автореферат и диссертация по педагогике 13.00.05 для написания научной статьи или работы на тему: Формирование этической культуры учащихся профтехучилищ и молодых рабочих в самодеятельных хоровых коллективах
- Автор научной работы
- Сапунова, Людмила Васильевна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 1991
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.05
Автореферат диссертации по теме "Формирование этической культуры учащихся профтехучилищ и молодых рабочих в самодеятельных хоровых коллективах"
МОСКОВСКИЙ ОРДЕНА ТРУДОВОГО. КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ КУЛЬТУРЫ
На правах рукописи
САПУНОВА Людаила Васильевна
ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ ПРОФТЕХУЧИЛИЩ И МОЛОДУХ РАБОЧИХ В САМОДЕЯТЕЛЬНЫХ ХОРОВЫХ КОЛЛЕКТИВАХ
13.00.05 - теория, методика и организация культурно-просветительной деятельности
АВТОРЕФЕРАТ ' диссертации на. соискание ученой степени кандидата педагогических наук
.Москва 1991
Работа выполнена на кафедре теории культуры, этики и эстетики Московского ордена Трудового Красного Знамени государственного института культуры.
Научный руководитель - кандидат философских наук,
профессор Ибрагимов Р.И.
Официальные оппоненты: доктор педагогических наук,
профессор Кузин B.C.
• кандидат искусствоведения, доцент Шашша Л.В.
Ведущая организация: Алтайский■государственный
институт культуры
г. в$1%с.
ированного/Совета К.092.07.01 по
Защита состоится "2 на заседании специализированного/>овета К.092.07.01 по присуждению ученой степени кандидата наук в Московском ордена Трудового Красного Знамени государственном институте культуры по адресу: 141400, Московская область, Хшлки-6, ул.Ейблиотечная, 7.
С диссертацией можно ознакомиться.в научной библиотеке института.
Автореферат разослан п"/3" б&^^ЙЩКШ г.
Ученый секретарь специализированного совета, кандидат педагогических наук, доцент '/У''" Т.И.Бакланова
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА. РАБОТЫ '
Актуальность исследования. В ситуации кризисного состояния нашего общества особую актуальность приобретает вывод В.И.Ленина "о том, что в условиях, когда вопрос о политической власти уже решен, в повседневной деятельности Советов ... на передний план должны быть выведены "задачи культурные",так как именно "уровень культурного развития всей народной массы" является и непременным условием успешных социально-экономических и политических преобразований, и воплощением главной цели социализма - развития личности , о превращении ее из потребителя ценностей в субъект творческо-созидательной деятельности.
Данная проблема связана прежде всего с молодежью, ее воспитанием, политические и моральные стороны которого неразрывно связаны с его эстетической стороной. Об уровне эстетической культуры наших молодых людей можно судить в оцределенной мере по их отношению к музыкальному искусству. Они активно увлекаются музыкой, посвящают общению с ней значительную часть своего свободного времени. Но все явственнее ощущается разрыв мевду массовым приобщением молодежи к музыкальному искусству и эсйективностда его воздействия на духовное становление' юношей и девутаек. Сказывается их односторонняя ориентация на развлекательную музыку, обусловленная ущербностью ценностных ориен-таций, неразвитостью эстетического вкуса. Нельзя это считать нормальным и мириться с этим.
- Перестройка бткрнла путь к динамичному культурному воз-ровдению нашего общества. В духовную жизнь возвращается культурное наследие во всем его объеме и многообразии. И важно научить молодежь разбираться в этом духовном богатстве, чтобы она могла понять, принять и освоить все то ценное, что есть в мировой культуре.
Во времена преобладания всеобщего интереса молодежи к рок-культуре возрастает необходимость более глубокого изуче-¡тя возможностей хоровой самодеятельности в решении задач нормирования эстгетческсп зу.тьтуры молодых людей.
культурная политика Л13С в соврепгнних условиях. Тезисы шеологтоской ксгысс:;:! ЦК КПСС//Сов.культура.-30 кшя,-
- с.з.
