автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Этнопедагогическая подготовка учителя технологии
- Автор научной работы
- Беляева, Балюта Иринденевна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 2000
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Беляева, Балюта Иринденевна, 2000 год
Введение.
Глава I. Теоретические основы этнопедагогической подготовки учителя технологии на народных трудовых традициях.
1.1. Народные трудовые традиции как педагогическое 14 средство.
1.2. Этнопедагогическое содержание подготовки учите- 78 ля технологии.
1.3. Готовность студентов к обучению и воспитанию 105 учащихся на народных трудовых традициях.
Глава II. Этнопедагогическая подготовка студентов к трудовому обучению и воспитанию учащихся на народных традициях в рамках учебно-воспитательной работы в вузе.
2.1. Модель подготовки учителя технологии на народных трудовых традициях.
2.2. Этнопедагогическая подготовка как системно организованный процесс.
2.3. Анализ опытно-экспериментальной работы.
Введение диссертации по педагогике, на тему "Этнопедагогическая подготовка учителя технологии"
Актуальность исследования. В современных условиях все более осознается необходимость построения национально-ориентированных воспитательных систем, опирающихся на духовную и материальную культуру народа, на этнопедагогику. Возрождающиеся и развивающиеся национальные системы образования нуждаются в учителях. Преподаватель национальной школы должен обладать соответствующей этнопедагогической подготовкой. Сегодня возникла необходимость в учителе как носителе и субъекте самобытной педагогической культуры народа.
Национальная система образования Республики Калмыкия испытывает определенные затруднения из-за недостатка подготовленных педагогических кадров. На сегодняшний день специалистами обеспечена только начальная национальная школа. Подготовка учителей-предметников для средних и старших классов столкнулась с объективной трудностью - отсутствием в калмыцком языке специальной терминологии по предметам естественнонаучного цикла. Решить эту проблему за короткое время нереально. Одним из путей выхода из данной ситуации является подготовка учителей-предметников по прикладным и эстетическим курсам (технология, декоративно-прикладное искусство, изобразительное и музыкальное искусство), где этот вопрос не стоит столь остро.
Следовательно, подготовка учителя технологии для национальной калмыцкой школы - это актуальная потребность настоящего времени.
Большой потенциал в решении проблем трудового обучения и воспитания школьников заложен в народных трудовых традициях. В них закреплен многовековой опыт народа по подготовке подрастающего поколения к самостоятельной трудовой жизни. В связи с этим остро встает вопрос подготовки учителя технологии, способного рационально использовать народные традиции, обычаи, ремесла, промыслы в учебно-воспитательном процессе.
Проведенный нами анализ научно-педагогической литературы позволяет заключить, что профессиональная подготовка будущего учителя и содержание высшего педагогического образования исследованы в работах О.А.Абдуллиной, С.И.Архангельского, Е.П.Белозерцева, Н.В.Кузьминой, В.А.Кан-Калика, Б.Т.Лихачева, А.В.Мудрика, Н.Д.Никандрова, В.А.Сластенина, В.И.Щеголя, Н.Д.Хмеля и др.
Проблема подготовки учителя трудового обучения в педагогических институтах посвящены работы Л.П.Ашихминой, Ю.К.Васильева, Н.С.Гончарова, А.Т.Лынды, Д.А.Сметанина, Д.А.Тхоржевского, В.И.Худякова и др.
Трудовая подготовка школьников наиболее полно отражена в исследованиях П.Р.Атутова, П.Н.Андрианова, С.Я.Батышева, В.А.Кальнея, В.А.Полякова, В.Д.Симоненко, С.М.Сапронова и др.
В ряде работ даны дидактические обоснования введения в учебный процесс элементов народных ремесел [Н.Н.Алексахина, Н.Н.Анисимова, В.А.Барадулин, Г.П.Калинина, В.С,Кузина, Н.К.Невзоров, Б.В.Нешумов, Э.В.Рихвк, Р.Х.Табуев, А.С.Хворостов и др].
Базис этнопедагогической теории заложен в фундаментальных трудах Г.Н.Волкова, К.Пирлиева, М.И.Стельмаховича, Я.И.Ханбикова, И.А.Шорова и др.
Теория и практика становления и развития национальных образовательных систем исследуется в работах А.Л.Бугаевой, Г.Н.Волкова, И.Ф.Гончарова, Е.П.Жиркова, О.Д.Мукаевой, С.Д.Намсараева, А.Б.Панькина, В.Д.Шадрикова В.Н.Шаповалова и др.
В данных исследованиях обосновываются этнопедагогизация учебно-воспитательного процесса, ориентация на развитие, саморазвитие и социализацию личности как субъекта этноса и как гражданина многонационального государства, способного к самоопределению в новых социокультурных уеловиях; анализируется современное состояние проблемы этнокультурных потребностей и национальных интересов в содержании образования.
Значительное количество работ посвящена вопросам нравственного, эстетического, трудового и физического воспитания школьников на идеях народной педагогики отдельных этносов [Б.Апышев, У.Ш.Атангулов, К.Ш.Ахияров, В.И.Баймурзина, Ж.Д.Доржиева, Т.И.Мацейкив, Р.М.Пашаева, А.М.Сафин, М.Г.Тайчинов, С.С.Танхасаева и др.].
В последние годы интерес исследователей вызывает процесс профессионально-педагогической подготовки учителя на народных традициях.
В ряде работ определены некоторые направления этнопедагогической подготовки студентов: 1) воспитание убеждения в жизненности традиций народной педагогики, важности совершенствования знаний области народной педагогики, овладение приемами этнопедагогического осмысления современности; 2) формирование установки на усвоение этнопедагогических знаний, умений и навыков; понимание цели, задач, сущности приобщения к педагогическим ценностям народа; 3) овладение теоретическими знаниями в области этнопедагогики; 4) формирование умений применять эти знания в педагогическом процессе [А.Алимбеков].
Имеются работы, в которых предпринята попытка выделить этапы этнопедагогической подготовки студентов в рамках учебного процесса вуза: 1) усвоение знаний о прогрессивных традициях народной педагогики; 2) закрепление и углубление знаний на семинарах и лабораторных занятиях; 3) совершенствование педагогических умений во время педагогической практики; 4) изучение передового педагогического опыта; анализ и оценка результатов своей педагогической деятельности по возрождению народных традиций воспитания; 5) проведение исследовательской работы по использованию идей народной педагогики [А.Манонов].
М.М.Тхуго предпринята попытка разделения объективной и субъективной сторон этнопедагогической культуры в следующей схеме ее формирования:
1. Введение в учебный план дисциплин, где изучаются отрасли хозяйствования, прикладное, художественное, музыкальное искусства народа.
2. Формирование национального самосознания студентов через внедрение в содержание воспитательной деятельности прогрессивных традиций народа, его философии, культуры, воспитания в национальном стиле с учетом лучших народно-педагогических идей.
Анализ исследований показал, что в вузах, где ведется целенаправленная работа по приобщению студентов к народной педагогике, формирование этнопедагогической культуры включает три этапа: 1) мотивация необходимости овладения этнопедагогической культуры; 2) частичное введение отдельных элементов традиций в программу педагогических курсов и педпрактику; 3) разработка и апробация спецкурса [А.Т.Гмырин].
Наиболее распространенной формой знакомства студентов с народной педагогикой является включение ее отдельных разделов в различные педагогические курсы: «История педагогики», «Педагогика», «Теория воспитания» и др. [А.Алимбеков, М.М.Тхуго, Г.И.Убайдулаев, И.А.Шоров]. Есть примеры этнопедагогической ориентации всех психолого-педагогических курсов [В.А.Николаев, Б.Ш.Тажикова и др.].
Для решения задач нравственного, эстетического, трудового, физического воспитания этнопедагогический материал включают в прикладные курсы: «Методика музыкального воспитания с основами теории музыки», «Методика преподавания изобразительного искусства», «Методика преподавания трудового обучения» и т.д. [А.Алимбеков, Л.Т.Ахметов, Ю.К.Беджанов и др.].
