Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика профессионального образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.08 для написания научной статьи или работы на тему: Алтайская афористика в процессе этнопедагогической подготовки учителя

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Кергилова, Наталья Викторовна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Новосибирск
Год защиты
 2004
Специальность ВАК РФ
 13.00.08
Диссертация по педагогике на тему «Алтайская афористика в процессе этнопедагогической подготовки учителя», специальность ВАК РФ 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Кергилова, Наталья Викторовна, 2004 год

введение.

глава i. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОЦЕССА ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ АЛТАЙСКОЙ АФОРИСТИКИ.

1.1. Историография и современное состояние проблемы.

1.2. Сущностные характеристики этнопедагогической афористики алтайцев.

1.3. Моделирование этнопедагогической подготовки учителя с использованием алтайской афористики.

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ.

глава II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ АЛТАЙСКОЙ АФОРИСТИКИ.

2.1. Динамика этнопедагогической подготовки учителя.

2.2. Содержание этнопедагогической подготовки учителя с использованием алтайской афористики.

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Алтайская афористика в процессе этнопедагогической подготовки учителя"

В складывающихся социально-политических условиях становится очевидной необходимость и актуальность этнически ориентированных воспитательных систем, близких людям по мировосприятию, одинаково доступных независимо от возрастного, образовательного, социального уровня. Насущность возрождения и переосмысления этнопедагогического наследия, несущего здоровое нравственное начало и мощный заряд традиционной духовности, усугубляется нарастающей в стране девальвацией гуманистических ценностей, распространением бездуховности, ухудшением межнациональных отношений.

В такой обстановке особенно злободневно звучат слова К. Д. Ушинского о необходимости обращения к народно-педагогическим истокам воспитания, о том, что «. все, из чего слагается историческая жизнь народа, - составляет его действительную школу.», о том, что лучшим орудием передачи жизненного опыта является родной язык, устная словесность, оказывающие сильнейшее влияние на духовное развитие подрастающего поколения. Сказанное в полной мере относится к существующему в этнопедагогическом наследии каждого народа пласту традиционной культуры воспитания, резюмирующему непреходящие общечеловеческие идеи в форме компактных и художественно отшлифованных однофразовых истин, определяемых историками культуры как «модели воспитания». Речь идет об этнопедагогической афористике, дающей паремиологическую модель мира, определяющей место человека в этом мире, регламентирующей его проявления в семье, обществе, природе, вселенной, сообщающей основные духовные заповеди.

Сбор, систематизация, публикация афористического материала, осмысление этнопедагогической сущности народной афористики могли бы стать базой включения этого пласта народной педагогики в практику семейного воспитания, учебно-воспитательной работы школы, в профессиональную подготовку учителя к работе с учащимися, существенной частью которой является этнопедагогическая подготовка.

Проблема подготовки учителя достаточно сложна и многоаспектна. Её стратегические направления разработаны О. А. Абдуллиной, С. И. Архангельским, Е. П. Белозерцевым, Э. А. Гришиным, Н. В. Кузьминой,

A. К. Марковой, И. Т. Огородниковым, В. А. Сластениным, Н. Ф. Талызиной, Т. И. Шамовой, А. И. Щербаковым и др.

Этнопедагогической подготовке учителя уделяли внимание в своих исследованиях Э. Р. Ашхаруа, Ш. М.-Х. Арсалиев, Г. Н. Волков, С. П. Беловолова, Т. И. Березина, Д. А. Данилов, В. А. Николаев, К. Ж. Кожахметова, В. И. Матис, О. Д. Мукаева, В. В. Мирошниченко, Т. Н. Петрова, М. М. Тхуго, М. Г. Харитонов, В. К. Шаповалов и др.

О воспитательном значении афоризмов, суммирующих педагогический опыт народа, свидетельствуется в этнопедагогических исследованиях Г. Н. Волкова; на материале различных этносов это подтверждается в работах

B. Ф. Афанасьева, А. Ш. Гашимова, М. Б. Гуртуевой, М. Н. Егорова, А. М. Леонова, Н. В. Силистрару, М. Г. Тайчинова, 3. Б. Цаллаговой и др.

Особый интерес представляют исследования, в которых рассматриваются особенности алтайской народной педагогики: С. П. Беловолова, Н. М. Боаги, Г. П. Вайгульт, Н. В. Екеева, Э. В. Екеева, 3. С. Казагачева, М. Ю. Ключникова, С. С. Каташ, Н. С. Модоров, В. В. Модорова, Л. П. Потапов, Р. К Санабасова, Н. А. Содоноков, П. Е. Тадыев, Е. М. Тощакова и др.

Анализ научной литературы свидетельствует о том, что проблеме этнопедагогической подготовке учителя посвящено большое количество исследований. Однако технология этнопедагогической подготовки учителя с использованием алтайской афористики не выступала предметом специального исследования. Отсутствует целостный подход к формированию этнопедагогической готовности учителя с использованием алтайской афористики. Требуют тщательной разработки содержание, уровни этнопедагогической готовности учителя к реализации этнического наследия. Не выявлены закономерности, принципы, методы этнопедагогической подготовки учителя с использованием алтайской афористики.

Таким образом, налицо противоречие между требованиями современной школы к уровню этнопедагогической подготовки учителя, его профессиональной подготовленностью к реализации этих требований и недостаточной разработанностью данного вопроса в педагогической теории.

С учетом вышеизложенного нами был сделан выбор темы исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: каковы направления, содержание этнопедагогической подготовки учителя с использованием алтайской афористики?

Решение данной проблемы составляет цель исследования.

Объект исследования - этнопедагогическая подготовка учителя.

Предмет исследования - алтайская афористика в процессе этнопедагогической подготовки учителя.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом, целью исследования были выдвинуты следующие задачи:

- обосновать совокупность положений, определяющих теоретико-методологические предпосылки исследования процесса этнопедагогической подготовки учителя;

- определить структуру, содержание этнопедагогической готовности учителя к реализации этнического наследия;

- выявить, обосновать и экспериментально проверить совокупность педагогических условий, необходимых для эффективной этнопедагогической подготовки учителя;

- разработать и экспериментально обосновать модель этнопедагогической подготовки учителя с использованием алтайской афористики;

- подготовить и апробировать научно-методические рекомендации по практическому совершенствованию этнопедагогической подготовки учителя с использованием алтайской афористики.