Хоровая самодеятельность как органичная часть художест-. венной жизни общества является сферой проявления актуальных ооциально-эстетических и духовно-нравственных проблем и тенденций. Освоение колодам современником через хор народно-песенных традиций означает не только расширение его культурного кругозора, удовлетворение познавательных интересов, оно непосредственно связано и с укреплением его нравственных позиций, совершенствованием его эмоционально-душевных качеств. Однако в кулыурно-досуговой работе с молодежью далеко не полностью используются воспитательны© возможности хорового искусства как средства коллективного постижения эстетических и нравственных ценностей, активизации творческого потенциала личности.
В этой связи представляется актуальный поиск путей повышения эффективности формирования эстетической культуры молодежи, в частности, молодых рабочих и учащихся профессионально-технических училищ, посредством самодеятельного хорового искусства.
Степень научной разработанности проблемы. Значительное количество исследований в настоящее время посвящается эстетическому воспитанию, выявлению места искусства в формировании гармонично развитой личности
Методологические основы изучения данных проблем разрабатывались в трудах советских философов /А.Я.Зись,Ы.С.Кагая, Н.И.КиященкоД.Н.Коган.Ю.А.Лукин.В.К.Скатерщикоэ.Л.Н.Столович и др./.
Работы советских психологов /Л.И.Божович,Л.С.Выготский, И. С.Кон ,А.И. Леонтьев, С. Л.Рубинштейн ,Б.М. Теплов .П.М.Якобсон/ раскрывают механизмы развития компонентов эстетической культуры. Анализ действия этого механизш в цроцессе воспитания и . обучения мы находим в трудах ученых педагогов /А.И.Буров,М.А. Верб,И.А.Д|шдарькн,Л.Г.Коваль,Н.Б.1фылова,Е.11.Крупник,Л.11.Цвч-ко, А .Н. Семашко ,Ю. У. Фохт-Бабушшн, Е. К. Чухшя, А.Б.Щербо/, которые освещают вопросы формирования эстетического сознания личности - интересов, потребностей, вкуса, оценок, сувдений, идеала.
Особое место среда исследований занимают работы, посвященные важным аспектам эстетического воспитания посредством музыки: системе, содержанию и формам, методике воспитания музыкальных способностей, музыкального восприятия, формирования
музыкальных навыков и умений, музыкально-эстетических потребностей, интересов, вкусов и т.д. /O.A.Апраксина,Ю.Б.Алиев, В.К.Белобородова,Н.А.Ветлутина,Е.Я.Гембицкая,Н.Л.Гродэенская, В.Н.Шацкая, А.К. Бриль и др./.
Как известно, специфическую роль в ¡црзшсально-эстетичес-ком воспитаний учащейся молодежи играет хоровое искусство.Его проблемы освещены в работах ведущих педагогов-хоровиков и ученых по вопросам теории и практики работы с хером /А.й.Ани-симов,Г.А.Дмитриевский, А. А. Егоров,К.Б.Птица,В.Г.Соколов,A.B. Свешников,П.ГЛесноков и др./.
Самодеятельное хоровое искусство в различных его аспектах рассматривается: через анализ репертуарной политики /С.Ф. Грибков, А.1»1.Виханская,П.П.Левандо,Ф.А.Соломоник,Ю.Е.Соколовский и др./; выявление оптимальных форм и методов организации воспитательного процесса в хоровом коллективе на основе учета психологических и социально-психологических особенностей хоровой деятельности /Г.И.Маленкович.В.Ф.Чабанный/; исследование особенностей формирования оптимального стиля педагогического руководства коллективом /А.В.Кознрь/; раскрытие "технологии" вокально-хорового обучения и исполнительства /С.З.По-пов,Г.А.Струве,А.И.Анисимов/; обращение к проблеме освоения лучших традиций хоровой культуры /В.П.Ильин,В.МДернуя.енко, А.С.Кабанов,Л.В.Шамина/; организацию музыкально-образовательной работы в хоре /Т.И.Бакланова,Л.Б.Бартенева.Ю.П.фстов/; раскрытие особенностей развития творческих способностей личности, включенной в адузыкальио-хоровую деятельность /С.С.Ес-темесова ,Г. А.Шепапов/.