Формирование этнопедагогической культуры учителя как системно организованный процесс рассмотрен В.А.Николаевым. Этнопедагогическая культура определена им как социально-педагогический феномен, характеризующий меру освоения традиционной педагогической культуры народа, понимание воспитательной сущности ее ценностей, их адекватного использования в современной практике обучения и использования. Выделены внешние и внутренние компоненты этнопедагогической культуры. С внешней стороны - это элемент системы профессионально-педагогической культуры, а с внутренней стороны этнопедагогическая культура - синтез этнопедагогиче-ского сознания, этнопедагогического мышления, этнопедагогической деятельности. В процессе функционирования этнопедагогического сознания и мышления развиваются ценностные ориентации, составляющие основу этнопедагогического мировоззрения. Оно реализуется в форме установки на ориентацию воспитательно-образовательной деятельности с позиций этнопедагогической культуры [В.А.Николаев].
Большой интерес у исследователей вызывают вопросы формирования профессиональной готовности учителя к использованию традиционной педагогической культуры народа в процессе эстетического, нравственного, физического, трудового воспитания учащихся [А.Г.Абсалямова, А.Г.Гмырин, Р.Х.Идрисова, А.С.Шаалы и др.].
Теория и практика этнопедагогической подготовки учителя начальных классов представлена в работах М.Г.Харитонова. Исследователем определены основные понятия, принципы, закономерности, цели и задачи, компоненты этнопедагогической подготовки и разработана этнопедагогическая модель подготовки и переподготовки учителя начальных классов национальной школы.
Разработаны модели этнопедагогической подготовки учителя трудового обучения к обучению и воспитанию школьников средствами народных ремесел [А.Л.Ахметов, Б.С.Асылханова, Э.Атдаев, А.П.Гапаров, Т.А.Давыдова, Ю.А.Рудь и др.].
Углубленное изучение отдельных тем в области народного воспитания многие авторы рекомендуют проводить в рамках специальных курсов. Содержание таких спецкурсов, как правило включает общие вопросы отдельных народов: «Татарские народные ремесла в сельской школе» [Л.Т.Ахметов], «Этнопедагогика вайнахов» [Ш.М.-Х.Арсалиев], «Нравственные ценности таджикского народа» [А.Манонов], «Использование традиционного этикета в нравственном воспитании учащихся» [А.С.Шаалы].
Опыт показывает, что использование спецкурсов наиболее эффективно для решения конкретных задач этнопедагогической подготовки.
Углубленное и творческое обогащение этнопедагогических знаний студентов может осуществляться через НИРС. А.Г.Абсалямова выделила три этапа НИРС в области изучения и использования народной педагогики: 1) описание (наблюдение, накопление фактов); 2) систематизация (работа с литературой, логический анализ сравнения); 3) практическая реализация (научный эксперимент).
Студенческие исследования обобщаются в форме рефератов, курсовых и дипломных работ, межпредметных семинаров, предусматривающих интеграцию основных видов народных творчеств: декоративно-прикладного, музыкального, устно-поэтического.
В отдельных трудах показана целесообразность использования в процессе этнопедагогической подготовки различных форм внеклассной работы: этнопедагогические кружки, краеведение, этнопедагогические экспедиции [А.Г.Гмырин, В.М.Григорьев, Р.Н.Идрисова и др.].
Однако все эти работы не дают полного представления о подготовке учителя технологии, способного к комплексному использованию народных традиций (декоративно-прикладное искусство, традиционные виды хозяйственной деятельности, обычаи и трудовые праздники, устный народный фольклор и т.д.) в процессе обучения и воспитания школьников.
Вышеизложенное позволило выделить противоречия между уровнем реальной подготовленности учителей технологии к использованию народных трудовых традиций в обучении и воспитании учащихся и потребностью в повышении уровня их подготовленности к этому виду деятельности в условиях возрождения и развития национальной системы образования в Республике Калмыкия.
В калмыковедческой литературе представлен лишь этнографический материал, касающийся образа жизни и быта, традиционных видов трудовой и ремесленной деятельности, традиций и обычаев и т.д. [М.М.Батмаев, Я.П.Дуброва, И.А.Житецкий, П.Инфантьев, К.И.Костенков, Н.П.Небольсин, Н.И.Пальмов, У.Э.Эрдниев, К.Э.Эрендженов и др.].
В работах О.Д.Мукаевой и А.Б.Панькина проведен анализ калмыцкого народного опыта обучения и воспитания детей как феномена традиционной педагогической культуры.
Однако, роль трудовых традиций калмыцкого народа в системе подготовки учителя технологии для калмыцких полиэтнических школ не изучена. Сохраненный в трудовых традициях многовековой опыт народа способен обогатить содержание и методику этнопедагогической подготовки будущих учителей технологии. С учетом всего изложенного нами был сделан выбор темы исследования, проблема которого сформулирована следующим образом:
Каков педагогический потенциал трудовых традиций калмыцкого народа в решении задач совершенствования профессиональной подготовки учителя технологии к трудовому обучению и воспитанию школьников?
Каковы теоретические основы, ведущие тенденции и условия этнопедагогической подготовки учителя технологии на народных трудовых традициях?
Цель исследования - разработка теоретических положений этнопедагогической подготовки учителя технологии на трудовых традициях калмыцкого народа и их экспериментальная проверка.
Объект исследования - учебно-вопитательный процесс педагогического факультета Калмыцкого государственного университета.
Предмет исследования - процесс этнопедагогической подготовки учителя технологии на трудовых традициях калмыцкого народа.
В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования были поставлены следующие задачи: раскрыть воспитательную сущность народных трудовых традиций; научно обосновать, разработать и экспериментально проверить систему этнопедагогической подготовки будущего учителя технологии на народных трудовых традициях; опираясь на результаты исследования, разработать научно-практические, методические рекомендации по совершенствованию этнопедагогической подготовки учителя технологии к воспитанию и обучению учащихся на народных трудовых традициях; подготовить и внедрить в практику обучения специальный курс «Народные трудовые традиции в трудовом воспитании и обучении школьников (на традициях калмыцкого народа)».
В ходе работы над диссертацией, была выдвинута гипотеза, в соответствии с которой эффективность этнопедагогической подготовки учителя к трудовому воспитанию и обучению учащихся калмыцкой школы на народных традициях может быть существенно повышена, если:
- трудовые традиции калмыцкого народа включаются в содержание профессиональной подготовки, а этнопедагогические формы и методы используются с целью реализации данного содержания;
- придать образовательному процессу высший школы этнокультурную направленность, осуществляемую системно;
- обеспечить освоение студентами норм и ценностей традиционной системы трудового воспитания и обучения подрастающего поколения калмыцкого народа;
- вооружить студентов знанием теории, методики и технологии трудового обучения и воспитания учащихся на народных традициях, первоначальным опытом мотивационно-ценностной и практической этнопедагогической деятельности.
Общую методологию исследования составляют важнейшие философские положения о взаимосвязи теории и практики; о единстве общечеловеческого и национального; общего, единичного и частного; о взаимосвязи психики и деятельности человека; идеи гуманизации и гуманитаризации образования.
Теоретическая основа исследования сложилась на базе концепций философов, педагогов, психологов, этнологов по вопросам духовно-материальной культуры народа, о роли традиций в жизни общества и человека, об отношении народа к труду, трудовому воспитанию и обучению подрастающего поколения.
Исследование выполнялось на основе концепций профессионально-педагогической подготовки учителя в рамках программы «Педагогические кадры» (академика В.А.Сластенина), формирования этнопедагогической культуры учителя (академика Г.Н.Волкова, д.п.н. В.А.Николаева), описательной модели учителя труда - выпускника педвуза, разработанной Ю.К.Васильевым.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ и синтез; моделирование; изучение философской, психолого-педагогической, этнопедагогической, этнопсихологической и этнографической литературы, исследований по народным ремеслам и калмыцкому декоративно-прикладному искусству, школьных и вузовских учебных программ; наблюдение; анкетирование; опрос; тестирование; обобщение педагогического опыта; педагогический эксперимент.