Гипотеза исследования: этнопедагогическая подготовка учителя с использованием алтайской афористики протекает более эффективно при следующих условиях:

- формирование у будущих учителей потребности в реализации этнического наследия, возрождения традиционной культуры воспитания, восстановления этнических традиций, воспитание высокой ответственности за сохранение и творческое развитие народного опыта воспитания;

- этнопедагогическая направленность преподавания учебных дисциплин с использованием алтайской афористики;

- практико-ориентированная направленность реализации этнопедагогических знаний.

Общую методологию исследования составляют важнейшие философские положения о взаимосвязи теории и практики, о целостности и обусловленности всех элементов человеческой культуры, о социальной и творческой сущности личности, об этносоциокультурной детерминации образовательных процессов и систем. Специальную методологию исследования составляют культурологический, аксиологический, системный, личностно-деятельностный подходы.

Теоретическую основу исследования составляют труды философов, социологов, педагогов, психологов, изучающих феномены культуры и её влияние на духовное становление личности (А. И. Арнольдов, М. М. Бахтин, Л. П. Буева, В. С. Библер, А. Ф. Лосев, Э. С. Маркарян, В. М. Межуев и др.); исторические, социально-экономические, культурные аспекты развития, взаимодействия культур, этносов (Ю. В. Бромлей, Л. Н. Гумилев, Ч. М. Таксами, Ж. Т. Тощенко, Т. И. Чаптыкова и др.); социокультурные интерпретации образования, взгляд на школу как открытый социокультурный институт (Е. В. Бондаревская, Л. Г. Борисова, В. С. Леднев, В. В. Розанов, В. К. Шаповалов, В. Н. Турченко и др.); становление человека как субъекта образовательного процесса (К. А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, Г. С. Батищев и др.); аксиологические основания образования

М. В. Богуславский, Г. Б. Корнетов, 3. И. Равкин, Е. Н. Шиянов и др.); общие закономерности формирования личности учителя (О. А. Абдуллина, Э. А. Гришин, И. Л. Беленок, В. А. Беловолов, П. В. Лепин, А. Н. Орлов, В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Н. В. Кузьмина, Л. И. Холина, Н. Ф. Талызина,

A. И. Щербаков и др.); этнокультурные особенности образования (С. П. Беловолова, Т. И. Березина, А. Л. Бугаева, Г. Н. Волков, В. А. Зверев,

B. Г. Крысько, В. И. Матис, Т. Г. Стефаненко, Т. Н. Петрова, 3. Б. Цаллагова и др.); этнопедагогическую подготовку учителя (Г. П. Вайгульт, В. В. Мирошниченко, В. А. Николаев, М. Г. Тайчинов, М. Г. Харитонов, А. С. Шаалы и др.).

Для решения поставленных задач использован комплекс методов исследования, взаимосвязанных, взаимодополняющих: методы теоретического анализа (историографический, сравнительно-сопоставительный, моделирование); диагностические (тестирование, метод экспертных оценок, обобщение независимых характеристик); методы наблюдения (прямое, косвенное, включенные); праксиметрические (анализ результатов деятельности, изучение и обобщение педагогического опыта); экспериментальные; методы статистической обработки экспериментальных данных.

Экспериментальной базой исследования явились Горно-Алтайский государственный университет, национальные школы Республики Алтай, Новосибирский государственный педагогический университет.

Исследование выполнялось в несколько этапов.

Первый этап (2000-2001) - поисково-аналитический: историко-теоретический, сравнительно-сопоставительный анализ литературных источников; изучение степени разработанности проблемы, определение исходных принципов, параметров и методов исследовательского поиска.

Второй этап (2001-2003) - экспериментальный: накопление, обобщение, классификация и интерпретация эмпирического и теоретического материалов, коррекция, уточнение логики и результатов исследования.

Третий этап (2003-2004) - обобщающий: обработка, анализ и синтез полученных результатов, выявление прогностического потенциала исследования, оформление и публикация его результатов в виде кандидатской диссертации.

Наиболее существенные результаты, полученные лично соискателем, их научная новизна и теоретическая значимость: раскрыта сущностная характеристика этнопедагогической афористики алтайцев; выявлены и экспериментально обоснованы педагогические условия эффективной этнопедагогической подготовки учителя с использованием алтайской афористики; определены структура и содержание этнопедагогической готовности учителя к реализации этнического наследия; разработана и экспериментально подтверждена модель этнопедагогической подготовки учителя с использованием алтайской афористики.

Практическая значимость исследования. Содержащиеся в исследовании теоретические положения и выводы доведены до конкретных методических рекомендаций, реализация которых способствует совершенствованию этнопедагогической подготовки учителя. Учебные программы этнопедагогических дисциплин, спецкурса, образовательные, практико-ориентированные технологии этнопедагогической подготовки учителя с использованием алтайской афористики, рекомендации по организации этнопедагогической практики студентов, используются в региональной системе непрерывного педагогического образования. Модель этнопедагогической подготовки учителя с использованием алтайской афористики, нашла отражение при разработке научно-методического обеспечения профессиональной подготовки учителя в системе среднего и высшего профессионального образования и её можно экстраполировать на другие регионы России. Результаты исследования могут использоваться в дальнейших этнопедагогических, этнопсихологических исследованиях.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечены совокупностью методологических положений исследования, связанных с системно-целостным, культурологическим, аксиологическим и субъектно-деятельностным подходами; использованием комплекса методов теоретического и эмпирического анализа, адекватных объекту, предмету, задачам и логике исследования; репрезентативностью объема выборок и статистической значимостью опытных данных; сопоставимостью экспериментальных данных и выводов с массовой практикой.

Основные положения, выносимые на защиту:

• Алтайская афористика - выражение педагогических знаний народа, существенное структурное звено целостной системы традиционного воспитания, предполагает восприятие человека как творца и созидателя добра, нацеленность на передачу жизненного опыта, подготовку к принятию и бережному созиданию мира, что обуславливает ее сентенциозность, поучительность, педагогическую направленность.

