автореферат и диссертация по педагогике 13.00.08 для написания научной статьи или работы на тему: Этнопедагогическая подготовка учителя к нравственному воспитанию учащихся тувинской школы на традициях народного этикета
- Автор научной работы
- Шаалы, Алевтина Сугдуровна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 1997
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.08
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Шаалы, Алевтина Сугдуровна, 1997 год
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ К НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ УЧАЩИХСЯ НА ТРАДИЦИЯХ НАРОДНОГО ЭТИКЕТА
1.1. Этнопедагогическая подготовка учителя к нравственному воспитанию учащихся на традициях народного этикета как социально-педагогическая проблема
1.2. Тувинский этикет в системе традиционной культуры
1.3. Нравственное воспитание учащихся на традициях народного этикета
ГЛАВА II. СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ К НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ УЧАЩИХСЯ НА ТРАДИЦИЯХ НАРОДНОГО ЭТИКЕТА
2.1. Национальный этикет в системе подготовки будущих учителей к нравственному воспитанию учащихся "
2.2. Содержание, формы и методы этнопедагогической подготовки студентов к нравственному воспитанию школьников
2.3. Анализ опытно-экспериментальной работы
Введение диссертации по педагогике, на тему "Этнопедагогическая подготовка учителя к нравственному воспитанию учащихся тувинской школы на традициях народного этикета"
Актуальность темы исследования. В современной социально-педагогической ситуации, когда происходит переосмысление сложившейся системы воспитания, пересмотр стереотипов в обучении и воспитании, поиск новых подходов и концепций, возрождение и развитие самобытной культуры воспитания, на наш взгляд, является ценным начинанием. Оно относится и к системе профессионально-педагогической подготовки учителя, задачи которой вытекают из насущных проблем национально-ориентированного образования. Они заставляют по-новому взглянуть на цели, содержание, формы и методы этнопедагогической подготовки учителя к нравственному воспитанию учащихся ввиду ее неоспоримой и решающей роли в структуре общепедагогической подготовки, а также негативных тенденций социально-педагогической действительности, представившей многие факты утраты духовно-нравственных ценностей.
В данной ситуации актуализируется необходимость овладения учителем богатством народной педагогики, которая дает опыт использования веками накопленной человеческой мудрости в учебно-воспитательном процессе; определения инварианта воспитания, общего для традиционных культур, и тех вариативных элементов, которые позволяют создать разнообразные учебно-воспитательные системы с учетом национальных, региональных и этнических особенностей. Переработка и осмысление явлений духовно-нравственной культуры прошлого поможет развивать педагогическую культуру прошлого и настоящего: без учета народных представлений и традиций воспитания и народных воззрений о нравственности и морали, выраженных в национальном этикете, невозможно создать полную и объективную картину нравственного воспитания человека.
Необходимость исследования этнопедагогической подготовки учителя к нравственному воспитанию учащихся на традициях народного этикета продиктована существованием противоречия между требованиями к личности педагога и традиционным содержанием его подготовки к указанной проблеме. Решение этого противоречия возможно в условиях этнопедаго-гизации учебно-воспитательного процесса, национально-ориентированного образования, которое предусматривает включенность национального компонента в его содержание. В этом смысле проблема формирования социально-этического поведения в процессе усвоения нравственного опыта, культуры поведения на основе традиционного этикета в настоящее время приобретает особую актуальность.
В последнее время появляются исследования, посвященные подготовке студентов к педагогической деятельности с учетом национальных особенностей и использованием различных средств народной педагогики. К ним относятся работы таких исследователей как Э.Р.Ашхаруа, Ш.М.-Х.Арсалиева, Н.Х.Байчекуевой, А.Алимбекова, У.Л.Матназарова, А.Р.Ер-ментаевой и др.
Весьма ценными являются научные выводы о значении традиционной педагогической культуры тувинцев Т.Т.Мунзук, К.Б.Салчак, Г.Д.Сундуй в нравственном воспитании учащихся.
Результаты теоретического анализа педагогических исследований свидетельстуют о том, что в науке определились некоторые подходы к решению проблемы подготовки студентов к нравственому воспитанию школьников на основе народных средств воспитания. Однако специальное, самостоятельное изучение этнопедагогической подготовки учителя к нравственному воспитанию учащихся тувинской школы на традициях народного этикета еще не осуществлено, в то время как традиционный этикет как этносоциальное явление, уходящее корнями в древнейшие времена и выполняющее специфические функции в этносоциуме, обладает большими возможностями в нравственном воспитании молодежи; отсуствует научно-обоснованная методическая база включения этнопедагогического материала в практику учебно-воспитательного процесса высшей школы; не выявлена специфика восприятия и усвоения учащимися этноэтикета как составной части духовно-нравственного опыта народа.
В связи с этим возникает необходимость изучения и обобщения этноэтикета - нравственного эталона внутрисемейных, межпоколеннных, межродственных отношений; средства сближения между народами. Простые, но важные нормы, без соблюдения которых не может существовать народ, как этнос, без которых невозможно были бы контакт и взаимодействия между представителями разных культур, составляют сердцевину общечеловеческого в культуре поведения.
Нельзя утверждать, что этикет до настоящего времени совсем не выступал объектом исследований. В основном этикетом занимались представители этнографии и этнологии. Существует множество этнографических и этнологических работ, специально посвященных этикету, но исследований с точки зрения педагогики, его использования в нравственном воспитании учащихся, к сожалению мало, тем более в теории и методике профессионального образования.
Специально к национальному этикету обращались в своих работах этнологи А.К.Байбурин, Б.Х.Бгажноков,Н.Л.Жуковская, Т.В.Цивьян. Занимаясь изучением этнической специфики этикета, они пытались обнаружить общее обоснование этикетных норм, общечеловеческие ценности, выраженные в них. Они показали, что существует как настоятельная необходимость, так и безусловное основание для этического подхода в изучении этикета. Особенно акцентировали на этом внимание А.К.Байбурин и А.Л.Топорков.
Этноэтикет отдельных народов были предметом исследований ученых: Б.Х.Бгажнокова "Адыгский этикет", Ш.Д.Инал-Ипа "Очерки об абхазском этикете", А.И.Шоров "Адыгейский этикет".
Теоретическое обоснование этноэтикета было осуществлено Б.Х.Бгажноковым. Им выделены основные принципы, структура, речевая специфика этноэтикета и дано его определение как "системы характерных для этноса моральных предписаний ритуализированного общения в типичных изо дня в день повторяющихся ситуациях взаимодействия".