Опытно-экспериментальной базой исследования является педагогический факультет Калмыцкого государственного университета. Исследованием, проводившемся в течение 4 лет и включавшем три этапа, было охвачено 233 студента и 58 учителей технологии.
Первый этап (1995 - 1996 г.г.) - поисковый. На данном этапе анализировалась научная литература по исследуемой проблеме; определялась проблема исследования, объект, предмет, цель, задачи, гипотеза, разрабатывалась методика проведения опытно-экспериментальной работы.
Второй этап (1996 - 1999 г.г.) - опытно-экспериментальный. Разработка научных основ организации этнопедагогической подготовки студентов к трудовому обучению и воспитанию на народных традициях и методических пособий для студентов; чтение спецкурса и выполнение студентами целевых заданий в период педагогической практики. Эта работа сопровождалась проведением анкетирования, контрольных срезов, анализом, обобщением и систематизацией полученного материала.
Третий этап (1999 - 2000 г.г.) - заключительно-обобщающий включал обработку и анализ результатов опытно-экспериментальной работы, уточнение теоретических положений, литературное оформление диссертации.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования:
- раскрыта сущность народных трудовых традиций как средства воспитания и обучения школьников;
- дано определение «готовности учителя технологии к обучению и воспитанию учащихся на народных трудовых традициях»;
- построена модель этнопедагогической подготовки учителя к обучению и воспитанию школьников на народных трудовых традициях и экспериментально доказана ее эффективность;
- разработана целостная система процесса этнопедагогической подготовки учителя технологии.
Практическая значимость исследования заключается в том, что оно дает возможность на основе научно-обоснованных рекомендаций использовать народные трудовые традиции в системе профессиональной подготовки и переподготовки учителей технологии.
Специальный курс «Народные трудовые традиции в трудовом воспитании и обучении школьников (на традициях калмыцкого народа)» может быть использован в практике вузовской и послевузовской подготовки учителей технологии.
Достоверность и объективность полученных результатов исследования подтверждается методологической обоснованностью исходных теоретических положений, учетом данных других исследователей и передового педагогического опыта, соответствием методов исследования его задачам и логике, опытно-экспериментальной работой.
На защиту выносится следующие положения:
- народные трудовые традиции служат важнейшими источниками этнопедагогической подготовки учителя технологии и его готовности к трудовому обучению и воспитанию школьников;
- готовность будущего учителя к трудовому обучению и воспитанию учащихся на народных традициях представляет собой качество личности педагога, направленное на эффективное осуществление обучающей и воспитывающей деятельности, сущность которого составляет взаимодействие моти-вационного, содержательного и операционного компонентов;
- эффективная этнопедагогическая подготовка студентов предполагает реализацию "модели подготовки учителя технологии на народных трудовых традициях".
Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"
Выводы по II главе
В настоящей главе:
1. Теоретически обоснована и экспериментально проверена модель подготовки учителя технологии на народных трудовых традициях. В личностную характеристику учителя включены конкретные этнопедагогические знания и умения, а так же ряд качеств: гуманистическая направленность, высокий уровень духовной и этнопедагогической культуры, развитая творческая индивидуальность, целеустремленность, способность к волевым усилиям, понимание роли и способность объяснить значение трудовых традиций в жизнедеятельности людей, умение организовать свою трудовую деятельность на основе народных трудовых традиций.
Деятельность учителя технологии описывается следующими параметрами: а) проблемы и задачи, связанные с обучением и воспитанием учащихся на народных трудовых традициях; б) функции учителя по осуществлению обучения и воспитания учащихся на народных трудовых традициях; в) виды деятельности по осуществлению обучения и воспитания учащихся на народных трудовых традициях; г) способы и средства решения проблем использования народных трудовых традиций в обучении и воспитании учащихся.
Результаты формирующего эксперимента показали целесообразность модели. Наиболее соответствовали данной модели выпускники 2000 года, этнопедагогическая подготовка которых носила системный характер.
2 . Разработана система этнопедагогической подготовки учителя технологии применительно к условиям педагогического факультета Калмыцкого государственного университета. Эффективная этнопедагогическая подготовка студентов возможна при условии этнопедагогизации всего учебно-воспитательного процесса с 1 по 5 курсы. Введение базовых дисциплин («Этнопедагогика», «Этнопсихология»), спецкурсов, насыщение содержания учебных дисциплин национально-региональным компонентом должно подкрепиться этнопедагогической практикой, факультативными занятиями, кружковой, научно-исследовательской и краеведческой работой студентов, созданием этнокультурной среды средствами литературного, театрального, музыкального, танцевального, декоративно-прикладного искусства.
3 . Данные экспериментальной работы позволяют заключить, что: содержание спецкурса «Народные трудовые традиции в трудовом воспитании и обучении школьников (на традициях калмыцкого народа)» в достаточной мере отражает специфику подготовки учителей технологии на народных трудовых традициях. аудиторные занятия (лекции, семинары, практические занятия) должны дополняться внеурочной деятельностью студентов (встречи с народными мастерами, искусствоведами, художниками и дизайнерами, педагогами-новаторами; выставки творческих работ, экскурсии) и самостоятельной работой (разработка творческих дел, банка творческих проектов для учащихся, рефераты, курсовые и дипломные работы) примененная методика этнопедагогической подготовки обеспечила достижение большинством студентов достаточного уровня готовности к обучению и воспитанию учащихся на народных трудовых традициях. задача формирования высокого уровня готовности облегчается наличием у учителей технологии педагогического опыта, подкрепляющего специальную подготовку.
Таким образом, результаты экспериментального исследования подтверждают выдвинутую нами гипотезу о том, что эффективность этнопедагогической подготовки учителя к трудовому воспитанию и обучению учащихся калмыцкой школы на народных традициях может быть существенно повышена, если:
- трудовые традиции калмыцкого народа включаются в содержание профессиональной подготовки, а этнопедагогические формы и методы используются с целью реализации данного содержания;
- придать образовательному процессу высший школы этнокультурную направленность, осуществляемую системно;
- обеспечить освоение студентами норм и ценностей традиционной системы трудового воспитания и обучения подрастающего поколения калмыцкого народа;
- вооружить студентов знанием теории, методики и технологии трудового обучения и воспитания учащихся на народных традициях, первоначальным опытом мотивационно-ценностной и практической этнопедагогической деятельности.
Заключение
Проведенное исследование позволило выявить педагогический потенциал народных трудовых традиций в решении задач совершенствования трудового воспитания и обучения школьников, этнопедагогической подготовки учителей технологии. Эффективность использования народных традиций зависит от понимания учителем их роли в процессе воспитания и обучения школьников и его умения применять все то ценное, что они в себе заключают в общем контексте педагогических воздействий. В учебной, внеклассной и внешкольной работе педагогам целесообразно использовать многообразный арсенал средств народной педагогики: фольклор, традиции и обычаи, празднично-игровую культуру, декоративно-прикладное искусство и т.д.
Важнейшей формой трудового воспитания и обучения является совместная деятельность взрослых и детей. Она отражает принципы народной педагогики: преемственность поколений, раннее приобщение к производительному труду, воспитание реальной жизнью, уважительное отношение к ребенку. Особым направлением деятельности учителя по возрождению и использованию народных традиций в трудовом обучении и воспитании школьников является приобщение их к декоративно-прикладному искусству и традиционным ремеслам. В течение многих веков в народной педагогике складывалась и вырабатывалась определенная система приобщения детей к занятиям различными ремеслами и прикладным искусством. Данная система строилась на основе деятельностного и личностного подхода и характеризовалась преемственностью традиций.
Концептуальную основу этнопедагогической подготовки учителя технологии на народных трудовых традициях составили идеи культурологического, системного и деятельностного подхода к изучению явлений и процессов окружающей действительности, гуманизации и гуманитаризации педагогического образования.
Включение в содержание, формы и методы этнопедагогической подготовки трудовых традиций способствует формированию у будущих учителей установки на возрождение традиционной культуры воспитания, ответственности за сохранение и творческое развитие народного педагогического опыта, готовность обучать и воспитывать школьников на основе народной системы трудовой подготовки детей.