Функции этнопедагогической афористики алтайцев: гуманистическая, способствующая формированию личности; познавательная, связанная с усвоением знаний; эстетическая, способствующая пониманию художественной природы слова; информационная, заключающаяся в межпоколенной передаче жизненного опыта; регулятивная, обеспечивающая в сентенциозной форме доведение до каждого человека системы норм и требований общества.

• Этнопедагогическая подготовка учителя - важная часть профессиональной подготовки учителя, представляет собой непрерывный управляемый процесс формирования готовности к этнопедагогической деятельности и обладающая интеграционным свойством по отношению к профессиональной подготовке как целому.

Эффективность процесса этнопедагогической подготовки учителя с использованием алтайской афористики обусловлена совокупностью следующих педагогических условий: формирование у будущих учителей потребности в реализации этнического наследия, возрождения традиционной культуры воспитания, восстановления этнических традиций, воспитание высокой ответственности за сохранение и творческое развитие народного опыта воспитания; этнопедагогическая направленность преподавания учебных дисциплин с использованием алтайской афористики; практико-ориентированная направленность реализации этнопедагогических знаний.

• Этнопедагогическая готовность к реализации этнического наследия, являясь целью и результатом управляемого процесса этнопедагогической подготовки учителя с использованием алтайской афористики, характеризуется морально-психологической предрасположенностью к работе в этносоциальной среде, оптимальным сочетанием социальной активности с творческим применением этнопедагогических знаний, умений и навыков в этнопедагогической ситуации, достаточным уровнем развития этнопедагогической культуры, позволяющие учителю осуществлять конкретную деятельность по воспитанию школьников средствами народной педагогики. Этнопедагогическая готовность учителя к реализации этнического наследия включает в себя мотивационно-ценностный, когнитивный, операционный, практический компоненты.

• Разработанная модель этнопедагогической подготовки учителя с использованием алтайской афористики включающая цели, этапы, формы предоставления информации, средства реализации, результат, принятие решения о последующих действиях, позволяет повысить качество подготовки будущего специалиста.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные результаты исследования нашли отражение в научных статьях, докладах, программах, методических рекомендациях автора. Полученные в ходе исследования данные обсуждались и получили одобрение на международных, всероссийских, региональных научно-практических конференциях, совещаниях и семинарах (Москва, 2002; Новосибирск, 2001 - 2004; Горно-Алтайск, 2003, 2004; Барнаул, 2004; Томск, 2004; Чита, 2004). Материалы исследования внедрены в учебный процесс Горно-Алтайского государственного университета, Новосибирского государственного педагогического университета, Хакасского государственного университета, Черепановского педагогического училища Новосибирской области, общеобразовательной средней школы № 104 г. Новосибирска.

Структура диссертации соответствует логике построения научного исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.

Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика профессионального образования"

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ

Этнопедагогическая подготовка учителя с использованием алтайской афористики есть важная часть профессиональной подготовки учителя, представляющая собой непрерывный управляемый процесс формирования готовности к этнопедагогической деятельности (этнопедагогической готовности) и обладающая интеграционным свойством по отношению к профессиональной подготовке как целому (Г. Н. Волков, М. Г. Харитонов).

В основу разработки концепции этнопедагогической подготовки положены фундаментальные идеи культурологического, аксиологического, системного подходов к изучению явлений и процессов окружающего мира; диалектика взаимосвязи явлений и процессов окружающего мира; диалектика взаимосвязи явлений и процессов теории и практики; теории преемственности, позволивший выявить исторические и логические связи между этнопедагогическими системами.

Экспериментальная работа включала три этапа эксперимента: констатирующий, формирующий, контрольный, каждый из которых, в свою очередь, состоял из нескольких подэтапов. Для каждого этапа разработаны программы, которые реализовывались афористическими средствами и народной педагогики и посредством форм, методов организации целостного педагогического процесса.

Разработанная стратегия этнопедагогической подготовки будущего учителя с использованием алтайской афористики позволила в равной степени уделить внимание повышению уровня всех компонентов этнопедагогической готовности, а именно: мотивационно-ценностного, когнитивного, операционного, практического. Результаты эксперимента позволили нам проследить динамику роста всех выше названных компонентов в экспериментальных группах по сравнению с контрольными, сделать определенные выводы о проведенной экспериментальной работе и представить некоторые рекомендации по совершенствованию этнопедагогической подготовки в вузе. Условиями эффективной этнопедагогической подготовки учителя с использованием алтайской афористики являются:

- формирование у будущих учителей потребности в реализации этнического наследия, возрождения традиционной культуры воспитания, восстановления этнических традиций, воспитание высокой ответственности за сохранение и творческое развитие народного опыта воспитания;

- этнопедагогическая направленность преподавания учебных дисциплин с использованием алтайской афористики;

- практико-ориентированная направленность реализации этнопедагогических знаний.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное нами исследование проблемы этнопедагогической подготовки студентов с использованием алтайской афористики состоит из двух частей. Первая часть исследования представляет собой изучение и анализ научно-теоретического аспекта проблемы, поиск философских, психолого-педагогических, филологических, социологических выводов и обоснований, подтверждающих актуальность и практическую значимость поставленной проблемы, дающих методологическую основу выдвижения гипотезы исследования, выявление сущности этнопедагогической готовности учителя с использованием алтайской афористики. Вторая часть состоит из организации, проведения, описания и анализа соответствующих этапов экспериментальной работы с использованием методов диагностики и прогнозирования образовательного процесса в вузе.

Историко-теоретический анализ приводит к выводу, что:

- педагогические идеи народа - это результат духовной жизни, в котором отражено своеобразие общественных, социально-экономических, социокультурных и природно-климатических условий его бытия;

- объективные условия, в которых исторически складывалась судьба народа, формируют миросозерцание, миропонимание, ценностные ориентации, черты характера, которые в значительной степени составляют содержание его этнопедагогической культуры;

- традиции, обычаи, выступая в виде норм, идеалов, правил, задают определенные алгоритмы поведения человека, регламентирующие его жизнедеятельность.

