П. Последний шанс / Ж.П. Сартр. СПб: Азбука, 2000. - 460 с.

218. Свадковский Н.Ф. Нравственное воспитание / Н.Ф. Свадковский. М.: Педагогика, 1977, - 144 с.

219. Селевко Г. К. Руководство по организации самовоспитания школьников. Школьные технологии / Г.К. Селевко. М.: 1999. - 205 с.

220. Семенова А.Д. Народная педагогика и КСО (коллективный метод обучения) / А.Д. Семенова // Проблемы прогнозирования развития образования PC (Я). Якутск, 1993.- 84 с.

221. Семенова А.Д. Лекции по этнопедагогике: Учеб.пособие / А.Д. Семенова. -Якутск, 1997.-79 с.

222. Семенова А.Д. Этнопедагогизация учебно-воспитательного процесса в сельской национальной школе: Автореф.дисс.д.-ра пед.наук / А.Д. Семенова. Якутск, 2005.- 40 с.

223. Серошевский В.Л. Якуты. Опыт этнографического исследования / В.Л. Серошевский. М.: РОССПЭН, 1993. -763 с.

224. Симонов П.В., Ершов П.М., Вяземский Ю.П. Происхождение духовности / П.В. Симонов, П.М. Ершов, Ю.П. Вяземский.- М.: Наука, 1989. -352 с.

225. Сокольников Ю.П. Системный анализ воспитания школьников / Ю.П. Сокольников. М.: Педагогика, 1986. - 137 с.

226. Соловьев B.C. Сочинения в 2-х т./ B.C. Соловьев. М., 1988-1999.

227. Сомоготто С. Обычаи народа Саха / С. Сомоготто. Якутск: НИПК «Сахаполиграфиздат», 1996.-48 с.

228. Социальная педагогика: Монография / Под ред. В.Г. Бочаровой. М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2004.- 368 с.

229. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям / В.А. Сухомлинский. Киев, 1971.

230. Сухомлинский В.А. О воспитании / В.А. Сухомлинский. М.: Политиздат, 1973. - 272 с.

231. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина / В.А. Сухомлинский. М.: Молодая гвардия, 1979. - Т. L

232. Сухомлинский В.А. Духовный мир школьника // Избранные произведения: В 5-ти т. Т. 1 / В.А. Сухомлинский Киев: Рад. школа, 1980.-670 с.

233. Сухомлинский В.А. Моя педагогическая вера // Избранные произведения. 5 т. Т. 1 / В.А. Сухомлинский. Киев, Рад. школа, 1980. -670 с.

234. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения. В 3-х томах. Т. 3./ В.А. Сухомлинский М.: Педагогика, 1981. - 640 с.

235. Талызина Н.Ф. Способности и обучения / Н.Ф. Талызина // Семья и школа. 1990 - № 8.- С. 34 - 36.

236. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников: Книга для учителя / Н.Ф. Талызина. М.: Просвещение, 1988. - 175 с.

237. Толстой Л.Н. Педагогические сочинения / Л.Н. Толстой.- М.: Педагогика, 1989. 543 с.

238. Тосхол: национальнай о5о тэрилтэтин базовай программата / М.Н. Харитонова, Л.П. Лепчикова, Д.Г. Ефимова и другие. Якутск: Сахаполиграфиздат, 2004. - 72 с.

239. Торндайк Э. Принципы обучения, основанные на психологии / Пер. с англ. / Э. Торндайк М.: Работник просвещения, 1926. - 235 с.

240. Торохтий В. С. Психология социальной работы с семьей / B.C. Торохтий. -М., 1996.-218 С.

241. Трощанский В.Ф. Эволюция черной веры (шаманство) у якутов / В.Ф. Трощанский. Казань, 1902.243. Узнадзе Д. Н. Психологические исследования / Д.Н. Узнадзе. - Тбилиси,1966.-451 с.

242. Уледов А.К. Духовная жизнь общества: Проблемы методологии исследования / А.К. Уледов. -М.: Мысль, 1980. -271 с.

243. Уледов А.К. Духовные обновления общества / А.К. Уледов. М., 1990. -77с.

244. Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности школьников / Л.И. Уманский. М., 1989. - 310 с.