Под «готовностью учителя технологии к обучению и воспитанию школьников на народных трудовых традициях» мы понимаем качество личности будущего педагога, направленное на эффективное осуществление обучающей и воспитывающей деятельности на народных трудовых традициях, сущность которого составляет взаимодействие мотивационного, содержательного и операционного компонентов.
С целью перехода к опытно-экспериментальной части нашего исследования мы спроектировали модель выпускника педвуза, способного осуществлять трудовое воспитание и обучение учащихся на народных традициях. Теоретическая модель включает характеристику учителя технологии как педагогического работника (знания, умения и навыки, качества личности) и его деятельность по трудовому воспитанию и обучению учащихся на основе народных трудовых традиций (проблемы и задачи, функции, виды деятельности, способы и средства решения проблем).
В ходе исследования было определено содержание и выделены структурные элементы этнопедагогической подготовки учителя технологии. Эт-нопедагогическое образование должно включать: этнопедагогические знания, способы этнопедагогической деятельности, этнопедагогические отношения.
Систему знаний составляют: теоретические и эмпирические этнопедагогические сведения; знания, касающиеся народной методики трудовой подготовки детей и специальные знания по народным ремеслам, декоративноприкладному искусству, традиционным технологиям животноводства и растениеводства.
Способы деятельности выступают в роли фактора практического освоения действительности. В индивидуальном опыте они фиксируются в виде умений и навыков. Этнопедагогические умения свидетельствуют о развитой способности будущего учителя технологии наиболее правильно использовать этнопедагогические знания в конкретных обстоятельствах, как в период подготовки и проведения занятий, так и в ходе всего процесса трудового обучения и воспитания учащихся во время педагогической практики.
Этнопедагогические отношения определяют во многом мировоззрение, поведение и деятельность будущего педагога. Им необходимо привить ценностное отношение к народной педагогике, к ее использованию в практической деятельности. Отношения, функционирующие в народной педагогике, лежат в основе личностных этнопедагогических отношений учителя. В своем исследовании мы сделали особый акцент на отношение к труду. Через призму этого отношения рассмотрены отношение к Родине, детям, старикам, родителям и родственникам, природе, материальным и духовным ценностям.
Изучение научных трудов по этнопедагогике и проведенная нами экспериментальная работа позволяет заключить, что структурное «ядро» этнопедагогической подготовки учителя технологии образуют: базовые курсы «Этнопсихология» и «Этнопедагогика»; спецкурс «Народные трудовые традиции в трудовом воспитании и обучении школьников (на традициях калмыцкого народа)»; этнопедагогическая практика в школах и лагерях отдыха детей. Этнопедагогическую подготовку студентов необходимо подкреплять кружковой, факультативной и научно-исследовательской работой.
Эффективная этнопедагогическая подготовка учителя технологии возможна при условии этнопедагогизации всего учебно-воспитательного процесса в вузе. Она должна представлять собой интегративный процесс, охватывающий все структурные элементы и этапы профессиональной подготовки.
Успешной организации этнопедагогического процесса содействует учет следующих принципов: гуманизации образования, диалога культур, системности этнопедагогических знаний, единства теории и этнопедагогической практики, преемственности.
Систематизирующим и координирующим звеном теоретической, методической и практической подготовки будущих учителей технологии стал спецкурс «Народные трудовые традиции в трудовом воспитании и обучении школьников» (на традициях калмыцкого народа).
На основе результатов, полученных в ходе исследования разработаны научно-практические и методические рекомендации вузам по совершенствованию этнопедагогической подготовки учителя:
1. Содержание этнопедагогической подготовки должно отражать диалектическое единство и взаимодействие инвариантной и вариативной частей образовательного стандарта.
2. Дисциплинам общекультурного, психолого-педагогического и специальных циклов необходимо придать этнопедагогическую направленность.
3. С целью вооружения учителя системой знаний, необходимых для осуществления трудового обучения и воспитания школьников посредством народных трудовых традиций, надо ввести в профессиональную подготовку курсы «Этнопедагогики», «Этнопсихологии» и спецкурсы.
4 . Эффективно использовать возможности педагогической практики, самостоятельной работы студентов (написание рефератов, курсовых и дипломных работ и т.д.) в плане формирования готовности к обучению и воспитанию учащихся на народных трудовых традициях.
5. Наряду с аудиторными занятиями этнопедагогическая подготовка должна включать такие формы обучения как экскурсии, выставки творческих работ студентов, встречи с мастерами-умельцами, конкурсы, диспуты, театрализованные и музыкальные представления с этнопедагогической направленностью, исследование литературных и фольклорных произведений, в которых нашли отражение трудовые традиции народа, работа в творческих мастерских по декоративно-прикладному искусству. б. Источники, факторы, методы и средства народной педагогики предполагают комплексное использование в учебно-воспитательной работе.
Проблема этнопедагогической подготовки учителя технологии не исчерпывается этим исследованием. Ждут своего решения вопросы разработки поэтапной концепции этнопедагогической подготовки учителя технологии (этнопедагогические классы —> педагогический вуз —> институт повышения квалификации работников образования); реализация междисциплинарных связей в структуре процесса этнопедагогической подготовки учителя технологии; отслеживание результатов педагогической деятельности выпускников вуза по трудовому воспитанию и обучению школьников.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Беляева, Балюта Иринденевна, Москва
1. Абдуллина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования / для пед. спец. высш. уч. заведений. -2-е изд. перераб. и доп. М.: Просвещение, 1990.-141с.
2. Абсалямова А.Г. Формирование нравственной культуры студентов средствами башкирского народного творчества: Дис. канд. пед. наук, 1993.195 с.
3. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. -М.: Наука, 1980.-350с.
4. Александров Н.А. Степи Калмыкии. Чтение для народа Н.А.Александрова. М., А .Я. Панафидинъ, 1901.-61 стр.
5. Алексахин Н.Н. Формирование художественно-конструкторских знаний и умений на уроках трудового обучения в 5 7 кл.: Авт. дис. канд. пед. наук. - М., 1989.- 16 с.
6. Алимбеков А. Формирование у будущих учителей готовности к эстетическому воспитанию младших школьников на прогрессивных традициях народной педагогики, (на материале педвузов Киргизии): Дис. канд. пед. наук. М., 1990.- 225 с.
7. Амирян А.А. Идеи трудового воспитания в армянском фольклоре и их применение в учебно-воспитательной работе школы. Авт. дис. . канд. пед. наук. Ереван, 1975.- 34 с.
8. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания // Избр. псих, труды: В 2-х т. М.: Педагогика, 1980. Т.1. 230 с.
9. Апышев Б. Народные традиции и их использование в трудовом воспитании старшеклассников: Дис. канд. пед. наук. М., 1974.- 191 с.
10. Арсалиев Ш.М.-Х. Использование произведений национальной культуры в подготовке учителей начальных классов: Дис. канд. пед. наук. -М., 1993.- 200 с.
11. Архангельский С.И. Лекции по теории обучения в высшей школе. -М.: Высшая школа, 1974.- 383 с.
12. Асылханов Е.С. Изучение декоративно-прикладного искусства Казахстана в общеобразовательной, в педагогических институтах республики: Авт. дис. канд. пед. наук. М., 1985.- 17 с.
13. Атдаев Э. Использование традиционных народных ремесел в процессе профессиональной подготовки будущих учителей к работе по трудовому воспитанию младших школьников. (На материале Туркменистана): Авт. дис. канд. пед. наук. М., 1993.- 17 с.
14. Атутов П.Р., Поляков В.А. Роль трудового обучения в политехническом образовании школьников / Отв. за вып. Ю.П.Аверичев и др. Б-ка учителя труда. М.: Просвещение, 1985.- 128 с.
15. Атутов П.Р. Политехническое образование школьников: Сближение общеобразовательной и профессиональной школы. М.: Педагогика, 1986.- 175 с.
16. Атутов П.Р. Технология и современное образование // Педагогика. 1996. N2. С. 11-14.