В диссертациях Д.А.Локшина, Т.Н.Овчинниковой, О.П.Соколовой,В.А.Щербакова исследуются проблемы работы с детскими и подростковыми хорами, освещаются некоторые аспекта их эстетического воспитания.
Общим вопросам эстетического воспитания учащихся профтехучилищ посвящены рабом 5.А.Эренгросс,В.И.Толстых,P.A.Зо-лотнякова,Л.Е.Ларина. В исследованиях B.A.Андреевой,В.А.Мосолова,И.В. Фичора освещаются проблемы воспитания учащихся профтехучилищ в ракурса активизации учебной деятельности.
Художественная самодеятельность как комплексное и действенное средство педагогического воздействия на личность учащегося профтехучилища рассматривается в диссертациях Л.С.Лед-
новой, А.В.Пекутько, А.С.Саакян, Т.М.Синецкой.
В данном же исследовании ставится более конкретная задача: установитьг как посредством самодеятельного хорового искусства модно повысить эффективность формирования эстетической культуры учащихся профтехучилищ.
Учитывая актуальность тема, научную и практическую значимость изучаемой проблемы и ее недостаточную разработанность, диссертант избрал объектом, исследования воспитательный процесс, осуществляемый в самодеятельных хоровых коллективах профтехучилищ и ДК города Воронежа и Воронежской области, а предметом - влияние хорового искусства на формирование эстетической культуры учащихся профтехучилищ и молодых рабочих.
.Цель исследования - разработка методики совершенствования воспитания эстетической культуры в самодеятельных молодежных хоровых коллективах.
В соответствии о предметом и целью были поставлены сле-дундш исследовательские задачи:
- рассмотреть сущность и структуру эстетической культуры личности;
- обосновать критерии сформированности эстетической культуры учащихся профтехучилищ и в соотнесении с ними проанализировать современное состояние хоровой самодеятельности профтехобразования Воронежской области;
- определить место и роль самодеятельных хоров профтехучилищ и ДК в эстетическом воспитании молодых рабочих;
- выявить наиболее, эффективные педагогические условия формирования эстетической культуры учащихся профтехучилищ в самодеятельных хоровых коллективах.
Гипотеза,: воздействие на формирование эстетической культуры учащихся профтехучилищ и молодых рабочих будет эффективным при условии использования комплексного подхода, включающего ознакомление с произведениями искусства разный видов и жанров, освоение искусствоведческих знаний, активное творческое участие в работе самодеятельного хорового коллектива.
Исследование проводилось в четыре этапа и включало в себя теоретическую часть и опытно-экспериментальную работу.
На первом этапе /1986-1687 гг./ изучались теоретико-методологические источники по проблемам эстетического и музыкально-эстетического воспитания личности, научная литература,.
- б" -
в которой освещаются вопросы, связанные с эстетическим воспитанием молодежи в условиях самодеятельного коллектив"», т.е. исследовались теория и история проблемы, современной состояние ее в науке и практике.
На втором этапе /1937-1988 гг./ исследовалась практическая деятельность и репертуар самодеятельных хсровнх коллективов системы профтехобразования Воронежской обслати /всего 18 коллективов/, хора рабочих ДК "Электроника", хора про&техучк-. лкща И55 города Москвы. Осуществлялось определение исходного уровня эстетической культуры учащихся профтехучилищ а мато.ах рабочих. Было проведено анкетированпе, охватившее 878 респондентов - как занятых в хоровой самодеятельности, так и не участвупдах в ней. Обобщенные данные подвергались количественному и качественному анализу и статистической обработке. Был намечен план формирующего эксперимента.
На третьем этапе /1388-1989 гг./ опытны!.! путем проверялись эффективность Разработанной нами системы плпшповзтая, организации и проведения занятий в хор«, оптимальность пут о;? и средств использования музыкального искусства в процессе формирования эстетической культуры учащихся профтехучилищ, анализировались результата работа.