Проблематике взаимосвязи морали и поведения были посвящены работы С.Ф.Анисимова, В.И.Бакштановского, О.Г.Дробницкого, А.И.Тита-ренко. О нравственном смысле этикета и целостное рассмотрение нравственных его аспектов было изучено Л.В.Волченко. В ее работах содержится этический анализ таких явлений нравственной культуры как деликатность, вежливость, тактичность, раскрывается значение этикета для человеческого общения, осмысливается нравственный смысл стиля поведения, манер, а также дается определение правил поведения как естественно сложившихся требований общества к индивиду, передающихся по традиции в своих общечеловеческих формах и дополняемых каждым народом и национальной общностью, социальным слоем или группой специфическими, необходимыми именно этому социальному объединению нормами, выражающими особенности существования и общения людей в нем.
Психологические механизмы самого поведения проанализированы в трудах К.А.Абульхановой-Славской, Б.Г.Ананьева, А.А.Бодалева, Л.И.Бо-жович, И.С.Кона, А.Н.Леонтьева, В.Н.Мясищева, Д.Н.Узнадзе и др.
В тувиноведческой литературе национальный этикет фрагментарно представлен в работах В.А.Адрианова, Г.Гржимайло, В.П.Дьяконовой, Г.Н.Курбатского, Л.П.Потапова и др. Особую ценность в контексте нашего исследования представляют публикации С.И.Вайнштейна "Мир кочевников Центра Азии", М.Б.Кенина-Лопсана "Традиционная этика тувинцев" и М.В.Монгуш "Основы тувинского этикета".
Обращение к этническому этикету в системе подготовки педагогов призвано способствовать формированию профессионально-этической культуры учителя, приобретению им опыта этикетного поведения в условиях межнационального общения. Ориентация на традиции народного этикета обеспечивает единство в системе нравственных отношений к миру, к обществу, к людям, к самим себе, обеспечивает социализацию и развитие личности, воспитание у нее культуры поведения, основанной на такте, вежливости, доброжелательности, внимательности и чувстве собственного достоинства.
К сожалению, готовность учителя к нравственному воспитанию учащихся на народных этических традициях все более приходит в противоречие с реальными потребностями педагогической практики. С учетом этого противоречия был сделан выбор темы исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: каковы педагогические условия, обеспечивающие успешную этнопедагогическую подготовку учителя к нравственному воспитанию учащихся тувинской школы на традициях народного этикета?
Решение этой проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования - система профессионально-педагогического образования.
Предмет исследования - процесс этнопедагогической подготовки учителя к нравственному воспитанию учащихся тувинской школы на традициях народного этикета.
В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования были поставлены следующие задачи:
- раскрыть сущность, содержание и структуру этнопедагогической подготовки учителя к нравственному воспитанию учащихся тувинской школы на традициях народного этикета;
- определить и экспериментально обосновать педагогические условия эффективной ее реализации;
- опираясь на результаты исследования, разработать научно-практические методические рекомендации по совершенствованию этнопедагогической подготовки студентов к воспитательной работе в национальной школе.
В ходе работы над диссертацией, была выдвинута гипотеза, в соответствии с которой эффективность этнопедагогической подготовки учителя к нравственному воспитанию учащихся тувинской школы на традициях народного этикета может быть существенно повышена, если:
- придать образовательному процессу высшей школы этнокультурную направленность;
- обеспечить присвоение студентами норм и ценностей традиционного этикета тувинского народа;
- вооружить студентов знанием теории, методики и технологии нравственного воспитания учащихся на традициях народного этикета, первоначальным опытом мотивационно-ценностной и практической этнопедагоги-ческой деятельности.
Общую методологию исследования составляют важнейшие философские положения о единстве общечеловеческого и национального, общего и специфического, о взаимосвязи социальных макроструктур, определяющих нравственность личности и межличностных отношений: память (историческая) - традиция - культура - воспитание - духовность - личность - народ (историческая личность) (Г.Н.Волков); об этносоциокультурной обусловленности нравственного прогресса личности и общества.
Теоретическая основа исследования сложилась из концепций отечественных и зарубежных философов, педагогов, психологов и этнологов по вопросам духовно-нравственной культуры народа, о роли народа в создании духовной и материальной культуры, об отношении его к наследию прошлого, о нравственной сущности этнического этикета и его роли в жизни общества, своеобразии и самобытности культур различных народов и народностей, о нравственности и нравственном воспитании.
Исследование выполнялось на основе концепции профессионально-педагогической подготовки учителя В.А.Сластенина в рамках программы "Педагогические кадры".
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ философской, психолого-педагогической, этнопедагогической, этнопсихологической и этнологической литературы; социолого-педагогические методы -наблюдение, сбор и обработка этнопедагогических полевых материалов, изучение деятельности школ по использованию традиционной этической культуры тувинского народа, анкетирование, изучение продуктов деятельности студентов и учителей, опрос и оценивание, рейтинг; опытно-экспериментальная работа.
В исследовании проанализирован и обобщен собственный опыт автора в качестве учителя тувинского и русского языков, классного руководителя, организатора внеклассной и внешкольной работы, директора школы, а также преподавателя кафедры педагогики Тувинского государственного университета.
Опытно-экспериментальной базой исследования были избраны Тувинский государственный университет, Шамбалыгская, Кызыл-Мажалыкская сельские школы, школа-лицей №9, школы №№ 1,3 г.Кызыла. В сравнительном плане привлекался опыт работы Кунгуртугской, Сукпакской, Кок-Тейской, школы № 3 г. Чадана. Всего исследованием было охвачено около 800 учащихся, студентов и учителей.
Исследование проводилось в несколько этапов.
Первый этап (1986-1992) - поисково-содержательный. Он был связан с анализом литературы, постановкой проблемы, цели, задач и рабочей гипотезы исследования, изучением исходного состояния объекта, готовности учителя к нравственному воспитанию учащихся на традициях народного этикета.
Второй этап (1992-1996) - опытно-экспериментальный. На этом этапе осуществлялась проверка рабочей гипотезы в процессе специально организованной деятельности, включающей в себя использование возможностей педагогических дисциплин в этнопедагогической подготовке студентов к нравственному воспитанию учащихся на традициях народного этикета; чтение спецкурса и выполнение студентами целевых заданий в период педагогической практики; организацию внеаудиторной работы. В школах республики началась апробация экспериментальной программы по народной педагогике. В базовых школах проводился факультатив для старшеклассников "Нравственность и национальный этикет". Эта работа сопровождалась проведением контрольных срезов, анализом, обобщением и систематизацией полученного материала.