17. Ашихмина Л.П. Педагогические условия повышения эффективности профессиональной ориентации школьников в масштабе областного центра: Авт. дис. канд. пед. наук.- М., 1986.- 18 с.
18. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогического исследования.-М.: Педагогика, 1982.-192 с.
19. Барадулин В.А. Сельскому учителю о народных промыслах: Художественная обработка бересты, соломки, плетение из лозы, корня, рогоза. М.: Просвещение, 1979. - 122 с.
20. Батурина Г.И., Кузина Т.Ф. Традиционная культура воспитания в национальной школе//Педагогика. 1995. N1. С.122 124.
21. Батурина Г.И. Методические основы этнопедагогики // Этнопедагогические проблемы обучения и воспитания: поиск и решения:
22. Материалы Международной научно-практической конференции. М.: Государственный научно-исследовательский институт семьи и воспитания, 1999. С. 9-22.
23. Батчаева Х.Х. Прогрессивные идеи и опыт карачаевской народной педагогики в нравственном воспитании младших школьников: дис. канд. пед. наук. Казань, 1992. - 197 с.
24. Байдалиев К.А. Содержание и методы обучения учащихся 5-7 классов художественной обработке материалов на уроках труда (на примере художественных ремесел Казахстана): Дис. канд. пед. наук. М., 1995. -186 с.
25. Баймурзина В.И. Прогрессивные традиции нравственного и трудового воспитания башкир и их использование в практике учебно-воспитательной работы. Дис. канд. пед. наук. - Казань, 1992. - 191 с.
26. Белозерцев Е.П. Подготовка учителя в условиях перестройки. М.: Педагогика, 1989. - 207 с.
27. Белозерцев Е.П., Сластенин В.А. Всесоюзный съезд работников народного образования и проблемы подготовки учителя // Теория и практика высшего педагогического образования: Межвузовский сборник научных трудов. М.: Изд-во «Прометей» Mill У, 1991. С.3-16.
28. Беляева JI.C. Саамская этнопедагогика. Учебное пособие к спецкурсу. Мурманск, 1991. - 69 с.
29. Бергман Б. Воспитание детей (у калмыков). Пер. с нем. Т.Емельяненко.//Теегин герл. 1991.-N3. С. 118-119.
30. Бердяев Н.А. Судьба России. М.: Изд-во МГУ., 1990. - 256 с.
31. Беспалько В.П., Татур Ю.Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. М.: Высшая школа, 1989.-141 с.
32. Бичурин Н.Я. Историческое обозрение ойратов или калмыков с 15 столетия до настоящего времени. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1991. - 128 с.
33. Блонский П.П. О национальном воспитании. М., 1915. - 40 с.
34. Бондаревская Е.В. Гуманизация воспитания старшеклассников // Советская педагогика. 1991. N 9. С.50-56.
35. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М.: Наука, 1983. - 412 с.
36. Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. М.: Наука, 1973. - 280 с.
37. Бромлей Ю.В. Этносоциальные процессы: Теория, история, современность. М.: Наука, 1987. - 333 с.
38. Бугаева A.JI. Прогрессивные идеи и опыт народной педагогики в нравственном воспитании младших школьников: (на материале нац. школ Крайнего Севера): Дис. канд. пед. наук. М., 1986. - 194 с.
39. Бугаева A.J1. Традиционная педагогическая культура народов Севера: Авт. дис. докт. пед. наук. М., 1997. - 40 с.
40. Бурхинов Д.Н., Данилов Д.А., Намсараев С.Д. Народная педагогика и современная национальная школа. Улан-Удэ: Изд-во «Бэлиг», 1993. - 136 с.
41. Бухалов Б.И. и др. Совершенствование подготовки учителей трудового обучения // Школа и производство. 1986. N12. С. 54-56.
42. Быстров В.М. Эстетическое воспитание на уроках трудового обучения: Авт. дис. канд. пед. наук. М., 1987. - 16 с.
43. Васильев Ю.К. Совершенствование содержания и процесса подготовки учителей труда: Сб. науч. тр. / АПН СССР, НИИ труд, обучения и проф. ориентац. М.: АПН СССР, 1987. С. 18-28.
44. Васильева Е.В. Народная педагогика в подготовке учителей.: Методические рекомендации. Чебоксары, 1988. - 51с.
45. Васильцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. М.: Педагогика, 1983. - 144 с. ил.
46. Вахтомин Н.К. Генезис научного знания. Факт, идея, теория. М.: Наука, 1973,- 286 с.
47. Виленский М.Я. Формирование физической культуры личности учителя в процессе его профессиональной подготовки: Дис. докт. пед. наук в форме науч. докл. М., 1990. - 84 с.
48. Водовозов В.И. Русская народная педагогика. // Избр. пед. соч. -М.: Педагогика, 1986. 474 с.
49. Волков Г.Н. Этнопедагогика чувашей. М.: Пресс-Сервис, 1997.441 с.
50. Волков Г.Н. Современное функционирование народной педагогики как феномена демократии и гуманизма в сфере воспитания. Чебоксары, 1993. - 88 с.
51. Волков Г.Н. Педагогика жизни. Чебоксары: Чувашское кн. изд-во, 1989.- 335 с.
52. Волков Г.Н. Трудовые традиции чувашского народа. Чебоксары: Чувашское кн. изд-во, 1970. - 96 с.
53. Волков Г.Н. Этнопедагогика. Чебоксары: Чувашское кн. изд-во, 1974.-376 с.
54. Волков Г.Н. Этнопедагогика чувашского народа: (В связи с проблемой общности народных педагогических культур). Чебоксары: Чувашское кн. изд-во, 1966. - 341 с.
55. Воробьев Ф.И. Очерк Болыиедербетовского улуса. Природа и хозяйство на свободных калмыцких землях. Ставрополь-Кавказский, типо-лит. Т.Н.Тимофеева, 1909.- 61 с.
56. Выготский JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологические очерки. 2-е изд. - М.: Просвещение, 1967. - 93 с.
57. Вырщиков А.Н., Сериков В.В., Сергеев Н.К. Активные методы обучения при подготовке будущего учителя к педагогической деятельности в условиях перестройки системы народного образования. Волгоград, 1987. -27 с.
58. Гальперин П.Я. Введение в психологию. М.: Изд-во Моск. ун-та , 1976- 149 с.
59. Гапбаров А.П. Подготовка студентов педвуза к трудовому обучению на основе народных промыслов: Авт. дис. канд. пед. наук. М., 1991.- 17с.
60. Гармаш Е.Б. Формирование педагогической культуры будущего учителя: Дис. канд. пед. наук. Киев, 1990. - 159 с.
61. Гмырин А.Г. Воспитательный потенциал народных традиций Поморского Севера в подготовке учителя физической культуры: Дис. канд. пед. наук. Спб., 1995. - 243 с.
62. Гоноблин Ф.Н. Книга об учителе. М.: Просвещение, 1965. - 260 с.
63. Гончарова Н.С. Нравственное воспитание студентов на прогрессивных традициях народной педагогики туркмен: Дис. канд. пед. наук. М., 1990. - 204 с.
64. Григорьев В.М. Народная педагогика игры: Вопросы методологии и теории. Часть 1. М.: ОДИ-Intern., 1996. - 70 е., ил.
65. Гумилев Л.Н. Этносфера: история людей и история природы. М.: Прогресс, 1993. - 543 с.
66. Давлеткамова Г.В. Подготовка студентов педагогического вуза к изучению этнопедагогической среды в полинациональном регионе: Дис. канд. пед. наук. Астрахань, 1997. - 214 с.
67. Данилов Д.А. Организация педагогического процесса в национальной школе: Учеб.-метод, пособие по спец. курсу / Якут. гос. ун-т. -Якутск, 1991. 64 с.
68. Доржиева Ж.Д. Народные традиции трудового воспитания у бурят. (По материалам народной педагогики): Дис. канд. пед. наук. Новосибирск, 1980. - 173 с.
69. Дуброва Я.П. Быть калмыковъ Ставропольской губернии. Казань, 1899. 239 стр. 22 см / В сер.: Извыгия О-ва археолопи, исторш и этнографш при имп. Казанск. ун-тъ. Т. 15, вып. 1-2.
