автореферат и диссертация по педагогике 13.00.04 для написания научной статьи или работы на тему: Взаимосвязь самобытной культуры вьетнамского народа и его физической культуры
- Автор научной работы
- Ву Дао Хунг
- Ученая степень
- доктора педагогических наук
- Место защиты
- Ленинград
- Год защиты
- 1991
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.04
Автореферат диссертации по теме "Взаимосвязь самобытной культуры вьетнамского народа и его физической культуры"
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА И ОРДЕНА КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ИНСТИТУТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ имени П. Ф. ЛЕСГАФТА
На правах рукописи
/ ь
ВУ ДАО ХУНГ
УДК 796.011.1
ВЗАИМОСВЯЗЬ САМОБЫТНОЙ КУЛЬТУРЫ ВЬЕТНАМСКОГО НАРОДА И ЕГО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
13.00.04 —ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ, СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ И ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук
ЛЕНИНГРАД — 1991
Работа выполнена в Государственном ордена Ленина и ордена Красного Знамени институте физической культуры имени П. Ф. Лесгафта.
доктор педагогических наук .профессор К. А. КУЛИНКОВИЧ, доктор педагогических наук профессор Г. С. ДЕМЕТЕР, доктор философских наук .профессор Н. А. ПОНОМАРЕВ.
Ведущая организация — Ленинградский научно-исследовательский институт физической культуры.
Защита состоится « » ноября 1991 г. в 13.30 часов на заседании специализированного совета Д 046.03.01 Государственного ордена Ленина и ордена Красного Знамени института физической культуры имени П. Ф. Лесгафта (190.121, Ленинград, ул. Декабристов, 35).
С авторефератом можно ознакомиться в библиотеке ГДОИФК имени П. Ф. Лесгафта.
Научный консультант — доктор педагогических наук профессор В. М. ВЫДРИН.
Официальные оппоненты:
Ученый секретарь специализированного совета доцент
Ю. М. НИКОЛАЕВ
l тл r: '
'•„'Cr: :v.; ! ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность. Б начале XX века в России появились исследования по проблемам связей физической культуры с культурой общества (ЭдварС-., 1910; Тарасэнко. 1922; Радин Е., 1924).
В двадцатых годах выходят первые советские работы по теории физической культуры (Крадман Д.А., 1924; Зикмунд A.A., 1926).-Однако впоследствии стала развиваться теория физического воспитания, которая выдавалась за теорию физической культуры.
В 1960-1970-х гг. в недрах советской теории физического'воспитания вновь возровдагатся предпосылки для формирования теории физической культуры.
В последнее десятилетие (1980-1990 гг.) она была уже еклю-чена в учебные планы советских институтов физической культуры.
В работах советских ученых впервые были заложены методологические основы, которые позволяли определить связи физической культуры с общей культурой на основе концепции современной теории культуры, теории деятельности и потребности (Выдрин В.М., 1969-1973. 1979-1982, 1989, 1990; Лукин Б.М., 1970; ДемечзрГ.С., 1975; Решетнева Г.А.. 1974, 1975; Переверзин И.Н., 1974; Столяров В.И., 1974; Пономарев Н.И.. 1974, 1977, 1986, 1989; Пономарев H.A., 1973, 1975, 1978; Евстафьев Б.В., 1979, 1980, 1989; и др.). Эти авторы в той или иной степени едины в том, что они считают физическую культуру составной частью общей культуры человечества или равноправным видом культуры.
Органической частью мировой теории физической культуры должна быть современная наука о физической культуре Вьетнама, котора* должна разрабатываться и развиваться на основе современных кон-пенций теории культуры и опыта развития советской теории физической культуры.
Вместе с тем можно констатировать, что во Вьетнаме пока еще, нет ни одной работы, которая била бы посвящена культуроведчаскиы аспектам теории физической культуры. Поэтому одной из главных проблем развития физической культуры в стране является исследования связи физической культуры с развитием культуры вьетнамского народа, образованием нация.
В исторических документах, а также и в современных материалах Вьетнама, содержится обширная и мало исследованная информация не только о культуре и образовании, но и о деятельности в области физической культуры в различные периоды исторического развития страны. Например, такая информация содержится .в работе "Древние семейные наставления", в многочисленных документах эпохи феодализма.
Весьма актуальной является разработка теоретических основ физической культуры Вьетнама на основе современной теории культуры,, на основе учения вьетнамских ф.илософог, медиков, национальных традиций. Создание и развитие культуровецческих основ теории физической культуры позволит более правильно определить пути развития физической культуры Вьетнама в XXI веке.
Гипотеза. Настоящее исследование исходит из предположения о том, что современные концепши теории культуры представляют собо] методологическую базу, на которой в настоящее время мокет осуществляться разработка и дальнейшее развитие теории и практики йи-
что
зической культуры. Предполагается такке.Е процессе исследования можно обнаружить ноЕне фактч и сдзлэть вайше обобщения и выводы
по проблемам развития физической культуры во Вьетнаме, связанные со спецификой его исторического развития, климато-географи-ческими услоеиямя. традициями, обычаями, обрядами, бытом.
Можно предположить, что правильно понять процессы возникновения и развития физической культура Вьетнама возможно, только опираясь на современные концепции теории потребности и деятельности, учитывая особенности возникновения и развития национальной традиционной культуры.
Раскрытие взаимных связей культ.уры вьетнамского народа и его физической культуры будет способствовать усилению влияния последней в развитии уровня общей культуры, образования.. Это монет объективно содействовать также более быстрому и эффективному развитию социально-экономических основ страны.
Объектом настоящего исследования является физическая культура как вид культуры Вьетнама.
Предметом исследования являются культуроведческие основы теории физической культуры ео Вьетнаме как еидэ национальной культуры вьетнамского народа, исследование ее взаимосвязей с вьетнамской философией, медициной, образованием, литературой и искусством.
Цель работы: Разработать культуроведческие основы теории (•■изическо;: культуры как вида культуры вьетнамского народа, исходя из концепций современной теории культуры, теории деятельности и теории потребности.
Задачи г.сс ледования:
- Первая группа задач:
I. Проанализировать и обобщить взгляды в области физической культуры на различных этапах развития вьетнамской нации.
2. Раскрыть связи физической культуры с бытом, обычаями, традициями, трудом, военным делом и показать особенности развития содержания, структуры, формы физической культуры вьетнамской нации.
3. Показать роль древней вьетнамской философии и медицины
в развитии самобытных народных форм и содержания физической культуры.
- Вторая группа задач:
1. Изучить связь современной теории культуры с развитием теории физической культуры в СССР и в других странах мира.
л
2. Раскрыть культурные ценности физической культуры в процессе создания и развития современной культуры Вьетнама.
3. Показать роль и значение потребностей человека в двигательной деятельности в качестве стимула занятий физическими упражнениями.
МетоЁЫ_исслейования: Для реализации поставленных.задач в процессе работы были использованы следующие методы научного исследования:
1. Теоретический анализ и обобщение литературы, документов и фольклорных материалов.
2. Ксгоряко-логический' метод.
3. Системный подход.
4. Формализация.
Метод теоретического анализа и обобщения, используемый в процессе работы, позволил обобщить информацию, содержащуюся в различных источниках, показать противоречия в концепциях различных агторов по рассматриваемой проблеме. Он позволил соотнести различные, точки зрения, выяснить степень объективности в оценке таких сложных научных феноменов как культура, физическая культу-
ра, определить их структуру и форда связей, национальные особенности.
Историко-логический метод в значительной степени помог раскрыть процесс естественного развития физической культуры вьетнамской нации по мере ее постеленного развития как на основе традиционной культуры и образования, а также на основе современных теоретических концепций и практического опыта. Он позволил раскрыть роль и значение культуры и Боепитания вьетнамской нации на протяжении многих эпох, связи с политикой, экономикой, культурой," традицией.