Разработка концептуальных основ этнопедагогической культуры, анализ ее особенностей, систематизация материалов о прошлом опыте народной педагогики алтайцев позволяют сделать вывод, что в современных кризисных условиях этнопедагогическая культура, являясь средством самосохранения любой этнической группы, выступает как определяющее звено оптимизации учебно-воспитательного процесса.

Исследование позволяет также прогнозировать основные условия и перспективы реализации народного педагогического опыта в практике этнопедагогической подготовки учителя.

В результате целостного анализа этнопедагогической культуры следует признать, что она представляет собой ту сферу материальной и духовной культуры жизни любого народа, которая непосредственно связана с самосохранением этнической общности, и тем самым с воспитанием подрастающего поколения. Есть все основания видеть в ней систему, включающую совокупность проверенных практикой эмпирических знаний, религиозно-культурных идей, нравственных и эстетических воззрений и осуществляющую ключевую функцию приобщения подрастающего поколения к условиям общественной жизни.

Сущностные характеристики этнопедагогической афористики позволяют отметить что, афористика - это этнопедагогический феномен, являющийся концентрированным выражением народной концепции воспитания, имеющий образовательные и воспитательные функции. Этнопедагогическая афористика - это нерасторжимая часть традиционной культуры воспитания, способствующая сохранению и ретрансляции педагогических ценностей того или иного этноса. Народные афоризмы, являясь оптимальным средством передачи этнопедагогической информации, в доступной для понимания форме излагают основополагающие гуманистические идеи. Такое содержание обуславливает их сентенциозность, поучительность, педагогическую направленность, которые и формируют функции этнопедагогической афористики:

- гуманистическая, способствующая формированию личности, которая будет востребована обществом;

- познавательная, связанная с усвоением совокупности паремических знаний, дающих своеобразную картину познания и освоения мира;

- эстетическая, способствующая пониманию художественной природы слова, прививающая навыки поэтического восприятия окружающей действительности;

- информационная, заключающаяся в межпоколенной передаче (а также в передаче от взрослого ребенку, от человека человеку) жизненного опыта, выкристаллизовавшеюся в афоризмы;

- регулятивная, суть которой в том, что она в сентенциозной форме доносит до каждого человека совокупность системы норм и требований общества ко всем сторонам жизнедеятельности людей.

Изучение этнопедагогической афористики показало, что они обладают большими возможностями в формировании у будущих учителей положительного отношения к педагогической профессии. Нами проанализированы познавательные, воспитательные, коммуникативные функции этнопедагогической афористики.

Познание объективного мира происходит в двух его формах: рациональной, данной в понятиях и суждениях, умозаключениях, теориях, гипотезах, и чувственной, передаваемой через ощущения, восприятия, представления. Одной из сторон этого единого и многогранного познания является научное и художественное познание; наука и искусство равноценные способы познания, отличающиеся только своей спецификой.

Важным фактором в формировании у будущих учителей умений использовать этнопедагогическую афористику является то обстоятельство, что их сила заключается не в сентенции, как поступать в той или иной ситуации, какими формами, методами, средствами пользоваться в обучении и воспитании детей, а в глубоком воздействии на мысли и чувства, интересы и стремления, образ жизни и поведения человека.

Многообразный и сложный характер непосредственного воздействия этнопедагогической афористики на личность зависит от влияния различных социально-психологических факторов самого произведения, его автора, исполнителя, личности воспринимающего его микроокружения и аудитории.

Поэтому осмысление этнопедагогической сущности афористики могли бы стать базой включения этого пласта народной педагогики не только в практику семейного воспитания и учебно-воспитательной работы школы, но и в профессиональную подготовку учителя.

Использование воспитательно-образовательных возможностей этнопедагогической афористики - важный фактор этнопедагогизации образовательного процесса в современной школе.

Под этнопедагогизацией образования мы понимаем процесс обновления системы образования на основе глубокого изучения и творческого применения позитивного народного опыта обучения и воспитания детей в современных условиях.

Возрождение национальной культуры требует подготовку учителя школы как носителя и продолжателя национально-исторических культурно-духовных ценностей народа, который стремится познать глубину души народа, его нравственные идеалы, традиции и обычаи, раскрывающие богатства духовной жизни, культуры нравственного сознания, нравственного чувства, поведения и этикета, исходящих из сложившихся веками традиций, верований, обычаев и привычек.

Этнопедагогическая культура учителя - социально-педагогический феномен, характеризующий меру освоения этнопедагогической культуры народа, понимания воспитательной сущности ее ценностей, их адекватного использования в современной практике обучении и воспитания. Этнопедагогическая культура учителя представляет собой диалектическое единство объективной и субъективной сторон. Объективная сторона -этнопедагогическая культура общества, включающая целевую, содержательную, процессуальную составляющие. Субъективная -этнопедагогическая культура личности, объединяющая этнопедагогическое сознание, этнопедагогическое мышление, этнопедагогическую деятельность.

Этнопедагогическая культура учителя характеризуется системой этнопедагогических знаний, этнопедагогической направленностью мыслительных процессов, ориентации на творческую реализацию профессиональной деятельности этнопедагогическими средствами.

Этнопедагогическая культура учителя предполагает развитое национальное самосознание, позитивную направленность отношений к родине, нации, народной культуре, народной педагогике, активный познавательный интерес к изучению ее целей, содержания, средств.

Эффективность процесса формирования этнопедагогической культуры учителя обусловлена логикой освоения целевой, содержательной и процессуальной составляющих этнопедагогической культуры народа, обобщенных в соответствующих учебных дисциплинах («Этнопсихология», «Этнопедагогика», «Детство в истории культуры»);

Основу методики процесса этнопедагогической подготовки учителя с использованием алтайской афористики составляют ведущие тенденции, принципы организации этого процесса, которые конкретизируются в соответствующих направлениях, обеспечивающих поэтапное развитие данного феномена.

Этнопедагогическая готовность учителя к реализации этнического наследия представляет собой обобщенную характеристику личности как единства мотивационно-ценностного; когнитивного; операционного; практического компонентов.

Процесс формирования этнопедагогической готовности к реализации этнического наследия детерминирован этнопедагогической направленностью профессионального обучения студентов, приобщения их к нормам и ценностям педагогики алтайского народа, знанием теории, методики и технологии национального воспитания, накопление первоначального опыта этнопедагогической деятельности в условиях работы в школе.