Третий этап (1996-1997) - заключительно-обобщающий - включал обработку и анализ результатов опытно-экспериментальной работы, уточнение теоретических положений, апробацию и внедрение основных результатов исследования в практику, литературное оформление диссертации.
Научная новизна и теоретическое значение исследования:
- раскрыта сущность традиционного этикета как нравственного кодекса, средства и источника нравственного совершенствования личности;
- выявлен воспитательный потенциал нравственного идеала на традициях этнического этикета;
- разработаны содержание, структура и методика этнопедагогической подготовки к нравственному воспитанию учащихся тувинской школы на традициях народного этикета.
Практическая значимость исследования заключается в том, что оно дает возможность на основе научно-обоснованных рекомендаций использовать традиционный этикет в системе профессиональной подготовки и переподготовки учителей к нравственному воспитанию учащихся в национальной школе.
Достоверность и надежность полученных научных результатов обеспечены методологической обоснованностью исходных параметров исследования (единство общечеловеческого и национального, общего и специфического, этносоциокультурная обусловленность нравственного прогресса личности и общества), соответствием методов исследования его задачам и логике, репрезентативностью эмпирического материала и его сопоставимостью с массовой практикой.
На защиту выносятся следующие положения:
- готовность к нравственному воспитанию учащихся тувинской школы на традициях народного этикета представляет собой обобщенную характеристику личности учителя как морально-психологической, социальной, теоретической, практической, методической, технологической и самообразовательной компонентов;
- национальный этикет как духовно-нравственный ориентир становления личности является эффективным средством формирования этнопеда-гогической культуры учителя и его готовности к нравственному воспитанию учащихся;
- процесс формирования этнопедагогической готовности учителя к нравственному воспитанию учащихся на традициях народного этикета детерминирован этнокультурной направленностью профессионального обучения студентов, приобщения их к нормам и ценностям традиционного этикета тувинского народа, знанием теории, методики и технологии нравственного воспитания средствами народного этикета, накоплением первоначального опыта мотивационно-ценностной и практической этнопедагогической деятельности.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись путем выступлений автора на заседаниях кафедры педагогики и психологии Тувинского государственного университета; на региональной научно-практической конференции. "Проблемы национально-регионального образования" (Кызыл, 1994); республиканской научно-практической конференции "Актуальные проблемы национального образования Республики Тыва (Кызыл, 1995); республиканском семинаре учителей-новаторов (1996); Международной конференции "Воспитание и развитие личности" (Москва, 1997, РАО, ИРЛ). Результаты исследования учтены и внедрены в учебно-воспитательный процесс Тувинского государственного университета, а также школ республики.
Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика профессионального образования"
Проведенное нами исследование проблемы этнопедагогической подготовки студентов к нравственному воспитанию учащихся на тради циях народного этикета состоит из двух частей. Первая часть исследо вания представляет собой изучение научно-теоретического аспекта про блемы, поиск философских, психолого-педагогических, социологиче ских выводов и обоснований, подтверждающих актуальность и практи ческую значимость поставленной проблемы, дающих методологическую основу выдвижения гипотезы исследования, составления профессио граммы учителя, готового осуществлять нравственное воспитание школьников на традициях народного этикета, психолого педагогических условий использования его в социализации учащихся, выявления нравственной сущности этноэтикета как феномена традици онной педагогической культуры. Вторая часть состоит из организации, проведения, описания и анализа соответстующих этапов опытно экспериментальной работы с использованием методов диагностики и прогнозирования учебно-воспитательного процесса.При осуществлении этнопедагогической подготовки студентов мы определили структуру, содержание, формы и методы такой подготовки, выяснили сущность нравственного воспитания в изменившейся социо культурной среде, разрабатывали научные основы использования этно этикета в практике работы национальных школ Республики Тыва. Про вели конкретную опытно-экспериментальную работу по моделированию содержания, форм и методов такой подготовки в контексте националь ного этикета с целью осуществления нравственного воспитания уча щихся.Итоги экспериментальной работы подтвердили нашу гипотезу ис следования и достигли ее цели, поскольку уровень этнопедагогической подготовленности будущих учителей качественно изменился после проведения систематической, целенаправленной учебно-воспитательной ра боты со студентами. Во-вторых, подтвердилась возможность использо вания традиционного этикета в этнопедагогической подготовке студен тов к нравственному воспитанию школьников, его положительное влия ние на процесс становления личности школьника в условиях изменения ценностных ориентации общества. Жизненность народной этической культуры подтвердилась ростом интереса к ней и уровнем воспитан ности учащихся.При анализе теоретико-методологического аспекта использования этноэтикета, как нравственного кодекса, нам удалось выяснить, что к этноэтикету в современных условиях стали уделять достаточно широкое внимание, но изучение его носит во многих случаях описательно констатирующий характер, не дают исчерпывающего ответа на насущ ные вопросы практики воспитания и обучения. Также, говоря о лич ностно-ориентированном образовании в условиях унифицированной си стемы образования, практики испытывают трудности в его осуществле нии на основе этнопедагогизации учебно-воспитательного процесса. В связи с этим возникли существенные расхождения, обострились проти воречия между требованиями к педагогу и традиционным содержанием его подготовки.Процесс изучения и решения проблемы нашего исследования осложнялся переживаемым духовно-нравственным кризисом в нашем обществе, сопровождавшимся несоответствием установок в области нравственного воспитания со стороны академической науки и реальной действительности, ниспровержением ценностных ориентации, провоз глашаемых в течение многих десятилетий.Поиск источников нравственного воспитания личности в нрав ственнных воззрениях, идеях о совершенном человеке, устойчивых пра вилах и нормах поведения человека, провозглашаемых народной педа гогикой правомерен, ибо этнопедагогизация учебно-педагогического процесса выступает сегодня в качестве цивилизованного способа воз действия на изменение самосознания личности и группы (этноса, наро да), изменение в целях возвращения их менталитета в русло нормально го, веками формирующегося, закономерного процесса развития нацио нального самосознания.Данное обстоятельство усиливает актуальность исследуемой про блемы и определяет перспективы для дальнейшего изучения данной проблемы, а именно: • сравнение специфики традиционной этической культуры, в том числе этноэтикета, различных этнических образований, выяснение об щечеловеческого характера нравственных ценностей, идеалов разных народов; • вопросы профессиональной подготовки будущих учителей для осуществления этнопедагогического компонента воспитания и образо вания; • изучение вопросов возрастной дифференциации субъектов воспи тательного процесса, согласно народных представлений; • дальнейшая разработка программ, проектов, методических реко мендаций, учебников по содержанию и методике этнопедагогического компонента образования.Итак, проведенное нами исследование дало обоснование для сле дующих выводов: • готовность к нравственному воспитанию на традициях народного этикета представяет собой обобщенную характеристику личности как единства морально-психологической, социальной, теоретической, прак тической, методической, технологической и самообразовательной ком понентов; • национальный этикет как духовно-нравственный ориентир ста новления личности является эффективным средством формирования эт нопедагогической культуры будущего учителя и его готовности к нравственному воспитанию школьников; • процесс формирования готовности в нравственному воспитанию на традициях народного этикета детерминирован этнопедагогическои направленностью профессионального обучения студентов, приобщени ем их к нормам и ценностям традиционного этикета тувинского народа, знанием теории, методики и технологии нравственного воспитания средствами национального этикета, накопление первоначального опыта мотивационно-ценностной и практической этнопедагогическои деятель ности.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Шаалы, Алевтина Сугдуровна, Москва
1. Абдуллина О. А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего образования.- М.: Просвещение, 1990. - 141 с.