Большое значение в процессе исследования имело изучение трудов культурологов, педагогов, врачей, философов Вьетнама, в которых показан ход исторического развития наши, возникновение и развитие национальных, бытовых и культурных традиций.
Использование системного подхода позволило обнаружить связи между явлениями в процессе развития, рассматривать на протяжения длительного времени историю развития культуры и физической культуры, убеждаться в том, что они не выходят из системной связи, их развитие взаимосвязано и взаимообусловлено.
Метод формализации в процессе работы применялся в каждой части анализа материалов история и теории. Схемы как вид формализации позволяли увидеть структуру связей, предметов и явлений.
Схемы не всегда полностью выракают закономерности многосторонних связей, однако позволяют обнаруживать структурные связи, воздействующие факторы.
Этот метод показывает физическую культуру через ее структуру, содержание и формы связи с обществом, культурой, образованием, философией к восточной медициной.
В качестве фольклорных: материалов исследовались произведения народного изобразительного искусства (рисунки, скульптура, резьба по дереву, смыся, легенды).
Новизна насгоящегэ_яссле£ОЕапия заклинается в следующем: I. Физическая культура впервые исследована ка основе материалов СЕВ в качестве ценности как вида культуры вьетнамской нации.
2. Показаны связи физической культуры вьетнамского народа с философией, медициной, военным делом, искусств™, литературой и другими областями деятельности в ходе исторического развития вьетнамской нации.
3. Новым является попытка при исследовании проблем физической культуры в СЕВ использовать теорию деятельности и потребности для обоснования процесса создания и развития теории физической культуры как гуманитарной науки.
4. Разработан структурный аспект физической рекреации в связи с потребностями жизни, быта, военного дела вьетнамской нации.
5. Впервые представлена историческая роль школы "Во" как основы самобытной физической культуры вьетнамского народа, показаны структура и варианты "Во".
6. Новым является попытка рассмотреть реализацию идеи равновесия (Инь-Ян) на примере жолы "Во нят-нам", "Бовина".
7. Впервые обоснована структура традиционной физической культуры вьетнамской нации в период ее становления.
-Теоретическое значениа_работы заключается в том, что в ней на основе исследования исторических и современных процессов развития общей культуры и'физической культуры регаана научная проблема разработки культуроведческих основ теории физической культуры как вида культуры вьетнамского народа. Ото имеет ванное сотш-
ально-культурноа и политическое значение для СЕВ. ее культуры и образования, для подготовки специалистов физической культуры и повышения общего культурного уровня вьетнамцев.
Практическое значение. Практическое значение настоящей работы заключается в том, что она раскрывает конкретные современные взаимные связи в развитии вьетнамской культуры и физической культуры Вьетнама, их значение в решении практических задач стратегии социально-экономического развития страны. Практическое значение состоит и в том, что материалы настоящего исследования могут быть использована для подготовки вьетнамских специалистов в области физической культуры, для воспитания вьетнамской молодежи, для пропаганды и агитации, для повышения общего культурного уровня вьетнамцев. Они представляют собой новое научное направление в системе исследований проблем физической культуры и ее теории.
Материалы исследования имеют определенное практическое значение для создания и развития культуроведческих основ теории физической культуры в тех странах мира, в которых ТФК находится в стадии становления. Они способствуют лучшему пониманию культуры Вьетнама и взаимопонимания других народов мира. Основные положения, выносимые на защиту: I. Неразработанность культуроведческих основ теории физической культуры как вида культуры вьетнамской наши обедняет теорию и практику современной культуры Вьетнама. При разработке этой теории во Вьетнаме необходимо исходить из теории потребности и теории деятельности, широко используя современные концепции теории и истории культуры. Не мотач быть полноценной теории и истории культуры Вьетнама, если из ее содержания исключены информация об одном из ее важнейших видов - физической'культуре.
а
2. Содержание, структура, формы физической культуры как вдда культуры Вьетнама связаны со спецификой вьетнамской культуры и включают в адаптированном виде двигательные действия, отражающие военные, религиозные, бытовые традиции, церемонии и обряды, которые отвечают национальным особенностям народа, его философии, медицины и литературы.
3. Основой традиционной народной физической культуры Вьетнама являлись школы "Во", состязание "Во", система физических рекреаций, виды которых представляют собой значительную культурную ценность, поскольку способствуют интеллектуальному, эмоциональному и физическому развитию ее участников, что в целом сказывается на общем уровне культуры нации.
4. Физическая культура играет существенную роль в стратегии развития культуры, образования, в целом развития вьетнамского народа. Поэтому в интересах дальнейшего ее развития в стране необходимо совершенствование ее теории в соответствии с характером, традициями и потребностями общества.
Структура и объем. Диссертационная работа состоит из введения, пяти глав, выводов, списка литературы и приложений. Основной текст изложен на 265 с. машинописного текста, включая 12 рисунков. Список литературы насчитывает 231 источника на русском и 162 на иностранных языках. В приложении содержится 59 рисунков.
СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
В первой части диссертации излагаются теоретические и методологические основы исследования, исходя из определения понятия культуры на основе концепций деятельности и потребности человека.
Формирование дефиниций - процесс весьма сложный и достаточно противоречивый. Особенно это относится к такому сложнейшему явлению, каким является культура, многофункциональность которого йрайне затрудняет попеки определения, отвечащего точности, адекватности существу определяемого явления, эффективности практического применения его в условиях реальности.
Рождение самого понятия культуры стало возможным лишь тогда, когда развитие общетеоретических знаний достигло достаточно высокого уровня. Методы и подходы к определению понятия культуры были различными.
Б труде "Об определений культуры" (Хоанг.Винь, 1986) Яоанг-Винь приводит несколько групп подхода к определению культуры.
Но данным американских культурологов A. kvobev* и С- íClnc-klion. в учебниках Запада к IS52 году существовало уже более 170 определений культуры. По A.Motea к 1967 году их число возросло до 250 (Фам-Тхя-Лиэу, 1986). А в труде "Некоторые понятия о культуре" Чан-До (1986 г.) показал, что в мире'было дано более 300 разных.определений культуры.
Наличие огромного количества определений культуры, явная их противоречивость и односторонность з значительной степени обусловили я трудности настоящего исследования.
Культура есть не просто производство вещей или идей в их абстрактной оторванности от человека, а производство самого человека во всем богатстве и многосторонности его общественных связей п отнэшенш" еэ всей целостности его общественного бытия.
Определения культуры, данные учеными капиталистических стран, мокно разделить на следующие группы:
I. Определения культуры в форме описания ее содержания. По этому определению культура - сложная сумма, состоящая из знаний,
вероисповедания, искусства, морали, закона, обычаев и любых способностей и привычек, которыми может овладеть человек в качестве члена общеетеэ.
2. Определения исторического характера, в которых подчеркивается последовательность развития и использования исторического наследства. Под культурой понимается сложная форма последовательного развития общества, его практики и вероисповедания. Эта сложная форма определяет нашу жизнь, она включает процессы развития техники, идей, обычаев.
3. Определения, подчеркивающие порядок в обществе; культура - это общий порщок, определенный средой общества, а также и индивидуальностью в качестве члена этого общества.
4. Определения в аспекте аксиологии, ценностного подхода: культура - это материальная и общественная ценность группы людей, их обычаев и реакции в их поведении; это норма поведения, которую все члены общества приняли.
5. Определения, подчеркивающие связь и взаимодействие человека с природой. В этом определении в культуру включаются все продукты, подученные в процессе освоения природы. Это особая ответственность человека за природу в процессе удовлетворения экономических потребностей.