Поиск источников нравственного воспитания личности в нравственных воззрениях, идеях о совершенном человеке, устойчивых правилах и нормах поведения человека, провозглашаемых народной педагогикой правомерен, ибо этнопедагогизация учебно-воспитательного процесса выступает сегодня в качестве цивилизованного способа воздействия на изменение самосознания личности и группы (этноса, народа), изменение в целях возвращения их менталитета в русло нормального, веками формирующегося, закономерного процесса развития национального самосознания.

В ходе исследования нашли полное подтверждение положения об основных функциях этнопедагогической афористики алтайцев как средства самосохранения этнической общности. В то же время показано, что приобщение к ней усиливает потенциал воспитательного процесса в целом, углубляя его содержание и расширяя его формы. Мысль о том, что высоконравственный тип алтайцев формируется через приобщение к народным традициям, а также к общечеловеческим ценностям, представляется в достаточной степени обоснованной. Это и служит ориентиром в отборе наиболее эффективных средств и методик в рамках современного учебно-воспитательного процесса.

Данное обстоятельство усиливает актуальность исследуемой проблемы и определяет перспективы для дальнейшего ее изучения, а именно:

- сравнение специфики традиционной педагогической культуры алтайского народа, различных этнических образований, выяснение общечеловеческого характера нравственных ценностей, идеалов разных народов, закономерности становления этнической личности;

- воспитательное влияние этнопедагогической афористики на развитие различных сторон личности студента и школьника;

Этнопедагогическое наследие народов приобретает сегодня особую значимость, поскольку каждый народ создает духовно-педагогические ценности, имеющие общечеловеческое значение.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Кергилова, Наталья Викторовна, Новосибирск

1. Абдуллина О. А., Загрязкина Н. Н. Педагогическая практика студентов:

2. Уч. Пособие для студентов пед. институтов. 2-е изд., перер. и доп. - М.: Просвещение, 1989. - 175 с.

3. Абдуллина O.A. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. -М.: Просвещение, 1990. — 141 с.

4. Агавелян Р. О. Формирование эмпатии у студентов-психологов. -Челябинск, 1997. 66 с.

5. Азадовский М.К. История русской фольклористики. — М., 1958. 479 с.

6. Алимбеков А. Формирование у будущих учителей готовности к эстетическому воспитанию младших школьников на прогрессивных традициях народной педагогики (на материалах педвузов Киргизии): Автореф. дис. . канд. пед. наук. -М., 1990. -21 с.

7. Алтай албатынын' чумду состори. Горно-Алтайск, 1960. - 94 с.

8. Алтай фольклор. Горно-Алтайск, 1995. - 128 с.

9. Алтайдын' алкыштары (Благопожелания Алтая). Горно-Алтайск, 1985.- 112 с.

10. Алтайские благопожелания /Сост. Укачина К. Э., Ямаева Е. Е. Горно-Алтайск: Ак-Чечек, 1993. - 144 с.

11. Алтайские загадки / Сост. Укачин К. Э. Горно-Алтайск, 1981. -177 с.

12. Алтайские поговорки / Под ред. Е. Кокышева на алт. яз. Горно-Алтайск, 1959. - 55 с.

13. Алтайские поговорки. Горно-Алтайск, 1959. - 53 с.

14. Андреев Г. П. От концепции национальной школы к национально-региональной системе образования // Национальная школа: концепция и технология развития. Материалы международной конференции. - М., 1993. -С. 86-88.

15. Аникин В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор: Пособие для учителя. М., 1957. - 240 с.

16. Анисимов Г. А. Пословицы и поговорки на уроках родного и русского языка. // Народная педагогика и современные проблемы воспитания. Матер. Всесоюзной научно-практ. конф. Ч. IV. Чебоксары, 1991. - С. 43-47.

17. Арсалиев Ш. М.-Х. Этнопедагогическое наследие чеченцев. М.: Прометей, 1998. - 286 с.

18. Арсенин С. В., Немцов И. Б. Познавательная и воспитательная роль искусства. М.: Высшая школа, 1967. - 183 с.

19. Атангулов У. Ш. Педагогические условия использования идей и опыта народной педагогики в трудовом воспитании школьников. Уфа, 1995.186 с.

20. Афанасьев В. Ф. Этнопедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего Востока. Якутск, 1979. - 182 с.

21. Базисный учебный план Республики Алтай. Горно-Алтайск, 1993. - 29 с.

22. Белинский В. Г. Общее значение слова и литературы / Собр. соч. в 3-х т. -Т. 2.-М., 1948.

23. Беловолов В. А. Подготовка учителя начальных классов в системе высшего и среднего педагогического образования Западной Сибири (60-90-е гг. XX в.) Новосибирск, 2000. - 218 с.

24. Беловолова С. П. Традиционная педагогическая культура алтайцев. -Новосибирск, 2000. 232 с.

25. Белозерцев Е. П. Подготовка учителя в условиях перестройки. М.: Педагогика, 1989. - 208 с.

26. Березина Т. И. Русская народная педагогическая культура. М., 1998. -115с.

27. Беспалько В.П., Татур Ю.Г. Системно-медодическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. М., 1989.144 с.

28. Блонский П.П. Избранные педагогические сочинения. М., 1989 .169 с.

29. Боаги Н. М. Формирование национальных культурно духовных ценностей старшекласников в современной школе Республики Алтай: Автореферат дисс. канд. пед. наук. - М., 2000. - 22с.

30. Бодиева Н.Ф. Народная педагогика и дети //Байкал. 1995. - №3.-С. 156-160.

31. Большая советская энциклопедия. Т.2. М., 1970. - 434 с.

32. Большая советская энциклопедия: В 30 т. М.: Изд-во «Советская энциклопедия», 1972. Т. 10. - С. 319-320

33. Брокгауз Ф. А., Ефрон И. А. Новый энциклопедический словарь. М., 1890-1891. Т. 2а. С. 475-948; Т. 19. - С. 546-547; Т. 25. - С. 126.