Четвертой этап /1939-1920 гг./ - контроль;!};?,в ходе которого проверялись рекомендации, вытекагапе из проведенного исследования, обобахтись результаты юс применения.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что:
- в структуре эстетической культуры личности выделены и проанализирована интеллектуальная 51 чувственно-образная составляйте, которые рассматриваются в диссертации в качество одного из еозг.'озпнзгх оснований Нормирования идейно-эстетических уб-з.тдений, идеалов и ценностных ориентация;
- определен сЗьск элементов эстетического сознания (эстетические потребности и интересы, чувства, эмоции, опопхя.цйи-
.ностнце ориентации, суждения), который с одной стороны конкретизирует еттоллектуагъау» и чувственно-образную сосгзвдлк-аке, с друге;?, - в случае использования его элскснтсз п кяче-стве сои1а.^ас-.-спхо.тсгическас 'акторов работы с хорсв:;?! ;ссл~ лектпво;.:, оптимизировать этот процесс;'
- обосновано, что критерием определения уровня эстетической культуры участника хорового коллектива является полнота воплощения интеллектуальной и эмоционально-образной состав-лящих в его практической эстетической деятельности. В связи с этим в работе в качестве критериев представлены такие структурные элементы эстетической деятельности как:
- освоение произведений профессионального и саыодеятельг-ного.искусства;
- процесс приобретения искусствоведческих знаний;
- продуктивная и исполнительская деятельность участника хорового коллектива;
- введен в научный оборот фактический материал по проблеме эстетического воспитания учащихся профтехучилищ и молодых рабочих Воронежской области и результаты его анализа, на основе которых теоретически обосновано познавательное и воспитательное воздействие хорового искусства на эстетическое развитие личности;
- предложен и обоснован ряд педагогических требований к формированию эстетической культуры учащихся профтехучилищ как участников педагогического процесса в училище, хоровш коллективе, университете культуры:
- подчинение содержания, форм и методов эстетического воспитания сознательно определяемым воспитательным целям:
- определеш!ую систему знаний в области музыкального искусства, которая должна стать предметом усвоения;
- средства, формы и метода обучения слушателей музыкально-эстетическому восприятию разных жанров и эпох;
- дифференциацию избираемого информативного и иллюстративного материала, средств, форм и методов эстетического воспитания в соответствии с условиями профтехучилищ, с особенностями конкретной аудитории /коллектива/;
- систематическое, достаточно длительное педагогическое воздействие, обеспечивающее планомерно-поэтапное формирование цузокального мышления и эстетической культуры учащихся профтехучилищ;
- установлено,что данные педагогические требования к фор-иаровани» эстетической культуры личности способны привести к
эффективному результату в случае координации усилий клубких дедагогон с педагогическим мастерством преподавателей училища и университета культуры.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработана программа, основанная на взаимосвязи занятий самодеятельного хорового коллектива,университета культуры и уроков по предмету "Эстетическое воспитание" и обусловливающая эффективность формирования эстетической культуры учащихся профтехучилищ. Разработанные автором методические рекомендации внедрены в практику совместной деятельности Дворца культуры профтехобразования и СИТУ №ЕИ, а такие ппфоко используются в процессе преподавания курсов "Хороведение" и "Методика работы с самодеятельным хором" е Воронежском государственном институте искусств . Опытная проверка разработанной в процессе исследования методики подтвердила ее педагогическую эффективность: в результате внедрения ее в учебно-воспитательный процесс в экспериментальном хоровом коллективе значительно повысился уровень эстетической культуры его участников.
Выработанные автором научно-методические рекомендации и предложения могут такие быть использованы в учебно-воспитательном процессе институтов культуры и культурно-просвзрительных училищ в разделах: методика работы с самодеятельным' х'орогл и хороведоние; на методических семинарах и лекциях на курсах повышения квалификации работников культуры, на факультетах общественных профессий в вузах.