6. Определения культуры как образа жизни, который принял человек на основе воспитания и образования, а не только на основе биологической наследственности..
Анализ работ, посгященнга определению понятия культуры, свидетельствует о том. что кавдое определение в какой-то степени охватывает о*жз кз сторон этого сложнейшего полпфункшюналь-ного явления. Однако ни один- из подходов не шкет претецдовать на достаточно адекватное определение понятия культур".
Б-работах советских ученых, изданных в первые годы советской власти, также нет специального определения понятия культуры.
Исследование проблем теории культуры в СССР началось в конце 1950-х годов. Наиболее общие характеристики теории культуры сводились к следующему:
I. Ксхэдя из реальной исторической тенденции, рассматривающей культуру 'как общественное явление, культурная деятельность является частью практической деятельности общества.
В каждой общественно-экономической формации существует свой определенный культурный тип. Культура имеет исторический характер.
3. Культура появляется в развивается вместе с появлением и развитием человеческого общества. В обществе, основанном на классовых противоречиях, существуют две культуры: культура господствующих и культура подчиненных класоов.
4. ^эотяетствуя двум типам общественного производства (материального и духовного), культура разделяется на материальную и духовную культуры. Материальная культура является основой, в конпе концов, ока имеет решающую роль для развития духовной культуры. Однако духовная культура имеет относительную независимость в своем развитии к обратное воздействие на материальную культуру.
Понятие ку льтугл в ишрэкэи значонпг используется при ссило-• со<"ском ЯИ01Д38 „ультурч. а в узком значение используется в политических оиг;ест1 ог""гтх документах и специальных работах по проблемам 1'с1<"/сстта. эстетики ¡\ языкознании.
Хлп советских учеят-вульгурочогов характерны следующие подходы г опродзюпик культуры:
- лкчнэс!нэ-атрябу7ягл::и, езглгепз которому культура есть
мера и способ развития человека (Арнольдов А.И.),
- деятельностный, который рассматривает культуру с позиции деятельности, ее качественной характеристики, способа деятельности, творческой деятельности (Коган Л.Н., Мархарян Э.С., Меясуев В.М.).
- предметно-ценностный, по которому культура представляет собой совокупность материальных и духовных ценностей (Ким М.П., Карпов Г.Г.),
- общественно-атрибутивный, согласно которому культура яв^ ляется универсальным свэйстеом общественной жизни лвдей (Давидович В.Е., Жданов Ю.А., Каган М.С.). (рис.1).
В работах по проблемам культуры, вышедших в СССР в 1960-1980-х годах, как правило, содержатся сведения и о физической культуре (Ким М.Н,, 1966; Тугаринов В .И., 1968; КарпоЕ Г.Г., 1970; Соколов З.В., 1972; Меяуев В.М., 1977; Каган М.С., 1577; Иовчук М.Т., Коган Л.Б., 1979; и др.). Згот новый аспект в работах советских философов был вполне оправданным, так как одним из главных объектов исследования философии как науки является человек во всей сложности его бытия и общественных отношений.
Советские ученые в настоящее время считают, что культура общества в целом представляет собой единство деятельности в областях материальной (техника, производственный опыт, материальные ценности), духовной (производство, распределение и потребление духовных ценностей), жизни, в области политики, науки, ис- . кусства, литературы, философии, просвещения и т.д.
В ее структуру входит и физическая культура, поскольку исторически является одним из непременных и обязательных факторов формирования всесторонне и гармонически развитой личности, обеспечивает физическую и морально-волевую деятельности, способству-
Рис.I. Основные концепции современных культурологов в-определении культуру
er раскрытию физического потенциала человека и создание двигательного фонда его деятельности.
Б период 1960-1980-х годов в работах советских специалистов по истории'и теории физической культуры появились новые концепции, основанные на применении системного подхода. Суть их сводится к тому, что, возникнув в недрах общей культуры, физиче-' екая культура в ходе исторического процесса развития превращается в относительно самостоятельную область общественно необходимой деятельности (Ландарь A.M., 1972; Решэтнев I.A., 1974; Николаев Ю.М., IS7S; Ягшяев С.М.. 1S76; и др.). Предпринимаются попытки выяснить особенности деятельности человека в области физической культуры в отличие от его деятельности в других сферах.
Б СССР эту работу в 70-х годах начала кафедра те,ории и методики физического воспитания Ленинградского института физической культуры им.П.'5.Лесгафга. В эти годы в печати появляются материалы по теории и социологии физической культуры, в которых раскрываются ее связи с культурой общества (Быдрин В.Ы., 1968-1980; Николаев Ю.М.,■I975-IS77; Пономарев Н.И., I975-IS80; Пиотровский Л., IS80-IS8I). К этому ке периоду относится появление работ философов, которые такие начинают исслодогать взаимосвязи культуры и физической культуры на основе новых культуроЕедческих концепций (Вишневски£.И.Б., IS67-IS7G; Каган IJ.C., Т.р?4; Кем М.П., 1969-1975; Столяров В.И.. 1976-1980, 1Ш9).
Полифуккциональность физической культуры е современном обществе освещена е трудах многих советских ученых (Новикова А.Д., IS6I-IS7G; Агеевпа Г..У.. 1Г70; Пономарева K.L. .1970-1971, 1Я74; I-олдлка L.II., IC7I; Стопового П.С., 1С7£; Кукутжшт Г.!;., 1Г72; Столбзта I.E., Кулижовсча ПЛ., IC75; Белорусова В .В. , 1175;
Деметра Г.С., 1275; Матвеева Л.Г... Новикова А.Д., 1976; Пономарева H.A., 1976; и др.).
Исследование теории физической культуры на основе современной теории культуры осуществляется пока еще слишком короткий период - I5-2C лет. Однако философы, педагоги, социологи, культурологи, историки за это время сделали уверенные шаги по пути создания культуроЕедческих основ теории физической культуры. При этом весьма важное значение уделяется проблемам теории деятельности л потребности .
Всестороннее развитие у человека потребностей, создание предметов этих потребностей не только биологических, а преяде Есего социальных, долкно становиться общественной необходимостью, потребностями всех (Леонтьев A.M., 1975). Это особенно важно в области физической культуры, поскольку биологическая потребность в движении угасает к 12-15 годам, а на смену ей долнна придти осмысленная деятельность по самовоспитанию потребности движений.
; Несомненно, что физическая культура подчиняется в своем функционировании и развитии закону возвышения потребностей. Этот закон действует по следующей функциональной схеме: потребность в физической культуре, объективизация данной потребности в гиде занятий физическими управлениями, реализация потребности, то есть потребление ценностей физической культуры, повое Бозгышенпз потребности в данном виде культуры (Пономарев Н.И., ISC-9).
Общи:'- ыетз,дологически;' подход к анализу деятельности нук-ЕО R ПОДПОЙ г.'ЗрЗ ГРТЛОНЯТЬ И Е !*ГЗЕЧ0СКОЙ КУЛЬТУРЗ, КОТОРЯЯ
йре*,ст5ьдчог от;лу иг споглфг.ч<зсккх »¡ер многосторонней деятель-пост:: человека (1!эахл\:сгдпор 5., Мергаутова Л., I97ü).
Если рассматривать только потребность и ценность теории деятельности в областях ценностей культуры, то можно заметить, что ценности культуры и физической культуры нельзя отделить от областей деятельности общества и человека.
Анализируя значение теории деятельности для формирования культуроведческвх основ теории физической культуры, не избежать признания важной роли теории потребности.
У самого человека изначально нет потребности в культуре. Они формируются в пропессе деятельности, знакбмства с миром и его освоением (в знаниях, общениях, труде). Б процессе деятельности удовлетворяются одни и рождаются другие потребности, формирующиеся на более высоком уровне. Процесс их формирования зависит от культурного уровня, воспитания человека, от способностей и опять-таки от потребности в различных видах деятельности.