70. Дурай-Новакова К.М. Формирование профессиональной готовности студентов к педагогической деятельности: Авт. дис. докт. пед. наук. М., 1983.-32 с.
71. Дьяченко М. И., Кандыбович J1. А. Психологические проблемы готвности к деятельности.- Минск: Изд-во БГУ, 1976.- 175 с.
72. Желобовский А.И. Семья по воззрениям русского народа, выраженным в пословицах и других произведениях народно-поэтического творчества. Историко-литературный очерк.- Воронеж, 1892. 62 с.
73. Жеребятьева Л.Ф. Подготовка будущих учителей к организации и проведению самостоятельной учебной работы учащихся: Дис. канд. пед. наук.- Алма-Ата, 1990.- 203 с.
74. Житецкий И.А. Очерки быта астраханских калмыков (Этнографические наблюдения 1884-1886 гг.). М.: тип. М.Г. Волчанинова, 1893. - 75 с.
75. Жуковская H.J1. Категории и символика традиционной культуры монголов. М.: Наука, 1988. - 194 с.
76. Зарубежный и отечественный опыт подготовки школьников к труду в условиях рыночных отношений: Аналит. обзор Выпол. Г.Г.Агаповой и др. М.: Б.И., 1991. - 135 с.
77. Иванова Т.В. Формирование педагогической культуры в учебном процессе: (На матер, дисциплин пед. цикла): Дис. канд. пед. наук. Луганск, 1991.-215 с.
78. Идрисова Р.Н. Педагогические основы подготовки будущих учителей к использованию идей народной педагогики в формировании трудового образа жизни сельских школьников: (На материале Республики Дагестан): Авт. дис. канд. пед. наук. М., 1995. - 18 с.
79. Измайлов А.Э. Народная педагогика: Педагогические воззрения народов Средней Азии и Казахстана. М.: Педагогика, 1991. - 252 с.
80. Измайлов А.Э. Этика и педагогика семейной жизни: (В представлениях и идеалах народной мудрости). Ташкент: Укитув-чи, 1986. - 206 с.
81. Изобразительное искусство и художественный труд 5-8 кл.: Кн. для учителей / Н.Н.Фомина, А.А.Дмитриева, Н.А.Горяева и др.; Сост. Н.Н.Фомина. М.: Просвещение - АО «Учеб. лит.», 1995. - 272 с.
82. Изутоллоев Р.Я. Развитие гуманистических традиций этнопедагогики в условиях сельского досуга: Авт. дис. канд. пед. наук. С.Петербург, 1993. - 20 с.
83. Ильина Т.А. Педагогика. Учеб. пособ. М.: Просвещение, 1968.573с.
84. Инфантьев П.П. Этнопедагогические рассказы. Из жизни татар, киргизов, калмыков (и др) П.П. Инфантьева. Спб., Девриен, б.г. УШ, 262 стр.
85. Исаев И.Ф. Теория и практика формирования профессионально-, педагогической культуры преподавателя высшей школы. М., Белгород: БГПИ, 1993.-217 с.
86. Исаев И.Ф. Теоретические основы формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы: Дис. докт. пед. наук, М., 1993. - 451 с.
87. Казимирская И.Л. Теоретические основы формирования педагогической направленности мышления учителя в системе профессионального образования: Дис. докт. пед. наук. Минск, 1992.с.
88. Кальней В.А. Основы методики трудового и профессионального обучения / Под ред. В.А.Полякова. Б-ка учителя труда. М.: Просвещение, 1987.- 191 с.
89. Кан-Калик В.А. К разработке региональных моделей высшего образования / Вестник высшей школы, 1991. N 9. С. 6-10.
90. Канцедикас А.С. Уроки народного искусства. М.: Знание, 1968.48 с.
91. Карпини Джованни дель Плано. История монголов. Вильгельм де Рубрук. Путешествие в восточные страны. - Спб., Суворин, 1910. - 224 с.
92. Каталог костюмов Астраханских калмыков на Первой Международной выставке исторических и современных костюмов и их принадлежностей в С.-Петербурге. С прил. статьи «Одежда и ремесла Астраханских калмыков». Астрахань, Упр. калмыцким народом, 1902. С.1-37.
93. Кекеева З.О. Ориентация студентов педагогического колледжа на национальную культуру калмыков: Авт. дис. канд. пед. наук. С.Петербург, 1997. - 21 с.
94. Коменский Я.А. Материнская школа. // Избранные пед. соч. В 2-х т. М.: Педагогика, 1982. T.l. С.201 -241.
95. Коменский Я.А. Великая дидактика // Педагогическое наследие / Сост. В.М.Кларин, А.Н.Джуринский. М.: Педагогика, 1987. С. 11-104.
96. Кон И.С. Традиционное воспитание детей у народов Сибири. Л.: Наука, 1988.-251 с.
97. Кон И.С. Этнография детства: Традиционные формы воспитания детей и подростков у народов Восточной и Юго-Восточной Азии сб. ст. /
98. АН СССР, Ин-т этнографии; (Редкол: И.С.Кон (отв. ред.) и др.). М.: Наука, 1983.-232 с.
99. Костенков К.И. Исторические и статистические сведения о калмыках, кочующих в Астраханской губернии. Спб., 1870. - 171 с.
100. Костомаров Н.И. Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI и XVII столетиях. М.: Республика, 1992. - 301 с.
101. Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Педагог: профессия и личность. -Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского педуниверситета, 1997. 144 с.
102. Краткий психологический словарь. М.: Политиздат, 1985. - 431 с.
103. Крупская Н.К. Беседа с работниками детских садов братских республик. // Пед. соч. в 6-ти т. М.: Педагогика, 1978. - Т.6. - С. 270-271.
104. Крутецкий В.А. Психология: Учеб. для пед. училищ. М: Педагогика. - 336 с.
105. Кугультинов Д.Н. Слово воспитывает, если оно соответствует делу. Газета «Известия Калмыкии» от 27 августа 1994 г.
106. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения / ВНИИ проф.-техн. образования. М.: Высшая школа, 1990-117 2. с.
107. Кузьмина Н.В. Методы системного педагогического исследования: Учебное пособие / Н.В.Кузьмина, Е.А.Григорьева, Б.А.Якунин и др.; Под ред. Н.В.Кузьминой. Л.: Изд-во ЛТУ, 1980. - 172 с.
108. Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя. Л.: ЛГПИ, 1967. - 183 с.
109. Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. Л.: Ленингр. орг. о-ва «Знание» РСФСР, 1985. - 12 с.
110. Кумо-Маныческая экспедиция 1860-1861 гг. Калмыцкая степь Астраханской губернии по исследованиям Кумо-Маныческой экспедиции. -Спб., М-во гос. имуществ, 1868. 300 с.
111. Кураков Jl.П. Предисловие. // Волков Г.Н. Этнопедагогика чувашей. М.: Пресс-сервис, 1997. - 441 с.
112. Ш.Лебедева О.В. Использование национального компонента образования в современной практике обучения и воспитания младших подростков: Авт. дис. канд. пед. наук. М., 1992. - 24 с.
113. Леонов A.M. Нравственное воспитание старшеклассников на морально-этических традициях русских Забайкалья: Дис. канд. пед. наук. -М., 1994. -209 с.
114. Леонова О.В. Развитие нравственно-волевых качеств старшего дошкольника средствами народной педагогики: Авт. дис. канд. пед. наук. -Ставрополь, 1996. 18 с.
115. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. - 304 с.
116. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: МГУ, 1972.575 с.
117. Лихачев Д.С. Человек в литературе Древней Руси. М.: Наука, 1970. - 180 с.
118. Лихачев Б.Т. Экопсихотерапевтические аспекты воспитания. // Педагогика, 1995. N1. С.40 44.
119. Макаренко А.С. Некоторые вопросы из моего педагогического опыта // Соч. Т.5. М.: , 1958. С.238.
120. Манонов А. Подготовка студентов педвуза к использованию прогрессивных идей таджикской народной педагогики: Дис. канд. пед. наук.-М., 1992.-204 с.