2. Абдирасилов Ф. Формирование социально-этических норм поведения учащихся в этнопедагогической и религиозной литературе узбекского народа.- М.: РАО., 1993. -170 с.
3. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности.- М.: Наука, 1980.-334 с.
4. Адрианов А. В. Путешествие на Алтай и за Саяны, совершенные в 1881 г. // Записки Русского географического общества. Т.Х 1,Спб.,1888 , с 269.
5. Адрианов А. В. Шагаа (Сойотский Новый год): Этнонграфический очерк из Урянхайской жизни. Репринт, изд 1917 г. - Кызыл.: "Новости Тувы",1993.-32 с.
6. Азаров Ю. П. Семейная педагогика. - 2-е изд., переработ, и лоп.- М.: Политиздат, 1985. - 238 с.
7. Азбука нравственного воспитания: Пособие для учителя. / Под редакцией И. А. Каирова и О. Богдановой. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1979.
8. Алимбеков А. Формирование у будущих учителей готовности к эстетическому воспитанию младших школьников на прогрессивных традициях народной педагогики: Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. - М., 1989.
9. Ананьев В. Г. Человек как предмет познания. - Л., 1968.
10. Анисимов Ф. Мораль и поведение. М.: Мысль, 1985. -155 с.
11. Анисов М. И. Некоторые вопросы народной педагогики в тувинских пословицах и поговорках. // В сб. уч-но-методич. статей: В помощь учителю. - Кызыл.: Тув. кн. изд-во,-1968. - с 178-201.
12. Арнольдов А. И. Введение в культурологию. - М.: Нар. Акад. культуры и общечеловеческих ценностей, 1993. - 352 с.
13. Арсалиев Ш. М-Х. Испоьзование произведений национальной культуры в подготовке учителей начальных классов: Дисс. ... канд. пед. наук. -М., 1992.
14. Архангельский И. Лекции по теории обучения в высшей школе. - М.: Высшая школа, 1974. - 383 с.
15. Афанасьев В. Ф. Этнопедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего Востока. - Якутск: Якутиздат, 1979. -184 с.
16. Афанасьев И. И. Этнопсихологический аспект межличностных отношений в процессе воспитания: Дисс . ... канд. пед. наук:-ТЗ. 00.01.- М., 1995.- 172 с.
17. Ачыты Кезер-Мерген. - Кызыл: ТНУЧ, - 1995. - 126 а. Сказание о благородном Кезер Мергене, владыке десяти стран света, победителе темных сил.
18. Ашхаруа Э. Р. Подготовка будущих учителей к нравственному воспитанию учащихся: Дисс.... канд. пед. наук: 13. 00. 01. - М., 1991. - 136с.
19. Бакштановский В. И. Культура нравственного сознания и поведения л личности / Под ред. В, И. Бакштановсеого. - М.: Знание, 1979. - 64 с.
20. Байбурин А. К., Топорков А. Л. У истоков этикета: Этнографические очерки. - Л.: Наука. Лен. отд., 1990. -166 с.
21. Бгажноков Б. X. Адыгский этикет. - Нальчик.: Эльбурс, -1978, -159 с.
22. Бгажноков Б. X. Очерки этнографии общения адыгов. - Нальчик.: Эльбурс, 1983.-229 с.
23. Бездухов В. П. Система подготовки студентов к нравственному воспитанию школьников: Учебное пособие по спецкурсу / Куйбышев, гос. пед. ин-т им В. В. Куйбышева. - Куйбышев: КГПИ, -1990.- 83с
24. Белинский В. Г. Собран, соч. в. 3-х ТТ.- М.: Изд. Худ. лит.,-1948. Т. 2. - 924 с. ^ 25. Беспалько В. П., Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. - М.: Высшая школа, -1987. -141 с.
25. Бердяев Н. А. О назначении человека. - М.: "Республика", -1993. - 382 с.
26. Бешимов Ж. Народные традиции в нравственном воспитании школьников старших классов (на материале Киргизии). Дисс. ... канд. пед. наук: 13. 00. 01.-М., 1974.-163 с.
27. Бичелдей К. А. Тыва дыл болгаш чугаа культуразы. Кызыл.: ТНУЧ, 1993. -102 с. (Тувинский язык и культура речи).
28. Бодалев А. А. Личность и общение: Избр. тр.. - М.: Педагогика, 1995. - 325 с.
29. Бодалев А. А. В мире подростка. / В. Г. Иванов, И. Кон, Д. И. Фельдштейн и др..; сост. Г. Б. Борисов; Под ред. А. А. Бодалева. - 2-е изд., - М.: Медицина, 1982. - 295 с.
30. Богданова О. С , Катаева Л. И., Шемшурина А. И. О нравственном воспитании подростков. - М.: Просвещение, 1987. -189 с.
31. Богданова О. Возвращение к нравственности: В помощь учителю. - Уфа, 1993.-137 с.
32. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1978.-310 с.
33. Болдырев Н. И. Методика воспитательной работы в школе.- М.: По- свещение, 1981. - 43 с.
34. Бондаревская Е. В. Гуманизация воспитания старшеклассников. // Сов. педагогика, № 9,1991, с. 50 - 56.
35. Бондаревская Е. В. Личностно-ориентированный процесс:Сущность, содержание, технология. - Ростов н/Д.: Рост. ГПУ, 1995. - 255 с.
36. Бондарь П. И. Нравственное воспитание трудящихся: Опыт и уроки. - Минск, 1992. - 326 с.
37. Бороноев А. О., Павленко В. Н. Этническая психология. - Спб: РИО Сант-Петербургского ун-та, 1994. -168 с.