Физическая культура личности - одна из ваетейших характеристик современного культурного человека и цивилизованного общества. Она включает как Енешнюю, так и внутреннюю характеристики личности, отражающие способ, качество ее деятельности в различных сферах жизни, поскольку деятельность осуществляется физическими и духовными силами человека. Она в известном смысле определяет и уровень культурного развития человека, понимаемого как развитие стремления к творческой реализации своей собственной казни, во всех ее формах и видах.
Во второй части диссертации изложены результаты анализа взаимосвязи культуры вьетнамского народа и его физической куль -туры, представлен исторический аспект системного анализа культуры и одного из ее видов - физической культура вьетнамского народа на различии:: этапах начального построения, защиты и развития страна.
У каждой наши есть своя культура, которая отражает исторические процессы возникновения и борьбы нации за свои независимость, духовную историю этой наши (Культура Вьетнама, 1989) и всю историю материального развития общества, физического состояния человека. Последнее в известной степени также отражает историю существования самой нации, определяет ее культуру. Это происходит потому, что физическая культура является атрибутивной частью культуры любой нации, любого общества, ибо современной науке неизвестны племена, народы общества или государства, в которых не было сТизическэй культуры, хотя бы в элементарных формах (Выдрян В.И., 1988).
Историческое развитие, как правило, всегда связано с процессами асиммилшии. Однако необходимо отметить некоторые его особенности в развитии Вьетнама. Племена, жившие на земле Вьетнама, в конце этапа новой каченной утвари (5 тысяч лет назад) имели трудовые орудия, технику производства на енсоком уровне для того времени. Наличке меди оказано серьезное влияние на духовную и материальную культуру первобытных людей и их общественных организаций.
Из исторических материалов хорочо известно о битовой стороне кх жиаии, духовной и физической культуре на этапе строения Хунг-Быонг (ЬОСО лет тому назад). Конкретный анализ особенностей яизпа быта, духотой и физической культуры на этапе Хунг-Выонг был проведен на примере такой структурной единицы общественной организации того Бремени, как "село".
В самом начале этапа построения и защиты страны культура и еа Г.дзичесгяя культура уже стали для вьетнамцев целью и средством 1!огы;:10н.г"л прогресса нации на путях развития общей цивилизации чзлогечсстга. Кх еплнстю, диалектичность и противоречивость
связей обеспечивали комплексное, но не всегда синхронное влияние на человека.
Вьетнамская физическая культура представляет собой самобытную ветвь,'что имеет важное значение для изучения и дальнейшего развития мировой (международной) теории и методики физической культуры. Она развивалась по своим законам, которые отражали ■ уровень развития культуры, традиций, обычаев и фольклора.
Школа "Во" представляет собой одну из фундаментальных основ физической культуры Вьетнама. Вьетнамский термин "Во" является синонимом китайского термина "Ву" - и означает деятель-
ность, направленную на физическое и духовное развитие человека, подготовку его к борьбе за независимость Родины. В этой деятель-нхти отражаются национальные черты характера и жизни вьетнамцев.
"Во" - это собирательное понятие, которое объединяет воспитательные и образовательные аспекты, а также двигательную деятельность и психологическую подготовку занимающихся. "Во" развивается и изменяется в соответствии с потребностями общества и его целями, в которых отражается развитие общей культуры вьет-намакого народа.
В содержании и формах "Во" отражаются идеи вьетнамской философии, медицины, психологии, а также и уровень развития культуры и образования каждой национальной или этнической группы населения Вьетнама.
Вьетнамцы умело используют .богатые исторические традиции и опыт предшествующих школ "Во", существовавших при различных династиях, хранят, осваивают и совершенствуют теорию, стратегию, тактику "Во", а также методы и средства воспитания м образования.
Во Вьетнаме-существуют различные гаколы "Во", которые отличаются по сэлерпанв» и методам преподавания. Каяяая школа "Во"
имеет свою программу, стратегию и тактику боя и борьбы (ведения, схватки), а также средства, методы и формы физического воспитания и методику закаливания организма. Например, в одной школе "Во" в процессе тренировки с целью развития физических и морально волевых качеств широко используются упражнения с предметами (-короткие палки или мечи со щитом), а в другой применяются короткие и длинные копья.
Школа "Во" содержит три части:
1. Теория "Во" (история, обоснование с точки зрения философии и восточной медицины, методы обучения двигательным действиям . человека в целом и отдельных частей его тела (головы, глаз, ушей, ног, рук) и б сочетании движения (головы и ног. рук и ног, рук и головы) и т.п.
2. Методы и формы закаливания организма (использование воды, дыхания, различной температуры и т.п.).
3. Тактика ведения боя (кулачного боя, боя с оружием и без оружия; тактика встречного боя, удары ногами и руками; тактика движения частей тела; тактика дыхания в разных условиях и ситуациях и др.).
Каждая форма имеет основы теории, методы и тактику. Обучение и воспитание в любой школе "Во" зависят от опыта руководителей шкоды, уровня професои-шяпьнэго мастерства преподавателей этих заведений.
Таким образом, "Во" представляет собой часть структуры традиционной физической культуры Вьетнама, сформировавшейся в результате процесса исторической деятельности, творчества каждой нации.
В школах "Во" отражаются потребности общества и личности в 'физической, духовной подготовке вьетнамцев к различным видам их жизнедеятельности (в быту, труде, военном деле, в рекреации и т.д.).
В настоящее время "Во" имеет большое теоретическое и практическое значение в развитии культуры СЕВ.
В состязания "Во" включается борьба голыми руками, фехтование с палками, копьями, ыечаыя, саблями. Изображение сцен этих состязаний есть во многих произведениях искусства древнего Вьетнама. Так например, на типичном предмете материальной культуры "Донг-Ион" барабане древнего Вьетнама язобра&ены участники состязаний "Во".
В последней эпохе вьетнамского феодализма каждый третий год организовывалось одно экзаменационное состязание "Во", состязание "Хыонг-Во" в годы мыши, лошади, кота, курица, а состязание "Хой Бо" - е годы дракона, собаки, буйвола и козла.
Состязание "Во", соединение в нем высоких требовании к интеллектуальному и физическому развитию свидетельствуют о глубоком понимании сущности единства, целостности человека и характеризует процессы развития культуры, просвещения, развития физической культуры и отражает потребности общественного развития, необходимости и возможности связи с природой и развития собственной природы человека е виде его умственных и физических способностей. Это нашло свое отражение и во вьетнамской философии.
Типичной проблемой во вьетнамской ф'илософии, которая прямо или косвенно связана с физической культурой, является учение равновесия ( Е^ш' ) между "Кнь" и "Ян". Согласно отому учению,
I
тело человека находится либо е кинетической позиции "Ян", либо статической - "Кнь", то есть как бы в состоянии неустойчивого раЕ-роЕесия. Состояние Ян доходит до максимума, лотом превращается е - Инь и, наоборот, достигнув максимума в Кнь, превращается е Ян. две эти позиции дэпккк быть скоординированы друг с другом, чтобы в процессе этих перемен родить небо, земли и все продыеты.
Во вьетнамской системе физической культуры "Во" (вовина) отражается идея постоянных перемен. Типичные перемены определяются временем, пространством, состоянием, условием и обстановкой. в которых осуществляется психическая и двигательная ' деятельность школы "Во".
Единство мезду противэполояяыми сторонами, такими как напряженность --ослабление, твердость - мягкость, хорошее физическое состояние - бодрое настроение, назад - вперед, обусловлено единством происхождения, неизбежность» изменения. Эти парные категории не только лежат в основе физической культуры Вветнама как путь к созданию красоты и здоровья, но и отражают единство взглядов по отдельным аспектам двух школ: философию Запада и Востока.