121. Маркс К. Капитал. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд. М.: Политиздат, 1960; Т.23. С. 188-197.
122. Мацейкив Т.Н. Народные традиции трудового воспитания подрастающего поколения и их использование в современных условиях: (На материале Украины): Дис. канд. пед. наук. Киев, 1988. - 159 с.
123. Мендяева А.Б. Этническая идентичность калмыков: Дис. канд. пед. наук. Москва, 1997. - 168 с.
124. Мирзоев Ш.А. Народная педагогика Дагестана: (Содержание, формы и методы воспитания). Махачкала: Дагучпедгиз, 1986. - 123 с.
125. Мищенко А.И., Мищенко Л.И., Шиянов Е.Н. Теоретико-методологические основы формирования содержания педагогического образования. М.: МПГУ, 1991. - 291 с.
126. Мищенко А.И. Формирование профессиональной готовности учителя к реализации целостного педагогического процесса: Дис. докт. пед. наук.-М., 1992. с.
127. Мудрик А.В. Социализация и смутное время. М.: Знание, 1991.78 с.
128. Мукаева О.Д. Этнопедагогика калмыков: история, современность. В 2-х частях. Часть первая. Элиста: АПП «Джангар», 1999. - 256 с.
129. Мукаева О.Д. Мудрость и духовность народной педагогики / Избранные сочинения по этнопедагогике калмыков. Элиста: АПП «Джангар», 1995. - 156 с.
130. Мукаева О.Д. Этнопедагогика ведущий фактор возрождения и развития национальной школы. // Этнопедагогика калмыков и национальная школа: Сборник материалов международной научно-практической конференции. - Элиста: АПП «Джангар». - 1997. - С. 17 - 20.
131. Мукаева О.Д. Прогрессивные народные традиции в подготовке учителей // Советская педагогика, 1987. N1. С.77-79.
132. Мясоедова Е.А. Подготовка студентов педвуза к исследованию педагогического потенциала среды: Авт. дис. канд. пед. наук. Астрахань, 1997.-21 с.
133. Навроцкий Н. Поездка в степи астраханских калмыков. Спб., тип. Майкова, 1866.
134. Небольсин П.И. Очерки быта калмыков Хошоутовского улуса, составленные Павлом Небольсиным. Спб., тип. К.Крайя, 1852. - 192 с.
135. Нефедьев Н.А. Подробные сведения о волжских калмыках, собранные на месте Н.Нефедьевым. Спб., тип. К.Крайя, 1834. - 290 с.
136. Никандров Н.Д., Кан-Калик В.А. Педагогическое творчество. М.: , 1990. - 144 с.
137. Николаев В.А. Этнопедагогическая подготовка учителя русской национальной школы / Под ред. В.А.Сластенина. Москва-Орел, 1998. - 178 с.
138. Николаев В.А. Истоки русской народной педагогики. / МПГУ, ОГУ, Москва-Орел, 1997. 134 с.
139. Новолетов М. Калмыки. Исторический очерк. Сост. М.Новолетов. Спб., изд. владельца Малодербетовского улуса найона Церен-Давида Тундутова, 1884. - 79 с.1390 калмыцком прикладном искусстве. Волгоград: НижнеВолжское кн. изд-во, 1967. - 51 с.
140. Оконов Б.Б. Калмыцкие народные пословицы и поговорки. -Элиста: Калм. кн. изд-во, 1980. 140 с.
141. Описательная модель учителя труда выпускника педагогического вуза: Научно-методические рекомендации к разработке / АПН СССР, НИИ трудового обучения и проф. ориентации; Сост.: Васильев Ю.К. и др. - М.: АПН СССР, 1990. - 50 с.
142. Орлова А.П. Студентам о народной педагогике. // Советская педагогика, 1987. N8. С.91-93.
143. Очиров Н. Астраханские калмыки и их современное экономическое состояние. Описание калмыцкой степи. Пг., 1915. - 42,2 стр. 36 см.
144. Очиров Н. Астраханские калмыки и их экономическое состояние в 1915 г. Астрахань, Калмыцкая обл. план, комис., 1925. - 72 4. стр. 24 см.
145. Пальмов Н.И. Очерк истории калмыцкого народа за время пребывания его в пределах России. Астрахань: Калмыц. гос. изд-во, 1922. -137 с.
146. Панькин А.Б. Организационно-педагогические основы развития системы образования: Авт. дис. канд. пед. наук. Волгоград, 1995. - 20 с.
147. Панькин А.Б. Образование для калмыков (истоки, реалии, перспективы). / Под ред. В.В.Серикова. Элиста: А1111 «Джангар», 1997. -224 с.
148. Пашаева P.M. Народные средства трудового воспитания у горцев. // Советская педагогика, 1973. N1. С. 104-110.
149. Пашаева P.M. Прогрессивные идеи и традиции трудового воспитания в народной педагогике Дагестана: Авт. дис. канд. пед. наук. -М„ 1972. 18 с.
150. Педагогика: Учебное пособие / Под ред. Ю.К.Бабанского. М.: Просвещение, 1983. - 608 с.
151. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. / Под ред. П.И.Пидкасистого. М.; Российское педагогическое агентство, 1995. - 637 с.
152. Пирлиев К. Народная педагогика и современность: Методические указания. / Под ред. Г.С.Ершовой. Ашхабад, 1983. - 70 с.
153. Пирлиев К. Некоторые вопросы этнопедагогики туркменского народа: (Учебное пособие). Ашхабад, 1980. - 132 с.
154. Пирлиев К. Очерки этнопедагогики туркменского народа: (Учеб. пособ. для студентов вузов и педучилищ). Ашхабад. 1976. - 172 с.
155. Платонов К.К. Структура и развитие личности.-М.:Наука, 1986.254 с.
156. Пестолоцци И.Г. О народном образовании и индустрии. // Педагогическое наследие / Сост. В.М.Кларин, А.Н.Джуринский. М.: Педагогика, 1987. С. 312-322.
157. Позднъевъ A.M. Записки о преобразовании учебной части у калмыков Астраханской губернии. Спб., тип. и лит. Бергмана и Рабиновича, 1889.-98 с.
158. Покровский Е.А. Детские игры, преимущественно русские (в связи с историей, этнографией, педагогикой и гигиеной). М.: тип. А.А.Карцева, 1887.- 368 с.
159. Покровский Е.А. Значение детских игр в отношении воспитания и здоровья. М.: Музей прикладных знаний, 1884. - 24 с.
160. Полищук А.В. К вопросу о подготовке учителя технических дисциплин и труда / Школа и производство, 1982. N1. С. 76-77.
161. Программы средних общеобразовательных учреждений. Трудовое обучение. Технология. 1-4 классы. 5-11 классы. / Под ред. Ю.Л.Хотунцева и В.Д.Симоненко. М.: Просвещение, 1996. - 224 с.
162. Раджабова Р.В. Социально-педагогические условия подготовки студентов педагогических вузов к интернациональному патриотическому воспитанию в школе (на материале Дагестана): Дис. канд. пед. наук. М., 1991.- 230 с.
163. Рожнев Я.А. Методика трудового обучения с практикумом в учебных мастерских: Учебное пособие для учащихся пед. училищ по спец. 2001. 2 изд., перераб. - М.: Просвещение, 1988. - 240 с.
164. Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. Давыдова Н.С., в 2-х т., - М., 1993. Т.1. - 608 с.
165. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973.-423 с.
166. Рубинштейн С.Л. Проблемы психологии в трудах К.Маркса. / Советская психотехника, 1934. Т.7. N1. С. 3-20.
167. Рудь Ю.А. Методологические и теоретические проблемы изучения народной педагогики (Логико-ист. аспект): Дис. канд. пед. наук. -М., 1979.- 159 л.
168. Рыжиков С.А. Профессиональная подготовка студентов к руководству трудовыми объединениями школьников // Учитель советской школы: межвузовский сборник научных трудов. М.: «Прометей», 1991. С. 103-106.
169. Сенигов И. Народное воззрение на учение и воспитание. Спб., тип. А.Л.Трунова, 1896. - 15 с.