34. Бугаева А. Л. Традиционная педагогическая культура народов Севера: Дисс. . д-ра пед. наук. М., 1996. - 360 с.

35. Васильцева 3. П. Мудрые заповеди народной педагогики (заметки журналиста). -М.: Педагогика, 1988. 157 с.

36. Вербицкий В. И. Алтайские инородцы. Горно-Алтайск, 1993. - 270 с.

37. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. Л.: Худож. Лит.,1940. -648 с.

38. Виноградов Г.С. Народная педагогика. Изд. 2-е. Иркутск, 1992. -166с.

39. Волков Г. Н. Педагогика жизни. Чебоксары, 1989. - 334 с.

40. Волков Г. Н. Педагогика любви. М., 2002. - 449 с.

41. Волков Г. Н. Педагогика национального спасения. Элиста, 2003. - 440 с.

42. Волков Г. Н. Чувашская народная педагогика. Чебоксары, 1958. -264 с.

43. Волков Г. Н. Этнопедагогизация современного воспитания. // Мир образования. 1997. - № 2. - С. 67-71.

44. Волков Г. Н. Этнопедагогика / Под ред. И.Т. Огородникова. -Чебоксары, 1974. 376 с.

45. Волков Г. Н. Этнопедагогика как педагогика национальной школы и семьи // Магистр. 2001. - № 1. - С. 40-49.

46. Волков Г. Н. Этнопедагогика. М., 1999. - 168 с.

47. Волков Г.Н. Современное функционирование народной педагогики как феномена демократии и гуманизма в сфере воспитания. Чебоксары, 1993. - 86 с.

48. Воспитание на традициях народной педагогики. Белгород, 1995. - 117 с.

49. Гасанов 3. Т. Воспитание культуры межнационального общения: методология, теория, практика. Махачкала, 1998. - 338 с.

50. Гашимов А. Ш. Азербайджанская народная педагогика: Автореф. дисс. . д-ра пед. наук. Баку, 1970. - 16 с.

51. Гершунский Б. С. Готово ли современное образование ответить на вызовы XXI века // Педагогика. 2001. - № 10. - С. 41

52. Глинский Б.Г., Грязнов П.С., Дынин Б.С., Никитин Е.П. Моделирование как метод научного исследования: (Гносеологический анализ). М.: Издательство МГУ, 1965. - 247с.

53. Гмырин А. Г. Воспитательный потенциал народной традиции Поморского Севера в подготовке учителя физической культуры: Дисс. . канд. пед. наук. СПб., 1995. - 243 с.

54. Горленко В. П. Педагогическая практика студентов: новые научные подходы // Педагогика. 1996. - № 5. - С. 63-69.

55. Гуля Н.П. Дидактическая афористика древнего Египта. Л., 1941275 с.

56. Гумилев Л. Н. От Руси к России: Очерки этнической истории. М., 2002.-32 с.

57. Гуртуева М. Б. Этнопедагогика карачаево-балкарского народа. 1997. - 209 с.

58. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. -М.: Изд-во «Русский язык», 1998. Т. 1. с. 30; Т. 2. - С. 33, 46; Т. 3. - С. 400.

59. Даль В. Толковый словарь живого русского языка. Том 1. М., 1981. -С. 30.

60. Днепров Э.Д.Проблемы образования в контексте общего процесса модернизации России // Педагогика. 1996. - № 5. - С. 39-46

61. Душина Е. В. Формирование интереса к педагогической науке у будущих учителей в процессе освоения педагогической афористики (на материале педагогической афористики К. Д. Ушинского): Автореф. дис. . канд. пед. наук. Красноярск, 2001. - 22 с.

62. Зиновьев С. И. Учебный процесс в советской высшей школе. М., 1975.-316 с.

63. Золотые россыпи (мысли и афоризмы). /Сост. И. Б. Тумаркин. Одесса, 1961.-С. 3 -4.

64. Измайлов А.Э. Народная педагогика: педагогические воззрения народов Средней Азии и Казахстана. М.: Педагогика, 1991. - 252 с.

65. Каланаков М., Каратунов М. А., Половинкина И. А. Алтайские национальные спортивные игры. Горно-Алтайск, 1991. - 84 с.

66. Кандаракова Е. П. Алтайские благопожелания и обряды их исполнения. Горно-Алтайск, 1994. 19 с.

67. Кандаракова Е. П. Народное образование в Горном Алтае. — Горно-Алтайск, 1990.- 102 с.

68. Каруновская J1. Э. Из алтайских верований и обрядов, связанных с ребенком. Сб. МАЭ. - Т. IV. - Л., 1927. - С. 19-36.

69. Каташ С. С. Алкыш cöc как древний жанр алтайского фольклора // Сибирский фольклор, вып. 4. Новосибирск, 1977. - С. 46-57.

70. Каташ С. С. Мифы, легенды Горного Алтая. Горно-Алтайск, 1978. -112 с.

71. Каташ С. С. Специфика жанров алтайского фольклора: (Мифы, легенды, предания, песенно-обрядовая и афористическая поэзия): Автореф. дисс. . д-ра филол. наук. Ташкент, 1987. - 44 с.

72. Каташ С. С. Этнопедагогика в алтайской афористической поэзии // Педагог. 1996.-№ 1.-С. 103-109.

73. Колесников J1. Ф., Турченко В. Н., Борисова J1. Г. Эффективность образования. М.: Педагогика, 1991. - 269 с.

74. Комарова Г.А. О понятии «этнопедагогика» в советской этнографической и педагогической науке // Изучение преемственности этнокультурных явлений. М., 1980. - С. 33-39

75. Концепция национальной школы: Цели и приоритеты содержания образования. М.: Институт национальных проблем МО РФ. - М., 1995. — 31 с.

76. Концепция национальных школ республики Алтай. Горно-Алтайск, 1993.-84 с.

77. Краткая Философская энциклопедия. М., 1994. - 576 с.

78. Краткий словарь современных понятий и терминов. М., 1995. - 510 с. Краткий педагогический словарь пропагандиста / Сост. М. И. Колмакова, В. С. Суров. - М., 1988. - 367 с.

79. Крысько В. Г. Этническая психология. М., 2002. - 320 с.