Огромное значение для формирования национальной физической культуры Вьетнама имеет и в настоящее время теоретические и практические основы медицины. Во Вьетнаме национально-традиционная медицина формируется и передается от поколения к поколению. Ее положительный эффект проявляется в защите здоровья, в борьбе за существование против суровой природы и болезней и широко используется этот опыт во все времена.
Известные врачи Вьетнама Туэ-Тинь и Хай-Тхыонг-Лан-Онг создали теоретический фундамент вьетнамской медицины, разработали способы укрепления и сохранения здоровья (физические упражнения. питание, поддеряоса темперамента, физическая закалка, гигиена, правильное дыхание).
Б основе медицинских взглядов Туэ-Тинь лежит метод "обеспечения жизни" - укрепление духа (поддержание желания,, защиты здоровья, упражнения, сохранение физической формы).
Метод "обеспечение жизни" достиг значительных успехов потому, что основывался на двух фундаментах: во-первых, на базе философии; во-вторых, на базе юго-восточной азиатской медицины. Путь равновесия Инь-Ян - это мечта каядого челов'ека, каждой нации. Средства могут использоваться по-разному, но вьетнамцы до настоящего временя оцениваются уровнем развития личной физической культуры.
Все это сввдетельствует о том, что в рамках философии и медицины физическая культура, в том числе "закалка" "Во",гигиена, являются органической частью вьетнамской культуры.
Физическая культура как вид культуры вьетнамского народа отражала разнообразие деятельности народа в быту, труде, в военном деле, в формировании взглядов о физической закалке, в поиске методов сохранения и развития национально-культурных традиций.
Кроме этого, физическая культура развивалась в тесном сочетании с другими сторонами культуры - литературой, танцевальным искусством, скульптурой, живописью, графикой и постоянно находила отражение в их содержании. И здесь влиянйе было взаимным -
физическая культура давала материал для моделей, духовная куль-
(
тура представляла ее в обобщенной художественной форме.
Для вьетнамской народной живопиди и рисунка традиционным является изображение простых лвдей, невысоких ростом, но очень стройных и сильных. Среди сюжетов и быта вьетнамского народа в изображениях часто встречаются вольная борьба, охота, катание на л одках.■
Старинное искусство отражает Еысшие моральные и Физические
достоинства вьетнамского народа: героизм, мужестго, стойкость и решительность, простоту и романтику, силу и ловкость.
Древняя деревянная и каменная скульптура, графика, живопись дают представление о наиболее популярных физических упражнениях, играх и развлечениях в быту вьетнамского народа. На первом месте, безусловно, были физические упражнения военно-прикладного характера, ибо вьетнамскому народу с самого начала его этнического самоопределения пришлось Еести многовековую и изнурительную борьбу за свою независимость. К таким упражнениям относятся фехтование на мечах, саблях, палках, единоборство на лошадях, метание копья, бсрьба, защита невооруженного воина от вооруженного противника, гребля на боевых судах.
Из бытовых жанровых спел на картинах Донг-Хо, Ха-Вад среди физических упражнений, игр и развлечений чаще всего встречаются элементы акробатики, игры с мячом, гребля на рыбацких и прогулочных лодках, игры и противоборство с быком, поднимание и удержание больших тякестей и некоторые другие.
Выдающиеся ученые Вьетнама от эпохи к эпохе сохраняли, изучали я учасгЕовала в формировании новых положительных традиций, в числе которых важное место занимали различные формы и методы физической культуры, народные виды физических упражнений, игр, забав, потех и развлечений.
Исследуя процесс развития вьетнамской физической культуры, в связи с культурой жизни и быта, с решением проблем защиты человека и наши в целом, можно сделать выеод о том, что в структуру традиционной вьетнамской физической культуры при династиях эпохи Феодализма еходят следующие виды цеятельнхти:
I. Рекреация в процессе трудовой жизни, в быту и в праздничные дни.
2. Школы "Во".
Б. Различные формы закаливания организма по методикам, основанным на базе вьетнамской философии и медипяны. (рис.2,)»'
Особенностью народных рекреаций Вьетнама является отражение идей и веры в связь природы и человека, которые присущи всей культуре Вьетнама. Народная рекреация во Вьетнаме в любой форме развлечений и соревнований или закалки в той или иной степени была связана с вероисповеданиями. Она передает опыт ранее ишлих к последующим поколениям и всегда выражает черты национального характера, традиции местной культуры.
В рекреации находят широкое отражение народные обычаи, навыки и главных смысл жизни - созидательный труд, производство, а также идеи защиты своей Родины.
Игра является формой рекреации, лот ому что ее участники действуют в обстановке положительных эмоций, постоянно изменяется их состояние.' Они испытывают чувство гордости, уверенности.
Игра, как форма физической рекреации, позголяет ее участникам и зрителям переключиться с одного гида деятельности на другой, получить удовольствия в процессе двигательной деятельности от участия и сопереживания и потому имеет значение для кдзни, труда и совершенствования человеческих отношений. С другой стороны, состязания в процессе рекреации позвенит продемонстрировать силу, ловкость, умение что-то создать, Еосхидатъся, соперекивать.
В процессе различных видов рекреагшп к прзкде всего в процессе игр и игровой деятельности формируется новый уровень культуры, возникают новые традиции вьетнамского народа, происходит формирование личности, развиваете* двигательные к духовные качества, раскрываются таланты. Есе ато относится по только собственно к двигательной деятельности, но п отражает ценности духовно:;
культуры.
Рис,2. Структура физической культура при династиях эпохи феодализма
В народных играх Вьетнама отражаются идеи из многих областей деятельности (политики, философии, медицины), связи человека с природой. Например, игра "Бросание Кон", народностей Мыонг-Тхай-Мэо, или игра "Дань Фэт" народности Кинб выражают учение философии "Ян-Инь" о связи мужского и женского полов. Мяч с пяти-цветной бахромой и высоковисящим кольцом, покрытым красной бумагой, олицетворяет вещь без души.
В содержании, функциях, формах рекреации отражается специфика вьетнамской земли, ее народа, национальная и в известной степени профессиональная структура общества. Другими словами, рекреация является составной частью физической культуры на многих этапах исторического развития культурной жизни национальностей Вьетнама.
Рекреация в аспектах идей древней вьетнамской философии по проблеме равновесия "Инь-Ян" в системе современной экологии рассматривается" как средство создания этого равновесия для'каждои клерки общества и человека в целом.
С точки зрения древней ^вьетнамской философии, физическое состояние имеет две части: "Инь-Ян", духовное - то же самое. Это подвижное и естественное равновесие проявлялось в народных формах рекреаши Вьетнама в различных --» видах, что имело важное значение в создании биологической и культурной сторон казни человека.
Исходя из анализа философии, общественных, психологических, образовательных, медицинских аспектов проблемы, основываясь на к01 пепнии потребностей и деятельности по их удовлетворении, представляется возможным предложить следующую структуру типов рекреации:
I. Рекреация, имеющая духовную направленность (религиозную, божественную, спиритуалистическую и т.п.).
2. Рекреация, отражающая историю построения и защиты страны.
3. Рекреация, в процессе которой формируются и развиваются битовые умения и навыки человека.
4. Рекреация, главным образом, удовлетворяющая потребности в получении удовольствия, от двигательной деятельности, от общения разных поколений людей.
Б содержании всех типов рекреации включаются движения, двигательные действия бытового, религиозного, военного характера и стаетно-игровая деятельность, мало связанная с движением тела, но Еыракающая мысль.