245. Уткин К.Д. Модель духовности: Интеграл целостности и алгоритм гармонии / К.Д. Уткин, Ред. Б.Н. Попов. Якутск, 2002. - 56 с.

246. Уткин К.Д. Культура народа саха: этнофилософский аспект / К.Д.Уткин.- Якутск: Бичик, 1998. 368 с.

247. Ушинский К.Д. О нравственном воспитании / К.Д. Ушинский. М.: Просвещение, 1978.

248. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6. Т. 1 / К.Д. Ушинский.- М.: Педагогика, 1988.- 416 с.

249. Федорова Л.И. Этнопедагогические традиции нравственного воспитания / Л.И. Федорова. Якутск: Изд-во ИПКРО, 1997. 104 с.

250. Фельдштейн Д.И. Психология становления личности / Д.И. Фельдштейн.- М.: Междунар. пед. акад., 1994. 192 с.

251. Филонов Г.Н. Воспитание личности школьника / Г.Н. Филонов. М.: Педагогика, 1986. - 223 с.

252. Формирование личности: проблемы комплексного подхода в процессе воспитания школьника / Под ред. Г.Н. Филонова. М.: Педагогика, 1983.- 255 с.

253. Франкл В. Человек в поисках смысла / В. Франкл. М., 1990. - 368 с.

254. Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции / 3. Фрейд. М.: Наука, 1989.- 456 с.

255. Фрейд 3. Психология бессознательного / 3. Фрейд. М.: Просвещение, 1989.-447 с.

256. Фромм Э. Психоанализ и религия. /Ф. Ницше. 3. Фрейд, Э. Фромм., А. Комю, Ж.-П. Сартр. Сумерки богов. М., 1989. - 147 с.

257. Хадсон Л. Программа нравственного воспитания детей в возрасте 5-12 лет. Новые подходы к взаимопониманию между людьми. (Репринт, изд.) / Л. Хадсон // Классный руководитель. -1999. №25. С. 13-17.

258. Ханбиков Я.И. Из истории педагогической мысли татарского народа / Я.И. Ханбиков.- Казань, 1967. 232 с.

259. Харламов И.Ф. Педагогика / И.Ф. Харламов. Мн.: Университетское, 2000. -560 с.

260. Худяков И.А. Краткое описание Верхоянского округа / И.А. Худяков. -М, 1969.- Ю5.с.

261. Чехордуна Е.П. Педагогическое и этнокультурное взаимодействие микросоциумов якутского телбэ (села) в воспитании и развитии детей / Е.П.Чехордуна. — Якутск: Бичик, 2002. — 88 с.

262. Чиряев К.С. Воспитание детей в семье: Пед. беседы / К.С. Чиряев.-Якутск: Кн.изд-во, 1973. 118 с. 265. Чиряев К.С. Педагогика жизни: Заметки и воспоминания, статьи, рассказы / К.С. Чиряев. - Якутск: Сахаполиграфиздат, 1998. - 496 с.

263. Шаалы А. С. Этнопедагогическая подготовка учителя к нравственному воспитанию учащихся тувинской школы на традициях этикета: Автореф. дисс. канд. пед. наук/ А.С. Шаалы. -М., 1997.

264. Шацкий С. Т. Педагогическое сочинение / С.Т. Щацкий М.: Педагогика, В 2 -х Т. Педагогика, 1980.- Т.1. - 304 е.: Т.2.- 414 с.

265. Шемшурина А.Н. Воспитательный потенциал уроков этики / А.Н. Шемшурина // Этическое воспитание.- 2001. -№ 1.- С.7

266. Шептенко П. А., Воронина Г.А. Методика и технология работы социального педагога: Учеб.пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений / Под ред. В.А. Сластенина. — М.: Издательский цетнр «Академия», 2001.- 208 с.

267. Шилова М.И. Учителю о воспитанности школьников / М.И. Шилова.- М.: Педагогика, 1990. 142 с.

268. Шилова М.И. Теория и технология отслеживания результатов воспитания школьников / М.И. Шилова // Классный руководитель.- 2000.- № 6. -С.19

269. Шоров И.А. Адыгская народная педагогика / И.А. Шоров. Майкоп, 1989.- 334 с.