Апробация, результатов исследования осуществлялась в процессе проведения от;тно^эксперпменгально'< работа в самодеятельных хоровых коллективах профтехучилищ Воронежской области; через публикацию ьатериалов, отракавдих основные теоретически и практические положения диссертации; в процессе выо-туплений с докладами на научной конференции "Духовная кулыу-ра п формирование личности" /г.Краснодар, октябрь 1989 г./, на республиканской научно-практической конференция "Рель искусств в воспитании творческой личности" /г.Кировоград, ноябрь 1950 г./. Материалы диссертации включались в лекции, посзящегоше методике работы с самодеятельным-хором /в Воронежском государственном институте искусств/. На республиканской научной когфтоеицшг "Проблем! кульгурн в условиях Сабяря
и перестройки" /г.Кемерово, апрель 1990 г./, на республиканской научно-практической конференции "Демократия как важнейшее условие развития культурн /г.Барнаул, 1990 г./ на ме.тлуэовскоЭ научной конференции "Проблемы совершенствования профессионально? подготовки кадров и их закрепление в условиях перестройки культурно-просветительной работы"/г.Тамбов, ноябрь 1990 г./.
Структура диссертации определяется-специ^кой предмета исследования и логикой его изучения. В соответствии с этим во введении обоснована актуальность теш, анализируется степень ее разработанности, определяются цель, задачи, объект, предмет исследования, раскрывается научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы, характеризуются этапы исследования.
Задачи исследования определили в первой главе необходимость теоретического осмысления феномена "эстетическая культура"; анализ взаимодействия социально-психологических и возрастных факторов в процессе формирования эстетической культуры учащихся профтехучилищ и молодых рабочих; социоло-го-педагогического анализа состояния эстетической культуры учаэдхся профтехучилищ - как участвующих, так и не участвую-
в хоровой самодеятельности. Во второй, главе на основе сощюлого-педагогпческого эксперимента исследуются пути оптимизации в(фасэтки ценностных ораентаций в музыке у учащихся про'техучмад, участидаов хоровой самодеятельности; рассматривается влняште эстетической культуры учащгхся профтехучилищ на их нравственную культуру, на развитие их трудовой к' общественной активности, а также разрабатываются ваучно-ыетодические рекомендации по совершенствованию формирования эстетической культуры в самодеятельных хоровых коллективах.
3 заключе;ши »¡ор^тарозгаш вшзоды исследования и даны рекоме;£дации по практическому их использованию.
¿лссертация изложена на 187 страницах машинописного текста и состоит из введения, двух глав, заклшчзюш и приложения. 3 ней содержатся 23 таблицы, список использованной литераторы.
- 1С -
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ . Первая глаза "Современная культурная политика и формирование 'эстетической культуры молодей" имеет два параграфа. В первом параграфе "Роль эстетической культуры в формировании ценностных отношений личности" уточняется понятие "эстетическая культура", анализируются различные точки зрокия на. данное явление. Современные исследователи рассматривают эстетическую культуру как очень широкое и сложное социальное явление, основанное на законах восприятия и созидания красоты во всех сферах жизнедеятельности людей, общества, в тем числе а сфере искусства. Эстетическая культура, будучи важной стороной духовной культуры, связана с пониманием прекрасного в жизни и искусстве и интегрирует в себе разнообра- • эие форм ценностного отношения и эстетической деятельности, адекватных определенной исторической- эпохе.
Наиболее признанны» является определение, в котором эстетическая культура личности включает в себя чувства, знания а реальные практические действия, обусловленные законами красоты. Согласно мнению ведущих советских эстетиков, человек, достигший определенного уровня эстетической культуры, становится не просто пассивным ее "носителем", :ю и тьорцем з той мере, а какой это позволяет и требует его практическая деятельность.
Учитывая все многообразие проявлений и функций рассматриваемого феномена, исследователи выделяют по крайней море два взаимосвязанных вида эстетической культуры: I) эстетическая культура общества; 2) эстетическая культура личности. В соответствии с направленность» нашего исследования мы выделила только эстетическую культуру личности.