Весьма существенное влияние на понимание роли двигательных действий, физических упражнений, на их содержание, форму и направленность имело Есецда и в известной степени сохраняет в настоящее время древнерьетнзмское учение Хи Конг.
Один из фундаментальных принципов "Хи Конг" - это "Хи". Его мокно перевести как "еоздух", то есть дыхание. Но смысл его гораздо лире.
сто психосоматическая энергия, связанная с кровью и дыханием.
Хи-Конг - это искусство укрепления здорзьья, практикуемое во Вьетнаме. Оно изучает активную роль в предупреждении и лечении болезной, сохранении и укреплении здоровья, сопротивлении преждевременной старости (дряхлости) и продолжении жизни.
В учения Хи Конг физические упражнения весьма своеобразны и являются как бы внешним проявлением, подкреплением и продолжением внутренних процессов, функций внутренних систем организма.
Б теории вьетнамской ыедигтшы своеобразно обосновывается золочение о том, что .'?и?че организмы, как и все в природе, состоят из пигзлелезтзг, которые взаимодействуют между собой. Их : - пзне^оятзльнэсг'ь протекает благодаря рождающейся из Езаимодей-
ствия организмов с внешней средой жизненной энергии "Хи" и всепроникающему принципу полярности (Инь-Ян).
Учение Хи-Конг имеет самостоятельное значение и является частью национальной культуры. Вьетнама.
С 1858 по 1945 гг. вьетнамская страна была французской колонией. Почти 90 лет в период порабощения французскими колонизаторами вьетнамский народ выносил многие невзгоды.
Б это время физическая культура Вьетнама имела две параллельные части.
Во-первых, физическая культура по европейскому образцу, которая развивалась под влиянием колониальной политики Франции в больших городах ила е многэнаселешшх районах.
Во-вторых, национальная физическая культура, состоящая из предмета "Во" борьбы, игры, движения и других способов закалки, существующая и сохраняющая во всех дереЕкях, е нео купированных и временноэвдпкроЕанных районах.-
После августовской революции 1945 года было создано новое демократическое государство, в котором руководство считало развитие физической культуры одним из ва;шых средств в борьбе за спасение страны и развитие культуры вообще. На каждом переломном этапе революции Вьетнама физичес.;. я культура занимала значительное место, активно участвовала в борьбе за национальное освобон-дение и прогрессивное развитие Родины. После освобождения Вьетнама от иностранных захватчиков в стране бил издан ряд вашейшх документов, е которых высоко оценивалась роль физической культуры. Б числе очередных и важных задач, наряду с культурой, политике", экономикой, военным делом ставятся задачи к по дальнейшему :;азгл1-тию такой ванной области культур« оФпостве, какой ятляетея физическая культура.
Это объясняется тем, что она как область соцйально-необхо-димой деятельности, удовлетворяющей широкий круг потребностей человека и общества фактически, содержательно, организационно связана со многими другими важнейшими областями деятельности вьетнамского общества.
Президент Хо Ши Минь утверждал, что защита демократии, формирование ноеой жизни требуют крепкого здоровья каждого члена страны. Занятие спортом и укрепление здоровья - это долг каждого патриота.
С возникновением нового демократического государства во Вьетнаме разрабатывается стратегия развития экономики страны.в которой конкретизируется на единой научной основе программа развития страны. Она включает е себя основные направления планирования общественной политики, отражает возможности развития всей общественной деятельности, СЕязей между видами деятельности, их ррли и положения в народной экономике.
В стратегии тесно связаны цеди развития экономики с полями общественного развития, конечная пелъ которого - служение человеку, непрерывное повышение уроеня материальной, духовной жизни всех слоев общества. Стратегия социальной экономики предполагает прежде Есего научное определение основных целей, достижение которых необходимо для общественного развития на определенном этапе. Эти ноли являются объективном требованием, опирающимся на необходимый уровень, соответствующий уровню внутреннего развития страны и международно"! обстановке.
Основные идеи стратегии социально-экономического развития Вьетнама: "Все делается человеком", "Все для человека", "Каждая стратегическая пепь выполняется человеком".
На физическое развитие гьэтнаиской нации сильно воздейству-
юг общественно-естественные факторы. Если точно определить эти факторы и уровень их воздействия, тогда можно преодолеть их, управлять ими по законам общества и природы.
Поэтому стратегия развития общества опирается на стратегию развития человека, ибо социально-экономическое управление и управление деятельностью общества всемерно и рационально разЕи-вают физические и духовные способности людей, служащих полям экономического развития^ Человек является и субъектом, к объектом деятельности. Он и управляет, и непосредственно воздействует на общественное развитие.(рис.3).
Стратегия развития человека рассматривается как главный фундамент для разных областей общественной деятельности. Это токе указывает на перемены в содержании стратегия развития человека и ее чрезвычайно важную роль в стратегии общего социально-экономического развития.
На физическое развитие вьетнамской нации существенное влияние оказывают естественные факторы,- Поэтому в решении проблем физической культуры важно"учитывать уровень их воздействия, использовать или преодолевать их, упрарлять ими по законам общества и природы.
Таким образом, повышать ;оль чзловеческого фактора, создать мощную систему стимулов, побуждающую плодотворно трудиться на обиее благо, а также условия, способствующие всестороннему развитию личности, - это вакнеЗшая политическая, экономическая и социальная задачи. Поэтому и проблема человека выступает как комплексная, и редить ее мошю лить усилиями ученых, грздстав-ляющих различные отрасли знаний, в то:.; числе область физической культуры, v
Рис.3 . Основные факторы, определяющие стратегию развития вьетнамца
• Влияя на стратегию развития экономики и общества, на большую политику, служащую целям экономики, на состояние культуры и воспитание на всем процессе развития, человек любого возраста, любого положения приобретает непреходящие ценности,
.. Следует также отметить, что фязическии и духовный факторы развития человека имеют, по существу, одинаковую ценность, ибо человек как субъект в. процессе развития экономики, культуры, образования выступает совокупностью всех своих сил, способностей, качеств и умений.
Проблемы физической культуры во Вьетнаме в настоящее время приобретают особенно вакное значение, поскольку за последние десятилетия отмечается снижение и ухудшение уровня физического развития по различным параметрам, его несоответствие требованиям настоящего времени. Эта проблема ставит большие задачи в области физической культуры. .
В современных общественно-экономических условиях структура физической культуры и спорта Вьетнама состоит из следующих частей:
1. Физическая рекреация.
Конкретными ее видами являются традиционные игры, танцы, состязания, развлечения, в содержание которых входят физические упражнения.
I
В них участвуют лвди различного возраста. Специфические рекреационные занятия связаны с бытовыми, трудовыми, боевыми двигательными навыками, местными традициями и климатическими особенностями различных районов.
2. Современный спорт высших достижений (плавание, легкая атлетика, гимнастика, футбол, Еолейбол, баскетбол, гонки на велосипедах, стрельба и другие виды).
3. Традиционная физическая культура (различные иколы "Бо",
Рис Л. Структура физической культуры Вьетнама в -настоящее время
Рис.'3 . Влияние некоторых общественных » естественных факторов на развитие физкультуры
Вьетнама
национальные виды борьбы, состязания на кулаках, мечах, пёлках).
4. Реабилитация, которая имеет целью укрепление здоровья, профилактику заболевании, борьбу за*здоровый образ жизни (Хи-Конг, йога, массаж, лечебная гимнастика).
5. Физическое воспитание в начальных, аредних, высших учебных заведениях, в вооруженных силах, которое осуществляется по специально разработанным учебным программам.(рисунки 4, 5).
Каждый этап вьетнамской революции неотделим от великих событий, происходящих в СССР, В течение многих лег вьетнамский народ постоянно получал и получает щедрую и эффективную помощь со стороны советского народа е различных областях экономики, культуры и. в частности, е области физической культуры и спорта.