170. Силяева Е.Г. Формирование профессионально-этической культуры учителя: теория и методика. М.: Магистр, 1995. - 144 с.
171. Силяева Е.Г. Теоретические основы формирования профессионально-этической культуры учителя: Дис. докт. пед. наук. М., 1995.-423 с.
172. Симоненко В.Д. Каким быть учителю труда. / Школа и производство, 1989. N12. С. 84-86.
173. Сластенин В.А. О технологии обучения в высшей школе. М., 1994, - 110 с.
174. Сластенин В.А. Методологическая культура учителя // Формирование профессиональной культуры учителя. М.: Изд-во «Прометей», 1993. С.39 -53.
175. Сластенин В.А. Перестройка средней и высшей школы научно-педагогическое обеспечение. // Теория и практика высшего педагогического образования: Межвузовский сборник научных трудов. - М.: Изд-во «Прометей», 1991. С. 16-29.
176. Сластенин В.А., Мищенко А.И. Профессионально-педагогическая подготовка современного учителя в вузе. // Советская педагогика, 1991. N10. С
177. Сластенин В.А., Тамарин В.Э. Методологическая культура учителя // Советская педагогика, 1990. N7. С.82 88.
178. Сластенин В.А., Ильин B.C. Концепция высшего педагогического образования в СССР. // Формирование социально активной личности учителя: Межвузовский сборник научных трудов. М.: МГПИ, 1989. С. 3-32.
179. Сластенин В.А. Комплексная целевая программа «Учитель советской школы»: общая концепция исследования. Методическое письмо. -М.: МГПИ, 1987.-40 с.
180. Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М.: Просвещение, 1976. -159 с.
181. Стельмахович М.И. Традиции и тенденции развития семейной этнопедагогики украинского народа: Дис. докт. пед. наук. М., 1989. - 407 с.
182. Сухомлинский В.А. Мудрая власть коллектива. М.: Молода гвардия, 1975. - 239 с.
183. Тажикова Б.Ш. Особенности подготовки студентов к воспитательной работе в национальной (киргизской) школе: Дис. канд. пед. наук.-М., 1987.-271 с.
184. Тайчинов М.Т. Народные традиции и религиозная культура в воспитании учащихся. М., 1992. - 47 с.
185. Талызина Н.Ф. Деятельностный подход к построению модели специалиста. // Вестник высшей школы, 1986. N3. С. 10-14.
186. Талызина Н.Ф. Совершенствование обучения в высшей школе. 1973. N7. С. 71-82.
187. Танхасаева С.С. Прогрессивные народные традиции в современной практике воспитания в семье и сельской школе Бурятии: Дис. канд. пед. наук. М., 1979 - 197 с.
188. Тхуго М.М. Реализация идей адыгской народной педагогики при подготовке студентов к работе в национальной школе: Авт. дис. канд. пед. наук.-М., 1995.- 16 с.
189. Убайдуллаев Г.У. Использование материалов узбекской народной педагогики при изучении курса педагогики: Авт. дис. канд. пед. наук. -Ташкент, 1983. 19 с.
190. Ульянов И.И. Астраханские калмыки, их домашне-религиозный быт и общественно-религиозные нужды. Спб., тип. Акц. общ. тип. дела («Герольд»), 1910. -48 с.
191. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании // Избр. пед. соч. В 2-х т. -М.: Педагогика, 1974. Т.1. С. 51-123.
192. Ушинский К.Д. Труд в его психическом и воспитательном значении. // Избр. пед. соч. В 2-х т. М.: Педагогика, 1974. Т.1. С. 124-144.
193. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии // Избр. пед. соч. В 2-х т. М.: Педагогика, 1974. Т. 1.-С. 229-547.
194. Ханбиков Я.И. Народная педагогика. Казань, 1966. - 126 с.
195. Ханбиков Я.И. Нравственное воспитание в татарской народной педагогике // Уч. зап. Казанского пед. ин-та (Вопросы нравственного воспитания). Казань:, 1967. С.85 - 109.
196. Харитонов М.Г. Этнопедагогическая подготовка учителя начальных классов национальной школы (историография, теория, опыт). -М.: Прометей, 1999. 227 с.
197. Харитонов М.Г. Теория и практика этнопедагогической подготовки учителя начальных классов национальной школы: Авт. дис. докт. пед. наук. М., 1999. - 32 с.
198. Харитонов М.Г. Этнопедагогические понятия подготовки учителя национальной школы // Этнопедагогические проблемы обучения и воспитания: Материалы Международной науч.-практ. конф. М., 1999. С. 184-188.
199. Харитонов М.Г. Краткий словарь по этнопедагогике и этнопсихологии. Чебоксары., 1996 - 140 с.
200. Харитонов М.Г. Традиционная культура воспитания в деятельности этнопедагогических классов. М.: «Народная педагогика», 1994.- 110 с.
201. Харитонов М.Г. Этнопедагогические классы в профессионально-педагогической ориентации старших школьников (на материале Чувашской республики): Дис. канд. пед. наук. М., 1993. - 223 с.
202. Хмель Н.Д. Теоретические основы формирования подготовки учителей: Дис. докт. пед. наук. Алма-Ата, 1986. - 376 с.
203. Фарфоровский С.В. Фольклоръ калмыков въ связи съ ихъ современной культурой и бытомъ. Из дневника этнографа. Спб., тип. М.И.Акинф1ева, 1913. - 8 с.
204. Фольклор и этнография. / Отв. ред. Б.Н.Путилов. JL: Наука, 1970. -256 с.
205. Фомина Л.П. Понятия и типы ценностных ориентаций: Дис. канд. филос. наук. М., 1976. - 167 с.
206. Шаалы А.С. Этнопедагогическая подготовка учителя к нравственному воспитанию учащихся тувинской школы на традициях народного этикета: Авт. дис. канд. пед. наук. М., 1997. - 16 с.
207. Шаповалов В.К. Этнокультурная направленность российского образования. М.: ИнформсвязьИздат, 1997. - 174 с.
208. Шаповалов В.К. Этнокультурная направленность российского образования: Авт. дис. докт. пед. наук. М., 1997. - 36 с.
209. Шацкий С.Т. Деревенские дети и работа с ними. // Избр. пед. соч. В 2-х т. М.: Педагогика, 1980. Т.2. С. 86-121.
210. Шиянов Е.Н. Теоретические основы гуманизации педагогического образования: Дис. докт. пед. наук. М., 1991. - 400 с.
211. Шоров И.А. Адыгская народная педагогика: Авт. дис. докт. пед. наук. Майкоп, 1994. - 57 с.
212. Шпенглер О. Закат Европы. М - ПГ., тип. Л.Д.Френкель, 1923.467 с.
213. Шпет Г. Введение в этническую психологию. М., 1927. - 147 с.
214. Энгельс Ф. Диалектика природы. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. М.: Политиздат, 1960; Т. 20. С. 339-626.
215. Эрендженов К.Э. Золотой родник: О калмыцком народном творчестве, ремеслах и быте. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1990. - 125 с.
216. Эрдниев У.Э. Калмыки: Историко-этнографические очерки. 3-е изд. перераб. и доп. - Элиста: Калм. кн. изд-во, 1985. - 282 с.
217. Список иностранной литературы
218. Bormanshinow A. The Kalmyks: Theirethnic, Historical, religious, and culturul background // Publications of the kalmyk american cultural association. -Howell, New Jerslg, 1990 229.
219. Dr. Hans S. Kaarsberg Among the kalmyks of the steppes on Horseback and by Troika. A Journey Made in 1890 The Travelogue and Ethnography of a Danish Physician in Russia. The Mongolia Society, Inc, Bloomington, Indiana. 1996. 124 p.
220. Josephine Bui. Whence the Kalmyk Tribe? ASIA and AFRICA, 1991. N2. p. 49-33.
221. Erika and Manfred Taube. Schamanen und Rhapsoden. DIE GEISTIGE KULTUR DER ALTEN MONGOLEI. KOEHLER & AMELANG LEIPZIG. 1983. p. 280.