Эстетическая культура личности как своеобразная целостность представляет собой совокупность взаимосвязан®« элементов, взаимодействующих между собой, шедя словами, она носит системный характер. В параграфе дана характеристика эстетической культуры как системного образования, имевшего сложный состав..Выделяется интеллектуальная л чувственно-образная стороны эстетической культуры личности, на основе ко-, торых развиваются идейно-эстетические убеждения, формируются идеалы а ценностные ориентации личности.
: ¿сходя из этого, мы в части параграфа попытались выя-
бить и охарактеризовать основные социально-психологические факторы, знание и учет которых позволяет более эффективно ■ работать с хоровым коллективом, формируя эстетически культуру его участников.
Так, к основным социально-психологическим факторм в работе с хором мы относим следующие компоненты эстетического сознания:
- духовные потребности и интересы, выступающие побудительными стимулами деятельности и воздействующие на отношение к содержанию хоровых занятий;
- чувства, эмоции, настроения, характеризующие данный хоровой коллектив;
- характер, содержание установок, ценностных ориентации участников хоровых коллективов;
- познавательный потенциал участников хора, основанный на их знаниях, музыкальном опыте и степени восприятия и усвоения ими информации;
- убеждения, мнения и оценки, характерные для данного коллектива /общественной группы/.
Наряду с этим, в параграфе подчеркивается, что определяя содержание и формы, средства и способы воспитательной деятельности в хоровом коллективе, необходимо учитывать не только социально-психологические, но и возрастные закономерности развития личности.
Диалектика социального и возрастного измонения личности в процессе социализации были рассмотрены нами на основэ анализа работ Н.В.Авдреешсовой, Л.И.Божович, Л.П.З^евой, Я.И. Гилпнского, О.И.Иванова, С.Н.Иконниковой, К.С.Кона, В.Т.Лисовского, Н.С.Мансурова, 5.Т.МихаЛюва и др.
Конкретизации возрастных особенностей молодеет 14-18 и 19-30 лег, то есть возрастных групп, в которые входят учащиеся профтехучилищ и молодые рабочие /структура по Н.Д.Леви-тову и А.А.Люблинской/, способствовали работы М.А.Вербы, И.С.Кона, Ю.А.Самарина, Ю.У.Фохта-Бабушкяна, Б.А.Ядова.П.М. Якобсона. Нами выделены особенности эстетического воспитания а эттас возрастных группах и сделан вывод о необходимости учитывать их в работе о хорошими коллективами учащихся профтехучилищ и молодых рабочих.
Второй параграф "Совдолого-педогогичесшй анализ сос-
тояшы эстетической культуры учащихся профтехучилищ и молодых рабочих" посвяцен анализу состояния -эстетической культуры учащихся профтехучилищ и молодых рабочих Воронежской области. Такой анализ предполагает выработку критериев определения уровня эстетической культуры индивидов, теоретическое обоснование предлагаемых критериев, этому посвящена первая часть параграфа.
Исследованию процессов эстетического развития личности з обоснованию показателей культурного уровня различных групп населения уделяется внимание многими учеными /Э.Алексеев, П.Андруковпч, В.Болгов, Г.Дадамян, Д.Дондурей, Л.Коган, С.Кудрявцева, А.Семашко, А.Сохор и др./. Соотносясь с положениями У.Ф.Суна и В.М.Петрова т пришли к выводу, что оптимальное развитие эстетического субъекта определяется взаимодействием лрезде всего таких компонентов, как:
—определенный объем и качество художественных и эстетических теоретических знаний; ,
- идейно-эстетические взгляда и убеждения, формирующиеся на основе мировоззрения, знаний и опыта личности, определяющие характер восприятия и проявлящаеся в ее оценочных представлениях и предпочтениях;.
- творческая активность.
На основе полученной эмпирической информации и сопоста-■ вительного анализа, мц сделали вывод, что уровень эстетической культуры учащихся профтехучилищ и молодых рабочих, зани-налцихся хоровым пением, значительно выше, чем у учащихся профтехучилищ и рабочих, не приобщенных к хоровому искусству - что подтверждает факт положительного воздействия хорового любительского пения на формирование эстетической культуры личности.