Одной из форм культурного сотрудничества являются спортивные сеязи. которые содействуют укреплению дружбы и обмену опытом в области физической культуры и спорта. Изучение опыта способствует дальнейшему совершенствованию физкультурного движения, признанного решать одну из ражнейших задач вьетнамского общества -воспитание гармонически развитой личности в СЕВ.
ВЫВОДЫ
I. В процессе настоящего исследования установлено, что необходимы:,; условием изучения физической культуры вьетнамского народа является анализ ее лроисхзвдения и развития с позиции теории потребности и теории деятельности. При этом необходимо использовать опчт других стран и прекде всего опыт Советского Союза при разработке культуроведческпх основ теории физической культуры как вида культуры и как. области социальной деятельности, направленной на удовлетворение социальных потребностей в укреплении здоровья людей, сохранение человеческого потенциала. Зто бу-
дет способствовать обогащению теории культуры информацией, значительной по объему и важной по значению.
Необходимость такого подхода определяется единством объективной ориентации как культуры в целом, так и'физической культуры на человека, на развитие его сущностных сил и активизацию дееспособности. Она определяется также и субъективным фактором, который проявляется в том. что культура как область деятельности и один из ее важнейших видов - физическая культура - создаются человеком и характеризуют его качества и способности.
2. Необходимость формирования культуроведческих аспектов физической культуры определяется наличием и интенсивным развитием теории культуры в настоящее время ео всем мире. Однако в связи
-с необычайной "сложностью самого феномена "культура" в современно!: науке существует множество различных точек зрения, ■ несовпадающих дефиниций, которые крайне затрудняют разработку проблем теории физической культуры с позиции теории культуры. '
3. Исторический аспект системного подхода представляет неоспоримые доказательства глубокой связи возникновения и развития физической культуры вьетнамского народа с его культурой, политикой, традициями, церемониями, бытом. Это находит выражение в произведениях литературы, скульптуры, живописи, графики, резьбы по дереву, и кости и в других произведениях искусства л ремесла различных эпох и династий. Физическая культура в различные исто-, рические эпохи развивалась под непосредственным влиянием идей и взглядов выдающихся представителей философии медицины. Она была тесно связана с культовыми представлениями и обрядаш к находила отражение в трудах ученых, государственных и военных деятелей.
4. Изучение истории физической культуры ео Вьетнаме позволяет сделать вывод о том, что е процессе исторического развития
в каждую эпоху -у вьетнамцев был сравнительно высокий уровень культуры. Это позволяло Еыбирать пути, методы и различные средства, необходимые для подготовки к труду, для повышения боевой готовности в борьбе с иностранными захватчиками, а также со стихийными бедствиями.
Способность формировать и развивать физические и духовные сипы 'в процессе занятий физическими упражнениями до настоящего Бремени является свидетельством правильного отношения к традициям народа, их сохранения и развития.
5. В процессе работы выявлено, что различные формы и виды народной физической культуры входили органической частью в содержание культуры, культовых я бытовых праздников, в деятельность физической закалки в сеьме, в карьерах "Во", в состязаниях "Во"
в село, в общине, в уезде.
6. Учение "Инь-Ян" находит свое отражение в двигательной деятельности вообще и, е частности, в кулачном бога, в фехтовании на палках, в единоборствах. Зто касается непрерывности и сменяемости состояния человека и форм его движения, кинематики и статики, мягкости деикзняя и твердости защиты.
Б двигательной деятельности человека осуществляется его потребность познать самого себя, осуществить в себе равновесие "Инь-Як" мегду физическим и духовным развитием, между телом и душой. Зто позволяет вветнамцу стремиться к уравновешенности, к физической закалке, закалке дупи, мышления, если, духа, постоянному самообладанию в любых экстремальных условиях. •
Проникновение идеи и рекомендаций философии в культурную деятельность, в быт,-в повседневную яизнь людей является естественным диалектяко-историческим процессом и свидетельствует о возможности влияния на уровень развития их культуры.
7. Материалы настоящего исследования подтнервдаюг, что создание основ древней традиционной медицины Вьетнама связано с утверждением роли физической закалки в обеспечении жизнедеятельности человека. Можно также утверждать, что национальная медицина Вьетнама находится под влиянием идей вьетнамской философии,
в частности таких как учение "Инь-Ян", "пяти первостихик" и формируется на их основе.
8. В процессе исследования установлено, что особенностями физической рекреации в ее традиционном виде является присущее культуре Вьетнама отражение идеи и вера в сеязь природы я человека. Кроме того, ь содержании и формах рекреации отражаются потребности подготовки к труду я боеЕой деятельности в интересах защиты Родины. Как правило, в физической рекреации предоставляемая возможность развивать я проявлять но только физические качества, но и выдумку, смвкалку, сообразительность, чувство юмора. Все это Ъыражаех черты национального характера традиции общей и местной, региональной культуры к способствует щирогому общении участников я зрителей на подокктедыюй эмоциональной основе.
3. В ходе исследования выявлено, что фпзичосг.ая .рзкреапкя 'представляет собой еид обдей напэдной, традиционно"' рекреации. Физическая рекреация гкззг свою структуру, и ее вида связаны с потребностями развития физических способностей и двигательных навыков в различных еидсх доятедьности и в потребностях развлечений, перемены гида деятельности.
* В ее структуру еходят игры, разЕпочонпс, забавы, физические упражнения, связанные с демонстрацией п развитием бито^сх,трудовых, боевых нэеыкое и умений, с удовлз?) орешек потребностей духовной напраЕлоЕкоога, срязаппнз с пстзргюП еоз:ш;поезн1:я и
защити Родины, а общением людей различных поколений.
10. Материалы исследования свидетельствуют о тэг/,, что традиционная школа "Во" имеет достаточно многообразное содержание Р свою структуру, отрааээдие национальные черты характера вьет-пашоЕ я удовлетворяющие их потребности в боевой л физической подготовке. Каждое направление (конкретная школа "Во") имеет свое содержание, методы обучения я тренировки, тактику в,едения схватка, методику закаливания организма (школы Тай-Шон, Во Тхо. Во-Мыоег, Тань-Кань и др.). В программах различных вариантов школ "Во" отражаются идеи философия, медицины, психологии и отражаемый общЕ'Г: уровень разкитш культуры, Еажное значение придается пониманию единства объекта и предмета деятельности (Инь-Ян).
Как правило, школа "Во", тлеет три части: теорию, методы я форг.ш закаливания, методик? обучения технике движений тела, дыхания, тактике Евдокия 1оя (схватки). Б содержание Во включаются гимнастика п он-: зла дыхания (Хя-Кэнг), различные виды борьбы и боя, закалкБанпе.
11.В прогессе исследования устаноЕлено, что организация "Во" состязаний отражала актуальность потребностей трудовой деятельности и боего" пэдгогогги, а такта создавала осноен "Во" искусства Искусство "Во" составляет органическую часть культура вьэт-налскэгэ народа, одну пг основ формирования личности Еьетнаша.
Искусство "То" стаго увлекательным для многих народов мира. В оснэге теэркд вьетнамского "Во" искусства лежит проблема не-обдо~-:-::.".ост11 тренкрогдп, закалки, состязания в целях физического совершенствования человека, в интересах его общекультурного раз-
ептг7г1 я подготовки i*. кизне.