38. Блонский П. П. Избранные психологические произведения. - М.: Просвещение, 1964. - 542 с.
39. Бугаева А. Л. Прогрессивные идеи и опыт народной педагогики в нраственном воспитании младших школьников: (На материале нац. шк. народностей Крайнего Севера): Автореф. дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.01. -Казань, 1987. -18 с.
40. Бромлей Ю. В., Полольный Р. Г. Человечество - это народы. - М.: Мысль, 1990. -391 с.
41. Вайнштейн И. Тувинцы-тоджинцы. Ист. этногр. очерки. -М.: Изд. Вост. лит., 1961.-218 с.
42. Вайнштейн И. К истории ранних форм семейно-брачных отношений (ойтулааш у тувинцев) - // Сов. этнография, 1964, № 2, с 123-125.
43. Вайнштейн И. Мир кочевников Центра Азии / АН СССР Ин-т этнологии и антропологии им Н. И. Миклухо-Маклая. Тув. НИИЯЛИ. - М.: Наука, 1992.-294 с.
44. Вандербильт Э. Этикет: Справочник: в 2 кн: Пер. с англ.. - М.: Ао "Авиаль", 1995.-264 с.
45. Васильцова 3. П. Мудрые заповеди народной педагогики. - М.: Педагогика, 1983. - 144с.
46. Введение в научное исследование по педагогке. / Под ред. В. И. Журавлева. - М.: Просвещение, 1988. - 237 с.
47. Введение в педагогическую культуру: Учебное пособие / РАО. Юж. отд-ние.Рост. гос. пед. ун-т; Бондаревская Б. В. И др.; Под общ. ред. чл-корр РАО, проф. Бондаревской Е. В. - Ростов н/Д, 1995. -170 с.
48. Вентцель К. Н. Основные задачи нравственного воспитания. -М., 1896. - 47 с.
49. Вентцель К. Н. Этика и педагогика творческой личности (Проблемы нравственного воспитания в свете истории свободного воспитания). -М., 1911 -1912 -666 с.
50. Виноградов Г. Народная педагогика: отрывки и наброски. - Иркутск: Изд. Воет- Сиб. отд. Рус. геогр. общества, 1926.- 30 с.
51. Волков Г. Н. Этнопедагогика чувашского народа. - Чебоксары: Чуваш- книгоиздат, 1966. - 341 с.
52. Волков Г. Н. Этнопедагогика. - Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1974. - 374 с.
53. Волков Г. Н. Созвездия земли: Сборник / Г. Волков. - Чебоксары: Чувашское книжн. изд., 1976. - 448 с.
54. Волков Г. Н. Нраственное воспитение учащихся IV - VIII классов сельской национальной школы: Пособие для учителя / НИИ нац школ. - М.: НИИ нац школ, 1986. -105 с.
55. Волков Г. Н. Прогнозируя развитие личности // Сов. педагогика, 1989, № 12, с 116-118.
56. Волков Г. Н. Педагогика жизни. - Чебоксары: Чувашское книжн. изд., 1989.-331с.
57. Волков Г. Н. Традиционная культура воспитания в подготовке учителя // Пути совершенствования подготовки пед. кадров: Материалы Республиканской научно-практической конфер. - Чебоксары, 1990. 20-23.
58. Волков Г. Н. Обыкновеннное дело педагога: Воспоминания. Размышления. Уроки прожитого. - Чебоксары: Чувашское книжн. изд., 1993. -334 с.
59. Волков Г. Н. Программа по народной педагогике: Для педагогических и этнопедагогичесих классов, педагогических училищ, лицеев, колледжей. - М., 1995. - 28 с.
60. Волченко Л. Б. Культура поведения, этикет, мораль. - М.: Знание, 1982. -64 с.
61. Волченко Л. Б. Этикет и мода. / Л. Б. Волченко. - М.: Знание, 1989. - 61с.
62. Волченко Л. Б. Гуманность, деликатность, вежливость, этикет. - М.: МГУ, 1992.-115 с. •64. Вульфов Б. 3., Иванов В. Д. Время взрослых поступков: Диалоги о школьной юности и ее проблемах. - М.: Новая школа, 1993. - 160с
63. Вундт В. М. Этика. Исследование фактов и законов нравственной жизни. Пер. с нем. Т I -1887 - 284 с, ТII -1888 - 284 - 452 с- Спб // Журнал "Русское богатство", 1887 -1888.
64. Вундт В. М, Проблемы психологии народов. Перев. прив-доц. Мое. унта И Самсонова. - М.: Космос, 1912. -132 с.
65. Выготский Л. Проблема возраста // Собр. соч. - М.: Педагогика, 1984. - т. 4. - 432 с.
66. Выготский Л. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1991. - 480 с.
67. Выготский Л. Педология подростка. - М.: МГУ, 1929. - 504с
68. Горощенко К. Сойоты. Русский антропологический журнал. М., 1901, №2. с. 65-66.
69. Государственный стандарт высшего профессионального образования. - Изд. офиц. -.: Госком РФ по высшему образованию, 1995. - 382 с.
70. Гребнев Л. В. О народности тувинского героического эпоса.// Ученые записки. № V, 1957.- с. 159-177.
71. Грумм-Гржимайло Г. Е. Западная Монголия и Урянхайскийкрай. /Сост.Г. Е. Грумм-Гржимайло. Т 1-3.- Спб.-1914-1926.
72. Турин В. Е. Формирование нравственного сознания и поведения старшеклассников. - М.: Педагогика, 1988.-136 с.
73. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка в 4-х томах, т I - Изд 8-ое. - М.: Русский язык. -1989.- 699 с,
74. Дробницкий О. Г. Понятие морали.- М.: Наука, 1974.- 276 с.
75. Дурай-Новакова К. М. Формирование профессиональной готовности студентов к педагогической деятельности. - Дисс. ... докт. пед. наук: 13.00.01.-М. -1983. -365 с.
76. Дьяконова В. П. Материалы о одежде тувинцев. (По полевым материалам 1958 г.) - / В сб: Труды Тувин. комп. арх-этногр. экспедиции. М.- Л: 1960. 238-266.
77. Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А. Психологические проблемы готовности к деятельности. - Минск, 1976.-176 с.
78. Егорова Т. О. Особенности нравственной ориентации страшеклассни- ков в условиях ломки общественного сознания: Опыт психологического анализа: Метод пособие. - Новгород: Изд. НРЦРО, 1995. - 74 с.