80. Кукушкин B.C., Столяренко J1. Д. Этнопедагогика и этнопсихология. -Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. 448 с.

81. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1975. - 300 с.

82. Леонтьев А. Н. Некоторые психологические вопросы воздействия на личность // Проблемы научного коммунизма. Вып. 2. - М., 1968. - 127 с.

83. Лепин П. В. Стратегия развития региональной системы непрерывного образования (на материале Западной Сибири). Новосибирск, 2000. - 176 с.

84. Литературная энциклопедия. Том 1. М., 1929. - С. 279 - 280.

85. Литературный энциклопедический словарь / Под общ. ред. П. А. Николаева. М.: Сов. Энциклопедия, 1987. - С. 43-44.

86. Львова Э. Л. и др. Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири. Человек и общество. Новосибирск, 1989. - 241 с.

87. Манонов А. Подготовка студентов педвуза к использованию прогрессивных идей таджикской народной педагогики: Дис. . канд. пед. наук. -М, 1992.-С. 72

88. Маршак С. Я. Воспитание словом. М.: Советский писатель, 1961. -167 с.

89. Матис В. И. Педагогика межнационального общения Барнаул, 2003. -510 с.

90. Матис В. И. Проблемы национальной школы в поликультурном обществе. Барнаул, 1997. - 328 с.

91. Матросов В. Л. Тревоги и надежды высшей школы России // Педагогика. 1995. - № 3. - С. 3-7.

92. Меткость слова (афористика как жанр словесного искусства). / Сост. Н. Т. Федоренко. М., 1975. - 255 с.

93. Методы изучения профессиональной направленности личности учителя / Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. М.: НИИООВ, 1980. - 81 с.

94. Муйтуева В. А., Чочкина М. П. Алтай jaH'. Горно-Алтайск, 1996. -208 с.

95. Национальная доктрина образования в Российской Федерации // Поиск. -2000.-№41.-С. 6.

96. Николаев В. А. Теория и методика формирования этнопедагогической культуры учителя: Дисс. докт. пед. наук. М., 1998. - 409 с.

97. Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., 2001. - 944 с.

98. Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., 1986. - 795 с.

99. Орлов А. А. Формирование педагогического мышления // Сов. педагогика. 1990. - №1. - С. 82-83.

100. Орлов А. Н. Организационно-педагогические основы управления подготовкой учителя: Автореф. дисс. . д-ра пед. наук. М., 1992. - 31 с.

101. Памятное завещание: Алтайская дореволюционная проза. Горно-Алтайск, 1990.-312 с.

102. Педагогическая практика: Учебное пособие для студентов пед. института / Под ред. В. К. Розова. М., 1981. - с 32

103. Петрова Т. Н. Отстаивание национальной идеи: историческая этнопедагогика. М., 2000. - 197с.

104. Пирлиев К. Прогрессивные традиции народной педагогики в современном воспитании школьников: Автореф . докт. пед. наук. — М., 1991.-36 с.

105. Поздеев И.Я. Народная педагогика удмуртов. — Ижевск, 1929. № 4-5. Вып. 1.

106. Покровский Е.А. Детские игры, преимущественно русские (в связи с историей, этнографией, педагогикой и гигиеной). 2-е изд. - М., 1889.

107. Портнягин И. С. Этнопедагогика «Кутсюр». М.: Академия, 1998. - 184 с.

108. Потанин Г. Н. Несколько вопросов по изучению поверий, сказаний суеверных обычаев и обрядов у сибирских инородцев. СПб., 1891.

109. Потапов JI. П. Очерки из истории алтайцев / Под ред. С. А. Токарева. -Новосибирск, 1948. 504 с.

110. Потапов JI. П. Очерки по истории алтайцев. М.-Л., 1953. - 444 с.

111. Программа-ориентир психолого-педагогического образования учителя / Под ред. В. А. Сластенина. М.: Прометей, 1991. - 36 с.

112. Радлов В. В. Из Сибири (страницы дневника). М., 1989. - 749 с.

113. Радлов В. В. Образцы народной литературы тюркских племен Южной Сибири. Ч. 1. СПб., 1866. - 209 с.

114. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973.-311 с.

115. Русский язык. Энциклопедия / Гл. ред. Ф. П. Филин. М.: Советская энциклопедия, 1979. - 432 с.

116. Русский язык. Энциклопедия / Гл. ред. Ю. Н. Караулов. М., 1998. - С. 355

117. Сагалаев А. М. Алтай в зеркале мифа. Новосибирск, 1992. - 176 с.

118. Санабасова Р. К. Народная педагогика алтайцев: Автореф. дисс. . канд. пед. наук. СПб., 1993. - 18 с.

119. Сенигов И. Народные воззрения на учение и воспитание. СПб., 1896.

120. Сибирь — мой край . Проблемы региональной истории и исторического образования. Сб. науч. трудов / Под ред. В. А. Зверева. -Новосибирск, 1999. 365 с.

121. Сластенин В. А. и др. Диагностика профессиональной пригодности молодежи к педагогической деятельности. М.: Прометей, 1991. - 141 с.

122. Сластенин В. А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М.: Просвещение, 1976. - 160 с.

123. Сластенин В. А., Подымова Л. С. Педагогика: инновационная деятельность. М., 1997. - 221 с.

124. Сластенин В. А., Пустовойтов В. В. Концептуальные основы реализации воспитательного потенциала содержания непрерывного педагогического образования. М., 2002. - 63 с.

125. Сластенин В. А., Чижакова Г. И. Введение в педагогическую аксиологию. М., 2003. - 192 с.

126. Сластенин В.А., Николаев В.А. Этнопедагогическая культура учителя // Магистр. 2000. № 3. - С. 20-34.

127. Сластенин. М.: Магистр-пресс, 2000. - 488 с.

128. Словарь иностранных слов / Ред. И. В. Лехина, С. М. Локшиной и др. -М.: Советская энциклопедия, 1964. 784 с.

129. Словарь литературоведческих терминов / Ред. сост. С. В. Тураев. -М.: Просвещение, 1974. - 509 с.

130. Словарь современного литературного языка. Том 1. М., 1949. - С. 225.