7слэгпя разност.упенчатих выборэл, культурных экзаменов и
состязаний (экзамены "Хыонг", "Хой", "Динь", экзамены я состязание "Во") позволяли выявить талантливых людей, которые выросли и проявили себя в этих состязаниях. Претерпевая в течение своей истории изменения в форме и содержании, культурные- экзамены и состязания передвались из поколения е поколения и существуют сейчас как один из способов Еыбора умных к здоровых людей, как способ физического воспитания,
12. С начала XX века до его середины наблюдается экспансия западной культуры (прежде всего через литературу французских колонизаторов), а затем и западного спорта в Индо-Китай.
Наряду с зтим продолжала существовать традиционная физическая культура Вьетнама. Однако западная культура е целом постепенно принижала национальную культуру коренного населения Вьетнама, ее национальные обычаи и традиции. Это в полной мере относится и к физической культуре.
13. В 60-90-е годы XX века, физическая культура Вьетнама сделала значительные успехи в своем развитии. Она внесла большой вклад в создание молодок культуры СЕВ, способствуя ее развитию
и отвечая насущным потребностям народных масс в развитии культуры и экономики в стране. Это было обусловлено большой заботой Правительства Вьетнама, котораг 'появлялась на каздом этапе развития СЕВ.
Стратегия развития образования человека и его физического развития входит е содержание общей стратегии социально-экономического развития. Поэтому необходимо определить тенденции к реальные пути решения проблем физического развития молодого поколения Вьетнама. Это требует целесообразной деятельности от органов руководства "образованием, медициной, физической культурой и культурой в пелвм.
14. Материалы настоящего исследования позволяют сделать вывод о том, что в интересах дальнейшего развития физической культуры в стране необходимо совершенствование структуры, содержания и форм, занятий в области физической культуры вообще и в физическом воспитании в особенности, в соответствии с характером, традициями вьетнамского народа и его потребностями. А для этого, в свою очередь,'необходимо разработать современную теорию физической культуры как вида культуры и в соответствии с теорией новой экономики "Товары и рынки" (рыночная экономика). При этом необходимо, наряду с историческими ценностями, использовать опыт создания теоретических основ современной культуры и образования в других странах и, в частности, новые взгляды в области физической культуры в СССР.
СПИСОК ОСНОВНЫХ РАБОТ.
ОПУБЛИКОВАННЫХ ПО ТЕ!® ДИССЕРТАЦИИ
1. Вндрин В.М. и Ву Дао Хунт. Роль физической культуры и воспитания строителей социализма в С1В // Теор. и практ. физической культуры. - М.. 1982. - №5. С.57-58.
2. Ву Дао Хунт. Физическая дультура как часть культуры вьетнамского народа // Теор. и практ.физической культуры. - М., 1983.-Гя 5. - С.53-54.
3. Выдрин В.М. и Ву Дао Хунг. Советско-вьетнамская дружба и сотрудничество в области физической культуры // Теор. и практ. физической культуры. - 1Л., 1983. - ®7. - С.58-57.
4. Ву Дао Хунг, Нгуен Зань Тхай. Физическая культура как важнейшее средство коммунистического воспитания вьетнамского народа. // Теор. и практ.физической культуры. - И., 1984. - 4. - С.58--60.
5. By Дао 1yнг. Отражение физической культуры Вьетнама в философии и медицине / Тез.докл. Международного семинара: Современная технология обучения и саморазвития человека. - Л., 1991. -Ю с.
6, Viîdria. V.M , Vu dao Hung ,Vai tro the duo thé thao trong each maag vàn hoa d Lie» xô .Ha nôi // Khoa hoc ky thuât TOT. 1982. so XI.tr 14.
Ъ, Viidriu V.M , Vu dao Hung .The duo the thao Xô - Viet -mot Ъо phan. cua nen. vàn hoa xa hôi chu nghia .Ha nôi // Khoa hoc ky thuat TDÏ 1932,go 12, tr 1-5.
8, Vu dao Hung .lin hier nghitag van de aghiên- c\Ju ly luan the duc the thao .Ha nôi //Khoa hoc ky thuat TDTT .1985.so 7,tr 1-5.
"S , Vu dào Hung .Bifflc dau tim hieu qua trinh ifO паи aghiea ciiu va xây dtfng giao duc the chat à niicfc ta .Bao cao khoa hoc tai hôi nghi ЦО nâii xây diing giao duc phô thons va khoa hoc giao duc ,Ha nôi Vie khoa hoc giao duc .1985.8tr.
10 , Vu dao Hung .Ho chu tich vo'i van de giao duc va rea luyên the chat ( stfc khoe) cho the he tre Viêt паи.Bao cao khoa hoc tai hôi nghi: Tii tiîdng giao duc cua Ho chu tich - Ky niêm 95 паи ngay sinh cua Bac(1890-1985).Ha nôi , 1985.Str.
Iï. Ha nàng Khang, Vu dao Hung .Mot so van de ve công tac giao duc thé chat trong triidng pho thô"? .Ha nôi // Khoa hoc ky thuat ТОТ. 1936.60 6(562).tr 1-6.
12. ia0 Hung , Vu hoc Hai » Dao vân BaQ^MÔt so Van de ve phong trao lliyên tâp va thi <iâu giai (lien kinh. hoc sinh toan quôc . Ha nôi // Khoa hoc ky thuSt TDM.i9e6.so 65(562).tr 6-10.
Vu dao Hung, Tran dong Lara, Tim hieu mot eo phiidag phap giang day TDTT troag triidng pho thông .Bao cao khoa hoc tai hôi nghi giao duc hot toan quôc làn thU 3U5-I6/5/I9S6) .Ha nôi 1986, IOtr.
14-, Vu dao Hung .Hue tiêu giao duc thé chat , vê sinh, quôc phong .Quy dinh ve mue tiêu va ke hoach dao tao cua tracing phô thông С et ed .Яа nôi ,I986.tr 16-17-27.
15 Ha n&xg Khaag , Vu dao Hung .Najig c&o chat lUfiag giao due the chat trong cae ciia triidng .Ha noi // lib a triidng khoa .: Bo giao due -Tong cuc TDTT.I987.tr 12.
16. Vu dao Hung .Vise nghien cJu ly luan T0TT va giao due the chat hoc oinh d Lien Xo. Bao cao khoa hoc tai hoi thao: Cach maag thang 10 va giao duc.Ha noi .: Vien. khoa hoc giao due - 3I/IO/I987.6 tr,
17., Vu. dao Hung , liguyec van Sinh, Hguyen. chi Thong. Qua ket qua kiest tra chat lvictag. giao viea. the due. ,Ea noi // Ly luan TDTT.I988.ao 2.tr 7.
18. Vu etao Hung . Some considerations on. phyaical education in Viet nam.ICOSH Seminar ,Sarajevo-Yugoslavlja, janeI3th~I9th 1988.IOp.
19. Tran dang Lam, Vu dao Hung, Tha due 9.Ha noi,:Oiao due ,1589,12tr, 2Q Vu dao Hung. .Muc tieu giao due the chat y ve sinh№ quoc phong#
Quy cliuA. ve uuc tieu va ka hoaelt <tao tac cua t rifting pho thong trung hoe . Ha toi Giao due .I990.tr 11-12,
2L. Vu dao Bung .CIiu tich Ho ciii tainh vc'i van se giao due va phat trien the chat ,H.a n.oi // Eghien ciiu giao due .1990,so 2. tr 11-17,
22 , Vu dao Hurts . Hot so suy nghi ve ciien. lu'dc phat trien. kinh. ta xa hoi va van de phat trien the chat con ngiicii. Ea noi // Hoat dong khoa hoc 1990. so 2 tr 39-2,0.
Подписано к печати {б./О.&Ь. . Заназ/Ш . Тираж /Мяу.
формат бумаги 60x84 1/16, 4Д^печ.л. Бесплатно.
Ю - 3 "Ленуприэдата".
19П04 Ленинград, Литейный пр., дом № 55.