79. Ерментаева А. Р. Профессионально- педагогический тренинг как средство подготовки учителей национальной школы к педагогическому общению: Дисс. ... канд. пед. наук: 13. 00. 01. - Ростов н/Д. -1995. - 219 с.
80. Журавлев В. И. Педагогика в системе наук о человеке. - М.: Наука, 1990.-166 с.
81. Жуковская Н. Л. Категории и символика традиционной культуры монголов. - М.: Наука, 1988. -195 с.
82. Загузов Н. И. Технология подготовки и защиты кандидатской диссертации: (Научно-метод. пособие). - М., 1993. -114 с.
83. Закон Российской Федерации об образовании // Бюллетень комитета по высшей школе Министерства науки, высшей школы и технической политики РФ. - М., 1993. - № 1. - 1 - 43.
84. Зиновьев И. Учебный процесс в современной высшей школе. - М.: "Высшая школа", 1973. - 316 с.
85. Измайлов А. Э. Народная педагогика: педагогические воззрения народов Средней Азии и Казахстана. - М.: Педагогика, 1991. - 252 с
86. Ильина Т. А. Курс лекций: Учеб. пособие для студентов пел. ин-тов. - М.: Просвещение, 1984.- 347 с.
87. Инал-Ипа Ш. Д. Очерки об абхазском этикете. - Сухуми: Алашара, 1984.-190 с.
88. Исаев И. Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя высшей школы: воспитательный аспект: Учебное пособие / Мое. пед. го. ун-т им В. И. Ленина, Белгород, гос. пед. ин-т им. М. Ольминского. -М.; Белгород: Везелица, 1992. -100 с.
89. Искаков Т. К. Идеи и практика воспитания в башкирской народной педагогике (дооктябрьский период). Л., 1981. - 220 с.
90. Календарные обычаи и обряды народов Восточной Азии. Новый год. - М., Главн. ред. Вост. лит. Изд Наука, -1985. - 264 с.
91. Кан-Калик В. А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. М.: Педагогика, 1990. - 140 с
92. Каптерев П. Ф. Избранные пед. соч. - М., 1982. - 703 с. г
93. Караковский В. А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности. Основа целостного учебно-воспитательного процесса. - М.: НМО " Творческая педагогика", 1993. - 80 с.
94. Каррутерс Д. Неведомая Монголия, т 1. Пб., 1914.- 235 с.
95. Кенин-Лопсан М. Б. Тыва чоннун бурунгу ужурлары. Тадиционная этическая культура тувинцев. - Кызыл: ИУУ РТ; Изд "Новости Тувы", 1994.-192 с.
96. Кисляков Н. А. Очерки по истории семьи и брака у народов Средней Азии и Казахстана. Л.: Наука. -1969. - 239 с.
97. Колесова А. В. Нравственная ценность этикета: Автореф. дисс. ... канд. филос. наук: 09. 00. 05./ МГУ. - М., 1995. - 28 с. ЮО.Колесов В. В. Культура речи - культура поведения. - Л.: Лениздат, 1988.-271с.
98. Кон И. Этико-психологический очерк. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Политиздат, 1987. - 348 с.
99. Кон И. Ребенок и общество. - М., 1988. - 270 с.
100. Кон И. Психология ранней юности: Книга для учителя. - М., 1989.- 254 с. Ю4.Кузьмина Н. В. Способности, одаренность, талант учителя. Л.: Знание, 1985.-32 с.
101. Культура тувинцев: Традиция и современноть / ТНИИЯЛИ; Отв. ред. Ю. Л. Аранчын. - Кызыл, 1988.- 151 с. Ю9.Курбатский Г. Н. Тувинские праздники: Историко-этногра-фический очерк. - Кызыл, 1974. - 263 с.
102. Ю.Куулар Д.С. Развитие тувинской поэзии: Дисс. ... канд. филол.наук. - М., - 1969.-277 с.
103. Кыргыс 3. К. Тыва улустун алгыш-йорээлдери. - Кызыл: ТНУЧ, 1990. - 140 а. (Тувинские благопожелания и благословия).
104. Лейтес Н. Способности, труд, талант. - М., 1961. - 83 с.
105. Леонтьев А. К. Деятельность. Сознание. Личность. / А. Н. Леонтьев. - М.: Политиздат, 1975. - 304 с. Пб.Лесгафт П. Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. -Избран, пед. соч., т.1., М,, 1951. -186 с.
106. Липец Р. Отражение погребального обряда в тюрко-монгольском эпосе / В кн: Обряды и обрядовый фольклор. М.: Наука, 1982. - 271 с. -с 212-237.
107. Ломов Б. Ф. Категория общения и деятельности в психологии // Вопросы философии. -1979. - № 8. - с 34 - 47.
108. Лихачев Б. Т. Экология личности // Педагогика.-1993. - № 2..
109. Лихачев Б. Т. Педагогика: Курс лекций. - М.: "Прометей",1993. - 526 с. Ш.Мальковская Т. И. Социальная активность старшеклассников. - М., 1988.-144 с.
110. Макаренко А. Методы воспитания. - Собр. соч. т. 5.,- М.: Изд. АПН РСФСР., 1957.-с 109-190.
111. Марьенко И. Основы процесса нравственного воспитания школьников: Учебное пособие. - М.: Просвещение, 1980. -183 с.
112. Марьенко И. Нравственное становление личности школьника. - М.: Педагогика, 1985. -103 с.
113. Масленникова В. Ш. Формирование готовности студентов среднего профессионального учебного заведения к деятельности социального педагога: Автореф.... дисс. канд. пед. наук: 13.00.01. - Казань, 1996. -18 с.
114. Матназаров У. Л. Подготовка студентов к исользованию народной пда- гогики в физическом воспитании учащихся средних школ Узбекистана: Автореф. дисс.... канд. пед. наук.: 13. 00. 01., Ургенч, 1994. -18 с.
115. Методика воспитательной работы: Уч. пособие для студ. пед. ин-тов / Под ред. Л. И. Рувинского. - М.: Просвещение. -1989. - 335 с.
116. Мид Маргарет. Культура и мир детства: Избр. Произв. / Сост. И. Кон. -М., 1988.
117. Мирзоев Ш. А. Народная педагогика Дагестана. - Махачкала: Да- гучпедгиз, 1986. -124 с.
118. Мисс лав ский Ю. А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте. - М.: Педагогика, 1991. -151 с. 131 .Монгуш М. В. Основы тувинского этикета. // Башкы, 1993.- №3 - с. 54-66.
119. Моральная оценка поведения школьника: (Пособие для воспитателя и студента-практиканта). - Тирасполь: РИО ПГКУ, 1993. - 114с.