270. Щукина К.Е. Специфика паралингвистических средств общения народа Саха (на выборке городских и сельских жителей): Дисс.канд.псих.наук / К.Е. Щукина. Кострома, 2004. -285 с.

271. Щуркова Н.Е. Новые формы воспитательной работы / Н.Е. Щуркова // Воспитание школьников. 1995. - № 3,4.

272. Щуркова Н.Е. Новое воспитание / Н.Е. Щуркова. М.: 2000. -113 с.

273. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника / Д.Б. Эльконин. М.: Знание, 1974.- 209 с.

274. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. Проблемы возрастной и педагогической психологии / Д.Б. Эльконин. -М.: Междунар. Пед. акад., 1995.-224 с.

275. Эргис Г.У. Очерки по якутскому фольклору / Г.У. Эргис. М.: Наука, 1974.-402 с.

276. Этикет у народов Средней Азии. М., 1988.

277. Юнг К. Проблема души нашего времени / К. Юнг. М.: Прогресс, Универс, 1994.-336 с.

278. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И.С. Якиманская. М.: Сентябрь, 1996. - 96 с.

279. Янковская М.Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания / М.Г. Янковская.- М., 1986. 246 с.

280. Яновская М.Г. Эмоционально-ценностные технологии нравственного воспитания / М.Г. Янковская. Киров: Изд-во Вятск. госпедунив - та, 1998. -93 с.

281. Якобсон Н.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека / Н.М. Якобсон. М.: Просвещение, 1969. - 317 с.

282. Программа изучения культуры якутского народа средствами этноэтикета в начальных классах 1 класс1. Родной дом

283. Моя семья. Родители, братья, сестры. Дедушки и бабушки. Традиции взаимоотношений в семье. Уважение к старшим, забота о младших. Моя семья за столом (место каждого, правила поведения за столом).

284. Домашние семейные дела. Уют в доме. Мужской, женский и детский труд в доме. Мое место в семейных делах.

285. Моя фамилия, ее происхождение. Самая знаменитая семья (фамилия) села, встреча с ней. Старинные и современные якутские детские народные игры и развлечения (подвижные игры с бегом, прыжками, мячом; со словами, песнями). Их разучивание.

286. Старинный и современный детский фольклор: считалки, дразнилки, скороговорки. Разучивание некоторых из них.

287. Домашние животные в хозяйстве, их клички.7. Праздники семьи.

288. Досуг в семье, любимые занятия членов семьи.9. Национальные блюда.

289. Выставки поделок «Вместе с папой и мамой».

290. Могу ли я гордиться своей семьей, двором, фамилией (итоговое занятие).2. Моя деревня.

291. Моя деревня, ее название, в каком районе находится. Соседние деревни (села, поселки, микрорайоны), чем отличается моя деревня от соседних. Экскурсия по своей и соседним деревням.

292. Внешний вид моей деревни и ее отдельных улиц. Мой вклад в благоустройство и озеленение деревни (села, поселка, микрорайона). Осенне-весенняя посадка цветов и кустарников (практическая работа).

293. Природа, окружающая мою деревню. Местная топонимика: название лугов, полей, лесов, речек и родников. Деревья, имеющие свои названия, их история.

294. Простейшие наблюдения за изменениями погоды (по ветру, солнцу, облаками). Приметы и поверья якутов о погоде.

295. Дикие и лекарственные растения. Сбор лекарственных трав.

296. Население моей деревни. Основное его занятие. Выдающиеся деятели или знаменитые люди- выходцы из моего села, их труд (сбор материалов для альбома). Родной язык моего села. Учреждения культуры: клуб, библиотека, школа, почта, магазины и т.д.

297. Народные целители моей деревни.

298. Мои родственники и друзья.

299. Мои родственники со стороны матери и отца, кем они приходятся мне и другим членам моей семьи (составление генеологической схемы). Близкие и дальние родственники. Трудовой вклад моих родителей и родственников в развитие края.

300. Мои отношения с близкими и дальними родственниками: взаимопомощь, взаимоподдержка; приглашение родственников в гости, угощение их.