Сравнительный анализ творческого состояния самодеятельных хоров, а также уровня эстетической культуры участников исследуемых коллективов показал, что тлеются противоречия между возможностями эстетического развития участников самодеятельных хоровых коллективов и их реализацией, обусловленные недостаточной разработанностью методики развития эстетической культуры личности.
Вторая глава "Формирование ценностных ориентаций в музыке средствами хоровой самодеятельности"состоит из двух па-
пчгагра^ов.
Первый параграф "Цути оптимизации процесса взаимодействия двух типов оценочной деятельности: личностной и общественной" посвящен выявлению и разработке методов и приемов, способствующих формированию и развитию эстетической зугльтуры учащихся профтехучилищ, занятых в хоровой самодеятельности.
Здесь прежде всего раскрываются понятия "ценностные ориентации", "установки", "восприятие".
Учитывая то, что музыкальное восприятие зависит не только от национально-психологических, возрастных и др. социальных факторов, но и от соотношения интуитивного и. сознательного, эмоционального и логического, мы сочли возможным в основу опытно-экспериментальной работы положить "целостный" подход, разработанный Н.А.Менчинской, которая рассматривает процесс формирования личности как взаимодействие интеллектуального, эмоционального а волевого компонентов, реализуемых в целостной личности. .; '
Исследование влиянил различных факторов педагогического воздействия на развитие эстетической культуры учащихся профтехучилищ мы проводили, исходя из предположения, что основополагающим педагогическим условием формирования эстетической культуры молодежи средствами музыкального искусства является организация в училище скоординированных действий преподэЕате--ля по эстетике, руководителя университета культуры и руководителя самодеятельного хорового коллектива. Действие всех компонентов предлагаемой педагогической скстеш предполагает:
- подчинение содержания, форм в методов, эстетического воспитания сознательно определяемым воспитательным целям;
- определенную систему знаний в области музыкального искусства, которая должна стать предметом усвоения;
- средства, формы и методы обучения слушателей музыкально-эстетическому восприятию разных жанров и эпох;
- дифференциацию избираемого информативного и иллюстративного материала, средств, форм и. методов эстетического воспитания в соответствии с условиями профтехучилищ, с особенностями конкретней аудитории /коллектива/;
- систематическое, достаточно длительное педагогическое воздействие, обеспечивакщее планомерно-поэтапное формкроьа-
нив музыкального мышления и эстетической культуры учащихся профтехучилищ.
Взаимосвязь занятий хорового самодеятельного коллектива, университета культуры и уроков по предмету "эстетическое воспитанна" дает органичное сочетание трех видов деятельности, необходимых для уовешного развития эстетической культуры учащихся профтехучилищ:
а) знакомства с произведениями искусства /потребление/;
б) приобретения искусствоведческих знаний;
в) собственного творчества /продуктивного, исполнительского/.
Второй параграф "Эстетическая культура учащихся профтехучилищ как фактор активизации их духовно-творческого потенциала" посвящен анализу результатов социолого-педагоги-ческого эксперимента, проведенного наш в Воронежской области.
Сравнительные анализ показал, что в экспериментальном коллективе наметилась явная тенденция в повышению уровня эстетичеокой культуры участников. Нам удалось зафиксировать общее движение участников экспериментального коллектива в сторону развития их эстетического отношения к окружащей жизни. Участники экспериментального коллектива стали более требовательна к эстетическому оформлении окружаицей среды:
Коллективы эстетически —__ оформленной среда — экспериментальный хор конт- „ ет® конт- „ рольный хор »2
Де|авт учебу /работу/ прият- В работе это на имеет значения Затрудняются ответить 53,6(2? 29,275« 17,97* 37,70* 36,08* . 36,2$ 33,33£ 35,7Й 30.эе?