120. Мудрик А. В. Общение как фактор воспитания школьников. - М.: Педагогика, 1984. -111 с.
121. Мудрик А. В. Учитель: мастерство и вдохновение: Книга для старшеклассников. - М.: Просвещение, 1986. -160 с.
122. Мудрик А. В. Время поисков и решений, или старшеклассникам о них самих. - М.: Просвещение, 1990. -189 с.
123. Мудрик А. В. Социализация и "смутное время". - М.: Знание, 1991. - 78с.
124. Мудрик А. В. Введение в социальную педагогику. - Пенза, 1994. - Ч. I. - , 171 с.
125. Мудрость народа. Тувинские пословицы и поговорки. -Кызыл. Тув. кн- т., 1976.-78 с.
126. Мукаева О. Д. Мудрость и духовность народной педагогики: Избр. соч по этнопедагогике калмыков. - Элиста: Джангар, 1995. - 155с. Ц
127. Мунзук Т. Т. Прогрессивные идеи и опыт тувинской народной педагогики и их использование в семейном воспитании: Дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - Казань, 1990.
128. Муратова М. А. Народные традиции и их функции в процессе нравственного формирования личности старшеклассника: Дисс.... канд. пед. наук: 13. 00. 01. - М., 1976. -168 с.
129. Натанзон Э Ш. Психологический анализ поступков ученика: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1991. -124 с.
130. Национально-культурная специфика речевого поведения. - М.: Наука, 1977.-352 с.
131. Николаева А. Н. Этнопедагогическая система воспитания духовности у учащихся чувашско-немецкой гимназии: Учебное пособие. - М. : Ассоциация "Народная педагогика", 1994. -136 с.
132. Нравственные проблемы развития личности / Под ред. А. И. Титарен- ко.-М., 1983. -144 с.
133. Ожегов И. Словарь русского языка. -16-е изд. - М.: Русский язык. - 1989.-699 с. 147.0рганизация и методика экспериментальных педагогических исследо-ваий: Сб. науч. тр. / НИИ шк; Сост. И. А. Каирская.. - М.: НИИШ. -1983.-144 с.
134. Паламарь А. О. Мудрость общения . - М.: Мол. гвардия, 1990. - 334 с.
135. Петровский А. В. Психология о каждом из нас: Учеб.пособие. - Рос. открытый ун-т. - М., 1992. - 332 с.
136. Пирогов Н. И. Вопросы жизни. Дневник старого врача. - Спб, тип. В. Балашева, 1885, - 464 с.
137. Пирогов Н. И. Избр. пед.соч. - М., Изд. АПН.РСФСР, -1952. - 702.С.
138. Полонский В. М. Научно-педагогическая информация: Слов.- справ: Учителю, директору, восп-лю, методисту, научному сотруднику, студенту и аспиранту. - М.: Новая шк., 1995.- 254 с.
139. Потапов Л. П. Очерки народного быта тувинцев.М.: Наука,1969.- 402с.
140. Религии мира: Пособие для учащихся / Под ред. Я. Н. Щапова. - М.: Просвещение, 1994. -192 с.
141. Родевич В. Урянхайский край и его обитатели. - Изд. Императорского Русского геогр. об-ва., 1912, т X L VIII, с 129 -189.
142. Роджерс. Творчество как усиление себя // Вопросы психологии. - № 1, 1990.-с 164-168.
143. Розов Н. Философия гуманитарного образования: Ценностное основание и концепция базового гуманитарного обр- я в высшей школе. -М.: Исслед. центр поблем качества подготовки специалистов, 1993. - 193с.
144. Рувинский Л. И. Нравственное воспитание личности. -М., 1981.-184 с.
145. Рувинский Л. И. Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания школьников. - М.: Педагогика, 1981. -128 с.
146. Салчак К. Б. Преемственность тувинских народных традиций воспитания и современной педагогической культуры Тувы: Дисс. ... канд. пед. наук: 13. 00. 01. - Чебосары - Кызыл, 1974. - 208 с.
147. Салчак К. Б., Салчак Л. П. Развитие тувинской народной педагогики. - Кызыл: Тув. кн. изд., 1984. -125 с.
148. Самбуу И. У. Тыва оюннар. - Тувинские игры. - 2-е дополн. и перераб. изд. - Кызыл: ТНУЧ. -1992.-112 с.
149. Семейная обрядность народов Сибири (Опыт сравнительного изуче- ния). - М.: Наука, 1980.- 233 с.
150. Сердобов Н. А. История формирования тувинской нации. -Кызыл: Тув. кн. изд., 1971. - 482 с.
151. Современный быт и этнокультурные процессы в Бурятии. / Под ред. П. Т. Хаптыева. - Новосибирск: Наука, 1984. - 208 с.
152. Сказки и предания алтайских тувинцев. - / Сост. Эрики Таубе. - М.: Изд. фирма "Вост. лит" РАН, 1994. - 382 с.
153. Соловьев В. Оправдание добра. Нравственная философия. // Соловьев В. Соч. в 2-х томах, Т 1. - М.: Мысль, 1988. - 549 с.
154. Социальная сущность и функции нравственности. / Редколл. Ф. Анисимов, А. И. Титаренко . - М.: Изд МГУ, 1975. -127 с.
155. Сластенин В, А. Социалальный педагог и социальный работник : личность и профессия. // Теория и практика социальной работы: личность и профессия. - М. - Тула, 1993. в 2-х ч. - Ч 1. - 390 с. - с. 265 - 274.
156. Сластенин В. А., Ильин В. Концепция высшего образвания в СССР.// Формирование социально-активной личности учителя. - М., 1989.-155с.-сЗ-32.
157. Сластенин В. А., Мажар Н. Е. Диагностика профессиональной пригодности молодежи к педагогической деятельности. М.: Прометей, 1991. -144 с.
158. Спирин Л. Ф. Формирование профессиональных умений учителя- воспитателя: Спецкурс: - Ярославль: Изд. ЯГПИ им К. Д. Ушинского, 1974.-130 с.
159. Сундуй Г. Д. Прогрессивные идеи и опыт народной педагогики в нравственном воспитании младших подростков (на материале сельских школ Тувы): Дисс.... канд. пед. наук: 13. 00. 01. - М., 1993. -170 с.
160. Сухомлинский В. А. Нравственный идеал молодого поколения. - М.: '*. Изд. АПН РСФСР. -1963. -153 с.
161. Сухомлинский В. А. Потребность человека в человеке. - М.: Сов. Россия, 1981.-96 с.