301. Наши родственники, проживающие в моей деревне (селе, поселке, микрорайоне), улусе (районе), республике. Поддерживание связей с ними.

302. Родственники, проживающие за пределами Якутии. Наши связи с ними (поздравление с днем рождения, переписка, отправление открыток и телеграмм, переговоры по телефону; соблюдение этики общения).

303. Участие в чествовании родственника юбиляра или празднование каких- либо других торжеств.

304. Близкий друг. Друзья. Совместные игры и развлечения, учеба в школе, общие интересы.

305. Участие в подготовке и проведении дня рождения своего друга. Твой подарок. Практическая помощь в приготовлении праздничного обеда, сервировка стола (приготовление национальных блюд).

306. Охрана своего здоровья, оказание первой медицинской помощи своим родственникам, соседям.

307. Оказание посильной помощи пожилым людям.

308. Откровенный разговор на тему: «Каких друзей я хочу иметь» или «Могу ли я гордиться своими родственниками».4. Я среди людей.

309. Я член своей семьи, учащийся школы. Мое место в семье, доме, классе, школе. Взаимоотношения с членами семьи, класса, школы.

310. Внешний облик девушки якутки, ее характер. Старинная и современная женская одежда (составления альбома женской одежды). Известные женщины- якутки.

311. Внешний облик юноши якута, его характер. Старинная и современная мужская одежда. Известные мужчины- якуты.

312. Диспут на тему: «Какими я вижу сегодня моих друзей- девочек и мальчиков». Якутский фольклор о поведении девочек и мальчиков в обществе. Правила поведения в общественных местах.

313. Традиции уважительного отношения к друзьям, людям старшего и младшего поколений; самосовершенствование личности; умение давать оценку своим словам и поступкам.

314. Кем быть и каким быть, когда вырастешь. Твое место в обществе.

315. Традиции общения: приветствие, прощание, гостеприимство, благодарность, соболезнование, сочувствие, разбор конкретных ситуаций.

316. Культура речи красота и богатство родного языка.

317. Что такое хороший и плохой человек, беседа о людях, оставивших в народе добрую память о себе.

318. Выбор места для усадьбы, ее планирование; варианты планировки усадеб в якутских деревнях, их сравнение; обсуждение их удобства. Образование новой усадьбы. Помощь давняя традиция коллективной работы по строительству дома, кладке печи.

319. Строительный инвентарь и орудия труда. Обычаи, поверья, обряды, связанные с домом-усадьбой, надворными постройками; загадки, песни, сказки и другие произведения фольклора об усадьбе и ее частях.

320. Роли хозяина и хозяйки в содержании, ведении усадьбы и дома. Интерьер избы: стол, стул, дверь обычаи, связанные с ними.

321. Внешнее оформление дома, способы украшения. Деревенские мастера по украшению дома. Экскурсия к самой красивой усадьбе в деревне.

322. Усадьба семейная крепость. Двор, огород, ворота, чистота и ухоженность усадеб в деревне, что можно сказать о семье по внешнему виду усадьбы.

323. Праздник новоселья в прошлом и теперь. Приход гостей, их благожелания, подарки, веселье.

324. Подсобные помещения для приготовления корма животным.2. Якутская деревня

325. Понятие о деревне и селе. Выбор места для деревни. История родной деревни. Полевые ворота и обычаи, связанные с ними. История родной деревни от возникновения до наших дней. Люди деревни. Ветераны войны и труда. Известные люди выходцы из твоей деревни.

326. Внешний облик деревни. Улицы, их возникновение, названия. Чистота и опрятность улиц. Изменения в облике деревни (положительные и отрицательные). Уходящие деревни.

327. Занятия жителей деревни. Промыслы и ремесла. Сельские профессии (традиционные и современные). Обычаи и обряды, связанные с животноводством (первый выгон скота и др.)

328. Традиции питания в деревне. Традиционные и современные блюда в меню односельчан. Обычаи угощения соседей, односельчан.

329. Деревенские праздники и развлечения. Выход на сенокос. «Куулэй» «праздник сенокосчика, приготовления к нему и празднование в прошлом и теперь.

330. Что ты расскажешь о своей деревне новым знакомым, не знающим о ней? Летопись родных мест.