131. Советский энциклопедический словарь. М., «Советская энциклопедия», 1990. - 1630 с.

132. Сод он оков Н. А. Воспитание школьников на традиционной культуре алтайцев. М.-Горно-Алтайск, 2000. - 36 с.

133. Содоноков Н. А. Этнокультурные традиции воспитания в современной алтайской национальной школе: Автореф. дисс. . канд. пед. наук. М., 1997.- 13 с.

134. Суразаков С. Алтай кеп ле укаа состор. Горно-Алтайск, 1956. - 40 с.

135. Суразаков С. С. Алтай фольклор. Горно-Алтайск, 1975. - 154 с.

136. Суразаков С. С. Героический эпос алтайцев. Горно-Алтайск, 1958. -256 с.

137. Сухомлинский В. А. Родное слово // Пед. соч.: В 6 т. М.: Педагогика, 1988.-Т. 2.-383 с.

138. Тадина Н. А. Алтайская свадебная обрядность XIX-XX вв. Горно-Алтайск, 1991.-207 с.

139. Туристско-краеведческие кружки в школе: Методические рекомендации / Под ред. В. В. Титова. М., 1988. - 160 с.

140. Тадыев П. Е. Поворотный пункт в истории Горного Алтая // Великая дружба. Горно-Алтайск, 1956.-291 с.

141. Тадыев П. Е. Процесс национальной консолидации алтайцев в условиях социализма: Дисс. . канд. истор. наук. — Л., 1951. 175 с.

142. Тайчинов М. Г. Развитие национального образования в поликультурном, многонациональном обществе. // Педагогика. 1999. - № 2. -С. 30-35.

143. Толковый словарь русского языка. / Под ред. Д. Н. Ушакова. Том 1. -М., 1935.-С. 71.

144. Томильцев A.B. Моделирование ведущий принцип совершенствования организации учебного процесса в педагогическом колледже. Дисс.докт. пед. наук. - Екатеринбург, 1997. - 170 с.

145. Тощакова Е. М. Традиционные черты народной культуры алтайцев (XIV нач. XX в.). - Новосибирск, 1978.- 152 с.

146. Тхуго М. М. Реализация идей адыгской народной педагогики при подготовке студентов к работе в национальной школе: Автореф. дисс. . канд. пед. наук. М., 1995. - 16 с.

147. Тюхтенева С. П. Архаические элементы в современном мировоззрении алтайцев. Дис. . канд. ист. наук. -М., 1996. 176 с.

148. Убайдуллаев Г.У. Использование материалов узбекской народной педагогики при изучении курса педагогики: Дисс. . канд. пед. наук. — Ташкент, 1983.-223 с.

149. Устное народное творчество алтайского народа / Сост. сб. Тюхтенева Т. С., Голубев Г. Д. Горно-Алтайск, 1963. - 118 с.

150. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения.: в 6 т. Т.2. М., Педагогика, 1988, С. 482-564

151. Фокин Ю. Г. Преподавание и воспитание в высшей школе. М., 2002. -224 с.

152. Федоренко Н.Т. Меткость слова. (Афористика как жанр словесного искусства). М., 1975. -255 с.

153. Философский энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1983.- 588 с.

154. Фридман JI. М. Родовые потребности этносов // Этнопедагогические традиции формирования культуры межнациональных отношений. Материалы VII международной научно-практической конференции. Казань: КГПУ, 2000.-216 с.

155. Харитонов М. Г. Этнопедагогическая подготовка учителя начальных классов национальной школы (историография, теория, опыт). М., 1999. -227 с.

156. Холина JI. И. и др. Психолого-педагогические аспекты дистанционного обучения. Новосибирск, 1999. - 138 с.

157. Христова E.JI. Народная педагогика: историографические и теоретико-методологические проблемы: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1988. -20 с.

158. Цаллагова 3. Б. Этнопедагогическая афористика // Магистр. 1996. -С. 70-78

159. Цаллагова 3. Б. Этнопедагогическая афористика. М., 1997. - 223 с.

160. Цаллагова З.Б. Теория и практика функционирования афористических средств и форм традиционного воспитания у народов Северного Кавказа: Автореф. . докт. пед. наук. М., 1998. - 43 с.

161. Чанчибаева Л. В. Религиозные пережитки у алтайцев и вопросы атеистической работы: Дис. канд. ист. наук. Л., 1978. - 179 с.

162. Чухонцева С. В. Этнопедагогические основы физического воспитания алтайцев: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Новосибирск, 2000. - 16 с.

163. Шаалы А. С. Этнопедагогическая подготовка учителя к нравственному воспитанию в тувинской школе на традициях народного этикета: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1997. - 16 с.

164. Шадриков В. Д. Философия образования и образовательная политика. М., 1993.-192 с.

165. Шарапов И. П. Теория афористики. М., 1996. - 36 с.

166. Шаповалов В. К. Этнокультурная направленность российского образования. -М., 1997.- 176 с.

167. Шатинова Н. И. Семья у алтайцев. Горно-Алтайск, 1981. - 182 с.

168. Шацкий С.Т. Избранные педагогические произведения в 2-х т. /Под ред. Н.П. Кузьмина, М.Н. Скатчина и др. М., 1980. - Т. 1. - 304 с.

169. Щедровицкий Г. П. Очерк по философии образования (статьи и лекции). -М., 1993.-155 с.

170. Щербаков А. И. Психологические основы формирования личности учителя в системе высшего педагогического образования. Л.: ЛГУ, 1967. - 267 с.

171. Щуркова Н. Е. Педагогическая технология. М.: МИПКРО, 1992.-86 с.

172. Энциклопедический словарь Русского библиографического института Гранат. 11-е издание. Том 4. М., б/г.

173. Энциклопедический словарь./ Под редакцией И. Б. Андреевского. Том 2 а.-СПб., изд. Ф. А. Брокгауз и И. А. Ефрон, 1891. 494 с.

174. Этнопсихологический словарь / Под ред. В. Г. Крысько. М., 1999. - 343 с.

175. Ялалов Ф. Г. Этнодидактика. М., 2002. - 150 с.

176. Ямаева Е. Е. Алтайская духовная культура. Горно-Алтайск, 1998. - 168 с.