162. Тажикова Б. Ш. Особенности подготовки студентов к воспитательной работе в национальной (киргизской) школе: Автореф. ...канд. пед наук: 13. 00. 01. - МПГУ. - М., 1987. - 28 с.
163. Тайчинов М. Г. Народные традиции и религиозная культура воспитания подрастающего поколения. - Сыктывкар: Б. И., 1994.- 120с.
164. ТаланчукН. М. Введение в неопедагогику. - М., 1991. -181 с.
165. Теоретические основы содержания общего среднего образования. / Под ред.В. В. Краевского, И. Я. Лернера. - М.: Педагогика. 1983. - 352 с.
166. Теплов Б. М. Избранные труды: в 2-х т. / Ред. - сост., авт. вступ. ст. и коммент. Н. Лейтес, И. В. Равич-Щербо. . - М.: Педагогика, 1985. - т 1.-329 с.
167. Титаренко А. И. Нравственные основы общения. - М., 1979. - 64 с.
168. Тлеулов Э Д. Формирование личности учителя в процессе общественной деятельности студентов пединститутов / на материалах педвузов Каз. ССР: Дисс.... канд. пед. наук: 13. 00. 01. - М., 1980 -179 с.
169. Традиционное воспитание детей у народов Сибири / Сб. ст. Инст. этнографии им. И. Н. Миклухо-Маклая АН СССР: Отв. ред. И. Кон. -Л.: Наука, 1988. -252 с.
170. Традиционная культура народов ЦентральнойАзии. - Новосибирск: Наука, 1986- 176 с.
171. Традиционная обрядность монгольских народов. / Под ред. К. М. Герасимова. - Новосибирск: Наука, 1992. -159 с.
172. Тувинские народные сказки. / П|)евод и составил, и примечения М. Ва- тагина. - М.: Наука, 1971. - 208 с.
173. Тувинские пословицы и поговорки: 2 -й выпуск - Кызыл: Тув. кн. изд., 1966.-175 с.
174. Тульцева Л. А. Современные праздники и обряды народов СССР. - М.: Наука, 1985. -191 с.
175. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. - М.: Наука, 1966. - 451 с.
176. Ушинский К. Д. О народности в общественном воспитании // Собр. соч. - М., Л., 1948. - т. 2. - с 69 -167.
177. Формановская Н. И. Речевой этикет и культура общения. - М.: Высшая школа, 1989. -156 с.
178. Формирование личности старшеклассника. / Под ред. И. В. Дубровиной. - М.: Педагогика, 1989. -168 с.
179. Формирование профессиональной культуры учителя: Учеб. пособие для спец. вузов / Под ред. В. А. Сластенина. - М.: "Прометей",1993.-178 с.
180. Ханбиков Я. И. История педагогики татарского народа. - Казань, 1975.-162 с
181. Ховратович Б. М. Нравственный идеал в хакасской народной педагогике: Автореф.... канд. пед. наук: 13. 00. 01. - Новосибирск, 1972. - 23 с.
182. Харламов И. Ф. Теория нравственного воспитания.-Минск, 1972.-125 с.
183. Хинтибидзе А. Ф. Идеи воспитания в грузинском народном творчестве: Автореф. ...канд. пед. наук: 13. 00. 01. - Тбилиси, 1967. - 46
184. Хомушку О. М. Эволюция и современное состояние религиозности в Туве: Дисс.... канд. филос. наук: 09. 00. 06. - М., 1992. -149 с.
185. Хомушку О. М. Будда: жизнь, вероучение. - Кызыл, 1993.
186. Цивьян Т. В. К некоторым вопросам построения языка этикета // Труды по знаковым системам. - Тарту. -1965. т. 2 . -144 с.
187. Черкасов В. А. Развитие духовности школьника: (Аспект оптимизации свет, образования). - Челябинск: Чел. ГУ, 1993. -163 с.
188. Шаалы А. С , Доо Ч. С , Кушкаш Т. Т. Программа по Народной педагогике для 7 класса " Прелесть девушки" // Экспериментальная программа "Народная педагогика"/ Под ред. Г. Д. Сундуй. - Кызыл.: Тыв. книжное издательство, 1995. - С 38 - 43.
189. Шаалы А. Использование национального этикета в нравственном воспитании учащихся // Воспитание и развитие личности: Материалы Международной конференции / Под ред. В. Г. Горяниной - М. : ИРЛ РАО, 1997. - С 143 -146.
190. Шадриков В. Д. Философия образования и образовательные политики.- М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. Издательская фирма "Логос", 1993. -181 с.
191. Шварцман К. А. Проблема нравственного воспитания: (В поиске решений). - М.: Знание, 1988. - 62 с.
192. Шемшурина А. И. Система воспитания этической культуры школьников. - М.: ЛАТМЭС, 1996. -134 с. 2Ю.Шиянов Е. Н. Гуманизация профессионального становления педагога. // Педагогика. -1993. - № 9. - с. 80 -84.
193. Шоров А. И. Идеи умственного и нравственного воспитания в адыгейском устном народном творчестве: Учеб.пособие. - Ростов- н/ДД977. -78с.
194. Шумилина Е. А. Психологические особенности личности старшеклассника. / Под ред. В. В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1979. -152 с.
195. З.Щербаков А, И. Психологические основы формирования личности в системе высшего образования. - Л., 1967. - 226 с.
196. Щербаков А. И. Некоторые вопросы совершенствоавния подготовки учителя. // Сов. педагогика. -1971. - № 9. - с. 82- 89.
197. Щуркова Н. Е. Педагогическая технология как учебная дисциплина. // Педагогика. -1992. - № 2. - с. 66 - 70.
198. Щуркова Н. Е. Нравственное воспитание школьников. // Воспитание школьников. -1990. - № 1. - с 13 -17.
199. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды./ Под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко, - М.: Педагогика, 1989. - 554 с.
200. Этика и мораль: Философско-этические проблемы воспитания. - М., 1990.-195 с.
201. Этнография детства: Традиционные формы воспитания детей и подростков у народов Восточной и Юго-Восточной Азии Сб. ст. / АН СССР. Ин-т этнографии им Миклухо-Маклая; Редколл: И. Кон и др...- М.: Наука, 1983. -192 с.
202. Этнографическое изучение знаковых средств культуры. / Отв. ред А. Мыльников. - Л.: Наука, 1989. - 298 с.
203. Этнографическая наука и этнокультурные процессы: Способы взаимодействия: Сб. ст. - Спб, 1993. - 244 с.
204. Этнокультурный облик России: исторические традиции взаимодействия народов. - М., 1995. - 39 с.