331. Практические задания Когда основана ваша деревня? Откуда, из какой деревни прибыли люди в вашу деревню?

332. Название рек, ручьев, протекающих около вашей деревни. Название полей, дорог.

333. Язык жителей вашей деревни.

334. Опишите праздники вашей деревни.

335. Какие поговорки и пословицы чаще употребляются в вашей деревне.3. Наш район.

336. Природа района: характеристика ландшафта. Наиболее красивые места. Полезные ископаемые. Памятники природы. Исторические места. Хозяйство района, его вклад в республиканское хозяйство.

337. Локальные (районные) особенности якутской речи, одежды, пищи.

338. Краткая этнокультурная характеристика других народов, живущих в районе деревнями (русские, украинцы, молдавяне и др).

339. Нравы и быт наших предков.

340. Поговорим о юности. Молодежь будущая честь и слава деревни и района. Произведение фольклора о проходящей юности. Молодежные проблемы.

341. Народные праздники в районе (обзор); принять участие в подготовке праздника, его рекламе.

342. Район известен делами людей: поговорим о прославленных земляках (составить альбом для школьного музея, по возможности организовать встречу с кем- нибудь из них).

343. Чувство прекрасного у народа

344. Песенное искусство народа, отношение народа к песне и ее исполнителями. Песни, выражающие идеал общественной жизни якутов — жить в мире и согласии.

345. Хореографическое искусство народа: ознакомление с наиболее распространенными танцевальными движениями и правилами. Их разучивание.

346. Современные композиторы и художники: знакомство с творчеством.

347. Современное народное творчество разучивания национальных игр, музыкально-игровых песен.3 класс

348. Народные традиции прошлое и будущее.

349. Население улуса (якуты, русские и т.д.), их численность и расселение. Внешний облик, характер, своеобразие культуры.2. Народные промыслы.

350. Якутская одежда. Конструирование и моделирование современной якутской одежды. Конкурс моделей.4. Народный календарь.

351. Традиции, связанные с выдающимися событиями в жизни народа.

352. Якутские народные праздники «Ысыах» и т.д.

353. Традиции, связанные со знаменательными датами в жизни школы.

354. Традиции культуры поведения.

355. Традиции шефства подростков над малышами.10.Трудовые традиции.11.Семейные традиции.

356. Якутская свадьба народное театрализованное представление. Сценарий деревенской свадьбы, сравнение со свадьбой других народов (русской, эвенской, эвенкийской, чукотской, долганской, юкагирской). Якутская свадьба в художественной литературе.

357. Устное народное творчество.

358. Национальные якутские игры, традиции, их проведение в школе и в семье.1. Моя республика.

359. Природные богатства и народное хозяйство; промышленная и сельскохозяйственная продукция. Люди трудовой славы. Знаменитые земляки. Города моей республики: Якутск, Мирный, Вилюйск, Нерюнгри, Покровск, Нюрба, Алдан.

360. Профессиональные ансамбли, творческие союзы, театры, музеи, газеты, журналы, книжные издательства.

361. Общественные движения в Якутии.

362. Международные экономические и культурные связи.4 класс

363. Почему бывают счастливые и несчастливые семьи: подумаем, поразмышляем, порассуждаем. Присмотримся к семьям в деревне.

364. Традиционное и современное времяпровождение молодежи: игры, посиделки, их репертуар (песни, танцы, игры и другие). Наше поведение среди сверстников, умение смотреть на себя со стороны: что смешно, предосудительно, что одобряется?

365. Забытые молодежные обычаи: обряды встречи, угощения и проводы гостей; обряд совершеннолетия.

366. Сегодня ты девушка (юноша), завтра жена, мать (муж, отец). Отношение народа к семейной жизни; а матери и отце; родственники супруга — мои родственники (кто кем приходится, как их называть).

367. Семьи, достойные подражания (встреча с одной из них).

368. История семьи в письмах и дневниках. Семейный архив, семейный музей.

369. Конкурсы будущих хозяек и хозяев. Проверка хозяйственной смекалки и навыков, а также умения предотвращать назревающие конфликты с мужем (женой) и улаживать их.8. Семейные традиции.9. Семейно-бытовые обряды.