В результате апробирования педагогически целенаправленной вокально-хоровой практики и работы с художественно-эстетическим материалом, а также развития широкой инициативы, творческой активности оамих участников хора было установлено, что учебно-воспитательный процесс, основанный на такой организации деятельности, способствует росту эстетической. культура учащихся, повышению художеатвенно-исполни-
■гэльского уровня хорового коллектива. Эксперимент имел еще более широкий и значительный практический выход:
- расширился кругозор участников;
- усилилось желание к восприятию различного рода информации;
- возросла творческая и общественная активность, стремление творить црещасное;
- ощутимее стало стремление к самообразованию, совершенствованию умений и навыков в любой, форме деятельности в соответствии о законами красоты.
В заключении дисоертации подтверждается гипотеза исследования, содержатся общие выводи в рекомендации, выте- . кающие из основных результатов теоретического анализа и экспериментальной работа автора. Исследование показало, что эффективность эстетического воздействия хора на личность уча- ■ отника определяется следующими факторами:
- степенью удовлетворенности учащихся профтеху чилищ их иополнительской и цузыкально-дознавательной деятельностью в хоре; ' .
- идейно-художественным содержанием репертуара, положительным отношением к нецу участников и возможностью "самим" выбрать и исполнить хоровое произведение;
- осознанием общественной: значимости занятий хоровой самодеятельностью и выработкой в этой связи необходимых личностных качеств.
Результаты проведенного исследования позволяют сделать РЯД выводов:
- вовлечение воспитанников в работу хорового коллектива оказывает существенное влияние на повышение уровня их эстетической культуры, удовлетворение эстетических потребностей, и интересов;
- эффективность деятельности хоровых коллективов и формирования эстетической культуры участников повышается, если в работе о хором используется "целостный подход" /т.е. единство рационального, эмоционального и волевого компонентов »реализуемых в целостной личности/;
- содержание, формы и метода формирования эстетической культуры в самодеятельном хоровом коллективе должны определяться о учетам специфики социально-психологических и воз-
растных особенностей учащихся профтехучилищ;
- положительный результат дает создание в профтехучилище комплексной системы эстетического воспитания, основными звеньями которой являются самодеятельный хоровой коллектив, университет культуры,учебный курс "Эстетическое воспитание";
- взаимосвязь занятий самодеятельного хорового коллектива, университета культуры .уроков по предмету "Эстетическое воспитание" обеспечивает полноценное сочетание трех видов деятельности, необходимых дая успешного развития эстетической культуры участников - учащихся профтехучилищ - знакомства с произведениями искусства, приобретения искусствоведческих знаний и творчества.
Важный итогом проведенного исследования является вывод о том, что в условиях профтехучилищ, не меняя существенно структуры свободного времени, хормейстер может добиться ощутимых позитивных сдвигов в развитии эстетической, культуры учащихся, и* эстетического вкуса. ,
Содержание диссертации отражено в следующих публикациях автора:
1. Некоторые аспекты формирования эстетических вкусов у участников хоровой самодеятельности/ВГИК.- Воронеж. - 1986.25 е.- Ейблиогр.:12 назв.-(Рук.деп. в Ш10 Информкультура Гос.б-ки СССР им.В.И.Ленина, № 1401).
2. Формирование эстетической культуры участников хоровой самодеятвлъности/УЦроблеш культуры в условиях Сибири г перестройки (Тезисы докладов республиканской научной конференции). - Кемерово, 1390. - Ч.Ш. - С.118-120.
3. К вопросу о формировании эстетической культуры учащихся профтехучилищ //Демократия как важнейшее условие развития культуры (Тезисы республиканской научно-практической, конференции). - Барнаул, 1990. - С.122-124.
4. К вопросу о совершенствовании подготовки руководителей хоровых самодеятельных коллективов//Цроблемы совершенствования профессиональной подготовка кадров и их закрепление в условиях перестройки культурно-просветительной работы (Тезисы межвузовской научной конференции).-Тамбов,1990.-С.336-337.
5. К проблеме музыкального воспитания молодеки//Роль искусств в воспитании творческой личности (Тезисы республиканской, научно-практической конференции).-Кировоград,1990.-С.77-78.